Пересказ сказки заколдованное место краткий пересказ

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страница 169размышляем о прочитанном1. кто главный герой произведения заколдованное место?главный

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 169

Размышляем о прочитанном

1. Кто главный герой произведения «Заколдованное место»?

Главный герой рассказа дед Максим.

2. Верите ли вы в то, что это случилось на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что реальным?

Мне не верится, что всё описанное автором могло произойти на самом деле.

Он правдиво описал образ жизни казаков, но фантастическим мне показалось перемещение деда на заколдованное место и описание нечистой силы, там им встреченной.

3. Постарайтесь пересказать быль близко к тексту, передавая особенности речи персонажей.

Пересказ рассказа «Заколдованное место» для 5 класса.

Рассказчику Фоме было тогда лет 11 и он был дурень. Любил баловать. Однажды отец мальчика уехал в Крым продавать табак. Дома остались мать, дед, да три брата.

Однажды к ним приехали чумаки. Дед встретил много знакомых и обрадовался. Он угощал чумаков дынями, называл их собачьими детьми и звал танцевать. Потом дед сам решил показать, как надо танцевать, и пошёл вывёртывать ногами.

Но возле грядки с огурцами у него перестал получаться сложный вихорь. Дед заругался, помянул сатану, и вдруг оказался в пустом месте. Он увидел вдали лес, голубятню, гумно и наткнулся на дорожку. Чуть в стороне, на могиле, горела свеча. Дед понял, что там спрятан клад. Он пометил могилку и пошёл домой, так как не было у него с собой ни заступа, ни лопаты.

На другой день дед взял инструмент и пошёл искать могилку. Но никак не мог найти нужное место. Если было видно голубятню, исчезало гумно, и наоборот. Начался дождь и дед, ругаясь страшными словами, вернулся домой.

На другой день он ходил по баштану, прикрывая арбузы, вновь вступил на проклятое место и ударил в сердцах заступом. И опять оказался в поле. Он быстро нашёл нужную могилу и начал обкапывать камень, лежавший на ней.

Откинув камень, дед решил перекурить, и тут кто- рядом так сильно чихнул, что забрызгал деда. Тот оглянулся, но вокруг не было никого. Дед стал копать могилу и вскоре вырыл котел.

— А, голубчик, вот ты где! — воскликнул дед.

А эти его слова тут же повторили птичий нос, баранья голова и медведь.

Деду стало страшно. Вокруг стояла ночь, не было видно ни звёзд, ни месяца. А из-за горы, что нависла над дедом, мигала харя красными очами.

Дед бросился было прочь, но оглянулся и увидел, что всё стихло. Он вернулся и с большим трудом вытащил котёл. Схватив его, дед бросился бежать со всех ног.

А на хуторе его уже потеряли. Мать вышла во двор и увидела, как над забором плывёт кухва. Она решила, что то балуют хлопцы, и вылила туда горячие помои.

С криком выскочил обожжённый дед. А в котле нашёлся лишь сор и грязь. С тех пор заклял дед внуков верить чёрту.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художника Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

Я не совсем так представляла себе заколдованное место, как его изобразил художник. Мне оно кажется более страшным.

Устное описание заколдованного места для 5 класса

Это кусок поля возле тёмного леса. Возле узкой тропинки стоит могильный холм, на нём горит свеча. Огромный камень лежит рядом с могилой, а дед орудует заступом.

Небо черно, нет ни звёзд, ни месяца, вокруг чёрные провалы. В могиле виден котёл. На котле сидит птичий нос. На макушке дерева сидит баранья голова. Из лесу выглядывает медведь. Перед могилой огромная гора. В ней раскрыты огромные алые провалы глаз. Кажется, она сейчас схватит маленького деда и сожрёт за милую душу.

Фонохрестоматия Гоголь «Страшная месть»

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоциональная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?

Описание Днепра написано прозой, но его можно назвать стихотворением в прозе.

В этом описании нет рифмы, зато присутствует протяжный ритм, делающий чтение почти пением.

Автор использует в описании много литературных приёмов, характерных для стихотворения: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Актёр красиво выделяет интонацией разные моменты описания. В начале его голос добродушный, восторженный, он любуется спокойными прибрежными водами.

Описывая середину реки, актёр добавляет в голос почтения, восхищения, уважения силой и величием Днепра.

Описывая ночной Днепр, актер словно рассказывает сказку, ведь этот отрывок напоминает её. Чего стоит рассказ о звёздах, удерживаемых Днепром, как стариком-великаном.

Описывая непогоду, голос актёра тревожно дрожит, тон повышается. Он пытается передать, как может быть страшен рассерженный старый Днепр.

2. Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами «и вышел из неё колдун»?

Появлению колдуна предшествует описание бушующего Днепра. Актёр нагнетает тревогу, говоря, что никто не решается плыть по реке в такую погоду. Он заставляет слушателя переживать о том, кто же в лодке, гадать, грозит ли путнику опасность.

Тревога, вызванная ощущением тайны, нарастает. Это кульминация эпизода.

Но появление колдуна разрушает тайну, исчезает тревога слушателя. За колдуна нет смысла волноваться и тревожиться.

3. Прочитайте повесть «Страшная месть».

Прочитать краткое содержание повести «Страшная месть», можно перейдя по ссылке.

AVvXsEirHtIkN6atY617g9Fks8nO olS0MQCsPXrYl833SH15ng6jF18H BxQbbBjWcLAodqvqRQB9OkiyRwUNikeAnAgCmyyC9ITR2bDkgHnI58aWnR3vPHwy9mDaRrSA4nW4Jn9HDy9rLYWmuvADXg38DMg2DBJjnY0bN8cAxLoEoZkDI5p5y LTOIJ3Pg4w=w400 h276

Краткое содержание повести Гоголя «Заколдованное место»

Другие персонажи

Рассказчик – дьячок, который рассказал историю из своего детства.

Семья рассказчика – отец, торговавший табаком, мать и трое братьев.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Заколдованное место»
  • для самых компанейских — Главные герои «Заколдованное место»
  • для самых крутых — Читать «Заколдованное место» полностью

Гоголь «Заколдованное место» очень кратко

Краткое содержание Заколдованное место Гоголь для читательского дневника:

Главный герой, уже пожилой человек, вспоминает историю из своего детства. Дед главного героя, украинский крестьянин Максим, выращивал арбузы и дыни.

Однажды старик пригласил к себе знакомых торговцев (чумаков). Угостив приятелей дынями, дед решил потанцевать для них прямо на огороде. Весело танцуя, старик дошел до какого-то “заколдованного места”, где ноги вдруг отказались двигаться и стали как деревянные. Старик еще раз попытался станцевать на “заколдованном месте”, но снова неудачно.

Закончив танец, дед вдруг услышал смех за спиной. Оглянувшись, он увидел, что “нечистая сила” занесла его в другой конец села – к огороду попа. Старик заметил, что неподалеку на могилке загорелась свеча. Дед решил, что там зарыт клад. На следующий вечер старик взял лопату и пошел за кладом. Он долго искал место с могилкой, но так и не нашел его и вернулся домой ни с чем.

На следующий день дед, обходя грядки, подошел к “заколдованномму месту”, где ему тогда не удалось потанцевать. Дед проворчал проклятие и в сердцах ударил лопатой по земле. Внезапно старик снова очутился у могилки с кладом. Радостный старик тут же начал копать клад. Тем временем “нечистая сила” как будто решила запугать его: кто-то чихнул ему в лицо, затем разные животные начали говорить и т.д. Старик испугался, но продолжил копать и наконец отрыл котел с кладом.

Принеся находку домой, дед обнаружил, что в котле вместо золота лежит мусор. С этих пор старик решил больше не верить “нечистой силе”. После этого случая дед огородил “заколдованное место” и велел сбрасывать туда только сорняки. Позже соседи взяли огород деда в аренду и собирали отличный урожай, но на “заколдованном месте” никогда не росло ничего хорошего (там росло “черт знает что такое”).

Краткое содержание

Рассказчик, дьячок одной церквушки, рассказал историю, которая произошла с ним в раннем детстве. Отец его вместе с трехлетним братом отправился в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех сыновей и старика-деда стеречь баштан. Это было прибыльное дело – «проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею». Жители соседних хуторов часто носили в обмен индеек, кур, яйца. Словом, семье жилось весьма неплохо.

Дед рассказчика больше всего любил, когда по дороге проезжали возы чумаков. Это были видавшие виды путешественники, пересмотревшие немало на своем веку. Любой из них «пойдет рассказывать — только уши развешивай».

Однажды у деда Максима на привал остановились знакомые ему чумаки. На радостях он угостил каждого медовой дыней, и велел внукам развлечь гостей веселыми танцами. Вскоре старик сам не выдержал, и принялся выделывать такие коленца, что чумаки только диву давались. Но неожиданно, дойдя до определенного места, ноги его словно деревенели и сами собой останавливались. Упрямый дед Максим «пустился снова и начал чесать дробно, мелко, любо глядеть; до середины — нет! не вытанцывается, да и полно!».

Услышав смех, дед оглянулся, и понял, что нечистая сила сыграла с ним злую шутку и перенесла на самый конец села, в огород попа. Заметив зажженную свечку подле могилки, Максим смекнул, что там, должно быть, зарыт клад. Он отметил место большой веткой дерева, и отправился домой. На следующий день старик пришел сюда с лопатой, но так и не нашел заветное место, как ни старался. Нечистая сила водила его кругами, а после начался сильный дождь.

Тогда Максим подошел к заколдованному участку на своем огороде, и «ударил в сердцах заступом». Он вновь оказался возле могилки, и принялся копать землю. Но нечистая сила не оставляла в покое старика – кто-то постоянно чихал, гудел, трещал под самым его ухом, из темноты появились звериные головы, которые его дразнили. Максим не на шутку испугался – «боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него». Однако он продолжал настойчиво копать, и вскоре отрыл котел с кладом.

Максим схватил свою добычу, и что есть силы припустил домой, прочь от страшного места. Когда же довольный старки принес котел домой, то оказалось, что в нем лежало не золото, а «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое». После этого случая дед «загородил плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана». При малейшем же подозрении на странные явления, он осенял все крестным знаменем, и шептал слова молитвы. Позже соседи арендовали у Максима огород, но на том проклято месте ничего хорошего у них не росло.

Читать краткое содержание Заколдованное место Гоголя

Главным рассказчиком этого произведения является дьяк Фома. Он вместе с читателями в своем рассказе отправляется в далекое прошлое, где с его близким родственником произошли удивительные вещи, природу которых Фома, даже спустя такой длительный промежуток времени, не сумел объяснить.

Однажды, когда Фома был еще совсем ребенком, произошла очень странная и одновременно интересная история. Его отец отправился на заработки вместе с сыном, поэтому они некоторое время жили с матерью, дедом и братьями. Его дед был человеком своеобразным, он значительно отличался от других, видимо, поэтому именно с ним приключилась такая история.

Дед в свое свободное время стеречь баштан. Дело это весьма прибыльное, не отнимает много сил, всегда можно развлечь себя разговорами с прохожими и покупателями. Так и случилось в один из вечеров. В один из дней, за разговором с покупателями, дед Фомы пустился в пляс. Видимо, среди проезжавших людей оказалось много его знакомых и товарищей. Мало того, дед еще и заставил участвовать внуков в этом маскараде.

Войдя во вкус, дед продолжал активные движения ногами, но вдруг он понял, что он не смог двигаться дальше. Внезапно, он оказался совершенно в другом месте. Те, кто принимали участие в разговоре и внуки куда-то непонятным образом исчезли. Дед запаниковал, место было совершенно не знакомым ему ранее. Он слышал какой-то непонятный смех, шел мимо старого кладбища, видел ужасающие картины. Поздно ночью он вернулся домой.

На следующий день он взял с себя слово понять, где находится это место и разобраться, что здесь не так.

Он взял с собой лопату и отправился исследовать место, чтобы разобраться с тем непонятным случаем. Ввиду того, что внезапно начался дождь, дед решил оставить свою затею и возобновить поиски на следующий день.

На следующий день ближе к вечеру он идет копать огород, чтобы перекопать грядки. В ходе работы, разозлившись, он ударяет с силой заступом по земле. Вдруг, он опять оказывается в том самом несчастном поле. Он оказался недалеко от могилы. На ней находился камень. Он решил прикурить, но услышал какие-то подозрительные звуки, будто кто-то чихнул рядом с его головой. Опять дед увидел страшные картины. Перед ним говорили животные, баранья голова, происходили ужасные вещи, которые не поддавались объяснению. Дед не на шутку испугался. Он хотел было бежать, но ноги не слушались его. Дед выбросил котел, и вдруг все стало так, как было до этого происшествия. Он, не мучая уже себя объяснениями и догадками причины того, что с ним произошло, бросился бежать.

К тому времени родственники и близкие уже стали бить тревогу, потому что не могли найти деда. Они недоумевали, как мог пропасть человек, который еще накануне был абсолютно здоров и пребывал в хорошем расположении духа. Но произошло очень странное событие и здесь. После ужина, когда мать нашего рассказчика пошла выносить мусорное ведро, она обнаружила нашего героя в бочке. Дети, думая, что бочка пуста, игрались с ней и дурачились. Когда мать захотела вылить мусорное ведро в бочку и обнаружила там деда, она долго не могла прийти в себя после случившегося. После всего этого дед стал с опаской ходить мимо странного места, через какое-то время он огородил его забором, чтобы никто не попал в такую же странную и непонятную историю

Голосов: 234
Читать краткое содержание Заколдованное место. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Сюжет повести «Заколдованное место» за 3 минуты

Заколдованное место Гоголь краткое содержание:

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами.

Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой.

На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «чёрт знает что такое!».

Это интересно: Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Невского проспекта». Как и в других повестях цикла, Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе.

План для пересказа

Рассказ о заколдованном месте короткий и не имеет разделения на главы. Но для удобства можно условно разделить его на несколько частей, чтобы составить план для пересказа:

«Отелло» краткое содержание пьесы Шекспира – читать пересказ онлайн

  • Дед и его курень.
  • Приезд чумаков и танцы.
  • Проклятое место и могилка со свечой.
  • Неудачные поиски того самого места.
  • Снова у могилки: извлечение клада.
  • Страшные игры нечистой силы.
  • Что на самом деле оказалось в котле.

Краткое содержание «Заколдованное место»

Рассказ «Заколдованное место» Гоголя был написан в 1830 году. Произведение вошло в знаменитый сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Увлекательная, мистическая сказка повествует о том, как простому сельскому жителю довелось встретиться с нечистой силой и стать жертвой ее издевательств.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Заколдованное место» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезным и для читательского дневника.

kuchmina nadegda 100

Главные герои

Максим – дед рассказчика, державший баштан, активный, веселый, любопытный старик, которому довелось на своем веку повстречаться с нечистой силой.

Другие персонажи

Рассказчик – дьячок, который рассказал историю из своего детства.

Семья рассказчика – отец, торговавший табаком, мать и трое братьев.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Рассказчик, дьячок одной церквушки, рассказал историю, которая произошла с ним в раннем детстве. Отец его вместе с трехлетним братом отправился в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех сыновей и старика-деда стеречь баштан. Это было прибыльное дело: «проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею» . Жители соседних хуторов часто носили в обмен индеек, кур, яйца. Словом, семье жилось весьма неплохо.

Дед рассказчика больше всего любил, когда по дороге проезжали возы чумаков. Это были видавшие виды путешественники, пересмотревшие немало на своем веку. Любой из них «пойдет рассказывать — только уши развешивай» .

Однажды у деда Максима на привал остановились знакомые ему чумаки. На радостях он угостил каждого медовой дыней и велел внукам развлечь гостей веселыми танцами. Вскоре старик сам не выдержал и принялся выделывать такие коленца, что чумаки только диву давались. Но неожиданно, дойдя до определенного места, ноги его словно деревенели и сами собой останавливались. Упрямый дед Максим «пустился снова и начал чесать дробно, мелко, любо глядеть; до середины — нет! не вытанцовывается, да и полно!» .

Услышав смех, дед оглянулся и понял, что нечистая сила сыграла с ним злую шутку и перенесла на самый конец села, в огород попа. Заметив зажженную свечку подле могилки, Максим смекнул, что там, должно быть, зарыт клад. Он отметил место большой веткой дерева и отправился домой. На следующий день старик пришел сюда с лопатой, но так и не нашел заветное место, как ни старался. Нечистая сила водила его кругами, а после начался сильный дождь.

Тогда Максим подошел к заколдованному участку на своем огороде, и «ударил в сердцах заступом» . Он вновь оказался возле могилки и принялся копать землю. Но нечистая сила не оставляла в покое старика – кто-то постоянно чихал, гудел, трещал под самым его ухом, из темноты появились звериные головы, которые его дразнили. Максим не на шутку испугался: «боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него» . Однако он продолжал настойчиво копать, и вскоре отрыл котел с кладом.

Максим схватил свою добычу и что есть силы припустил домой, прочь от страшного места. Когда же довольный старик принес котел домой, то оказалось, что в нем лежало не золото, а «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое» . После этого случая дед это место «загородил плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана» . При малейшем же подозрении на странные явления он осенял все крестным знамением и шептал слова молитвы. Позже соседи арендовали у Максима огород, но на том проклятом месте ничего хорошего у них не росло.

Заключение

Повесть Гоголя увлекает с первой минуты самобытным народным сюжетом, неожиданными поворотами и мистической составляющей. Главная мысль повести проста: богатство, полученное от нечистой силы, не принесет ничего хорошего.

После ознакомления с кратким пересказом «Заколдованного места» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание повести «Заколдованное место» Н. В. Гоголя

Рассказ Гоголя «Заколдованное место» входит в цикл его цельного произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». В рассказе повествуется об истории жизни деда, который попал в очень загадочные обстоятельства. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Заколдованного места». Рассказ ведется от лица дьяка Фомы. С момента происшествия прошло уже немало лет.

  1. Основные персонажи повести
  2. Гоголь «Заколдованное место» очень кратко
  3. Короткий пересказ «Заколдованного места» Гоголя
  4. Сюжет повести «Заколдованное место» за 3 минуты
  5. Видео краткое содержание Заколдованное место Гоголь

Основные персонажи повести

  • Дедушка Максим – главный герой «Заколдованного места», веселый и шустрый старичок. Это добрый, общительный человек, очень любит веселье, шутки, всяческие проказы. Всем сердцем любит своих внуков, нежной и искренней любовью, и внуки платят ему той же монетой. Весельчак и балагур, дед Максим любит поплясать. Однажды, во время пляски, он обнаружил заколдованное место, и сразу решил, что там должен быть клад. Клад-то он нашел, пережив минуты страха, но все это богатство превратилось в мусор. Умный дед понял, что свое благополучие надо заработать собственным трудом.
  • Заколдованное место – место, которое ввело в искушение деда Максима, также можно назвать в «Заколдованном месте» героем, оно живет своей жизнью, и обладает определенными способностями. В описании Гоголя, оно выглядит забавным и игривым существом, которое любит пошутить и посмеяться над кем-либо, в этом случае – над дедом Максимом. Оно не злобное и не жестокое, не приносит никакого вреда. Скорее всего, оно учит тому, что не надо надеяться на случай, а действовать самому, чтобы своим трудом добиваться всего, чего пожелаешь.
  • Чумаки – бывалый народ, занимающийся торговлей. Веселые, кампанейские люди, которые любят побалагурить, вспомнить былое. В основном, знакомые деда Максима. При встрече со своим давним знакомым, сразу пускаются в воспоминания, рассказывают о новостях. Взаимно рады встрече, дед почует чумаков полдником и дынями со своей бахчи, а чумаки его – новыми рассказами.
  • Внуки деда Максима – мальчишки, любимые внучата дедушки. Очень любят своего старика, знают все его слабости, относятся к нему снисходительно, как к маленькому. Он им очень дорог, они его уважают и чтят. Внуки ценят в нем его бесхитростность и добродушие, открытый и дружелюбный нрав. Они во многом берут с него пример, и учатся у него жизни.

Гоголь «Заколдованное место» очень кратко

Краткое содержание Заколдованное место Гоголь для читательского дневника:

Главный герой, уже пожилой человек, вспоминает историю из своего детства. Дед главного героя, украинский крестьянин Максим, выращивал арбузы и дыни.

Однажды старик пригласил к себе знакомых торговцев (чумаков). Угостив приятелей дынями, дед решил потанцевать для них прямо на огороде. Весело танцуя, старик дошел до какого-то “заколдованного места”, где ноги вдруг отказались двигаться и стали как деревянные. Старик еще раз попытался станцевать на “заколдованном месте”, но снова неудачно.

Закончив танец, дед вдруг услышал смех за спиной. Оглянувшись, он увидел, что “нечистая сила” занесла его в другой конец села – к огороду попа. Старик заметил, что неподалеку на могилке загорелась свеча. Дед решил, что там зарыт клад. На следующий вечер старик взял лопату и пошел за кладом. Он долго искал место с могилкой, но так и не нашел его и вернулся домой ни с чем.

На следующий день дед, обходя грядки, подошел к “заколдованномму месту”, где ему тогда не удалось потанцевать. Дед проворчал проклятие и в сердцах ударил лопатой по земле. Внезапно старик снова очутился у могилки с кладом. Радостный старик тут же начал копать клад. Тем временем “нечистая сила” как будто решила запугать его: кто-то чихнул ему в лицо, затем разные животные начали говорить и т.д. Старик испугался, но продолжил копать и наконец отрыл котел с кладом.

Принеся находку домой, дед обнаружил, что в котле вместо золота лежит мусор. С этих пор старик решил больше не верить “нечистой силе”. После этого случая дед огородил “заколдованное место” и велел сбрасывать туда только сорняки. Позже соседи взяли огород деда в аренду и собирали отличный урожай, но на “заколдованном месте” никогда не росло ничего хорошего (там росло “черт знает что такое”).

Читайте также Заколдованное место полностью.

Короткий пересказ «Заколдованного места» Гоголя

Н. В. Гоголь Заколдованное место краткое содержание:

Главным рассказчиком этого произведения является дьяк Фома. Он вместе с читателями в своем рассказе отправляется в далекое прошлое, где с его близким родственником произошли удивительные вещи, природу которых Фома, даже спустя такой длительный промежуток времени, не сумел объяснить.

Однажды, когда Фома был еще совсем ребенком, произошла очень странная и одновременно интересная история. Его отец отправился на заработки вместе с сыном, поэтому они некоторое время жили с матерью, дедом и братьями. Его дед был человеком своеобразным, он значительно отличался от других, видимо, поэтому именно с ним приключилась такая история.

Дед в свое свободное время стеречь баштан. Дело это весьма прибыльное, не отнимает много сил, всегда можно развлечь себя разговорами с прохожими и покупателями. Так и случилось в один из вечеров. В один из дней, за разговором с покупателями, дед Фомы пустился в пляс. Видимо, среди проезжавших людей оказалось много его знакомых и товарищей. Мало того, дед еще и заставил участвовать внуков в этом маскараде.

Войдя во вкус, дед продолжал активные движения ногами, но вдруг он понял, что он не смог двигаться дальше. Внезапно, он оказался совершенно в другом месте. Те, кто принимали участие в разговоре и внуки куда-то непонятным образом исчезли. Дед запаниковал, место было совершенно не знакомым ему ранее. Он слышал какой-то непонятный смех, шел мимо старого кладбища, видел ужасающие картины. Поздно ночью он вернулся домой.

На следующий день он взял с себя слово понять, где находится это место и разобраться, что здесь не так.

Он взял с собой лопату и отправился исследовать место, чтобы разобраться с тем непонятным случаем. Ввиду того, что внезапно начался дождь, дед решил оставить свою затею и возобновить поиски на следующий день.

На следующий день ближе к вечеру он идет копать огород, чтобы перекопать грядки. В ходе работы, разозлившись, он ударяет с силой заступом по земле. Вдруг, он опять оказывается в том самом несчастном поле. Он оказался недалеко от могилы. На ней находился камень. Он решил прикурить, но услышал какие-то подозрительные звуки, будто кто-то чихнул рядом с его головой. Опять дед увидел страшные картины.

Перед ним говорили животные, баранья голова, происходили ужасные вещи, которые не поддавались объяснению. Дед не на шутку испугался. Он хотел было бежать, но ноги не слушались его. Дед выбросил котел, и вдруг все стало так, как было до этого происшествия. Он, не мучая уже себя объяснениями и догадками причины того, что с ним произошло, бросился бежать.

К тому времени родственники и близкие уже стали бить тревогу, потому что не могли найти деда. Они недоумевали, как мог пропасть человек, который еще накануне был абсолютно здоров и пребывал в хорошем расположении духа. Но произошло очень странное событие и здесь. После ужина, когда мать нашего рассказчика пошла выносить мусорное ведро, она обнаружила нашего героя в бочке.

Дети, думая, что бочка пуста, игрались с ней и дурачились. Когда мать захотела вылить мусорное ведро в бочку и обнаружила там деда, она долго не могла прийти в себя после случившегося. После всего этого дед стал с опаской ходить мимо странного места, через какое-то время он огородил его забором, чтобы никто не попал в такую же странную и непонятную историю.

Это интересно: Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Сжатый пересказ будет полезен ученикам 5 и 6 класса при подготовке к урокам литературы.

Сюжет повести «Заколдованное место» за 3 минуты

Заколдованное место Гоголь краткое содержание:

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами.

Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой.

На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «чёрт знает что такое!».

Это интересно: Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Невского проспекта». Как и в других повестях цикла, Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе.

Видео краткое содержание Заколдованное место Гоголь

Данный рассказ Николая Васильевича Гоголя учит не доверять тому, что недоступно нашему сознанию, не совершать каких-то действий, которые имеют непонятное происхождение. Простой русский мужик хотел понять, что произошло с ним обычным летним вечером, но он не учел природы всех этих действий и событий. К таким загадочным и до конца непонятным событиям стоит относиться с большой осторожностью. Не стоит проявлять большой интерес к тому, чего до конца не понимаешь.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 3 августа 2018 г.

Гоголь Н. «Заколдованное место»

Гоголь Н. В. сказка «Заколдованное место»

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки «Заколдованное место» и их характеристика

  1. Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  2. Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  3. Мать рассказчика. Вылила на деда помои.

План пересказа сказки «Заколдованное место

  1. Дьячок начинает рассказ
  2. Дед и его курень
  3. Приезд чумаков
  4. Танцы
  5. Заколдованное место
  6. Могила со свечой
  7. Поиски могилы
  8. Снова у могилы
  9. Страх и ужас
  10. Извлечение котла
  11. Горячие помои
  12. Мусор в котле.
  13. Не верь нечистой силе.

Кратчайшее содержание сказки «Заколдованное место» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги.
  2. Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался.
  3. Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад.
  4. Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы.
  5. Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой.
  6. Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.

Главная мысль сказки «Заколдованное место»
Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

Чему учит сказка «Заколдованное место»
Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

Отзыв на сказку «Заколдованное место»
Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

Пословицы к сказке «Заколдованное место»
Силен черт, да воли нет.
Было бы болото, а черти будут.
Связался с чертом — пеняй на себя.
Богу молись и черту фиги не показывай.
Не так страшен черт, как его малюют.

Незнакомые слова в сказке «Заколдованное место»
Чумак — возчик
Баштан — бахча
Кавун — арбуз
Левада — огород
Хустка — платок
Кухва — бочка

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Заколдованное место»
Дьячок рассказывает случай из молодости.
Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата. На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами.
Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать. Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит — не получается.
Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку. Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась — клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился.
На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти. А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами.
На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.
Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал.
Поворачивается дед — никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. «Вот ты где, голубчик» — говорит. И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют.
Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная — ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице. Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало.
Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился.
А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед. Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает.
Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь — а это дед.
Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает. Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать.
Хорошие там арбузы выросли.

«Заколдованное место» — краткое содержание повести Н.В. Гоголя

Краткое содержание

По задумке Гоголя, все рассказы из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» собрал и издал пасечник Рудый Панько. О заколдованном месте ему кратко и ёмко поведал дьячок одной из церквей, Фома Григорьевич, которому было всего около одиннадцати лет, когда с его дедом Максимом произошла эта загадочная история.

В начале весны отец Фомы поехал в Крым продавать табак, взяв с собой трёхгодовалого сына, чтобы приучать чумаковать. Фома с двумя братьями остался на попечении матери и деда. Дед засеял баштан у дороги и на лето перешёл жить в курень. Дети поселились с ним — гонять воробьёв по баштану.

Каждый день мимо проезжали чумаки. Они останавливались поговорить с дедом, который уже был для них старым знакомым. В очередной раз под вечер у дороги остановились шесть возов. Чумаки сели в круг впереди куреня, чтобы покурить люльки, поесть дыню и поговорить. Дед велел внукам, чтобы те поиграли на сопелке, потанцевали, гостей потешили, да не удержался — сам пустился в пляс, захотелось ему прихвастнуть перед чумаками.

Плясал он отменно, выделывая самые удивительные кренделя по всему гладкому месту возле грядки с огурцами. Но как добрался до середины — дальше не вытанцовывалось, ноги не поднимались, будто деревянные стали, как ни пытайся, как ни снова не начинай. Заругался дед на сатану и на проклятое место, но в это время сзади кто-то засмеялся. Старик оглянулся: баштан и чумаки исчезли, а вместо этого оказался он в другом месте, где с одной стороны виднелась голубятня у попа в огороде, а с другой — гумно здешнего писаря. Вот куда заволокла его нечистая сила.

В поисках выхода в темноте дед наткнулся на дорожку и пошёл по ней, но в это время заметил в стороне могилу, на которой вспыхнула свечка, вдали — другая. Согласно поверьям, это было верным знаком, что здесь находится клад. Но у старика не было с собой ни заступа, ни лопаты, чтобы копать, поэтому он только навалил на могилку ветку дерева, чтобы узнать её в следующий раз. Домой он вернулся поздно, когда чумаки уже уехали, а дети спали. Один из ребят, Остап, задал ему вопрос, куда его черти унесли, но он только улёгся и захрапел.

На другой день, когда стало смеркаться, старик отправился к могиле с заступом и лопатой, чтобы выкопать клад. Долго бродил, но не смог найти нужное место: то голубятня виднелась, а гумно — нет, то наоборот. Ещё и дождь полил. Дед вернулся домой злой и вымокший, ругая чёрта последними словами.

На третий день старик уже спокойно ходил по баштану, прикрывая лопухом арбузы, смастерил из дерева пищик и играл на нём, дал детям забавляться с дыней, причудливо свернувшейся в три погибели. Но всё же мысли о кладе не давали ему покоя.

Под вечер он, пойдя с заступом прокопать ещё одну грядку для тыкв, вернулся на проклятое место, где не вытанцовывалось, и в сердцах ударил заступом. Сразу же он снова оказался на том месте, где с одной стороны была голубятня, а с другой — гумно. Он увидел и могилку со свечкой, и ветку, которую сам навалил для приметы. Поскольку теперь он был с заступом, то мог выкопать клад.

На могилке лежал огромный камень, заросший травой, который непросто было пихнуть, но деду это удалось. В это время началась какая-то чертовщина: сначала, когда старик остановился понюхать табаку, сверху кто-то чихнул так, что деревья покачнулись, а деду обрызгало лицо. Он решил, что чёрту, видно, не нравится табак.

Затем, когда дед продолжил копать и наткнулся на котёл с богатством, он вскричал: «А, голубчик, вот где ты!», но эту фразу стали вслед за ним повторять птичий нос у котла, баранья голова с высокого дерева и медведь, высунувший из-за дерева своё рыло. Они эхом повторяли и другие слова деда.

Испугался тогда он, тем более что ночь была очень тёмная, без звёзд и месяца, над головой будто свесилась гора, а из-за неё выглядывала какая-то морда: нос, как мех в кузнице, огромные ноздри и губы, выкатившиеся наверх красные очи и высунутый язык, как будто она дразнила деда. Он чуть было не бросил котёл, но в последний момент пересилил себя, решив, что нечистая сила всего лишь его запугивает. Он схватил находку и что есть духу припустился домой, чувствуя, будто сзади что-то бьёт его прутьями по ногам.

Как и накануне, дети не могли дождаться деда, поэтому сели ужинать без него, когда с хутора вернулась мать и принесла горячие галушки. После еды мать вымыла посуду и не знала, куда вылить помои, как вдруг увидела, что идёт прямо к ней бочка. Не разглядев в темноте, она решила, что это ребятишки шалят, подталкивая бочку сзади, и вылила прямо туда горячие помои с корками арбузов и дыни. Но это оказался дед, несущий впереди себя котёл. Он вскрикнул басом, но утёрся и поставил перед собой котёл, обещая внукам, что уж теперь-то они заживут богато, будут есть бублики и ходить в золотых жупанах.

Но когда открыли котёл, оказалось, что там не золото, а стыдно сказать, что такое: сор, дрязг… Дед плюнул, выбросил котёл и с тех пор всегда говорил, что нельзя никогда верить чёрту: обязательно обманет нечистая сила. После того, если он слышал, что в ином месте водится что-то странное, начинал он то место усиленно крестить. Ту проклятую территорию, где не вытанцовывалось, он огородил плетнем и приказал бросать туда любой бурьян и мусор.

Позже эту землю нанимали соседние казаки: здесь вырастал хороший урожай, но на заколдованном месте, даже если его тщательно засеивали, никогда не было ничего хорошего. Всходило непонятно что — то ли арбуз, то ли тыква, разобрать невозможно.

План для пересказа

Рассказ о заколдованном месте короткий и не имеет разделения на главы. Но для удобства можно условно разделить его на несколько частей, чтобы составить план для пересказа:

  1. Дед и его курень.
  2. Приезд чумаков и танцы.
  3. Проклятое место и могилка со свечой.
  4. Неудачные поиски того самого места.
  5. Снова у могилки: извлечение клада.
  6. Страшные игры нечистой силы.
  7. Что на самом деле оказалось в котле.

Главные герои

Главным героем произведения Гоголя «Заколдованное место» является дед Максим. Это пожилой, но всё же крепкий старик, который, по словам рассказчика, был человеком весёлым, задорным, жизнерадостным и интересным. Он хозяйственный и хорошо присматривает за своим баштаном. Любит повеселиться, пошутить, иногда — прихвастнуть. Отличается дружелюбием и гостеприимством, угощает гостей дынями и старается всячески их развеселить. Обожает слушать рассказы приезжающих чумаков: для него это всё равно, что голодному галушки. Также любит понюхать хорошего табаку.

Своих внуков старик называет «собачьи дети», порой ворчит и бранится, но ясно, что все они его любимцы. Именно для них он старался принести клад, чтобы купить им бублики и золотые жупаны. Внуки тоже любят его в ответ. Иногда он не прочь подшутить над ними.

Яркости образу деда придаёт его необычная и колоритная манера речи. Его можно назвать смелым и отчаянным человеком, он не боится даже чёрта, ругает и проклинает нечистую силу: «А, шельмовский сатана!». Старик привык всегда доводить начатое дело до конца: оставив клад, на другой день он никак не может забыть об этом.

Можно сказать, что дед Максим в некоторых моментах является комичным персонажем: например, когда он ползёт к дому с котлом в руках, будто бочка лезет, а мать выливает на него помои, он выглядит забавно. В произведении присутствуют и другие персонажи, которые являются второстепенными:

  1. Внуки деда. Одиннадцатилетний Фома, Остап и ещё один их брат — озорные мальчишки, которые гоняют по баштану воробьёв и живут в раздолье, наедаясь за день огурцов, дынь, репы, арбузов. Беспокоятся о деде, когда он надолго пропадает куда-то.
  2. Мать мальчишек. Рабочая и хозяйственная женщина, которая приходит к детям из хутора и приносит им горшок горячих галушек. По ошибке вылила на деда помои.
  3. Чумаки Болячка, Крутотрыщенко, Печерыця, Ковелек, Стецько и другие. Весёлые рассказчики, которые хорошо знают деда, не прочь отдохнуть перед его куренем, покурить люльки и поговорить, хотя порой беседа может растянуться на несколько часов.

Анализ и главная мысль

Прочитав краткое содержание «Заколдованного места» Гоголя, можно определить, что это литературный мистический сказочный рассказ. Однако автор утверждает, что это быль, рассказанная дьячком церкви.

Николай Васильевич Гоголь был хорошо знаком с фольклором, поэтому в основу произведения ложатся поверья, мифы и легенды о «заколдованных обманных местах», которые присутствуют в культуре многих народов мира. Так, у славян имелось поверье, что на кладбище можно найти клады, если над могилой с богатством загоралась свеча.

По современным понятиям заколдованное место можно назвать аномальным: в нём пространство и время изменяют свои физические свойства. Дед приписывает это нечистой силе. У аномальной зоны тоже есть собственный характер, так что в какой-то мере она является ещё одним главным героем: она не несёт людям особого зла, но шутит над человеком, играет с ним, то скрываясь, то появляясь, запугивает, имея для этого немало средств, например, говорящие головы животных и чудища. Сюжет имеет свою композицию:

  1. Завязка: старик танцует и находит проклятое место.
  2. Развитие действия: попытки деда найти могилку со свечой.
  3. Кульминация: извлечение клада и запугивание человека нечистой силой.
  4. Развязка: сор и дрязг в котле.

Проведя для читательского дневника анализ «Заколдованного места» Гоголя, можно вынести главную мысль: нужно зарабатывать богатство своим трудом, а не гнаться за чем-то призрачным, что может посулить нечистая сила. Желание деда побыстрее обогатиться — наглядная иллюстрация того, что жажда обогащения и страсть к деньгам приводят к катастрофическим последствиям, а приобретённые нечистым способом средства могут превратиться в мусор.

Также из произведения можно сделать вывод, что в мире есть немало тайных и загадочных мест, но не стоит доверять нечистой силе. Ко всему странному и непонятному нужно относиться с большой осторожностью. К такой мысли приходит и дед Максим, который после этого случая становится более набожным, зарекается доверять чёрту и наказывает своим внукам поступать так же.

Автор пишет произведение простым языком, так что оно понятно каждому. Читая рассказ даже в сокращении в классе, можно почувствовать ощущение присутствия, будто любой читатель сам находится среди слушателей дьячка или переживает приключения дедушки.

Другое художественное средство, используемое автором, — описание природы, которое создаёт напряжённую и таинственную атмосферу. Например, читая, можно увидеть тёмную ночь без звёзд.

Кроме того, текст произведения уникален фольклорными особенностями, колоритен и самобытен. Его своеобразие заключается в достоверном отображении простой украинской жизни, бытовых ситуаций и народных характеров.

Образы полны жизненных красок и представлены с долей гоголевского остроумия и юмора.

Гоголь написал это произведение на русском языке, но обогатил его украинскими словами «баштан», «курень», «чумаки», «цыбуля» и другими, а также придал речи самих героев неповторимый колорит. Можно привести цитату русского писателя и публициста Дмитрия Быкова, который сказал: «Гоголевские „Вечера на хуторе близ Диканьки“ хоть и написаны по-русски, хранят мелодику украинской речи. По большому счёту это главная книга украинской литературы».

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

УКМ «Перспектива»

1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

  1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
  2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
  3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
  4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
  5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.

3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

Морозко хотел испытать падчерицу.

4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

Слова с ласкательными суффиксами:

Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

Этот герой — собака под столом.

Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

Опорные слова для пересказа:

Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Жизнь с мачехой.
  2. Требование мачехи.
  3. Падчерица под елью.
  4. Разговор с Морозко.
  5. Старик находит дочь.
  6. Предсказание собаки.
  7. Возвращение падчерицы.
  8. Старухина дочь и Морозко.
  9. Второе предсказание собаки.
  10. Мертвая старухина дочь.

9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса

Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

Сжалился Морозко над девушкой.

А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

Заголосила старуха, да только поздно.

10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

1

  • Пересказ сказки бременские музыканты
  • Пересказ сказки ашик кериб 4 класс по плану
  • Пересказ сказки андерсена ромашка
  • Пересказ сказки братьев гримм заяц и еж с выделением морали
  • Пересказ русской народной сказки гуси лебеди