Конспект по развитию речи в старшей группе
на тему «Зимушка-зима
Воспитатель: Демке К.А
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме,
учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к
поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные
(однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования.
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири,
снегопад,снежок.
Оборудование: сундучок
с заданиями; проектор; снежок
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций,
чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках
Ход занятия
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг,
и ты- мой друг
Дружно за
руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво
и покажите мне, что вы готовы к занятию.
^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский
сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была
волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
( ответ-зима)
я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима).
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам
свой подарок — сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в
сундучок).
Ребята, сколько здесь вопросов, загадок,
подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?
На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?
Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли
вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем — я слеплю снежок
из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.
Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная);
что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла);
что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю);
Молодцы, хорошо описали зиму!
3. Развитие связной речи
Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла
зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещит
мороз.
Зима пришла не с пустыми
руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки
нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно
слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем: —
Кто пришел к нам в гости? — Какое время года было до этого? — Чем зима накрыла
землю? — Какие подарки принесла зима? — Для чего людям нужны эти подарки? — Что
такое зимние забавы?
4. Физкультминутка «Зимой». Импровизация
движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы
шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На
коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим
мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
5. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:
Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы
запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте
внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о
гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)
Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело
столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а
«снежинки-загадки».
6. «Снежок — загадка» отгадывание
загадок:
Хоть сама — и снег и лёд,
А уходит — слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и
сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)
Мы — проворные сестрицы,
быстро бегать мастерицы, В дождь — лежим, в снег — бежим, уж такой у нас режим.
(Лыжи.)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые… (Снежинки)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
— Никто не поднимет.
Весна придет
— Он сам уйдет. (Сугроб)
Что за дворник удалой снег
сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей
поможем, и подскажем ей нужные слова.
7. Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки — серебристые………………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок!
Вот веселье для ребят — все сильнее……………………………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю
украсил…………………………………снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки,
снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово
«снег»)
Итог занятия —
Вспомните ребята, о чём мы говорили? — Что мы делали? — Что Вам понравилось
Перспективно – тематическое логопедическое планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы 2021 – 2022 гг.
Месяц/ дата
Тема недели
Развитие лексико – грамматических категорий
Развитие связной речи
Развитие фонетико –фонематических представлений и обучение грамоте
3 – я неделя Сентябрь
Детский сад.
Согласование существитель-ных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям
Развитие слухового внимания на неречевых звуках
4 – я неделя
Сентябрь
Игрушки
Образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением
Составление описательного рассказа о своей любимой игрушке
Развитие слухового внимания на речевых звуках
1 – я неделя
Октябрь
Осень
Согласование существительного и глагола в числе
Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге»
Звук и буква У.
2 – я неделя Октябрь
Овощи
Согласование существительных с глаголами
Составление описательного рассказа об овощах с помощью мнемотаблицы.
Звук и буква А.
3 – я неделя
Октябрь
Фрукты
Формирование умения выделять названия предметов, действий, признаков, обобщающих слов.
Составление описательного рассказа о фруктах с помощью мнемотаблицы
Звуки У-А
4 – я неделя
Октябрь
Деревья, грибы, ягоды
Образование прилагательных от существительных
Составление рассказа – описания по предметной картинке о деревьях (грибах, ягодах)
Звук и буква П
1– я неделя
Ноябрь
Наша Родина — Россия
Образование и употребление приставочных глаголов и различных предлогов.
Звук и буква О
2 – я неделя
Ноябрь
Перелетные птицы
Усвоение притяжательных местоимений МОЯ, МОЙ.
Пересказ рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин
Звук О. Буква О
3 – я неделя
Ноябрь
Одежда. Обувь. Головные уборы.
Образование притяжательных прилагательных, сложных слов
Составление описательного рассказа об одежде, обуви и головных уборах по мнемотаблице
Составление рассказа по картине «Утка с утятами»
Звук и буква И
4 – я неделя
Ноябрь
Домашние животные и птицы
Сочетание существительных муж и жен рода с прилагательными.
Усвоение изменения сущ. ед. числа во мн. и наоборот.
Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок»
Звук и буква М
1 – я неделя
Декабрь
Дикие животные
Образование притяжательных прилагательных. Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков предметов по назначению и по вопросам: какой?, какая?, какое?.
Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации
Звук и буква Т
2 – я неделя Декабрь
Зима
Учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы
Составление рассказа по сюжетной картине «Зима»
Звук Ть. Буква Т
3 – я неделя
Декабрь
Зимующие птицы
Образование глаголов прошедшего времени, учить детей подбирать однокоренные слова
Пересказ рассказа М. Горький «Воробьишко»
Звук и буква К
4 и 5 – я неделя
Декабрь
Новый год
Употребление предлогов В, НА, ПОД, ИЗ с сущ в различных падежах.
Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин
Звуки К – Кь. Буква К
3 – я неделя
Январь
Зимние забавы
Распространение предложений путем введения однородных членов. Продолжать формировать навык вести диалог.
Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом
Звук и буква Б
4 – я неделя
Январь
Посуда. Продукты питания
Учить детей подбирать антонимы. Построение сложных предложений.
Составление рассказа – описания по мнемотаблице о посуде
Звук Бь. Буква Б
1 – я неделя
Февраль
Мебель. Бытовые приборы
Согласование прилагательного и существительного в роде и числе.
Составление описательного рассказа по мнемотаблице о мебели
Звук и буква Э
2 – я неделя
Февраль
Морские и речные обитатели
Образование приставочных глаголов
Пересказ рассказ Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок
Звуки Г – Гь. Буква Г
3 – я неделя
Февраль
Транспорт
Образование прилагательных от существительных. Согласование числительных два и пять с существительными.
Пересказ рассказ Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок
Звуки Л – Ль. Буква Л
4 – я неделя
Февраль
День Защитника Отечества
Согласование относительных прилагательных с существительными
Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Звук и буква Ы
1 – я неделя
Март
Мамин праздник
Преобразование существительных мужского рода в женский род.
Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку
Звук и буква С
2 – я неделя
Март
Весна
Учить подбирать синонимы и однокоренные слова
Составление описательного рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Звуки Сь. Буква С
3 — я неделя
Март
Моя семья
Преобразование глаголов с существительными в форме ед. и мн. числа
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
Звук и буква Ш
4 – я неделя
Март
Профессии
Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков предметов по назначению и по вопросам: какой?, какая?, какое?.ж
Составление рассказа «Кто кормит вкусно и полезно» (из коллективного опыта)
Звуки С — Ш
5 – я неделя
Март
В гостях у сказки
Упражнять в составлении сначала 2-х, а затем 3-х форм одних и тех же глаголов. Научить ориентироваться на совпадение окончания вопроса с окончанием прилагательного.
Драматизация русской народной сказки «Теремок»
Звуки С — Ш
1 – я неделя
Апрель
Инструменты
Употребление существительных в творительном падеже. Расширение количества предлогов: К, ОТ, С, СО.
Составление рассказа – описания об инструментах по предметной картинке
Звуки Х – Хь. Буква Х
2 – я неделя
Апрель
.
Космос
Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с использованием суффиксов ЕНЬК, ОНЬК.
Согласование существительных с числительными.
Придумывание творческого рассказа о космосе
Звуки В — Вь. Буква В
3 – я неделя
Апрель
Животные и птицы холодных и жарких стран
Закрепление навыков образования относительных прилагательных с помощью суффиксов ОВ, ЕВ, ИН, АН, ЯН.
Составление рассказа о животных и птицах холодных и жарких стран по мнемотаблице
Звук и буква З
4 – я неделя
Апрель
Труд людей весной
Уточнение значений обобщающих слов.
Формирование и закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Звук Зь. Буква З
1 – я неделя
Май
День Победы
Составление предложений с союзами А, ИЛИ. Составлять словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах (дат, род, твор).
Составление рассказа «Что я знаю о войне»
Звук и буква Ж
2 – я неделя
Май
10.05 – 14.05
Дом. Город
Составление разных типов предложений: простого распространенного из 5 – 7 слов.
Составление сложноподчиненных предложений с придаточным союзом ПОТОМУ ЧТО.
Составление рассказа «Мой дом» (из личного опыта)
Звуки З — Ж
3 – я неделя
Май
Цветы
Составление сложноподчиненных предложений с дополнительным придаточным, которое выражает желательность или нежелательность действия.
Пересказ рассказа В.И.Белоусовой «Ромашка»
Звуки Д – Дь. Буква Д.
4 – я неделя
Май
Насекомые
Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым ЛЗ. Преобразование глаголов ед.ч. во мн. ч.
Составление описательных рассказов о насекомых с помощью мнемотаблицы
Звуки Ф – Фь. Буква Ф
Насыщенная синонимами, образная речь — редкое явление для малышей в саду. Мнемотаблицы для дошкольников по развитию речи сокращают продолжительность обучения. Устраняются речевые проблемы, развиваются базовые мыслительные процессы. В перенасыщенном информационном пространстве таблицы преподносят материал соответствующе: красочно, динамично, емко.
Мнемотаблицы по развитию речи для старших дошкольников
Правильно разработанные схемы — действенны, не громоздки, напоминают игру.
Речевые проблемы, которые можно устранить, используя графические схемы
Мнемотехника решает проблемы речи:
- Недостатки дикции (включая сложности произнесения звуков).
- Неумение контролировать голос (интонацию, темп, громкость).
- Неспособность выстраивать диалог (формулировка вопросов, развернутых или кратких ответов).
- Односложность речи (включает только простые предложения).
- Недостаточный словарь.
- Использование нелитературной лексики.
- Трудности во время выстраивания монолога (пересказа, описательного или сюжетного рассказа на указанную тему).
- Неумение обосновывать умозаключения, выводы.
Благодаря методике совершенствуют такие психические и мыслительные процессы, от которых зависит правильная речь:
- память;
- воображение;
- внимание;
- наблюдательность;
- умение сопоставлять, выделять ключевые элементы.
Суть мнемотехники
Мнемотехнику задействуют, чтобы формировать умение запоминать, воссоздавать информацию, укреплять память. Ученик воспринимает материал, воспроизводит его по изображениям. Суть техники: у малыша появляются ассоциации между словом (фразой) и картинкой. Далее слово связывают с рядом картинок-ассоциаций.
Важно! Вместо рисунков взрослым дошкольникам подойдут символы.
После освоения метода ребенок способен передавать слова (тексты) схематически, расшифровывать знаки. Применяют педагоги, включая логопедов. Это упрощает усвоение знаний. Особенно ценны таблицы при запоминании стихов, пересказе текстов, решении логических задач. Для развития малышей в ДАО это один из базовых приемов.
Преимущества техники
Мнемотаблицы — привлекающие внимание символы, рисунки, которые соответствуют психическим особенностям ребят (рассеянное внимание, наглядно-образное мышление). Преимущества методики:
Красочные рисунки сменяются графическими символами
- визуализация логических цепочек;
- акцент на основном (главные шаги, моменты истории, характеристики);
- наличие деталей (для подробных описаний);
- яркость, емкость, лаконичность, удерживающие внимание;
- развитие креативности, коммуникативности, ассоциативного мышления, речи.
Прием востребован не только в ДАО, но и на занятиях с учащимися любого возраста.
Важно! Постепенное усложнение таблиц, их разнообразие расширяет кругозор, улучшает воображение, помогает систематизировать накопленный интеллектуальный багаж.
Самостоятельное изготовление мнемотаблиц
Материал приобретают, создают самостоятельно. За основу стоит брать схемы Ткаченко Т.А. или Воробьевой В. К. От них отталкиваются в творчестве или дорабатывают, учитывая индивидуальность воспитанников. Этапы разработки схем:
- Под слово подбирают иллюстрации (рисуют, находят готовые). Малышам подойдут яркие детализированные картинки.
- Если ребята запомнили рисунок, его заменяют графическим символом. Например, птица — галочка, белка — коричневый кружок.
- В пересказе коротких произведений дети отталкиваются от таких схем. Это могут быть рисунки, изображения и символы, только символы.
Логопедические упражнения для развития речи у детей от 3 до 4 лет
Дидактические материалы-иллюстрации — незаменимы во время знакомства с цветами, формами, текстурами, величинами. Отдельные картинки обозначают части зашифрованного предмета, сферы применения, разрешенные и недозволенные действия с ним. Уроки с мнемотаблицами начинаются рассматриванием рисунков, беседой (малыши спрашивают, предполагают, анализируют).
Методика познания с помощью схем-таблиц
Важно правильно задействовать пособие, чтобы развить нужные навыки у ребят. Последовательность работы:
- Рассматривание ярких рисунков, обозначающих фразы, слова.
- Изучают более сложную структуру — мнемодорожки (до 4 последовательных, логически связанных картинок). На их базе ребятами составляются короткие тексты.
- Этап формирования связных текстов. Благодаря рисункам с действиями (ходьба, плавание) усваивается глагольная лексика. Акцент делают на этапах действий, их результатах.
Совершенствуя речь, дети стараются отмечать важные нюансы изображений, не отходя от сути повествования.
Мнемодорожки, таблицы подогревают интерес к изучению мира, удерживают внимание, помогают находить связи между объектами.
Важно! Полезны эти визуальные схемы, когда изучается литература, математика, природа и другие предметы.
Совершенствование речи в подготовительной группе ДОУ с помощью таблиц
Неподготовленные дошкольники с бедной неграмотной речью с трудом усваивают школьные знания. Самые взрослые воспитанники садика немного меньше зависят от наглядности, чем младшие дошкольники. Но мнемотаблицы — все еще необходимый метод познания.
Подготовка речи к обучению грамоте: мнемотехника
Мнемотехника помогает подготовить малыша к усвоению грамоты. Ребенок упражняется строить предложения, членить их. Стоит учесть трудности начальных этапов работы с картинками:
- рассказы неэмоциональны, схематичны;
- скудный словарь;
- предложения обрывчатые, неуверенные, напоминают скороговорку.
Чтобы нейтрализовать сложности, педагог активизирует, обогащает словарь. Старшие дошкольники работают с материалом пошагово:
- Разбирают изображения.
- Символы преобразовывают в образы.
- Воспроизводят текст, составляют оригинальную историю.
- Зарисовывают новые мнемотаблицы.
- Рассказывают по схемам, созданным детьми.
Создать таблицу можно дома, подобрав изображения по теме
Пример элементарного пособия по теме «Река»: первая картинка — несколько волн; вторая — лягушка; третья — удочка. По такой схеме можно рассказать пару предложений или целую сказку (старшие дошкольники).
Важно! Содержание дидактических материалов должно соответствовать возрасту ребят. Усложняется постепенно, без перегрузок.
Мнемосхемы по развитию речи для дошкольников должны быть выстроенными по программе, увлекательными, отображать ценности образования. Необходимо разрабатывать такие пособия не только с детьми, но и с родителями. Их знакомят с технологией на собраниях, мероприятиях. Учитель получит единомышленников, соратников, которые сделают метод мнемотаблиц еще эффективнее. Особенно ценно сотрудничество семьи с педагогом в течение выпускного года.
Игры на развитие связной речи в средней группе — проведение НОД
Мнемотаблицы для подготовительной группы: чтение, пересказ
Сначала выделяют центральную мысль текста во всех абзацах. Придумываются значки, отображающие эту мысль. К небольшим текстам подбирают по 1 символу к каждому слову.
Можно заполнить схему героями истории, явлениями природы. Стоит заносить в нее то, что с трудом поддается запоминанию.
Важно! Эффективные рисунки легко читаются, их смысл понятен.
Малыши, кроме рисунков, осваивают графические символы. Пример простых изображений в мнемотаблицах для младших, средних групп: животные из треугольника (туловища), круга (головы). Разукрашивают соответственно. Усложненные символы: черные линии, круги, точки, галочки. В зависимости от возраста, ребята могут рисовать схемы под контролем взрослых или лишь разукрашивать.
Использование мнемотаблиц для познавательного развития
Познавательное развитие, факторы, на него влияющие рассмотрены Леушиной А. М. и другими педагогами. Для эффективности познания важны:
- наглядность;
- составление плана, последовательного размещения компонентов;
- занимательная игра.
По схемам-таблицам легко учить стихотворения.
Эти факторы сочетаются в мнемотаблицах, которые считаются зрительным планом информации. Малыши придумывают пункты, последовательно зашифровывают их в образах. Так заучиваются стихи, сочиняются сказки, изучаются свойства новых объектов, систематизируется информация.
Домашнее обучение по мнемоническим таблицам
Эти пособия подходят для самостоятельного труда или с родителями. Существуют разработки по разным предметам, темам. Стоит применять таблицы как дидактическую игру, чтобы разъяснить ребенку непонятное явление.
Мнемотехника и детское восприятие мира
Наглядно-образное восприятие мира помогает ребятам активно усваивать видимые характеристики предметов. С трудом осознавая их в совокупности, дети увлеченно выделяют отдельные яркие компоненты. Наглядность развлекает и удерживает внимание. Малыши, играя, усваивают материал.
Мнемотаблицы для дошкольников — увлекательная игра.
Мнемотаблицы для развития, познания мира
Разрабатывая таблицы, помнят о принципах:
- привлечение внимания;
- узнаваемость образов;
- разнообразие тем;
- запрещено перегружать количеством (до 9 образов).
Картотека мнемосхем для составления описательных рассказов
Тема «Бытовые приборы»
Цель: разобрать форму, предназначение, материал, конструкцию приборов.
Возможное содержание таблицы: название, цвет, форма, материал, детали, применение.
Тема «Весна»
Цель: проанализировать погоду, повадки животных, одежду, поведение людей.
Возможное содержание: погода, одежда, труд, птицы, животные, забавы.
Тема: «Головные уборы»
Цель: выяснить разнообразие форм, текстур, аксессуаров; особенности изготовления, ухода, применения.
Примерное содержание: название, форма, цвета, материал; как шьют, для кого; как ухаживать, когда носить.
Благодаря этой методике ребята в дошкольном учреждении расширяют кругозор, развивают фантазию, увлекаются творчеством, обогащают лексикон, становятся спокойнее на публике. Навык составлять схемы поможет в будущей профессии.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Презентация творческого проекта в старшей группе
«Колокольчики»
Тема: «Творчество Николая Николаевича Носова»
Автор: Проценко Анна Ивановна
Организация: МБДОУ «Детский сад №22»
Населенный пункт: Ставропольский край, с. Надежда
Вид проекта: творческий, ролево–игровой.
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Колокольчики», родители воспитанников, воспитатель группы.
Срок реализации: 2 недели, краткосрочный.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.
Актуальность: На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.
В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.
Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.
Цели проекта: Формирование у детей представлений о жизни и творчестве Н.Н. Носова, развивать у детей ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений писателя, речевую культуру и художественно-творческие способности.
Задачи проекта:
- познакомить с биографией и основными произведениями детского писателя Николая Носова;
- способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи;
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов;
- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
- формировать способность у детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
- развивать у детей способности к рассуждению, образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
- развивать познавательные и интеллектуальные способности, речь детей;
- приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Ожидаемые результаты: Воспитанники имеют представления о жизни и творчестве Н. Н. Носова, проявляют познавательный и эмоциональный отклик на содержание произведений поэта. Свободно, последовательно, логично и грамотно выражают свои мысли, чувства в речи. Творчески передают отношение к литературным образам в коммуникативной, театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной видах деятельности.
Этапы проекта | Содержание деятельности | Участники |
1.Подгото-вительный этап | 1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств для реализации проекта. 2. Сбор информационного материала, подготовка виртуальной экскурсии в библиотеку, оформления книжного уголка, подборка игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно — ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказам, фотографий по биографии, видеодисков с мультфильмами по рассказам Н.Н. Носова, аудиозаписи рассказов. 3. Знакомство родителей с проектом, пополнения книжного уголка. Выполнение книжек самоделок, иллюстрации (рисунки) к книжкам. | Воспитатель, родители, дети |
2.Основной этап | 1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова. Рассматривание и обсуждение альбома «Семья Николая Носова» 2. Рассматривание портретов Н.Н. Носова, выполненных разными художниками. 3. Чтение рассказов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям Н. Н. Носова, обсуждения. 4. Пересказ рассказов или отрывков из рассказов. 5. Виртуальная экскурсия в библиотеку: «Творчество Н. Н. Носова». 6. Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника — иллюстратора И. Семенова. 7. Проведение Вечера загадок и викторины по произведениям Н. Н. Носова. 8. Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму. 9.Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к драматизациям. 10. Инсценировка рассказов Н. Н. Носова «Огурцы», «Телефон». 11. Рисование по произведению «Незнайка и его друзья». Лепка по произведению «Живая шляпа». 12. Оформление ЛЭПБУКа «Н. Н. Носов» 13. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его рассказах. 14. Оформление выставки детских и семейных рисунков в группе по произведениям поэта. | Воспитатель, родители, дети |
3. Заключительный этап.
Презентация проекта.
Воспитатель: Добрый день, ребята, обратите внимание на портрет писателя. Вы знаете, кто это? (Н. Н. Носов). Хотите поучаствовать в игре «Мы знаем всё», которая посвящена писателю Николаю Николаевичу Носову?
Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.
1. Разминка.
Воспитатель: Начинаем нашу игру с разминки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.
С этой книжечкою сразу
Подружились ты и я,
В ней веселые рассказы,
Будто точно по заказу
Для тебя и для меня.
Фантазеры-почемучки!
Ваша жизнь полна вопросов,
И на радость много книжек
Сочинил писатель Носов.
Есть про горку и про кашу,
Про Незнайку и про
Телефон, ступеньки, Дружка,
Про живую шляпу, автомобиль,
И как ночью возвращали
Сорванные огурцы.
Ответы: («Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Незнайка», «Телефон», «Ступеньки», «Дружок», «Живая шляпа», «Автомобиль», «Огурцы»).
Воспитатель: Отлично, вы были очень внимательные и отгадали все произведения Н. Носова.
2. «Блиц-опрос».
Воспитатель: Внимательно слушайте вопрос и дайте на него ответ.
Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)
В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)
Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)
На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)
Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
3. «Бюро находок»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаем Вас в бюро находок. Проходите, присаживайтесь. У нас есть коробка с находками. Попробуем, определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Вот одна находка (Шляпа). Из какого рассказа этот предмет? (Полные ответы детей).
1. Шляпа («Живая шляпа»)
2. Огурец («Огурцы»)
3. Лопата («На горке»)
4. Пистолет («Саша»)
5. Нитка с иголкой («Заплатка»)
6. Отвёртка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)
4. Физминутка: «Зарядка».
5. «Чему учит рассказ?»
Воспитатель: Зачитывает пословицу, задача детей – определить к какому рассказу подходит данная пословица.
Молодцы, отлично справились с заданием! А вы знаете, что рассказы Н. Носова чему-то учат. Попробуем к этим рассказам подобрать пословицы? Как вы думаете, к какому рассказу подходит пословица:
1.У страха глаза велики. (Живая шляпа), а чему же она учит?
2. Дурной пример заразителен. (Огурцы)
3. Сумел испортить, сумей и исправить. (На горке)
4. Всё хорошо, что хорошо кончается. (Саша)
5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Заплатка)
6. Ломать не строить. (Телефон)
6. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры».
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием отлично справились. Но у Н. Носова очень много интересных и поучительных рассказов. А сейчас посмотрим инсценировку отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры»?
Ребёнок1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
Ребёнок2: — Вот врут-то! И вам не стыдно?
Ребёнок3: — А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.
— Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
Ребёнок2: — Сказки! — Нашли занятие!
Ребёнок4: — А ты думаешь, легко выдумывать!
Ребёнок2: — Чего проще!
Ребёнок 3: — Ну, выдумай что-нибудь.
Ребёнок2: — Сейчас… . — Пожалуйста.
Ребёнок1: Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
Ребёнок2: — Сейчас…- Э-э-э… гм… кхм э-э-э….
Ребёнок4: — Ну, что ты все «э» да «э»!
Ребёнок2: — Сейчас! Дайте подумать.
Ребёнок3: — Ну, думай, думай!
Ребёнок2: — Э-э-э….
Ребёнок1: — Снова сказал Игорь и посмотрел на небо
Ребёнок2: — Сейчас, сейчас… э-э-э…
Ребёнок3: — Говорил — чего проще! — Ну, чего же ты не выдумываешь?
Ребёнок2: — Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
Ребёнок4: — Ну и что же ты тут выдумал?
Ребёнок2: — Ничего. Как было, так и рассказал.
Ребёнок3: — А говорил — выдумывать мастер!
Ребёнок2: — Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
Ребёнок4: — Какая польза?
Ребёнок2: — А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
Ребёнок4: — Значит, из-за тебя, другому досталось, а ты и рад!
Ребёнок2: — А тебе что?
Ребёнок4: — Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
Ребёнок2: — Сами вы брехуны!
Ребёнок3: — Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
Ребёнок2: — Я и сам не стану с вами сидеть.
Ребёнок1: Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
Ребёнок3: — Купим порцию и разделим пополам.
Ребёнок1: — Продавщица дала им мороженое на палочке.
Ребёнок3: — Пойдем домой — разрежем ножом, чтоб было точно.
Ребёнок4: — Пойдем.
Ребёнок1: — На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
Ребёнок3: — Ты чего ревела?
Ребёнок5: — Меня мама гулять не пускала.
Ребёнок4: — За что?
Ребёнок5: — За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
Ребёнок3: — Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свои пол порции мороженого дам.
Ребёнок4: — И я тебе свои пол порции отдам, вот только попробую разочек и отдам.
Ребёнок5: — А вы разве не хотите сами?
Ребёнок4: — Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.
Ребёнок5: — Давайте лучше это мороженое, на троих разделим.
Ребёнок4: — Правильно! А то, у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Ребёнок1: — Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
Ребёнок3: — Вкусная штука! Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
Ребёнок5: — Ну, ты выдумываешь все! Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
Ребёнок3: — Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…
Воспитатель: Спасибо ребята за инсценировку! Ребята, а вам понравилось? Продолжайте ребята уже со своими родителями знакомиться с произведениями Н. Н. Носова и с творчеством других писателей. И чтобы вы не потеряли страницу, на которой вы остановились, мы вам дарим закладки. Любите книги.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь набирайтесь ума!
Дети прощаются и уходят.
Приложения:
- file0.docx.. 30,6 КБ
Опубликовано: 17.11.2021
МНЕМОТЕХНИКА
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

19.12.2021

12.12.2021

28.11.2021
ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ

21.11.2021

13.11.2021
РАССКАЖИ О ДОМАШНЕМ ЖИВОТНОМ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦЫ

30.10.2021

23.10.2021

17.10.2021
ПОСТАРАЙСЯ ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ

09.10.2021
РАССКАЖИ ОБ ОСЕНИ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ

22.05.2021

16.05.2021

24.04.2021
РАССКАЖИ О ПЕРЕЛЕТНОЙ ПТИЦЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ

17.04.2021
ВЫУЧИ СЧИТАЛКУ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ

09.04.2021
РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ

28.03.2021

20.03.2021

13.03.2021

ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ С РЕБЕНКОМ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ

ПОПРОБУЙТЕ С РЕБЕНКОМ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ ПЕРЕСКАЗАТЬ СКАЗКУ

07.03.2021

РАЗУЧИВАЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ПО МНЕМОТАБЛИЦАМ


27.02.2021
22.02.2021

13.02.2021

07.02.2021

30.01.2021
РАССКАЖИ О СВОЕЙ СЕМЬЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.
ЗАПИШИ СВОЙ РАССКАЗ НА ВИДЕО И ПРИШЛИ МНЕ.
РАССКАЗ ОПУБЛИКУЕТСЯ НА СТРАНИЦЕ «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

23.01.2021
РАССКАЖИ О КАКОМ-ЛИБО ПРЕДМЕТЕ ПОСУДЫ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ. ЗАПИШИ СВОЙ РАССКАЗ НА ВИДЕО И ПРИШЛИ МНЕ. РАССКАЗ ОПУБЛИКУЕТСЯ НА СТРАНИЦЕ «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

РАЗМИНКА

16.01.2021
РАССКАЖИТЕ СКАЗКУ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ

ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ

26.12.2020
РАССМОТРИ КАРТИНКИ, СКАЖИ, ЧТО НАРИСОВАНО.

19.12.2020


13.12.2020
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ К КАЖДОЙ КАРТИНКЕ: ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ ЗИМОЙ?

СОСТАВИТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ

05.12.2020
ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ

28.11.2020
ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ

21.11.2020
СОСТАВЬТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ДИКОМ ЖИВОТНОМ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.

14.11.2020
СОСТАВЬТЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ О ДОМАШНЕМ ЖИВОТНОМ ИЛИ ПТИЦЕ ПО ОБРАЗЦУ


07.11.2020
ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ «ДАРЫ ОСЕНИ»ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ

31.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ТРАНСПОРТЕ

ПОПРОБУЙТЕ НАРИСОВАТЬ МНЕМОТАБЛИЦУ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ О ТРАНСПОРТЕ:
В НЕБО СИНЕЕ ПИЛОТ
ПОДНИМАЕТ САМОЛЕТ.
И ЛЕТИТ ЗА ОБЛАКАМИ
НАД ГОРАМИ И ЛЕСАМИ.
24.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ СОВМЕСТНЫЙ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ЛЮБЫХ ДВУХ ПРЕДМЕТАХ ДОМА

ПОПРОБУЙТЕ ВЫУЧИТЬ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ

А ТЕПЕРЬ — НАРИСУЙТЕ МНЕМОТАБЛИЦУ К СКАЗКЕ «РЕПКА».
УДАЧИ!
18.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ СОВМЕСТНО С РЕБЕНКОМ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ДЕРЕВЕ ИЛИ КУСТАРНИКЕ

ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ

10.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ СОВМЕСТНО С РЕБЕНКОМ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О СЕБЕ

01.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ТЕМЕ: ДИКИЕ ЗВЕРИ

РАССКАЖИТЕ И ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЛИСА» ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
27.09.2020
ПОПРОБУЙТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ СОСТАВИТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ТЕМАМ: ОВОЩИ-ФРУКТЫ

РАССКАЖИТЕ И ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ «ОГОРОД» ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.

УДАЧИ!
02.06.2020г.

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе.
Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить
внимание профилактике дисграфии у дошкольников.
ДИСГРАФИЯ – ЧТО ЭТО?
Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием
правил грамматики.
Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:
замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
неправильное окончание слов;
слитное
написание предлогов;
отсутствие отступов;
«зеркальное» письмо;
неразборчивый
почерк и ряд других.
МЕХАНИЗМЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСГРАФИИ
С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является
несформированность высших психических функций, в число которых входят:
зрительный анализ и синтез;
пространственное
представление;
дифференциация звуков речи;
фонематический и слоговый
анализ и синтез;
деление предложений на слова;
внимание; память;
эмоционально-волевая сфера.
Овладение письменной речью требует слаженной работы всего
мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов
слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой
сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки
совершенствуются.
КОГДА НУЖНА
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ?
Профилактические меры не будут лишними для любого
дошкольника.
Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к
обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.
Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:
дети с логопедическими проблемами;
дети с СДВГ;
дети, родители которых в школьном возрасте страдали
дисграфией, дислексией.
В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной
речи могут сигнализировать следующие
симптомы:
в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не
замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из
пластилина объемных фигур;
путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова
неразборчиво и неправильно;
не способен концентрироваться на выполнении задания по
возрасту.
ПРОФИЛАКТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ДИСГРАФИИ
Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей
почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии
зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора.
В зависимости от преобладающей причины определяют вид
дисграфии:
артикуляторно-акустическая;
акустическая;
аграмматическая;
на почве нарушений языкового
анализа и синтеза;
оптическая.
Первые 4 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем,
звуков, слов и их окончаний (дислексией).
Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет:
«пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун.
Он может писать слитно предлоги и неправильно менять
окончания: «теплая одеяло», «отдвери».
В этом случае важно уделить особое внимание развитию
артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти.
Профилактика дисграфии с дислексией включает:
упражнения на узнавание букв,
разделение слов на слоги,
понимание построения предложений и слов.
Оптическая дисграфия несколько отличается от
других видов: это симптом недоразвития
зрительно-пространственного анализа.
Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры
строки и буквы.
Он может писать в зеркальном отражении.
Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до
конца: ш-и, л-м, ц-щ.
Профилактика оптической дисграфии основана на формировании
пространственных представлений.
Дошкольник учится соотносить размеры предметов,
ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить
и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного
возраста полезно:
чтение скороговорок, поговорок, пословиц;
чтение книг;
пересказ прочитанного;
заучивание стихов и песен;
ритмичные танцы.
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности:
рисование;
лепка объемных фигур из пластилина и теста;
аппликации;
складывание пазлов;
игры с конструктором;
игры с мозаикой;
подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.
Дисграфия становится настоящей проблемой
в школе: ребенку-дисграфику сложно осваивать новый материал, неудачи и
недовольство со стороны педагогов и родителей способствуют формированию
негативной оценке себя. Важно отнестись к ребенку с пониманием и провести
коррекцию.
Лучше – предупредить нарушение, уделив внимание профилактике
дисграфии в дошкольном возрасте.
27.05.2020г.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ«ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПЕРЕД ШКОЛОЙ на…»




18.05.2020 г.
МНЕМОТАБЛИЦЫ К ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ»


26.04.2020г.
Игры по сказкам К. И. Чуковского


МНЕМОТАБЛИЦА ПО СКАЗКЕ «МУХА — ЦОКОТУХА». РАССКАЖИ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.


Мнемотаблицы — это один из наиболее
популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для
облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации,
развития мышления и речи.
17.04.2020г.
ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ
ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

12.04.2020
РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ

ПОПРОБУЙТЕ СОСТАВИТЬ МНЕМОТАБЛИЦУ
ПО СКАЗКЕ С.Я. МАРШАКА
«ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»
09.04.2020
19.12.2021
12.12.2021
28.11.2021
ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ
21.11.2021
13.11.2021
РАССКАЖИ О ДОМАШНЕМ ЖИВОТНОМ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦЫ
30.10.2021
23.10.2021
17.10.2021
ПОСТАРАЙСЯ ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ
09.10.2021
РАССКАЖИ ОБ ОСЕНИ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ
22.05.2021
16.05.2021
24.04.2021
РАССКАЖИ О ПЕРЕЛЕТНОЙ ПТИЦЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ
17.04.2021
ВЫУЧИ СЧИТАЛКУ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ
09.04.2021
РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ
28.03.2021
20.03.2021
13.03.2021
ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ С РЕБЕНКОМ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ
ПОПРОБУЙТЕ С РЕБЕНКОМ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ ПЕРЕСКАЗАТЬ СКАЗКУ
07.03.2021
РАЗУЧИВАЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ПО МНЕМОТАБЛИЦАМ
27.02.2021
22.02.2021
13.02.2021
07.02.2021
30.01.2021
РАССКАЖИ О СВОЕЙ СЕМЬЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.
ЗАПИШИ СВОЙ РАССКАЗ НА ВИДЕО И ПРИШЛИ МНЕ.
РАССКАЗ ОПУБЛИКУЕТСЯ НА СТРАНИЦЕ «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»
23.01.2021
РАССКАЖИ О КАКОМ-ЛИБО ПРЕДМЕТЕ ПОСУДЫ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ. ЗАПИШИ СВОЙ РАССКАЗ НА ВИДЕО И ПРИШЛИ МНЕ. РАССКАЗ ОПУБЛИКУЕТСЯ НА СТРАНИЦЕ «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»
РАЗМИНКА
16.01.2021
РАССКАЖИТЕ СКАЗКУ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ
ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ
26.12.2020
РАССМОТРИ КАРТИНКИ, СКАЖИ, ЧТО НАРИСОВАНО.
19.12.2020
13.12.2020
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ К КАЖДОЙ КАРТИНКЕ: ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ ЗИМОЙ?
СОСТАВИТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ
05.12.2020
ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ
28.11.2020
ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ
21.11.2020
СОСТАВЬТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ДИКОМ ЖИВОТНОМ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.
14.11.2020
СОСТАВЬТЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ О ДОМАШНЕМ ЖИВОТНОМ ИЛИ ПТИЦЕ ПО ОБРАЗЦУ
07.11.2020
ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ «ДАРЫ ОСЕНИ»ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ
31.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ТРАНСПОРТЕ
ПОПРОБУЙТЕ НАРИСОВАТЬ МНЕМОТАБЛИЦУ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ О ТРАНСПОРТЕ:
В НЕБО СИНЕЕ ПИЛОТ
ПОДНИМАЕТ САМОЛЕТ.
И ЛЕТИТ ЗА ОБЛАКАМИ
НАД ГОРАМИ И ЛЕСАМИ.
24.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ СОВМЕСТНЫЙ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ЛЮБЫХ ДВУХ ПРЕДМЕТАХ ДОМА
ПОПРОБУЙТЕ ВЫУЧИТЬ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ
А ТЕПЕРЬ — НАРИСУЙТЕ МНЕМОТАБЛИЦУ К СКАЗКЕ «РЕПКА».
УДАЧИ!
18.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ СОВМЕСТНО С РЕБЕНКОМ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ДЕРЕВЕ ИЛИ КУСТАРНИКЕ
ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ
10.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ СОВМЕСТНО С РЕБЕНКОМ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О СЕБЕ
01.10.2020
СОСТАВЬТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ТЕМЕ: ДИКИЕ ЗВЕРИ
РАССКАЖИТЕ И ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЛИСА» ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
27.09.2020
ПОПРОБУЙТЕ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ СОСТАВИТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ТЕМАМ: ОВОЩИ-ФРУКТЫ
РАССКАЖИТЕ И ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ «ОГОРОД» ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.
УДАЧИ!
02.06.2020г.
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе.
Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить
внимание профилактике дисграфии у дошкольников.
ДИСГРАФИЯ – ЧТО ЭТО?
Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием
правил грамматики.
Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:
замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
неправильное окончание слов;
слитное
написание предлогов;
отсутствие отступов;
«зеркальное» письмо;
неразборчивый
почерк и ряд других.
МЕХАНИЗМЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСГРАФИИ
С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является
несформированность высших психических функций, в число которых входят:
зрительный анализ и синтез;
пространственное
представление;
дифференциация звуков речи;
фонематический и слоговый
анализ и синтез;
деление предложений на слова;
внимание; память;
эмоционально-волевая сфера.
Овладение письменной речью требует слаженной работы всего
мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов
слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой
сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки
совершенствуются.
КОГДА НУЖНА
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ?
Профилактические меры не будут лишними для любого
дошкольника.
Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к
обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.
Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:
дети с логопедическими проблемами;
дети с СДВГ;
дети, родители которых в школьном возрасте страдали
дисграфией, дислексией.
В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной
речи могут сигнализировать следующие
симптомы:
в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не
замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из
пластилина объемных фигур;
путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова
неразборчиво и неправильно;
не способен концентрироваться на выполнении задания по
возрасту.
ПРОФИЛАКТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ДИСГРАФИИ
Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей
почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии
зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора.
В зависимости от преобладающей причины определяют вид
дисграфии:
артикуляторно-акустическая;
акустическая;
аграмматическая;
на почве нарушений языкового
анализа и синтеза;
оптическая.
Первые 4 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем,
звуков, слов и их окончаний (дислексией).
Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет:
«пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун.
Он может писать слитно предлоги и неправильно менять
окончания: «теплая одеяло», «отдвери».
В этом случае важно уделить особое внимание развитию
артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти.
Профилактика дисграфии с дислексией включает:
упражнения на узнавание букв,
разделение слов на слоги,
понимание построения предложений и слов.
Оптическая дисграфия несколько отличается от
других видов: это симптом недоразвития
зрительно-пространственного анализа.
Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры
строки и буквы.
Он может писать в зеркальном отражении.
Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до
конца: ш-и, л-м, ц-щ.
Профилактика оптической дисграфии основана на формировании
пространственных представлений.
Дошкольник учится соотносить размеры предметов,
ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить
и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного
возраста полезно:
чтение скороговорок, поговорок, пословиц;
чтение книг;
пересказ прочитанного;
заучивание стихов и песен;
ритмичные танцы.
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности:
рисование;
лепка объемных фигур из пластилина и теста;
аппликации;
складывание пазлов;
игры с конструктором;
игры с мозаикой;
подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.
Дисграфия становится настоящей проблемой
в школе: ребенку-дисграфику сложно осваивать новый материал, неудачи и
недовольство со стороны педагогов и родителей способствуют формированию
негативной оценке себя. Важно отнестись к ребенку с пониманием и провести
коррекцию.
Лучше – предупредить нарушение, уделив внимание профилактике
дисграфии в дошкольном возрасте.
27.05.2020г.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ«ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПЕРЕД ШКОЛОЙ на…»
18.05.2020 г.
МНЕМОТАБЛИЦЫ К ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ»
26.04.2020г.
Игры по сказкам К. И. Чуковского


МНЕМОТАБЛИЦА ПО СКАЗКЕ «МУХА — ЦОКОТУХА». РАССКАЖИ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.


Мнемотаблицы — это один из наиболее
популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для
облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации,
развития мышления и речи.
17.04.2020г.
ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ
ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

12.04.2020
РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ

ПОПРОБУЙТЕ СОСТАВИТЬ МНЕМОТАБЛИЦУ
ПО СКАЗКЕ С.Я. МАРШАКА
«ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»
09.04.2020
26.04.2020г.
Игры по сказкам К. И. Чуковского
МНЕМОТАБЛИЦА ПО СКАЗКЕ «МУХА — ЦОКОТУХА». РАССКАЖИ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ.
Мнемотаблицы — это один из наиболее
популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для
облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации,
развития мышления и речи.
17.04.2020г.
ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ
ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
12.04.2020
РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ
ПОПРОБУЙТЕ СОСТАВИТЬ МНЕМОТАБЛИЦУ
ПО СКАЗКЕ С.Я. МАРШАКА
«ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»
09.04.2020
Мнемотаблица при закреплении правильного звукопроизношения
(смотрите, проговаривайте, запоминайте)
Мнемотаблица
тема «Космос»
МНЕМОТЕХНИКА
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

УЧИМ СТИХИ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ СКАЗКИ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ


ВЕСЕЛО ПРОВОДИМ ВРЕМЯ ДОМА!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.
Задания по произношению чистоговорок можно
использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления
хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков.
Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4
минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:
·
постепенно
ускорять или замедлять темп произношения
· выделять
закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
·
выделять
паузами слово с закрепляемым звуком
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми
лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение
словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение
чувства рифмы.
При
произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и
старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это
значит, что у лисы длинный хвост.

РАЗВИВАЕМ ЧИСТУЮ РЕЧЬ
ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ

Морские и речные скороговорки
Мнемотаблица
тема «Космос»
МНЕМОТЕХНИКА
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
УЧИМ СТИХИ И ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ СКАЗКИ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ
ВЕСЕЛО ПРОВОДИМ ВРЕМЯ ДОМА!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.
Задания по произношению чистоговорок можно
использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления
хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков.
Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4
минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:
·
постепенно
ускорять или замедлять темп произношения
· выделять
закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
·
выделять
паузами слово с закрепляемым звуком
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми
лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение
словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение
чувства рифмы.
При
произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и
старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это
значит, что у лисы длинный хвост.
РАЗВИВАЕМ ЧИСТУЮ РЕЧЬ
ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ
Морские и речные скороговорки
упражнения в скором и чистом произношении
1. Яхта легка и
послушна моя, я бороздить на ней буду моря.
2. Вёз корабль
карамель, наскочил корабль на мель, и матросы две недели карамель на мели ели.
3. Краб крабу сделал
грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
4. Корабли
лавировали, лавировали, да не вылавировали.
5. Тридцать три
галеры лавировали, лавировали, да не вылавировали корабли из Гольфстрима.
6. Баркас приехал в
порт Мадрас.
Матрос принёс на
борт матрас.
В порту Мадрас
матрас матроса
Порвали в драке
альбатросы.
7. Плывёт клиппер,
на клиппере шкипер.
8. Течёт речка,
печёт печка.
9. Все озёра –
зеркала из зелёного стекла.
10. Ехал Грека через
реку,
Видит Грека – в реке
рак.
Сунул Грека руку в
реку,
Рак за руку Грека —
цап!
11. Хоть щука и
востра, да не сьешь ерша с хвоста.
12. На речной мели
мы на налима набрели.
13. На мели мы
налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне
на линя.
14. Щуку я тащу,
тащу, щуку я не упущу.
15. Во мраке раки
шумят в драке.