В настоящее время в работе с дошкольниками практикуется одно из направлений арт-терапии — сказкотерапия. С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной, потому что сказка в символичной форме учит преодолевать трудности, ценить дружбу, строить отношения с родителями и детьми, прощать. Народные сказки о животных лучше всего передают маленьким детям жизненный опыт, основные человеческие ценности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказка «Рукавичка» в средней группе
Цель:
воспитание ценностных ориентаций у детей посредством сказки.
Задачи:
Развивать представления детей о том, что такое дружба, какими качествами должны обладать друзья;
Формировать доброжелательное отношение к окружающим, способность к эмпатии, сопереживанию.
Обогащать тактильные ощущения;
Развивать мелкую моторику;
Развивать творческие способности.
Материалы:
силуэт солнца из желтого картона, силуэты солнечных лучей из разноцветного картона; колокольчик, перчатки с пришитыми на них фигурками животных, стол, накрытый белым синтепоном, елочки для украшения, шарики из синтепона, рис в чашке, большая рукавица.
Ход
Педагог-психолог: Предлагаю вам прикоснуться ко всем лучикам, а для этого вам нужно обменяться ими, как можно, с большим количеством ребят.
Под спокойную музыку дети обмениваются друг с другом лучиками.
Педагог-психолог: Ребята, чувствуете, как солнышко нас всех объединило, сделало друзьями?
Педагог-психолог: Скажите, ребята, кто такие друзья?
Дети отвечают.
Педагог-психолог: Правильно, ребята. Друзья всегда помогают друг другу, играют вместе, делятся игрушками. Как вы думаете, звери умеют дружить?
Дети отвечают.
Педагог-психолог: Я предлагаю вам послушать сказку «Рукавичка».
Чтение сказки «Рукавичка»
Педагог-психолог: Ребята, понравилась вам сказка? А хотели бы вы в ней побывать?
Дети отвечают.
Педагог-психолог приглашает детей к приготовленной мини-сцене. Звенит в колокольчик.
Педагог-психолог. Вот мы и оказались в сказке. Посмотрите, какой волшебный снег нас встречает. Погладьте его. (Дети трогают руками и гладят «снег»).
Педагог-психолог раздает детям «снежки» и просит помять их в руках, покатать.
Педагог-психолог: Вот и снег пошел. (Предлагает детям взять по щепотке риса и посыпать сверху на снежную поляну).
Дети действуют по примеру педагога-психолога.
Педагог-психолог: А теперь я предлагаю вам превратиться в сказочных зверей.
Педагог-психолог раздает детям перчатки со сказочными персонажами и помогает надеть на руки.
Педагог-психолог: Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
Ребенок – Лягушка: Кто, кто в рукавичке живет?
Ребенок – Мышка: Мышка — поскребушка. А ты кто?
Ребенок – Лягушка: А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!
Педагог-психолог: Стали они вдвоем жить. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
Ребенок – Зайчик: Кто, кто в рукавичке живет?
Ребенок – Лягушка: Лягушка — попрыгушка. А ты кто?
Ребенок – Зайчик: А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!
Педагог-психолог: Вот их уже трое. Бежит лисичка:
Ребенок – Лисичка: Кто, кто в рукавичке живет?
Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.
Ребенок – Зайчик: Зайчик — побегайчик. А ты кто?
Ребенок – Лисичка: А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Педагог-психолог: Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
Ребенок – Волчок: Кто, кто в рукавичке живет?
Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.
Ребенок – Лягушка: Лягушка — попрыгушка.
Ребенок – Лисичка: Лисичка-сестричка. А ты кто?
Ребенок – Волчок: А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
Педагог-психолог: Ну иди. Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
Ребенок – Кабан: Кто, кто в рукавичке живет?
Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.
Ребенок – Лягушка: Лягушка — попрыгушка.
Ребенок – Зайчик: Зайчик — побегайчик.
Ребенок – Волчок: Волчок — серый бочок. А ты кто?
Ребенок – Кабан: А я кабан — клыкан. Пустите и меня!
Педагог-психолог: Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
Ребенок – Медведь: Кто, кто в рукавичке живет?
Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.
Ребенок – Лягушка: Лягушка — попрыгушка.
Ребенок – Зайчик: Зайчик — побегайчик.
Ребенок – Лисичка: Лисичка-сестричка.
Ребенок – Волчок: Волчок — серый бочок.
Ребенок – Кабан: Кабан — клыкан. А ты кто?
Ребенок – Медведь: А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!
Педагог-психолог: Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку. Вот и закончилась сказка.
Педагог-психолог звенит в колокольчик, помогает детям снять перчатки с персонажами.
Педагог-психолог: Как вы думаете, ребята, сказочных зверей можно назвать друзьями? Почему?
Дети отвечают.
Педагог-психолог: Правильно, ребята. Сказочные звери всех пускали в рукавичку, хотя в ней и было тесно, никому не отказывали.
Я предлагаю вам, ребята, нарисовать для всех зверей домики, чтобы они смогли ходить друг к другу в гости.
Дети рисуют.
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами побывали в сказочной стране, где научились дружить и помогать друг другу.
Сказка «Рукавичка» —
русская народная сказка
о том как звери нашли для себя замечательный домик. Уж очень сюжет знаком у этой сказочки . Да, совершенно верно, подобный сюжет и у другой русской народной сказки. А называется она « ». Вот только там зверушки поселились в тереме, а здесь в рукавичке
. Да и заканчиваются сказки по-разному. В «Теремке» медведь развалил домик, а с рукавички звери сами сбежали когда услышали лай собаки.
Замечательная сказочка, вот только немножко непонятная… Это же какая должна быть рукавичка, чтобы в нее зверушки помещались? То ли зверушки совсем крохотные, то ли рукавичка принадлежала великану… Ну да ладно, это не так уж и важно, сказка на то она и сказка, что в ней может быть все, что угодно!
Рукавичка
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Как-то раз зимой шел дед через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою рукавичку.
Мимо пробегала мышка. Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:
Буду я теперь здесь жить.
Тут мимо лягушка припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:
Какая теплая рукавичка! Кто тут живет?
Я живу, мышка-нарушка. А ты кто?
А я лягушка-попрыгушка. Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!
Ну, иди! – ответила мышка.
И стало их двое в рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичка лежит и тоже подбежал к ней и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке живет?
Я мышка-нарушка.
И я лягушка-попрыгушка.
А я зайчик-попрыгайчик. Можно я тоже буду жить с вами?
И стало их трое. Тут пробегает мимо лисичка. Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди леса, подбегает и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке живет?
Мы живем. Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?
А я лисичка-сестричка. Можно мне к вам?
Вот их живет четверо уже, а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к рукавичке и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке такой теплой живет?
Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто будешь?
А я волчок-серый бочок! Пустите и меня жить к себе!
Ну, хорошо, иди!
Влез и волк в рукавичку и стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.
Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живет? – тоже спрашивает он.
Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый бочок, — отвечают ему. — А ты кто?
А я кабан-клыкан буду. Пустите меня к себе жить!
Но у нас уже места почти нет. Как ты сюда залезешь?
Да уж как-нибудь впихнусь, — ответил кабан.
Ну, полезай! – ответили из рукавички.
Впихнулся и кабан к ним. Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет. Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.
Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?
Ох, как вас много тут! А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!
Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!
Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.
Ну, иди, только с краешку.
Втиснулся медведь и стало их семеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.
А к этому времени дед хватился своей пропажи, — исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг увидела лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:
Гав-гав-гав!
Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.
Иллюстрации Е.Рачева (отреставрированные из книжки1953 г)
Рукавичка Смотреть
Варежка Смотреть
Ты, конечно, о чем-то мечтаешь? Ведь у каждого есть своя мечта. И у этой маленькой девочки тоже была мечта. Ей очень хотелось щенка. А щенка у нее не было. Вот и глядела девочка в окошко…
На чужих собак. На гордых мальчишек и девчонок. Кто пуделя на поводке ведет, кто спаниеля, а кого эрдель везет. Счастливцы!
Девочкина мама больше всего на свете любила книжки и совсем не знала, о чем мечтает ее дочка.
Однажды девочка пошла к подружке. И подарила ей подружка щенка. Теплого, пушистого, ласкового.
Но мама пришла в ужас. А вдруг щенок порвет ее книжки? Или еще что-нибудь натворит? Нет! Нет! Она не разрешает оставить щенка!
Вышла девочка во двор. Все ребята гуляют с собаками. А девочка… повела на шнурке свою варежку. Побежала девочка, варежка послушно бежит следом. Встала девочка, и варежка остановилась.
Захотела девочка варежку погладить. Вдруг поднялось и насторожилось ушко, блеснул черный круглый глаз, завилял хвостик. Варежка превратилась в щенка! Самого настоящего! Только красного, с черно-белым узором на спинке.
Откуда ни возьмись, выскочил большой пес, бежит по двору, на всех рычит. Испугалась девочка за щенка. А щенок как залает: гав! гав! Не сметь мою хозяйку обижать!
А сам тут же обидел котенка. Так напугал его, что бедный котенок на доску объявлений забрался. Что поделаешь? Ведь собаки всегда кошек гоняют!
Прочитала девочка объявление и узнала, что надо спешить.
Вот-вот начнутся соревнования собак. И собаки ринутся вперед. Через барьер, бум, лестницу — туда, где исчезла палка. Кто первым принесет палку, выиграет приз!
Красный щенок с палкой в зубах был впереди. Почти все препятствия остались уже позади. Неожиданно щенок зацепился хвостиком за гвоздь и повис. Упала палка в снег. А щенок висел. И хвост его распускался: петелька за петелькой, петелька за петелькой. Варежка-то была вязаная!
Как-то раз зимой шел дед
через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою рукавичку.
Мимо пробегала мышка.
Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится
из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:
Буду я теперь здесь
жить.
Тут мимо лягушка
припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:
Какая теплая рукавичка!
Кто тут живет?
Я живу, мышка-нарушка.
А ты кто?
А я лягушка-попрыгушка.
Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!
Ну, иди! – ответила
мышка.
И стало их двое в
рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичка лежит
и тоже подбежал к ней и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке
живет?
Я мышка-нарушка.
И я лягушка-попрыгушка.
А я зайчик-попрыгайчик.
Можно я тоже буду жить с вами?
И стало их трое. Тут
пробегает мимо лисичка. Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди
леса, подбегает и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке
живет?
Мы живем.
Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?
А я лисичка-сестричка.
Можно мне к вам?
Вот их живет четверо уже,
а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к
рукавичке и спрашивает:
Кто, кто в рукавичке
такой теплой живет?
Мы: мышка-нарушка,
лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто
будешь?
А я волчок-серый бочок!
Пустите и меня жить к себе!
Ну, хорошо, иди!
Влез и волк в рукавичку и
стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.
Хрю-хрю-хрю, кто в
рукавичке живет? – тоже спрашивает он.
Мы: мышка-нарушка,
лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый
бочок, — отвечают ему. — А ты кто?
А я кабан-клыкан буду.
Пустите меня к себе жить!
Но у нас уже места
почти нет. Как ты сюда залезешь?
Да уж как-нибудь
впихнусь, — ответил кабан.
Ну, полезай! – ответили
из рукавички.
Впихнулся и кабан к ним.
Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет.
Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.
Кто, кто в рукавичке
живет?
Мышка-нарушка,
лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый
бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?
Ох, как вас много тут!
А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!
Но как же ты залезешь
сюда? Здесь уже вон как тесно!
Как-нибудь попробую! –
отвечает медведь.
Ну, иди, только с
краешку.
Втиснулся медведь и стало
их семеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.
А к этому времени дед
хватился своей пропажи, — исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать
ее. А с ним собачка была и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг
увидела лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:
Гав-гав-гав!
Звери испугались,
выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики
(2 корпус)
Конспект НОД
по развитие речи
для детей 5-6 лет
«Пересказ тувинской народной сказки
«Как верблюд стал некрасивым»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории:
Поликарпова А. Н
г. Чебоксары, 2020 г.
Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему.
Задачи:
Учить детей пересказывать небольшие по объему литературные произведения.
Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.
Учить использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный — слабый.).
Расширять представления детей о верблюде, его внешнем виде.
Активизировать словарь детей.
Развивать внимание, умение слушать сказку, оценивать поступки героев.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Прививать любовь к животным.
Материалы: магнитная доска, книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии, фотографии: степь, марал, тайга.
Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.
Методические приемы: беседа, рассматривание картины «Верблюдица с верблюжонком», вопросы, напоминание, рассказывание сказки педагогом, рассматривание иллюстраций, работа со схемой, упражнение «Быстро встаньте, улыбнитесь», пересказ сказки детьми, поощрение, подведение итогов.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.
Не старик он – а горбат,
Не овца — а шерсти клад.
И силен, и терпелив.
Подуше ему пустыни,
Там живет, где зреют дыни. (Верблюд)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это верблюд?
Дети: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне. (На стенд (доску) выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»).
Воспитатель: Посмотрите на картину. Кто это?
Дети: Верблюд с верблюжонком.
Воспитатель: Как можно назвать ласково верблюжонка?
Дети: Верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек …
Воспитатель: Как можно сказать про верблюжонка, какой он?
Дети: Рыженький, лохматый…
Воспитатель: Верблюжонок маленький, а верблюд… — большой.
— Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?
Дети: Верблюжонок маленький, слабый…
Воспитатель: Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный. Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым». (Рассказываю сказку, используя магнитную доску).
КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ
(тувинская народная сказка)
Говорят, когда-то давно верблюд был самым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могучие рога.
Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.
— Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! — попросил марал.
Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.
Bтот же день встретился ему конь и попросил:
— Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!
Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.
Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и перестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него. Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.
A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.
Воспитатель: — Понравилась вам сказка? Вы запомнили, как она называется? Про кого говорится в этой сказке? Каким был верблюд в давние времена?
Дети: — Верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост.
Воспитатель: Куда однажды пришел верблюд?
Дети: Он пришел к реке.
Воспитатель: Кого он там повстречал?
Дети: Он встретил марала.
Воспитатель: О чем попросил марал верблюда?
Дети: Одолжи мне свои рога.
Воспитатель: С кем еще повстречался верблюд на берегу?
Дети: Верблюд повстречал коня.
Воспитатель: Что попросил конь у верблюда?
Дети: Он попросил хвост.
Воспитатель: Что делал верблюд в ожидании коня и марала?
Д: Он пил воду и глядел на дорогу.
Воспитатель: Почему марал перестал выходить из леса?
— Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?
— А что произошло с верблюдом?
Дети: Он стал некрасивым.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо поступили конь и марал?
Как вы понимаете слово степь?
Степь — это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью (рассматривание фотографии).
Воспитатель: А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации). А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно). А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку. (Повторное рассказывание сказки воспитателем.).
Воспитатель: Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем. Выполним упражнение «Быстро встаньте, улыбнитесь».
Выполняются движения по тексту (под музыку):
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, ниже, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснулись.
Сели — встали, сели — встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Отдохнули, давайте дальше продолжать. (После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. Начинает самый сильный ребенок или по желанию).
Воспитатель: Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?
Дети: Мне понравился рассказ Вани, потому что он был полным и эмоциональным.
Воспитатель: А тебе Ульяна, чья сказка понравилась? Как вы думаете, какой верблюд, грустный или веселый?
Дети: Верблюд грустный.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего? Как называется сказка, которую мы пересказывали?
Использованная литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 336с.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. -144с.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…Методика приобщения детей к чтению. — М.: Линка – Пресс, 2003г. – 176с.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гер¬бова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2006.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 288с.
Сценарий сказки-инсценировки «Рукавичка» на новый лад
(средняя группа)
Цель:
Создать совместно с детьми сказку по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка». Заинтересовать детей театральной постановкой, вызвать желание участвовать в ней.
Задачи:
— Продолжать развивать умение у детей эмоционально и выразительно общаться для создания выразительного художественного образа во время инсценировки сказки «Рукавичка».
— Учить планировать и согласовывать свои действия и сопровождающую речь для достижения общего результата во время инсценировки сказки.
— Продолжать увлекать детей театрализованной деятельностью, развивать творческое воображение, фантазию, инициативу, память.
Художественное оформление:
В соответствии с сюжетом оформлен музыкальный зал (На первом плане слева и справа несколько заснеженных деревьев. Возле деревьев слева лежит рукавичка. На втором плане – зимний лес)
Действующие лица:
Дед
Мышка
Зайчик
Лисичка
Волк
Медведь
Собака
Рассказчик (воспитатель)
Звучит музыка балалайки. Выходит собака,дед.
Рассказчик: Ходит по лесу дед-старик.
Гулял, гулял и Рукавичку потерял (Теряет рукавицу и уходит)
Рукавичка то новая была: мягкая, пуховая.
Мышка по лесу бежала ( звучит веселая музыка)
Рукавичку увидала. (Из-за деревьев справа появляется Мышка. Видит рукавичку, поднимает ее)
Мышь. Рукавичка хороша, теплая такая.
Буду жить в ней поживать,
Я мышка боевая ( ЗАБЕГАЕТ ЗА РУКАВИЧКУ САДИТСЯ НА СТУЛЬЧИК)
Рассказчик: Мышка в домике живет,
Тихо песенку поет.
Мышка песенку поет,
Слышит кто-то к ней идет (Мышка бежит к рукавичке и прячется в ней. На полянке из-за деревьев справа появляется Зайчик. Прыгает под музыку)
Рассказчик: Прыгал зайчик вдоль опушки, у него замёрзли ушки.
Заяц: И куда теперь мне деться, где несчастному согреться? (Подбегает к рукавичке)
Кто внутри – зверёк иль птица, есть кто в этой рукавице?
Мышка: Я мышка – норушка.
Заяц: Ты пусти меня, норушка!
Очень мерзнет Зайчик,
Зайчик-побегайчик!
Мышка: Нам обоим места хватит в теплом домике вдвоем нам и холод непочем. (Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку.(( под музыку)) На полянке из-за деревьев справа появляется синичка)
Рассказчик: Им не тесно в рукавичке ,тут друзья, летит синичка.( под музыку)
Синичка: Вот так домик рукавичка, и не широк и невысок,
Загляну-ка я, синичка, в домик тот на огонек.(стучит)
Мышка, заяц: кто там?
Синица: Это я ,лесная птичка, я синичка-невеличка, в домик свой пустите сладким чаем угостите
Мышка, заяц: Надо нам тебя впустить,
А под вечер угостить (синичка прячется в рукавичку)
Рассказчик: Ловко скачет по деревьям,
Белочка лесная,
Хвост пушистый, в шубке рыжей ,
Славная такая.( под музыку)
Белка: Вот так терем-теремок,
Неширок и невысок
Тук-тук-тук откройте дверь,
Я совсем не страшный зверь
Мышка, заяц, синица: Кто там за дверью?
Белка: Я пришла погреться к вам.
Рыжей белочкой зовусь,
К вам я в гости тороплюсь.
Все вместе: Заходи, погрейся тоже.
Рассказчик: Недалеко лиса бежала, рукавичку увидала ( под музыку)
Лиса: Я под кустиком сижу и от холода дрожу
Ой, спасите, дед Мороз
Укусил меня за нос,
По пятам за мной бежит –
Хвост от холода дрожит!( сидит под кустом)
Рукавичка-это норка, побегу я к ней с пригорка
Есть кто в этой рукавичке?( подходит и стучит)
Все вместе: Я мышка норушка, я зайчик-побегайчик, я синичка-невеличка, я белочка-лесная
Лиса: Пожалейте вы лисичку
И пустите в рукавичку!
Все вместе: Заходи погрейся здесь,
Только нас смотри не сьешь
Лисичка: Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!(Зашла к ним)
Рассказчик: И по лесу волк ходил,
на тропиночках бродил( появляется волк)
Волк: На луну я ночью вою
И от холода простыл…уууу
Громко я чихааю – апчхииии
Зуб на зуб не попадает.- апчхии( подходит к рукавичке под музыку)
Эй, честной лесной народ,
Кто, скажите, здесь живет?
Все вместе: Я мышка-норушка, я зайчик-побегайчик, я синичка-невеличка, я белочка-лесная, я лисичка-сестричка
Волк: Вы меня пустите жить,
Вас я буду сторожить!
Все вместе: Заходи погрейся тоже,
Рукавичка новая теплая пуховая(забегает под музыку)
Рассказчик: Мерзнет Мишка косолапый
Мерзнет нос и мерзнут лапы.
Мишка: Нету у меня берлоги!
Что тут, посреди дороги?
Рукавичка подойдет!
Кто, скажите, в ней живет?
Все вместе: Я мышка-норушка, язайчик – побегайчик, я синичка-невеличка, я белочка-лесная, я лисичка-сестричка, а я волчок-серый бочек,
Медведь: Что-то вас тут многовато,
Я залезу к вам, ребята?
Все вместе: Нет!
Негде здесь уже чихнуть!
Медведь (примирительно): Да я уж как-нибудь! (Прячется в рукавичку)
Рассказчик: И решили звери, птички
Выбежать из рукавички
Поиграть и поплясать чтоб лапочки размять (кружатся парами, подскоки)
Рассказчик: Тут хватился дед пропажи –
Псу велел назад бежать,
Рукавичку отыскать!
Собака:
Гав-гав-гав! Так вот она!
За версту она видна!
Эй вы, звери там иль птицы,
Быстро брысь из рукавицы!
Если в ней кого застану,
Очень громко лаять стану.
Тут же дед с ружьем придет,
Рукавичку отберет!
Из рукавички по очереди выскакивают звери и скрываются в лесу. Собака берет рукавичку и уходит со сцены.
Рассказчик:
Звери очень испугались,
В рассыпную разбежались,
Схоронились кто куда,
И лишились навсегда
Рукавички новой
Теплой и пуховой!
- Подробности
- Категория: Конспекты ООД
- Опубликовано 30.01.2021 18:53
- Автор: Солнышко
- Просмотров: 775
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
(РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ)
НА ТЕМУ:
«ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»
Цель: обучение пересказу сказки, при помощи мнемотаблицы.
Программные задачи:
- учить отвечать полным предложением, активизировать словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать умение отвечать на вопросы;
- развивать умение следить за развитием действий, мышление, воображение.
- воспитывать любовь к русским народным сказкам, желание помочь.
Предварительная работа: чтение сказки «Лисичка со скалочкой».
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Звенят бубенчики
-Дети, слышите, что это за звучит?
Дети при первых звуках колокольчика встают в кружок вокруг воспитателя.
-Это звенят бубенчики. А если мы услышали их песенку, это значит, что мы сегодня куда-то отправимся. Как вы думаете, куда?
— В сказку
— А вы хотите отправиться в сказку?
Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение.
-Послушайте еще раз. Как звенят бубенчики?
— Громко, тревожно.
— А почему они так звенят?
Ответы детей:
— Что-то случилось, кому-то нужно помочь.
-Вы готовы прийти на помощь?
Только как же нам попасть в эту страну?
Я знаю, приготовьте свои ручки и повторяйте за мной, будем произносить волшебные слова.
Пальчиковая игра
Начинаем колдовать,
Двери в сказку отворять.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий.
Мы его покрутим
И три раза дунем.
Покачаем раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри.
2. Основная часть
Появляется лиса
— Ребята, посмотрите, кто это?
-Скажите, какая она? (хитрая, рыжая, пушистая, умная)
— Это лисичка, наверное, она попала к нам из сказки.
— Как вы думаете, из какой она сказки? В каких сказках живет лисичка?
(Теремок, Лиса и волк, Лиса и Снегурочка, Заюшкина избушка)
Лисичке нужна наша помощь, скалочку она свою потеряла.
— Поможем найти скалочку?
— А кто знает, как называется эта сказка?
— Нам нужно вспомнить сказку, а затем рассказать её. И тогда найдется скалочка и лисичка вновь вернется обратно в сказку.
— Садитесь поудобнее. Слушайте и запоминайте.
Итак , сказка «Лисичка со скалочкой»
- 1.Шла лисичка по дороге, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.
Вос-ль:
Где шла лисичка?
Что нашла лиса?
Ответы детей
(выставляем картинку).
2. Пришла в деревню и стучится в избу:
-Стук-стук-стук!
-Кто там?
-Я лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
-У нас и без тебя тесно.
-Да я вас не потесню: сама лягу на лавочку, хвостик- под лавочку, скалочку –под печку.
Вос-ль:
Куда пришла лисичка?
Как обещала ложиться лисичка, чтобы не стеснить хозяев дома?
Ответы детей
Вос-ль:Правильно (выставляем картинку)
3. Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:
-Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!
Вос-ль:
Куда лисичка дела свою скалочку?
На кого поменяла, хитрая лиса, свою скалку.
Ответы детей
Вос-ль:верно, на курочку(выставляем картинку).
4. Пришла лиса в другую деревню:
-Стук-стук-стук!
-Кто там?
-Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
-У нас и без тебя тесно!
— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик-под лавочку, а курочку –под печку.
Рано поутру лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела,а после и говорит:
-Где же моя курочка? Давайте мне за нее уточку!
Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку уточку.
Вос-ль:
Что хитрая лиса сделала с курочкой?
на кого поменяла лиса курочку?
Ответы детей
Вос-ль:на гусочку(выставляем картинку).
5. Взяла лиса гусочку и пошла в соседнюю деревню:
-Стук-стук-стук! -Кто там?
-Я, лисичка-сестричка!
Пустите переночевать!
-Да у нас и без тебя тесно.
-А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик-под лавочку, гусочку-под печку.
Утром лисичка вскочила, схватила гусочку ,съела да после и говорит:
-А где моя гусочка, давайте мне за нее девочку!
А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок собаку и отдал лисе:
-Бери, лиса, девочку!
Вос-ль: Кого просила лиса взамен съеденной гусочки?
Ответы детей
Вос-ль: Отдали хозяева лисе девочку?
-Нет, а кого дали?
Ответы детей: Собаку в мешке(выставляем картинку).
6. Несет лиса мешок и говорит: «Девочка, пой!». А собака в мешке как зарычит. Бросила лиса мешок и бежать. А собака выскочила из мешка да за ней.
Вос-ль:
— Что говорила лиса по дороге?
А что сделала собака?
Ответы детей
Вос-ль:
Как вы думаете, хорошо поступала лиса в этой сказке?
Вос-ль: Нет, она же обманывала людей, которые ее пожалели, приютили, накормили, напоили.
— Я думаю, она больше не будет . И со всеми станет дружить.
А давайте покажем лисичке нашу игру. Пусть поучится и будет играть со своими друзьями.
Игра «Мы по кругу идем»
Мы по кругу идем
И лисичку зовем.
Ты глаза не открывай
Нас по голосу узнай. (3-4 раза)
-Ну а сейчас ребята, тебе еще раз расскажут сказку, чтобы уже точно скалка нашлась.
-Расскажите, дети?
Вос-ль: Ой, смотрите, пока мы играли наши картинки в таблицу превратились. Будет детям подсказка, смотрите на таблицу и вспоминайте, что за чем было..
Дети рассказывают сказку по мнемотаблице
Вос-ль:Ребята, да вот же и скалочка вернулась. А значит они вместе смогут вернуться в сказку.
3. Заключительная часть.
Мы помогли герою сказки, а значит пора возвращаться назад. До свидания.
— Повторяйте за мной
Раз, два, три,
Будем снова колдовать,
Двери в сказку закрывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий.
Мы его покрутим
И три раза дунем.
Покачаем раз, два, три.
Дверь, замочек, ты запри
— Вот мы и вернулись.
Какие вы молодцы. Кому вы помогали? А из какой она сказки? Понравилось вам наше путешествие?
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
воспитатель ИНОЗЕМЦЕВА Н.А.
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи: Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи. Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Материал и оборудование: Набор условных заместителей к сказке «Рукавичка» (рукавичка, 7 геометрических фигур разных по величине, и цвету). Счетные палочки. Картины с зимним пейзажем. Компьютер, музыкальная запись. Маски зверюшек, краски, губки и кисточки. Книжка со сказкой «Рукавичка».
Ход занятия
Дети проходят и садятся.
— Искрится, падает снежок. На землю и дома. А это значит, мой дружок, Что к нам пришла Зима! Снег! Снег! Снег – снежок… Белый и пушистый. Снег! Снег! Снег – снежок… Звёздно-серебристый.
— Дети, а какими словами можно описать снег? (Белый, холодный, чистый, пушистый, мягкий, серебристый, как вата) А вы рады снегу? Почему? В какие игры можно играть со снегом?
Дидактическое упражнение «Какой снег»
— Давайте, прямо сейчас покатаемся на лыжах. Вы не знаете, как можно в группе покататься на лыжах? Как думаешь ты? А кто думает по другому? Покажите, пожалуйста.(ответы детей)
— Посмотрите, что у меня в руках? Похожи палочки на лыжи? Я предлагаю вам превратить палочки в лыжи и отправиться в летний лес и так покататься на лыжах. Кто со мной согласен? Что сейчас лето (ответы детей). Можем мы встать на счетные палочки и поехать? (ответы детей) А хоти я покажу, как отправиться в зимний лес на счетных палочках.
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
(пауза)
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
— Вот мы и в зимнем лесу. Красиво в зимнем лесу. Сыграем в вами в игру я буду говорить, а вы за мной повторяйте.
Чистоговорка «Зима»
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
— Послушайте мелодию и скажите, что нас ожидает дальше (звучит мелодия «В гостях у сказки»)?
— Нас встречает сказка (на доске – картинка). Ребята, что это? Как вы думаете, кто ее потерял? Я расскажу вам сказку. А вы, слушайте и смотрите сказку. Будете помогать, если мне нужна будет помощь? (ответы детей) Спасибо.
Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Только сегодня у меня не обычные сказочные герои. Вот какие (показываю геометрические фигуры).
Сказка «Рукавичка»
Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка.
Прямоугольником я обозначу дедушку, а собачка будет маленький прямоугольник.
Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка. Какая геометрическая фигура больше всего подойдет для обозначения мышки? Почему? (ответы детей)
влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
-Скажите, пожалуйста, правильно я подобрала фигурку для лягушки
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик.
-Маша подбери геометрическую фигуру для зайчика. Почему? Кто думает по другому?
Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Настя, что спросил зайчик? Покажите сигналом согласны вы с ответом.(ответ детей)
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
-Андрей, выбери фигуру для обозначения лисы. Почему, ты выбрал эту фигуру?
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Полина, перечисли кто живет в рукавички.
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?
— Лиза озвучить лисичку ответь за нее. Какой голос у лисы? Какая она бывает в сказках? Передай его голосом.
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Не садись на пенек не еще пирожок. Так ребята должно быть? (ответы детей) А Как? Озвучь, Валера, пожалуйста.
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну, иди!
Влез и этот. Уже стало их….
— Сколько их стало жить? Как узнать точно? Что надо сделать? (ответы детей)
пятеро. А в рукавички тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Ребята, покажите, как медведь ходит (подражание походке медведя) А какой голос у медведя низкий или высокий? Давайте все вместе спросим.
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну, уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Как вы думаете, что сделала? (ответы детей)
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Понравилась вам слушать и рассказывать сказку?
— Нам пока возвращаться в группу. Давайте скажем наши волшебные слова.
Хлоп, хлоп.
Топ-топ.
Вокруг себя обернись
И в группе окажись.
— Ребята, а ведь сказки можно не только слушать, но и показывать сказку. А мы с вами можем показать другим ребятам сказку. Что для этого нам понадобится? (ответы детей)
Показываю маску дедушки и собаки.
— Вот у меня есть заготовки масок зверей из сказки «Рукавичка». Можно такими масками показывать сказку? (ответы детей) Почему?
— Так давайте их закончим. То есть покрасим и раскрасим.
— Мы поделимся на пары, и каждая пара будет раскрашивать одну из масок. Сначала вместо кисточек мы будем пользоваться губками, а затем, когда у нас подсохнет первый слой краски, мы нарисуем все остальные части на маске: глаза, нос, усы.
Дети делятся на пары.
-Вот у нас на столе есть коричневая краска, зеленая, серая, красная и желтая. Какой цвет вы возьмете? (ответы детей).
-А какая краска нам понадобиться, чтобы покрасить лисичку? (ответы детей)
— Но у нас нет такой краски, как нам быть? (ответы детей)
— Ребята, я вам открою секрет, не которые краски смешиваются, и получается новый цвет.
-Чтобы получить оранжевый цвет, какие 2 краски нужно смешать? (ответы детей)
-А как вы думаете, а как я получила серый цвет? (ответы детей)
-Да, я смешала черный и серый (не большой опыт — на глазах у детей смешиваю 2 краски). Дети приступают раскрашивать.