Пересказ сказки репка в средней группе

На тему русские народные сказки.2020 г.1.3. пояснительная записка к занятию.расширять и активизировать словарный запас детей, вовлекать детей в разговор, называть

на тему «Русские народные сказки».

2020 г.

1.3.        Пояснительная записка к занятию.

Расширять и активизировать словарный запас детей, вовлекать детей в разговор, называть предметы, действия, персонажей.

•        развивать речевое творчество, развитие звуковой и интонационной речи.

•        закрепить знания детей о русских народных сказках («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Репка»);

•        развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность;

•        способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

•        способствовать развитию общения, взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

•        воспитывать чувства коллективизма, сплочение детского коллектива.

•        воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

•        выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью.

Место занятия в изучении темы: занятие по развитию речи, подведение итогов по теме: «Русские народные сказки»  

Тип НОД: интегрированное занятие по развитию речи.

Приемы работы: вопросы, пояснения, напоминание, повтор ребенком слов, фраз за воспитателем, совместное выполнение действий,  художественное слово, физкультминутка, игровые задания, элементы драматизации, показ, рассматривание, прослушивание аудиозаписи, презентация.

Компьютерная презентация помогает привлечь внимание детей, вызвать интерес к деятельности, привлекать пассивных слушателей к активной деятельности, сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, активизировать познавательный интерес, повышает эффективность образовательной деятельности.

Используемое оборудование: мультимедийная система для показа компьютерной презентации, презентация «В стране сказок», маски к сказке «Репка», репка, игрушка козленочка

Номер слайда (если есть презентация) 

Деятельность учителя 

Деятельность ученика 

I.Вводная часть (2 минуты)

1.1.Приветствие. «Доброе утро»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения с элементами самомассажа, настрой на предстоящий день.

Цель: переключение на новую деятельность, участие в игре.

Воспитатель начинает говорить приветствие и делать движения, постепенно включая в деятельность детей.

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Доброе утро, дети!

Мы проснулись! (Поднять руки вверх)

Дети подходят к воспитателю. Выполняют движения в соответствии с текстом.

1.2.Мотивация, целеполагание

Цель: вызвать у детей интерес к занятию, создать условия увлеченности, направить детей на предстоящую деятельность.

Цель: осознать и принять поставленную задачу.

Слайд №1

Раздается блеяние козы.

— Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера.

Просмотр слайда.

Ответы детей.

-Посмотрите, она почему-то грустная и плачет. Вы хотите узнать, что у нее случилось?

Воспитатель подходит к экрану и прислоняет ухо

Ответы детей

— Ребята, она говорит, что ее зовут Коза-дереза, и она пришла к нам из сказки «Волк и семеро козлят». Хитрый Волк одного козленочка спрятал в какой-то сказке и сказал, что отдаст его только тогда, когда она выполнит задания, которые он для нее придумал. Но Коза-дереза одна не справится со всеми заданиями и просит, чтобы мы вместе с ней отправились в страну сказок, чтобы найти ее козленочка и спасти от злого волка. Поможем Козе-дерезе?

Внимательно слушают, что случилось у козы

Ответы детей

— Страна сказок у нас волшебная и, чтобы туда попасть, необходимо сказать волшебные слова.

-«Крибле-крабле- бумс!»

— Повторяют волшебные слова вместе с воспитателем

Слайд №2

-Вот мы с вами и в стране сказок.

-Красиво здесь?

-А вы помните, зачем мы сюда отправились?

Рассматривают «Страну сказок»

Ответы детей

— Чтобы помочь Козе-дерезе

Слайд №3

Появляется картинка с письмом, на котором лапа волка

Воспитатель говорит, что в нем находятся задания, выполнив которые, ребята смогут найти Козленочка.

-Выполним задания? Поможем Козе-дерезе?

Ответы детей

II. Основная часть ( 10 минут)

1. Задание № 1

Цель: развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог, учить детей узнавать сказку по отрывку, повторить сюжет сказки

Цель: ответить на вопросы воспитателя

Слайд №4

Воспитатель читает письмо от волка

— Первое задание такое: необходимо угадать, какому сказочному герою принадлежит песенка:

«Я – …….,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл»

                    Отрывок из сказки «Колобок»

-Правильно, ребята вы отгадали название этой сказки.

Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

-Колобок        

(на Слайде появляется Колобок, дети рассматривают сказочного героя)

Слайд № 4

И также нужно ответить на вопросы:

-Кого еще встретил Колобок на своём пути?

-Зайца, волка, медведя, лису

(на слайде появляются сказочные герои)

Слайд № 5

Воспитатель обращает внимание детей на экран

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это же колобок.

— Ребята, посмотрите, как он радуется, что вы, справились с заданием

-Идем дальше?

Рассматривают картину с Колобком

(на слайде появляется Колобок с анимационным эффектом)

-Да

2. Задание № 2

Цель: закрепить знания названий сказок, развивать мыслительные операции, связную речь, развивать словарь.

Цель: ответить на вопросы воспитателя

Слайд № 6

(Появляется лист с лапой волка)

Рассматривают письмо

Слайд № 7

Второе задание такое: посмотрите на сказочных героев, и скажите, из какой они сказки?

Рассматривают картинки сказочных героев

-«Курочка Ряба»

(на слайде по одному появляются сказочные герои)

Слайд № 8

А что курочка снесла деду с бабкой?

Золотое яичко

(на слайде появляется золотое яичко)

Слайд № 9

Кто же разбил яйцо?

Мышка (на слайде появляются Мышка с разбитым яичком)

Слайд № 10

А теперь мы должны найти силуэт (тень) каждого персонажа из данной сказки

3. Дидактическая игра «Найди тень»

Подбирают сказочному персонажу силуэт

Интерактивная игра

Цель: развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность.

Цель: посмотреть на сказочных героев и выбрать правильно их силуэты.

Слайд № 11

Воспитатель обращает внимание детей на презентацию

Ребята, смотрите, как наша Курочка Ряба танцует. Она радуется, что вы справились со вторым заданием. Вы тоже рады?

 Идем дальше, сможем выполнить еще задания?

Рассматривают картину с Курочкой Рябой

-Ответы детей

-Да

Слайд № 12

(Появляется лист с лапой волка)

Рассматривают слайд

4. Задание № 3

Цель: закрепить знания названий сказок,  расширить словарный запас, развить связную речь

Цель: ответить на вопросы воспитателя

Слайд № 13

Третье задание: Посмотрите сказочных героев и подумайте, из какой они сказки?

Рассматривают иллюстрацию к сказке теремок

-Мышка-норушка

— Но это еще не все, вспомните, как звали героев сказки теремок:

-Лягушка-квакушка,

-Зайчик-побегайчик,

-Лисичка-сестричка,

-Волк-зубами щелк,

-Медведь-косолапый

Слайд № 13

Ой, ребята, а кто-то из сказочных героев исчез, наверное, волк его спрятал.

Посмотрите, кого не хватает?        

И еще, кто-то пропал……

5. Дидактическая игра «Кого не хватает?»

Рассматривают сказочных героев

Ответы детей

Цель: развивать наглядное мышление

Цель: вспомнить всех героев сказки, развить наблюдательность, внимание

Интерактивная игра: Звери по одному начинаю исчезать

Слайд № 14

На экране появляется Медведь

Медведь: Ребята, вы  молодцы, справились с заданием,  а давайте немного поиграем.

-Поиграем с Мишкой?

Дети рассматривают медведя со звуковым эффектом

-Да

6. Физкультминутка «Мишка»

Цель: предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью.

Цель: выполнить движения.

Мишка по лесу гулял,

Мишка шишки собирал,

Очень мишка наш устал,

Сел на травку задремал.

Дети имитируют походку медведя, собирают шишки, приседают на коврик.

-Пусть Мишка наш отдохнет, а мы пойдем дальше?

-Да

Слайд № 15

(Появляется лист с лапой волка)

Воспитатель читает задание, в котором Волк просит вспомнить его любимую сказку «Репка»

Закрывается экран

Рассматривают слайд

7. Задание № 4

Инсценировка сказки «Репка»

Цель: расширить и обогатить словарный запас, эмоциональное окрашивания речи, развить выразительность жестов, развить память, внимание, мышление, воспитывать интерес к театрализованной деятельности, воспитывать чувства коллективизма, сплочение детского коллектива.

Цель: вспомнить сюжет сказки, постараться передать черты сказочного персонажа

Воспитатель помогает одеть  маски сказочных героев

Ребята, волк хочет проверить, знаете ли вы сказку «Репка».

Воспитатель берет на себя роль автора

Давайте вместе вспомним сказку и попробуем ее проиграть.

Под репкой дети находят игрушку козленочка

Дети вспоминают сказку, пытаются передать образ сказочного героя.

Слайд № 16

Открывается экран

-Вот мы с вами и нашли козленочка, отдадим его маме?

На экране появляется картинка козы, после того как воспитатель прислоняет игрушку козленка к экрану, появляется и он сам.

-Смотрите, как козленочек весело поскакал к своей маме.

-Коза-дереза говорит вам, что вы очень добрые и храбрые, что смогли помочь ей и отыскать козленочка, и благодарит вас.

Экран закрывается.

-Да

А нам пора возвращаться назад в детский сад. Повторяйте вместе со мной волшебные слова.

-«Крибле-крабле- бумс!»

Произносят волшебные слова.

-«Крибле-крабле- бумс!»

III. Заключительная часть (3 мин)

1.Итог занятия

Цель: подвести итог занятия, снять умственное и эмоциональное напряжение обобщить знания детей, создать мотивацию для дальнейшей деятельности.

Цель: получить положительную оценку своей деятельности.

— Кто к нам приходил в гости?

— А зачем она приходила?

-Куда мы с вами отправились, чтобы найти козленочка?

-Коза-дереза

-Чтобы, мы помогли ей найти козленочка

-В страну сказок

2. Рефлексия

Цель: выявить отношение детей к деятельности; мотивировать детей на дальнейшее продолжение игры.

Цель: Делятся впечатлениями, анализируют собственную деятельность, проявляют желание продолжать играть

— Понравилось ли вам помогать Козе-дерезе?

-А что вам больше всего запомнилось?

-Если кто-то еще к нам придет и попросит помочь, поможем ему?

Ответы детей

— Козленочек сейчас будет играть вместе со своими мамой, сестрами и братьями.

Давайте тоже поиграем вместе?

— Да!

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Дети играют совместно с воспитателем

Программное содержание:

  • Связная речь: формировать умение с помощью взрослого составлять сюжет рассказа, развивать монологическую речь, упражнять в использовании разных типов распространенных предложений.
  •  Грамматика: формировать навыки образовывать слова — антонимы, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
  • Словарь: активизировать употребление слов – антонимов и существительных, которые часто употребляются в форме множественного числа.
  • Упражнять в умении пересказывать рассказ с помощью опорных схем, учить узнавать сказки по моделям.
  • Развивать речь дошкольников, мышление, творческое воображение, воспитывать интерес к словесному творчеству.

Предварительная работа с воспитанниками средней группы: чтение сказок, изучение стихотворений о животных, составление сказок по схемам.

Материалы: игрушечная белочка, книжка с чистыми листами, аудио запись, схемы сказки, модели, игрушки.

Ход занятия в средней группе детского сада

Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки? А какие сказки вам больше всего нравятся? О ком они?

Я сегодня принесла еще одну книгу сказок. Давайте посмотрим, какие там живут сказки?

(Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы).

Ой, а куда это исчезли сказки? Почему?

Воспитатель. Наши дети в последнее время много смотрят телевизор, а сказок почти не читают. Сказки обиделись и ушли от нас. А вы хотите их вернуть? (Да). Тогда отправляемся на поиски сказок. На чем мы будем путешествовать?

Дети. На самолете.

Воспитатель. Усаживайтесь поудобнее и отправляемся в путешествие.

(Звучит голос, который просит пристегнуть ремни безопасности, шум самолета)

Воспитатель. Вот мы прибыли в Сказочную страну.

Дети подходят к «волшебным» дверям.

Воспитатель. Чтобы открылась дверь надо образовать слова противоположного значения

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь,

Зима – лето,

Горячий – холодный,

Белый – черный,

Утро – вечер,

Толстый – худой,

Длинный – короткий,

Гладкий – колючий.

Воспитатель. Молодцы! Вот и открылись наши двери.

Мы с вами в Сказочной стране.

Нас встречает «Музей сказок». Дети, а кто знает, что такое музей? (место, где хранятся ценные вещи). А как вы думаете, что хранится в сказочном музее? (сказочные вещи)

Да, герои разных сказок оставили здесь свои вещи. Давайте попробуем отгадать, какая вещь кому принадлежит.

Дидактическая игра «Музей сказочных вещей»

Яйцо — курице из сказки «Про курочку Рябу»

Кувшин — Журавлю из сказки «Лисичка и Журавль»

Пирожки-Маше из сказки «Маша и Медведь» и т.п.

Воспитатель. Молодцы, все сказки хорошо знаете. Итак, путешествуем дальше. Ой, а что это за конверт? Что в нем? (Воспитатель открывает конверт). Дети, здесь зашифрованы сказки, давайте попробуем назвать их.

Дидактическая игра «Какая сказка здесь спряталась?»

Дети рассматривают модели сказок. («Колобок», «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка», «Волк и семеро козлят») Молодцы, хорошо знаете сказки.

занятие в средней группе, сказка репка, модель сказки репка

  сказка колобок, модель сказки колобок, занятие на тему сказки в средней группе

Я думаю, что теперь нам надо немножко отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы за сказками пошли,

Но не сразу их нашли.

Ножками мы топали,

Кулачками стучали,

Помнят сказки нас,

Наклонились мы на «раз».

А на «два» мы поднялись,

Вместе за руки взялись.

Все по кругу мы пошли.

Наши сказочки нашли.

(Под звуки веселой музыки дети идут дальше и находят белочку, которая сидит и плачет). Ребята, а вы знаете почему плачет белочка? (Нет). Потому что о ней нет никакой сказки. А хотите, чтобы была еще и сказка о белочке?

Дидактическая игра «Составляем сказку»

Педагог предлагает детям самим сочинить сказку с помощью схем. Как мы можем начать сказку?

В одном далеком сказочном лесу жила маленькая белочка… Далее дети рассказывают по очереди, опираясь на подсказанные вопросы. Составив коллективно сказку, дети еще раз пересказывают сказку по схемам. Хорошая получилась у нас сказка. Какими словами мы ее закончим?  («Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец»).

Воспитатель. Ну что же, малыши, а нам пора отправляться домой. Давайте садиться в самолет. (под гул самолета дети возвращаются обратно.).

Вот мы и дома. Понравилось вам в Сказочной стране?

Воспитатель вновь обращает внимание на книгу со сказками.

Дети, посмотрите, в книге опять есть сказочки. Они вернулись к нам, потому что вы хорошо знаете сказки.

Итог. Рефлексия

Воспитатель. Почему вы сегодня отправились на поиски сказок?

— Какие сказки вам нравятся?

— На кого из героев сказок вы хотели бы быть похожими? Почему?

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Средняя
группа

Тема:
Пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Образовательные
задачи

Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно
большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически правильного
оформления высказываний. Обогащение лексикона детей новыми словами.

Развивающие
задачи.

Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха,
речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления.
Развитие интереса к играм-драматизациям.

Воспитательные
задачи.

Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства
сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.

Материал:
картинно-символический план к сказке «Заюшкина избушка», текст
сказки «Заюшкина избушка», разрезные картинки сказок, заяц грустный и веселый,
карандаши, игра лабиринт «Помоги зайцу пройти к моркови».

Ход занятия. 

1.Организационный
момент.                                                                                                      
Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики. Я очень рада вас
всех
видеть.                                                                                                                            
Давайте поздороваемся друг с другом. — Здравствуй, здравствуй! Не зевай и
ладошку мне давай!                                                                                                                                                      —
Ребята, сегодня у нас необычный день. У нас сегодня
гости.                                                     — Гости приветливо
улыбаются нам, подарим и мы гостям свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.
(Выполняются упражнения для губ «Улыбка-Трубочка», для язычка  — «Качели»,
«Часики», «Горка», «Лошадка», для щек «Гол»).                                                                      Дыхательная
гимнастика «Понюхаем цветочки». Вдох – нос, выдох – рот.

   — Молодцы, ваш язычок
размялся и готов к работе.
                                                                                   
Сегодня мы с вами будем говорить о
сказках и их героях.
   К нам придет  гость из сказки.  Давайте позовем
его волшебными словами.
  (Дети говорят «волшебные» слова «Раз, два, три
– гость приходи».)
                                                                                           
                               
Показываю
картинку расстроенного зайца.
                                                                                                                                    
— Ребята, посмотрите, кто это к нам
пришел? (заяц)                                                                                         
— Посмотрите, какой он? (- расстроенный, грустный,
печальный). Да еще и сильно
плачет.                                                             — Давайте
его успокоим.  Д:– (Не плачь зайка,  успокоился.)                                                                         
— Как вы думаете, что же у него случилось?
                                                                                    
— Ребята, а из какой сказки пришел к нам
зайка?                                                                                           
— Вы хотите узнать, давайте соберем картинки из частей и узнаем название сказок.                    
И узнаем, что случилось с зайцем?                                                                                                   
 — Вы узнали, как называются сказки? Это сказки «Колобок», «Репка», «Семеро козлят», и «Заюшкина
избушка». Из какой сказки пришел наш зайчик? В какой сказке его обидела лиса?

– Давайте вместе вспомним сказку. А перед этим отдохнем и поиграем

Физминутка:

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк. .

Раз — согнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка.

Головою три кивка. (Движения по тексту.)

Рассказ логопеда и детей (во время рассказа выставляются фигурки на мольберт).                         
— А начиналась сказка так: Жили- были Лиса
и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца лубяная. Пришла весна у Лисы
избушка и растаяла.                                                                
— Ребята, почему у лисички избушка растаяла?  Д: Потому что была
ледяная.                                                           — А ледяная,
это из чего?      — Что может быть изо льда?          Д: – сосулька,
горка, каток.                                        — А лубяная, это
какая?  Д:– из
дерева.                                                                                         
                                          — Что бывает деревянным?   Д: — стол,
стул, шкаф, дом, доска.

Кто первый пришел на помощь зайчику?

Д: Собака.

 — Кто второй?

Дети: Волк.

 — Кого не хватает среди героев?

Д: – Петушка.

 — Как можно сказать о петушке? Какой он?

Д: — Сильный, смелый, храбрый, добрый, отзывчивый.

— что можно сказать о лисе? Какая она?

Д:- Хитрая, злая, невоспитанная, обманщица, жадная, коварная

— Какую песенку пела лиса, ласковую или грозную?                                          
                                                                    — Зайка
вернулся в свой домик?

Кто
из персонажей вам понравился?  Почему?

 -Посмотрите на зайчика. Как вы думаете,
ему понравились ваши ответы? Какой он стал? (веселый), а пришел какой? (грустный,
расстроенный)

Зайчику понравилось, как вы рассказывали сказку, и он приготовил
вам задание. Игра лабиринт «Помоги зайцу пройти к моркови».

  Итог:
Из какой сказки приходил к нам сегодня заяц? Какие сказки мы сегодня с вами
вспоминали. Какую сказку рассказывали?

15.01.2021
г.

Конспект организованной учебной
деятельности
Развитие речи с
элементами риторики
«Путешествие
в зимний лес
»

(группа
предшкольной подготовки
)

Цель:

-Закрепление
знаний детей о русских сказках.

-Формировать
коммуникативные навыки.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать
у детей умение выразительно рассказывать, внимательно слушать других; Развивать
речь детей, внимание, мышление, память дидактической игре «Я назову, а вы
продолжите:» Закрепить знание героев сказки «Репка», «Колобок»  и упражнять в
умении воспроизводить последовательность действий героев по порядку. Составлять
целое из 4-6 частей и называть героя из какой сказки, научить детей видеть
целостный образ. Учить связно, последовательно рассказывать знакомую сказку «Теремок»,
опираясь на карточки, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
Развивать творческое воображение, фантазию, креативное мышление.

Развивающие:                                                                                                          Развивать
речевую и познавательную активность детей, умения сравнивать, обобщать, делать
выводы и умозаключения; Развивать мышление, воображение, зрительную память,
наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русскому народному
творчеству; воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
формировать художественный вкус; воспитывать уважение к книге.

Оборудование:

Предварительная
работа:

-Чтение русских
народных сказок.

-Рассматривание
иллюстрации.

Методы и приемы:

— Беседа;

— Ответы на
вопросы;

— Обращение к
опыту детей;

Наглядные:


Демонстрация, рассматривание  иллюстраций.

Практические:

-Решение
проблемной ситуации;

— Поисковые
действия;

— Пересказ сказки;

— Физминутка;

— игра «Геоборд»

Ход организованной
учебной деятельности

Воспитатель:

– Сегодня мы
вместе с мальчиком  Риториком отправимся в путешествие в зимний  лес. Но перед
тем как отправляться, давайте решим, как нужно одеться, собираясь в зимний 
лес. (Ответы детей)

– Почему так нужно
одеваться?

– Когда придём в
лес, как будем себя вести?  Мы в лесу – гости, а хозяева леса – звери и птицы.
Чтобы их не напугать, нужно проявить вежливость по отношению к ним: вести себя
тихо, не кричать, не сориться.

(Приложение-презентация).

— В волшебном дубе
должно открыться дупло, через которое мы с вами попадём в волшебный лес, но для
этого нужно произнести волшебное заклинание, но какое, я не знаю. Поможет нам
Риторик.

— Тук-тук-тук-раздаётся
громкий стук

   Ри-ри-ри- дверь
скорее отвори!

– Ничего не
получается, почему, как вы думаете? Может быть, мы что-то не так сказали? Когда
выражаем просьбу, какие слова при этом не забываем говорить?

(Варианты ответов
детей)

– Попробуем иначе
произнести волшебные слова

Ры-ры-ры-будьте к
нам вы так добры,

Ти-ти-ти-
разрешите нам войти.

(Появляется картинка
дуба с дуплом, включается фонограмма звуков леса, открывается  доска с
изображением  зимнего  леса.)

– Давайте пройдёмся
по зимнему  лесу, послушаем звуки леса, подышим лесным воздухом.  Перед нами
растет ель, а на ней растут шишки

Дыхательное
упражнение “Достань  шишки ”

– Ребята.
Представьте, что мы находимся около  ели. Высоко на ветках висят красивые 
шишки, которые мы хотим сорвать. Встаньте прямо. Делаем вдох через нос,
поднимаем руки вверх, хорошенько потягиваемся, встаём на носочки, пытаясь
достать  шишку. Затем опускаем руки и встаём на всю ступню – выдох. На выдохе
говорим “ух”.  Повторить 3 раза. Последний раз дотянуться до  шишки и
представить, что сорвали  шишку .

– Что помогло нам
попасть в сказочный лес? (вежливое обращение). Кто может повторить вежливые слова,
которые мы произнесли. Давайте сегодня поговорим о вежливости. Зачем нужно быть
вежливым?

— Молодцы, ребята.
Садитесь на свои стульчики. Какое у Вас настроение? А вот кое у кого настроение
плохое, потому что с ним произошла неприятная история. Я вам загадаю загадку, а
вы попробуйте её отгадать и поймете, с кем приключилась неприятность.

(таблица
мнемотехники: Шуба, иголки, волки, колючий шар, глаза, ноги )

Вместо шубки лишь
иголки.

Не страшны ему и
волки.

Колкий шар, не
видно ножек,

Звать его конечно.

(Ежик)

– Чтобы не
заблудиться в лесу и продолжить путешествие, нужно найти в лесу дорогу. А на
помощь к нам придет ежик. Ежик очень рад вас видеть в лесу. И ежик хочет, чтобы
встали парами и поиграли. Но прежде, я хотела бы спросить у вас. Если бы вам
пришлось обратиться с просьбой, какие вежливые слова вы бы использовали? (
Слова приветствия –здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер,
вежливое обращение скажите пожалуйста. Помогите пожалуйста найти дорогу, будьте
так любезны. Подскажите  пожалуйста, извините пожалуйста, вы не могли бы.

— А хотите узнать,
что ответил еж?

— Здравствуйте,
дорогие ребята. Я очень рад вас видеть. Чтобы не заблудиться в нашем волшебном
лесу, вам нужно идти по тропинке и никуда не сворачивать.

 Разыгрывание
диалога в парах

– А как бы вы
повели себя в данной ситуации?

– Если бы вам
пришлось обратиться с просьбой, какие вежливые слова при этом вы бы
использовали? (Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, день, вечер;
вежливое обращение: будьте добры, скажите пожалуйста, помогите пожалуйста найти
дорогу, будьте так любезны, подскажите пожалуйста, извините пожалуйста, вы не
могли бы нам помочь…)

Дети
делятся на пары

– Ребята,
представьте, что один из вас – Ежик, другой – Заяц. Решите, кто из вас кем
будет. Зайчику  нужно найти дорогу. С какими словами он обратится к Ежику?

—  Что ответит Ежик?

Физминутка

Идём по тропинке
друг за другом под фонограмму звуков леса. Собираем грибы и ягоды.

По тропинке в лес
пойдём,

И грибов мы
наберём.

Раз – грибок, два
– грибок

Мы положим в
кузовок.

Анализ
диалогов


Что же помогло найти общий язык Ежику  и
Зайчику? (Вежливые слова)

– Как вы думаете,
хорошо или плохо быть вежливым? Почему хорошо?

(Когда мы вежливы,
нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не
отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться)

Работа
с текстом.

– Как вы думаете,
всегда ли нужно быть вежливым?

— А вы знаете, что
вежливость даже может спасти жизнь.

В нашем волшебном
лесу живёт зайчик. И вот однажды с ним приключилась очень интересная история.

Однажды заяц,
наевшись капусты на крестьянском огороде, собрался домой, как вдруг заметил
лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось украсть курицу с крестьянского
двора, и она была очень сердита и голодна. У зайца дрогнуло сердце. Бежать – но
куда?Заяц опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая
грозная опасность, – в пещере поселилась змея.

Заяц был хорошо
воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

“Нужно
поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!”

И, присев на задние
лапки, заяц сказал:

– Здравствуй,
добрая пещера! Разреши мне, пожалуйста, войти.

До чего же
обрадовалась змея, услышав голос зайца. Она очень любила зайчатинку.

– Входи, входи!-
ответила она, желая обмануть зайца. Но заяц по голосу прекрасно понял, с кем
имеет дело.

– Простите, что я
побеспокоил вас, — сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт зайчиха! До
свидания!- и бросился бежать со всех ног.

Прибежал заяц в
свою норку и подумал о том, что вежливость ещё никому никогда не повредила.

Змея же свернулась
в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему
не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые зайцы! Нужно же было ему просить
разрешения войти!

Воспитатель:
Что помогло зайчику спастись? Какие вежливые слова помогли зайцу спастись?

– Всегда ли нужно
быть вежливым?

Даже в трудных,
опасных ситуациях нужно оставаться вежливыми.

Минисценки

— Скажу вам по
секрету, что в волшебном лесу все звери вежливые. Давайте посмотрим и
послушаем, как они между собой общаются.

Разыгрывание
заранее подготовленных диалогов детьми.

– Эй, привет
соседка мышка!

Может, в гости
пригласишь?

– Извини, голубчик
кот,

Очень узкий в
норку вход!

– Хочешь, белка,
на тележке

Подвезём твои
орешки?

– Ну, конечно же,
спасибо!

Вы мне очень
помогли бы.

– Дайте капусты
кочанчик другой!

– Разве так
просят? Подумай, косой!

– Дайте,
пожалуйста, вспомнил зайчишка.-

И, если можно, с
большой кочерыжкой.

– Вот молодец, ему
лапу пожали

И самых вкусных
кочанчиков дали…

А сейчас давайте
опишем ежика и зайчика (по мнемосхеме)

 Итог занятия

– Как вы думаете,
разговор о вежливости, который сегодня состоялся, нужен детям?

– Для чего нужно
быть вежливым?

– Нам пора
возвращаться из волшебного леса. Мы сегодня увидели и услышали там много
интересного.

C:UsershpDownloads1.jpeg

           Доклад на тему: «Методика обучения пересказу»

Произведения для пересказа

Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания и памяти. В этой связи следует знать, что список сказок, рекомендованный программой для рассказывания детям, не используется для рассказывания детьми (так как там упомянуты обширные произведения, сложные по содержанию и композиции).

В средней группе на первых занятиях можно использовать много раз читанные детям русские, народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» (с элементами настольного театра), «Кто сказал «мяу?» Владимира  Сутеева (отрывки), а далее — впервые прочитанные рассказы Льва Николаевича Толстого, состоящие из нескольких предложений («Сел дед пить чай»), и других писателей. В подготовительной к школе группе можно предлагать детям более сложные по форме бессюжетные, описательные произведения («Кот Васька» К. Д. Ушинского, «Разлились реки» Г. Скребицкого), а также рассказы-миниатюры или отрывки из произведений о природе поэтического характера («Зеленые бабочки» Н. Сладкова и др.).

Пересказ проводится примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия (имеется в виду и пересказ новых произведений, и повторный). Из этого расчета можно составить перспективный перечень текстов для пересказа, предусматривая их усложнение, разнообразие жанров, тематическую связь с сезоном, повторность. Нужно обратить внимание на поиск произведений советских авторов, отвечающих необходимым критериям, закрепляющих представления детей о современной действительности (об армии, спорте, труде).

Структура занятия по пересказу

Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования Зинаиды Михайловны  Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности, то «старшие дети уже владеют умением принимать задачу — запомнить и припомнить, а многие из них используют те или иные мнемические приемы в разных видах деятельности». В связи с этим нужно предоставить детям время для подготовки к дальнейшему пересказу, к активному овладению содержанием, словарем, выразительной формой устной передачи текста. А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.

Итак, занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый — новый для детей, сравнительно легкий; второй — уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.

Во второй половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок уже по выбору самих детей. Воспитатель называет две или три сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое занятие помогает формировать вкусы и интересы ребенка.

Приемы обучения пересказу

Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания. Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.

Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

Между пересказами, если их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.

Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…»

Среди других словесных приемов, конечно, используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.

Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы. Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в негромких хоровых повторениях (совместно с воспитателем) дети сохраняют индивидуальность речи.

Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

Практические примеры проведения занятий по пересказу можно найти в книгах Валентины Викторовны Гербовой, Эльмиры Павловны Коротковой.

Задачи обучения пересказу в разных возрастных группах

 Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые педагогом вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребёнком прочитанного. Детей так же можно привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании сказки.

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу. Обучение предсказыванию вводится с декабря – января, однако, если у детей группы речь развита хорошо, занятия можно начинать с сентября. В течении года дети пересказывают 8 – 10 литературных текстов.

        Так как для детей пересказ является новым видом речевой деятельности, важно умело подвести их к этому этапу, вызвать интерес к пересказыванию, поддерживать проявление активности и самостоятельности, но при этом не забывать, что дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога, им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, особенности процессов мышления и речи, памяти, воображения, внимания.

Задача педагога в средней группе добиваться того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев; привлекать внимание детей к словосочетаниям, оборотам, точным словам — обозначениям, ритмическим особенностям текста; помогать детям постепенно овладевать доступными им средствами выразительной речи, элементарными формами исполнительского творчества.

Для пересказа в средней группе могут быть рекомендованы следующие произведения: русские народные сказки «Репка»,  «Козлятки и волк», рассказы «Гуси» К.Г. Ушинского, «Сел дед пить чай..», «Деду скучно дома было..», «У Розки были щенки..», «Пришла весна, потекла вода…» Л.Н. Толстого, «Вот так дежурные» Н. Калининой.

В старшей группе педагог ставит следующие задачи:  учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов педагога; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умением правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.

Для пересказа рекомендуются следующие произведения: русская народная сказка «Лиса и Рак»; сказки и рассказы «Умей обождать», «Бишка» К. Д. Ушинского, рассказы «Котенок», «Пожарные собаки» Л. Н. Толстого, «По грибы» Я. Тайца, «Курочка» Е. И. Чарушина, «Синие листья» В. Осеевой, «Про снежный колобок» Н. Калининой и др.

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.п.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и количество текстов.

В подготовительной к школе группе для занятий рекомендуются следующие произведения: русские народные сказки «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и Козел»; рассказы «Четыре желания», «Утренние лучи» К. Д. Ушинского, «Косточка» Л. Н. Толстого, рассказы советских писателей: «Грибы» В. Катаева, «Еж» М. Пришвина, «Купание медвежат» В. Бианки, «Медведь» Е. Чарушина, «Просто старушка», «Плохо» В. Осеевой, «Земляничка» Н. Павловой, «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода» Н. Сладкова, «Разлились реки» Г. Скребицкого и др.

Список литературы

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
  2. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду.-М.: Просвещение, 1978.-112с.

  • Пересказ сказки солдатская шинель
  • Пересказ сказки ашик кериб слушать
  • Пересказ сказки лиса и кувшин о с ушакова конспект занятия старшая группа
  • Пересказ сказки мальчик с пальчик
  • Пересказ рассказа сухомлинского яблоко и рассвет в подготовительной группе конспект занятия