Пересказ сказки о жабе и розе гаршина

Многомудрый литрекон представляет краткий пересказ произведения гаршина сказка о жабе и розе. сюжет передан в сокращении, но он подробно освещает

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ произведения Гаршина «Сказка о жабе и розе». Сюжет передан в сокращении, но он подробно освещает основные события произведения. Кроме того, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл сказки. Приятного просвещения!

Краткий пересказ 

(606 слов) В небольшом заброшенном цветнике у деревенского дома росла прекрасная роза. Несмотря на неухоженность и заброшенность этого места, цветник не потерял своего очарования. В один хороший майский день среди сорняков начала распускаться роза. Она была одинока, другие розы в саду не росли, но она любила жизнь, любила ветер, небо и солнце. Роза не могла говорить, но это ей было не нужно: слова ей заменял тонкий и приятный аромат.

Внизу, в траве, отдыхала жирная старая жаба. В отличие от розы, ее не радовали ни яркое солнце, ни хорошая погода. Иногда ветер доносил до нее приятный запах, который причинял ей беспокойство, но жабе было лень искать источник запаха.

В этот цветник давно не заходили люди. Только прошлой осенью здесь последний раз побывал семилетний мальчик. До этого он проводил все летние дни в этом цветнике. Мальчика звали Вася, он очень любил читать в саду свои любимые книги. А его старшая сестра в это время сидела у окна и приглядывала за братом.

Когда Васе надоедало чтение, он забирался в цветник, где ему были знакомы абсолютно все растения. Также там он любил подолгу наблюдать за насекомыми и маленькими животными. Однажды он даже увидел ежа. С восторгом Вася наблюдал, как ежик обнюхивает корни кустов и траву. Позже он поближе познакомился с этим ежом. Вася был слабым и спокойным мальчиком, поэтому животные не боялись его. Ежик настолько стал доверять мальчику, что пил молочко из принесенного Васей блюдца.

Однако больше Вася не появлялся в саду, потому что он был сильно болен. Девушка сидела уже не у окна, а у кровати больного ребенка и читала ему книжки, так как у Васи не было сил поднять голову с подушки. Роза и не догадывалась о болезни мальчика, она росла и радовалась жизни. Скоро она должна была распуститься, а уже через три дня завянуть. Это была вся ее жизнь, но за это время ей пришлось испытать много горя. Жаба все-таки заметила прекрасную розу. Цветок очень понравился жабе, она захотела оказаться поближе к такой красавице. Жаба не умела выражать нежные чувства, поэтому решила сказать: «Постой, я тебя слопаю». Розу очень испугали эти слова. А жаба начала подбираться к розе, повторяя свои страшные слова. Она пыталась забраться на куст, но это было трудно, ведь ее тело для этого не приспособлено. А роза в эти моменты молилась о любой другой смерти. Старая жаба исколола себе брюхо о шипы и упала на землю. С ненавистью она взглянула на розу и повторила свои страшные слова. Жаба решила немного отдохнуть перед очередной попыткой добраться до цветка.

Наступил следующий день, роза распустилась и стала самым красивым созданием во всем цветнике. Вокруг розы летали птицы и бабочки, а соловей запел для нее прекрасную песню. Роза была очень счастлива. Из-за этого она не заметила, что жаба смогла близко подобраться к ней и была готова слопать красавицу-розу. В это время Вася шепотом попросил сестру принести ему розу из сада. Девушка выглянула в окно и увидела один прекрасный цветок. Она прихватила ножницы и вышла в цветник. Девушка подошла к розе и увидела, как к ней тянется старая жаба. С отвращением она стряхнула ее на землю. Жаба в порыве злости прыгнула на девушку, но та отбросила ее в сторону, срезала розу и ушла в дом.

Когда Вася увидел прекрасную розу, он впервые за многое время улыбнулся. Он взял цветок своей слабой рукой, вдохнул чудесный аромат, счастливо улыбнулся и умер. Роза стояла в отдельной вазе у маленького гроба. Там стояли и другие цветы, но люди не обращали на них внимания, а розу сестра больного мальчика поднесла к губам и поцеловала. Ее слеза упала на цветочек, и это событие было самым лучшим в жизни розы. Потом цветок положили в книгу и засушили. А через несколько лет подарили автору, поэтому он знает эту историю.

Отзыв 

(274 слова) Мне понравилась «Сказка о жабе и розе». Автор показывает, что умение видеть красоту в природе очень важно. Природа может подарить человеку радость даже в трудные минуты жизни. Мое мнение подтверждает и тот факт, что перед смертью мальчик почувствовал покой и счастье именно из-за прекрасной розы.

Автор противопоставляет прекрасное и безобразное. Ужасная жаба стремилась уничтожить прекрасную розу, которая дарила другим чувство радости и счастья. Злобная, ленивая и жадная жаба ненавидела все прекрасное, она любила только есть и отдыхать. А роза любила жизнь и приносила радость всем окружающим. Но безобразное не смогло одолеть прекрасное. Красота розы скрасила последние мгновения мальчика. Цветок умер не напрасно — такова мораль сказки. И роза была рада такой судьбе, ведь она не только помогла Васе, но и избежала бессмысленной смерти от лап злой жабы. Роза поняла, что она принесла радость умирающему мальчику. Именно это было ее главным предназначением. Любая жизнь не должна быть прожита бесполезно: если приносишь счастье другому существу, сам будешь счастлив. В этом состоит главная мысль произведения «Сказка о жабе и розе».

Чему учит Гаршин? Думаю, тому, что даже короткую жизнь можно прожить не зря, если приносить другим счастье и спокойствие. Жизнь розы очень коротка, но она смогла осчастливить не только Васю, но и его сестру. Последняя улыбка умирающего брата принесла его сестре радость, ведь она поняла, что в конце жизни Вася был счастлив. Произведение заставляет задуматься о том, насколько важно приносить пользу другим, и как надо жить, чтобы прожитая жизнь оказалась не напрасной. 

Мое впечатление от книги «Сказка о жабе и розе» грустное, но светлое. Ведь смерть розы помогла скрасить мальчику последние мгновения его жизни. Роза смогла вызвать чувство счастья у несчастного ребенка, ее жизнь не была напрасной.

Автор: Ирина Юрьева

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме «В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи урока:

1.Предметные:

 -познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,

-развивать умение понимать прочитанное,

-формировать понимание единства автора и его произведений,

-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

-пополнять словарный запас учащихся;

— расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;

— учить анализировать поступки и характер героев;

2.  Метапредметные:   

-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии.

— отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

— формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

3.   Личностные:     

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

— воспитывать чувство сострадания к другим

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,

-развивать мотивы учебной деятельности,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

  1. Мотивация учебной деятельности:

— Отгадайте загадки,

Покрупнее, чем лягушка,

Пучеглазая подружка,

И. конечно, все слова

Заменяет словом «Ква!»

Жаба

Шипами покрыта,

Длинная ножка,

Прекрасный цветок,

Но дотронуться больно! 

          Роза

— Как вы думаете, где могут встретиться жаба и роза?

— Кто автор этой сказки?

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». 

Рассказ учителя о В. М. Гаршине.

Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности… 

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

В.М. Гаршин часто странствовал, хорошо учился, был любознательным гимназистом, увлекался естествознанием.

4. Изучение нового материала.

Рассказ на фоне музыки Рубинштейна.

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

Ребята, понравилась ли вам эта мелодия?

5.Постановка проблемного вопроса.

Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. 

— Откройте учебники .

Прочитайте название сказки. Вспомните, о ком идёт речь? (Этот рассказ о жабе и розе.)

Что вы можете сказать о розе? Какая она ?( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.) 

Какой вы представляете себе жабу? (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).

6.Чтение сказки. Работа над содержанием текста:

1) Выборочное чтение.

— Прочитайте описание цветника.

— Найдите описание розы.

— Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

— Прочтите, как автор раскрывает нам образ жабы?

— Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

— Чей это был цветник?

— Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

— Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

— Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

—  Прочтите. Как автор нам говорит о жизни розы?

— Прочтите. Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?

— Прочтите. Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

А теперь давайте послушаем отрывок, завершающий сказку.

— Что спасло розу от жабы?

— Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

— Как автор показывает розу? (Бледное создание).

— Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

— Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

— Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

— Что случилось с мальчиком? (Он умер)

— Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

— Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

— Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) 

7.Анализ персонажей, характеристика главных героев.

— Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу?

  1. Итог урока.

Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям).

Вспомните начало нашего урока. Я задала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» 

Кто может ответить на этот вопрос? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое).
Учитель: «Ребята, наш урок подходит к концу. С каким автором мы сегодня познакомились? С каким произведением начали знакомство? Кто его главные герои? Какие цели мы ставили себе на урок? Достигли ли мы эти цели? Все ли у вас сегодня получалось? В чем были затруднения и почему? На следующем уроке мы поговорим не просто о содержании сказки, но и попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из неё уроки мудрости и нравственности. Спасибо за урок!»

9.Домашнее задание.

Перечитать сказку, ответить на вопросы 1-4

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

  • дать общее представление о жизни и творчестве В.М.Гаршина;
  • познакомить со сказкой «Жаба и роза», ее основной мыслью;
  • проанализировать сказку, составить план.

Планируемые результаты

Предметные

• иметь представление о ВМ Гаршине

• знать историю создания сказки

• уметь выделить тему и основную мысль произведения

• уметь характеризовать героев, оценивать их поступки

Метапредметные

• понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке

• формулировать тему, цели, определения (самостоятельно или с помощью учителя)

• осуществлять работу с языковым материалом по заданным критериям

Личностные

• устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом

• оценивать результаты своей деятельности

• осмыслять мир как воплощение добра и зла

Ресурсы урока: учебник, тетрадь, презентация, толковые словари, сигнальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организация урока

Актуализация необходимых знаний (слайды 1-4)

Предлагает прочитать посмотреть на портрет писателя, интересуется, знаком ли он детям.

Просит прочитать его высказывание, предлагает узнать в толковом словаре значение слова «миссия».

Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…

Просит объяснить смысл высказывания.

Обращает внимание/ подтверждает, что слова принадлежат В.М.Гаршину, просит назвать знакомые произведения автора.

Знакомит учащихся с биографией писателя.

Рассматривают портрет, высказывают предположения.

Читают высказывание писателя, узнают из словаря значение нового слова.

Объясняют смысл фразы.

Называют ранее прочитанные произведения.

Слушают рассказ учителя, задают уточняющие вопросы.

Мотивация познавательной деятельности (слайды 5-7)

Дает информацию о знакомстве В.М.Гаршина с известными людьми того времени, в т.ч. с композитором А.Г.Рубинштейном.

Предлагает, закрыв глаза, послушать «Мелодию» А.Рубинштейна в исполнении В.А.Новиков

Просит поделиться впечатлениями от прослушанной музыки.

Знакомит с историей, произошедшей с Гаршиным на концерте композитора.

Знакомятся с фактами биографии писателя, рассматривают портрет А.Г.Рубинштейна.

Слушают музыку, закрыв глаза.

Рассказывают о представлениях и образах, возникших при прослушивании «Мелодии».

Узнают новое о жизни В.М.Гаршина.

Организация познавательной деятельности (слайды 8, 10, 12)

Обращает внимание на фон слайда, просит выдвинуть предположения о его значении, помогает определиться с выводами. Делают предположения, приходят к выводу, что картинка иллюстрирует добро и зло.

Предлагает отгадать загадки, которые помогут узнать, какую сказку В.М.Гаршин написал по впечатлениям от концерта.

Не лягушка, но похожа

Бородавчатая кожа,

Не в воде живёт, а рядом,

Не лягушка — это…

Посмотрите — у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка …

Отгадывают загадки. Определяют тему урока — произведение, с которым будут знакомиться.
Просит охарактеризовать героев сказки, предположить, почему именно их автор главными героями. Дают характеристику главным героям, объясняют, как понимают выбор автора.

Вместе с учащимися делает вывод о цели урока: воспринимать мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, видеть прекрасное, делать его частицей своей жизни.

Осознают цель занятия.

Физминутка (слайд 9)

Раз-два-три, выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки качал.

Влево качнулись — низко прогнулись.

Вправо качнулись — низко прогнулись.

Ветерок, улетай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут, людям радость принесут!

Дети сидели на корточках, медленно встают.

Тянутся на носочках.

Смотрят вверх.

Раскачивают руками влево — вправо.

Наклоняются влево.

Наклоняются вправо.

Машут руками перед собой.

Приседают.

Медленно приподнимаются — руки вверх.

Организует чтение 1-3 частей сказки, задает вопросы на понимание прочитанного, предлагает задать возникшие вопросы.

После прочтения каждой части просит озаглавить ее.

Читают сказку, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, задают свои, определяют лексическое значение непонятных слов.

Дают название каждой прочитанной части, записывая план в тетрадь.

Физминутка для глаз (слайд 11)

Организует чтение 4-6 частей сказки, задает вопросы на понимание прочитанного, предлагает задать возникшие вопросы.

После прочтения каждой части просит озаглавить ее.

Читают сказку, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, задают свои, определяют лексическое значение непонятных слов.

Дают название каждой прочитанной части, записывая план в тетрадь.

Подведение итогов (слайды 14-15)

Организует рефлексию учебной деятельности:

Можно ли сказать, что все пословицы подходят к теме урока? Почему?

Какая из них является наиболее точной?

Распределите слова, характеризующие жабу и розу?

Правда ли, что мальчик и роза похожи? Чем?

Предлагает с помощью сигнальных карточек «Роза», «Жаба» оценить свое отношение к миру.

Объясняет домашнее задание: подготовиться к выборочному пересказу сказки по плану, по желанию — сделать иллюстрацию к сказке.

Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы.

Аргументированно определяют наиболее подходящую пословицу.

Характеризуют жабу и розу.

Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы.

Оценивают свое место в мире добра и зла.

Определяют учебную задачу, задают уточняющие вопросы.

  • Пересказ сказки морской царь и василиса премудрая
  • Пересказ сказки о мертвой царевне и о семи богатырях 4 класс по плану кратко
  • Пересказ сказки о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии
  • Пересказ сказки народов мира 3 класс
  • Пересказ сказки крылатый мохнатый да масляный старшая группа