Пересказ сказки о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии

Ход урока примечание i. организационный момент. проверка готовности учащихся к уроку. 1 мин. ii. актуализация знаний. учитель:- с каким произведением
Ход урока Примечание I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
1 мин. II. Актуализация знаний.

Учитель:— С каким произведением мы
познакомились вчера на уроке? Сюжет
какой сказки использовал А. С. Пушкин для
написания «Сказки о рыбаке и рыбке»?


Сюжет народной сказки.

Учитель:

— Назовите черты народной сказки,
которые вы обнаружили в сказке Пушкина.

  1. Магическое число «3», троекратные
    повторы.
  2. Волшебный помощник – золотая рыбка
    – помогает слабому герою выполнить
    трудное задание.
  3. Повтор эпизода.
  4. Справедливый конец.

Учитель:

— Кто герои этой сказки?

— Кто волшебный помощник?

— Почему рыбка золотая? Из какого она
мира?

— О каком герое мы говорили на прошлом
уроке? (О старухе.)

— О ком хотели бы узнать подробнее
сегодня? (О старике.)

4 мин. III. Проверка домашнего задания.
Характеристика героя.

Мораль сказки.

Учитель:- Дадим характеристику
старику. Для этого вспомним алгоритм

«5 вопросов герою», который поможет нам
сформулировать мораль сказки.

На доске – таблица:

  1. Что делал герой? (Действия)
  2. Каков герой? (Характер)
  3. Зачем он это делал? (Цель)
  4. Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)
  5. Мораль. Кто … (характер), тот … (результат).


(На прошлом уроке дети получили
домашнее задание: подчеркнуть действия
старика.)

1. Действия старика (дети
называют действия, зачитывая
соответствующий отрывок сказки, а
учитель выписывает их на доску):

  • отпустил рыбку, ничего не попросил;
  • сказал ласковое слово рыбке;
  • уважительно разговаривает со
    старухой;
  • рассказал старухе о рыбке;
  • подчинился старухе;
  • возмутился, сказал старухе правду;
    долго ждал ответа рыбки.

2. Характер старика (определяем
по действиям):

  • добрый
  • бескорыстный
  • искренний
  • доверчивый
  • покорный
  • слабый характером
  • честный
  • терпеливый

3. Цель старика (формулируют
ученики с помощью учителя). Запись на
доске:

  • избежать гнева, брани старухи;
  • освободиться от зависимости старухи;

остановить старуху, когда она
потребовала невозможного.

4. Результат (смотрим на цель):

  • стал зависимым, «слугой»;
  • не добился справедливости;
  • рыбка помогла восстановить
    справедливость.

5. Мораль (формулируют дети).

  • Кто честный, терпеливый, но слабый
    характером, тот не добьётся
    справедливости.
  • Кто доверчивый и покорный, тот станет
    зависимым.
  • Кто добрый, бескорыстный и искренний,
    тому всегда придут на помощь.
13 мин. IV. Физ. минутка.

Проводит экипаж по здоровью и спорту.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

2 мин. V. Определение авторского
отношения к герою.

Учитель:

— Ребята, вам жалко старика?

— А как автор относится к старику:
жалеет его или осуждает?


(В результате учебного спора дети
приходят к выводу, что для ответа на этот
вопрос нужно обратиться к тексту.)

Ученики зачитывают отрывок:

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты…»


Автор ласково называет героя,
сочувствуя ему, жалея его.

Учитель:

— А как бы вы поступили на месте
старика?

4 мин. VI. Выявление сюжетного
построения сказки.

Учитель: — Просмотрите текст сказки
и скажите: почему некоторые строчки
выделены жёлтым цветом?


Это повторяющийся эпизод.

Учитель: — Зачитайте первый эпизод.
Чем он отличается от остальных?


Старик отпустил рыбку, ничего не
попросив.


Учитель: Зачитайте остальные
эпизоды. Чем они отличаются друг от
друга?


Старик просит всё большего и большего
у рыбки по требованию старухи.


Учитель:На доске висят
рисунки к этой сказке, которые вы
нарисовали к сегодняшнему уроку.
Восстановите порядок (2 человека выходят
к доске и перевешивают рисунки).

Старуха с разбитым корытом возле
землянки.
Старуха с новым корытом. Старуха возле новой избы. Старуха – столбовая дворянка. Старуха – вольная царица. Старуха с разбитым корытом возле
землянки.

Учитель: — С помощью рисунков
ребята выстроили сюжетную линию,
цепочку сказки.

Задание для групповой работы: нарисовать
схему-цепочку композиции этой сказки.

В результате дети нарисовали
следующие цепочки:


(Каждая группа поясняет свою схему.)

Учитель: — Какие ещё сказки имеют
такое же сюжетное построение?

Учитель: — Какая фраза из этой
сказки стала крылатой? Как вы её
понимаете?


Остаться у разбитого корыта, то есть
остаться ни с чем, всё потерять по собственной
вине.

13 мин. Дополнительное задание (если
на уроке останется время).

Игра «Хорошо – плохо».


1. Учитель:

— Старуха стремится к большей власти –
это хорошо. Почему?


Хорошо, когда есть стремление достичь
большего.

Учитель:

— Это плохо. Почему? Плохо, когда всё
получаешь в готовом виде, за счёт других,
сам не прикладывая никаких усилий. Тогда
ты не ценишь того, что имеешь.


2. Учитель:

— Старик добрый и покорный – это хорошо.
Почему?

— Это плохо. Почему?

2 мин. VII. Подведение итогов урока.
Оценка работы учащихся.

Выставление отметок.

Учитель:— Обнаружили ли мы черты
народной сказки в сказке Пушкина?

— Имеет ли она свою сюжетную композицию?

Выставление отметок.

1 мин. VIII. Домашнее задание.

  1. Подчеркнуть во всём тексте описание
    моря. Ответить на вопрос: зачем здесь А.
    С. Пушкин описывает море?
  2. Ответить на вопросы в учебнике.
  3. По желанию: нарисовать золотую рыбку.
 

«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году.  В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Старик – добрый, слабовольный мужчина, рыбак.
  • Старуха – жена старика, жадная, сварливая женщина.

Другие персонажи:

  • Золотая рыбка – волшебная рыбка, морская владычица.

О чем «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина?

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» краткое содержание для читательского дневника:

Старый рыбак умудрился поймать волшебную рыбку, та стала просить его отпустить ее на волю. Рыбак был добрым человеком и выпустил рыбку. Но когда он рассказал об этом своей жене, та страшно рассердилась и сказала, что нужно было попросить хотя бы другое корыто.

Рыбак попросил у рыбки деревянное корыто, но вслед за корытом бабке понадобилась изба, потом она захотела барствовать, затем быть правительницей, и, наконец, владычицей всех морских глубин и чтобы рыбка ей подчинялась.

Когда рыбка услышала последнюю просьбу, то молча вернулась в море. А старик увидел старуху перед жалкой избенкой и с разбитым корытом.

Вывод:

Правильно говорят, что жадность человеческая не знает предела. А добрый старик подчинялся жадной и злой старухе, которая его совершенно не ценила. Если добро будет подчиняться злу, то подобное добро страшнее всякого зла.

Другая «Сказка о золотом петушке» Пушкина была написана в 1834 году. Это последнее сказочное произведение писателя, в котором он обнажает многие человеческие пороки и напоминает, что за все свои поступки рано или поздно придется держать ответ.

Короткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин:

У синего моря жил старик со своей женой. Жили они в ветхом доме тридцать лет и три года. Муж, чтоб питаться занимался ловлей рыбы, в один из дней он вылавливает рыбку, да не простую, а золотую. Эта рыбка молвила человеческим языком и могла выполнить три любых желания поймавшего ее человека.

Старик отпускает рыбку в море, не требуя от нее никакой награды, исполнения желаний и возвращается в свой дом. Дома он все рассказывает старухе – жене и та как принялась бранить его, заставляя вернуться к морю, чтобы хоть корыто у рыбки выпросить новое. Старик повинуется супруге и идет к морю, там рыбка его успокаивает и говорит, что все исполнит: «Не печалься, ступай себе с Богом».

Вернувшись к своему дому, он действительно видит у старухи новое корыто. Но алчность жены становится все сильнее и сильнее, запросы ее становятся все выше и выше. Она вновь отправляет мужа к морю и требует сначала для них двоих, а потом только для себя все больше и больше благ.

В момент прихода старика к рыбке, море от спокойного превращается в штормящее. Став дворянкой старухе становится этого мало. Она начинает призирать своего мужа, забыв о том, что данный мужчина источник ее успеха и изгоняет его в конюшню конюхом.

Одно из последних желаний, с которым старик должен идти к рыбке, было таковым, что жена не хочет оставаться просто вольною царицей, она хочет быть «владычицей морскою», а сама рыбка золотая должна у нее быть в услужении. Рыбка, услышав такое желание, ничего не сказав скрылась глубоко в воду. Придя домой, муж увидел вновь ветхую избу, разбитое корыто и свою старуху.

Данная сказка учит ценить то, что у нас есть. Не перегибать палку в своих желаниях, т.к. все может вернуться на круги своя. Так же в произведении можно увидеть, как человек получая власть, не может справиться с собой и становится алчнее и злее. Сказка учит тому, что нельзя добиваться цели ущемляя другого. Читая это произведение Пушкина, вспоминается пословица – остаться у разбитого корыта – что значит погнаться за большим и в итоге остаться ни с чем.

Всеми любимая и известная с детства сказка, имеющая глубокий смысл. Поэт в стихах четко передал характер каждого героя, а также поучение.

Читайте также: Произведение в стихах «Сказка о царе Салтане» Пушкина, написанное в 1831 году. Произведение представляет собой удивительно лирическую, яркую и образную историю. Краткое содержание сказки «О царе Салтане» для читательского дневника повествует об истории царя, которого пытались, разлучить с семьей, но справедливость восторжествовала.

Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» с цитатами

Рассмотрим подробнее, о чем «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин краткое содержание:

«У самого синего моря» в ветхой землянке жил старик со своей старухой. Вместе они прожили долгую жизнь – ровно «тридцать лет и три года». Старик промышлял рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу – тем и жили.

Однажды старик отправился к морю ловить рыбу. Дважды он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину да траву морскую. На третий раз в неводе оказалась рыбка, но не простая, а золотая.

Рыбка принялась умолять старика отпустить ее обратно в море. Взамен же она обещала выполнить любое его желание. Старик не на шутку испугался – он рыбачил много лет, но никогда «не слыхивал, чтоб рыба говорила». Сжалившись над рыбкой, он отпустил ее в синее море без откупа.

Старик рассказал о великом чуде своей старухе, и та принялась его что есть силы бранить – их старое корыто раскололось, а он даже не подумал попросить у рыбки новое.

Отправился старик на берег и увидел, как «море слегка разыгралось». Он принялся «кликать золотую рыбку», и та явилась на его зов. Старик попросил у нее новое корыто для старухи, и она согласилась выполнить его просьбу. Но, получив корыто, жадная старуха еще сильнее принялась ругать своего мужа-простофилю, который не догадался попросить у волшебной рыбки новую избу.

Делать нечего, вновь побрел старик к синему морю, которое еще более помутилось. Он позвал золотую рыбку, поклонился ей в пояс, и передал просьбу жены. Та согласилась выполнить и это желание.

Вернулся старик, и вместо старой землянки увидел прекрасную новую избу. Но и этого было мало сварливой старухе. Едва увидев мужа, она тут же погнала его назад, к морю: «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!».

Отправился старик опять звать рыбку. Та спокойно выслушала новую просьбу старухи, и пообещала выполнить ее. Старик был немало удивлен, когда увидел вместо избы прекрасные хоромы, в которых восседала его жена «в дорогой собольей душегрейке» и командовала многочисленными слугами. Увидев мужа, старуха прикрикнула на него и «на конюшне служить его послала».

Но и этого оказалось мало жадной и завистливой женщине. Спустя время она вновь послала старика к синему морю передать рыбке новое свое желание: «Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей».

Старик испугался, просил супругу одуматься, но та и слышать ничего не хотела. Пошел он к потемневшему морю на поклон рыбке. Она пожалела старика, и пообещала сделать старуху царицей.

Вернувшись обратно, старик с удивлением увидел вместо боярского терема царские хоромы. Старуха в роскошных одеждах восседала на троне, возле нее стояли грозные стражники, а прислуживали ей «бояре да дворяне». На старика она даже «не взглянула, лишь с очей прогнать его велела».

Прошло время, «ещё пуще старуха вздурилась». Послал она слуг за мужем, и приказала немедленно передать рыбке, чтобы та сделала ее «владычицей морскою». Узнав, что старуха возжелала стать ее царицей, рыбка ничего не ответила, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».

Старик еще долго стоял на берегу, дожидаясь ответа. Когда же он вернулся обратно, то увидел свою старую землянку, а на пороге – старуху с разбитым корытом…

Заключение

Сказка учит добру и справедливости. За хорошие поступки человек всегда получает вознаграждение, в то время как жадность, коварство и зависть способны разрушить его жизнь.

Это интересно: Сказку «Цветик-семицветик» Катаев написал в 1940 году. Краткое содержание сказки «Цветик-семицветик» для читательского дневника поможет задуматься над идеей рассказа о волшебном цветке и вспомнить подробности истории.

Видео мультфильм Сказка о рыбаке и рыбке

Краткое содержание сказки «Золотая рыбка» или «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника расскажет поучительную историю о добром, но бесхарактерном человеке и его сварливой хозяйке. Сказка учит тому, что, если запросы всё растут, можно остаться у разбитого корыта.

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока: познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи:

1. Познакомить учащихся с биографией А.С. Пушкина, способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развитие умения выразительного чтения, передавая интонацией настроение.

3. Воспитывать доброту, милосердие.

Ход урока:

  1. Мобилизующий этап.

— Ребята, отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет

То внезапно возвратиться

Грусть-тоска ее боится.

(Улыбка)

Улыбка нужна нам самим и другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Поэт Владимир Солоухин говорит «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.

Речевая разминка

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

  1. Актуализация знаний.

— А сейчас проведем небольшую разминку. Я читаю слова, по которым вы должны узнать сказку.

1. Служивый, котел, варево, горсточка крупы. («Каша из топора»)

2. Яблоня, печка, речка, мышка, пирожок. («Гуси – лебеди»)

3. Куманек, окрошка, каша, тарелка, кувшин. («Лиса и журавль»)

Молодцы, ребята!

— Ребята, мы вспомнили сказки. На какие две группы делятся сказки? (народные, авторские)

— Чем авторская сказка отличается от народной? (Авторскую написал автор, народную – народ)

Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

— Среди авторов, писавших сказки есть особенный. Догадайтесь, о ком идёт речь:

Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.

— Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат? (Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы — Александр Сергеевич Пушкин.)

— Давайте вспомним творчество А.С.Пушкина.

А.С. Пушкин в детстве. Родился поэт 6 июня 1799 г. В городе Москва.

Родители поэта. Его родители: отец Пушкин Сергей Львович, мама Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые.

Бабушка поэта. Грамоте Пушкина обучала его бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернеры.

Няня Арина Родионовна. Воспитывала будущего поэта и прививала любовь к сказкам няня Арина Родионовна.

Царскосельский лицей. В 12 лет Александра Пушкина увезли на обучение в Царскосельский лицей.

Пушкин читает стихи. Там он написал первые стихи.

  1. Изучение нового материала.

1. Просмотрите отрывок из мультфильма и сформулируйте тему урока. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

– Знакома вам эта сказка?

— Назовите главных героев. (Старик, старуха.)

— Какое чудо великое произошло? (Рыбка заговорила)

Физкультминутка.

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чисто тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2. Первичное чтение. Учитель включает аудиозапись сказки. Внимательно слушаем и ищем непонятные слова.

3. Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 

1 часть

Ветхая землянка — старый дом, вырытый в земле;

Невод — большая рыболовная сеть

Пряла пряжу – крутить нить из волокон

Тина – скопление живущих в воде растений, в основном водорослей.

Взмолится – просить, умолять

Молвит – говорит

Старче – старик

Откуп — плата;

— Где  жили старик со старухой?

— Сколько лет они жили?

— Какое чудо произошло?

2 часть

Простофиля — глупый, несообразительный человек.

Корыто — большой открытый сосуд, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних дел.

— Как отнеслась старуха к рассказу старика?

— Какой вам представляется старуха?

— Каким вам представляется старик?

3 часть

Кликать — звать

Разбранила – разругать

— Что попросил старик у рыбки? (Новое корыто)

— Что ответила рыбка старику? Зачитайте из текста. («Не печалься, ступай себе с Богом. Будет вам новое корыто».)

4 часть

Воротился – вернулся

Пуще – больше

Бранится – ругается

В корыте много ль корысти – в корыте много ль выгоды, пользы.

— Что теперь захотелось старухе? (Избу)

5 часть

Сварливая баба – ворчливая, склонная к ссорам

Землянка – углубленное в землю жилище

Изба со светёлкой – светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Тесовые ворота – сделанные из теса, из тонких досок.

Черная крестьянка – простая крестьянка

Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода.

— Была ли рада старуха избе? (Нет)

— Кем захотела быть старуха? (Столбовою дворянкой)

6 часть

Вздурилась – без толку рассердиться

Физкультминутка.

Я назову слова, если это слова положительно характеризует человека – приседание, если отрицательно – хлопок над головой.

— добросовестный

— аккуратный

— небрежный

— старательный

— грубиян

7 часть

Душегрейка — верхняя женская одежда для праздников наподобие кофты

Парчовая – плотная узорчатая шелковая ткань

Кичка – старинный женский головной убор

Перстень – кольцо, надеваемое на безымянный палец

Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб

— Отблагодарила старуха старика?

— Куда, отправила его старуха? (Служить на конюшне)

— Во что была одета старуха? (Душегрейка, кичка, жемчуга на шее, золотые перстни, красные сапожки.)

8 часть

Белены объелась – обезумел, одурел

Осердилась – рассердилась

Поведут поневоле – вопреки желанию

— Кем теперь хочет быть старуха? (Вольною царицей)

9 — 10 часть

Бунтует – возмущается

Царские палаты – большая красивая комната в них жили бояре и цари царевны.

Заморские вина – привезенные из-за границы

Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.

Вкруг – вокруг

Очи – глаза

Поделом тебе старый – справедливо, заслуженно

Невежа – грубый, невоспитанный человек

— Кем теперь захотела стать старуха?

— Почему это желание испугало старика?

— Выполнил ли он приказ старухи?

— Как изменилась старуха?

— А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?

— Когда так говорят? {Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

11 часть

Царедворцы – лицо, занимающее должность при царском дворе, придворный

Морская владычица – морская царица

Была на посылках – служить кому-н., исполняя мелкие и простые поручения.

12 — 13 часть

Перечить – возражать кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор.

Глядь — смотреть

— Почему рыбка ничего не сказав, ушла в глубокое море?

Посмотрите, как постепенно меняется море. Проследим за изменениями и свяжем с тем, что требовала старуха. (Написать на доске)

Море слегка разыгралось Корыто

Помутилось синее море Изба

Не спокойно синее море Дворянка

Почернело синее море Царица

— Почему так происходит?

— Как заканчивается сказка?

Работа в парах.

— Кто является главными героями сказки? Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Слова, которые характеризуют старуху, подчеркните красным цветом. Слова, которые характеризуют старика, зеленым цветом. Попробуйте доказать характер каждого героя, примером из текста. (На доске разбросаны карточки.)

Мягкий, властный, добрый, жадный, податливый, неблагодарный.

— Помогите мне подобрать к каждому герою свою характеристику.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи? (Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.)

— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)

— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)

— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, добрым характером?

— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность, безответность? (Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта. Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)

Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.)

— Приведите примеры. (Обидеть кого-то, отобрать или украсть чужую вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.)

5. Итог урока.

Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

— А какой урок мы возьмем из этой сказки? (А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.)

— Ребята, а чтобы вы попросили у золотой рыбки?

6. Рефлексия.

  1. Если ты успешно справлялся со всеми заданиями, нарисуй человечка на самой верхней ступеньке.

  2. Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу – нарисуй человечка на средней ступеньке.

  3. Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – нарисуй человечка на нижней ступеньке.

Домашнее задание.

— Дайте характеристику золотой рыбке. Запишите в тетрадь.

  • Краткие содержания
  • Пушкин
  • Сказка о рыбаке и рыбке

Около синего моря живут старик и старуха, в землянке. Старик ловит неводом рыбу, тем и живут. Один раз пошёл старик ловить рыбу. Несколько раз закидывал невод и ничего не словил. В третий раз закинул, попалась ему рыбка золотая. Заговорила на человеческом языке и попросила старика отпустить её назад в синее море, а взамен даст три желания. Стало жалко старику золотую рыбку, отпустил её и отказался от желаний.

Прийдя домой, старик, рассказывает старухе всю историю. Как начала бабка ругать деда, говорит, нужно было новое корыто попросить. Пошёл к синему морю, стал звать рыбку. Рыбка выплыла из пучины морской и спросила сто ему нужно, он отвечает, что старуха хочет новое корыто. Рыбка сказала деду спокойно идти домой. Когда дед пришёл домой, увидел, что бабка стирает в новом корыте.

Старуха на этом не остановилась, начала кричать на старика, говорить, что он простофиля. Сказала бабка деду, иди опять к морю и проси у рыбки избу. Расстроился дед, голову опустил и пошёл к морю. Когда пришёл, смотрит море волнуется, начал звать рыбку.Она выплыла и интересуется, что ему нужно. Старик просит рыбку не гневаться, и говорит, что бабка, хочет новую избу. Рыбка просит деда не расстраиваться и идти домой. Старик приходит к дому, а на его месте стоит новая красивая изба, а бабка сидит под окном. Увидев деда начала его ругать. Назвала его дураком и простофилей и заявила, что желает быть дворянкой. Отправила деда обратно к золотой рыбке.

Старик расстроился ещё больше. Подходит к синему морю, смотрит, что оно разбушевалось более прежнего. Начал звать золотую рыбку. Рыбка приплыла, дед ей низко поклонился и просит не злится. Говорит, что бабка совсем с ума сошла, требует сделать её дворянкой. Рыбка говорит, чтоб дед не печалился и отправлялся домой. Приходит домой, видит на месте избы стоит резной терем. Стоит старуха на крыльце, с жемчугами на шее, в красных сапогах, разодета в дорогие одежды, бранит слуг. Отправила старика за конями смотреть.

Проходит немного времени, старуха зовёт деда и опять отправляет его к золотой рыбке. Говорит, что хочет быть царицей. Старик идёт к синему морю, зовёт золотую рыбку, низко кланяется и говорит, что старуха опять бунтует, хочет быть царицей. Рыбка просит старика не расстраиваться и спокойно идти домой. Приходит старик и видит перед собой царские палаты, вокруг бабки дворяне и стража, спрашивает у бабки, довольна ли она теперь. В ответ старуха прогнала деда.

Проходит ещё пару недель. Нашла старуха деда и говорит, что теперь хочет быть царицей морской, чтоб рыбка золотая была у неё на службе. И отправила опять к синему морю. Приходит дед, видит море почернело и бушует, зовёт рыбку. Рассказал рыбке о новом желании бабки, но рыбка ничего не ответила, махнула хвостом и уплыла. Не дождавшись ответа ушёл домой. Приходит и видит старую землянку и старуху у разбитого корыта.

Жадность ни к чему хорошему не приведёт. Именно этому учит данное произведение.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

О произведении

«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году. В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказки о рыбаке и рыбке», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

В какие сроки необходимо подать документы, чтобы оспорить результаты экзамена в 2021 году, и какова процедура.

Время чтения: 6 минут

Ученые выяснили, что продолжительный и даже умеренный просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции человека, а также влияет на объем серого вещества головного мозга.

Время чтения: 3 минуты

Правительство РФ прорабатывает вопрос поддержки на федеральном уровне программы «Школьное молоко», в рамках которой дети в школах ежедневно обеспечиваются молоком в качестве дополнительного питания.

Время чтения: 1 минута

Какие стимулирующие выплаты и льготы полагаются педагогам в 2021 году и какие нужны документы для их получения.

Время чтения: 7 минут

Американские химики создали съедобные и несъедобные трехмерные модели девяти различных белков, которые можно безопасно ощупывать ртом. В перспективе такие материалы помогут слабовидящим детям изучать химию.

Время чтения: 2 минуты

Минздрав готовится в ближайшее время разрешить исследование безопасности и эффективности применения вакцины «Спутник V» на детях с 12 лет.

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Краткое содержание

«У самого синего моря» в ветхой землянке жил старик со своей старухой. Вместе они прожили долгую жизнь – ровно «тридцать лет и три года». Старик промышлял рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу – тем и жили.

Однажды старик отправился к морю ловить рыбу. Дважды он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину да траву морскую. На третий раз в неводе оказалась рыбка, но не простая, а золотая.

Рыбка принялась умолять старика отпустить ее обратно в море. Взамен же она обещала выполнить любое его желание. Старик не на шутку испугался: он рыбачил много лет, но никогда «не слыхивал, чтоб рыба говорила». Сжалившись над рыбкой, он отпустил ее в синее море без откупа.

Старик рассказал о великом чуде своей старухе, и та принялась его что есть силы бранить: их старое корыто раскололось, а он даже не подумал попросить у рыбки новое.

Отправился старик на берег и увидел, как «море слегка разыгралось». Он принялся «кликать золотую рыбку», и та явилась на его зов. Старик попросил у нее новое корыто для старухи, и она согласилась выполнить его просьбу. Но, получив корыто, жадная старуха еще сильнее принялась ругать своего мужа-простофилю, который не догадался попросить у волшебной рыбки новую избу.

Делать нечего, вновь побрел старик к синему морю, которое еще более помутилось. Он позвал золотую рыбку, поклонился ей в пояс и передал просьбу жены. Та согласилась выполнить и это желание.

Вернулся старик и вместо старой землянки увидел прекрасную новую избу. Но и этого было мало сварливой старухе. Едва увидев мужа, она тут же погнала его назад, к морю: «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!».

Отправился старик опять звать рыбку. Та спокойно выслушала новую просьбу старухи и пообещала выполнить ее. Старик был немало удивлен, когда увидел вместо избы прекрасные хоромы, в которых восседала его жена «в дорогой собольей душегрейке» и командовала многочисленными слугами. Увидев мужа, старуха прикрикнула на него и «на конюшне служить его послала».

Но и этого оказалось мало жадной и завистливой женщине. Спустя время она вновь послала старика к синему морю передать рыбке новое свое желание: «Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей». Старик испугался, просил супругу одуматься, но та и слышать ничего не хотела. Пошел он к потемневшему морю на поклон рыбке. Она пожалела старика и пообещала сделать старуху царицей.

Вернувшись обратно, старик с удивлением увидел вместо боярского терема царские хоромы. Старуха в роскошных одеждах восседала на троне, возле нее стояли грозные стражники, а прислуживали ей «бояре да дворяне». На старика она даже «не взглянула, лишь с очей прогнать его велела».

Прошло время, «ещё пуще старуха вздурилась». Послала она слуг за мужем, и приказала немедленно передать рыбке, чтобы та сделала ее «владычицей морскою». Узнав, что старуха возжелала стать ее царицей, рыбка ничего не ответила, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».

Старик еще долго стоял на берегу, дожидаясь ответа. Когда же он вернулся обратно, то увидел свою старую землянку, а на пороге – старуху с разбитым корытом…

Вариант №2

Золотая рыбка относится к пресноводным рыбам отряда карпообразные рода караси. Этот вид рыбы был выведен искусственно из серебряного карася, который обитал в теплых водах водоемов в Китае, Корее и Японии.

Золотые рыбки появились в Китае в 6 веке до нашей эры. Тогда их содержали как декоративных животных, и они считались священными. Пик расцвета по выведению золотых рыбок пришелся на 14-15 века. Центрами по выведению были Пекин, Шанхай. Из Китая рыбки попали в Японию и Индонезию, а затем в конце 18 века в Европу. А вот в Россию золотая рыбка попала только во второй половине 19 века. Ее из Франции к нам привез князь Василий Потемкин, и подарил царю Романову Алексею Михайловичу.

Тело рыбки имеет удлиненную форму, с боков сжатый живот. Размер чешуек зависит от вида рыбки. Окраска золотой рыбки варьируется. Она может быть красно-золотой, желтой, огненно-красной, цвета темной бронзы, светло-розового цвета. Окрас тела может быть как одноцветным, так, и украшен разноцветными пятнышками. Всего насчитывается более 100 цветовых вариаций. Форма плавников и размер хвоста у каждого вида свой. Они могут быть очень длинными, развивающимися, раздвоенными, либо иметь причудливую форму. Длина самой рыбы не превышает 15 см. Живут золотые рыбки в среднем около 20 лет.

В природе золотых рыбок встретить практически невозможно. Обитают рыбки только в аквариумах при температуре воды выше + 15 градусов. Кормить их необходимо 2 раза в день, лучше всего утром и вечером. Для кормления рекомендуют специальные корма для рыбок, живой и растительный корм.

Размножаются золотые рыбки весной. Самка золотой рыбки откладывает икринки. Из икринок уже на 5 день появляются личинки.

Аквариумные золотые рыбки делятся на 300 отдельных подвидов. Например: вуалехвост, бабочка, пузыреглаз, жемчужинка, львиноголовка, телескоп, верохвост, оранда, ранчу, шубункин, комета, риукин. Комета имеет длинное тело и длинный хвост, который похож на шлейф. У золотой рыбки Телескоп очень большие выпуклые глаза, которые напоминают шарики или бусины. Для Вуалехвоста характерна яйцеобразная форма тела и раздвоенный хвост. У рыбки подвида Львиноголовка очень заметный нарост на голове. Оранда имеет хвост похожий на вуаль и наросты на жабрах. Подвид Шубункин имеет разнообразный цвет окраски и прозрачные чешуйки. Верохвост имеет короткое тело.

В настоящее время золотая рыбка является самой популярной и распространенной аквариумной рыбкой. Сегодня ее можно купить в любом зоомагазине.

2, 7 класс, биология

Старуха

Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

Источник

Главная мысль

Маленьким читателям важно разобраться, в чём основная суть сказания Александра Сергеевича, чтобы написать рецензию. Из прочитанного дети могут сделать следующие выводы:

Взрослые по-своему понимают идею произведения. Человек должен жить чувствами, эмоциями, желаниями, но и проявлять разум. Беспрекословное покорство эгоизму разрушительно действует на личность. Важно проявлять силу духа, жить духовными ценностями, не идти на поводу у других. Материальные блага не приносят истинного счастья.

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Минздрав готовится в ближайшее время разрешить исследование безопасности и эффективности применения вакцины «Спутник V» на детях с 12 лет.

Время чтения: 1 минута

В какие сроки необходимо подать документы, чтобы оспорить результаты экзамена в 2021 году, и какова процедура.

Время чтения: 6 минут

Минпросвещения РФ готовит программу модернизации педагогических вузов «Учитель будущего поколения России».

Время чтения: 1 минута

Какие стимулирующие выплаты и льготы полагаются педагогам в 2021 году и какие нужны документы для их получения.

Время чтения: 7 минут

Ученые выяснили, что продолжительный и даже умеренный просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции человека, а также влияет на объем серого вещества головного мозга.

Время чтения: 3 минуты

Правительство РФ прорабатывает вопрос поддержки на федеральном уровне программы «Школьное молоко», в рамках которой дети в школах ежедневно обеспечиваются молоком в качестве дополнительного питания.

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Отзывы читателей

Это очень поучительная история о стариках, которые могли изменить свою жизнь, но этого так и не случилось. Нищих духом людей всегда тянет вниз, они не могут подняться над своими проблемами. Важно самому что-то делать для своего роста и развития, а не возвышаться за счёт кого-то.

Произведение заставляет задуматься, что существуют люди, подобно старухе, которые ничего не сделали для окружающих. Хоть у них есть и богатство, но они не могут почувствовать радость. Они несчастны даже на царском троне. Невозможно насладиться тем, чего человек не заслужил.

Источник

Композиция и язык

У произведения Александра Сергеевича сложный и загадочный текст. Изначально свои сказки писатель предназначал взрослым. У шедевра о волшебнице-рыбке мифологические истоки, близкие к фольклору. Критики считают, что Пушкин тайно намекал в этой книге об угнетении простого народа. Писатель видел, как на Россию надвигается безжалостный капитализм.

Произведение можно отнести к жанру истории-притчи в стихах. Через неё проходит мощный поток лиризма и насыщает сюжет болью, скорбью, иронией, гневом. Лирическое повествование ведётся от лица автора. Поэт использует разговорную сказовую речь.

Композиция построена в виде замкнутого круга. Вначале старуха сидит возле избы с разбитым корытом, и в конце показана та же картина. Используются монотонные повторы: по несколько раз старик ходит к рыбке.

Из изобразительно-выразительных средств Пушкин использует градацию, повторяющиеся конструкции, олицетворения. Сюжет начинается подобно фольклорному произведению. Отдельным действующим лицом выступает море. Оно откликается на все сказочные события и меняет цвет. Море с его повелительницей вершат суд над человеческой гордыней.​

  • Пересказ сказки крылатый мохнатый да масляный старшая группа
  • Пересказ сказки курочка ряба во 2 младшей группе ушакова
  • Пересказ сказки крошечка хаврошечка для 3 класса
  • Пересказ сказки мороз иванович краткий
  • Пересказ сказки конек горбунок 4 класс литературное чтение