Пересказ сказки о царе салтане от имени гвидона

Слайд 1муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад 118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников дружба г. орска

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Дружба» г. Орска» 462421, г. Орск ул. Олимпийская 20 «А» тел. (3537) 28-96-90 тел./факс (3537) 28-88-64 E — mail : MDOAY 118@ yandex . ru Презентация книги – юбиляра 190 лет « Сказке о царе Салтане » А.С. Пушкина Подготовили: Миронов Никита Сергеевич, 6 лет Старший воспитатель: Миронова Елена Васильевна Россия, Оренбургская область, г. Орск 2021 г.

Слайд 2

Александр С ергеевич Пушкин

Слайд 3

Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно (6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна . Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием. Папа Саши писал стихи. И скоро маленький Саша тоже начал сочинять стихотворения . В 12 лет Саша поступил в лицей . Там он встретил друзей и начал писать прекрасные стихи . Пушкин при написании некоторых произведений использовал рассказы своей няни Арины Родионовны. Поэт слушал её сказки и народные песни, будучи уже взрослым, и записывал. Он написал много сказок и красивых стихов, которые стали известны по всему миру. Он стал великим русским поэтом. Поэт умер 10 февраля 1837 года в Петербурге.

Слайд 4

Сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году и впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений. Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона , который из-за козней тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.

Слайд 5

СЮЕТ Сюжет Сестры пряли у окошка и мечтали выйти замуж за царя. Одна, если станет царицей, хотела устроить большой пир, другая наткать полотна, а третья – родить сына царевича. Они не знали, что под окошком их слушает царь. Он выбрал в жёны ту, которая хотела родить сына. Сестры, назначенные при дворе на должность поварихи и ткачихи затаили обиду, и решили погубить царицу. Когда она родила красивого мальчика, злые сестры прислали письмо с ложными обвинениями Салтану . Царь возвратился с войны, и не нашёл свою жену. Бояре уже заточили царицу с сыном в бочку, и кинули в морские волны.

Слайд 6

Бочку прибило к берегу острова. Из неё вышел уже взрослый царевич и его мать. На охоте юноша защитил лебедя от коршуна. Лебедь оказался девушкой волшебницей, она отблагодарила царевича Гвидона , создав для него город, в котором он стал царём.

Слайд 8

Мимо острова проплывают купцы и удивляются, видя на прежде необитаемом острове «город новый златоглавый, пристань с крепкою заставой». Гвидон принимает купцов как дорогих гостей, а в конце разговора передаёт поклон царю Салтану . По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись с помощью лебеди в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке , которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав об этом, царь отказывается от поездки к Гвидону . За это комар жалит повариху в правый глаз.

Слайд 10

После возвращения в свои владения Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.

Слайд 11

В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.

Слайд 12

И вновь купцы рассказывают царю Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Услышав об этом чуде, Салтан в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.

Слайд 13

После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона , потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть. Купцы в очередной раз приезжают к царю Салтану , рассказывают ему о всех изменениях на острове и вновь передают приглашение Гвидона с укором: «К нам-де в гости обещался, а доселе не собрался». В итоге царь Салтан отправляется в путь. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью, после чего отпускает их домой. Устраивается весёлый пир на весь мир .

Слайд 14

Сказка говорит, о победе добра над злом

Слайд 15

ссылки http://hronika.su/biografiya-pushkina-dlya-detey-doshkoln/ https://interesnyefakty.org/foto-pushkina/ https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_% D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5 http:// skazochnyj-domik.ru/skazka-o-care-saltane-kartinki https:// nukadeti.ru/skazki/pushkin_skazka_o_care_saltane https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/chemu-uchit-skazka-o-tsare-saltane-napisannaya-pushkinyim-dlya-detey/ https ://photoshop-master.ru/adds/scrapbooking/17371-skrap-nabor-schastlivyiy.html

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Оформление: Крутящееся колесо, разбитое на 6 секторов с различной тематикой, выставка сказок Пушкина, жетоны, которые выдаются за правильные ответы, портрет Пушкина.

Правила игры: тематика игры составлена на основе сказок Пушкина, каждый игрок, отвечает на вопросы той темы, которая ему выпадет на круге, побеждает тот, у кого будет больше всего правильных ответов ( жетонов).

Тема 1: «Женские имена»

1. Как звали сватью из «Сказки о царе Салтане»? (Бабариха)

2. Царевна, ставшая женой князя Гвидона. (Царевна Лебедь)

3. Имя няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна)

4. С кем жил старик у самого синего моря? (Со своею старухой)

5. Кто был избранницей царя из «Сказки о Золотом петушке»? (Шамаханская царица)

6. Чей это портрет?

«Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела;

И умом и всем взяла.» (Злая царица)

7. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. (Старуха)

8.«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Кем в будущем они стали?

(Ткачиха, повариха, царица)

9. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.» (Царевна – лебедь)

10. Как звали жену Руслана, похищенную Черномором? (Людмила)

11. Сенная девушка, служившая у злой царицы в сказке о Мертвой царевне.(Чернавка)

12. Невеста царевича Елисея. (Царевна)

13. Кто отравил яблоком молодую царевну в сказке о мертвой царевне?(Злая царица)

14.Кто такая Арина Родионовна? (Няня Пушкина)

15. Кем раньше была жена царя Салтана? (Девицей)

16. Жена попа из « Сказки о попе и работнике его Балде»  (Попадья)

Тема 2: «Мужские сказочные имена»

1. Как звали находчивого трудолюбивого работника одной из сказок Пушкина? (Балда)

2. Как звали отца пушкинского князя Гвидона? (Царь Салтан)

3.Имя волшебника, укравшего пушкинскую Людмилу (Злой волшебник Черномор)

4.Назовите имя царя из « Сказки о золотом петушке». (Царь Дадон)

5.Отпрыск царя Салтана.(Князь Гвидон)

6.Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»? (Королевич Елисей)

7.Муж пушкинской Людмилы. (Руслан)

8.Как старуха обзывала своего мужа –старика, за то, что он отпустил золотую рыбку? (Дурачина и простофиля)

9. Как звали отца Людмилы из поэмы « Руслан и Людмила»? (Князь Владимир – Солнце)

10. Кто звал работника Балду тятей? (Попенок)

11.Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

12. Как звали дядьку, стоявшего во главе 33 богатырей? (Дядька Черномор)

13. Кто нанял Балду к себе на работу? (Поп)

14.Кто доставлял письма от царя Салтана Царице? (Гонец)

15. Кто из пушкинских героев может подать следующее объявление:

«Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке…»? (Балда)

16. Кем приходились царевне Лебедь 33 богатыря? (Родные братья)

Тема 3: «Животные, птицы, насекомые»

1. Хищник, в которого обернулся злой чародей в пушкинской сказке о царе Салтане. (Коршун)

2.Насекомое, в которое обратился князь Гвидон, чтобы лететь к отцу в первый раз. (Комар)

3.Что оказалось в неводе, когда старик закинул его в третий раз? (Золотая рыбка)

4.Какой зверек жил перед дворцом князя Гвидона в хрустальном домике? (Белочка)

5.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)

6.К кому пошел за оброком Балда по указанию попа? (К чертям)

7. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

8.Канатоходец из пушкинского Лукоморья. (Кот ученый)

9.В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (Комар, муха, шмель)

10.Сказочное существо, жившее в море –океане в одной из сказок Пушкина. (Золотая рыбка)

11. Какая птица плавала поверх текучих вод в одной из сказок Пушкина? (Лебедь)

12.Какое животное исполняло песню «Во саду ли, в огороде…» в одной из сказок Пушкина? (Белка)

13.Назовите небольшого ушастого зверька, который помог Балде собрать оброк с чертей (Заяц)

14.На чем ездили на охоту семь богатырей из сказки Пушкина? (На лошадях)

15.Назовите хищное животное, которое верно служило царевне, томящейся в темнице. (Серый волк)

16. Назовите животное, охранявшее дом семи богатырей. (Собака)

Тема 4: «Угадай сказку»

1.Назовите сказку, в которой есть такие слова:

«Ветер на море гоняет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…» («Сказка о царе Салтане»)

2.Откуда этот отрывок?

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.»

(Поэма «Руслан и Людмила»)

3.Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

4.Назовите сказку о бесправном положении мужчины – кормильца.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.В каком произведении говорится о случае тяжелой черепно – мозговой травмы, сопровождаемой потерей речи, двигательным возбуждением и необратимой функцией дыхания?

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

6.В каком произведении Пушкина главный герой не захотел рассчитываться за оказанные ему магические услуги, за что был справедливо наказан, и погиб?

(Сказка о золотом петушке)

7.В какой сказке герой, несмотря на сложившиеся в обществе неблаговидное мнение о его умственных способностях, в процессе общения с нечистой силой смог доказать, что он обладает острым умом, смекалкой, хитростью?

(«Сказка о попе и работнике его Балде)

8.Назовите сказку, в которой простая работница текстильной промышленности и ее сестра, работающая в общепите, пытаются извести свою преуспевающую сестру и ее сына, с помощью престарелой женщины они плетут интриги.

(«Сказка о царе Салтане»)

9.Какая сказка начинается следующими словами:

«Жил старик со своею старухою

У самого синего моря…»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10.Назовите сказку, где некая высокопоставленная женщина выживает свою родственницу, при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако, девушка, благодаря своему жениху, оживает. ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

11. Назовите сказку, в которой голова, отделенная от тела, сама называет имя своего убийцы ( Поэма « Руслан и Людмила» )

12. Назовите сказку, в которой два брата губят друг друга, а их престарелый отец, мечтая жениться на молодой красавице, жестоко обходится со своим верным слугой, за что и получает заслуженное наказание. («Сказка о Золотом петушке»)

13. Назовите сказку, в которой даже существо обладающее чудесными способностями, не в силах выполнить запросы жадной старухи, за что жестоко ее наказывает  (« Сказка о рыбаке и рыбке»)

14. Какая сказка начинается словами:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»

(Сказка о царе Салтане»)

15. Как называется малоизвестная, незаконченная сказка А.С.Пушкина?

(«Сказка о медведихе»)

16. Назовите сказки в которых мы встречаемся с Черномором, как положительным героем, и сказку – где Черномор – отрицательный герой.

(Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»)

Тема 5: « Сказочная математика»

1.Сколько девиц пряло поздно вечерком под окном в одной из сказок Пушкина? (Три)

2.Сколько богатырей было под началом дядьки Черномора? (Тридцать три)

3.Сколько сыновей имел царь Дадон? (Два)

4.Сколько раз закидывал старик невод в море, прежде, чем поймал золотую рыбку? (Три раза)

5.Сколько раз были в гостях у царя Салтана купцы? (Четыре)

6.Сколько сестер было у жены царя Салтана? (Две)

7.Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне? (Семь)

8.Сколько щелчков получил от Балды поп? (Три)

9.Что, в числовом отношении, приготовил царь – отец в приданое молодой царевне в сказке о мертвой царевне? (Семь торговых городов и сто сорок теремов)

10.Через сколько дней кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? (Через восемь дней)

11.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)

12.За скольких ел работник Балда? (За четверых)

13.За скольких человек работал Балда? (За семерых)

14.За сколько лет надо было взять Балде оброк с чертей? (За три года)

15.Скольких зайцев поймал Балда, чтобы обмануть чертей? (Двух)

Тема 6: «Сказочный винегрет»

1.В кого превращала золотая рыбка старуху, исполняя ее желания? (В столбовую дворянку, в вольную царицу, во владычицу морскую)

2.Когда родилась царевна из сказки о мертвой царевне? (В сочельник, то есть 6 января)

3.Назовите волшебный предмет, которым владела злая царица из сказки о мертвой царевне. (Зеркальце)

4.Как называлась торговая площадь, на которой Балда встретился с попом и тот нанял его к себе на работу? (Базар)

5.Он по морю гуляет, и кораблик подгоняет в одной из сказок Пушкина. (Ветер)

6.Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)

7.По какому принципу движется с бабой Ягой в пушкинском Лукоморье? (Идет, бредет сама собой)

8.Как назывался дом, в котором жили старик и старуха? (Землянка)

9.Назовите первый заказ, исполненный золотой рыбкой. (Новое корыто)

10. Чего лишился поп, после второго щелчка Балды? (Языка)

11.Кто помог Елисею отыскать невесту? (Ветер)

12.Продолжите фразу:

«Вот в сочельник в самый, в ночь,

Бог дает царице …» (Дочь)

13. На какую работу был нанят попом Балда? (Повар, конюх, плотник)

14.Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (Кири- ку –ку, царствуй, лежа на боку)

15. Какие изделия из золотых скорлупок, чеканились и пускались в ход по свету в одной из сказок Пушкина? (Золотые монеты)

17. Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в сказке о царе Салтане? (Пир)

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература:

Пушкин А.С. «Сказка о Золотом петушке»

Пушкин А.С. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»

                        Подготовила:
Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа №
36»                                                                                                        

                            Урок литературного
чтения

(3 класс)

                            А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане».

Эпиграф: «Сказка
ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С.Пушкин

Тип урока: урок обобщения                                            
                                           Форма урока: урок-беседа                                                                                    
Цели урока:
                                                                                                                               Обобщить
знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить
нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить
характеризовать героев и их поступки;                                                                                         учить
детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие.                                                                                                              Воспитывать
интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства
поэта.                                                                                 
                    Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к
истории родного края.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация,
учебник, тесты, рисунки детей.

                                                     Ход урока

1.     Организационный
момент.
Мотивация учебной деятельности.

       Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на
грудь и медленно за мной
повторяем:                                                                                                                             
                          – Я в школе на
уроке.                                                                                                             
– Сейчас я начну
учиться.                                                                         
                                           – Я радуюсь этому
(пауза).                                                                                                       
— Внимание моё
растёт.                                                                                                                 —
Память моя
крепка.                                                                                                                             
– Голова мыслит ясно (пауза).                                                                                                             —
Я хочу
учиться.                                                                                                                                         
– Я очень хочу учиться.                                                                                                                          
             — Я готов к работе (глазки
открыли).                                                                                 
                                                                                                                                                                                —
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

2.Актуализация знаний. Введение в
тему.

Беседа                                                                                                                                       -Иногда
вы можете услышать  «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь»                                                                                                                    
Что такое сказка?                                                                                                           
(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном,
волшебном)                                                                              
                                             Сказка–это богатейшая сокровищница
народной мудрости.   

Послушайте, пожалуйста, начало народной
сказки                                                       «Некоторый царь
задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды
разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит,
вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После
девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился
чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в
затылке месяц
                                                                                                                            

— Вам ничего это сказка не напоминает?                                                                  
( Сказку «О царе Салтане…»)
                                                   

Эпиграф нашего урока   «Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!»

-Почему  сказка ложь? ( В сказках выдуманные
сюжеты, персонажи)

— О каком тогда намёке говорится  в сказке?
(Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

— В чём  сила сказок? ( Добро побеждает зло)                                                           
– О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти
великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать
«симфонией русской души».                                                                                                  У
нас с вами заключительный урок  и  мы проведем его, в необычной форме. Это будет
путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.

                                                                                         
                                                
— Подумайте, о
каких пяти сказках я вела разговор?                                                                       
 («
Сказка о царе Салтане…»,  « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом
петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».)                                                                                                                                 
Кто автор  сказок?
  ( А.С. Пушкин)                                                                             
— Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)                                     
Почему?                                                                                                                                     
— 
Что вы знаете об А.С.Пушкине?
                                                                                                   
 Великий
русский поэт родился в Москве более двух веков назад.
Он
был любителем и ценителем сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его
бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.                                                                                     
С раннего
детства он был окружён заботой и вниманием родителей.                                  
                                                            Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, у которой был особый,
певучий голос, она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький
Саша называл её ласково матушкой.

Когда — то няня поэта рассказала ему
сказку, из которой вы  услышали отрывок и в ней
не было никакой
белочки,  вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними
сыпалось золото и серебро.
                                                                                                                                    

Переработав сюжет, Пушкин создает
поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона,  о его приключениях, об
истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей
семьей.                                                                                                                           
 Через 9
лет

в далёком 1831 году
  появилась  сказка созданная Пушкиным  «О
царе Салтане…
»,
которую начал

писать поэт в 1822 году

3.Работа по теме урока.                                                                                                             
1.Анализ сказки.                                                                                                                      
В этой сказке отсутствует  зачин. Как
вы думаете, почему?                                                                                                                                                      
( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а
здесь, рядом с нами, на Русской
земле.)                                                                       
Что  заметили вы необычного в начале
сказки?                                                                            
    
( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или
трех братьях,  но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном
разговор трех девиц; стоит  на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же  женится
в тот же вечер
.)                                                                                    
 Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Нет)                                                         
— Почему?                                                                                                                            —
Как  начинается действие сказки?
(Три девицы
под
окном,                                                                                                                      
Пряли поздно вечерком.)
                                                                                                      
Послушайте отрывок из сказки  в исполнение  детей.                                                                                                                  

Три девицы под окном,                                                                      
                                                Пряли поздно вечерком.

·        
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

·        
То на весь крещёный мир,
приготовила б я пир                                                                        
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

·        
То на весь бы мир одна,
наткала я  полотна

·        
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

·        
Я б, для батюшки – царя,
родила богатыря.

·        
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

·        
И в светлицу входит царь,
стороны той государь (кланяется третьей сестре)

·        
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

·        
Будь царица и роди богатыря

·        
Мне к исходу сентября.

·        
Вы ж, голубушки-сестрицы,
выбирайтесь из светлицы,

·        
Поезжайте вслед за мной, вслед
за мной и за сестрой.

·        
Будь одна из вас ткачиха, а
другая повариха.

-Назовите, пожалуйста,  полное  название   
сказки?                                                                 
(«Сказка 
о  царе  Салтане, о сыне его  славном  и 
могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о 
прекрасной  царевне  Лебеди».)                                                                                                                             
Что подсказывает  название сказки?                                               
                                              
(Все
перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании                                                                                
                                   и герои не просто называются,  им дается  краткая
характеристика, отношение к ним автора).                                                                                                                        
Вы слышали  когда – нибудь имена героев в жизни?
                                                     (
Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен
Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной
традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там,
где рождаются сказки,  у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой
лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из
народных сказок.
                                    

2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи                                           
-Как они называются? (устаревшие или  архаизмы)                                                           
— Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые
объясняют их смысл:

          Вымолвить

Светлица

Град

     Грамота

Нарёкся

Тужить

Город

Сказать

Назвался

Горевать

     Сообщение, письмо

     Светлая комната

3.Выборочное
чтение.  Работа по учебнику.
                                                                            А 
теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами
из текста, зачитывая их.

1. Почему  царь
выбрал третью сестрицу? (с. 92)

2.Почему царю
пришлось проститься с женой? ( с. 94)

3. Что же стало причиной несчастий молодой
царицы? (с 94)                                                                              4.Кого
родила царица? (с.94)                                                                                     
5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95)                                              
6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95)                                                                                     
7 Как изменили настоящий приказ? (с.95)                                                                     8.Как
чувствовали мать и сын себя в неволе?  (с.96)                                                                                     
                                                                                                9.О
чём просило дитя волну? (с.96)                                                                                     
10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97)                                                 
                                                                                                                                    11.О
чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98)                                                                         12.
Кого увидел царевич на море? (с.97-98)                                                                                   
13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)

        
 Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался  князь      

          
Гвидон?

               (
1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)
                                                                                                                                                      

         
14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)                                                                    
                     

          
15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)

 4.Физминутка         
                                                                    

(имитирование
движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

 — Изобразите богатырей,
выходящих из моря.

 — Изобразите волны,
набегающие на берег.

— Летящую царевну
Лебедь.

— Гвидона,
натягивающего лук.

— Танцующую белку,
поющую песенки.

Кто из вас
знает, что за музыка звучала?

— Это отрывок из
оперы «Сказка о царе Салтане»  «Три чуда».

А написал её в 1889 г выдающийся
русский композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков, восхищённый сказкой и
в честь 100-летия со дня рождения поэта.                                                                                                                           

 К  творчеству Пушкина
обращаются не только композиторы, но и художники.
Особого блеска и
выдумки  достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

Перед вами
репродукция картины русского художника М. А. Врубеля  «Царевна Лебедь».  Царевна
Лебедь изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.                                                                                   
А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке?
(добро)                            —
А ещё мы с вами организовали чудесную выставку ваших рисунков, посмотрите
на неё,   вы  тоже выступили в роли художников — иллюстраторов.

5.Чтение понравившихся отрывков

6.Характеристика
героев.

Читая  любое  произведение,  мы  не 
только  знакомимся  с  героями,  но 
и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из 
них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята
мы проведём работу в
группах                                                                            
— На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя  (характер,
действия и поступки героя, ваше отношение к нему)

Царь Салтан (добрый,
щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтандобрый и справедливый, щедрый  и очень
доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего
не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на
ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и
отпускает домой.

Царица (верная, добрая,
мягкая, выносливая, душевная
,
доверчивая,
мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый,
выносливый, смелый, находчивый, благодарный,
славный, могучий богатырь, умный, ловкий,
крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый
.)

Князь Гвидон сын царя Салтана , прекрасный, сильный,
смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит
в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За
свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду:
чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая,
скромная, благодарная

)

Царевна Лебедьпрекрасная и мудрая волшебница. Спасённая
Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем
становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба
Бабариха

(жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы  можно разделить
героев?

(положительные и отрицательные герои)                                                                                                                                            
 
Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу 
положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

— Каких  героев  вы  отнесли  в 
группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.                                                     
                    

Действия, которые совершают положительные и отрицательные
персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле
зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом
случае победит!                                                                                                                    

–Вспомните, как заканчивается сказка                                                                                                       
  — Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?                                                                                                            
Почему? (Семья воссоединилась  и в сказке добро всегда побеждает
зло).                                                                                                                                                                                               
Какой  пословицей мы могли бы закончить
сказку?                                                                         
(
Вся семья вместе и душа на месте).                                                                                                   
                                

При чтении сказок  мы можем сделать выводы о том, что добром воздается
тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего
и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает
заповеди, приходит возмездие.

-Какие
Божьи
заповеди были нарушены в сказке?                                                          
 ( «Не
желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убивай», «Не лжесвидетельствуй»                                                                                                                  
 — Кто  в сказке нарушил  заповеди  данные человеку Богом?                                               
— Какая заповедь была
выполнена?                                                                                   

7. Тест по
сказке.                                                                                                                

8. Рефлексия.                                                                                                               

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,                                                                                       Принимать
людей с добром!

9. Подведение итогов урока

— Вот и подошёл к концу наш урок.
Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для
себя что – то новое.

Чему
же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
           
Начните со слов:  Меня эта сказка научила…
(доброте,
терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а
учиться радоваться за других людей
 и следовать заповедям, данным человеку
Богом, жить в гармонии с собой и миром.) 

 — Как вы думаете, для чего нужны чудеса?                                                            
 (чтобы исполнять желания, мечту)
                                                                                                            
В жизни чудеса встречаются?                                                                                
 (Если мы хотим верить в чудеса, то тогда — да)                                                    
 

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
                                                                             
                                                                 

И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим
гостям.
                                                                

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!

На чтение 22 мин. Просмотров 8 Опубликовано

Царь Салтан подслушал разговор трех красных девиц. Все они мечтали стать царицей, одна обещала закатить великий пир в случае свадьбы, другая – наткать полотна «на весь мир», а третья – родить царю-батюшке сына, богатыря и опору. Именно третью сестрицу царь выбирает себе в жены. Но и ее сестры не в обиде. Их тоже берут во дворец: одну – поварихой, другую – ткачихой.

Царь отправляется на войну. Царица шлет ему весточку о рождении первенца. Завистливые сестры и сватья баба Бабариха подменяют ее письмо своим. Они сообщают, что молодая царица родила вовсе не богатыря, а «неведому зверушку». Царь в ответном письме требует ждать его возвращенья и решенья. Только сестры с Бабарихой не унимаются. Они подменяют и это письмо. И выходит, что Салтан повелел жену и сына «бросить в бездну вод». Опечаленные бояре не смеют ослушаться: сажают несчастных в бочку и бросают в океан.

Царица в просмоленной бочке рыдает, а невинное дитя просит волны вынести их на берег. Так и происходит. Маленький богатырь вышибает дно бочки головой. Он растет не по дням, а по часам. На охоте царевич видит, как в море коршун вонзает когти в лебедя. Царевич стрелой из лука убивает злую птицу. Лебедь-птица от всего сердца благодарит Гвидона. Ведь она – не просто птица, а девица, и коршун – злой чародей. Отныне она будет помогать царевичу во всем.

Наутро мать с сыном видят перед собой чудесный город, подарок царевны-лебедя. Народ, бояре и священники встречают их как своих владык. Между тем, мимо острова Буяна проплывает торговый кораблик из царства «славного Салтана». Корабельщики дивятся на чудо-город из ниоткуда. Князь Гвидон зовет их в гости и на прощанье велит передать Салтану от него поклон. Он признается белой лебеди, что тоскует по отцу. Она обращает его в комара. Гвидон догоняет судно.

Наконец-то сын видит отца. Во дворце, во всем великолепии, тот расспрашивает корабельщиков о чудесах света. Будто почувствовав угрозу, зловредные царицыны сестрицы не пускают Салтана в гости к Гвидону. Повариха удивляет его рассказом о настоящем чуде: распевающей песни белке, грызущей золотые орехи с изумрудами внутри. Тут Гвидон не утерпел – и впился тетушке прямо в правый глаз. В суматохе он выскочил в окно – и был таков.

Гвидон мечтает о необыкновенной белке – лишь бы отец собрался навестить остров. Лебедь добывает ему это чудо. Тем временем, вновь мимо мчит кораблик. Он отцу опять передает поклон, а сам проникает на корабль мухой. Теперь уже ткачиха обесценивает чудо с белкой. По ее словам, есть диво куда интереснее: из моря выходит дядька Черномор, а с ним – тридцать три богатыря. После чего Гвидон мухой бросается ей в лицо. Эта тетка тоже окривела – а Гвидон улетел прочь.

Поделился своим горем он с лебедью, а та рассказала, что морские витязи – ее родные братья. И отныне будут каждый день обходить остров дозором. Вновь корабль торговцев пристает к острову Буяну. Гвидон их потчует и в очередной раз зовет Салтана погостить. В этот раз на корабль проник он шмелем. И теперь уже бабушка его, Бабариха, не пускает Салтана подивиться на чудеса острова Буяна. Выходит, что главное чудо на свете – морская царевна с месяцем под косой и звездой во лбу. Гвидон хоть и разозлился, но глаза старухи пожалел – укусил за нос.

Уже дома царевич просит лебедь указать ему путь к царевне. Он решил взять ее в жены. Тут-то лебедь и оборачивается той самой царевной, «что не можно глаз отвесть». Царица благословляет молодых на брак иконой. Уже не один, а со своей княгиней, он опять приветствует корабельщиков. Только в этот раз он, передав поклон Салтану, остается на острове. Принимает тех же корабельщиков и Салтан. Он, наконец, снаряжает флот, чтобы увидеть молодого князя и все диковины его острова.

В гостях Салтан видит свою утраченную царицу. Со слезами радости все пируют: даже завистливых интриганок прощают и отпускают на все четыре стороны. Автор сказки уверяет, что и сам был на том славном пиру.

Читательский дневник «Сказка о царе Салтане» Пушкина

Сюжет

Три сестры мечтают выйти за царя Салтана. Одна обещает наткать на радостях полотна, другая – закатить пир, а третья – родить ему наследника, богатыря. Последнюю и выбирает царь в жены. Пока Салтан был на войне, царица родила сына. Завистливые сестры, ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой написали царю, что вместо сына родилась «неведома зверушка». Царь велел ждать его из похода – но это письмо подменили другим. И вышло, будто Салтан приказал посадить жену и сына в бочку и пустить их по волнам. Бочка пристает к острову Буяну, где юный богатырь князь Гвидон спасает от коршуна белую лебедь. Она становится его помощницей во всем: дарит город, и трижды помогает проникнуть (комаром, мухой и шмелем) на корабль, плывущий к отцу. Того в гости можно заманить только чудесами. Лебедь добывает Гвидону белку с золотыми орехами, Черномора с богатырями, наконец, сама превращается в царевну со звездой во лбу – и только тогда, не слушая злых родственниц, Салтан спешит в гости. На острове он узнает жену – и семья воссоединяется. Злодеек отпускают без наказания.

Отзыв

Сказка учит тому, что зло побеждается добром, а справедливость обязательно восторжествует. Все тайное становится явным. За счастье нужно бороться. Доброе дело никогда не пропадет, а даст свои плоды. Зависть – плохой советчик. Дружба, семья, доверие – важные ценности. Если копить обиды – примирения не будет, как и будущего у семьи. Дети могут помочь родителям преодолеть непонимание. На стороне оклеветанных – сама судьба. Нужно уметь быть великодушным и прощать врагов.

Очень кратко:Из-за козней завистниц невинную молодую царицу с царевичем бросают в океан. Они попадают на безлюдный остров, где царевич спасает волшебницу, женится на ней и с её помощью воссоединяется с отцом.

Деление пересказа на главы — условное.

Женитьба царя Салтана

Три сестры представляли, что бы они сделали, если бы стали царицами. Первая сестра хотела бы приготовить пир на весь мир, вторая — наткать на весь мир полотна, а третья — родить царю сына-богатыря. Царь Салтан подслушал этот разговор и позвал сестёр к себе во дворец.

%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD.jpg

Салтан — славный царь, простой, гостеприимный и добрый

Первую сестру он сделал поварихой, вторую — ткачихой, а третью взял в жёны.

%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0.jpg

Повариха — первая сестра, завистливая и злобнаяТкачиха — вторая сестра, завистливая и злобнаяЦарица — третья сестра, молодая жена Салтана

Тайный заговор

Салтан уехал воевать в дальние края, а царица родила ему могучего сына и отправила гонца с радостным известием.

Продолжение после рекламы:

Повариха и ткачиха завидовали сестре и вместе со старой Бабарихой решили извести царицу.

Бабариха — пожилая интриганка, предполо­жительно, мать трёх сестёр либо родственница Салтана

Они перехватили гонца, напоили его и подменили письмо царицы на другое, в котором сообщалась, что у царя родился ребёнок-урод:

Прочитав это послание, Салтан разгневался и хотел было повесить гонца, но потом смягчился и передал приказ: «ждать царёва возвращенья для законного решенья».

Ткачиха, повариха и Бабариха снова напоили гонца и подменили письмо на приказ утопить царицу вместе с сыном. Огорчённые бояре не посмели ослушаться царского приказа, посадили царицу с сыном в большую бочку, засмолили её и бросили в океан.

Чудесное спасение из бочки

Маленький царевич, растущий «не по дням, а по часам», попросил волну, чтобы она не губила его с матерью, а выбросила их на сушу. Волна послушалась и вынесла бочку на безлюдный остров. Могучий царевич вышиб дно бочки, смастерил из дуба лук и отправился добывать себе и матери ужин.

Брифли существует благодаря рекламе:

Царевич спасает белую Лебедь

У моря он увидел, как злой коршун пытается убить белую лебедь, и застрелил его из лука.

Спасённая лебедь рассказала, что на самом деле она не лебедь, а «девица», а коршун — злой чародей. В награду за спасение она пообещала отплатить царевичу добром и улетела.

Лебедь — молодая волшебница в обличьи белой лебеди, добрая, ласковая, чуткая и красивая, предполо­жительно, дочь морского царя

Княжение в новом городе

Утром царевич увидел перед собой большой красивый город и сразу понял, что это чудо сотворила Лебедь.

Горожане встретили его как желанного князя, и царевич с разрешения матери стал править новым городом, нарёкшись Гвидоном.

Гвидон Салтанович — сын царя Салтана, добрый, славный и могучий богатырь, гостеприимный князь нового города, уважает свою мать и скучает по отцу

Проплывавшие мимо купцы удивились, увидев на некогда пустом острове богатый город с пристанью. Гвидон радушно принял гостей, а купцы рассказали, что возвращаются домой, «в царство славного Салтана».

Продолжение после рекламы:

Первый полёт Гвидона

Проводив купцов, Гвидон загрустил. Приплывшей к нему Лебеди он признался, что хотел бы увидеть отца, и та превратила князя в комара. Князь-комар догнал купеческий корабль и на нём приплыл в царство Салтана.

Царь пригласил торговых гостей во дворец, а за ними туда залетел и Гвидон. Салтан начал расспрашивать купцов, какие чудеса они видели, и те рассказали ему о городе, который чудом возник на пустынном острове, и о его князе Гвидоне.

Царю захотелось посетить чудный остров, но ткачиха, повариха и Бабариха не пожелали его отпускать. Повариха заявила, что град на острове — вовсе не чудо, есть на свете чудеса поинтересней. Например, белка, живущая под волшебной елью, которая поёт песенки и грызёт орешки с изумрудными ядрами и золотой скорлупой.

Речи поварихи разозлили князя-комара, он укусил тётку в правый глаз, и та «окривела». Слуги с криками начали ловить комара, но он вылетел в окошко и вернулся домой.

Дома князь рассказал Лебеди о чудесной белке и что хотел бы завести это чудо в своём городе. Лебедь исполнила его желание. Князь выстроил для белочки хрустальный дом и приставил к ней караул и дьяка «строгий счёт орехам весть».

Второй полёт Гвидона

Вскоре купцы снова побывали у Гвидона и рассказали Салтану о волшебной белке, которая принесла городу огромное богатство. Ткачиха заявила, что грызущей камушки белкой их не удивишь, то ли дело — тридцать три богатыря, которые выходят из моря «в чешуе, как жар горя». Князь Гвидон, бывший там в обличьи мухи, разозлился, зажужжал, сел ткачихе в левый глаз так, что она «окривела», и вернулся домой.

Лебедь призналась, что эти богатыри — её родные братья. Вскоре в городе князя Гвидона появилось новое чудо — каждый день из моря стали выходить тридцать три богатыря вместе со своим старым «дядькой» и охранять город.

Брифли существует благодаря рекламе:

Третий полёт Гвидона

На остров снова прибыли купцы. Князь, обернувшись шмелём, отправился вместе с ними к царю Салтану и услышал, как Бабариха заявила, что выходящие из моря люди — никакое не чудо. Настоящее чудо — это царевна, настолько прекрасная, «что не можно глаз отвесть».

Князь-шмель снова разозлился, но пожалел «старую бабушку свою» — ужалил её не в глаз, а в нос.

Превращение Лебеди

Лебедь подтвердила Гвидону, что прекрасная царевна есть на самом деле, и посоветовала ему как следует подумать. Князь ответил, что ему уже давно пора жениться, и он готов идти за прекрасной царевной «хоть за тридевять земель». Тогда Лебедь призналась, что прекрасная царевна — это она, вышла на берег, «встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась».

Попросив благословения у матушки, князь женился на Лебеди.

Воссоединение семьи

Вскоре в гости к Гвидону снова заплыли купцы, но на сей раз князь остался дома. Купцы же, прибыв в царство Салтана, рассказали царю о прекрасной жене князя Гвидона. Царь не утерпел и стал собираться в гости к князю. Ткачиха, повариха и Бабариха не хотели отпускать царя, но тот их не послушал, и им пришлось отправиться вслед за Салтаном.

Прибыв на остров, царь узнал свою жену.

А ткачиха, повариха и Бабариха попрятались по углам. Когда их нашли, они признались во всём, но царь на радостях не стал их наказывать и «отпустил всех трёх домой».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизации ?

Аудиокниги

Сказка о царе СалтанеАудиокнига. 47 мин. Читает Анатолий Кузнецов. Бесплатный отрывок:Анатолий Кузнецов47 минСказка о царе СалтанеАудиоспектакль. 44 мин. Читают Алексей Грибов и др. Бесплатный отрывок:Алексей Грибов и др.44 минСказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салта­но­виче и о прекрасной царевне ЛебедиАудиокнига. 51 мин. Читает Александр Воробьев. Бесплатный отрывок:Александр Воробьев51 минСказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салта­но­виче и о прекрасной царевне ЛебедиАудиокнига. 46 мин. Читает Татьяна Тулупникова. Бесплатный отрывок:Татьяна Тулупникова46 мин

Читайте также

«Сказка о царе Салтане» — сказка в стихах Пушкина, посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона, который благодаря козням тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.

Сказка о царе Салтане краткое содержание

Три сестры мечтают стать царицами. Сидя за прялкой они говорят о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей. Первая — обещает устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, а третья — «для батюшки-царя» родить богатыря. В этот момент в светлицу входит сам царь Салтан, который подслушал беседу сестёр под окном. Он предложил третьей сестре замужество, второй — стать ткачихой при дворе, а первой — место поварихи во дворце.

Когда царь уезжает на войну в дальние края, царица рождает сына — царевича Гвидона. Но завистливые сёстры пишут царю, что жена родила ему «неведому зверюшку» и, хотя царь приказывает подождать до его возвращения, прикрываясь подложным письмом с приказом, сестры царицу с новорождённым сажают в бочку и сбрасывают в море.

Бочку выносит на необитаемый остров, причём Гвидон выходит из неё уже взрослым юношей. Чтобы прокормить мать, он мастерит лук и стрелу и идёт к морю на охоту. Там он спасает белую лебедь от коршуна, и та обещает отблагодарить его. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.

Мимо острова проплывают купцы и восхищаются красотой города. По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись (с помощью лебеди) в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке, которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав о новом чуде, царь отказывается от поездки к Гвидону. За это комар жалит повариху в правый глаз. Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.

В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.

И вновь купцы рассказывают Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Салтан, услышав о новом чуде, в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.

После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона, потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть. В итоге царь Салтан отправляется в путь к острову Буяну. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью. Устраивается весёлый пир на весь мир, и все живут счастливо и богато

Сказка о царе Салтане краткое содержание для читательского дневника

Царь Салтан подслушал разговор трёх сестёр и женился на той, которая в разговоре пообещала родить богатыря. Царица родила мальчика, но сёстры оговорили царицу. Царицу и царевича Гвидона  посадили в бочку и скинули в море. Бочку выбросило  на берег острова, на котором стоял град.  Царевич спас лебедь от коршуна,. Лебедь оказалась прекрасной царевной. Гвидон  стал царём на этом острове. На остров три раза прибывали торговые купцы, которые насмотревшись диковин на острове молодого царевича, рассказали об этом царю Салтану. Царь Салтан отправился на остров молодого царевича, к своему удивлению он узнал в царевне свою жену, а в царевиче своего сына. Радость встречи помогла ему простить завистливых сестёр .

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» Пушкина была написана в 1831 году, а опубликована год спустя в сборнике «Стихотворения А. Пушкина». Произведение представляет собой сказку в стихах – удивительно лирическую, яркую и образную.

На нашем сайте есть возможность читать онлайн краткое содержание «Сказки о царе Салтане», а также пройти тест для проверки усвоенной информации.

Главные герои

Царь Салтангосударь, отважный воин, добрый и справедливый правитель.

Князь Гвидонсын царя Салтана, решительный, мужественный.

Царевна-лебедьпрекрасная девушка, мудрая волшебница.

Другие персонажи

Царицажена Салтана, добрая, любящая и терпеливая женщина.

Ткачиха и поварихазлые сестры царицы, которые из зависти к ней совершают подлые поступки.

Сватья баба Бабарихатакая же злая и завистливая, как и сестры царицы.

Краткое содержание

Три сестры собираются вечером за рукоделием и обсуждают свою мечту – выйти замуж за царя. В случае женитьбы на царе первая сестра обещает «на весь крещеный мир» приготовить угощения, вторая – наткать полотна для всех людей, а третья – мечтает родить богатыря «для батюшки-царя».

В горницу входит царь Салтан, который все это время стоял под окном и подслушивал. Он предлагает младшей сестре выйти за него замуж и родить богатыря «к исходу сентября». Двум другим сестрам государь также предлагает последовать во дворец, но только в качестве ткачихи и поварихи.

Поскольку «в те поры война была» царь был вынужден покинуть свою молодую жену и отправиться на поле битвы. В положенное время царица рожает сына и посылает гонца с радостной вестью к государю. Вот только ткачиха с поварихой, снедаемые жгучей завистью, «извести ее хотят». Они меняют гонца и пишут царю, что царица родила «не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку».

Узнав такую новость, царь приходит в буйство, но, успокоившись, отдает приказ – «Ждать царева возвращенья для законного решенья». Такое решение не устраивает злых сестер, и они гонцу «суют грамоту другую», в котором царь приказывает боярам царицу с младенцем «тайно бросить в бездну вод».

Мать с ребенком сажают в большую бочку, заколачивают и скидывают ее в бескрайнее море. Царица горько плачет над своей судьбой, а между тем ребенок растет «не по дням, а по часам». Она просит волну не губить их, а выплеснуть на сушу. Волна послушно выносит бочку на берег, и царица с царевичем оказываются на свободе.

На острове выросший царевич решает поохотиться. Он сооружает лук и стрелы, и отправляется «на край долины у моря искать дичины». Подойдя к морю, он слышит чей-то стон и видит, как «бьется лебедь средь зыбей», спасаясь от цепких когтей коршуна. Недолго думая, царевич убивает хищную птицу метким выстрелом. Спасенная лебедь благодарит отважного молодого человека и обещает непременно сослужить ему службу.

Оставшись без ужина, царица с царевичем ложатся спать голодными, но поутру они видят прекрасный белокаменный город, которого еще вчера отродясь здесь не бывало. В новоявленном городе «царевича венчают княжей шапкой, и главой возглашают над собой». Он понимает, что здесь не обошлось без его лебеди. «В тот же день стал княжить он и нарекся: князь Гвидон».

Моряки, в очередной раз проплывая мимо уединенного острова, не могут надивиться: на некогда пустом месте неожиданно встал «город новый златоглавый». Они пристают к берегу и знакомятся с гостеприимным князем Гвидоном. Узнав, что купцы родом из царства «славного Салтана», он передают привет царю.

Опечаленный, гуляет молодой князь по берегу. Появляется лебедь, и, узнав, что Гвидон скучает по отцу, превращает его в комара, и тот вместе с моряками отправляется к себе на родину.

Салтан расспрашивает путешественников об их приключениях, и те наперебой начинают рассказывать об удивительном городе и их правителе. Царь мечтает посетить чудесный город, но «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» не хотят его отпускать. Они рассказывают ему об истинной диковинке – белке, что грызет золотые орешки, да танцует под елью. Комар злится на тетку и жалит её «прямо в правый глаз».

Вернувшись домой, князь Гвидон делится своей мечтой с лебедью, и та вмиг ее осуществляет: под елью появляется белка с золотыми орешками.

Спустя время купцы вновь приглашают Салтана посетить остров, в котором они увидали редкое чудо – танцующую белку, что грызет золотые орешки. Воодушевленный, царь вновь собирается в дорогу, но «усмехнувшись исподтиха, говорит царю ткачиха», что настоящим чудом является грозный Черномор и его тридцать три богатыря, что выходят из пенных морских вод. Гвидон, в этот раз превращенный в муху, садится тетке на левый глаз, и та сразу же кривеет.

Князь рассказывает об услышанном чуде лебеди, и на острове появляются богатыри вместе с дядькой Черномором, которые отныне будут охранять славный город Гвидона.

Моряки в очередной раз рассказывают Салтану обо всех чудесах белокаменного города. Но желание царя побывать там перебивает Бабариха, которая делится с ним народной молвой, согласно которой есть на свете такая прекрасная царевна, «что не можно глаз отвесть». Гвидон, которого лебедь превратила в шмеля, жалит в нос Бабариху и улетает прочь.

Юный князь делится с лебедью своей печалью: он мечтает создать семью, но своей невестой он видит лишь чудесную царевну, у которой «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Тут лебедь, «взмахнув крылами», превращается в прекрасную девушку. Обрадованный Гвидон ведет невесту «к милой матушке своей», та их благословляет и они играют пышную свадьбу.

Узнав от купцов о прекрасной царице, царь Салтан отправляется на остров. Его встречает князь Гвидон, и царь никак не может налюбоваться всеми красотами и чудесами удивительного города. Увидев же свою жену, он не верит своим глазам и молит ее и сына о прощении. На радостях Салтан не наказывает злых сестер, а отпускает их домой и закатывает пир на весь мир.

Заключение

Сказка А. С. Пушкина учит детей добру, справедливости, прощению. Правильные выводы помогают сделать персонажи, которые четко разделены на позитивных и негативных.

Краткий пересказ «Сказки о царе Салтане» пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане»?</h3>

    • <label>1828</label>
    • <label>1830</label>
    • <label>1831</label>
    • <label>1833</label>

(новая вкладка)

Царь Салтан случайно подслушал разговор трех сестер. Каждая из них хотела выйти за него замуж, стать царицей и исполнить свое желание: первая — приготовить пир на весь мир, вторая наткать на весь мир полотна, а третья — родить царю сына.

Салтан женился на третьей сестре, а других сестер сделал поварихой и ткачихой.

Далее царь отправился на войну, и пока он был там, царица родила сына. Она поспешила отправить царю письмо с хорошей новостью, но завистливые сестры подменили письма.

В результате якобы по приказу царя Салтана царицу и сына заточили в бочку и бросили в море.

Волны вынесли их на берег необитаемого острова. Сын очень быстро рос, поэтому к этому моменту стал уже совсем взрослым.

Затем Гвидон случайно стал свидетелем схватки коршуна и лебедя. Он спас белую птицу, которая оказалась волшебной. Она пообещала исполнить любые его желания.

На следующее утро на острове появился город и дворец, а Гвидона выбрали князем.

Новый город не мог остаться незамеченным для проплывавших мимо кораблей. Князь принял у себя купцов, которые путешествовали по всему миру, и попросил их передать поклон царю Салтану.

Корабельщики рассказали царю об этом острове и князе Гвидоне. И Салтан захотел посетить этот город, но злые тетки начали отговаривать его, ссылаясь на то, что нечего там делать, и есть более интересные чудеса в мире.

Князь Гвидон начал собирать у себя на острове чудеса, которые описывали тетки в своих рассказах: белочку, 33 богатырей с Черномором и прекрасную царевну. Он делал все, чтобы воссоединиться с отцом, а царевна Лебедь ему в этом помогала.

В конце царь Салтан все же решился посетить чудный остров. При встрече он узнал свою супругу и воссоединился с отцом.

Обман раскрылся, но Салтан простил завистливых тёток.

Используемые источники:

  • https://kratko.rustih.ru/aleksandr-pushkin-skazka-o-tsare-saltane/
  • https://briefly.ru/pushkin/skazka_o_tcare_saltane/
  • https://kratkoe.com/skazka-o-tsare-saltane-kratkoe-soderzhanie/
  • https://obrazovaka.ru/books/pushkin/skazka-o-care-saltane
  • http://hronika.su/kratkoe-soderzhanie-pereskaz-skazki-pushkina-o-care-saltane/

  • Пересказ сказки солдатская шинель
  • Пересказ сказки ашик кериб слушать
  • Пересказ сказки лиса и кувшин о с ушакова конспект занятия старшая группа
  • Пересказ сказки мальчик с пальчик
  • Пересказ рассказа сухомлинского яблоко и рассвет в подготовительной группе конспект занятия