Пересказ сказки бременские музыканты

Цель: расширить кругозор учащихся о творчестве великих немецких ученых, филологов, сказочников братьев гримм. формировать положительную мотивацию к изучению немецкого языка.

Цель: 

 Расширить кругозор учащихся о творчестве великих немецких
ученых, филологов, сказочников братьев Гримм.

Формировать
положительную мотивацию к изучению немецкого языка.

Задачи: 

Образовательные:

Формировать у
учащихся умение работать с разными видами заданий;

Совершенствовать
умение говорить с использованием изученной лексики.

Развивающие:

Развитие
познавательной активности;

Развитие зрительной и слуховой
памяти, воображения, креативного мышления, фонематического слуха;

Развитие
творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

Развивать интерес к немецкой культуре
и  традициям, к устному народному творчеству Германии;

Прививать любовь к чтению книг
немецких авторов, сказок братьев Гримм;

Оборудование: портреты
братьев Гримм, иллюстрации к сказкам, книги сказок братьев Гримм на русском и
немецких языках, мультимедиа, выставка детских рисунков по сказкам братьев
Гримм, карточки с заданиями для участников,  

музыкальное сопровождение, картa »Die deutsche Märchenstraße»

  
 

1.
Вступительное  слово учителя

Звучит
музыка

Учитель
немецкого языка:

Guten Tag, liebe Freunde der deutschen Sprachen! Ich freue
mich sie zu sehen. Heute haben wir in der Schule einen Wettbewerb „Kenner der
Märchen der Brüder Grimm“!

Учительрусского
языка:

Добрый
день!

Мы рады вас приветствовать в нашем
литературном салоне. Эти встречи становятся традиционными

Звучит мелодия «Бременские музыканты»

Слышите мелодию знакомой вам песенки? Вы
,вероятно ,догадались, что эта песенка героев сказки «Бременские музыканты», которую
написали братья Гримм.

Сегодня мы отправимся в далёкую Германию в
гости к братьям Гримм, замечательным немецким сказочникам и учёным

Чтец:

Дорогой доброй сказки идём мы без
опаски

И  дружно говорим: «Идём мы к братьям
Гримм!»

И встретят нас герои: красавицы и
тролли,

Лягушка и горшок, и боб, и уголёк.

И музыкантов Бремена узнаем мы
уверенно,

И Розочку с Беляночкой на сказочной
поляночке.

И снова повторим: «Пришли мы  к 
братьям  Гримм!»

2. Рассказ о жизни и творчестве 
братьев Гримм.

1чтец

 In einem Königreich,
im Landkreis Hanau Land hessen, im Herzen Deutschlands, lebte die Familie des
Stadtrichters Grimm. Seine Söhne hatten Finger an der Hand und ihre kleine
Schwester Charlotte. Die ältesten Kinder, Jacob undWilhelm, waren untrennbare
Freunde. Sie hörten gerne die Geschichten und Geschichten, die meine Mutter,
meine Dienstmädchen oder Gäste erzählten, die zu ihnen kamen.

 2
чтец

В некотором царстве-государстве, в графстве  Ханау земли Гессен, что в
сердце Германии, жила-была семья городского судьи Гримм. Сыновей  у него было,
что пальцев на руке, да ещё их маленькая сестрица Шарлотта. Старшие дети Якоб и
Вильгельм  были неразлучными  друзьями. Любили они послушать сказки и истории,
которые рассказывала  матушка, служанки или гости, приходившие к ним.

3 чтец

 Als
Jakob 6 Jahre alt war, zog die Familie in die Heimat seines Vaters in einem
ruhigen gemütlichen Tainau.Im alten Haus, wo sich die Grimms niederließen, wo
nach den Geschichten von Erwachsenen nachts ein Gespenst umherirrte. Nach
solchen Geschichten wurden die Jungen im Garten eingehüllt, kleine Männer, und
ihr Haus wanderte durch einen mysteriösen Geist.

4 чтец

Когда Якобу исполнилось 6 лет, семья перебралась на родину отца в тихий
уютный Тайнау.В старом доме, где поселились Гриммы, где, по рассказам взрослых,
по ночам бродил призрак. После таких историй мальчикам чудились в саду
маленькие  человечки, а по их дому бродил таинственный  призрак.

5 чтец

Das
Kindermärchen endete, als sein Vater starb und der 11-jährige Jakob das
Oberhaupt der Familie wurde. Die Tante der Jungen half ihnen, eine brillante
Ausbildung zu bekommen. Vor zwei ernsten Jungen aus der Provinz öffnete die
ganze Welt: Paris, Vena, Berlin … Sie absolvierten das Lyzeum in vier statt
sieben Jahren. Dann studierte Jura, aber der Rechtsberuf, von der
Familientradition gewählt, immer weniger angezogen. Die Brüder saßen lange in
der Bibliothek und lasen alte Gedichte und Legenden nach. Sie studierten die
Sprache und druckten wissenschaftliche Arbeiten und Bücher.

6 чтец

Сказка детства кончилась, когда умер отец и 11летний Якоб стал главой
семьи. Тётя мальчиков помогла получить им блестящее  образование. Перед двумя
серьёзными  мальчиками из провинции распахнулся  весь  мир: Париж, Вена,
Берлин…Они закончили лицей за четыре года вместо положенных семи лет. Потом 
изучали юриспруденцию, но  юридическая профессия, выбранная по семейной 
традиции, всё  меньше привлекала. Братья  подолгу  просиживали   в библиотеке,
перечитывая  старинные  поэмы и сказания. Они занимались   изучением  языка и
печатали научные  работы, книги.

7 чтец

Aber
das Lieblingsding der Brüder war das Sammeln und Nacherzählen von Märchen. Sie
arbeiteten immer zusammen und signierten ihre Werke — Märchen der Brüder Grimm.
«Kinder- und Familiengeschichten» — ihr erster Band war ein Geschenk
zu Weihnachten 1812. Dann gab es noch ein paar Bände mehr. Aber e komponierten
sie nicht, sondern verarbeiteten nur die, die aufgezeichnet wurden, unter
Umgehung von Dörfern und kleinen Städten, aus den Worten der Menschen, die sich
an Märchen erinnerten und liebten.

 8
чтец  

Но самым любимым делом братьев были сбор и  пересказ  сказок. Работали
они всегда вместе и работы  свои подписывали – сказки братьев Гримм. «Детские и
семейные сказки» — их первый том был подарком к рождеству  1812 года. Затем
было ещё несколько томов. Но сами они их не сочиняли, а только обрабатывали 
те, что записывали, обходя деревни и небольшие  города, со слов людей, которые
помнили и любили сказки.

Основное правило братьев Гримм – предельно бережное обращение с
фольклорным богатством народа

«Своим сборником мы не только хотим оказать услугу истории поэзии, мы
намерены сделать так ,чтобы сама поэзия, живущая в книге, воздействовала на
читателей, радовала,  кого она может радовать. Кроме того, мы хотели, чтобы она
превратилась в настоящую воспитательную книгу»

9 чтец

Seit
zehn Jahren sammeln deutsche Wissenschaftler ihre Märchen. Diese Geschichten
wurden in etwa 100 Sprachen auf der ganzen Welt übersetzt. Basierend auf
Märchen erstellt Cartoons und Kinderfilme, spielen sie in den Theatern. In
unserem Land wurden die Geschichten der Brüder Grimm immer wieder nachgedruckt,
sie lesen sehr gerne Kinder und Erwachsene.

10 чтец

10 лет собирали свои сказки немецкие учёные. Эти сказки переведены
примерно на 100 языков мира. По мотивам  сказок  созданы мультфильмы  и детские
фильмы, их  разыгрывают  в театрах.

В нашей стране сказки братьев Гримм неоднократно переиздавались, их очень
любят читать дети  и взрослые.

3.
Музыкальная пауза

4. Что это за сказка?

А теперь, ребята, давайте отгадаем сказки  братьев Гримм  по началу сказки

(Чтение на немецком и русском языке)

1.    
Eines Morgens saß
ein Mann am Fenster an seinem Nähtisch. Er hatte Spaß, und er nähte mit aller
Macht.

Однажды, летним утром сидел человек  у окна на своем
столе для шитья. Ему было весело, и он шил изо всех сил. (Храбрый портняжка)

2.     Eine
Witwe hatte zwei Töchter: eine war schön, fleißig, die andere hässlich und faul

Было
у одной вдовы две дочери: одна была красивая, работящая, другая – уродливая и
ленивая
. (Госпожа Метелица)

3.     Ein
Besitzer hatte einen Esel, und viele Jahre hintereinander schleppte er
unermüdlich Säcke zur Mühle, aber im Alter wurde schwach und so ungeeignet wie
zuvor zu arbeiten.

 Был
у одного хозяина осёл, и много лет подряд таскал он без устали мешки на
мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден, как раньше. (
Бременские
музыканты
)

4.     Es
war einmal eine arme alte Frau im Dorf. Sie hatte einmal eine Schüssel Bohnen
gesammelt und wollte sie kochen.

 
Жила-была
в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить
. (Соломинка,
уголёк и боб
)

5.     Es
war einmal ein kleines, süßes Mädchen. Und die sie manchmal nicht angeschaut
haben, jeder mochte sie, aber die meisten liebten ihre Großmutter und waren
bereit, ihr alles zu geben.
Sie gab es ihr einmal…

    
Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, не взглянет на нее, всем она
нравилась, но больше всех любила ее бабушка и готова была ей все отдать.
Подарила она ей однажды… (Красная шапочка)

6.     .Es
war einmal ein armer Bauer. Er saß einmal am Abend am Herd und donnerte die
Hitze, und seine Frau saß und drehte sich. Also sagt er zu seiner Frau:
«Es ist schade, dass wir keine Kinder haben. Es ist so ruhig, und in
anderen Häusern, schauen, wie laut und Spaß

  
Жил
когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал
жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене: «Как жаль, что у нас нет
детей. Уж так у нас тихо, а в других домах, погляди, как шумно да весело.
(Мальчик-с-пальчик)

7.    
 Es
gab einen Mann, der lebte. Er hatte drei Söhne. Der Name des jüngeren DURNE; er
wurde verachtet, lachte ihn aus und beleidigte ihn immer. Ich wollte in den
Wald gehen, nachdem der Älteste Holz gehackt hatte, und gab ihm eine leckere
Torte und eine Flasche Wein auf der Straße, damit er weder Hunger noch Durst
kannte

8.      Жил
был человек. Было у него три сына. Звали младшего ДУРНЕМ; его презирали, смеялись
над ним и всегда обижали.

Собрался
раз старший идти в лес – дрова рубить, и дала ему мать в дорогу вкусный сдобный
пирог и бутылку вина, чтоб не знал ни голода, ни жажды.
(Золотой
гусь
)

5.
Просмотр  фрагмента мультфильма «Белоснежка и семь  гномов»

6.
Кому из нас не хотелось бы, не только прочитать сказку
и познакомиться с её героями ,но и увидеть их в нашем салоне

Инсценировка
фрагментов сказок
(«Госпожа Метелица», «Золушка»,
«Гусятница», «Стоптанные туфельки»)

7.  Чей 
это предмет?

http://bk-detstvo.narod.ru/images/Grimm_perina.gifhttp://bk-detstvo.narod.ru/images/Grimm_tufelki.gifhttp://bk-detstvo.narod.ru/images/Grimm_topor.gif

http://bk-detstvo.narod.ru/images/Grimm_gorshok.gifhttp://bk-detstvo.narod.ru/images/Grimm_vereteno.gifhttp://bk-detstvo.narod.ru/images/Grimm_zerkalo.gifhttp://bk-detstvo.narod.ru/images/Grimm_klubok.gif

http://bk-detstvo.narod.ru/images/Grimm_prjanichnyi_domik.gif

(Белоснежка и семь гномов. Гензель и Гретель. Госпожа
Метелица. Золотой гусь.Золушка. 
Король-дроздовик. Спящая красавица. Шесть лебедей.)

8.Заключительное
слово учителя

русского
языка:

«Сказки! Что за прелесть эти сказки!» Восприятие
сказки не имеет возрастных границ, их с удовольствием читают и дети ,и взрослые
Почему же не пропадает интерес к сказке?

Учитель
немецкого языка:

Das Märchen lehrt Güte, Gerechtigkeit, Liebe, Barmherzigkeit. 
Ich möchte, dass jeder von uns nach der Begegnung mit einem Märchen und
Märchenfiguren noch ein wenig freundlicher, reaktionsschneller, fairer wird 

 Сказка учит добру, справедливости, любви, милосердию.  Хочется, чтобы
каждый из нас после встречи со сказкой и сказочными героями стал ещё чуть-чуть
добрее, отзывчивее, справедливее

9.Рефлексия.  Звучит
сказочная музыка

Ребята
,понравился ли вам урок?  Каковы ваши впечатления?  

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 87-91.

1. Тема выставки «Литература зарубежных стран». Какими другими книгами ты мог бы дополнить выставку?

Список книг для выставки «Литература зарубежных стран»

  1. Андерсен Г.Х. «Дюймовочка»
  2. Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»
  3. Барри Д. «Питер Пэн»
  4. Гауф В. «Маленький Мук»
  5. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон»
  6. Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф»
  7. Милн А. «Винни-Пух и все, все, все»
  8. Пройслер О. «Маленький водяной»
  9. Родари Д. «Приключения Чиполлино»
  10. Толкиен Д. «Хоббит или Туда и Обратно»

2. Какие книги ты читал? Какие хотел бы прочитать? Как найти в библиотеке эти книги?

Я читала сказки Андерсена, Барри, Милна, Родари и Толкиена.

Я хотела бы прочитать сказки «Малыш и Карлсон» и «Маленький водяной».

Эти книги можно найти в алфавитном каталоге авторов.

3. Прочитай статью о Шарле Перро. Подчеркни, что являлось в статье для вас новым.

Подчеркиваем: «известным поэтом, академиком, автором научных трудов. Адвокатом, юристом».

4. Найди в библиотеке в алфавитном каталоге сказки Шарля Перро. Какую сказку Перро ты хотел бы прочитать в ближайшее время?

В библиотеке я нашла сборник Шарля Перро «Сказки матушки Гусыни». В него входят десять сказок. 

В ближайшее время я хотела бы прочитать сказки «Золушка» и «Спящая красавица».

5. Составь отзыв на одну из сказок Перро. Укажи в отзыве название книги, героев, основные события, выскажи рекомендации и своё мнение.

Отзыв на сказку Шарля Перро «Кот в сапогах» для 2 класса.

Я прочитала сказку французского сказочника Шарля Перро «Кот в сапогах».

Её главными героями являются умный и находчивый Кот в сапогах, его хозяин маркиз де Карабас, кровожадный Людоед и король.

Кот, доставшийся в наследство младшему сыну мельника, придумал, как сделать хозяина богатым. Он осуществил свой замысел, сожрал Людоеда и женил хозяина на принцессе.

Это увлекательная и весёлая сказка, которая мне очень понравилась.

Я бы посоветовала своим друзьям обязательно её прочитать, чтобы посмеяться вместе над приключениями ловкого Кота.

Пример отзыва на сказку Ш. Перро «Красная шапочка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

6. Подчеркни имена героев сказки Перро «Кот в сапогах».

Подчеркиваем: кот в сапогах, людоед-великан, маркиз де Карабас, король, прекрасная принцесса, братья.

7. Задай вопросы по содержанию сказки.

Вопросы и ответы на них к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Измени последовательность событий сказки. Начни рассказывать с конца или введи в содержание другие волшебные предметы, например ноутбук или мобильный телефон. Что в сказке тогда произойдёт? Запиши.

Если начать сказку с конца, то исчезнет интрига. Мы сразу будем знать, чем закончилась история Кота в сапогах, и читать такую сказку будет неинтересно.

Если ввести в текст этой сказки телефон или ноутбук, получится новый вариант сказки, более современный. Это может быть интересно и занимательно.

9. Разбей текст сказки «Мафин и паук» на смысловые части. Определи главную мысль каждой части. Придумай заголовки.

Смысловые части сказки «Мафин и паук», их заголовки и главная мысль

  1. Знакомство Мафина и паука. «Страшный гость». Никто не должен быть одинок.
  2. Сбор осликом своих друзей. «Друзья Мафина». Друзья всё должны делать вместе.
  3. Встреча в сарае с пауком. «Доброе дело». Ко всем нужно относиться вежливо и приветливо.
  4. Превращение паука в фею. «Волшебство». Доброе дело без награды не остаётся.

10. Найди в библиотеке книгу Хогарт. Как она называется? Напиши отзыв на эту книгу.

Книга Энн Хогарт называется «Мафин и его весёлые друзья».

Отзыв на книгу Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» для 2 класса

Я прочитала замечательную книжку писательницы Энн Хогарт, которая называется «Мафин и его весёлые друзья».

Её главным героем является добрый и отзывчивый ослик Мафин. У него много друзей. Это различные животные, и даже дети.

Вместе они переживают различные приключения и даже путешествуют в Австралию.

Это очень весёлая книжка, читать которую было интересно. Мне понравился добрый Мафин, который хотел, чтобы всем вокруг было хорошо.

Я советую прочитать эту книжку моим друзьям, потому что это действительно хорошая сказка.

11. Составь список книг для выставки по теме «Сказки братьев Гримм».

Список книг для выставки по теме «Сказки братьев Гримм»

  1. «Белоснежка и семь гномов»
  2. «Беляночка и Розочка»
  3. «Бременские музыканты»
  4. «Волк и семеро козлят»
  5. «Гензель и Гретель»
  6. «Золотой гусь»
  7. «Молодой великан»
  8. «О рыбаке и его жене»
  9. «Рапунцель»
  10. «Стоптанные туфельки»

12. О героях какой сказки рассказывают рисунки на странице 209 учебника?

Эти рисунки рассказывают о героях сказки «Бременские музыканты».

13. Прочитай сказку целиком. Составь её план.

План сказки «Бременские музыканты», а также её пересказ, можно посмотреть, перейдя по ссылке.

14. Запиши вопросы, которые ты можешь задать по содержанию сказки.

Вопросы по содержанию сказки «Бременские музыканты»

  1. Почему мельник выгнал осла?
  2. Почему хозяин хотел убить пса?
  3. На каком инструменте собирался играть осёл?
  4. На каком инструменте должен был играть пёс?
  5. Что хозяйка хотела сделать с петухом?
  6. Кто жил в лесном домике?
  7. Как звери выгнали разбойников?
  8. За что принял разбойник глаза кота?
  9. Что сделал кот с разбойником?
  10. За кого принял разбойник зверей?

Ответы на вопросы к сказке «Бременские музыканты»

  1. Осёл стал стар и ослаб.
  2. Пёс постарел и не годился для охоты.
  3. На лютне (гитаре).
  4. На барабане.
  5. Сварить в суп.
  6. Разбойники.
  7. Встали друг на друга, громко заорали, выбили окно.
  8. За угли.
  9. Вцепился когтями в лицо.
  10. За колдунью, великана, чудовище и судью.

1

«Подари больному ребёнку солнышко»!

Вот уже 11 лет 518 школа каждый год становится чуть-чуть волшебником и приносит подарки и ,самое главное, радость тем, кому они очень-очень нужны!

Давайте вместе сделаем праздник для деток, которые сейчас очень тяжело болеют и находятся в НИИ онкологии в п. Песочном.

В подарок можно положить апельсины, сладкие подарки, игрушки( кроме мягких), настольные игры, наборы для творчества, книги, раскраски .
Можно написать письма и открытки!

Будем рады, если каждый из вас примет участие!

Если у вас есть коробки, для упаковки подарков, мы будем рады и им!??

Давайте вместе подарим ребятам праздник!!!

AVvXsEgrD8xrqcqT jwuVztNEMGFgSClwBMuPOElGHIURW7B9DVe GUCgXpnTFLshQuyPavsN20XhcULjyXOtfuJ2Gp3SPUH7u6LYCRVAycp2hUur UHypq9Q2UYS2PPSuhobSoXHv4 b56amcEAWvtmGE8USMR1k5UG8PB8 3EX BwVBQYKssmdXFufp1ptzQ=s320

СПАСИБО!!!!!

19.12.2021

В Понедельник — Принести  вторую часть  учебника «Русский язык»

18.12.2021

Доброе утро!!!

Информация к сведению:

1). 21.12.2021 (вторник) — Новогодний праздник у детей. Представление в 11.55 (без родителей), онлайн передача будет  представлена. Утром приносим костюмы( у кого будут), нарядные платья, маски,  или приходим- выглаженными и просто нарядными . Сначала будут уроки, потом  праздник.  Потом Обед. Желающие забрать детей после обеда — могут  забрать.

2). 22.12.2021 (среда) — быть всем. Будет Контрольная работа  по математике за 1 — полугодие.

Дома при подготовке к Контрольной работе обратить внимание на: оформление условия задачи ( главные слова, сокращения с точкой должны быть, стрелочки, фигурные скобки (если нужно узнать  Сколько всего,  пояснения — если задача решается в два действия, ответ полный по вопросу задачи, ПРАВИЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ЦИФР, повторить единицы измерения величин, нахождение ПЕРИМЕТРА фигур, построение отрезков, ломаных,,,) АККУРАТНОСТЬ!

3).22.12.2021 (среда)- Проверочная работа по Окружающему миру.

4). 24 .12.(пятница) последний учебный день , выставление отметок, и после Внеурочки можно уже забирать детей.

20.21.2021(понедельник) — Принести Заявления  , (на 27.12 и 28.12)-кого не будет в эти дни, чтобы предусмотреть завтрак на понедельник и распределение детей  к дежурным учителям.

 27.12  (понедельник)-  дети будут с дежурными учителями, будет только завтрак.  начинается подготовка к сан. обработке школы.

28.12 (вторник)короткий день, без питания. 

Хорошо продумайте вопрос посещения и жду заявлений ( в обычной форме , как всегда на отсутствие детей ). 

5). До 24.12.2021 необходимо проверить потерявшиеся  вещи  в «Уголке потеряшек»

     28.12.2021   вещи без «хозяина» будут ликвидированы.

!!!!!!!                                                      !!!!

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!!!!

 Убедительная  и настоятельная ПРОСЬБА! Не звонить  по телефону и домофону в класс  —  пока не окончен  или  идет  урок. или идёт и не окончено Внеурочное занятие. Смотрите внимательно расписание звонков, начало и конец занятия .  Вы отвлекаете  детей, (ребёнок отвечает, дописывает задание,  в конце урока дети записывают домашнее задание, медлительные дети — дописывают  упражнения, отвлекаете учителя, идёт выставление оценок, даются рекомендации). Помните, что — дети не РОБОТЫ, им нужно время , чтобы собрать вещи, УЛОЖИТЬ учебники, а не РАСПИХАТЬ их в рюкзаки. Подождите  10 минут, после звонка, после окончания занятия и ТОЛЬКО ПОТОМ звоните. Проявите УВАЖЕНИЕ  и ПОНИМАНИЕ  к УЧИТЕЛЮ и своим ДЕТЯМ!

6) Проверьте, пожалуйста КАРТЫ ПИТАНИЯ.

7). Проверьте ЗАПОЛНЕНИЕ ДНЕВНИКОВ (строки: ф — ра — принести форму; музыка — принести учебник, тетрадь; ИЗО -принести учебник, папку; Технология — учебник, папка; в трочках домашнее задание заполните  задание по эл. дневнику. 

Пустых строк -НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ!!)

8) Поставьте РОСПИСЬ — в ДНЕВНИКЕ  в конце всех прошедших недель. Оценки выставлены все .

9( Поставьте РОСПИСЬ  на страничке , где РАСПИСАНИЕ УРОКОВ,  ВНЕУРОЧКИ И КОНСУЛЬТАЦИЙ. (возле каждого расписания)

!!! 

10)  Не все родители провели беседу о ТБ поведения детей  в зимнее время года (на собрании было объяснено — игры в снежки (ледяные корочки, попадание в голову, лицо), игры возле дорог, . опасность сосулек..)

Рядом с подписью за последнюю неделю, просьба написать

 «Беседа с ребёнком проведена»- подпись.

Большое СПАСИБО за снежинки, мишуру для оформления класса.

(фото оформления  класса и поделок  пришлю  вечером)

AVvXsEgEbIFWyn 9S6r4nQP2v8iT1Qhj4MXX0gel56S5ffRs7TEyC9u8UjNI9H MJ7E8lulI3HgwnEPlk2t5L Vaad0dNeddXQkrfbSRWWK WT c8ygmTqLn RmqxpRTbnh61OkduUlCQQtD W LQOumqpOyIpeyNTaZHnSd44pCpJbTaquB9BpYrKDcniHX5g=w301 h169AVvXsEigS906bpe7lSE3oqEwyafKeIByasZrQcVRJ q xNEKsiCJYIzWJOSGAj2AjERw5An4JvXhgdUyVC uV epuUDYA0pp4WXx4qLVnD ZHCASJsIdTwyS4utrhEbxXbmEL8dbnOnpcaHqgpwJEPExVC3dbiKvVIjXJynRIr6J5K 8INR04qLEItqfxG7DuA=w290 h163

AVvXsEgOD0c1ke9dGzARh3ruCJGAV3kuK3GUflMQFwiZBsedHbsqMPVoRDe6fzf d7 JQrMt8UEEm7w868NOgtHvJ9z5fwh eOTW1TNG4IbE9M4wprNsm6HYLS8WO0Y 3p9zw rLJvzKgmTSF5HsxGVwjoAgHXsz 2lE9Hlp7Lbpjan3QavEdDtydCct9jmRA=w296 h166AVvXsEjVClLBpC3eH RlPCVAC1UJ0sgJZfiBbd9DD4fk7vcIM6ZpUBduvyKuld 8 RGpliwIxvpVhOBLVIZuWV OsKXAFaIO1mP43P29X 5xPDp1NSXEjyW1A ruGMiKKZrxQeDvAeQV1g8Bv1syEKAYDN 2WupoKI8LZIFcHG5Y9xff k7wPV7rSTk9jan2Yg=w296 h166

AVvXsEhJTn0Nafk006B2wz7B9m5hdAB6XtxoFBqMJG GVkvT2ovlfz8YOQjwlcnpFwaOtBTojCKR3EI8Se5v vdHchuNusw m0MZwQ84or22XnOx1pdgof6HeoQKH4FhVUZTMV0Pz4pAJQBU2x z3zPUIA7G0xOF6Ea2 mVa1QXllUbnxtkkhw5Is1in6rTEPQ=w285 h160AVvXsEjW5ZHAVx5182XC42 CaLi3Fnq3b0ZrtBETaCgzfCPYiv4 R2B6of3QP22VG1dBMJjzsK8CSlSaYJr9X44J4r oKuaQWmTkzH BMlYkT4k BoigznO7seago5yNy VcYLfIhjjsOyYGyJUr6B3VG 2ccD unVLC6wYSnfQXZFa5srZGzgBCSISsGDcPeQ=w278 h156

AVvXsEgN8NNa9Pjccl r3Hs CMjuGx6jfPjo0L7i DrAyxZ6dNdudK zRdrqpcOrgE9q16vgu9iAo7Nzk5bkJ26 AjzsQ 9Zmwj OHeAPUPiFadblWiejVZ7aaOHBu hKfq87gBXXEse2vSPBH3TOl3wlMH8mZK voXh uuI NpH1U9RzQl0PfDEtVCndI5DiA=w538 h302

Полный фото отчёт — в Презентации за 2 четверть  ( на Новый год) !

Пересказ сказки бременские музыканты

Пересказ сказки бременские музыканты

Пересказ сказки бременские музыканты

Пересказ сказки бременские музыканты

Пересказ сказки бременские музыканты

по три  снежинки каждого вида  ( формат — квадрат  из тетрадного листа) — белые, светло — голубые.

Пересказ сказки бременские музыканты

по 2 объёмные снежинки (формат квадрат из листа  А-4); белые

по 2 объёмные снежинки (формат — квадрат  из тетрадного листа) _ одна белая, одна светло голубая.

   Все комментария по исполнению можно найти в интернете                                   

1 ёлочка (можно 2) — в любой технике исполнения (формат — конус из листа А-4; конус  из тетрадного листа) ; мишура, игрушка.

Не забудьте, в понедельник принести тетради с проверочными работами с подписью. С выполненной работой над ошибками.

Проверить карты питания!

Не опаздываем!

Проводим беседы по ТБ  в зимнее время. 

Проверяем заполнение дневников (расписание, д. задания)
Ставим подписи в дневнике. 

6.12.2021

Добрый вечер!

 Пожалуйста , обновите содержание папки по Технологии к четвергу.: Наличие цветной бумаги, оранжевой — в особенности,  клей карандаш, 1 упаковка (маленькая) ватных дисков (косметических), цветной картон большой( А-4), ножницы — удобные для работы. Новогодняя мишура мелкая (в пакетик), блестяшки — пайетки, фломастеры.

И не забудьте, детям  дать  папки в четверг  на урок.

Завтра Проверочная работа по Литературному чтению по пройденному материалу.

30.11.2021

1.декабря  (завтра — среда) выходим на  занятия в школу. Вас встретит Елена Клавдиановна (я ещё на больничном).

Вход в школу в обычное время 8.43 — БЕЗ ОПОЗДАНИЙ! 

Расписание  по дневнику.   Проверьте карты Питания. Проверьте заполнение Дневников. 

На четверг на урок Технологии  ребята пусть вылепят и принесут  Рельефную картинку (на картоне, крышке от пластиковой тары коробки..)  План работы и образец  отправляю.

AVvXsEiZba14rzOg6KkfGigj0Z

Желаю ребятам успеха, кто болеет — скорее поправится, буду скучать!

28.11.2021

Уважаемые , дорогие, милые МАМЫ!!!

С ПРАЗДНИКОМ — ДНЁМ МАТЕРИ!!! 

Здоровья, молодости, женского счастья! Счастье матери — в счастье, здоровье, успешности своего ребёнка. Счастья ВАМ и Вашим детям!!!

AVvXsEij5SZSoH SqGlqOjtVCqXeXNMZHk82S2HBD59 UMMEYTsOJPEeG45xhRPbna5l5wG pr0MeYTs DR7TesbKZi1Da6HlqWSB13JiW7and PITyBNA8W01PAYVTsqk73EwZU eoG

!!! Просьба, до 12.00  воскресенья  (28.11.2021) отписаться на телефон мне: Кто из детей  точно приходит в школу в Понедельник  (сведения для администрации). Спасибо за понимание.



26.11.2021

Добрый день! Все выписанные с больничных листов дети —  выходят в понедельник на занятия в школу в обычном режиме по обычному расписанию. При себе иметь справки из гос. поликлиники, с указанием  диагноза (а не просто: здоров), сведения об эпид. окружении. Справки проверяются Администрацией).

Всем остальным детям желаю скорейшего выздоровления.

Проверьте  карты питания, в случае необходимости — пополните

Учителя Английского языка — просили чаще просматривать их блоги с заданиями.

Проверьте заполняемость дневников . росписи за неделю.

В воскресенье просмотрите страницы блога класса, Вдруг будут Новости.

24.11.2021

Добрый день!  

ПО ВОЗМОЖНОСТИ И СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ      -ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ  к учебному процессу.

Русский язык. 

Кл./ р.: с.106 Прочитать «Страничка для любознательных» — о происхождении слова. Записать словарное слово — малина — посчитать  количество букв, количество звуков,  разделить на слоги, поставить ударение, показать все виды переноса. Упр.168, упр.167 . 

 Дом/з: Упр.169 Повторить с. 104 «Вспомните»

Математика;

Кл./р.: с.60 №1 письменно с комментированием,№3,№6                         Дом./з.: №2 №4 №5 

Чтение. Дом/з. : Подготовиться к выразительному чтению сказки, с.87 №7 в тетрадь.

Внимание! 

Кто готовится к выписке: Справка должна быть из гос. поликлиники, указан диагноз (а не просто: здоров), сведения об эпид. окружении.

Кто выписывается (24, 25, 26) — отзвонитесь сегодня вечером.

Желаю  всем болеющим быстрее поправить здоровье  и восстановить силы!

22.11.2021

Добрый вечер! Примите пожелания скорейшего выздоровления. 

ПО ВОЗМОЖНОСТИ И СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ      -ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ  к учебному процессу, работайте  по русскому языку — в тетрадях которые на руках., по математике заведите новую.(останется потом для доп. работ)

Русский язык:

19 ноября :

В текст  «Осеннее утро», записать упр.161 (Списать весь текст, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть. В пятом предложении подчеркнуть  грамматическую основу. Во время письма проговаривать орфограммы.

22 ноября Домашняя работа:

упр.160 Расположить предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавить. Списать. Выписать выделенные слова, подобрать проверочные слова (для проверки безударных гласных), разделить на слоги, поставить ударение, выделить корень. Повторить правила

Математика:

Новая тема — Сложение чисел для вида 32+2   36+20

с.58 устный разбор + комментирование -обязательно.

Классная работа: 

с.57 №5  с.58 № 2.3

Домашняя работа: с.58 4 ,5, 6. Учить правило на с.58 Пр.2 (9,10)

Чтение: 

Дочитать сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», записать в тетрадь План и по нему  отрабатывать выборочное чтение. При чтении отрабатывать интонацию, выразительность.

Объяснить в тетради значения слов:

Ветхая землянка, невод, откуп, кликать, пуще, бранится, корысть, тесовые вороты, столбовая дворянка, душегрейка, кичка, чупрун,, белены объелась, пряник печатный, быть на посылках.

План

1.»Жили-были старик со старухой..»

2.Старик ловит золотую рыбку и отпускает е н волю.

3.Старуха ругает старика, что отпустил рыбку даром и не взял с неё хотя бы новое корыто.

4.Старик идёт к морю и просит у рыбки новое корыто..

5.Старуха получила корыто, но ей мало — хочет новую избу.

6.Старик идёт к морю и просит у рыбки новую избу.

7.Старуха опять недовольна: хочет быть столбовою дворянкой.

8.Старик идёт к морю просит сделать старуху дворянкой.

9.Старухе опять мало: хочет стать царицей. Старик просит об этом рыбку.

10.Старуха вновь гонит старика к морю — она желает стать «Владычицей морской»

11.Жадная старуха «осталась у разбитого корыта».

РЕБЯТА! ПОПРАВЛЯЙТЕСЬ, МЫ  ВАС ЖДЁМ!

17.11.2021

     Расписание Консультаций  2021 — 2022 г. г

Вторник

Английский язык

15.40 -16.00

Хорошева Н.С.

Английский язык

16.00 -16.20      

Поздеева А.М.

Русский язык

15.40 -16.20

Ерофеева О.А.

Четверг

Математика

16.30 – 17.10

Ерофеева О.А.

14.11.2021

Доброе утро! 

1. Время: 17 нояб. 2021 07:00 (19.00) PM Москва

Подключиться к конференции Zoom

https://us04web.zoom.us/j/72867925340?pwd=ZGhtWUtra3BsV3pCekUxWmRrbmR6QT09

Идентификатор конференции: 728 6792 5340

Код доступа: GVmd1m

2. 

В нашем классе карантин по COVID до 22.11.2021.

1.Обучение продолжаем  в очном режиме.

2.Вход  в школу  в 8.43  , только  не с центрального входа, а  с пожарного входа (со стороны классной клумбы,   магазина «Пятёрочка»). Убедительная просьба НЕ ОПАЗДЫВАТЬ!

3.Расписание  уроков и Внеурочной деятельности не меняется.

4.Забирать  детей (звонить),  просьба , строго после  окончания Внеурочки, а не  во время неё, + 10 минут на сборы.

5.Будьте более внимательны к состоянию здоровья ваших детей (температура, обильный кашель, недомогания, и т.д.).

6.Поверьте, обязательное наличие  носовых платочков.

7.Посещение школы, при нормальном самочувствии, обязательно.

8.При обнаружении любых признаков заболевания (простуды) -оставляете ребёнка дома,  вызываете врача  домой, сообщаете  учителю.

Все необходимые санитарные и противоэпидемиологические мероприятия (уборка, санобработка антисептиками, проветривание и т.д.)  — в классе проводятся на каждой перемене.

От всей души желаю всем деткам и Вам здоровья.

Ежедневно, чтобы быть в курсе дел, просматривайте странички блога («Новости», «Что изучали.»).

! На Внеурочку «Школа Пифагора» принести счётные палочки, тетрадь для работ (у кого она дома).

!! Проверка состояния учебников.  Обложки, Закладки (постоянные, вклеенные), карточки владельца учебника, чистота страниц, целостность страниц. Пожалуйста, проверьте это всё, и  если надо — подклейте, прогладьте, сотрите карандашные записи, вклейте закладки.

!!! Проверьте заполненность дневников (Расписание уроков, строк по физ-ре, музыке, технологии)

!!! проверьте свои росписи в дневниках (за неделю, а кое кто — за четверть).

!!! Не забудьте о собрании в среду в 19.00.

!!! ПРОВЕРЬТЕ КАРТУ ПИТАНИЯ.  ПОПОЛНИТЕ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ,

04.11.2021

Повторить :

Русский язык: 

* Распечатать  и прописать буквы, слоги, слова .Стараемся обводить по точкам, писать не спеша, стараемся  повторить каждый элемент буквы, соединения. (!!!! Писать на отдельном листе не надо, просто выполнить аккуратно и красиво обвод).

*Повторить Правила 2 (1- 30). по учебнику правила до с.85, повторить Словарные слова.

Математика:

*Повторить правильное написание цифр

*Повторить единицы измерения длины, времени, цены;  названия компонентов действий сложения и вычитания,  способ нахождения неизвестного компонента. 

*Просмотреть и вспомнить правила: 

Памятка (А-5) — 1,2,3,8,9,11,12,16,17,29,30,33. Правила (А-4) -1 класс, 2 класс -1-8,16,17.

Расписание не меняется. Вход в школу —  8.43, без опозданий.

Уважаемые родители!!! Проверьте дневники, проставьте подписи за неделю, конец четверти.

В воскресенье , на страничке «Новости, объявления»  проверьте , нет ли изменений .

До встречи в новой четверти.

Русский язык:

упр.114 Текст составлять , опираясь на слова вопросов и  Слова для справок, в конце  упражнения. Учить правила переноса (упр.107), с.67.

Математика:

с.40 № 4(1), №5.

Чтение. 

с.62 — 63 учить наизусть.  Четверть ещё не закончилась. Дети НЕ УЧАТ  СТИХИ!!!!

Расслабидись!!!! 

с.63 №4 в тетрадь + рисунок. Выучить приёмы выразительности : Олицетворение, Метафора, Эпитеты (в тетради), уметь находить их  в стихотворении.

ИЗО

Принести учебник  — обязательно!

Окружающий  мир!

с. 64 -67 Пересказ, близкий к тексту. Работа в тетради  Отвечать на вопросы полными ответами. Знать определения.

18.10.2021

Русский язык        !!!!    Домашнюю работу делайте на двойных листочках.  Контрольные тетради завтра сдать. У кого не сделана  Работа над ошибками сделать по Памятке.

упр.109 Правила учить  по упр.107 — знать, приводить примеры, Выучить новые Словарные слова (сахар, извини(те), капуста, жёлтый) Уметь подбирать однокоренные слова, выделять корень. Знать правило с. 67, Обрати внимание! с.68, 69, 70

Математика

с.38 Правило учить. Комментировать решение выражений. Правильно читать запись выражений. Знать компоненты действий, и нахождение неизвестного. 

Д/з карточка №33,№34 (в карточке ничего не пишем, только в тетради, Задачу записываем с кратким условием и чертежом)

Чтение

учить стихотворение с.61 , а у кого»2″ то и с. 58 ..Есть в осени первоначальной,,..

Выучить приёмы выразительности : Олицетворение, Метафора, Эпитеты (в тетради), уметь находить их  в стихотворении.

Работать  по вопросам.

Уважаемые родители!!! Чьи дети записаны на Экскурсию, Заполните  сегодня заявление на выход на Экскурсию 22.10.2021 (пятница после 4 урока). Просьба не забыть Иначе опоздаем с оформлением документов. и Экскурсия не состоится. Дети приносят заявления завтра!

И ещё!!! Кто из Вас сможет пойти с нами в качестве сопровождающих (надо не менее трёх — четырёх человек), отпишитесь сегодня мне, буду ждать до самого позднего часа. Мне эти сведения нужны сегодня.

Директору Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 518 Выборгского района СПб Ю.Е.Волосовой

От _________________________________________________________________________________

ФИО родителя (законного представителя ребенка)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас включить в состав организованной группы, выезжающей «22»_октября 2021г. 

с 12.00 до14.00 

Куда                   Музей «Чудес» Гранд -Каньон

моего(ю) сына(дочь) __________________________________________________________________, (Ф.И.О., дата рождения ребенка)

ученика(цу) ___________ класса ГБОУ СОШ № 518 в сопровождении Классного руководителя

Ерофеевой О.А., учителя начальных классов, которой 

доверяю жизнь и здоровье моего ребенка на период проведения вышеуказанного мероприятия.

Медицинских противопоказаний мой ребенок не имеет.

С условиями выезда ознакомлен(а), возражений не имею.

Телефон для экстренной связи _______________________________________

« »________ 201__ года

_____________________ ____________________________________________

(Подпись) (Ф.И.О.полностью)

17.10.2021

1.

 *Заполнить расписание в дневнике, согласно образцу (в самом  начале дневника), проверить сокращение в названиях предметов (точки, тире. )

*. Если грязное заполнение — переклейте (подклейте) строки. Наведите порядок!!!

*  Поставьте росписи.

2. 

Чтение:

с.58  стихотворение учить наизусть. Отвечать на ??? В тетрадь выписать «непонятные » слова из стихотворения , найти   их значение и записать.

Русский язык

Устно повторить все Правила, особенно последние, начиная с Главных членов предложения, до Пр. 2(30) Повторить  Словарные слова

Английский язык.

Проверьте у детей к уроку наличие:

— Тетрадка

-Словарик

-Учебник

-Готовность к уроку по дневнику (блогу)

Инструкция. 

1. Перейти по ссылке:

https://khorosheva-eng.blogspot.com

2. На стене найти сообщение с заголовком 2-В.

3. Открыть сообщение.

Если вдруг ссылка не работает, сообщите, пожалуйста.

Хорошева Н.С.

Математика

Повторить единицы измерения длины, времени, принести циркуль, линейку, карандаш (простой) макеты часов.

3. Проверьте карты ПИТАНИЯ.

14.10.2021

Русский язык

Писали Контрольный диктант, письменного задания нет. Устно повторить все Правила, особенно последние, начиная с Главных членов предложения, до Пр. 2(30)

Чтение:

с.58  стихотворение учить наизусть. Отвечать на ??? В тетрадь выписать «непонятные » слова из стихотворения , найти   их значение и записать.

Окружающий мир:

с.60  —  63 читать, отвечать полными ответами на вопросы после текстов. Готовить пересказ по тексту в тетради. Не забываем отмечать погоду и температуру.

!!!!Уважаемые родители!!! Поставьте росписи в Дневниках, (за все недели, которые прошли).

SOS!!! Помогите детям навести чистоту и порядок в Дневниках, заполнить пустующие строки. Проверьте сокращение предметов, точки, тире. Последовательность предметов сверяйте с распечаткой вначале Дневника, не забывайте  писать месяц  сверху листа.

13.102021

Русский язык:

упр. 101 Выписать слова не по столбикам, а в строчку , каждая схема слов с новой строчки. *Чтобы выполнить задание , дети пусть повторят  : чем отличаются гласные звуки от согласных; назовут гласные звуки, буквы; как определить количество слогов в слове; что такое ударение, какой слог называется ударным. Пр.1 (Памятка2,3) Пр.2 (28,29,30) Выписанные слова разделить на слоги, поставить ударение. Ответить на вопросы  в упражнении —  устно.

Завтра  КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ  за 1-ю четверть. Повторить правила о родственных словах, корне, главных членах предложения.

Математика 

с.33 №5 №7.

Чтение 

с.54 -57 С.56-57 Выразительно читать. с.54 — «Как подготовиться к выразительному чтению» — знать.

Окружающий мир (на пятницу)

с.60  —  63 читать, отвечать полными ответами на вопросы после текстов. Готовить пересказ по тексту в тетради. Не забываем отмечать погоду и температуру.

Технология (на четверг):

Приготовить:

 нарезки бумаги (газета, тетрадные листочки примерно 1,5 см на 1,5 см)  для поделки в технике папье -маше.  Маленькую чашечку — пиалу для формы,;  широкую, жёсткую кисть для клея, салфетку для рук, кисточки, клеёнку на парту, и желательно фартук и нарукавники , для защиты одежды.

!!!!Уважаемые родители!!! Поставьте росписи в Дневниках, (за все недели, которые прошли), помогите детям навести чистоту и порядок в Дневниках, заполнить пустующие строки. Проверьте сокращение предметов, точки, тире. Последовательность предметов сверяйте с распечаткой вначале Дневника, не забывайте  писать месяц  сверху листа.

12.10.2021

Русский язык 

упр.97 Прочитать текст. Озаглавить. Списать текст полностью, И только потом из текста выписать  слова по заданию, разделить на слоги и поставить ударение. Пр.2 (1-28). уч.с. 66

Чтение

с.46 — 52 Устно  поработать над вопросами. с.46 № 2 в тетрадь. 

Математика: 

Была Контрольная работа за четверть, письменного задания нет, Повторить Правила о компонентах действий сложения и вычитания. Как найти неизвестный компонент. Памятка №29,30, и  Правила (пояснение в блоге от 8.10.

Окружающий мир

с.52 — 55. Пересказывать, отвечать на вопросы. Заполнить таблицу в тетради  (гранит, песок, известняк,… ), подготовить устное сообщение о любой породе. Календарь погоды принести

ИЗО папка, краски, кисти, УЧЕБНИК.

Технология (на четверг):

Приготовить:

 нарезки бумаги (газета, тетрадные листочки примерно 1,5 см на 1,5 см)  для поделки в технике папье -маше.  Маленькую чашечку — пиалу для формы,;  широкую, жёсткую кисть для клея, салфетку для рук, кисточки, клеёнку на парту, и желательно фартук и нарукавники , для защиты одежды.

!!!!Уважаемые родители!!! Поставьте росписи в Дневниках, (за все недели, которые прошли), помогите детям навести чистоту и порядок в Дневниках, заполнить пустующие строки. Проверьте сокращение предметов, точки, тире. Последовательность предметов сверяйте с распечаткой вначале Дневника, не забывайте  писать месяц  сверху листа.

Поздравляем ПОБЕДИТЕЛЕЙ!!!!

Синатос Исай и Новикова Ангелина — Самые читающие второклассники.

Горохов Степан _1  место в конкурсе Чтецов (на параллели вторых классов)

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!!!!!!!

8.10.2021

!!!! В связи  со сложной Эпид ситуацией, в школе отменяется разрешение на  пропуск по заявлению на  один день ( по семейным обстоятельствам 1 раз в месяц). При пропуске даже в один день — в школу  предоставляется справка о здоровом состоянии ребёнка, +   что в семье нет COID инфекции. Справка должна быть из Государственного медицинского учреждения. (распоряжение Администрации школы).

Молодцы! Горохов Степан, Захаров Вова, Печеник Марат — выступившие на конкурсе чтецов. Ждём результаты!!!

Русский язык: 

Учебник с. 58 -64

Правила 2 (1 — 27).  Папку Правила (А-4) носить каждый день. Просьба проверить , всё ли разложено по файлам, чтобы удобно было работать детям. Письменного здания нет, учите правила. Упражняйтесь в определении корня. Повторяйте Словарные слова.

Математика:

Учить Правила в Памятке (А-5) № 29. 30

1) Компоненты при сложении называются: 1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое , значение суммы (сумма)

2 + 3 = 5

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое

? + 3 = 5                                  2 + ?= 5

5 — 3 = 2                                   5 — 2 = 3

Братья Гримм

Братья Гримм

Братья Гримм

Псевдоним(ы) Братья Гримм
Место рождения Ханау
Место смерти Берлин
Род деятельности писатели
Язык произведений немецкий

Гримм братья Якоб Людвиг Карл (4 января 1785, Ханау — 20 сентября 1863, Берлин) и Вильгельм Карл (24 февраля 1786, Ханау — 16 декабря 1859, Берлин) — немецкие филологи и писатели, составители классического сборника народных сказок.

Гримм / Биография

Братья Гримм родились в семье адвоката, который в 1791 году, получив новое назначение, переехал в Штайнау, а пять лет спустя умер. В семье было 9 детей, трое умерли во младенчестве. В 1798 году братья переехали к тётке в Кассель, где окончили гимназию, после чего поступили (Якоб в 1802 г., Вильгельм в 1803 г.) в Марбургский университет (на юридический факультет). Уже во время учебы, в 1805 году, Якоб Гримм становится секретарём Жерома Бонапарта, короля Вестфалии. В дальнейшем до 1816 года он занимал различные должности в качестве юриста, в частности был представителем Кассельского курфюршества на Венском конгрессе. Служба эта была продиктована необходимостью содержать семью, в то время как слабый здоровьем Вильгельм смог сосредоточиться на творческой работе. Лишь в 1814 году он определился на службу в библиотеку Касселя; спустя два года к нему присоединился и его брат.

В 1829 году Гриммы, оскорблённые тем, что новым директором библиотеки назначен не один из них, а постороннее лицо, оставляют службу и вскоре переезжают в Геттинген, где Якоб сразу же стал профессором немецкой литературы, а Вильгельм сперва заведовал университетской библиотекой, а в 1835 г. также получил звание экстраординарного профессора. В 1837 году они вынуждены были покинуть университет в составе так называемой «гёттингенской семёрки» профессоров, отказавшихся присягнуть новому королю Эрнсту-Августу после отмены им конституции. С 1841 года они работали в Берлине, где были избраны членами прусской Академии наук и назначены профессорами университета. Там они и работали до конца долгой — по меркам XIX века — жизни (Вильгельм умер от последствий фурункулеза, Якоб скоропостижно скончался за письменным столом).

Младший брат Якоба и Вильгельма — Людвиг Эмиль Гримм (1790–1863) — был известным художником. Вильгельм Гримм в 1825 году женился на Генриетте Доротее Вильд, и его сын Герман Гримм (1828–1901) также стал крупным филологом-германистом; Якоб Гримм остался холостяком.

  • Братья Гримм
  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Якоб Гримм. Гравюра Л.Э. Гримма, 1815

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Вильгельм Гримм. Офорт по рисунку Л.Э. Гримма, 1822

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Гёттингенская семёрка: Вильгельм Гримм, Якоб Гримм, Вильгельм Эдуард Альбрехт, Фридрих Христоф Дальманн, Георг Готфрид Гервинус, Вильгельм Эдуард Вебер, Генрих Георг Август Эвальд

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Вильгельм Гримм. Гравюра Л.Э. Гримма, 1854

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Якоб Гримм, 1857

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Вильгельм Гримм, 1857

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Памятник братьям Гримм в Ханау

Общей научной работой братьев стал фундаментальный «Словарь немецкого языка», который они успели довести до буквы «F». Наряду с этим Якобу Гримму принадлежит ряд фундаментальных работ по языкознанию, революционных для своего времени («Немецкая грамматика», «История немецкого языка» и др.). Он внёс решающий склад в становление индоевропеистики. Кроме того, он известен как историк права. Вильгельм Гримм составил себе имя трудами по истории литературы и фольклора, публикациями эпических памятников. Однако широкому читателю эти два академических учёных известны как «сказочники».

Гриммы начали записывать сказки от различных информаторов (крестьян, горожан и даже дворян) в 1807 году. Среди них были известная крестьянка-сказительница Доротея Фиман, будущая жена Вильгельма Гримма Генриетта Доротея Вильд и её сестры, знаменитая впоследствии поэтесса Аннете фон Дросте-Хюльсхофф, которая сама стала принимать участие в записи и сборе сказок для собрания Гриммов. Рукопись, в которой было 49 сказок (27 из них записано Якобом, 15 — Вильгельмом, остальные взяты из литературных источников), была в 1810 году отослана поэту Клеменсу Брентано, другу Вильгельма Гримма. В 1812 году был издан том, включавший 86 сказок, с предисловием Вильгельма Гримма. Второе издание (170 сказок) вышло в 1819–1822 гг., за ним последовали третье (1837 г.), четвёртое (1840 г.), пятое (1843 г.), шестое (1850 г.) и седьмое (1857 г.). Все издания иллюстрировались Людвигом Гриммом. Изменения не сводились к дополнениям и включению новых сказок. Для простоты чтения были сокращены академические комментарии, сюжеты сказок подверглись определённой цензуре (были удалены чрезмерно «жестокие» и связанные с сексуальным взаимодействием эпизоды) и литературной обработке. Инициатором этих изменений, приближавших сказки к читателю и, в частности, делавших их приемлемыми для детского чтения, был Вильгельм Гримм.

  • Братья Гримм
  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Прижизненный дагерротип Якоба и Вильгельма Гримм, 1847 год. Фотограф Hermann Biow (1804 – 1850 гг.)

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Бременские музыканты / Братья Гримм; пересказ А. Введенского, 1936

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Еж и заяц / Бр. Гримм; пересказ А. Введенский, 1937

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Беляночка и Розочка / Братья Гримм, 1937

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Горшок каши / Бр. Гримм, 1940

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Пряничный домик / братья Гримм; переск. А. Введенского, 1959

Обращение Гриммов к народным сказкам связано с идеологией и эстетикой романтизма. Романтики видели в фольклоре воплощение мистического народного духа, уходящего в незапамятную древность. Немецкий романтизм был теснейшим образом связан с национализмом. В сказках братьев Гримм в самом деле много древних сюжетов, зачастую наполненных хтонической жестокостью. Но далеко не всегда эти сюжеты являются специфически германскими. Тем не менее после Второй мировой войны обсуждался вопрос о связи «жестоких» сюжетов сказок (в которых присутствуют, например, мотивы каннибализма) и националистической мотивации их собирателей с идеологией нацизма.

Влияние сказок братьев Гримм на мировую культуру (как элитарную, так и массовую) огромно. Первые переводы на русский язык принадлежат В. А. Жуковскому («Милый Роланд и девица Ясный Цвет» и «Царевна-шиповник», 1826 г.). Влияние братьев Гримм очевидно в сказках Пушкина («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». «Жених»). Классическими считаются переводы, изданные в 1893 году под редакцией П. Н. Полевого. В 1935–1937 гг. А. И. Введенским выполнен адаптированный пересказ 48 сказок для детей. Эти пересказы неоднократно переиздавались. Опыт братьев Гримм был важен для собирателей фольклора в других странах (например, в России — для А. Н. Афанасьева).

Братья Гримм / Иллюстрации к сказкам

  • Братья Гримм / Худ. Артур Рэкхем
  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Братья Гримм / Худ. Артур Рэкхем

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Братья Гримм / Худ. Артур Рэкхем

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Братья Гримм / Худ. Артур Рэкхем

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Братья Гримм / Худ. Артур Рэкхем

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Братья Гримм / Худ. Артур Рэкхем

  • Братья Гримм / Художник Евгений Монин
  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Иллюстрации к сказкам братьев Гримм. Художник Евгений Монин

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Иллюстрации к сказкам братьев Гримм. Художник Евгений Монин

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Иллюстрации к сказкам братьев Гримм. Художник Евгений Монин

  • Пересказ сказки бременские музыканты

    Иллюстрации к сказкам братьев Гримм. Художник Евгений Монин


Братья Гримм / Книги

  • Kinder- und Haus-Märchen / gesammelt durch die Brüder Grimm. — Bd. 1. — Große Ausgabe. — Berlin : Realschulbuchhandlung, 1812. — XXVIII, 388, LXX S., 2 Bl. — [Хранится в Берлинской государственной библиотеке (Staatsbibliothek zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz)].
  • Kinder- und Haus-Märchen / gesammelt durch die Brüder Grimm. — Bd. 2. — Große Ausgabe. — Berlin : Realschulbuchhandlung, 1815. — XVI, 298, LI S. — [Хранится в Берлинской государственной библиотеке (Staatsbibliothek zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz)].
  • Гримм, В. К. Сказки, собранные братьями Гриммами / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; иллюстрированные Ф. Грот-Иоганном и Р. Лейвенбером ; пер. с нем. под ред. П. Н. Полевого. — Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, [1893]. — XII, 548 с. : ил., портр. — [Хранится в РГБ].
  • Гримм, Я. Сказки : для детей младшего возраста / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм. — Москва : Изд. И. Кнебель, 1918. — 32 с. : ил.
  • Гримм, Я. Столик — накройся! : немецкая народная сказка / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; перевод с немецкого С. Г. Займовский ; обложка и марка Л. М. — Москва : Издание Г. Ф. Мириманова, 1923. — 16 с. : ил. — (Мир сказок).
  • Гримм, Я. Храбрый портной / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пересказ А. Введенского ; под общей редакцией С. Я. Маршака ; рисунки В. Васильевой. — Москва ; Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936. — 16 с. : ил. — (Книга за книгой).
  • Гримм, Я. Сказки / Братья Гримм ; рис. Н. Гольц ; пересказ А. Введенского ; под ред. С. Маршака. — Москва : Детская литература, 1977. — 48 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ).
  • Гримм, Я. Сказки : Эленбергская рукопись 1810 с комментариями / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пер. А. Науменко; вступит. ст., коммент., библиогр. А. Науменко ; худож. В. Иванюк. — Москва : Книга, 1988. — 444 с. ; ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гримм, Я. Полное собрание сказок : в 2 т. : Т. 1 / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пер. с нем., предисл. Э. И. Ивановой ; худ. Е. Залегина. — Москва : Олма-Пресс, 2002. — 477 с. : ил.
  • Гримм, Я. Полное собрание сказок : в 2 т. : Т. 2 / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пер. с нем., предисл. Э. И. Ивановой ; худ. Е. Залегина. — Москва : Олма-Пресс, 2002. — 509 с. : ил.
  • Гримм, Я. Лучшие сказки / Я. Гримм, В. К. Гримм ; пер. с нем. Г. Петникова ; худож. А. Архипова. — Москва : Эгмонт Россия Лтд., 2003. — 198 с. : цв. ил.
  • Гримм, Я. Полное собрание сказок и легенд в одном томе / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; перевод с нем. П. Полевого и К. Савельева. —Москва : Альфа-Книга, 2009. — 973 с. : ил., портр. — [Хранится в РГБ].
  • Гримм, Я. Эльфы и башмачник / братья Гримм ; пер. с нем. Л. Брауде ; худож. О. Ионайтис. — Санкт-Петербург : Азбука, 2010. — 31 с. : ил. — (Мастера книжной иллюстрации).
  • Гримм, Я. Золотой гусь и другие сказки / Братья Гримм ; худож. Максим Митрофанов ; [пер. с нем. Г. Петникова]. — Москва : Махаон, 2010. — 95 с. : ил.
  • Гримм, В. Сказки / Братья Гримм ; худож. И. Петелина. — Москва : Росмэн, 2011. — 95 c. : ил. — (Золотая библиотека). — [Хранится в РГБ].
  • Гримм, В. Храбрый портняжка : сказки / братья Гримм ; перевод с нем. Г. Петникова ; художник Н. Устинов. — Москва : Росмэн, 2013. — 43, 4 с. : цв. ил.
  • Гримм, Я. Три сказки о принцессах / братья Гримм ; художник Денис Гордеев ; [перевод с немецкого Г. Петникова, Т. Габбе]. — Москва : Росмэн, 2013. — 44, [3] с. : цв. ил. — (Мастера иллюстрации).
  • Гримм, В. Семеро храбрецов. Умная Эльза : сказки / [Вильгельм Гримм, Якоб Гримм] ; рисунки В. Конашевича ; [пересказал с немецкого А. Введенский]. — Москва : Мелик-Пашаев, 2014. — 16 с. : ил.
  • Гримм, В. Бременские музыканты : [сказка] / Братья Гримм ; пересказ с немецкого А. Введенского ; художник И. Олейников. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — [31] с. : ил. — (Образ Речи).
  • Гримм, Я. Сказки братьев Гримм / художник Борис Диодоров. — Москва : Мелик-Пашаев, 2016. — 143 с. : цв. ил. — (Художник рисует сказку).
  • Гримм, Я. Настоящие сказки братьев Гримм : [полное собрание] / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; перевод с немецкого ; [редактор: Е. Мигунова]. — Москва : Алгоритм, 2017. — 910, [1] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гримм, Я. Сказки братьев Гримм / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм. — Москва : Олма : Абрис, 2020. — 256 с. : цв. ил. — (Сказки и мифы народов мира).
  • Гримм, Я. Самые лучшие сказки / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; художник Александр Лебедев. — Москва : Вакоша, 2020. — 111 с. : цв. ил. — (Коллекция детской классики).

Братья Гримм / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Гримм, Я. Народные сказки, собранные братьями Гримм. Т. 1: в 2-х т. с 3 портр. и 87 картинками / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пер. с нем. Софии Снессоревой. — Санкт-Петербург, 1885. — 356 с. — Оригинал хранится в ГПИБ.
  • Былые небылицы / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм, Шарль Перро ; сост. Ал. Алтаев.— Санкт-Петербург : А.Ф. Девриен, 1910. — 68 с. ; ил. — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
  • Гримм, Я. Бременские музыканты / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пересказ А. Введенского. — Москва : Детиздат, 1936. — 16 с. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гримм, Я. Ёж и заяц / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; [пересказ А. Введенского. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. — [14 с.] — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гримм, Я. Беляночка и Розочка / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пересказ А. К. Покровской.- Москва : Детиздат, 1937.- 16 с. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гримм, Я. Сказки братьев Гримм / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пересказ А. Введенского. — Архангельск : Архангельское областное изд-во, 1939. — 44 с. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гримм, Я. Горшок каши / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; [рисунки Е. Ребиковой]. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1940. — 11 с. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гримм, Я. Семеро храбрецов; Умная Эльза / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; худож. Владимир Конашевич. — Ленинград : Детгиз, 1957. — 16 с.: ил.
  • Гримм, Я. Волшебные сказки Германии / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; перевод с немецкого Петра Полевого ; илл. Евгения Соколова. — Москва : РИПОЛ Классик, 2013. — 161 c. ; цв. ил. — Оригинал хранится в РГДБ.

Братья Гримм / Диафильмы

  • Гримм, Я. Бабушка-метелица / Якоб Гримм, Вильгельм Гримм ; рисунки Н. Ходатаева и Ольги Фавр. — Москва : Диафильм, 1949. — 1 дф. ( кд.). — Оригинал хранится в частной коллекции.
  • Гримм, Я. Бременские музыканты / Якоб Гримм, Вильгельм Гримм ; худож. Л. Муратова. — Ленинград ; Москва : Диафильм, 1969. — 1 дф. (37 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гримм, Я. Король–Дроздобород / Якоб Гримм, Вильгельм Гримм ; худож. Л. Муратова. — Москва : Диафильм, 1971. — 1 дф. (49 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гримм, Я. Белоснежка / Якоб Гримм, Вильгельм Гримм ; худож. Р. Былинская. — Москва : Диафильм, 1990. — 1 дф. (41 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Гримм, Я. Госпожа Метелица / Якоб Гримм, Вильгельм Гримм ; худож. С. Аристакесова. — Москва : Диафильм, 1990. — 1 дф. (33 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Bluhm, L. Die Brüder Grimm und der Beginn der Deutschen Philologie / Lothar Bluhm. — Hildesheim : Weidmannsche Verlagsbuchhandlung, 1997. — 423 S.
  • Bottingheimer, R. B. Grimms’ bad girls & bold boys: The moral & social vision of the tales / R. B. Bottingheimer. — New Haven ; L.: Yale Univ. press, 1987. — XV, 211 p.
  • Denecke, L. Jacob Grimm und sein Bruder Wilhelm. J.B. / Ludwig Denecke. — Stuttgart : Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1971. — 227 S.
  • Freund, W. Deutsche Märchen: Eine Einführung / W. Freund. — München: Fink, 1996. — 198 S.
  • Grass, G. Grimms Wörter. Eine Liebeserklärung / Günter Grass. — Göttingen : Steidl, 2010. — 360 S.
  • Kaiste, J. Das eigensinnige Kind: Schrecken in pad. Warnmarchen der Aufklarung u. der Romantik / J. Kaiste. — Uppsala: Uppsala univ., 2005. — 193, [2] S., Ill. — (Acta Univ. Upsaliensis. Studia Germanica Upsaliensia; 49).
  • Martus, St. Die Brüder Grimm. Eine Biographie / Steffen Martus. — Berlin : Rowohlt-Verlag, 2009. — 608 S.
  • Postma, H. … dann leben sie noch heute! (Über die Gelehrten, Volkskundler und Märchen=Sammler Jacob & Wilhelm Grimm) / Heiko Postma. — Hannover : jmb-Verlag, 2008. — 66 S.
  • Schede, H.-G. Die Brüder Grimm — Eine Biographie / Hans-Georg Schede. — Hanau : CoCon-Verlag, 2009. — 191 S.
  • Tatar, M. The hard facts of the Grimms’ fairy tales / M. Tatar. — Princeton (N.J.): Princeton univ. press, 1987. — XXIV, 277 p., ill.
  • Venzke, A. Die Brüder Grimm und das Rätsel des Froschkönigs / Andreas Venzke. — Würzburg : Arena-Verlag, 2012. — 111 S.
  • Брауде, Л. Ю. Мастера старинной речи // О литературе для детей. — 1986. — Вып. 29. — С. 135–146.
  • Брауде, Л. Ю. Скандинавские фольклористы и братья Гримм // Первые Скандинавские чтения : Этнографические и культурно-исторические аспекты : [материалы симпозиума, 16-19 апреля 1996 г.] / Российская акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. *Петра Великого (Кунсткамера). — Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 1997. — С. 209–212.
  • В. Гумбольдт и братья Гримм — труды и преемственность идей / Под ред. Рождественского Ю.В., Шпроя А.; МГУ им М.В.Ломоносова. Каф. общ., сравн.-ист. и прикл. языкознания Филол. фак. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987. — 187 с.
  • Власова, М. М. Шестеро из одного стручка: Из жизни семейства Гриммов / М. М. Власова // Детская литература. — 1995. — № 1/2. — С. 26–32.
  • Власова, М. М. Сколько же было братьев Гримм: К проблеме взаимодействия фольклора и литературы / М. М. Власова // Текст и контекст: жанрово-стилевые взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX веков : Сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т; [Редкол.: *В.А. Миловидов (отв. ред.) и др.]. — Тверь : ТГУ, 1991. — С. 112–118.
  • Волков, А. В. Страшные немецкие сказки / Александр Волков. — М.: Вече, 2014. — 383 с., ил. — (Мир неведомого).
  • Герстнер, Г. Братья Гримм / Г. Герстнер ; пер. с нем. Е. Шеншина ; предисл. и коммент. Г. Шевченко. — Москва : Молодая гвардия, 1980. — 271 с., 17 л. ил. — (Жизнь замечательных людей).
  • Детям о писателях : зарубежные писатели: Андерсен, Барри, Верн, Гауф, Гофман, братья Гримм, Дефо, Дюма и др. / гл. ред. Д. К. Никитин. — М. : Стрелец, 2007. — 54, [1] с. : портр. ; 2.
  • Клокова, Е. Конкуренты-однофамильцы: Братья Гримм vs Альберта Людвига: К 200-летию выхода в свет первого издания «Детских и семейных сказок» / Е. Клокова // Библиотечное дело. — 2012. — № 23. — С. 13–19.
  • Кобленкова, Д. Отечественные экранизации «Сказок» братьев Гримм / Д. Кобленкова // Немецкая литературная классика на русском экране и русская на немецком : Материалы международной литературной конференции / сост. В. А. Мильдон. — Москва : ВГИК, 2013. — С. 36–46.
  • Лужбина, С. Якоб Гримм — ученый, писатель и… библиотекарь / С. Лужбина // Библиополе. — 2005. — № 3. — C. 49–51.
  • Махов, А. Якоб Гримм / А. Махов // Вопросы литературы. — 2015. — № 4. — С. 269–280.
  • Науменко, А. Второе открытие гриммовских сказок // Гримм, Я. Сказки : Эленбергская рукопись 1810 с комментариями / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пер. А. Науменко; вступит. ст., коммент., библиогр. А. Науменко ; худож. В. Иванюк. — Москва : Книга, 1988. — С. 9–95.
  • Нужная, Т. В., Куница, Р. В. Эволюция мифологического сюжета: от братьев Гримм к Морису Метерлинку / Т. В. Нужная, Р. В. Куница // Романский коллегиум : сборник междисциплинарных научных трудов / [отв. ред.: С. Л. Фокин, Н. В. Голотвина]. — Вып. 2. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2009. — С. 77–81.
  • Перфилова, Т. Б.; Новиков, М. В. Рецепции культурологических идей Я. Гримма в фольклорно-мифологических исследованиях Ф. И. Буслаева / М. В. Новиков, Т. Б. Перфилова // Ярославский педагогический вестник. — 2017. — № 1. — С. 294–305.
  • Ракитина, О. Н. Представление о лесе в немецкой и русской фольклорных картинах мира : (На материале «Народных русских сказок» А.Н. Афанасьева и сборника сказок братьев Гримм) / О. Н. Ракитина // Социальная власть языка : сборник научных трудов / редакционная коллегия : Л. И. Гришаева (ответственный редактор) [и др.]. — Воронеж : Воронежский государственный университет, 2001 — C. 55–58.
  • Скурла, Г. Братья Гримм. Очерк жизни и творчества ; пер. с нем. / Герберт Скурла ; предисл. А. Гугнина. — Москва : Радуга, 1989. — 302, [2] с., [16] л. ил.
  • Хэмлет, Т. Ю. Сказка братьев Гримм «Три птички» / Т. Ю. Хэмлет // Образ народной культуры в литературе. — Чебоксары : Изд-во Чувашского государственного педагогического университета., 2016. — С. 24–32.
  • Бременским музыкантам — 200 лет. — Текст : электронный // Deutsche Welle.
  • Жили-были… В Гамбурге открывается музей братьев Гримм. — Текст : электронный // Deutsche Welle.
  • Сайт дома-музея братьев Гримм в г. Штайнау (на немецком языке). — Текст : электронный.
  • Сайт музейного комплекса, посвященного братьям Гримм в г. Кассель (на немецком языке). — Текст : электронный.
  • Сайт, посвящённый жизни и творчеству братьев Гримм (на немецком языке). — Текст : электронный.
  • Сказки братьев Гримм на сайте Literaturnetz.org (на немецком языке). — Текст : электронный.
  • Сказки братьев Гримм на сайте НЭДБ. — Текст : электронный.
  • Страница братьев Гримм на сайте Projekt-Gutenberg.org (на немецком языке). — Текст : электронный.

Гримм / Экранизации

  • Страница Вильгельма Гримма на сайте «Кинопоиск». — Текст : электронный // Кинопоиск.
  • Страница Якоба Гримма на сайте «Кинопоиск». — Текст : электронный // Кинопоиск.

Гримм / Памятники, музеи

  • Более 200 улиц и площадей в Германии носят имя братьев Гримм.
  • Памятник братьям Гримм перед ратушей в г. Ханау. Скульптор Сириус Эберле, архитектор Фридрих фон Тирш. 1896.
  • Дом-музей братьев Гримм в г. Штайнау, открыт в 1998 г.
  • Grimmwelt Kassel — музейный комплекс, посвященный братьям Гримм, в г. Кассель, открыт в 2014 г.

  • Пересказ сказки ашик кериб 4 класс по плану
  • Пересказ сказки андерсена ромашка
  • Пересказ сказки братьев гримм заяц и еж с выделением морали
  • Пересказ русской народной сказки гуси лебеди
  • Пересказ сказки айога 2 класс