Пересказ рассказа записки охотника краткий пересказ

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 223-224смотрите также:рассуждение на тему почему герасим ушл в деревню.сочинение

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

Смотрите также:

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

История женитьбы Татьяны, кратко

Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Черты характера Герасима: 

Трудолюбие. Работал за четверых. 

Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

Умение держать слово. Утопил Муму.

Сравнения и гиперболы:

Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

(811 слов) Великий русский литератор И. С. Тургенев писал свои сочинения в реалистическом направлении. Одни из его популярных творений — это рассказы, которых он создал великое множество. Они представляют интерес для современной читательской аудитории и являются актуальными в любом обществе, так как в них затрагиваются важные темы и проблемы. Многим хорошо известны рассказы Тургенева, вошедшие в его сборник, цикл рассказов, «Записки охотника». Среди произведений этого цикла есть рассказ «Малиновая вода». Он был написан Тургеневым в 1847 г. во Франции, а через год его опубликовали в «Современнике». Как и все произведения автора, рассказ относится к реалистическому направлению.

Мы рассмотрим кратко содержание текста «Малиновая вода» Тургенева, который имеет антикрепостническую направленность.

Начинается произведение с того, что в особо жаркий августовский денек главный герой, будучи на охоте, попадает к ручью, называемому в народе «Малиновой водой».

Он отпивает из ключа, после чего делает привал и начинает отдыхать. Тут наш персонаж обратил внимание на пару пожилых рыбаков, одного он опознал – это был Степушка, который жил в Шумихино у Митрофана. Митрофан был крупной фигурой среди крестьян, ибо работал садовником, промышлял у сгоревшего дома своих хозяев. Был женат, жену звали Аксинья, она тоже была деловой женщиной и занималась скотиной, держала скотный двор. А дети Митрофана и Аксиньи были лодырями.

А старик Степушка как бы существовал, и как бы его не было – о нем никто ничего не знает, ему не платят ни гроша, он не имеет статуса в социуме. О нем никто ничего не знал, по большей части потому, что он особо ни с кем не общался.

Но о нем в крестьянской среде ходили сплетни – говорили, что Степушка приходился незаконнорожденным сыном барина, а матерью его была плененная барином турчанка. И по этой причине ему было разрешено жить в доме барина. Но с ограничениями – не приближаться к ручке и не принимать участия в празднествах.  Степушка жил особнячком, в религиозных мероприятиях не участвовал.

Митрофан относился с Степушке неоднозначно – он его не звал к себе, но и не отгонял.

После этого мы узнаем, что Степушка был человеком весьма трудолюбивым, и днями занимался своими делами, которые, однако, сводились к простому – к добыче пропитания.

Наружность Степушки была непримечательна – на небольшом лице был острый нос, между которым посажены два маленьких желтых глаза. Уши были похожи на уши летучих мышей.

На этом описание Степушки оканчивается, и главный герой опознает второго рыбака – это был Туман, в миру именуемый Михайлом Савельевым. О нем информации немного больше – он в свое время работал на графа, но каким-то чудом смог стать вольным, после чего подался к мещанину, который жил, содержа почтовый двор, при доме известного в свое время барина Петра Ильича. Его многие знали и помнили,  он был славен своими балами. Но позже он по непонятным причинам обеднел и поехал на поиски работы, где и помер, не найдя желаемого для себя и окончив свои дни в номере гостиницы. Становится известно о том, что Туман работал у Ильича дворецким в свое время. Туман – человек добрый и приятный, симпатичный.

После этого охотник подошел к Туману и завел с ним разговор. Тот начал с ностальгии по былым временам, когда он был дворецким, когда граф балы закатывал роскошные, когда у него было большое количество любовниц… об одной он был особого мнения – той уж не было в живых, звали ее Акулина, она была самой красивой и злой из всех любовниц.  По заверениям Тумана,  именно Акулина загубила жизнь графа, ведь она требовала от него все больше и больше.

Также Туман поминал добрым словом и самого покойного графа, хоть тот иногда и бил людей. Но о любовницах барина говорил нелестно, ибо, по его мнению, они, являясь людьми из низшего сословия,  только разоряли графа своими глупостями.

После этого рыбаки и главный герой обратили внимание на доносящийся шум, а потом и увидели источник этого шума, который был опознан Туманом и назван им Власом. Тот поведал, что держал путь неблизкий, в столицу, дабы найти там своего барина и попросить его о снижении оброка, или выпросить барщину. Кроме того, Влас поведал о гибели сына. А потом и о финале путешествия, который не назвать успешным – барин прогнал крестьянина, который обратился к нему напрямую, в то время как должен был обратиться сначала к приказчику. Заодно барин узнал о том, что крестьянин имеет недоимки, что разгневало его еще больше.

Туман спросил Власа о том, что тот собирается предпринять. На что тот ответил, что деваться ему некуда, выхода из сложившейся ситуации попросту нет – сын болел перед смертью, и сам не платил. Теперь у Власа и жена голодает, а он не может ей помочь абсолютно ничем. Охотник спросил о долге, который висит на Власе – как оказалось, Влас должен барину практически сто рублей. Спустя полчаса четверка, сведенная судьбой, разошлась по своим делам.

В этом рассказе Тургенев демонстрирует читателям, с какими трудностями приходится сталкиваться крепостным. Главным персонажем в тексте является Петр Ильич. Его равнодушие к судьбе крепостных и разгульный, праздный образ жизни привели обнищанию и разорению. Автор говорит нам о том, что нельзя быть равнодушным и жестоким к окружающим и вести никчемную, праздную жизнь, потому что все плохое потом к тебе вернется.

Краткие сведения о произведении

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Бежинский луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника». Рассказ был опубликован в 1851 году. В нем автор показал крестьянских детей, сказки и верования которых гармонично переплетаются с собственными фантазиями и впечатлениями от природы.

Развернутая характеристика героев

Главные герои оперы — пятеро деревенских мальчишек, которые ночью пасут лошадей на Бежинском лугу и рассказывают разные истории случайному путешественнику. Наблюдая за мальчиками, охотник подчеркивает природный талант и талант мальчиков, очень разных по характеру и социальному статусу.

Федя — красивый подросток с утонченными чертами лица, выросший в зажиточной крестьянской семье, старший из мальчиков. Он оказался на лужайке, чтобы повеселиться, так как ему не нужно зарабатывать на жизнь.

Федя хорошо одет, в новых кожаных сапогах. Федя общается с остальными мальчиками несколько высокомерно, важно, несколько надменно, подражая своему отцу, привыкшему руководить рабочими. Ему нравятся рассказы товарищей, и он комментирует рассказанные истории лаконично, но точно.

Илюша — горбоносый двенадцатилетний мальчик со светлыми волосами, незначительной и слегка болезненной внешности, увлеченно и умело рассказывающий истории, которые знает в большом количестве.

Ребенок растет в обеспеченной семье и поэтому носит хорошую и прочную одежду, но, несмотря на это, он вместе с братом работает на бумажной фабрике. Илюша рассказывает друзьям о русалке, о несчастном мальчике из села Вася, об утопленнике. Все рассказы Ильи она слышала от своего отца, который к тому же отличный рассказчик.

Павлуша ровесница Илюши, обладает сильным и волевым характером, несмотря на бедность семьи, которая даже не может позволить ребенку мочить свою обувь. Ему больше всех мальчиков нравится охотник, который наблюдает за мальчиками.

Умная Павлуша спокойно утешает парней, если их что-то пугает, а ее поведение отличается расчетливостью и смелостью. Мальчик не верит в суеверия и пытается убедить детей в том, что злых духов не существует. В финале произведения Павлуша умирает, упав с лошади и разбившись насмерть.

Костя — десятилетний мальчик, лицо которого украшено веснушками и грустными внимательными черными глазами, в которых отражается непонятный свет, как будто они хотят сообщить что-то важное.

Внешний вид ребенка из-за мелких черт лица напоминает белку. Мальчик живет в бедной крестьянской семье и растет слабым и болезненным ребенком. По натуре Костя труслив и очень осторожен, некоторые рассказы товарищей его ужасно пугают.

Самый маленький из мальчишек Ваня, семилетний кудрявый мальчик, тихо и незаметно дремлет под ватником, не зная ни одной сказки, но чистыми детскими мыслями привлекая к себе внимание охотника. У Вани очень нежный детский голос с намеками на слюни и огромные голубые глаза, сверкающие наивной детской искренностью.

Ребенок еще далек от жизненных невзгод и только начинает знакомиться с окружающим миром, поэтому его не интересуют страшилки, рассказанные его товарищами, его больше привлекает невероятное звездное небо, на котором яркое звезды разбросаны в виде пчел.

Обобщенное описание героев «Бежин луг»

Повесть «Бежинский луг» входит в литературный цикл «Записки охотника». В произведении Иван Тургенев проводит яркий анализ характеристик героев. Кроме того, автор наполнил рассказ чувствами любви к Родине и природе.

Сюжет начинается, когда охотник обнаруживает в лесу поляну, на которой деревенские мальчишки поселились вокруг костра. Они не совпадают: ни черты характера, ни внешность. Но все они открыты и прямолинейны. Охотник Иван Петрович внимательно слушал рассказы мальчиков, наблюдал за их поведением.

Старшим из мальчиков был Федя. На вид ему было лет четырнадцать, не меньше. Охотник быстро сообразил, что он из обеспеченной семьи. Его предали не только хорошие манеры, но и аккуратная одежда. Федор был худым и красивым.

Автор часто заявляет, что мальчик всегда улыбался и был «наполовину веселым». Даже во время разговоров его работоспособность снижалась: он не стеснялся задавать вопросы и демонстративно демонстрировал, что на самом деле не верит рассказам и «сказкам» других мальчиков. Было ясно, что мальчик достаточно образован для своего возраста.

Еще одним мальчиком, которого охотник встретил на лугу, был Павлуша. Ивану Петровичу понравилось. Внешне Паша выглядел неуклюже. Ее косматые темные волосы и бледное лицо выдавали ее смелость и решимость.

Он не боялся рассказов мальчиков. Напротив, он старался всех успокоить и поднять настроение. Лишь в последний момент рассказчик замечает простую одежду Павлуши. Жалко, что работа заканчивается описанием смерти Паши, ее испортила врожденная отвага.

Третий мальчик — Илюша. Его особенность заключалась в том, что он умело рассказывал страшные истории. Внешне он был ничтожен, напротив, лицо его выглядело немного «тусклым и болезненным». Однако это не помешало Илье рассказать семь «страшилок», когда-то случившихся с ним и его друзьями.

Описывая десятилетнего Кости, рассказчик ярко описывает его внешний вид, особенно его внешний вид. Ее задумчивая физиономия, покрытая веснушками, идеально гармонировала с ее черными глазами.

Стоит отметить, что многие рассказы произвели на ребенка сильное впечатление. Но было ясно, что внутри него была некая «сердцевина», потому что он сам рассказал несколько ужасных историй, которые когда-то слышал от своего отца.

Самым маленьким слушателем «страшилок» был Ваня. Ему было всего около семи лет. Он не рассказывал историй, он был наблюдателем. Несмотря на юный возраст, в ее мыслях было что-то философское: Ваня молча любовался прекрасным звездным небом.

Тургенев оставляет место для размышлений. «Бежин луг» помогает почувствовать уважение к каждому из мальчиков, невольно задумываясь о дальнейшей судьбе детей.

Илюша и Федя

Илюша заботливый и воспитанный парень

Илюша — заботливый и воспитанный мальчик из семьи с хорошим достатком. У нее желтые волосы и удлиненное лицо. Слепой. Похоже, ему 12 лет. Наденьте новую одежду. Несмотря на богатство семьи (родители — рабочие), он с раннего возраста работал на бумажной фабрике вместе со своим братом. Также мальчик не раз показывал, что знаком с деревенскими сказками и фольклором. У костра он рассказал большинство историй. Суеверный.

Федя — самый старший из главных героев повести «Бежин луг» — ей 14 лет. Он хорошо сложен, с тонкой фигурой и тонкими чертами лица. Цвет волос светлый. Как и маленький Ваня, кудрявый. Сам он из обеспеченной семьи — все новые вещи, и сапоги тоже подходят по размеру и видно, что они не от отца, как у других мальчиков. На луг он пришел не столько ради заработка, сколько ради развлечения, ведь семье деньги не нужны.

В остальном ведет себя умеренно, даже снисходительно, боясь пошатнуть свой имидж самого взрослого в компании. Она переживает за судьбу и здоровье мальчиков.

Главные герои рассказа

  • Павлуша — мальчик 12 лет с умным и прямым взглядом, «в его голосе была сила». Он любопытен, смел, решителен, говорит только о том, что сам видел или слышал. В непонятных явлениях Павел пытается понять (например, голосом из бучил). Он умеет рассказывать блестяще, полно, весело и даже забавно.
  • Илюша — мальчик 12 лет, он работает на небольшой бумажной фабрике, очень любит верования, верит в чудеса, в злых духов и боится их. Илюша рассказывает ребятам то, что слышала от других о странных случаях.
  • Федя — симпатичный подросток лет 14 из обеспеченной семьи (судя по одежде).
  • Костя — мальчик лет 10, хилый, плохо одетый. Его взгляд был печальным и задумчивым.
  • Ваня — кроткий мальчик лет 7.

Костя и Ваня

В работе они упоминаются минимально. Косте 10 лет. У него всегда грустное лицо и взгляд, поэтому он и запечатлел автора. Лицо веснушчатое, маленькое, сам он хрупкий, создается впечатление, что он болен. В отличие от отважного Павлуши, мальчик славился своей трусостью — всего боялся. Он из бедной семьи, и его одежда ужасная.

Ваня самый младший из пяти мальчиков

Ваня самый младший из пяти мальчиков, ей всего 7 лет. У нее светло-русые волосы, большие глаза, которые особенно выделяются на фоне локонов. Голос у него еще тонкий, у него дефект речи (пускают слюни). Однако в рассказе ему даже не уделяется достаточно внимания: на протяжении всей истории он лежит и спит под пледом. Сам маленький мальчик неприметен и спокоен, добродушен, с особой любовью отзывается о младшей сестре.

В заключение хотелось бы отметить, с какой теплотой вспоминает Тургенев и рисует портрет-описание каждого мальчика. В повести «Бежинский луг», к какому бы классу ни принадлежали мальчики, автор считает их равными, но уникальными. Это то, что он хочет донести до читателя.

Работа происходит в начале средней школы, где ученик уже может критически осмыслить и развить рисунок-иллюстрацию для каждого ребенка или для конкретной сцены.

«Бежин луг»: анализ произведения

Знаменитый цикл «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев создал под влиянием литературного критика Виссариона Белинского. Отметим, что писатель любил охотиться, общаться с крестьянами, а потому воссоздать реалистичный образ задуманных рассказов ему не составляло труда.

он вошел в сборник «Записки охотника» «Бежин луг», в котором автор с любовью и теплотой описывал простых крестьян, делая их главными героями произведения. Вот краткая разбивка:

«Бежин луг»: автор и название

Когда был создан Бежин Луг? Тургенев начал писать рассказ осенью 1850 года, а в начале следующего года представил его для публикации в популярном журнале «Современник».

примечательно, что Иван Сергеевич не придавал имени особого значения. Он стремился найти что-нибудь звучное, чтобы привлечь внимание читателя к красоте описываемой природы. Кроме того, газон не показан ни на одной топографической карте. Оказалось, что его настоящий прототип — вовсе не поэтическое болото Рудинского.

Рассказ «Бежин луг»: тема

«Бежин изгиб»
Страшные истории: YouTube / MyBook

Тургенев известен как непревзойденный мастер описания красот русской природы. В истории, на фоне великолепного пейзажа, он раскрыл взаимоотношения человека и природы, их гармонию. Работа также содержит следующие темы:

  1. Проблема жизни крестьян. Дети, которым пока не нужно беспокоиться о жизненных трудностях, работают как взрослые и думают так же. Но, несмотря на весь беспорядок и сложность, дети не унывают. Напротив, живут весело, ярко и интересно. Таким образом, во время тяжелой работы не по годам они с удовольствием развлекаются сказками и легендами.
  2. Затем логически следует тема ценности жизни, важности способности наслаждаться ею и испытывать благодарность за то, что у человека есть. Тургенев подчеркивает, что только став частью природы, прислушиваясь к ней, можно почувствовать ее милосердие и щедрость.
  3. Широко раскрыта тема народных легенд и легенд. Пример мальчиков и их рассказов показывает силу мистики невежественных простых людей. Об этом много свидетельств (Гаврила, Акулина). Все зло находится в неведении, страхе и вере.

Автор сумел изложить весь этот широкий круг вопросов удивительно коротко и лаконично, но после прочтения согласитесь, есть над чем подумать.

«Бежин луг»: кратко о композиции

Композиционно «Бежинский луг» сложен и многослойен. Выделим следующие основные части:

  1. Выставка описывает дневной пейзаж.
  2. Сюжет связан со странствиями охотника.
  3. Кульминация — его встреча с детьми у костра.
  4. В качестве эпилога приводится информация о судьбе одного из мальчиков — Павлуши.

Автор умело использовал и включил в рассказ самые разные художественные средства. Таким образом, он предлагает подробные портреты ярких и оригинальных парней, дает каждому монолог. Рассказы уникальны, и вряд ли кто-то сможет их повторить. Среди монологов показаны суждения и оценки охотника, который их слушает, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и красивые по содержанию.

Другой персонаж

  • Рассказчик — охотник, внимательный человек, ценящий красоту природы.

Второстепенные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»

Ваня — наименее броский парень среди остальных парней. Ей семь лет, у нее спокойные добрые глаза, светлые вьющиеся волосы. Ваня мало говорил, лежа под матрасом. Судя по всему, это добрый ребенок, который любит свою сестру.
Образ Вани как дополнительный штрих, подчеркивающий красоту крестьянских детей. Автор пишет о нем с сочувствием.
Рассказчик — автор произведения, заблудший охотник, случайно попавший на поляну Бежина, где мальчики сидели у костра. Он отлично описывает характер и выразительные характеристики мальчиков.
При всех различиях характеров мальчиков их объединяет тьма суеверий, угнетающая их умы. Их умы сковывают неграмотность и невежество. Тургенев показал, какие возможности скрыты в детях слуг, насколько им нужно образование.

Храбрый Павлуша

Отважный Павлуша

Павлуша описывается Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюжий и вообще можно назвать непривлекательным подростком, хотя автор симпатизирует ему больше других. Ему около 12 лет. Обладает хорошей памятью, сочетает в себе силу и интеллект. Он всегда одет скромно: все в заплатах. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босиком.

Павлуша очень смел, что подтверждается его действиями. Например, когда собаки с громким лаем бросились навстречу стаду, подросток первым бросился за ним. Несмотря на опасность, он проявил хорошую сдержанность. Даже в ту ночь Павлуша пошел к реке за водой, когда все боялись воды.

К тому же он часто чувствует излишнюю ответственность и, несмотря на юный возраст, ведет себя как взрослый мужчина, демонстрируя это своим поведением. Мальчик также погибает от падения с лошади.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Вернувшись домой после охоты, рассказчик заблудился и вечером пошел к двум кострам, на которых было пять мальчиков. Они охраняли пасущихся лошадей. Охотник рассказал им, откуда он пришел, сел у огня, затем лег и сделал вид, что спит. Мальчики продолжили разговор. Они долго говорили о нечисти.

Илюша рассказал, что слышал, как домовой ночью шел к мельничному колесу, а Костя — о том, как плотник заблудился и увидел русалку на ветке лесного дерева. Он указал на нее, плотник перекрестился, и сирена сказала ему, что он будет страдать до конца своих дней. С тех пор плотник Гаврила всегда грустил.

Когда мальчишки съели вареную картошку, Илюша снова стал рассказывать жуткую историю о том, как охотник Ермиль ехал ночью из города, увидел на могиле ягненка, взял его с собой и стал говорить: «Бяша, бяша. «, и барашек, глядя ему в глаза, тоже сказал:» Бяша, бяша…»

Вдруг собаки обоих мальчиков залаяли и убежали от огня. Павлуша бросился за ними. Вскоре он вернулся верхом, даже собаки прибежали. Павлуша сказала, что собаки что-то понюхали и подумали, что это волк. Охотника удивило то, что безоружный мальчик ночью скакал на волке.

Илюша снова заговорил, на этот раз о покойном хозяине, который вышел из могилы искать сломанную траву.

Павлуша рассказала, как все в их деревне испугались, когда было солнечное затмение, потому что думали, что увидят Тришку. Один из мальчиков, Костя, спросил, кто он такой. Илюша сказал, что это необычный человек. Если он придет, это знак того, что конец времен настал.

Павел рассказал, как все видели, как в деревню вошел человек с невероятной головой, и подумали, что это Тришка. И оказалось, что купленный кувшин на голову поставил Бочард.

Тогда Павел пошел к реке за водой и, вернувшись, сказал, что слышал голос Васи, мальчика, утонувшего в реке. Мальчики подумали, что это плохой знак.

Потом мальчики заснули. Охотник тоже заснул. Рано утром он оставил огонь. В конце рассказа автор рассказывает, что в том же году Павел упал с лошади и умер.

Источники

  • https://blmb.ru/bezhin-lug-kratkoe-soderzhanie/
  • https://litfest.ru/writings/geroi-bezhin.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-bezhin-lug.html
  • https://www.nur.kz/family/school/1874788-bezin-lug-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/geroi-rasskaza-turgeneva-bejin-lug.html

Произведения В.М. Гаршина отличаются глубоким анализом чувств героев и вниманием к причинам их поступков. Как писал В.Г. Короленко, «живoe тpeпeтaниe чyткoй coвecти и мыcли дeлaлo paccкaзы Гapшинa тaкими близкими eгo пoкoлeнию». Многомудрый Литрекон предлагает Вам прочитать краткий пересказ основных событий рассказа «Сигнал». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.

Краткий пересказ

(429 слов) Рассказ «Сигнал» начинается с описания жизни Семёна Иванова. Девять лет назад он побывал на войне и испытал на себе все её тяготы. После возвращения жизнь не задалась: умер его отец, затем и сын. Семён с женой решили уехать из родной деревни. Но и тогда жилось им трудно: жена пошла в прислуги, а Семён находился в бесконечных поисках заработка.
Однажды он повстречал офицера из своего полка, и тот, узнав о проблемах сослуживца, обещал помочь. Так и случилось: Семёна устроили сторожем на железнодорожной станции, выделили жильё с небольшим огородом. Мужчина выполнял свои обязанности исправно, жена хлопотала по хозяйству.

Семён познакомился с соседями — один был уже совсем старым, и работу за него зачастую выполняла жена, другой, Василий, был молчаливым и серьезным. С ним то Семён и продолжил общение. Собирались они, курили и рассказывали о своих жизнях. Так Семён узнал, что Василий видит причину всех бед в злости людей, в их жестокости. Сосед рассказал и о том, что часть денег из заработка сторожей уходит в карман начальникам. Василий хотел уйти от такой жизни, но Семён убеждал его в том, что и малого для жизни достаточно.

Василий рассказал Семёну, что он однажды высадил в своём огороде капусту, за что получил выговор и штраф от пьяного дорожного мастера. Это возмутило сторожа, поэтому он планировал пожаловаться на несправедливость начальнику при встрече.

И вот однажды начальник проезжал, осматривая пути. Сторожи хорошо подготовились к его приезду. Однако когда Василий решил пожаловаться начальнику на несправедливость поступка дорожного мастера, его ждало разочарование: начальник не только не воспринял негодование сторожа всерьёз, он ещё и ударил его в ответ на грубое слово. Семён узнал об этом, когда встретил сторожа, направляющегося в правление в Москву, чтобы оставить жалобу. Василия не было много дней. Жена его, заплаканная, лишь отмахивалась, когда Семён спрашивал её о муже.
В один из вечеров сторож пошёл лес, чтобы нарезать палок для изготовления дудок. И там, рядом с путями, он увидел человека. Подумав, что очередной хулиган ворует гайки, Семён бросился туда. Но он увидел Василия, который ломом поддел рельс, отодвинул его и ушёл.

Семёна охватила паника, ведь скоро тут должен был проехать пассажирский поезд, а поломка рельса привела бы к катастрофе. Понимая, что флагов нет, рельс не подвинуть, до будки не добежать, сторож решается на отчаянный поступок. Семён берёт бумажный платок и бьёт себя ножом в левую руку, чтобы окрасить флаг кровью. Но и этого машинист не увидит. Сторож отчаянно машет палкой с флагом, но ему становится плохо, он представляет, что упадёт, что поезд проедет по нему. Но в этот момент его руку перехватили, машинист увидел флаг и затормозил.
Пассажиры вышли из вагонов. Василий признал свою вину, призывая повязать его.

Отзыв

(389 слов) Моё впечатление от рассказа «Сигнал» сложилось не сразу. Сначала мне показалось, что произведение расскажет о том, как люди находят своё место в жизни, несмотря на все трудности. И лишь после эпизода знакомства Семёна с Василием я поняла, что замысел автора заключается совсем в другом.

Мое мнение о героях рассказа «Сигнал» менялось на протяжении всего рассказа. Семёну достаточно того, что ему уже дано жизнью: тёплый дом, огород, работа, жена. Его устраивает всё то, что с ним происходит. Василий же недоволен своим положением, он недоволен людьми. Василий видит злость, жестокость и несправедливость. Образы двух сторожей противопоставлены друг другу. Однако ни один из них не является абсолютно положительным или абсолютно отрицательным героем. Семён живёт честно, работает, довольствуется тем, что есть, и в финале совершает самоотверженный поступок, достойный внимания. Но у него нет стремлений, нет целей; он не размышляет о будущем и том, как и где ему могло бы быть лучше. Василий тоже исправно выполняет свои обязанности. Однако он думает о неравенстве, о несправедливости и возможности лучшей жизни. Когда Василий идёт жаловаться, он надеется, что его послушают, что ему помогут. Но он в очередной раз сталкивается с равнодушием, что и приводит его в отчаяние. Он совершает преступление, обрекая людей на смерть. Но Василий в последний момент и спасает этих людей, а затем и признаёт свою вину. Таким образом, автор хотел показать, что эти два героя имеют как достоинства, так и недостатки.

О чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал»? Автор обращает особое внимание на причину поступка Василия. К безысходности его привела человеческая природа — жестокая, безнравственная, почти что звериная. Автор учит читателя видеть это, бороться с человеческой злостью и предотвращать её трагическое влияние. Мораль рассказа «Сигнал» заключается в осознании Василием его неправоты. Несмотря на то, как с ним обходится жизнь, как несправедлива судьба, он не может причинять боль невинным людям. Главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в правильной расстановке приоритетов: как бы ни было нам трудно, каким бы мир ни казался плохим, мы не имеем морального права лишать жизни невинных людей. Человечность должна стоять выше справедливости.

Рассказ «Сигнал» — это произведение, которое вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это рассказ о героическом поступке Семёна. С другой стороны, это история Василия, которого нестерпимая боль, жгучее чувство несправедливости и отчаяние привели к совершению преступления. Гаршин мастерски передаёт чувства героев через их действия. Это произведение ославляет неизгладимое впечатление, заставляя задуматься над вечными вопросами. Таково моё отношение к рассказу «Сигнал».

Автор: Татьяна Булычева

Здесь даны основные сведения о повести Р. Фраермана «Дикая собака динго», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть советского детского писателя Рувима Исаевича Фраермана была написана в 1939 году. Замысел написания этого произведения возник у писателя на Дальнем Востоке, где он видел примеры дружбы тунгусских мальчиков с русскими девочками, примеры преданности и истинного рыцарства. В этой поэтической повести рассказывается об эмоциональном взрослении детей.

Дикая австралийская собака динго олицетворяет для героини повести всё неизвестное, что предстоит увидеть и понять.

Главные герои повести

  • Таня Сабанеева — четырнадцатилетняя девочка, грезившая о далёких странах и дикой собаке динго. Мечтательница, фантазёрка, склонная к размышлениям. Свою обиду на отца, оставившего их с матерью, перенесла на его приёмного сына, но потом, неожиданно для себя, полюбила этого мальчика.
  • Филька — нанайский подросток, одноклассник Тани, её преданный друг. Поняв, что Таня влюбилась в Колю, тяжело переживает.
  • Коля — серьёзный, всегда спокойный, добрый мальчик. Ссорился с Таней, так как она постоянно задирала его, ревнуя к отцу. Но был настроен по отношению к ней довольно мирно.

Другие персонажи

  • Полковник Сабанеев — отец Тани. Умный, мужественный человек.
  • Мама Тани — добрая женщина, простившая мужа, бросившего её с маленькой дочкой. Ей приходится много работать.
  • Александра Ивановна — учительница, чуткая и добрая.
  • Надежда Петровна — жена отца Тани, тётя Коли, который остался сиротой. Тихая, скромная, добрая женщина.
  • Няня Тани — старая женщина, заботливая и умелая хозяйка.
  • Женя — подруга Тани. Разумная девочка, у которой не было никакой фантазии.
  • Пионервожатый Костя — строгий, но справедливый.
  • Директор школы — пожилой человек, умный и добрый.
  • Аристарх Аристархович Аристархов — учитель истории, глупый и злой человек, не понимающий детей.

Очень краткое содержание для читательского дневника



Таня Сабанеева живёт в дальневосточном городке. Она дружит с нанайским мальчиком Филькой. В этот же город приехал служить отец Тани, пограничник. Приехал с женой и приёмным сыном Колей. Отношения Тани с отцом, которого она не видела до тех пор, и Колей непросты. Девочка ревнует Колю к отцу, и в то же время невольно симпатизирует ему. Смятение Тани замечают её преданный друг Филька и учительница.

Во время бурана Таня спасает Колю, который не мог идти, так как растянул мышцу, катаясь на коньках. Она усадила его на нарту с ездовыми собаками. Но собаки, увидев бегущую лошадь, перестали слушаться, порвали упряжь и убежали. Таня не теряет присутствие духа и поддерживает Колю до появления пограничников, примчавшихся на лыжах.

В конце повести мать Тани решила уехать из города вместе с дочкой. Коля и Филька восприняли это известие с болью.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Таня Сабанеева уже пятый год проводила лето в пионерском палаточном лагере. Но в это лето ей было там не особенно весело. Она часто задумывалась, представляла в своём воображении другие края. Ей хотелось увидеть «иной мир, например австралийскую собаку динго».

В лагере был и её друг, нанайский мальчик Филька, и подруга Женя. Когда вечером пионеры жгли костры, Таня спросила у Фильки, знает ли он об австралийской собаке динго. Но он мог рассказать только о ездовых собаках.

К костру подошёл отец Фильки, охотник, приехавший из стойбища навестить сына и решивший заночевать рядом с лагерем. Вожатый Костя пожаловался ему, что Филька ест сырую рыбу и угощает ею друзей и что он делает плавки из пионерского галстука и купается возле Больших камней. Охотник был огорчён, поругал сына и сказал ему привести оленя, который пасётся недалеко, так как решил переночевать у костра.

Глава 2



Так как уже наступила осень, лагерь закрыли и детей отправили в город. Таня пошла туда вместе с Филькой, его отцом и оленем. Когда она пришла домой, мама была на работе в больнице, её встретила няня, собака Тигр и кошка Казак. Все они были уже стары. Котята кошки за лето подросли и даже самый маленький из них, Орёл, стал смелым.

Таня посадила на грядку цветы саранки, которые вырыла в лесу. Филька жил недалеко, на квартире. Он позвал Таню посмотреть на ездовых собак, которых ему подарил отец. Филька сказал, что они лучше австралийской собаки динго.

Отец Фильки собрался в дорогу и на прощание сказал сыну, чтобы он стал хорошим охотником и учёным. Когда он ушёл, Таня сказала Фильке, что у него хороший отец. Мальчик спросил, где отец Тани. Девочка ответила, что он в стране Маросейке. Филька был озадачен, потому что он не знал такой страны.

Глава 3

Таня наливала из бочки в лейку воду и думала об отце, которого она никогда не видела и который жил в Москве, на улице Маросейка. Он полюбил другую женщину и оставил мать Тани, когда девочке не было и года. Она так задумалась, что не заметила, как выпустила через отверстие в бочке всю воду. Руки её были в земле, и няня принесла холодную воду из колодца. Руки от неё замёрзли, и Таня грела их, сунув под мамину подушку. Там она нащупала бумагу — это было письмо отца к матери.

Таня после сомнений всё же прочла его и узнала, что отца послали служить в их дальневосточный город. Он приедет вместе с женой и Колей, которого уже приняли в тот класс, где учится Таня. Отец писал, что он виноват перед дочкой, что редко писал ей и часто о ней забывал. Он просил бывшую жену подготовить Таню к встрече с ним.

Таня была в смятении, она и радовалась, и вспоминала, что не любит отца и что этот Коля отнял у неё отцовскую любовь.

Мама, придя домой, увидела на кровати письмо и сказала, что Таня должна быть рада, что приезжает отец. Девочка спросила, брат ли ей Коля. Оказалось, что он сирота, племянник жены отца и что отец его жалеет и любит. Таня сказала, что любит только мать, а отца встречать не пойдёт.

Глава 4

Всё-таки ранним утром, когда должен был приехать отец, Таня собралась на пристань. Она надела нарядное платье, сорвала с грядки саранки и ирисы и позвала с собой собаку Тигра. Пассажиры сошли с парохода, но семьи отца среди них не было. Санитары пронесли носилки, на которых лежал мальчик. Таня спросила, что с ним, и санитар ответил, что он на пароходе заболел малярией. Мальчик спросил Таню: «Ты плакала недавно?» Она сказала, что это ему кажется, и положила на носилки цветы. Когда Таня уже поднималась в гору, с трапа на пристань сбежал последний пассажир.

Главы 5–6

С пристани Таня пошла в школу. Был первый день школьных занятий. Таня села с девочкой Женей, а сзади их парты сел Филька.

После школы Таня спросила мать, почему она считает отца добрым и хорошим человеком, ведь он оставил их. Увидев, что маме тяжело говорить об отце, Таня раскаялась, что начала этот разговор.

К калитке подошёл человек в шинели полковника, мать негромко вскрикнула, и Таня поняла, что это отец. Он поцеловал её, подарил коробку конфет и сказал, что они с тётей Надей ждали её на пристани, правда, задержались на пароходе из-за того, что Коля заболел малярией. Отец сказал, что знает, что Таня на него сердится, но он надеется подружиться с ней.

Глава 7



Коля в классе сел за парту к Фильке. Одноклассники спросили у Тани, не родственник ли ей Коля Сабанеев. Одним она отвечала — да, другим — нет. Таня враждебно относилась к этому мальчику, и он стал отвечать ей тем же.

В выходные дни Таня ходила к отцу в крепость, где жили пограничники. Жена отца Надежда Петровна относилась к девочке ласково. Обедали весело, но сердце Тани часто щемило от обиды, она ревновала отца к Коле.

Глава 8

Как-то утром Таня пошла с Филькой и Колей на рыбалку и поссорилась там с Колей. Филька огорчённо спросил, почему они часто ругаются. Коля ответил, что всегда ссору начинает Таня. Девочка сказала ему, что больше не придёт к ним обедать.

Глава 9

Однако всё же она пришла в гости к отцу. Узнав, что Коля лепил пельмени, Таня отказалась обедать, сказав, что пообедала с мамой. За столом дети препирались, чем огорчили отца, который хотел, чтобы они подружились.

Глава 10

В школе Коля ответил урок о творчестве Горького и в конце сказал, что однажды видел этого писателя. Это было в Крыму, куда они ездили с папой. Таня подумала, что она кроме своего города и леса ничего больше не видела — её отец никуда не возил.

Учительница заметила, что девочка стала задумчивой, рассеянной и дерзкой. Когда Женя шёпотом сказала Фильке, что Таня влюбилась в Колю, та попросила учительницу разрешить ей пересесть от Жени. А Коля, из упрямства, попросил разрешения сесть с Женей.

Глава 11



Филька ждал после уроков Таню на улице. Но когда его отвлёк китаец, торгующий с лотка липучками, Таня незаметно для Фильки ушла из школы.

Мальчик по следам на снегу выследил её и увидел, что она стоит в рощице и плачет. Он незаметно ушёл оттуда, так как понял, что ей нужно выплакаться.

Главы 12–13

Снегопад продолжался несколько дней. На каждой большой перемене школьники лепили снежные фигуры. Таня слепила часового так искусно, что, когда он был готов, мальчики постарше с криками подняли Таню на воздух. Коля стоял в стороне. Учительница Александра Ивановна тоже была поражена красотой снежного часового. Она думала о том, что Таня в последнее время часто печальна и расстроена, что может быть это свидетельство любви.

В школе готовились к встрече с писателем, который приехал навестить свой родной город. Участники литературного кружка решили подарить ему цветы, которые зацвели дома у некоторых девочек. Постановили, что их преподнесёт Таня.

Перед встречей с писателем Таня нечаянно опрокинула бутылку с чернилами, и вся кисть правой руки стала чёрной. Девочка не смогла её отмыть и была в отчаянии. Она увидела в коридоре писателя и попросила не подавать ей руку, когда получит цветы. Он был удивлён, но всё понял, когда Таня показала свою руку, измазанную чернилами. Писатель засмеялся и пообещал сделать так, как просила девочка.

После встречи школьников с писателем к Тане подошёл Коля и сказал, что очень волновался, чтобы над ней не смеялись из-за измазанной руки. Ещё мальчик попросил, чтобы она не сердилась на него.

Глава 14



В новогодний вечер у Тани и её мамы были гости: отец, его жена Надежда Петровна (которую пригласила мама Тани), Филька с отцом, матерью и тремя младшими братьями, которые приехали навестить его.

Коля опаздывал, и Таня думала, что он пошёл на праздник к Жене. Наконец, Коля пришёл и принёс в подарок золотую рыбу в маленьком аквариуме. Таня сказала, что она не держит рыбок, как Женя, и что придётся эту рыбу зажарить. Затем она весь вечер танцевала с отцом, матерью и Надеждой Петровной.

Филька, о котором она совсем забыла, сказал, что кто-то завтра пойдёт с Колей на каток. Таня спросила, что ещё просил сказать ей Коля. Но Фильке стало жалко её, и он, чтобы развеселить девочку, сказал, что может съесть свечку, и действительно стал жевать её. Таня засмеялась, а на глазах мальчика блестели слёзы. Таня отняла у него свечу и сказала, что он может заболеть.

Глава 15

Когда гости расходились, Таня пожелала всем счастья. Колю она тоже поздравила с Новым годом и решила больше о нём не думать. Но утром она пошла на каток, чтобы посмотреть, как будут кататься Коля и Женя. Она взяла коньки, позвала свою собаку с собой. Целый час Таня простояла с Тигром у катка на реке, но никто туда не пришёл.

Девочка пошла назад, но скоро увидела Колю и Женю, направлявшихся на каток. Таня спряталась за домом, сунула в сугроб коньки, но Тигр выскочил с приветственным лаем к Коле, поэтому пришлось и Тане выйти из своего укрытия.

Мальчик удивился, что Таня так рано каталась на катке, и сказал, что думал, что она с Филькой пошла в школу на спектакль.

Таня надменно ответила, что она вовсе не была на катке, у неё и коньков с собой нет, и что действительно пойдёт с Филькой на спектакль. Она ушла и решила больше никогда не вспоминать о Коле.

Около школы толпились дети. Они закричали Тане, что скоро будет буран и что спектакль отменили. Небо действительно предвещало буран. Таня поняла, что Коле и Жене грозит опасность.

Александра Ивановна вышла из ворот школы, ведя маленьких девочку и мальчика. Она крикнула Тане, чтобы возвращалась домой. Та ответила, что не боится бурана и что отведёт девочку в её дом у реки. Учительница согласилась и повела мальчика домой.

Таня отвела девочку в дом, стоящий на берегу, и стала спускаться к реке. Коля и Женя сидели на снегу, а мгла уже была около солнца. Коля растянул ногу и не мог идти. Женя очень боялась бурана и побежала домой, а Таня помчалась к Фильке за нартой.

Собаки были запряжены, так как Филька и его отец только что приехали на них. Таня схватила каюр, бросилась на нарту и крикнула Фильке, что ей надо отвезти с реки Колю, так как он вывихнул ногу. Собаки вынесли нарту из ворот, а Филька на лыжах бросился вслед. Он не догнал нарту и, подумав, помчался к крепости, к пограничникам.

Таня и Коля ехали сквозь буран на нарте, но по дороге промчалась лошадь, и собаки рванулись ей навстречу. Они не слушались больше Таниного каюра. Девочка бросила Тигра на дорогу, и он понял, что ему делать. Он опередил стаю и рванулся в сторону. Собаки ринулись за ним, и лошадь проскакала мимо. Таня пожалела Тигра — ведь он спас их ценой своей жизни — собаки загрызли его. Нарта налетела на сбившуюся стаю и опрокинулась. Бечева захлестнулась о торос и лопнула. Стая умчалась.

Таня снова помогла Коле забраться на нарту и потащила её за верёвку. Иногда она останавливалась и заставляла Колю сделать несколько шагов вперёд, чтобы он не обморозил ноги.

Они не знали, где берег, так как кругом была белая мгла. Услышав выстрел из пушки, Таня сказала, что это, наверно, дают им сигнал из крепости. Девочка не усадила Колю на сани, а потащила, заставляя его передвигать ногами.

Они свернули туда, откуда послышался второй выстрел. Тем временем навстречу им густой цепью двигались пограничники, и у каждого была верёвка, конец которой держал другой.

Таня, почувствовав под локтем верёвку, вцепилась в неё и крикнула: «Кто тут, помогите!» и неожиданно коснулась отцовской шинели. Она толкнула Колю к отцу и заплакала. Плакал и отец. Он сказал, что к ним прибежал Филька.

Глава 16

Коля только слегка поморозил щёки и уши, каждый день его навещали Таня с Филькой.

Однажды в школе девочка увидела вывешенную районную газету с заметкой о том, что ученица школы № 2 Таня Сабанеева в буран повезла кататься на собаках Колю Сабанеева, который после этого все каникулы болел. Детей спасли пограничники. Далее в заметке спрашивалось, о чём думают учителя и пионеры, если допускают такие опасные затеи.

Прочитав эту статейку, ученики были возмущены поступком Тани и предлагали исключить её из отряда. Таня не знала, что ей делать. Идя по коридору, она увидела директора и Аристарха Аристарховича, учителя истории, который указал директору на Таню, сказав, что не жалеет, что сообщил об этом случае в газету.

Глава 17



Коля хотел побить толстого мальчика, громче всех кричавшего, что Таню нужно выбросить из отряда. Но он не смог с ним справиться, так как ослабел после болезни, а мальчишка уже занёс кулак, чтобы стукнуть Колю. Тут Филька так ударил его под колени, что мальчик кубарем полетел на пол. Филька поднял его и сказал, чтобы он хоть раз был человеком.

Глава 18

Таня не вернулась на уроки. Александра Ивановна сказала, что её нет и дома и что её нужно найти. Филька понял, что девочка в рощице стоит одна и плачет. Однако там её не было.

Пока все одноклассники искали Таню, она спала в пионерской комнате. Девочка сидела там с самого утра и незаметно уснула.

Туда пришли одноклассники с вожатым, чтобы провести собрание пионерского звена. Войдя в комнату, Коля увидел спящую Таню и замахал рукой другим, чтобы они не шумели. Все вышли, решив провести собрание в другом месте. Они уже знали правду от Коли.

Глава 19

Таня проснулась и ушла домой. Мама была на работе, и девочке стало обидно, что она часто одна, нет у неё ни братьев, ни сестёр, мать всегда на работе. У неё появилась мысль, что именно мать виновата в том, что отец ушёл от неё.

Пришла мама и сказала, что её вызывали в школу, что Таню обвиняет только учитель истории, а она, учительница и директор не поверили, что Таня виновата. Она сказала, что огорчена не из-за истории с газетой, а от того, что дочка ничего ей не рассказывает.

Таня спросила, кто виноват в том, что отец оставил их. Помолчав минуты две, мама сказала, что когда люди перестают любить друг друга, они расходятся, что человек всегда свободен. Голос её был спокоен, но в глазах блестели слёзы. Она спросила, не лучше ли им уехать. Таня тоже заплакала, поняв, что мать до сих пор любит отца. «Мама, не надо уезжать отсюда», — шептала она.

Глава 20



С того страшного дня на реке Таня и Филька подружились ещё сильнее. Они вместе занимались уроками, Филька усердно учился.

Однажды он узнал, что Таня собирается пойти на мыс с Колей встречать рассвет. Мальчик попросил её не ходить туда, но Таня не согласилась. Филька сказал, что в том месте по утрам пасутся фазаны и можно их стрелять.

Глава 21

Ночью Таня направилась на мыс и увидела там Колю, сидящего среди валунов. Мальчик признался, что всегда думает о Тане, и она сказала, что, значит, он будет о ней думать и когда её здесь не будет. Девочка решила уехать с мамой. Коля спросил, не оттого ли, что она ненавидит его, как раньше. Но Таня сказала, что раньше действительно была к нему несправедлива, но сейчас желает ему счастья. Она пошла прочь от реки, но Коля крикнул, чтобы не уходила. Он поцеловал её в щёку, и в тот же миг раздались два выстрела. Большой фазан рухнул с кедра к ногам детей, и они разбежались. На тропинку вышли отец и Филька. Отец сказал, что пора домой, ведь сегодня последний экзамен, а Филька сказал Коле, что они здесь охотились.

По дороге домой Таня попросила прощения у отца, сказав, что раньше на него сердилась, но теперь поняла, что никто не виноват: ни он, ни мама. И добавила, что много есть людей, достойных любви.

Глава 22

Перед отъездом Таня всюду искала Фильку, который убежал куда-то, не желая с ней прощаться. Она пришла на берег и громко позвала друга. Он поднялся у песчаной гряды, и девочка увидела на его загорелой груди светлые буквы — её имя. Филька смутился и закрыл эту надпись рукой. Оказалось, что он каждое утро загорает тут, положив на грудь вырезанные из бумаги буквы.

Таня сказала, что зимой надпись исчезнет, но Филька ответил, что солнце очень сильное и что всё равно что-нибудь останется. Девочка, подумав, сказала, что должно что-нибудь остаться, ведь всё не может пройти бесследно, иначе куда же денется их дружба. Дети обнялись, и Филька сказал: «Прощай, дикая собака динго». Ему хотелось плакать, но этот мальчик родился «в молчаливом лесу, на берегу сурового моря. Он лёг на песок и замер». А Таня пошла вдоль реки, и ветер, который прилетел с моря, дул ей навстречу.

Заключение к краткому пересказу



В повести Р. Фраермана «Дикая собака динго» раскрываются следующие темы:

  • первая любовь;
  • дружба, товарищество;
  • сложности переходного возраста;
  • нравственное взросление подростков.

Идея произведения состоит в том, что люди должны стараться понять друг друга, учитывать интересы других и идти, если надо, на компромисс.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

  • Пересказ рассказа детство горького по главам
  • Пересказ рассказа и с соколова микитова улетают журавли с помощью опорных сигналов
  • Пересказ рассказа детство толстого в сокращении 4 класс
  • Пересказ рассказа дары волхвов
  • Пересказ рассказа дубровский по главам подробно