Беседа на тему «Загадочные истории» (по Н. Сладкову)
Организация: МДОУ д/с №2 «Солнышко»
Населенный пункт: Ульяновская область, р.п.Чердаклы
Цель: совершенствовать навыки активного речевого общения.
Задачи:
Развивать речь, память, внимание, образное мышление.
Прививать любовь к природе.
Продолжать формировать умение давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
Ход занятия: Писатель Николай Иванович Сладков в своих книгах отражал необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Он умел рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой. Хотите послушать загадочную историю, которую написал Николай Иванович?
После вводного вступления читаю детям первую часть рассказа «Красный снег».
Красный снег.
Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов, куропатки пробежали – красными крестиками наследили. Слепили снежок из снега – розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь!
Прошу детей подумать над вопросом: «Как вы думаете, почему снег красный?
Меня удивили необычные ответы детей:
Вова Дубровский, 5 лет: « Это кровь. Птицы поранили лапки о снег и лед».
Ангелина Романова, 5 лет: «Это ягоды упали с дерева».
Я уточняю: «С какого дерева?» В ответ тишина.
Семен Матвеев: «Может рябины?»
Разве рябина растет в тундре? Нет». После обсуждения прочитала детям отгадку:
Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвел! Только-то и всего.
Предложила детям запомнить эту загадочную историю и рассказать ее дома.
Не менее поразили рассуждения детей по содержанию второй части рассказа.
Волосатое дерево
Разные бывают деревья: толстые – тонкие, высокие – низкие, прямые – кривые. А в горах можно увидеть дерево… волосатое! Увидишь – глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь – так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс! Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое…
Дети высказали следующие предположения по поводу того, как ствол дерева оброс шерстью:
«Может это трава зацепилась за ствол?» — Ксюша Григорьева, 5 лет.
«Это звери из тундры приходили и когти чесали о дерево, стол стал шершавым» —
Вова Дубровский, 5 лет.
«Нет, это белый медведь чесал свою спину и оставил шерсть» — Кристина Карзанова, 5 лет. Затем читаю отгадку.
Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет… тереться! Линяет она весной, шерсть зимняя клочьями – вот о кору и счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется – дерево шерстью и обрастет! Стоит волосатое дерево – всем на удивление.
Удивили содержательные ответы детей, логика их мышления. Высказывания оказались достоверными и приближенными к действительности. Это еще раз подтверждает, как многообразен мир сознания ребенка.
Приложения:
-
file0.docx.. 17,5 КБ
Опубликовано: 12.03.2019
МААМ-темочки: Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
Конспект занятия по развитию речи «Встречаем гостей. Виды посуды» |
Тема: «Встречаем гостей» Виды посуды Задачи: 1. Учить составлять рассказ о предмете. 2. Автоматизировать в словах звук , развивать умение менять темп речи. 3. Воспитывать желание использовать в речи новые слова. Предварительная работа: отгадывание загадок о… |
Конспект открытого занятия с детьми второй младшей группы по развитию речи «Путешествие по сказкам» |
Конспект открытого занятия с детьми 2 младшей группы по развитию речи «Путешествие по сказкам». Флария Салихова Приобщение к художественной литературе на основе русских народных сказок. «Путешествие по сказкам» ( в виде викторины) Интеграция образовательных… |
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» |
|
Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Драматизация сказки «Репка» |
Драматизация сказки «Репка» Цель. •Научить детей инсценировать хорошо знакомую сказку «Репка» ( социализация) Задачи. •Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жестов ( музыка) •Воспитать устойчивый интерес детей заниматься театрально-игровой деятельностью (… |
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию (старшая группа) «Сказочные приключения» |
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию ( старшая группа) ТЕМА: «СКАЗОЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ» Виды организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы…. |
НОД по речевому развитию в старшей группе
Тема: Пересказ «загадочных историй» ( по Н. Сладкову) «Красный снег» Цель. Учить детей пересказывать с наглядной опорой в виде картинок- схем , отражающих последовательность событий
Развивать речь, память, внимание, образное мышление, активный и пассивный…
Логопедическое занятие по развитию связной речи «Дикие животные» в средней группе |
Тема: Дикие животные. Цели: 1. Уточнить и закрепить с детьми, кто такие дикие животные, где они живут, как и чем питаются, как называют их детенышей. 2. Учить подбирать к существительным прилагательные, отвечающие на вопросы какой, какая, какие. 3. Учить детей… |
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы» |
|
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в сказку «У страха глаза велики» |
Прохожу практику. И прошу оценить мои старания, только не строго:) Первое занятие мне довелось провести по развитию речи, а именно пересказ сказки «У страха глаза велики». Хочется сказать отдельное и огромное СПАСИБО САЙ ТУ и ВАМ МААМОВЦЫ! Если бы не ВЫ не набралась… |
Конспект НОД во второй младшей группе «Играем в сказку». Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» |
Цели: познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка; Побуждать детей осознавать и запоминать сюжет, персонажей, интонационно воспроизводить голоса героев. Воспитательные: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, вовлекать в… |
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 152-153.
Маленькие и большие секреты страны литературии. Раздел «Жизнь дана на добрые дела»
УКМ «Перспектива»
1. Над чем заставили тебя задуматься произведения раздела?
Эти произведения заставили меня задуматься о том, что человек должен помогать другим людям. Не только друзьям или родственникам, но вообще всем.
Человек должен быть честным, отзывчивым и жить по совести. Должен творить добро.
2. Какие качества характера ты хотел бы в себе воспитать? На кого из героев прочитанных рассказов ты хотел бы быть похожим, с кем подружиться?
Я бы хотела воспитать в себе такие качества характера, как отзывчивость, бескорыстие, честность, щедрость, сострадание.
Я бы хотела походить на мальчика из рассказа «Просто старушка» и на героев рассказа «Фантазёры», потому что они помогали другим бескорыстно.
Я хотела бы подружиться с Мишуткой и Стасиком, потому что они добрые и весёлые. С такими друзьями не заскучаешь и они всегда помогут в трудную минуту.
3. Как ты понимаешь пословицу Красив тот, кто красиво поступает?
Человека нужно оценивать не по внешности, а по поступкам. Если человек поступает красиво, хорошо, то и сам растёт в глазах окружающих, становится привлекательным, красивым.
А злой красавец вызывает отвращение.
4. Весёлые или грустные рассказы написал Носов? Нравятся ли тебе герои его произведений?
Николай Носов писал очень весёлые, смешные рассказы. Мне нравятся его герои.
5. Подумайте с друзьями, что такое юмористическое произведение.
В юмористическом произведении автор показывает людей и их недостатки в смешном виде. Герои попадают в нелепые ситуации, вызывают смех у читателя.
6. Ты уже знаком с некоторыми произведениями Носова. Попробуй рассказать о них, используя вопросы:
Какие рассказы Носова ты читал? Какой тебе запомнился? Почему?
Я читала рассказы: «Затейники», «Фантазёры», «Огурцы», «Живая шляпа», «Мишкина каша».
Мне больше всего запомнился рассказ «Мишкина шляпа», потому что там очень много комичных эпизодов. Это самый смешной рассказ, который я читала.
Кто главные герои его произведений? Хочется ли тебе ещё раз встретиться с ними?
Герои его произведений обычные мальчики и девочки. С ними часто случаются смешные ситуации, но они всегда стараются поступать правильно.
Я бы хотела встретить таких весёлых ребят, как Стасик и Миша из рассказа «Фантазёры»
Как ты думаешь, Носов писал свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя? О чём произведения Носова?
Носов писал рассказы не только для того, чтобы насмешить, но и для того, чтобы научить детей поступать правильно.
Его рассказы о том, как поступать честно, по совести, помогать другим и не обижать слабых.
7. Рассмотри иллюстрацию. Вспомни, к какому произведению Носова она сделана. Восстанови последовательность событий рассказа. Опиши мальчиков. Какие они: находчивые, любопытные, смелые, трусливые? Составь план и перескажи рассказ.
Эта иллюстрация к рассказу Носова «Живая шляпа».
Герои рассказа два мальчика, Вовка и Вадик. Они весёлые и смелые. Они попали в неожиданную ситуацию — шляпа ожила. Поэтому в первый момент мальчики напугались. Но они взяли себя в руки и атаковали шляпу.
А преодолеть свой страх может лишь очень смелый человек.
План пересказа рассказа «Живая шляпа»
- Падение шляпы.
- Шляпа ползёт.
- На диване.
- Побег.
- Вовка боится.
- Клюшка и лыжная палка.
- Картошка
- Васька
Пересказ рассказа «Живая шляпа» для 2 класса
Вовка и Вадик рисовали за столом, когда что-то упало. Это была шляпа, которая слетела с комода.
Вовка пошёл поднять шляпу, но вдруг закричал, что шляпа живая, и что она ползёт.
Вадик подошёл к шляпе и увидел, что та действительно ползает.
Мальчик испугались и запрыгнули на диван. Но шляпа тоже двинулась к дивану.
Тогда ребята выскочили из комнаты и захлопнули дверь. Они спрятались на кухне. Вовка стал ныть и говорить, что пойдёт домой. Но Вадик остановил его.
Он предложил вооружиться и напасть на шляпу. Мальчики взяли клюшку и лыжную палку и вошли в комнату. Шляпа лежала неподвижно и не реагировала на крики и стук по полу.
Тогда ребята набрали картошки и стали издалека бросать в шляпу.
Одна картофелина попала и шляпа подскочила. Раздался истошный крик и из-под шляпы выскочил котёнок Васька. Когда шляпа упала, она накрыла его и поэтому двигалась.
Мальчики рассмеялись и стали гладить котёнка.
8. В чём разница между понятиями добрые дела и добра наживать? Как вы понимаете разницу между словами Добро, Доброта, Добрый, Добротный, Добренький?
Добрые дела: которые приносят добро другим людям.
Добра наживать: значит делать добро себе.
Добро: что-то очень хорошее, приятное. Но также материальные ценности.
Доброта: качество человека, способность творить добро.
Добрый: характеристика человека, делающий добро.
Добротный: хорошо, качественно сделанный.
Добренький: уменьшительно-ласкательное слово к понятию добрый. Может использоваться с иронией:
На вид он добренький, а на самом деле злой.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Задачи:
Образовательные:
— Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;
— Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;
— Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами
Развивающие:
— Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
— Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.
Воспитательные:
— Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
— Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа:
Обучение работе по мнемотаблицам.
Учить давать характеристику звукам
Формирование умения делить слова на слоги.
Словарная работа
Оборудование: ноутбук
Ход НОД:
Организационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На занятии наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
— Ребята, отгадайте загадку.
Загляни в осенний сад
Чудо — мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.
— Правильно, это яблоки.
Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский (показ портрета). Называется рассказ «Яблоко и рассвет»
Рассказ
Маленький Миша часто приходил в сад к своему дедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
— Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
— Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
— Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка.
— Нет, дедушка… Лучше завтра.
— Почему?
— Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Составление предложений
Вопросы к детям
Как звали мальчика? (полные ответы Миша)
Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)
Как звали дедушку? (Корней)
Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)
А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз)
Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко).
Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду
Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился)
Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки)
Что взошло на небе? (Утренняя звезда)
Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)
Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет).
План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ ещё раз, чтобы вы лучше его запомнили.
Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.
— Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.
— Нет, дедушка… Лучше завтра.
— Почему?
— Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Рефлексия
Вопросы к детям:
1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)
2. Почему Миша не стал срывать яблоко?
3. Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное). А какие яблоки встречались вам?
4. Вам понравилось наше занятие? (ответы)
Слайд 1
Пересказ рассказа Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план рассказа.
Слайд 2
План НОД 1. Чтение рассказа. 2. Вопросы к детям. 3. Составление плана рассказа 4. Чтение рассказа 5. Пересказ рассказа по опорным картинкам. 6. Пересказ рассказа без наглядности. 7. Итог.
Слайд 3
Яблоко и рассвет Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. — Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. — Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки. Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки. Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. — Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка. — Нет, дедушка… Лучше завтра. — Почему? — Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Слайд 4
Вопросы: Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша) Куда приходил Миша? ( в сад к дедушке) Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра) Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) Что увидел Миша на дереве, когда пришел в сад? Каким яблоко было? ( как небо на рассвете – розовым) Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)
Слайд 5
План рассказа: В саду у дедушке Корнея. Миша победил лень. Взошла утренняя звезда.
Слайд 6
Пересказ рассказа по опорным картинкам Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.
Слайд 7
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. — Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. — Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.
Слайд 8
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки .
Слайд 9
Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. — Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка. — Нет, дедушка… Лучше завтра. — Почему? — Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Слайд 10
Итог Вопросы к детям: Яблоко в рассказе было … (огромное, белое, нежное, розовое) А, какие яблоки встречались вам? Какие сорта яблок вы знаете? 2. Угощение детям.