Пересказ рассказа я тайца по ягоды с использованием предметных картинок старшая группа

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по пересказу рассказа разве так играют? калинина надежда дмитриевна. цель: формирование навыков пересказа текста

Конспект образовательной
деятельности в старшей группе по пересказу рассказа «Разве так играют?» (
Калинина Надежда Дмитриевна).

Цель: Формирование навыков пересказа текста с
использованием опорных картинок, отображающих последовательность событий.

Развивающие задачи: развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы
речи; разви­вать операции мышления, внимания, слуховой памяти. Развивать общую
моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Образовательные задачи: формировать навык связного
последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и
анализ рассказа «Разве так играют?» Н. Д. Калинина; учить использовать в
пересказе выразительные авторские слова и обороты; активизировать и обогащать
словарь по теме «Игрушки»;
расширение
и активизация глагольного словаря и согласование существительных с глаголом
, прилагательными, числительными;
образование существительных родительного падежа, уменьшительно – ласкательным
значением; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Воспитательные
задачи
:
воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Методические
приёмы:
дидактические игры «Как играют?»,
«Назови
ласково», «Сосчитай 2,5»; чтение, беседа,
рассматривание иллюстраций и картинок.

Оборудование: текст рассказа, мяч, опорные картинки:
дети Саша и Лёша, игрушки, Лёша, Саша, ребята, воспитательница Вера Ивановна.

1.Организационный
момент. Развитие слухового восприятия, мышления.

(на полу куча игрушек)

(Зайдя в группу, удивиться беспорядку)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге к
вам, я встретила кое-кого, послушайте загадку:

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)


Он выходил из садика. Я спросила, что он в садике делал. Карлсон что-то сказал,
но я не поняла, и отдал вот эту коробочку.

Он
сказал:-  Когда вы ее откроете, то все узнаете. Откроем коробочку?

1. Письмо от
Карлсона

«Привет, ребята! Меня зовут Карлсон,
который живет на крыше! Можно просто Карлсончик
. Что-то заскучал я на
чердаке и решил прийти к вам в детский сад поиграть. Только я собрался
отправиться к вам, как вдруг вспомнил, что не знаю, как правильно играть. И тогда
я решил прочитать об этом в книгах. Открыл я книгу и прочёл рассказ, который
называется «Разве так играют?», но так и не понял, как же
нужно играть. Вы сами увидели, что из этого получилось. Может, вы мне поможете
в этом разобраться?
» 

2. Разбираем
«завал» из игрушек (с помощью загадок)


А что такое игрушки? А вы умеете играть с игрушками?


Давайте разберем игрушки.

— Надо отгадать загадку, найти отгадку среди
игрушек, рассказать, как играют с этой игрушкой.

1. У него
глаза цветные,

Не глаза, а три
огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на
меня. (светофор)

2. Эти
чудо-кирпичи

Я в подарок
получил.

Что сложу из них –
сломаю,

Все сначала
начинаю (кубики)

3. Он пыхтит,
как паровоз,

Важно кверху
держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку
напиться (чайник)

4. Я-хорошая
игрушка,

Каждой девочке
подружка.

Я могу сидеть в
коляске,

Закрывать умею
глазки (кукла)

5. Это что за
зверь такой

Пробежал по
мостовой,

На ногах его
резина,

А питается
бензином? (машина)

6. В воде не
тонет,

Пинают – не
стонет,

Ударят – не
плачет.

Упадет –
подскачет.  (мяч)

Как играют с конструктором?

Как играют с пистолетом?

Как назвать – это всё одним словом?

Молодцы! Я знаю рассказ про двух ребят, которые
тоже ходили в детский сад. Хотите, расскажу? Послушайте, ребята, рассказ,
который называется
«Разве так играют?»,
а написала его Калинина Надежда Дмитриевна.
 

3. Первичное чтение рассказа (Развитие произвольного внимания).

(читает текст рассказа и не даёт установки на запоминание)

4. Содержательный анализ текста:
(Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы).


Что я вам прочитала? (рассказ)


Кто вспомнит его название и автора? (Рассказ называется
«Разве
так играют?», а автора зовут
Калинина
Надежда Дмитриевна)


Кто пришёл в младшую группу? (В группу пришли два мальчика Саша и Алёша)

— К чему они подошли? (Они подошли к игрушкам)


Какие игрушки увидели мальчики в кукольном уголке?
(В
кукольном уголке было много игрушек:
мишки, зайцы, куклы,
кукольная посуда, кроватки для кукол, машины легковые, грузовые и пожарные,
коричневый медведь на белой лошади)


Что делал Алёша?
(Алёша смотрел и не мог выбрать себе игрушку для игры)


Что делал Саша?
(Саша минутку на игрушки посмотрел и сразу все игрушки взять
захотел)


Какие игрушки забрал себе Саша?
(Саша положил мишку под
мышку, зайчику в кармашек, кроватку, посуду, собачку к себе тянет)


Куда сложил Саша игрушки?
(Саша все игрушки сложил в
кучу)


Что сказал Саша детям?
(Саша сказал: «Не
трогайте, не берите, я в игрушки играю!
»)


Что делают ребята?
(Остальные ребята
стоят и удивляются)


На кого смотрели дети?
(Дети смотрели на Веру
Ивановну)


Правильно ли поступил Саша?
(Саша
пожадничал, и хотел сам играть в игрушки один. Так делать нельзя, нужно
делиться с ребятами)


Молодцы, ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.

5.
Лексико-грамматические игры по тексту:


Давайте поиграем в игру
«Назови ласково» с мячом.

 (образование существительных уменьшительно
– ласкательным  значением)

А.
Дидактическая игра «Назови ласково»

Игрушка
игрушечка;

Мишка – мишутка;

Заяц – зайчик;

Кукла – куколка;

Кровать
–  кроватка;

Машина –
машинка;

Грузовик
грузовичок;

Медведь
медведюшка;

Лошадь –
лошадка;

Карман –
карманчик;

Собака –
собачка;

Куча –  кучка….

Б.
Дидактическая игра «Сосчитай 2,5»

— А теперь
поиграем в новую игру «Сосчитай 2,5» с мячом.

(согласование
существительных
числительными,
образование существительных родительного падежа)

Игрушки – 2
игрушки, 5 игрушек;

Мишка – 2 мишки, 5
мишек;

Заяц – 2 зайца,
5 зайцев;

Кукла – 2
куклы, 5 кукол;

Кровать – 2
кровати, 5 кроватей;

Легковая машина – 2
машины, 5 машин;

Грузовая машина – 2
машины, 5 машин;

Пожарная машина – 2
пожарные машины, 5 пожарных машин;

Коричневый медведь
– 2 коричневых медведя, 5 коричневых медведей;

Белая лошадь – 2
белых лошади, 5 белых лошадей;

Кукольный уголок –
2 кукольных уголка, 5 кукольных уголков;

Карман – 2
кармана, 5 карманов;

Собака – 2
собаки, 5 собак;

Куча – 2 кучи,
5 куч;

Ребенок – 2
ребенка, 5 ребят.

6. Физкультминутка «Игрушки».

(Развитие общей моторики, координации речи, темпа и ритма
движения.)

Вставай
те ребята со стульев, и проходите на ковёр.

Мы как мячики поскачем,

изображают
мячи и прыгают на двух ногах по кругу

Как машина погудим,     

руками
изображают, что держаться за руль и бегают, по кругу издавая пикающие звуки

Сделав круг, спокойно ляжем,

Полежим и посопим.

дети ложатся на ковёр, руки кладут под голову и сопят

Полежали, посопели

И на место быстро сели

7. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание

с использованием опорных картинок (Развитие слухового, зрительного
внимания и памяти)

А теперь
я хочу ещё раз рассказать вам рассказ и показать картинки. Слушайте,
внимательно. Постарайтесь его запомнить, а помогут вам в этом опорные картинки.

8. Пересказ по плану с наглядной опорой. (Развитие связной речи)

— Ребята, теперь я прошу вас пересказать рассказ по опорным
картинкам самостоятельно, которые выставлены на панно.

(Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить
за рассказом товарища и быть готовым продолжить рассказ)

— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.

9. Подведение итогов. (Положительная дифференциальная оценка деятельности и
пересказа детей)

— Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?

— Как называется рассказ, который мы сегодня читали, и кто его
автор?

— Как себя нужно вести в группе с игрушками? (Дети дают
аргументированные ответы)

— Мне очень понравилось, как вы пересказывали рассказ.

Способы обследования

Перед началом коррекционной работы логопед проводит диагностику. Сделать ее могут в детском саду, при условии нахождения специалиста в штате сотрудников.

На первом этапе называется слово и объясняется, что это: стул – это досочка на четырех ножках, на нем сидят. После чего перечисляют ряд слов и просят объяснить их значение (телевизор, телефон, магазин).

Для определения полноты словарного запаса используют разные игры. Показывают картинки людей разных профессий, просят озвучить кто это. Пользуется спросом игра «Что забыл изобразить художник», где на каждом рисунке нет определенной детали.

Понять, насколько хорошо ребенок чувствует язык, помогает игра «Скажи наоборот». В ходе нее предлагается назвать антонимы: горячо − холодно, острый − тупой, низкий − высокий.

Для правильного оценивания развития учитывают только те слова, которыми пользуются дети. Для каждой группы свой набор, составленный с учетом возрастной нормы.

В этой части оценивается владение глаголами, прилагательными, родовые понятия и другие моменты. Задания должны усложняться по мере прохождения.

Простой способ оценивания понимания инструкции – это просьба что-то сделать. Нарисовать квадрат, раскрасить круг и другие.

Детей просят выполнить задание с образованием новых слов (ласкательных, признаков). Тщательно проверяют понимание и употребление простых, сложных предлогов.

В процессе общения логопед отмечает способность самостоятельно строить высказывание, ставить слова в единственное и множественное число. В пять лет просят составить рассказ по картинкам.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Связная речь успешно развивается в процессе сочинительской деятельности ребенка.

Оговоримся сразу — дети обожают сочинять. Чего только стоят придуманные ими слова. Задача взрослых, направить дар сочинительства в нужное русло.

Предложить тему, рассказать какие новые обороты можно использовать. Именно этот метод подходит для внедрения новых слов в речь ребенка.

Можно познакомить с основными литературными приемами известных авторов-сказочников. Вместе узнать, что бывают истории фантастические или сказочные, а бывают истории из жизни. В таких сочинениях ребенок может очеловечить любой персонаж, наделить его различными качествами.

Предложить к самой интересной истории придумать другой финал.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Чтобы связная речь формировалась более эффективно, педагоги активно используют картинки и иллюстрации. Дети составляют описательные рассказы, а им предлагают алгоритм. Учат выделять существенные признаки предмета или основной его части (Девочка с косичками, на которых яркие бантики.

Подробная характеристика цвета волос, бантиков и т.д.) Предлагает синонимы, сравнения и речевые обороты, которые более точно опишут картинку.

В итоге получается грамотный рассказ-описание. Здесь важна умственная работа дошкольника. Ведь необходимо сначала выделить самое главное , наделить признаками и свойствами, вспомнить что-то из личного опыта о таком же предмете.

Педагогу необходимо показать пример от своего лица, от лица игрушки, которая пришла в гости к детям. Деятельность со взрослым, и групповая детей друг с другом только приветствуется.

Периоды обучения связной речи

Первый год обучения состоит из трех периодов.

  1. Первый период происходит на третьем году жизни. Малыш должен уметь составлять простые предложения, отвечая на вопросы. Также он должен составлять высказывания на основе картинок. А сюжетные картинки помогают ему составлять небольшие рассказы.
  2. Второй период характерен тем, что нужно усовершенствовать способность вести диалог. Также в этот период обучают описывать предметы. Продолжается развитие навыков составления рассказа по серии картинок. Дошкольники практикуются в описательных рассказах и пересказах.
  3. Третий период характерен тем, что наряду со всеми предыдущими упражнениями, дети учатся составлять рассказ по теме. На первых порах можно просто попросить их придумывать конец для знакомого рассказа, дополнять его эпизодами.

Главная цель – это помочь сформировать навыки связных высказываний.

Второй год обучения характеризуется тем, что педагоги и дальше развивают связную речь. Много времени уделяется закреплению способности связно пересказывать известные произведения

Также много внимание уделяется составлению сложных сказок и рассказов. Также обучают придумывать устные сочинения, основанные на собственном жизненном опыте

Обучение рассказу по картине и по серии картин

Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

— рассматривание картины;- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.)

Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки

Можно использовать игровые приемы:- показать картину любой игрушке;связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;- познакомить с картиной гостя.

Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)2. рассматривание картины в целом;3. вопросы к картине воспитателя;4. образец рассказа по картине воспитателя;5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией

Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;3. рассматривание картины в целом;вопросы педагога по содержанию картины;5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;7. рассказы 4-5 детей;8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов

Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты системы, значит и формирование связной речи становится проблемой. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем быстрее будет результат.

Преодолеть системное недоразвитие и подготовить к обучению к школе — задача для взрослых. Главное — это общение. Чем больше разговаривать с ребенком, эмоционально окрашивать свою речь, тем быстрее будет заметен прогресс.

Ребенка с ОНР необходимо социализировать. Занятия с педагогами, общение со сверстниками — все это языковая среда, в которую ребенка необходимо погрузить при первой возможности.

Логопед на начальном этапе корректирует дефекты произношения. Воспитатель на занятиях пополняет словарный запас, учит пересказу, рассказу по картинке. Родители дома закрепляют материал.

Затем работа по образованию связной речи выходит на другой этап, на котором логопед добивается, чтоб рассказ ребенка был логически выстроен, наполнен деталями.

Сложнее всего детям с ОНР даются рассуждения, где очень важны установление причинно-следственные связи и обобщение понятий. Необходимо усилить некоторые методы.

Например, наглядность на занятии должна быть всегда. Рассказ или пересказ сопровождается иллюстрацией, используется мнемотехника и пр.

Построение плана высказывания — действенный способ также. У ребенка должна быть активная позиция. Он не просто слушает и повторяет, он придумывает сам, наделяет героев характеристиками, предметы дополнительными признаками. Задача — побудить к речевой активности.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно, наряду с мышлением, усложняется по ходу деятельности. Уровень речи напрямую зависит от наличия постоянного общения с окружающими.

К окончанию первого года жизни, ребенок издает осмысленные звуки, но чаще всего он выражает свои потребности и желания. Понимание речи хорошее. Уже к полутора годам малыш обозначает предмет словом, а еще чуть позже прибавляет действие к слову. (“Дай мяч”)

Следующий год жизни обусловлен быстрым развитием темпа речи, словарный запас обогащается, активно вступает диалогическая речь, особенно в совместной деятельности.

К четырем-пяти годам ребенок начинает активно пользоваться монологической речью и односторонним диалогом. Озвучиваются все игрушки, с разными интонациями, подражая взрослым.

В дошкольный период происходит самое активное развитие речи ребенка. Его высказывания становятся более осмысленными, наполненными подробностями и наблюдениями. Потребность в общении возрастает, ребенку необходимо делиться потоком информации, которая проходит через него.

В высказываниях присутствуют синонимы, местоимения, сравнения и определения. Словарный запас неуклонно растет.

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Связная речь — это структурный компонент общения, имеющий сочетающиеся между собой законченных фраз, которые также объединены общей темой. Развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей — это характеристики связной речи.

То есть это не набор слов, сформированных в речевых центрах, это последовательность мыслей по данной (предложенной) теме, которая будет понятна собеседнику. Главная функция связной речи — социальная

Для ребенка важно:

  • устанавливать коммуникативные связи;
  • грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом;
  • научиться регулировать и контролировать поведение.

Цели и задачи логопедических занятий

Проводя занятия, которые обучают рассказыванию, нужно преследовать следующие цели:

закрепить навык общения, важно развивать коммуникационные функции;
учить строить монологи;
побуждать осуществлять самоконтроль во время построения высказываний;
активизировать их психические процессы для речевой активности.

Для того, чтобы научить связно и развернуто излагать свои мысли, нужно добиться следующих задач:

  • помочь усвоить правила построения речевых высказываний. Дети должны соблюдать тему, последовательность, передавать логическую связь, каждый отдельных эпизод должен иметь завершенность и соответствовать общей теме сообщения;
  • научить планировать свою дальнейшую речевую деятельность, выделять главный мысли;
  • научить грамматически оформлять свою речь в соответствии с правила русского языка.

Методика обучения связной речи – мнемотехника

Мнемотехника по сути — это связь слова и действия. Это совокупность приемов для лучшего запоминания. Впоследствии ребенок без проблем воспроизводит информацию.

Мнемотехника или мнемоника очень хорошо помогает развивать ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память, внимание, мелкую моторику и конечно на основе всего этого, связную речь. Суть приема проста

На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное

Суть приема проста. На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное.

По таким схемам, состоящим из нескольких картинок, хорошо получается пересказ текста, творческий рассказ, отгадывание загадок.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать цветные картинки, потому что у детей так быстрее возникают ассоциации. Ель-зеленая, волк-серый и т.д.

В старшем дошкольном возрасте можно схемы рисовать черно-белые, чтоб внимание не переключалось и не отвлекалось на детали

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

— учит слушать и понимать речь взрослого;- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;- учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);- учит отвечать на вопросы воспитателя;- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Сочетание слов в словосочетания

Для того, чтобы развивать правильную с точки зрения грамматики речь, нужно помогать детям усвоить методы сочетания слов в словосочетании. Дети должны уметь согласовывать разные части речи между собой по падежам, родам и числам с помощью окончаний и суффиксов.

Для того, чтобы развить такие способности, нужно подобрать специальные упражнения, которые помимо прочего будут подготавливать детей к формированию описаний вещей.

Первый этап обучения характеризуется тем, что дети составляют фразы, опираясь на наглядный материал, собственные представления. Это позволяет им потренироваться в работе с языковыми высказываниями. Эти дети учатся как можно активнее работать с фразовой речью.

Также они начинают лучше справляться с задачей внимательно слушать и понимать речь воспитателя. Также дети начинают контролировать свои собственные высказывания для приведения их в соответствие с существующими языковыми нормами. Это подготавливает почву, чтобы перейти к следующему этапу – к освоению монологической речи.

Когда ребенок учится связной речи в пределах логопедической группы, то педагог должен направлять его на репродуктивные формы. Но если работа ведется с дошкольниками, страдающими речевыми расстройствами, то этого недостаточно.

Обучение дошкольников пересказу

Пересказ — отличный способ формировать навык связной монологической речи и состоит в том, что дошкольник воспроизводит содержание текста, услышанного ранее.

Расширить задание можно, предложив ребенку придумать некоторые детали, например к описанию героя, или продолжить действия героя.

Чтобы пересказ получился точным и грамотным, необходимо, проанализировать текст, его структуру и композицию. Затем извлек из текста информацию, запомнил ее и повторил как можно точнее.

Полезность этого метода возрастает в разы, когда взрослый использует художественные тексты, с самобытной литературной речью, яркими описаниями, многочисленными приемами и оборотами.

Связная речь постепенно становится более выразительной, в ней присутствуют эмоциональные и образные обороты.

Чтоб не потерять нить повествования и не переключаться на второстепенные детали, ребенок учится внимательно следить за структурой и логической цепочкой текста.

Уровни связности речи

Проводить обследование, чтобы выявить уровень связной речи, необходимо в обстановке, знакомой ребенку. Это исключит рассеивание внимания. Воспитатель или логопед также должен иметь предварительный опыт общения с конкретным ребенком.

Лучше использовать дидактический материал или задавать вопросы, опираясь на личный опыт дошкольника. При необходимости создать дополнительную мотивацию.

Используйте картинку с несложным сюжетом или игрушку с предметом в руках (например, кукла с цветами).

Обязательно побудить ребенка к рассказу. “Кукла собралась в гости и купила хозяйке цветы. Как ты думаешь цветы ей понравятся? А чем будут угощать куклу?”

Взрослому лучше не задавать вопросы, а рассказать свою историю и подсказывать слова-связки ребенку. Возможно, понадобится не одна беседа.

В современной логопедии различают 4 уровня.

  1. I уровень — высокий. Рассказы ребенка грамотно оформлены. Описания подробны, признаки объекта повествования наделяются признаками, ребенок использует простые средства выразительности (сравнения, определения). Мысли между собой связываются при помощи местоимений, лексического повтора, синонимов. Высказывания имеют логическое строение и последовательность, содержат описание, прямую речь.
  2. II уровень — достаточный. Описания состоят из двух частей. В основной части тем раскрывается неполностью, но связь между мыслями есть. В рассказах возможен пропуск какого-либо описания или характеристики, но основная мысль изложена четко. В рассказе события развиваются в основном последовательно, логическая цепочка в наличии.
  3. III уровень — средний. Все характеристики отличаются незавершенностью. Второстепенные темы есть, но раскрываются не полностью. Средства выразительности используются редко. Связь в тексте формальная, не имеет четкой структуры. В основной части нарушена последовательность действий и связей. Практически отсутствуют синонимы и местоимения.
  4. IV уровень — низкий. Рассказ по картинке описательного характера. Просто перечисляется части объекта, не используются глаголы и прилагательные. Ребенок тщательно подбирает слова, чтоб характеризовать предмет и действие.

Обязательно учитывать объем рассказа, использование слов-паразитов, наличие интонационных пауз.

Обучение во взаимодействии

Для того чтобы развить речевые навыки, нужно учить детей проявлять инициативу в том, чтобы вступать в контакт, вести разговор на определенную тему, принимать во время диалога активное участие.

Также детей обучают тому, чтобы принимать активное участие в коллективных разговорах, учиться воспринимать эти разговоры, правильно включаться в них.

Выполняя эти задания, дети стараются находить выражения и слова, которые бы лучше всего отражали сущность рассматриваемых предметов в составе предложения.

Если дети будут регулярно выполнять эти упражнения, подбирать эпитеты, учиться сравнивать, находить рифмы, работать с синонимами, то это позволит им лучше усвоить средства, с помощью которых речь можно сделать выразительной. Также это тренирует имеющиеся речевые навыки, которые затем можно использовать в собственных рассказах.

Примерные задания

Существуют готовые пособия по лексическим темам (под авторством Арбековой или Теремковой). Логопеды используют самостоятельно разработанные игры.

Приобретает популярность формирование моделирования у детей. Оно проходит на базе уже изученного материала и заключается в нескольких этапах.

Для легкого освоения навыка рассказа используют готовые символы. Дошкольникам рассказывают сказку, после проводят беседу по ней, разбирают основные моменты. Дальше каждый персонаж связывается с определенной геометрической фигурой (например, черный кот – это черный треугольник). Детям предлагается пересказывать текст с использованием геометрических фигур.

Для начального этапа применяют простые рассказы. Постепенно увеличивают сложность.

Мнемотехника позволяет запоминать стихотворения. Для этого к каждому слову делают небольшую схематичную картинку. Когда ребенок будет учить текст, ему проще будет опираться на увиденные символы.

В процессе обучения дети должны усвоить определенные компоненты речи. Предлоги легче учить на наглядном материале. Потребуется небольшая коробочка и крохотная машинка. Игрушку помещают в разные места, проговаривая ее местонахождение:

  • на коробке;
  • в коробке;
  • под коробкой.

С этим реквизитом осваивают глаголы: машина подъехала, заехала, выехала, объехала и т. д. Ребенок сам осуществляет действия – это формирует связь между словом и делом.

В каждой лексической теме выделяют разные задания – это подбор антонимов, уменьшительных форм, признаков. В случае затруднений ребенка мягко поправляют.

Обязательно формируется план по коррекции произношения звуков. Ведется работа по развитию лексики и грамматики.

Обучение пересказу

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

— подготовка к восприятию текста;- первичное чтение текста педагогом;- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);- составление плана пересказа;- повторное чтение текста педагогом;- пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.

Задачи педагога на этом этапе:

— научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3 лет

Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказе решаются более сложные задачи:

— научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;- научить детей передавать разговор действующих лиц;- научить последовательно пересказывать текст;- научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет:

— вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;- выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;- беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.- составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);- повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;- пересказ текста детьми;- оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

— из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;- драматизация детьми литературного произведения.

Неделя/

Месяц

Тема Задачи Сентябрь 1-2 Обследование 3 Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям Учить детей составлять рассказ по демонстрируемым действиям; учить пересказывать рассказ; воспитывать умение внимательно наблюдать за происходящим. 4 Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям Учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ; систематизировать знания по теме игрушки; воспитывать умение внимательно слушать окружающих. 5 Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски Учить детей пересказывать с опорой на картинки; систематизировать знания детей о поведении животных; воспитывать литературно-художественный вкус. Октябрь 1 Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему Учить детей пересказывать с опорой на схему; учить узнавать овощи по описанию; развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; воспитывать аккуратность и гигиеничность. 2 Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему Учить детей составлять рассказ с опорой на схему; соотносить внешний вид фруктов с геометрическими формами; развивать внимание и мышление. 3 Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картинок Учить пересказывать с использование сюжетной картинки; учить логическому высказыванию; закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад-огород»; воспитывать трудолюбие. 4 Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок Учить пересказу по предметной картинке; активизировать словарь по теме; воспитывать взаимоуважение и заботу о близких людях; развивать внимание, мышление, связную речь. Ноябрь 1 Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» и использованием сюжетных картинок Учить пересказывать с использование сюжетной картинки; учить логическому высказыванию; воспитывать любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение. 2 Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему Учить составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему; активизировать словарь по теме «одежда»; развивать умение узнавать предмет по описанию. 3 Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок Учить пересказывать по серии сюжетных картинок; развивать умение отвечать полным предложением; воспитывать трудолюбие и аккуратность. 4 Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок Учить детей пересказывать с использованием предметной картинки; закреплять умения детей в употреблении имен существительных в винительном падеже; воспитывать самостоятельность и желание добиваться успеха. Декабрь 1 Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом Формировать у детей навык целенаправленного восприятия; развивать навык планирования; упражняться в узнавании предметов по их общему написанию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 2 Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации Учить детей пересказывать текст подробно; закреплять умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательном значении; воспитывать артистизм. 3 Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картинок (с элементами творчества) Обучение связному и последовательному рассказу по картине; развивать умение передавать предметное содержание; упражнять в установлении причинно-следственной связи; воспитывать любовь к семье. 4 Составление рассказа «Новый Год на пороге» по серии сюжетных картинок с продолжением сюжета Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; развивать умение отвечать полным предложением; воспитывать умение слушать рассказы. 5 Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы Учить рассматривать предметы или явления окружающей действительности; упражнять в подборе синонимов; учить составлять описательные рассказы. Январь 1 2 Составить рассказ «Как я провел Новый год» Учить составлять рассказ по воспоминаниям, учитывая последовательность событий; воспитывать умение слушать рассказы. 3 Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту) Учить выразительному пересказу близкому к тексту; учить составлять загадки про животных; воспитывать правильное поведение по отношению к животным. 4 Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам Учить составлять, а затем пересказывать рассказ; развивать и активизировать словарь по теме; воспитывать культурные навыки. Февраль 1 Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок Учить пересказу, соблюдая целостность, связность,

плавность и объем; пополнять словарный запас; воспитывать эстетическое восприятие литературных произведений.

2 Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине; пополнять словарный запас словами по теме; воспитывать доброжелательное отношение к животным. 3 Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» Формировать умение связно и последовательно пересказывать текст; расширять знания о мужестве людей во время войны; воспитывать любовь к Родине; развивать умение сопереживать героям. 4 Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин Формировать навык целенаправленного восприятия серии картинок; обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок. Март 1 Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку Учить детей составлять описательные рассказы о людях; развивать монологическую речь; воспитывать любовь, уважение, заботливое отношение к мамам. 2 Составление описательных рассказов о профессиях с использование схемы Учить передавать основные и второстепенные признаки определенных предметов и признаков; активизировать и расширять словарь по теме; воспитывать уважение к труду взрослых. 3 Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картинок Учить пересказу сказки по серии сюжетных картинок; обучать логическому высказыванию; учить согласовывать слова в предложениях. 4 Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин Формировать навык целенаправленного восприятия серии картин; закреплять, расширять знания о профессиях и техники по теме; закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности. 5 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Учить подробно пересказывать художественный текст; формировать навык построения связных монологических высказываний; воспитывать самостоятельность и трудолюбие. Апрель 1 Составление рассказа по сюжетной картинке «Одни дома» с придумыванием начала рассказа Обучать навыкам составления рассказа по сюжетной картине; учить выделять событийную основу. 2 Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Формировать навык построения связного монологического высказывания; расширять знания о домашних животных; закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже; воспитывать доброжелательное отношение к животным. 3 Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану; расширять знания детей о военных профессиях; воспитывать любовь к Родине и желание встать на ее защиту. 4 Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» Учить детей последовательно пересказывать литературный образец; упражнять детей в подборе слов-антонимов; воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста. Май 1 Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы Учить рассматривать предметы окружающей действительности; формировать умение описывать предметы, выделяя характерных существенные и второстепенные признаки; закреплять знания о частях тела насекомых. 2 Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине Учить рассматривать сюжетную картинку и составлять повествовательный рассказ; упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным; воспитывать умение передавать в своей речи переживания и чувства.

Перспективный тематический план по формированию связной речи в  старшей группе компенсирующей направленности

Учитель-логопед: Черкавская А.М.

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

1-2 неделя

Обследование состояния речи детей

Сентябрь

3 неделя

Составление рассказа по образцу об Яр-Сале

Коррекционно-образовательные:

— формировать начальные представления о своей малой Родине,

— систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах Яр-Сале, людях разных национальностей, живущих в родном селе, природе родного края;

Коррекционно-развивающие:

— развивать способность к целостному восприятию текста рассказа педагога, устанавливать временные связи;

Коррекционно-воспитательные:

воспитание патриотических чувств и любви к своей малой родине у дошкольников.

Сентябрь

4 неделя

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;

-учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям

Коррекционно-развивающие

— систематизировать знания о детском саде;

— активизировать словарь по данной теме

Коррекционно-воспитательная

воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями

Сентябрь

5 неделя

Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям

Коррекционно-образовательная

-учить детей составлять рассказ по демонстрируемым действиям;

Коррекционно-развивающие

— систематизировать знания о детском саде;

— активизировать словарь по данной теме

— расширять и активизировать словарь глаголов

Коррекционно-воспитательная

воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями

Октябрь

1 неделя

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием ИКТ

Коррекционно-образовательные

 учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие

— систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

— активизировать словарь по теме «Осень»;

— закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения

2 неделя

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;

— соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

— учить узнавать овощи по описанию

Коррекционно-развивающие

— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

— активизировать словарь по теме «Овощи»;

-развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

3 неделя

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Коррекционно-образовательные

-учить детей подбирать существительные к прилагательным;

-учить составлять рассказ с опорой на схему

Коррекционно-развивающие

закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;

—  развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

— закреплять употребление притяжательных местоимений

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания

4 неделя

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

-учить логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

— закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад -огород»;

—  развивать внимание, мышление,  связную речь;

—  учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом

Ноябрь

1 неделя

Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.

Коррекционно-образовательные

учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

— учить логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

—  активизировать словарь по теме;

—  развивать   внимание,   мышление,   связную речь;

— развивать умение согласовывать слова в предложениях

Коррекционно-воспитательная

воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях

2 неделя

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

-учить логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

—  активизировать словарь по теме;

—  развивать внимание, мышление, связную речь;

—  развивать умение согласовывать слова в предложениях

Коррекционно-воспитательная

воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение

3 неделя

Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему

Коррекционно-образовательные

— учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.

— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

— активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

— развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

— развивать умение узнавать предмет по описанию

Коррекционно-развивающие

развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

— активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

— развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

—  развивать умение узнавать предмет по описанию

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

4 неделя

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь по теме; развивать внимание, мышление, связную речь

Коррекционно-воспитательная

—  воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды

Декабрь

1 неделя

Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок

Коррекционно-образовательные

учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

— учить логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

-закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;

-развивать   внимание,   мышление,   связную речь;

— закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;

— упражнять детей в согласовании слов в предложениях-  воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

2 неделя

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом

Коррекционно-образовательные

-формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;

— учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине

Коррекционно-развивающие

— развивать у детей навык планирования связного высказывания;

— упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;

—   активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

3 неделя

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.

Коррекционно-развивающие

-закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

-упражнять детей в логическом изложении высказывания

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

4 неделя

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

Коррекционно-образовательные

-обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;

-формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

Коррекционно-развивающие

— развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;

-упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий;

-развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи.

5 неделя

Составление рассказа «Новый год на порог»» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;

— формировать навык соблюдения последовательности изложения.

Коррекционно-развивающие

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

—  активизировать словарь прилагательных по теме;

— упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей

Январь

1 неделя

Новогодние праздники.

2 неделя

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы

Коррекционно-образовательные

учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

— учить составлять описательные рассказы

Коррекционно-развивающие

упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;

— упражнять в подборе синонимов;

—  учить согласовывать слова в предложениях

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей

3 неделя

Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту

Коррекционно-образовательные

-учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.

Коррекционно-развивающие

— упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;

— учить составлять загадки о животных;

-развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.

4 неделя

Рассматривание 2 картин осеннего и зимнего пейзажа.

Коррекционно-образовательные

учить детей использовать мнемотаблицей при составлении описательных рассказов.

Коррекционно-развивающие

— закрепить знания детей и приметах осени;

-уточнить знания о приметах зимы.

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей умения слушать ответы товарищей не перебивая друг друга.

Февраль

1 неделя

Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, вставленный по отдельным сюжетным кар-

Коррекционно-развивающие

-развивать и активизировать словарь детей по

— упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже;

-развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей культурные навыки общения

2 неделя

Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать текст, соблюдши целостность, связность, плавность и объем.

Коррекционно-развивающие

-активизировать и расширять словарь у детей по теме;

-закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;

— развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений

3 неделя

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»

Коррекционно-образовательные

учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия

-учить составлять рассказ по сюжетной картине

Коррекционно-развивающие

-упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;

— закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

— упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме.

Коррекционно-воспитательная

воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе.

4 неделя

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Коррекционно-образовательные

-формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст.

Коррекционно-развивающие

расширять знания детей о мужестве людей во время войны;

-учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;

-развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества

Март

1 неделя

Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

-формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие

-закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений; активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;

-упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам.

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

2 неделя

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии.

Коррекционно-развивающие

развивать монологическую речь и связные высказывания детей;

-упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно.

3 неделя

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Коррекционно-образовательные

-формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;

— учить составлять подробные описательные рассказы

Коррекционно-развивающие

развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;

—  активизировать   и   расширять   словарь   по теме.

Коррекционно-воспитательная

 — воспитывать у детей уважение к труду взрослых

4 неделя

Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

— учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации;

— обучать логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

— закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

— активизировать и развивать словарь по теме;

— учить согласовывать слова в предложениях

Коррекционно-воспитательная

воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.

5 неделя

Жизнь детей в стойбище

Коррекционно-образовательные

-Дать представление об укладе жизни детей в стойбище, рассказать о различии игр для детей мальчиков и для девочек.

-Познакомить с играми детей, проживающих в тундре.

Коррекционно-развивающие

-Расширять кругозор детей,

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать дружеские чувства, желание больше узнать о детях, проживающих в других условиях.

Апрель

1 неделя

Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

— формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

—  обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин

Коррекционно-развивающие

-закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме;

— закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже;

— закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ.

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу

2 неделя

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Коррекционно-образовательные

-учить детей подробно пересказывать художественный текст;

-формировать навык построения связных монологических высказываний.

Коррекционно-развивающие

-закреплять знания детей о предназначении различной посуды;

-развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;

-развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой.

Коррекционно-воспитательная

 воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.

3 неделя

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа

Коррекционно-образовательные.

-обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;

— учить выделять событийную основу и существенные детали изображения

Коррекционно-развивающие

-активизировать и расширять словарь детей   по теме;

— развивать   умение образовывать сложные слова;

-развивать навыки планирования развернутых высказываний

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

4 неделя

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Коррекционно-образовательные

— формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

— учить пересказывать художественный текст

Коррекционно-развивающие

-расширять знания детей о домашних животных;

— развивать самостоятельную связную речь;

—  закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

Май

1 неделя

Составление рассказа «Граница Родины — на замке» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

— формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

— обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану.

Коррекционно-развивающие

-упражнять детей в подборе имен прилагательных   к   именам   существительным   пот теме;

-расширять знания детей о военных профессиях;

-развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту.

2 неделя

Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

Коррекционно-образовательные

учить детей последовательно пересказывать литературный образец

Коррекционно-развивающие

— расширять и уточнять знания детей по теме;

— развивать способность к целостному восприятию произведения;

-упражнять детей в подборе слов-антонимов

Коррекционно-воспитательная

  воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.

3 неделя

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

Коррекционно-образовательные

-учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;

-формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

Коррекционно-развивающие

-упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;

-закреплять знания о частях тела насекомых;

—  активизировать и расширять словарь детей по теме.

Коррекционно-воспитательная

— воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.

4 неделя

Составление рассказа «Лето красное при шло…» по сюжетной картине

Коррекционно-образовательные

-учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.

Коррекционно-развивающие

— упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;

— развивать и активизировать словарный запас детей;

— отвечать на заданный вопрос полным предложением

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.

  • Пересказ рассказа яблоки гесперид 6 класс
  • Пересказ рассказа чехова гриша
  • Пересказ рассказа улетают журавли подготовительная группа
  • Пересказ рассказа руслан и людмила
  • Пересказ рассказа тарас бульба в сокращении