Пересказ рассказа ушинского лекарство в старшей группе

Пояснительная записка. развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической

Пояснительная записка.

        Развитие речи включает владение речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с художественной литературой (детской), понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественная литература. Воспитание интереса и
любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать
художественные произведения, следить за развитием действий*.

Развивающая речевая среда. Приучать детей –
будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели
бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться
играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о
чем) предпочитают слушать и т. п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать
наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с
воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более
точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и
делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать
формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать
детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности
суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по
обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном
соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать
выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение
различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию:
учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с
естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть
слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении,
определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность
речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять
детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать  умение 
образовывать  (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами,
глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые
средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.
д.).

Связная
речь.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую
формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком,
между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками,
воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и
выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах; о содержании картины;
по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать
составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять
рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие
сказки на заданную тему.

Подготовка
к обучению грамоте.
Дать представления о предложении (без грамматического
определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений
(без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить
детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша,
ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить
выделять последовательность звуков в простых словах
**.

В соответствии с программой, на образовательную
область «Речевое развитие» отводится 34 занятия.

Образовательная область  «Речевое развитие» продолжает
развивать интерес детей к художественной литературе, пополнять литературный
багаж сказками, загадками, считалками, скороговорками. Формированию интереса и
потребности в чтении (восприятии) книг способствует решение следующих задач:

Ÿ формирование целостной картины
мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Ÿ приобщение к словесному искусству,
в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Литературный материал
оказывает большое влияние на интеллект, речь ребенка, его позитивное отношение
к миру.

Читательский опыт начинает
закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность
слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное
произведение, искренне сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к
прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как
часто и каким образом читают детям.

Детская литература как
часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются
образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения
и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует
развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

Ÿ современная литература
(русская и зарубежная).

Система работы по ознакомлению дошкольников с
произведениями художественной литературы включает:

Ÿ свободное общение воспитателя
с детьми на основе прочитанной художественной литературы.

1-я неделя: чтение народных и авторских сказок, драматизация
небольших произведений или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных
изданий сказок (моноизданий, сборников);

2-я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых,
юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание
иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

Ÿ пересказывают отрывок из
сказки, рассказа.

РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ.

Номер

занятия

Содержание

(разделы,
темы)

Даты
проведения

Оборудование

Основные
виды

Образовательных

Областей
(ОО)

план

факт

1

1.«Подготовишки».

Цель:
Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему,
выяснить хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить
высказывания.

2.
Составление рассказа по картине « В школу».

Цель:
Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее
навыки построения сюжета ( завязка, кульминация, развязка).

3 неделя

сентября

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе  группа.» ( стр. 19)

2. О.С.
Ушакова.

«
Развитие речи детей 5-7 лет».

(
стр.135).

Наглядный
материал:
 

картина 
« В школу».

Речевое
развитие

2

1.Звуковая
культура речи (проверочное).

Цель:
выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей
группе.

2.Пересказ
рассказа К.Ушинского    «Четыре желания».

Цель:
Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков
и повторений.

4 неделя

сентября

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.»  ( стр.
21.)

2. О.С.
Ушакова.

«
Развитие речи детей 5-7 лет».

(
стр.137).

Материал:
 

Рассказ
К.Ушинского « Четыре желания».

Речевое
развитие

3

1.Для
чего нужны стихи?

Цель:
Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи.
Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

2.Беседа 
о А.Пушкине.

Цель:
Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от
восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

5 неделя

сентября

1.
В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе
группа.» ( стр.23, 25)

Речевое
развитие

4

1.Пересказ
итальянской сказки « Как осел петь перестал.»

Цель:
Познакомить детей с итальянской сказкой « Как осел петь перестал.»  Помогать
детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

2.
Составление текста- рассуждения.

Цель:
Учить употреблению сложноподчиненных  предложений.

1 неделя

Октября

1.
В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. подготовительная к школе
группа.» ( стр. 24,)

2. О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр 139.);

Наглядный
материал

: картина «Зайцы».

Речевое
развитие

5

1.Лексико-грамматические
упражнения.

Цель:
Активизировать речь детей.

2.
Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

Цель:
Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа,
передавая текст точно, последовательно. Выразительно.

2 неделя

октября

1.
В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе
группа.» ( стр.26.)

2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.141);

 Материал
рассказ В.Бианки   

«Купание
медвежат».

Речевое
развитие

6

1.Заучивание
стихотворения А.Фета « Ласточки пропали…»

Цель:
Помочь детям запомнить стихотворение А.Фета « Ласточки пропали…»

2.Составление
рассказа на тему  «Первый день Тани в детском саду».

Цель:
Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно
строить сюжет.

3 неделя

октября

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.27.)

2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.147);

Наглядный
материал

:картинки – заяц, волк, белка, кролик, галка.

Речевое
развитие

7

1.Звуковая
культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Цель:
Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять
количество и порядок слов в предложении.

2.Составление 
текста-поздравления.

Цель:
Учить составлять текст-поздравление.

4 неделя

октября

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.28.)

2.О.С.Ушакова 
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 150);

Наглядный
материал

: игрушки- музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка,
звоночки.

Речевое
развитие

8

1.Русские
народные сказки.

Цель:
Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

2.
Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

Цель:
Учить  придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей.
Их поступки, переживания.

1 неделя

ноября

1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр.30.)

2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 153)

Речевое
развитие

9

1.Сегодня
так  светло кругом!

 Цель:
Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

2.Осенние
мотивы.

Цель: Учить
детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять. Почему понравилась та или
иная иллюстрация.

2 неделя

ноября

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.35.,
36)

Речевое
развитие

10

1.Звуковая
культура речи, Работа над предложением.

Цель:
Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и
последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой
стороной слова.

2.Составление
рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Цель:
Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность,
точность и выразительность.

3 неделя

ноября

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.37.)

2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.159);

Наглядный
материал:

картина
«Лиса с лисятами».

Речевое
развитие

11

1
Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Цель:
Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

2.
Лексические игры и упражнения.

Цель:
Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.

4 неделя

ноября

1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр.39.40)

Речевое
развитие

12

1.Первый
снег. Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель:
Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить
стихотворение А.Фета  «Мама! Глянь-ка из окошка…»

2.
Составление рассказа по картине « Не боимся мы мороза».

Цель:
Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать
для описания зимы образные слова и выражения.

5 неделя

ноября

1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду.  Подготовительная к школе группа.» (
стр.42.)

2.
О.С.Ушакова О.С. Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр.163);

Наглядный
материал:
картины

« Не
боимся мы мороза», «Саша и снеговик».

Речевое
развитие

13

1.Работа
с иллюстрированными изданиями сказок.

 Цель:
Приучать детей с интересом рассматривать  рисунки в книгах. Активизировать
речь детей.

2.Составление
рассказа на тему «Моя любимая игрушка».

Цель:
Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать
связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

1 неделя

декабря

1.  В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе  группа.» (
стр. 45.)

2.О.С.Ушакова
О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр.165);

Наглядный
материал:
игрушки-
лисенок, щенок.

Речевое
развитие

14

1.Звуковая
культура речи.

Цель:
Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой
анализ слова.

2.
Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок».

Цель:
Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы
Л.Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок».

2 неделя

декабря

1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе  группа.» 
( стр. 46, 47)

Речевое
развитие

15

1.Тяпа и
Топ сварили компот.

Цель:
Совершенствовать  умение детей составлять рассказы по картинкам с
последовательно развивающимися действием.

2.
Пересказ сказки « У страха глаза велики».

Цель:
Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторение,
выразительно передавая речь персонажей.

3 неделя

декабря

1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду.  Подготовительная к школе группа.» (
стр. 48.)

2.О.С.Ушакова 
« Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр.168); Материал:

сказка «
У страха глаза велики».

Речевое
развитие

16

1.Повторение
стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой».

Цель:
Повторить с детьми любимые стихотворения.

2.Составление
рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке».

Цель:
Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и
находить целесообразную форму передачи этого содержания.

4 неделя

декабря

1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр.51.)

2.О.С.Ушакова 
« Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр.175);

Речевое
развитие

17

1.Новогодние
встречи.

Цель:
Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта.

2.Произведения
Н.Носова

Цель:
Вспомнить с детьми рассказы Н Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения
Незнайки и его друзей».

2 неделя

января

1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр.54.)

Речевое развитие

18

1.Здравствуй,
гостья-зима!

Цель:
Познакомить детей со стихотворениями о зиме.

2.Лекситческие
игры и упражнения.

Цель:
Активизировать словарный запас детей.

3 неделя

января

1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» 
( стр55,56.)

Речевое
развитие

19

1.Чтение 
сказки  С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Цель:
Познакомить со сказкой С.Маршака  «Двенадцать месяцев».

2.Творческие
рассказы детей.

Цель: 
Активизировать фантазию и речь детей.

4 неделя

января

1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр57, 55.)

Речевое
развитие

20

1.Чтение
русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Цель:
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной
сказкой  «Никита Кожемяка».

2.
Звуковая культура речи.

Цель: 
продолжать совершенствовать  фонематическое восприятие; учить детей делить
слова с открытыми слогами на части.

5 неделя

января

1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» 
(  стр58.)

Речевое
развитие

21

1.Работа
по сюжетной картине.

Цель:
Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа.

2.Чтение
былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник».

Цель:
Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного
богатыря Илья Муромца.

1 неделя

февраля

1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе  группа.» 
( стр59, 60)

Речевое
развитие

22

1.Лексические
игры и упражнения.

Цель:
Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие
речи.

2. Составление
рассказа «Как  Ежок попал в беду по серии сюжетных картин.

Цель:
Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать
разные способы связи  между частями текста.

2 неделя
февраля

1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр61.)

2.
О.С.Ушакова  « Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр.181)

Наглядный
материал:
1
картинка- ежонок упал в яму, бельчонок, медвежонок и зайчонок стоят и смотрят
в яму; 2- бельчонок и медвежонок кидают в яму прутики и ветки, зайчонок стоит
испуганный; 3- ежонок выбрался, зайчонок угощает всех морковкой; 4- зверята
веселятся.

Речевое
развитие

23

1.Пересказ
рассказа В.Бианки «Музыкант».

Цель:
Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

2.Чтение
рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода».

Цель:
Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность
описанной в рассказе ситуации.

3 неделя

февраля

1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в  детском саду. Подготовительная к школе группа.» 
( стр62)

Речевое развитие

24

1.Чтение
былины «Алеша Попович и Тугарин  Змеевич»

Цель:
Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

2.
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Цель:
Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать  умение делить
слова на части.

4 неделя

февраля

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 63,
64)

Речевое
развитие

25

1.Чтение
сказки В.Даля «Старик-годовик».

Цель:  Совершенствовать
диалогическую речь детей.

2.
Сочинение сказки на заданную тему.

Цель:
Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику
сказочного жанра.

1 неделя

марта

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе  группа.» ( стр 65)

2.
О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр. 196);

Наглядный
материал:
репродукция
картины В.Бакшеева « Голубая весна».

Речевое
развитие

26

1.Заучивание
стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день».

Цель:
Познакомить детей со стихотворением П.Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в
выразительном чтении стихотворения.

2.Лексические
игры и упражнения.

Цель:
Активизировать речь детей, учить их импровизировать.

2 неделя

марта

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе  группа.»  ( стр.
66,67)

Речевое
развитие

27

1.Весна
идет, весне дорогу!

Цель:
Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

2.чтение
былины «Садко».

Цель:
Познакомить детей с былиной «Садко».

3 неделя

марта

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.
68,71)

Речевое
развитие

28

1.
Чтение сказки «Снегурочка».

Цель:
Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.

2.Лексико-грамматические
упражнения.

Цель:
Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь,
помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.

4 неделя

марта

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр .71)

Речевое
развитие

29

1.Сочиняем
сказку  про Золушку.

Цель:
Помогать детям составлять творческие рассказы.

2.Пересказ 
сказки «Как аукнется, так и откликнется.»

Цель:
Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из
текста.

1 неделя
апреля

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 72)

2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр. 199);

Речевое
развитие

30

1.Рссказы
по картинкам.

Цель:
Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с
последовательно развивающимся действием.

2.
Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками».

Цель:
Учить составлять коллективный рассказ-описание.

2 неделя
апреля

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе  группа.» ( стр. 73)

2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр. 202);

Наглядный
материал:

картина 
«Если бы мы были художниками».

Речевое
развитие

31

1.Звуковая
культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Цель:
Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить
слова на части. Упражнять детей определять  последовательность звуков в
словах.

2.Пересказ
сказки «Лиса и козел.»

Цель:
Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

3 неделя
апреля

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр .74,
75)

Речевое
развитие

32

1.Заучивание
стихотворения З.Александровой «Родина».

Цель:
Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она
одна»), запомнить произведение.

2.Звуковая
культура речи. Подготовка к грамоте.

Цель:
совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и
слоговой анализ слов.

4 неделя
апреля

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе  группа.» ( стр. 76,
78.)

Речевое
развитие

33

1.Весенние
стихи.

Цель:
Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

2.Беседа
о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В.Бианки «Май».

Цель:
Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник
информации. С помощью рассказа В.Бианки познакомить детей с приметами мая-
последнего месяца весны.

1 неделя

мая

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе  группа.» ( стр 79.)

Речевое
развитие.

34

1.Лексико-грамматические 
упражнения.

Цель:
Активизировать речь детей.

2.
Составление рассказа на тему «Веселое настроение».

Цель:
Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему.

2 неделя

мая

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 80).

2.
.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр. 210);

Речевое
развитие.

35

1.пересказ
рассказа Э.Шима «Очень вредная крапива».

Цель:
Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты,
правильно строить предложения.

2.Составление
рассказа на самостоятельно выбранную тему.

Цель:
Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему.

3 неделя

мая

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 81)

2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет».  (стр. 214);

Речевое
развитие.

36

1. Повторение стихотворения З.
Александровой «Родина».

Цель:
помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение.

2. В.
Катаев «Цветик-семицветик» Цель: подвести к пониманию нравственного смысла
сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини,
закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

4 неделя
мая

1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 76)

2. О. С. Ушакова « Развитие речи детей 5-7
лет»,  стр. 164

Речевое
развитие

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц»

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
  • Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
  • числе и падеже.
  • Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение
  • Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

  • Формировать доброжелательность, инициативность.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы:

  • беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические
  • упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде
  • картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент.

Виды детской деятельности:

  • коммуникативная,
  • двигательная,
  • восприятие художественной литературы,
  • игровая.

Материал:

  • Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»,
  • мнемотаблицы,
  • картинки с изображением разных времён года, блокнотики для детей.

Презентация

Ход занятия

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.

— Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.

Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс конверт.

— Что же там внутри? (загадка).

В светлице живут четыре сестрицы:
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная.
(времена года)

— А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

— Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

— Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

— Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

— Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

— Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить вам начала предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположное по смыслу слова.

Летом погода тёплая, а зимой …(холодная)

В сентябре ранняя осень, а в ноябре …(поздняя)

Облако лёгкое, & туча (тяжёлая)

Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)

Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

Осенью насекомые засыпают, а весной …(просыпаются)

Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)

Урожай бедный, а наоборот …(богатый)

Яблоко кислое, а наоборот… (сладкое)

Летом идёт дождь, а зимой… (снег)

II. Основная часть

1. Объявление темы

— А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

— Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)

— Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

2. Первичное чтение

Чтение рассказа.

3. Беседа с детьми

— На доске вы видите схемы-подсказки. С их помощью, мы запишем план нашего рассказа. Который потом поможет нам пересказать рассказ как можно более точно.

— О чём говорится в этом рассказе? — (о разных временах года)

— О каком времени года в рассказе говориться первым? ( о зиме)

— Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?- (Ответы детей)

— Чем Мите понравилась зима? — (Ответы детей)

— О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

— Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

— Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

— Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

— Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

— Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

— Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)

— Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

— Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту)

— Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

—Что означает слово румяный(красный, алый).

—Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

—Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).

—Что значит, восторг (веселье, радость).

— Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено).

— Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

— Молодцы!

5. Физльтминутка

— А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались 
(ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома 
(руки вверх,)
Хорошо, когда зима 
(прыжки на месте!)
Бабочки порхают 
(помахать руками,)
Цветы зацветают 
(наклоны вперед),
Всюду, всюду красота 
(разводят руками,)
Что за прелесть весна 
(прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе 
(имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим 
(размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем 
(наклоны вперед)
И на сене отдохнем 
(руки за голову).
Жаркая стоит погода 
(обмахиваются,)
Лето — лучшее время года 
(прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду 
(руки в стороны),
Осень — лучшее время в году 
(прыжки на месте!)

6. Вторичное чтение с установкой на пересказ. Повторение теста с демонстрацией мнемотаблиц

— Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. Поможет вам в этом план, составленный нами на доске.
(При вторичном прочтении, обостряется внимание детей на составленном из мнемотаблиц плане.)

—А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

— А сейчас я буду читать рассказ еще раз, а вы не забывайте обращать внимание на таблицы. В правильном ли порядке мы их расположили?

— Итак‚ слушайте очень внимательно.

1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! ”

— Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

(таблица: модель времени года, санки, коньки, карманная книжка).

2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

(таблица: модель времени года, бабочка, цветок, карманная книжка).

3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

(таблица: модель времени года, рыбу, копну сена карманная книжка)

4. Наступила осень. В саду собирали плоды _ румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 (таблица: модель времени года, яблоко, грушу, книжку).

— Ребята‚ мы верно составили с вами схемами этот рассказ? (Ответы детей)

— Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.

— Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит?

— Кто может рассказать историю с начало до конца?

III. Заключительная часть

Итог занятия

— Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сюрпризный момент

— За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.

— До свидания!

Сказка «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

«— Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна, Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному

лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

* Используемые во время занятия мнемотаблицы.

План
воспитательно-образовательной работы

В старшей 
группе «Чебурашка»

на 08.11.21-12.11.21

Тема недели: « Одежда»

Понедельник 08.11.21

Режимные
моменты

Совместная
деятельность взрослого с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность,
образовательная деятельность в режимных моментах)

Организация РППС
для самостоятельной деятельности детей (центры активности , все помещения
группы )

Утро

1. Утренняя гимнастика

Комплекс №

2.Тематическая беседа «Одеваемся по сезону».

Задачи: Расширить
представление детей об одежде. Учить детей классифицировать одежду по
сезонам.   

3. Д/и «Найди пару».

Задачи:  Учить детей
объединять предметы в пары по определенному признаку, выявлять общее в паре
предметов. Развивать логическое мыш­ление, внимание.

4.Беседа «Одежда, головные уборы». 

Задачи: Формировать обобщающее
понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»;  развивать умение
классифицировать;  формировать позна­вательный интерес, умение
устанавливать при­чинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в
при­роде; развивать речь детей.

 

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Внесение настольно- печатной игры «Посуда».

 

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Перчатки» – работа по содержанию
стихотворения.

Задачи: продолжать формировать умение
детей понимать содержание стихотворений; помочь осмыслить значение образных
выражений в тексте; упражнять в осознанном использовании средств
интонационной выразительности.

Организованная образовательная деятельность

 1.  Познавательно
– исследовательская деятельность

Тема: « Один дома»

Программные задачи:  Учить
правильно вести себя ,оставаясь дома в одиночестве ,рассмотреть проблемные
ситуации –неожиданный звонок в дверь ,запах дыма или газа. Воспитывать
выдержку, учить преодолению чувства страха.

Источник: Мосалова Л.Л.

«
Я и мир»

Стр.43-44

 2. Физическое  развитие ( на воздухе)

По
плану инструктора по физической культуре.

 Прогулка

Тема : «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»

Карточка № 1  (ноябрь)

Источник:
картотека прогулок для старшей группы. 

Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые
игры по выбору детей

Вечер

1.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

2.Развитие
речи

Тема:
Составление сюжетного рассказа по картине. Мы играем в кубики. Строим дом.

Программные задачи:  Учить
составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета,
название картины.

Источник: Ушакова О.С.

Стр.
39-42

3.
Индивидуальная работа с _________________________________________

Д/И «Что лишнее?»

Задачи: Учить
детей классифицировать предметы обувь, одежда, головные уборы.

4.Д/и «Укрась сапоги для куклы».

Задачи:  Развивать
творческие способности детей.

5.Беседа «Об уступчивости».

Задачи: Рассмотреть
с детьми различные модели поведения в спор­ных ситуациях, обсудить, в каких
ситуациях уступка является оптимальным способом разрешения проблемы.
Развивать регулятивные и коммуника­тивные функции речи, обогащать словарь детей
соответствующими рече­выми конструкциями.

Самостоятельная деятельность в центрах
активности – выявить умение детей самостоятельно придумывать род
деятельности.

Прогулка

  Вечерняя прогулка

 Тема: Дидактическая игра «Бывает — не
бывает».

 Карточка №1  (ноябрь)

Источник: картотека прогулок для старшей
группы. 

Способствовать
профилактике эмоционального перенапряжения Свободная деятельность .

Вторник 09.11.21

Режимные
моменты

Совместная
деятельность взрослого с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная
деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах)

Организация РППС
для самостоятельной деятельности детей (центры активности , все помещения
группы )

Утро

1. Утренняя гимнастика

Комплекс №

2. Д/и «Одежда и профессии»

Задачи: Познакомить
со спецодеждой людей разных профессий.

3.Ситуативный разговор «Почему нужно
помогать друг другу».

Задачи: Закреплять
умение узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. Учить замечать
непорядок в одежде.

4.С/Р и «Обувной магазин» 

Задачи: Учить
детей воплощать в игре свои идеи, использовать зна­ния и умения.

Самостоятельная деятельность в центрах
активности

Чтение художественной литературы

Н. Носов «Заплатка».

Задачи: прививать любовь к
художественной литературе, учить грамотно, отвечать на вопросы. Развивать
внимание, речь.

Организованная образовательная деятельность

1. Математическое и сенсорное развитие

Тема: «Число и цифра 8»

Программные задачи: Познакомить с
образованием числа и цифрой 8;учить соотносить цифру с числом; уметь считать
в пределах 8; закреплять временные представления: «утро — вечер», «день —
ночь»

Источник: В.П.Новикова

«Математика в детском саду» для детей 5-6
лет.
Стр.33-35

2. Музыка

По плану музыкального руководителя.

 Прогулка

 Тема:  Наблюдение «Почему птицы
улетают на юг?»     

 Карточка № 2 (ноябрь)          

Источник:
картотека прогулок для  старшей группы. 

Вечер

1.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

2.
Индивидуальная работа с _________________________________________

Задачи: Учить детей классифицировать одежду по
сезонам.

3.Конструктивно
— модельная деятельность

Тема:
Ручной труд

(из природного материала) «Заяц хвоста»

Программные
задачи:
Учить детей для изготовления поделки
использовать в работе еловые шишки. Формировать умение составлять
коллективную композицию по сюжету сказки. Развивать желание использовать в
работе различный природный материал. Закреплять навык аккуратной работы с
природным материалом.

Источник: Конструирование
и художественный труд в детском саду
Куцакова Л.В.

Стр.80

4.Развитие
речи ( 01.11.21)

Тема:
Составление короткого рассказа по скороговорке

Программные задачи: Учить
детей составлять короткий рассказ по скороговорке.

Источник: Ушакова О.С.

Стр.32-36

5. Д/и «Что будет, если…»

Задачи: дать
знания о назначении одежды, обуви и головных уборов

6. Ситуативный разговор «Как уберечь
себя от болезней».

Задачи:
Рассказать детям о мерах предупреждения от болезней.

7.ХБТ: помыть
с детьми кукол и постирать кукольную одежду. Приучать детей начатое дело
доводить до конца.

Внесение настольно — печатной игры «Разрезные
картинки – одежда, обувь, головные уборы».

Прогулка

   Вечерняя
прогулка

Тема:   Наблюдение: роса.           

Карточка №2   (ноябрь)          

Источник:
картотека прогулок для  старшей  группы. 

Способствовать
профилактике эмоционального перенапряжения Свободная деятельность .

Среда 10.11.21

Режимные
моменты

Совместная
деятельность взрослого с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная
деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах)

Организация РППС
для самостоятельной деятельности детей (центры активности , все помещения
группы )

Утро

1. Утренняя гимнастика

Комплекс №

2.Ситуативный
разговор о бережном отношении к своей одежде и обуви.

Задачи:  Внесение настольно- печатной игры для
девочек

3.Труд в уголке природы (полив растений, рыхление
почвы).

Задачи:  воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них,
проявлять бережное отношение к ним.

4. Дидактическая
игра: «Наоборот». Картинки с предметами одежды.
(платье длинное-короткое).

Задачи: Развивать способность сравнивать
предметы по величине(длине, ширине), согласовывать прилагательные с
существительными в роде, числе, в подборе антонимов.

5. КГН: Формировать у детей осознанное
отношение к своему внешнему виду, стремление выглядеть опрятно.

Картинки «Одежда».

Чтение художественной литературы

Ш. Перро «Красная Шапочка».

Задачи: воспитывать
эмоционально-образное восприятие произведения, учить осмысливать идею;
уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки
творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки,
воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.

Организованная образовательная деятельность

1. Познавательно – исследовательская деятельность

Тема:  Игра « Будем вежливыми»

Программные задачи:  Формирование
осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения

Источник:  Коломийченко Л.В.

Чугаева
«Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию»

Стр.
52

 2.Физическое развитие (в зале)

По плану инструктора по физической культуре.

 Прогулка

 Тема:   Наблюдение за погодой

Карточка №3   (ноябрь)

Источник: картотека прогулок для  старшей группы. 

Способствовать
воспитанию в детях дружелюбия , доброжелательности , принимать в расчет
желание других детей ,уступать.

Вечер

1.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

2.Изобразительная деятельность

Лепка/аппликация

Тема: «Украсим платье» (пластилинография)

Программные задачи:  продолжать знакомить детей с
одеждой, называть существенные детали и части предметов (рукава, воротник,
пояс, карманы, юбка, кофта, пуговицы); продолжать учить лепить в технике
пластилинографии;

 формировать умение отделять маленькие комочки от
большого куска пластилина,

Источник:  Н.Н.Леонова
«Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ» стр. 178-179

3.
Индивидуальная работа с _________________________________________

Задачи: Рисуем по контуру с целью развития мелкой моторики.

4. Математическое и сенсорное развитие

( 02.11.21)

Тема: «Геометрические фигуры»

Программные задачи: Упражнять в
счете в пределах 7; учить составлять четырехугольник из счетных палочек;
учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закреплять
понятия: «вчера», «сегодня», «завтра».

Источник: В.П.Новикова

«Математика в детском саду» для детей 5-6 лет.Стр.30-32

Самостоятельная деятельность в центрах
активности – выявить умение детей самостоятельно придумывать род
деятельности.

Прогулка

     Вечерняя
прогулка

 Тема:   Наблюдение за погодой.

Карточка № 3   (ноябрь)

Источник:
картотека прогулок для старшей  группы. 

Способствовать
профилактике эмоционального перенапряжения Свободная деятельность .

Четверг 11.11.21

Режимные
моменты

Совместная
деятельность взрослого с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная
деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах)

Организация РППС
для самостоятельной деятельности детей (центры активности , все помещения
группы )

Утро

1. Утренняя гимнастика

Комплекс №

2. Беседа: «Как ткани ткут и нити
прядут».

Формировать представления об изготовлении тканей. Беседа с показом
иллюстраций.

3.Конструктивно
— модельная деятельность (02.11.21)

Тема: Ручной труд

(из
бумаги и картона) «Корзиночка»

Программные
задачи:
Закреплять  у детей умение работать по
выкройке (делать квадратную коробочку). Развивать умение аккуратно делать по
выкройке надрезы и склеивать стороны. Воспитывать самостоятельность ,
инициативу. Формировать внимательное отношение к товарищам.

Источник: Конструирование
и художественный труд в детском саду
Куцакова Л.В.

Стр.69

4.Д/и «Спать хочется»

 Задачи: развивать умение быстро
сосредоточиваться (картотека).

5.С/р игра «дочки- матери»

 Задачи: продолжать формировать знания детей о поведении
 взрослых в семейной жизни.

6. Настольнопечатная игра « Одень куклу Машу»

 Задачи: развивать внимание усидчивость.        

Картинки по теме одежда, белые листы, простые
карандаши, гуашь.

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание). Задачи:
формировать умение замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.
Развивать творческое воображение.

Организованная образовательная деятельность

1. Изобразительная деятельность

(Рисование)

Тема: «Шьем одежду»
(предметно-декоративное рисование)

Программные задачи:  знакомить детей с одеждой и ее
разновидностями; учить рисовать одежду с помощью изобразительных
материалов; закреплять умения пользоваться графическим материалом при
создании наброска; воспитывать интерес к одежде, бережное отношение к
ней.

Источник:  Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое
развитие детей в старшей группе ДОУ»

Стр.90-92

2. Физическое развитие  (зал)

По
плану инструктора по физической культуре

 Прогулка

 Тема:   Наблюдение за ивой.

Карточка №  4  (ноябрь)

Источник: картотека прогулок для  старшей  группы. 

Способствовать
воспитанию в детях дружелюбия , доброжелательности , принимать в расчет
желание других детей ,уступать.

Вечер

1.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

2.
Развитие речи

Тема:
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Задачи:
Упражнять в выразительном пересказе литературного текста без помощи вопросов
воспитателя.

Источник: Ушакова О.С.

Стр.49-51

2.  Познавательно
– исследовательская деятельность (01.11.21)

Тема: «Человек и природа»

Программные задачи: Формирование
бережного отношения к природе ,представления о значении природы в жизни
человека ,воспитывать осознанное отношение к нравственной ценности русской
природы

Источник: Коломийченко Л.В.

Чугаева
«Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию»

Стр.
171-172

3.Беседа: «Бродяга-ветер погодою
вертит». Задачи:

Формировать представления детей о взаимосвязи погодных явлений и одежды.

4. Труд. Предложить детям полить комнатные растения. Обсудить с
детьми важность данного поручения. Понимать значимость своего труда.

Предложить раскраски. Продолжать упражнять в умении
закрашивать аккуратно, не выходя за контуры.

Прогулка

 Вечерняя
прогулка

 Тема: Наблюдение: осенний дождь.

 Карточка № 4    (ноябрь)

 Источник: картотека прогулок для старшей   группы. 

Способствовать
профилактике эмоционального перенапряжения Свободная деятельность .

Пятница 12.11.21

Режимные
моменты

Совместная
деятельность взрослого с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная
деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах)

Организация РППС
для самостоятельной деятельности детей (центры активности , все помещения
группы )

Утро

1. Утренняя гимнастика

Комплекс №

2.Воспитание КГН: «Расскажи, как правильно
вести себя за столом».

Задачи: закреплять правила поведения за столом.

3.Работа с дежурными по столовой: помощь мл. воспитателю в накрывании на стол и заучивание
меню.

4. Беседа: «Как следить за своей одеждой»

Задачи: вызвать желание держать свою одежду в порядке. Воспитывать
опрятность, следить за своим внешним видом.

5. Изобразительная деятельность

Лепка/аппликация ( 03.11.21)

Тема: «Золотые березы»

Программные задачи: Вызывать у
детей интерес к изображению осенней березы по мотивам лирического
стихотворения; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи
характерных особенностей золотой кроны(аппликация) и стройного белоснежного
ствола с гибкими ветками; совершенствовать технические умения; развивать
чувство цвета и композиции.

Источник: Н.Н.
Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ» 
стр.208-210

Картинки по теме «безопасность»

Самостоятельная деятельность в центрах активности – выявить
умение детей самостоятельно придумывать род деятельности.

Чтение художественной литературы

Чтение Андерсен Г.Х. «Новое платье короля»

Задачи: учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения.

Организованная образовательная деятельность

 1.
Подготовка к обучению грамоте / чтение худ. литературы

Тема:  Беседа о временах года. Чтение рассказа К.
Ушинского « Четыре желания»

Программные задачи:  Познакомить
детей с творчеством К.Ушинского. Учить самостоятельно выделять в тексте
описание каждого времени года.

Источник:  О.М.Ельцова  «Сценарий
образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой».
Стр.25-30

2. Музыка

По
плану музыкального руководителя

 Прогулка

Тема: «Что ни день – то раньше вечер, а светает  все
поздней»

Карточка № 5     (ноябрь)       

Источник:
картотека прогулок для  старшей  группы. 

Способствовать
воспитанию в детях дружелюбия , доброжелательности , принимать в расчет
желание других детей ,уступать.

Вечер

1.
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

2.
Индивидуальная работа с_________________________________________

Задачи: Нанизывание крупных пуговиц, бусин, шариков на
леску, развитие мелкой   моторики.

3.  Познавательно
– исследовательская деятельность ( 03.11.21)

 Тема: Мой адрес

Программные задачи: Закрепить
знания детей о месте жительства . Учить детей правильно составлять рассказ ,
передавать содержание интересно для окружающих

Источник: Мосалова Л.Л.

«
Я и мир»

Стр43-44

4.С/р игра «В гостях у бабушки» Задачи: формирование умения
творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли
в играх.

Раскраски, атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

Прогулка

Вечерняя прогулка

Тема:   Наблюдение: одежда осенью.

Карточка № 5 (ноябрь)

Источник: картотека прогулок для  старшей группы. 

Способствовать
воспитанию в детях дружелюбия , доброжелательности , принимать в расчет
желание других детей ,уступать.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №91 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт — Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

 детей старшего дошкольного возраста

 на тему

«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».

с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).

Воспитатель:

Михайлова С.В.

Санкт – Петербург

2019

Цель: Расширять и углублять представление детей о России.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать развивать у детей внимание, память, мышление.

Развивающие:

Расширять запас слов детей, совершенствоватьумение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

Совершенствовать навыки пересказа у детей.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, радость, что они родились и живут в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие и  художественно — эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Рассматривание карты России.

Чтение стихов русских поэтов о России.

Слушание гимна России.

Просмотр презентации на тему: «Россия – Родина моя».

Разучивание хороводной игры «Березка».

Разучивание песни «Росиночка – Россия».

Заучивание с детьми пословиц и поговорок о Родине.

Ход занятия:

Воспитатель: Поговорим мы с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине. Как называется наша страна, все вы, конечно, знаете. Давайте хором произнесем ее название: «Россия, Русь».

У России, у русской земли есть много своего, особенного: того, что люди называют «русским». Подумайте и ответьте: про что можно сказать «Русский» (лес, богатырь, мороз, человек, самовар, язык,флаг, герб, гимн),

«Русская» (изба, песня, душа, земля, зима, дорога, музыка, сторона, матрешка).

Ребята, попробуем ответить на вопрос: «Что такое Родина?»

Ответы детей:

Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

Наша Родина – это русские поля, леса, моря и реки.

Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

Родина – это наш край, поселок, где мы живем.

Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, дедушка, бабушка.

Это место, где стоит наш детский сад.

Воспитатель: Ребята, продолжим разговор о нашей Родине – России. Давайте образуем слова из одной семейки со словом «Родина».

Воспитатель: Лиза,  что ты делала 4 ноября?

 – Я родилась.

Воспитатель: Каким словом можно назвать папу и маму?

-Родители.

Воспитатель: А каким словом вы назовете своих дядю и тетю?

-Родственники.

Воспитатель: Какой брат у тебя, Арина?

-Родной.

Воспитатель: В этом году был хороший урожай картошки. Мы говорили, что картошки много…

— Уродилось.

Воспитатель: Кто живет в нашей стране?

Народ.

Воспитатель: Какую игру мы с вами выучили вчера?

Народную.

Воспитатель: Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли?

Родник.

Воспитатель: Отлично.

Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.

Дети: Родилась, родители, родственники, родной, уродилась, народ, народная, родник.

Воспитатель: Вот какая большая семья получилась! И теперь вы знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ, Родина – родная земля.

Ребята,  сядьте поудобнее и послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Отечество». (Чтение рассказа воспитателем).

Беседа по прочитанному, вопросы к детям:

Как начинается рассказ? Как называет автор свою Родину?

Почему мы зовем Россию Отечеством?

Почему мы зовем ее Родиной? Как заканчивается рассказ?

А сейчас давайте составим план пересказа.

С чего вы начнете рассказ?

Дети: Как автор называет Родину.

Воспитатель:  О чем вы будете рассказывать дальше? —  

Дети: Почему мы называем родину Отечеством.

Воспитатель: Как вы продолжите рассказ?

Дети: Мы объясним, почему мы называем Россию Родиной.

Воспитатель: Что вы расскажете потом?

Дети: Потом мы расскажем, почему мы называем Родину матерью.

Воспитатель: Как вы закончите рассказ?

Дети: Мы объясним, почему Родина у нас одна.

Воспитатель: Молодцы! Вы составили план рассказа.

Исполнение песни детьми « Росиночка – Россия».

Повторное чтение рассказа.

Пересказ рассказа детьми.

3-4 пересказа.

Проведение хороводной  игры «Березонька».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить сесть за столы и нарисовать картинку о своей Родине. По окончании рисования рассмотреть картинки и собрать их в альбом с названием «С чего начинается Родина?»

Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о Родине, назовите их.

Дети:

Родина мать – сумей за нее постоять.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Человек без Родины, как соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Любовь к Родине в огне не горит и в огне не тонет.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родная сторона —  мать, чужая – мачеха.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Рефлексия. Подведение итога занятия.

2

2.1

2.2

2.3

3.

Основной этап:

Этап постановки проблемы

Поиск решения

Практическое решение проблемы

Заключительный этап.

развивать внимание,

умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Познакомить детей с содержанием рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

закрепить умения выполнять игровые действия

Проанализировать деятельность, подвести итоги разрешения проблемной ситуации, обобщить совместную деятельность детей по достижению целей.

1)Объявление темы.

—  А какое у вас  любимое время года и почему?

 — Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя,

и ему нравились все четыре времени года?

 — Об этом мальчике писатель К.Ушинский написал очень интересный рассказ,

который называется «Четыре желания».

Константин Дмитриевич  Ушинский —  великий писатель и педагог.

Он был учителем всех учителей. Автор детских рассказов и сказок.

Константин  Дмитриевич  Ушинский  оставил неизгладимый след,

 как в педагогике, так и литературе.

 Его именем названы во многих городах улицы и учреждения.

А лучших педагогов с недавних пор стали награждать медалью Ушинского.

Хотите послушать его рассказ «Четыре желания»?

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

 Я попрошу Вас быть очень внимательными.

Первичное чтение.

-Кто главный герой в рассказе?(

-О чем говориться в рассказе?

— О каком времени года в рассказе говориться первым?

 — Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?

— Чем Мите понравилась зима?

— О каком своём желании он сказал отцу?

 — Куда предложил отец записать желание Мити?

 — Почему Митя назвал весну прелестью?

 — Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз?

 — Что опять посоветовал отец сделать Мите?

 — Что запомнилось Мите летом?

-Какими словами мальчик сказал об осени?

 — Скажите, может так быть,

 чтобы человеку нравились все времена года, как Мите?

 — Почему рассказ называется «Четыре желания»?

 — Ребята, какой же можно сделать вывод

— какое же время года лучшее?

3)Словарная работа (работа по тексту).

-Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.

-Что означает слово румяный? (красный, алый).

-Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

-Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)

-Что значит, восторг (веселье, радость).

— Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)

-Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

Физминутка

— А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).

Белоснежные дома (руки вверх,)

Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)

Бабочки порхают (помахать руками,)

Цветы зацветают (наклоны вперед),

Всюду, всюду красота (разводят руками,)

Что за прелесть весна (прыжки на месте!)

Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,)

В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,)

Красных ягод наберем (наклоны вперед)

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (обмахиваются,)

Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)

Груши, яблоки в саду (руки в стороны),

Осень — лучшее время в году (прыжки на месте!)

Вторичное чтение с установкой на пересказ Составление модели к тексту.

-Сейчас я еще раз буду читать рассказ по частям и мы будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

-Итак, слушайте начало рассказа.

1.Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”

-Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

— О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)

-Как звали мальчика? (Митя)

-Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

-Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)

-Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

-Куда записали его желание? (В записную книжку)

-Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

-Слушайте продолжение.

2.Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

— О каком времени года говорится?

— Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

-Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

-Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

-Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)

-Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

-Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте дальше.

3.Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

— Какое время года настало?

-Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

-Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

-Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)

-Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

-Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

4.Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

-Какое время года наступило? (Осень.)

-Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

-Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)

-Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)

-Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

-Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).

-Ребята, мы записали схемами этот рассказ.  

-Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно

-Я предлагаю вам пересказать рассказ.

-Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит?

-Кто может рассказать историю с начало до конца?

Всё у нас получилось, молодцы, а сейчас подойдите ко мне (воспитатель предлагает детям взять картинки с приметами времён года и разделиться на четыре команды) Дети берут картинки и подходят к своему столу  (на столах лежат картинки с изображением  времен года) Воспитатель предлагает детям  в командах придумать короткий рассказ по картинке.

Рефлексия Воспитатель предлагает детям присесть на ковер.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?

 (рассказ “Четыре желания”)

—  Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).

— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

— Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.

Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

Словесный метод.

Рассказ об авторе.

Читает рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Беседует с детьми по содержанию рассказа.

Словарная работа.

Прием активизации мышления детей.

Игровой прием

Вторичное чтение с установкой на пересказ

Составление модели к тексту.

Составление модели к тексту.

Составление модели к тексту.

Деление на команды.

Д.И. «Собери картинку».

Анализирует занятие с детьми, проводит рефлексию.

Внимательно слушают воспитателя. Воспринимают содержание рассказа.

Дети внимательно слушают.

Отвечают на вопросы по прочитанному.

Дети высказывают свои предположения.

Дети выполняют игровые действия.

Дети внимательно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, рисуют схемы.

Дети рисуют схемы по первой части рассказа.

Дети рисуют схему по второй части рассказа

Дети рисуют схему по третьей части рассказа

Дети рисуют схему по четвёртой части рассказа

Пересказ рассказа по частям с опорой на схемы

Дети делятся на четыре команды.

Дети собирают картинки в команде

Придумывают короткий рассказ по картинке

Принимают активное участие в дидактической игре.

Дети отвечают на вопросы, взаимодействуют с педагогом и между собой. Высказывают свои предположения.

Активизируется речь Пополняется словарный запас.

Проявляют интерес к движениям и пытаются их повторить.

Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают. Самостоятельно делают вывод о том, чему учит этот рассказ.

Закрепляют умение пересказывать рассказ с опорой на схемы.

Приобретают умение делиться на команды новым способом.

Закрепляют умение работать в команде.

Отвечают на вопросы воспитателя, размышляют. Подводят итоги совместной деятельности.

  • Отрывки из сказок пушкина для детей дошкольного возраста
  • Парикмахерская сказка на викулова телефон
  • Останься со мною олеся как сказка как чудо как песня
  • От названия какой реки произошла кличка собаки вьюшка из рассказа пришвина выскочка
  • Отзыв к сказке кот петух и лиса