Пересказ рассказа кубок жуковский

История создания баллады жуковскогов xii веке было широко известно сказание о ныряльщике, который ради наживы отправился на морское дно. по

История создания баллады Жуковского

В XII веке было широко известно сказание о ныряльщике, который ради наживы отправился на морское дно. По этой легенде Ф. Шиллер написал балладу «Водолаз».

Василий Андреевич Жуковский, основным направлением творчества которого был романтизм, перевёл её на русский язык, немного изменив основной смысл.

В новом легендарном повествовании главная черта героя не жадность, а храбрость и самоотверженность.

Темы и проблемы

  1. В балладе раскрываются несколько тем. Самой очевидной из них становится тема смерти.В любые времена кончина ребенка – это трагедия, его очень жалко, так как обычно он ни в чем не виновен. В «Лесном царе» мальчик умирает в страхе – он не хочет уходить с повелителем лесов, тот пугает его и даже угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Ребенок, угасая, продолжал сопротивляться – он не поддавался на уговоры духа, который обещал ему вечные забавы, золото и жемчуга. Он умирает в муках: ему кажется, что Лесной царь догнал его, и поэтому он начинает задыхаться и кричать.
  2. Другой темой становится противостояние мира реального и мира фантастического: как и в других своих балладах, Жуковский сталкивает их, и основной герой не понимает, где настоящее и где придуманное. Это основная тема в произведении. К сожалению, в «Лесном царе» мальчик проигрывает миру фантастическому; нельзя утверждать, что он с ним борется, ведь он не верит объяснениям отца, который трактует его видения в рамках реальности.
  3. Основная проблема, поставленная писателем, заключается в том, что человек не всегда способен победить невзгоды, которые ему встретились на жизненном пути. Злой рок неумолим, судьбу невозможно переписать. Так, мальчик сильно заболел, и читатель не знает, в какой момент: возможно, отец повез его к лекарю в соседнюю деревню (так как не в каждом крестьянском поселении был свой врач); а может, мальчика начала мучить лихорадка уже в течение поездки, и мужчина не мог даже предвидеть такого развития событий. В любом случае, случилось так, что у героя не было возможности победить то, что ему предназначалось.

Главные герои и их характеристика

Царь – жестокий, самолюбивый правитель.

Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок.

Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.

Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим.

Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок.

Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.

«Кубок» — краткое содержание баллады В. А. Жуковского

Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно.

Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок.

Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся.

В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем.

Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.

Сюжет баллады «Кубок» Жуковский

«Кубок» Жуковский краткое содержание произведения:

Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.

Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.

К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках.

Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.

Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.

Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях.

Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.

Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…

Главная мысль:

Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.

Заключение:

В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов.

Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский — Жуковского.

Анализ произведения

Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт.

И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках.

Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения.

Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.

Короткий пересказ «Кубок»

Краткое содержание «Кубок» Жуковский:

Как-то раз царь решил проверить преданность своих подданных, предложив своим рыцарям показать себя смельчаками и спрыгнуть с обрыва в пучину моря. Правитель сбросил с горы свой золотой кубок, и храбрецу требовалось достать его с самого дна.

Любой мог участвовать в опасном состязании, однако желающих не нашлось. Оно и не удивительно, ведь высокие бурлящие волны у горы забирали на дно целые корабли, и еще никому не удавалось выплыть живым.

Вдруг вперед вышел паж. Юнец, ни слова не проронив, начал сбрасывать с себя одежду и подошел к обрыву, в то время как толпа в изумлении смотрела на безумца. Увидев беспокойные волны, парень начал молиться своему небесному покровителю, прося о спасении. И вот, наконец, он прыгнул вниз. Царская свита единовременно вскрикнула от неожиданности, с прискорбием решив, что паж уже разбился и утонул.

Море на мгновение затихло, но потом зашипело с новой силой, поднимая густую белу пену. Из самой пучины вылетел громадный поток, в котором придворные увидели живого пажа с кубком в руке. Одолев мощные волны, ему все-таки удалось выплыть на берег.

Всё тело ломило от усталости, а дыхание сбилось, но он был рад вновь увидеть солнечный свет. Всех охватила радость за счастливую развязку состязания. Юноша опустился на колено, вручил царю его кубок и торжественно произнес, что ради его величества он избавился от страха смерти. Дочь царя преподнесла пажу кубок вина.

Тут он начал описывать всё, что видел на морском дне, рассказал об обитающих там чудовищных тварях и как чудом спасся благодаря морскому потоку. Царя заинтересовали его рассказы, и он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В награду на этот раз обещалось золотое кольцо с камнями, лишь бы он вновь вернулся с историями про морских чудищ.

Царская дочка взмолилась, упрашивая отца отказаться от этой затеи и пожалеть юного пажа. Но правитель, привыкший, что любая его прихоть и любой, даже самый нелепый приказ, будет выполнен, оставался непреклонным. Бросив в пучину сосуд, к награде он добавил и свою дочь в качестве супруги. Ничего не оставалось юному пажу, как вновь броситься с горы в воду. И вновь море на мгновение затихло и зашумело с новой силой. Так и не смог юноша выбраться из пучины.

Главная тема в произведении – это храбрость и отвага пажа. В то время, как взрослые опытные рыцари предпочли остаться сторонними наблюдателями, юноша отважно совершает подвиг. Значимой наградой для него стал вовсе не золотой сосуд, а кубок вина, поднесенный царской дочерью.

Это интересно: «Сказка о Царе Берендее, о сыне его Иване Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи Царевны, Кощеевой дочери». Читайте детские сказки и повести в хорошем качестве онлайн, бесплатно и без регистрации на нашем сайте.

Главная мысль

Даже краткий пересказ дает понять, что глупо безрассудно рисковать собой из-за такого незначительного повода. Оставшись в живых, смелый, отважный молодой человек мог совершить много хороших поступков и принести пользу людям.

Выбравшись невредимым в первый раз, паж уже завоевал внимание царевны. Их ждала взаимная любовь. Судьбе не нравится, когда её испытывают.

Несколько раз подряд редко когда везёт. Свои поступки надо хорошо обдумывать.

Жанр и композиция

Данное произведение — это не сказка и не басня. Оно написано в жанре романтической баллады.

Проследим за композицией баллады:

  1. Экспозиция:

    действие происходит на берегу моря, где находится царь со своей свитой.

  2. Завязка:

    царь кидает в море драгоценный кубок и обещает подарить его тому, кто сможет его достать. Юный паж прыгает за ним в воду.

  3. Развитие действия:

    претерпев страшные испытания, храбрец выходит на берег с кубком. Он рассказывает о своих приключениях, но царю этого мало. Правитель во второй раз швыряет кубок с обрыва и предлагает снова достать и продолжить рассказ. За это обещает перстень и царевну в жены.

  4. Кульминация:

    молодец ныряет в море. Все ждут его возвращения.

  5. Развязка:

    юноша погибает.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

logo

Главная
» Сонник
» Вы прочитали балладу светлана почему автор. Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение? В. Строки, наполненные светом

02.10.2021

  1. Подготовьте краткий рассказ о жизни и творчестве
    В. А. Жуковского на основе статей в учебнике.
  2. Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение?
  3. В чем смысл баллады «Светлана»? Почему автор начинает
    ее с описания гаданий «в крещенский вечерок»? С чего начинается сон героини и чем он завершается?
  4. Можно ли считать, что Жуковский написал эту балладу
    в шутливом ключе? Сравните сюжет этой баллады с сюжетами известных Вам других баллад Жуковского (например,
    «Кубок»).
  5. Литературовед Н. В. Измайлов пишет, что «линия средневековых баллад на сюжеты, почерпнутые из народных преданий, проходит, так же как и линия античных баллад, через весь центральный период творчества Жуковского.
    «Светлана» была явным переосмыслением канонов баллады» (кончается не трагической, а счастливой развязкой, ее
    фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил оказывается сном и т. д.). Согласны ли Вы с этим
    суждением? Найдите подтверждение своей точки зрения
    в тексте баллады.
  1. Жуковский признавался: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение и в дополнение чужих мыслей. Мой
    ум — как огниво, которым надобно ударить об кремень,
    чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое или
    по поводу чужого — и все, однако, мое». Замечали ли Вы
    эту особенность поэта?
  2. Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?
  3. Расскажите о жанре баллады в творчестве Жуковского
    и назовите основные признаки его баллад.

    Мотивируйте суждение о том, что Жуковский — новатор
    и в области балладного жанра, что он создал национальную
    балладу. Подтвердите свое суждение на примере баллады
    «Светлана».

Развивайте дар слова

  1. Подберите синонимы к словам лукавый, печали, кони рьяны, взоры, лик, робко, хижина, очи, перелетным огнем.
    Какие из этих слов можно использовать сегодня? Приведите примеры.
  2. Подготовьте одно из стихотворений или балладу В. А. Жуковского для выразительного чтения вслух в классе.

Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение?
В чем смысл баллады «Светлана»? Почему автор начинает ее с описания гаданий «в крещенский вечерок»? С чего начинается сон героини и чем он завершается?
Можно ли считать, что Жуковский написал эту балладу в шутливом ключе? Сравните сюжет этой баллады с сюже тами известных Вам других баллад Жуковского (например, «Кубок») .

Ответы:

У современного читателя баллада «Светлана» оставляет обычно приятное впечатление лёгкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней.
К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: лёгкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, например, Державина это казалось удивительным.
Авторы учебника спрашивают: «В чём смысл баллады «Светлана»?»
Слово смысл не имеет чёткого терминологического значения. Его значения сильно различаются: это и содержание, значение чего-либо, и цель. Не зная, что имеют авторы в виду под словом смысл, нельзя корректно ответить на поставленный вопрос.
Описание «крещенского вечерка». Сон героини
Баллада «Светлана» была написана на сюжет баллады немецкого поэта Бюргера. Жуковский считал, что русская литература должна освоить всё созданное на Западе, но освоить не слепо, а творчески перерабатывая и переосмысливая достижения иных культур. Жуковский решил пересадить жанр баллады на русскую почву, создавая в «Светлане» национальный колорит с помощью описания народных обычаев (гадания на Святки) и путём придания характеру Светланы черт типичного русского характера, как его понимал Жуковский (христианское смирение, терпение, кротость).
Светлана садится гадать на жениха ночью перед зеркалом, за накрытым столом с двумя столовыми приборами. Считается, что на Святки пробуждаются таинственные, потусторонние силы. Светлана долго глядит в зеркало и незаметно для себя засыпает. Во сне она слышит шёпот и видит своего милого, который зовёт её венчаться. Сюжет сна начинается с того, что Светлана без слов подчиняется милому и идёт с ним в сани, как бы странно ей это не казалось.
В таинственной избушке, где стоит гроб, после молитвы Светланы перед иконой на грудь ей слетает белый голубок — в православии символ Духа Господня. Таким образом, дева оказывается под Божьей защитой, и мертвец бессилен ей навредить. Жуковский хочет сказать, что смирение и покорство Божьей воле является спасением и вознаграждается.
Мы отчётливо ощущаем лёгкий шуточный оттенок в балладе «Светлана» — ив лёгкости стиха, и в счастливом финале. «Светлана» существенно отличается от таких баллад, как «Лесной царь», «Кубок» или «Людмила», которые ощущаются как драматические и кончаются гибелью героев.

Главная героина баллады – влюбленная девушка Светлана, ожидающая своего возлюбленного. Она верит, что суженый вернется, и что Бог не разлучит помолвленных. Еще один герой – призрак жениха, который в страшном сне Светланы завел девушку так далеко от дома и показал дорогу к своему же гробу.

Пейзаж усиливает впечатление, полученное от происходящих событий, а иногда предрекает их. Во время путешествия с призраком на небе бледно светит луна – “глаз” ночи.

С древних времен существует поверье, что это время суток таит в себе зло

И тьму.

Также “вокруг метель и вьюга” – путь назад, к свету, занесен снегом, и поэтому Светлана вынуждена зайти в избу, где предстоит встреча с мертвецом.

События произведения берут начало из далекого прошлого. Святочные гадания приводят Светлану к зеркалу, где она и засыпает. Ночь представляется чем-то смутным, а образ голубя, наоборот, олицетворяет добро и надежду – в этом отражаются народные взгляды и приметы.

Сама Светлана обладает кротким и терпеливым нравом, что присуще русской девушке. Таким образом, мы видим, что данная баллада основана на фольклоре.

Я думаю, что баллада “Светлана”, в некотором смысле, носит поучительный характер. Лирический герой в конце произведения указывает на то, что “несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье”. В балладе будто звучит призыв: читатель, верь реальному миру, а не грезам и предсказаниями!

(No Ratings Yet)

Related posts:

  1. Баллада “Светлана” была написана в подарок на свадьбу своей племяннице Маше, которую он обучал литературному искусству, и которую очень любил. Но религиозная мать Марии была категорически против брака родственников, поэтому по достижении совершеннолетия Машу выдали замуж за опытного хирурга И. Ф. Мойера. “Светлана” стала подарком на свадьбу любимой племяннице и наставлением для нее. В произведении […]…
  2. Остановимся на балладе Жуковского “Светлана” (1811). Она представляет собой попытку поэта создать самостоятельную русскую народную балладу. Но народность в начале XIX века понималась поэтами, тесно связанными с сентиментализмом, с одной стороны, как приукрашенное изображение народного быта, а с другой, как мир сказок и легенд, созданный народной поэтической фантазией. Так понял народность и Жуковский. Баллада начинается […]…
  3. Светлана – героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, “Людмила”, на тему “образцовой” баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера “Ленора”, – возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. “Светлана” – попытка создания идеального национального характера, “русской души”, какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души – чистота, кротость, покорность Провидению, […]…
  4. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поет, не гадает. Ее милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым. Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, […]…
  5. В 1808 году Жуковский печатает свою первую балладу “Людмила” – подражание одной из баллад немецкого поэта XVIII века Бюргера “Ленора”. В балладе Жуковского развивается характерная и для его элегий мысль о безрассудности и даже греховности ропота человека на свою судьбу, ибо любые горести и испытания ниспосылаются ему свыше. Сюжет “Людмилы” отличается самой мрачной фантастикой: умерший […]…
  6. Василий Андреевич Жуковский написал множество прекрасных баллад, без которых практически невозможно представить русскую литературу. Моим любимым произведением этого автора стала баллада “Светлана”, в которой Жуковский воссоздал в главной героине совершенство и идеал характера русского человека. Главными особенностями “русского характера” автор посчитал верность, честность, нежность, теплоту, искренность, чистоту, кротость и многие другие положительные черты. Для того, […]…
  7. Жуковский, Светлана. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку. На святках, “в крещенский вечерок”, как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные га­дания, которые перечисляет в начале бал­лады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали ис­пытать судьбу. Это экспозиция […]…
  8. СВЕТЛАНА (Баллада, 1808-1811) Светлана – героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, “Людмила”, на тему “образцовой” баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера “Ленора”, – возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. “Светлана” – попытка создания идеального национального характера, “русской души”, какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души – чистота, […]…
  9. Баллада В. А. Жуковского “Светлана” является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: “Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой”. Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе. Светлана является идеальным героем, героем мечты Жуковского. Она крестьянка, красавица, очень добрая, счастливая, что не совсем возможно. Жуковский одарил Светлану исключительным […]…
  10. У современного читателя баллада “Светлана” оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас ка­жется колыбельной песней. К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и не­оспоримым достоинством Жуковского в глазах его современни­ков: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, […]…
  11. У современного читателя баллада “Светлана” оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней. К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, […]…
  12. Подготовка к ЕГЭ: Анализ баллады В. А. Жуковского Светлана (сочинение ЕГЭ) В. А. Жуковский написал балладу “Светлану” в знаменательный для России год – в 1812. В основу баллады легко произведение Бюргера “Леонора”. На протяжении всего творения Жуковского “Светлана” прослеживаются фольклорные нотки: разнообразные обрядовые песни, сюжеты народных сказок, приметы и гадания. Девушка Светлана баллады Жуковского стала […]…
  13. Василий Жуковский является одним из отцов русского романтизма. Он одним из первых начал использовать в своих произведениях романтические черты. Таким произведением является и его баллада “Светлана”. С самого начала произведения автор погружает нас в уютную и теплую атмосферу святочных гаданий. Даже название баллады, которое является так же именем главной героини, наполнено светом и теплом. Жуковский […]…
  14. “Светлана” – одно из самых знаменитых произведений Жуковского. В ней поэт хотел показать, какой должна быть русская баллада. В начале баллады описывается гадание молодых девушек: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали:За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали… Уже первые строчки произведения, показывают нам традиционно русский обряд. Гадания, конечно, существуют и в других странах мира, но […]…
  15. Баллада – это стихотворный рассказ преимущественно фантастического или героико-исторического характера. Наиболее известной балладой Жуковского является баллада “Светлана”, над которой поэт работал в 1808-1812 г. В качестве свадебного подарка баллада посвящена племяннице Жуковского А. Протасовой. Стремление автора восполнить национальную русскую тем в поэзии увенчалось наибольшим успехом. Он дал совокупность примет русского национального стиля: зима, колокольчик икона. […]…
  16. В. А. Жуковский. Стихотворения. Баллады Баллада “Светлана” Жуковский вошел в историю русской поэзии не только как поэт, но и как балладник. Жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он сделал его популярным, создав русскую романтическую балладу. История создания Жуковский был гениальным переводчиком, и главный его переводной жанр – баллада. Он создал […]…
  17. В. А. Жуковский – известный поэт, мастер поэтического слова, тонкий знаток русской культуры и фольклора. В балладе “Светлана” автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую большую, щедрую, трепетную и горячую. Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами. По знамениям судьбы или природы корректировалась жизнь и деятельность одного […]…
  18. Своеобразие творчества Василия Андреевича Жуковского состоит в том, что он стал основоположником романтизма в русской поэзии, одним из первых направил ее внимание к пе­редаче душевных переживаний частного человека, сообщив ей тем самым лирическое начало. Основным жанром оригиналь­ного творчества Жуковского были элегия и баллада. Баллада – это стихотворный рассказ, обладающий сюже­том и носящий исторический или фантастический […]…
  19. Василий Жуковский в начале творческого пути во многом подражал перу немецких и английских поэтов. У Бюргера Жуковский позаимствовал сюжет для баллады “Светлана”. Написана она была в 1812 году. Переложив первоисточник на свой манер, Жуковский подарил русскому читателю удовольствие от знакомства с легкой, насыщенной невероятными событиями и русским фольклором, балладой. Тему произведения “Светлана” определить не сложно: […]…
  20. Страшная фантастика в балладе разрешается в шутке, в мягкой улыбке самого поэта. Стиль баллады “Светлана” отличен цветовой гаммой. Людмила нарисована на фоне черной, видимо, летней ночи: она в темноте дубрав и лесов или на буграх, на равнинах, освещенных тусклым лунным светом. Баллада “Светлана” выдержана скорее в белом цвете, который побеждает страшную темноту ночи. Источник белого […]…
  21. Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” План I. Баллада В. Жуковского “Светлана” – произведение романтизма. II. Сон и явь, реальный и потусторонний мир в балладе. 1. Народные обряды и традиции в балладе. 2. Сон Светланы. 3. Реальность фантастического и призрачность реальности. III. Человек – житель двух миров. И бездна нам обнажена С своими страхами […]…
  22. В Западной Европе к началу XIX века жанр баллады был очень популярен. Баллады писали выдающиеся авторы: в Англии и Шотландии – Уильям Блейк, Роберт Бернс, Уильям Вордс­ворт, Вальтер Скотт, Сэмюэль Тэйлор Кольридж, Роберт Саути и Джордж Гордон Байрон; в Германии – Иоганн Готфрид Гердер, Готфрид Август Бюргер, Иоганн Вольфганг Гете, Фридрих Шил­лер, Людвиг Уланд. Во […]…
  23. В. А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества. Всех героев и событий связывает вера в предвидение, разногласие между разумом и действительностью, борьба между добром и злом. Сюжет произведения – […]…
  24. Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года – с 1808 по 1812 год. Она посвящена Александре Александровне Воейковой (в девичестве – Протасовой) и была свадебным подарком ей. Главная героиня – “милая Светлана” – рисуется в окружении таких же “милых” девушек. Все, что связано с ними, вызывает ласковое отношение поэта: “башмачок”, “песенки”, “локоток”, “крещенский вечерок”, “подружки”, […]…
  25. В данном произведении Жуковский сравнивает море с человеком, мысленно обращается к нему, как к живому и способному мыслить. Противопоставление разных состояний моря: безмолвное, лазурное, спокойное и бьющееся, воющее, рвущееся – характеризует состояние души человека, борющейся со злом и тянущейся к добру. Отсюда выявляется проблема произведения: борьба между добром и злом. Когда человеком движет добро, он […]…
  26. Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его романтизм принято называть романтическим или элегическим. Героем многих произведений Жуковского является мечтатель, все помыслы которого устремлены в идеальный мир. Отсюда возникает противопоставление “здесь” – и “там”-бытия (“Там не будет вечно здесь”).часто у Жуковского, как и других романтиков, мы встречаем мотив сна. И это закономерно, потому что с […]…
  27. В. А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества. Пересказывая и переводя иностранных авторов, поэт включал в их произведения собственные романтические идеи, свойственную ему философию. Он вводил в русскую литературу […]…
  28. Творчество В. А. Жуковского открыло русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Великий поэт и переводчик сочинил множество элегий, посланий, романсов, баллад и эпических произведений. Особую известность принесли поэту баллады. Именно этот жанр он ввел в русскую поэзию. У Жуковского встречаются три вида баллад – “русские”, “античные” и “средневековые”. Название “русские” […]…
  29. “Людмила” – первая поэма В. А. Жуковского, являющаяся великолепным образцом романтического жанра. Сюжет данной поэмы мрачен: трагедия девушки, потерявшей своего милого друга. После смерти возлюбленного Людмила перестает разумно воспринимать действительность. Все надежды ее юности были связаны с любимым человеком, утрата которого означает крах всего, чем жила девушка. Людмила – романтическая героиня, жизнь которой может быть […]…
  30. Жуковский В. А. Светлана Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поет, не гадает. Ее милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым. Вот в светлице […]…
  31. В. А. Жуковский Светлана Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поет, не гадает. Ее милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым. Вот в светлице […]…
  32. Баллада Жуковского “Светлана” – одно из самых известных произведений в творческом наследии поэта. Произведение Жуковского выполнено в традициях романтической баллады: это четко выраженная сюжетность (выявляются зачин, развитие действия, кульминация и развязка), драматизм действия (ощущаются напряженность, драматизм ситуации), наличие любовной интриги. Первые строфы “Светланы” дают почти этнографическое описание святочных гаданий: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: […]…
  33. В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы прежде всего как автор баллад. Жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл о любви: “Людмила”, “Светлана”, “Леонора”, “Алина и Альсим”, “Эль-вина и Эдвин”, “Эолова арфа”, “Рыцарь Тогенбург”, где […]…
  34. Имя Василия Андреевича Жуковского, друга и учителя А. С. Пушкина, вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и полные наивной веры народные предания. Впервые определение баллады как жанра дал В. Г. Белинский. Он так определил его своеобразие: “В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание […]…
  35. Он стал старик седой, И сила мышц пропала; Из ветки молодой Олива древом стала. Под нею часто он Сидит, уединенный, В невыразимый сон Душою погруженный. В. Жуковский, “Старый рыцарь” Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно […]…
  36. “Светлана” – это романтическая поэма. Очевидна аналогия между поэмой Жуковского “Людмила” и “Светланой”. Но в поэме “Людмила” с девушкой происходит трагедия. В “Светлане” же все оказывается дурным сном. В данном случае у читателя появляется надежда, что сверхъестественные силы могут прийти на помощь человеку. В поэме мрачные мысли девушки противоречат ее молодости, ее лучшим надеждам и […]…
  37. Светлана (отрывок) Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили. В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. Тускло светится луна В сумраке тумана – […]…
  38. Появлению культовой русской баллады, опубликованной в 1813 г., предшествовала первая попытка – романтическое произведение “Людмила”, служившее вольным переложением знаковой “Леноры” Бюргера. Жуковский, известный и признанный поэт, стремился перенести жанровые особенности баллады на русскую почву. Сюжетная завязка “Людмилы и “Светланы” одинакова. Она восходит к архетипическому сюжету о женихе-мертвеце, который является невесте после долгой разлуки и приглашает […]…
  39. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ баллады, определив завязку, кульминацию, развязку. На святках, “в крещенский вечерок”, как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные гадания, которые перечисляет в начале баллады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали испытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страшных гаданий – с зеркалами. […]…
  40. В. А. ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) СВЕТЛАНА Баллада Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. Тускло светится луна […]…

Отзыв на балладу Светлана (Жуковский В. А.)

  1. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал-лады, определив завязку, кульминацию, развязку.
  2. На святках, «в крещенский вечерок», как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные га-дания, которые перечисляет в начале бал-лады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали ис-пытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страш-ных гаданий — с зеркалами. Появление жениха и его приглашение поехать в цер-ковь венчаться — завязка. Действие раз-вивается стремительно. Быстро летят кони, кругом вьюга, вокруг степная пус-тота. Бледный и унылый жених молчит. Кони промчались мимо церкви, в которой шла панихида по усопшему. Все предве-щает беду. «Ворон каркает: печаль!» Кони приблизились к хижине под снегом. Ис-чезло все: кони, сани, жених. Одинокая Светлана с молитвой вошла в избу и уви-дела накрытый белою попоной гроб. К ней ластится голубок. Но вот зашевелился по-койник в гробу. Наступает кульминаци-онный момент баллады — Светлана узна-ет в мертвеце своего жениха, и наступает пробуждение. Светлана верит в то, что сон предвещает недоброе. Однако приближа-ется счастливая развязка: радостно приез-жает жених.

    Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры. Отворяйся ж, Божий храм; Вы летите к небесам, Верные обеты.

    Завершается баллада некоторой мо-ралью, наставлением автора в духе право-славного мировоззрения — не верить снам и гаданиям, а верить в Промысел Божий. Вот баллады толк моей:

    «Лучший друг нам в жизни сей — Вера в провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

  3. Вспомните описание девичьих гаданий в кре-щенский вечерок. Какие из них вам особенно за-помнились?
  4. В начале баллады Жуковский дает раз-вернутую картину народных гаданий, к которым прибегали девушки на свят-ках, чтобы узнать свою судьбу, в основном связанную с будущим замужеством. Они бросали снятые с ноги башмачки, слуша-ли под окном, кормили куриц счетным зерном, гадали на воске. Но самое главное и страшное гадание — это ожидание же-ниха при зеркалах и свечах. По описани-ям в исследовательской литературе, на-пример в книге Сахарова «Сказания рус-ского народа», это гадание происходит так. В темной комнате накрыт стол на две персоны. Он расположен между двумя об-ращенными друг к другу зеркалами, пе-ред каждым из них зажжена свеча. Де-вушка должна быть одна в комнате и си-деть против зеркала. Другое зеркало — за ее спиной. Она долго ожидает прихода же-ниха. Если он не придет, значит, ей в этом году суждено остаться незамужней. Если предстоит свадьба, то ее мужем станет че-ловек, показавшийся в зеркале. По народ-ным поверьям, может произойти нечто страшное, что случилось со Светланой или Людмилой. Опытные люди советова-ли юным гадальщицам не ждать развития событий (они могут быть весьма трагиче-скими), а, увидев суженого, накрыть зер-кало платком и прекратить дальнейшее испытание судьбы.

  5. Попробуйте рассказать о героине баллады — Светлане, о ее подругах, женихе. Какой из этих рас-сказов получился более обстоятельным и подроб-ным? Почему?
  6. Самый подробный рассказ может полу-читься о Светлане, так как в балладе пере-даны ее переживания, ожидания и при-ключения. Она — героиня произведения. Светлана высоко моральный и глубоко ве-рующий человек. Она ни разу не измени-ла вере в Бога: ни во время разлуки с же-нихом, ни во время страшной скачки. Войдя в неизвестную избу, перекрести-лась, села под святые образа, это ее и спас-ло от страшной участи Людмилы.

    Подруги — это лишь фон для развития сюжета, они выслушивают жалобы Свет-ланы и советуют ей прибегнуть к гада-нию. О женихе мы знаем, что он статен, ласков, любит Светлану, не забыл ее в раз-луке, любовь выражает приятными ре-чами.

  7. Опишите картины зимнего пейзажа в балладе. Какие строки отвечают настроению и состоянию ге-роини?
  8. В балладе во сне Светланы изображена зимняя вьюжная ночь, освещаемая лун-ным светом; вокруг скачущих саней, за-пряженных конями, пустота, глубокий снег. Этот зимний пейзаж мрачен, он вы-зывает тревожное настроение Светланы. И даже стоящий в стороне храм усилива-ет ощущение мрака и тревоги: из его две-рей доносится заупокойная служба, там стоит гроб и звучат слова панихиды «Буди взят могилой». После пробуждения Светланы природа уже празднует победу доб-ра над злом, счастья над несчастьем, ве-чер, ночь и луна сменяются утром, днем, солнцем.

  9. Какие художественные средства (сравнения, эпитеты, метафоры) чаще всего используются в бал-ладе?
  10. Из художественных средств следует от-метить яркие эпитеты: горькая судьби-на, красен свет, мертвое молчанье, мертвый сон, ворота тесовы, черный вран, кони борзые, грозный сон, сладо-стные уста и др. Они имеют фольклорное происхождение и удачно вписываются в народный стиль баллады. Активно ис-пользуются в них и метафоры, а также ги-перболы. Материал с сайта

  11. Чем можно объяснить плясовой характер зву-чания стиха? Каким стихотворным размером поль-зуется поэт?
  12. Святки — это праздничная неделя от Рождества до Крещения, наполненная раз-личными народными гуляниями и развле-чениями. Благополучный конец баллады тоже настраивает на праздничный лад.

    Отсюда и выбор стиля произведения, его плясового звучания, что соответствует праздничному настроению народа. Стихо-творный размер — хорей.

  13. Рассмотрите рисунки Жуковского. Что в них напоминает пейзажи баллады?
  14. Справка. Каждый выбирает для от-вета на этот вопрос рисунок по своему ус-мотрению. Можно воспользоваться кни-гой «Рисунки русских писателей».

  15. Найдите в балладе строки, исполненные шут-ливости и веселья. Как вы объясняете их появление в балладе?
  16. Соберитесь стар и млад; Сдвинув звонки чашки, в лад Пойте: многи леты! или В ней большие чудеса, Очень мало складу.

    Первые строки взяты из свадебного фольклора; вторые — один из вариантов концовки народных сказок типа «Мед я пил, по усам текло, в рот не попало». Или «Сказка — ложь, да в ней намек».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тесты литература светлана жуковский
  • сон светланы жуковский анализ
  • баллада светлана сочинение
  • почему светлана это баллада
  • сочинение отзыв светлана

Балладу «Светлана» по праву можно считать символом раннего русского романтизма. Произведение стало настолько родным для читателя, оно так ярко отражает национальную ментальность, что трудно осознавать его переводом немецкой баллады. Среди произведений Жуковского это творение – одно из лучших, неслучайно в литературном обществе «Арзамас» у Василия Андреевича было прозвище «Светлана».

В 1773 году Готфрид Бюргер пишет свою балладу «Ленора» и становится основоположником этого жанра в Германии. Жуковского заинтересовывает его произведение, он делает три перевода книги. В первых двух опытах писатель стремится к более национальной адаптации баллады. Это проявляется даже в изменении имени главной героини: в 1808 году Жуковский даёт ей имя Людмила, а в 1812 – Светлана. Во втором переложении автор делает переработку сюжета на русской почве. Позднее, в 1831 году, Жуковский создаёт третий, максимально приближенный к оригиналу вариант баллады «Ленора».

Жуковский посвятил балладу «Светлана» своей племяннице и крестнице А.А. Протасовой, это был свадебный подарок: девушка выходила замуж за его друга А. Воейкова.

Жанр и направление

Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.

Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.

Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.

Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.

О чем?

Суть баллады «Светлана» заключается в нижеследующем: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого. Но героиню не веселит эта затея: она волнуется о своём возлюбленном, который на войне. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание. Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: избой, где стоит гроб с любимым.

Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: на утро девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредим. Вот, о чем это произведение.

Главные герои и их характеристика

Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.

В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.

Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.

За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

Темы произведения

  • Любовь. Эта тема пронизывает балладу, в некотором роде, она движет сюжетом, ведь именно любовь провоцирует православную девушку на гадание. Она же даёт силы невесте ждать и надеяться на возвращение жениха, может быть, чувство Светланы бережет его от ранений. Девушка и её возлюбленный преодолели тяжелое испытание — разлуку, и их взаимосвязь стала только крепче. Теперь впереди их ждет свадьба и долгое совместное счастье.
  • Вера. Светлана искренне верит в Бога, она не сомневается, что молитва сохранит её возлюбленного. Она же спасает девушку от адских объятий мертвеца, чего не удалось избежать Леноре, героине оригинальной баллады.
  • Гадание. Эта тема представлена весьма оригинально. Во-первых, Светлана не наблюдает некое видение в зеркалах, всё происходящее ей только снится. Во-вторых, гадающая должна снять крест, иначе в полной мере ей не откроется темный потусторонний мир, а наша героиня – «с крестом своим в руке». Таким образом, девушка не может гадать в полной мере: даже во время этого мистического таинства она молится.
  • Главная мысль

    Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?

    Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.

    Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.

    Проблемы

    В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.

    Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства. В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню. Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»

    Историзмы в «Светлане» Жуковского

    Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова. Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность.

    Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.

    Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:

    многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.

    Песенки подблюдны — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.

    Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.

    Запона – белая ткань, часть одежды священника.

    Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:

  1. Ярый — огненный
  2. Рьяны — усердные
  3. Уста — губы
  4. Зиждителя — основателя
  5. Фимиам — благовоние
  6. Вымолвить — сказать
  7. Тесовы – сделанные из тёса – специально обработанных тонких досок
  8. Благ – хорош

Чему учит?

Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 7 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Анализ произведения

Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт.

И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках.

Читайте также:  Дистанционное изучение романа Л. Толстого «Война и мир». 1 том. 6 задание. СВАТОВСТВО АНАТОЛЯ КУРАГИНА К МАРЬЕ БОЛКОНСКОЙ

Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения.

Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.

Главная мысль

В «Кубке» Василия Жуковского главные герои — это царь и паж. Кубок символизирует собой совесть царя. Для него это качество не представляет особой ценности. Поэтому царь так беспечно бросает кубок в море. Он не думает о том, что поступает неправильно и неразумно, прося достать его: ведь шансов вернуться из морских глубин очень мало. Это характеризует его как неразумного правителя.

А вот его поданные, наоборот, прекрасно осознают всю опасность и ставят свои жизнь и здоровье выше всех сокровищ. Таким образом, можно сказать, что подданные — это здравый смысл, связующее звено между риском и благоразумием. Пажа можно ассоциировать с риском и отвагой, бросающей вызов самой судьбе. Также юношу можно сравнить с огнем: он горит ярко, притягивает к себе, может согреть, а царь — это вода, которая может разом затушить его.

zhukovskij-kubok-glavnaya-mysl.jpg

Для царя то, что паж смог выполнить его задание, является поражением, и его самолюбие не может смириться с этим. Именно поэтому он и бросает кубок снова. До конца не ясны мотивы юноши, почему он решился еще раз броситься в бушующее море. Это могла быть вера в свою неуязвимость после чудесного спасения или тайная любовь к царевне.

Но главная мысль «Кубка» Жуковского такова: не нужно испытывать судьбу, даже если тебе повезло. Нужно уметь рассуждать логически и разумно. Ведь мудро сказала царевна, что не нужно повторно отправлять пажа, а если царь хочет еще послушать о том, что творится в морских глубинах, то пусть отправится кто-нибудь другой.

Этим баллада отличается от других произведений В. А. Жуковского. Ведь поэт был поклонником романтизма и восхищался творчеством немецких и английских поэтов. А в «Кубке» звучит призыв к тому, чтобы не поддаваться эмоциям, а стараться всегда рассуждать, прежде чем что-либо делать. Именно это делает данную балладу такой удивительной и непохожей на остальные. Сюжет заставляет задуматься о том, правильными ли чувствами руководствуются люди, когда принимают решения.

Но нельзя не отметить, что черты романтического направления в этом произведении присутствуют. Паж показан в образе пылкого, смелого и романтического юноши. Это можно понять по тому, как он описывает все то, что произошло с ним в морских глубинах. Само действие происходит во времена царей, рыцарей и прекрасных дам, что тоже является характерным для романтизма. Таким образом, баллада «Кубок» — это удивительное и прекрасное сочетание романтизма и глубокого смысла.

Жанр, направление, размер

Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя.

Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный.

Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии. В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).

Короткий пересказ «Кубок»

Краткое содержание «Кубок» Жуковский:

Как-то раз царь решил проверить преданность своих подданных, предложив своим рыцарям показать себя смельчаками и спрыгнуть с обрыва в пучину моря. Правитель сбросил с горы свой золотой кубок, и храбрецу требовалось достать его с самого дна.

Любой мог участвовать в опасном состязании, однако желающих не нашлось. Оно и не удивительно, ведь высокие бурлящие волны у горы забирали на дно целые корабли, и еще никому не удавалось выплыть живым.

Вдруг вперед вышел паж. Юнец, ни слова не проронив, начал сбрасывать с себя одежду и подошел к обрыву, в то время как толпа в изумлении смотрела на безумца. Увидев беспокойные волны, парень начал молиться своему небесному покровителю, прося о спасении. И вот, наконец, он прыгнул вниз. Царская свита единовременно вскрикнула от неожиданности, с прискорбием решив, что паж уже разбился и утонул.

Море на мгновение затихло, но потом зашипело с новой силой, поднимая густую белу пену. Из самой пучины вылетел громадный поток, в котором придворные увидели живого пажа с кубком в руке. Одолев мощные волны, ему все-таки удалось выплыть на берег.

Всё тело ломило от усталости, а дыхание сбилось, но он был рад вновь увидеть солнечный свет. Всех охватила радость за счастливую развязку состязания. Юноша опустился на колено, вручил царю его кубок и торжественно произнес, что ради его величества он избавился от страха смерти.  Дочь царя преподнесла пажу кубок вина.

Тут он начал описывать всё, что видел на морском дне, рассказал об обитающих там чудовищных тварях и как чудом спасся благодаря морскому потоку. Царя заинтересовали его рассказы, и он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В награду на этот раз обещалось золотое кольцо с камнями, лишь бы он вновь вернулся с историями про морских чудищ.

Царская дочка взмолилась, упрашивая отца отказаться от этой затеи и пожалеть юного пажа. Но правитель, привыкший, что любая его прихоть и любой, даже самый нелепый приказ, будет выполнен, оставался непреклонным. Бросив в пучину сосуд, к награде он добавил и свою дочь в качестве супруги. Ничего не оставалось юному пажу, как вновь броситься с горы в воду. И вновь море на мгновение затихло и зашумело с новой силой.  Так и не смог юноша выбраться из пучины.

Главная тема в произведении – это храбрость и отвага пажа. В то время, как взрослые опытные рыцари предпочли остаться сторонними наблюдателями, юноша отважно совершает подвиг. Значимой наградой для него стал вовсе не золотой сосуд, а кубок вина, поднесенный царской дочерью.

Это интересно: «Сказка о Царе Берендее, о сыне его Иване Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи Царевны, Кощеевой дочери». Читайте детские сказки и повести в хорошем качестве онлайн, бесплатно и без регистрации на нашем сайте.

Краткое содержание «Кубок» для читательского дневника

ФИО автора: Жуковский Василий Андреевич

Название: Кубок

Число страниц: 10. Жуковский В. А. «Баллады. Поэмы». Издательство «Искатель». 2020 год

Жанр: Баллада

Год написания: 1831 год

Читайте также:  «Чайка». Чехов. Краткое содержание пьесы

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа «Человек на часах». Основные события и сюжет в сокращении — удобный способ быстро ознакомиться с произведением, или подобрать из него аргументы для экзаменационного сочинения и других работ. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл произведения. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(497 слов) В первой главе автор пишет, что всё, что описано в этом рассказе, это «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы». Все изложенное далее не содержит выдумки. 1839 год, в Петербурге сильная оттепель. У Зимнего дворца стоял караул Измайловского полка под командованием офицера Николая Ивановича Миллера. Их служба не предвещала никаких бед. Государь Николай Павлович, наездившись и нагулявшись, лег спать во дворце. Миллер читал книгу, пока бледный унтер-офицер не сообщил ему о несчастье. Оказалось, что часовой Постников во время службы услышал в Неве крики тонущего человека, которые то продолжались, то снова умолкали. Как часовой, Постников не мог покинуть службу, но как человек он был нервным и чувствительным, отчего он никак не мог спокойно слушать крики о помощи. Не выдержав мук сердца и забыв об серьезной ответственности за этот проступок, Постников убегает из будки, не увидев вокруг свидетелей. Он спасает утопающего и выводит его на набережную, где их встречает проезжавший мимо офицер. Расспросив их о случившимся, офицер уезжает вместе с утопающим и делает заявление, что самолично спас утопающего с угрозой для собственной жизни (ради ордена). Спасенный впал в беспамятство и не мог различить спасителя, а офицер подал заявление, из-за которого во дворце образовались «уже другие, быстрые течения». В караульне знали о действии Постникова и понимали, чем это им всем грозит. Но никто не знал о намерении офицера получить выгоду с подвига, которого он не совершал. Постников чистосердечно рассказал все Миллеру, который, понимая опасность ситуации, просит помощи у подполковника Свиньина. Свиньин был «службист», а значит, со всей строгостью относился ко всему, связанному со служебным уставом. Он чтил свою карьеру, а такая выходка от человека из подконтрольного ему батальона могла оставить на ней отпечаток. Получив записку, он сразу выезжает на место, где допрашивает Постникова. Провинившегося солдата отправляют в карцер. Свиньин решает скрыть проступок подчиненного от государя, а потому решает отправиться к генералу Кокошкину, внушающему всем страх, чтобы объясниться и уладить дело. Кокошкин знал о том, что офицер, якобы спасший утопленника на самом деле лжет. Он вызывает офицера, пристава и утопленника, чтобы вместе со Свиньиным во всем разобраться.  

По прибытии участников событий, Кокошкин начинает их расспрашивать. Он отпускает спасенного человека и пристава с офицером, обещая последнему награду в скором времени. Последним вышел Свиньин. На следующий день Кокошкин лично вручает награду офицеру-лжецу. Свиньин и Миллер рады такому исходу событий, ведь они не получили никаких взысканий. Остался только Постников, сидящий в карцере. Его решают прогнать через розги, несмотря на прошения Миллера. Приговор приводят в действии при Миллере и под контролем Свиньина. Свиньин поручает дать Постникову сахара и чая, за что тот благодарен, ведь рассчитывал на более суровое наказание. 

В городе начинают ходить сплетни об этом случае, люди говорят, что офицер спас некого пловца, которого ранил выстрелом один из часовых. Свиньин не понимает природы этих слухов. Однажды в беседе с государем, Свиньин отвечает на расспросы правителя «о выстреле», от чего вынужден рассказать подлинную историю. Лесков пишет об их разговоре: «Очевидно, и владыко был доволен». В конце рассказа мы видим рассуждения Лескова о людях, делающих добро ради добра, а не ради наград.

Отзыв

(293 слова) «Человек на часах» оставляет после прочтения двойственные чувства. С одной стороны, мы видим самоотверженный поступок простого человека, который подкреплялся лишь желанием помочь нуждающемуся. С другой стороны, мы видим иерархичное строение власти, пропитанное подлостью, чинопочитанием и несправедливостью. Этим Лесков высмеивает пошатнувшуюся систему людских ценностей. Такой правдивый контраст оставляет истину висеть в воздухе. 

О чем заставляет задуматься рассказ «Человек на часах»? В чем его мораль? Лесков поднимает темы человечности, чести и долга, несовершенства и предвзятости аппарата власти, чинопочитания. Именно поэтому никто не обращает внимания на сам факт спасения человека небезразличным к чужой беде солдатом. Все либо боятся ответственности за проступок, отчего пытаются ее избежать, либо пытаются получить личную выгоду из случившегося, либо проявляют безразличие к происходящему, пытаясь «замять» дело на корню. Даже люди с гуманистическими взглядами не могут помочь Постникову и придерживаются плана решения проблемы, придуманного их начальством. В этой прогнившей системе чинов и орденов не находится места для простого человеческого сострадания и взаимопомощи — таково мое мнение о содержании книги. Но главное, что, несмотря на то, что поступок Постникова вышел боком только ему самому, а иным принес и большую выгоду, солдат доволен своим решением. Постников даже доволен собственным наказанием и подачками Свиньина в виде чая и сахара, ведь за свой по-настоящему человеческий поступок он ожидал куда более суровой расправы. Это показывает в герое истинную добродетель, которую каждый из людей должен воспитывать к себе. Мое впечатление от прочтения тягостное, ведь данные явления наблюдаются в нашей жизни до сих пор.

Основная мысль рассказа «Человек на часах» заключается в том, что каждый должен стараться делать добро ради добра, так как именно на таких людях стоит мир. Лесков учит быть стойким и не изменять собственным принципам человечности даже при таких суровых обстоятельствах, ведь человеческая жизнь не может стоять по значимости ниже, чем служба, долг и любые другие обстоятельства. 

Автор: Илья Шляпников

  • Пересказ рассказа мальчики чехова 4 класс краткий по плану
  • Пересказ рассказа котенок 2 класс
  • Пересказ рассказа каникулы краткий
  • Пересказ рассказа илья муромец и соловей разбойник
  • Пересказ рассказа капитанская дочка по главам пушкина