Пересказ рассказа котенок толстого

Десять книг льва толстого для детейльву николаевичу толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей

Десять книг Льва Толстого для детей

Льву Николаевичу Толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей у себя в имении. Работу в яснополянской школе он продолжал с перерывами до конца жизни, над составлением учебных книг трудился долго и увлечённо. В 1872 году вышла «Азбука» — книжный комплект, содержавший собственно азбуку, тексты для первоначального русского и церковно-славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. Через три года Толстой опубликовал «Новую азбуку». При обучении он использовал пословицы, поговорки, загадки. Он сочинил много «пословичных рассказов»: в каждом пословица разворачивалась в короткий сюжет с моралью. «Новую азбуку» дополняли «Русские книги для чтения» — несколько сотен произведений: рассказы и были, пересказы народных сказок и классических басен, природоведческие описания и рассуждения.

Толстой стремился к предельно простому и точному языку. Но современному ребёнку трудно понять даже самые простые тексты о старинном крестьянском быте.

Так что же? Произведения Льва Толстого для детей становятся литературным памятником и уходят из русского детского чтения, основой которого они были целый век?

Недостатка в современных изданиях нет. Издатели стараются сделать книги интересными и понятными нынешним детям.

Далее — десять примеров подхода к выбору текстов и иллюстраций.

1. Толстой, Л. Н. Истории для детей / Лев Толстой ; [предисл. В. Толстого ; сост. Ю. Кублановский] ; рисунки Натальи Парэн-Челпановой. — [Ясная Поляна] : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012. — 47 с. : ил.

Иллюстрированные русской художницей в эмиграции Натальей Парэн-Челпановой детские рассказы Льва Толстого в переводе на французский язык были изданы в Париже издательством «Галлимар» в 1936 году. В яснополянской книжечке они, конечно, печатаются по-русски. Здесь есть как рассказы, обычно включаемые в современные сборники и бесспорные в детском чтении («Пожарные собаки», «Котёнок», «Филипок»), так и редкие, даже удивительные. Например, басня «Сова и заяц» — как самонадеянная молодая сова хотела поймать большущего русака, вцепилась одной лапой ему в спину, другой в дерево, а тот «рванулся и разорвал сову». Читаем дальше?

Что верно, то верно: литературные средства Толстого сильные; впечатления после прочтения останутся глубокие.

Иллюстрации Натальи Парэн приближали тексты к маленьким читателям её времени: герои рассказов нарисованы, как если бы они были современниками художницы. Встречаются французские надписи: например, «Pinson» на могилке воробья (к рассказу «Как тётушка рассказывала о том, как у неё был ручной воробей — Живчик»).

2. Толстой, Л. Н. Три медведя / Лев Толстой ; художник Юрий Васнецов. — Москва : Мелик-Пашаев, 2013. — 17 с. : ил.

В том же 1936 году Юрий Васнецов иллюстрировал пересказанную на русский лад Львом Толстым английскую сказку. Вначале иллюстрации были чёрно-белыми, а здесь воспроизведён поздний красочный вариант. Сказочные медведи Ю. Васнецова, хотя Михаил Иваныч и Мишутка в жилетах, а Настасья Петровна с кружевным зонтиком, — довольно-таки страшные. Ребёнку понятно, почему «одна девочка» их так испугалась; но убежать-то ей удалось!

Для нового издания сделана цветокоррекция иллюстраций. Увидеть первое издание, а также переиздания, отличающиеся одно от другого, можно в Национальной электронной детской библиотеке (книги защищены авторским правом, для просмотра необходима регистрация).

3. Толстой, Л. Н. Липунюшка : рассказы и сказки / Лев Толстой ; иллюстрации А. Ф. Пахомова. — Санкт-Петербург : Амфора, 2011. — 47 с. : ил.— (Библиотека младшего школьника).

У многих взрослых сохранилась в памяти «Азбука» Льва Толстого с иллюстрациями Алексея Фёдоровича Пахомова. Художник отлично знал крестьянский уклад жизни (сам родился в дореволюционной деревне). Крестьян рисовал с большим сочувствием, детей — сентиментально, однако всегда твёрдой, уверенной рукой.

Петербургская «Амфора» не раз издавала маленькими сборниками рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого с иллюстрациями А. Ф. Пахомова. В этой книге — несколько рассказов, по которым крестьянские дети учились читать. Затем сказки — «Как мужик гусей делил» (про хитрого мужика) и «Липунюшка» (про находчивого сыночка, что «в хлопочке вывелся»).

4. Толстой, Л. Н. О животных и птицах / Л. Н. Толстой ; художник Андрей Брей. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 19 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).

Рассказы «Орёл», «Воробей и ласточки», «Как волки учат своих детей», «На что нужны мыши», «Слон», «Страус», «Лебеди». Толстой не сентиментален нисколько. Звери в его рассказах бывают хищниками и жертвами. Но, конечно, в азбучном рассказе должна прочитываться мораль; не в каждой истории она прямолинейна.

Вот «Лебеди» — подлинное стихотворение в прозе.

О художнике надо сказать, что он выразительно рисовал животных; среди его учителей был В. А. Ватагин. «Рассказы о животных» с иллюстрациями Андрея Андреевича Брея, изданные «Детгизом» в 1945 году, оцифрованы и доступны в Национальной электронной детской библиотеке (для просмотра также необходима регистрация).

5. Толстой, Л. Н. Косточка : рассказы для детей / Лев Толстой ; рисунки Владимира Гальдяева. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 79 с. : ил.

В книге собраны, в основном, чаще всего издаваемые и читаемые детские рассказы Л. Н. Толстого: «Пожар», «Пожарные собаки», «Филипок», «Котёнок»…

«Косточка» — тоже рассказ широко известный, но мало кто готов согласиться с показанным в нём радикальным воспитательным методом.

Содержание книги и макет — такие же, как в сборнике «Рассказы и были», изданном в 1977 году. Больше текстов и рисунков Владимира Гальдяева было в «Книге для детей» Л. Н. Толстого, вышедшей в издательстве «Московский рабочий» в том же 1977 году (издания, конечно, готовились к 150-летию писателя). Строгость рисунка и характерность персонажей хорошо соответствуют толстовскому литературному стилю.

6. Толстой, Л. Н. Детям : рассказы / Л. Толстой ; рисунки П. Репкина. — Москва : Нигма, 2015. — 16 с. : ил.

Четыре рассказа: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл», «Котёнок». Они иллюстрированы Петром Репкиным, художником-графиком и мультипликатором. Интересно, что изображённые художником лев, орёл, слон и его маленький хозяин очевидно напоминают героев мультфильма «Маугли», художником-постановщиком которого был Репкин (вместе с А. Винокуровым). Ни Киплингу, ни Толстому повредить это не может, зато наводит на размышления о различиях и сходствах взглядов и талантов двух великих писателей.

7. Толстой, Л. Н. Лев и собачка : быль / Л. Н. Толстой ; рисунки Г. А. В. Траугот. — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 23 с. : ил.

На форзаце помещён рисунок, изображающий графа Льва Николаевича Толстого в Лондоне в 1861 году и как бы подтверждающий: этот рассказ — быль. Сам рассказ дан в виде подписей к иллюстрациям.

Первая строчка: «В Лондоне показывали диких зверей…» Старинный разноцветный, почти сказочный западноевропейский город, горожане и горожанки, кудрявые дети — всё в манере, издавна свойственной художникам «Г. А. В. Траугот». Мясо, брошенное в клетку льву, натуралистично (как у Репкина) не выглядит. Лев, тоскующий по умершей собачке (Толстой честно пишет, что она «издохла»), нарисован очень экспрессивно.

Подробнее о книге «Библиогид» рассказывал здесь.

8. Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой ; художник Геннадий Спирин. — Москва : РИПОЛ классик, 2012. — [36 с.] : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).

«Филипок» из «Новой азбуки» — один из наиболее известных рассказов Льва Толстого и всей русской детской литературы. Переносное значение слова «хрестоматийный» здесь совпадает с прямым.

Издательство «РИПОЛ классик» уже несколько раз переиздавало книгу с иллюстрациями Геннадия Спирина и включало её в подарочную «Новогоднюю коллекцию». Такой «Филипок» прежде издавался на английском языке (см. на сайте художника: https://gennadyspirin.com/books/). В рисунках Геннадия Константиновича много умиления старинным крестьянским бытом и зимней русской природой.

Примечательно, что в «Новой азбуке» за этим рассказом (в конце которого Филипок «начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так») следовали «Славянскiя буквы», «Славянскiя слова подъ титлами» и молитвы.

9. Толстой, Л. Н. Моя первая русская книга для чтения / Лев Николаевич Толстой. — Москва : Белый город, [2014]. — 79 с. : ил. — (Русские книги для чтения).

«Белый город» предпринял полное издание «Русских книг для чтения». Таким же образом изданы вторая, третья и четвёртая книги. Здесь нет сокращений. Рассказы, сказки, были, басни, описания и рассуждения даны в том порядке, в каком их расположил Лев Николаевич. Каких-либо комментариев к текстам нет. Вместо словесных пояснений используются иллюстрации. В основном, это репродукции картин, известных и не столь уж известных. Например, к описанию «Море» — «Девятый вал» Ивана Айвазовского. К рассуждению «Отчего бывает ветер?» — «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского. К рассказу «Пожар» — «Пожар в деревне» Николая Дмитриева-Оренбургского. К повести «Кавказский пленник» — пейзажи Льва Лагорио и Михаила Лермонтова.

Диапазон возраста и интересов читателей этой книги может быть очень широк.

10. Толстой, Л. Н. Море : описание / Лев Николаевич Толстой ; художник Михаил Бычков. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — [31] с. : ил. — (Доброе и вечное).

Из перечисленных книг эта представляется наиболее принадлежащей нашему времени. Художник Михаил Бычков говорит: «Несколько строк Л. Н. Толстого подарили мне прекрасную возможность нарисовать море». На большеформатных разворотах художник изобразил море южное и северное, тихое и бурное, дневное и ночное. К краткому тексту Толстого сделал рисованное приложение о всевозможных морских судах.

Работа увлекла Михаила Бычкова, и он иллюстрировал три рассказа из «Азбуки» Толстого, объединив их вымышленным кругосветным путешествием на парусном военном корабле. В рассказе «Прыжок» такое путешествие упоминается. Рассказ «Акула» начинается со слов: «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки». Действие рассказа «Пожарные собаки» происходит в Лондоне — и художник нарисовал русский корвет под Андреевским флагом на фоне строительства Тауэрского моста (строился с 1886 по 1894 год; «Азбука» составлена раньше, но в ту же эпоху, особенно если смотреть из нашего времени).

Книга «Были» вышла в издательстве «Речь» в 2015 году. Весной 2016 года в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке состоялась выставка иллюстраций Михаила Бычкова к двум этим детским книгам.

«Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встаёт и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море синё и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно…»

«Море. Описание»

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…»

«Куда девается вода из моря? Рассуждение»

Рассказы Льва Толстого из «Азбуки» и «Русских книг для чтения» лаконичны, даже лапидарны. Во многом архаичны, на сегодняшний взгляд. Но существенно в них вот что: редкое теперь не игровое, серьёзное отношение к слову, простое, но не упрощённое отношение ко всему окружающему.

Светлана Малая

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Вклад в развитие русского языка Л.Н. Толстого

Сообщение:

Вклад в развитие русского языка

Л.Н. Толстого

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

С произведениями этого великого человека знаком каждый. Его вклад в мир литературы бесценен, так же как вклад А.С.Пушкина или М.Ю. Лермонтова. Еще не одно поколение будет читать их произведения и проводить параллель с настоящим, находить в каждом из них что-то свое, напоминающее о чем-то или учиться на ошибках прошлого. Многие выросли на сказках и былинах Льва Николаевича: «Филипок», «Котенок», «Два товарища» и, конечно же, «Три медведя» и на протяжении всей жизни, в определенный период знакомились с его величайшими, вечными творениями: «Война и мир» и «Анна Каренина». Но знаете ли вы, какой вклад внес этот человек в мир прекрасного и богатого русского языка? Поверьте, он не менее ценен.

Лев Николаевич был поглощен своей педагогической деятельностью в Яснополянской школе. Работу в ней он считал выполнением своего долга перед народом. Однако в зарубежной учебной литературе он не нашел примера для подражания. Именно это обстоятельство подтолкнуло его к созданию собственных учебников. Стоит о и «Новой Азбукой» он трудился 17 лет. Процесс обучения должен был быть творческим и развивающим, для этого им было написано более 600 произведений, из них 133 на естественнонаучные темы, где он использовал обычаи и традиции русского народа, былины, пословицы и поговорки.

«Азбука», о которой было сказано ранее, представляет собой четыре весьма объемные книги, в которых, по сути, дается весь материал для первоначального обучения. Первая книга включает в себя собственно азбуку и начальные тексты для чтения. Последующие же книги являются именно литературным чтением, куда помимо художественных произведений входили рассказы по естествознанию, химии, физике и истории, что делало процесс обучения гораздо интереснее, ведь дети познавали не только русский язык и чтение, но и другие науки. Однако критики не оценили по достоинству новаторства Толстого.

Лев Николаевич очень трепетно относился к родному языку. Одно из его высказываний гласит: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розгами». Именно поэтому каждое свое слово он обдумывал и анализировал. Свои знания он хотел донести до учащихся, чтобы России не страшны были происходящие на тот момент события. Во многих его произведениях встречается французский язык, однако, как говорил классик, родной язык всегда остается родным. А когда хочешь поговорить по душам, ни одного французского слова на ум не приходит. Да и зачем? Ведь в русском языке столько красивых, нежных слов, с помощью которых можно описать любые чувства. Не знаю, любил ли русский язык кто-нибудь так, как любил его Лев Николаевич. Достаточно только прочитать любое его предложение из произведения:

Его произведения «Война и мир» и «Анна Каренина» ознаменовали собой вершину русского романного искусства. 9 сентября исполнилось 186 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Сегодня о России в западных СМИ пишут мало хорошего. Когда речь идет о политике президента Владимира Путина, проводятся параллели с автократичным правлением Ивана Грозного, Петра Великого или Иосифа Сталина. Но когда речь заходит о литературе, например, о новом переводе романа «Война и мир» или экранизации «Анны Карениной», даже самых ярых русофобов охватывает восторг. Поскольку с произведениями Льва Николаевича Толстого русская литература достигла своей вершины. В жизни и в творчестве Толстой не олицетворял собой противоположность русского человека того времени, напротив, он был тесно с ним связан. Время жизни он понимал как часть русского мира, в нем он видел исходную точку своего творчества, его он хотел направить на правильный путь. В день, когда великому писателю исполнилось бы 186 лет, всемирная поисковая машина Google разместила на своей странице дудл, посвященный Толстому. Толстой был насквозь русским человеком. Его отец происходил из дворянского рода, у семьи было родовое имение в Ясной поляне, в 200 километрах к югу от Москвы с 300 крепостными. Лев Толстой относился к числу среднестатистических русских дворян, чье мышление и действия на протяжении многих поколений было тесно связано с царской Россией. Он изучал восточную словесность в Казани, но обучение не закончил, отправился в армию. Но то, что двадцатилетний молодой человек стремился улучшить состояние своих «душ», как назывались крепостные, показывает, что Толстой рано почувствовал признаки изменения общества и менталитета. «Я хочу образования для народа»

Крымская война, в которой Толстой участвовал офицером артиллерии при обороне Севастополя, стала во многом поворотным моментом в его жизни. Он увидел весь ужас войны с применением техники, находясь в окопах с самым современным оружием того времени. И он видел, с каким презрением представители его сословия относились к солдатам, которые десятками тысяч погибали в полевых госпиталях. Подходящие для себя средства для выражения протеста он нашел в литературе. «Севастопольские рассказы», вышедшие в 1855 году, сделали Толстого известным в один миг. Но он видел себя не просто в рамках традиции Пушкина или Гоголя, которые возвели русский язык на вершину мировой литературы. Толстой хотел просвещать, воспитывать, образовывать. В одном письме он писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами… на меня находит тревога, ужас… Я хочу образования для народа». Он писал школьные учебники, которые издавались миллионными тиражами. Но его устремления не были этим полностью реализованы. И семейная жизнь с немкой по происхождению Софьей Андреевной Берс, которую он взял в жены в 1862 году, и с которой у него родилось 13 детей, также не могла заполнить его полностью. «Есть вещи, которые я люблю больше добра — славу». Образец морали Роман «Война и мир» Толстой писал на протяжении семи лет. Он вышел в 1869 году. На создание романа «Анна Каренина» (1978) ушло пять лет. Эти произведения принеслиа втору известность, сделали его образцом морали. Толстой использовал свою славу, чтобы обратить внимание на растущие социальные искажения, которые все больше потрясали и разъедали царскую Россию. В то время как представители интеллигенции выступали за радикальные меры, Толстой делал основной упор на русскую душу. Еще в «Войне и мире» герой Пьер Безухов, наследник огромного состояние, осознает, что именно простые крестьяне спасли Россию от Наполеона и его Великой армии. Толстой вернулся в свое имение в Ясную поляну близ Тулы. Открыл для себя вегетарианство и выступал за простой образ жизни. Невыносимо, когда в господском доме много внимания уделяется изысканным, утонченным блюдам. В то время как вокруг царят жуткая бедность и голод, писал Толстой. Основываясь на этой позиции, писатель яростно критиковал православную церковь, которую он считал защитницей автократического устройства и дворянства. То, что Толстой все-таки придерживался христианской веры и морали, существенно отличало его от революционеров 1905 и 1917 годов. Пример для Махатмы Ганди Только слава его романов уберегла Толстого от преследований, которые могли обрушиться на писателя из-за его критики общества. И последующие поколения пытались отделить автора русского национального эпоса «Война и мир» от критика господствующих в стране обстоятельств. Поворот заметен в более поздней повести «Холстомер», которая символизировала неподвластные времени предостережения, о которых писал Толстой. «Есть люди, которые землю называют своею, а никогда не видали этой земли и никогда по ней не проходили. И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими». Сам индийский борец за свободу Махатма Ганди обозначил это кредо Толстого основной идеей книги. На Владимира Путина, который с удовольствием выступает в роли спасителя России в духе «Войны и мира», вероятно, этот отрывок особого впечатления не произвел.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Повесть Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты» написана в 1919 — 1920 годах. Это во многом автобиографическая история детства самого автора. Писатель показал в своём произведении привольную жизнь мальчика в деревне, его острое ощущение живой природы, стремление к созерцанию, мечтательность, любовь к семье и друзьям. Автор посвятил это произведение своему сыну Никите. Так зовут и главного героя повести. Многомудрый Литрекон рад предложить Вам к прочтению краткий пересказ этой замечательной детской повести по главам. Сюжет в сокращении поможет оперативно подготовиться к уроку, ведь основные события напомнят Вам то, что Вы уже прочитали в оригинале летом.

Глава 1. Солнечное утро

Шла зима. Никита, которому шёл десятый год, проснулся в солнечный морозный день и вспомнил о том, что вчера вечером плотник Пахом сделал ему скамейку для катания с горы. Сейчас она стояла готовая у крыльца. Сегодня утром Никита уже мог идти кататься. Мальчик прислушался: было тихо. Он подумал, что все ещё спят. 

Никита решил не умываться, а тихонько одеться и выйти из дому, чтобы добраться до речки, на которой за ночь намело большие сугробы. Мальчик уже мечтал лететь с горы на своей новой скамейке. Но дверь неожиданно отворилась, и в комнату заглянула «голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой».

Глава 2. Аркадий Иванович

Рыжий мужчина — это учитель Никиты, Аркадий Иванович. Он догадывался, что мальчик захочет незаметно улизнуть на улицу. Никите пришлось умыться, а потом Аркадий Иванович повёл мальчика завтракать. Учитель никогда не жаловался матушке Александре Леонтьевне на Никиту, но мальчик всё равно всегда был настороже. Матушка сказала Никите, что если он пойдёт гулять, то должен обязательно надеть башлык, ведь на улице большой мороз. 

После чая Аркадий Иванович повёл его заниматься арифметикой «в пустую и белую комнату». Никита не желал решать задачи и писать диктанты, его тянуло гулять на речку Чагру, где были хорошие сугробы. Вдруг в доме хлопнула дверь, и Аркадий Иванович, в надежде, что ему пришло письмо от его возлюбленной, вышел из комнаты. Никита тем временем быстро оделся, спрятав башлык под комодом, и выбежал на мороз.

Глава 3. Сугробы

Взвалив на плечо новую скамейку, мальчик побежал к плотине. Никита шёл задом наперёд, чтобы запутать Аркадия Ивановича. Подойдя к речке, мальчик взобрался на снежную гору, нависающую над рекой. Вдалеке он увидел ребят, своих приятелей, которые жили в этом конце деревни Сосновки. Ещё дальше едва было видно «кончанских» мальчуганов, живущих на другом конце деревни — это были «вражеские» ребята. 

Никита скатился с горы один раз. Поднимаясь обратно, мальчик увидел, что недалеко в снегу стоит Аркадий Иванович. Никита вновь скатился с горы, побежал по льду до нависающего над рекой снежного мыса. Там он выкопал яму, закрывшись изнутри комьями снега. Но учитель всё равно нашёл мальчика. Он рассказал Никите, что из Самары пришло письмо, и ребёнок, заинтересовавшись, вылез из укрытия.

Глава 4. Таинственное письмо

За обедом матушка Никиты прочла это письмо. Оно было от отца мальчика — Василия Никитьевича. В письме сообщалось, что отец купил сыну очень большой подарок, и просил прислать за ним «лишнюю подводу», и что на праздники к ним в деревню приедет приятельница матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Учитель тоже получил весточку из Самары от своей невесты-учительницы. Никита стал расспрашивать о подарке, но матушка не отвечала. Аркадий Иванович тоже был весь день каким-то таинственным и весёлым. Иногда он вынимал из кармана письмо от невесты и перечитывал пару строк. 

Вечером Никита побежал через двор к людской к своему другу Мишке Коряшонку, чтобы спросить его, какой подарок привезут из города, но не получил вразумительного ответа. Зато Мишка позвал его завтра пойти бить «кончанских» мальчишек. Никита согласился идти вместе с другом.

Глава 5. Сон

Никите часто снился один и тот же странный сон: в пустой комнате у белой стены находятся большие часы с качающимся маятником. На стене над часами висят два портрета: старик и старушка. В футляре часов отсутствует стекло, и чёрный кот пытается лапой коснуться маятника. Никита знал, что если он это сделает, то всё вмиг исчезнет. Мальчик видел происходящее со стороны, но не мог остановить кота, потому что не в силах был пошевелиться. 

И вот в очередной раз мальчик увидел этот сон. Испугавшись, Никита проснулся посреди ночи, перекрестился и вновь уснул. Но сон продолжился. Он опять увидел, как кот пытается прокрасться к часам. Теперь Никите удалось сойти с места и взлететь. Он летал по комнате, отталкиваясь ногами от стен. Мальчик подлетел к вазочке, стоящей на часах с маятником, и увидел: в ней что-то лежало. Вдруг Никита услышал голос, который говорил ему: «Возьми то, что там лежит». Но ему помешали ожившие портреты: старушка схватила мальчика за голову, а старик ударил его курительной трубкой по спине, отчего Никита начал падать. После этого он проснулся.

Уже было утро, девять часов. Аркадий Иванович потряс мальчика за плечо, чтобы разбудить его. Когда Никита проснулся, учитель объявил, что две недели занятий не будет. Ребёнок обрадовался рождественским каникулам и забыл о странном сне. 

Глава 6. Старый дом

От мысли, что Никита может делать всё что хочет целых две недели, ему даже стало скучно. В этот же день, после чая, Никита оделся и отправился на прогулку. Перед тем как выйти на улицу, он прошёл по коридору через нежилые помещения. Мальчик дошёл до «крайней угловой комнаты», где над очагом висел портрет красивой дамы «в чёрной бархатной амазонке». Никита стал рассматривать портрет, сидя на диване. Он мог подолгу смотреть на эту женщину. Видя её, Никита испытывал волнение, он был полон любопытства.

От матушки он много раз слышал, что с прадедом приключилась загадочная история, связанная с этой дамой. Портрет прадеда висел в этой же комнате над шкафом с книгами. На портрете был изображён «тощий востроносый старичок с запавшими глазами». Материальное положение прадеда было плохим: дворовые разбежались, все комнаты, кроме той, в которой он жил, были заколочены. Однажды прадед пропал и больше не появлялся у себя дома. Спустя пять лет от него пришло письмо из Сибири, в котором сообщалось, что он «нашёл забвение среди природы». Причиной всего случившегося с ним была дама, изображённая на  портрете.

За окном на ветвь дерева села ворона. Никита почувствовал страх и, выйдя из пустой комнаты, побежал во двор. 

Глава 7. У колодца

Во дворе Никита повстречал Мишку Коряшонка. Тот макал в воду кончик своей рукавицы. Он объяснил Никите, что все «кончанские» ребята так делают, и что «наши» тоже должны так делать, чтобы было ловчее драться. Мишка сообщил, что битва назначена на послеобеденное время. Ещё он поведал Никите, что у «кончанского» Стёпки Карнаушкина теперь заговорённый кулак, так что его так просто не одолеть. Никита засомневался, стоит ли ему участвовать в драке, если у Стёпки теперь столько силы. Но всё-таки решил идти вместе с Мишкой, чтобы не показаться трусом. 

Во дворе появилось стадо овец. Мишка стал дразнить барана, и мальчики весело побежали от него. Когда Никиту позвали на обед, Коряшонок ещё раз напомнил ему о предстоящей битве:

«Смотри, не обмани, пойдём на деревню-то».

Глава 8. Битва

Никита и Мишка пошли на деревню. Они дошли до избы Артамона Тюрина, которого в деревне все боялись — он был сильным и суровым. Сыновья его — «Сёмка, Лёнька и Артамошка-меньшой» пошли вместе с мальчиками бить «кончанских». За избой Артамона начинался другой конец деревни.

На сугробе, где должна была произойти битва, к ним присоединились «Алёшка, Нил, Ванька Чёрные Уши, Петрушка — бобылёв племянник и ещё совсем маленький мальчик». С другой стороны сугроба появилось пять или шесть мальчиков, потом подошли ещё несколько. В итоге с обеих сторон набралось до сорока человек. Ребята дразнили друг друга. С «кончанской» стороны раздавалось: «Лякушки, лягушата!». Со стороны Мишки и Никиты кричали: «Кузнецы косоглазые! Мышь подковали!». Появился среди «кончанских» широкий мальчишка с курносым носом — Стёпка Карнаушкин. «Наши» поначалу дали дёру. Но Никита не мог смириться с таким поражением и решительно встретил бегущего на него Стёпку, ударив его в грудь изо всей силы. «Наши» вновь кинулись «в бой». В итоге «кончанских» гнали пять дворов. 

Когда битва кончилась, Стёпка окликнул возвращающегося домой Никиту, похвалил его за смелый удар и предложил «дружиться». Мальчики обменялись дорогими сердцу вещами. Никита отдал Серёже перочинный ножик, а Серёжка ему — свинчатку. 

Глава 9. Чем окончился скучный вечер

Вечером Никита разглядывал картинки в журнале «Нива», но занятие это было не интересное. Матушка читала, держа на коленях ручного ежа Ахилку. Слышно было, как на чердаке завывал ветер. Никите представилось, что там наверху, среди старой и поломанной мебели сидит пыльный и мохнатый, весь покрытый паутиной «Ветер». Когда он завыл ещё отчаянней и сильней, во дворе послышались голоса и хруст снега. Это приехала из Самары Анна Аполлосовна Бабкина со своими детьми.

В коридоре Никита увидел высокую крупную женщину, очень тепло одетую. Это была сама 

Бабкина. За руку она держала сына Виктора. Он смотрел на Никиту исподлобья. За ними вошёл ямщик, у которого на руках лежала спящая девочка. Это была Лиля. Матушка приняла  девочку у ямщика, и та, просыпаясь, вздохнула.

Глава 10. Виктор и Лиля

Виктора положили спать в комнате с Никитой. Утром они разговорились. Никита один раз был в Самаре в гостях у Бабкиных, и Виктор это хорошо помнил. Вместе они пошли пить чай в столовую, где уже сидела Лиля. Это была девочка девяти лет.

«Лиля была одета в белое платье с голубой шёлковой лентой, завязанной сзади в большой бант. В её светлых и вьющихся волосах был второй бант, тоже голубой, в виде бабочки».

Никита хорошо разглядел девочку: она была до того хорошенькая, голубоглазая, с длинными и пышными ресницами, что мальчику казалось, что она ненастоящая. Виктор заметил, что Никите нравится его сестра. Он предупредил своего товарища, что Лиля всё время жалуется маме, поэтому надо быть с нею поосторожней. После чая Лиля села шить. Никита попытался привлечь её внимание, показывая Виктору, как можно перепрыгнуть через спинку стула, но девочка даже не обернулась в его сторону. Матушка попросила, чтобы они не шумели в доме, а шли гулять на улицу. 

Мальчики вышли на двор. Они направились к колодцу, к которому шли коровы пить воду. Вдалеке стоял Мишка Коряшонок с пастушьим кнутом. Он вдруг крикнул, предупреждая: к мальчикам направляется бык Баян, отделившись от стада. Никита попытался увести своего приятеля, но тот от испуга упал на снег, закрыв руками голову. Баян был уже совсем близко. Никита вдруг остановился и стал прогонять быка, ударяя его шапкой по морде. Подбежал Мишка Коряшонок с кнутом. Перепуганный Никита случайно взглянул на окно дома и увидел удивлённую Лилю, которая улыбалась ему. Мальчику стало вдруг отчего-то очень радостно. 

Ребята пошли кататься с гор, и во время прогулки Никита всё думал, стоит ли оглядываться на окно по возвращению домой? В итоге он решил, что не будет оглядываться. 

Глава 11. Ёлочная коробочка

Анна Аполлосовна привезла целый чемодан материалов для поклейки ёлочных игрушек и всяческие украшения к Рождеству. Матушка решила, что нужно начать их клеить уже сегодня после обеда, иначе можно не успеть всё доделать к празднику. Анна Аполлосовна удалилась спать под предлогом, что пойдёт писать письма. 

В столовой для этой работы освободили стол. Матушка заварила клей, нарезала цветную бумагу и картон. Дети начали клеить: Виктор взялся за цепи, Никита делал «фунтики для конфет», Лиля клеила коробочку. Никита не сводил глаз с девочки. Когда матушка вышла, а Виктор был занят работой, Никита заговорил с Лилей, спросив её о том, что она делает. Девочка ответила, что эта коробочка предназначена для кукольных перчаток. Они только-только разговорились, как вдруг Виктор нарушил их идиллию — влез в разговор о коробочке. Из-за этого Лиля ушла на другой конец стола. 

12. То, что было привезено на отдельной подводе

Никита проснулся утром счастливым. Он встал сегодня раньше всех и побежал в комнату к Аркадию Ивановичу. Он спросил учителя, нравятся ли ему дети Анны Аполлосовны. Когда Аркадий Иванович стал спрашивать, кто конкретно ему должен нравится, Никита убежал из спальни учителя и пошёл во двор. 

На дороге он увидел воза, едущие друг за другом. Мишка Коряшонок, шедший по двору, сказал Никите, что это везут гостинцы из города. Обоз состоял из шестнадцати саней. Никита не сразу разглядел, что находилось в санях. 

«Это было большое, странной формы, зелёное, с длинной красной полосой»

От интереса и радости у мальчика колотилось сердце. Это была лодка, сбоку от неё находились два весла и мачта. Вот и раскрылась тайна подарка из отцовского письма.

Глава 13. Ёлка

В гостиной установили огромную ёлку. Приятно запахло хвоей. Дети стали украшать её звёздочками, яблоками, пряниками и свечами. Но украшений на всю ель не хватило. Поэтому пришлось вновь клеить ёлочные игрушки. Дети долго сидели за работой, пока Лиля не уснула, утомившись, прямо за столом. 

Детям было велено не заходить в гостиную до вечера. Когда пришли приглашённые на праздник деревенские дети, Никита, Лиля и Виктор вошли в гостиную.

«В гостиной от пола до потолка сияла ёлка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками». 

Дети стояли и смотрели, как заворожённые. Во время праздника мама пела и играла на рояле. После того, как раздали подарки, Аркадий Иванович развлекал детей — водил хороводы. Цепью все дети вприпрыжку пошли в столовую за учителем. В прихожей Никита и Лиля оторвались от цепи и остались наедине. Никита поцеловал голубоглазую девочку, а она вдруг сказала ему, что считает его хорошим мальчиком, при этом добавила, что «это секрет».

После праздника Никита провожал деревенских детей до плотины. Домой он шёл как во сне, будто вокруг него — волшебное царство. На душе у него было и счастливо, и странно. 

Глава 14. Неудача Виктора

Виктор подружился с Мишкой Коряшонком, вместе они построили за прудом крепость из снега. Виктор написал письмо «кончанским» с угрозой поколотить. Мишка отнёс письмо в деревню, воткнул его на палке в сугроб у избы Артамона. «Наши» ребята, прочитав письмо, вызвали на бой «кончанских» и пришли в крепость, где должна была состояться битва.

Никита, увидев построенную крепость, не захотел играть с мальчишками, и те сделали вывод, что он «с девчонкой связался». Вскоре пришли «кончанские», их было человек пятнадцать, во главе со Стёпкой Корнаушкиным. Началась битва. С обеих сторон полетели комья снега. С Виктора сбили фуражку, ему славно досталось. «Наши» пустились бежать по льду пруда. 

Глава 15. Что было в вазочке на стенных часах

Никита не понимал, отчего ему стало неинтересно играть с ребятами. Он чувствовал счастье рядом с Лилей, и ощущал, что внутри него играет музыка. Сидя на диване в отцовском кабинете, на том месте, где пару дней назад сидела Лиля, мальчик мечтательно смотрел в морозное окно. К нему вдруг пришло вдохновение, и он написал стихотворение:

«Уж ты лес, ты мой лес,

Ты волшебный мой лес,

Полный птиц и зверей

И весёлых дикарей…

Я люблю тебя, лес…

Так люблю тебя, лес…»

Никита хотел показать его Виктору, пришедшему домой после битвы с распухшим носом, но тот не захотел его слушать. Тогда Никита направился в прихожую, где у печи сидела Лиля. Они разговорились. Мальчик рассказал ей про приснившуюся ему вазочку, в которой что-то должно было лежать. Лиля была заинтересована таинственным сном Никиты, и предложила найти эту вазочку в доме.

Они пробрались в комнату, которая снилась Никите. Лиля приметила вазочку «с львиной мордой» наверху старинных часов. Никита узнал её. Подставив стул, мальчик что-то нащупал в вазочке и взял это. Когда дети вернулись в прихожую, Никита разжал ладонь. Это было колечко — тоненькое, «с синим камешком». Девочка всплеснула руками. Никита надел колечко Лиле на пальчик, и она поцеловала его. Никита отдал ей и своё стихотворение, которое написал в кабинете отца, оно очень понравилось девочке. 

Глава 16. Последний вечер

Праздничные дни подходили к концу. Во время вечернего чаепития Анна Аполлосовна объявила, что завтра, в понедельник, рано утром она заберёт детей и уедет обратно в Самару. После этих слов Лиля погрустнела, опустив голову. У Никиты «застлало глаза», он был удручён. Закончив пить чай, дети вместе вышли из столовой. В прихожей Никита спросил Лилю, приедет ли она летом в Сосновку. Она не знала, потому что такие вопросы решает её мама, но пообещала писать ему письма. Они попрощались, с грустью разойдясь по комнатам. 

Никите казалось, что всему пришёл конец. Мальчик не мог поверить, что не увидит больше тень от голубого банта на стене над диваном, где обычно сидела и шила Лиля. Он заснул, видя перед глазами этот огромный бант. Снилось ему, будто он бродит по зарослям леса. Вдруг из-за лопухов появился краснокожий дикарь в очках. Мальчик проснулся и увидел Аркадия Ивановича, который будил его утром. 

Глава 17. Разлука

Каникулы кончились. В январе, от отца Никиты пришло письмо, в котором он с грустью сообщал, что из-за дела о наследстве вынужден остаться в городе ещё надолго. Домой он приедет только к Великому посту. Матушка сильно расстроилась и пустила слезу. Ей казалось, что Никита уже стал забывать своего отца. Никита, в это время рисовавший карту Южной Америки по настоянию матушки (она считала, что за время каникул он обленился), думал о том, что он ничуть не забыл Василия Никитьевича и с огромной радостью вспоминал его сейчас. Он представил его перед собой.

«…он видел краснощёкое, с блестящими глазами и блестящими зубами, весёлое лицо отца — тёмная борода на две стороны, громкий похохатывающий голос». 

Матушка часто ругала Василия Никитьевича за беспечность и легкомысленность его поступков. Бывало, что отец Никиты тратил большие деньги на совершенно ненужные или лишние вещи, выдумывал странные идеи. 

Аркадий Иванович, как и матушка, тоже грустил, переживая свою разлуку. Он думал о своей невесте, городской учительнице Вассе Ниловне. Никита тоже стал думать о своей разлуке с Лилей. Прямо на карте, под Америкой, мальчик написал выдуманные им самим слова: «Пролетели счастливые дни». Тем временем учитель внимательно наблюдал, что делает с картой Никита.

Глава 18. Будни

Наступили сильные морозы. Никиту редко выпускали на прогулку. Аркадий Иванович ввёл новый сложный предмет — алгебру. Но Никита не мог погрузиться в учёбу, потому что не знал, за что можно «зацепиться» в этом предмете: алгебра ему казалась совершенно «сухой».

Сидя дома, Никита приходил в кабинет отца и читал, сидя у печи на диване, книги Фенимора Купера. Мальчик мог подолгу фантазировать, как он совершает подвиги: спасает Лилю на мустанге от похитивших её индейцев, стреляет в их предводителя, который стоит на самой вершине скалы. 

Когда матушка разрешала выйти из дома, Никита бродил один во дворе. Он всё скучал по Лиле, ходил по тем местам, где они вместе гуляли, вспоминал счастливые моменты, проведённые с голубоглазой девочкой. Ему казалось, что раньше он плохо ценил своё счастье. 

Матушка стала замечать его грустное настроение, поэтому отправляла его спать пораньше, а также попросила Аркадия Ивановича отменить алгебру, велела давать сыну касторки. Никите стало лучше. Но по-настоящему повеселел он только тогда, когда с юга стал дуть сырой и сильный ветер.

Глава 19. Грачи

В воскресенье Никита зашёл в людскую. Там играли в карты рабочие: «Василий, Мишка Коряшонок, Лекся-подпасок и Артём — огромного роста сутулый мужик с длинным кривым носом». Артём был безлошадным бобылём, очень хотел жениться. С недавних пор он стал заглядываться на Дуняшу — девушку, которая смотрела за молочным хозяйством. Пахом сидел на лавке у печи и подшивал голенище. Он не хотел играть в карты с остальными, так как был против этих игр. Никита сел играть с рабочими и сразу проиграл. 

Пахом позвал стряпуху, чтобы та покормила их. Василий стал креститься перед бумажной иконой. Вскоре вошла стряпуха Степанида с обедом. Рабочие, игравшие в карты, сели есть похлёбку «из бараньих голов». Пахом ел постное — картошку с солью. 

Никита вышел из людской. День был туманный, дул влажный и тяжёлый ветер. Мальчик побрёл к плотине. В облаках вились и тревожно кричали чёрные грачи. Никита, подняв голову, смотрел в высоту. Птицы кричали о чём-то смутном, но в месте с тем и о радостном. Грачи прилетели обратно, к своим оставленным в прошлом году гнёздам. Пришла весна.

Глава 20. Домик на колёсах

Все эти дни Никита был сонный, ему было тревожно, болела голова. Он чувствовал, что в чём-то виноват, хотя ничего плохо не делал. Матушка смотрела на него строго. Никите всё казалось: что-то должно произойти — странное, страшное, но не знал что это может быть, и любопытство донимало его. 

При этом мальчик будто одичал, ему было отчего-то горько. Вся природа вокруг вдруг стала Никите чужой. Гуляя в поле, он нашёл плугарскую будку на колёсах. Войдя, мальчик осмотрелся и стал просить Господа Бога, чтобы всё снова стало хорошо, чтобы всё расцвело и вышло солнце, и чтобы снова стало у него на душе легко. После этого Никите и правда стало лучше. Матушка на него вновь смотрела ласково и приветливо.

Глава 21. Необыкновенное появление Василия Никитьевича

Ночью пошёл дождь — он обрадовал проснувшегося Никиту. Теперь мальчик был уверен, что всё будет хорошо. А наутро снег совсем растаял. Небо постепенно освобождалось от туч, становилось голубым. Матушка волновалась, что отца до сих пор нет, и уже пятый день не было почты. Когда потекли вешние воды, Никита побрёл по двору, дошёл до оврага. Он шёл вдоль течения воды по траве, мечтательно рассматривая бегущие ручьи. На другой стороне оврага было поле. 

«Вдалеке, через поле, медленно скакали пятеро верховых на неоседланных лощадях. Передний, оборачиваясь, что-то, видимо, кричал, взмахивая связкой верёвок. По пегой лошади Никита признал в нём Артамона Тюрина. Задний держал на плече шест». 

Скакали верховые в направлении деревни Хомяковки, располагавшейся на другой стороне реки. Никите увиденное показалось очень странным, ведь погода не позволяла ездить верхом. Мальчик добрёл до нижнего пруда. На плотине появился Стёпка Карнаушкин верхом на лошади. Теперь Никита понял: что-то произошло. Мальчик побежал домой. Возле «чёрного крыльца» стояла лошадь Стёпки. Он приехал, чтобы рассказать о случившемся: отец Никиты тонет около деревни Хомяковки. Все домашние были очень напуганы. Матушка потом рассказывала, что Никита в тот момент «зажмурился и, как заяц, закричал». Сам же мальчик этого не запомнил. Аркадий Иванович успокаивал ребёнка, но его самого трясло. 

Рабочие заложили крепкого коня Негра в санки — спасать Василия Никитьевича. Матушка с Никитой сидели в ожидании возле окна в столовой, смотрели вдаль, где виднелась Хомяковка. Вечером рабочие привезли раскрасневшегося, промёрзшего отца, укрытого ворохом тёплой одежды. Он был жив. 

Глава 22. Как я тонул

В этот же день, сидя за горячим чаем, Василий Никитьевич рассказал, как и почему он тонул. Никита сидел на стуле, забравшись на сидение с коленями, животом навалившись на стол, и внимательно слушал отца. 

Из Самары Василий Никитьевич выехал три дня тому назад. В городе некий Поздюнин пристал к нему с просьбой купить красивого и умного жеребца по имени Лорд Байрон. Отец Никиты влюбился в этого коня и, поддавшись соблазну, всё-таки его купил. Василий Никитьевич не хотел оставлять новую лошадь одну в Самаре. На рассвете отцу заложили Лорда, и он выехал один из города. Когда дорога стала непроходимой, Василий Никитьевич решил остановиться на ночлег в Колдыбани, «у батюшки Воздвиженского». С попом они спорили до самой полуночи — доедет Василий Никитьевич до родной усадьбы в такую погоду или нет? Отец Никиты доказывал, что доедет. Ночью, как не беду, пошёл дождь. Но Василию Никитьевичу не терпелось повидаться с семьёй, ведь он находился «в двадцати верстах от Сосновки». Утром дождь закончился, и отец выехал на Байроне. Ехал он по бездорожью, кругом была вода. Проехали за Хомяковку, чтобы перейти речку вброд — это получилось. Дальше было три оврага, а в них вода — «сажени три глубины». Василий Никитьевич выпряг Лорда и поскакал на нём верхом. Подойдя к оврагу, Байрон прыгнул в него и ушёл под воду «по самую шею». Отец слез с коня и точно также ушёл под воду. Больше часа барахтались они с конём в воде, смешанной со снегом, но постепенно «выбились» на «чистую воду». В итоге Василия Никитьевича и Лорда Байрона прибило к берегу, на который они смогли поочерёдно выбраться. Но дальше было ещё два оврага. Вдруг отец увидел, что к ним на помощь скачут верховые.

После длинного рассказа у Василия Никитьевича сделался озноб, и его уложили в кровать. 

Глава 23. Страстная неделя

Шла Страстная неделя. Отец три дня лежал в жару, а потом стал постепенно выздоравливать. В его планах была подготовка к посеву. В доме шла большая уборка. Александра Леонтьевна тоже принимала в ней участие, поэтому к концу недели утомилась. В пятницу в доме начали печь куличи. Никита и Аркадий Иванович красили яйца. 

В субботу многие из людской и из дома ушли в село Колокольцовку, которое располагалось «за семь вёрст» от усадьбы, к Великой заутрене. Уставшая матушка и отец, а также Аркадий Иванович, который не получил письма от невесты и был в расстроенных чувствах, остались дома. Никита «на вечерней заре» поехал к заутрене с дворовым мужиком Артёмом. 

Глава 24. Дети Петра Петровича

Остановились Никита и Артём у Петра Петровича Девятова, старого друга Василия Никитьевича, который держал в дальней деревне бакалейную лавку. У Девятова было семь детей: «Володя, Коля, Лёшка, Лёнька-нытик», двое совсем маленьких и девочка Анна, ровесница Никиты. Пётр Петрович ещё до рассвета ушёл в церковь. Его жена Марья Мироновна наказала всем детям отдыхать в комнате тихо.

Никита и дети Девятова лежали на полу «на двух ситцевых перинах». Мальчик познакомился с ребятами. Ребята рассказывали о себе разные небылицы. Девочка Анна часто подходила к дверям комнаты, где отдыхали мальчики, и уличала их в обмане, просила Никиту не верить им. После каждого вранья ребят, она, вздыхая, произносила: «Неправдычка». Мальчики её каждый раз прогоняли. Только молчаливый Коля её защищал.

Лёшка говорил, будто на прошлую Пасху он съел двести яиц, что под водой он может подолгу не дышать и всё видит, от этого якобы в прошлом году у него в голове завелись блохи и червяки. Володя говорил, что завтра сам пойдёт звонить в колокола: в мелкие — левой рукой, а правой — в большой, в котором «сто тысяч пудов». Ребята рассказывали, какой их отец сильный, может коня за передние копыта поднимать. Лишь один Коля лежал молча и всё смотрел на Никиту по-доброму и улыбался ему одними глазами. Про него ребята сказали, что плавать он не умеет, а только читает книжки, поэтому отец хочет определить его учиться в город.

Так они и проговорили до того самого времени, когда надо было собираться идти на заутреню. 

Глава 25. Твёрдость духа

После заутрени в доме Петра Петровича был накрыт стол. Когда Никита лёг спать, он вспоминал, что он слышал и видел в церкви — перед глазами вставало всё, что было на заутрене. 

«И снова увидел белые дощатые стены, по которым текли слезы, свет множества свечей перед сусальными ризами и сквозь синеватые клубы ладана, вверху, под церковным, в золотых звездах, синим куполом, — голубя, простершего крылья. За решетчатыми окнами — ночь, а голоса поют, пахнет овчиной, кумачом, огни свечей отражаются в тысяче глаз, отворяются западные двери, наклоняясь в дверях, идут хоругви. Все, что было сделано за год плохого, — все простилось в эту ночь». 

Утром Никита и все без исключения дети Девятова «пошли к мирскому амбару на сухой выгон». Собираясь небольшими группами, они играли в разные игры. Никита пытался подойти к кому-нибудь, но за ним увязалась Анна. Ребята начали посмеиваться над ним. Никита понял, что понравился девочке, но проявил твёрдость духа и не стал с ней играть, потому что не мог предать Лилю. 

Глава 26. Весна

Шла весна. Солнце теперь светило особенно ярко. Пахло весенним ветром, свежей травой. На деревьях распустились почки. С каждым днём в саду становилось всё больше и больше птиц. 

Как-то раз Никита сидел возле дороги и смотрел, как по выгону ходит табун: мерины, кобылы, жеребята. В это время по дороге в открытой повозке ехал весёлый Василий Никитьевич. Он увидел сына и, остановившись, спросил: кто из табуна больше всего нравится Никите? Мальчик показал на тёмно-рыжего кроткого жеребёнка Клопика. После этого отец поехал дальше. Никита смекнул, что отец неспроста задал ему такой вопрос. 

Глава 27. Поднятие флага

Одиннадцатого мая — день рождения Никиты. Было назначено «поднятие флага» на пруду. Никите шутя присвоили звание адмирала. В столовой отец поздравил сына, подарил ему перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, «весьма пригодный для морского дела». 

После чая отец с матушкой и Аркадий Иванович пошли с Никитой на пруд. На берегу стояла лодка — подарок отца. Василий Никитьевич, напевая морской марш, развернул флаг с изображением красной лягушки на задних лапах. Никита сел в лодке у руля, учитель взял вёсла, и они поплыли по воде. На берегу стояли радостные отец и мать.

Глава 28. Желтухин

Никита нашёл возле дома выпавшего из гнезда скворца, принёс его домой. Назвали его Желтухин. Посадили его на подоконник открытого окна, затянутого марлей со всех сторон. Никита приносил ему червей и мух, в блюдце — водичку. Скворец поначалу боялся мальчика и считал, что тот его съест. Когда кот Василий Васильевич прорвал марлю, чтобы поймать птицу, Никита вовремя оттащил зверя от Желтухина. После этого случая скворец стал доверчивее к мальчику. Потом Желтухину соорудили домик из дерева — с крылечком, дверкой и двумя окошками. 

Так скворец и поселился в усадьбе. Днём жил в саду, а вечером возвращался в домик, научился по-русски говорить. В конце лета его «сманили дикие скворцы», обучили летать, и к осени Желтухин улетел вместе с перелётными птицами. 

Глава 29. Клопик

Когда с весенними работами в поле было покончено, наступило свободное время до покоса. Рабочие лошади теперь ходили за прудом, на лугах в табуне, при котором состоял конюшонком Мишка Коряшонок. Никита стал ходить к нему за пруд обучаться верховой езде, ведь отец подарил ему Клопика. Матушка переживала, что Никита не сможет ездить на необъезженной лощади и обязательно что-нибудь себе сломает. Но отец уверил её, что мальчик должен быть в этом возрасте самостоятельным, и матушка сдалась, разрешив ребёнку учиться ездить верхом. 

Василий Никитьевич объявил сыну, что он должен научиться чистить, взнуздывать и седлать лошадь, «и после езды — вываживать». Только тогда он станет отличным кавалеристом. Из конюшни вывели Клопика. Никите позволили самому оседлать коня. Мальчику нелегко давался процесс, о котором говорил отец, но всё же ему удалось обуздать его при помощи кучера Сергея Ивановича. 

В заложенную тройку с запряжённым в неё Лордом Байроном сели отец и мать, и поехали. Никита на Клопике ехал рысью рядом с ними. Когда тройка набрала ход, Клопик пустился в галоп и догнал коляску с родителями. Никита был в восторге:

«Это было почти так же хорошо, как у Фенимора Купера»

Глава 30. В купальне

В тёплую летнюю погоду Василий Никитьевич, Никита и Аркадий Иванович ходили купаться на пруд, к купальне. Пока отец Никиты намыливался, учитель уже прыгал в пруд. Мальчик сидел на лавочке и ожидал, когда отец закончит мыться. Когда Василий Никитьевич произносил «поплыли», Никита бросался в пруд и плыл рядом с ним. Он хотел, чтобы отец похвалил его, ведь этим летом Никита хорошо научился плавать. 

Они шутили с Аркадием Ивановичем: подплывали к учителю с двух сторон и «топили его», ловя за ноги. Обычно Аркадий Иванович успевал уплыть от них и выбраться из воды. 

Возвращаясь после водных процедур, все трое встречали Александру Леонтьевну, которая была в халате и чепчике. Она сообщала, что «чай накрыт в саду», и предупреждала, чтобы они её не ждали: теперь была её очередь купаться. 

Глава 31. Стрелка Барометра

Наступила засуха. Все в доме были озабоченные и серьёзные. Домашние были удручены тем, что урожай от зноя может погибнуть, и зима будет голодная. Стрелка барометра всё время указывала на деление «сухо, очень сухо». Аркадий Иванович был особенно печален, ведь его невеста не сможет приехать в Сосновку из-за болезни матери. 

После обеда родители Никиты легли отдыхать. В комнату к мальчику влетел Желтухин. Никита накормил его. Вдруг скворец сел на карниз футляра барометра. Барометр показывал, что будет буря. Никита побежал рассказать об этом родителям. Вечером усилился ветер, хлынул дождь, отчего приятно запахло влагой. Так буря спасла урожай.

Глава 32. Письмецо

Однажды отец послал Никиту за почтой. Мальчик приехал на Клопике в село Утевку, на базарную площадь, где располагалось почтовое отделение. Почтмейстер Иван Иванович Ландышев часто пьянствовал, отчего люди боялись заходить на почту. Кроме того, он не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт от корки до корки. На этот раз Никите тоже не удалось их взять. Получив только письма, он отправился домой через степь. Пустив коня «вольным ходом», мальчик стал пересматривать стопку писем. 

Одно письмо было маленькое «в светло-лиловом конвертике, надписанное большими буквами “Передать Никите”», написано оно было на кружевной бумаге. Послание было от Лили. В нём девочка писала, что живёт на даче в Самаре и ничуть не забыла своего друга и события этой зимы, и подаренное Никитой колечко не потеряла. «Я вас очень люблю», — писала Лиля. Перечитав несколько раз, Никита летел на Клопике, чувствуя себя счастливей всех на свете. 

Глава 33. Ярмарка в Пестравке

Отец Никиты очень хотел поехать на ярмарку в Пестравку, но Александра Леонтьевна была против, потому что боялась, что он опять потратится. Василий Никитьевич хотел продать в Пестравке лошадь Заремку, потому что она «кусается и бьёт задом». В итоге сошлись на том, что отец всё-таки поедет, но не будет тратить много денег, для этого он продаст два воза яблок. Никита попросился ехать «на возах» рядом с Мишкой Коряшонком. 

На ярмарке Василий Никитьевич недорого приобрёл «партию верблюдов», а Заремку продал некоему Медведеву и яблоки отдал ему в придачу. На следующий день отец собирался пойти смотреть ещё тройку серых лошадей. Он понимал, что дома ему попадёт от Александры Леонтьевны. 

Глава 34. На возу

В августе целыми днями Никита пропадал с отцом на молотилке. Вечером на возу, полном соломы, усталый Никита ехал домой после трудового дня, от которого осталось столько впечатлений. Мальчик вспоминал, как свирепо выл барабан, съедая снопы, и гнал «в пыльные недра молотилки солому и зерно». Никита очень любил эти моменты возвращения «с молотьбы». 

«В степи было теперь совсем темно. Всё небо усыпано августовскими созвездиями. Бездонное небо переливалось, словно по звёздной пыли шёл ветерок. Разостлался светящимся туманом Млечный Путь. На возу, как в колыбели, Никита плыл под звёздами, покойно глядел на далекие миры». 

Наблюдая за чудесным вечерним небом, мальчик мечтательно думал, что когда-нибудь он сядет на воздушный корабль и улетит далеко-далеко. Подходили к концу труды всего года. Уже близилась осень. 

Глава 35. Отъезд

Наконец наступила осень. Василий Никитьевич вновь уехал в Самару, там он удачно продал пшеницу. Оттуда он писал, что его дело с наследством так и не продвинулось, поэтому он должен был остаться в городе. Но чтобы не разлучаться с родными, он хотел, чтобы вся семья переехала жить в город. Ещё отец решил, что Никита должен поступить в гимназию. Матушка согласилась ехать к отцу, но сама она не любила городскую жизнь. Аркадий Иванович был рад переехать в Самару, чтобы увидеть свою возлюбленную.

Приехав в город и подъехав к одноэтажному дому белого цвета, матушка, Аркадий Иванович и Никита увидели отца, выбегающего им навстречу. Никита первым переступил порог нового жилища. В зале он увидел Лилю. Она спросила, получил ли мальчик её письмо, и услышав утвердительный ответ, попросила вернуть ей письмо. Девочка расстроилась, что Никита ей не ответил. Мальчику стало совестно, что за деревенскими заботами он забыл это сделать. Он извинился перед Лилей, и она простила его «на этот раз». Девочка сообщила ему, что поступила в первый класс гимназии.

Аркадий Иванович вместе с Никитой заносили вещи в новую комнату мальчика. В доме было семь комнат — тесноватых, необжитых. Время в городе шло быстрее, чем в деревне. На улице всё время было шумно. Никита чувствовал себя здесь чужим. Ночью мальчику снилось, будто он, стоя перед Лилей «в синем мундире с серебряными пуговицами», возвращает голубоглазой девочке письмо. 

На следующее утро Аркадий Иванович и Никита с матушкой пошли говорить с директором гимназии. Через неделю Никита сдал вступительный экзамен и поступил во второй класс. 

Автор: Диана Танцур

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»

_____________________________________________________________________
249842, Калужская обл. Дзержинский р-н с. Льва Толстого, ул. Полевая,

д.10, тел. (8-48434) 7-14-61, факс (8-48434) 7-14-61

Разработка урока литературного чтения

по теме: «Л. Н. Толстой «Котёнок»

для учащихся 2 класса.

Автор: Танченко Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

2020г.

1.Пояснительная записка.

Актуальность.

Главная цель школьного обучения на современном этапе — формирование личности учащегося. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое мощное средство влияния на личность, как книга.

В данной разработке урока литературного чтения я использую технологию продуктивного чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения: антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2. Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста, использование приёма «активный читатель», повторное чтение текста, беседа по содержанию в целом.

3. Работа с текстом после чтения: смысловая беседа по тексту; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания.

То есть,  чтение становится продуктивным когда:

  1. ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;

  2. ученик владеет поиском информации в рамках текста;

  3. ученик использует полученную информацию в дальнейшей своей деятельности.

Цели:

Образовательные:

Обеспечить условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок», способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, высказывать свои мысли, развитию устной связной речи, творческих навыков

Формировать УУД:

— Личностные УУД: проявлять интерес к литературному чтению, выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе беседы; способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

—  Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно); определять и формулировать цель на уроке с помощью опорных слов; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— Коммуникативные УУД: осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях, слушать, понимать и принимать речь одноклассников, учителя;  

— Познавательные УУД: анализировать произведение с опорой на систему вопросов учителя, находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; выделять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.

Предметные: уметь читать произведение выразительно, отражая его настроение и настроение героев, называть героев произведения, высказывать своё мнение о событиях и поступках, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, определять тему и главную мысль, соотносить пословицы со смыслом произведения. Уметь прогнозировать содержание по  названию (заголовку) и   иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию.  

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, тест, презентация, карточки с заданиями.

2.Содержание разработки

  1. Мотивация.  

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

-Правильно, это солнышко. Посмотрите на Солнышко (слайд 2).

Что делает солнышко? (Улыбается)

Посмотрите друг на друга и подарите своему соседу улыбку. Солнышко дарит вам свои теплые добрые лучи. Протяните руки к солнышку, мысленно возьмите один солнечный лучик в свою руку. Теперь возьмитесь за руки с соседом по парте, мысленно пожелайте своему однокласснику хорошего настроения, радости, и удачи на время урока.

— Я желаю вам, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу. Чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе. Чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке и в течение всего дня.

-Садитесь на свои места.

  1. Актуализация знаний.

1) Упражнение «Предложение рассыпалось». Работа в группах.

— Ребята сейчас будем работать в группах. (3 группы).

Слова рассыпались. Постройте предложение из этих слов. ( Приложение 1)

2) Проверка выполнения упражнения.

-Каждая группа прочитает полученное предложение.

Друзья познаются в беде.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

Добра желаешь – добро и делай.

-Проверим по экрану (слайд 7).

Как называются такие высказывания? (Пословицы)

Прочитайте хором свою пословицу, делая логическое ударение каждый раз на другом слове.

-Прочитайте с удивлением (с грустью, весело, с вопросом).

— Объясните смысл пословицы?

— Чем похожи эти пословицы? (дружбе, сопереживании, добре)

III. Определение темы урока. Постановка задач урока.

Работа с текстом до чтения.

1.Речевая разминка.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л. Н. Толстого, с каким — узнаем позже.

Начнём с чистоговорки. (слайд 8)

Шка – шка –шка — маленькая мышка

Шка – шка –шка — убегает мышка

Шки – шки – шки — убегает мышка от кошки

Шка – шка –шка — убежала в норку мышка

Шка – шка –шка — ловкая мышка.

2.Отгадайте загадку. (слайд 9)

-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

Д. Это кот.

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

Первичное восприятие. Сегодня на уроке мы прочитаем ещё одно произведение Льва Николаевича Толстого.

Но прежде вспомним некоторые факты из его биографии (Слайд 10)

Л. Н. Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»

Толстой учил … детей

Он сочинял … для детей: р.., с.., б… — (произведения)

— Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?

Работа в парах

— Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Котёнок”? (ответы детей)

— Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос: — Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?) (о котёнке)

— Сформулируйте тему урока. (Л. Н. Толстой « Котёнок») (слайд 11)

— Поставим задачи урока. Продолжите предложения: (слайд 12)

(Определять содержание по названию……………………..(произведения и по   иллюстрациям);

Определять ……………………………(главных героев произведения);

Определять ……………………………(главную мысль произведения)

Читать произведение………(правильно, выразительно), передавать при чтении ………… (настроение героев).

Учиться быть воспитанными, заботливыми друзьями.

IV. Работа по теме урока.

Работа с текстом во время чтения.

Проверим, оправдаются ли наши предположения.

(Чтение произведения Л. Н. Толстого « Котёнок» учителем с остановками, с уточняющимися вопросами по поводу значения слов, по содержанию.)  

Словарная работа.

— Амбар – (найдем в толковом словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле — около

Пустился что было духу — очень быстро

Чтение 1 части.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

— Когда происходило событие? (весной)

— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

— Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

Чтение 2 части.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним. (делаем остановку)

— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

— Что они делали с котёнком?

— Что произошло с другими котятами?

— Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

развиваться события?

Чтение 3 части.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

— Назад, назад! (делаем остановку)

— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит — радовались? (любовались)

— Почему же котёнок остался один?

— Когда ребята вспомнили о котёнке?

— В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

Чтение 4 части.

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не

брал его с собой в поле. (делаем остановку)

— Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

— Как поступил Вася?

— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае — как раз это и видно).

IV. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

— Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ — быль, быль о том, что произошло на самом деле.

— Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

— Кто является главным героем? (дети)

— Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

— Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

— Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена …)

-Какое предположение о содержании и жанре произведения мы сделали?

-Оправдалось оно?

-Какие впечатления получили от произведения?

Какое настроение?

Какие чувства испытали? Почему вы так решили?

-Было ли в тексте то, над чем заставило вас задуматься?

V. Физкультминутка

Отдохнём. Проведём физкультминутку:

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

А потом взглянула прямо

И закрыла их руками.

 VI. Закрепление  знаний и способов действий

1)Беседа по содержанию рассказа.

-Ребята, вы послушали рассказ, кто герои рассказа? (дети, котёнок, собаки).

2) Дополнение синквейна. Работа в паре.

Работаем в парах. У вас на парте карточка с синквейном, в котором не хватает слов, определите какому герою он соответствует и заполните пропуски, используя слова-помощники. Выбирайте нужные, не берите лишние.

(Каждая пара получает один синквейн и слова – помощники — Приложение 2).

3) Восстановление последовательности событий рассказа.

— А теперь проверим, как вы запомнили рассказ.

У каждого листик с событиями рассказа. Расставьте числа от 1 до 6, восстановив последовательность событий. (Приложение 3)

4)Проверка работы. (Слайд 13)

-Кто не допустил ошибки? А 1, 2 ошибки?

-Что необходимо сделать ребятам, которые допустили 2 или 3 ошибки?

( Перечитать рассказ ещё раз, ответить на вопросы)

— А сейчас посмотрим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.

Слайды 14 – 19 У вас на партах лежат буквы, поднимите нужную: А, Б, В

1. Как звали детей?

А) Лена и Вася Б) Катя и Федя В) Вася и Катя

2. Когда пропала кошка?

А) зимой Б) весной В) летом

3. Ребята играли возле ….

А) амбара Б) сарая В) дома

4. Сколько котят было у кощки?

А) 2 Б)5 В) 6

5. Что собирались сделать собаки:

А) побегать наперегонки Б) поиграть с котёнком В) схватить котёнка

6. Что сделал Вася?

А) закрыл котёнка Б) убежал прочь В) спрятался

VII. Подведение итогов.

— Чему научил вас рассказ Л. Н. Толстого?

-Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное – не выбрасывать на улицу.)

А я хочу прочитать стихотворение Е. Крылова «Котёнок». (Слайд 20)

Внимательно его послушайте и подумайте, всегда нужно как поступать и зачем?

Стоит в переулке котенок лохматый.

Стоит сиротливо с подбитою лапой.

Он жалобно смотрит на лица прохожих,

Как будто бы хочет сказать: « Я – хороший!

Возьмите меня! Я умею дружить.

Играть с вами буду, мышей вам ловить.

Мы взяли его, завернули в платок,

Нельзя, чтобы кто–нибудь был одинок.

VIII. Рефлексия.

1) Восстанови последовательность событий рассказа (Приложение3) (у каждого ученика)

2) Я хочу поделиться своими мыслями…. (Слайд21)

-на уроке я узнал……

-на уроке я научился…..

-на уроке мне понравилось…..

IX. Оценивание.

X. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд22)

1) Перечитать рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» (средний уровень.)

2)

Подготовьтесь пересказ текста от лица Васи (сильный уровень)

4.Литература

1.Методическое пособие для учителя ТКУ. Литературное чтение 2 класс. Поурочное планирование. ФГОС, изд. «Учитель» А.А. Бондаренко и др.,2019г.

2. Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А. Москва «Просвещение», 2019г.

3.https://infourok.ru/metodicheskaya-literatura-dlya-uchitelya-nachalnih-klassov-1162008.html

Приложение 1

Друзья познаются в беде.

Храбрый не тот, кто страха не знает,

а тот, кто узнал и навстречу ему идет.

Добра желаешь – добро и делай.

Приложение 2

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Карточка 1.

1._________________________

2.Маленький, храбрый.

3.Искал, не испугался, закрыл.

4. Упал животом на _____________.

5._________________________

Слова-помощники: Вася,

котёнка, храбрец.

Карточка 2.

1._________________________

2.Глупый, беспомощный.

3.Играл, бегал, не убежал.

4._______играл с соломинкой. 5._________________________

Слова-помощники: котёнок, он,

несмышлёныш.

Приложение 3

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

Восстанови последовательность событий рассказа

____ кошка пропала

____ котята

___ Катя и Вася

____ котёнок спасён

____ собаки

__ котёнок испугался

14

  • Пересказ рассказа е чарушина лисята ушакова старшая группа
  • Пересказ рассказа дубровский том первый глава 9
  • Пересказ рассказа записки охотника краткий пересказ
  • Пересказ рассказа детство горького по главам
  • Пересказ рассказа и с соколова микитова улетают журавли с помощью опорных сигналов