Пересказ рассказа косточка в подготовительной группе

Зачем читать детям книги дети обожают, когда им читают дети очень любят, когда им читают. именно от родителей малыш слышит

Зачем читать детям книги


Дети обожают, когда им читают
Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга:

  • расширяет представление ребёнка о мире
  • знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.
  • влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка
  • развивает мышление — как логическое, так и образное
  • расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия
  • учит правильно составлять предложения.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

«Читателями на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух, рассказывали сказки. А ещё – книгу любят те дети, чьи родители любят читать».

Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Вот что происходит в моменты совместного чтения:

  1. Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
  2. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
  3. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
  4. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

«Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».

Книга в жизни дошкольника

анна давыдова

Книга в жизни дошкольника

КНИГА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Как многие уже смогли заметить, что в последнее время чтение разных книг становится все наименее и наименее распространенным явлением. Так как, наверное, многие родители просто не понимают для чего нужно читать детям книги. Но ведь о традиции читать книги для детей нельзя забывать. Ребенок ценит то время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают на колени малыша и они вместе читают любимую книгу. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Так же важно привить ребенку любовь к чтению.

Книга играет важную роль в развитии дошкольника. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения. Книги – помощники в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это первый художественный музей, где он впервые знакомиться с творчеством знаменитых художников.

Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером)

. Разрешайте ребёнку самому выбирать
книги для чтения. Читайте сами, показывая пример своему ребёнку. Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг. Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку. Дарите ребёнку книги. Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым. Сделайте чтение приятным времяпрепровождением. Всегда хвалите ребёнка, если он читает.
Положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

Книга – ключ к развитию ребёнка


Книга формирует мировоззрение ребёнка и даёт ему знания
Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.

Слушая чтение или читая самостоятельно, ребёнок:

  • знакомится с прошлым, настоящим и даже возможным будущим мира
  • учится размышлять, анализировать, творчески подходить ко всему
  • развивает речь, стремясь сделать её правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной
  • формирует душевные качества: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость
  • знакомится с искусством, учится чувствовать и понимать красоту
  • формирует позитивное отношение к жизни
  • вырабатывает правильное восприятие природы, бережливое отношение ко всему живому
  • учится ценить чужой труд и быть трудолюбивым.

Круг чтения детей разного возраста


Книги должны соответствовать возрасту, интересам, взглядам на мир, запросам, душевным порывам ребёнка
Читатель в ребёнке сформируется в том случае, если книги будут соответствовать его возрасту, интересам, взгляду на мир, запросам, душевным порывам. Хорошо, если в книге — ответ на вопрос, который только ещё зреет в сознании ребёнка. Исходя из этого, круг чтения детей разного возраста — это круг тех литературных произведений, которые читают или слушают дети, адекватно их воспринимая.

Круглый стол с родителями в детском саду. Роль книги в воспитании дошкольника

Конспект. Круглый стол с родителями ДОУ «Роль книги в воспитании ребенка»
Задачи: 1. Организовать совместную работу воспитателя детского сада и родителей по развитию у дошкольников устойчивого интереса к чтению. 2. Повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением. 3. Развить интерес к педагогическому поиску по воспитанию дошкольника.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители. Мы сегодня собрались обсудить о том, какую роль играет книга в жизни детей — юных читателей. Вы все понимаете, что книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка-дошкольника. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телевизоров и проводят много времени в телефонах. Эта печальная реальность должна заставить нас, родителей, задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, ребенок развивает слуховую память, воображение, наглядно-образное мышление. Как вы знаете, чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому с самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать и девочек, и мальчиков, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Сейчас предлагаю вам викторину: Задание №1. Задача: Существует много пословиц, поговорок о книге, чтении. Вспомните и назовите их как можно больше. (Родители выполняют задание.)Задание №2. Задача:
правильно ответить на вопросы. 1. Кто является умывальников начальник и мочалок командир? (Мойдодыр) 2. Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм) 3. Какому автору принадлежат строки: 4. Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь) 5. На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет) 6. На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад) 7. Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!») 8. Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть) 9. Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом) 10. От кого укрывалась девочка с братцем на берегу речки, под яблоней, в печке. (от гусей-лебедей) 11. Сколько щелчков проиграл поп балде в сказке Пушкина? (Три) 12. Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар) 13. Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф) 14. Кто укусил лису из сказки «Доктор Айболит»? (Оса) 15. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом) 16.Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда) 17. Что болело у маленьких акулят в сказке «Доктор Айболит» ? (Зубки) 18. Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)
Воспитатель: Молодцы, как быстро справились с заданием! Предлагаю рассмотреть рекомендации по приобретению литературы. Так как, разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное — содержание. Вот несколько рекомендаций: Во-первых
, важно обратить внимание на иллюстрации. Они должны быть красочными, реалистичными, не должны пугать ребёнка. Содержание книг должно соответствовать возрасту детей. Для ребёнка, который ещё не умеет читать, именно иллюстрация становится главным способом восприятия всей книги. Хорошая картинка способна не только проиллюстрировать написанное, но и дополнить текст, расширить и углубить его понимание.
Во-вторых
, обратите внимание на переплёт книги. Ведь книга с плотной и красочной обложкой быстрее привлечёт внимание вашего ребёнка. И срок службы у таких книг гораздо дольше чем у клеёных. Клеёные книги быстро изнашиваются и практически сразу начинают разваливаться.
В-третьих
, проверьте, насколько безопасна книга (отсутствуют ли у страниц острые углы, не осыпаются ли мелкие детали – кожа, ткань, мех). Если вы выбираете резиновую книжку для купания, слегка намочите ее и убедитесь, что краска не смывается, а по краям страниц не расходятся швы.
В-четвёртых,
не покупайте объёмные издания. Такие книги очень тяжелы и ребёнку самостоятельно с ними не справится. Ваш малыш не сможет самостоятельно отыскать в огромной книге нужную сказку, да и подобрать так много сказок, рассчитанных на один и тот же возраст трудно, а значит, непонятно детям какого возраста она адресована.
В-пятых,
обязательно выборочно прочтите текст сами, прежде чем прочесть её ребёнку, лучше всего прямо в магазине. Важно, чтобы ребёнку было понятно содержание, чтобы книга была написана не слишком сложным языком. Стихи должны быть лёгкими для восприятия, но нести определённый смысл. Воспитатель: Совместным чтением вы открываете для своего малыша интересный и красочный литературный мир. Сейчас я вам предлагаю составить список советов друг другу,чтобы ваши дети полюбили книгу.
(Примерные советы: чаще говорить о ценности книги; воспитывать бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи; сами взрослые должны проводить некоторое время с книгой; посещать вместе библиотеку, книжные магазины; покупать яркие по оформлению и интересные по содержанию книги.)Воспитатель: Уважаемые родители, в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат листы бумаги, краски. Ваша задача: нарисовать вашего любимого литературного героя. Успехов в работе! (Включается фоновая музыка родители выполняют задание.)

Рекомендуем посмотреть:

Значение художественной литературы для дошкольников Круглый стол для родителей в детском саду. Подготовительная группа Проект в детском саду в старшей группе по чтению Сценарий развлечения в детском саду в старшей — подготовительной группе на тему: Книга — лучшая игру

Похожие статьи:

Книжкины именины в детском саду. Сценарий

Какая литература интересна детям разного возраста

С 2 до 5 лет. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят ритмические произведения — стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, — динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучшее всего соответствуют потребностям малышей, потому как являются удачным сочетание ритмики, интонации, мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги.

С 6 до 8 лет. Круг чтения детей дошкольного возраста стремительно меняется. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Их также могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о мире.

С 9 до 13 лет. В этом возрасте читатели интересуются историей и жизнедеятельности исторических лиц (завоевателей, учёных, путешественников, героев). У них появляется интерес к морально-этическим вопросам, размышлениям о дружбе, любви, счастье.

С 14 до 18 лет. У читателей определяется свой круг любимых тем и героев: у мальчиков — свой, у девочек — свой. Это зависит от склонностей, интересов, талантов, особенностей характера, окружения и пр.

Роль книги в развитии ребенка статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Роль книги в ребенка

Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» — услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.

Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта — при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».

Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волкперсонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.

Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)

Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке — белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

— формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

— обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

— учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

— помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

— помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

— поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

— помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями в средней группе стоят задачи:

— продолжать формировать у детей интерес к книге;

— учить внимательно, слушать и слышать произведение;

— видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

— развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

— поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

— поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна — лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

— закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;

— наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

— развивать и воспитывать воссоздающие воображение;

— учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

— помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

— помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;

— обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге.

Занятия, посвященные знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы:

— подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

— постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

— отбор методов работы с книгой.

Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением.

Следующий этап — беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.

Воспитатель задаёт детям вопросы после прослушивания литературного произведения.

1. Вопросы, позволяющие узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.

— что больше всего понравилось в произведении?

— кто больше всех понравился?

— нравится или не нравится тот или иной герой?

Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения.

Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

3. Вопросы проблемноследственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (русская народная сказка «Маша и медведь»)? Почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»)? Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов -вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторном чтении произведения, если оно невелико по объёму, или читать понравившееся детям эпизоды.

Свободное время воспитатель активно использует для того, чтобы значительно расширить литературный богаче детей, лучше познакомить их с произведениями русской и мировой литературы.

В каждой возрастной группе есть дети, которые любит слушать книги, но есть и такие, которым чтение представляется непосильным и скучным делом. Заставить насильно такого ребёнка слушать книжку — значит окончательно отбить интерес к ней. Задача — найти такой подход к ребёнку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной и внутренне созвучной.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть во время, сразу же после какого-то конкретного случая — значит помочь найти нужный ответ.

Часто дети приносят из дома свои любимые книги. Воспитатель, предварительно ознакомившись с книгой, может прочитать её всем, сказать, что рад встрече с книгой своего детства и поблагодарить ребёнка.

В свободное время воспитатель закрепляет в памяти детей, выученные на занятии стихи, работает над выразительным чтением их. Чтение стихов воспитателем, искренне разделяющим с детьми радость встречи с прекрасным. Создаёт неповторимую атмосферу духовной общности, родственности, необходимой растущему человеку не только для его эстетического, но и нравственного становления. Хорошо бы, вечером с детьми проводить инсценирование любимых детьми книг; игр — драматизации, творческих ролевых игр на литературные темы; просмотров кукольного и теневого театра, диафильмов; литературных утренников и развлечений. Участие ребёнка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге — одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рисования на близкие детям темы («Игрушки», «Домашние животные», и другие). Каждый из детей должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 книг. В уголке должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке составляет 2-2, 5 недели. Совместное общение воспитателя и ребёнка с книгой носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать её в единстве совестного и изобразительных искусств.

Читаем и воспитываем


Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его.
Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Объясняйте ребёнку, что чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.

Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни.

Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют:

  1. Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.
  2. Запишите ребёнка в библиотеку. Наведывайтесь туда еженедельно. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы.
  3. Посещайте книжные магазины. Соберите дома интересную детскую библиотеку.
  4. Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны.
  5. Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр.
  6. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось

Рекомендации по приобретению детской литературы


Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?»
Какие же книги заинтересуют детей?

  • Независимо от возраста ребёнка, предлагайте книги, «проверенные временем», — те, которые мы сами читали в детстве. Они уж точно зарядят ребёнка положительными эмоциями, научат доброте, храбрости, честности. Конечно, время, в котором мы живём, тоже сказывается на подборе литературы. Это значит, что и у современных авторов есть достойные произведения, которые подойдут для чтения вашим детям.
  • Выбирая книгу, задумайтесь: «Какое влияние она окажет на ребёнка? Что нового он узнает?».
  • Дошколятам выбирайте иллюстрированные, тематические разнообразные книги: об играх и игрушках, природе, животном мире, взаимоотношениях между людьми, семье, правилах гигиены и поведения.
  • Школьников заинтересует историческая и военная тематика, искусство, изобретения, фантастические приключения, путешествия и пр.
  • Обращайте внимание на то, чтобы в круг чтения детей вошли произведения с гуманистической направленностью, утверждающие добро, справедливость, равенство, труд, мир во всём мире, ценность жизни, здоровья и счастья. Ведь основная задача литературы – научить ребёнка осмысливать прочитанное, анализировать и делать выводы. Чтение должно развивать ум и душу ребёнка.
Слайд 1

«Методы и приёмы обучения пересказыванию»Подготовила воспитатель:Рябова С.А

Текст слайда:

«Методы и приёмы обучения пересказыванию»

Подготовила воспитатель:
Рябова С.А


Слайд 2

Что же такое пересказ?Пересказ – это первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей.Чтобы обучение пересказыванию было

Текст слайда:

Что же такое пересказ?

Пересказ – это первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей.

Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно, прежде всего правильно отобрать тексты для пересказов.


Слайд 3

Произведение для пересказаКаждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужные нашему обществу черты личности.Тексты подбирают

Текст слайда:

Произведение для пересказа

Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужные нашему обществу черты личности.
Тексты подбирают доступные по содержанию, близкие по опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию.
В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.
Произведения нужно подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Этому требованию отвечают народные сказки, рассказы.


Слайд 4

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию.

Текст слайда:

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию.


Слайд 5

Список произведений для пересказаВ средней группе детей учат пересказывать короткие рассказы и сказки, впервые прочитанные на занятии,

Текст слайда:

Список произведений для пересказа

В средней группе детей учат пересказывать короткие рассказы и сказки, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей.

Для пересказа можно использовать русские народные сказки:
Курочка ряба, волки и семеро козлят, репка.

И рассказы: Константина Дмитриевича Ушинского «гуси», «уточки»,
Льва Николаевича Толстого «Сел дед пить чай», «пришла весна — потекла вода»
Владимира Григорьевича Сутеева «цыпленок и гусенок».


Слайд 7

Список произведений для пересказаВ старшей группе дети пересказывают русские народные сказки: «теремок», «лиса и рак», Рассказы: Ушинского

Текст слайда:

Список произведений для пересказа

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки:
«теремок», «лиса и рак»,

Рассказы:
Ушинского «Умей обождать», «Бишка»,
Лев Толстой «Пожарные собаки», «котенок»,
Е.Пермяка « Как Маша стала большой» и др.


Слайд 9

Список произведений для пересказаВ подготовительной группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Они пересказывают русские народные сказки

Текст слайда:

Список произведений для пересказа

В подготовительной группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Они пересказывают русские народные сказки «Лиса и козел»,
Рассказы:
Ушинский «четыре желания», «утренние лучи»,,
Л.Н.Толстой «Косточка»,
В.Бьянки «купание медвежат»
В. Осеева «Просто старушка»


Слайд 11

Структура занятия по пересказуТекст, предназначенный для пересказа, должен быть хорошо понят детьми. Если произведение сложно для понимания,

Текст слайда:

Структура занятия по пересказу

Текст, предназначенный для пересказа, должен быть хорошо понят детьми.
Если произведение сложно для понимания, то чтение и разбор лучше провести примерно за неделю до пересказа.
Если же текст легкий и хорошо знакомый, то на одном и том же занятии проводиться чтение, анализ произведения и пересказ.


Слайд 12

Особенности методики обучения пересказу в разных возрастных группах. Как известно пересказ самая первая ступень в формировании навыков

Текст слайда:

Особенности методики обучения пересказу в разных возрастных группах.

Как известно пересказ самая первая ступень в формировании навыков монологической речи, и разнообразные приемы должны облегчить овладение ею каждым ребенком.

Старшая и подготовительная группы:
Для пересказа можно брать небольшие произведения без предварительного прочтения. В старшей группе предполагается косвенная предварительная работа по содержанию произведения (Например, «Кораблик» Сутеева; в игровой форме либо на занятиях проводиться экспериментирование с природным материалом). Если в средней группе вопросы по произведению задаются последовательно почти к каждому предложению, то в старшей группе – вопросы даются более объёмные, проблемные, заставляющие ребёнка высказывать своё мнение.

Младшая группа: подготовка к последующему обучению детей пересказу. Ведущая роль принадлежит педагогу (воспитателю).

Средняя группа:
Пересказ выделяется как самостоятельный вид деятельности (проводятся специально организованные занятия). В средней группе пересказываются только знакомые детям произведения.


Слайд 13

Составление рассказа по картинке

Текст слайда:

Составление рассказа по картинке


Слайд 14

Приёмы обучения пересказуВ средней и старшей группах следует иногда пользоваться отраженным пересказом. Он труднее для ребенка, так

Текст слайда:

Приёмы обучения пересказу

В средней и старшей группах следует иногда пользоваться отраженным пересказом. Он труднее для ребенка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ воспитателя, но и повторять целые фразы.

Воспитатель пользуется приёмом подсказка слова и фразы. Этот приём обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызванных тем, что ребенок забыл текст и вопросы воспитателя: «А дальше? Вспомнил?» – не помогают.

Подсказ используется воспитателем, когда ребенок ищет нужное, точное или понравившееся ему слово; путем подсказа педагог исправляет грамматические или смысловые ошибки, допускаемые ребенком в пересказе.

Вопросы – широко известный приём обучения. Употребляются они и в водной беседе, и в процессе самого занятия. Обращение с вопросом активизирует внимание и мышление слушателей. Иногда можно и допустить хоровой подсказ детей.

Как можно шире рекомендуется использовать такой прием, как поощрение. В процессе пересказа воспитатель поощряет ребенка улыбкой, кивком головы, коротким словом.


Слайд 15

Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей, так как произведение детям уже известно. Использование пересказа по

Текст слайда:

Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей, так как произведение детям уже известно. Использование пересказа по частям в процессе занятия позволяет спросить больше детей.

Пересказ по ролям (лицам) увлекает детей. Он может занять значительное место при формировании выразительной речи. Целесообразней использовать этот метод в конце занятия.

Применяется на занятии такой приём, как игра – драматизация. В этом случае реплика персонажей сопровождаются движениями: дети широко используют жесты, имитируют повадки животных и тд, но игра не требует декораций, костюмов и предварительной подготовки. Для исполнения ролей в игре в первую очередь вызываются дети со слаборазвитой речью, робкие. Игра – драматизация занимает 5 минут.


Слайд 16

Примерный план занятия по пересказу русской народной сказки«Лиса и рак»Старшая группаВводная часть. Подготовка детей к восприятию нового

Текст слайда:

Примерный план занятия по пересказу русской народной сказки

«Лиса и рак»
Старшая группа
Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения.
Показать рака на картинке, пояснить, что у него слабые тонкие ноги, но цепкие клешни. Предложить детям показать, какой величины рак.
2. Чтение сказки (1-2 раза)
3. Разбор сказки (содержание, язык, выразительность).
Воспитатель спрашивает: «Почему лиса предложила раку перегоняться? Ласково или насмешливо сказала она: «Давай с тобой перегоняться?» (Предлагает повторить хором и индивидуально эту фразу, выделяя слово перегоняться). Что придумал рак, чтобы перехитрить лису? (Обратить внимание на слова уцепился за хвост).
4. Повторное чтение сказки с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей (3-4 ответа)
6. Пересказ по ролям (2-3 ответа)


Календарно
— тематическое планирование коррекционной работы учителя-логопеда в
подготовительной группе с детьми с ОНР (по О. С. Гомзяк)

                                  I
период
обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)                                                                                      

Неделя

Лексическая тема

Лексико-грамматический
строй речи

Фонетико — фонематическая сторона речи

Связная речь

I
период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

1 – 2

Диагностика

3

Осень

Формирование
номинативного словаря по теме. Осенние месяцы. Обучение детей задавать
вопросы и отвечать на них полным ответом.

Развитие
слухового внимания и фонематического восприятия
Развитие
слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;
объяснить различие понятий «звук» и «слово».

Рассказывание
по теме «Осень»

4

Деревья осенью. Листья

Преобразование
сущ.-ых ед. числа в форме Им.падежа в форму мн.числа. Образование прилаг.-ых
от сущ.-ых.

Звук и буква У

Развитие
слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и
слов; Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»; выделение
заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах
из текста; закрепление понятий «звук», «слово»; продолжить знакомство с
буквой У, закрепление понятия «буква».

Составление
описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания

Октябрь

1

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах

Расширение
знаний детей об особенностях различных овощей. Расширение глагольного
словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, ед.числа
наст.времени.

Звук и буква А

Закрепление
понятия «гласный звук». Выделение заданного гласного из потока гласных
звуков. Знакомство с буквой А. закрепление понятия «буква».

Пересказ
русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

2

Фрукты

Активизация
словаря по теме. Формирование грамматической категории имён сущ.-ых в форме
Р.падежа мн.числа

Звуки и буквы У и А

Чёткое
произношение и сопоставление звуков А и У. Выделение ударных звуков А, У в
начале и конце слов. Воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух гласных
звуков. Анализ звукового ряда из двух и трёх гласных.

Пересказ
рассказа об Л. Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин

3

Насекомые. Особенности строения тела насекомых

Закрепление
употребления имён  сущ.-ых в Р.падеже. Расширение  и активизация словаря по
теме.

Звук и буква И

Закрепление
понятия «гласный звук». Выделение заданного звука из потока гласных звуков.
Знакомство с буквой И.                                 

Составление
описательного рассказа о пчеле с опорой на схему

4

Перелётные птицы

Формирование
навыков словообразования. Образование уменьш.-ласкат. формы имён сущ.-ых.

             
Звук и буква О

Выделение заданного гласного звука в начале и в середине слов, из
потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение звуковых рядов из трёх
звуков. Понятие «предложение».

Пересказ
рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов

Ноябрь

1

Грибы, ягоды.

Согласование
имён сущ.-ых с числительными. Образование прилагательных от сущ.-ых.

Звук и буква Ы

Выделение
заданного гласного звука в середине слов, из потока слов, из текста.
Воспроизведение и чтение звуковых рядов из трёх звуков. Анализ звукового ряда
из трёх звуков. Понятие «предложение».

Пересказ
рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин

2

Домашние животные и их детёныши

Закрепление
и расширение знаний детей по теме.

Звуки Мь и М. Буква М

Знакомство
с понятием «согласный звук». Выделение заданного согласного звука в начале
слова, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение звуковых рядов из
двух звуков. Анализ звукового ряда из двух звуков.

Составление
рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин 

3

Дикие животные и их детёныши

Образование
сущ.-ых мн.числа, притяжательных прилаг.-ых и их практическое употребление в
речи.

Звуки Нь и Н. Буква Н

Закрепление
понятия «согласный звук». Выделение заданного согласного звука в начале
слова, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение звуковых рядов из
двух звуков. Анализ звукового ряда из двух звуков.

Пересказ
рассказа «Купание медвежат»

4
 

Осенняя  одежда, головные уборы, обувь

Дифференциация
типов одежды по сезонам. Образование относительных прилагательных.

Звуки Хь и Х. Буква Х

Выделение
заданного согласного звука в начале слова, из потока слов, из текста.
Воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трёх и четырёх
звуков. Чтение предложений из двух слов, анализ предложений.

Составление
описательного рассказа с опорой на схему

С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:

  • Каранова М.С., «Медвежонок Бурик» (вторая младшая группа);
  • Романова Н., «Чтение и заучивание стихотворения М. Худякова «Осень» (средняя группа);
  • Коновалова Д.В., «Поговорим о дружбе (чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин»)» (подготовительная группа).

Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы

В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.

Первая младшая группа

  • Стихотворение А. Барто «Мишка».
  • Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
  • Русская народная песенка «Пошёл котик на Торжок…».
  • Русская народная песенка «Петушок, петушок…».
  • Русская народная сказка «Репка».
  • Русская народная песенка «Как по лугу, лугу…».
  • Русская народная песенка «Как у нашего кота…».
  • «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай…».
  • Русская народная песенка «Курочка-рябушечка».
  • Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского.
  • Русская народная песенка «Уж как я мою коровушку люблю…».
  • Стихотворение А. Барто «Грузовик».
  • Стихотворение С. Капутикян «Все спят».
  • Стихотворение В. Берестова «Больная кукла».
  • Русская народная песенка «Коза-дереза».
  • Русская народная песенка «Заяц Егорка…».
  • Рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…».
  • Произведение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

image017

Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)

  • Рассказ Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь…».
  • Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».
  • Стихотворение А. Барто «Слон».
  • Потешка «Ой ты, заюшка-пострел…» (перевод с молдавского И. Токмаковой).
  • Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова).
  • Русская народная песенка «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу».
  • Стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».
  • Стихотворение Н. Саксонской «Где мой пальчик»
  • Стихотворение П. Воронько «Обновки».
  • Стихотворение Н. Сынгаевского «Помощница».
  • Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
  • Стихотворение В. Хорола «Зайчик».

image018

Стихотворение Хорола про зайчика — очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений

  • Стихотворение М. Познанской «Снег идёт».
  • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».
  • Стихотворение О. Высотской «Холодно».
  • Стихотворение В. Берестова «Котёнок».
  • Стихотворение А. Барто «Зайка».
  • Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?».
  • Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
  • Немецкая песенка «Снегирёк» (перевод В. Викторова).
  • Стихотворение А. Барто «Кораблик».
  • Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком».
  • «В магазине игрушек» (главы из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика», перевод с польского В. Приходько).
  • Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко».
  • Закличка «Дождик, дождик, веселей…».

image019

Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики

  • Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).
  • Стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка».
  • «Ветер по морю гуляет…» (отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
  • Стихотворение А. Введенского «Мышка».
  • Стихотворение Г. Сапгира «Кошка».
  • Русская народная потешка «Из-за леса, из-за гор…».
  • Сказка В. Бианки «Лис и мышонок».
  • Рассказ Г. Балла «Желтячок».
  • Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка».

image020

Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные

  • Стихотворение К. Чуковского «Путаница».
  • Сказка Д. Биссета «Га-га-га» (перевод с английского Н. Шерешевской).
  • Русская народная потешка «Огуречик, огуречик…».
  • Стихотворение «Сапожник» (перевод с польского в обработке Б. Заходера).
  • Стихотворение Б. Заходера «Кискино горе».
  • Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики».
  • Сказка Н. Павловой «Земляничка».
  • «Друзья» (глава из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика»).

Вторая младшая группа

  • Чтение стихотворения Саши Чёрного «Приставалка».
  • Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
  • Чтение русской народной сказки «Колобок» (в обработке К. Ушинского).
  • Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».
  • Чтение русской народной сказки «Три медведя».
  • Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик».
  • Русские народные песенки-потешки: «Кисонька-мурысенька».
  • Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  • Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».
  • Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
  • Русская народная сказка «Репка».
  • Чтение русской народной сказки «Лиса и волк».
  • «Сказки про глупого мышонка» С. Я. Маршака.
  • Стихотворение А. Босева «Трое».
  • Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт».
  • Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса».
  • Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

image021

Сказка «Гуси-лебеди» отлично подойдёт для разговора о послушных и непослушных детях

  • Чтение стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
  • Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», Е. Чарушина «Волчишко».
  • Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  • Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • Русская народная сказка «Рукавичка».
  • Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки».
  • Чтение русской народной сказки «Коза-дереза».
  • Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она».
  • Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
  • Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Усатый-полосатый».
  • Русская народная сказка «Теремок».

image022

«Теремок» очень популярен в ДОУ как театральная постановка с участием самих детей, хотя чаще её ставят уже в средней и старшей группах

  • Чтение рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж».
  • Заучивание стихотворения С. И. Белоусова «Весенняя гостья».
  • Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
  • Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
  • Чтение рассказа Я. Тайца «Праздник».
  • Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама!».
  • Чтение сказки К. Чуковского «Цыплёнок».
  • Заучивание стихотворения В. Берестова «Котёнок».
  • Чтение русской народной сказки «Бычок — чёрный бочок, белые копытца».
  • Стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Средняя группа

  • Рассказ В. Осеевой «Сторож».
  • Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».
  • Русская народная сказка «Мужик и медведь».
  • Рассказ В. Осеевой «Синие листья».
  • Русская народная сказка «Дурак и берёза».
  • Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?».
  • Русская народная сказка «Кораблик».
  • Рассказ Л. Воронковой «Как ёлку наряжали».
  • Русская народная сказка «Мороз и заяц».

image023

Сказка «Мороз и заяц» обогатит знания детей о сезонных изменениях в природе

  • Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».
  • Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик».
  • Сказка В. Даля «Лиса-лапотница».
  • Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь».
  • Мордовская народная сказка «Как собака друга искала».
  • Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
  • Рассказ В. Бороздина «Звездолётчики».
  • Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце».
  • Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму».
  • Рассказ С. Вангели «Подснежники».
  • Сказка В. Осеевой «Три сороки».

image024

Для большего погружения в тему сказки можно включить детям аудиозапись с голосом сороки

  • Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди».
  • Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевёрнутой черепахе».
  • Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка».
  • Рассказ А. Гайдара «Поход».
  • Рассказ Л. Толстого «Хотела галка пить…».
  • Рассказ Н. Сладкова «Неслух».
  • Сказка Н. Павловой «Земляничка».
  • Сказка В. Сутеева «Под грибом».

Старшая группа

  • Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка».
  • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето».
  • Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает осень».
  • Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».
  • Пересказ сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».
  • Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
  • Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
  • Чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».
  • Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

image025

Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность

  • Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка».
  • Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка».
  • Чтение глав повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
  • Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня».
  • Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого).
  • Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
  • Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик-семицветик».
  • Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
  • Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка» (обр. К. Шавровой).
  • С. Городецкий «Котёнок» (чтение в лицах).
  • Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
  • Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка».
  • Чтение произведения Г. Снегирёва «Пингвиний пляж».
  • Чтение глав из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек». Лепка «Щенок»
  • Чтение стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищурил…».
  • Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
  • Рассказывание народной сказки «Сивка-бурка».

image026

Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей

  • Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
  • Чтение отрывков произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».
  • Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
  • Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».
  • Русская народная сказка «Лиса и заяц».
  • Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».
  • Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

image027

Сказка «У страха глаза велики» — по сути психологическая

  • Передомной как пишется википедия
  • Переодически или периодически как правильно пишется
  • Перекрестки судьбы рассказы яндекс дзен
  • Перед июльский как пишется
  • Пенящийся шири океана как пишется