Пересказ крыжовник чехова краткий рассказа

676 слов особое место в творчестве знаменитого отечественного писателя и драматурга антона павловича чехова занимают рассказы. в них он затрагивает

(676 слов) Особое место в творчестве знаменитого отечественного писателя и драматурга Антона Павловича Чехова занимают рассказы. В них он затрагивает различные актуальные проблемы,общества. Одним из таких его творений стало произведение «Крыжовник». В этом рассказе он заострил внимание на важных, насущных темах — эгоизм, смысл существования человека и его счастье в жизни. Сам автор был по жизни человеком опытным и многогранным — он прославился как медик и театрал, писатель и деятель общественности. Кроме того, он много жертвовал на благотворительность. Стиль Чехова таков, что произведения написаны простым языком, но с очень глубоким, поучительным смыслом. Рассматриваемое произведение является весьма ярким примером.

Познакомимся с персонажами произведения.

Главный герой рассказа — Николай Иванович Чишма-Гималайский. Он на протяжении всей жизни мечтал о том, что у него будет свое личное имение, где он занимался бы выращиванием крыжовника. образ Чимши-Гималайского — это образ трудолюбивого и одновременно тщеславного человека, который желал стать богачом и войти в ряды высшего света. Семьи своей он не нажил, а из той, из что он вышел — был только брат, который работал ветеринаром. Именно он и рассказывает нам историю жизни своего брата Николая.

Николай с ранней молодости начал откладывать деньги для достижения своей мечты — жил он в казенном жилье, ограничивал себя во всем, стараясь сэкономить. Читателям герой показан не как веселый и оптимистичный молодой человек, поскольку его экономия на своей жизни ради достижения мечты перешла все границы дозволенного — он часто живет впроголодь, почти не лечится, если заболеет, редко покупает себе одежду. Но финансов по-прежнему не хватает.

Зарабатывал он в основном бумажными делами — перепиской различных документов. Он занимался этой работой почти всегда и регулярно вспоминал свои юность и детство, то время, когда он жил в сельской местности. А его мечта о приобретении собственного имения была настолько всепоглощающей, что он даже изучил соответствующую литературу о сельском хозяйстве и садоводстве. Николай Иванович разрабатывал проекты планировки своего имения. Откладывая деньги в банк под проценты и экономя абсолютно на всем, молодой человек превратился в скрягу.

Будучи уже сорокалетним мужчиной, Чишма-Гималайский женился из корыстных побуждений — он нашел себе богатую вдову, которая была уже в возрасте и отнюдь не красавицей. Иными словами, он заключил брак по расчету.

После женитьбы он стал тираном — он создал такие условия жизни для своей супруги, что долго она не продержалась в этом браке и скончалась. А ему было это безразлично, он не испытывал мук совести и не думал о том, что именно он загнал в гроб женщину.

По прошествию пяти лет Николай Иванович наконец исполняет свою давнюю мечту — он покупает себе имение, которое, однако, было посредственным — его окружали заводы, отходы которых загрязняли реку поблизости, изменяя ее цвет до кофейного. Однако он не особо печалится по поводу местоположения своего имения.

Его брат, от лица которого ведется повествование, обратил внимание на то, что Николай стал меняться в лучшую сторону после достижения мечты. Теперь нашему взору представлен несколько другой человек — он вроде бы счастлив, однако, это не так. Николай остался безнравственным и равнодушным человеком, и это видно по его поведению и выражениям. Мужчина уже не стремится ни к чему и не развивается, поскольку он достиг желаемого, и больше ничего не хочет. Но все сильнее развивалось его тщеславие — он стал считать себя настоящим дворянином и думал, что народ его уважает. Все свои действия мужчина видит в положительном свете.

Если раньше Николай Иванович был молодым бедным служащим с низким чином, то теперь это богатый самодовольный аристократ в годах, который был тем еще эгоистом и, кроме того, еще и деспотом. Жил он теперь на широкую ногу — ел, что хотел, когда хотел, набирал вес; жил праздно, постепенно становился более высокомерным и все более походил на аристократа той поры. Для него самым излюбленным лакомством был урожай посаженного им крыжовника, о котором он так мечтал. Он был самым счастливым человеком, когда собирал свой первый урожай крыжовника.

Таким образом, писатель хотел нам показать, что нужно смотреть на мир шире и не останавливаться на мелочах, ограничивая себя лишь комфортом для себя одного. Автор хотел, чтобы у читателя появился более высокий смысл жизни, не ограниченный личным комфортом, чтобы он, когда добьется желаемого, начал бы помогать тем, у кого схожие мечты, но кому не так повезло, как ему. Чехов считает, что нужно развиваться и после достижения желаемой цели и думать не только о себе.

Писатель имел иное мнение на этот счет — нужно творить добро, ведь только таким образом можно сделать жизнь людей лучше, а значит — и мир станет чище, добрее и лучше.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жизненный путь Антона Павловича Чехова был весьма интересен, и в нем имело место быть очень многое из того, что интересно и актуально для людей в нынешнее время. Антон Чехов в своих творениях освещает весьма сложные и важные проблемы в жизни людей, он мастерски заставляет почитателей своего творчества размышлять над прочитанным и думать, как бы поступили персонажи, или они на их месте. А рассказ «Невеста» писатель создал, дабы привлечь внимание к обострению «женского вопроса» в обществе, конкретно – выбору пути, который принадлежал бы именно им, чтобы их не сковывали рамки условностей патриархата и устаревших моральных устоев.

В этом рассказе показана безрадостная, ненужная и пустая жизнь обычных обитателей из провинций. Эти люди не имеют стремления ни к чему. Они опустошены изнутри. Рассмотрим коротко содержание этого рассказа.

Глава 1

Главная героиня рассказа – молодая девушка Надежда Шумина,  она проживает совместно с семьей, состоящей из бабушки Марфы Михайловны и матери Нины Ивановны. Они заняты тем, что принимают гостей – мать Надежды разговаривает со священником Андреем, кроме него еще его же сын, которого зовут так же, как и отца. Кроме него – Саша, давний друг семьи, а точнее, его мать дружила с бабушкой Нади.

Беседа о предсвадебных приготовлениях Надежды, которая должна выйти замуж за сына отца Андрея. Она и сама того желала весьма продолжительное время, но отчего-то теперь грустит, и ей не спится ночами. Ей боязно новой жизни, которая будет скучной.

Надя вышла на улицу, вместе с нею – Саша. Он происходил из дворянского рода, который обеднел.  Мать его умерла, и над ним на время взяла шефство Марфа Михайловна, она отправила его учиться живописи, но у парня не задалось – он едва окончил курс, а работал не по профессии, из-за слабоволия и слабого здоровья – он болел чахоткой. Молодой человек зарабатывал на жизнь, работая в столичной литографии.

Однако, несмотря на слабую волю и здоровье, язык у Саши был хорошо подвешен, и он умел им качественно работать – он обладал даром красноречия и пламенности. И в рассуждениях у него это проявлялось как нельзя лучше. Они стали обсуждать мать Надежды. Саша признал имеющиеся достоинства этой еще молодой женщины, но отметил, что ее челядь обретается в антисанитарных условиях быта. И обеим хозяйкам в семье все равно, как складывается судьба их прислуги, хоть они и выглядят наиболее гуманными из своего сословия.

Кроме того, слабовольный чахоточный подвергает основу быта и нравов семейства Шуминых критике, ведь основа эта – лень с пустотой.

Из-за этого Надежда обиделась на Сашу.

Он всегда, по приезду своему к ней в гости, ставит ей в упрек однообразность и бесполезность существования ее семейства. Саша считает, что надо учиться, а делами заниматься полезными. Раньше девушка несерьезно относилась к словам Саши на этот счет, но теперь, в канун своего бракосочетания, она задумалась над сказанным.

За столом ей было скучно – разговоры на много раз обсуждаемые темы она слышала неоднократно, и теперь, в свете грядущих событий, они только служили доказательством того, что девушка опасается рутины не зря. В своих опасениях она пошла спать.

Глава 2

Сын священника показал себя в глазах Надежды человеком красивым, наделенным умом и добротой. И, благодаря этим его качествам, девушка решилась сочетаться браком с ним, однако, теперь она заколебалась.

Поутру девушка повстречала свою мать, которая занималась мистическими обрядами и спиритизмом. Раньше Надя считала эти занятия проявлением чего-то нового и необычного, но со временем привыкла и видела в этом нелепость и ограниченность. А мать ее не понимала.

А после утреннего приема пищи к Наде вновь обратился Саша, который говорил о том, что считал жизнь семьи Шуминых ненужной, бессмысленной и серой. Саша просит девушку уехать, дабы она смогла устроить свою жизнь по-другому, чтобы она стала образованной и интересной женщиной, и ее жизнь была полезна социуму.

Девушка сомневается все больше, ведь на носу бракосочетание, однако, она все больше уверяется в правоте слов Саши. И любовные признания, написанные Андреем, она когда-то прочитала в одном романе. Думая о своих с ним отношениях, ей вспомнилось, что ее мать мужа своего не любила, а овдовев, она жила, повинуясь матери покойного мужа. Ей стало жалко мать в ее положении.

Глава 3

Чем ближе был день свадьбы Нади, тем реже стал оставаться в гостях Саша, пока совсем не перестал приходить, потому что ему было противно от того, что Надя обречет себя на повторение судьбы своей же матери. Но его уговорили зайти погостить еще чуть-чуть, хоть до начала июля.

Андрей решил показать будущей супруге нанятый для них дом. Девушка осмотрела комнаты и мебель, украшения в доме и увидела во всем этом для себя лишь пошлость. Девушка понимает, что Андрей ею нелюбим. А осознание этого усугубляется тем, что Андрей – лентяй, и не любит трудиться.

Надя поняла, что Саша был прав, когда говорил о том, что Андрей ничего не желает делать. Андрею противно от одних только мыслей о труде, не говоря уже о том, чтобы он сам им занимался. Андрей считает, что в России такое мышление – в порядке вещей. Надежда была опечалена этим открытием.

Глава 4

Надежда признается матери, что не любит своего жениха и не желает сочетаться с ним браком, после чего испрашивает разрешения у матери уехать в другой край, поскольку не желает себе скучной и рутинной жизни. Но мать девушку не понимает и предлагает ей все стерпеть, на что Надежда взрывается и, ведомая праведным гневом, начинает пороть правду-матку о бессмысленности и пустоте жизни их семейства. С этим откровением ее мать соглашается и откровенничает в свой черед – она тоже хочет освободиться от семьи, ведь из нее сделали старуху против ее воли. После этого ее одолевают слезы, и она горько плачет.

Надежда же дожидается утра, после чего отправилась к Саше и призналась, что та жизнь, которую он критиковал последнее время, ей не по нраву и знакомит его со своим планом. Но вдвоем они создают новый план – якобы, проводя Сашу, Надежда отправляется на вокзал, где садится в идущий на столицу поезд, откуда потом она переезжает в Петербург, где учится. План нравится обоим, тем более, Саша рад за образумившуюся девушку и берется ей помочь.

Глава 5

Им удается успешно сбежать из города по составленному плану, и в вагоне Надя загрустила, заплакала и начала молиться. Саша ее утешал, аргументировано убедил ее в правоте принятого ею под его давлением решения и сказал, что ей точно не придется жалеть о содеянном. Надя верит ему, но боится будущего и с опаской и надеждой смотрит в окно вагона.

Глава 6

По прошествии года, Надежда возвращается домой – мать с бабушкой простили ее бегство из-под венца. Девушка успешно сдала свою аттестацию. В столице она неожиданно повстречала Сашу, который был тяжелобольным на тот момент, и собирался податься на Волгу, поправить здоровье. Надежда была уже образованной девушкой и набралась за этот год ума, и теперь Саша казался ей простодушным, понятным провинциалом, однако она сердечно поблагодарила его за то, что в свое время он ей дал толчок и помог сбежать.

По приезду домой Надежда ощутила себя чужой в родном городе, где она родилась и выросла, ей все здесь казалось однообразным, старым и рутинным. Город словно пустует, людей в нем мало. Потолки, которые были низкими в доме Шуминых, являлись своеобразной метафорой монотонной, пустой жизни.

Родные Надежды испортились еще больше – они стали более старыми и дурными за прошедший год.  Их губил праздный и монотонный образ жизни. Они простили своей внучке и дочери побег, но их жизнь поменялась – их общественное положение ухудшилось.  Дворянские условности давили на них, и теперь к ним нельзя приходить гостевать, а еще они не могут свободно разгуливать по улицам, ведь все внимание людей до сих пор приковано к ним, окружающие их обсуждают и смотрят на них. А дети дразнят Надежду невестой, кричат ей это вслед.

Марфа Михайловна после вести о бегстве Нади из-под венца слегла и чуть не умерла, пролежав бездвижно около трех дней. Однако, тем не менее, она ее простила и оправилась. Мать же девушки увлеклась философией, и регулярно молится.

Саша отправил письмо Надежде, в котором рассказал о том, что, путешествуя, попал в больницу. Позже Надежда узнала, что он умер от болезни. Она не удивилась его смерти, но почувствовала себя полностью чужой в своем городе, ведь умер единственный человек, который желал ей добра и помог вырваться из цепей условностей и пустоты. Она понимает, что став свободной, она стала ненужной здесь. Девушка желает себе другой жизни и уезжает из города, надеясь, что больше никогда не вернется обратно.

Выводы

Считается, что в данном рассказе Чехов продемонстрировал новаторский образ жизни молодежи новых поколений – тяга к осмысленной и полезной для общества жизни, которая пересиливает моральные устои и старые общественные условности. Писатель продемонстрировал, каким образом такие новаторы желают изменить жизнь в стране в лучшую сторону.

По сути, этот рассказ весьма реалистичен для той поры, ведь в нем показаны события, происходящие во второй половине XIX века, когда эти самые новаторы, стремясь обрести истину и добиться желаемого, создавали революционное движение, которое в начале XX века привело к революции, к свержению власти в России, и к образованию нового государства – СССР, которое избавилось от былых условностей и пережитков прошлого.

Почти все творчество А.П. Платонова пронизано поисками места человека в мире. Не стал исключением и рассказ «В прекрасном и яростном мире», написанный в конце 30-х годов 20 века. Несмотря на наличие в произведении необычных, даже фантастических моментов, оно вполне реалистично. Но, хотя рассказ небольшой, сказать одним словом какой В прекрасном и яростном мире смысл – сложно. Для этого потребуется проанализировать произведение более подробно.

Краткое содержание

Произведение Платонова охватывает события, происходящие на протяжении двух лет. Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик – Константин – повествует об одном из эпизодов своей профессиональной деятельности в качестве помощника машиниста. Несмотря на то, что «В прекрасном и яростном мире» Платонов использует профессиональную терминологию, на смысл повествования этот никак не влияет.

Главный героев в рассказе трое:

  • Константин – помощник машиниста, любящий свое дело, верный, надежный товарищ;
  • Мальцев Александр Васильевич – опытный машинист, профессионал, мастер своего дела, но немного замкнутый, держащийся особняком от других людей;
  • Следователь – справедливый специалист, старающийся установить истину, чтобы избежать ложного обвинения невиновного человека.

Рассказ начинается с назначения Константина помощником машиниста к Мальцеву. Костя рад, что у него такой опытный наставник, лучший во всем паровозном депо. Но единственное что его огорчает – неразговорчивость и недоверие наставника, перепроверяющего работу своего помощника.

Поработав некоторое время с Мальцевым, Костя начинает понимать причину такого поведения машиниста. Мальцев считал, что никто не знает и не любит паровоз больше него.

Интересно! Платонов писал рассказ, опираясь на собственный опыт. Писатель на протяжении двух лет (с 1915 по 1917 год) проработал механиком, помогая машинисту.

Удар молнии

Прошел год совместной работы Кости и Александра Васильевича. Однажды напарников направили на ликвидацию отставания одного из составов. Во время поездки паровоз попал в грозовое облако, разразившееся страшным ударом молнии. Несмотря на непогоду, паровоз продолжил движение.

Внезапно Костя заметил, что наставник стал хуже вести машину. Сначала помощник решил, что мастер просто устал, но когда они проехали желтые и красные сигналы светофора не останавливаясь, понял, что дело серьезнее.

Только когда Костя заметил впереди другой состав и закричал, Мальцев остановился, признавшись, что ослеп. Помощник, взяв управление на себя, довел состав до депо, а затем повел ослепшего напарника домой. По дороге к наставнику вернулось зрение.

Суд и вторичная потеря зрения

Над Мальцевым состоялся суд. Доказательств того, что Александр временно утратил зрение из-за молнии – не было, машиниста осудили. Но Костя не мог успокоиться, пытаясь понять, что произошло на самом деле.

Вскоре юноша узнал о существовании установки, искусственно вызывающей молнию. Константин предложил следователю провести эксперимент для проверки влияния молнии на зрительные органы Мальцева. Следователь согласился.

Искусственный удар молнии действительно вызвал ослепление. Мальцева оправдали. Только зрение не вернулось к машинисту, о чем очень переживал следователь.

Прозрение

Прошло полгода. Константин, сдав экзамены, сам стал машинистом. Идя на работу, он часто видел слепого Мальцева, сидящего на вокзале. Костя понимал, что мастер скучает по любимому делу. Однажды герой не выдержал, предложил Александру отправиться с ним в рейс.

Юноша посадил напарника на место машиниста, помогая управлять паровозом. Во время движения состава случилось чудо – Мальцев вновь стал видеть. Но Константин все равно не оставил наставника. Эту ночь он решил провести с напарником, чтобы защитить от внешнего мира.

Объяснение сюжета

Смысл заглавия рассказа «В прекрасном и яростном мире» тесно связан с проблематикой, затронутой автором.

Интересно! Платонов долго не мог определиться с названием рассказа, дважды меняя его. Сначала это был «Машинист Мальцев», затем «Воображаемый свет».

Писатель поднимает темы:

  • одиночества;
  • гордыни;
  • сострадания;
  • справедливости наказания.

Платонов размышляет над ролью труда в жизни человека. Для героя рассказа «В прекрасном и яростном мире» Мальцева труд являлся единственным смыслом жизни. Он не замечал ничего и никого вокруг, кроме паровоза. Несчастный случай помог «прозреть» мастеру.

Благодаря напарнику Мальцев понял, что прекрасными могут быть не только машины, но и люди. Таким образом В прекрасном и яростном мире смысл сюжета состоит не столько в том, чтобы показать испытания, через которые прошел Мальцев, сколько то, как герою удалось их преодолеть, какие уроки он вынес.

В чем суть концовки

В финале произведения рассказчик размышляет над произошедшими событиями. Костя пытается понять, почему злой рок настиг именно Мальцева, какова его собственная роль.

Ожесточение охватывает героя, юноша решает воспротивиться силам природы. В прекрасном и яростном мире смысл финала – показать, что всегда нужно продолжать борьбу до конца, даже при полном отсутствии сил, и награда не заставит себя ждать.

Рассказчик так и действует, приняв решение помочь своему учителю. Он берет ослепшего Мальцева с собой в поездку, зрение возвращается к машинисту.

На этом помощь Константина не заканчивается. Он и дальше остается рядом с другом. Заключительные слова героя, боявшегося оставить напарника одного «в прекрасном и яростном мире» проясняют смысл названия. Во внешне прекрасном окружающем мире таится множество опасностей. Часто пройти через все испытания и не сломаться можно лишь с помощью верных, надежных друзей.

Важные социальные проблемы, поднятые Платоновым «В прекрасном и яростном мире» придают произведению глубокий идейный смысл. На примере Мальцева автор показывает, что даже талантливым, успешным людям нужна поддержка. И не следует пренебрегать ею во имя каких-то личных предубеждений и скрытой гордости.

  • Пересказ как пишется на английском
  • Перескажите шутливый рассказ о появлении наины в гостях у черномора
  • Перескажите сказку от лица прекрасной княжны начните так уехал князь в долгий путь
  • Перескажите сюжет рассказа почему и с какой целью отправляется странствовать господин
  • Пересказ в итоговом сочинении