Переселение карачаевского народа сочинение на карачаевском языке

12 октября 1943 года михаил калинин подписал указ верховного совета ссср, где было предписано, что карачаевская автономная область као ставропольского

12 октября 1943 года Михаил Калинин подписал указ Верховного Совета СССР, где было предписано, что Карачаевская автономная область (КАО) Ставропольского края ликвидируется, а все проживающие в КАО лица карачаевской национальности вывозятся в Среднюю Азию. 78-летие этой даты, скорбной для всех карачаевцев, националисты из «Конгресса карачаевского народа» (ККН) разыгрывают, как карту в покере, против России и русского народа. Это делается с негласного позволения местных властей, которые не желают ссориться с ККН, дабы не портить себе показателей по стабильности в республике.

Ложь о «великой лжи»

«Многие карачаевцы вели себя предательски, вступали в организованные немцами отряды, предавали немцам честных советских граждан, сопровождали и показывали дорогу немецким войскам, наступающим через перевалы на Закавказье, а после изгнания оккупантов противодействуют проводимым Советской властью мероприятиям, скрывают от органов власти бандитов и заброшенных немцами агентов, оказывая им активную помощь», — объяснялось в указе за подписью Калинина.

Карачаевские националисты с 1991 года стараются доказать: вставшие на путь предательства Родины «многие карачаевцы» — ложь Иосифа Сталина, Лаврентия Берии и первого секретаря Ворошиловского (Ставропольского) крайкома ВКП (б) Михаила Суслова. Накануне распада СССР постулат о «великой клевете» советских вождей на карачаевский народ базировался на следующих основаниях. Суслов якобы провалил организацию партизанского движения в Ставрополье и Карачаево-Черкесии, не предотвратил оккупации региона немцами, поэтому свалил свою вину на маленький карачаевский народ, дав в Государственный комитет обороны СССР соответствующую информацию о массовом коллаборационизме карачаевцев.

«Грузинские национал-шовинисты» Сталин и Берия, как утверждают в ККН, использовали информацию Суслова для присоединения нынешней КЧР к Грузинской ССР. Учкуланский район и часть нынешнего Карачаевского района КЧР в 1943 году в самом деле отдали Грузии. Городу Микоян-Шахару (нынешний Карачаевск) дали грузинское название Клухори. В домах многих выселенных карачаевцев заселили грузин из приграничных с КЧР территорий. Однако эту политику нельзя назвать аннексией исторического Карачая в пользу Грузии. По сравнению с теми территориями КАО, что в 1943 году были отданы Краснодарскому краю или оставлены в Ставропольском крае как обычные административно-территориальные единицы, к Грузинской ССР отошла очень малая часть КАО. Грузинский язык не вытеснял карачаевского и русского в обиходе и образовании. Переселенцы-грузины говорили на родном языке только дома, в остальных случаях общались на русском. Когда при Никите Хрущеве карачаевцы стали возвращаться на родину, грузины без особого сожаления покидали нынешнюю КЧР. В 1950—1960-х годах ищущие счастья в РСФСР грузины предпочитали жить и работать не в Карачаево-Черкесии, а в более зажиточном курортном регионе Кавказских Минеральных Вод. Члены этих советских грузинских общин, которые остались жить в Кавминводах, и их потомки сейчас сильно обрусели. Сейчас в КЧР нет никаких следов того, что часть территории республики при Сталине стала частью Грузии. Сам «отец народов» создавал не «великую Грузию», а империю победившего социализма, был по убеждениям русскоязычным интернационалистом.

Позднесоветский миф о грузинской аннексии Карачая как о причине депортации карачаевцев рушился уже на закате перестройки. С 1991 года пропаганда этого мифа в публичном пространстве портит карачаевским националистам стратегические и тактические планы. В Тбилиси, как и во времена Гамсахурдия, Шеварднадзе и Саакашвили, постулируют Грузию огромной кунацкой для всех жителей российского Северного Кавказа, которых «угнетают в путинской России». В Грузии работают структуры американского происхождения, действующие против России на северокавказском направлении. Культурную и экономическую экспансию в исторической Сакартвело не без успеха проводит Турция. Турция — ближайший контрагент «Конгресса карачаевского народа», Реджеп Эрдоган для карачаевских националистов — практически родной отец. «Благодетели» Грузии из США и стран НАТО считают своими полезными идиотами всех русофобов из республик Северного Кавказа, оказывая этим деятелям моральные и материальные преференции. Карачаевским националистам сегодня невыгодно ссориться с Грузией. В связи с этим Сталин и Берия из «грузинских националистов» одним движением руки превратились в продолжателей «геноцидальной» политики российских царей на Северном Кавказе, «великорусских национал-шовинистов».

Как Хрущев и Брежнев карачаевцам «геноцид» устроили

Руководство ККН в своих официальных заявлениях на этот счет придерживается более-менее обтекаемых формулировок. Но в комментариях к публикациям этих заявлений в Facebook и Instagram сторонники ККН не скупятся на разжигание ненависти к русскому народу. Дескать, РОА Андрея Власова и РОНА Бронислава Каминского набрали в свои ряды столько коллаборационистов русской национальности, что Сталин должен был весь русский народ сослать на шахты Воркуты и прииски Колымы. Но, как утверждают карачаевские националисты, «русский шовинист» Сталин помиловал реальных предателей — русских, а вместо них обрек на «геноцид» невиновных карачаевцев и балкарцев.

ККН — вполне официально — требует признать депортацию и пребывание карачаевцев в Ставропольском крае в 1957—1991 годах «геноцидом», винит российские власти в том, что факт этого «геноцида» не зафиксирован в российских законах и историческом научном обороте. Насильственное выселение народа — безусловная трагедия, карачаевский народ в ходе депортации понес гуманитарные потери, этого никто не отрицает. Но считать депортацию карачаевцев, а тем более их жизнь в Карачаево-Черкесской автономной области после депортации «геноцидом» как минимум нелепо. Советская власть официально не приговаривала карачаевцев к массовому мору от голода и болезней, что делали гитлеровцы с русскими, украинцами и белорусами, не уничтожала карачаевцев в газовых камерах, как делали нацисты с евреями. Выселение карачаевцев в Среднюю Азию и издали не походило на депортацию армян младотурками в безводные пустыни Месопотамии — геноцид, сотворенный в столь любимой карачаевскими националистами Турции.

При Никите Хрущеве и Леониде Брежневе у карачаевцев начался социально-экономический и культурный ренессанс. На карте Карачаево-Черкесии появились карачаевские топонимы, в карачаевских аулах создавались крупные предприятия и совхозы, а сами аулы вследствие этого превращались в небольшие города. В Карачаево-Черкесии издавались книги и газеты на карачаевском языке. Карачаевская поэтесса-фронтовичка Халимат Байрамукова возглавляла местный Союз писателей, была награждена советскими орденами Дружбы народов и «Знак почета». В 1957—1991 годах национальным большинством в Карачаево-Черкесии были русские. Но местные советские органы проводили политику позитивной дискриминации русского большинства в пользу карачаевцев как пострадавшего от депортации народа. Русский учитель, который ругал или того хуже бил указкой нерадивого ученика-карачаевца, рисковал получить проблемы от органов КПСС. Исполком Карачаево-Черкесской автономной области с 1960-х годов вплоть до распада СССР возглавляли карачаевцы. В местном обкоме КПСС пост второго секретаря был традиционно зарезервирован за карачаевцем, первым секретарем был русский. Логично для региона, где первые по численности населения — русские, а вторые — карачаевцы.

Пример для сравнения. В нынешней КЧР карачаевцы — первые по численности, количество местных русских сокращается с каждым годом. Карьерные преференции на государственной службе «по умолчанию» русским принадлежать не могут. Русский по национальности секретарь местной «Единой России» — он же спикер парламента КЧР с 2010 года — не в состоянии переломить эту тенденцию девяностых-нулевых годов, крайне пагубную для государствообразующего народа в КЧР. Однако карачаевские националисты из года в год твердят именно о «геноциде» карачаевцев в СССР, а потом в России. Местные русские либо смиренно молчат, либо им в публичном пространстве перекрывают кислород.

О поджогах аланских храмов и нацистских бургомистрах

Власть карачаевской этнократии в 2008—2011 годах хотел переломить президент КЧР Борис Эбзеев, родившийся в депортации карачаевец. Ответом на благие стремления Эбзеева стали поджоги христианских храмов в КЧР. После этого Эбзеева в 2011 году убрали из КЧР в Москву, как не справившегося с управлением регионом. В 2013 году, на 70-летие депортации карачаевцев, при поддержке властей КЧР вышел сборник, где в списке реабилитированных жертв сталинских репрессий фигурируют нацистские коллаборационисты из КЧР. Почему этих людей полностью оправдали, хотя их вина в сотрудничестве с нацистами доказана, вести открытых дискуссий в КЧР не принято. Опирающиеся на своих покровителей карачаевские националисты фактически принуждают общественность принимать невиновность нацистских пособников на веру. Их репрессировал Сталин, Сталин — военный преступник и кровавый тиран. Все, точка.

В 2001 году власти Карачаевского района допустили открытое прославление карачаевских пособников нацистов. Выходившая тогда районная газета «Диалог» выпустила интервью с сыном Маджира Кочкарова — нацистского бургомистра Кисловодска, члена руководства прогитлеровского «Карачаевского национального комитета». После освобождения Ставрополья и КЧР от гитлеровцев Маджир Кочкаров сбежал с оккупантами в Германию. В Берлине в 1943 году служившие Гитлеру северокавказские деятели избрали Кочкарова «главой правительства свободного от большевиков Северного Кавказа», это мифическое «государство» должно было стать гитлеровским сателлитом. После разгрома гитлеровской Германии Маджир Кочкаров через англо-американскую зону оккупации Германии эмигрировал в Турцию. В Турции Кочкаров писал книги о «кошмарной» жизни тюркоязычных и кавказских народов в «империи зла», его работы использовали против СССР западные разведки. Кочкаров умер в 1970 году в Турции. Маджир Кочкаров — герой для нынешних карачаевских националистов, которые навязывают культ своего кумира плохо сведущей в истории карачаевской молодежи.

«Мой отец мужественно боролся против гитлеровского ГЕСТАПО (так в тексте. — EADaily) и сталинского КГБ», — сказал в интервью «Диалогу» сын коллаборациониста Альберт Невруз (Кочкаров), гражданин США.

Жаль, что Кочкаров-младший не указал, как его отец в августе 1942 года радушно приветствовал начало нацистской оккупации родной земли, радовался, когда нацисты сделали Кисловодск «столицей» марионеточного карачаево-балкарского «государства», а самого Маджира Кочкарова назначили бургомистром Кисловодска. В октябре 1942 года Кочкаров как бургомистр Кисловодска пригласил на отмечавшийся в городе праздник Ураза-байрам нацистских «благодетелей», во главе с генералом Эвальдом фон Клейстом. На торжественном пиру карачаевские и балкарские пособники огласили приветствие Адольфу Гитлеру и подарили фюреру священного белого коня карачаевской породы. Кочкаров лично поднял бокал за здоровье и долголетие Гитлера.

Прославившая Маджира Кочкарова газета «Диалог» теперь называется «Большой Карачай». Интервью с сыном предателя Родины сохранилось в PDF — архиве, его легко может найти и прочесть на русском языке любой пользователь интернета. Научные и политические круги КЧР до сих пор не сформулировали полагающейся на этот счет позиции насчет недопущения прославления нацистских пособников в медиапространстве Российской Федерации.

В публицистическом обороте КЧР ходит никак не подтвержденная версия насчет того, что Кочкаров принимал блага от гитлеровцев только ради того, чтобы руками вермахта и СС сначала освободить Северный Кавказ от сталинской диктатуры, а потом с помощью Великобритании и США избавить независимое кавказское «государство» и от германской «опеки». Точь в точь по фразе, которую приписывают Власову его нынешние апологеты: «В Россию — с немцами, в России — без немцев». Похожую идеологему впихивает на Украине насчет ОУН-УПА (организация запрещена в РФ) киевский режим.

В Карачаево-Черкесии есть поддерживаемый властями республики интернет- ресурс «Известные люди Карачаево-Черкесии», адрес — pomnirod.ru. Там есть статья, посвященная «известному политическому деятелю Карачая 1940 годов» Абайханову Дею Исхаковичу. Статья повторяет данные «Мемориала» о том, что в 1933 году 24-летний Абайханов был осужден за вооруженный бандитизм в КЧР на 5 лет лагерей, в 1938 году был освобожден. Pomnirod. Ru ничтоже сумняшеся указывает, что этот «герой» во время нацистской оккупации региона отвечал за вопросы торговли в пронацистском «правительстве» Кады Байрамукова, потом сбежал с гитлеровцами на Запад. Мирный министр торговли, слуга карачаевского народа, а то, что верно служил нацистам, так это, видите ли, ерунда… В акте Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) о преступлениях нацистов и их пособников на территории Карачаево-Черкесии есть и другая «ерунда». В конце 1942 года немцы с помощью местных коллаборационистов расстреляли близ Теберды 115 евреев — детей и подростков, женщин, стариков… В этом массовом убийстве участвовал начальник вспомогательной криминальной полиции Теберды, некий карачаевец Д. Абайханов. Этот палач — уж не мирный ли «министр торговли» Дею Абайханов?

Инквизиция по рецепту «демократов»

Акт ЧГК по массовому расстрелу евреев близ Теберды, где принимали участие карачаевские коллаборационисты, был обнародован в документальной книге «Именем ВЧК», вышедшей в Ставрополе в 1982 году. «Именем ВЧК», опираясь на устные свидетельства очевидцев и архивные данные, поведала советскому читателю об активном добровольном соучастии карачаевских националистов в нацистских преступлениях против человечности. В частности, авторы книги Юрий Христинин и Андрей Попутько указали, что карачаевские полицаи отравили мышьяком эвакуированных в Нижнюю Теберду воспитанников армавирского детского дома, убивали пленных красноармейцев.

Книга удостоилась награды КГБ СССР. Это были времена Юрия Андропова, который лично не терпел национал-шовинистов, в том числе, карачаевских. После выхода в 1988 году второго издания книги, политический климат в стране резко переменился, у Христинина и Попутько начались серьезные проблемы с властями.

В ноябре 1989 года Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую сталинские депортации особо тяжкими преступлениями. Девятый вал перестройки, демократии и гласности требовал от советских властей полного демонтажа прежнего идеологического фундамента СССР. У руля идеологии стоял агент влияния ЦРУ США Александр Яковлев. В то смутное для страны время в жертвы ленинско-сталинской диктатуры могли записать любого сидевшего в ГУЛАГе бандита или служившего гитлеровцам предателя. Диссиденты-карачаевцы диктовали свои условия делегированным от их родины народным избранникам. В 1990 году признать «Именем ВЧК» клеветой на карачаевский народ потребовали депутат Верховного Совета СССР Исмаил Хачиров и депутат Верховного Совета РСФСР Азрет Урусов, написав в КГБ СССР соответствующие письма. С московской площади Дзержинского пришел следующий ответ. Инициированная КГБ проверка данных, изложенных в книге «Именем ВЧК», не подтверждает участия карачаевцев в расстрелах пленных красноармейцев и отравлении армавирских детей в Теберде ядом. Уголовные дела, возбужденные по этим преступлениям на граждан СССР карачаевской национальности, закрыты. Ставропольский крайком КПСС — карьерная альма-матер генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, на закате СССР принял меры по изъятию из библиотек края экземпляров «крамольной» книги, которая, как считали партийные краевые чиновники, могла бы разозлить набиравших силу карачаевских националистов.

Немного о депутате ВС РСФСР Азрете Урусове. Он по совместительству еще был еще и сопредседателем карачаевской общественной организации «Джамгъаат» («Община»), требовавшей от Москвы образования на Северном Кавказе Карачаевской ССР, преференций карачаевцам в местах их компактного проживания, моральных и материальных компенсаций депортированным карачаевцам и членам их семей. «Джамгъаат», в ядре которого были вернувшиеся из депортации карачаевцы, в те годы находился в том же лагере демократического движения, откуда вышли потом дудаевский «Объединенный конгресс чеченского народа» и запрещенный в России «Меджлис крымско-татарского народа». Карачаевских демократов активно поддерживали националисты из Прибалтики, уже тогда творившие настоящее истребление прибалтийских русских. Естественно, что над этими процессами по развалу изнутри СССР шефствовали западные спецслужбы, служившие Западу Александр Яковлев, Эдуард Шеварднадзе и другие советские функционеры периода перестройки.

«Джамгъаат» — сообщество достойных и честных представителей карачаевского народа, которые не хотели развала СССР — оказался в эпицентре сил, которые совершили величайшую геополитическую катастрофу XX века, развал великого Советского государства.

«Конгресс карачаевского народа» требует признания книги «Имени ВЧК» экстремистским материалом по всей России. «Именем ВЧК» в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае стала библиографической редкостью и без стараний ККН. Ее не продают в книжных магазинах, не выдают в библиотеках, поскольку все экземпляры из книжного фонда изъяты, а для продажи «Именем ВЧК» не рекомендована. «Именем ВЧК» можно с очень большим трудом купить с рук или в интернете, за очень большие для КЧР деньги. Если кто-то из местных публицистов сошлется на «Именем ВЧК», он рискует нажить большие проблемы. Негласно запрещено просто допустить в публичной сфере возможность перепроверки «крамольной» фактуры из «Именем ВЧК». Тем самым, в угоду националистическим комплексам, наносится непоправимый вред сохранению исторической памяти в России. В отдельном регионе России — КЧР, перекрывается кислород свободе слова в исторической науке и публичной сфере. Если точнее, эта свобода есть, но она — как дорога с односторонним движением. Обсуждать карачаевский коллаборационизм в КЧР, осуществлять защиту прав местных русских — значит гарантированно искать себе неприятных приключений с властями и карачаевскими национал-активистами. Заниматься теоретической и прикладной русофобией (без лишнего энтузиазма), изливаться либеральными ламентациями — всегда пожалуйста.

Артур Приймак, Карачаево- Черкесия.

Окончание следует

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
КАРАЧАЕВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учитель родного языка и
литературы

                                  
Ачабаева А.М.

МКОУ «СОШ а. Каменномост»

Аннотация.
Карачаевская литература возникает на основе фольклора, являющегося общим’ достоянием
карачаевцев и балкарцев. Этническое родство, совместное расселение в прошлом по
Бакса- ну, верховьям Кубани и Теберды, единство исторического пути, а также
языка этих народов — все это обусловило и общность их культурных традиций.
Поэтому и фольклор этих народов следует рассматривать как единый источник
развития национальных литератур карачаевцев и балкарцев.

Ключевые слова
фольклор, мектебы, медресе.

Карачаевская литература возникает в подлинном
смысле этого слова после установления на Кавказе Советской власти, на базе
грандиозных социальных преобразований, дорогу которым открыла Великая
Октябрьская социалистическая революция.

В «Декларации прав трудящегося и
эксплуатируемого народа», принятой III Всероссийским съездом Советов 12 (25)
января 1918 г., записано: «Советская Российская Республика учреждается на
основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных
республик».

 Национально-государственное
строительство на Северном Кавказе начинается с образования в соответствии с
декретом ВЦИК от 20 января 1921 г. Горской Автономной Советской
Социалистической Республики.

Огромное значение для успехов
культурного строительства: имело создание в 1928 г. нового алфавита на
латинской основе. Арабица затрудняла передачу фонетических особенностей горских
языков и создавала большие трудности в деле ликвидации неграмотности. Новый
алфавит существенно облегчил организацию (просвещения и книгоиздательства на
родных языках. Если в 1920 г. на языках Северного Кавказа было издано всего 2 названия
(на осетинском языке) объемом в 10 печатных листов, то в 1928 г.— 88 названий
(на чеченском, ингушском, карачаево-балкарском, адыгейском языках).

 В 1922 г. на Северном Кавказе на
местном языке выходила только одна кабардинская газета, а в 1928 г. газеты
издаются уже на всех горских языках. Развитие автономии, а следовательно, и
национально-культурное строительство в самой Карачаево-Черкесии в довоенное
время прошло два этапа: первый — с января 1922 г., когда из состава Горской
республики выделилась Карачаево-Черкесская автономная область; второй — с
ноября 1926 г., когда автономное образование разделилось на Карачаевскую
автономную область с центром в новом специально по этому случаю построенном
городе Микоян-Шахаре (ныне Карачаевок) и Черкесский национальный округ,
преобразованный впоследствии в Черкесскую автономную область.

К 1930 г. в Карачае обязательным
начальным обучением были охвачены все дети школьного возраста и закончена
ликвидация неграмотности взрослого населения. В густой сети ликбезов занимались
широкие слои взрослого населения области, в том числе и женщины. Первых
советских работников просвещения для Карачая подготовил педагогический
техникум, открытый в 1923 г. в Баталпашинске (ныне Черкесск). В дальнейшем
подготовка карачаевских педагогических кадров переносится в Микоян-Шахар, где
создаются педтехникум, педрабфак, учительский институт, который в 1940 г.
выпустил первых своих воспитанников, и, наконец, педагогический институт. Кроме
того в Микоян-Шахаре существовали зооветтехникум, фельдшерско-акушерская и
сельскохозяйственная школы, школа фабрично- заводского обучения.

Карачаевское областное издательство,
организованное в 1923 г., сыграло огромную роль в создании книжного фонда на
родном языке. К середине 30-х годов возникла необходимость в образовании
специального научно-исследовательского центра, который бы занялся изучением
проблем карачаевского фольклора, истории, этнографии, письменности, и в 1935 г.
в: Микоян-Шахаре был основан Карачаевский.

Важную роль в приобщении трудящихся
масс к социалистической культуре сыграли нормализация родного языка и создание
родной письменности. О их первостепенном значении для развития национальной
культуры и литературы говорилось, на конференции по вопросам культуры и
просвещения Северного Кавказа, проходившей в 1925 г. в Ростове-на-Дону.

Над карачаевским алфавитом работали
совершенно самостоятельно аульные учителя Тохтар Биджиев и Исмаил Акбаев.
Последний в 1916 г. в Тифлисе издал букварь на арабской, графике, явившийся
первой книгой на карачаевском языке. Она представляла собою свободную переделку
азербайджанского букваря, составленного преподавателем закавказской учительской
семинарии Рашидбеком Эфендиевым. Но заветное желание карачаевских автодидактов
распространить грамотность среди карачаевцев было весьма далеко от их
практического осуществления. Наряду с опытами по созданию письменности
интересны и первые шаги литературы на родном языке в дореволюционное время.

Создавая новую советскую карачаевскую
культуру, прежде всего необходимо было преодолеть силу традиций мусульманского
образования и недооценку родного языка. С одной стороны, большая часть старой
карачаевской интеллигенции, принявшей живейшее участие в культурном
строительстве Карачая, прошла через дореволюционные мусульманские духовные
школы — мектебы и медресе, где обучение велось на арабском языке. Арабский язык
казался ей важнейшим средством межнационального общения народов Востока. Однако
она не учитывала, что арабская грамота была тесно связана с враждебной
социализму идеологией ислама и поэтому арабский язык не мог быть использован в
качестве орудия новой, советской культуры.

С другой стороны, некоторые работники
культурного фронта, еще до революции получившие образование на русском языке,
полагали, что не следует заниматься длительной и сложной работой по развитию
родного языка, когда можно через введение русского образования сразу прийти к
социалистической культуре.

Однако Коммунистическая партия
нацеливала работников культуры на развитие родных языков, руководствуясь
мудрыми словами В. И. Ленина: «…Великий и могучий русский язык не нуждается в
том, чтобы кто бы то ни было должен был изучать его из-под палки… А
принудительность (палка) приведет только к одному: она затруднит великому и
могучему русскому языку доступ в другие национальные группы…»

Таким образом, и приверженность к
арабице как результат недопонимания политического значения отказа от нее и
сопутствующих ей традиций, и тенденция без какой-либо предварительной
подготовки заменить родной язык языком русским противоречили политике
Коммунистической партии и Советского правительства в деле строительства
социализма в национальных областях.

Возникновение карачаевской советской литературы связано с развитием
периодической печати. В 1922 г. в Баталпашинске начала выходить на русском
языке областная газета «Горская беднота», где со своими статьями выступали
первые карачаевские писатели Ислам Карачайлы (Хубиев) и Исса Каракотов. В 1924
г. она получила название «Горская жизнь», и в ней наряду со статьями на русском
стал помещаться материал на карачаево-балкарском языке. 19 октября 1924 т.
вышел первый номер газеты «Таулу джашау» («Горская жизнь») на
карачаево-балкарском языке, которая с 228-го номера (6.1.1929) стала называться
«Таулу джарлыла» («Горская беднота»), а с 980-го номера (17.VIII.1934) получила
название «Кьызыл Кьарачай» («Красный Карачай»).

Свой вклад в молодую карачаевскую литературу вносят народные певцы Касбот
Кочкаров, Aппa Джанибеков, столетний кузнец Кязим Мечиев и другие. Для их
произведений характерны образность, художественность и новизна содержания,
которое укладывалось певцами в традиционные формы народной поэзии.

Такое активное участие в литературном движении самых широких масс,
характерное для начального периода развития всех младописьменных литератур
Советского Союза, необычайно плодотворно сказалось на росте народных талантов.
Однако отсутствие единой писательской организации мешало дальнейшему развитию
литературы. Первыми творческими объединениями карачаевских писателей были
кружки, функционировавшие в педагогическом техникуме Симферополя , где учились
Азрет Уртенов и Саид Шахмурзаев, в Карачаевском педтехникуме Микоян-Шахара  и в
других учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы.  М.: Издательство
«Наука», 2010 – с.47

2. Лавров Л.И. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. КЧР. Черкесск
– 2016

3. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев.
Издательство «Эльбрус» Нальчик — 2015

image001

Карачаевцы были первыми, кого депортировали из числа народов Северного
Кавказа

9 октября 1943 г. руководство
Казахстана, ссылаясь па указания

Госкомитета обороны СССР, предписало руководителям
ряда областей“ готовиться к приему переселенцев с Северного Кавказа. Через три
дня, 12 октября, был издан Указ президиума Верховного совета СССР за номером
115-13 о выселении карачаевского народа в Казахскую и Киргизскую ССР .

«Всех карачаевцев, проживающих на территории
области, переселить в друтие районы СССР, а Карачаевскую автономную область
ликвидировать», — ГОВОРИЛОСЬ в документе.

В качестве причины депортации карачаевского народа
указывалась их якобы массовое пособничество фашистам но время немецкой
оккут:ации территории Карачаевской области, а после освобождения Советской
армией — нежелание выдавать тех, кто потворствовал фашистам.

image002Германская армия прорвала
советскую оборону 15 июля 1942 года и широким фронтом, охватывая почти 500 км в
ширину, двинулась на Кавказ. Уже 21 августа немцы водрузили флаг на вершине
Эльбруса (эгот флаг оставался там до 17 февраля 1943 года, когда его скинули
советские войска). 25 октября немцы захватили Нальчик, бои шли на подступах к
Владикавказу и Малгобеку.

Дата
начала оккупации позволяет понять, что по времени немецкая власть тОлкОм и не
успела утвердиться в регионе, оккупация длилась от силы четыре месяца. И ссылки
на то, что все депортированные народы успели настолько погрязнуть в
сотрудничестве с немцами, мягко говоря, вызывают обоснованные сомнения: когда
же они все это успели?

Надо
учить[вать еще, что часть бывшего СССР находились под оккупацией от двух до
трех лет. При этом 11роцент сотрудничавших с немецкой властью был куда более
высоким и значительным, чем это приписывается северокавказским народам.

Сразу же после освобождения
территории Карачая, наказывая тех, кто пошел на сотрудничество с немцами,
совегская власть уже в апреле 1943 года предполагала выселить 573 семей.
Однако, в связи с тем, что 67 особо разыскиваемых властями сами сдались, число
переселенцев было снижено до 110 семей, и их выселили в августе 1943 года.

Но этого Москве показалось недостаточным действием
— в октябре бы решено выселить всех карачаевцев. Ровно 73 года назад, рано
утром 2 ноября, всех карачаевцев без исюночения — мужчин и женщин, детей image003стариков —
начали собирать на площадях сел и городов. Женщин отделяли от мужчин (это
заставляло мужчин избегать побега или каки либо деЙствиЙ против военных, была
угроза расстрела жен, сестер и матерей). Данная практика, опробованная на
карачаевцах, один к одному позднее З’римснялась при выселении других народов
Северног Кавказа — чеченцев, ингушей, балкарцев, а также и татар Крыма.

В те дни, с 2 по 5 ноября, было выселено порядка
69 тысяч карачаевцев для дальнейшсго проживания в северных степях Казахстана и
Киргизи Врагами и пособниками немцев были объявлены новорожденные дети,
старики, которые с ору;кием в руках защищали эту страну в период империи, и в
период советской власти, женщины преклонных лет. Все егали врагами по желанию
всесильного тирана Иосифа Сталина.

Большая
смертность была в пути — холод и голод убивал
image004детей и стариков первыми.

Депортация из Карачая длрыась всего три дня. Для
исполнения приказа были задействованы 53 347 военных, снятых с фронта. В
соотношении к населению самото Карачая на тот момент, иолучается один полностью
вооруженный военный на 1,25 гражданского карачаевца. Всего было отправлено 32
эшелона, в каждом из них было по 2000-2100 человек. В УАЖДбм в среднем 58
человек, и, учитывая что вагоны были для перевозки скота, а ткаже меньших
габаритов, чем обычные пассажирские вагоны тех лет, то практически негде было
укладывать детей или больных.

Первые эшелоны начали прибывать 10 ноября. Последний
эшелон, вышедший из Карачаевска 5 ноября, достиг пункта назначения только после
20 ноября. Большая смертность была в пути — холод и голод убивали детей и
стариков первыми.

Смертность в первые годы (до 1949 года) на местах
депортации превышала рождаемость. Общая численность среди карачаевцев за первые
пять лет депортации сократилась больше чем на 13 тысяч человек к 1948 году.
Первые месяцы карачаевцы считали, что их привезли у.мирать, однако, у,ке по
мере прибытия других народов, крепла надежда, что все изменится и будет
возможность вернуться домой.

Карачаевцы
помнят историю депортации в деталях.

image005Александр Некрич, один из тех, кто исследовал политику
СССР в сугношснии депортированных народов, отмечал, что одной из основных форм
протеста представителей репрессированных народов против принудительной ссылки
стали побеги на родину. В силу этого власти СССР вынуждены были 26 ноября 1948
г. ужесточить наказания за побег и принять Указ президиума Верховного Совета
СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и
постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в
период Отечественной войны». В нем говорилось, что переселение чеченцев,
карачаевцев, ингушей, балкарцев и других репрессированных народов «произведено
навечно, без права возвращаться к их прежним местам жительства». За побег
вводилось суровос наказание — 20 лет каторжных работ. Но это не останавливио
тех немнргих смельчаков, кто разными путями пробирались к себе на родину.

После долгих 14 лет, З мая 1957 года, первый эшелон
с карачаевцами прибыл в родные края. Это стало началом борьбы за реабилитацию.
Вот уже больше 70 лет карачаевцы борются за свои права. Все, что они требуют,
это очищение их имени. Эту эстафету уже принимает TpeThe поколение карачаевцев
периода депортации.

Карачаевцы помнят историю депортации в деталях, из
уст старшего поколения молодые впитывают боль своего народа.

Нынешняя молодежь поет песни об этом трагическом
периоде истории, пишут стихи, романы, изучают докумснты тех долгих четырнадцати
лет.

КЯЗИМ МЕЧИЕВ

ВЫДЕРЖАТЬ!

все рушится, все падает во тьму, Под черным ураганом
выселения. О, дай Аллах народу моему, В годину эту страшное терпение!

Я много видел, много повидал, кпеймил насилье, славил
свет свободы.

А он померк, и черный день настал,

И огласил предгорья стон народный!

Я ни мало пожил и ни мало видел бед,

Но что они в сравнении с той, что
ныне! ?

Изгнанник я и вот под старость лет, С
родным народом маюсь на чужбине!

уже тускнеет свет в моих глазах, но через все страдания
и сомнения.

06 одном молю тебя, Аллах, Народу
моему пошли терпение!

Слух пропадет и голос у меня,

image006image007image008

image009

image010Завоет
пес мой, чувствуя тревогу.

И люди деревянного коня

Мне снарядят в последнюю дорогу.

‘Но жив пока, пока могу дышать,

Под тяжким гнетом горестных событий.

Братья, я не устану повторять, Вы ненависти в сердце
не копите.

на скачках проверяют скакуна, Пройдем же сквозь хулу и
сквозь проклятья.

От горя, как от безумного вина,

Не обезумьте, к вам взываю, братья!

image011Наш народ не был баловнем судьбы, И голод донимал нас, и
набеги!

Но не свернули с праведной тропы,

И дай Аллах нам не свернуть во веки!

И головы летели наши в прах,

Когда мы с неприятелем сшибались!

И пламя гасло в наших очагах,

Но мы всегда народом оставались!

Знавали и нашествия чумы,

Знавали наводнения и лавины!

Но горской чести не роняли мы,
Свидетели и горы, и равнины!

О, наш край, как ты далеко! И хлеб изгнания в нашем
горле комом. да выдержать такое нелегко, Не выдержать — ПОКРЫТЬ себя позором!

image012image013image014Возьми слова Кязима, брат, возьми!

И выстой в жизни под безумным гнетом.
Пока нам хватит силы быть людьми, Мы на Земле останемся народам!

Я слову своему не изменял,

И завещаю верность правде строгой! И на том стою, пока
меня,

Не понесут кладбищенской дорогой!

Казахстан, 1944

  • Пересдача или перездача как пишется правильно
  • Пересадите как пишется правильно
  • Пересажу ученика как пишется
  • Переработать любую сказку в одном из трех стилей
  • Пересдавать или перездавать как правильно пишется