Перелимит как пишется правильно писать

Слово запечатлеть правильно пишется на -еть, так как этот глагол относится в первому спряжению: запечатлеть момент на фото, запечатлеть школьные

Слово «запечатлеть» правильно пишется на «-еть», так как этот глагол относится в первому спряжению: «запечатлеть момент на фото», «запечатлеть школьные годы на страницах дневника», «запечатлеть в сердце первую любовь», «запечатлеть надгробием память об усопшем». Писать неправильно, по второму спряжению, на «-ить» – серьёзная орфографическая ошибка: глагола «запечатлить» в русском языке не существует и в грубом просторечии.

Пояснение к правописанию

Если вы хотите описать, как произведено впечатление, оставлена по себе память, как кто-то или что-то чем-то поразил(о), пишите «впечатлить», оно как раз-таки на «-ить»: «Нечего сказать, твоя раскованность на вечеринке впечатлила всех». То есть, запечатлевают нечто, примечательное само по себе, с чем можно что-то сделать, а впечатляют, действуя самостоятельно. Грамматически это выражается признаком переходности глаголов: «запечатлеть» глагол переходный (действие переходит на что-то другое), а «впечатлить» непереходный; чтобы впечатлить, самому действующему субъекту нужно сделать нечто впечатляющее (см. также в конце).

Значение

Глагол «запечатлеть» в русском языке употребляется в следующих значениях:

  1. Изобразить, отобразить (синонимы) мысль, идею, зрительный образ, любую другую информацию на вещественном носителе: «запечатлеть сновидение на бумаге» (т.е. описать текстуально), «запечатлеть круиз по Енисею в фотографиях», «запечатлеть теорему в виде формулы», «запечатлеть дух века в бронзе и мраморе» (в виде скульптуры), и т.п. Частичные синонимы «воплотить» (запечатлеть сугубо материально: изваянием, сооружением, действующим изобретением и т.п.); «закрепить», «зафиксировать», «сохранить» (в виде написанного текста или плоского изображения: «закрепить мелькнувший образ карандашным наброском»).
  2. Запомнить (синоним), отметить про себя, отложить в памяти (синонимические выражения): «Откуда у тебя такая фантазия? – Я стараюсь запечатлеть в себе всё увиденное необычное». Ещё синонимы «закрепить», «зафиксировать», «сохранить».
  3. Ознаменовать, отметить (синонимы) выдающееся событие, явление, личность: «Памятником Минину и Пожарскому в Москве запечатлён конец Смутного времени». Частичный синоним «увековечить» (запечатлеть на долгие времена – монументом, выдающимся архитектурным сооружением или литературным произведением, эпохальным научным открытием и/или инструментом: «”Математические начала натуральной философии” Ньютона ознаменовали конец схоластики и увековечили начало развития точных наук»; «Опытом Майкельсона-Морли увековечен конец классической физики»; «Ракета Р-7 с кораблём “Восток” увековечила начало космической эры»).
  4. В старинных текстах «запечатлеть» иногда употреблялся в смысле «запечатать», «опечатать»: «запечатлённая грамота» (письмо под сургучной или восковой печатью); «запечатлённый дом» (опечатанный за долги).

Грамматика

Слово «запечатлеть» – переходный невозвратный глагол совершенного вида 1-го спряжения. Состоит из приставки «за-», корня «-печатл-», суффикса «-е-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения и разделение переносами за-пе-чат-ле́ть или за-пе-чатл-е́ть. «Переходный» значит, что действие переходит от действующего субъекта на что-то другое, на нечто, что фиксируется ещё на чём-то или где-то. «Невозвратный» указывает, что действие не обращено на себя (нет возвратного постфикса (послеокончания) «-ся» или «-сь»). «Совершенный» означает, что действие совершено, закончено, или же к его завершению не предвидится препятствий: запечатлеть значит уже сохранить и закрепить где и как следует. Соответствующие глаголы:

Несовершенный «запечатлевать» (запечатлевается, но пока не запечатлено).

Возвратный «запечатлеться» (что-то запечатлелось само собой вследствие особой примечательности: «Тёплая грибная осень навсегда запечатлелась в моей памяти»).

Непереходного нет, так как всё запечатлеваемое по определению нематериально: образ, воспоминания, информация. Нематериальные предметы не могут действовать сами собой, сделать с ними что-то может только посторонний действующий субъект. Условно, с большой натяжкой, непереходным к «запечатлеть» можно было бы считать глагол «впечатлить», см. выше.

Личные формы глагола «запечатлеть» таковы:

Первое лицо:

  • (Я) запечатле́ю (будущ.)/ запечатле́л (прошедш. муж.)/ запечатле́ла (прош. жен.)/ <бы> запечатле́л (запечатле́ла) или запечатле́л (запечатле́ла) <бы> (сослагательн.)/ <(Мне) до́лжно? надо? необходимо?> запечатле́ть (повелительн.).
  • (Мы) запечатле́ем (будущ.)/ запечатле́ли (прошедш.)/ <бы> запечатле́ли или запечатле́ли <бы> (сослагательн.)/ <Давайте(-ка)> запечатле́ем или запечатле́емте(-ка) или <(Нам) до́лжно? надо? необходимо?> запечатле́ть (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) запечатле́ешь (будущ.)/ запечатле́л (прошедш. муж.)/ запечатле́ла (прош. жен.)/ <бы> запечатле́л (запечатле́ла) или запечатле́л (запечатле́ла) <бы> (сослагательн.)/ запечатле́й/<(Тебе) до́лжно? надо? необходимо?> запечатле́ть (повелительн.).
  • (Вы) запечатле́ете (будущ.)/ запечатле́ли (прошедш.)/ <бы> запечатле́ли или запечатле́ли <бы> (сослагательн.)/ запечатле́йте/<(Вам) до́лжно? надо? необходимо?> запечатле́ть (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) запечатле́ет (будущ.)/ запечатле́л (прошедш.)/ <бы> запечатле́л или запечатле́л <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> запечатле́ет (повелительн.).
  • (Она) запечатле́ла (будущ.)/ запечатле́ла (прошедш.)/ <бы> запечатле́ла или запечатле́ла <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> запечатле́ет (повелительн.).
  • (Оно) запечатле́ет (будущ.)/ запечатле́ло (прошедш.)/ <бы> запечатле́ло или запечатле́ло <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> запечатле́ет (повелительн.).
  • (Они) запечатле́ют (будущ.)/ запечатле́ли (прошедш.)/ <бы> запечатле́ли или запечатле́ли <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> запечатле́ют (повелительн.).

Действительное причастие прошедшего времени запечатле́вший; страдательное запечатлённый. Деепричастия прошедшего времени запечатле́в, запечатле́вши.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Все любят вкусно покушать! Чувство голода, которое возникает у нас при виде вкусной пищи или после физических нагрузок, называется «аппетит». Это слово всегда вызывает неуверенность в правильности написания у тех, кто сталкивается с ним впервые. Сложность заключается в согласной «П» в середине слова. Учащиеся обычно интересуются не только правописанием существительного «аппетит», но и историей его происхождения.

Известно, что много слов в русский язык пришло из стран дальнего зарубежья. Иноязычные слова используются в повседневной речи очень часто. Среди них много словарных, к которым невозможно подобрать однокоренные проверочные слова. Одно из таких слов – «аппетит». Чтобы оставаться грамотными людьми, давайте разберемся, как все-таки правильно: «аппетит» или «апетит».

Происхождение слова аппетит

Вежливое пожелание «приятного аппетита» часто встречается в русской классической литературе.

На самом деле, эта фраза имеет сходство с французским выражением «bon appetit». Наверняка каждый знает, что в переводе с французского «бон аппетит» означает «приятного аппетита».

Это слово вошло в русскую речь в начале XVIII века и настолько плотно закрепилось, что его по праву можно считать нашим. Но если вернуться к истории его происхождения, оно все же заимствованное у французов или немцев. Этимологи не могут однозначно ответить на этот вопрос.

К примеру, этимологический словарь М. Фасмера предполагает, что у слова, скорее всего, немецкие корни (от нем. Appetit).

В этимологическом словаре, составленным Шапошниковым А.К., слово «аппетит» имеет французское (appetit) или немецкое (appetit) происхождение.

А вот в Большой советской энциклопедии сказано, что «аппетит» произошло от латинского «appetitus» (с лат. желание, стремление), образованное от глагола appetere – жаждать, хватать. Данный вариант принято считать наиболее достоверным.

Правило написания

Самый простой способ проверить, как пишется слово, – заглянуть в любой словарь.

Слово «аппетит» пишется с двумя буквами «ПП», преимущественно из-за того, что в первоначальном латинском варианте присутствует удвоение – aPPetitus.

Это словарное слово, которое нужно запомнить.

В данном случае на него не распространяются никакие правила русского языка. К удвоенной согласной невозможно подобрать проверочное слово. Корнем выступает все слово полностью, а от него уже образуются другие части речи: «аппетитный», «аппетитно».

«АппетиТ» или «аппетиД»? В конце слова стоит глухой согласный звук «Т», при произношении может послышаться «Д». Чтобы не было путаницы, достаточно вспомнить производные этого понятия, обозначающего желание поесть, принять пищу. Таких слов немного. К примеру, прилагательное – «аппетиТный». Произнести это же слово, но с буквой «Д» в конце корня затруднительно. Следовательно, чтобы говорить и писать грамотно, нужно вспомнить, какие есть производные прилагательные у слова «аппетит».

Похожая статья  «В Крыму» или «в Крыме»: как пишется?

Иногда вызывает сомнение первая буква в начале слова (Аппетит или Оппетит). На гласную не падает ударение, поэтому проверить ее также не удастся. Ударение стоит на третьем слоге (гласной «И»). Примечательно, что при склонении существительного по падежам, числам и родам ударение остается на том же месте.

Остается только запомнить слово целиком, чтобы не допускать ошибок.

Примеры предложений

Из кухни доносился запах свежей выпечки, от чего у меня разыгрался аппетит.

Мама учила сына желать приятного аппетита перед приемом пищи.

Я на прошлой неделе болел, и у меня совсем не было аппетита.

Когда я возвращаюсь домой с утренней пробежки, у меня появляется чрезмерный аппетит.

Принятие апельсинового сока перед едой, как утверждают врачи, способно вызвать аппетит.

У нашего кота Семена сегодня просто отменный аппетит.

Приятного аппетита или апетита?

Имя прилагательное «приятного» в связке с именем существительным «аппетита» не влияет на его произношение и написание. Первой будет идти гласная «А», а затем согласные: две «П» и «Т»:

  • «Приятного аппетита!» – вежливо сказал Ваня, войдя на кухню.
  • «Аппетит приходит во время еды!» – произнес Леня и приступил к трапезе.
  • Во втором примере слово написано с большой буквы, потому что оно стоит в начале предложения. По своему значению «аппетит» – нарицательное существительное и всегда пишется с маленькой буквы. Есть случаи, когда используются заглавные прописные буквы. Это касается всех имен собственных, названий высших почетных должностей, стран, государств и др. Чтобы высказать признательность и уважение, может использоваться большая прописная буква (к примеру, с Днем Рождения). В случае со словом «аппетит» такое громозвучное обращение вряд ли будет уместным.

    Заключение

    «Аппетит» не является родным русским словом. Термин появился во французском языке, который, в свою очередь, заимствован из латыни. Написание слова «аппетит» имеет много нюансов. Просто заучить орфографические правила недостаточно. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо воспользоваться словарем и другими толкователями. Если на это нет времени, просто запомните, что словарное слово пишется только так – «АППЕТИТ» и никак иначе.

    Предыдущая

    Как правильно пишетсяКак правильно: директора или директоры?

    Следующая

    Как правильно пишется«Ввиду» или «в виду»?

    Разбор частей речи

    Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

    1. Самостоятельные части речи:

    • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
    • глаголы:
      • причастия;
      • деепричастия;
    • прилагательные;
    • числительные;
    • местоимения;
    • наречия;

    2. Служебные части речи:

    • предлоги;
    • союзы;
    • частицы;

    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    План морфологического разбора существительного

    Пример:

    «Малыш пьет молоко.»

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

    • начальная форма – малыш;
    • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

    Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

    • начальная форма – молоко;
    • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    • в предложении прямое дополнение.

    Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    «Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

    Дамы (кто?) — имя существительное;

    • начальная форма — дама;
    • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
    • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
    • синтаксическая роль: часть подлежащего.

    Лужину (кому?) — имя существительное;

    • начальная форма — Лужин;
    • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
    • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    Ладонью (чем?) — имя существительное;

    • начальная форма — ладонь;
    • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
    • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
    • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

    Пыль (что?) — имя существительное;

    • начальная форма — пыль;
    • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    (с) Пальто (С чего?) — существительное;

    • начальная форма — пальто;
    • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
    • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
    • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

    Морфологический разбор прилагательного

    Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

    • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
    • постоянные морфологические признаки прилагательных:
      • разряд, согласно значению:
        • — качественное (теплый, молчаливый);
        • — относительное (вчерашний, читальный);
        • — притяжательное (заячий, мамин);
      • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
      • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
      • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
      • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
      • признак рода (только в единственном числе);
      • число (согласуется с существительным);
      • падеж (согласуется с существительным);
    • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

    План морфологического разбора прилагательного

    Пример предложения:

    Полная луна взошла над городом.

    Полная (какая?) – имя прилагательное;

    • начальная форма – полный;
    • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
    • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
    • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

    Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

    Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

    Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
    • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
    • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
    • синтаксическая роль: часть сказуемого.

    Стройная (какая?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — стройный;
    • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
    • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

    Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — тоненький;
    • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
    • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
    • синтаксическая роль: часть сказуемого.

    Голубые (какие?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — голубой;
    • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
    • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
    • синтаксическая роль: определение.

    Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — изумительный;
    • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
    • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
    • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

    Морфологические признаки глагола

    Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

    Морфологические формы глаголов:

    • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
    • спрягаемые (личные и безличные) формы;
    • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

    Морфологический разбор глагола

    • начальная форма — инфинитив;
    • постоянные морфологические признаки глагола:
      • переходность:
        • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
        • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
      • возвратность:
        • возвратные (есть -ся, -сь);
        • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • вид:
        • несовершенный (что делать?);
        • совершенный (что сделать?);
      • спряжение:
        • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
        • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
        • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
    • непостоянные морфологические признаки глагола:
      • наклонение:
        • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
        • условное: что делал бы? что сделал бы?;
        • повелительное: делай!;
      • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
      • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
      • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
      • число;
    • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
      • сказуемым: Быть сегодня празднику;
      • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
      • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
      • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
      • обстоятельством: Я вышел пройтись.

    Морфологический разбор глагола пример

    Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

    Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

    Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

    • начальная форма — послать;
    • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
    • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

    Какая тишина, прислушайтесь.

    Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

    • начальная форма — прислушаться;
    • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

    — Его нужно предостеречь.

    — Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

    — Что за правила?

    — Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

    Предостеречь (что сделать?) — глагол;

    • начальная форма — предостеречь;
    • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
    • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

    Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

    • начальная форма — знать;
    • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Нарушать (что делать?) — слово глагол;

    • начальная форма — нарушать;
    • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
    • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
    • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

    Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

    • начальная форма — подождать;
    • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Вошел (что сделал?) — глагол;

    • начальная форма — войти;
    • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.


    В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

    Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

    Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

    Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

    Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

    Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

    Всегда раздельно НЕ пишется:

    1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
    2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
    3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
    4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
    5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
    6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
    7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

    Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

    В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

    Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

    Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

    • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
    • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
    • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
    • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

    Частица НЕ с разными частями речи

    С существительными и прилагательными

    НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

    Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

    НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

    Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

    С наречиями

    НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

    Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

    НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

    Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

    Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

    Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

    С местоимениями

    НЕ с местоимениями пишется раздельно.

    Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

    С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

    Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

    С причастиями

    НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

    Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

    НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

    Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

    С деепричастиями

    НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

    Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

    Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

    По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

    Частица НИ с разными частями речи

    1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
    2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

    В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

    Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

    Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

    Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

    НЕ, НИ: правило, примеры

    Частица «НЕ» используется:

    В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

    Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

    В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

    Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

    В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

    Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

    В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

    Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

    В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

    Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

    В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

    Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

    Частица «НИ» используется:

    Для усиления отрицания.

    Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

    При повторении, приобретая значение союза.

    Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

    В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

    Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

    В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

    В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

    Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

  • Перелистнуть страницу как пишется
  • Перелетные птицы рассказ для детей 1 класса окружающий мир
  • Перекрестные строки в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях
  • Перелетные птицы краткий рассказ
  • Перелагать ответственность как пишется