Перелетные птицы рассказ по картинке

Библиографическое описание: карпова, м. г. конспект интегрированной нод увлекательное путешествие / м. г. карпова, л. с. шабусова, е. в. харсекина.

Библиографическое описание:

Карпова, М. Г. Конспект интегрированной НОД «Увлекательное путешествие» / М. Г. Карпова, Л. С. Шабусова, Е. В. Харсекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6915/ (дата обращения: 29.12.2021).

Препринт статьи



Программное содержание: закрепить знания детей о временах года, частях суток, днях недели, перелетных и зимующих птицах; формировать умение определять место звука в слове; совершенствовать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >, =; составлять описательный рассказ по картине; развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: обозначения для каждой станции (картинки), изображения зимующих и перелетных птиц, клей, изображение скворечника и неба с пальмами, сундучок с угощением, картинки кораблики с изображение предметов, ручейки (сделанные и бумаги), слоговые домики, проектор, карточки с неравенствами, маркеры для каждого ребенка, магнитофон.

Ход занятия


Воспитатель:

Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся!


Воспитатель:

Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей — улыбнитесь. Посмотрите друг на друга — улыбнитесь. Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня

.

Сегодня у нас необычное занятие

.

Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила для вас. Вы готовы? Тогда удачи!


Воспитатель:

Мы с вами пойдем по станциям, на каждой станции вам нужно будет выполнить задание. А подсказывать нам дорогу будет вот эта карта (воспитатель показывает детям карту), на которой обозначены все станции. Прежде чем отправится в путь, давайте с вами немного разомнемся. Я буду проговаривать высказывание, если оно верное — хлопайте в ладоши, если не верное, топайте ногами.


Дидактическая игра «Верно


— неверно»

В неделе — 8 дней. (неверно)

Соседи понедельника — воскресенье и вторник (верно)

Цветок, растущий из-под снега — подснежник (верно)

Март, апрель, май — зимние месяцы (неверно)

Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают — перелетные (верно)

Седьмой день недели — воскресенье (верно)

На одной руке — 4 пальца (неверно)

Соседи зимы — осень, весна (верно)

Соседи времени суток утро — день, ночь (верно)


Воспитатель:

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились. Давайте отправляться в путь. Смотрим нашу карту. И какую первую станцию мы с вами видим?


Дети:

На первой станции нарисованы птички.


Станция «Зимующие и


перелетные птицы» [3]


Воспитатель:

Правильно, ребята. И первая наша станция «Перелетные и зимующие птицы». Давайте с вами вспомним, каких птиц мы называем перелетными?


Дети:

Перелетные птицы — это те птицы, которые осенью улетают в теплые края.


Воспитатель:

Правильно. А каких птиц мы называем — зимующие?


Дети:

Это те птицы, которые остаются зимовать.


Воспитатель:

Назовите мне зимующих птиц.


Дети:

воробьи, вороны, голуби, дятел, снегирь, синица, сова, сорока, клест.


Воспитатель:

Давайте вспомним перелетных птиц.


Дети:

ласточка, грач, цапля, кукушка, утки, скворец, дрозд, соловей.


Воспитатель:

На этой станции вам ребята нужно расселить птиц по домикам. Выберите картинку, на которой изображена птица, определяете зимующая или перелетная птица. Зимующую птицу приклеиваете на картинку, где изображен скворечник, а перелетную туда, где изображено небо и пальмы и аргументировать свой ответ. Отвечаем полным предложением.


Дети выполняют задание, проверяем.


Воспитатель:

Молодцы. Все с этим заданием справились. Отправляемся дальше. И следующая наша станция «Где живет буква».


Станция «Где живет буква»


Воспитатель:

Апрежде чем приступить к выполнению этого задания, давайте разомнем язычки и проговорим чистоговорки. [1]

Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

Ко-ко-ко, кошка любит молоко.

Цо-цо-цо, снесла курица яйцо.

Ву-ву-ву, васильков букет нарву.

Ва-ва-ва, в саду выросла трава.

Жа-жа-жа, испугались мы моржа.

Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь.


Воспитатель:

Молодцы! Ребята на этой станции нам нужно определить место звука в слове. Перед вами кораблики с изображением предметов. Вам нужно выбрать кораблик и определить, где находится звук «Ш» в словах: шмель, марш, машина, шуба, шайба, Маша, гребешок, порошок, лягушонок, карандаш, гуляш. Если звук находится в начале слова, то кораблик вы отправляете плавать по первому ручейку, если в середине слова, то по второму, а если в конце слова, то по последнему ручейку.


Дети выполняют задание, проверяем.


Воспитатель:

Это задание тоже все выполнили верно. Переходим к следующему заданию. Ребята, посмотрите на карту, какая станция нас ждет дальше?


Дети:

Слова и домики.


Воспитатель:

Следующая наша станция «Слоговые домики»


Станция «Слоговые домики»


Воспитатель:

Ребята выберите себе по карточке, и распределите слова по слоговым домикам. (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок). Проверяем. Молодцы!


Физминутка


(«Логоритмика» Железновых) [2]


Воспитатель:

Смотрим в карту, следующая станция «Решайка».


Станция «Решайка» [4]


Воспитатель:

На этой станции нужно решить неравенство. Перед вами на столах лежат маркеры и карточки с заданиями, подойдите к столу возьмите карточку и решите неравенство.


Воспитатель:

Все неравенства решили верно. Переходим к следующей станции. Ребята это последняя станция.


Станция «Составь рассказ» [1]


Воспитатель:

Присаживайтесь на стульчики. На этой станции нужно составить описательный рассказ по картине. Рассказ будем составлять по цепочке, а тот кто сидит последним должен повторить, то что сказали дети ранее.


Воспитатель:

Ребята посмотрите, что дальше изображено на карте?


Дети:

Сундучок с сокровищами.


Воспитатель:

Правильно. Посмотрите вокруг, может вы видите сундук с сокровищами!


Дети оглядывают группу и находят сундучок с угощением.


Воспитатель:

Какие вы молодцы. Справились со всеми заданиями и нашли сюрприз, который я вам обещала в начале занятия. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Что для вас было сложно? Что совсем легко?


Проводится рефлексия. Ребята прощаются с гостями.

Литература:

1. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2007. — 64 с.

2. Диск «Песни-игры» Железновой.

3. Развивающие занятия с детьми 5–6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А. — 3-е изд., испр.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.- 752с.

4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.: ВАКО, 2007.- 208с.

ОКТЯБРЬ   5 неделя

                                   Занятие 1

Тема ««Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней

Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы» (птица. лебедь, журавль. утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец; летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться; перелетный, водоплавающий, пернатый). Совершенствование навыка рассказывания по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка анализа предложений. Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Совершенствование фонематических представлений (дифференциация сонорных звуков в словах).

Коррекциоино-развиваюшие цели: Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти. артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.

Воспитательные цели: Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт, альбом «Круглый год»’, плоскостные изображения деревьев и перелетных птиц, контейнер с материалами для анализа предложений, аудиопроигрыватель, CD с записью криков улетающих журавлей, резиновый мяч среднего размера.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  Отгадайте загадку:

Птицы стаями летят.

Грустно. Дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит.

Потому что это…( …осень.)

Верно. И сегодня мы продолжим разговор об осени, поговорим о том, что происходит осенью в жизни птиц, рассмотрим картину «Отлет птиц» и составим рассказ по ней

  1. Предварительная беседа.

Логопед включает запись криков улетающих журавлей. Запись звучит одну минуту.

Что вы услышали? (Мы услышали крики журавлей.)

Какими были крики? (Грустными, печальными, пронзительными.)

 Почему? (Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно.)

  1. Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней. 

Логопед помещает на мольберт картину *Отлет птиц» и организует беседу по ней.

Кого вы видите на картине? (Мы видим перелетных птиц).

Что они делают? (Они готовятся к отлету в теплые края.)

 Где они собираются в стаи? (Они собираются в стаи на лесном озере.)

Каких птиц вы видите на переднем плане? (Мы видим на переднем плане белых лебедей и несколько маленьких куликов).

 Какие птицы собрались у самой воды? (У самой воды собрались журавли.)

 Кого вы видите вдалеке на воде? ( По озеру плавают утки).

Стаи каких птиц поднялись высоко в осеннее небо? (Высоко в небе летят стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.)

 Какая природа окружает птиц? Расскажите о времени года, о лесе на заднем плане картины, о воде, о небе. (Наступила поздняя осень. Лес на заднем атане картины совсем голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Вода в озере серая и холодная. Небо покрыто тучами. Идет дождь. Дует ветер).

 Подумайте, какие слова можно сказать о дожде и ветре. ( Дождь осенний, моросящий. Ветер порывистый, холодный.)

 Какое настроение вызывает картина? (Картина вызывает грустное осеннее настроение.)

4.Подвижная игра «Лебеди учатся летать». 

По предложению логопеда дети встают и делают знакомое упражнение. Они поднимают руки, разводят их в стороны и выполняют взмахи руками, двигаясь по кругу с высоки» подниманием

колена. По команде логопеда дети заканчивают выполнение упражнения

  1. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье

А теперь уже знакомая игра «Чей? Чья? Чье?» Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него. Шея лебедя — чья шея? (Лебединая шея)  Ноги журавля — чьи ноги? ( Журавлиные ноги.) Клюв утки — чей клюв?       ( Утиный клюв.) Крыло гуся — чье крыло?  (Гусиное крыло.)

6.Упражнение «Составь схему». 

Логопед ставит перед детьми контейнер с материалами для анализа предложений.

Ешё раз повторите предложение о том, что делают птицы. которые поднялись в осеннее небо. (Птицы прощаются с озером и лесом.)

 Сосчитайте слова в этом предложении и составьте его схему

( В предложении шесть слов). Назовите слова по порядку.

 1- Птицы, 2- Прощаются, 3 –с, 4 – озером, 5 – и, 6 – лесом.

Молодцы. Вы очень хорошо справились с трудным заданием.

  1. Коллективное составление плана рассказа.

Давайте все вместе составим план рассказа по картине. С чего вы начнете рассказ? (Можно начать рассказ с описания времени года и природы.) О чем вы расскажете потом? (Потом мы расскажем о птицах.)

Чем вы закончите рассказ? ( Рассказ можно закончить описанием настроения, которое вызывает картина.)

Хорошо. А теперь подумайте одну минуту и подготовьтесь к составлению рассказа.

  1. Пауза для подготовки детей к рассказу.
  2. Рассказ по картине «Отлет птиц».

(Наступила поздняя осень. Лес стоит голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет холодный моросящий дождь. Дует порывистый ветер. Вода в озере стала холодной.

Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.

На передаем плане картины мы видим белых лебедей и маленьких куликов. У самой воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.

Картина вызывает грустное осеннее настроение. )

10. Игра «В парке».

 В заключение занятия я предлагаю вам игру « В парке». Здесь перелетные птицы тоже готовятся к отлету. Вы видите поляну, на которой растут береза, клен, дикие груша и яблоня. А перед вами изображения птиц. Назовите их. Постарайтесь правильно произносить все звуки в словах. (Лебедь, кулик, грач, дрозд, ласточка, иволга, скворец, стриж.)

Хорошо. Теперь поместите птиц со звуком [р] в названиях на дикую грушу, расскажите о том, где они сидят. И следите за произношением звуков.

Один ребенок прикрепляет изображения птиц на дерево и комментирует свои действия.        (Грач и дрозд сидят на груше.)

Птиц со звуком [р’] в названии поместите на березу.

Один из детей прикрепляет изображения птиц на дерево и комментирует свои действия. (Скворец и стриж сидят на березе.)

Птиц со звуком [л] в названии поместите на дикую  яблоню.

 Птиц со звуком [л’] в названии поместите под клен. (Лебедь и кулик стоят под кленом).

Отлично. Это было непростое задание! Я горжусь вами!

11. Окончание занятия. Оценка работы детей

Дети рассказывают о том. что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились.

ОКТЯБРЬ   5 неделя

                                   Занятие 2

Тема ««Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания картины,формирование целостного представления об изображённом на них. Совершенствование грамматического строя речи(предложно-падежные конструкции) Совершенствование навыка звукового анализа предложений.

Коррекционно-развиваюшие цели: Развитие связной речи. Развитие фонематического восприятия, речевого

Воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Оборудование: Запись курлыканья журавлей. Картина Башкирцевой “Осень”контейнеры с жёлудями, каштанами, камешками, листьями, плоскостные изображения птиц, фишки, сюжетные

Ход занятия

1.Организационный момент.

На мольберте репродукция картины М.Башкирцевой «Осень» и звучит запись криков улетающих журавлей.

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Вот и наступила поздняя осень. Всё реже солнышко выглядывает из-за туч. Голые и скучные стоят деревья. Улетают на юг последние стаи птиц. Крики каких птиц вы слышали сейчас?(Это крики журавлей)

Да, это журавли покидают родину до весны и грустно курлыкают, улетая.

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.   Е. Благинина

Сегодня мы будем говорить о поздней осени и завершим разговор о перелётных птицах.

  1. Рассматривание репродукции картины М.Башкирцевой «Осень». Беседа по картине.

Посмотрите на картину и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании. Действительно становится грустно, но почему? В каких тонах нарисована картина? ( Картина написана неяркими красками. Аллея тонет в густом холодном тумане. Деревья на картине уже почти голые, а оставшиеся  листья подсохшие и неяркие. Трава вдоль дорог пожелтела и подсохла. Дорога грязная и на ней лежат кучи сухих листьев. Слева от дороги глубокая лужа с холодной водой. Справа в глубине виден мостик над каналом. Там тоже вода холодная. Неба не видно, потому что всё закрывает туман)

Послушайте как пишет об осенних туманах М. Гумелевская 

«…Стелются над землёй осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покрывалом. Да ведь так и есть! Потому что и облака в небе, и туман низко над землёй состоит из крохотных капелек воды…»

Какой воздух там, на аллее осеннего парка, если всё окутал туман? (Воздух влажный, сырой, холодный)Какое время суток изобразил художник? (Это раннее утро)Что мы можем услышать на пустынной аллее? (Высоко в небе слышны крики журавлей. А на земле шелестит листья.) Да, листья шелестят чуть слышно, потому, что ветра на аллее нет. А вот мы с вами сейчас устроим сильный осенний ветер.

3.Упражнение «Осенний ветер»

Дуем на сухие листочки.

Задрожали листы, облетая

Тучи неба закрыли красу

С поля буря ворвавшися злая

Рвёт и мечет и воет в лесу.

Превращайтесь в сильный осенний ветер. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щёки.

Ой, какой страшный ветер на аллее в парке! Давайте соберём листья в корзину.

  1. Упражнение «Узнай на ощупь»

Чудесный мешочек с Жёлудем, каштаном, шишкой, листок, еловая иголка, мох.

Дети на ощупь определяют, что они нашли и называют, что это и почему они так решили.

5.Упражнение «Осень»

Осень. По утрам морозы.

В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
В лужах лёд прозрачно-синий.
На листочках белый иней.

Встают на носочки и подымают руки вверх, потом приседают. Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Приседают, плавные движения руками перед собой.

Бегут по кругу на носочках.

Останавливаются, приседают.

  1. Игра «Найди место»

Я предлагаю вам сыграть в игру «Найди место» для каждой птицы на картинке, отметь, какие предлоги есть в вашем предложении. (Лебедь плавает по озеру предлог – маленькое слово — «по». Журавль стоит в воде. Предлог «в». Ласточка поднялась высоко в небо. Предлог «в». Грач сидит на берёзе. Предлог «на». Утка сидит в камышах. Предлог «в». Кулик ходит по берегу. Предлог «по». Скворец сидит под скворечником. Предлог «под». кукушка сидит в кустах орешника. Предлог «в».)

  1. Упражнение «составь схему»

Повторите последнее предложение. Сколько в нём слов?. Какое слово первое? Какое второе?…  Выкладываем схему предложения на столе.

__________   __________   ____________  __________  ___________  .

  1. Отгадывание загадок.

Вы узнали много нового о перелётных и водоплавающих птицах, поэтому вам не составит труда  отгадать загадки о них и объяснить, как вы это сделали, как догадались.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели

Голосистее, нежней?

Кто же это?… соловей- он самый лучший певец среди птиц.

Вдоль по речке. По водице

Плывёт лодок вереница

Впереди корабль идёт,

 За собою всех ведёт.. утка с утятами.- По форме утка напоминает кораблик.

У меня ходули

Не страшит болото

Лягушат найду ли.

Вот моя забота…цапля- у неё длинные ноги, похожи на ходули, она питается лягушками.

  1. Упражнение « Кто чем питается?»

И наконец, последнее задание.рассмотрите картинки и составьте предложение о том, чем питаются изображённые на них птицы.

(ласточка ловит мелких насекомых. Цапля питается лягушками. Грач ищет в земле червячков. Скворец собирае гусениц с листьев берёзы.

10.Окончание занятия.

 Оценка работы детей. Дети рассказывают о том. что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по её развитию проводится с самых первых ступеней обучения. Я предлагаю вашему вниманию занятие по теме «Составление рассказа о весне по опорным картинкам». В своей работе использовала программу логопедической работы в школе О.В.Елецкой и Н.Ю.Горбачевской, предусматривающей 2 часа занятий в неделю; по поурочному годовому плану работы занятие проводится в конце марта месяца; предлагаются три этапа занятия: организационный, основной и этап подведения итогов.

Занятие характеризуется межпредметной интеграцией. Учащиеся на данном уроке должны были осуществлять такие учебные действия, как:

  • постановка проблемы,
  • чтение стихотворений о весне,
  • работа над слоговой структурой слова,
  • работа с деформированными предложениями,
  • уточнения изменений в живой природе,
  • упражнение на изменение силы голоса,
  • работа над согласованием существительного с прилагательным,
  • работа над звуковым анализом слова,
  • составление предложений по схеме,
  • составление рассказа по опорным картинкам.

В процессе занятия намечались следующие критерии освоения данного материала:

  • прочность,
  • осознанность,
  • правильность ответов,
  • связь времени года с жизнью.

Прогнозировались возможные ошибки учащихся:

  • неверные ответы,
  • ошибочные мнения о весне.

Занятие было построено методически верно, своих целей достигло, так как достиг целей и задач каждый из его этапов.

Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты.

Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала занятия.

Все задания, главным образом, направлены на формирование целостного образа весны. Физкультминутка была специально подобрана для данного урока с использованием ИКТ. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии занятия.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера на уроке рабочая, деловая. Главное, что работало на их достижение разнообразие приемов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.

Использовались методы:

  • словесные — беседа (взаимодействие осуществления обратной связи и развитие речи учащихся),
  • наглядные,
  • репродуктивные,
  • проблемные.

Методы сочетаю с использованием компьютерной презентации.

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальные,
  • индивидуальные.

Считаю одной из самых продуктивных форм организации учебной деятельности совместную групповую работу и организую такую деятельность учащихся, чтобы:

  • у каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная
  • тревожность, а у «лидеров» неприятные черты характера;
  • у каждого была возможность утвердиться в себе;
  • каждый ребенок имел опыт выполнения тех ученических функций, которые составляют основу умения учиться (1 класс — функции контроля оценки).

— Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Я старалась быть эмоциональной и интересной детям. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достичь цели занятия.

ТИП ЗАНЯТИЯ:

  • Интегрированное занятие.
  • Комбинированная структура урока.

ТЕМА: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

ЦЕЛИ:

  • Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
  • Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
  • Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
  • Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Активизировать словарь по теме «Весна».
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения).
  • Предметные картинки, карточки-таблички со словами, кубик.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Основная часть

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Работа над слоговой структурой слова.
  4. Работа с деформированными предложениями.
  5. Физкультминутка.
  6. Уточнения изменений в живой природе.
  7. Упражнение на изменение силы голоса.
  8. Работа над согласованием существительного с прилагательным.
  9. Работа над звуковым анализом слова.
  10. Составление предложений по схеме.
  11. Составление рассказа по опорным картинкам.

III. Подведение итогов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Логопед.

Встало солнышко — ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем!

— Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Взяли в руки зеркала, подготовим наш язык к работе (выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка).

2. Нацеливание. Сообщение темы занятия

Логопед. Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

Логопед. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Она пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

— А ну, вставай, медведь! —

На веточки дохнула —

Пора зазеленеть!

Теперь она-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. (Весна.)

На экране появляется картинка весны.

Логопед. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети отвечают.

Логопед. Правильно, о ВЕСНЕ. Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска — наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев. А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?

Дети. Март, апрель, май.

Логопед. А теперь послушайте стихотворения — загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад —

Заглянул к нам месяц … (Март.)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель —

В гости к нам пришел … (Апрель.)

Лопнули тугие почки,

И проклюнулись листочки,

Расцвела в саду сирень,

Ото дня длиннее день.

Куртку тёплую снимай!

К нам пришёл цветущий … (Май.)

Логопед. А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину.

Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний». На экране перед вами четыре картинки: подснежник, нарцисс, солнце, тюльпан. Определи лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя.

Дети. Солнце.

Логопед. Вот солнце и поместим на нашей картине.

3. Работа над слоговой структурой слова

Логопед. Дети, посмотрите на экран, а какие это цветы расцвели?

Дети. Это подснежники.

Логопед. Вот и у нас весной расцвел подснежник, на лепестках которого были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал лепестки на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части лепестков точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.

После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (подснежник).

4. Работа с деформированными предложениями

Логопед. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.

С пригорков звонко журчат сосульки.

Под крышами звенят почки.

На деревьях набухают ручьи.

Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают их. После зачитывания предложений ребята выясняют, что в них говорится о сосульках, ручьях, подснежниках. На доске появляются картинки-опоры.

5. Физкультминутка (дети выполняют сами, повторяя за животными на экране)

6. Игра «Повторяй! Не зевай!»

7. Уточнения изменений в живой природе

Логопед.Весна вносит изменения в жизнь животных.

Как встречают весну звери?

Дети. Некоторые животные меняют окраску. Заяц меняет белую шубку на серую. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют, меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий. Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве.

Логопед. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Дети. Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.

Логопед. Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Грачи открывают весну, следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. А затем прилетают трясогузки, гуси, стрижи, аисты, кукушки. Большинство птиц весной вьют гнёзда для того, чтобы отложить туда яйца.

Логопед. Что происходит с насекомыми?

Дети. Весной насекомые просыпаются, когда оживает природа, и выползают из своих норок, из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.

После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.

8. Упражнение на изменение силы голоса

Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.

  • Как жужжит большой жук?
  • А как маленький?
  • Как звенит большой комар?
  • А как маленький?
  • Дети. Дети изображают, как жужжат жуки, пищат комары.

    Логопед. Игра «Чего не бывает весной?».

    Дети отвечают по картинке.

    9. Работа над согласованием существительного с прилагательным

    Логопед. Рассмотрите картинки на доске и подберите к ним слова, обозначающие их признаки, поставив их в нужную форму. На доске ставятся карточки со словами-признаками.

    Слова-признаки: разговорчивый, журчащий, блестящий, яркий, звенящий, серебристый, перелетный, ласковый, теплый.

    Дети. Ручей — разговорчивый, журчащий, серебристый.

    Сосулька — блестящая, звенящая.

    Солнце — ласковое, теплое, яркое.

    Птицы — перелетные.

    10. Работа над звуковым анализом слова

    Логопед. Предлагаю поиграть. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.

    Дети по одному выходят к доске, бросают кубик и находят слова.

    11. Составление предложений по схеме

    Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов:

    _______ _______ _____ _______.

    Дети составляют по схеме предложения:

    На деревьях распускаются листочки.

    Весной светит яркое солнце.

    В лесу появляются подснежники.

    Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.

    На деревьях распускаются листочки.

    На деревьях распускаются листочки!

    На деревьях распускаются листочки?

    12. Составление рассказа по опорным картинкам

    Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ Э. Шима «Солнечная капля», а вы, используя картинки-опоры и слова-признаки, закончите его.

    Солнечная капля.

    Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

    Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно.

    Капля упала мне в лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

    Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

    Дети составляют рассказ.

    III. Подведение итога урока

    Логопед.

    Вот и кончился урок,

    И подводим мы итог!

    Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.

    Литература

  1. Е.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Издательство: Корона-Принт.
  2. Т.А.Чохонелидзе. Весна. Задания по развитию речи у дошкольников. Конфетка. Издательство: ТЦ Сфера. 2009.
  3. Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова. Речевое развитие младших школьников: Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4 классов.- Пенза, 1996.
  4. Логопед. Научно-методический журнал. №4/2008 г.
  5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи Т.П.Сальникова.

Раскраски: перелетные птицы для детей

Раскраски: перелетные птицы для детей

Многие детки замечали, что не всех птичек можно увидеть зимой, птицы мигрируют, перелетают на благоприятное для них место.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 0

Раскраски перелётные птицы познакомят ребенка с окружающим миром, разовьют мелкую моторику пальцев руки, творческие способности ребенка. Благодаря им дети смогут познакомиться с теми видами птиц, которые улетают зимой в теплые края и появляются у нас только весной. Перед раскрашиванием рассмотрите с ребенком, как выглядит та или иная птица; расскажите, чем питается, где живет, как вьет гнездо.

Раскраска перелетные птицы подойдет как для индивидуальных занятий дома, так и для занятий в детских садах.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 1

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 2

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 3


kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 4

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 5

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 6

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 7

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 8

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 9

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 10

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 11

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 12

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 13

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 14

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 15

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 16

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 17

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 18

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 19

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 20

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 21

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 22

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 23

10.03.2018 в 20:03. Рубрики: Раскраски


vospitatel-sada.ru

Перелетные птицы для детей: рассказываем интересно

Считается, что дети должны иметь представление о птицах и пользе от них уже в 5 лет. А в 6-7 лет различать некоторых пернатых по названиям. Весенние месяцы – самые подходящие для занятия на тему «Что такое перелетные птицы» для детей старшей группы.

Содержание статьи:

Какие учебные материалы понадобятся в процессе

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы». На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий.  Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 24

Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.

Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».

Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 25

Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 26

Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

Вопросы и выводы по занятию

Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:

  • Что такое перелетные птицы?
  • Куда и почему улетают они на зиму?
  • Какие именно пернатые улетают в южные местности (названия)?
  • Путешествуют ли птенцы с родителями?
  • Почему они возвращаются обратно из теплых краев?
  • Почему летают стаями?
  • Чем питаются перелетные птицы?
  • Какую пользу людям и природе они приносят?

«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.

В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 27

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Перелетные птицы: для детей 5-7 лет в детском саду

4 (80%) 5 votes

metodbv.ru

Картинки с названиями зимующих птиц (13 фото) • Прикольные картинки и юмор

Дальше предлагаем картинки птиц, которые зимуют в средней полосе России и не отлетают в теплые края. Среди них можно выделить снегиря, воробья, голубя, сороку и ворону.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 28

Зимующие птицы.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 29

Картинка для детей с зимующими птицами.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 30

Воробей, снегирь и ворона.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 31

Птицы России, которые остаются зимовать.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 32

Щегол, дятел, снегирь, свиристель…

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 33

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 34

Перелетные и зимующие птицы.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 35

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 36

Картинка с зимующими и перелетными птицами.

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 37

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 38

kartinki pereletnyh ptic dlya detskogo sada 39

Будь человеком, проголосуй за пост!

Загрузка…

Еще интересные подборки:


« Предыдущая запись Следующая запись »

bipbap.ru

Набор бесплатных карточек для детей — тема «Птицы»

Карточки Домана и Шичидо для детей. Тема «Птицы»

Аист, воробей, ворона, голубь, гусь, дрозд, дятел, индюк, курица, ласточка, павлин, пеликан, петух попугай, снегирь, сорока, страус, утка, цапля

Скачать карточки темы птицы

Все темы

(Visited 18 364 times, 1 visits today)

giftedbaby.net

Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ на заданную тему.

Задачи:

Обучающие:

формировать умение (с помощью воспитателя) составлять описательный рассказ, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;

— обеспечить успешное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, эффективное развитие монологической формы речи с помощью приема мнемотехники;

— обогащать словарь за счет расширения представлений о взаимоотношениях и характерах людей (персонаж Старушка — Зима);

— поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе — предложение составить свой рассказ о Весне (используя прием мнемотехники) по составленной совместно с товарищами схеме;

осваивать чистое произношение сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]).

Развивающие:

— развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей (через решение проблемной ситуации – составить рассказ и помочь персонажу — Весне);

— развивать речевое творчество – рассказ по плану воспитателя, по модели:

— развивать речевой слух и внимание, речевое дыхание, моторику артикуляционного аппарата;

— развивать умение грамматически правильно использовать в речи существительные множественного числа в родительном падеже;

— развивать интонационную выразительность речи (изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания);

— развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание на весеннюю тему;

— привлечь внимание детей к объекту речи как к познанию, используя прием на словотворчество — «Придумай имя персонажу»;

— привлечь детей к участию в словесных играх;

Воспитательные:

— воспитывать культуру речевого общения, этику общения в условиях коллективного взаимодействия умение слушать товарища;

— воспитывать уверенность, самостоятельность, уважение, доброжелательное отношение к сверстникам, интерес к общению со сверстниками и взрослыми;

— воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Цель применения представленных в занятии кинезиологиологических упражнений — активизация мыслительной деятельности, улучшение памяти, речи и внимания (развитие межполушарного взаимодействия) В том числе: упражнения для развития мелкой моторики готовят руку ребенка к овладению навыками письма, глазодвигательные упражнения дают возможность расширить поле зрения и улучшить восприятие, телесные кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс, понижают утомляемость, повышают работоспособность и стрессоустойчивость организма.

Предварительная работа:

— наблюдения в природе. — рассматривание весенних пейзажей. — познавательные беседы. — чтение художественной литературы, заучивание стихов, разгадывание загадок. — цикл НОД в области «Познание», «Коммуникация». — продуктивная деятельность по теме «Весна». — дидактические игры и упражнения: «Подбери слово», «Первые приметы Весны», «Почемучка», «Исправь ошибку», «Какой – какая — какое», «Составь предложение (рассказ)» — по опорным картинкам, «Подбери действие» и др. — динамические упражнения — речь с движением. — прослушивание музыкальных произведений. 

Ход СОД

Воспитатель (В) приглашает детей собраться на ковре.

В — Ребята, какое сегодня у вас настроение? у вас хорошее настроение? А спросите меня, какое настроение у меня?.. да, у меня прекрасное настроение…мне очень приятно видеть вас такими здоровыми, взрослыми, радостными.. сегодня у нас интересное, необычное занятие, сегодня мы с вами поговорим о ….

Звук входящей почты в телефоне.

В — Ой, ребята, одну минутку, нам пришло какое — то сообщение, прочитаем?

Читает: «Вам заказное письмо, доставлено в вашу группу, ожидает в домике для игр!»

Вместе находят и читают письмо:

«Дорогие ребята, я Весна – Красна, спешила к вам, хотела теплом, цветами порадовать, но не пускает меня в ваши края старушка. Не хочет она уходить от вас, поэтому меня и спрятала. Очень грустно мне без вас! Посылаю вам своих помощников, они помогут вам поскорее со мной встретиться!»

(В показывает изображение) В – Ребята, кого напоминает нам эта старушка, как вы её назовете?

Дети предлагают варианты, воспитатель подводит при затруднении к тому, что это — Старушка – Зима.

В — Почему, как вы думаете, она не пускает весну в наши края?

Дети – Мы живем в холодных краях, на Севере, поэтому зима у нас долгая…

В — Ребята, как вы считаете, что нам в этой ситуации делать?..

Дети предлагают разные варианты, Воспитатель при затруднении подводит к тому, что Весну надо спасать.

В — Я согласна с вами, ребята, нам нужно срочно помочь Весне. Но, скажите, пожалуйста, а можно ли исправить настроение старушки, сделать её добрее? А как это можно сделать? ….

Дети предлагают варианты, воспитатель, при затруднении, подводит к тому, что исправить настроение и сделать кого – то добрее могут добрые слова.

В – Верно, ребята, давайте скажем ей добрые слова, какая зима для вас была, за что мы можем сказать ей спасибо?

Дети рассказывают о зиме добрыми словами.

В – Да, мы скажем старушке – Зиме большое спасибо. Ребята, помните, прислала Весна к нам своих помощников – «солнечных зайчиков», а у каждого из них задание. Если все задания выполним, красивый рассказ о ней оставим, то придет в наши края весна, а если нет, останется зима,

Воспитатель достает из письма «помощников Весны» — «солнечных зайчиков» с заданиями. Дает детям в руки «солнечных зайчиков», предлагает рассмотреть и выложить на столе.

В – Ребята, для того чтобы нам говорить красиво и понятно, предлагаю размять свой язычок, повторяем без ошибок…

Дети полукругом встают возле воспитателя на ковре.

Игра «Весенние повторялки» (чистоговорки)

Задачи: активизация звуков л – ль р – рь; развитие речевого слуха и внимания, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата

Дети четко повторяют за воспитателем, предварительно договаривая слово в конце фразы.

Ла-ла-ла — туча мимо проплы…ла. Ло-ло-ло — как на улице свет…ло Лу-лу-лу — скачет лошадь по се…лу. Лы-лы-лы — вымыли по…лы.

Ли-ли-ли — мы тебя наш…ли. Ля-ля-ля — это круглая зем…ля. Ле-ле-ле — каша на сто…ле. Лю-лю-лю — я весну люб…лю.

Ра, ра, ра, — начинается иг…ра

Ры, ры, ры, – надуваем мы ша….ры

Ри, ри, ри, – поскорее посмот…ри

Ре, ре, ре, – мы играем во дво…ре

Ря, ря, ря, – занимаемся не з….ря

В — Вы и ваши язычки — большие молодцы! А можете ли вы напомнить мне, что такое слово…а что такое предложение…?

Дети – Слово состоит из звуков, мы говорим слова и понимаем друг друга – это – речь. А предложение состоит из слов.

 В — Верно, вы готовы помогать весне! Давайте, ребята, будем помнить о том, что перебивать друг друга при разговоре или ответе на вопрос – невежливо, согласны?

В — Заданий много, какое же выполнить первым? …..Верно. Рядом с «солнечным зайчиком» — цифра – номер.

(В.  просит кого – то из детей принести 1 – го «солнечного зайчика»)

Задание 1 «Приметы и явления весеннего времени года»

В — Ребята, «солнечный зайчик» просит нас вспомнить и рассказать что такое весна?….какой весенний месяц сейчас?

Дети – Весна — это время года…сейчас первый месяц весны – март…

ВА что бывает Весной?

Дети перечисляют явления и признаки весны: тает снег, греет солнце, на реках ледоход, капают сосульки (капель), прилетают птицы, просыпаются животные, на деревьях набухают почки, дни длиннее — ночи короче, появляются проталинки и первоцветы.

В – У меня есть картинки с явлениями весны, они перевернуты, выбирайте любую и расскажите, что на ней изображено –(дети рассказывают,прикрепляют на доску)

Игра на словообразование прилагательных

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от заданного слова

В – Ребята, а как мы можем описать весну? Давайте поиграем с маленьким солнышком – кому я его в руку вложу, тот мне ответит  

— Если солнце, то весна какая?.- солнечная…и т.д. (тепло – теплая, холод – холодная, ветер – ветреная. дождь – дождливая, красота – красивая, веселье, — веселая, радость – радостная, счастье – счастливая, пришла рано — ранняя, пришла поздно — поздняя, долго ждали — долгожданная)

Дети называют прилагательные:

В — Как много вы знаете о весне, ребята, вы зиму с весной точно не перепутаете… Давайте выполним 2 – е задание…

(В. просит кого – то из детей принести 2 – го «солнечного зайчика»)

 Дети присаживаются на стульчики.

Задание 2 «Игры с солнышком»

— Ребята, «солнечный зайчик» спрашивает вас, любите ли вы солнышко? Как приятно, когда оно светит, у нас и настроение становится лучше. Давайте еще с солнышком поиграем…. глазками…согласны?

Глазодвигательное упражнение «Солнышко и тучки» (кинезиологическое упражнение)

Солнышко с тучками в прятки играло. (Повернуть головой в разные стороны).

Солнышко тучки — летучки считало. (Посмотреть глазами вправо-влево)

Серые тучки, черные тучки,

(Глазами посмотреть вверх-вниз)

Легких — две штучки, тяжелых — три штучки,

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе во всю засияло.

(Быстро мигать глазами)

В — Замечательно! А давайте мы возьмем мяч, похожий на солнышко, и с ним поиграем…? Согласны?

Игра «Один — много»

Задачи: развивать умение грамматически правильно использовать в речи существительные множественного числа в родительном падеже

В — Я даю вам солнышко в руки, по очереди спрашиваю вас, а вы после своего ответа передаете мяч товарищу и т..д. Согласны?

Одно дерево – много…деревьев

Один цветок – много….цветов

Одна туча – много…туч

Одна сосулька – много…сосулек

Одна птица – много… птиц

Одна лужа – много…луж

Одна девочка – много…девочек

Один мальчик – много… мальчиков

В — Очень хорошо, ребята! Предлагаю выполнить 3 — е задание…

(В. просит кого – то из детей принести 3 – го «солнечного зайчика»)

Задание 3 Кинезиологическая динамическая пауза

«Идем искать весну»

Этот «солнечный зайчик» предлагает нам пойти скорее весну поискать.. Пойдем?

Телесные упражнения: «Идем искать весну»

Ищем мы весну, друзья (перекрестный шаг с ладонями)

Мы идем к ней, ты и я (перекрестный шаг с локтями)

Топ – топ , прыг — прыг , чики – брики, чики – брик!

Видим дерево высокое, (упр «Дерево»)

Видим озеро глубокое ..(упр. «Ныряльщик»)

Топ – топ , прыг — прыг , чики – брики, чики – брик!

Птицы песенки поют (упр. «Птичка»)

Зернышки везде клюют (упр «Клювик»)

Тут клюют, там клюют, (упр «Клювик»)

Никому их не дают (упр «Ладошки)

Топ – топ , прыг — прыг , чики – брики, чики – брик!

В гости мы к весне пришли (перекрестный шаг с ладонями)

Дверь в избушку мы нашли (упр «Ладошки)

Постучали – раз – два – три (упр. «Молоточки)

Поскорей нам отвори…(упр «Ножницы»)

Топ – топ , прыг — прыг , чики – брики, чики – брик!

— Прекрасно справились, ребята! Давайте выполним 4 – е задание?

(В. просит кого – то из детей принести 4 – го «солнечного зайчика»)

Дети полукругом встают возле воспитателя на ковре.

Задание 4 Игра «Ждем Весну»

— У этого «солнечного зайчика» задание такое: рассказать, как мы Весну ждем…но сначала давайте её позовём….

Игра «Позови Весну»

Цель: развитие интонационной культуры речи в процессе общения — развитие умения самостоятельно изменять темп, ритм речи, силу и тембр голоса. В — Я вам буду давать «солнышко», а вы попробуете позвать весну так, как я попрошу: тихо или громко, быстро или медленно, нежно, сильно. Например: Весна, приходи! – скажи, пожалуйста, медленно…

При затруднении воспитатель произносит предложение вместе с ребенком.

 — Очень хорошо, ребята! Теперь можно и рассказать, как мы ждем Весну, сделаем это выразительно…

Дети присаживаются на стульчики.

Кинезиологическая гимнастика «Ждем Весну»

Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей косички заплетем! (упр «Колечки) Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей мы платьице сошьём! (упр. «Перевертыши»)

Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей блинов напечем! (упр «Оладушки»)

Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей мы песенку споем! Упр «Кулак – ребро – ладонь — слова в такт: «Весна идет!)

В — Молодцы, ребята! Предлагаю выполнить последнее 5 задание…

(В. просит кого – то из детей принести 5– го «солнечного зайчика»)

Задание 5 Составление рассказа о весне с помощью

приема мнемотехники

Задачи: Развитие содержательности и связности речи, монологической формы речи, речевого творчества и выразительности, с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа, развитие речевого творчества – рассказ по плану воспитателя, по модели.

С помощью приема мнемотехники — обеспечить успешное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, эффективное развитие монологической формы речи.

ВРебята, мы с вами вспомнили признаки и явления весны, а теперь «солнечный зайчик» предлагает нам стать как настоящие писатели, я предлагаю попробовать составить полный рассказ с помощью нашей схемы, она вам очень поможет…согласны? Постарайтесь рассказать о Весне выразительно, красиво, четко, громко.

В — Ребята, не забудьте, пожалуйста, рассказывать о весне полными предложениями. (Воспитатель помогает детям при затруднении составления предложения) Дети, по желанию, с помощью воспитателя составляют полный рассказ о весне по мнемосхеме.

Примеры составления рассказа по мнемоквадратам: • Весной…ярко светит солнце. • Весной…тают сосульки – это капель. • Весной…бегут веселые ручьи, • Весной…тает снег и появляется трава. • Весной… появляются первые цветы – подснежники. • Весной…на деревьях набухают почки, из них появляются листочки. • Весной…из теплых краев возвращаются перелетные птицы. • Весной…просыпаются животные после зимней спячки (медведь,ёж,барсук).

В: Молодцы, замечательные рассказы о весне вы составили. Дорогие ребята, вы очень старались, как вы думаете, (…) освободила Весну – Красну? Я тоже думаю, что она к нам придет!

(Поворачивает доску. На доске большое изображение – образ девушки Весны, вокруг нее цветы, птички и т.д.)

В — Ребята, здесь еще одно послание …Весна: Я весна — красна! Бужу землю ото сна, Наполняю соком почки, На полях рощу цветочки, Прогоняю с речки лёд, Светлым делаю восход. Всюду: в поле и в лесу, Людям радость я несу. Спасибо вам, ребята, за ваши старания. Все задания солнечных зайчиков вы выполнили и помогаете мне поскорее к вам прийти.

В – Замечательно справились ребята, и Весна – Красна приготовила вам свой весенний привет — он уже ждет вас на окошке… (Раскраски на весеннюю тему)

Дети находят подарки и садятся за столы раскрашивать

  • Передо мной как пишется правило
  • Передо мной старая фотография моей семьи на меня смотрят сочинение
  • Передала как пишется правильно
  • Передают в горах такой рассказ война пришла на северный кавказ
  • Пеон или пион как правильно пишется