Перелетные и зимующие птицы рассказ для дошкольников

Библиографическое описание: карпова, м. г. конспект интегрированной нод увлекательное путешествие / м. г. карпова, л. с. шабусова, е. в. харсекина.

Библиографическое описание:

Карпова, М. Г. Конспект интегрированной НОД «Увлекательное путешествие» / М. Г. Карпова, Л. С. Шабусова, Е. В. Харсекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6915/ (дата обращения: 29.12.2021).

Препринт статьи



Программное содержание: закрепить знания детей о временах года, частях суток, днях недели, перелетных и зимующих птицах; формировать умение определять место звука в слове; совершенствовать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >, =; составлять описательный рассказ по картине; развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: обозначения для каждой станции (картинки), изображения зимующих и перелетных птиц, клей, изображение скворечника и неба с пальмами, сундучок с угощением, картинки кораблики с изображение предметов, ручейки (сделанные и бумаги), слоговые домики, проектор, карточки с неравенствами, маркеры для каждого ребенка, магнитофон.

Ход занятия


Воспитатель:

Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся!


Воспитатель:

Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей — улыбнитесь. Посмотрите друг на друга — улыбнитесь. Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня

.

Сегодня у нас необычное занятие

.

Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила для вас. Вы готовы? Тогда удачи!


Воспитатель:

Мы с вами пойдем по станциям, на каждой станции вам нужно будет выполнить задание. А подсказывать нам дорогу будет вот эта карта (воспитатель показывает детям карту), на которой обозначены все станции. Прежде чем отправится в путь, давайте с вами немного разомнемся. Я буду проговаривать высказывание, если оно верное — хлопайте в ладоши, если не верное, топайте ногами.


Дидактическая игра «Верно


— неверно»

В неделе — 8 дней. (неверно)

Соседи понедельника — воскресенье и вторник (верно)

Цветок, растущий из-под снега — подснежник (верно)

Март, апрель, май — зимние месяцы (неверно)

Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают — перелетные (верно)

Седьмой день недели — воскресенье (верно)

На одной руке — 4 пальца (неверно)

Соседи зимы — осень, весна (верно)

Соседи времени суток утро — день, ночь (верно)


Воспитатель:

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились. Давайте отправляться в путь. Смотрим нашу карту. И какую первую станцию мы с вами видим?


Дети:

На первой станции нарисованы птички.


Станция «Зимующие и


перелетные птицы» [3]


Воспитатель:

Правильно, ребята. И первая наша станция «Перелетные и зимующие птицы». Давайте с вами вспомним, каких птиц мы называем перелетными?


Дети:

Перелетные птицы — это те птицы, которые осенью улетают в теплые края.


Воспитатель:

Правильно. А каких птиц мы называем — зимующие?


Дети:

Это те птицы, которые остаются зимовать.


Воспитатель:

Назовите мне зимующих птиц.


Дети:

воробьи, вороны, голуби, дятел, снегирь, синица, сова, сорока, клест.


Воспитатель:

Давайте вспомним перелетных птиц.


Дети:

ласточка, грач, цапля, кукушка, утки, скворец, дрозд, соловей.


Воспитатель:

На этой станции вам ребята нужно расселить птиц по домикам. Выберите картинку, на которой изображена птица, определяете зимующая или перелетная птица. Зимующую птицу приклеиваете на картинку, где изображен скворечник, а перелетную туда, где изображено небо и пальмы и аргументировать свой ответ. Отвечаем полным предложением.


Дети выполняют задание, проверяем.


Воспитатель:

Молодцы. Все с этим заданием справились. Отправляемся дальше. И следующая наша станция «Где живет буква».


Станция «Где живет буква»


Воспитатель:

Апрежде чем приступить к выполнению этого задания, давайте разомнем язычки и проговорим чистоговорки. [1]

Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

Ко-ко-ко, кошка любит молоко.

Цо-цо-цо, снесла курица яйцо.

Ву-ву-ву, васильков букет нарву.

Ва-ва-ва, в саду выросла трава.

Жа-жа-жа, испугались мы моржа.

Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь.


Воспитатель:

Молодцы! Ребята на этой станции нам нужно определить место звука в слове. Перед вами кораблики с изображением предметов. Вам нужно выбрать кораблик и определить, где находится звук «Ш» в словах: шмель, марш, машина, шуба, шайба, Маша, гребешок, порошок, лягушонок, карандаш, гуляш. Если звук находится в начале слова, то кораблик вы отправляете плавать по первому ручейку, если в середине слова, то по второму, а если в конце слова, то по последнему ручейку.


Дети выполняют задание, проверяем.


Воспитатель:

Это задание тоже все выполнили верно. Переходим к следующему заданию. Ребята, посмотрите на карту, какая станция нас ждет дальше?


Дети:

Слова и домики.


Воспитатель:

Следующая наша станция «Слоговые домики»


Станция «Слоговые домики»


Воспитатель:

Ребята выберите себе по карточке, и распределите слова по слоговым домикам. (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок). Проверяем. Молодцы!


Физминутка


(«Логоритмика» Железновых) [2]


Воспитатель:

Смотрим в карту, следующая станция «Решайка».


Станция «Решайка» [4]


Воспитатель:

На этой станции нужно решить неравенство. Перед вами на столах лежат маркеры и карточки с заданиями, подойдите к столу возьмите карточку и решите неравенство.


Воспитатель:

Все неравенства решили верно. Переходим к следующей станции. Ребята это последняя станция.


Станция «Составь рассказ» [1]


Воспитатель:

Присаживайтесь на стульчики. На этой станции нужно составить описательный рассказ по картине. Рассказ будем составлять по цепочке, а тот кто сидит последним должен повторить, то что сказали дети ранее.


Воспитатель:

Ребята посмотрите, что дальше изображено на карте?


Дети:

Сундучок с сокровищами.


Воспитатель:

Правильно. Посмотрите вокруг, может вы видите сундук с сокровищами!


Дети оглядывают группу и находят сундучок с угощением.


Воспитатель:

Какие вы молодцы. Справились со всеми заданиями и нашли сюрприз, который я вам обещала в начале занятия. Скажите, вам понравилось наше путешествие? Что для вас было сложно? Что совсем легко?


Проводится рефлексия. Ребята прощаются с гостями.

Литература:

1. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2007. — 64 с.

2. Диск «Песни-игры» Железновой.

3. Развивающие занятия с детьми 5–6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А. — 3-е изд., испр.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.- 752с.

4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.: ВАКО, 2007.- 208с.

Автор: Бородина Ирина Петровна

Организация: МБДОУ детский сад №17

Населенный пункт: Орловская область, г. Ливны

Автор: Гринева Лилия Геннадьевна

Организация: МБДОУ детский сад №17

Населенный пункт: Орловская область, г. Ливны

Автор: Бородина Ольга Юрьевна

Организация: МБДОУ детский сад №17

Населенный пункт: Орловская область, г. Ливны

Автор: Свистунова Екатерина Михайловна

Организация: МБДОУ детский сад №17

Населенный пункт: Орловская область, г. Ливны

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо….

Александр Яшин

На сегодняшний день педагоги ДОУ широко используют технологию метода проекта, который способствует развитию свободной, творческой личности, делает образовательную деятельность интересной и открытой для активного участия родителей.

Проектная деятельность дает возможность педагогу сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень своей компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач в рамках экологического воспитания.

С целью повышения уровня познавательного и речевого развития детей подготовительной группы компенсирующей направленности был разработан и реализован краткосрочный проект «Зимующие птицы Орловского края» в рамках лексической темы «Зимующие птицы». Участниками проекта были учитель-логопед, воспитатели, старшие воспитатели, родители и воспитанники. Хотелось бы поделиться своими результатами и успехами детей.

Сроки реализации проекта: четвертая неделя ноября.

Тип проекта: педагогический.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Цель проекта: расширение знаний детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни.

Задачи проекта:

-формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах родного края;

-совершенствовать лексико-грамматический строй речи и навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

-развивать связную речь дошкольников;

-расширять знания детей о роли птиц в природе и жизни человека;

— формировать бережное отношение к птицам, воспитание осознания того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.

Методы и приемы работы: беседа, изучение тематической литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр тематических детских передач, прослушивание аудиозаписей с голосами птиц и др.

Планируемый результат: изучая птиц Орловского края и наблюдая за ними, помогая пернатым, дети смогут устанавливать связь между погодными изменениями в природе и прилетом птиц к кормушкам. Научатся различать зимующих птиц по внешнему виду, пению и активизируют словарь по данной теме, научатся вести наблюдения за объектами природы, закрепят знания о пользе птиц в природе. Научатся составлять рассказ – описание о птицах. Обогатится родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. Повысятся педагогические компетенции.

Этапы реализации проекта «Зимующие птицы Орловского края»

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (практический).

3. Заключительный этап.

1. Подготовительный этап

В ходе подготовительного этапа мы обсудили с детьми вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью: Птицы, какие они? Что вы знаете о птицах? По каким признакам можно разделить птиц на перелетных и зимующих? Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Для поиска ответов на эти вопросы нами были определены цель и задачи проекта «Зимующие птицы Орловского края», разработан план-график предстоящей деятельности, изучена познавательная, художественная и методическая литература, подготовлено оборудование для реализации данного проекта, сделана подборка дидактических, подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

2. Основной этап

В рамках основного этапа с детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц родного края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили тематические поговорки, чистоговорки.

Во время прогулок дошкольники наблюдали за птицами, прилетающими на территорию детского сада: голубями, воробьями, воронами, сороками и др. Ребята принимали участие в экспериментальной деятельности (опыт «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). В ходе образовательной деятельности по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ФЭМП дети получали новые знания о птицах родного края, их образе жизни. Они узнали, что в Центральной России зафиксировано около 50 видов зимующих птиц, в Орловской области встречаются около 30 из них. Такие птицы как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель остаются зимовать в нашей местности, так как отлично переносят наш климат. На занятиях по изобразительной деятельности ребята закрепили навыки рисования, лепки пернатых друзей, используя технику оригами, складывали различные виды птиц.

По заданию учителя-логопеда воспитателем проводились речевые и пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию», «Найди свой дом», «Да-нет», «Птенчик».

Была проведена совместная работа родителей и детей по оформлению выставки рисунков «Зимующие птицы Орловского края». Чтобы помочь птицам в холодное время года, родители с детьми изготовили разные кормушки, которые мы в преддверии зимы развесили на территории нашего дошкольного учреждения.

В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о пернатых друзьях. Изучая птиц родного края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших.

Схема осуществления проекта «Зимующие птицы Орловского края»

Вид деятельности

Содержание деятельности

Время исполнения

Образовательная деятельность

— Занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей «Зимующие птицы»

Занятие по формированию связной речи «Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин»

Занятие по формированию связной речи у детей «Зимующие птицы Орловского края»

-Аппликация, лепка, рисование: «Снегири — как розовые яблоки»,

«Синичкин календарь»,

«Зимующая птица: снегирь или синица».

В течение всей недели

Беседы с детьми

«Птицы, какие они?»;

«Зимующие и перелетные птицы»;

Разрешение проблемных ситуаций «Что бы вы сделали, если бы увидели…»

В течение всей недели

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Что за птица?»;

-«Раздели птиц на перелетных и зимующих»;

— «Лишняя картинка»;

-«Угадай по описанию»;

— «Да-нет»

Пальчиковые игры:

— «Птички»;

-«Птенчик»;

— «Птенчики в гнезде»

Подвижные игры:

«Гуси-лебеди»;

— «Найди свой дом»;

-«Веселое путешествие»

В течение всей недели

Экспериментальная деятельность

«Что дальше улетит?»; «В воде купался — сух остался»

В течение всей недели

Работа с художественной литературой

— Чтение сказки В. Даля «Ворона»;

-Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится»;

-Вечер загадок и отгадок «Что за птичка эта синичка!»

В течение всей недели

Взаимодействие с родителями

— помощь в подборе книг, журналов о птицах;

— консультации о заготовках корма для птиц;

— оформление выставки рисунков «Зимующие птицы Орловского края»

В течение всей недели

3. Заключительный этап

Итоговая беседа «Покормите птиц зимой». Конкурс кормушек. Подведение итогов проекта.

Дети:

приобрели реальный опыт самостоятельной и совместной со взрослыми познавательно-речевой, продуктивной деятельности.

— углубились и расширились знания о зимующих птицах Орловского края;

— сформировались умения различать и группировать зимующих птиц, анализировать их внешний вид и поведение.

— сформировались и практические навыки и умения по оказанию помощи зимующим птицам.

— возросли коммуникативно-речевые навыки.

Родители:

— обогатились знания о зимующих птицах Орловского края;

— проявился большой интерес к оказанию помощи зимующим птицам.

Педагоги:

— повышение педагогической компетенции в рамках проекта.

Таким образом, включенность всех участников проектной деятельности помогла реализовать цель данного проекта — расширение знаний детей о зимующих птицах Орловского края, их образе жизни.

Список литературы:
1. АООП для дошкольников с ТНР МБДОУ детский сад №17
2. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Понаморевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
3. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

5. https://o-prirode.ru/pticy-orlovskoj-oblasti/

Приложения:

  1. file0.docx.. 35,9 КБ

Опубликовано: 01.12.2021

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Где бы мы ни  жили, в городе или деревне, мы  видим и слышим птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. Роль пернатых друзей  в экосистеме очень велика. Птицы являются верными защитниками растительности от вредителей. Зима вступает в свои права. Льдом покрываются лужи, снегом занесло землю, инеем серебрятся ветки деревьев. Зима — трудное время для птиц. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.  Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы.  Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. 

Цель: формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи  изменениями в природе и поведением птиц; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.

• Обогащать и углублять представления о зимующих птицах нашего края.

• Способствовать  развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. 

• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

• Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах нашего края.

• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

• Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.

• Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.

• Проводить  совместные прогулки с детьми в парке и в лесу (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

• Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

• Привлечь   родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

• Подкармливая птиц, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

• Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Викторина «Кто больше знает о зимующих птицах?»

Конкурс «кормушка для птиц»

Продукты проекта:

Рисунки детей «Снегири на ветках», «Птички на кормушках» 

Лепка «Птицы  клюют зернышки»      

Аппликация «Птички  на дереве»  

Ручной труд «Снегирь», изготовление кормушек для птиц совместно с родителями

Презентация «Зимующие птицы» 

Газета «Берегите птиц»

Оборудование:

– картинки, иллюстрации с изображением птиц;

– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;

—  аудиозапись с голосами птиц.

Основные этапы реализации проекта:

1.Работа с детьми:

Подготовительный этап:

   выявление первоначальных знаний детей  о зимующих птицах; 

   информация родителей о предстоящей деятельности;

   планирование работы;

   подбор иллюстраций, предметных картинок   на тему «Зимующие птицы»; 

   подбор сказок, рассказов, стихов, загадок  о  зимующих птицах; 

чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, энциклопедий из цикла «живая природа»;

   подбор раскрасок  в соответствии с  возрастом;

   подбор материала для сюжетно-ролевых игр «Зоомагазин», «Больница для птиц», «Путешествие в зимний лес»;

   настольный театр, плоскостной театр, теневой театр.   

 Основной этап:

Совместная деятельность детей и воспитателя:

Познавательное развитие 

Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».

«Беседа о птицах».  Цель: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие)

Проблемная ситуация:

«Что будет, если не станет птиц», 

«Чем мы можем помочь зимующим птицам»;

 «Зимующие птицы» 

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц,  конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, обогатить словарный запас слов по данной теме.

Опытно-экспериментальная деятельность

Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».

 Цель: расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они  похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.

 Наблюдение за синичками.

Цель: закреплять названия зимних месяцев;  уточнить представление детей о зимующих птицах; развивать речь детей; воспитывать любовь к природе.

Наблюдение:  «Жизнь птиц зимой»

 Цель: обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц; учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения о том, что птиц надо подкармливать; развивать интерес к природе.

Целевая прогулка по участку детского сада.    

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. 

Цель: выяснить, какой корм  птицам нужен; отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. 

Речевое развитие: 

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц:                   «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».

Цель: учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.

Чтение художественной литературы:

Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица»

В. Звягина «Воробей», С. А. Есенин «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба» ,

В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»,

Г. Скребицкий «Появились синички», 

Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

Заучивание стихотворений  А. Яшина  «Покормите птиц зимой!», А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Загадки про зимующих птиц. 

Чтение пословиц и поговорок. 

 Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание записи голосов зимующих птиц.

Рассматривание репродукций картин о птицах. 

Рассматривание картины О. Потаса «Снегири прилетели». 

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Рисование «Снегири на ветке», «Птички на кормушке»; рисование птиц по трафаретам и шаблонам.

Лепка: «Птицы клюют зернышки» 

Аппликация: «Птицы на дереве»

Ручной труд: «Птица»

Коллективная работа «Коллаж на тему «Птицы у кормушки».

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»

Задачи: Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.

 Социализация. Дидактические игры и упражнения:

«Закончи предложение» 

Цель: закрепить знание пословиц и поговорок о птицах 

«Зимующие – перелётные» 

Цель: учить различать и назвать перелетных и зимующих птиц 

«Кто что ест» 

Цель: закреплять знания о том, чем питаются зимующие птицы 

«Угадай по описанию»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах. 

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», «Чья тень?», «Птичья столовая», «Один — много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Третий лишний», «Угадай по описанию», «Скажи наоборот». Задачи: закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде; воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).

учить узнать и отличать зимующих птиц от перелетных; воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.

упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоомагазин », «Больница для птиц», «Птичий двор», «Путешествие в зимний лес».

Цель: учить детей развивать сюжет, подбирать атрибуты, строить диалоги.

Театрализованная деятельность.

Настольный театр «Гуси-лебеди» 

Драматизация сказки «У кормушки » 

Инсценировка стихотворения Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»;

Цель: развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово.

Труд:  чистка кормушек,  подкормка птиц.

Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.

 Физическое развитие

 Подвижные игры:

1. «Гуси-лебеди». Цель: учить правила игры, совершенствовать основное движение бег, не наталкиваясь друг на друга,  развивать диалогическую речь.

2. «Птички в гнёздышках». Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать дружелюбие. 

3. «Совушка — сова». Цель: закрепить умение действовать по сигналу, развивать выдержку.

4. «Перелет птиц». Цель: упражнять детей в спрыгивании с возвышенности, действовать по сигналу, воспитывать дружелюбие.

5. «Воробушки и автомобили». 

6. «Воробушки и кот». 

7. «Филин и пташки».

Пальчиковая гимнастика:

1. «Покормите птиц зимой» 

2. «Дятел»

3. «Птички на кормушке»

4. «Снегирёк»

Цель: развивать через художественное слово мелкую моторику рук.  

2. Работа  с родителями:    

 Информационная ширма для родителей «Покормите птиц зимой» 

Консультация «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Список  художественной литературы  для чтения детям о  птицах.  

Памятка «Из чего можно сделать кормушку».

Ожидаемые результаты по проекту:

 У детей развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Сформировались   определенные  природоведческие  знания, позволяющие  осознать единство всей природы и место человека в ней. Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю; дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях; у детей появилось желание помогать птицам в холодное время года. Обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах.

Для педагогов:

1.Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

2.Систематизация  знаний детей о  зимующих птицах. 

3.Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

4.Презентация по проекту «Зимующие птицы»

Для родителей: 

Родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Заинтересованность  родителей  в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Активное участие родителей в реализации проекта.

Установление эмоционального контакта с детьми.

Итог проекта.

Презентация на тему: «Зимующие птицы » 

Конкурс «Кормушка для птиц»

Проведение итогового мероприятия «Викторина «Кто больше знает о зимующих птицах?» 

Заключение:

Проект «Зимующие птицы» полностью реализован. Работа над проектом осуществлялась через разнообразные виды художественно-творческой, познавательной  и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной познавательной, художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Дети продемонстрировали умение планировать и осуществлять работу, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.

В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками творческого процесса.

Литература:

1. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.

2. Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.

3. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г

4. «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;

5. Программа  по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

7. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»

8. Журнал «Юный натуралист» — 1994. — №2, 11; 1995, — №2; 1996 -№3,4,11; 1997, — №2

9. Журнал «Обруч» — 2011.- №2

10. Интернет.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Автор занятия: воспитатель высшей категории Сорокина А. М., г. Тольятти.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
— в образовании сложных прилагательных;
— в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
— Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
— Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

— Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
— Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
— О каких новых перелетных птицах вы узнали?
— Что интересного мы узнали о кукушке?
— Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

Скачать конспект занятия «Перелетные птицы»

После прогулки воспитатель усаживает детей за столики и показывает им поделку — это аппликация под названием птицы перелетные. Она приведена ниже:

Аппликация птицы перелетные

Такое занятие может быть проведено как осенью, так и весной, то есть во время перелета птиц. На прогулках дети замечают, что птицы собираются в стаи и куда-то летят. Воспитатель объясняет, что осенью птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно, и это происходит каждый год, но есть птичка, которая живет с нами круглый год.” Какие это птицы на ветках?” — спрашивает учитель. Ребята узнают воробьев и начинают бегать и изображать птичек.

Делаем аппликацию перелетные птицы своими руками

Для примера детям показывают работы, которые выполнили прошлогодние воспитанники в старшей группе. На аппликации изображены облака, солнышко и птички, вырезанные из бумаги. Все птички летят в одну сторону.

Воспитатель напоминает правила работы с ножницами и клеем. Птицы на аппликации — это лебеди. Их довольно сложно вырезать, поэтому воспитатель позаботился и заранее вырезал шаблон лебедя. Дети по очереди обводят его карандашом и вырезают своих птичек. Солнце и облака они рисуют самостоятельно и вырезают. Затем подходит очередь работы с клеем. Малыши аккуратно кисточкой намазывают клей на фигурки и приклеивают их на темный картон.

Осенью тему птиц можно расширить, учитывая какой имеется природный материал для творчества — это всевозможные листья. Тут возникает идея сделать жар птицу из листьев. Это очень интересно. Во-первых, это сказочный персонаж, а во-вторых ее никто не видел, следовательно, полет фантазии не ограничен. Все же учитель показывает пример, он приведен ниже.

Аппликация птицы перелетные

Во время прогулки дети насобирали листьев и теперь они лежат перед ними на столе.

Кроме листьев потребуется:

  • картон;
  • кисточка;
  • клей ПВА;
  • салфетка.

Дети внимательно рассматривают предложенный им пример и начинают отбирать листики, которые им подходят. Потом они раскладывают их на картоне и формируют жар птицу. Когда результат понравится, начинают аккуратно приклеивать листочки. Клея нужно наносить немного и точечно, чтобы листья не деформировались. Аппликацию нужно оставить на некоторое время, чтобы клей высох, а потом можно любоваться.

Самые интересные аппликации птиц получаются из перьев птиц. Продумывается эскиз будущей картины. Первый вопрос, который нужно решить, это где взять перья? Оказывается, они продаются вместе с другой фурнитурой. Существуют даже интернет магазины, где их можно выбрать, не выходя из дома. Словом, за петухами гоняться не придется. Разнообразие перьев поражает. Поэтому нужно сначала решить какая будет птица и в соответствии с этим выбирать перья. Например, выбрана жар птица, как на рисунке. Можно посмотреть различные книги, картинки в них, чтобы выбрать подходящий персонаж. Многих наверняка привлечет жар птица, но можно сделать и птиц попроще. Однако, ясно, что если сделать более сложную работу, то и простые получатся.

Для работы нужно приготовить:

  • яркие перья нескольких цветов;
  • цветной картон;
  • белую бумагу;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • кисточку.

Пошаговая инструкция.

Теперь начинаем оживлять нашу птичку. На конце хвоста наклеиваем перья цвета, который понравился. Правил тут нет. Нужно положиться на свое настроение и свой вкус. Это будет выглядеть примерно так:

Аппликация птицы перелетные

Отступаем пару сантиметров и клеим следующий ряд, руководствуясь теми же принципами.

Переходим к крыльям. Как и хвост постепенно украшаем сначала одно, а потом второе крыло накладным способом по типу черепицы. Каждое последующее перо перекрывает предыдущее. Если надо, перышки можно подрезать. Клеем нужно пользоваться осторожно, чтобы его не размазать и не запачкать перья. Продолжать снизу-вверх клеить перья на туловище и голову. Макушку птицы украсить хохолком из перьев другого цвета. Вот результат:

Аппликация птицы перелетные

Если бы захотелось добавить глаза, коготки, клюв и другие мелкие детали, то можно было бы использовать бусинки, обрезки кожи или семена растений.

Из перьев можно сделать множество различных сюжетов. Это не должны быть обязательно птицы. Это могут быть цветы, животные, домики с деревьями. Легко из перьев сделать елочку. Из белых перьев получится заснеженная елочка, если захочется зеленую, то перья можно покрасить зеленкой или любой имеющейся краской.

Главное отпустить свою фантазию на волю!

Видео по теме статьи

Чтобы лучше закрепить материал предлагаем посмотреть видео, в котором более наглядно показано как выполнить аппликацию перелетные птицы.

Весна – прекрасное время, чтобы изготовить с детьми бумажных птичек, а заодно поговорить о перелетных и зимующих птицах вашего края, почитать стихи про птиц. Вместе с сайтом Крокотак портал Материнство предлагает идеи – как изготовить птиц из бумаги.

Кормушка для воробьев и синичек

Если зимой вы с детьми насыпали корм в кормушку для птиц, то весной можно напомнить об этом с помощью красочной поделки.

Аппликация птицы перелетные

Поделка состоит всего из двух деталей, которые легко распечатать с прилагаемого шаблона.

Аппликация птицы перелетные

Останется только аккуратно вырезать детали, сложить «крышу» кормушки, приклеить птичке крылышко и раскрасить поделку цветными карандашами.

Аппликация птицы перелетные

Птички в гнезде

Здорово, если на прогулке вам с малышом удастся понаблюдать, как птицы вьют гнезда. Дома можно рассказать ребенку, какими разными бывают птичьи гнезда, а потом вместе изготовить поделку – птичек в гнезде.

Аппликация птицы перелетные

Для поделки потребуется несколько листов цветной бумаги разного цвета. Для гнезда можно использовать крафт-бумагу. Сначала вырезаем заготовки: два кружочка – птичьих «тельца», носики, и пару зеленых листиков для придания весеннего настроения. Заготовку гнезда загибаем по краям, как показано на фото, намазываем клеем и прикрепляем к основе из плотного листа цветной бумаги или картона.

Аппликация птицы перелетные

Каждый кружок складываем пополам, делаем надрезы и отгибаем, чтобы получилось «крылышко». Сажаем птичек в гнездо, приклеиваем носики, рисуем глазки и несколько горизонтальных линий на гнезде, имитирующих плетение из веток.

Аппликация птицы перелетные

Позитивная ворона

Веселая ворона тоже радуется весне! Чтобы поделка не получилась мрачной из-за черного цвета оперения, используйте максимально яркие цвета для фона и рамочки.

Аппликация птицы перелетные

Вам понадобится вырезать из черной бумаги два круга и два треугольника, а из желтой – ромб для клюва и две длинных ноги. На листке белой бумаги нарисуйте глаза. Треугольники нужно нарезать бахромой, чтобы получились перья.

Аппликация птицы перелетные

Растопыренные крылья, торчащие в сторону ноги и задорно разинутый клюв придадут вашей вороне совершенно бесшабашный вид!

Аппликация птицы перелетные

Аисты в гнезде

Аисты – символ прихода весны во многих южных местах, например в Болгарии и Украине. Обычно они вьют себе гнезда на высоких столбах посреди деревни, и возвращаются в одно и то же гнездо каждый год.

Аппликация птицы перелетные

Фигурки птиц можно вырезать, распечатав на листе бумаги прилагаемый шаблон.

Аппликация птицы перелетные

Затем заготовку нужно надрезать и склеить, как показано на фото, чтобы придать телу птицы объем, а шею и голову отогнуть. Получилась фигурка птицы, сидящей на яйцах.

Аппликация птицы перелетные

Для изготовления гнезда потребуется кусочек картона и полоски крафт-бумаги. С этой работой легко справится дошкольник. Остается только усадить аистов в гнездо.

Аппликация птицы перелетные

Ласточка

Очень оригинально будет выглядеть на выставке весенних поделок ласточка из бумаги. Мы изготовим ласточку двумя способами. Первая ласточка будет объемной, парящей в воздухе.

Аппликация птицы перелетные

Для изготовления ласточки потребуется распечатать прилагаемый шаблон, или перерисовать его на лист черной бумаги. Обратите внимание, что овалы следует сделать белыми — это будет грудка птицы.

Аппликация птицы перелетные

Вырезаем заготовки, делаем надрезы и склеиваем, как показано на фото. Тело ласточки стало объемным, появился клюв.

Аппликация птицы перелетные

Сгибаем крылья и приклеиваем их к телу ласточки. Белые овалы перегибаем пополам и приклеиваем рядом с крыльями — получилась объемная грудка птицы.

Аппликация птицы перелетные

Глазки можно нарисовать белым карандашом или наклеить готовые (продаются в магазинах для рукоделия). Крошечный треугольник красной бумаги поможет дополнительно выделить клювик ласточки. Также можно нанести несколько штрихов белым карандашом на крыльях — для натуралистичности.

Вторая ласточка делается легче, эта поделка под силу даже малышам. Особенно выигрышно будет смотреться целая стая ласточек, выполненных группой детского сада.

Аппликация птицы перелетные

Распечатайте прилагаемый шаблон и помогите детям вырезать заготовки.

Аппликация птицы перелетные

Можно сначала раскрасить птичек, а после вырезать — так будет легче и аккуратнее. Не обязательно раскрашивать ласточек черным карандашом, можно сделать из разноцветными, чтобы было веселее.

Аппликация птицы перелетные

Ласточки любят сидеть на проводах, поэтому теперь нужно подготовить провод, на которой усядутся наши ласточки. Проследите, чтобы он был наклеен на всех поделках на одном уровне — тогда все птички, сделанные детьми, смогут выстроиться в ряд на групповом стенде.

Аппликация птицы перелетные

Не страшно, если фон неба и цвет провода будет разным — так даже веселее. Главное, чтобы выдерживалась горизонтальная линия.

Аппликация птицы перелетные

Аппликация — одно из любимейших занятий дошкольников. Особую актуальность этот вид творчества приобретает в старшей группе (дети 5–6 лет), когда у ребят накапливается приличный багаж впечатлений от окружающего мира. Это, в свою очередь, позволяет вывести аппликативный вид изодеятельности на качественно более высокий уровень. Так, одной из тем, отражающей всё разнообразие изобразительных умений и навыков старших дошколят, является тема «Птицы».

Что нужно учесть при подготовке занятия по аппликации на тему «Птицы»

Дети любят работать с яркой бумагой, дополнять работы ватой, тесьмой, экспериментировать с разными формами. К 5–6 годам к освоенным ранее приёмам работы над аппликацией (вырезанию прямым движением ножниц, составлению композиции по образцу и пр.) ребята добавляют:

  • вырезание элементов с округлыми формами, а также создание множественных деталей за счёт складывания листа гармошкой;
  • вырезание симметричных элементов, например, хвоста ласточки, а также парных деталей из листа, сложенного пополам — к примеру, клюв птицы;
  • добавление подходящих к тематике дополнительных материалов к аппликации, например, выполняя накладную аппликацию «Снегирь», дети делают имитацию снега с помощью ваты, а для мозаичной поделки «Домашние птицы» зёрнышки для курочки выполняют из пластилина;
  • составление композиции аппликации по собственному замыслу, а не только по образцу, к примеру, создавая мизансцену поделки «Птицы на кормушке», дети сами придумывают, где и как разные птички будут расположены у кормушки;

Аппликация птицы перелетные

В аппликации «Птицы на кормушке» можно скомбинировать мозаичную и обрывную техники

Материалы и инструменты для аппликации

Самым подходящим материалом для аппликаций на тему «Птицы» является белая и цветная бумага (обычная, гофрированная, бархатная). Причём особую симпатию у детей вызывает глянцевая цветная бумага, обеспечивающая поделкам яркую расцветку. В качестве основы используется тонкий картон или ватман для коллективных аппликаций. Что касается подложки для групповой поделки, то о его оформлении необходимо позаботиться заранее, например, педагог или дети во время самостоятельной деятельности после дневного сна могут нарисовать на листе большую кормушку, деревья и пр.

И, конечно, не обойтись без клея (ПВА, канцелярского), кисточки, мисочки для клея, а также влажных салфеток, чтобы вытирать руки.

Аппликация птицы перелетные

Коллективная аппликация в старшей группе часто опирается на привлечение в работу элементов конструирования, например, дети делают ворон в технике оригами, а потом приклеивают их на подготовленную педагогом или ребёнком подложку: ветках дерева на голубом фоне, выполненном карандашом

Дополнительные материалы

Для придания поделке оригинальности в качестве материалов также можно использовать:

  • сухую листву, например, чтобы сделать хвост Жар-птице;
  • ракушки, крупы, яичную скорлупу, фантики от конфет для создания оперения птички или антуража;
  • элементы оригами для придания поделке объёма;
  • бусины, стразы для создания глазок птиц;
  • стружку от карандашей для имитации оперения;
  • шерстяные нитки, атласные ленточки для птички или украшения кормушки;
  • вата, ватные диски для создания снега, льдин.

Аппликация птицы перелетные

Для выполнения животика синицы и веток в качестве дополнительного материала можно использовать шерстяные нитки разной толщины

Виды аппликативных техник в старшей группе

Дети 5–6 лет создают поделки из бумаги, то есть в традиционной технике, а также из ткани, яичной скорлупы и пр., то есть в нетрадиционной технике. Если аппликация требует особой подготовки материалов, например, из соломки, то на эту поделку может быть отведено два занятия, в том числе и за счёт рисования.

Таблица: примеры аппликаций на тему «Птицы» в разных видах

Фотогалерея: образцы аппликаций разных видов на тему «Птицы»

Фотогалерея: шаблоны для аппликации на тему «Птицы»

Как мотивировать детей на работу

В качестве мотивирующих приёмов на уроках по аппликации на тему «Птицы» педагог использует наглядные, словесные и игровые группы приёмов.

Таблица: мотивационные приёмы на уроке по аппликации

Или пословицы перед аппликациями на соответствующие темы:

Аппликация птицы перелетные

Очень важно, чтобы перед началом выполнения аппликации дети повторили все особенности внешнего облика птичек, так что без наглядности не обойтись

Как составить конспект занятия по аппликации

Урок по аппликативному виду изотворчества включает три этапа:

  • вводный для ознакомления с темой, обращения к опыту детей — до 3 минут;
  • основной для проведения подготовительной работы, подготовки материалов и инструментов, выполнения задания и физкультминутки на 10–15 минуте;
  • заключительный для оценки работ детей и рефлексии — до 3 минут.

Аппликация птицы перелетные

Конспектобразовательной деятельности по аппликации

старший дошкольный возраст

«Перелетные птицы».

Образовательные задачи:

• Закрепить умение работать с трафаретом.

• Закрепить умение работать в более сложной технике вырезывания — силуэтной.

• формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц.

• Развивать зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память, чувства и другие психические процессы.

• Развивать творческие способности.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Воспитывать интерес к художественному творчеству.

• Формировать настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие,

Предварительная работа:

• Беседы о птицах.

• Рассматривание картин, иллюстраций, открыток по данной тематике.

• Прослушивание стихотворений, загадок.

• Просмотр презентаций на тему «Перелетные птицы», видеофильмов.

Материал/Оборудование: цветная бумага (синего цвета), полоски белой бумаги, клей, ножницы, фломастеры красного и черного цвета.

Воспитатель читает стихотворение:

Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.

-Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.

-Мы летим не навсегда.

-Мы вернёмся, обещаем.

-До свиданья, край родной:

За небесной пеленой

В небе сером птицы тают.

Ребята, а вы знаете, как перелетают птицы?

Некоторые птицы летят «стаей» (скворцы, дрозды, другие – «клином», в виде

треугольника (аисты, журавли, гуси, третьи – выстраиваются «цепочкой» в одну линию.

Разные птицы летят в разное время суток. Хищные птицы (аисты, журавли, стрижи, ласточки и т. д.) – днем, но большинство птиц летят ночью.

Показ фотографий птиц.

А каких перелетных птиц вы знаете? (утки, гуси, грачи, журавли, лебеди, аисты, дрозды, кукушки, скворец).

А сейчас мы с вами будем учиться делать таких красивых птиц. Сейчас послушайте внимательно загадку и отгадайте, перелёт каких из названых вами птиц мы будем делать.

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Правильно, молодцы, мы с вами будем делать перелет журавлей.

Воспитатель: сначала нужно выбрать фон для нашей работы. Какого цвета картон подойдет? (синий, голубой, как небо). Она больше похожа на небо? (да). Как лучше расположить лист? (дети приходят к выводу, что лучше расположить лист-основу горизонтально).

Далее мы переходим к основной части нашей работы. Мы — вырезаем птиц.

Посмотрите: я беру белый прямоугольный лист, складываю его пополам. Далее прикладываю к сгибу трафарет птицы, обвожу его аккуратно карандашом и вырезаю. Таких птиц мне надо вырезать шесть штук, потому что птицы у нас летят клином. Беру трафарет солнца, прикладываю к листу бумаги, обвожу и вырезаю. Точно так же вырезаю облака. Далее я располагаю все на листе тонированной бумаги и приклеиваю.

Но перед тем, как приступить, подготовим наши руки к дальнейшей работе.

«Десять птичек стайка».

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей,

(Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

(Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

(Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей)

Птички, птички – по домам!

(Машем ручками, как крылышками, соединяем руки над головой — крыша).

Повторить с детьми правила работы с ножницами

На столе ножницы должны лежать закрытыми.

Передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.

При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят.

Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.

При вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать.

Работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент.

Мелкие детали не вырезают из большого листа бумаги — это неудобно. Лучше отрезать кусок необходимого формата.

Вырез в форме острого угла делают в два приёма.

Если делают разрез по линии сгиба, то предварительно разворачивают бумагу.

Детали круглой формы вырезают против часовой стрелки.

Теперь можем приступить к работе.

Воспитатель: возьмите прямоугольники из белой бумаги, сложите его пополам. Возьмите трафареты птиц, приложите правильно к сгибу прямоугольника и обведите карандашом. Дальше аккуратно вырезаем. Раскрываем, смотрим, что получилось. Делаем 5 птиц. Далее берем небольшой квадрат из белой бумаги и трафарет круга, прикладываем его к бумаге, обводим и вырезаем. Это наше солнце. Берем трафарет облака, прикладываем его к бумаге, обводим и вырезаем. Располагаем наши детали на листе цветной бумаги. Создаем композицию. Аккуратно приклеиваем элементы. Дорисовываем птицам клюв (красным фломастером) и глаза (черным фломастером).

Анализ детских работ:

Воспитатель: молодцы, какие красивые получились композиции. Ребята, о ком мы сегодня с вами разговаривали. А каких перелётных птиц мы называли? (перечисление). Какую из птиц мы вырезали? Давайте поместим их на выставке. Дети рассматривают работы, обмениваются впечатлениями.

Верховяк Виктория Витальевна

МАДОУ «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО

Конспект НОД по аппликации «Улетали лебеди на юг»

1. Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».

2. Развивать восприятие целостного образа предмета, зрительно-пространственное восприятие.

3. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

4. Повторить названия частей тела птиц. Обсудить значение каждой части для птицы(зачем нужен клюв, крылья, хвост и т. д.).

5. Вызывать желание заботится помогать обитателям нашей природы.

Материал : картинки перелетных и зимующих птиц, демонстрационная ласточка с поврежденным крылом, заготовки ласточек на каждого ребенка с частями тела черного и красного цвета (голова, крылья, хвост, крупа (манка перемешана с гречей, клей, картон зеленого цвета (по количеству детей, в качестве рабочей контрастной поверхности, тарелочки на каждого ребенка, воздушные шарики гелиевые, двухсторонний скотч.

Ход НОД:

1. Орг. момент

Д/и с мячом «Один — много»

2. Проблемная ситуация, создание мотивации.

— Ой, а кто это у нас на окне сидит? (воспитатель замечает не улетевшего на юг лебедя) (птичка).

— Ребята, а кто знает это что за птичка? (лебедь)

— Лебедь? А какое сейчас время года? (зима)

— Она у нас какая зимующая или перелетная птица? (перелетная)

— Значит, лебедь должен был улететь (удивляется).

3. Основная часть

3.1. «Почему птицы улетают на юг»

— Ребята, а почему птицы улетают на юг? (Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают. Становится холодно. Водоемы замерзают).
— А каких еще перелетных птиц вы знаете? (ласточка, стриж, аист, утки, гуси…).

— Давайте с вами поиграем в игру.

Малоподвижная игра «Улетает — не улетает».

Цель: Продолжать развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку.

— Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края осенью, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать — приседаете. Будьте внимательны! (воспитатель проводит игру).

— У лебедя, наверно, что то произошло раз он остался здесь…

— Скажите, а лебедь сможет перезимовать у нас? (нет, на улице уже холодно, еды ему не найти).

— Мы же с вами хотим помочь улететь нашему лебедю? (да).

— Путь у него дальний, да и одному ему безопасно лететь? (нет).

— Я предлагаю вам сделать нашему лебедю друзей, чтобы он смог улететь на юг. Но для начала давайте настроимся на работу.

Физминутка «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)

3.2. Выполнение аппликации «Перелётные птицы».

— Давайте рассмотрим образец. Из каких частей состоит наша работа (солнышко, облака и стайка лебедей).

— Возьмите чёрный картон, его можно располагать по вертикали и горизонтали.

— Из желтой бумаги нужно вырезать солнце.

— Из белой бумаги вырежем облака и птичек. Будьте внимательны, птички должны лететь в одну сторону.

— Напоминаем детям правила работы с клеем и ножницами.

— Дети изготавливают птиц и приклеивают их на основу, дорисовывают детали (глаза, клюв, крылья).

4. Упражнения для глаз.

Птицы собрались на юг.

Осмотрели все вокруг (глазки по кругу)

Глазки вправо, глазки влево (глазки вправо, влево)

Вверх на голубое небо, (глазки вверх)

Опустили глаза вниз (глазки вниз)

Там леса, поля, река.

Крыльями взмахнули (взмах руками).

С ветки упорхнули (встать со стульчика).

5. Подведение итогов.

— Посмотрите, что у нас получилось! А теперь лебедь сможет улететь на юг? Конечно, и не один, а целой стаей, вереницей.

Аппликация птицы перелетные

Формировать художественно-творческие способности, побуждать детей создавать сюжетные композиции. Продолжать закреплять умение делать аппликацию из белой бумаги на чёрном фоне, воспитывать бережное отношение к материалам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по аппликации «Перелётные птицы»»

Конспект занятия по аппликации «Перелётные птицы»

Возраст: Старшая группа

ОО «Познавательное развитие»

Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься.

ОО «Речевое развитие» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Продолжать развивать речь как средство общения, развивать умение поддерживать беседу.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Формировать художественно-творческие способности, побуждать детей создавать сюжетные композиции. Продолжать закреплять умение делать аппликацию из белой бумаги на чёрном фоне, воспитывать бережное отношение к материалам.

ОО «Физическое развитие»

Закреплять умение держать правильную осанку в процессе выполнения упражнений

Материалы и оборудование:

Иллюстрации птиц (зимующих и перелетных, рисунок, как птицы едят из кормушки, 1/4картона формата А4 чёрного цвета на каждого ребёнка, клей ПВА, кисти на каждого ребенка, карандаши, ножницы,

Наблюдение за окном.

Цель — продолжать развивать речь как средство общения; развивать умение поддерживать беседу; закреплять знания о перелетных и зимующих птицах.

Воспитатель: Посмотрите ребята за окном совсем не видно птиц. Куда же они подевались?

Ответы детей: (Пришла зима, птицы улетели в теплые края)

Воспитатель: Все ли птицы улетают?

Ответы детей: (Нет, некоторые из них остаются, остаются зимовать)

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать рассказ о самой смелой птичке, которая любит жить рядом с человеком в любое время года. Кто догадался, кто это?

Ответы детей: (Воробей)

Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина «Воробей»

Цель — продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.

Воспитатель: Устали? Хотите отдохнуть и одновременно поиграть?

Ответ детей: (Да.)

Воспитатель: Давайте превратимся в птиц, почувствуем себя порхающими существами.

Игровые упражнения «Что за птица?»

Цель — закреплять умение держать правильную осанку в процессе выполнения упражнений.

Воспитатель: Вот мы и размялись.

Воспитатель приглашает детей за столы.

Выполнение аппликации «Перелётные птицы»

Цель — формировать художественно-творческие способности; побуждать детей создавать коллективные сюжетные композиции.

— Ребята, сядьте все ровно, спинку выпрямите, следите, чтобы она всё время была у вас прямая.

— Давайте рассмотрим образец. Из каких частей состоит наша работа (солнышко, облака и стайка лебедей). Возьмите чёрный картон, его можно располагать по вертикали и горизонтали. Из белой бумаги нужно вырезать солнце, облака и птичек. Будьте внимательны, птички должны лететь в одну сторону.

Напоминаю детям правила работы с клеем и ножницами. Дети изготавливают птиц и приклеивают их на основу, дорисовывают детали (глаза, клюв, крылья).

В конце деятельности дети рассматривают готовые работы и помещают их на выставку.

Автор: Гореликова Оксана Константиновна

НОД Коллективная аппликация у детей старшего дошкольного возвраста на тему «Перелетные птицы». МБДОУ « Детский сад № 247».

Автор Гореликова Оксана Константиновна.

Задачи .В данной работе я ставлю перед собой основную задачу которая будет связана с обогащением изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Продолжаем учить детей передавать несложные движения(птицы летят), изменяя статистическое положение частей тела у птиц (приподнятые крылья); при создании сюжета показываем детям несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между объектами. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и свои эстетические переживания.

Предварительная работа .Чтение стихов русского поэта М. Исаковский »Летят перелетные птицы». Совместное рассматривание детей с воспитателем альбомов, фотографий, тематических плакатов «Птицы России», «Перелетные птицы» .Беседа с детьми на тему «Перелетные птицы».

Материалы используемые в работе .Краски акварель и гуашь ,кисточки №4 и № 7Для красок), кисть(для клея) ,листы бумаги А4 белого и серого цвета с нарисованным контуром для вырезания перелетных птиц(внимание контур птиц необходимо изобразить таким образом, чтобы птицы летели в одном направлении), клей, ножницы, тарелочки для клея, тряпочки, клеенка.Используем заранее приготовленный фон.

Содержание занятия. Воспитатель создает игровую ситуацию, предложив детям вырезать перелетных птиц и собрать их в единую стаю.

-Посмотрите, как мы будем вырезать птиц. Складываем лист бумаги вдоль пополам, чтобы был виден рисунок. И вырезаем наших перелетных птиц .А затем надрезаем крылья и хвост, чтобы было похоже на перышки. Глаз и клюв дорисовываем .Эта птица получился гусь полетит прямо под облаками.(Воспитатель прикладывает силуэт гуся к фону).Дети подскажите мне как нужно приклеить гуся, чтобы было видно, что он летит и машет крыльями .После ответа деток воспитатель демонстрирует два варианта приклеивания гуся.

1. Все туловище, кроме крыльев приклеивается на фон.

2. Половинка туловища и одно крыло приклеивается на фон.

-посмотрите дети один гусь летит в небе -ему наверное скучно, давайте вырежем целую стаю птиц. Чтоб птицам было не скучно лететь в теплые страны. Здесь лежат листья бумаги с нарисованными силуэтами птиц для вырезания ,которые вы принесли заранее из дома. каждый выберет понравившийся силуэт птиц и вырежет по нарисованному контуру.

Динамическая пауза .Игра.

Ведущий: Есть у нас игра одна,

Вам понравится она.
Дети: Птицы все на Юг летят,

Зимовать они хотят

Там, где солнышко , тепло,

Ждать весны будет легко

Только ветер им мешает

И с дороги их сбивает.

По считалке выбираем» ветерок» .Дети стоят на одной стороне ,читают речетив ,по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону »Теплые страны», «ветерок» ловит их, «сбивает с пути ».Кого запятнали тот пропускает одну игру.

Покажите какие птицы у вас получились.(Дети поднимают вырезанные силуэты вверх).Нанесите их на небо и раскладывайте так , чтобы получилась стая .Птицы должны лететь в одну сторону и не мешать друг другу. Дети не забудьте, что птицы машут крыльями.

Дети размешают своих перелетных птиц на небе и аккуратно приклеивают одним из предложенных воспитателем способов.

После занятия.

Во второй половине дня после сна дети рассматривают композицию.

Испытывают эмоциональный всплеск и подъем от проделанной работы. Воспитатель предлагает

по рисовать и читает стихотворение великого лирического поэта В. Набоков.

…Свежо ,и блестят паутины…

Шурша вдоль реки прохожу.

Сквозь ветки и гроздья рябины

На тихое небо гляжу.

И свод голубеет широкий,

И стая кочующих птиц-

Что робкие детские строки В пустыне старинных страниц.

  • Перелетные птицы рассказ по картинке
  • Передо мной как пишется правило
  • Передо мной старая фотография моей семьи на меня смотрят сочинение
  • Передала как пишется правильно
  • Передают в горах такой рассказ война пришла на северный кавказ