Перекрестная рифма в сказке о золотом петушке

Интегрированный урок: музыка и литература 5 класс тема: музыка и сказки а.с. пушкина подготовила: учитель музыки борисенко людмила александровна 2020-2021

Интегрированный урок: музыка и литература

5 класс

тема:

«Музыка и сказки А.С. Пушкина»

Подготовила:

Учитель музыки   

                                                                               БОРИСЕНКО
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

2020-2021 учебный год.

Цель урока: Показать, что музыка и литература взаимно обогащают и

дополняют друг друга
на примере сказок А.С. Пушкина и музыки великих русских композиторов М.И.
Глинки и Н.А. Римского-Корсакова.                                                                                                                                                                        Задачи
урока:                                                                                                                
     1.
Углубить и расширить на новом этапе знания учащихся о жизни  поэта и
композиторов, какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество русских
композиторов, художников,
кинематографов.                                            2.Развитие
системного и диалектического мышления, гибкости ума, познавательной активности
и интересов учащихся.                                             3.Воспитание
гуманистического мировоззрения, отвечающего идеалам современности, любви к
шедеврам русского поэтического и музыкального искусства.

Материал
урока:                                                                                                                  
А.С. Пушкин: поэма «Руслан и
Людмила»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке» — работа над текстом.                                                                         
М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и
Людмила».                                                            Н.А.
Римский-Корсаков: опера «Сказка о царе Салтане», фрагменты оперы: «Три чуда»,
«Ария царевны Лебедь», «Полёт шмеля»; опера  «Золотой петушок», темы царя
Дадона, золотого петушка, «Ария Шемаханской царицы» — слушание,
анализ.                                                                                               
    Р.Н.П. «На море утушка купалася» —
разучивание.                                                             
Попевка «У лукоморья дуб зелёный» —
распевание.                                                           Энтин
«Дорога добра» — исполнение.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация «Сказки А.С. Пушкина и музыка»:

Фрагменты из художественного кинофильма «Руслан и Людмила»,

Фотография действующих лиц  оперы;

Фрагменты из мультфильмов «Сказка о царе Салтане»: (белочка); и
«Золотой петушок»;

Фрагменты из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»:

(превращение  Лебедь в царевну);

репродукции: «Тридцать три богатыря», «Полёт шмеля»;

портреты А.С.
Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого

Звучит фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.

        
Что это прозвучало?

        
Кто написал поэму
«Руслан и Людмила»?

        
На доске – иллюстрации к
сказкам Пушкина.

А теперь посмотрите
на доску

        
Что вы там видите?

          ( иллюстрации к сказкам Пушкина).

        
Назовите эти сказки.

        
Какие вы читали сами?

        
Какие вы услышали от
родителей?

        
Как вы думаете, какова же
тема нашего урока, где объединятся воедино и литература, и музыка и мы
посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литература тоже нужна музыке?

  « Музыка и
сказки А.С. Пушкина». 

        
А почему именно Пушкин?

           ( т.к. его поэзия, и в частности сказки, необычайно музыкальны).

А.С. Пушкин высоко
ценил и глубоко интересовался русским народным творчеством. Ведь в песнях
народа, былинах, преданиях, сказках получили непосредственное отражение его
быт, страдания и радости, мужество и героизм, необычайно богатый духовный мир.

        
А как вы думаете, кто
привил Пушкину живой интерес к творчеству своего народа, который постепенно
перерос в горячую и преданную любовь?

Конечно
же, его няня Арина Радионовна.

И
Пушкин всю свою жизнь собирал, записывал и изучал песни и обряды, сказки,
былины, легенды. И сюжеты, подсказанные народом, нередко ложились в основу
собственных сочинений.

        
Вспомните, какими словами
Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила»?

(  
На экране слайд: Крамской «Пушкин у лукоморья»)

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том,

И днём, и ночью кот учёный

Всё бродит по цепи кругом,

Идёт направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Истинно
русские слова, словно былинная песнь гусляра.

Именно
так подчеркнул Пушкин близость
песни
(музыки)
и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

 Распевание:      попевка «У лукоморья дуб
зелёный».

        
А кто главные действующие
лица в этой поэме – сказке?

(На экране слайд с участниками
оперы «Руслан и Людмила»).

Наш
урок начался с «Увертюры»  Глинки к опере «Руслан и Людмила».

        
А что такое увертюра?

(вступление к опере, где показаны характеристики
главных героев и общий настрой всего произведения).  
(Слушание увертюры).

        
Так что мы услышали в
увертюре?

(тема Руслана – мужественная, стремительная, бодрая,
гордая;

  тема Людмилы – песенно-танцевального характера,
легко, напевно, жизнерадостно;

эти две темы прерываются грозными аккордами в низком
регистре и звучанием барабана, говорящие о том, что главным героям предстоят
серьёзные испытания;

        
А как
закончится опера? Как мы об этом узнали?

Конечно  же  по радостному, жизнеутверждающему
характеру финала увертюры).

        
А как же это всё
происходило?

Учитель русского языка и литературы:

 (Беседа по тексту с использованием видеофрагментов: похищение Людмилы;
Руслан и Черномор).

С появлением поэмы Пушкина «Руслан
и Людмила» в 1820 году связано одно событие.

В.А.Жуковский (Что вы знаете о нём?) подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя, в тот
высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Дома вы познакомились с героями
этого произведения.

        
Каково ваше мнение?

        
Какую речь использует
автор?
(стихотворную).

        
Что такое стихотворная
речь?

        
Что такое ритм?

        
Что такое рифма?

        
Вспомните виды рифм.

а                     а                   а           

б                      а                   б

а                      б                   б

б                      б                   а

Перекрёстная, парная, опоясывающая   (запись в тетрадь).

Сейчас вы получите задание по тексту поэмы (разрезанные по строкам
четверостишья;

4 человека  3 минуты на подготовку,
1 человек от группы отвечает):

1.    
Собрать
строки в нужном порядке.

2.    
Выразительно
прочитать отрывок.

3.    
Определить
вид рифмы.

Пример ответа (учитель).

Отрывок из первой части поэмы:

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и
Руслана

И Лелем свитый им венец.

Рифма перекрёстная: «Баяна –
Руслана

                                     
Певец – венец».

        
Всем понятно задание? (работа по группам).

Видеофрагмент «Похищение Людмилы».

        
Чей отрывок соответствует
фрагменту?

Ответ ученика:

Гром грянул, свет блеснул в
тумане,

Лампада гаснет, дым бежит,

Кругом всё смерклось, всё
дрожит,

                    И
замерла душа в Руслане (
опоясывающая)                                       

Ответ №2, 3, 4.                                  №2

Все четверо выходят вместе,

Руслан уныньем как убит,

Мысль о потерянной невесте

                                                
Его терзает и мертвит.                 
(перекрёстная)

№3

И всё мне дико, мрачно
стало,

Родная пуща, тень дубов

Весёлы игры пастухов

                                       
Ничто тоски не утешало            
(опоясывающая).

№4

Узнай, Руслан: твой
оскорбитель

Волшебник страшный
Черномор,

Красавиц давний похититель,

                          
Полнощных обладатель гор
(перекрёстный).

Видеофрагмент «Руслан и Людмила».

        
Чей отрывок соответствует?

№5

В досаде, в горести немой,

Напрпсно длинной бородой

Усталый Карла потрясает:

Руслан её не выпускает…(парная)

№6

Мужайся, князь! В обратный
путь

Ступай со спящею Людмилой,

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен
будь(опояс.)

№7

Тогда Руслан одной рукой

Взял меч сражённой головы

И, бороду схватив другою,

Отсёк её как горсть травы(перекр.)

№8

…Пуская тяжкий, слабый
стон,

С усильем приподнялся он,

 Взглянул, поник главою
бранной-

И пал недвижный,
бездыханный (пар.)

Стихотворная речь в поэме Пушкина рождает в нашем
воображении живые, яркие картины. И современников Пушкина, и нас восхищает
богатство и разнообразие содержания, блеск и поэтичность языка.

Учитель музыки:

Поистине Пушкина можно назвать великим русским
поэтом – сказочником.

        
А кого из русских
музыкантов называют композитором – сказочником?

 (Н.А.
Римского-Корсакова)

        
Почему?

 (у него 15 опер, большинство из которых написаны на
сказочный сюжет).

Назовите оперы-сказки, которые вы знаете!

(Садко, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом
петушке, Снегурочка).

    А
какие из них написаны по сказкам Пушкина?

        
А сказка вся полностью
используется в опере?

        
А что лежит в основе любой
оперы?

                                       (либретто).

        
Что такое либретто?

                           (краткое, переработанное содержание литературного
произведения)
.           

 По
сказкам Пушкина либретто были написаны под руководством самого
Римского-Корсакова. Первую из них, «Сказку о царе Салтане» он написал к
100-летию А. Пушкина.

      —   Когда это
было?

                             (1899).

А
сам Пушкин написал свою сказку в 1831г. в Царском селе. Помните, мы говорили в
начале урока, что сюжеты, «подсказанные» народом нередко ложились в основу
собственных сочинений поэта? Так было и со «Сказкой о царе Салтане», которую
составили подлинные мотивы русского народного повествования о царице, которую
по злому навету завистливых сестёр, царь сам, лично приказал посадить в бочку и
бросить в море.

        
А у Пушкина в его сказке
так же было на самом деле?

(нет,
царь не приказывал посадить в бочку и «бросить в бездну вод и царицу и
приплод», а всё это подстроили завистливые сёстры — ткачиха, повариха вместе со
сватьей бабой Бобарихой).

                                      Учитель литературы:

А.С.
Пушкин в этом произведении отработал народную сказку, написанную им в двух
вариантах.

        
Как мы назовём  в отличие
от народной сказку Пушкина?

        
Прочитайте полное название
пушкинской сказки.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

— Что обычно отражено в заглавии?    (главная мысль)

—  Как вы думаете, почему эту сказку так назвал Пушкин?

С
названием всегда связаны тема и идея произведения.

        
Вспомните, что такое тема
произведения?

        
Что такое идея?

        
Какую же тему помогает
понять образ царя Салтана?

(тема оклеветанной жены и благополучное разрешение
этой судьбы).

        
Какие мысли рождает у нас
образ «сына его славного и могучего богатыря князя Гвидона Салтановича»?

(идеальное, счастливое государство)

Задание для всего
класса:

1.    
Найти в тексте описание
морского государства Гвидона.

2.    
Подготовить выразительное
чтение по ролям.

3.    
Объяснить, почему
государство Гвидона является идеальным, счастливым.

(Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты…

«И той стражи нет надёжней,

Ни храбрее, ни прилежней»;

«Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит».

Ответы
учащихся. Выразительное чтение по ролям (последний визит корабельщиков со слов
«ветер весело шумит…». Роли: автор, царь Салтан, корабельщики).

— Какая тема
связана с царевной — Лебедь?   (
волшебство).

Царевна
– одна из главных героинь и оперы Римского-Корсакова.

Учитель музыки:

Опера
оказалась поистине пушкинской. Римскому-Корсакову удалось сохранить
своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор,
народный колорит. Подчас бывает трудно отличить в опере тему, созданную
композитором от подлинно-народных песен. И  самих народных песен в опере
немало. Одна из них – свадебная песня  «
На море утушка купалася».

        
Послушайте, как звучит эта
песня?

                          (немного грустно, напевно,
медленно).

Разучивание.

        
А характер песни ближе
всего к облику какой героини сказки?

Но
в опере песня приобретает совершенно новые черты.

        
Послушайте, как она
изменилась?

                                             Звучит ария
Царевны-лебедь.

 

( радостно, празднично)

        
Почему?

(передаёт счастливое состояние героини, которую
Гвидон спас от злого коршуна)

В свою очередь Лебедь
тоже помогает царевичу.

        
Каким образом она это
делала?

Сначала она
превратила его в шмеля.

        
А для чего?

Да, очень хотелось Гвидону
взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным. Его появление в
царстве салтановом  вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе
Ббарихе.                                    Видеофрагмент:  Яковлев
«Полёт шмеля» и музыка Р-К.

        
Послушайте, как звучит
музыка?

                                  (быстро, стремительно, весело).

        
Почему?

                                  (радость увидеть отца).

        
А как композитор
изобразил гудение шмеля?

                                  (тембр виолончели, вращательные
движения)

        
В чём Лебедь ещё
помогла Гвидону?

Конечно, чтобы на острове Гвидона появились три чуда, о которых молвил
народ.

        
Так какое первое чудо?

Видеофрагмент «Белочка»

        
Какую белочку вы увидели?

        
Какую песню она поёт? ( р.н.п. «Во саду ли в огороде»)

А вот как представил  её Римский-Корсаков. Послушайте и скажите

        
Как звучала музыка?

(лёгкая, изящная, прозрачная, хрупкая)

        
А почему она звучит
именно так?

(т.к. рисует волшебную белочку, грызущую золотые орехи).

А вот второе чудо:

                                             «33 богатыря»
(иллюстрация)

        
Если вы были бы
композиторами, какую бы написали музыку для них?

(маршеобразную, воинственную, твёрдую)

        
Совпали ли наши мысли с
мыслями композитора Римского-Корсакова?

(да, + ещё показал в музыке и пушкинские строки:

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой

Хлынет на берег пустой).

И, наконец, самое главное чудо

        
Какое?

Конечно же, невиданной красоты Царевна-Лебедь.

                                                Видеофрагмент
из художественного фильма — сказки.

А теперь
прозвучит  музыка Римского-Корсакова.

— Поделитесь
о ней вашими впечатлениями!

 (то прихотливо — узорчато, то просто и напевно)

        
Какая знакомая вам уже
русская народная песня лежит в её основе?

(«На море утушка купалася»).

        
Каков же финал сказки-оперы
о царе Салтане?   
(замечательно,
что все нашли своё счастье: и Гвидон с Царевной — Лебедь, и царица с Салтаном).

        
А  каким предстаёт перед
нами в этих строках царь Салтан?

( добрым и
доверчивым, любящим свою жену и детей; великодушным, т.к. отпустил трёх злодеек
домой и даже не наказал их).

А вот царь из
другой пушкинской сказки и оперы Римского-Корсакова – Дадон, совершенная ему
противоположность.

        
О какой сказке-опере идёт
речь?

                                                
(«Сказка о золотом петушке»)

Посмотрите на рисунок         Зотов «Царь Дадон» и эскиз костюма к
опере                                       

                                                    
Римского-Корсакова 

        
Что вы можете о нём
сказать?

( напыщенный,
а внутренне пустой, примитивный, ленивый, глупый, трусливый, но претендующий на
большой ум и величие).

        
А какую музыку вы написали
бы для него?

(грубую, шутливую, резкую, отрывистую).

Послушаем, как это сделал композитор.

        
Совпали ли наши ощущения?

(да, короткий маршевый мотив, напоминающий тупую,
бессмысленную долбёжку, как будто он лишён простого человеческого чувства, т.к.
интонации просты, грубы, отрывисты).

«Сказкой о золотом петушке»  композитор критиковал
русское самодержавие. Опера была написана в 1905 году.

        
Вспомните, что произошло в
это время в России?

(«Кровавое
воскресенье», где погибло огромное количество простых русских людей, слепо
верящих царю в том, что он поможет им и жизнь станет легче. Но народ не
допустили к царю, а просто расстреляли. В стране началась первая русская
революция:  стачки, забастовки, аресты и гонения).

Имя Римского-Корсакова тоже было на учёте в полиции
и в первую очередь из-за оперы «Сказка о золотом петушке».

        
Как вы думаете, что не
понравилось властям в его опере?

( конечно смелость и дерзость; ведь в образе царя
Дадона все увидели пародию на царствующего в то время Николая 11).

 Даже
подзаголовок оперы «Небылица в лицах» не могла прикрыть остроту содержания
сказочным сюжетом.

        
А каков же сюжет этой
сказки?

Учитель литературы:

Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834
году и представляет собой единственный случай у Пушкина. Когда в основу сюжета
русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла
американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»

-Давайте сравним эту сказку с народной.

        
Какие элементы народной
сказки присутствуют в «Сказке о золотом петушке»?

(Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон»

«Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок»

        
трёхкратное
повторение (3 подхода)

        
лексика:
глядь, инда, бывало, петушок мой золотой, беды незваной и т.д.)

Теперь поработаем с цитатным планом.

        
Вспомните, какой план
называется цитатным?

(с использованием цитат – точных выдержек из
какого-нибудь текста).

        
Как оформляется цитата?

        
Составьте цитатный план к
следующим эпизодам:

1 ряд – начало сказки

2 ряд – военные походы

3 ряд – встреча Дадона с Шамаханской царицей

               (самостоятельная работа учащихся, ответы по рядам)

                                        Финал мультфильма « Сказка о
золотом петушке».

Учитель музыки:

        
Так за что петушок убивает
Дадона?

(за ложь, за преступление, за неумение думать о
своей земле и народе).

Совсем не типичный
финал для сказки. А как обычно заканчиваются сказки?

(счастливо и хорошо,
но «сказка – ложь, да в ней намёк

                                            
добрым молодцам урок»).

Итог урока:   Так какой урок мы получили сегодня?

        
Как связаны между собой
музыка и литература?

        
Что они призваны дарить
людям?

Конечно — же любовь, дружбу, доброту. Исполнение песни «Дорога
добра».                                      
 (выставление оценок,
домашнее задание).

Список литературы:

1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

2.                       «Сказка о царе Салтане»

3.                        «Золотой петушок»

4.А. Соловцов «Римский-Корсаков  Издательство:
«Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ)» (1960)

5.И. Кунин: Римский-Корсаков
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Жизнь замечательных людей
Год: 1964

На чтение 11 мин. Просмотров 3 Опубликовано

«Сказка о золотом петушке» Пушкина была написана в 1834 году. Это последнее сказочное произведение писателя, в котором он обнажает многие человеческие пороки и напоминает, что за все свои поступки рано или поздно придется держать ответ.

На нашем сайте рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказки о золотом петушке», а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Царь Дадонпрестарелый правитель, в прошлом грозный воин, позабывший обо всем под влиянием Шамаханской царицы.

Золотой петушокволшебный персонаж, который зорко следил за границам царства Дадона.

Другие персонажи

Звездочетстарый мудрец, подаривший Дадону Золотого петушка.

Шамаханская царицабезжалостная красавица, за внимание которой поплатились сыновья Дадона, сам царь и звездочет.

Краткое содержание

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» жил царь Дадон. В молодости он был грозным правителем, который постоянно воевал с соседями. Но с возрастом он захотел «покой себе устроить» и отдохнуть от постоянных войн.

Чтобы обеспечить себе спокойную, мирную жизнь, царь Дадон обратился за помощью к мудрецу-звездочету. Тот подарил ему волшебного петушка, который зорко следил за царскими владениями и предупреждал в случае приближения опасности. В свою очередь царь Дадон пообещал звездочету исполнить любое его желание.

Петушок Золотой гребешок всегда был начеку, и «соседи присмирели, воевать уже не смели». Так прошло несколько лет, но однажды петушок, повернувшись на восток, стал громко кукарекать, предупреждая об опасности. Царь отправил войско во главе со старшим сыном. Не получив никаких вестей, Дадон послал на выручку младшего сына с отважными воинами. Так и не дождавшись никаких известий от своих сыновей, царь сам возглавил «третью рать» и повел ее на восток.

Каково же было его удивление и горе, когда он увидел мертвых своих сыновей, заколовших друг друга у входа в шелковый шатер. Царь горько заплакал, но он быстро позабыл о своей утрате, когда увидел, как из шатра вышла «девица, Шамаханская царица». Ослепленный красотой девушки, Дадон полностью ей покорился.

Вскоре царь вернулся домой с войском и Шамаханской царицей. Увидев красавицу, звездочет обратился к Дадону и напомнил о его обещании выполнить любую просьбу: «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».

Разгневанный царь ударил старика жезлом по лбу, и тот упал замертво. «Вся столица содрогнулась», а красавица лишь весело рассмеялась. В этот миг Золотой петушок спорхнул со спицы и так сильно клюнул царя в темя, что тот скончался на месте. И Золотой петушок, и Шамаханская царица исчезли, будто вовсе их и не бывало…

Заключение

В своей сказке Пушкин сделал акцент на том, как важно отвечать за свои поступки и сдерживать данные обещания. В противном случае расплата будет весьма суровой.

После прочтения краткого пересказа «Сказки о золотом петушке» рекомендуем ознакомиться с полной версией сказки.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Сказка о золотом петушке»?</h3>

    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Петр Ершов</label>
    • <label>Юрий Лермонтов</label>

(новая вкладка)Содержание

Сказка о золотом петушке – один из редких примеров сатирических произведений для детей. Это произведение является одной из последних сказок Пушкина. В отличие от других сказочных произведений, здесь гораздо меньше волшебства и чудесных превращений. Это видно из даже из «Сказки о золотом петушке», кратко пересказанной. Центральное место в книге занимает изображение характеров главных героев – их слабостей и пороков. Действующие лица весьма своеобразны.

Главные герои

Центральное место в произведении занимает образ глупого, незадачливого и охочего до женских прелестей царя по имени Дадон. Однако в произведении есть и другие интересные типажи героев:

  • Придворный мудрец, который любит честность и уважает людей, держащих свое слово;
  • Знойная восточная красавица – Шамаханская царица;
  • Сыновья Дадона – отважные воины, готовые отдать жизнь за отца и родину;
  • Птица-талисман – петушок, сделанный из золота, который разговаривает и кукарекает, как живой.

skazka_o_zolotom_petushke_kratkoe_soderzhanie_01.jpg

Пушкин подробно описывает каждого персонажа, дает героям развернутую характеристику. Главный герой любит власть и деньги. Он очень жаден, имеет склонность к сребролюбию и накопительству, а также привык, чтобы его воля всегда беспрекословно исполнялась. Также поэт дает интересную характеристику мудреца: это человек с большим жизненным опытом, по всей вероятности, монах (так как Пушкин упоминает, что он был «скопцом»). Царица, из-за которой произошел главный конфликт в сказке – это гордая восточная красавица, которая знает цену своим чарам. Такие типажи могут встретиться и в современной жизни.

Автор относится к своим героям без особой симпатии и изображает их в насмешливо-сатирическом стиле. В отличие от многих других пушкинских сказок, это произведение не было навеяно народными сказками старой Арины Родионовны. Автор придумал весь сюжет самостоятельно, от начала до конца.

Очень краткий пересказ

Даже в кратком содержании «Сказки о золотом петушке понятно, что главный герой произведения – ленивый и корыстолюбивый царь Дадон. Однако пересказ не содержит многих интересных подробностей. Краткий сюжет и сжатое содержание повествования представлены ниже:

  • У царя есть золотой петушок, который предсказывает опасность – набеги иноземцев;
  • Однажды петушок ошибается, и монарх посылает своих сыновей на восток, где они пропадают и куда затем оправляется сам Дадон;
  • Старый похотливый царь влюбляется без памяти в восточную красавицу – Шамаханскую царицу;
  • Не поделив предмет своей любви с придворным мудрецом, царь погибает. Гибель ему приносит его же любимый петух.

Писатель старался сделать образ царя нелепым, даже гротескным, поэтому многие литературные критики относят эту историю к жанру политической сатиры.

Более подробное содержание

В этом примере сатирической сказки рассказывается о том, как владыка государства, польстившись на прелести заморской царицы, лишился и правления, и жизни. В этом плане сюжет произведения немного напоминает другую сказку Пушкина – «О рыбаке и рыбке».

Царь Дадон, недовольный набегами иноземцев, обращается к мудрецу и получает флюгер в виде покрытого золотом петуха. Поворачиваясь в ту или иную сторону, птица предупреждает царя о том, с какой стороны должна прийти опасность.

skazka_o_zolotom_petushke_kratkoe_soderzhanie_02.jpg

Однажды петух подает ложную тревогу. И на восток с войском едут сыновья царя, где и пропадают. Отправившись искать детей, ушедших воевать, Дадон находит лишь их тела: сыновья вонзили мечи друг в друга. Дадон впадает в горе, но тут же забывает обо всем на свете, увидев Шамаханскую красавицу. Дадон доставляет ее к себе во дворец и вспоминает о том, что когда-то обещал придворному мудрецу исполнить любое его желание.

Мудрец все еще помнит об этом обещании, попросив у царя в жены царицу. Дадон уничтожает мудреца и гибнет сам, клюнутый в лоб золотым петухом.

Чему учит сказка

В сказке можно увидеть очень много важных уроков:

  1. Всегда нужно держать свое слово;
  2. Глупость и жадность не доведут до добра;
  3. В любой ситуации нужно думать самостоятельно, а не надеяться на помощь чудесного «петушка»;
  4. Страсть к порокам может привести к гибели.

Сказка не входит в обязательную программу для начальной и средней общеобразовательной школы, но ее часто читают на уроках внеклассного чтения или дома. В целом, история написана легким и понятным языком. Возможно, именно поэтому волшебный петушок на долгие годы стал любимым персонажем советских мультфильмов, детских спектаклей, диафильмов.

Эта сказка будет интересна всем, кто неравнодушен к творчеству великого русского поэта и любит читать фантастические истории. Пример незадачливого и неблагодарного царя Дадона, любящего золото и женщин, покажет детям, к чему приводит слепое следование своим желаниям. Прочтение книги рекомендуется совместить с просмотром мультфильма или прослушиванием аудиокниги, тогда удивительный рассказ надолго отложится в памяти.

Год написания: 1835    Жанр: сказка

Главные герои: царь Дадон и шамаханская царица

«Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина знакомит читателя с царством, где правит царь Дадон. Он обращается к «мудрецу, звездочету и скопцу» с просьбой о помощи в защите границ царства. Оказавшись неблагодарным за оказанную мудрецом услугу – золотого петушка, предупреждающего об опасности, не сдержав своего обещания, царь лишается жизни.

Смысл сказки о золотом петушке

Не давай обещаний, которых не сможешь выполнить. Желая получить всё, ты рискуешь остаться ни с чем. Соблазнов много, но не один из них нельзя ставить выше своей семьи, Отчизны.

Краткое содержание Пушкин Сказка о золотом петушке

Сказка, в стихотворной форме, повествует о грозном Царе Дадоне, которого утомили войны с соседними государствами. Хитрый царь заключает сделку с мудрецом. Тот дает ему золотого петушка, который должен охранять границы его владений, оповещая о нападениях непрошеных гостей. В свою очередь, Царь, обещает исполнить любую волю мудреца.

По возвращению домой он встречает на своем пути мудреца, который напоминает ему о данном царем обещании. Мудрец просит отдать ему Шамаханскую царицу. Царь отказывается, ударяет старика жезлом, отчего тот падает замертво. Золотой петушок, спорхнув со спицы и приземлившись на темя царя, клюет царя в темя и царь Дадон расплачивается жизнью за свой обман и неблагодарность.

Оцените произведение: Голосов: 938

Читать краткое содержание Сказка о золотом петушке. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Пушкин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Сказка о золотом петушке

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Драгунский Красный шарик в синем небе

    Однажды к Дениске в дом прибежала девочка Алена. Она ворвалась как молния, громко кричала, как будто кого-то убили. А, как оказалось, всего-то – в магазине открывается что-то в виде ярмарки под названием весенний базар.

  • Краткое содержание Вольтер Кандид, или оптимизм

    Повесть Вольтера рассказывает от биографии главного героя, Кандида. Жизнь парня насыщена множеством различных бедствий и несчастий, которые настигают его в путешествии по миру.

  • Краткое содержание Жуковский Людмила

    Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт

  • Краткое содержание Бунин Сны Чанга

    Действие рассказа происходит в зимнее время года в Одессе. Шесть лет назад в такую же стужу на свет появился рыжий щенок, который получил кличку Чанг. Теперь его хозяин — старый капитан. Жизнь для животного видится не той, какой была несколько лет назад

  • Краткое содержание Носов Приключения Толи Клюквина

    Толя Клюквин ученик четвертого класса. Мальчик очень добрый и общительный, поэтому у него много друзей. Однажды после школы Толя решает сходить в гости к своему хорошему другу, чтобы вместе поиграть в шахматы.

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание сказки Пушкина для читательского дневника напомнит сюжет и героев.

Краткое содержание сказки «Золотой петушок»

Жил царь Дадон, стал он стар, и стали его соседи беспокоить. Звездочет подарил ему золотого петушка, тот сидел на спице и показывал, когда приближались враги. Но вот раз стал опять беспокоиться петушок, послал Дадон одного своего сына туда с отрядом, чуть позже второго.

Когда сыновья не вернулись, поехал Дадон туда сам. Там встретил Шамаханскую царицу, которая окалдовала его. Дадон позвал её замуж. Приехали они в царство Дадона. Встретил их звездочет. А давно Дадон обещал выполнить любую просьбу звездочёта. Звездочет попросил в жёны царицу Шамаханскую.

Желание обладать царицей оказалось сильнее царского слова. Как ни пытался откупиться царь от старика, тот был неумолим в своём желании, и Дадон в сердцах убивает его. А золотой петушок клюнул царя в темечко. Дадон умер — так петушок отомстил царю за обман и за смерть своего хозяина.

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание для читательского дневника

Мудрец подарил царю Дадону петушка, который всегда начинал кричать в случае нападения врагов. Послал царь двух своих сыновей на битву. Но они не вернулись.

Тогда царь сам поехал к месту битвы и увидел своих сыновей мертвыми. Там же он встретил шамаханскую царицу, влюбился в неё и привёз к себе во дворец.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/skazka-o-zolotom-petushke.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
  • https://kratkoe.com/kratkoe-soderzhanie-skazki-zolotoy-petushok/

На чтение 8 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Сказка о золотом петушке Александра Пушкина читать сюжет

Эта сказка начинается с описания не очень легкого положения, в которое попала целая страна. А всё дело в том, что государство это одолевали злые соседи. То с одной стороны нападут, то с другой. К одной границе все силы бросит царь Дадон, но армия уже с другой стороны нужна.

Замучился царь, никто не мог дать ему дельный совет. Но вот обратился царь-старик к одному волшебному мудрецу, тоже старику. Тот помог царю, подарив ему удивительного петушка – золотого. Это магическая птица взлетела на самый высокий шпиль, стала сторожить границы. Как только враг подходил, петушок будил всю армию, указывал, с какой стороны опасность… И всё наладилось в стране. Тут бы и сказке конец, но не всё так оказалось просто.

Всё-таки появился сильный враг у границ – не из соседей, хоть и злых, но привычных. Отправил царь туда свою армию. Силен враг, пришлось подкрепление царь послать под руководством сына. А после – ещё армию с другим сыном. И нет вестей.

Забеспокоился Дадон, засобирался сам он на войну. Приехал – видит поле боя. И вот его сыновья, убитые. Такое ощущение, что они друг друга убили в бою друг против друга… Но как такое возможно? Царь зарыдал от ужаса, от своей одинокой старости – никого у него не осталось больше. И свита его заплакала. Почему же погибли царевичи?

И тут увидел царь шатёр. Видимо, главный враг там. Поспешил царь туда, но увидел лишь прекрасную девице. Это была царица из дальних краёв. Тут же утешился царь, забыл о погибших сыновьях! Влюбился, как никогда… Девица эта прекрасна, а ещё и добра, и вежлива. Царица себе на уме, но старику, вроде бы не отказывает, а он и рад.

Обещает ей рай на земле, везёт её, будто жену, к себе во дворец. На пути счастливый царь встретил того самого волшебника, который ему подарил золотого петушка. Приблизился мудрец к царю с просьбой важной. И попросил вдруг, чтоб царь ему отдал эту девицу. Возмущенный царь сказал, что тот может просить всё, что угодно… Хоть полцарства! Но мудрецу нужна была только девица.

Разозлился старый царь ужасно, в гневе стал кричать на того, кто помог ему… И стукнул его своим жезлом по голове. Из старика и дух вон. Подарок его – золотой петушок вдруг снялся со своего «насеста», подлетел к царю Дадону и клюнул того по голове. От удара мстительной птицы царь и скончался. А царица рассмеялась лишь и растаяла. Что это было за наваждение?  Шамаханская царица то была. 

Вот такая загадочная сказка Александра Пушкина.

<glav>Другие тексты:</glav>← Полтава↑ Пушкин АлександрМоцарт и Сальери →

Отзыв о сказке о золотом петушке

Чему учит сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке — Александр Сергеевич Пушкин

  Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя. Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали, Но никак не успевали. Ждут, бывало, с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать! Справят здесь, — лихие гости Идут от моря… Со злости Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге! Вот он с просьбой о помоге Обратился к мудрецу, Звездочёту и скопцу. Шлёт за ним гонца с поклоном.   Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. “Посади ты эту, птицу, — Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в то место обернётся”. Царь скопца благодарит, Горы золота сулит. “За такое одолженье, — Говорит он в восхищенье, — Волю первую твою Я исполню, как мою”.   Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: “Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!” И соседи присмирели, Воевать уже не смели: Таковой им царь Дадон Дал отпор со всех сторон!   Год, другой проходит мирно; Петушок сидит всё смирно. Вот однажды царь Дадон Страшным шумом пробуждён: “Царь ты наш! отец народа! — Возглашает воевода. — Государь! проснись! беда!” — “Что такое, господа? — Говорит Дадон, зевая, — А?.. Кто там?.. беда какая?” Воевода говорит: “Петушок опять кричит; Страх и шум во всей столице”. Царь к окошку, — ан на спице, Видит, бьётся петушок, Обратившись на восток. Медлить нечего: “Скорее! Люди, на конь! Эй, живее!” Царь к востоку войско шлёт, Старший сын его ведёт. Петушок угомонился, Шум утих, и царь забылся.   Вот проходит восемь дней, А от войска нет вестей; Было ль, не было ль сраженья, — Нет Дадону донесенья. Петушок кричит опять; Кличет царь другую рать; Сына он теперь меньшого Шлёт на выручку большого. Петушок опять утих. Снова вести нет от них! Снова восемь дней проходят; Люди в страхе дни проводят; Петушок кричит опять; Царь скликает третью рать И ведёт её к востоку, — Сам, не зная, быть ли проку.   Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. “Что за чудо?” — мыслит он. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шёлковый шатёр. Всё в безмолвии чудесном Вкруг шатра; в ущелье тесном Рать побитая лежит. Царь Дадон к шатру спешит… Что за страшная картина! Перед ним его два сына Без шеломов и без лат Оба мёртвые лежат, Меч вонзивши друг во друга. Бродят кони их средь луга По притоптанной траве, По кровавой мураве… Царь завыл: “Ох, дети, дети! Горе мне! попались в сети Оба наши сокола! Горе! смерть моя пришла”. Все завыли за Дадоном, Застонала тяжким стоном Глубь долин, и сердце гор Потряслося. Вдруг шатёр Распахнулся… и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя. Как пред солнцем птица ночи, Царь умолк, ей глядя в очи, И забыл он перед ней Смерть обоих сыновей. И она перед Дадоном Улыбнулась — и с поклоном Его за руку взяла И в шатёр свой увела. Там за стол его сажала, Всяким яством угощала; Уложила отдыхать На парчовую кровать, И потом, неделю ровно, Покорясь ей безусловно, Околдован, восхищён, Пировал у ней Дадон.   Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала. Под столицей, близ ворот, С шумом встретил их народ, — Все бегут за колесницей, За Дадоном и царицей; Всех приветствует Дадон… Вдруг в толпе увидел он, В сарачинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый, Старый друг его, скопец. “А! здорово, мой отец, — Молвил царь ему, — что скажешь? Подь поближе! Что прикажешь?” — — Царь! — ответствует мудрец, — Разочтёмся наконец, Помнишь? за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою. Подари ж ты мне девицу. — Шамаханскую царицу… — Крайне царь был изумлён. “Что ты? — старцу молвил он, — Или бес в тебя ввернулся? Или ты с ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский, Хоть коня с конюшни царской, Хоть полцарства моего”. — Не хочу я ничего! Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу, — Говорит мудрец в ответ. Плюнул царь: “Так лих же: нет! Ничего ты не получишь. Сам себя ты, грешник, мучишь; Убирайся, цел пока; Оттащите старика!” Старичок хотел заспорить, Но с иным накладно вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон. — Вся столица Содрогнулась; а девица — Хи-хи-хи! да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха. Царь, хоть был встревожен сильно, Усмехнулся ей умильно. Вот — въезжает в город он… Вдруг раздался лёгкий звон, И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы; К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя И взвился… и в то же время С колесницы пал Дадон — Охнул раз, — и умер он. А царица вдруг пропала, Будто вовсе не бывало. Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.  

Главная мысль сказки о золотом петушке

  • Перекрестная рифма в сказке спящая царевна
  • Переклеим обои как пишется
  • Перейти не глубокую а широкую реку как пишется
  • Перейти реку вброд как пишется
  • Перекати поле как пишется и почему