Перекрестная рифма в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях пушкин

Слайд 1 текст слайда: а. с. пушкин сказка о мертвой царевне и о семи богатырях5 класс слайд 2 текст
Слайд 1

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»5 класс

Текст слайда:

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

5 класс


Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесный сплав, где народное творчество

Текст слайда:

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
П. Бажов


Слайд 3

В Москве прошло детство А. С. ПушкинаМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей ЛьвовичДядя Василий ЛьвовичБрат поэта Лев СергеевичНяня

Текст слайда:

В Москве прошло детство А. С. Пушкина

Мать поэта Надежда Осиповна

Отец Сергей Львович

Дядя Василий Львович

Брат поэта Лев Сергеевич

Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором


Слайд 4

Секреты литературной сказкиСекрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зренияСекрет загадочной детали. ПодтекстПоучительный вывод

Текст слайда:

Секреты литературной сказки

Секрет внезапного чуда
Секрет неожиданной точки зрения
Секрет загадочной детали. Подтекст
Поучительный вывод


Слайд 5

СловарьПодтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но

Текст слайда:

Словарь

Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.


Слайд 6

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.Какое настроение вызвала у

Текст слайда:

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Составьте цитатный план.
Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?


Слайд 7

Цитатный план«Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»«А царевна все ж милее..»«Вот Чернавка

Текст слайда:

Цитатный план

«Царь с царицею простился..»
«Царь женился на другой..»
«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
«А царевна все ж милее..»
«Вот Чернавка в лес пошла..»
«Будь нам милая сестрица»
«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
«В руки яблочко взяла»
«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
«Свадьбу тотчас учинили»


Слайд 8

● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.● Как автор характеризует ее в начале сказки?

Текст слайда:

● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
● Как отомстила царица-мачеха царевне?
● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

Основные образы сказки


Слайд 9

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние качества.Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса

Текст слайда:

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
Внешность царевны и ее внутренние качества.
Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
Отношение автора к героине.
► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.


Слайд 10

СловарьСравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно

Текст слайда:

Словарь

Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела..
Сравнить – значит найти черты сходства и различия.


Слайд 11

Царского происхождения, умны, красивыЦарицаЦаревнаЗлаяЗавистливаяГордаяСвоенравнаяЛениваяГрубаяНадменнаяЖестокосерднаяДобраяБескорыстнаяСкромнаяКроткаяТрудолюбиваяВежливаяПростаяДобродетельнаяПрактическая работа

Текст слайда:

Царского происхождения, умны, красивы

Царица

Царевна

Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
Жестокосердная

Добрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная

Практическая работа


Слайд 12

► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как богатыри относятся к царевне и почему?Помощники царевны

Текст слайда:

► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
► Как богатыри относятся к царевне и почему?

Помощники царевны


Слайд 13

■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение,

Текст слайда:

■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.


Слайд 14

Будьте внимательны к словуИз предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:ПростилсяВ путь-дорогу снарядилсяС

Текст слайда:

Будьте внимательны к слову

Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
Простился
В путь-дорогу снарядился
С белой зори до ночи
Белешенька земля
Восхищенья не снесла
Свойство зеркальце имело
Нраву кроткого такого
Вдруг погасла
Красная девица
В горести душевной
Сотворив обряд печальный
Вдруг погасла жертвой злобе
Потешить
С мольбой погнался
Трубит уже молва


Слайд 15

Т. МавринаЕ. ПашковВ. МилашевскийВ. Конашевич► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?В. Назарук

Текст слайда:

Т. Маврина

Е. Пашков

В. Милашевский

В. Конашевич

► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

В. Назарук


Слайд 16

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речьПрочтите статью учебника (стр. 106 – 107). Основные положения статьи запишите в

Текст слайда:

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
Основные положения статьи запишите в тетрадь.
Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Парная
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..
Перекрестная


История создания

История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом.
Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.

Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.

Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.

В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.

Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.

Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.

Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.

И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.

И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.

Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.

Год написания

Александр Сергеевич Пушкин погиб в 1837 году (29 января). Спустя некоторое время среди его записей обнаружили черновой вариант стиха «Памятник». Год написания Пушкин указал 1836 (21 августа). Вскоре оригинал произведения передали поэту Василию Жуковскому, он внес в него некоторые литературные исправления. Но только спустя четыре года это стихотворение увидело мир. Стих «Памятник» вошел в посмертный сборник произведений поэта, вышедший в 1841 году.

Пафос

Великое стихотворение пронизано разнообразными эмоциями. Здесь и отчаянная надежда на бессмертие в своих текстах, и смирение, и отчаянье, и даже тоска.

Несмотря на позитивный посыл, творение наполнено мрачными мыслями. В нем точно улавливается тревога.

Возможно, автор предчувствовал свое скорое будущее и невольно отразил негативное внутреннее состояние в гениальных стихах.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Художественное прочтение

Стихотворение по ритму звучания можно назвать медлительным, именно эта неспешность придает ему величественный ритм. Этот эффект достигнут благодаря одиночному размеру стиха (ямб с хореем), перекрестной рифме идеальной для катренов (четверостиший), чередованием женской и мужской рифм.

Многочисленные художественные средства также способствовали созданию благоприятствующей атмосферы в произведении. Среди них можно назвать: анафору (единоначатие строк), инверсию (обратный порядок слов), ряды однородных членов.

Величественный тон произведения достигнут благодаря эпитетам: «памятник нерукотворный», метафорам: «душа мой прах переживет и тленья убежит», олицетворений: «муза… хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца», метонимий: «слух обо мне пройдет по всей Руси великой». К лексическим средствам можно отнести частое использование славянизмов (доколь, пиит, главою, воздвиг).

Исходя из художественного, лексического богатства стихотворения, логично сделать вывод, что, как и предрекал Александр Сергеевич, он создал для потомков своим творчеством «памятник нерукотворный». Пушкин жил, живет и будет жить благодаря написанным произведениям.

Система образов

Центральный образ произведения – «нерукотворный памятник». Это и есть творчество, все то, что успел создать гений.

К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.

Что ж, он оказался стопроцентно прав.

Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.

Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.

Тема

Произведение «Памятник» Пушкина – это гимн лирике. Его основная тема – прославление настоящей поэзии и утверждение почетного места поэта в жизни общества. Пускай Пушкин и продолжил традиции Ломоносова и Державина, он во многом переосмыслил проблематику оды и выдвинул свои идеи относительно оценки творчества и его истинной цели.

Пушкин пытается раскрыть тему взаимоотношений литератора и читателя. Он говорит, что его стихи предназначены для широких масс. Это чувствуется уже с первых строк: «К нему не зарастет народная тропа».

Композиция

Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.

В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!

В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.

Тут же есть одна интересная деталь: Александрийский столп – это памятник Александру I. Пушкин пишет, что его «нерукотворный памятник» вознесся еще выше.

Проницательный читатель видит завуалированный вызов власти, с которой у великого поэта никогда не складывались отношения. И глава у памятника «непокорная», что еще раз подчеркивает свободолюбивость, искренность пушкинского творчества.

Вторая строфа выражает надежду, даже уверенность в том, что имя гения останется в веках. Память переживает своего творца и сохранится в бессмертных текстах до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».

Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.

Четвертая рассуждает о свободе. О том, что лирический герой даже в такой «жестокий век» стал ее певцом, призывающий быть милостивым к падшим. Тема свободы вообще была очень болезненной для гонимого поэта.

Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.

Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому, недаром оно восходит к Exegi monumentum Горация.

Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Стихотворение «Памятник» было написано А.С. Пушки­ным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта.

В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение — запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Алек­сандра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин — как величайший поэт.

Произведение написано в жанре греко-римской оды, это воль­ное переложение оды римского поэта Горация. Именно из нее взят эпиграф: «Я воздвиг памятник». В России эта тема разраба­тывалась в творчестве Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.

Каждый из поэтов по-своему оценивает свое творчество. Го­раций считал главной заслугой то, что он первый перенес в Ита­лию греческую лирику. Державин большое значение придавал тому, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Пуш­кин же в своем стихотворении продолжает развивать тему «Про­рока». Он с гордостью говорит о народном признании его про­изведений, об их гуманизме, своем свободомыслии.

В стихотворении мы можем выделить три условные части. Первая часть — это тезис-утверждение о том, что поэт воздвиг себе «нерукотворный памятник». Вторая часть — это своеобраз­ное доказательство тезиса. Аргументы — вечная жизнь души в «заветной лире», вечность поэзии и поэтов в мире, пробуждение добрых чувств «лирой», прославление свободы и проповедь «ми­лости к падшим». Третья часть — это мысли о предназначении поэзии, о ее Божественной природе, о свободе музы от низмен­ных, земных дел, от оценок общества.

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом (три стиха шестистопного ямбы заключаются в каждой строфе одним стихом четырехстопного). Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («па­мятник нерукотворный», «в заветной лире», «в жестокий век», «главою непокорной»), анафору, ряд однородных членов и мно­госоюзие («И славен буду я…», «И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык»), инверсию («Вознесся выше он главою непокорной…»), метонимию («Что чувства добрые я лирой про­буждал»). Торжественный, высокий пафос стихотворения созда­ется с помощью многочисленных славянизмов, слов высокого сти­ля: «возвиг», «главою», «пиит», «сущий в ней язык», «велению».

Таким образом, «Памятник» — это своеобразный итог пуш­кинскому творчеству. Это речь великого и гениального поэта, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

Средства художественной выразительности

Вообще, все стихотворение можно назвать большой, развернутой метафорой. Ведь речь тут идет не о настоящем памятнике, а о литературном наследии, благодаря которому имя Пушкина останется в веках.

Кстати, говоря, что у «памятника» «непокорная голова», автор олицетворяет его. Следовательно, Александр Сергеевич оживляет и все свое творчество в целом, наделяет тексты душой. Весьма непокорной, какая была и у их создателя.

Пушкин использует множество эпитетов: «памятник нерукотворный», «заветная лира», «непокорная глава» и т.д.

Кроме того, в стихотворении встречается инверсия («я памятник воздвиг себе нерукотворный», «главой непокорной»), а также есть анафора:

…Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу…

Поэтический анализ стихотворения

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто сравнивают с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.

И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.

Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.

В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу,

И милость к падшим призывал.

Поэт уверен, что его будут читать простые люди, и не только русские, но и те, кто составляет население российской империи

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.

Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.

Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.

С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.

В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.

Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире». Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:

«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный:

К нему не зарастет народная тропа.

Урок: № 
19

Класс: 5

Предмет: литература

Тема: Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
.

Вид
урока:
 урок- импровизация.

Тип
урока: 
изучение нового
материала.

Цель: знакомство с биографией А.С.Пушкина, литературной
сказкой «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Задачи:


обучающие:
 формировать умения
разграничивать народную и литературную сказки, привить навыки выразительного
чтения;


развивающие:
 развивать
познавательные способности детей: образное мышление, воображение, память, внимание;


воспитывающие:
 расширить
кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Методы
работы: 
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый.

Формы
работы: 
индивидуальная,
коллективная.

Средства
обеспечения:
 слайдовая
презентация, видеозапись мультфильма, аудиозапись «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях»
, костюмы, царский трон.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация базовых знаний.

III. Изучение нового материала.

IY. Закрепление изученного материала.

Y. Подведение итогов урока.

YI. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

А) приветствие;

Б) эмоциональный настрой учащихся к уроку

На фоне тихой мелодии учитель выразительно читает
высказывание Алексея Николаевича Толстого о сказке: «Сказка – великая
духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа». 
(Алексей Николаевич Толстой)

В) сообщение цели и задач урока.

— А великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о сказках: «Что
за прелесть эти сказки!» Сегодня урок литературного чтения посвящен сказке А.С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Мы с вами вместе
поближе познакомимся с литературными героями «Сказки…», научимся различать
народную сказку от литературной, посмотрим отрывок из мультфильма

II. Актуализация базовых знаний

А) Литературная разминка

1.Что такое сказка? (Интересные рассказы о необыкновенных,
вымышленных событиях.)

2. Какие сказки называются волшебными? (Рассказывается о
необыкновенных подвигах героев, которым надо защитить от врага родную землю,
победить злых и коварных врагов)

3.Какие сказки называются бытовыми? (Рассказывается о
повседневной жизни людей, об их находчивости и смекалке, трудолюбии,
высмеиваются недостатки людей)

4.Какие сказки относятся к сказкам о животных? (Главные
герои сказок – животные, знакомые всем звери: лиса – хитрая обманщица, волк –
хищник, заяц — трусишка )

5.Какие произведения относятся к устному народному
творчеству? (Сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки)

6.Чему учат нас сказки? (Сказки учат нас прощать друг
друга, быть терпимыми, не завидовать, делать добрые дела).

7.Почему вы любите сказки? (В сказках добро всегда
побеждает зло, у сказки всегда хороший конец).

Б) Ролевая игра «Если бы я был волшебником, то …»

– Ребята, вы находитесь сейчас на «острове детской мечты»,
где проходит интересная смена, которая называется «Язык – душа народа». На
нашем острове исполняются все мечты. Я предлагаю вам помечтать и представить
себя на мгновение волшебниками. Итак, вы – волшебники! Продолжите мысль: «Если
бы я был волшебником, то …» А для этого я по очереди приглашаю вас на волшебный
трон.(Ребята по очереди выходят, садятся на трон и говорят)

III. Изучение нового материала

А) Вступительное слово учителя (слайдовая презентация):

— Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве два
века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни,
рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий. Маленький Саша очень любил
свою няню и называл её ласково матушкой.

— Ребята! А кто из вас знает, как звали няню поэта? (Арина
Родионовна)

Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким
ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу
к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А всё же Александр
Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки
рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих
рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.

— Назовите их. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и
о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»)

Б) Работа по таблице.

— Сегодня мы должны научиться различать народные сказки и
литературные сказки.

4. Речевая разминка. Задача: чётко проговаривать слова.

В) Знакомство с фольклорным вариантом сказки (народным).
Арина Родионовна рассказывает маленькому Саше «Сказку о мертвой царевне и
семи богатырях».
Выразительное чтение текста.

Г) Прослушивание аудиозаписи «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»

— Ребята, понравилась вам музыка? Замечательно!

Д) Выразительное чтение с комментированием частей сказки,
словарная работа.

— А сейчас, ребята, мы познакомимся с литературной сказкой
А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Е) Ролевое чтение

Инсценировка отрывка (первая встреча царевны с
богатырями 
)

IY. Закрепление изученного материала

А) Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»

— Ребята, что вы больше любите: читать сказки, слушать или
смотреть? Хорошо! Давайте сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях»

Б) Игра «Назови  сказку» 

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица …»  «Сказка 
о  царе  Салтане…»

 «Старичок к старухе воротился,

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным…»  «Сказка  о 
рыбаке  и  рыбке»

Y. Подведение итогов урока.

YI. Рефлексия.

— Ребята! Сейчас каждый из вас сможет высказать свое
отношение к уроку.

Сегодня на уроке

Я УЗНАЛ …         МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…   МНЕ БЫЛО ТРУДНО…

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация по теме «А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»»

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Описание слайда:

    А. С. Пушкин
    « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • 2 слайд

    Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесны

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин
    (1799 – 1837)
    Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
    П. Бажов

  • 3 слайд

    В Москве прошло детство А. С. ПушкинаМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей Л

    Описание слайда:

    В Москве прошло детство А. С. Пушкина
    Мать поэта Надежда Осиповна
    Отец Сергей Львович
    Дядя Василий Львович
    Брат поэта Лев Сергеевич
    Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

  • 4 слайд

    Секреты литературной сказкиСекрет внезапного чуда Секрет неожиданной точки зр

    Описание слайда:

    Секреты литературной сказки
    Секрет внезапного чуда
    Секрет неожиданной точки зрения
    Секрет загадочной детали. Подтекст
    Поучительный вывод

  • 5 слайд

    СловарьПодтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о ч

    Описание слайда:

    Словарь
    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • 6 слайд

    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный

    Описание слайда:

    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
    Составьте цитатный план.
    Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
    Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

  • 7 слайд

    Цитатный план«Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царе

    Описание слайда:

    Цитатный план
    «Царь с царицею простился..»
    «Царь женился на другой..»
    «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
    «А царевна все ж милее..»
    «Вот Чернавка в лес пошла..»
    «Будь нам милая сестрица»
    «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
    «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
    «В руки яблочко взяла»
    «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
    «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
    «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
    «Свадьбу тотчас учинили»

  • 8 слайд

    ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям. ● Как автор хара

    Описание слайда:

    ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
    ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
    ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
    ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
    Основные образы сказки

  • 9 слайд

    Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом Внешность царевны и ее внутре

    Описание слайда:

    Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
    Внешность царевны и ее внутренние качества.
    Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
    Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
    Отношение автора к героине.
    ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

  • 10 слайд

    СловарьСравнение – образное определение предмета, понятия или явления при пом

    Описание слайда:

    Словарь
    Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
    Между тем росла, росла,
    Поднялась и расцвела..
    Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

  • 11 слайд

    Царского происхождения, умны, красивыЦарицаЦаревнаЗлая Завистливая Гордая Сво

    Описание слайда:

    Царского происхождения, умны, красивы
    Царица
    Царевна
    Злая
    Завистливая
    Гордая
    Своенравная
    Ленивая
    Грубая
    Надменная
    Жестокосердная

    Добрая
    Бескорыстная
    Скромная
    Кроткая
    Трудолюбивая
    Вежливая
    Простая
    Добродетельная

    Практическая работа

  • 12 слайд

    ► Какие черты характера открываются нам в богатырях? ► Как богатыри относятся

    Описание слайда:

    ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
    ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
    Помощники царевны

  • 13 слайд

    ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются

    Описание слайда:

    ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
    ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

  • 14 слайд

    Т. МавринаЕ. ПашковВ. МилашевскийВ. Конашевич► Какие иллюстрации художников т

    Описание слайда:

    Т. Маврина
    Е. Пашков
    В. Милашевский
    В. Конашевич
    ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
    В. Назарук

  • 15 слайд

    Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речьПрочтите статью учебника (стр. 1

    Описание слайда:

    Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
    Прочтите статью учебника (стр. 114- – 116).
    Основные положения статьи запишите в тетрадь.
    Определите способы рифмовки:
    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Парная
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей..
    Перекрестная

  • 16 слайд

    Проверьте знание сказок А. С. Пушкинаhttp://files.school-collection.edu.ru/dl

    Описание слайда:

    Проверьте знание сказок А. С. Пушкина
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

  • 17 слайд

    Использованная литература◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/805

    Описание слайда:

    Использованная литература
    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
    ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

    http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
    http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
    http://www.bookmate.ru/books/255032
    http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

    ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
    ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
    ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
    Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Перекрестная рифма в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях пушкин

  • Сейчас обучается 934 человека из 79 регионов

Перекрестная рифма в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях пушкин

  • Сейчас обучается 823 человека из 80 регионов

Перекрестная рифма в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях пушкин

  • Сейчас обучается 310 человек из 67 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Опыт ЭР в преподавании дисциплин

  • Научная работа «Урок-исследование по литературному чтению как средство развития речи и гипотетического мышления младших школьников»

  • Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

  • Презентация по русскому языку по теме : «Значение суффиксов»

  • Прграмма ВД «Уроки нравственности» (1-4 классы)

  • Научная статья «УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ГИПОТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

  • Презентация внеклассного мероприятия «Пришла волшебница Зима»

  • Методы и приёмы развития орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435675 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Переживать еду как пишется
  • Перезаказать как пишется правильно
  • Перейти или передти как пишется правильно
  • Переехавшие русские в пригород англии отзывы рассказы
  • Перейти или передти как пишется слово