Перекрестная рифма в сказке о царе салтане

Поздравленияприкольно смешные переделанные стихи пушкина для взрослых три сестрицы под окном - переделанный отрывок из сказки о царе салтане...2 три
Поздравления
20

ПРИКОЛЬНО
20

vk kopija

OK

instgram

Смешные переделанные стихи Пушкина для взрослых

Три сестрицы под окном — переделанный отрывок из сказки «О царе Салтане…2

Три девицы под окном размечтались вечерком:
Мужика как заманить, на себе скорей женить,
Чтоб с женой одной он жил и по бабам не ходил.
Кабы я была царица, — молвит младшая сестрица,
Было б мужа мне не лень ублажать и ночь, и день.
Нету секса — нет и брака, вот зарыта где собака.
Я уже про это дело кучу фильмов просмотрела.
Мужа так я зацелую, — не посмотрит на другую.
Кабы я была царица,- вторит средняя сестрица,
Мужа б своего одела от Версачи и Кардена.
Был бы он другим примером, самым стильным кавалером.
Никогда бы не слезал он со страниц газет, журналов.
Слава Зайцев ему б шил даже майки из шиншил.
Муж, одетый лучше всех — вот супружества успех!
Сестры, что это за бред?! — кричит старшая в ответ,
Одна мужа раздевает, а другая одевает!
Мы б отправились в круиз, поначалу, знать, в Париж,
Сен-Жермен и Нотр-Дам, после Вена, Амстердам.
Будут узы Гименея с каждым местом все прочнее.
Лишь собрались сестры спать, как домой вернулась мать.
Свет наш, матушка, скажи, да всю правду доложи,
С мужиком, что надо делать, чтоб налево он не бегал?
Мать их так им отвечала: Я гимназий не кончала,
Но проживши много лет, могу дать один совет.
Чтобы пес ваш не кусался, на людей бык не бросался,
Чтоб петух топтал исправно кур налево и направо,
Чтобы ваш козёл-урод, не лез в соседский огород,
Чтоб хозяйство жило дружно, знай: кормить скотину нужно!

***

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь
Посмотрела, плюнула
И обратно сунула!

***

Работник:
— О,директор,ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Заставляешь и в субботу
Выходить нас на работу.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты зарплаты годовой?
Я ищу её …

Директор:
— Постой…Есть на севере гора,
В ней глубокая нора,
В той норе на трёх канатах
Гроб качается из злата.
В том гробу твоя зарплата.

***

Одна в глуши лесов сосновых
Старушка дряхлая жила,
И другом дней своих суровых
Имела серого козла.
Козел, томим духовной жаждой,
В дремучий лес ушел однажды;
И растерзал его там волк.
Козлиный глас навек умолк.
Остались бабушке лишь ножки
Утехою минувших дней,
И память о козле больней,
Лишь поглядит на козьи рожки.
Одна, одна в лесной глуши
Тоскует о козле в тиши.

1827
А.Финкель

 

 

У Лукоморья пень огромный
Стоит который год.
На нём облезлый и голодный
Свернувшись, дремлет черный кот.

Спилили дуб, однажды утром
Пустили на дрова.
Коммерция довольно круто
Качает здесь свои права.

А цепь златую за валюту
Продали за кордон.
Бедняга кот вздремнул минуту
И вот без злато- цепи он.

Русалку быстро окрутили
Устроив в стриптиз – бар.
И с этой сделки воротилы
Имеют свой большой навар.

Блестят на море пятна нефти
И тридцать три богатыря
Уж не отважатся до смерти
Дозором выйти на моря.

Куда ни глянь, витало чудо
В былые времена,
Теперь сбежали все отсюда,
Избушка не видна.

Яга за вход, в кооптуалете
С нас денежки берёт.
И сказки нет уже на свете,
Никто её теперь не ждёт.

***

Пушкин — Наша Таня  громко плачет

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью:
Hека глубOка и туманна,
игрушку чудную свою
с моста случайно уронила…

О, как ты этот мяч любила!
Ты горько плачешь и зовёшь…
Не плачь! Ты мячик свой найдёшь,
он в бурной речке не утонет,
ведь мяч — не камень, не бревно,
не погрузИтся он на дно,
его поток бурлящий гонит,
течёт по лугу, через лес
к плотине близлежащей ГЭС.

***

Я помню чудное мгновенье…

Я помню телевизор, кресло,
И тут как тень мелькнула ты.
Мне не забыть теперь вовеки
Твои округлые черты.

Сидел, скучая, за футболом,
И пиво кончилось мое.
Следил без страсти я за голом,
Но в мыслях тело лишь твое.

Я каждый день садился в кресло,
Твой образ нежный вспоминал.
Ведь кресло – то самое место,
Где я впервые увидал

Тебя, фарфоровая дива,
Твой желтый, безупречный взгляд.
Отлично ты пошла бы с пивом,
Но не вернуть тех дней назад.

Но вдруг в пустой моей квартире
Вдали послышались шаги.
Я не один в бездонном мире!
Но кто же это? Друг? Враги?

Так это же мой кореш Паша!
Он крут, греха не утаю.
Несет (Пахан, ты гордость наша)
ТАРЕЛКУ С ЧИПСАМИ мою!

***

У Лукоморья дуб спилили,
Златую цепь в Утиль снесли,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку засмолили,
Руслана на цепь посадили.
А Лешего с ума свели…
Там на неведомых дорожках
Слоны танцуют в босоножках.
Там ступа с Бабою-Ягой
Нахально лезет за мукой,
А тридцать витязей подряд
За сигаретами стоят.
За ними дядька Черномор —
Он покупает «Беломор»,
Там на неведомых дорожках
Следы зеленых «Жигулей»,
Там БМВ на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

***

«Мой дядя — адвокат известный,
Он отгребает денег тьму.
И, право, было бы уместно
Заехать нынче мне к нему.
Стипендия ой-ой далече,
А как же Новый год я встречу,
Когда в кармане ни копья?
Нет, нынче ж еду к дяде я…
Хоть ехать, правда, неохота, —
О чём болтать со стариком?
Он мне почти что незнаком.
Но Новый год? А, еду, что там!
Порасспрошу, порассмешу
И, кстати, денег попрошу».

***

Переделанный пародия на стих Пушкина
У Лукоморья

У Лукоморья дуб срубили
Златую цепь в музей снесли
Кота в зверятник запустили
Русалку в бочку посадили
И написали «Огурцы»
И по морю пустили…
Там на неведомых дорожках
Уже давно растет картошка,
Скелеты бродят в босоножках
Следы разбитых Жигулей
И Мерседес на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Там тридцать три богатыря
В помойке ищут 3 рубля,
А их любимый Черномор
Вчера у них полтинник спер,
А сам кричит, что каждый — вор!
Там Баб- Яга по рынку бродит
И спекуляцию разводит
Там царь Кощей над рюмкой чахнет…
Но русской водкой там не пахнет
Кто подойдет — бутылкой трахнет!
Ну алкоголик ты, Кощей,
Уж лучше похлебал бы щей
Чем водку хлещешь ты без меры!
Да, ну тебя в твои химеры
У нас тебе уже нет веры!
Иван-Царевич в депрессухе —
Напился на ночь бормотухи.
А богатырь на всех понтах
Еще летает в облаках.
И нагоняет в детях страх!

1     
2     
3

Смешные переделанные детские стихи для взрослых

Самые смешные Басни

Прикольные стихи для взрослых


Поиск по сайту
20

  • Авторы
  • Файлы


Глазырина Н.Л.

1


1 г.о. Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов

Цель: проверка знаний по теме «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь».

I вариант

Фамилия, имя обучающегося _________________________ Дата: ________

1. Соедини понятие с его определением (2 балла).

а) РИФМА

б) РИТМ

1) Повторение каких-либо однозначных явлений чрез равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке)

2) Система повышений и понижений интонации, используемая при организации стихотворной речи

3) Созвучие окончаний стихотворных строк. С греческого это слово означает «стройность», «соразмерность».

2. Вставь необходимые данные в предложения (2 балла).

Рифмующиеся строки располагаются в стихотворении по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты применяют перекрестную, парную, опоясывающую рифмовку.

Перекрёстная – рифмуются __________________________________________.

Парная – рифмуются ________________________________________________.

3. Закончи предложение (1 балл)

Речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют __________________________________________________________________________.

4. Прочитай четверостишие, укажи вид рифмовки (4 балла).

а) Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

М.Ю. Лермонтов «Кинжал»

______________________________________

б) Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединят протяжный вой

С протяжным отзывом долины.

Е. Баратынский «Водопад»

____________________________________

в) Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

______________________________________

г) «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

В.А. Жуковский  «Лесной царь»

____________________________________

Оценка:

9 баллов – «5»; 6-5 баллов – «3»;

8-7 баллов – «4»; 4-0 баллов – «2»

II вариант

Фамилия, имя обучающегося _________________________ Дата: ________

1. Соедини понятие с его определением (2 балла).

а) РИФМА

б) РИТМ

1) Система повышений и понижений интонации, используемая при организации стихотворной речи

2) Созвучие окончаний стихотворных строк. С греческого это слово означает «стройность», «соразмерность».

3) Повторение каких-либо однозначных явлений чрез равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке)

2. Вставь необходимые данные в предложения (2 балла).

Рифмующиеся строки располагаются в стихотворении по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты применяют перекрестную, парную, опоясывающую рифмовку.

Опоясывающая – рифмуются _________________________________________.

Перекрёстная – рифмуются __________________________________________.

3. Закончи предложение (1 балл)

Речь, подчиненную определенному порядку, ритму, строю называют ______________________________________________________________________________.

4. Прочитай четверостишие, укажи вид рифмовки (4 балла).

а) Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас.

А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд»

_____________________________________

б) На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

О. Мандельштам «На бледно-голубой эмали…»

________________________________________

в) Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?

М.Ю. Лермонтов «Парус»

____________________________________

  г) В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

______________________________________

Оценка:

9 баллов – «5»; 6-5 баллов – «3»;

8-7 баллов – «4»; 4-0 баллов – «2»

Ключи к проверочной работе

«Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.»

Задание

1

2

4

I вариант

А – 3, Б – 1

Перекрёстная – рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.

Парная – рифмуются две строки подряд.

Прозаической

а) перекрестная;

б) опоясывающая;

в) парная;

г) парная.

II вариант

А – 2, Б – 3

Опоясывающая – рифмуются 1 и 4 строки.

Перекрёстная – рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.

Стихотворной

а) опоясывающая;

б) перекрестная;

в) перекрестная;

г) парная.

Баллы

2

2

1

4


Библиографическая ссылка

Глазырина Н.Л. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ «РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ. РИТМ. СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ» // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-2.
;

URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1357 (дата обращения: 29.12.2021).


banner062021

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»

По теме: «Сказка о царе
Салтане», сравнение народной и литературной сказок, особенности волшебных
сказок, и спользованием техники ментальных карт.

Автор: Хибабаева
Лейла Гюльметовна.

Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок

Цели: Провести сопоставительный анализ
литературной сказки Пушкина с народной.

Планируемы результаты:  

·        
определять
отличительные особенности литературной сказки;

·        
совершенствовать
навыки чтения;

·        
развивать
умение анализировать художественное произведение;

·        
содействовать
воспитанию любви к поэтическому слову;

·        
воспитания
милосердия, ответственности, доброты, правдивости;

·        
развивать
чувства прекрасного посредством художественного слова;

·        
развивать
умение взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1
частьКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.

1.    Орг.
момент:

Встали ребята,
повернулись к гостям. (Приветствие гостей).

2.    Ход.
Урока
.

3.    Мы
с вами начинаем урок литературного чтения, урок который развивает не только
нашу память, не только нашу речь, наше внимание и мышление; но и развивает
самое главное; наши эмоции, нашу фантазию, наше сердце и душу.

За что мы любим урок литературного
чтения?
(Ответы детей: 1) Узнаём много нового; 2)
Узнаем новых писателей, 3) читаем разные, интересные произведения).

Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (Новых
знаний)

А что необходимо, чтоб у нас урок
получился?
Внимательно слушать учителя.

Я желаю вам настроиться на рабочий лад, и
конечно же у вас всё получиться.

И так, посмотрите пожалуйста на модели
которые лежат перед вами, возьмите модели, прочитайте, что нужно выполнить?
(Заполнить модель чтения). Даю вам ровно одну минуту для заполнения этих
моделей самостоятельно. Кто уже выполнил?  а)С
помощью моделей мы узнаем                        какой раздел мы изучаем? (Великие русские писатели.)б) Биографию какого великого писателя
мы изучали на прошлом уроке?
(Биографию
А.С. Пушкина.)
в)
Какие стихотворения А.С. Пушкина мы изучили с вами? Кто
нам прочитает фрагмент из любого стихотворения?Какое произведение А.С. Пушкина
мы изучаем?
(Сказка о царе Салтане.) Что
было задано на дом? (Выучить наизусть любой фрагмент из сказки.)
Кто прочитает фрагмент из сказки? Красиво с вырожением.

Скажите пожалуйста,
понравилось ли Вам читать данное произведение? Ответьте почему? (Сказа о Царе
Салтане очень интересно читать, потому что автор показал нам волшебный
сказочный мир, где есть настоящие богатыри, есть лебедь белая, исполняющая
желания.Но больше всего мне понравилась, то что добро побеждает зло).

Я сегодня предлагаю вам,
провести сравнение данной сказки на наличие авторских признаков, а за основу мы
с вами возьмём слова Самуила Яковлевича Маршака
сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной

Но для
начала нам необходимо вспомнить:

1.    Что такое сказка?

2.    Какие бывают сказки по написанию?

3.    Структура сказки?(Зачин, основная часть,
концовка).

После этого
мы приступим к сравнению; и так,

1.               
Что такое
сказка? 

2.               
Какие
бывают сказки по написанию? (Авторские и народные)

3.
Напомните мне признаки авторской сказки: 1.  Наличие автора. 2. Известен год
написания. 3. Письменная форма. 4. Жанр смешанный.

4.
Напомните мне признаки народной сказки: 1. Автор народ. 2. Год написания не
известен. 3. Устная форма (из уст в уста). 4. Каждая сказка имеет определённый
жанр. 

      5. Виды
сказок? а) О животных. (Главные герои животные? б) Волшебные сказки(Фантастический
мир).в) Бытовые сказки. (Описывается обыденная жизнь).

К какому
виду относится сказка о царе Салтане?

А теперь
давайте проанализируем сказку на сравнение её признаки из сказки о царе Салтане
авторской сказки и народной сказки:

Скажите
пожалуйста, сказка о ЦС авторская или народная, есть автор у сказки? (А.С.Пушкин),
а так же есть год написания 1831 г. есть ли в данной сказке зачин? Здесь
авторский зачин, «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком», Это говорит о
том, что события существуют не где-то там далеко, а здесь рядом с нами, на
русской земле.

Фома
написания какая? Письменная форма.(Ребята, в авторской сказке реалистично
описаны или предметы или герои, пейзажи) есть в этой сказке реалистичные
описания?

А знаете ли
вы, что, сюжет ко многим сказкам А.С. Пушкин  позаимствовал из  тех народных
сказок, которые в детстве рассказывала ему его няня, кто помнит, как звали няню?
(Полина Родионовна)

Сказка о
царе С. Это вольная обработка народной сказки, автор свободно изменял и
дополнял сюжет, сохраняя при этом, народный характер содержания.

Ребята мы с
вами выделили основные признаки авторской сказки из изучаемой нами сказки, а
теперь давайте выделим признаки народной волшебной сказки, какая же ВОЛШЕБНАЯ
СКАЗКА БЕЗ ВОЛШЕБНЫХ ГЕРОЕВ И Предмет… (Есть ли в этой      сказке волшебные
герои и предметы?) ДА, Например: волшебная лебедь, 33 богатыря, дядька
Черномор, белка. Предметы золотые орешки, какие орешки «ядра чистый изумруд»

Не одна
волшебная сказка не обходится без волшебных превращений, Какие превращения были
в этой сказке, давайте вспомним; (Лебедь превращение в прекрасную
принцессу
) князь Гвидон рос не по дням, а по часам), т. е. в данной
сказке очень много превращений верно?

В народных
сказках есть чёткое разделение на добрых и злых персонажей, назовите мне их: (Добрые
Гвидон, царевна –лебедь, царица).Злые- ткачиха, повариха, коршун.)

В волшебных
сказках обязательно должны быть троекратные повторы, т.е. действия повторяются
3 раза есть ли в этой сказке такие повторы.      (Князь Гвидон превращается
в муху, в комара, в шмель;царевна-лебедь трижды исполняет желания
князя-Гвидона.)

Поработайте
в парах с соседом по парте. Создайте
синквейн к данному произведению. Но прежде чем начать
работать, давайте мы вспомним что такое
синквейн?

image001

Синквейн
это не рифмованноерифма это?стихотворенье
состоящее из 5 строк, появился синквейн
в начале 20 века в Америке, с 1997 года, синквейнстал
популярен и в России.

Как
заканчивается изучаемая нами произведение?

Подведём итоги урока…

— Чем занимались на уроке?
— Решили мы те задачи, которые ставили перед собой?
— Что нового узнали на уроке?

Рефлексия…

— Оцените свою работу. Если вам понравился урок, покажите мне
солнышко.

— Если урок не понравился, покажите тучку.

Дом. зад.: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе
Салтане»

и «Перевёрнутый урок»

Урок окончен! Спасибо за работу!

Перевёрнутый урок –
метод, по которому учащиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома,
самостоятельно.

НК — 246

УДК 373.1

ББК 74

И.В.Щербакова

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Лицей № 76 имени В.Н. Полякова»,  

г.о.Тольятти, РФ

Е-mail:  scherbakova75@ mail.ru

ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ

В «СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А.С. ПУШКИНА

Аннотация. Статья посвящена определению роли устаревших слов (историзмов и архаизмов)  в произведении А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Во многом это зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. При развития детей, выделена необходимость приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, нравственному формированию культуры. Синтез литературного искусства поэта А.С. Пушкина,  на примере «Сказки о царе Салтане», культуры Древней Руси богатый спектр возможностей для творческого и патриотического развития любого ребенка.

Ключевые слова: историзмов; архаизмов; рукописи; образование; формирование культуры; анализ произведения, роль слов; устаревшие слова; исторический колорит; лексика.

В данной статье взята за основу «Сказка о царе Салтане»  А.С.Пушкина. Цель работы — познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», определить роль устаревших слов (историзмов и архаизмов)  в произведении.

Для решения данной цели мною были поставлены следующие задачи  исследования:

— изучить историю создания «Сказки о царе Салтане»  А. С. Пушкина;

— проанализировать устаревшие слова  в «Сказке о царе Салтане»;

— выявить роль устаревших слов  в  «Сказке о царе Салтане»  А.С.Пушкина.

Объектом исследования выбрана «Сказка о царе Салтане»  А.С.Пушкина.

Предметом исследования — устаревшая лексика, используемая А.С.Пушкиным в «Сказке о царе Салтане».

В качестве методов исследования использовались: изучение литературных источников, поиск и сравнение, анализ  лексики, систематизирование и обобщение информации, оформление результата.

Для человека двадцать первого века, не всегда понятен смысл слов, который употреблял поэт почти два столетия назад. Именно поэтому актуально исследовать произведение А.С.Пушкина и найти в нём устаревшие слова, объяснить их значение и происхождение.

История создания «Сказки о царе Салтане»  А. С. Пушкина.

В основном Пушкин использовал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную им конспективно в 1828 году. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок, например, волшебный образ Царевны Лебедя, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.

Считается, что первую запись, связанную с сюжетом будущей сказки, Пушкин делает в 1822 году в Кишинёве. Это короткая схематическая запись, которая представляет собой, конспект литературного, западноевропейского источника, о чём свидетельствуют такие детали, как «оракул», «ладья», «буря», объявление войны и другое. Разобраться в этой схематичной записи сложно из — за путаницы в персонажах. Следующая краткая запись сказки была сделана Пушкиным в 1824—1825 гг., во время пребывания в Михайловском. Эта запись восходит, как предполагаются, к няне Арине Родионовне и находится среди записей, известных под условным названием «Сказок Арины Родионовны» [5].

Первоначально в 1828 году при написании сказки Пушкин, возможно, хотел чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи. Этим годом датируется первоначальная редакция начала, 14 стихотворных строк и прозаическое продолжение. Хотя есть версия, что прозаический фрагмент — материал для дальнейшей работы. В итоге сказка написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой.

Сказка была завершена летом — осенью 1831 года, когда Пушкин жил в Царском Селе на даче А.Китаевой. В этот период он находился в постоянном общении с В.Жуковским, с которым вступил в соревнование, работая над одним и тем же «русским народным» материалом. Жуковский предложил написать каждому по стихотворной переработке народной сказки. Он тогда работал над сказками «О  спящей царевне» и «О царе Берендее», а Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане» и «Балду».

Несколько рукописей сохранилось. Перебелена сказка была (согласно помете в автографе »ПБЛ» № 27) 29 августа 1831 года. Набросок переработки строк 725—728 был сделан, вероятно, в середине сентября. А писарская копия сказки была несколько переработана Плетневым и Пушкиным после чтения ее Николаем I в сентябре — декабре 1831 года.

Впервые сказка была напечатана А.С. Пушкиным в сборнике «Стихотворения А.Пушкина» (ч. III, 1832, стр. 130—181) Эта сказка — поэма написана почти сразу после женитьбы поэта на светской красавице Н.Н.Гончаровой.

Анализ и роль устаревших слов в «Сказке о царе Салтане»

Использование определённой лексики — способ создания исторического колорита. С этой целью используются устаревшие слова, вышедшие из активного повседневного употребления: архаизмы и историзмы.

Архаизмы – часть лексики, слова и обороты, употреблявшиеся в прошлом для обозначения каких — то предметов и явлений, но вытесненные другими словами и оборотами, используемыми в современной речи. Например: ланиты — щёки, чресла — поясница, десница — правая рука, туга — печаль, вирши — стихи, рамена — плечи [2, с. 48].

Историзмы — это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления. Например: административные названия — волость, уезд, околоток и др. [2, с.49].

Архаизмы и историзмы используются, как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию той или иной исторической эпохи. Они используются также в научно — исторической литературе.

В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкин использовал очень большое количество архаизмов и историзмов. Количество архаизмов и историзмов, оказалось, что в сказке они составляют 8 %.  Было определено значение  50  слов, среди них  33  архаизма  и  17  историзмов.  

Историзмы

Значение

1

Аршин

старорусская единица измерения длины (0,7м)

2

Бояре

человек старинного знатного рода, приближенный к князю, царю.

3

Булат

сталь (стальное оружие)

4

В чешуе

в кольчуге (рубашка воина из железный колец)

5

Витязи

воины

6

Гонец

курьер

7

Дьяк

чиновник в Древней Руси

8

Дружина

княжеское войско

9

Кафтан

старинная мужская одежда

10

Князь

чин в Древней Руси

11

Колымага

тяжёлая, громоздкая, неуклюжая повозка

12

Крещёный мир

в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

13

Латы

обмундирование войска

14

Палаты

комнаты дворца

15

Престол

трон монарха

16

Пышный двор

богатые, нарядные придворные

17

Четами

попарно

Архаизмы

Значение

1

Брег

берег

2

Вдовица

вдова

3

Град

город 

4

Клёв

клюв

5

Злато

золото

6

Кабы

если бы

7

Очи

глаза

8

Завет

наставление, совет последователям, потомкам. 

9

Грядущий

будущий

10

Сума

сумка

11

Мольбы

молитвы

12

Молвил

говорил

13

Златоглавый

город — имеющий множество зданий с позолоченными куполами, главами;

человек – имеющий золотистые  волосы

14

Снурок

шнурок

15

Изоб

Изба. Избы. Маленький старый, иногда ветхий домик.

16

Проведши

провести (какое – то время)

17

Дичины

дикие птицы и звери

18

Отрада

удовольствие, радость, удовлетворение.

19

Неведому

о каком-либо странном существе или герое какой-либо нелепой выдумки

20

Позадь забора

за забором

21

Привальный

привал судна к пристани

22

Светлица

светлая парадная комната

23

Сени

в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

24

Красна девица

красивая

25

Взор

взгляд

26

Омрачилися

мрачный, опечаленный, грустный

27

Поник

опустил голову

28

Презрел

отвергнуть 

29

доныне

до сегодняшнего дня

30

К исходу сентября

к концу сентября

31

Погибель

гибель

32

Глава

голова

33

Ретивое

живой, резвый, бойкий

Писатель привлекает большое количество устаревших слов архаизмов и историзмов, в качестве изобразительного средства, что способствует воссозданию конкретной исторической эпохи Древней Руси. Читая сказку-поэму, как будто погружаешься в мир царя Салтана. Устаревшие слова помогают читателю  вжиться в мир произведения.

Причём, эта лексика не только помогает создать исторический колорит, но и придаёт торжественное звучание всему произведению.

Надо отметить, что  устаревшие слова в сказке звучат в речи царя Салтана, князя Гвидона, царевны Лебедя  и самого автора. Использование  устаревших слов  в речи автора стирает границы времени  между Пушкиным и царем Султаном.  Автор предстаёт перед читателем, как современник князя Гвидона и царя Салтана.

Проблема создания исторического колорита в произведении художественной литературы встала впервые, когда я обратилась к своей исследовательской работе.

Было интересно работать над этим вопросом, так как такой лингвистический анализ  является актуальным для понимания современными школьниками художественной идеи произведения, написанного около 200  лет назад.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы, позволяют представить мир Древней Руси, почувствовать передаваемый  поэтом дух  того времени, понять характеры героев произведения А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане», проникнуть в образ автора произведения.

Внимательная работа над образами и особенностями языка, над художественными деталями произведения помогла глубже понять «Сказку о Царе Салтане» А.С.Пушкина и убедиться в том, что писателю нужно иметь необыкновенный талант, чтобы создать произведение из истории далёкого прошлого, интересное современному читателю. Александр Сергеевич Пушкин замечательный поэт, которого знает весь мир. Он оставил потомкам интересные и поучительные произведения, которые мы до сих пор слушаем и читаем с замиранием сердца. Русские люди должны гордиться, что на их земле жил такой выдающийся поэт.

Список использованной литературы:

1. Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: «Просвещение», 2015.

2.   Словарь русского языка/ А. П. Евгеньева – М: «Русский язык», 1986.

Интернет ресурсы:

1.   Толковый словарь В.Даля –on-line. http://www.vidahl.agava.ru/;

2.   Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова–on-line  http://www.dict.t-mm.ru/ushakov;

3.  Ожегов Сергей Иванович (1900-64) — российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук; 

4. Словарь русского языка (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой). http://www.ozhegov.org/;

5. Малышева О.К., Жесткова Е.А. устаревшая лексика сказок А. С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.

© И.В. Щербакова, 2019

На чтение 22 мин. Просмотров 613 Опубликовано

Делая полный анализ стихотворения, которое написал Александр Сергеевич Пушкин, мы полностью растворяемся в прекрасном творчестве этого поэта. Александр Пушкин внес весомую лепту в историю русской литературы. Его имя сразу приходит на ум, когда мы начинаем вспоминать русскую поэзию. Он оставил после себя большое количество сказок, драматических произведений, поэм и романов. Его труды исчисляются сотнями произведений, которые любимы и по сей день всеми возрастами и слоями населения.

Содержание

История создания

Стихотворение «Бесы» положило начало творческого периода Александра Сергеевича, которое было названо Болдинской осенью. Кода в начале мая, а именно 6 числа, поэт объявил о своей помолвке с Натальей Гончаровой, он приступил к работе над произведением «Бесы», которое изначально называлось «Шалость». Закончил свой труд Пушкин 7 сентября 1830 года в Болдино, где вынужден был провести часть своей жизни для решения вопросов, связанных с имуществом. В планы поэта не входило оставаться там продолжительное время, но, к сожалению, из-за эпидемии холеры ему пришлось там задержаться на достаточно продолжительное время. Но, с другой стороны, поэт воспринял данное событие как возможность поработать в уединении. Благодаря данным событиям у нас есть возможность наслаждаться большим количеством произведений, которые создал автор, находясь в Болдино.

Жанр, размер

Данное произведение является балладой и относится к философской лирике. К жанру баллады неоднократно прибегали любители романтизма. Мы можем наблюдать все отличительные черты данного направления. Автор уходит от реального мира, передавая через природу и её явления все истинные чувства лирического героя. Его переживания и проблемы четко отражаются в природных явлениях.

В более зрелом возрасте автор в основном использовал направления реализма, именно поэтому его не однократно считали его основоположником. Что же касается более раннего творчества, то здесь все чётче проглядываются следы романтизма.

Если брать конкретное произведение «Бесы», то именно это произведение относится к романтизму. Автор очень ярко описывает природные явления, через что передает чувства лирического героя.

Размер, выбранный творцом, это четырехстопный хорей. Чаще всего данный размер использовался при написании частушек, именно это придает стихотворению ритмичность. Рифмовку Александр Сергеевич использует перекрестную, где мы видим чередование мужской и женской рифмы.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на семь восьмистиший и является кольцевой. Логически же стихотворение можно разделить на три части. Благодаря кольцевой композиции, произведение является замкнутым, что придает особой загадочности произведению. А правильно расставленные акценты помогают лучше читателю проникнуться атмосферой написанного.

Благодаря одинаковому началу всех трех частей, атмосфера таинственности ещё больше подчеркивается и наблюдается на протяжении всего произведения.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

В первой части произведения автор знакомит читателя с местом событий и передает те чувства, которые переполняют лирического героя.

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Мы видим не на шутку разыгравшуюся вьюгу, перерастающую в бурю.

Во второй части стихотворения, которая выступает кульминацией, мы можем наблюдать конфликт человека с сюрпризами судьбы. Лирический герой начинает понимать, что причиной происходящего являются не стихийные условия, а некие силы, которые выступают преградой. Мы уже отчетливо видим образ нечистой силы, которая находится на грани мистики и реальности.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их? куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Завершающая часть произведения показывает всю картину со стороны. Мистика до конца ещё не исчезла, но она уже не навевает такой кошмар, как в первых двух частях. Появилось различия настоящего мира с мифическим. Стихотворение возвращает нас обратно к лирическому герою.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Образы и символы произведения

Здесь присутствует три образа. Первый образ выступает основным – это наш лирический герой, от которого и происходит все повествование. В образе лирического героя не сложно заметить самого автора.

Вторым образом произведения можно назвать образ бесов. Для Александра Сергеевича в роли беса выступали те проблемы, которые так внезапно на него навалились. Эпидемия холеры, которая не на шутку разыгралась и не давала ему возможности вернуться домой. Данная проблема стояла на пути поэта и рушила все его планы, отодвигая их в дальний угол.

В образе бесов автор так же показывает ту ситуацию в стране, которая происходила. Пушкин полностью разделял взгляды декабристов, которые были нацелены на отмену крепостного права.

В образе ямщика мы видим народ, который на себе ощущает все те перемены, которые происходят вокруг.

Автор показывает то, что ему не безразличны проблемы, с которыми довелось столкнуться простому народу. Он, так же как и они переживает все это, пропуская через себя всю информацию.

Темы и проблемы произведения

Александр Сергеевич Пушкин всегда относился с пониманием и переживал все трудности, происходящие в государстве. Он никогда не оставался в стороне от проблем, и всеми путями старался придать их огласке.

Данное произведение не является исключением. В нем основной проблемой показано то, что простому народу пришлось столкнуться с большими переменами, без которых не возможно дальнейшее существование. Основной темой является свобода, которую так ценил и высоко преподносил автор. Именно в борьбе за свободу и заключается основная тема произведения.

Само стихотворение носит весьма мрачный характер, что вполне обосновано, учитывая происходящее вокруг.

Средства выразительности

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения – это далеко не весь список, который использует автор в своем произведении, чтобы придать ему большей выразительности.

Благодаря лексическому повторению четырех строк на протяжении всего стихотворения, читатель находится в напряжении. Данный прием придает стихотворению особой напряженности и загадочности, немного запутывая читателя.

Основной смысл произведения

Основной мыслю произведения можно назвать то, что автор пытается показать дорогу – выход из любого положения, в которое пришлось попасть человеку. Здесь он показывает весь тот непростой путь, который приходится преодолевать человеку, стремящегося к лучшей и свободной жизни.

Он показывает то, насколько остро сам относится к данной проблеме, а так же насколько важна для людей свобода. Будучи очень свободолюбивым человеком, он отводит данной теме очень много места в своем творчестве.

Автор: · Опубликовано 07.06.2020 · Обновлено 07.06.2020

Имя Александра Сергеевича Пушкина известно каждому! При упоминании о русской поэзии в мыслях автоматически всплывает именно это имя. Сказки, драматические, прозаические произведения, поэмы, романы, стихи–всего более 800 произведений было написано автором за его относительно короткую, но насыщенную жизнь. Александр Сергеевич – яркий центральный представитель русской поэзии Золотого века. Его считают родоначальником русского реализма в литературе. Очень многое можно сказать об этом удивительном человеке. Его имя можно найти в числе фаворитов многих поэтов, писателей последующих лет. Он – легенда! Им восхищались, восхищаются и, без сомнения, будут восхищаться Многомудрый Литрекон разобрал по плану стихотворение А. С. Пушкина «Бесы».

История создания

Со стихотворения «Бесы» начинается плодотворнейший период творческой деятельности Пушкина, именуемый Болдинской осенью.

6 мая 1830 года было объявлено о помолвке Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Именно в этот период поэт приступил к созданию произведения «Шалость» (в дальнейшем «Бесы»). Окончено же стихотворение было осенью (7 сентября) этого же года, в Болдино, куда поэт прибыл недавно, для решения некоторых имущественных вопросов.

Александр Сергеевич и не думал надолго задерживаться в имении, так как, во-первых, шла активная подготовка к свадьбе, а во-вторых, наступила осень – любимое, вдохновляющее автора время года.Но страну вновь решила посетить страшная эпидемия холеры… Пушкин воспринял необходимость остаться в родовой усадьбе на неопределённый срок как возможность уединиться и посвятить себя творчеству.

Осень 1830 года подарила множество чудесных творений А. С. Пушкина. В это же время Александр Сергеевич закончил работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

«Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа. И ещё больше: непреложное свидетельство о бытии России. Если он есть, есть и она. И сколько бы ни уверяли, что её уже нет, потому что самое имя Россия стерто с лица земли, нам стоит только вспомнить Пушкина, чтобы убедиться, что Россия была, есть и будет.» (Д. С. Мережковский)

Жанр, направление, размер

По форме данное произведение является балладой, а по содержанию относится к философской лирике.

Баллада – лиро-эпический жанр, излюбленный приверженцами романтизма. Характерной чертой баллады, как жанра, и романтизма, как направления в целом, является уход от реальности, создание своего удивительного, мистического мира, где природа является зеркалом, отражающим чувства лирического героя, или же напротив, она изображается враждебной, бушующей, с которой приходилось сражаться главному персонажу.

Пушкина считают родоначальником реализма в литературе, но в произведениях раннего периода творчества поэта можно заметить черты романтизма. Стихотворение «Бесы» относится именно к романтизму, что могут подтвердить красочные описания природы в произведении, яркое противоборство человека и судьбы.

Размер произведения «Бесы» – четырёхстопный хорей. Такой размер называют размером русской частушки, но он совсем непростой. Произведения, написанные данным размером очень ритмичные, что не единожды доказано Александром Сергеевичем.В стихотворении «Бесы» использована перекрёстная рифмовка с чередующейся женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Бесы» состоит из 7 восьмистиший. Композиция произведения кольцевая, имеет три выраженные части.

Такое построение стихотворения позволяет автору акцентировать внимание читателя на более значимых деталях, описаниях, которые важны для верного восприятия, ощущения атмосферы всего произведения, для правильного осознания основной идеи. Также кольцевая композиция создаёт ощущение замкнутости, что повышает уровень напряжения, запутанности.

Все три части начинаются с четырёх одинаковых строк, которые создают таинственную атмосферу и, соответственно, поддерживают её на протяжении всего повествования.

Первая часть – это первые три строфы, из которых первое восьмистишие – вступление, а два последующих – основная часть.

Вступление задаёт направление мысли читателя. В нём автор рассказывает о месте событий, о преобладающих в лирическом герое чувствах.

Основная часть – это завязка. Автор рисует нам картину сильной вьюги, бури.

«Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно;».

Затем в произведение добавляются мистические краски.

«В поле бес нас водит, видно…».

В следующей строфе они набирают яркость и звучат уже ни как догадка, а как свершившийся факт.

Вторая композиционная часть – это следующие три строфы, которые являются кульминацией произведения. В них конфликт человека и сложившихся обстоятельств достигает своей вершины.

Лирический герой уже не видит ненастной погоды, а видит сверхъестественные силы, которые стоят у него на пути. Грань между реальностью и небывалым стирается, напряжение возрастает, нечистая сила приобретает визуальный образ. Скорость смены картин возрастает.

Третья часть – развязка, последняя строфа. Здесь мы видим всю происходящую картину как бы из далека, абстрактно. Атмосфера необъяснимого присутствует, но она уже ни так страшна, как в первых двух частях. Вновь просматривается граница между реальностью и сверхъестественным. Композиционное кольцо замкнулось, то есть внимание наше вновь сконцентрировано на главном герое, которого теперь, пройдя вместе с ним «средь неведомых равнин», мы узнали лучше.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Бесы», от которого ведётся повествование – путник, в образе которого можно рассмотреть самого автора. Также героями баллады являются ямщик и бесы.

Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.

«…Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве!.. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается; застава!…» (из личных писем А. С. Пушкина)

Таким обстоятельством, «бесом» для Александра Сергеевича стала эпидемия холеры. Неосязаемая, пугающая, опасная, она не пускала поэта в Москву.

Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.

Также можно предположить, что кони тоже являются неким образом. Интересным фактом является то, что в своих произведениях Александр Сергеевич упоминает лошадей 579 раз, что говорит о его особом отношении к этим животным. В данном произведении кони судьбоносные. Они «чуткие» проводники, которые ведут ямщика и путника сквозь «бесов».

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Бесы» относится к философской лирике поэта. Отличием произведений данной тематики Пушкина от произведений других авторов является проверенность, опробованность, то есть автор пишет только о том, что пережил сам, передаёт те мысли и переживания, которые пропустил через себя. Александр Сергеевич часто затрагивает в своих произведениях извечные проблемы, размышляя о добре и зле, о сущности бытия, о предназначении человека.

Одно из важнейших мест в философской лирике поэта занимает тема свободы, которую в разных произведениях автор раскрывает по-разному. Стихотворение «Бесы» тоже затрагивает проблему свободы, к которой стремится весь народ, минуя обман и хитрости не желающих давать вольную господ.

Настроение произведения «Бесы» довольно мрачное, напряжённое. С первых строк читателю передаются волнение и тревога, которые завладевают лирическим героем.

Основная идея

Смысл стихотворения «Бесы» — показать дорогу, которую приходится преодолевать человеку, народу, всему миру стремясь к чему-то желанному, конкретному. Стихотворение «Бесы» – это ухабистый путь русского народа к свободе! Пушкин был против несправедливости, против кражи свободы у родного народа.

Последние строки произведения очень точно передают отношение автора к данной теме. Они отражают главную мысль стихотворения «Бесы».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Бесы» перечислены ниже:

  1. Поэтом использован ассонанс. В повторяющихся четырёх строках преобладают гласные звуки «у», «ю», что создаёт впечатление завывания вьюги.
  2. Использована аллитерация в 6-м восьмистишии, а именно повторение звуков «з», «с», что создаёт эффект неприятного звона.
  3. Звукоподражание: «Колокольчик дин-дин-дин…».
  4. Эпитеты: «снег летучий», «чистом поле», «неведомые равнины», «одичалый конь», «малая искра», «чуткие кони», «мутная игра», «бесконечны, безобразны… бесы разны», «жалобно поют», «беспредельная вышина», «жалобный визг».
  5. Сравнение: «невидимкою луна», «сверкнул он искрой малой», «будто листья в ноябре».
  6. Метафоры: «мутно небо, ночь мутна», «вьюга злится, вьюга плачет», «надрывая сердце».
  7. Олицетворение: «мчатся тучи, вьются тучи», «вьюга слипает очи», «вьюга злится, вьюга плачет».
  8. Архаизм: очи.
  9. Лексический повтор: «мчатся тучи, вьются тучи», «мутно небо, ночь мутна», «страшно, страшно поневоле», «вьюга злится, вьюга плачет».
  10. На протяжении всего повествования используется такая стилистическая фигура, как инверсия.

Автор: Кристина Асаулова

Стихотворение “Бесы” – едва ли не самое известное из всего пушкинского наследия. И ничего удивительного в этом нет, если учесть историю его создания и другие факторы. Краткий анализ “Бесы” по плану рассматривает все, что нужно знать об этом произведении. Разбор можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе как основной или дополнительный материал для лучшего понимания темы.

analiz-stihotvoreniya-besy-pushkina-48246.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бесы.

История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую “Болдинскую осень”.

Тема – сложное положение русского народа. котоому правящая элита закрывает путь к счастливой жизни.

Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.

Жанр – лирическая баллада.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры“мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

История создания

История создания этого произведения начинается еще в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и ее родителей свадьба все откладывалась: сначала готовилось приданое, без которого девушку не хотели отпускать замуж, потом неожиданно умер дядя Пушкина. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.

Пушкин прибыл в свое имение 3 сентября и не планировал пробыть там долго, однако его отъезду помешала холера. Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.

Тема

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

Композиция

Композиция стихотворения трехчастная, причем сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.

Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг. Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам Пушкин отстранялся от власть имущих, будучи по праву рождения одним из них. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя. Сравнение бесов и дворянства проявляется в последнем восьмистишии особенно явно.

Жанр

С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • Эпитеты “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры “мутно небо”, “ночь мутна”,

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. Пушкин написал стихотворение «Бесы»?</h3>

    • <label>1810 г.</label>
    • <label>1822 г.</label>
    • <label>1830 г.</label>
    • <label>1832 г.</label>

(новая вкладка)

1. История создания

«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.

Текст датируется 7 сентября 1830 года.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.

Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.

2. Литературное направление

Без сомнения, стихотворение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы данное произведение относится к лирике.

4. Жанр

С первого взгляда, жанр определяется как лирическая баллада. Однако Пушкин вложил в него и философский смысл.

Вот почему «Бесы» – яркий пример жанрового смешения. Это лирическая баллада с признаками философской лирики.

5. Проблематика

Произведение иносказательно затрагивает животрепещущую для Пушкина (и вообще, для всего прогрессивного общества того времени) проблему – народной несвободы.

В образе бесов он изображает богатеев, равнодушное дворянство. Подобно хитрым злым силам, господа пугают и обманывают народ, не давая ему жить вольно и спокойно.

6. Тематика

Тема стихотворения – тяжелая жизнь русского народа.

7. Идея

В своем творении автор в метафорической форме показал современное ему положение дел в обществе.

Крестьяне утомлены господами. Они, подобно изображенным в стихотворении путешественникам, запутаны и угнетены. Правящая верхушка не дает простому народу проложить путь к собственному счастью.

8. Пафос

Читателю передается тревога главных персонажей «Бесов». Он чувствует растущее напряжение, некий страх.

Автор очень искусно изобразил мрачные картины окружающей реальности, создав довольно тяжелый, гнетущий эмоциональный фон.

9. Система образов

В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.

С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.

С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.

Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.

Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения «Бесы» – мужчина, от чьего имени идет повествование, и ямщик, сообщающий ему о разгулявшихся в полях бесах.

Последний является олицетворением всего народа. Именно он первым догадывается, что их «водит бес», а затем описывает своему пассажиру, какую именно видит нечисть.

Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.

11. Лирический герой

Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.

Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.

Стихотворение заканчивается словами «… визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Тут явно проступает образ самого поэта, которого беспокоит сложившаяся социальная ситуация и не отпускают тяжелые мысли, предчувствия.

12. Сюжет

Сюжет прост: по темному, заметаемому сплошным снегом, мрачному ночному полю едет карета, запряженная конями.

Находящийся внутри пассажир не видит, что именно происходит на дороге. Он спрашивает у ямщика, почему встали, подгоняет его, интересуется, что вообще случилось.

На эти вопросы простой мужик отвечает: ехать невозможно, водят бесы, пугают коня. Далее описываются проделки нечистой силы, душевное состояние путников.

13. Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

14. Художественное своеобразие произведения

Произведение написано четырехстопным хореем – размером, характерным для всего стихотворного фольклора. Это приближает авторскую балладу к народной.

Восьмистишия с перекрестной рифмой (АВАВCDCD) помогают выделить композиционные особенности не только по содержанию, но и по форме.

Повторяющиеся строчки «мчатся тучи, вьются тучи» выступают в качестве сигнала окончания предыдущей и начала следующей части.

15. Средства художественной выразительности

Автор использует различные выразительные приемы.

Обстановка нагнетается при помощи повторений «вьюга злится, вьюга плачет», звукописи «колокольчик дин-дин-дин».

Много эпитетов: «снег летучий», «ночь мутна», «неведомые равнины», «верста небывалая» и т.д.

Поэт олицетворяет природу, делая ее сообщницей нечистой силы: «вьюга злится, вьюга плачет», «мчатся тучи».

16. Значение произведения

Произведение имело большое значение для всего творчества поэта и развития русской литературы в целом. В XIX веке вопрос освобождения народа от крепостного права встал очень остро, и одним из первых среди писателей его поднял Пушкин.

17. Актуальность

Оно актуально до сих пор, так как в интересной, оригинальной форме затрагивает социальные вопросы отношений между людьми.

18. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Бесы», потому что написано необычно, ярко и захватывающе. В нем отлично передана напряженная атмосфера и затронуты вопросы, актуальные для общества того времени. Причем, сделано это в художественной форме.

19. Чему учит

Пушкинское творение учит быть человечным в любой ситуации и не угнетать, не унижать людей только потому, что они чем-то от тебя отличаются.

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/polnyj-analiz-stixotvoreniya-besy-a-s-pushkin.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/besy-pushkin/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/besy.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-besy-po-planu/

  • Переделала как пишется правильно
  • Переделывать как пишется слово правильно
  • Передо мной встал вопрос как пишется
  • Переделанная сказка про царевну лягушку
  • Перевод сказки сивка бурка с английского на русский 3 класс starlight страница 68