Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Обновлено 23 сентября 2021 умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два

Обновлено

Как правильно писать итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку

Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Как писать итоговое сочинение

Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

  1. Вступление (2-3 предложения).
  2. Комментарий вступления (4–6 предложений).
  3. Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
  4. Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
  5. Заключение (75 слов/3–5 предложений).

Критерии оценивания итогового сочинения

Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.

1. Соответствие теме направления.

Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.

Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):

«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

2. Аргументация с привлечением литературного материала.

Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

 3. Композиция и логика рассуждения.

Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.

Из документов ФИПИ:

«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

4. Качество письменной речи.

В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.  

Из документов ФИПИ:

«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

5. Грамотность

«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.

При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:

  • две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
  • первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
  • две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.

Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.

Из документов ФИПИ:

«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».

Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.

Направления и темы итогового сочинения

Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

Тема может выглядеть по-разному:

  • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
  • как вопрос, на который нужно ответить.

Переходы в сочинении по литературе 11 класс 

Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

  • Направление 1: «Забвению не подлежит»

Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

  • Направление 2: «Я и другие».

Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

  • Направление 3: «Время перемен».

Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

  • Направление 4: «Разговор с собой».

Тема: «Почему люди обманывают себя?»

  • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

В чем заключается разница между направлением и темой?

Критерии сравнения Направления Темы
Когда становятся известны? В начале учебного года Во время экзамена
Вариативность Общие для всех регионов Разные комплекты для каждого часового пояса

Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ 

  1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
  2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
  3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
  4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
  5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
  6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
  7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
    • орфографию (ошибки в написании слов);
    • пунктуацию (знаки препинания);
    • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
    • лексические повторы (речь);
    • остальные речевые ошибки;
    • грамматические ошибки;
  8. Переписываем сочинение на чистовик.

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Структура итогового сочинения 

  1. Вступление и раскрытие темы направления. 

Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

Например:

  • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
  • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
  • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

  • В виде вопроса:

«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

  • В виде утверждения:

«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

  • По ключевым словам темы:

«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

  1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

  1. Тезис.

Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

Пример тезиса:

  • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

  1. Логический переход.

Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

Пример подводки:

  • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
  1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

  • конкретную ситуацию;
  • конфликт между героями;
  • взгляды героя;
  • характер героя и его поступки.

Клише к эпизодам:

  • «Автор повествует о…»;
  • «Автор описывает…»;
  • «Писатель обращает наше внимание на…»;
  • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
  1. Микровывод.

Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

Клише к микровыводу:

  • «Писатель считает, что…»;
  • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
  • «Писатель подводит нас к мысли…»

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

  • Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
  1. Общий вывод

В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.

Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Пример итогового сочинения

Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.

Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы

  • Формулировка проблемы – 1 б.
  • Комментарий к проблеме – 6 б.
  • Позиция автора по проблеме – 1 б.
  • ​Отношение к позиции автора – 1 б.
  • Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
  • Речевое оформление – 2 б.
  • Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
  • Этика – 1 б.
  • Фактическая точность – 1 б.

Всего – 25 баллов.

В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

Структура сочинения

  1. Вступление (опционально).
  2. Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
  3. Комментарий к проблеме:
    • пример из текста с пояснением 1;
    • пример из текста с пояснением 2;
    • связь между примерами.
  4. Позиция автора.
  5. Отношение к позиции автора и его обоснование.
  6. Заключение

Формулировка проблемы

  1. Проблема проходит через весь текст.  
  2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
  3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ

  1. Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
  2. Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:

  1. Пример из текста →
  2. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  3. Пример из текста →
  4. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
  5. Указание на тип связи между примерами →
  6. Комментарий к связи между примерами.

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.

Проблема:

  • В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.

Комментарий:

  • Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.

Связка

В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

Связка должна содержать:

  1. Отсылку к информации из первого примера.
  2. Отсылку к информации из второго примера.
  3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Позиция автора

В сочинении на ЕГЭ:

  • формулируем одновременно с проблемой;
  • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
  • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
    • не высказываем собственное мнение.

Как сформулировать позицию автора:

  • Автор считает…
  • Цитата из текста.

Объем – 1-2 предложения. 

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Отношение к позиции автора и его обоснование

  1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
  2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
  3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

Вывод

  1. Пересказ первого абзаца сочинения.
  2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
  3. В нем не должно быть новой информации.
  4. Служит для закольцовывания текста.

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)

Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

Разница между сочинениями 

Критерии сравнения

Итоговое сочинение

Сочинение ЕГЭ

Время написания

3 часа 55 минут только на сочинение

3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

Период написания

Декабрь

Июнь

Объем (минимум)

250 слов

150 слов

Тема направления

На выбор

Предоставленная в тексте

Аргументация

Из литературы

Из текста

Количество критериев оценивания работы

5

12

Читайте также:

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе писать сочинения под заданиями 8, 9,15,16,17 обязательно!

Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.

Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.

В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.

Критерии 17 задания

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.

*- Такой совет имеет место быть, если Вы пишете мало сочинений или только начали тренироваться. С практикой термины будут возникать в Вашем сочинении «сами собой».

Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

План

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

    1. ….

II. Аргументация

III. Заключение

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой  , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

  1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
  3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
  4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
  5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Вступление

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления —  это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод. 

Виды вступления

  1. Традиционное.  Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
  2. Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
  3. Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д
  4. Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
  5. Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
  6. Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации. 

Что можно написать во вступлении?

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Е.Н. Ильин в своей книге «Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина:

  1. Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…».
  2.  От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
  3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
  4. Дневниковый. «Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
  5.  Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко
    всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала
    над ними жизнь…»
    .

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю! 

Основная часть

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Отбор материала

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение

Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

При написании основной части сочинения ЕГЭ по литературе есть определенная схема:

  • Введение
  • Доказательство
  • Микро-вывод

Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

3.При доказательстве вашей позиции нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

 

При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.

Заключение

Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.

Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы.  Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.

Рекомендации

  • Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
  • Отразите свои личные мысли по выбранной теме
  • Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.

Клише

Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

Для вступления:

  • «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста…
  • Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но идея этого произведения несколько шире, чем это кажется на первый
    взгляд…
  • «…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
  • Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением
  • … затрагивает данную тему в своем произведении».

Для основной части:

  • Автор повествует о …
  • Автор описывает …
  • Поэт показывает …
  • Писатель размышляет о …
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Идея … выражена в стихотворении …
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе …
  • Вспомним героя повести…
  • Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …

Для заключения: 

  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
  • Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в …
  • Таким образом …
  • Итак, можно сделать вывод, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …

Переходы в сочинении по литературе 11 класс

Итоговое сочинение для учеников 11 класса является допуском к ЕГЭ. Оценка представляет собой зачёт либо незачёт. Однако некоторые ВУЗы при поступлении проверяют сочинение по своим критериям, и по результатам проверки добавляют абитуриенту дополнительные баллы (до 10). Его пишут каждый год в первую среду декабря.

Также назначаются резервные даты для пересдачи — на случай пропуска экзамена по уважительной причине, или исправления незачёта. На написание сочинения выделяется 3 часа 55 минут. За это время ученик должен показать свои знания русского языка и литературы, написав правильный, грамотный текст по заданной теме. Темы заранее не известны, поэтому подготовка заключается в изучении плана написания итогового сочинения.

Содержание:

  1. Как правильно написать итоговое сочинение
  2. Структура итогового сочинения
  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение
  • Объем сочинения
  • Распространенные ошибки при написании
  • Как правильно написать итоговое сочинение

    Написание итогового сочинения по литературе в 11 классе нацелено на проверку знаний произведений, понимания их сути, умения аргументировать свою точку зрения. Также оцениваются знания по русскому языку: грамотность, стилистику. Структура сочинения по литературе для 10 класса аналогична итоговому.

    Темы подбираются таким образом, чтобы в них скрывалась одна или несколько проблем. Под проблемой здесь понимаются какие-либо противоречия, «вечные» вопросы, или неоднозначные события. Ученик должен правильно выделить из темы этот вопрос, и при написании итогового сочинения выразить своё мнение по нему.

    Но одних своих мыслей будет недостаточно. По плану написания сочинения, для подтверждения своей позиции необходимо привести два-три литературных аргумента. Ограничений по литературе для аргументации практически нет: допускается использование художественной, научной, публицистической, биографической или иной литературы для подтверждения своей точки зрения. Принимаются работы и отечественных, и зарубежных авторов.

    Когда ученику выдаётся тема сочинения, он должен первым делом понять, какая проблема может быть с этой темой связана. Затем ему нужно вспомнить, в каких произведениях поднимался такой вопрос. По выделенной проблеме формулируются один или несколько тезисов, каждый из которых и доказывается литературным аргументом. При этом нужно не только указать автора и название произведения, но и кратко расписать, как именно оно соотносится с тезисом: какие именно герои и в каких обстоятельствах столкнулись с заданной проблемой, как переживали это, и как в итоге смогли её решить.

    Лучше всего для аргументации при написании итогового сочинения подходят классические литературные произведения, изучаемые в школьной программе. Именно в классике каждое произведение поднимает сразу несколько фундаментальных вопросов и проблем, по которым и даются темы сочинений. А ещё классические произведения хороши тем, что можно смотреть на них под разным углом. В них почти всегда найдётся такой герой, на которого можно сослаться в подтверждение своего мнения.

    При этом необязательно, чтобы пример был из основной линии сюжета. Если запомнился какой-то эпизодический отрывок, который относится к теме сочинения, он подойдёт в качестве аргумента. Опять же, произведения школьной программы богаты второстепенными сюжетными линиями, поэтому из них можно найти примеры для любого сочинения.

    Для подготовки к написанию сочинения нужно уделить много времени прочтению книг. При чтении стоит вооружиться бумагой и ручкой, и прямо в процессе выписывать примеры по той или иной теме. Нужно формулировать их так, как они должны выглядеть в итоговом сочинении.

    Также при проверке сочинения оцениваются знания учащегося по русскому языку. Будет учитываться всё: от орфографии до знаков пунктуации, от правильного склонения до использования деепричастных оборотов, от понимания значений используемых слов до изложения общеизвестных фактов. Ученик должен уметь не только чётко сформулировать свои мысли, но и корректно изложить их на бумаге. Следует избегать грамматических, лексических, речевых и логических ошибок.

    Для повышения грамотности будет полезно чтение любых материалов: от глубоких литературных произведений до заметок в газетах и журналах (если это, конечно, не «желтая пресса»). Также можно найти в интернете различные тесты по русскому языку, и отрабатывать по ним свои ошибки.

    Структура итогового сочинения

    Сочинение должно иметь чёткую структуру. План написания включает три блока: вступление, основную часть и заключение. При этом объём введения и заключения должен быть небольшим, примерно 70% текста займёт основная часть. Каждый блок строится по определённым правилам, с использованием установленных клише. Рекомендуется перед началом написания работы составить краткий план, расписав основные тезисы, аргументы и выводы. Опираясь на них, будет проще сформулировать свою позицию, и на её основании построить вступление и заключение.

    Структура итогового сочинения

    Также план поможет определить примерный объём каждого логического блока итогового сочинения. Хорошо рассказано о структуре сочинения в этом видео:

    Вступление

    Вступление должно состоять из трёх-четырёх предложений:

    1. Сформулировать проблему или вопрос, относящийся к теме сочинения. Естественно, если их несколько, нужно выбрать и «озвучить» один, который будет рассмотрен в сочинении.
    2. Указать на многогранность проблемы. При написании используются такие клише: «Однозначно ответить на этот вопрос нельзя», «Каждый человек относится к этой проблеме по-разному», и так далее.
    3. Выполнить переход к основной части, также с помощью клише: «Попробую ответить, как считаю я», «Я напишу своё мнение об этой проблеме», или других.

    Вступление в итоговом сочинении

    Над формулировкой введения можно подумать заранее, так как оно стандартно и не зависит от конкретной темы.

    Основная часть

    В основной части итогового сочинения необходимо выразить свои мысли, рассуждения по теме, сформулировать отношение к проблеме, а также привести два-три аргумента из литературы, подтверждающих позицию. Для начала этого блока используются фразы-клише: «Рассуждая о проблеме, я пришёл к выводу, что …», «Отвечая на вопрос о …, я могу сказать, что …» и аналогичные. Затем в нескольких предложениях расписать свою точку зрения. Можно указать на актуальность проблемы: «Этот вопрос особенно актуален сейчас, так как …», или «Данная проблема будет актуальна всегда, ведь …».

    Для следующих логических блоков структура строится следующим образом:

    1. Выделяется один из тезисов проблемы.
    2. Приводится доказательство с литературным примером.
    3. Формулируется краткий вывод по данному тезису.

    Структура в итоговом сочинении

    В качестве тезиса берётся утверждение, касающееся одной из граней проблемы. То есть все они относятся к одной и той же теме. Тезисы в итоговом сочинении не должны противоречить друг другу. Также можно выделить всего один тезис, и для его подтверждения привести несколько аргументов в соответствии с планом.

    Оформляется эта часть следующим образом: сначала кратко записывается тезис. Для перехода к аргументам можно использовать такие речевые конструкции: «Вспоминается произведение (автор, название), в котором ставится этот вопрос», «Например, (автор) в своём рассказе (название) рассуждал на эту тему». Далее следует подробнее описать, в каком ключе фигурирует в произведении указанная проблема, кто из героев в каких обстоятельствах сталкивается с ней, и как выходит из ситуации. Дополнительно можно привести цитату из произведения, если она подходит к обозначенной точке зрения. Логичным окончанием аргумента станет вывод о том, как именно он подкрепляет позицию ученика.

    Следующие тезисы оформляются так же. Для переходов между ними использования особых речевых конструкций не требуется. Главное, чтобы смена тезисов при написании работы не была слишком резкой, для этого можно добавить дополнительное вводное предложение. Текст должен читаться легко и естественно, не выглядеть рваным и путаным.

    Приводить больше трёх примеров нет смысла, так как, согласно плану, их будет достаточно для максимальной оценки по соответствующему пункту. Поэтому, основную часть можно закончить и переходить к заключению.

    Заключение

    Заключительную часть начинать следует с таких фраз: «Подводя итоги написанного, можно прийти к выводу, что …», «Таким образом, из изложенного выше следует вывод: …». В последнем предложении заключения можно использовать призыв к чему-либо: «Помните об уважении к …», «Давайте будем …». Другой вариант завершения — выразить надежду: «Я надеюсь, что в будущем …», «Хочется верить, что …». Также уместна будет ёмкая цитата по теме сочинения. Но использовать её нужно осторожно, только будучи уверенным, что она не противоречит основной мысли сочинения.

    Объем сочинения

    Рекомендуемый объем итогового сочинения — 350 слов. Конечно, это не строгое ограничение, но не нужно делать его слишком большим или очень маленьким. Допускается отклониться от этой цифры до 50 слов в ту или иную сторону. Сочинение объёмом менее 250 слов сразу будет означать «незачёт». Максимальный объём не регламентируется, но не стоит забывать о временных рамках для написания сочинения. Поэтому нужно рассчитывать свои силы, чтобы уложиться в отведённое время, что будет сложно при объёме 500 слов или более. При этом, в указанное количество включаются и служебные части речи: предлоги, союзы и частицы.

    Весь объём сочинения делится следующим образом: примерно 10-15% отводится на вступление, 70-75% — на основную часть, и 15-20% — на заключение. Внутри основной части желательно сделать примерно одинаковым объём обоих блоков аргументов (вместе с пояснениями и микровыводами).

    Распространенные ошибки при написании

    Итоговые сочинения старшеклассники пишут уже в течении нескольких лет. За это время по результатам проверки сформировался список наиболее частых ошибок при его написании. На них сразу обращают внимание проверяющие.

    1. Неправильное понимание темы или проблемы. Если ученик ошибочно определил тему, и написал сочинение совсем о другом — он рискует сразу получить «незачёт». Это один из ключевых навыков, которые проверяет итоговое сочинение.
    2. Отсутствие логики в повествовании. Сочинение должно быть логичным, а тезисы — раскрываться последовательно. Не нужно в тексте перескакивать с одной мысли на другую.
    3. Неверная формулировка основной мысли и тезисов. Например, в первом предложении основной части обозначена одна ключевая фраза, а приведённые аргументы не имеют к ней отношения.
    4. Фактические ошибки при использовании литературных примеров. Искажение названия произведения, имён героев, сюжета. Проверяющие могут не знать некоторых современных книг, но классические произведения из школьной программы помнят наверняка.
    5. Противоречащие друг другу вступление и заключение. Они должны выражать одну и ту же мысль. Для проверки следует прочитать их друг за другом, пропустив основную часть. Это позволит заметить и исправить все нестыковки и шероховатости.
    6. Несогласованные друг с другом блоки сочинения. Через всё итоговое сочинение должна нитью идти одна мысль. Каждый из блоков раскрывает её с той или иной стороны, но должен оставаться в основном ключе и не противоречить ему.
    7. Непонимание значений слов. Не стоит использовать слова, значения которых вызывают сомнения. Лучше подобрать синоним, или перефразировать предложение.
    8. Использование эмоционально окрашенных, просторечных, жаргонных или слов-паразитов. Стиль написания итогового сочинения близок к официально-деловому, поэтому такие слова недопустимы. Бывают исключения: например, если слово используется в цитате. Но злоупотреблять ими точно не стоит.
    9. Тавтология, плеоназмы, неправильный порядок слов в предложении. «Речевой мусор» в виде повторения однокоренных или нагромождения лишних слов, а также неправильно выстроенные продолжения ухудшают восприятие сочинения. Они могут помешать проверяющему правильно понять основную мысль, и негативно повлиять на оценку.

    Написать итоговое сочинение по готовому плану несложно. Самое важное при подготовке к написанию — запастись литературными примерами на все случаи. Текст должен быть грамотным и легко читающимся. Для этого рекомендуется несколько раз переписать его на черновиках, перечитывая и исправляя найденные ошибки. Не стоит делать итоговое сочинение слишком большим. Умение сжато излагать свои мысли пригодится и в других сферах жизни.

    Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?

    Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года

    • Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
    • Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
    • Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
    • Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
    • Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.

    Объём, структура, время

    Рекомендуемое количество слов — от 350.

    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.

    Структура:

    • Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
    • Основная часть (200-250 слов)

    Тезис 1.

    • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
    • Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
    • Переход-связка к тезису 2.

    Тезис 2.

    • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
    • Микровывод.
    • Переход-связка к выводу.
    • Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.

    Время написания сочинения — 3 часа 55 минут. 

    Как получить зачёт

    Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:

    1. Соответствие теме.
    2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
    3. Композиция и логика рассуждения.
    4. Качество письменной речи.
    5. Грамотность.

    Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

    Частые ошибки

    По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!

    Соответствие теме

    Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.

    «Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

    Аргументация. Привлечение литературного материала

    По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.

    «Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

    Композиция и логика рассуждения

    В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения. 

    «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

    Качество письменной речи

    Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

    • речевые штампы и канцеляризмы;
    • употребление просторечной лексики;
    • нарушение лексической сочетаемости;
    • употребление плеоназмов;
    • речевые повторы;
    • избыточное употребление синонимов.

    «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

    Грамотность

    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

    «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

    Лайфхак: редактируйте!

    Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза. 

    Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило. 

    Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения. 

    На что обращать внимание при постановке знаков препинания:

    1. Сложное / простое предложение.
    2. Однородные члены предложения.
    3. Обособленные члены предложения. 
    4. Уточняющие члены предложения.
    5. Обращение, прямая речь.
    6. Вводные слова.
    7. Тире между подлежащим и сказуемым.

    Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.

    Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.

    Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.

    Самая простая

    Введение, подводит к теме
    Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
    Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис
    (анализ, интерпретация, микровывод).
    Вывод
    + логические переходы между частями

    Простая

    Введение, подводит к теме
    Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
    Два аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этот
    пример подтверждает тезис.
    Вывод

    Сложнее

    Введение, подводит к теме
    Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение — 1
    Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
    Раскрытие темы (тезис) — 2 — ваше мнение — 2
    Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
    Вывод

    Подробнее о структуре

    Вступление.

    Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
    обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
    месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

    Тезис.

    Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

    Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.

    Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.

    Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
    расширить ее, распространить.

    Важно! Работаем с ключевыми словами темы.

    Связка (мостик, логический переход).

    Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.

    Микровывод.

    После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
    полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.

    Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.

    Из каких частей может состоять этот анализ:

    План анализа персонажа:

    1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
    2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
    3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
    4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
    5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
    6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

    Клише для итогового сочинения

    Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
    суждения.

    Для вступления

    → Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
    → Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
    → Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
    → Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
    → Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

    Для перехода к основной части

    → В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
    → Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
    → Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
    → Обратимся к произведениям художественной литературы
    → За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
    → Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
    → Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

    Для тезисов

    → Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
    → Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
    → Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

    Для аргументов

    Обращение к произведению
    → Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
    → Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
    → Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
    → Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
    → Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
    → Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
    → Вспомним героя повести… (автор, название).
    → Обратимся к роману… (автор, название).
    → Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

    Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:

    → Автор повествует о…
    → Автор описывает…
    → Поэт показывает…
    → Писатель размышляет о…
    → Писатель обращает наше внимание…
    → Писатель заостряет наше внимание на …
    → Он акцентирует внимание читателя на…
    → Этот поступок героя говорит о …
    → Мы видим, что герой поступил так потому…
    → Автор показывает, к каким последствиям привело…
    → Этому герою/поступку автор противопоставляет…
    → Писатель осуждает…
    → Он ставит нам в пример…
    → Автор подчеркивает…
    → Автор утверждает…

    Промежуточный вывод:

    → Писатель считает, что…
    → Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
    → Мы можем прийти к выводу…

    Для заключения

    → Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
    → Невольно напрашивается вывод…
    → Таким образом, мы приходим к выводу: …
    → Итак, можно сделать вывод, что…
    → В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    → Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    → В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    → Хочется верить, что…
    → Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
    → Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
    → Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
    → Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
    → (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
    → К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

  • Переходы в итоговом сочинении по литературе
  • Переход через збруч смысл рассказа
  • Переход от вступления к аргументам в сочинении по литературе
  • Переход от одного события к другому в сказке царевна лягушка
  • Переход от тезиса к аргументам в итоговом сочинении