Переэкзаменовка по литературе рассказ

Предисловие:автор: луис бланко вила перевод с испанского: голубкова вера витальевначертовски забавная вещь в этом доме телячьи нежности. мать по

Предисловие:

Автор: Луис Бланко Вила
Перевод с испанского: Голубкова Вера Витальевна

Чертовски забавная вещь в этом доме – телячьи нежности. Мать по сути своей добрая, ласковая и немного склонна к слезам. Слезы катятся градом, даже когда она смотрит какой-нибудь душещипательный фильм, особенно если в конце всё хорошо. Если же у положительных героев что-нибудь не клеится, мать выходит из комнаты под предлогом, что ей приспичило в туалет… и приспичивать ее может два, а то и три раза за фильм. Иногда она меняет пластинку своих оправданий и заявляет, что ей нужно гладить, но тут же возвращается, стоит только детям сообщить, что в фильме все налаживается.

Кстати, мать терпеть не может глажку и ей приходится проявлять недюжинное терпение, ибо она ее изрядно бесит.

Во всем остальном она просто золото и обожает всех ласкать и гладить. Меня, самой собой, тоже, а уж о детях и говорить нечего: если у кого-нибудь из них неприятности, дело заканчивается материнскими объятиями с разговорами или без. Она крепко обнимает и целует детей, попутно разбираясь в их проблемах.

Бывает, что она нежничает и с заправилой, но он не слишком-то податлив на эти штучки. Однако если подобное все же случается, то дети таращатся на их поцелуи и объятия так, будто увидели небывалую диковину.

Тем не менее, следует сказать, что на деле отец гораздо мягче, чем кажется на вид. От меня ничто не ускользнет, и я не единожды видел странный блеск в его глазах, когда он, сидя в своем закутке, читал и одновременно смотрел фильм (право, не знаю, как ему это удается, но это именно так). Так вот во время какой-нибудь трогательной сценки, из тех, что вынуждают Бегонию-мать уходить в туалет, я замечал, как он беспокойно ерзал в кресле и даже вздыхал украдкой. До ушей остальных эти бесшумные вздохи не долетают, но у меня тончайший слух. Иногда я недвусмысленно даю отцу понять, что подловил его, и тогда он мечет в меня убийственный взгляд. Не дай бог в эту минуту спросить его о чем-то, ибо он начинает кричать. Просто ужас как. С детьми то же самое: на вид отец кажется невыносимо строгим, но… даже если кто-то из них порой заваливает экзамен, он не сердится. Просто становится серьезным и журит за допущенную глупость, поскольку провинившемуся в сентябре предстоит переэкзаменовка, а если бы он выучил предмет чуть лучше, этого не случилось бы. Но вот чего он совершенно не приемлет, так это перекладывание вины на преподавателя. Еще бы, ведь он сам учитель…

Если же паче чаяния кого-то удивляет моя осведомленность в этих сугубо личных делах, должен заметить, что выражение “глупый кот” всего лишь ласковое прозвище, и глупости во мне, прошу прощения, ни на малейшую шерстинку. Я живу в этом семействе уже больше девяти лет и отлично распознаю даже самые незначительные смены настроения как внешние, так и внутренние, которые заметны лишь по легкому напряжению мускулов и налету печали или радости, проскользнувшему во взгляде.

Домочадцы не догадываются о моей способности подмечать подобные перемены, а для меня эта способность порой только к худшему, поскольку я понимаю, когда дела совсем плохи и состояние людей не то, каким кажется.

Бегония-мать в курсе всех школьных дел, – по крайней мере с тех пор, как я вошел в этот дом, – хотя начальной школой она теперь не занимается, поскольку никто из детей там уже не учится. Речь идет о делах школьного родительского комитета. Зачастую кажется, что родители учеников занимаются школой больше, чем сами учителя.

Сколько раз у нас дома я присутствовал на сборищах типа собраний родительского комитета. Заправила жутко недоволен тем, что посиделки устраиваются в нашей квартире; помнится даже, что однажды он разозлился пуще обычного и, ругаясь, удалился в парк. Особенно непростительно, если собрания устраивают, не предупредив его заранее. Я понимаю отца, хотя иногда он бывает чересчур резок.

По вечерам, как правило, он возвращается усталый, немного посидит в гостиной, а потом принимается за работу на пишущей машинке… Ему не нравится, если в доме устраиваются сборища, поскольку приходится обмениваться с гостями приветствиями и слушать их разговоры – не всегда тихие – так что заниматься своими делами попросту невозможно… Иными словами, все планы идут коту под хвост. Особенно сильно отец расстраивается, если ему нужно что-нибудь писать, а делает он это практически каждый день.

— Я бы остался у себя кабинете, – слышу я его жалобы.

Заправила говорит о рабочем кабинете в школе, где он трудится по утрам.

— Хоть бы предупредила…

Подобное случается нечасто, но я знаю, что для него это помеха. Как я говорил, отцу не нравятся сюрпризы, тем более такие.

Бегония-мать, о которой я хотел рассказать, но отвлекся, уделяет школе уйму времени. Она терпеть не может смотреть на часы и очень редко их носит. Забавно, но все часы ломаются, стоит только матери надеть их на руку. В одном из разговоров я сам слышал, что это ее пульс их разрушает. Не знаю как такое может быть, но за время моей жизни в этом доме, сломалось множество часов. Часы служат ей от силы два-три года, не больше, после чего Бегонии-матери приходится с ними распрощаться, поскольку новенькие с виду они окончательно сбрендили и отсчитывают время на свой лад, а не как все остальные.

Впрочем, говоря о забавном, я имел в виду не наручные часы Бегонии-матери, кстати, довольно дорогие, а ее чувство времени и меры. К примеру, выходя из дома со словами: “я ушла за луком к Римини” – это название соседнего магазина – она может вернуться только через час. Позвонив в дверь, (ибо никогда не брать с собой ключи – это еще одна особенность Бегонии-матери), она запросто задержится у открытой двери лифта, чтобы довести до конца явно долгий разговор с собеседником, стоящим в кабине. “Я встретила Пепиту, Альберто, Хуана”…

У Бегонии-матери знакомых целый свет, и она общается со всеми. Это просто нечто. То же и с родительским комитетом, о котором я уже упоминал. Анхель, Елена, Марисоль, Энкарнита, Хуанхо… Ну да, я знаю всех по именам. Они звонят по телефону, изредка приходят к нам, передают записки через наших двух учеников – Уксию и Мичу. Эти имена известны и привычны всем домочадцам… И кажется, один лишь заправила понятия не имеет с кем говорит по телефону, если он один дома, и ему приходится брать трубку. Он все подробно записывает на белой доске для сообщений, которую сам же и повесил на кухне, под полкой, на которой громоздятся его книжки с рецептами.

Впрочем, мне не хочется вдаваться в подробности, поскольку это совсем другое дело. С момента моего появления в этом доме, по воскресеньям, за исключением отпуска, еду всегда готовит заправила. У него целая библиотека книг с рецептами, занимающая всю заднюю стену кухни. И как на параде белоснежные передник, курточка, косынка, и высоченный колпак… Утром по воскресеньям отец несколько часов проводит за стряпней. И не дай бог его отвлечь или помешать. Он становится злющим как пантера, похлеще, чем когда работает в кабинете. Я сам это видел.

Как вы заметили, я никак не могу сосредоточиться на персоне Бегонии-матери. А все потому, что заправила мне больше интересен. Мне тяжелее его понять: он лучше других скрывает свои чувства, хотя и в меньшей степени, чем думает. Уж на что Бегония знает отца как облупленного и все же, как я уже упоминал, нет-нет да и упрекает его, что даже после тридцати лет совместной жизни не знает чего от него ждать. А ведь Бегонии-матери ума не занимать. И интуиция у нее о-го-го какая. Она сразу видит человека насквозь. И если, к примеру, кто-то ей не понравился, то дело труба. Не то, чтобы она продолжала предвзято к нему относиться, просто этот человек, как правило, не оправдал ее надежд. В подобных вопросах Бегония-мать достойна восхищения. Конечно, она тоже не без греха, и у нее есть свои заскоки. Я говорю так не со зла, но характерец у матери ужасно взрывной. “Как газировка,” – говорит бабуля. Правда это производит впечатление только на тех, кто ее не знает. С громкими криками мать гоняется за разозлившим ее ребенком, а тот привычно уворачивается и хохочет, потому что знает ее. Устав кричать и бегать, мать прекращает гонку, и ее злость моментально проходит. Видел я и то, как она грозила заправиле, что уйдет из дома, после чего и в самом деле уходила, громко хлопнув тяжелой стальной дверью. Через какое-то время она возвращалась и с достоинством проходила мимо, ни с кем не разговаривая. Ее лицо было сдержанно-спокойным, а взгляд вроде бы сердитый, но в то же время лучится весельем.

Бегония-мать очень мила и обаятельна. Все так говорят. А заправила вечно шутливо попрекает ее этим, ворча, что какой-то умник спрашивал о ней, восхищался необыкновенной красотой его жены и интересовался, почему не пришла эта очаровательная богиня. Короче говоря, Бегонией-матерью восхищаются все.

— А на меня совсем не обращают внимания, – жалуется отец, – будто мы и вовсе незнакомы…

Время от времени отец тоже злится. Почти всегда из-за денег. Особенно когда приходят счета. Он разглядывает их и так и этак.

— Черт возьми, оказывается, я задолжал семьдесят тысяч песет “Английскому Двору”… Послушай, я же дал тебе купоны на распродажу в этот супермаркет на двадцать тысяч дуро… [прим: 1 дуро =5 песетам]

Громко сопя и прищелкивая языком, будто желая что-то сказать, заправила принимается снова изучать чек… А затем мрачно изрекает:

— Так мы и до конца месяца не дотянем…

Бегония-мать в бешенстве взвивается, готовая наговорить отцу кучу гадостей:

— Вот уж не знаю, какого черта тебе приспичило ехать в Италию в прошлом месяце, если все так скверно.

И следом:

— И зачем нужно было транжирить деньги на подарки к серебряной свадьбе? Я тебя об этом не просила…

Когда до нее доходит смысл сказанных слов, уже ничего не исправить. Она раскаивается, но слово не воробей…

Впрочем, я же говорил: интуиция – вот ее главное оружие. Она обладает особым чутьем и улавливает даже малейшие изменения в голосе мужа. В этом семействе пресловутые отцовские интонации стали легендарными. Заправила, как правило, никогда не кричит, защищаясь богатой палитрой интонаций как разнокалиберными пистолетами. А Бегонию-мать это бесит, потому что она слету просекает убойную силу каждой из них.

Следует заметить однако, что их перепалки уже принадлежат истории. В последнее время при мне они не ссорились. Не знаю, может, с деньгами стало получше, или заправила – по уверению Бегонии-матери – достиг нирваны и почти не злится. Совсем недавно Бегония-мать сердилась на отца, но безответно. Она решила, что заправила должен больше есть, если не хочет заболеть, – анорексией, кажется, – из-за проклятого стремления похудеть.

— За май одиннадцать кило, – хвастливо заявил отец.

Мать потихоньку закипала.

— Осталось спустить еще парочку-тройку, – с довольной улыбкой подначивал жену заправила.

— Плевать! – рявкнула она. – Сейчас ты у меня как миленький съешь вот это…

Мать как ребенку придвинула ему тарелку с поджаренным до золотистой корочки филе, которую отец с усмешкой отставил от себя. Мать тут же подвинула ее обратно.

— И все из-за этого дурака! – Мать ткнула пальцем в Мичу. – Он, видите ли, сказал утром: » Папа, что это у тебя под галстуком?»

Дети напрочь забыли об этом, да и заправила

Дата публикации:

Оценка произведения:
Разное:

Переэкзаменовка по литературе рассказ

Марина Якимович (Марина): Владимир, я благодарю Вас за согласие дать интервью. Расскажите моим читателям о себе. Расскажите о своей родительской семье. Я знаю, что Ваша мама была врачом, а отец погиб на фронте, но расскажите обо всём подробнее. Где и как прошло Ваше детство, что запомнилось?

Владимир Гоммерштадт (Владимир): Благодарю Вас, Марина, за, ничем не заслуженный, интерес к моей тщедушной персоне!
Я был семейным божком (со всеми вытекающими из этого последствиями крайнего эгоцентризма, патологической обидчивости, крайней распущенности — жизнь пообломала края этих крайностей, но, чем богаты тем и рады: приходится довольствоваться наличным, адаптируя к реалиям жизни). Семья состояла из меня, мамы и тёти — старой большевички (был такой термин, внушавший предельное уважение), потерявшей в войну своего единственного сына, обратившей свои уязвлённые материнские чувства на меня: сын Юлик ушёл добровольцем на фронт по причине полной беспризорности, тётя с головой была в общественной работе. Жили мы в Москве, в Орлово-Давыдовском переулке, тетю звали Лия Давыдовна. Её мужу, герою гражданской войны Василию Котенко, стоял памятник в далёкой Якутии, а якутские ученики школы его имени присылали детские поздравления, альбомы с образцами тундровой флоры и фотоотчёты о своей пионерской жизни. Я был «славный мальчик Вовочка», так подписывались книжки, которые дарили бородавчатые тётины сопартийные подруги, а я их, зажмурившись, целовал (согласно предложенному ритуалу), изначально, я был действительно славный, послушный, доверчивый… Отец, в моей жизни, фигура мифологическая — он погиб за несколько месяцев до моего рождения. Мама, человек невероятной энергетической силы, окутывала меня почти богородичною любовью, тем болезненней было оказаться, в соответствии житейским реалиям, в детсадовских коллективах. Потом была, всё более ненавистная, школа и материнская тирания, с желанием сделать меня удобным для себя и общества. Тема детства, задающего ложные, не изживаемые ориентиры, так и застряла в горле — ни проглотить, ни выплюнуть, ни слова не скажешь… промычишь лишь маловразумительное.

Марина: Расскажите о том, как сложилась жизнь дальше. Какой и кем был выбран вуз после школы?

Владимир: Окончив первый класс на отлично, четвёртый — с двумя четвёрками (тогда была мода награждать успешных учеников памятными книгами: на школьной фотографии свечусь подбитым глазом) в подростковую ломку я вошёл абсолютно неподготовленным, учился достаточно плохо (классе в восьмом была переэкзаменовка по русскому языку). Поэтому моя увлечённость рисованием, случившаяся об эту пору, была воспринята близкими, как спасение чести семьи. Да и мой ангел-хранитель несколько обнадёжился — как то само-собой сложилось, что стал ходить в изостудию; двумя этажами ниже, в дружественной семье, была художница, благодаря которой легко удалось преодолеть обывательскую вкусовщину самонадеянной родни и подготовиться в проходимое для моего уровня «умелой неумелости» художественное училище, где живописи и рисунку, к моему глубокому огорчению, уделялось, не так уж и много времени.
Через десяток-другой лет, вновь оказавшись в стенах МТХТУ из-за необходимости получить какую-то канцелярскую выписку, слегка прибалдел, увидев свою курсовую работу в витрине эталонных образцов, припомнив с каким скрипом четвёрку за неё получил. Учился я неряшливо, много прогуливал, был на грани вылета, перевёлся с гримёрного на бутафорское отделение, брал академический отпуск, дипломную работу едва завершил, словом, доверия к своим способностям никоим образом вызвать не мог. Думаю, что это качество — «недосоответствия» — сквозною нитью идёт через всю мою жизнь. Зная это, никогда не притязал всерьёз называть себя ни художником, ни поэтом. Называют, не возражаю, внутренне проговаривая: «знали бы вы…».

Марина: В самокритичности Вам не откажешь. Какие книги Вы читали в детстве, что было любимым? Как случился Ваш приход в поэзию?

Владимир: Почему-то раннедетские: Чуковский, Маршак, Барто… кстати, сплошные стихи… живут во мне более глубинной жизнью, чем последующая детская проза. Русские сказки с сюжетными наворотами оставили свой след. Первый опыт стихоложества, где-то в четвёртом классе — «За одну с тобою парту посадили нас/ В тот же миг отсел я от тебя/ И жалел об этом после этого/ И жалею я об этот и сейчас»— любовная лирика (предполагалось что это песня). Я бы и сейчас взял отсюда блочёк:«Об этом? После этого — давно всё фиолетово!» Тогда же я изводил учителей навязчивым повтором фразы: «Бáшки-мáшки, страсти-то какие!»… вполне себе текст. В классах 7-9, не помню с какой-такой стати став социально озабоченным, ваял: «Чёрное солнце душит зноем/ Расплавлен город — течёт асфальт/ Человек, насекомое злое,/ Жизнь твоя —фальш!». Продвинутый одноклассник, комсомолец-отличник, ознакомленный с моими поэтическими дерзаниями, экзальтированно воскликнул: «Да это же — маразм!» Слово показалось настолько серьёзным и созвучным внушающим уважение терминам: марксизм, монизм, махизм… равно непонятным и убедительным в своём звучании, что я, первоначально, возгордился, решив, что соответствую некоему современному поэтическому направлению. Впрочем, в значительной части написанного, я и сейчас этому «направлению» вполне соответствую. Но… руки и мозги не должны быть связаны: многое из той похабели, что я понаписал, заостряет ассоциативный слух при доработке настоящих стихов. Их у меня не так уж и много, однако левые слуховые и
смысловые подголоски, в значительной степени отфильтрованы.

Марина: Это интересно. Расскажите моим читателям о том, как случилось восхождение от «маразма» и «похабели» к тем великолепным стихам, которые мы читаем сегодня?

Владимир: Был период большого интереса к живописи. Мои картинки, казалось, попадали в разряд исканий современного искусства, с другой стороны, чувство природы в пейзажиках вполне себе встречало ответный отклик—рядом на долгие годы появились люди намного лучше меня разбиравшиеся в искусстве. Отношения были более чем доверительные — я не стеснялся показывать любые свои почеркушки, получал исчёрканные свои распечатки с толпами восклицательных и вопросительных знаков, не способных выразить всю меру недоумения… но два-три слова, случалось, были подчёркнуты, а иногда и целая строка, и это означало, что Муму литературной сопричасности плывёт мне навстречу и готова, обняв как родного, ввести в глубины творческой жизни. С другой стороны, два-три раза я был подвергнут такой жестокой порке, что по нескольку лет не мог и слова написать, зато, оклемавшись, почти отучился позволять себе ставить приблизительные слова.

Марина: Итак, живопись и поэзия. Скажите, как Вы позиционируете себя? Вы живописец, который увлечён ещё и поэзией или поэт, который иногда пишет картины? Какая из форм Вашего самовыражения первична?

Владимир: Как художник я вполне уже скончался. Той минимальной энергетики, которой требует это призвание, у меня давно нет. Время от времени я позволяю себе те или иные резвости в Фотошопе, очень редко, в компании любящих покалякать более-менее близких людей, пытаюсь что-либо изобразить или набросать, удивляясь, что что-то ещё получилось.

Марина: Скажите, Владимир, Вам стихи даются легко? Как Вы находите темы? Что их подсказывает? Какая тема случается чаще? Что Вас волнует?

Владимир: Я иду не от смысла, а от слова — это конкретное слово, сочетание слов, фраза, которая звучит как голос с другого надъобыденного уровня, жду когда другие слова к ним подтянутся, по некоторым стихам вижу, что прошли десятилетия… На каком-то этапе проклёвывается смысл и мне он интересен, потому что пришёл сам — я его за уши не тянул.
Забавно: желая привести в качестве примера стихотворение, сложившееся за тридцать лет из набора бессмысленных фраз, обнаружил его в интернете под чужим именем: «Серебряное мое молчание» Жора Разумов

Серебряное мое молчание
Нечаянное…

Молчу.

Вздохну ли —
В плену отчаяния
Беззвучное
Лепечу.

И чутко, и чисто —
Хрустальное,
Неведомое —
Звенит…

Задумчивое,
Печальное,
Нежнее листвы молитв.

Причудой небесного зодчества
Окажешься —
Пусть на миг —

Соборности одиночества
Единственный
Ученик.

Марина: А вот это ещё интересней. Ваше отношение к плагиату? Вас это оскорбило? Удивило? Расстроило?

Владимир: У этого же «автора» я нашёл ещё два стихотворения, очень качественных (как выяснилось, тоже «заимствованных»). Согрело сердце, что мой стиш оказался в такой шикарной компании. А так… Нэ! Нэхорошо!

Марина: Скажите, у Вас случается брак? Что Вы делаете с текстом, который не родился? Оставляете «дозревать» или выбрасываете и забываете?

Владимир: Ежели по гамбургерскому счёту, брак это девяносто шесть процентов написанного мною: либо на злобу дня, либо шуточки-прибауточки вполне себе бездумные, или, так сказать, рифмованные комментарии на полях. Случаются и там две-три блёстки, «и я вздохнул: ну, пусть живёт…». Когда я пытаюсь навести в чём-либо порядок, непременно выкидываю то, о чём потом искренне сожалею. Упорядоченность, в моём случае, враг творчества, беспорядочность — не меньший, но враг ласковый. Я очень бережно отношусь к опечаткам, зачастую это великолепные подсказки, изменение ракурса видения.

Марина: Скажите, Вы когда-нибудь пробовали творить, перенимая манеру любимого поэта? Например а-ля Есенин или Рубцов? Получалось?

Владимир: У меня нет любимых поэтов. Есть стихи, которые в конкретный момент близки и внутренне созвучны. А-ля бывало и даже получалось. Однажды я переписал стихотворение Ходасевича в виде набора пустопорожних слов, сохраняющих лишь звукопись оригинала, затем заменял их всё более осмысленными словами. Если не ошибаюсь, получился этот стиш:

Тихо. Колокол спрятал язык.
Всё тускнеет: и берег, и море…
Позолота пустых колоколен,
и – кресты на могилах простых…

К туче клонится солнечный лик –
неказист, по-сиротски бездолен.
Ветер, ласков и самодоволен,
чуть небрежно коснулся гвоздик.

Здесь природы и зов, и закон.
Ну, куда от влюблённости деться?
Ветер пахнет корицей и детством
за окном, что распахнуто в сон.

Марина: При написании стиха, что самое сложное? Поиск такой рифмы, чтобы не повториться? Или создание индивидуальности текста: попытка его сделать не похожим ни на чей, и чем-нибудь запомниться?

Владимир: Самое сложное не спешить… иначе приходится в большом текстовом блоке, с трудом вылавливать два-три живых слова, дать голове очиститься от прилипчивых смыслов, ждать свежего дыхания и в нём различать слова.

Марина: Владимир, расскажите о Вашем отношении к современному русскому языку и к изменениям в нём. Ни для кого не секрет, что язык – живая материя, но перемены в нём воспринимаются по-разному. Есть люди, которые легко встречают новый сленг. Они сами тут же заменяют наречие «замечательно» наречием «круто» или «клёво», существительное «суть» существительным «фишка», глагол «понимать» глаголом «догонять» и т.д. Есть люди, которые, напротив, очень тяжело воспринимают подобные новшества. Как на это смотрите Вы?

Владимир: Время от времени из меня выпрыгивают удивляющие меня словечки, я их записываю,
иногда они сразу идут в дело, но, чаще, вылёживаются, случайно на них натыкаешься свежим взглядом, правишь, к ним притягиваются другие слова, удивляешься появившемуся вдруг смыслу — они живут своей жизнью, я стараюсь им не мешать и с интересом наблюдаю… К «сленговщине» отношусь с живым интересом, когда ситуация позволяет расспрошу поподробнее о «ньюансах»; сожалея о своём недопонимании, рыщу по словарям — не исключено, что это самое интересное для меня чтение: словари. Обожаю слово: «типа» за его снисходительное всепрощение. Готов трансформировать, искать сочетаний: «клёво выклеванный подсолнух…»
сейчас в голове проклюнулось. Но, как поэтическая заготовка, скорее, сгодится: «клёво выклеванный воздух»!

Окутанный прекрасным многословьем,
пленяющей игрой нечётких рифм,
ту книгу притулил у изголовья,
свой не решаясь чувствовать язык.

Так и уснул.
И сон был молчаливый.

Но утро разбудило:

— На, бери!
Вот — слово!

Записал.

И терпеливо
весь божий день
листаю
словари.

Марина: Спасибо. Скажите, Владимир, вопросами «а не графоман ли я? стоит ли хоть чего-нибудь то, что я выражаю?» задается каждый уважающий себя человек. Как Вы думаете, где искать ответа на этот вопрос? В самоанализе? В квалифицированном мнении со стороны?

Владимир: Право на творчество есть у каждого человека. «Нам не дано предугадать…» Сколько существует замечательной мемуарной литературы, где литературная неискушённость оказывается решающим стилистическим фактором достоверности и подлинности. Зачем душить творческий импульс надуманным вопросом соответствия чему-то там… он должен быть реализован. Это часть жизни. Захотелось одеть это вот платье сегодня. Право на ошибку освобождает личность от оков лжи — на ошибках учатся.

Марина: Не кажется ли Вам, что чем образованнее автор, чем больше он набит бродским-маяковским-самойловым, тем сильнее сомнение в собственном потенциале. И наоборот, чем меньше литературных примеров, тем увереннее человек, потому что ему не с чем сравнивать?
Отсюда вопрос: полезно ли глубокое знание литературы? Не вредит ли оно самооценке, ведь на начальном этапе графоманы все.

Владимир: Ну я-то уж точно: в силу своего невежества (неискушённости — скажем мягче) прошмыгнул в святую обитель искусства. Рисовать начал цветными карандашиками где-то лет в четырнадцать-шестнадцать, увидев в журнале «Америка» очень качественную репродукцию картины Ван-Гога «Звёздная ночь». Я «словил импульс». И оказалось — что цвет из под моего карандаша тоже импульсирует, контактирует со мною, что это… диалог! А стихи, в подавляющем большинстве, стали «доходить» до меня, лишь когда более-менее настоящих своих понаписал. Но, есть же и трепетные литературоведы, которым творческий импульс говорит: не отвлекайся на «своё», здесь— много бóльшее— «наше»!

Марина: Давайте поговорим о Вас. Скажите Владимир, Вы тщеславны? Есть желание быть знаменитым, иметь узнаваемый почерк?

Владимир: Как человек не уверенный в себе, мнительный и скрытный, маскирую своё тщеславие даже от себя. Быть знаменитым — это работа, а я ленив. Те три-четыре публикации, что у меня были, состоялись благодаря, отнюдь, не моим усилиям. Моё встревание в литературу произошло как-то помимо моих волений— в больнице лечащий врач предоставил мне во внерабочее время кабинет, чтобы я мог рисовать. Вскоре подтянулся народ потусоваться— в конце концов главврач прикрыл эту лавочку, но я успел сдружиться с одним из тусовщиков, литератором. Он поинтересовался не пишу ли. Я дал ему почитать свои дневники, которые тогда вёл, он предложил попробовать написать рассказ… Ему мои рассказы не нравились, но один из них приглянулся другому моему знакомому, у которого были связи в журнале «Советская женщина», и рассказ был протиснут в рубрику «Читатели пишут»… на японском языке. Я получил гонорар и узнал что для японцев я —Уради́миру Комирушютáто.

Марина: И Вы стали писать прозу?

Владимир: Да. И, исподвольно, стала нарабатываться чуткость к слову. Гиперответственность, присущая мне, не раз и не два проделывала эту злую шутку — уж лучше не делать вовсе, чем делать плохо. Пиши-ка ты, братец, стишки — авось, в трёх соснах не заблудишься.

Марина: Скажите, Вы легко идёте на общение, или коммуникабельность не Ваша черта и хотелось бы, чтоб все оставили Вас в покое?

Владимир: К сожалению, культура пауз отсутствует в нашей сообщительности. Крайне редко доводится услышать, что говорит данная целокупность собравшихся — соборное начало, пусть бы и двух человек. Это обессмысливает общение, к которому я отношусь с религиозным трепетом, увы… практика жизни показала — лучше пусть оставят в упокое. Но, на коротких отрезках, почти любое общение освежает.

Марина: Кроме поэзии и живописи чем Вы любите заниматься?

Владимир: С детства природа в моей жизни то, с чем-кем контакт несёт некую важную бытийную информацию. Я люблю ландшафтничать: обживать в лесу своё место, прокладывать путь солнечным лучам, дыханию ветра… «другая часть работы — смотреть на облака и ни о чём не думать…»

Марина: И Вам не страшно? Медведи, росомахи, кабаны тоже любят «ландшафничать» в лесу. У меня, например, нежелание встречи с ними подкреплено убеждённостью в несостоятельности моих аргументов.

Владимир: Острастка конечно нужна. Я далеко не знаток звериных повадок. Но, думаю, серьёзный зверь чует, что это чужое место и любопытствовать попусту едва ли станет. Однако, без костра заночевать в диком лесу едва ли решусь… А вот иссине-чёрную красавицу гадюку, пытавшуюся обжить моё место, пришлось убить.

Марина: Как Вы думаете, почему люди страдают?

Владимир: По своей жизни знаю, что многое надо было именно выстрадать — получить как благостный плод страдания. Человек коснеет в своём благополучии… То же, наверное, можно сказать и про Народ.

Марина: Я хочу спросить Вас о любви. Что это такое? Это рабство? Счастье? Наказание? Что нужно, чтобы любовь (случившаяся невзаимной) не оставила выжженное поле?

Владимир: Как человек, промотавший этот дар, что я могу сказать? Испытание!

Марина: Давайте поговорим о деньгах, вернее, о больших деньгах. Скажите, деньги – это свобода или порабощение? С одной стороны, деньги – это решение многих вопросов до того, как эти вопросы образуются в проблему. А с другой – неизбежность подозревать окружающих в меркантильных мотивах общения с тобой и, как следствие, потеря лёгкости в общении, подспудный страх, в дальнейшем — одиночество. Кто менее разрушен, олигарх или бедняк?

Владимир: Марина, как олигарх олигарху, надеюсь, Вы меня поймёте: приходится косить под бедняка, чтобы сохранить себя от внешнего и внутреннего разрушения меркантилизмом.

Марина: Какую литературу Вы читаете? К каким книгам возвращаетесь? Бывало ли, что какая-нибудь книга «переворачивала» Вас? Какая книга приводила Вас в восторг, и Вы советовали друзьям и близким её прочесть?

Владимир: Я всегда искал «учительной литературы», понимая, что ничего не смыслю в жизни. В юности поставил себе задачку прочитать наиболее именитых авторов, и решал её самым тупым образом: форсируя по шестьсот страниц за день. После такого самоистязания проще стало что-то написать самому, нежели пытаться понять в написанном другими.

Марина: Владимир, скажите, что нужно обязательно успеть сделать любому человеку? Что важно не упустить?

Владимир: Пока есть состояние диалога с Жизнью успевать ничего не надо — главное при тебе.

Марина: Скажите, Владимир, Ваше становление и зрелость прошли в Советском Союзе. Расскажите моим читателям о своем отношении к советскому времени? Вам жаль, что оно ушло, или это хорошо, что всё закончилось? О чём утраченном Вы жалеете и каким переменам рады?

Владимир: А что закончилось? Ложь и лицемерие на всех уровнях! Не дай бог прикоснуться к политике. Страх смотрит из всех углов. Мошенники и воры — эталон для подражания. Зябкое, тревожное ожидание перемен… Всё то же. Разве что, в ожидании зябкости поприбавилось.

Марина: Ну и последний вопрос. Эрих Мария Ремарк сказал: «И что бы с вами ни случилось —
ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.» Скажите, Владимир, что важным быть не перестаёт? Что в жизни значимее всего?

Владимир: Ремарка «Марии», по своему, точна. Здесь ключевое слово — «немногое»… Хотелось
бы остаться в рамках этой целомудренной недоговорённости. Иначе придётся мне что-нибудь
пафосное навернуть… Есть в моём внутреннем лексиконе термин «божественная ощупь» — это о
трепетности прикосновения к реалиям жизни: физическим, ментальным, какие там они ещё
бывают… ко всяческим. Искусство, в сущности, этому учит. Трепет — тот же «страх божий» —
его бы сберечь.

Марина: Я благодарю Вас, Владимир, за откровенность и уделённое мне время.

Владимир: И Вам спасибо, Марина! Кто бы меня, убогого, стал слушать…
25.03.2021г

***
Был пасмурный день потускневшего лета.
В серебряной роще вечернего света,
В свеченьи берёзовых слёз,

Я думал о том, как уходят мгновенья,
В которых рождаются стихотворенья,
Которые сердцем поёшь.

Как серость графита, легко серебрится
Печали божественной серая птица,
И я её медленно нёс.

Но в клетке груди моей ей слишком тесно,
И наше единство на миг лишь уместно —
В серебряных слёзах берёз.

Владимир Гоммерштадт

Дорогие читатели, вы можете задать свой вопрос Владимиру. Мой гость ответит на все. Автор лучшего вопроса будет премирован 50-тью серебряными монетами.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «Рассказ А.Солженицына «Матренин двор» ( 9 класс)

А.И.Солженицын «Матренин двор»Глухова Марина Владимировна – учит...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    А.И.Солженицын «Матренин двор»Глухова Марина Владимировна – учит

    Описание слайда:

    А.И.Солженицын
    «Матренин двор»
    Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ «Сертоловский центр образования № 2», Ленинградская область

  • 2 слайд

    Когда тебе невыносимо тяжко, Попробуй сделать хорошо тому, Кого гнетет беда т

    Описание слайда:

    Когда тебе невыносимо тяжко,
    Попробуй сделать хорошо тому,
    Кого гнетет беда твоей сильнее, –
    И сразу полегчает на душе
    Сначала у тебя, потом у человека,
    Которому ты сделал хорошо.

    А дальше все пойдет своим порядком:
    На две улыбки посветлеет сумрак,
    На два шага приблизится рассвет,
    И две звезды над хмурым океаном
    Появятся, и мореход упрямый
    На этот раз от гибели уйдет.
    М. Дудин

  • 3 слайд

    Как рассказ «Матренин двор соприкасается с биографией писателя? А. Н. Солжени

    Описание слайда:

    Как рассказ «Матренин двор соприкасается с биографией писателя?
    А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными.

  • 4 слайд

    Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писате

    Описание слайда:

    Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».
    История создания рассказа.

  • 5 слайд

    Тематика 1.Жизнь и быт русской глубинки 2 Жизнь и труд русского народа, его

    Описание слайда:

    Тематика
    1.Жизнь и быт русской глубинки

    2 Жизнь и труд русского народа, его отношение с властью

    3.Человеческая алчность

    4.Равнодушие людей

  • 6 слайд

    Все литературные критики однозначно пришли к мнению, что произведение писател

    Описание слайда:

    Все литературные критики однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу», настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.
    Жанр

  • 7 слайд

    Сколько частей можно выделит в рассказе? Кто ведет повествование?События того

    Описание слайда:

    Сколько частей можно выделит в рассказе? Кто ведет повествование?
    События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.
    Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.
    Во второй части, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены.
    В третьей части, рассказчик описывает события после смерти Матрены

  • 8 слайд

    Что мы узнаем о судьбе Матрены? С самой юности Матрена не видела счастья. Т

    Описание слайда:

    Что мы узнаем о судьбе Матрены?
    С самой юности Матрена не видела счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье.
    Какие чувства вызывает Матрёна?

  • 9 слайд

    Не для себя Деревья плодоносят. И реки чистых вод своих Не пьют. Не просят хл

    Описание слайда:

    Не для себя
    Деревья плодоносят.
    И реки чистых вод своих
    Не пьют.
    Не просят хлеба для себя
    Колосья.
    Дома не для себя
    Хранят уют…
    Себя мы с ними
    Сравнивать не будем,
    но каждый знает,
    Эту жизнь любя,
    Что чем щедрее отдаёшь
    Ты людям,
    тем радостней живёшь
    И для себя!
    Л. Татьяничева

  • 10 слайд

    Найдите описание внешнего вида дома Матрёны. Какие мысли вызвал вид дома у ра

    Описание слайда:

    Найдите описание внешнего вида дома Матрёны. Какие мысли вызвал вид дома у рассказчика? Почему?
    «Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низкий – 18 венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка…Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет 60…»

  • 11 слайд

    Переэкзаменовка по литературе рассказ

  • 12 слайд

    Сочувствие к людям, порядочность, благородство души объединяют Матрену и Игна

    Описание слайда:

    Сочувствие к людям, порядочность, благородство души объединяют Матрену и Игнатьича. Постоялец восхищается своей хозяйкой, понимает «ее душу». На добрые искренние слова Матрена «отвечала» улыбкой.
    Чем похожи Матрена и Игнатьич?

  • 13 слайд

    Почему именно Игнатьичу Матрена рассказывает о совей судьбе?Что испытывает ге

    Описание слайда:

    Почему именно Игнатьичу Матрена рассказывает о совей судьбе?
    Что испытывает героиня, рассказывая о совей молодости , о любви? О чем это говорит?
    Рассказывая о своей молодости, о любви к Фадею, Матрена сильно волновалась. Сколько лет прошло, а любовь-то осталась. Много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство.

  • 14 слайд

    Как родные относятся к Матрене?Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь

    Описание слайда:

    Как родные относятся к Матрене?
    Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это.

  • 15 слайд

    Что значит работать «за палочки трудодней»? Какие ещё приметы времени есть в

    Описание слайда:

    Что значит работать «за палочки трудодней»? Какие ещё приметы времени есть в этом фрагменте?
    Как Матрена добивалась пенсии? О чем это говорит?
    Какие события были для Матрёны «счастьем»?
    Какое событие круто повернуло жизнь героини?
    Как поступил Фаддей по отношению к Матрене? Как это его характеризует?
    Что испытывает Матрена после требования Фаддея?

  • 16 слайд

    Как заканчивается жизнь героини? Почему такой исход выбрал автор для своей ге

    Описание слайда:

    Как заканчивается жизнь героини? Почему такой исход выбрал автор для своей героини?

  • 17 слайд

     Характеристика героев

    Описание слайда:

    Характеристика героев

  • 18 слайд

    Переэкзаменовка по литературе рассказ

  • 19 слайд

    Какие женские образы русской литературы близки образу Матрёны?Бабушка Акули

    Описание слайда:

    Какие женские образы русской литературы близки образу Матрёны?
    Бабушка Акулина Ивановна («Детство» М. Горького), крестьянские женщины в поэзии Н. А. Некрасова и «Записках охотника» И. С. Тургенева?
    Кто такая праведник? Почему рассказ первоначально носил название «Не стоит земля без праведника»?

  • 20 слайд

    В жизни по-разному можно жить. В горе можно. И в радости. Вовремя есть. Вовре

    Описание слайда:

    В жизни по-разному можно жить.
    В горе можно. И в радости.
    Вовремя есть. Вовремя пить.
    Вовремя делать гадости.

    А можно и так: на рассвете встать
    И, помышляя о чуде,
    Рукой обожженною солнце достать
    И подарить его людям.
    С. Острово́й

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
Матренин двор

Похожие материалы

  • Конспект урока «А.П.Чехов «Хамелеон» (7 класс)

  • Контрольная работа по литературе № 7. 5 класс

  • Презентация к уроку. «Поэзия — чудесная страна».

  • Урок . Поэзия — чудесная страна».

  • Внеклассное мероприятие «Публицистика В. Распутина. Статьи о Байкале»

  • Конспект внеклассного мероприятия «Деятели культуры моего края»

  • Конспект 2 класс по лит.чт. «Пришвин .»Ребята и Утята»

  • Презентация по литературе на тему М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (9 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435618 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

На чтение 26 мин. Просмотров 3 Опубликовано

«Антоновские яблоки» И. Бунина – панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения – насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в программе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нем. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ произведения И. Бунина.

+

analiz-antonovskie-yabloki-bunin-50330.jpg

Краткий анализ

Год написания – 1900.

История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Сам рассказ был написан только спустя 9 лет.

Тема – В повести можно выделить две темы: осень в деревне, вольная жизнь помещиков, наполненная романтикой деревенских просторов.

Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нем очень слабо представлена событийная канва. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, основой для которых служат пейзажи.

Жанр – Рассказ-эпитафия.

Направление – Сентиментализм.

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  • Тест по произведению

История создания

История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл эпитафий.

Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. И. Бунин продолжал шлифовать свое творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».

Тема

Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки» анализ его следует начинать с характеристики основной проблемы.

Все произведение охвачено осенней темой. Автор раскрывает красоту природы в эту пору и изменения, которые осень приносит в человеческую жизнь. А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды символизируют детство, старину, ностальгию. В символическом значении скрывается и смысл названия рассказа.

Особенности произведения связаны с тем, что ведущую роль в нем играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица единственного числа. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях.

Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой прием помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начальном пейзаже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.

Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней. И. Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, как бы намекая на то, насколько слабее его поколение. В этой же части читатель может узнать, как жили богатые крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.

Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тетка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Ее усадьба была окружена садом, в котором росли яблоки. Герой детально описывает интерьер теткиного дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок.

Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте, это единственное, что «поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает все: сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется еще один герой – помещик Арсений Семенович, который приятно удивляет внешностью и веселым нравом.

В заключающей части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семеныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Осталась только ностальгия и «мелкопоместная жизнь». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, доказывая это описанием мелкопоместного быта.

Проблематика произведения сконцентрирована около мотива угасания помещичьего духа и гибели старины.

Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь ее хотя бы в памяти.

Основная мысль – человеку дороги те воспоминания, которые берегутся в его сердце с детства и юности.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а несюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, в наборе которых есть как авторские, так и фольклорные.

Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными несюжетными составляющими.

Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.

Жанр

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» – рассказ-эпитафия. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвленная. Исследователи считают рассказ эпитафией, так как в нем идет речь об «умершем» помещичьем духе.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году был написан рассказ «Антоновские яблоки»?</h3>

    • <label>1888;</label>
    • <label>1889;</label>
    • <label>1900;</label>
    • <label>1901.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 12.11.2017

Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» относится к одному из тех его произведений, где писатель с грустной любовью вспоминает невозвратно ушедшие «золотые» дни. Автор творил в эпоху коренных изменений в обществе: все начало ХХ века залито кровью. От агрессивной среды можно было спастись только в воспоминаниях о лучших моментах.

История создания

Замысел рассказа появился у автора в 1891 году, когда тот гостил в усадьбе у брата Евгения. Запах антоновских яблок, которым были наполнены осенние дни, напомнил Бунину о тех временах, когда и поместья процветали, и помещики не беднели, и крестьяне благоговейно относились ко всему барскому. Автор трепетно относился к дворянской культуре и старопоместному быту, глубоко переживал их упадок. Вот почему в его творчестве выделяется цикл рассказов-эпитафий, которые повествуют о давно ушедшем, «умершем», но еще столь дорогом старом мире.

Писатель вынашивал свое произведение 9 лет. Впервые «Антоновские яблоки» были опубликованы в 1900 году. Однако рассказ продолжал дорабатываться и изменяться, Бунин шлифовал литературный язык, придавал тексту еще большую образность, и убирал все лишнее.

О чем произведение?

«Антоновские яблоки» представляют собой чередование картин дворянского быта, объединенных воспоминаниями лирического героя. Сначала ему вспоминается ранняя осень, золотой сад, сбор яблок. Всем этим управляют хозяева, которые жили в шалаше в саду, по праздникам устраивая там целую ярмарку. Сад наполнен разными лицами крестьян, которые поражают довольством: мужчины, женщины, дети – все они в самых хороших отношениях друг с другом и с помещиками. Идиллическую картину дополняют картины природы, в конце эпизода главный герой восклицает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.

Об охоте, одном из главных дворянских развлечений, говорится особо. Арсений Семенович, шурин главного героя, устраивал масштабные охоты, иногда и по несколько дней. Весь дом был наполнен людьми, водкой, папиросным дымом, собаками. Примечательны разговоры и воспоминания об этом. Рассказчик видел эти забавы даже во сне, погружаясь в дрему на мягких перинах в какой-нибудь угловой комнате под образами. Но и проспать охоту приятно, ведь в старом поместье кругом книги, портреты, журналы, при виде которых охватывает «сладкая и странная тоска».

Но жизнь изменилась, стала «нищенской», «мелкопоместной». Но и в ней есть остатки былого величия¸ поэтические отголоски бывшего дворянского счастья. Итак, на пороге века перемен у помещиков остались лишь одни воспоминания о беззаботных днях.

Главные герои и их характеристика

  1. Разрозненные картины соединены через лирического героя, который представляет авторскую позицию в произведении. Он предстает перед нами человеком с тонкой душевной организацией, мечтательным, восприимчивым, оторванным от реальности. Он живет прошлым, скорбя о нем и не замечая, что на самом деле творится вокруг него, в том числе, и в деревенской среде.
  2. Тетка главного героя Анна Герасимовна также живет прошлым. В ее доме царят порядок и аккуратность, идеально сохраняется старинная мебель. Говорит старушка тоже о временах своей молодости, да о наследстве.
  3. Шурин Арсений Семенович отличается молодым, залихватским духом, в условиях охоты эти бесшабашные качества очень органичны, но каков он в быту, в хозяйстве? Это остается тайной, ведь и в его лице поэтизируется дворянская культура, как и у прошлой героини.
  4. В рассказе много крестьян, но все они имеют схожие качества: народная мудрость, почтение к помещикам, ловкость и хозяйственность. Они низко кланяются, бегут по первому зову, в общем, поддерживают счастливую дворянскую жизнь.

Проблемы

Проблематика рассказа «Антоновские яблоки» главным образом сосредотачивается на теме обнищания дворянства, потери ими былого авторитета. По мнению автора, помещичий быт прекрасен, поэтичен, в деревенской жизни нет места скуке, пошлости и жестокости, хозяева и крестьяне отлично сосуществуют друг с другом и по отдельности немыслимы. Отчетливо проступает поэтизация Буниным и крепостного права, ведь именно тогда эти прекрасные усадьбы процветали.

Также важен еще один вопрос, поднимаемый писателем – это проблема памяти. В переломную, кризисную эпоху, в которую был написан рассказ, хочется покоя, тепла. Именно его человек всегда находит в воспоминаниях детства, которые окрашиваются радостным чувством, из того периода обычно возникает в памяти только хорошее. Это прекрасное и хочет навсегда оставить в сердцах читателей Бунин.

Тема

  • Главная тема «Антоновских яблок» Бунина – дворянство и его быт. Сразу видно, что автор гордится собственным сословием, поэтому ставит его очень высоко. Деревенские помещики воспеваются писателем еще и из-за их связи с крестьянами, чистыми, высоконравственными, морально здоровыми. В сельских заботах нет места хандре, тоске и вредным привычкам. Именно в этих отдаленных поместьях живы дух романтизма, нравственные ценности и понятия чести.
  • Большое место занимает тема природы. Картины родного края написаны свежо, чисто, с уважением. Сразу видна любовь автора ко всем этим полям, садам, дорогам, усадьбам. В них, по мнению Бунина, и заключается подлинная, настоящая Россия. Природа, окружающая лирического героя, поистине лечит душу, гонит разрушающие мысли.

Смысл

Ностальгия – вот главное чувство, которое охватывает и автора, и многих читателей того времени после прочтения «Антоновских яблок». Бунин – настоящий художник слова, поэтому его деревенская жизнь – идиллическая картина. Автор старательно обошел все острые углы, в его рассказе жизнь прекрасна и лишена проблем, социальных противоречий, которые в реальности накопились к началу ХХ века и неизбежно вели Россию к переменам.

Смысл этого рассказа Бунина – создать живописное полотно, погрузиться в ушедший, но манящий мир безмятежности и благоденствия. Для многих людей отход от действительности стал выходом, однако недолгим. Тем не менее, «Антоновские яблоки» — образцовое произведение в художественном плане, а у Бунина можно поучиться красоте его слога и образности.

Автор: Мария Блинова

Содержание:

История написания

Проводя анализ «Антоновских яблок» И. А. Бунина, нужно в первую очередь рассмотреть историю создания, поскольку она придает главную идею произведению. Автор гостил в усадьбе брата, окруженной садами. Писатель был родом из дворянского сословия, тогда в поместьях непременно росли фруктовые деревья, поскольку это был признак высшего общества.

В один из дней Бунин вышел на улицу и почувствовал неповторимый запах антоновских яблок. Этот аромат вызвал у автора ностальгию по прошлым временам, он напомнил о прошедшей молодости. Его пронзила грусть по уходящим годам, это и объясняет немного подавленную интонацию произведения. Он решил описать ностальгические мысли о былом в одной из своих новелл.

Эта идея крепко поселилась в душе Бунина, однако задумку о написании произведения он реализовал лишь через 9 лет. За это время он создал множество стихов и рассказов.

Написал автор «Антоновские яблоки» только в 1900 году. Ностальгический рассказ посвящается воспоминаниям о дворянстве.

Краткое содержание

«Антоновские яблоки» является олицетворением ностальгии, старины, детства. В символическом значении скрыт и смысл названия произведения. Рассказ собой представляет череду описания быта дворян, которые объединяются воспоминаниями главного лирического персонажа (рассказчика). Вначале ему почему-то представился золотистый сад, наступившая осень, сбор урожая яблок.

Всем этим заведовали хозяева, жившие в шалаше среди деревьев, по праздникам они устраивали огромную ярмарку. Сад был переполнен крестьянами, они просто поражали своим довольством: дети, парни и девушки — все хорошо относились друг к другу и к дворянам. Идиллию картины дополняют природные пейзажи, в финале этой части главный персонаж говорит: «Как росисто, прохладно и как хорошо жить на свете!».

Урожайный год в родовом имении рассказчика Выселки просто радует глаз: во всем довольство, везде радостные лица и достаток обычных мужиков. Главный герой и сам хотел бы быть крестьянином, не видя в этой судьбе каких-то проблем, а лишь крепкое здоровье и естественное единство с природой, а совершенно не унижение, малоземелье и нищету.

От быта крестьян он переходит к дворянам прежней эпохи крепостничества, когда помещикам еще отводилась основная роль в обществе. Примером является поместье тетушки Анны Герасимовны, в котором ощущалась и строгость, и богатство, и верность крестьян. Описание дома тоже как будто застыло в прошлом, даже общаются все лишь о былом времени, но в этом также можно проследить поэзию.

Об охоте, одном из популярных занятий помещиков, говорится отдельно. Арсений Семенович, который являлся шурином рассказчика, организовывал масштабные вылазки, часто по несколько суток.

Весь дом был переполнен людьми, собаками, дымом папирос, брагой. Примечательны воспоминания и разговоры об этом событии.

Главный герой видел эту забаву даже во сне, когда дремал на перинах в какой-то отдаленной спальне под иконами. Но и пропустить охоту также приятно, поскольку в старинной усадьбе везде журналы, картины, книги, смотря на которые навевается «странная и сладкая тоска».

Однако в жизни произошли изменения, существование стало «мелкопоместным» и «нищенским». Но и в нем еще находятся остатки прошлого величия, поэтические отзвуки прошедшего дворянского счастья.

Описание персонажей

Рассказ собой представляет лирический монолог-воспоминание, который построен на «технике ассоциаций». Произведение неспроста называется «Антоновские яблоки», именно эти плоды являются предметом для ностальгии. Характеристика главных героев представлена в таблице:

Главные герои Описание
Рассказчик Это дворянин по своему происхождению и по образу мышления. Но все же он иногда завидует обычной жизни мужиков с ее сном прямо на гумне, работой в саду и постоянными ранними подъемами. Он часто размышляет о том, каков он на самом деле деревенский быт. Мечтает приехать со своей молодой женой на праздник к бородатому тестю, чтобы съесть в деревне на ужин баранину из деревянных тарелок, почувствовать вкус браги и насладиться ароматом сотового меда.
Арсений Семеныч Шурин рассказчика, он является заядлым охотником. К нему постоянно приезжает большое количество разных людей, они гостят у него по нескольку дней. Он все время любит произвести впечатление на других, к примеру, может выстрелить возле собаки, которая воровала со стола еду в его доме. Покончил свою жизнь самоубийством, выстрелив из ружья.
Анна Герасимовна Тетка рассказчика, хозяйка поместья, бывшая дворянка. Властная женщина, даже через продолжительное время после отмены крепостничества ее крестьяне очень уважали, к примеру, кучер постоянно снимал шапку, когда въезжал в ее двор. Рассказчику нравилось бывать у нее в гостях, он любил угощения — яблоки различных сортов из большого фруктового сада.
Мелкопоместный Помещик, у которого нравилось останавливаться рассказчику, когда скончались тетка и шурин. Он также являлся заядлым охотником, но рангом ниже, в отличие от Арсения Семеныча.
Лукерья Престарелая кухарка, живущая еще с детства у мелкопоместного.
Николай Мещанин, который является владельцем яблоневого сада и занимается продажей урожая. Рассказчику нравилось приходить к нему ночью, когда тот охранял яблоки, чтобы пострелять в воздух из ружья.

Композиция и жанр

Все моменты объединяются личностью лирического героя и его эмоциональным настроем. В произведении нет сюжетной динамики. Фабула заключается в накоплении разных воспоминаний, основной элемент для их появления — аромат яблок.

Рассказ имеет 4 части:

  1. Вначале читателю описываются ностальгические воспоминания о поместье и беспечной жизни, тут же и возникает образ яблок.
  2. В следующей части изображается осенняя пора. Здесь рассказчик переносит свои воспоминания в поместье к тетушке Анне Герасимовне. При этом усиливается образ яблок, теперь они для героя стали основным моментом осени.
  3. В третьей части описана другая осень — прохладная и сырая. Рассказчик переносится в дом Арсения Семеновича и вспоминает об охоте.
  4. Финальная часть рассказывает об унынии и осенней хандре — в эту пору яблоки уже не пахнут. Лирический герой опечален упадком дворянства.

Рассказ был разделен на четыре части неспроста — так писатель показал жизненный цикл и наступление зрелого возраста вместо юности.

Поднятие проблем

Анализ произведения позволяет сделать вывод о том, что этот рассказ ведет к высоким нравственным размышлениям, помогает читателю отречься от всего непотребного, позволяет очистить душу.

Проблема не только в сожалении о юных годах. Глубоко развита и тематика природы. Писатель ее не только любил, но отлично знал и понимал. Даже обычный запах яблок помог ему написать гениальный рассказ.

Бунин поднимал следующие проблематики:

  1. Основная проблематика произведения в основном сосредоточена на теме упадка дворянства, утраты помещиками авторитета. Как считал писатель, помещичий строй являлся поэтичным и прекрасным, в жизни в деревне нет места для жесткости, пошлости и скуки, хозяева и крепостные великолепно ладили между собой и по отдельности просто не могут существовать. Отчетливо видна позиция автора, поскольку именно в то время эти прекрасные поместья процветали.
  2. Также немаловажна другая проблема, которую поднимает Бунин — память человека. В переломное время, когда было создано произведение, хотелось тепла и спокойствия. Именно это люди могут найти в детских воспоминаниях.

Основные темы

В смысл названия произведения автор вложил печаль и грусть о прошедшем времени. Аромат яблок сладкий и одновременно терпкий, он олицетворяет состояние поэтичной души человека. Воспоминания людей имеют такой же оттенок.

Ощущение ностальгии, которое испытывал Бунин, захватывает и всех читателей после прочтения этого рассказа.

С помощью выразительных художественных средств писатель смог мастерски разбудить в каждом человеке дорогие для него воспоминания.

Основные тематики, которые поднимает автор:

  1. Быт дворян. Можно проследить, что Бунин гордится своей родословной, относится к дворянству с особой симпатией. Помещики в деревнях воспеваются автором еще и из-за их тесной связи с крепостными, чистыми, высокоморальными, нравственно здоровыми. В сельских буднях не находится места для вредных привычек, тоски и печали. В далеких провинциальных усадьбах еще живы дух романтизма, понятия о достоинстве и моральные ценности.
  2. Тематика природы. Пейзаж родного края описан с уважением, он чист и свеж. Можно проследить любовь Бунина к садам, полям и поместьям. В них, как считал писатель, и состоит настоящая и неподдельная Россия. Природа, которая окружает главного героя, поистине может вылечить душу, разогнать плохие мысли.

Ностальгия — это основное чувство, охватывающее и писателя, и большинство читателей. Бунин являлся настоящим мастером художественного слова, потому его сельский быт — идеальная картина. Он старательно смог обойти все подводные камни, в его произведении жизнь великолепна и лишена социального противостояния, что в реальности уже скопилось к концу XIX столетия и неизбежно вело к глобальным изменениям.

Смысл произведения — создать живописный портрет, погрузиться в прошедший, но при этом манящий мир спокойствия и процветания. Для большинства людей уход от действительности являлся по-настоящему выходом, но недолгим.

Так или иначе, «Антоновские яблоки» — идеальный рассказ в художественном плане, а у писателя получилось создать красоту образности и речи.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Меню статьи:

История создания и прототипы героев

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.

В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.

Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.

Особенности сюжета

Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа “Легкое дыхание” Ивана Бунина – в миниатюре.

Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.

Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.

Рассказ состоит из четырех частей. В первой читатель узнает о ностальгических воспоминаниях о деревне и беззаботной жизни, здесь же и появляется образ антоновских яблок.

Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с анализом рассказа “Чистый понедельник”, который написал Иван Бунин – талантливый автор-классик.

В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.

Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.

Тема и идея произведения

Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.

Идея состоит в поэтическом отображении мира помещичества, которое пришло в упадок во всех смыслах этого слова.

Художественные особенности рассказа

По мнению большинства исследователей, рассказ «Антоновские яблоки» Бунина можно отнести к поэзии в прозе. Текст рассказа обладает невероятным лиризмом, который роднит его с поэтическими произведениями.

Рассказ по своему художественному наполнению схож с акварельными картинами. В рассказе содержится много цветовых элементов – Бунин удачно играет цветом и цветопереходами – в его произведении все цвета живут своей жизнью. Такая цветовая градация способствует восприятию рассказа как необычного художественного явления, с её помощью создается реальность описываемой Буниным картины.

Иван Алексеевич Бунин глубоко и искренне любил свою Родину. Все его произведения пронизаны трогательным чувством щемящей грусти, любви к природе и Родине. Одним из таких ярких произведений великого русского писателя является рассказ «Антоновские яблоки», где писатель сожалеет об уходящем прошлом. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения.

Год написания — 1900 г.

История создания — Идею написания рассказа автору навеял аромат созревших яблок, который он почувствовал, когда гостил в поместье брата.

Тема — Основная тема произведения — сожаление о дворянском сословии, постепенно уходящим в прошлое, и большая тема любви к природе.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Композиция — Рассказ состоит из четырех частей, в которых отражены периоды жизни России, ее прошлое, настоящее и будущее.

Жанр — Повествование относится к жанру рассказа, составленного из нескольких частей в виде монолога.mz_163_Antonovskie_yabloki__45h95_h.m._2014g..jpg

Проводя в «Антоновских яблоках» анализ произведения, необходимо упомянуть его историю создания, которая и придала основную мысль этому рассказу.

Писатель гостил в поместье своего брата, в окружении фруктовых садов. Он был выходцем из дворянского сословия, в поместьях которых обязательно подразумевались сады, как признак дворянства.

Однажды писатель вышел из дома брата, и его затопил аромат антоновских яблок. Этот сладкий и ароматный запах вызвал в писателе ностальгию по прошлому времени, навеял воспоминания об ушедшей молодости. Писателя пронзила грусть по уходящему времени, и ему в голову пришла мысль выразить свои ностальгические чувства о былом на бумаге. Мысль крепко засела в душу писателя, но свою задумку о написании этого рассказа, он воплотил в жизнь только через девять лет. Так был создан рассказ Бунина «Антоновские яблоки», и от замысла до воплощения прошло девять лет, год написания — 1900. Ностальгическое произведение посвящено воспоминаниям об уходящем дворянстве.

В смысл названия своего рассказа писатель вкладывает грусть и печаль об уходящем времени. Запах яблок, сладкий, и вместе с тем терпковатый, воплощает в замысле писателя состояние его поэтической души. Его воспоминания имеют — такой же оттенок, порой они сладкие и счастливые, когда автор вспоминает о прошлом. О том времени, когда дворянство жило в полном расцвете, чистой и праведной жизнью. Все было занято заботами и работой, не было места вредным привычкам и скуке.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Горчинку воспоминаниям придает тот момент, когда писатель осознает, что дворянство постепенно пришло в упадок, уже нет той спокойной и размеренной жизни, и общество начало погрязать в пороках.

Перед глазами рассказчика проходят воспоминания и о людях, которых он, когда — то знал. Герои его воспоминаний так же близки и дороги поэту, как и все его прошлое. Наступившие проблемы разорения и опустошения дворянских родовых гнезд, проходят через все повествование автора.

Чувство ностальгии, испытываемое автором, охватывает и каждого читателя после прочтения «Антоновских яблок».

Своими выразительными художественными средствами, автор мастерски сумел разбудить в каждом читателе дорогие его сердцу воспоминания.

Смысл произведения в том, чтобы показать ровную и безмятежную картину прошлого, идеализируя и приукрашивая его, обходя острые углы действительности. Затронуть потаенные уголки души читателя, чтобы эти воспоминания несли лишь созидательный характер, очищая от скверны и злобы.

Анализ рассказа приводит к выводу, что это произведение ведет к высоким нравственным мыслям, позволяет читателям отречься от всего грязного и непотребного, ведет к истинному очищению души, и порождает стремление к высоким идеалам. Проблематика рассказа не только в сожалении о б уходящем в прошлое дворянстве. Глубоко развита в произведении и тема природы. Автор по праву считается непревзойденным поэтом, воспевающим родную природу. Бунин не только любит природу, он ее хорошо понимает и знает. Ни один писатель не сравнится с ним в описании природы. Это тот эмоциональный и глубоко чувствующий человек, так сильно любящий природу, что даже один запах яблок позволяет ему создать гениальное произведение.

Интересно композиционное построение рассказа, особенности композиции включает в себя многоточие как в начале, так и в конце произведения. Между этими многоточиями — четыре главы рассказа. Такие особенности несут в себе то, что у рассказа как бы нет начала, и не конца. Это просто кусок жизни, взятый с какого — то момента, и ничем не заканчивающийся, а дающий пищу для размышлений о грядущем будущем.

В композиции текста наблюдается как бы отсутствие сюжета, в нем нет динамического развития. Весь рассказ имеет форму монолога.

Рассказ, этот внутренний монолог писателя, разделен на четыре части. Каждая из частей составляет определенную картину прошлого, и все вместе они образуют одно целое. Все четыре части произведения подчинены одной теме. Используя художественные средства, особенности композиции, в каждой из этих частей, автор обрисовывает жизнь и быт дворянского сословия, его культуру. Он описывает и расцвет дворянства, и его увядание. С легкой грустью, в каждой из четырех глав, писатель говорит о прошлом, наталкивая на мысль о неизбежности нового будущего. В каждой из этих частей, в каждой строчке, он призывает читателя не забывать о прошлом, помнить свою родину и предков, беречь традиции, и только тогда можно построить новое счастливое будущее.

Возможно, вам также будет интересна статья: Рецензия на книгу «Цветы для Элджернона»

Композиция произведения заканчивается словами песни, иносказательный смысл автора которой выражается в том, что история неизбежно идет вперед, заметая свое прошлое.

Произведение Бунина относится к жанру рассказа. Бунин, певец природы и поэт, использовал поэтические мотивы в своем повествовании, и «Антоновские яблоки» можно с уверенностью назвать поэтическим рассказом, лирической повестью реалистического направления.

Критика была неоднозначна в своих суждениях о произведении, о его гениальности говорит факт, что рассказ стал классикой.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/antonovskie-yabloki/analiz-proizvedeniya-bunina.html
  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-antonovskie-yabloki-i-bunin/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/analiz-antonovskie-yabloki.html
  • https://r-book.club/russian-classics/ivan-bunin/antonovskie-yabloki.html
  • https://factstore.ru/analiz-proizvedeniya-antonovskie-yabloki/

  • Перечитайте фрагмент сказки о мертвой царевне и семи богатырях и выпиши эпитеты солнце месяц море
  • Перечитать рассказ тайна подготовить материал на тему проявление чувств в литературе
  • Перечитайте текст еще раз на основании данного текста напишите сочинение рассуждение на тему русский
  • Перечитайте эпизоды осложняющие повествование сон гринева и калмыцкую сказку рассказанную пугачевым
  • Перечитайте диалоги еремеевны и митрофана подготовьте небольшой рассказ о судьбе еремеевны