Передача в гостях у сказки с валентиной леонтьевой 1980

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2020; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2020; проверки требуют 20 правок.

«В гостях у сказки» — советская и российская детская телевизионная передача, транслировавшаяся в 1970-е — 1990-е годы.

Сюжет[править | править код]

Первый выпуск передачи вышел в 1976 году. «В гостях у сказки» выходила в телеэфир в течение учебного года и в летние месяцы «уходила на каникулы». Часть сезонов передачи выходили в субботу (с последующим повтором программы в утреннее время на следующей рабочей неделе), часть сезонов — в пятницу (опять же с повтором выпуска), часть сезонов — в воскресенье. В 1970-е — начале 1980-х годов передача показывалась, как правило, еженедельно. Затем выход программы ограничивался одним выпуском в две недели.

Передача начиналась с мультипликационной заставки (было несколько вариантов, включая «новогодний» для зимних каникул) под мелодию Владимира Дашкевича «Приходи, сказка», ранее звучавшую в кинофильме 1973 года «Капля в море» (в том числе с малоизвестным текстом про волшебную шапку-невидимку) и позже использованную в кинофильме 1982 года «Там, на неведомых дорожках…» с новым текстом, и впоследствии, после показа его в передаче, зазвучавшей со словами из этого фильма. Ведущая программы Валентина Михайловна Леонтьева (тётя Валя) непременно открывала передачу обращением «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!». Ведущая троекратным хлопком в ладоши вызывала к себе помощников: сказочного библиотекаря (Владимир Долинский, позже Рогволд Суховерко) и Полину (Полина Осетинская)

В передаче показывали детские фильмы-сказки, игровые и мультипликационные. Демонстрировались советские киносказки разных лет, включая фильмы, созданные на киностудиях практически всех союзных республик СССР. Часто показывались в передаче сказки Александра Роу и Александра Птушко, а также сказки, снятые режиссёрами из социалистических стран. Нередко в программу включались премьерные показы кино- и телефильмов. Показ фильма, как правило, предварялся беседой В. М. Леонтьевой со зрителями, из которой они узнавали о литературной основе фильма (если показывалась экранизация), или получали иную познавательную информацию, связанную с фильмом. По окончании фильма зрителям предлагалось ответить на «сказочный» или «киносказочный» вопрос, а также прислать на программу рисунки и поделки по мотивам показанной киносказки. Через несколько передач ответы и работы юных зрителей непременно обсуждались и показывались — опять же по окончании очередного фильма-сказки. Во время показа рисунков звучала песня Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенёва «Рисуйте, рисуйте!» из кинофильма «Фантазии Веснухина» в исполнении Аллы Пугачёвой.

8 сентября 1989 года передача получила новое название — «В мире сказок и приключений», что отразилось и на выборе жанра фильмов.

В 1991 году вышли в эфир две новогодних телепередачи с названием «В гостях у сказки» с Валентиной Леонтьевой в роли ведущей[1]. После замены ЦТ СССР на 1-й канал Останкино передача стала выходить под названием «Зазеркалье». В неё режиссёр детской редакции Пётр Соседов снова хотел позвать Леонтьеву на роль ведущей, но руководство студии кинопрограмм канала (Владимир Шмаков) и Мария Старостина запретили использовать «тётю Валю» в качестве ведущей. Взрослую ведущую в ней заменили на детей — мальчика и девочку, которые попадали внутрь сказки (их «приклеивали» на картинку фильма или мультфильма) и с ними происходили разные приключения. Они как бы попадали в волшебную страну Зазеркалье. Сценарии для этих передач писала редактор студии кинопрограмм ЦТ СССР, выпускница Литературного института Инна Смирнова. Роли детей (девочек) в разные годы исполняли внучка Председателя ТК «Останкино» — Егора Яковлева и внучка Председателя КГБ СССР Вадима Бакатина. Чаще всего роль девочки исполняла Кристина Казакова.

С 14 мая 1993 года «Зазеркалье» снова стало называться «В гостях у сказки»[2][3]. Под оригинальным названием она и выходила в эфир вплоть до ликвидации ТК «Останкино» в 1995 году[4].

Кинорепертуар[править | править код]

Сезон сентябрь 1976 — май 1977[править | править код]

  • «По щучьему веленью» (фильм, 1938)
  • «Василиса Прекрасная» (фильм, 1939)
  • «Конёк-Горбунок» (фильм, 1941)
  • «Марья-искусница» (фильм, 1959)
  • «Кащей Бессмертный» (фильм, 1944)
  • «Новые похождения Кота в сапогах» (фильм, 1958)
  • «Королевство кривых зеркал» (фильм, 1963)
  • «Морозко» (фильм, 1964)
  • «Варвара-краса, длинная коса» (фильм, 1969)
  • «Новый Гулливер» (фильм, 1935)
  • «Золотой ключик» (фильм, 1939)
  • «Каменный цветок» (фильм, 1946)
  • «Руслан и Людмила» (2 серии, фильм, 1972) — показан в двух передачах
  • «Сказка о царе Салтане» (фильм, 1966)
  • «Садко» (фильм, 1952)
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)
  • «Золушка» (фильм, 1947)
  • «Двенадцать месяцев» (мультфильм, 1956)
  • «Снежная королева» (фильм, 1966)
  • «Старая, старая сказка» (фильм, 1968)
  • «Доктор Айболит» (фильм, 1938)
  • «Город мастеров» (фильм, 1965)
  • «Золотой гусь» (ГДР, фильм, 1964)
  • «Царевна-лягушка» (мультфильм, 1954) и «Цветик-Семицветик» (мультфильм, 1948)
  • «Волшебник» (Венгрия, фильм, 1969)
  • «Три толстяка» (фильм, 1966)
  • «Огниво» (ГДР, фильм, 1959)
  • «Златовласка» (Чехословакия, фильм, 1973)
  • «Король Дроздобород» (ГДР, фильм, 1965)
  • «Старик Хоттабыч» (фильм, 1956)
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951) и «Сказка о золотом петушке» (мультфильм, 1967)
  • «Удивительная история, похожая на сказку» (фильм,1966)
  • «Волшебная лампа Аладдина» (фильм, 1966)

Сезон сентябрь 1977 — май 1978[править | править код]

  • «Аленький цветочек» (мультфильм, 1952)
  • «Волшебная книга Мурада» (фильм, 1976)
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» (мультфильм, 1937) и «По щучьему веленью» (кукольный фильм,1970)
  • «Семург» (фильм, 1972)
  • «Волшебник изумрудного города» (мультфильм в 10-ти частях, 1973)
  • «Седьмой джинн» (фильм, 1976)
  • «Приключения Буратино» (фильм, 1975)
  • «Золотая юрта» (ГДР, Монголия, фильм, 1961)
  • «Приключения жёлтого чемоданчика» (фильм, 1970)
  • «Снежная королева» (мультфильм, 1957)
  • «Двенадцать месяцев» (фильм, 1972)
  • «Про Красную Шапочку» (2 серии, фильм, 1977) — показан в двух передачах
  • «Новые похождения Кота в сапогах» (фильм, 1958)
  • «Огонь, вода и… медные трубы» (фильм, 1967)
  • «Горя бояться — счастья не видать» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах
  • «Тайна железной двери» (фильм, 1970)
  • «О Терезке и Пани Мадам» (Чехословакия, фильм, 1976)
  • «Снегурочка» (фильм, 1968)
  • «Три золотых волоска деда Всеведущ» (Чехословакия, фильм, 1963)
  • «Молодость без старости» (Румыния, фильм, 1968)
  • «Заколдованный мальчик» (мультфильм, 1955) и «Кошкин дом» (мультфильм, 1958)
  • «Чиполлино» (мультфильм, 1961) и «Три толстяка» (мультфильм, 1963)
  • «Приключения Буратино» (мультфильм, 1959)
  • «Сказка о потерянном времени» (фильм, 1964)
  • «Большой и маленький Клаус» (ГДР)

Сезон сентябрь 1978 — май 1979[править | править код]

  • «По щучьему веленью» (фильм, 1938)
  • «Василиса Прекрасная» (фильм, 1939)
  • «Конёк-Горбунок» (фильм, 1941)
  • «Кащей Бессмертный» (фильм, 1944)
  • «Царевна-лягушка» (мультфильм, 1954) и «В некотором царстве…» (мультфильм, 1957)
  • «Варвара-краса, длинная коса» (фильм, 1969)
  • «Марья-искусница» (фильм, 1959)
  • «Садко» (фильм, 1952)
  • «Морозко» (фильм, 1964)
  • «Сказка о золотом петушке» (мультфильм, 1967) и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951)
  • «Дракон Шушу» (Венгрия, мультфильм, 1976)
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)
  • «Волшебный голос Джельсомино» (2 серии, фильм, 1977, телепремьера) — показан в двух передачах
  • «Сказка о царе Салтане» (фильм, 1966)
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» (мультфильм, 1950) и «Дюймовочка» (мультфильм, 1964)
  • «Каменный цветок» (фильм, 1946)
  • «Золотая утка» (Польша, фильм, 1976)
  • «Снежная королева» (фильм, 1966)
  • «Заячий сторож» (ГДР)
  • «Удивительная история, похожая на сказку» (фильм, 1966)
  • «Три толстяка» (фильм, 1966)
  • «Старая, старая сказка» (фильм, 1968)
  • «Большой и маленький Клаус» (ГДР)
  • «Золушка» (фильм, 1947)
  • «Красные и черные камни» (Польша)
  • «Золотой гусь» (ГДР, фильм, 1964)
  • «Госпожа Метелица» (ГДР, фильм, 1963)
  • «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (фильм, 1964)
  • «Волшебная лампа Аладдина» (фильм, 1966)
  • «Польские сказания» (Польша, мультфильм, 1971)
  • «Новый Гулливер» (фильм, 1935)
  • «Златовласка» (Чехословакия, фильм, 1973)

Сезон сентябрь 1979 — май 1980[править | править код]

  • «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» (2 серии, фильм, 1976) — показан в двух передачах
  • «Айболит и Бармалей» (мультфильм, 1973); * «Краденое солнце» (мультфильм, (?) 1944 или * «1978); и др. мультфильмы по произведениям К. И. Чуковского
  • «Доктор Айболит» (фильм, 1938)
  • «Волшебник» (Венгрия, фильм, 1969)
  • «Старик Хоттабыч» (фильм, 1956)
  • «Регентруда» (ГДР, фильм, 1976)
  • «Иваника и Симоника» (фильм, 1976) и «Стоптанные туфельки» (ГДР, фильм, 1977)
  • «Пастух Янка» (2 серии, фильм, телевизионная версия, 1977)
  • «Аленький цветочек» (фильм, 1977)
  • «Приключения Буратино» (2 серии, фильм, 1975) — показан в двух передачах
  • «Горя бояться — счастья не видать» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах
  • «Умные вещи» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах
  • «Двенадцать месяцев» (2 серии, фильм, 1972) — показан в двух передачах
  • «Три орешка для Золушки» (Чехословакия, ГДР, фильм, 1973)
  • «Честное волшебное» (фильм, 1975)
  • «Приключения в городе, которого нет» (фильм, 1974)
  • «Кащей Бессмертный» (фильм, 1944)
  • «Вероника» (Румыния, фильм, 1972)
  • «Вероника возвращается» (Румыния, фильм, 1975)
  • «Огниво» (ГДР, фильм, 1959)
  • «Самый сильный» (фильм, 1973)
  • «Цветик-семицветик» (фильм, 1968) и «Синюшкин колодец» (фильм, 1978)

Сезон сентябрь 1980 — май 1981[править | править код]

  • «Золотой ключик» (фильм, 1939)
  • «Приключения жёлтого чемоданчика» (фильм, 1970)
  • «Дикие лебеди» (мультфильм, 1962) и «Пастушка и трубочист» (мультфильм, 1965)
  • «Тайна железной двери» (фильм, 1970)
  • «Город мастеров» (фильм, 1965)
  • «Сказка о потерянном времени» (фильм, 1964)
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)
  • «Карлик Нос» (ГДР, фильм, 1978)
  • «Щелкунчик» (мультфильм, 1973) и «Последний лепесток» (мультфильм, 1977)
  • «Стоптанные туфельки» (ГДР, фильм, 1977)
  • «Лоскутик и облако» (мультфильм, 1977)
  • «Морозко» (фильм, 1964)
  • «Снежная королева» (мультфильм, 1957)
  • «Три орешка для Золушки» (Чехословакия, ГДР, фильм, 1973)
  • «Пастушка у колодца» (ГДР, фильм, 1979)
  • «Старик Хоттабыч» (фильм, 1956)
  • «Приключения Буратино» (мультфильм, 1959)

Сезон сентябрь 1981 — май 1982[править | править код]

  • «Новые приключения муравья и блохи» (2 серии, фильм, 1980) — показан в двух передачах
  • «Марья-искусница» (фильм, 1959)
  • «Регентруда» (ГДР, фильм, 1976)
  • «Садко» (фильм, 1952)
  • «Королевство кривых зеркал» (фильм, 1963)
  • «Немухинские музыканты» (фильм, 1981)
  • «Принцесса на горошине» (фильм, 1976)
  • «Последний лепесток» (мультфильм, 1977)
  • «Заколдованный мальчик» (мультфильм, 1955) и «Дюймовочка» (мультфильм, 1964)
  • «Василиса Прекрасная» (фильм, 1939)
  • «Три толстяка» (фильм, 1966)
  • «Медвежонок» (Финляндия, (?))
  • «Седьмой джинн» (фильм, 1976)
  • «Праздник непослушания» (Венгрия, фильм, 1976).

Сезон сентябрь 1982 — май 1983[править | править код]

  • «Акмаль, дракон и принцесса» (фильм, 1981)
  • «Сказка о царе Салтане» (фильм, 1967)
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951) и «Сказка о золотом петушке» (мультфильмы, 1967)
  • «Туфли с золотыми пряжками» (2 серии, фильм, 1976) — показан в двух передачах
  • «Дикие лебеди» (мультфильм, 1962)
  • «Старая, старая сказка» (фильм, 1968)
  • «Звездный мальчик» (фильм, 1958)
  • «Золушка» (мультфильм, 1979) и «Щелкунчик» (мультфильм, 1973)
  • «Приключения Буратино» (2 серии, фильм, 1975)
  • «Пока бьют часы» (фильм, 1976)
  • «Черная курица» (мультфильм, 1975)
  • «Шкатулка с секретом» (мультфильм, 1976) и «Исполнение желаний» (мультфильм, 1957)
  • «Снегурочка» (мультфильм, 1952)
  • «Золушка» (фильм, 1947)
  • «Финист — Ясный сокол» (фильм, 1975)

Сезон сентябрь 1983 — май 1984[править | править код]

  • «Новый Гулливер»
  • «Варвара-краса, длинная коса»
  • «Приключения Буратино»
  • «Илья Муромец»
  • «Город мастеров»
  • «Двенадцать месяцев»
  • «Кошкин дом»
  • «Маугли»
  • «Три орешка для Золушки»
  • «Златовласка»
  • «Чиполлино»
  • «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сезон сентябрь 1984 — май 1985[править | править код]

  • «Новые похождения Кота в сапогах»
  • «Садко»,
  • «Новые приключения Акмаля»
  • «Кольца Альманзора», «Осенние колокола»
  • «Карлик Нос»
  • «Принцесса на горошине»
  • «Шушу-нянька» (Венгрия)
  • «Королевство кривых зеркал»
  • «Приключения в городе, которого нет».

Сезон сентябрь 1985 — январь 1986[править | править код]

  • «Весёлое волшебство»
  • «Варвара-краса, длинная коса»
  • «Регентруда»
  • «Звездный мальчик»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Вук»
  • «Финист — Ясный сокол»
  • «Мария, Мирабела».

Ведущие[править | править код]

Ведущая — Валентина Леонтьева, Владимир Долинский, Рогволд Суховерко (сказочные библиотекари), Полина Осетинская, позже — Денис Матросов (Ноки), Татьяна Веденеева. Некоторые выпуски вела Ангелина Вовк.

Интересные факты[править | править код]

  • Начальная заставка телепередачи изначально представляла собой самостоятельный мультфильм с колокольчиками, пером Жар-птицы, Иванушкой на Коньке-горбунке, и появляющейся под конец надписи-названия «В гостях у сказки». Ни в Интернете, ни в телепрограммах, посвящённых передаче, а также В. М. Леонтьевой, данная изначальная заставка не размещается (не показывается)[источник не указан 863 дня]. Конечная заставка телепередачи представляла собой фрагмент фильма «Варвара-краса, длинная коса» в котором бабушка-сказительница произносила фразу: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец» и под музыку закрывала ставни. В роли сказительницы снималась актриса Анастасия Зуева (1896—1986)[5].
  • Автор стихов песни «Приходи, сказка» Юлий Ким[6], музыка Владимира Дашкевича.
  • У группы Король и Шут имеется форум с одноимённым названием.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Как это было
  • «В гостях у сказки» — любимая передача советских детей
  • Заставка телепередачи «В мире сказок и приключений»
  • Телепередача «В мире сказок и приключений» целиком от 8 сентября 1989 года


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Прежде чем приступить к рассмотрению этапов становления детских телевизионных программ России, следует дать определение такому понятию как детское телевидение. Профессор кафедры тележурналистики Академии медиаиндустрии Вилен Васильевич Егоров определяет его как «систему направленных телепрограмм, адресованных самому юному поколению зрителей – дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель таких программ – всестороннее воспитание и образование детей и юношества. По жанрам и формам детское телевидение весьма многообразно: сказки, публицистические программы, приключенческие, научно-фантастические, научно-популярные фильмы, встречи с интересными людьми, викторины, конкурсы, мультфильмы». [Егоров В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии] Другое определение дает директор киношколы «ШАГ» Антон Ломоносов: «ТВ для детей – это фильмы-сказки, фильмы-истории для ребят, на примере которых подрастающее поколение в значительной степени формирует свои этические нормы, взгляд на жизнь, нравственные и духовные позиции, просто черпает знания». [Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» №2, 2007, Антон Ломоносов] Эксперт Государственной Думы по детскому телевидению, Анна Геннадиевна Коготько утверждает, что главные задачи современного телевещания заключаются в «ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у него любви к Родине, ее прошлому, привитие детям чувства гордости за свою страну, уважение к языку и народным традициям». [http://www.kroutov.ru/content/rgs/rgs13.shtml] К основным функциям детского телевидения Анна Геннадиевна относит культурно-просветительскую и воспитательно-образовательную, в меньшей мере говоря о развлекательном аспекте. По ее словам, последняя упомянутая функции необходима для поднятия настроения и мотивации детей, тогда как первые две позволят младшим зрителям усвоить нормы общественного поведения, закрепить знания, полученные в школе, а так же расширить свой кругозор. Приведенные характеристики, цели и задачи были описаны исследователями на современном этапе развития отечественного детского телевидения. Теперь же мы обратимся к истокам возникновения детского направления в телевидении и рассмотрим этапы его формирования.

Становление российского телевидения началось в 1930 году, когда в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве разработали механизм, способный по радиоволнам передавать изображения. И уже в конце апреля – начале мая 1931 года лаборатория могла передавать на расстояния неподвижные фотографии известных деятелей страны и актеров. Спустя пять месяцев после первых опытных передач, картинка в телеэкране ожила. 1 октября 1931 года центральные газеты сообщили новость о том, что в Москве начинается регулярное телевещание. Долгое время «движущееся изображения» было немым, звук появился только в 1934 году. [История тележурналистики в России, Юровский]

Телевидение развивается, набирая все большую популярность во многих социально-демографических слоях аудитории, в том числе и детей, что предполагает трансляцию детского контента. И действительно, практически с момента зарождения и вплоть до 50-тых годов прошлого столетия юным зрителям показывали художественные фильмы, телеспектакли, представления и мультфильмы. К тому же, в 1939 году на телевидении вышла первая детская передача «С новым годом».

В это же время в Ленинградском телецентре выходит первый телевизионный журнал «Телевизор», а так же передача «Веселая эстрада».

В период Великой Отечественной войны телевещание приостанавливается. Однако, несмотря на вынужденное прекращение вещания, уже 1 января 1946 года по Московскому телевидению был показан концерт детской художественной самодеятельности.

В 1951 году вместе с появлением Центральной студии телевидения появляются первые редакции по направлениям: детские, общественно-политические, информационные, литературные и другие. Такая дифференциация ускорила процесс развития и становления детского телевещания в стране. Так, например, редакция начинает собственное кинопроизводство – запись телеспетаклей. Технологию прямого эфира заменили записью: на театральной сцене играли актеры, их снимали дублями на кинокамеру, стоявшую в зале в одном положении, позже проявляли запись и делали монтаж. Кроме того, по словам Г. А. Галочкиной детские передачи начинают регламентировано выходить каждую неделю в воскресенье. [Телевизионное вещание для детей и юношества, Галочкина, диссертация]

В 50-ые, 60-ые годы число телепрограмм растет; появляется определенная периодичность. Кроме того, передачи ставят в сетку вещания, исходя из рекомендованного распорядка дня ребенка. В 1951 году появляется научно-популярная программа «Путешествие по СССР»; «Умелые ручки», которая позже разделилась на две программы, для младшего возраста и для детей постарше. Еще одна программа – «Выставка Буратино» была ориентирована на самых маленьких зрителей. Выходила она раз в месяц по субботам, и с экранов малышей приветствовал Художник (Борис Курчевский – заслуженный деятель искусств РСФСР) и Буратино. Вдвоем они рассматривали рисунки, которые ребята присылали в редакцию, давали советы, а так же показывали и рассказывали об известных художниках. То есть, мы видим, как происходит расслоение телепрограмм по возрастным категориям.

С середины 50-ых детям отводят больше эфирного времени. Появляется «Клуб интересных встреч» для старшеклассников, «Пять рассказов об искусстве», «Пионерский театр», «Книжная полка».

Новый этап развития детского отечественного телевидения – Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» в 1960 году. В документе всем студиям телевидения предписывалось в обязательном порядке транслировать детские программы не менее одного часа в день. Для подростков появляются программы «Бери с коммунистов пример», «Путешествие в семилетку», «Здесь свершалась революция», программа Коммунистической партии Советского Союза «Сегодня, завтра и через 20 лет», «В эфире – старшеклассники», Для пионеров выходят «Школьные вести», «Дела пионерские», «ТАП» (Телевизионное агентство «Пионерия»). [«Сравнительный анализ детских телеканалов в России и Германии» Н.В. Шохина, диссертация]

В эти же годы намечается тенденция перехода от разовых передач к цикловым. Для привлечения детей к научно-познавательным программам журналисты-телевизионщики изобретают новые способы подачи информации, экспериментируют с формой и жанрами. Так появляется документально-игровая многосерийная пьеса, документально-игровой очерк, журнал, викторина, иллюстрированные выступления, беседы. В эфир выходит много программ воспитательного и эстетического характера: телевизионный театр, журналы об изобразительном искусстве — «Радуга, «Холст», музыкальные передачи — «Жаворонок», «Необыкновенный ключ», «Путь к музыке». В жанре портретный очерк появляется «Жизнь замечательных людей», а в форме олимпиады передача «Путь в науку». Развиваются детские спортивные программы, такие как «Веселые старты» и «Школа начинающего спортсмена». [Телевизионное вещание для детей и юношества, Галочкина, диссертация]

В 1963 году появляется программа, которая выходит в эфир и сегодня — «Спокойной ночи, малыши». Она сначала выходит в прямом эфире, состоит из закадрового текста и картинок, а затем для маленьких зрителей играют небольшие пьесы и кукольные спектакли с участием Буратино, Мямлика, Тепы, Шустрика. Частыми гостями программ становились дети, а так же актеры, которые рассказывали сказки. Привычные Филя, Хрюша, Каркуша и Степашка появились в конце 60-ых, начале 70-ых, а последним к куклам присоединился Мишутка.

Еще одна любимая передача советских детей – «Будильник». Каждое воскресное утро мальчики и девочки смотрели на экранах мини-спектакли, выступления детских коллективов и слушали рассказы своих кумиров.

Дальнейший количественный рост детских телепрограмм связан с введением в эксплуатацию телецентра «Останкино» в 1967 году и последовавшее за этим увеличение объема телевещания.

Многие исследователи, в частности А. Г. Когатько, Галочкина, А. Я. Юровский, говорят о расцвете детской телевизионной журналистики в 70-ые, 80-ые годы прошлого столетия. Жанрово-тематическое разнообразие позволило и самым маленьким телезрителям, и подросткам выбрать на телеэкране программы по своему вкусу и интересам.

В этот период на ленинградском телевидении, вещавшем практически на всю страну, выходит первая игровая телепередача для пионерских отрядов «Один за всех и всех за одного». «Мы стали делать первые в России телеигры. Тогда даже понятия такого не было, а еще не было никакой возможности смотреть программы не то что западных студий, но и социалистических стран. Это вынуждало все изобретать самим. Единственным, кто работал в том же жанре телеигры, был Владимир Ворошилов. Он вел «Аукцион», «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни». Мы внимательно следили за работой друг друга, отправляли телеграммы, поздравляли с творческими находками», – рассказала в своем интервью журналу «Теле-Спутник» Тамара Максимова, редактор телепередачи.[http://www.telesputnik.ru/archive/27/article/20.html]

Еще одно новшество 70-ых – создание в детской телепрограмме сюжетно-ролевой игры. Именно этот принцип был заложен в основу новой программы Эдуарда Успенского «АБВГДейка». Она и сегодня выходит каждую субботу на телеканале ТВЦ, более 40 лет умело совмещая учебу и игру для дошкольников.

В 1976 году выходит еще одна любимая передача советских детей – «В гостях у сказки». Состояла программа из беседы ведущей, Валентины Леонтьевой, с телезрителями, где она рассказывала о новом художественном фильме для детей, истории его создания, режиссере, сценарии; просмотра этой киноленты, а завершалась вопросами о просмотренной сказке. В рамках телепрограммы с телезрителями держали обратную связь – призывали присылать в редакцию свои ответы, поделки, рисунки, которые показывали и обсуждали в конце программы.

Стоит сказать и о развитии на телевидении подвижных спортивных игр для детей всех возрастов. Это и «Вперед, мальчишки», и «Операция «Зарница»», и «Орленок», и «Мама, папа, я – спортивная семья», и другие.

После бурного развития детского телевидение в 70-ых, начале 80-ых, идет спад телепрограмм для детей дошкольного возраста. Объясняется это с одной стороны появившимся убеждением, что детям вредно проводить много времени у телеэкранов, а с другой о себе дает знать экономических кризис, и последовавшее за ним сокращение детских редакций.[ТВ для детей: теория, история, перспективная модель функционирования, А. Г. Когатько.

Однако, несмотря на это, детское телевещание 1980-ых составляет более 50% всего эфирного времени.

В конце 80-ых, 90-ых и начале 2000-ых количество специализированных детских телепрограмм продолжает сокращаться, но вместе с тем в этот период в эфир выходит череда ярких, полюбившихся юным зрителям программ.

В 1988 году на Ленинградском телевидении выходит «Зебра». Эта программа дважды была признана лучшей в СССР на телевизионном фестивале и транслировалась в течение 9 лет. «Зебра» ориентировалась на подростков, состояла из сюжетов, в которых рассказывали, как преодолеть трудности и жизненные проблемы, а так же о необычных увлечениях и хобби. Кроме сюжетов в программу входили интервью с кумирами молодежи, видеоклипы советских и зарубежных исполнителей, отрывки художественных фильмов и мультфильмов. В конце передачи зачитывали письма, пришедшие в редакцию, отвечали на вопросы и давали советы.

В это же время Андрей Меньшиков выпускает «Лукоморье» — телепостановку для детей старше 6 лет. В центре студии поместили огромную декорацию – дуб, вокруг которого расположились герои русских народных сказок: Змей Горыныч, Баба – Яга, Кощей Бессмертный и другие. Программа выходила в будни и в формате музыкальных кукольных спектаклей рассказывала детям о космосе, природе, музыке, литературе.

В 1989 году выходит программа Сергея Супонева – «Марафон 15». Она была рассчитана на 15-тилетних подростков и состояла из 15 сюжетов, что оправдывало цифру в названии. Многие сравнивали ее с программой для взрослых «Взгляд». «Марафон 15» затрагивал многие темы, интересующие подростков: музыка, спорт, путешествия, космос, кулинария и другие, но главное поднимал вопросы полового воспитания в открытой, но тактичной форме.

В телевизионном журнале «Возможно, все», который начинает выходить в 1990 году, журналисты «меняют профессию». Для своих зрителей они готовы и покорять крыши многоэтажек, и нырять с аквалангом, и осваивать горный велосипед.

В 1991 году в эфир выходит телевикторина Юрия Вяземского «Умницы и умники». Участникам задают вопросы по истории, русскому языку, культуре, а победители становятся студентами МГИМО.

Многие детские вокальные способности были раскрыты на утреннем шоу-конкурсе «Утренняя звезда». Чуть более 10 лет, начиная с 1991, каждую субботу маленькие звезды участвовали в конкурсе, исполняя песни.

Любимый взрослыми и детьми юмористический журнал «Ералаш» с того же года окончательно переходит с кинозалов на телевидение, представляя зрителям забавные короткометражки.

С 1992 года по понедельникам в эфир выходит интеллектуальная игра для подростков «Звездный час». В 1993 – развлекательная передача «Зов джунглей». Это уже второй проект Сергея Супонева, выпускника факультета журналистики МГУ. В передаче школьники начальных классов делились на две команды: «Хищники» и «Травоядные» и соревновались между собой.

Еще одна программа Сергея Супонева – «Денди – Новая реальность». Выходит с 1994 года и рассказывает о новинках среди игр для игровых приставок. Новый авторский проект – «Семь бед – один ответ». Аудитория телевикторины дети 12-15 лет. За свою карьеру, прервавшуюся гибелью в 2002 году, Сергей Супонев был ведущим, продюсером, автором более 20 передач для детей.

Еще одна программа об играх, но уже компьютерных выходит по будням с 1995 года и называется «От винта!». В 1996 году в Россию приходит уже довольно известная в Европе детская программа американского производства «Улица Сезам». Вместе с героями передачи зрители осваивали образовательную программу и правила поведения.[Сравнительный анализ детских телеканалов России и Германии, диссертация Шохина]

К концу 20 века, за пару десятилетий количество телепрограмм для детей сократилось более чем в восемь раз. Так в сетке вещания основных шести телеканалов детям отвели только 5,7% эфирного времени, куда вошли как программы, так и мультфильмы. [Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ)]

«Начиная с 2000 –го года телевидение для детей погрузилось в эпоху упадка, причинами которого являлся мировоззренческий кризис российского общества, а также изменения государственной политики в социальной сфере – отказ от традиционного принципа содействия культурной организации общества. Отсутствовал системный подход к вещанию для детей. Проблемы трансформации телевидения были обострены не только политическими переменами, но и экономическими нововведениями. Руководство каналов получило возможность распоряжаться рекламным временем, а точнее, его рыночной стоимостью. Содержание перестало быть единственной ценностью передач, особое значение стало придаваться получению прибыли от использования эфира». [ТВ для детей: теория, история, перспективная модель функционирования, Когатько А.Г.]

В 2000-ые годы возникает совсем немного детских телепрограмм, они не имеют колоссальный успех своих предшественников и не являются «долгожителями» эфира.

В 2003 появляется передача для подростков «Перемена», где подрастающее поколение воспитывают на положительных примерах и героях.

В этом же году выходит телевикторина Тины Канделаки «Самый умный». В программе школьники отвечают на вопросы выбранной категории знаний и зарабатывают баллы, соревнуясь за верхние строчки турнирной таблицы, чтоб финале игры выяснить, кто самый умный.

Стоит отметить, что по исследованию А.В. Шарикова, советника и консультанта по вопросам исследования аудитории в ВГТРК, в 2004 году объем вещания телепрограмм за полугодие составил меньше 1%, а именно 0,3 %. А вместе с тем количество мультфильмов в сетке вещания составило 4,2%.

Из телепрограмм, появившихся в эпоху расцвета детских передач, в 2000-ых выходят единицы: «Ералаш», «Следствие ведет Колобков», «Царь горы», «Спокойной ночи, малыши», «АБВГДейка» и «Улица Сезам». Из новых: «Дисней клуб», «Твинисы», «В гостях у Маэстро», «Помогите Телеку», «Дикие животные», «Не хочу быть взрослым», «Новогоднее путешествие», «Отчего, почему», «Ступеньки», «Мамина школа». Представленные программы для детей и юношества выходили только на шести телеканалах, а вот мультфильмы на 16.

В 2007 возникает программа о животных «Зверинец», которую с натяжкой можно отнести к детской – больше к категории семейной.

В этом же году выходит программа «Властелин ума» — аналог программы телеканала ВВС и «Самый умный». Четыре участника в первом раунде отвечают на ряд вопросов по подготовленной теме, а во втором тестируют себя по общим знаниям. Игрок, получивший наибольшее количество баллов выходит в полуфинал, где сражается за выход в финал и главный кубок – хрустальное яблоко.

Еще один новый проект 2007 года – развлекательно-познавательная программа об устройстве мира «Галилео», аналог немецкой одноименной программы. Состояла она из нескольких сюжетов, в которых детям и подросткам рассказывали о самом занимательном и интересном в окружающем мире с научной точки зрения, но доступным языком. Так же ведущий, Александр Пушной, в студии проводил химические и физические эксперименты, объясняя их значения и результаты.

Спустя два года появляется новое интеллектуальное шоу – «Сокровище нации». Главная цель программы — выбрать четырех подростков, самых эрудированных и любознательных, как символ нового поколения россиян. За титул «Сокровища нации» детям приходилось сражаться против взрослых.

Ключевой этап 2000-ых в истории становления детских телевизионных программ – создание специализированных детских телеканалов, которые со временем начинают круглосуточное вещание.

Первым таким каналом в России стал Nickelodeon. Все его вещание состояло из зарубежного контента, состоящего преимущественно из анимационных мультфильмов и сериалов. Еще один иностранный телеканал переведенный на русский – FoxKids, состоял только из зарубежных мультфильмов.

В 1998 году появился первый российский телеканал «Детский мир». Изначально вещание составляло 18 часов в сутки, а зрителям транслировали мультфильмы, сказки, художественные и документальные фильмы, шоу и развлекательные программы отечественного производства. В 2009 году контент разнообразили зарубежными мультфильмами.

В 2007 году начала вещание «Теленяня». Новый федеральный кабельный телеканал, созданный «Первым каналом», был ориентирован на детей от трех до восьми лет. Сетка вещания состояла из российских и советских фильмов и мультфильмов, а так же программ собственного производства: игровых шоу, познавательных и интеллектуальных викторин.

В этом же году начинает беспрерывное вещание еще один детский телеканал – «Бибигон». Он так же всероссийский, но вещает через спутник. Телеканал создан при поддержке ВГТРК, ориентирован на детей старше восьми лет, и так же, кроме мультфильмов и кино, содержит собственные программы в сетке вещания.

К 2010 году эти телеканалы прекращаются свое вещание, слившись в один детский канал – «Карусель». Сетка вещания выстраивается следующим образом: многочасовой блок из контента «Бибигона» для подростков, а затем программы для младшего возраста, взятые у «Теленяни». Появляются и другие детские телеканалы, входящие в состав кабельных и спутниковых пакетов, такие как «Мать и дитя», «Мультимания», «Рыжий», «Дисней» и другие, но доступ к ним имеет не все население страны.

Вследствие разделения телевизионных компаний на вещательные и производящие, актуально сказать о компаниях, занимающихся подготовкой и выпуском детских телепрограмм.

В 1994 году была создана телекомпания «Класс!», которая уже 15 лет производит «Спокойной ночи, малыши», а так же программы для малышей на телеканале «Карусель». Ранее снимала такие программы как: «До 16 и старше», «Зов джунглей», «Рок — урок», «Как-то раз», «Лего-го», «Без репетиций», «Отчего? Почему?», «Не зевай!», «Классная компания», «Ням-ням», «Кварьете «Веселая КВАмпания»».

Еще один лидер в производстве детского контента – творческое объединение «Экран». Это была первая профессиональная организация в СССР, которая создавала фильмы и мультфильмы. Студия считалась одной из крупнейших в стране, снимавшая в год 30 кукольных и рисованных мультфильмов, а так же фильмов в разных жанрах. В 1994 году творческое объединение «Экран» было закрыто.

Рассмотрев историю становления и развития детского телевещания в России становится очевидно, что на сегодняшний день есть необходимость в увеличении доли детского контента на обязательных общедоступных каналах за счет новых оригинальных телепрограмм.

20 мая 2007 года мир покинула Валентина Михайловна Леонтьева. Многие поколения россиян, выросшие на таких передачах, как «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши» и «Будильник», в этот день попрощались не просто со знаменитой телеведущей и актрисой, но с частичкой своего детства. Дети знали Леонтьеву как добрую сказочницу, «тетю Валю», взрослые – как журналистку, воссоединяющую много лет назад разлучившихся и потерявших друг друга из виду родных и друзей на первом «поисковом» ток-шоу в СССР «От всей души». Посвятив всю свою жизнь телевидению и телезрителям, актриса пользовалась всесоюзной любовью и признанием, но в старости осталась без работы, стала затворницей и скончалась вдали от родного Петербурга в деревне Новоселки Ульяновской области.

Краткая биография «тети Вали»

Будущая звезда советского телевидения родилась в семье коренных петербургских интеллигентов в Петрограде 20-х гг. К искусству урожденную Алевтину Торсонс тянуло с детства. Уже в юные годы она выступала в драмкружке при местном ТЮЗ-е, участвовала в общегородских конкурсах чтецов, хорошо пела, была очень артистичной. Когда началась война, девушке едва исполнилось 18. Вместе с сестрой она вступила в санитарную дружину, где помогала ухаживать за больными и раненными в блокадном городе. В эти страшные годы она пережила две тяжелых потери: по очереди скончались ее отец и племянник. Казалось бы, война, смерть и голод не оставят в жизни Валентины место для искусства. Однако сердце взяло свое. Вскоре после войны она отправилась постигать театральное ремесло в Москву и поступила в Оперно-драматическую студию им. К. С. Станиславского. Среди ее учителей были крупнейшие деятели советского театра и кино, включая Василия Топоркова.

На телевидение Валентина пришла не сразу. После окончания обучения актриса по распределению отправилась выступать в труппу Тамбовского драматического театра, где прослужила вплоть до 54-го года, когда в ее жизни случилось поворотное событие. Успешно пройдя конкурсные испытания, Леонтьева попала на Центральное телевидение и за несколько лет смогла стать одной из важнейших фигур советской телесцены.

«Голубые огоньки», «Из ложи театра», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», «Умелые руки» – за свою плодотворную карьеру Леонтьева вела многие популярнейшие советские передачи. «Тетю Валю» знала вся страна, под ее голос засыпало несколько поколений юных телезрителей, а во время показа эмоциональной и трогательной передачи «От всей души» даже самые стойкие люди не могли удержать слезу. Этот «документальный спектакль» стал пиком ее творческой судьбы и заработал ведущей Государственную премию СССР (1975г).

В годы перестройки в жизни Валентины Михайловны наступил тяжелый период. Работы стало не хватать, все ее передачи были сняты с эфира, а новых предложений не поступало. Некоторое время она работала на телевидении редактором и консультантом, пытаясь возродить свои старые проекты «От всей души» и «В гостях у сказки», однако безуспешно. Последней в карьере телеведущей стала программа «Телескоп», которая закрылась через пару лет после выхода из-за низких рейтингов.

Последние годы и смерть Валентины Леонтьевой

Трагично сложилась и личная жизнь телеведущей. Оба ее брака закончились разводом, а отношения с сыном оставляли желать лучшего. Не радовало и здоровье. В 2004 году Валентина Михайловна попала в клинику с переломом шейки бедра и сотрясением мозга. Ходили злые слухи, что причиной госпитализации стали побои, однако сама Леонтьева их категорически отрицала.

После лечения Валентина Михайловна переехала в деревню Новоселки в Ульяновской области, где после эвакуации и окончания войны осталась жить ее сестра, Людмила. Травма сделала ее практически беспомощной: она с трудом передвигалась, плохо видела и нуждалась в чужой помощи. Заботиться об актрисе помогала сельская администрация, а на каждые праздники к ней с цветами и поздравлениями приходили местные школьники. Тем не менее за следующие три года сын Леонтьеву так и не навестил.

В последний год жизни знаменитую актрису начал подводить острый прежде ум – она больше не всегда узнавала свою сестру и племянницу, которые ухаживали за ней, в ее памяти начались провалы, ей становилось все хуже. В начале марта она перестала вставать с кровати, а в мае ее сразила пневмония. Справиться с воспалением легких Леонтьевой не удалось, и 20 мая она скончалась. Ей шел 84 год.

Похороны первой звезды советского телевидения

Похороны Валентины Леонтьевой прошли скромно. Организацию взяла на себя городская администрация. Согласно посмертной воле актрисы, ее тело не стали отвозить для погребения в столицу, похоронили на деревенском кладбище в Новоселках. Прощание прошло 22 мая в местном Доме культуры. Проститься с легендой советского телевидения и выразить соболезнования ее родным пришли местные, ветераны ульяновского телевидения, представители городского и областного руководства, корреспонденты Первого канала, заслуженный артист РФ Андрей Удалов и ее подруга, Людмила Туева. Тысячи телеграмм были направлены по адресу родственников покойной.

В полдень в церкви Архангела Михаила прошло отпевание умершей, а после завершения церковного обряда ее тело предали земле на поселковом кладбище. Когда ее гроб опустили в могилу, среди присутствующих прокатились аплодисменты – последняя дань уважения актрисе-телеведущей. Здесь в Новоселках Валентина Леонтьевна покоится до сих пор.

«Она знала о жизни практически все, и свидетельством являлась передача «От всей души», – так вспоминал покойную ученик Валентины Леонтьевой, Андрей Удалов, – не потому, что она ее хорошо вела, но потому что люди ей верили. Кредит доверия у Валентины Михайловны был неисчерпаем, ей верили взрослые, ей очень верили дети».

Память благодарных потомков

Память о Валентине Леонтьевой в Новоселках не умирает. В 2008 году напротив областного театра кукол в Ульяновске был открыт памятник актрисе работы петербургского скульптора Николая Анциферова. Он изобразил Валентину Михайловну как элегантную, грациозную женщину, присевшую на гранитный постамент и задумчиво смотрящую вдаль. Люди, проезжающие через город, часто останавливаются у монумента, чтобы вспомнить «всесоюзную» маму. На ее могиле сегодня стоит прекрасный гранитный мемориал, обнесенный кованой фигурной решеткой с изображением писем и микрофона. Здесь всегда лежат свежие цветы, а в небольшой пластиковой мисочке сложены восковые свечи и иконка.

20 мая 2021

Возможно, вам будет интересно:

  • Могилы знаменитостей на Митинском кладбище
  • Похороны Александра Абдулова
  • Похороны Валентина Гафта

Консультация по организации похорон

Оставить заявку на звонок

  • Переданные документы как пишется
  • Передадим как пишется правильно
  • Передаваясь из поколения в поколение сказки пришли к нам из глубокой древности
  • Передавали как пишется правильно
  • Передать привет как пишется