В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Соколов.
Ива́н Серге́евич Соколо́в-Микито́в[3][4] (17 [29] мая 1892, Осеки, Калужская губерния[5] — 20 февраля 1975, Москва) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент.
БиографияПравить
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в Осеках Калужской губернии[5] в семье Сергея Никитича Соколова — управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных.
В 1895 годы семья переехала на родину отца в село Кислово Смоленской губернии (ныне — Угранский район Смоленской области).
С пяти лет вместе с отцом участвовал в охоте, в возрасте восьми лет получил в подарок от отца малокалиберную винтовку «Монте-Кристо», из которой научился стрелять перед поступлением в реальное училище (что оказало влияние на дальнейшее увлечение охотой)[6].
Когда ему исполнилось десять лет, отец отвез его в Смоленск, где определил в Смоленское Александровское реальное училище. В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции. За участие в подпольных революционных кружках Соколов-Микитов был исключён из пятого класса училища.
В 1910 Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение — сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой. Он посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями — Алексеем Ремизовым, Александром Грином, Вячеславом Шишковым, Михаилом Пришвиным, Александром Куприным.
С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок». Вскоре он устроился работать на торговое судно, побывал во многих портовых городах Европы и Африки.
В связи с начавшейся Первой Мировой войной он в 1915 году вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».
«Февральскую революцию встретил на фронте. В качестве депутата от фронтовых солдат приехал в революционный, залитый красными флагами Петроград. Здесь, в Петрограде,. встретил Октябрьскую революцию, в зале Таврического дворца слушал выступление Ленина; здесь же, в редакции „Новой жизни“, познакомился с А. М. Горьким и другими писателями, мастерами слова, доброжелательно отнесшимися к моим писаниям, впервые серьёзно стал задумываться о том, что стало моим жизненным путем и судьбою.
Революция стала четвёртым и окончательным переломом в моей жизни: я стал писателем», — вспоминал И. Соколов-Микитов[7].
В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовали и за долги продали с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию.
В 1922 Соколов-Микитов встретился в Берлине с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.
После возвращения в СССР Соколов-Микитов много путешествовал, участвовал в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвовал как корреспондент «Известий».
В 1929—1934 годах Соколов-Микитов жил и работал в Гатчине. К нему в гости часто приезжали известные писатели Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Виталий Бианки, Константин Федин. В его доме долго жил и известный писатель-охотовед Николай Анатольевич Зворыкин (1873—1937). В 1930—1931 годах выходят циклы Соколова-Микитова «Заморские рассказы» и «На Белой Земле», а также повесть «Детство». 1 июля 1934 года его приняли в Союз писателей СССР.
Во время Великой Отечественной войны Соколов-Микитов работал в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвратился в Ленинград.
Начиная с лета 1952 года Соколов-Микитов начинает жить в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово Конаковского района Калининской области. Здесь он пишет бо́льшую часть своих произведений. В гостях в его «карачаровском» домике бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин, Владимир Солоухин, многие художники, журналисты.
Его проза выразительна и наглядна прежде всего в тех случаях, когда он придерживается собственного опыта, она слабее, когда писатель передаёт слышанное.[8]
Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве. По завещанию, урна с его прахом была захоронена на Новом кладбище в Гатчине. В 1983 году на захоронении был открыт памятник, инициатором установки которого выступило Гатчинское городское отделение ВООПИиК. Рядом с Иваном Сергеевичем похоронены и его близкие — мать Мария Ивановна Соколова (1870—1939) и дочери Елена (1926—1951) и Лидия (1928—1931)[9].
СемьяПравить
- Мать — калужская крестьянка Мария Ивановна Соколова
- Отец — приказчик, управляющий лесными угодьями Сергей Никитич Соколов.
- Жена — Лидия Ивановна Соколова. Познакомились они в московском издательстве «Круг».
В семье родились три дочери. Старшая — Ирина (Арина), средняя — Елена (Алёна), младшая — Лидия. Все они умерли ещё при жизни родителей. Младшая умерла от болезни, через десять лет после этого умерла старшая дочь. Средняя дочь Елена утонула в 1951 году на Карельском перешейке.
- Внук — Александр Сергеевич Соколов, министр культуры и массовых коммуникаций России (2004—2008), ректор Московской консерватории (2001—2004 и с 2009), профессор.
НаградыПравить
- три ордена Трудового Красного Знамени (5.6.1962; 28.10.1967; 10.7.1972)
- медали
ПамятьПравить
Мемориальная доска Соколову-Микитову на Коммунистической улице в Смоленске
Мемориальные доски на домах, где жил И. С. Соколов-Микитов:
- в Карачарове (1981)
- в Санкт-Петербурге (2007)
- в Москве — на доме 118а по улице Староалексеевской (жил в 1967—1975).
В 2008 году в селе Полднево Угранского района Смоленской области открыт дом-музей Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, перевезённый из деревни Кислово.
Мемориальная доска на здании картиной галереи (реального училища) в г. Смоленске.
В урочище Осеки на месте дома, в котором родился И. С. Соколов-Микитов, установлен памятный знак[10].
СочиненияПравить
- Кузовок (1922)
- Былицы. М.: Б-ка «Огонёк», 1925
- Чижикова лавра (1926)
- Морской ветер. Рассказы. М.: Б-ка «Огонёк» № 307, 1927
- Елень (1929)
- Голубые дни (1926—1928)
- На речке Невестнице (1923—1928)
- Линия (1923)
- Пути кораблей (1934)
- Летят лебеди (1936)
- Северные рассказы (1939)
- На пробужденной земле (1941)
- Рассказы о Родине (1947)
- По лесам и горам. Ленинград: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1949
- Детство (1953)
- Первая охота (1953)
- На теплой земле (1954)
- Листопадничек (1955)
- Звуки земли (1962)
- Карачаровские записи (1968)
- У святых источников (1969)
ПримечанияПравить
- ↑ 1 2 Соколов-Микитов Иван Сергеевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ Bibliothèque nationale de France Ivan Sergeevič Sokolov-Mikitov // идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Соколов-Микито́в И. Сочинения в двух томах. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — Т. 1. — С. 2—3. — 654, [2] с.
- ↑ Ударение в фамилии И. Соколова-Микито́ва проставлено в прижизненном издании сочинений (см.: Соколов-Микито́в И. Сочинения : В 2-х т. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — С. 2—3.).
Правильность ударения И. Соколова-Микито́ва подтвердил внук писателя А. С. Соколов (см.: Алексеева Е. Экс-министр культуры РФ Александр Соколов: Дедушке было бы о чем поговорить с Шукшиным : [рус.] // Звёздный бульвар. — 2010. — № 30 (227).)
- ↑ 1 2 Населённый пункт не сохранился; ныне — урочище у деревни Андреевское (см.: • К.Сальников, 2016; • Урочище Осеки. wikimapia. Дата обращения: 1 октября 2017.), территория Перемышльского района Калужской области.
- ↑ Карина Васильева. Охота — мое счастье // журнал «Охота и охотничье хозяйство», № 4, 1970. стр.38-39 [интервью с И. С. Соколовым-Микитовым]
- ↑ Соколов-Микито́в И. Сочинения в двух томах. — Москва: Государственное издательство художественной литературы. — Т. 1. — С. 16—17. — 654, [2] с.
- ↑ Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 393.
- ↑ Бурлаков А. В. Гатчинский некрополь. Исторические кладбища города Гатчины и его окрестностей. — Гатчина: Типография «Латона», 2009. — 186 с. — 750 экз.
- ↑ К.Сальников, 2016.
ЛитератураПравить
- В. Чернышев. К 80-летию И. С. Соколова-Микитова // журнал «Охота и охотничье хозяйство», № 6, 1972. стр.36-37
- Воспоминания об И. С. Соколове-Микитове. — М.: Советский писатель, 1984.
- Андрей Убогий. Сама Россия. О творчестве Ивана Соколова-Микитова
- Виктор Некрасов. «Неюбилейное признание». К 70-летию И. С. Соколова-Микитова // Новый мир. — 1962. — № 5.
- Бойников А. М. Соколов-Микитов и литературная жизнь Твери 1950-х годов // И. С. Соколов-Микитов в русской культуре XX века: Матер. Всерос. науч. конф., посвящённой 115-й годовщине со дня рождения И. С. Соколова-Микитова. — Тверь: Марина, 2007. — С. 162—170.
- Бойников А. М. История и современность в «Карачаровских записях» И. С. Соколова-Микитова // Русская литература и журналистика: Актуальные проблемы жанра и стиля: Сб. науч. тр. / Под ред. А. М. Бойникова. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. — С. 36—49.
СсылкиПравить
- Сальников К. Урочище Осеки у деревни Андреевское. Фотографии Калуги и калужской области (29 января 2016). Дата обращения: 1 октября 2017.
- Сканы книг Соколова-Микитова в детской онлайн-библиотеке
Конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)
учителя МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» Городюк Ксении Аркадьевны
Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Цель урока:
-прививать любовь к природе, учить понимать природу;
— работать над развитием выразительной речи, мышления;
-расширить кругозор детей;
Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира. Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
-определять правила работы в группах,
-оценивать усваиваемое содержание( исходя из личных ценностей)
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроки — высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в учебнике;
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, фильм «Узоры».
Ход урока
1.Организационный момент
-Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Проверьте все ли на месте,
Все ль в порядке?
Разминка для глаз.
Игра » Фотоглаз».
На доске: зима
лес
сугроб
узоры
У: Сколько слов вы запомнили?
У: Назовите эти слова?
У: Какие слова вы прочитали?
У: Используя эти слова, скажите, какую картину можно нарисовать?
У: Какие узоры можно увидеть на снегу?
У: Кто может оставить узоры на снегу? ( животные)
2.Изучение нового материала
У: Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем на уроке говорить?( о животных)
Давайте познакомимся с произведением автора Ивана Сергеевича Соколова –Микитова «Узоры на снегу»
Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в. Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник.Учился в Смоленском училище, не закончив обучение ,служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы, сборники русских детских игр.
У: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком разделе мы с вами работаем?
У: Какие произведения уже прочитали?
У: Что общего у этих произведений?
У: Какое произведение будем читать?
3.Первичное восприятие чтения.
У: Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос:
У: Какие узоры на снегу увидел автор?
У: Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных? (Да или нет).
У: Могли вы определить, чьи это были следы? (Да, следы собаки, птиц)
У: Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И.Соколова — Микитова? (Да)
У: Перечислите этих животных. ( Заяц, лиса, волк, горностай, лиса, лоси.)
У: Какое животное вам мало знакомо? (Горностай)
4.Физкультминутка
Вот метель гулять пустилась
Сюда снежинка прилепилась,
Вот она взлетает, порхает,
Следите за ней глазами.
5. Проверка восприятия.Просмотр видеоролика.
У: Предлагаю вам еще раз прочитать этот текст, теперь уже на экране и посмотреть. Как выглядят эти следы. Смотрите и запоминайте. Заодно обратите внимание на то, как выглядит горностай.
У: Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?
У: Следы каких животных похожи? ( лисы и горностая) Чем? ( формой,цепочкой)
У: Следы волка похожи на следы домашнего животного, как вы думаете, кого?
У: Откройте ученик на странице 159
У: Ответим на вопросы в учебнике.
У: Объясни, почему рассказ называется «Узоры на снегу»
У: Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найди и прочитай ответ в тексте.
У: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией.
6.Работа в тетради
У:Откройте тетради на печатной основе страница ()
У: Давайте вспомним, о каких животных рассказал автор?(заяц,горностай,волк,лиса,лоси)
У: Прочитайте, название, каких животных вы записали в тетрадь?
У: Верните каждое слово по слогам так, как оно записано на доске.
У: Каких животных вы никогда не видели? Показываю картинки.
У: Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?
У: Найдите его следы на рисунке.
У: Чем питался зайчик?
У: Что нам рассказывает автор о горностае?
У: За кем он охотился?
У: На что похожи следы старой лисицы?
У: Найдите ее след.
У: Как передвигались по опушке волки? Почему?
У: Как нам автор рассказывает о лосях?
У: Почему они копытами поднимали снег?
У:Что это за скатерть?
У: Какие слова использует автор, для описания снежного покрова земли? Подчеркни их.
У: Как ты понимаешь выражение «читать следы» ? Запиши.
У: Посмотрите на доску вам предлагается решить кроссворд по картинкам. О следах каких животных говорится в рассказе? Раскрась картинки.
У: А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)
У:Почему?
7. Выставка книг
У:Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?
У:Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.
У: Ребята сегодня на выставке не хватает одной книги. Догадайтесь какой?
У: Верно. Теперь я могу поставить нашу книжку на выставку.
8. Итог урока
У:Расскажите, что нового узнали на уроке?
У:Какое произведение читали?
У:Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о
нём, как о человеке?
У:Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?
У:Что может заставить человека часто бывать в лесу?
У:Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.
9.Рефлексия
У:Давайте посмотрим какой след оставил этот урок в ваших душах?
У каждого на столе несколько ладошек.
У:Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.
У:Вот и мы оставили свои следы.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка д/з/стр.55, иллюстрация к прочитанному рассказу/
2.Речевая разминка
— Вспомните, какие книги о животных, о природе мы с вами читали на прошлых уроках? Назовите авторов этих книг.
— Что объединяет эти произведения?
— Чему учат эти рассказы?
— Вспомните рассказ Пришвина «Моя Родина». Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? (охранять Родину)
— Девочки, прочитайте этот отрывок так, чтобы всем сидящим ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.
СЛАЙД 2
-Молодцы, девочки. Ребята, не забывайте , что природа и челок – одно целое. Мы должны природу беречь!
СЛАЙД 3
«Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры»
-Прочитайте с вопросительной интонацией
-Прочитайте с утвердительной интонацией
-Прочитайте с веселой интонацией
— Прочитайте шепотом
-Найдите однокоренные слова.
— Виталий Валентинович Бианки, Михаил Михайлович Пришвин.
— Любовь и интерес к природе, животным.
-Беречь природу
Ученица читает наизусть
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовАя солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе-вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы учителя
/бобры – бобрят/
III. Сообщение темы урока, определение цели урока.
— Отгадайте загадки.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы- уши больше головы.
Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. /заяц/
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев , веток, глины
Строят прочные плотины./бобры/
СЛАЙД 4
— Что вы знаете о бобрах, зайцах?
— Как вы думаете, почему мы говорим про этих животных?
— Правильно, главными героями произведения будут бобры и зайцы.
СЛАЙД 5
-Прочитайте и запишите тему урока. «И.С.Соколов–Миткитов «Листопадничек»»
— Определите цели урока, используя опорные слова: СЛАЙД 6
- Мы познакомимся…
- Мы узнаем…
- Мы будем …
- Мы сможем поразмышлять…
— Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
-Предположите, о ком или о чем будет произведение с таким названием.
-Как думаете, когда, в какое время будут происходить события в этом произведении?
— Как называют зайцев, родившихся осенью?
ПОСЛУШАЙТЕ
У нас в семье большая радость,
Пусть листья падают, летят,
В канавке теплой, под осинкой,
Три листопадничка лежат
СЛАЙД 7
— Как думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?
— Предположите, какой жанр этого произведения: рассказ или сказка?
— Сегодня мы будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте, высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией автора произведения, давать характеристику героям.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Ответы детей
Обыкнове́нный бобр, полуводное млекопитающее отряда грызунов;
Заяц – это небольшое млекопитающее, с мощным ногам и длинным когтям способны противостоять опасности. Зрение у зайцев слабое, обоняние хорошее, слух -превосходный
— Сегодня будем читать о них
Уч-ся записывают тему урока в тетрадь.
-С произведением….
-Узнаем о жизни…автора
-Будем выразительно читать
-Размышлять о прочитанном
Ответы детей
Ответы детей/листопаднички/
Предположение уч-ся
Я не говорю!!!
V. Работа над содержанием текста.
1. Словарная работа
— Прежде чем приступить к чтению , проведем словарную работу:
СЛАЙД 11
Хатка –название небольшого дома в на Украине, /жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осОки, скрепленных илом.
Штукатур – тот , кто занимается штукатурением стен, потолков.
Ходко – легко и быстро работают
Кладовая— помещение для хранения продуктов питания, товаров. Место хранения корма, запасов на зиму /в дупле, норе у животных/
Выдра – крупный зверь, длина тела от 50 до 90 см, хвост до 50 см, масса – от 6 до 10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками, хвост мускулистый, окраска меха – темно-бурая, светло-серебристая.
Волей – неволей— вынужденно
Долговязый – высокий, худой, нескладный.
Плотина –сооружение, перегораживающее водоем для поднятия уровня воды)
Запрудили – перегородили реку плотиной
3. Беседа по содержанию прослушанного.
VI. Повторное чтение и анализ произведения
1.Повторное чтение
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
2.Беседа о прочитанном.
3.Выборочное чтение.
4.Работа в тетради
VII. Самостоятельная работа.
VIII. Домашнее задание.
IX. Итог урока. Рефлексия
Учитель проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
— Понравилось вам произведение?
-Что особенно понравилось в этой истории?
— Вы прослушали рассказ или сказку?
— Докажите.
— А какая это сказка?
-О ком это произведение?
— В какое время года появились зайчата?
-Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками?
-Кто их так назвал?
— Где живут зайцы?
— Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу? Можно ли брать с собой домой диких животных?
— Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
— О жизни каких животных мы узнаем из сказки?
— Как животные готовятся к зиме?
— Как помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?
Учитель организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
— Прочитаем сказку еще раз. (читают «Цепочкой»)
Очень много мы читали , глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, солнце очень далеко. Мы глаза сейчас закроем, в классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, вправо, влево повернем. А потом скатимся вниз, жмурься сильно, но держись!
— Какая мечта была у маленького зайчика?
— Как улетали журавли? Прочитайте.
— Как вели себя другие звери? Прочитайте.
— Кого встретил зайчонок во время путешествия.
— Как бобры строили свою плотину, прочитайте.
— Как пережил зиму зайчонок?
— Чем он занимался, пока бобры на реке работали?
— Скучал ли зайчик по маме -зайчихе и братьям?
— Почему зайчонок остался в хатке бобров?
-Как бобры спасали листопадничка? Прочитайте.
— Чем похожи бобр и зайчик?
— Чем отличаются? Дайте характеристику этим героям.
В тетрадях:
Бобры — …. Листопадничек — …
Давайте вместе проверим , что вы написали.
Проверка СЛАЙД 12
Включить экран
— Ребята, как вы понимаете пословицу
«В гостях хорошо, а дома лучше!»?
-Какую истину вы сегодня поняли?
-О чем вас заставила задуматься сказка?
— Как произошла встреча Листопадничка с мамой-зайчихой? Прочитайте.
— Какие слова помогают понять чувства зайчика? Прочитайте. /В конце сказки/
— Согласны вы с тем, что заяц был храбрым? Почему?
— Подберите синоним к слову «храбрый»
— Как понимаете слово «отчаянный»?
Проводит тестирование . Тесты заранее напечатаны и лежат на столах.
— Перед вами тест, выберите правильный ответ. Я оценю ваши работы и отметки объявлю завтра.
Объясняет д/з СЛАЙД 13
На выбор:
Написать свои пожелания зайчику
Нарисовать иллюстрацию к сказке
Пересказ от лица Листопадничка
Представьте, что путешествие зайчика продолжилось. Какие еще приключения могли с ним произойти? Придумайте свою сказку. Завтра мы продолжим работать со сказкой.
— С каким произведением вы сегодня познакомились? («Листопадничек»)
— Кто автор? (И.С.Соколов-Микитов)
— Какие чувства вызвала у вас сказка?
— Над чем задумались?
Слайд 14
— Продолжите предложения:
( каждому задаю вопрос)
Мне понравилось…
Мне показалось интересным…
Я восхищаюсь…
Если бы я был художников, то…
Если бы я был автором, то…
СЛАЙД 15
— Нарисуйте в тетради смайлик, соответствующий вашему настроению.
— Мне понравилась ваша работа на уроке, надеюсь, урок пойдет вам на пользу.
— Читайте книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Они позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни! (книги на столе )
Девочки, которые подготовились к уроку , получат отметки за чтение, чтение наизусть, а все остальные ребята за тесты и рисунки
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения.
-Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют/
/Авторская, о животных, имеет название/
Ответы учащихся
-О зайчонке – листопадничке
— Осенью
— Потому что они рождаются во время листопада.
-Их так назвали охотники
— На болоте
— Не шуметь, не трогать гнезда
-Нет
— Боялся холода, ему стало скучно.
-О журавлях, бобрах,
ОТВЕТЫ УЧ- СЯ
Дети читают текст «цепочкой», взаимодействуют с учителем во время опроса. Участвуют в коллективной беседе,, дискуссии, делают выводы, ответы подтверждают выдержками из текста
…Вот бы и мне так полетать, как журавли…
с.56 Стали собираться птицы…
Стр.56 со слов…залегли в теплых берлогах…
-Бобров
Стр.57 со слов …подгрызут острыми зубами…ходить по плотине
-В хатке с бобрами
— Нянчил бобрят, носил им корм)
-Да.
-Он не умел плавать, нырять. Вода была холодной.
Когда он захотел вернуться к маме-зайчихе, единственный выход из хатки был под водой.
Стр.60 со слов…уселся зайчонок на широкий бобровый хвост… плыть самому.
Листопадничек:
Мечтатель, фантазер/мечтает убежать в теплые края/
Непослушный/ослушался маму/
Любознательный/задает вопросы бобру/
Терпеливый/всю зиму жил с бобрами/
Добрый и заботливый/нянчил, кормил бобрят/
Смелый /научился плавать/
Любящий/вспоминал маму и братьев, скучал/
Бобры /трудолюбивые, запасливые, гостеприимные,, заботливые, смелый- выгнал выдру, чистоплотные/убирают свою хатку/
—Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они – главная опора в жизни
Лучше мамы и родного дома нет ничего на свете!
Стр 61 со слов …А старая зайчиха…
«крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде»
Да, он не побоялся трудностей.
Смелый, отважный, мужественный .
Совершил необдуманный поступок.
Учащиеся самостоятельно решают тест и сдают учителю.
Учитель раздает задание на листочках.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние ,самооценку ,рефлексию.