Перед зимой рассказ соколова микитова

В википедии есть статьи о других людях с фамилией соколов.иван сергеевич соколов-микитов34 17 29 мая 1892, осеки, калужская губерния5

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Соколов.

Ива́н Серге́евич Соколо́в-Микито́в[3][4] (17 [29] мая 1892, Осеки, Калужская губерния[5] — 20 февраля 1975, Москва) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент.

БиографияПравить

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в Осеках Калужской губернии[5] в семье Сергея Никитича Соколова — управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных.

В 1895 годы семья переехала на родину отца в село Кислово Смоленской губернии (ныне — Угранский район Смоленской области).

С пяти лет вместе с отцом участвовал в охоте, в возрасте восьми лет получил в подарок от отца малокалиберную винтовку «Монте-Кристо», из которой научился стрелять перед поступлением в реальное училище (что оказало влияние на дальнейшее увлечение охотой)[6].

Когда ему исполнилось десять лет, отец отвез его в Смоленск, где определил в Смоленское Александровское реальное училище. В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции. За участие в подпольных революционных кружках Соколов-Микитов был исключён из пятого класса училища.

В 1910 Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение — сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой. Он посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями — Алексеем Ремизовым, Александром Грином, Вячеславом Шишковым, Михаилом Пришвиным, Александром Куприным.

С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок». Вскоре он устроился работать на торговое судно, побывал во многих портовых городах Европы и Африки.

В связи с начавшейся Первой Мировой войной он в 1915 году вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».

«Февральскую революцию встретил на фронте. В качестве депутата от фронтовых солдат приехал в революционный, залитый красными флагами Петроград. Здесь, в Петрограде,. встретил Октябрьскую революцию, в зале Таврического дворца слушал выступление Ленина; здесь же, в редакции „Новой жизни“, познакомился с А. М. Горьким и другими писателями, мастерами слова, доброжелательно отнесшимися к моим писаниям, впервые серьёзно стал задумываться о том, что стало моим жизненным путем и судьбою.
Революция стала четвёртым и окончательным переломом в моей жизни: я стал писателем», — вспоминал И. Соколов-Микитов[7].

В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовали и за долги продали с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию.

В 1922 Соколов-Микитов встретился в Берлине с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.

После возвращения в СССР Соколов-Микитов много путешествовал, участвовал в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвовал как корреспондент «Известий».

В 1929—1934 годах Соколов-Микитов жил и работал в Гатчине. К нему в гости часто приезжали известные писатели Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Виталий Бианки, Константин Федин. В его доме долго жил и известный писатель-охотовед Николай Анатольевич Зворыкин (1873—1937). В 1930—1931 годах выходят циклы Соколова-Микитова «Заморские рассказы» и «На Белой Земле», а также повесть «Детство». 1 июля 1934 года его приняли в Союз писателей СССР.

Во время Великой Отечественной войны Соколов-Микитов работал в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвратился в Ленинград.

Начиная с лета 1952 года Соколов-Микитов начинает жить в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово Конаковского района Калининской области. Здесь он пишет бо́льшую часть своих произведений. В гостях в его «карачаровском» домике бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин, Владимир Солоухин, многие художники, журналисты.

Его проза выразительна и наглядна прежде всего в тех случаях, когда он придерживается собственного опыта, она слабее, когда писатель передаёт слышанное.[8]

Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве. По завещанию, урна с его прахом была захоронена на Новом кладбище в Гатчине. В 1983 году на захоронении был открыт памятник, инициатором установки которого выступило Гатчинское городское отделение ВООПИиК. Рядом с Иваном Сергеевичем похоронены и его близкие — мать Мария Ивановна Соколова (1870—1939) и дочери Елена (1926—1951) и Лидия (1928—1931)[9].

СемьяПравить

  • Мать — калужская крестьянка Мария Ивановна Соколова
  • Отец — приказчик, управляющий лесными угодьями Сергей Никитич Соколов.
  • Жена — Лидия Ивановна Соколова. Познакомились они в московском издательстве «Круг».

В семье родились три дочери. Старшая — Ирина (Арина), средняя — Елена (Алёна), младшая — Лидия. Все они умерли ещё при жизни родителей. Младшая умерла от болезни, через десять лет после этого умерла старшая дочь. Средняя дочь Елена утонула в 1951 году на Карельском перешейке.

  • Внук — Александр Сергеевич Соколов, министр культуры и массовых коммуникаций России (2004—2008), ректор Московской консерватории (2001—2004 и с 2009), профессор.

НаградыПравить

  • три ордена Трудового Красного Знамени (5.6.1962; 28.10.1967; 10.7.1972)
  • медали

ПамятьПравить

Мемориальная доска Соколову-Микитову на Коммунистической улице в Смоленске

Мемориальные доски на домах, где жил И. С. Соколов-Микитов:

  • в Карачарове (1981)
  • в Санкт-Петербурге (2007)
  • в Москве — на доме 118а по улице Староалексеевской (жил в 1967—1975).

В 2008 году в селе Полднево Угранского района Смоленской области открыт дом-музей Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, перевезённый из деревни Кислово.

Мемориальная доска на здании картиной галереи (реального училища) в г. Смоленске.

В урочище Осеки на месте дома, в котором родился И. С. Соколов-Микитов, установлен памятный знак[10].

СочиненияПравить

  • Кузовок (1922)
  • Былицы. М.: Б-ка «Огонёк», 1925
  • Чижикова лавра (1926)
  • Морской ветер. Рассказы. М.: Б-ка «Огонёк» № 307, 1927
  • Елень (1929)
  • Голубые дни (1926—1928)
  • На речке Невестнице (1923—1928)
  • Линия (1923)
  • Пути кораблей (1934)
  • Летят лебеди (1936)
  • Северные рассказы (1939)
  • На пробужденной земле (1941)
  • Рассказы о Родине (1947)
  • По лесам и горам. Ленинград: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1949
  • Детство (1953)
  • Первая охота (1953)
  • На теплой земле (1954)
  • Листопадничек (1955)
  • Звуки земли (1962)
  • Карачаровские записи (1968)
  • У святых источников (1969)

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Соколов-Микитов Иван Сергеевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Bibliothèque nationale de France Ivan Sergeevič Sokolov-Mikitov // идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. Соколов-Микито́в И. Сочинения в двух томах. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — Т. 1. — С. 2—3. — 654, [2] с.
  4. Ударение в фамилии И. Соколова-Микито́ва проставлено в прижизненном издании сочинений (см.: Соколов-Микито́в И. Сочинения : В 2-х т. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — С. 2—3.).

    Правильность ударения И. Соколова-Микито́ва подтвердил внук писателя А. С. Соколов (см.: Алексеева Е. Экс-министр культуры РФ Александр Соколов: Дедушке было бы о чем поговорить с Шукшиным : [рус.] // Звёздный бульвар. — 2010. — № 30 (227).)

  5. 1 2 Населённый пункт не сохранился; ныне — урочище у деревни Андреевское (см.: • К.Сальников, 2016; • Урочище Осеки. wikimapia. Дата обращения: 1 октября 2017.), территория Перемышльского района Калужской области.
  6. Карина Васильева. Охота — мое счастье // журнал «Охота и охотничье хозяйство», № 4, 1970. стр.38-39 [интервью с И. С. Соколовым-Микитовым]
  7. Соколов-Микито́в И. Сочинения в двух томах. — Москва: Государственное издательство художественной литературы. — Т. 1. — С. 16—17. — 654, [2] с.
  8. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 393.
  9. Бурлаков А. В. Гатчинский некрополь. Исторические кладбища города Гатчины и его окрестностей. — Гатчина: Типография «Латона», 2009. — 186 с. — 750 экз.
  10. К.Сальников, 2016.

ЛитератураПравить

  • В. Чернышев. К 80-летию И. С. Соколова-Микитова // журнал «Охота и охотничье хозяйство», № 6, 1972. стр.36-37
  • Воспоминания об И. С. Соколове-Микитове. — М.: Советский писатель, 1984.
  • Андрей Убогий. Сама Россия. О творчестве Ивана Соколова-Микитова
  • Виктор Некрасов. «Неюбилейное признание». К 70-летию И. С. Соколова-Микитова // Новый мир. — 1962. — № 5.
  • Бойников А. М. Соколов-Микитов и литературная жизнь Твери 1950-х годов // И. С. Соколов-Микитов в русской культуре XX века: Матер. Всерос. науч. конф., посвящённой 115-й годовщине со дня рождения И. С. Соколова-Микитова. — Тверь: Марина, 2007. — С. 162—170.
  • Бойников А. М. История и современность в «Карачаровских записях» И. С. Соколова-Микитова // Русская литература и журналистика: Актуальные проблемы жанра и стиля: Сб. науч. тр. / Под ред. А. М. Бойникова. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007. — С. 36—49.

СсылкиПравить

  • Сальников К. Урочище Осеки у деревни Андреевское. Фотографии Калуги и калужской области (29 января 2016). Дата обращения: 1 октября 2017.
  • Сканы книг Соколова-Микитова в детской онлайн-библиотеке

Конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)

учителя МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» Городюк Ксении Аркадьевны

Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Цель урока:

-прививать любовь к природе, учить понимать природу;

— работать над развитием выразительной речи, мышления;

-расширить кругозор детей;

Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира. Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

-определять правила работы в группах,

-оценивать усваиваемое содержание( исходя из личных ценностей)

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроки — высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в учебнике;

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, фильм «Узоры».

Ход урока

1.Организационный момент

-Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Проверьте все ли на месте,

Все ль в порядке?

Разминка  для  глаз.

Игра  »  Фотоглаз».

На  доске:          зима

                            лес

                           сугроб

                                узоры

У: Сколько  слов  вы  запомнили?

У: Назовите  эти  слова?

У: Какие  слова  вы  прочитали?

У: Используя  эти  слова,  скажите,  какую  картину  можно  нарисовать?

У: Какие  узоры  можно  увидеть  на  снегу?

У: Кто может оставить узоры на снегу? ( животные)

2.Изучение нового материала

У: Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем на уроке говорить?( о животных)

Давайте познакомимся с произведением автора Ивана Сергеевича Соколова –Микитова «Узоры на снегу»

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в. Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник.Учился в Смоленском училище, не закончив обучение ,служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы, сборники русских детских игр.

У: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком разделе мы с вами работаем?

У: Какие произведения уже прочитали?

У: Что общего у этих произведений?

У: Какое произведение будем читать?

3.Первичное восприятие чтения.

У: Внимательно  послушайте  рассказ  и  ответьте  на  вопрос:

У: Какие  узоры  на  снегу  увидел  автор?

У: Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?  (Да или нет).

У: Могли вы определить, чьи это были следы? (Да, следы собаки, птиц)

У: Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И.Соколова — Микитова? (Да)

 У: Перечислите этих животных. ( Заяц, лиса, волк, горностай, лиса, лоси.)

У: Какое животное вам мало знакомо? (Горностай)

4.Физкультминутка

Вот метель гулять пустилась

Сюда снежинка прилепилась,

Вот она взлетает, порхает,

Следите за ней глазами.

5. Проверка восприятия.Просмотр видеоролика.

У: Предлагаю вам еще раз прочитать этот текст, теперь уже на экране и посмотреть. Как выглядят эти следы. Смотрите и запоминайте. Заодно обратите внимание на то, как выглядит горностай.

У: Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?

У: Следы каких животных похожи? ( лисы и горностая) Чем? ( формой,цепочкой)

У: Следы волка похожи на следы домашнего животного, как вы думаете, кого?

У: Откройте ученик на странице 159

У: Ответим на вопросы в учебнике.

У: Объясни, почему рассказ называется «Узоры на снегу»

У: Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найди и прочитай ответ в тексте.

У: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией.

6.Работа в тетради

У:Откройте тетради на печатной основе страница ()

У: Давайте вспомним, о каких животных рассказал автор?(заяц,горностай,волк,лиса,лоси)

У: Прочитайте, название, каких животных вы записали в тетрадь?

У: Верните каждое слово по слогам так, как оно записано на доске.

У: Каких животных вы никогда не видели? Показываю картинки.

У: Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?

У: Найдите его следы на рисунке.

У: Чем питался зайчик?

У: Что нам рассказывает автор о горностае?

У: За кем он охотился?

У: На что похожи следы старой лисицы?

У: Найдите ее след.

У: Как передвигались по опушке волки? Почему?

У: Как нам автор рассказывает о лосях?

У: Почему они копытами поднимали снег?

У:Что это за скатерть?

У: Какие слова использует автор, для описания снежного покрова земли? Подчеркни их.

У: Как ты понимаешь выражение «читать следы» ? Запиши.

У: Посмотрите на доску вам предлагается решить кроссворд по картинкам. О следах каких животных говорится в рассказе? Раскрась картинки.

У: А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

У:Почему?

7. Выставка книг

У:Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?

У:Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.

У: Ребята сегодня на выставке не хватает одной книги. Догадайтесь какой?

У: Верно. Теперь я могу поставить нашу книжку на выставку.

8. Итог урока

 У:Расскажите,  что нового узнали на уроке?

 У:Какое произведение читали?

 У:Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о

нём, как о человеке?

 У:Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?

 У:Что может заставить человека часто бывать в лесу?

 У:Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

9.Рефлексия

У:Давайте посмотрим какой след оставил этот урок  в ваших душах?

У каждого на столе несколько ладошек.

У:Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.

У:Вот и мы оставили свои следы.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка д/з/стр.55, иллюстрация к прочитанному рассказу/

2.Речевая разминка

— Вспомните, какие книги о животных, о природе мы с вами читали на прошлых уроках? Назовите авторов этих книг.

— Что объединяет эти произведения?

— Чему учат эти рассказы?

— Вспомните  рассказ Пришвина «Моя Родина». Какой призыв автор адресовал  жителям планеты Земля? (охранять Родину)

— Девочки, прочитайте этот отрывок так,  чтобы всем сидящим ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

СЛАЙД 2

-Молодцы, девочки. Ребята, не забывайте , что природа и челок – одно целое. Мы должны природу беречь!

СЛАЙД 3

«Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры»

-Прочитайте  с вопросительной интонацией

-Прочитайте с утвердительной интонацией

-Прочитайте с веселой интонацией

— Прочитайте шепотом

-Найдите однокоренные слова.

— Виталий Валентинович Бианки, Михаил Михайлович Пришвин.

— Любовь и интерес к природе, животным.  

-Беречь природу

Ученица читает наизусть

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовАя солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе-вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы учителя

/бобры – бобрят/

III. Сообщение темы урока, определение цели урока.

— Отгадайте загадки.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы- уши больше головы.

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. /заяц/

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев , веток, глины

Строят прочные плотины./бобры/

СЛАЙД 4

—  Что вы знаете о бобрах, зайцах?

— Как вы думаете, почему мы говорим  про этих животных?

— Правильно, главными героями произведения будут бобры и зайцы.

СЛАЙД 5

-Прочитайте и запишите тему урока. «И.С.Соколов–Миткитов «Листопадничек»»

— Определите цели урока, используя опорные слова: СЛАЙД 6

  • Мы познакомимся…
  • Мы узнаем…
  • Мы будем …
  • Мы сможем поразмышлять…

— Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

-Предположите, о ком или о чем будет произведение с таким названием.

-Как думаете, когда, в какое время будут происходить события в этом произведении?

— Как называют зайцев, родившихся осенью?

ПОСЛУШАЙТЕ

У нас в семье большая радость,

Пусть листья падают, летят,

В канавке теплой, под осинкой,

Три листопадничка лежат

СЛАЙД 7

— Как думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

— Предположите, какой жанр этого произведения: рассказ или сказка?

— Сегодня мы будем учиться  правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте, высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией автора произведения, давать характеристику героям.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Ответы детей 

Обыкнове́нный бобр, полуводное млекопитающее отряда грызунов; 

Заяц – это небольшое млекопитающее, с мощным ногам и длинным когтям способны противостоять опасности. Зрение у зайцев слабое, обоняние хорошее, слух -превосходный

— Сегодня будем читать о них

Уч-ся записывают тему урока в тетрадь.

-С произведением….

-Узнаем о жизни…автора

-Будем выразительно читать

-Размышлять о прочитанном

Ответы детей

Ответы детей/листопаднички/

Предположение уч-ся

Я не говорю!!!

V. Работа над содержанием текста.

1. Словарная работа

— Прежде чем приступить к чтению , проведем словарную работу:

СЛАЙД 11

Хатка –название небольшого дома в на Украине, /жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осОки, скрепленных илом.

Штукатур – тот , кто занимается штукатурением стен, потолков.

Ходко – легко и быстро работают

Кладовая— помещение для хранения продуктов питания, товаров. Место хранения корма, запасов на зиму /в дупле, норе у животных/

Выдра – крупный зверь, длина тела от 50 до 90 см, хвост до 50 см, масса – от 6 до 10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками, хвост мускулистый, окраска меха – темно-бурая, светло-серебристая.

Волей – неволей— вынужденно

Долговязый – высокий, худой, нескладный.

Плотина –сооружение, перегораживающее  водоем  для поднятия уровня воды)

Запрудили – перегородили реку плотиной

3. Беседа по содержанию прослушанного.

VI. Повторное чтение и анализ произведения

1.Повторное чтение

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2.Беседа о прочитанном.

3.Выборочное чтение.

4.Работа в тетради

VII. Самостоятельная работа.

VIII. Домашнее задание.

IX. Итог урока. Рефлексия

Учитель проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

— Понравилось  вам произведение?

-Что особенно понравилось в этой истории?

— Вы прослушали рассказ или сказку?

— Докажите.

— А какая это сказка?

-О ком это произведение?

— В какое время года появились зайчата?

-Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками?

-Кто их так назвал?

— Где живут зайцы?

— Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу? Можно ли брать с собой домой диких животных?

— Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

— О жизни каких животных мы узнаем из сказки?

— Как животные готовятся к зиме?

— Как помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?

Учитель организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

— Прочитаем сказку еще раз. (читают «Цепочкой»)

Очень много мы читали , глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, солнце очень далеко. Мы глаза сейчас закроем, в классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, вправо, влево повернем. А потом скатимся вниз, жмурься сильно, но держись!

— Какая мечта была у маленького зайчика?

— Как улетали журавли? Прочитайте.

— Как вели себя другие звери? Прочитайте.

— Кого встретил зайчонок во время путешествия.

— Как бобры строили свою плотину, прочитайте.

— Как пережил зиму зайчонок?

— Чем он занимался, пока бобры на реке работали?

— Скучал ли зайчик по маме -зайчихе и братьям?

— Почему зайчонок остался в хатке бобров?

-Как бобры спасали листопадничка? Прочитайте.

— Чем похожи бобр и зайчик?  

— Чем отличаются? Дайте характеристику этим героям.

В тетрадях:

Бобры — ….            Листопадничек — …

Давайте вместе проверим , что вы написали.

Проверка  СЛАЙД 12

Включить экран

— Ребята, как вы понимаете пословицу

 «В гостях хорошо, а дома лучше!»?

-Какую истину вы сегодня поняли?

-О чем вас заставила задуматься сказка?

— Как произошла встреча Листопадничка с мамой-зайчихой? Прочитайте.

— Какие слова  помогают понять чувства зайчика? Прочитайте.  /В конце сказки/

— Согласны вы с тем, что заяц был храбрым? Почему?

— Подберите синоним к слову «храбрый»

— Как понимаете слово «отчаянный»?

Проводит тестирование . Тесты заранее напечатаны и лежат на столах.

— Перед вами тест, выберите правильный ответ. Я оценю ваши работы и отметки объявлю завтра.

Объясняет д/з СЛАЙД 13

На выбор:

Написать свои пожелания зайчику

Нарисовать иллюстрацию к сказке

Пересказ от лица Листопадничка

Представьте, что путешествие зайчика продолжилось. Какие еще приключения могли с ним произойти? Придумайте свою сказку. Завтра мы продолжим работать со сказкой.

— С каким произведением вы сегодня познакомились? («Листопадничек»)

— Кто автор? (И.С.Соколов-Микитов)

— Какие чувства вызвала у вас сказка?

— Над чем задумались?

Слайд 14

Продолжите предложения:

( каждому задаю вопрос)

Мне понравилось…

Мне показалось интересным…

Я восхищаюсь…

Если бы я был художников, то…

Если бы я был автором, то…

СЛАЙД 15

— Нарисуйте в тетради  смайлик, соответствующий вашему настроению.

— Мне понравилась ваша работа на уроке, надеюсь, урок пойдет вам на пользу.

— Читайте книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Они позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни! (книги на столе )

 Девочки, которые подготовились к уроку , получат отметки за чтение, чтение наизусть,  а все остальные ребята  за тесты  и рисунки

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения.

-Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют/

/Авторская, о животных, имеет название/

Ответы учащихся

-О зайчонке – листопадничке

— Осенью

— Потому что они рождаются во время листопада.

-Их так назвали охотники

— На болоте

— Не шуметь, не трогать гнезда

-Нет

— Боялся холода, ему стало скучно.

-О журавлях, бобрах,

ОТВЕТЫ УЧ- СЯ

Дети читают текст «цепочкой», взаимодействуют с учителем во время опроса. Участвуют в коллективной беседе,, дискуссии, делают выводы, ответы подтверждают выдержками из текста

…Вот бы и мне так полетать, как журавли…

с.56 Стали собираться птицы…

Стр.56 со слов…залегли в теплых берлогах…

-Бобров

Стр.57 со слов …подгрызут острыми зубами…ходить по плотине

-В хатке с бобрами

— Нянчил бобрят, носил им корм)

-Да.

-Он не умел плавать, нырять. Вода была холодной.

 Когда он захотел вернуться к маме-зайчихе, единственный выход из хатки был под водой.

Стр.60 со слов…уселся зайчонок на широкий бобровый хвост… плыть самому.

Листопадничек:

Мечтатель, фантазер/мечтает убежать  в теплые края/

Непослушный/ослушался маму/

Любознательный/задает вопросы бобру/

Терпеливый/всю зиму жил с бобрами/

Добрый  и заботливый/нянчил, кормил бобрят/

Смелый /научился плавать/

Любящий/вспоминал маму и братьев, скучал/

Бобры /трудолюбивые, запасливые, гостеприимные,, заботливые, смелый- выгнал выдру, чистоплотные/убирают свою хатку/

Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они – главная опора в жизни

Лучше мамы и родного дома нет ничего на свете!

Стр 61 со слов  …А старая зайчиха…

«крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде»

Да, он не побоялся трудностей.

Смелый, отважный, мужественный .

Совершил необдуманный поступок.

Учащиеся самостоятельно решают тест и сдают учителю.

Учитель раздает задание на листочках.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние  ,самооценку ,рефлексию.

  • Перед вами термины которые были собраны в три группы но нечаянно перепутались дактиль рассказ
  • Перед закрытой стеклянной дверью ведущей из столовой в сад сочинение
  • Перед гласным согласный всегда пишется так как слышится
  • Перед вами слова из сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Перед вами рассказ о вашем сверстнике владимире который учится в одной из школ