Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) вручИм

2) тортЫ

3) Оптовый

4) отозвАлась

image177 1А2. В Каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) АБОНЕНТ может оставить голосовое сообщение, заказать приём или отправку факса.

2) Новый спортивный комплекс можно посещать как в БУДНИЕ, так и в выходные дни.

3) Необходимо последовательно ОГРАНИЧИВАТЬ либо запрещать использование устаревших, а также наносящих вред человеку и окружающей среде технологий.

4) ПАМЯТЛИВЫЕ монеты представляют увлекательную и очень интересную страницу истории нумизматики.

подпись: азАЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двухстами пятьюдесятью участниками

2) пара ботинок

3) кратчайшая дорога

4) искомое число

image179 1А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Расположив предметы в произвольном порядке,

1) один из них был выбран зрителями.

2) зрителям было предложено выбрать один из них.

3) иллюзионист предложил зрителям выбрать один из них.

4) зрителями был выбран один из них.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Плохо приходилось всякому, кто говорил при В. В. Стасове, что картину из деревенской жизни нельзя считать настоящим вы­соким искусством, что древние развалины живописнее, чем простой сельский вид.

2) В Крыму поэт подолгу любовался устремлёнными ввысь гора­ми, окутанными сиреневой и розовой дымкой цветущие дере­вья, часами рассматривал рисунок бесконечно бегущих одна за другой морских волн.

3) Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на ко­локольню Георгия Победоносца.

4) В книге «Воспоминания о Корнее Чуковском» те, кто пользо­вался поддержкой Чуковского на литературном пути или про­сто удостаивался его дружбы, с горячей признательностью пи­сали о нём: вспоминали его шутки, меткие словечки, суждения о литературе, повторяли его рассказы о пережитом.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Художнику интересны и дороги люди, которых он изобразил на своём холсте.

2) В середине XVIII в. архитекторы С. И. Чевакинский и Ф. С. Ар­гунов возвели дворец, который вошёл в историю как Фонтан­ный дом.

3) Всю жизнь Борис Пастернак мечтал о книге, которая «есть ку­бический кусок горячей, дымящейся совести».

4) Один из древнегреческих мифов повествует о подвиге Геракла, который победил эриманфского вепря — грозу местных жителей.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1) … (2)Некоторые лекарства содержат природные компо­ненты растительного и животного происхождения, но большин­ство из них сделано из минеральных и искусственных химиче­ских продуктов. (З)Существуют тысячи самых разных медикаментов, и все они делятся на два типа: профилактиче­ские, которые служат для того, чтобы защитить наш организм от какой-нибудь определённой болезни, и лечебные, которые используются для лечения человека и восстановления нормаль­ной работы его организма, когда он уже заболел. (4)Лекарства оказывают воздействие на организм, и, чтобы это воздействие не обратилось во вред, лекарства нужно принимать только по на­значению врача: дело в том, что у разных людей реакция орга­низма на одно и то же лекарство может быть неодинаковой. (5)У некоторых людей бывает аллергия на определённые вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, некоторые лекарства нельзя принимать одновременно друг с другом или вместе с дру­гими продуктами. (6)…, принимая лекарства, нужно строго сле­довать указаниям врача и не превышать рекомендованные им дозы медикаментов.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у на­селения медико-социальной активности и мотивации к здоро­вому образу жизни.

2) Наш организм, являясь сложным биохимическим механизмом, требует ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

3) Медикаменты, или лекарства, — это вещества, которые люди применяют для лечения болезней и травм.

4) Коренные изменения, произошедшие за последние десятилетия не только в экологии, но и в питании, оказывают чрезвычайно опасное влияние на здоровье человека.

image180 1А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Наоборот

2) Поэтому

3) Потому что

4) Хотя

image181 1А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) лекарства нельзя принимать (предложение 5)

2) компоненты содержат (предложение 2)

3) которые служат (предложение 3)

4) оказывают воздействие (предложение 4)

подпись: ' ивееА10. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения тек­ста.

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) бессоюзное сложное

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинитель­ной связью

image183 0АН. Укажите верную характеристику слова РЕКОМЕНДОВАННЫЕ (предложение 6).

1) действительное причастие настоящего времени

2) страдательное причастие настоящего времени

3) страдательное причастие прошедшего времени

4) действительное причастие прошедшего времени

подпись: d0ei temwwrei А12. Укажите значение слова РЕАКЦИЯ в четвёртом (4) предложении текста.

1) взаимодействие

2) ответ

3) сопротивление

4) упадок

А13. В Каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Искус( 1 )о воздвигнутые декорации открывали перед зрите­лями простор(2)ые дворцовые покои, украше(3)ые коло(4)ами площади древних городов.

1) 1, 2, 3

2) 3, 4

3) 3

4) 4

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) тренировать, располагаться, проч..тать

2) теоретический, гениальный, рассердиться

3) обст..новка, ф..рмировать, перет..рать

4) кор..дор, изд..вать, распор..жение

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) под..брать, не..смотрительный, з..спешить

2) пр..клеенный, пр..хорошенький, пр„школьный

3) ра..досадованный, бе..вкусный, и..бирательный

4) под..тожить, сверх..нтересный, раз..гранный

подпись: 1г2т3 4а16А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) выскоч..шь, вывороч..нный

2) замаяч..т, ненавид..вший

3) занимаешься, преследуемый

4) обдумыва..шь, независ..мый

image186 0А17. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где про­пущена буква И?

А. податл..вый

Б. застёг..вать

В. гуаш..вый

Г. ненавид..ть

1) А, Б

2) А, Б, Г

3) А, В, Г

4) В, Г

подпись: eeeA18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Фонд (не)опубликованных документов состоит из научно­информационных, реферативно-библиографических и библио­графических изданий.

2) (Не)отступно смотрят на меня жаркие глаза горящего огня.

3) Оригинальные, ранее (не)напечатанные работы могут быть опубликованы в журнале «Асимметрия».

4) Выпускникам всегда (не)когда, они занимаются в напряжён­ном режиме.

image188 1А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)СЛЕДСТВИЕ особого отношения к миру И. А. Бродский не­вольно сформировал специфический тип лирического героя, кото­рый ТАК(ЖЕ), как и сам поэт, верен одному лишь Слову и не придаёт большого значения переменам во времени и пространстве.

2) В реках, озёрах и болотах Африки, южнее Сахары, (ИЗ)ПОД зелёной скатерти плавающих водных растений перед взором человека может предстать крупное парнокопытное — обыкно­венный бегемот, или гиппопотам. Выставив над водой розовые ноздри, гиппопотам жадно втягивает воздух и (С)НОВА опуска­ется на дно.

3) Если придётся защищать свою страну, то ГДЕ(ТО) в глубине сердца мы будем чувствовать, что защищаем и этот лесной за­думчивый край, научивший нас видеть и понимать прекрасное, КАК(БЫ) невзрачно на вид оно ни было.

4) Рано утром путешественники двинулись (В)ПЕРЁД, предпола­гая без остановки ехать до самого Хорезма и, запасшись водой и продуктами, выйти (НА)ВСТРЕЧУ каравану, которому ещё трое суток нужно было идти до оазиса.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении:

Иногда все вулканы Венеры извергаются одновременно ( ) и тогда вся планета покрывается лавой.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) подпись: ggobseaaaПростое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В стихотворении (1) посвящённом портрету А. П. Струй — ской (2) НА. Заболоцкий (3) призывая поэтов любить живо­пись (4) восхищался умением художника уловить тонкость и сложность человеческой души.

1) 1, 2

2) 2, 3, 4

3) 1, 2, 3

4) 1, 2, 3, 4

A22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В ссылке и после неё М. М. Бахтин разрабатывал (1) пре­имущественно (2) филологическую сторону поставленных им ещё в ранних трудах вопросов. Больше всего учёного привлекал самый (3) пожалуй (4) сложный и самый распространённый в литературе Нового времени жанр — роман.

1) 1, 2

2) 1, 3

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

подпись: пе0в 'А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Улицы и площади отдельные здания архитектурные сооруже­ния представляют собой городской пейзаж.

2) Чёрные глаза изображённого на портрете юноши смотрят не на зрителя но всё равно сразу притягивают наш взгляд.

3) Воробьи живут стаями или отдельными маленькими стайками.

4) Лишь только лает страж дворовый да цепью звонкою гремит.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже пред­ложении?

Среди манящей глаз живописной природы Крыма сердце Ва­сильева тосковало по родным местам: по зелёным лугам, по раз­битым просёлочным дорогам, по рыжим осенним перелескам.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предло­жения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопос­тавлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

подпись: п00вА25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В детстве будущий писатель любил играть маленькими чело­вечками (1) вырезанными из бумаги (2) и раскрашенными крас­ками (3) сочиняя для них разные истории с приключениями (4) и наделяя их индивидуальными качествами.

1) 1, з

2) 2, 4

3) 1, 3, 4

4) подпись: аимигпёри?1, 2, 3, 4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Об этом удивительном городе говорят (1) что (2) если вы хоть раз в нём побывали (3) то непременно захотите ещё раз полюбоваться старинными фасадами его величественных зда­ний (4) которые так много рассказывают нам о его древней ис­тории.

1) 1, 2, 4

2) 2, 3

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

image193 1А27. Прочитайте текст.

Задача науки — нахождение объективных законов природы, и поэтому окончательный результат не зависит от личных ка­честв учёного. Но объективность науки исчезает, когда мы рас­сматриваем не окончательную цель, а способы её осуществле­ния, способы подхода к познанию истины, методологию. У каждого учёного свой собственный стиль исследования, свой подход к решению стоящих перед ним задач.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана гдав- ная_.информация, содержащаяся в тексте?

1) Рассуждая о научном поиске, следует рассматривать не оконча­тельную цель, а способы подхода к познанию истины, методо­логию.

2) Задача науки — нахождение объективных законов природы, поэтому способы познания истины должны быть едины для всех.

3) Результат научных исследований объективен, но пути его дос­тижения определяются индивидуальностью учёного.

4) В научном исследовании самое главное — окончательный ре­зультат.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)0днажды к нам в класс пришёл актёр нашего городского дра­матического театра Левкоев Евгений Дмитриевич. (2)Он сказал, что бу­дет вести школьный драмкружок, и отобрал нескольких ребят для уча­стия в постановке по «Сказке о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина.

(3)Я почему-то был уверен, что роль Балды достанется мне. (4)Когда дело дошло до меня, я со свойственной мне громогласностью спокойно прочитал заданный отрывок.

(5)— Вот ты и будешь Балдой, — клекотнул Евгений Дмитриевич.

(6)А одного мальчика, Жору Куркулия, который читал с силь­нейшим акцентом, он «освободил» от участия в постановке.

(7)Мне даже стало жалко Жору. (8)Ведь Евгений Дмитриевич, ос­вободив его, намекнул, что тот никуда не годится.

(9)— Можно, я просто так побуду? — спросил Жора и улыбнулся без всякой обиды.

(Ю)Евгений Дмитриевич только пожал плечами.

(И)Начались репетиции. (12)После нескольких занятий я вдруг заскучал, почувствовал, что роль Балды мне надоела, и начал играть просто отвратительно.

(13)А между тем Жора Куркулия всё время приходил на репети­ции и даже стал как-то необходим. (14)Он первым бросался отодвигать столы и стулья, чтобы очистить место для сцены, открывал и закрывал окна.

(15)0днажды Евгений Дмитриевич предложил ему роль задних ног лошади, и Жора с удовольствием согласился. (16)Он получил свою роль, после того как актёр несколько раз пытался показать мальчику, играющему задние ноги лошади, как выбивать ногами звук копыт, ко­торый у мальчика никак не получался.

(17)— Вот так надо, — вдруг не выдержал Жора, выскочил и, то­поча ногами, довольно точно изобразил галопирующую лошадь.

(18)На следующей репетиции вдруг из-под задней части лошади­ного брюха послышалось радостное ржание. (19)Евгения Дмитриевича это ржание привело в восторг. (20)Он немедленно извлёк Куркулия из — под лошади и несколько раз заставил заржать. (21)Куркулия ржал ра­достно и нежно, заканчивая храпцом, и в самом деле очень похожим на звук, которым лошадь заканчивает ржание. (22)Так Жора стал играть роль передних ног лошади, которая, помимо умения естественно гало­пировать, обрела способность абсолютно натурально ржать.

(23)Репетиции продолжались, и я продолжал прикрывать бездар­ность и даже недобросовестность своего исполнения громогласностью.

(24)Однажды, когда я забыл строчку, лошадь вдруг обернулась в мою сторону и залихватски произнесла нужные слова, вызвав всеобщий смех. (25)Иногда Жора подсказывал и другим ребятам. (26)Видимо, он всю сказку выучил наизусть.

(27)В один прекрасный день, играя с ребятами в футбол, я вдруг заметил, что со стороны школы, отчаянно жестикулируя, к нам бежит Жора Куркулия. (28)Я вспомнил, что мне давно пора на репетицию.

(29)Когда мы пришли, Евгений Дмитриевич вдруг сказал:

(30)— Одевайся, Куркулия! (31)А ты, бывший Балда, будешь на его месте играть лошадь…

(32)Хотя до этого я не испытывал от своей роли никакой радости, я вдруг почувствовал, что глубоко оскорблён и обижен. (ЗЗ)Обида была так глубока, что мне было стыдно протестовать против роли лошади, ведь всем тогда стало бы ясно, что я дорожу ролью Балды, которую у меня отняли.

(34)Началась репетиция, и оказалось, что Куркулия прекрасно знает текст, а уж играет явно лучше меня. (35)Правда, произношение у него не улучшилось, но Евгений Дмитриевич так был доволен его иг­рой, что стал находить достоинства и в его произношении.

(36)А когда Жора стал крутить верёвку с какой-то деловитостью и верой, что сейчас он этой верёвкой раскрутит мозги всем чертям, при этом не переставая прислушиваться к тому, что происходит якобы на дне, стало ясно: мне с ним не тягаться.

(37)В довершение всего мой напарник, раньше игравший роль пе­редних ног, теперь запросился на своё старое место, потому что выяс­нилось, что я галопирую и ржу гораздо хуже его. (38)Так, начав с глав­ной роли Балды, я перешёл на самую последнюю роль задних ног лошади.

(39)На премьере успех у нас был огромный. (40)Когда мы ушли за кулисы, зрители продолжали бить в ладоши. (41)И вдруг неожиданно свет ударил мне в глаза, и новый шквал аплодисментов обрушился на наши головы. (42)Оказывается, Евгений Дмитриевич снял с нас картон­ный круп лошади, и мы предстали перед зрителями в своих высоких рыжих чулках, под масть лошади.

(43)Ну что же: «Занавес, маэстро, занавес!»

(По Ф. Искандеру)

Фазиль Абдулович Искандер (род. в 1929 г.) — российский прозаик и поэт. В своих произведениях предпочитает повествование от первого лица, вы­ступая в роли явно близкого самому автору рассказчика.

А28. Какое утверждение Не соответствует Содержанию текста?

1) Успеха достигают обычно те люди, которые не гнушаются лю­бой работой, определяющей успех выбранного ими дела.

2) Для того чтобы соответствовать уровню требований, предъяв­ляемых людям, решившим проявить себя в творчестве, нужны не только творческие способности, но и умение трудиться.

3) Рассказчик не стал протестовать против предложенной ему ру­ководителем школьного драматического кружка роли лошади, чтобы никто не подумал, что он дорожил ролью Балды.

4) Все члены школьного драматического кружка осознавали, что рассказчик гораздо лучше справился бы с ролью Балды, чем сыгравший эту роль на премьере Жора Куркулия.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 1-2 представлено повествование.

2) Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.

3) В предложениях 15-16 представлено рассуждение.

4) Предложение 21 содержит описание.

подпись: азо и[1]гз]@АЗО. В каком предложении употреблён фразеологизм?

1) 6

2) 12

3) 18

4) 4

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле­точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не ис­пользуются.

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.

81. image195 0Укажите способ образования слова НЕОЖИДАННО (предложе­ние 41).

82. Из предложения 33 выпишите предлоги.

83. Из предложения 18 выпишите словосочетание со связью ПРИ­МЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

84. image196 0Среди предложений 22-31 найдите простое односоставное опреде­лённо-личное предложение. Напишите номер этого простого пред­ложения.

85. image197 1Среди предложений 7-17 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

86. image198 2Среди предложений 32-38 найдите сложные предложения с придаточным причины. Напишите номера этих сложных пред­ложений.

подпись: в7.Среди предложений 18-25 найдите такое, которое связано с пре­

Дыдущим с помощью личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, про­пущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они запи­саны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с пер­вой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении от­деляйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8. «Стремясь продемонстрировать различия в отношении персона­жей к поставленной задаче, автор использует синтаксическое средство выразительности — (в предложениях 12, 14). Для описания успеха состоявшейся премьеры автором использо­ван троп —(«шквал аплодисментов обрушился» в пред­ложении 41). Дать оценку положения персонажа-рассказчика в создавшейся ситуации и выразить своё отношение к нему Ф. Ис­кандеру помогает лексическое средство — («с Глав­ной роли» — «на Последнюю роль» в предложении 38), а также троп — (в предложении 43) при использовании цити­рования».

Список терминов:

1) анафора

2) сравнение

3) диалектизмы

4) ирония

5) парцелляция

6) вводные слова

7) ряды однородных членов

8) метафора

9) контекстные антонимы

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите со­чинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

СформуЛиРуйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

СформулИрУйте позицию автора (рассказчика). Напишите, со­гласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются пер­вые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет со­бой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.