Поделитесь с коллегами:
Тема: Принципы обучения
Цели:
-
Закрепить теоретические знания по теме: «Принципы обучения»;
-
Научить различать дидактические принципы, уметь ориентироваться в выборе принципов в учебном процессе;
-
Развивать умение работать в группе, самостоятельности мышления.
Тип урока: практический
Форма организации урока: групповая
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, аудио и видео-записи
Ход урока:
I. Организационный момент.
Просмотр слайда №1
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Проверка пройденного материала.
-
«Мозговой штурм»
-
Что называется «дидактикой»?
-
Что такое обучение?
-
Определите содержание понятий «закономерность обучения».
-
Что такое «принцип обучения»?
-
Укажите в чем состоит значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя?
-
Перечислите основные принципы обучения.
IV. Практическая работа
Задание №1 « Дидактические принципы в истории педагогики»
— Напишите основные дидактические принципы, которые разработали следующие деятели педагогической культуры: Ян Амос Коменский и Леонид Владимирович Занков.
— Назовите основные недостатки дидактических принципов профессора Л.В.Занкова.
— Рассмотрим какие дидактические принципы разработал казахский педагогический деятель Ибрай Алтынсарин (за основу своих принципов он брал, разработанные принципы обучения Ушинского и Толстого)
-
Принцип народности
-
Принцип гуманизма
-
Принцип воспитывающего обучения
Задание №2 «Диаграмма Венна»
— Сравнить принципы обучения и воспитания
Задание №3
Для понимания сущности и роли принципов дидактики важно выстроить в логическую цепь следующие понятия:
— Давайте раскроем эти дидактические категории
— Зачем я построила такую цепочку?
Задание №4 «Педагогические ситуации»
№1. « Принцип сознательности и активности»
Перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.). Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»
— Как способствовала беседа обогащению представлений учащихся и восприятию ими рассказа Толстого?
№2 «Принцип прочности»
Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и написать предложение «Я пошел» 150 раз. Ученик выполнил работу правильно, а в конце ее приписал для учителя: «Я закончил и пошел домой»
— Какие педагогические выводы следуют из этого факта?
№3 «Принцип наглядности»
В 1 классе ученики читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З.Александровой. В стихотворении есть строки:
В саду, где пели зяблики,
Сегодня — посмотри,-
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:
— Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?
— Яблоки. (ученик не понял вопроса)
— А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?
-Снегири.
-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)
— Чем же снегирь похож на розовое яблоко?
— Он такой же красноватый.
— С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?
Задание №5 «Современные педагогические принципы»
Принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.
1группа:
— принцип гуманизации
— принцип дифференциации в воспитании(создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе)
— принцип культуросообразности (воспитание и обучение основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям)
2 группа:
— принцип демократизации (ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность)
— принцип природосообразности
— принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых (участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей, общественности)
3 группа:
— принцип индивидуализации
— принцип событийности (наличие ярких запоминающихся событий, творцам и участниками которых являются члены содружества (фестивали, поселковые праздники))
— принцип взаимодействия и организации всех заинтересованных ведомств и организаций (здравоохранения, образования, правоохранительных органов)
Вопросы:
-
Раскрыть актуальность принципов
-
Применяются ли эти принципы в учебном процессе?
-
Что бы вы предложили для реализации эффективного использования этих принципов?
Задание №6 «Педагогические технологии и принципы обучения»
-
Модульная технология
-
Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили
-
Дифференцированная технология обучения
Вопрос: Выпишите основные принципы обучения данных технологии
Задание №7 «Тесты»
1. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала — это принцип…
А) принцип наглядности
В) принцип доступности
С) принцип сознательности и активности
2. Принцип гуманизации характеризует
А) вседозволенность
В) уважение права человека быть самим собой
С) развитие познавательных сил учащихся
3. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает
А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания
В) слаженность действий воспитателей и родителей
С) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде
4. Сознательность и активность в обучении — это
А) метод обучения
В) дидактический принцип
С) метод исследования
5. Правило: «от простого к сложному» относится к принципу обучения
А) связи теории с практикой
В) доступности
С) научности
6. Исходное положение, которым педагог руководствуется в практической деятельности, — это
А) принцип
В) метод
С) закономерность
7. Принципом обучения является
А) отзывчивость
В) комфортность
С) наглядность
8. Термин «принцип обучения» означает:
А) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса
В) правила
С) дидактические закономерности
9. Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу:
А) научности
В) наглядности
С) доступности обучения
10. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные, физические перегрузки, то это реализация принципа:
А) научности
В) доступности
С) наглядности
Ключ к тесту
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
В
С
В
В
А
С
А
А
В
Рекомендации для учителя:
-
Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
-
Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов современной концепции школьного образования ( всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, единство обучения и воспитания).
-
Учитель должен видеть взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.
V. Итог урока
Оценивание по таблице
VI. Домашнее задание.
Найти материалы на тему «Содержание образования. Учебный план, учебники, программы»
Рассказ «Акула» – одно из произведений Льва Николаевича Толстого, написанное для детей. В нём писатель рассказывает о мужестве и решительности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану.
История создания
В 1859 году Л.Н. Толстой основал школы крестьянских детей в Ясной Поляне, желая создать свою систему образования. Позднее, в 1862 году, писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где печатались тематические статьи. Также автор издал два сборника детской литературы «Азбука» и «Новая азбука», в которых содержались авторские рассказы, переложения басен и сказок.
Л.Н. Толстой написал рассказ «Акула» в 1875 году. Произведение вошло в сборник детских рассказов автора «Новая азбука». В таких небольших произведениях автор пояснял многие из своих сложных мыслей. Читая короткие истории, людям было гораздо легче их понять.
Жанр, направление
«Акула» – детский поучительный рассказ, который на примере главных героев поможет ребёнку понять причины, повлёкшие за собой произошедший случай, и сделать для себя нравственные выводы.
Реализм был направлением, которое определило вектор развития творчества Л.Н. Толстого. И данное произведение — не исключение.
Смысл названия
Рассказ назван «Акула» потому, что эта морская хищница была главной проблемой и точкой наивысшего напряжения в произведении. Её появление стало центром сюжетной линии, без её участия не было бы развития и кульминации рассказа.
Композиция
Композиция в рассказе Л.Н. Толстого «Акула» является линейной. В произведении можно выделить несколько частей, которые идут в прямой последовательности.
- 1-я часть представляет собой экспозицию: описание места, где происходило событие. Автор в общих чертах описывает, где стоял корабль, какая была погода и время суток.
- 2-я часть показывает завязку, начало действия героев: капитан разрешил купаться матросам, и те сделали из паруса купальню, а мальчики плавали неподалёку.
- 3-я часть указывает на развитие действия, когда акула была привлечена движением ребят, а старый артиллерист переживает за детей и начинает искать выход из этой ситуации.
- 4-я часть открывает перед читателем кульминацию: артиллерист стреляет из пушки в акулу.
- 5-я часть представляет в рассказе развязку – счастливый финал, в котором, после того, как рассеялся дым от выстрела, становится ясно, что дети спасены.
Суть: о чём рассказ?
Российский корабль стоял на якоре у берега Африки. Была чудесная погода. Так как вечером стало жарко, то на заходе солнца капитан разрешил матросам купаться. С радостью матросы прыгнули в воду, опустили в воду парус, привязали его и соорудили купальню. На корабле, кроме матросов, было два мальчика. Они тоже прыгнули в воду, но в парусе было тесно, и они поплыли в открытое море. Мальчишки наперегонки поплыли к бочонку под якорем. Один из мальчиков стал отставать от своего товарища. Его отец, немолодой артиллерист, любовался своим сыном и подбадривал его криком. И тут с палубы раздался возглас: «Акула!» В воде была видна спина хищницы. Она приближалась к мальчикам. Артиллерист закричал: «Назад! Вернитесь!». Дети не слышали и весело плыли дальше. Матросы на лодке кинулись догонять мальчиков.
Дети увидели акулу. Один из них испугано закричал, и мальчики поплыли в разные стороны. Артиллерист решил действовать. Он быстро зарядил пушку, прицелился, выстрелил и закрыл лицо руками. На палубе все ждали со страхом, когда рассеется над водой дым от выстрела. Вскоре раздались радостные возгласы. Артиллерист открыл лицо и посмотрел на море. Он увидел на волнах мёртвую акулу.
Главные герои и их характеристика
Характеристика главных героев представлена в списке:
- Артиллерист – решительный и смелый мужчина, который обладал меткостью и ловкостью, смог убить акулу одним выстрелом, тем самым спас мальчиков. «Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль <…> … артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками».
- Мальчишки – весёлые беззаботные ребята. Они купались, смеялись и были так воодушевлены своим занятием, что не заметили, что к ним приближается акула. «Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. <…> …ребята не слыхали его [крика], плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего».
Темы
В сюжете рассказа можно выделить несколько тем, переплетающихся друг с другом.
- Мужество – основная тема произведения Л.Н. Толстого. В острый критический момент в старом артиллеристе сконцентрировались жизненный опыт, хладнокровие, обладание профессиональными качествами, сила воли. Человек собрался и сделал то, что должен был сделать.
- Любовь к своему ребёнку – вторая тема рассказа. Артиллерист был очень взволнован, когда увидел, что его сыну угрожает опасность. Желание спасти своего ребёнка дало ему ещё больший стимул к действию.
Проблемы
В рассказе «Акула» затронута проблема воспитания и родительской ответственности за жизнь детей. Безответственность со стороны взрослых, которые заранее не подумали о том, что может случиться с ребятами, не остановили их и не вернули в безопасное место, то есть в купальню, сделанную из паруса. Такова нравственная проблематика произведения «Акула».
Основная идея
Л.Н. Толстой в своём рассказе хочет донести до читателя то, что во время ситуации, грозящей опасностью, важно сохранять спокойствие и самообладание, проявить смекалку и решительность для того, чтобы уверенно пойти на риск и не впасть в состояние ступора или паники.
Это смелое поведение в сложный момент поможет выйти победителем. Такова главная мысль и смысл произведения «Акула».
Чему учит?
Из рассказа «Акула» Л.Н. Толстого можно вынести мораль. На примере артиллериста автор преподаёт в своём произведении нравственные уроки: в тяжёлых моментах жизни необходимо проявлять отвагу, предприимчивость и духовную силу. Он также напоминает о необходимости правил безопасности, чтобы не попасть в беду. Мальчики бросились в воду и плавали отдельно от матросов, вне защищённого места для купания. Взрослые не препятствовали детской прихоти, поэтому с ребятами произошёл такой драматический случай, который, к счастью, благодаря старому артиллеристу, закончился хорошо.
Писатель на примере мальчиков заставляет задуматься о том, что нельзя подчиняться своему эмоциональному порыву, а быть рассудительными и осторожными. Такой вывод можно сделать из прочитанного.
Художественные особенности
Рассказ «Акула» написан понятным языком, чтобы детям было проще ориентироваться в происходящих событиях. Повествование ведётся от первого лица множественного числа – «мы». В произведении Л.Н. Толстого можно выделить художественные особенности, характерные для детского поучительного рассказа.
Цель произведения, поставленная автором, – научить, поэтому в нём не описана внешность персонажей, в нём практически отсутствуют диалоги и друг за другом идут динамичные действия героев. Функция текста – воздействующая. Автор доносит до читателя информацию, которая выступает в виде нравоучения.
В рассказе есть описание эмоций. Мальчики подняли визг, увидев неподалёку от себя акулу. Артиллерист был бледен, когда испугался за детей, а когда выстрелил из пушки, то закрыл лицо руками. При этом автор рассказывает о событиях и чувствах героев беспристрастно и объективно.
В рассказе использованы тропы для усиления художественной выразительности текста:
- Сравнение: «точно из топлёной печки несло на нас горячим воздухом», мальчики «как ящерицы, вытягивались в воде», «артиллерист, бледный как полотно».
- Метафора: «пронзительный визг».
- Олицетворение: «визг <…> разбудил артиллериста».
Автор: Диана Танцур
Открытый урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».
Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.
Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование
Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.
Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.
Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Добрый день ребята !
Я приветствую вас на уроке литературного чтения
Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам
2) Мотивационно-целевой этап.
— Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.
ЬТАТИЧ – читать
ЬТАДЮЛБАН – наблюдать
ЬТАНИМОПСВ – вспоминать
ЬТАМУД – думать
— Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).
2. Актуализация знаний.
1) Развитие оперативной памяти. Упражнение «Фотоглаз»
— Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.
Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска )
-Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? (Л,.Н.Толстой)
— Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)
— Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)
2) Фронтальный опрос домашнего задания.
-
Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)
-
Сколько детей было в семье Толстого? (5)
-
Кто был заводилой в играх? (Николай)
-
Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)
-
В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)
-
Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)
3. Постановка темы и цели урока.
— Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого. А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Акула)
—Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)
— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока
Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)
Учиться п_________, в________ _______ ________ «______» и а________ его. (учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его).
— Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.
— Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).
— А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)
Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов. Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.
— Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”
— Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
— Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?
— Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
Настрой
— Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка
— Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:
Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!
Зрительные анализаторы:
— Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!
— Включили ? (ДА)
— Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?
4. Работа по теме урока.
1) Словарная работа.
Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)
Артиллерист — военнослужащий огнестрельного орудии.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
Ропот – неясные негромкие звуки;
Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
Полотно – белая льняная ткань.
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки
Застлал – закрыл туманом, пеленой
Сорвался с места — побежал что было сил;
понатужься — собери силы;
подле пушки — около пушки;
2) Первичное знакомство с текстом.
Откройте учебник на с .152, возьмите карандаши. (Прослушивание записи, по ходу дети отмечают непонятные слова в тексте). Пауза для эмоционального восприятия.
— Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!
— А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?
( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).
— Название рассказа уже вызывает беспокойство, становится страшно, когда раздаётся крик «Акула»!
— Было ли вам страшно? Когда? (когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик
— За кого вы переживали?
— Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы)
5. Физкультминутка. (мелодия Море)
К морю быстро мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Вот так славно освежились! (стряхнуть руками)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой, это – кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем, как дельфин, (прыжки на месте)
Плыли вдоль и поперек (шаги на месте)
И вернулись на урок
6. Продолжение работы по теме урока.
1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.
Давайте проведем анализ о прочитанном тексте
— Где происходило событие, о котором говорится в произведении?
Ответ: Событие происходило у берегов Африки.
— Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.
Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
— Кто находился на корабле?
Ответ: Два мальчика.
— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.
Ответ:… Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
— Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Найдите и зачитайте.
Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
— Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?
Ответ: Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.
Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.
— Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?
— Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.
Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
— Когда отца хватил страх?
Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».
Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)
— С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)
— Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)
— Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.
— Когда он стал действовать? Зачитайте это эпизод. (с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).
— Что он сделал? (Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).
— Объясните выражение «сорвался с места». (Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.
Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.
(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).
— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).
— Кто главный герой произведения? (Артиллерист).
— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)
2) Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.
-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)
-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.
— Чья пара уже готова?
-
Появление акулы. (1. Остановка корабля)
-
Купание в море. (2. Купание в море)
-
Спасение маьчиков (3. Появление акулы)
-
Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)
-
Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка с доской)
7.Творческая работа в группах.
-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.
-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.
-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Вспомните, как нужно работать в группе. Повернитесь друг к другу.
Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.
-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.
8. Итоговая беседа.
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).
— Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).
— Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
— Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)
(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)
— В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
—У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
9. Домашнее задание. (Слайд)
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
• придумать продолжение рассказа
• нарисовать иллюстрацию
• сочинить стихотворение об акуле
10.Рефлексия
Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, синим, красным парусом.
Поднимите кораблик с зелёным цветом, если вы работали на 5;
Синим – 4; Красным – 3.
Ваши оценки поставлю в дневник и журнал.
(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
-А я желаю вам:
Любить свою Родину,
Стать лучшими среди замечательных людей.
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!
-
Работа в парах.
Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)
Артиллерист: Мальчики:
1.________________________ 1._______________________
2._________________________ 2._______________________
3.__________________________ 3._______________________
4.__________________________ 4._______________________
5.__________________________ 5._______________________
Словарик настроений, чувств и характеров: |
Артиллерист: Мальчики: Героизм Активные Страх Беззаботные Мужество Весёлые Находчивость Беззащитные Оцепенение Испуганные Радостный Ловкие Решительность Озорные Смелость Подвижные Отвагу Радостные |
Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.
Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.
Зачитайте свои варианты ответов.
Тема: Принципы обучения
Цели:
-
Закрепить теоретические знания по теме: «Принципы обучения»;
-
Научить различать дидактические принципы, уметь ориентироваться в выборе принципов в учебном процессе;
-
Развивать умение работать в группе, самостоятельности мышления.
Тип урока: практический
Форма организации урока: групповая
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, аудио и видео-записи
Ход урока:
I. Организационный момент.
Просмотр слайда №1
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Проверка пройденного материала.
-
«Мозговой штурм»
-
Что называется «дидактикой»?
-
Что такое обучение?
-
Определите содержание понятий «закономерность обучения».
-
Что такое «принцип обучения»?
-
Укажите в чем состоит значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя?
-
Перечислите основные принципы обучения.
IV. Практическая работа
Задание №1 « Дидактические принципы в истории педагогики»
— Напишите основные дидактические принципы, которые разработали следующие деятели педагогической культуры: Ян Амос Коменский и Леонид Владимирович Занков.
— Назовите основные недостатки дидактических принципов профессора Л.В.Занкова.
— Рассмотрим какие дидактические принципы разработал казахский педагогический деятель Ибрай Алтынсарин (за основу своих принципов он брал, разработанные принципы обучения Ушинского и Толстого)
-
Принцип народности
-
Принцип гуманизма
-
Принцип воспитывающего обучения
Задание №2 «Диаграмма Венна»
— Сравнить принципы обучения и воспитания
Задание №3
Для понимания сущности и роли принципов дидактики важно выстроить в логическую цепь следующие понятия:
— Давайте раскроем эти дидактические категории
— Зачем я построила такую цепочку?
Задание №4 «Педагогические ситуации»
№1. « Принцип сознательности и активности»
Перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.). Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»
— Как способствовала беседа обогащению представлений учащихся и восприятию ими рассказа Толстого?
№2 «Принцип прочности»
Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и написать предложение «Я пошел» 150 раз. Ученик выполнил работу правильно, а в конце ее приписал для учителя: «Я закончил и пошел домой»
— Какие педагогические выводы следуют из этого факта?
№3 «Принцип наглядности»
В 1 классе ученики читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З.Александровой. В стихотворении есть строки:
В саду, где пели зяблики,
Сегодня – посмотри,-
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:
— Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?
— Яблоки. (ученик не понял вопроса)
— А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?
-Снегири.
-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)
— Чем же снегирь похож на розовое яблоко?
— Он такой же красноватый.
— С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?
Задание №5 «Современные педагогические принципы»
Принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.
1группа:
— принцип гуманизации
— принцип дифференциации в воспитании(создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе)
— принцип культуросообразности (воспитание и обучение основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям)
2 группа:
— принцип демократизации (ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность)
— принцип природосообразности
— принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых (участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей, общественности)
3 группа:
— принцип индивидуализации
— принцип событийности (наличие ярких запоминающихся событий, творцам и участниками которых являются члены содружества (фестивали, поселковые праздники))
— принцип взаимодействия и организации всех заинтересованных ведомств и организаций (здравоохранения, образования, правоохранительных органов)
Вопросы:
-
Раскрыть актуальность принципов
-
Применяются ли эти принципы в учебном процессе?
-
Что бы вы предложили для реализации эффективного использования этих принципов?
Задание №6 «Педагогические технологии и принципы обучения»
-
Модульная технология
-
Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили
-
Дифференцированная технология обучения
Вопрос: Выпишите основные принципы обучения данных технологии
Задание №7 «Тесты»
1. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…
А) принцип наглядности
В) принцип доступности
С) принцип сознательности и активности
2. Принцип гуманизации характеризует
А) вседозволенность
В) уважение права человека быть самим собой
С) развитие познавательных сил учащихся
3. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает
А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания
В) слаженность действий воспитателей и родителей
С) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде
4. Сознательность и активность в обучении – это
А) метод обучения
В) дидактический принцип
С) метод исследования
5. Правило: «от простого к сложному» относится к принципу обучения
А) связи теории с практикой
В) доступности
С) научности
6. Исходное положение, которым педагог руководствуется в практической деятельности, — это
А) принцип
В) метод
С) закономерность
7. Принципом обучения является
А) отзывчивость
В) комфортность
С) наглядность
8. Термин «принцип обучения» означает:
А) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса
В) правила
С) дидактические закономерности
9. Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу:
А) научности
В) наглядности
С) доступности обучения
10. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные, физические перегрузки, то это реализация принципа:
А) научности
В) доступности
С) наглядности
Ключ к тесту
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
В
С
В
В
А
С
А
А
В
Рекомендации для учителя:
-
Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
-
Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов современной концепции школьного образования ( всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, единство обучения и воспитания).
-
Учитель должен видеть взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.
V. Итог урока
Оценивание по таблице
VI. Домашнее задание.
Найти материалы на тему «Содержание образования. Учебный план, учебники, программы»