Перечитайте описание утра в начале рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале какое настроение

Мастер-класс по литературе леоновой ольги рудольфовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории мбоу города иркутска сош26 предмет: литература

Мастер-класс по литературе Леоновой Ольги Рудольфовны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ города Иркутска СОШ№26

Предмет: литература

Класс: 7

Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям».

Тип урока: урок-размышление

Методические приёмы организации урока: творческое чтение, опережающие задания, отбор информации (репродукции, стихотворения о Крымской войне 1853-1856гг.), работа в группах.

Оборудование урока:

Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”;

мультимедийная поддержка;

Моцарт «Реквием»;

презентация к уроку.

Межпредметные связи: русский язык, культура речи, история, искусство, музыка.

Теория литературы: очерк, рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа.

Формы работы: фронтальная, групповая, по вариантам.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Этап I. Постановка целей и задач занятия.

Эмоциональная завязка урока

СЛАЙДЫ 1-2

1).Здравствуйте! Меня зовут Леонова Ольга Рудольфовна

Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы продолжим разговор о творчестве Л.Н. Толстого.

СЛАЙД 3 ЩЕЛЧОК ( Портрет Толстого)

События, происходящие в Севастополе 1853-1856 гг. не могли никого оставить равнодушными. Многие поэты и художники обращались к этой теме. И сегодняшний разговор мне хотелось бы начать со стихотворения А.А.Фета «Севастопольское братское кладбище», которое было написано 4 июня 1887 года. (Чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения на фоне «Реквиема» Моцарта)

Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
          Священный прах своих сынов.

Они под землей отвагой прежней дышат…
Боюсь, мои стопы покой их возмутят,
И мнится, все они шаги живого слышат,
          Но лишь молитвенно молчат.

Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, ни надпись — всё боец,
И рядом улеглись, своей залиты кровью,
          И дед со внуком и отец.

Из каменных гробов их голос вечно слышен,
Им внуков поучать навеки суждено,
Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
          Что им завидовать грешно…

По ШЕЛЧКУ еше 2 фрагмента на СЛАЙДЕ 3.

mastier klass po rasskazu l n tolstogho sievastopol v diekabrie miesiatsie obraz 1 3 mastier klass po rasskazu l n tolstogho sievastopol v diekabrie miesiatsie obraz 2 3

2). Постановка учебной проблемы.

Сообщение темы учителем:

Тема сегодняшнего урока «Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям»

Вопросы задаются во время показа фрагментов ПАНОРАМЫ СЕВАСТОПОЛЯ

Как вы считаете, какой вопрос будет самым главным? (Почему это актуально?)

Щелчок СЛАЙД3 (На слайде появляется запись)( Вопросы, сформулированные учителем)

? Что такое война в понимании Толстого и кто же был истинным героем Севастопольской эпопеи ? Что такое война в понимании Толстого?

Теперь попробуйте сформулировать задачи предстоящей работы на сегодняшнем занятии (для себя лично). (выслушать предложенные варианты)

Я предполагала ваши варианты и тоже определила задачи сегодняшнего урока:

Щелчок СЛАЙД 3 (На слайде появляется запись) (Задачи, сформулированные учителем):

1)Формирование правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению;

2)Проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»; разобрать его как эпическое произведение; выявить цели и задачи автора;

4)развивать навыки работы с художественным текстом, умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения;

5)обучать умению выделять главное в описании героев рассказа;

6)способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия;

7)на примерах мужества и героизма защитников Севастополя вызвать гордость историей своих предков, чувство любви к Родине.

Этап II. Изучение нового материала.

Одним из домашних заданий было следующее: по материалам на страницах 321 -339 учебника выписать цитаты, которые выражали бы суть прочитанного рассказа. Зачитайте свои записи. (2-3 человека)

Я тоже, перечитав рассказ, подготовила цитаты, которые могут стать эпиграфом к нашему уроку:

СЛАЙД 4

Первую цитату я выписала из рассказа Толстого:

Надолго оставит в России великие следы эта эпопея

Севастополя, которой героем был народ русский…

Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце» (стр 339)

Вторая – это запись из дневника писателя, фрагмент которой включен в рассказ:

Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!», говорил: «Нужно умирать, ребята. Умрете?». И войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!». И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание…

Л.Н.Толстой ( Из дневника)

? Итак. Севастополь…Что же представлял собой город того времени? Давайте обратимся к иллюстрациям на страницах учебника

СЛАЙД 5

— стр. 322: Литография Василия ФедоровичаТимма «Обстрел Севастополя турецко-англо-французским флотом 5 октября 1854г»

— стр. 341 Литография Д.Россова по рисунку с натуры Николая Васильевича Берга «Севастополь. Угол 4-го бастиона, ближайший к неприятельским позициям» 1854-1855 гг.

Каким настроением проникнуты эти работы? Какое впечатление они производят? ( 1-2 ответа)

А вот каким показывает Севастополь художник Айвазовский. Его картины «Севастополь» и «Осада Севастополя» были созданы под непосредственным впечатлением от посещения художником осажденного города.

СЛАЙД 6-7

mastier klass po rasskazu l n tolstogho sievastopol v diekabrie miesiatsie obraz 3 6 mastier klass po rasskazu l n tolstogho sievastopol v diekabrie miesiatsie obraz 4 7

Л.Н.Толстой тоже был не только свидетелем, но и участником данных событий. Все ужасы, лишения и страдания, выпавшие на долю геройских его защитников, перенес и Толстой. Он долго жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, к которым он скоро привык, как и все прочие эпически-храбрые севастопольцы, Толстой написал в это время первый из трех «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею Россией и произвел потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя.

Обратимся к учебнику. На стр.322 найдите ответ на вопрос учебника ( стр.323 в.3): Какое значение для защитников Севастополя имели строки писателя? Зачитайте высказывание сослуживцев писателя о роли его рассказов.

Стр 322-323 (Написанное Толстым нужно было людям не менее его активного участия в боевых событиях. Вот что говорит о нем один из его севастопольских сослуживцев: « Толстой своими рассказами и наскоро набросанными куплетами одушевлял всех и каждого в трудные минуты жизни. Он был в полном смысле душой нашего общества. Толстой с нами – и мы не видим, как летит время, и нет конца общему веселью; нет графа, укатил в Симферополь – и все носы повесили… Это был редкий товарищ, честнейшая душа, и забыть его решительно невозможно.»

За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.»

А каким видит Л.Н.Толстой осажденный город? Мы вновь обращаемся к учебнику. На страницах 341-342 размещены вопросы и задания к тексту. Для удобства я их вынесла на слайды. (Анализ рассказа по вопросам и заданиям: чтение фрагментов рассказа с упором на будничность, обыденность).

СЛАЙД 8

В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой является и рассказчиком, и экскурсоводом. Что же он показывает своему читателю?

  1. В каких эпизодах и деталях запечатлен героизм защитников Севастополя? Дайте название каждому такому эпизоду. (Пристань, набережная, госпиталь, 4 бастион, батальная сцена)

  1. А сейчас обратимся к учебнику.

— Зачитайте эпизоды, в которых показана будничная жизнь города;

Работа в группах:

  • лица

  • Звуки

  • краски

— Для более полной передачи своего замысла автор использует детали. Как детали помогают писателю показать будничную жизнь сражающегося города (лица людей, звуки, краски и т.д.)?

— Согласны ли вы с тем, что картина построена на контрасте? Докажите это текстом. (Контраст: кипит мирная жизнь, и тут же раздаются взрывы, повсюду убитые, раненые)

(стр 324 «…где прошла смена часовых, побрякивая ружьями; где доктор уже спешит к госпиталю; где солдатик вылез из землянки, моет оледенелой водой загорелое лицо и, оборотясь на зардевшийся восток, быстро крестясь, молится богу; где высокая тяжелая маджара на верблюдах со скрипом протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена…»

Стр 325-326 «…На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные козлы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками…»)

СЛАЙД 9

Очень часто писатели обращаются к пейзажным зарисовкам. Пейзаж в произведении выполняет различные функции: это характеристика места и времени действия, это психологическая функция (раскрытие внутреннего мира героя через мажорную или минорную эмоциональную атмосферу), это выражение авторской позиции, философских взглядов писателя.

  1. Рассказ Толстого начинается с пейзажа и заканчивается описанием состояния природы. Перечитайте описание утра в начала рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создает описание природы?

Стр 324. «Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском; с бухты несет холодом и туманом; снега нет — все черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра. На кораблях глухо бьет восьмая склянка.»

Стр 339 «Уже вечереет. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. По воде разносятся звуки какого-то старинного вальса, который играет полковая музыка на бульваре, и звуки выстрелов с бастионов, которые странно вторят им.»

(Толстой, используя кольцевую композицию, словно говорит нам: закончился еще один день. Все в этом мире приходящее: боль, жизнь, смерть. Картины природы словно смягчают весь ужас, который происходит вокруг, а две пейзажные зарисовки служат обрамлением к страшному месту смерти).

  1. « Севастополь в декабре месяце» — это рассказ о военных событиях. Тогда почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем ее выражение…»

(стр 331)(«…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти…)

СЛАЙД 10

5).Вместе с рассказчиком мы проделали немалый путь к четвёртому бастиону. Чем же гордится офицер Л.В.Толстой, рассказывая о жизни русского солдата? Кого делает Толстой главными героями своего повествования?

Стр 336. «…Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты и упрямства; но здесь на каждом лицо кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства…»

(Герои моего очерка – ПРАВДА.

Стр 339 «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

Глазами народа писатель увидел эпопею Севастополя. Наверное, и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защитников города. Главными чертами этих людей были: Стр 329: «»…бессознательное величие и твердость духа…» «…стыдливость перед собственным достоинством…»

6).Каждый писатель использует собственные приемы для раскрытия образов, идеи произведения.Как вы объясните роль использованных Толстым приемов: 1) он не дает имен своим героям; 2) обращается к читателю напрямую «Вы подходите к пристани …», «Вы смотрите на полосатые громады кораблей» и т.д.; 3) ведет повествование рассказчик, сам являющийся участником событий?

Повествование во многих эпизодах посвящено простым людям — подлинным героям войны. Именно здесь перед писателем раскрываются глубинные, коренные черты русского национального характера. Изображая войну, как она есть, Толстой стремится показать, что, только защищая от врага родную землю, люди способны переносить столь тяжкие муки и страдания.

Толстой словно берет за руку читателя, который не бывал в Севастополе и не имеет понятия о жизни в осажденном городе, и ведет его из улицы в улицу, потом из траншеи в траншею и приводит на страшный бастион 4. Он заставляет читателя испытывать, одно за другим, все чувства — от страха до гордости, и в то время, как эти чувства сменяются в читателе, он показывает ему бесстрашных защитников наших редутов, которые смеются, курят, заряжают пушки и наблюдают за неприятелем. Эта-то противоположность и действует сильно на читателя.

Рассказ «Севастополь в декабре месяце» написан в форме лирического монолога. Писатель выступает в нем от своего имени, но его лирическое «я» предельно обобщено: так он думает, так он видит, так он чувствует; но именно так видят, думают, чувствуют, действуют тысячи участников обороны – солдаты, офицеры, горожане, мужчины и женщины. Толстой изображает войну « в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» и вместе с тем дает читателю почувствовать величие простоты и красоты героического духа севастопольцев.

В очерке «Севастополь в декабре» автор ведет нас с вами в бывшее Севастопольское собрание, где теперь помещается госпиталь. При этом он говорит нам: «…вы увидите там защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища». Ужасные, грустные и возвышающие – это для Толстого не различные понятия, а связанные между собой. Это для него части единого — составляющие той жизненной правды, которой он дорожит превыше всего.

СЛАЙД 11

Л.Н.Толстой не раз ставит вопрос о том, что можно считать храбростью и кто действительно храбр, и всегда отвечает определенно: храбр тот, кто при любых обстоятельствах исполняет свой долг. Истинно храбрые люди – солдаты – на вопрос: «Ты разве боишься?» — часто отвечают у Толстого утвердительно. Солдаты не считают постыдным или унизительным наклонить голову или лечь на землю, когда разрывается граната; но те же солдаты, не задумываясь, идут в адский огонь, когда это нужно. Вот она, истинная храбрость, без ложного стыда и стремления к славе. Обратимся к учебнику.

7). Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера «…исполняет свое дело, какое бы оно ни было». Для этого первый вариант работает с эпизодом «В госпитале», второй — «На четвертом бастионе». Воспользуйтесь планом:

— Портрет героя;

— Участие в обороне Севастополя;

— Отношение к нему автора.

Защитник Севастополя 1в.

Портрет

Участие в обороне Севастополя

Авторское отношение

Исхудалый солдат

Женщина

Другой больной

Добродушный взгляд

«в сереньком полосатом платье и повязанная черным платком»;

«глаза блестят каким-то особенным блеском»

«Белокурый, с пухлым и бледным лицом»; «сухой открытый рот с трудом выпускает хрипящее дыхание»; «голубые оловянные глаза»;

« тяжелый запах мертвого тела»

Ранен на пятом «баксионе»

Восхищение мужеством (через рассказ «женщины в сереньком полосатом платье») (С.329)

Защитник Севастополя 2в.

Портрет

Участие в обороне Севастополя

Авторское отношение

Морской офицер

Матрос

«спокойно, без малейшей аффектации…»

« … в крови, в грязи…» «вырвана часть груди…» «минуты на набрызганном грязью лице его видны один испуг и какое-то притворное преждевременное выражение страдания» «что выражение это сменяется выражением какой-то восторженности и высокой, невысказанной мысли: глаза горят ярче, зубы сжимаются, голова с усилием поднимается выше»

4 бастион

«видны главные черты, составляющие силу русского»; «…следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства» (с,336)

«…и в то время как его поднимают, он останавливает носилки и с трудом, дрожащим голосом говорит товарищам: «Простите, братцы!» — еще хочет сказать что-то, и видно, что хочет сказать что-то трогательное, но повторяет только еще раз: «Простите, братцы!»

СЛАЙД 12

8). А сейчас перечитаем батальную сцену. Можно ли этот эпизод назвать сражением в привычном смысле? Докажите мысль о том, что в состоянии людей нет напускного героизма, подчеркнув ключевые слова.( Подчеркните ключевые слова, доказывающие, что в состоянии людей нет напускного героизма ) (стр. 336 – 338)

Стр 336-338 ( «…Вдруг ужаснейший, потрясающий не одни ушные органы, но все существо ваше, гул поражает вас так, что вы вздрагиваете всем телом. Вслед за тем вы слышите удаляющийся свист снаряда, и густой пороховой дым застилает вас, платформу и черные фигуры движущихся по ней матросов. По случаю этого нашего выстрела вы услышите различные толки матросов и увидите их одушевление и проявление чувства, которого вы но ожидали видеть, может быть,- это чувство злобы, мщения врагу, которое таится в душе каждого. «В самую абразуру попало; кажись, убило двух… вон понесли»,- услышите вы радостные восклицания. «А вот он рассерчает: сейчас пустит сюда«,- скажет кто-нибудь; и действительно, скоро вслед за этим вы увидите впереди себя молнию, дым; часовой, стоящий на бруствере, крикнет: «Пу-у-шка!» II вслед за этим мимо вас взвизгнет ядро, шлепнется в землю и воронкой взбросит вкруг себя брызги грязи и камни. Батарейный командир рассердится за это ядро, прикажет зарядить другое и третье орудия, неприятель тоже станет отвечать нам, и вы испытаете интересные чувства, услышите и увидите интересные вещи. Часовой опять закричит: «Пушка!» — и вы услышите тот же звук и удар, те же брызги, или закричит: «Маркела!» [Мортира. (Прим. Л. Н. Толстого.)] -и вы услышите равномерное, довольно приятное такое, с которым с трудом соединяется мысль об ужасном, посвистывание бомбы, услышите приближающееся к вам и ускоряющееся это посвистывание, потом увидите черный шар, удар о землю, ощутительный, звенящий разрыв бомбы. Со свистом и визгом разлетятся потом осколки, зашуршат в воздухе камни, и забрызгает вас грязью. При этих звуках вы испытаете странное чувство наслаждения и вместе страха. В ту минуту, как снаряд, вы знаете, летит на вас, вам непременно придет в голову, что снаряд этот убьет вас; но чувство самолюбия поддерживает вас, и никто не замечает ножа, который режет вам сердце. Но зато, когда снаряд пролетел, не задев вас, вы оживаете, и какое-то отрадное, невыразимо приятное чувство, но только на мгновение, овладевает вами, так что вы находите какую-то особенную прелесть в опасности, в этой игре жизнью и смертью; вам хочется, чтобы еще и еще поближе упали около вас ядро или бомба. Но вот еще часовой прокричал своим громким, густым голосом: «Маркела!», еще посвистыванье, удар и разрыв бомбы…)

СЛАЙД 13 ( страницы учебника)

Это был самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Давайте вглядимся в лица героев-севастопольцев. Какие качества присущи каждому герою? Как эта общность подчеркнута в портретах? Найдите в тексте эпизоды, соответствующие содержанию иллюстраций

Обратимся к учебнику:

— стр. 330 Художник А.В. Кокорин В госпитале

— стр. 337 Художник А.В. Кокорин На бастионе

— стр. 327 Художник А.В. Кокорин Портреты героев-севастопольцев

mastier klass po rasskazu l n tolstogho sievastopol v diekabrie miesiatsie obraz 513

— стр. 330 Художник А.В. Кокорин В госпитале

(стр 330 «…Ты куда ранен? — спрашиваете вы нерешительно и робко у одного старого исхудалого солдата, который, сидя на койке, следит за вами добродушным взглядом и как будто приглашает подойти к себе. Я говорю: «робко спрашиваете», потому что страдания, кроме глубокого сочувствия, внушают почему-то страх оскорбить и высокое уважение к тому, кто перенесет их…В ногу,- отвечает солдат; но в это самое время вы сами замечаете по складкам одеяла, что у него ноги нет выше колена…)

— стр. 337 Художник А.В. Кокорин На бастионе

Стр 336 («… выстрела вы услышите различные толки матросов и увидите их одушевление и проявление чувства, которого вы но ожидали видеть, может быть,- это чувство злобы, мщения врагу, которое таится в душе каждого. «В самую абразуру попало; кажись, убило двух… вон понесли»,- услышите вы радостные восклицания. «А вот он рассерчает: сейчас пустит сюда»,- скажет кто-нибудь …»)

— стр. 327 Художник А.В. Кокорин Портреты героев-севастопольцев, ЩЕЛЧКИ НА КАЖДЫЙ ПОРТРЕТ

Стр 326 («…Но вглядитесь ближе в лица этих людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем другое. Посмотрите хоть на этого фурштатского солдатика, который ведет поить какую-то гнедую тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно, он не заблудится в этой разнородной толпе, которой для него и не существует, но что он исполняет свое дело, какое бы оно ни было — поить лошадей или таскать орудия,- так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания…»).

А вот какими видит защитников Севастополя художник Василий Федорович Тимм

СЛАЙД 14

mastier klass po rasskazu l n tolstogho sievastopol v diekabrie miesiatsie obraz 614

Охарактеризовать этих людей можно словами Л.Н.Толстого: стр 339 «…Вы ясно поймете, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжелые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину…»

Историческая справка

Россия оказалась втянута в войну со всей объединенной Европой. Старый русский парусный флот пришлось затопить в бухте на подступах к городу. Отсутствие современной техники восполнялось мужеством русских солдат и простых людей.

СЛАЙД 15 Война обнажила отсталость России, слабость ее промышленности, косность высшего военного командования. 96% русских пехотинцев были вооружены устаревшими гладкоствольными кремниевыми ружьями (дальность боя 300 м), в то время как во французской армии 33%, а в английской 50% солдат имели нарезные дальнобойные винтовки (дальность боя 1300 м). Из-за отсутствия железных дорог воинские пополнения и боеприпасы прибывали крайне медленно. Паровой флот союзников превышал русский в 10 раз. У России было115 судов, включая 24 парохода, а у союзников — 454 корабля, включая 258 пароходов.

Вопрос о жанре «Севастопольских рассказов»

А теперь переходим к вопросу о жанре «Севастопольских рассказов».

Рассказ в современном понимании этого термина – это художественная проза, краткая история со своими персонажами и сюжетом, особым образом построения, значимый и оформленный, завершенный фрагмент жизни.

Рассказ «Севастополь в декабре месяце» написан в апреле 1855 г., когда Толстой сам сражался на самом опасном и прославленном его укреплении – четвертом бастионе. Между атаками, в свободное от боевого дежурства время и писался рассказ.

Современники писателя воспринимали его рассказ не как художественное произведение, а как очерк с места событий.

Обратимся к теории литературы. Что такое ОЧЕРК?

(жанр художественной и публицистической литературы, предполагающий документальную достоверность)

Военные рассказы молодого Толстого являются примером данного жанра –это газетно-журнальные документальные очерки, они близки к тому, что мы сегодня называем репортажем. Это именно рассказы очевидцев о происходящем в крепости во время осады, описания реальных людей и событий, интересные массовому читателю.

И все-таки свое произведение Толстой назвал не очерками, а рассказами. Почему?

Автор проявил себя как художник; придал зарисовкам большую обобщенность, так что повествование вышло за рамки очеркового жанра. Толстой ведь не только Крымскую кампанию изобразил, но и показал, что такое война «в её настоящем выражении».

Толстой был художником и не мог удовлетвориться жанром очерка, простыми поверхностными описаниями типов и событий. Его главный интерес – человек, его движущаяся душа, развивающийся характер. Опыт работы над этой очерковой книгой о войне помог писателю перейти к несравнимо более масштабному творческому замыслу – написанию романа-эпопеи «Война и мир».

СЛАЙД 16

И вновь обращаемся к тексту.

— Выделите в тексте ключевые слова для обрисовки конкретного участника событий (элементы очерка) и собирательного образа защитников города (элементы рассказа).

Конкретный участник события

Собирательный образ защитника города

героизм

Спокоен, собран

желание быть на передовой

уверен в себе

превозмогание страданий и боли

исполняет дело

нет суеты, растерянности

нет готовности к смерти

стойкость

твёрдость духа

гордость

гордость

Этап III. Рефлексия

1).Подведение итогов урока с формулированием учащимися собственных выводов

Перевернута последняя страница рассказа

— Какова же его основная идея? О чем говорит нам автор своим произведением? Что же такое война в понимании Толстого?

Автор размышляет о природе подвига;

Он убежден в героизме русского народа;

Рассуждает о жестокости любой войны.

Итоговый вопрос: Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? В чем, по Толстому, своеобразие русского национального характера? Кто или что, по-вашему, решает коренные вопросы истории?

Главный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, правдиво показанный Л.Н. Толстым.

Война в настоящем её выражении – «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз

Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности

По мысли Толстого, в конечном счёте народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства

Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

ВЫВОД: Итак, Л.Н.Толстой позволил нам увидеть главные черты русского народа . А такой народ не может не иметь будущего. Так будем же верить в Россию и любить ее так, как любят герои рассказа «Севастополь в декабре месяце», как любил поручик артиллерии Л.Н Толстой. И закончить мне хотелось бы словами Л.Н.Толстого:

СЛАЙД 17 «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… … И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине.»

СЛАЙД 18.

2).Разноуровневое домашнее задание по выбору( письменно):

  1. Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта.(стр.342)

  2. Составить систему вопросов к рассказу «Севастополь в декабре месяце» (стр.342)

  3. Написать стихотворение или лирическую миниатюру: « После прочтения рассказа Л.Н.Толстого…»

  4. Художественное чтение выбранного отрывка из рассказа «Севастополь в декабре месяце» (наизусть).

СЛАЙД 19

Использованные ресурсы:

1. http://kolobook.ru

2. www.osudbe.ru

3. http://newzz.in.ua/ob/1148851525-httpkorrespondentnetworldabus1124108.html

4. http://artvit.narod.ru/sevastopol_21.html

5.http://www.rusarchives

6. http://monoz.ucoz.ru

Опубликовано в категории Литература, 15.06.2019

Не устраивает ответ?

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету Литература.

Найти другие ответы

Загрузить картинку (не более 2мб)

Недавние вопросы

Литература, опубликовано 27.01.2021

сравнение поступков героев сказки «Музыкант «медвежатник медведь

Литература, опубликовано 22.10.2020

Почему в первой строке появляется эпитет «бедный» в стихотворении Пушкина?
Стихотворение » Жил на свете бедный рыцарь»

Литература, опубликовано 22.10.2020

Как быстро выучить любой стих? ЗА среднее время

Литература, опубликовано 22.10.2020

Кто такой станционный смотритель, какое к нему отношение? Повесть «Станционный смотритель».
Пожалуйста помогите, заранее спасибо.

Литература, опубликовано 22.10.2020

Опишите Андрея Гавриловича Дубровского по плану:
1.портрет
2.речь персонажа
3.поступки персонажа
4.быт, окружающий персонажа
5.авторская характеристика
6.само-характеристика
7.характеристика…

Литература, опубликовано 22.10.2020

Помогите срочно! нужна очень срочная помощ по литературе «невский проспект»
«Невский проспект».
Какой образ людей на Невском проспекте создает Н. В. Гоголь?
Какие приемы он…

Литература, опубликовано 22.10.2020

Горе от ума вопросы
Почему Чацкий до откровенного разговора с Софьей не может поверить, что она любит Молчалина? Почему фамусовской Москве «противопоказан» Чацкий и необходим Молчалин?

Литература, опубликовано 22.10.2020

Теория Евгения Базарова, напишите срочно

Литература, опубликовано 22.10.2020

Какое отношения У Берестова и Муромского к детям в повести «Барышня крестьянка»?

Литература, опубликовано 22.10.2020

Найдите в пьесе Островского все описания грозы. Как они связаны с развитием душевной драмы Катерины.

Литература, опубликовано 22.10.2020

Выписать примеры сравнения и олицетворения стих зима Суриков Белый снег пушистый…

Литература, опубликовано 22.10.2020

Как вы понимаете высказывание Ф. М. Достоевского: «Счастье не даётся человеку сразу, его надо заслужить, и всегда страданием…»

Литература, опубликовано 22.10.2020

Как относится к Дубровскому Маша Троекурова? Способна ли она оценить его любовь и ответить взаимностью?

Литература, опубликовано 22.10.2020

Какая черта характера Молчалина раскрывается в поведении с Софьей после его падения с лошади

Литература, опубликовано 22.10.2020

Когда вражда может перерости в дружбу ?
Приведите аргумент к этому вопросу в «Трех мушкетерах»

Другие вопросы в категории Литература

Литература, опубликовано 13.06.2019

Почему Владимир Дубровский это романтический герой? Ответ желательно не из интернета. Даю 70 баллов. Заранее спасибо)

Литература, опубликовано 13.06.2019

Синоним к слову краткий и желать

Литература, опубликовано 13.06.2019

Можно пожалуйста краткое содержание В. Н мирнев посвещённого казакову, рассказ «ночью «

Литература, опубликовано 13.06.2019

И.А.Бунин,, Цифры,,написать 4 предложения сочинительные и подчинительные.СРОЧНО​

Литература, опубликовано 13.06.2019

Синквейн к Никиты, к рассказу «Никита»

Литература, опубликовано 13.06.2019

Значение слова,,папирусная бумага?Каково её назначение в книге.​

Литература, опубликовано 13.06.2019

Напишите пожалуйста, эмоциональную окраску стихотворения Есенина,,Какая ночь я не могу.. «

Литература, опубликовано 13.06.2019

Какими знаниями и умениями обладал Васютка откуда он их знал?

Литература, опубликовано 13.06.2019

В чем трагизм рассказа жеребенок

Литература, опубликовано 13.06.2019

Отношение автора к своему герою в рассказе уроки французского

Литература, опубликовано 13.06.2019

Каким рисует пушкин в романе капитанская дочка вожака крестьянского восстания Пугачёва​

Литература, опубликовано 13.06.2019

Пожалуйста, напишите любую сказку примерно на 300 слов. Родная литература

Литература, опубликовано 13.06.2019

Отметь произведения фольклора 1) считалка 2) рассказ 3) скороговорка 4)басня 5) загадка

Литература, опубликовано 13.06.2019

Произведение Виктора Астафьева васюткино озеро. Написать сочинение на тему :Если бы я оказался в тайге с васюткой. Помогите плиз 10 б

Литература, опубликовано 13.06.2019

Даю 20 балов описания слепой елани 10 предножений​

Вопросы из других категорий

Литература, опубликовано 13.06.2019

ОГЭ по литературе На экзамене разрешено использование полных текстов художественных произведений и сборников лирики. Во время проведения экзамена, когда мы можем взять нужный нам текст, нам выдают…

Геометрия, опубликовано 13.06.2019

При каких n из перечисленных ниже выпуклый n-угольник может иметь центр симметрии? 10 11 12 13 14 15

Алгебра, опубликовано 13.06.2019

Найдите наименьшее целое решение неравенства​

Биология, опубликовано 13.06.2019

Составьте две (пищевую и детритную) цепи питания из предложенного перечня организмов; белка, лягушка, ель, бабочка, куница, змееяд, стрекоза, чертополох, уж, опавшие, листья, жук, одуванчик, бактерии

Математика, опубликовано 13.06.2019

Велосипедист движется со скоростью 12 км/ч, пешеход 4 км/ч. От A до B велосипедист проезжает на 5 часов 20 минут быстрее чем пешеход. За сколько времени велосипедист проедет это расстоянине.

Математика, опубликовано 13.06.2019

Помогите пожалуйста

Математика, опубликовано 13.06.2019

Два числа независимо друг от друга наудачу выбираются на отрезке [0,1]. Найдите вероятность события А=сумма квадратов этих чисел больше единицы. Очень прошу помогите пожалуйста и распишите…

Русский язык, опубликовано 13.06.2019

Помогите, пожалуйста, решить 1, 2, 3 задание! Спасибо заранее!

Биология, опубликовано 13.06.2019

ДАНО,РЕШЕНИЕ У троих детей в семье 1,2,3 группы крови. Какие группы крови могут быть у родителей?

Математика, опубликовано 13.06.2019

+≥144 пожалуйста помогите мне надо понять как оно делается по этому прошу с объяснениями. Заранее спасибо.

Математика, опубликовано 13.06.2019

Помогите пожалуйста

Геометрия, опубликовано 13.06.2019

Найдите сторону квадрата, диагональ которого равна 4 см. А) 2 2 см; Б) 2 см; В) 2 см; Г) 4 см. ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ СРОЧНО !!!

ОБЖ, опубликовано 13.06.2019

Можете указать виды повязок и куда накладывают эту повязку, Пожалуйста!!!!!! У меня скоро контрольная! Срочно!!!

Английский язык, опубликовано 13.06.2019

Какие части апеллируются в огэ по английскому языку? (устная, писменная, письмо)

Русский язык, опубликовано 13.06.2019

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. — Андрюха,(1) решено! — вскричал дядя Женя. — Учись джазу!…

Страница 422

Вопросы и задания 

1. Найдите в тексте сказки и зачитайте фрагменты, в которых даётся описание внешности генералов. Что это даёт для понимания произведения?

В самом начале повествования нам представлены два генерала, чудом перенесены на необитаемый остров. Попали они сюда во сне и выглядели соответственно:  

«Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену».

Этим Салтыков-Щедрин показывает, что нет у генерала перед человеком никаких врожденных привилегий, а вот если орден повесить, то сразу вельможей делается.

Далее идет сцена поединка двух оголодавших господ, где они готовы съесть друг друга:

«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание».

Этим автор показывает животную натуру, пристрастие к чревоугодию и, вообще, низость поведения господ.

Но находка мужика на острове меняет жизнь генералов в лучшую сторону. А всего-то поели вдосталь и посплетничали от души.

«Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые».

Тут изобличается духовная низость правящего класса, его существование за счет рабочей силы народа. Полное отсутствие принципов и целей, праздность и скудность ума — такова картина развращенного крепостничеством барства.

2. Имеются ли в сказке сведения о том, за какие деяния был получен героями чин генерала?

Нет, было только сказано, что они всю жизнь служили в регистратуре.

3. Генералы совершенно не приспособлены к жизни, не могут позаботиться о себе, не могут даже бороться за своё спасение. Что же они могут? Какой ответ на этот вопрос дан в сказке?

Умели показать свое почтение к людям, говоря:  «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Могут брать взятки и приказывать мужику, еще пенсию получать.

4. Охарактеризуйте речь генералов. Какую лексику они чаще всего используют? Выпишите по 1—2 примера.

Речь генерала лаконичная, требовательная, обращается по уставу даже к гражданскому населению иногда ( в силу привычки), командным тоном.

5. Как относятся генералы к мужику? А он к ним?

Генералы, в силу своего невысокого воспитания и малой культуры, относились к мужику плохо, предвзято, свысока, властно, ведь они были генералами, а он простым мужиком-крестьянином.

Мужик считал этих генералов высокостоящими людьми, ведь мужик привык подчинятся высшей власти, поэтому он с легкостью и кротостью выполнял все, что генералы ему велели.

Генералы даже не отблагодарили мужика, как следует, а послали ему на остров только рюмку водки и пятак, потому что думали, что для мужика это достойная награда.

6. Обратите внимание на авторское отношение к мужику. Оно проявляется в описании того, как мужик воспринимает приказания генералов. Как он их воспринимает: спокойно, с раздражением, неохотно, с восторгом, как должное? Выберите нужное слово и объясните, почему именно так.

Поначалу автор как бы насмехается над мужиком, как тот на необитаемом острове прислуживает двум генералам. Потом автор как бы сваливается над мужиком, и два генерала посылают ему водки и денег. Сам мужик выполнял их приказы спокойно, даже с охотой.

7. Как мужик выполнил приказания генералов?

Мужик с готовностью и подобострастием исполняет все приказы генералов, старается: «до того изловчился, что стал в пригоршне суп варить».

8. Что высмеивает сатирик в мужике? Какой это смех — весёлый, грустный, злой? Аргументируйте свой ответ.

Мужик в произведение показывает народ, а генералы — это буржуазия. Сильный и храбрый мужик унижается и выполняет все прихоти генералов, он готов на все, лишь бы генералам было хорошо. Щедрин не согласен с этим, почему могучий народ должен пресмыкаться перед слабыми и беспомощными без народа богачами? В конце произведения в награду за всю проделанную работу мужику дают рюмку водки и одну монету, сам автор в конце произведения говорит: «Весились, мужичина». В этой фразе он хочет показать всю несправедливость этой ситуации. Это определенно вызывает у него грустный смех.

Минуты творчества 

Нарисуйте портрет одного из генералов. Предварительно определите, какой литературный приём лежит в основе изображения характера. Это поможет вам точнее выполнить задание. Сопоставьте свой рисунок с работой товарища. Есть ли в ваших рисунках принципиальная разница? Если нет, то почему? Если есть, то в чём она?

Вопросы и задания 

1. Прочитайте сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

2. Что невероятно, а что вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?

Невероятное:

  • исчезновение мужиков в мякинном вихре;
  • степень одичания помещика;
  • разговор дикого помещика с медведем;
  • отроившийся рой мужиков.

Реалистичное:

  • чтение газет «Весть» помещиком;
  • притеснение, которое учинил помещик мужикам;
  • театр с актёрами;
  • генералы и капитан-исправник;
  • название города в России (Чебоксары), страны (Англия);
  • игра в грандпансьянс.

Реалистичного в сказке гораздо больше.

3*. Чем отличается эта сказка от народной? Как вы думаете, с какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки?

4. Какие средства помогают М.Е. Салтыкову-Щедрину вызвать «смех сквозь слёзы»? Почему, читая щедринские «Сказки», хочется смеяться и одновременно грустить?

5. Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Лев Николаевич Толстой

Страница 425

Вопросы и задания 

1. Расскажите об отношении Л.Н. Толстого к таким проявлениям человеческого духа, как храбрость, чувство долга, истинный героизм.

2*. Подготовьте сообщение об исторической основе рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце».

3. Какое значение для защитников Севастополя имели строки писателя?

Страница 444

Севастополь в декабре месяце

Вопросы и задания 

1. В каких эпизодах и деталях запечатлён героизм защитников Севастополя? Дайте название каждому такому эпизоду.

2. Выпишите ключевые слова для обрисовки конкретного участника событий и собирательного образа защитника города.

«Вы бы увидели ужас на лицах людей, больных с множеством ампутаций и людей у которых в глазах можно увидеть весь ужас войны»

3. Какие детали помогают писателю показать будничную жизнь сражающегося города (лица людей, звуки, краски и т.д.)? Согласны ли вы с тем, что картина построена на контрасте? Докажите это текстом.

1) лица людей

*** «…Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты и упрямства; но здесь на каждом лицо кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства…»

2) цвета

*** «в сереньком полосатом платье и повязанная черным платком»

*** «глаза блестят каким-то особенным блеском»

*** «Белокурый, с пухлым и бледным лицом»

*** «голубые оловянные глаза»

3) звуки

*** «и вы услышите равномерное, довольно приятное такое, с которым с трудом соединяется мысль об ужасном, посвистывание бомбы, услышите приближающееся к вам и ускоряющееся это посвистывание, потом увидите черный шар, удар о землю, ощутительный, звенящий разрыв бомбы».

*** «еще посвистыванье, удар и разрыв бомбы…»

Да, согласна, ведь контраст налицо: вокруг кипит мирная жизнь, и здесь же раздаются взрывы, бомбы, убитые, раненые, крики, ужас.

*** «…где прошла смена часовых, побрякивая ружьями; где доктор уже спешит к госпиталю; где солдатик вылез из землянки, моет оледенелой водой загорелое лицо и, оборотясь на зардевшийся восток, быстро крестясь, молится богу; где высокая тяжелая маджара на верблюдах со скрипом протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена…»

*** «…На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные козлы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками…»

4. Перечитайте описание утра в начале рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создаёт описание природы?

— В начале рассказа мы слышим “неумолкаемый гул моря”, будто нет войны, всё тихо и спокойно, и только иногда эту тишину нарушают звуки выстрелов, настроение из спокойного переходит в тревожное, радость отступает, уступая место страху и ожиданию неизведанного. Грустно и немного страшно.

— В конце рассказа автор описывает вечер, умело прорисовывая пейзаж заката солнца. Мы уже не слышим спокойный шум моря, потому что “по воде разносятся звуки какого-то старинного вальса”, и в эти звуки вмешиваются “звуки выстрелов с бастионов”, заглушая красоту звучащего вальса. Грустно и немного страшно.

5. Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем её выражении…».

В начале произведения Толстой обращает на с к изнанке бойни, ибо сражения стихнут, победы отпразднуются, а человеческая боль и потери будут стоять перед вашими глазами каждый раз, когда заходит речь о войне.  Вы «увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти…»

6. Чем гордится офицер Л.Н. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата?

Лев Николаевич, так как он писал свое произведение с реальных событий, имеет серьезные основания гордиться стойкостью, упорством, непреодолимым, непобедимым патриотизмом русских солдат, их отношением к потерям, их силой характера, их яростным желанием бороться. Потому, наверное, мы всех и побеждали.

7. Как вы объясните роль использованных Толстым приёмов: 1) он не даёт имён своим героям; 2) обращается к читателю напрямую: «Вы подходите к пристани…», «Вы смотрите на полосатые громады кораблей…» и т.д.; 3) ведёт повествование рассказчик, сам являющийся участником событий?

1)Он не дает имен потому что хочет показать, что солдаты без имени, которых никто не знает и никогда не запомнит сделали для Росси больше чем именитые офицеры 2)может Толстой хочет чтобы читатель почувствовал себя там, на поле боя (но на счет этого ответа не уверена) 3)да, толстой служил в севастополе

8. Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера: «…исполняет своё дело, какое бы оно ни было». Для этого перечитайте эпизоды: а) «В госпитале»; б) «На четвёртом бастионе». Воспользуйтесь планом:

— портрет героя;

— участие в обороне Севастополя;

— отношение к нему автора.

Главный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, правдиво показанный Л.Н. Толстым.

Война в настоящем её выражении – «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз

Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности.

9. На с. 438 воспроизведены портреты героев-севастопольцев. Какие качества присущи каждому герою? Как эта общность подчёркнута в портретах?

Их общая черта — это мужество и уверенность. Они не подают печального вида

10. Послушайте фрагмент рассказа в исполнении чтеца. Как вы думаете, почему именно этот фрагмент выбран для выразительного чтения?

Живое слово 

Составьте рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта. А для того, чтобы лучше себе представить происходящее, обратитесь к знаменитой панораме Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя».

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Полный текст «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро»

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы в стихах. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.

В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».

Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.

Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:

 «…вьюга злилась, 

На мутном небе мгла носилась; 

Луна, как бледное пятно, 

Сквозь тучи мрачные желтела, 

И ты печальная сидела- 

А нынче погляди в окно!» 

Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.

Словом, “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать, как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение — это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Развернутый анализ

Вариант 1

А. С. Пушкин “Зимнее утро” написал всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Центральная тема произведения заложена в названии. Широко известно, что любимым временем года для Пушкина была осень. Второе место по праву занимала зима. Восторженная первая строка стихотворения (“Мороз и солнце; день чудесный!”) стала нарицательной и часто цитируемой. Пушкин вводит в произведение образ любимой женщины. Через него раскрывается непосредственная связь настроения человека с природой.

Прекрасное зимнее утро побуждает лирического героя как можно раньше разбудить “красавицу”, чтобы она разделила его восторг перед открывшимся пейзажем. В прошлый вечер бушевала вьюга, природа выглядела печально и зловеще (“мгла носилась”, “тучи мрачные”). Подруга лирического героя находилась в беспричинной тоске. Первые лучи утреннего солнца разогнали мрак, принесли с собой ощущение радости и счастья.

В центральной части произведения незамысловатыми, но удивительно точными словами, Пушкин описывает великолепный пейзаж. Это описание подтверждает известное утверждение о том, что все гениальное — просто. “Затопленная печь” усиливает приятное ощущение от начала нового дня у лирического героя. Ему в голову приходит блестящая идея, как разогнать неизбежную зимнюю скуку. Утренняя прогулка на санях с любимой — одно из самых веселых развлечений эпохи Пушкина. Лирический герой предлагает “другу милому” “предаться бегу… коня” и понаблюдать, какие изменения произошли в природе по сравнению с жарким летом.

Композиция произведения последовательная. Оно представляет собой монолог автора, обращенный к своей спутнице. Лишь третья строфа выглядит лирическим отступлением, целиком посвященным описанию пейзажа.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Выразительные средства. Основным средством художественной выразительности в произведении являются многочисленные эпитеты, подчеркивающие красоту зимнего пейзажа: “чудесный”, “голубыми”, “прозрачный”. Резко контрастируют с ними эпитеты, применяемые поэтом в описании ненастного прошлого вечера: “мутном”, “бледное”, “мрачные”.

В целом, вторая строфа противопоставлена всему общему приподнятому настроению стихотворения. Для усиления этого контраста Пушкин использует олицетворения (“вьюга злилась”, “мгла носилась”) и сравнение (“как бледное пятно”). Применяя обращения (“друг прелестный”, “красавица”, “друг милый”), Пушкин создает ощущения сопричастности у читателей. Первая строфа написана в шутливо-восторженном духе. Лирический герой обращается к подруге в возвышенном тоне: “открой сомкнуты негой взоры”. Он приравнивает ее к божеству (Аврора — богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

Основная мысль произведения заключается в том, что причины хорошего или плохого настроения часто обусловлены состоянием природы. Какие бы неприятности и трудности не испытывал человек в жизни, прекрасная погода способна развеселить его дать возможность вновь почувствовать себя счастливым. Эта мысль имеет непосредственное отношение к жизни самого поэта.

В 1829 г. Пушкин находился в тяжелом душевном состоянии. На его предложение Н. Гончаровой был дан неопределенный ответ. После возвращения с Кавказа поэта вызывал на допрос А. Х. Бенкендорф. Для друзей и близких Пушкина жизнерадостное “Зимнее утро” стало приятной неожиданностью.

Вариант 2

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.

Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой, а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты.

Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

Анализ по строфам стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Пушкин — стихотворение зимнее утро было написано в 1829 году.

Композиция.

Начало стихотворения — радостное восклицание («Мороз и солнце; день чудес­ный!»). Затем лирический герой обращается к возлюбленной, называя ее «друг прелестный», «красавица». В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний вечер, когда «вьюга злилась», и восхитительное солнечное утро. По контрасту со вчерашней бурей великоле­пие зимнего утра ощущается еще сильнее. Очевидно, что прекрасным картинам природы созвучно и настроение лирического героя.

Описание природы

От любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. С помощью аллитерации он передает треск дров в печи:

Трещит затопленная печь.

Завершается стихотворение радостным призывом:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Точные и яркие образы солнечного зимнего утра соединены в стихотворении Пушкина с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искря­щийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.

Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым. близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.

Предыдущая

Анализ стихотворенийАнализ стихотворения М. Ю. Лермонтов И скучно и грустно

  • Перечитайте начало сказки можно ли назвать сад царя берендея волшебным почему какие невероятные
  • Перечитай каждую часть рассказа какой совет дает мама сыну в каждой части
  • Перечитай слова царя которыми завершается сказка ну молодец люблю таких 3 дня на гауптвахте посиди
  • Перечитай описание светлицы составь текст описание сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • Перечислять как пишется правильно