Перечитайте фрагмент сказки о мертвой царевне и семи богатырях а с пушкина начиная со слов

На тему: сравнение сказки о мертвой царевне и семи богатырях а.с. пушкина и сказки спящая царевна в.а. жуковского. перспектива1. ф.и.о.

на тему: Сравнение сказки «О мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина
и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

(«Перспектива»)

1.
Ф.И.О. учителя:

6.
Тема:
Сравнение «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

7.
Цель:
  создать условия
для ознакомления с фрагментами биографии творчества А.С.Пушкина и  В.А.
Жуковского и их произведениями
«Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях», «Спящая царевна».

8.
Цель для обучающихся:
познакомится с биографией
и творчеством
А.С.Пушкина и  В.А. Жуковского,
исследовательская работа.

1)Образовательная:
способствовать усвоению содержания произведения, идеи литературного
произведения, авторской позиции.

2)Развивающая:
содействовать развитию   навыков правильного, осознанного чтения, выразительно
чтение по ролям; формированию умений анализировать текст  и отбирать
выразительные средства, характеризовать образы; обогащению и уточнению словаря,
развитию монологической и диалогической речи, памяти, воображения

3)
Воспитательная:: способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества,
сопереживания, толерантности.

 для
учителя –учебник,4 класс (часть 2) ,  презентация, наглядный и раздаточный
материал (для исследовательской работы, для рефлексии)

11.
Форма работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.

Название этапа,

цель

Содержание
этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности(1-2 мин).

Цель для учителя: организует его мотивирование к учебной деятельности
на уроке, а именно:

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его
самостоятельное осуществление. 

Оргмомент

Приветствие.

Психологи-ческий настрой на учебную деятельность

 Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть
вас.

Друг на друга
посмотрели,

Улыбнулись! Тихо
сели .

— Ребята, меня зовут Анна Александровна  и сегодня я проведу у вас
урок литературного чтения.

Приветствие.

Настраиваются на учебную деятельность

Фронт

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.

(4-5 мин)

Цель для учителя: способствовать
актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному
учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Беседа

Словарная работа

Слайд

Слайд

Сказка ложьда в ней намек

Добрым молодцам урок

-Как вы понимаете это
высказывание?

-Кто автор?

Любая сказка-это вымысел, небылица,
но в каждой сказке есть поучение, совет .

-Почему говорят ,что сказка «ложь» ?

Отвечаем по поднятой руке

— А что такое намек?

– А что такое сказка?


Какие виды сказок вы знаете?

1)По авторству: народные, авторские

2)По содержанию: волшебные, бытовые, о животных

3)По форме: Сказка-рассказ, Сказка-стихоторение, сказка-пьеса

Давайте повторим средства выразительности: вам
нужно  соединить определение с понятием(олицетворение, сравнение, метафора,
эпитет)

-Что события сказки связаны с реальными
событиями.

А.С.Пушкин

-Потому что она вымышленная, придумана.
высказанная
мысль понятная  только по догадке
.

Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и
приключения, с участием вымышленных персонажей.

Фронт

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от
неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.

3.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для
формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи
причину затруднения.

Цель для обучающихся: выявить причину и
место затруднения

Работа по портрету

Мини- итог

(обобщающая беседа)

Выставка книг

слайд

-Посмотрите на портрет, кто изображен?

-Что вы знаете о биографии А.С.Пушкина?

-Что говорил о Пушкине Паустовский?

— Давайте, рассмотрим выставку книг, Какие произведения вы уже
читали?

-Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

(Вам нужно угадать, что это за сказка и продолжить ее полное
название)

-Ребята, с какой сказкой вы уже познакомились на протяжении последних
уроков?

А вы знали, что у Жуковского есть похожая сказка, которая называется «Спящая
царевна»?

-Я предлагаю вам сегодня на уроке провести
исследовательскую работу.  Сравнить эти две сказки.

-Предположите тему урока?

— Как вы думаете, какая цель? Какую работу будем выполнять?

Мы будем:

Сравнивать…..    (две сказки)

Выявлять……     (их сходства и различия)

Читать…..   (фрагменты сказок)

А.С.Пушкин

Ответы учащихся

«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
А.С. Пушкина

Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.

Фронт, индивид

Формирование УУД:

(Р) волеваясаморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Построение проекта выхода из затруднения

(15 мин) .

Цель: организовать фиксацию затруднения,
соответствие своих действий.

Цель для обучающихся: обдумать проект
будущих учебных действий

Два портрета

Физкультминутка

Видеоролик

История
создания сказок

Творческие и личные отношения А.С. Пушкина и
В.А. Жуковского – важнейшая страница в истории русской литературы. В течение
всей жизни А.С. Пушкин питал к В.А. Жуковскому уважение и привязанность.

«Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили
в Царском селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше
напишет сказку, подобную народной».

При написании
своей сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки
«Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая красавица» Шарля
Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин написал
свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в
ссылке в Михайловском.  Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на
ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая
рассказы сказителей.

А сейчас, все встаем из-за парт, и повторяем  упражнения.

Тихо присаживаемся.

Выполняют упражнение

Фронт

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование
познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать
предположения и обосновывать их.

.

5.

Реализация построенного проекта(??).
Цель:
уточнить общий характер нового знания и
фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Повторение  критериев работы в группе

Выполнение практической работы

Проверка по эталону

Разделить на 3 группы, дать названия командам

Правила работы в группе:

1)Распределите обязанности:

-командир(руководит, выступает)

-исследователи (поиск материала)

-оформители (записывает материал)

-защитники (выступают)

2) Умей выслушать собеседника, не перебивай,
будь вежливым

3)Выслушай мнение каждого и примите общее
решение

4)Будь внимательным при выполнении задания

5)Работать дружно, помогать друг другу

Я вам раздаю таблицы, вам нужно сравнить сказку Пушкина и Жуковского.

Заполнить пустые пробелы.

Фронт

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней ре)(10 мин)

Цель для учителя: создать условия для
уточнения обучающимися общего характера нового знания.

Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Беседа,

Мини-итог

-Какой вывод можно сделать?

Проведя исследование, мы установили:

Несмотря на то, что между сказками о царевнах
есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий,
напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных
образов. Написанные по похожему сюжету, сказки Пушкина и Жуковского 
воспринимаются как совершенно разные произведения.

В пушкинской — русский дух, народные образы и
язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница
народной сказки.

 Хоть за основу взят похожий
сюжет, но сказки разные. Они имеют свои особенности.

Фронт,
Индивид

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности.

7.

Самостоятельная работа(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для
организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся  к включению в
дальнейшую познавательную деятельность.

Цель для обучающихся: научиться применять
полученные знания при выполнении заданий нового типа.

 Сам. работа с проверкой по эталону

Составить из слов на карточках пословицу.

Сказка

намек

да

молодцам

ложь,

добрым

в

урок.

ней

— Прочитайте
 пословицу.

Сказка ложьда в ней

намек

Добрым молодцам урок

-Читают, проверяют.

Индивид

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.( 3 мин)

Цель для учителя:

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся:

Самооценка обучающимися собственной учебой

Итог

Самооценка

Рефлексия

Оценивание учителем с комментированием

-Домашнее задание

Завершение урок

-Подведем итог.

-Какая тема урока была?

-Что мы делали на уроке? Какое открытие мы сегодня сделали?

-У вас на парте лежит смайлик,  нарисуйте:

улыбочку  – если у вас все получилось на уроке, вы были активными,
все поняли

грустную рожицу , если были какие-то трудности

Открывайте дневники и ставим оценки.

-я  поставлю 5 (имя), потому что,
-я поставлю 4 (имя), потому что…

-Д.З.  стр ….

-Ребята, вы большие молодцы, хорошо поработали.

Урок окончен!

До свидания!

Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.

Фронт

Индивид

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной
деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Название сказки

Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.

У Пушкина от красавицы царевны
избавляется злая мачеха из-за зависти

Композиция

·        
Завязка

Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.

·        
Развитие действия

Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.

·        
Кульминация

Пробуждение царевны.

·        
развязка

Пробуждение, свадьба, пир.

· 
Завязка

Зависть мачехи ,Чернавка уводит царевну в лес.

· 
Развитие действия

Жизнь
царевны в доме 7 богатырей , отравление царевны яблоком, погребение ее в
горе, поиски невесты королевичем Елисеем.

· 
Кульминация

Оживление царевны.

· 
Развязка

Возвращение, свадьба, пир.

Главная
героиня?

царевна

царевна

Волшебные
герои и предметы

рак

зеркальце

Из-за чего уснула
царевна?

укололась веретеном

съела отравленное яблоко

Сколько спала
царевна?

триста лет

три дня

Что пробудило
царевну?

поцелуй

удар королевича о гроб

                                                                                                                                               Что
произошло с колдуньей?

исчезла

Умерла

Троекратные повторы

Нет повторов

3 раза царица обращается к
зеркальцу,3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу
и ветру.

Магические
числа

царевна спала 300 лет (3 века)

7
богатырей,                                                   7 торговых
городов- приданое царевне,

3 силы природы — солнце, месяц,
ветер,        3 дня лежала мертвая царевна.

Название сказки

Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.

Композиция

·        
Завязка

Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.

·        
Развитие действия

Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.

·        
Кульминация

Пробуждение царевны.

·        
развязка

Пробуждение, свадьба, пир.

· 
Завязка

· 
Развитие действия

· 
Кульминация

· 
Развязка

Главная
героиня?

царевна

Волшебные
герои и предметы

рак

Из-за чего уснула
царевна?

укололась веретеном

Сколько спала
царевна?

триста лет

Что пробудило
царевну?

поцелуй

                                                                                                                                               Что
произошло с колдуньей?

исчезла

Троекратные повторы

Нет повторов

Магические
числа

царевна
спала 300 лет (3 века)

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Читайте также: Лев Толстой — Три медведя сказка читать на нашем сайте.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

Читайте также: Евгений Онегин Письмо Татьяны к Онегину и Евгения Татьяне.

Видео краткое содержание Мёртвая царевна

Эта история находит прототипы во многих культурах и народах, за что известна во всем мире, а Пушкин написал свою версию, не опираясь на другие варианты, познакомиться с ней можно в кратком содержании «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

6 июня наша страна отмечает 221-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

А.С. Пушкин — автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой частью нашей культуры, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки Пушкина написаны в живой и легко воспринимаемой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сказочный мир Пушкина наполнен героями, созданными под влиянием фольклора, такими как царь Салтан, царевна Лебедь, кот ученый, богатыри, Балда, также здесь присутствуют исконно славянские мифологические персонажи — Кощей и Баба Яга с Избушкой на курьих ножках.

Как провести этот день с дошкольником? 

1. Немного биографии

Александра Сергеевича  знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню, он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

2. Посмотрите этот замечательный мультфильм в котором говорится о Великом поэте простыми, понятными любому ребёнку словами.

https://yadi.sk/i/ET5mbxBJpoSMog

3. С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой знакомство со сказками Пушкина начинается уже в 1 младшей группе (дети от 2 до 3 лет). Воспитатель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Конечно, педагог не сообщает детям автора и название сказки, а привлекает внимание малышей к кораблику с парусами, пущенному по воде. Предлагает всем подуть, посмотреть, как побежит кораблик на раздутых парусах. Вот так в игровой форме начинается знакомство с волшебными сказками великого поэта.

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) воспитатель знакомит детей с отрывками из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Образы солнышка, ветра, месяца дотупны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Конечно, воспитатель вправе сам решать сообщать ли дошкольникам автора данных строк или нет. Я считаю, что уже в младшей группе дети вполне могут запомнить фамилию Пушкин.

В средней группе (дети от 4 до 5 лет) предагается заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»- «Ветер, ветер, ты могуч!». Работа над поэтическим прозведением включает в себя всегда предварительную работу- знакомство с новыми словами, объяснения их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Детям необходимо сообщить имя, отчество и фамилию поэта, показать портрет. Предложить вспомнить стихотворение про ветер, которое они уже читали ранее. Если дети затрудняются, педагог читает. Здесь снова на помощь приходят иллюстрации.

Почему объяснение новых слов так важно в работе над сказками Пушкина? Дело в том, что в них содержится столько архаизмов, т. е. слов, вышедших из употребления, что дошкольнику будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты (щеки, выя (шея, длань (ладонь, внемлить (слушать).

Сказки Пушкина нужно читать очень внимательно, а не вырывать какие-то места для запоминания.

Так в старшей группе знакомство со сказками продолжается чтением «Сказки о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка достаточно большая по объему, поэтому прочитать за один раз не получится. Значит, это будет чтение с продолжением. Здесь можно использовать прием-запомнить место, на котором остановились, а в следующий раз предложить вспомнить. 

В подготовительной к школе группе детям читают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

4. А теперь можно и повтворить.

Рисуйте, делайте поделки, аппликацию. Здесь Вас никто не ограничивает. Дайте полёт фантазии.

  • Перечитайте сказку лиса и котофей иванович даны три ответа один из них правильный
  • Перечитайте первый абзац какими словами начинается сказка с кем жил в семье иван царевич подчеркните
  • Перечитайте сказку загадку владимира ивановича даля заполните таблицу птицы
  • Перечислите знакомые вам произведения пушкина написанные в жанре лирического стихотворения сказки
  • Перечислите ранние рассказы и повести л н толстого