Перечислите виды русских народных сказок по сюжету

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 145 проект познавательный русские народные сказки в жизни ребенка. в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145»

Проект познавательный «Русские народные сказки в жизни ребенка.»

в _младшей группе общеразвивающей направленности

СКАЧАТЬ (с фото)

Воспитатели:

Лашманова.О.А

г. Дзержинск 2021г.

1.НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
2. НОД : Путешествие в сказку « Заюшкина избушка».
Цель: Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь,
Способствовать развитию связной речи детей.
Способствовать развитию умения рассуждать.
Обеспечить развитию воображения, мышления, логики.
Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.
Вызвать интерес к художественной литературе.
3. НОД «В гостях у сказки».
Цель: Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет.
Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
Вызвать желание помочь близкому.
4. НОД Творческое рассказывание по сказке «Теремок».
Цель: Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.
Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).
5.Нод «Путешествие по сказкам».
Цель: Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;
Обогащать и активизировать словарь по теме «Семья».
Обеспечить развитие внимания, памяти, мышления.
Способствовать формированию представления о понятии «Семья»: что такое семья, виды семей (по количеству членов семьи), отношение членов семьи друг к другу.
Обеспечить развитие умения анализировать поступки, находить причины неправильных поступков.
Пробудить чувства ответственности за близких людей, стремление уважать своих родителей и заботиться о них.
Вызвать желание помогать взрослым.

1. Беседа «На кого из сказочных героев я похож»
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
2. Беседа «В гости к книге»
Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
3. Рассказывание сказки используя сюжеты к этой сказки (картинки).
 Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
 Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по зачину»
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»
«Из какой сказки волшебная вещь?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку»
«Сложи сказку», «Что лишнее?»

 Чтение художественной литературы:
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»

«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»

«Три медведя»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Зимовье зверей»
«Маша и медведь»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Отгадывание загадок на тему «Сказки».
 Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
 Настольно-печатные игры:
«Любимые сказки» («Играем и учимся»)
«Сказки о животных»
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

Социализация.
1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
2. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
3. Занятие — развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку
переносим!»

Художественно-эстетическое развитие.
 Показ воспитателем театров по сказкам:
«Заюшкина избушка»
«Кот, Петух и Лиса» (на конусах)
Нод «Заюшкина избушка»
Цель: Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
 Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка.
Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
 Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.
Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.
Учить составлять композицию по литературному произведению.
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

Физическое развитие
1.Подвижные игры:
«У медведя во бору»
«Гуси — лебеди»
«Кот и мышь»
«Курочка — хохлатка»
2.Физминутки: «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Консультации «Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
2.Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3.Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
4.Оформление выставки:
«Русские народные сказки» (рисунки).
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малыш.

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

Русские народные сказки в жизни ребенка

Вид проекта

познавательный

Тип проекта

Краткосрочный,  групповой

Участники проекта

(указать возраст воспитанников)

Воспитанники (возраст 3-4 лет), родители, воспитатели.

Актуальность проекта

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Цель проекта

 Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи проекта

Задачи:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Проблемный вопрос

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей все таки находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают ,что сказки в жизни ребенка имеют огромное значение для развитие речи и воспитании  детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг время  уделяется  . На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Продукт проекта

Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение русских народных сказок ,которые были сделаны совместно с родителями.

в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);
в игровую зону – маски героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ .

Изготовление альбома для рассматривания:
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Предметы быта русской избы»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Создание картотеки игр:
Русские народные игры — «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят»,
«У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые
ворота».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что
потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?»,
«Сложи картинку и узнай сказку»,
«Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Физминутки по русским народным сказкам.

Сроки реализации

Апрель-май

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты:
1. К концу проекта у  детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Сроки

Мероприятия

Подготовительный этап
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»
Консультации для родителей
«Сказка в жизни ребенка»
«Читайте детям сказки»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Чтение русских народных сказок
Изучение методической литературы

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Мероприятия

Участники образовательного мероприятия

(дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

 
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Познавательное занятие:
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Путешествие в сказку « Заюшкина избушка»

Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
 «Путешествие по сказкам»

Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
Занятие по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Аппликация «Заюшкина избушка»

Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений.

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Участники образовательного мероприятия

(дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ)

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.

Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
Показ сказки «Теремок»
Итоговое мероприятие «По страницам сказок»

Воспитанники младшей группы и родители.

 РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие.

1. Рассматривание альбомов
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Предметы быта русской избы»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы
Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Лулудова Е.М.

1


1 Алматинский филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

В данной статье проанализированы три самых известных русских народных сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Рассмотрены сначала их основные архетипические ситуации с показом их результативности, потом показано, что каждая строчка может быть развернута в целый текст и прокомментирована. В итоге сделаны выводы о единстве природного, животного и человеческого, переданного через и на основе архетипического. Поэтапно и системно доказывается, что русская народная сказка не передает условные знания, а передает то, что составляет исконную ментальную суть целого народа.

русская народная сказка

архетип

кумуляция

«Курочка Ряба»

«Репка»

«Колобок»

сакральность

классификация

интерпретация

1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – Т. 1–3. – М.: Гослитиздат, 1957.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. – Т.4. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 576 с.

3. Неклюдов С.Ю. Почему сказки одинаковые? //Живая старина. – 2004. – № 1 (41).

4. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. – М.: Наука, 1965. – 220 с.

5. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М.: Наука, 1969. – 144 с.

6. Селиванова С.И. Обучение пониманию художественных произведений с учетом национальной культуры учащихся (на материале русских сказок) Дисс. канд. педагог. наук. – М., 1993. – 195 с.

7. Сидорков С.В. Пословично-поговорочные паремии как фактор структурно-смысловой организации дискурса. Автореф. дисс. д-ра филолог, наук. – Краснодар, 2003. – 41 с.

8. Топоров В.Н. К реконструкции мифа о мировом яйце // Труды по знаковым системам III. – Тарту, 1967. – С. 87–100.

9. Thompson Stith. The Types of The Folktale. A classification and bibliography Antti Aarne’s Verzeichnis der Marchentypen Translated and enlarged by Stith Thompson. – Helsinki, Suomalinen Tiedakatemia, 1961. – 581 p.

Сказка – это жанр устного народного творчества, впервые упомянутый в XII веке относительно людей, которые «сказки сказывают небывалые». До XI века сообщается о «кощунах», потом – «баснь», «байка», «басень». Только после XVII в. в обиход входит слово «сказка», и только лишь после выхода словаря В.И. Даля сказка стала определяться как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» [2, с. 117].

То, что русская народная сказка – это кладезь народной мудрости, отражено в народных пословицах и поговорках: «Либо дело делать, либо сказки сказывать», «Сказка складка, а песня быль», «Сказка складом, песня ладом красна», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Не дочитав сказки, не кидай указки», «Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середке не перебивается», «Сказка ложь, да в ней намек» и т.д.

Основные проблемы, сюжетные линии, деление героев на добрых и злых – все это почти едино во всех сказках. Основа – инициационный ритуал: выезд – путь – возврат. Предмет повествования – необычные, удивительные события. Почти всегда есть два типа информации – посвятительная и инициационная.

Материалы и методы исследования

При литературоведческом или любом ином анализе нельзя не учитывать следующие особенности русских сказок.

Во-первых, долгое время самой лучшей классификацией признавали систему А.Н. Афанасьева, в которую входили: сказки о животных; волшебные, мифологические, фантастические; былинные; исторические сказания; новеллистические или бытовые; былички; народные анекдоты; докучные; прибаутки [1]. Э.В. Померанцева в исследовании «Судьбы русской сказки» выделила «сказки о животных, волшебные сказки, авантюрные и бытовые» [4]. Потом В.Я. Пропп, объединяя сказку с народной прозой, связал ее сначала с «одним из родов прозы», потом стал рассматривать по ее «структурным признакам» (волшебные, кумулятивные, о животных, о людях) и вместо термина «жанр» предложил слово «тип» (так как типы распадаются на сюжеты, а те, в свою очередь, – на версии и варианты) [5, с. 57]. Причем, современная наука признает именно последнюю классификацию.

Во-вторых, фольклорист С.Ю. Неклюдов в статье «Почему сказки одинаковые?» помимо таких причин «одинаковости», как культурные заимствования и миграция «бродячих» сказочных сюжетов, называет фольклорно-мифологические схождения, то есть типологию, не объяснимую ни на языковом, ни на культурном уровне. Эта типология основана на неком всеобщем законе – на парадигме культурного развития и построения устных текстов. Результат всеобщей парадигматики (совокупности схем) – схожие, как структурно, так и содержательно, тексты. Это сходство обусловлено природными, социальными ситуациями, психофизиологической общностью (составляющими которой являются «базовые» эмоции: сексуальное влечение, агрессия, страх и т.д.), архетипами и универсалиями мировой культуры [3].

В-третьих, только сейчас время бытования сказки – любой досуг. Однако в древности они предназначались только для взрослых и их бытование было сопряжено с жесткими табу, распространявшимися и нВ время года, и на время суток: сказки запрещалось рассказывать днем и в течение лета; разрешалось – ночью и зимой, особенно между Рождеством и Новым годом. «Сказок нельзя рассказывать, когда начнут ягнята плодиться», «Летом нельзя говорить сказок – от этого овцы падают».

Сказки тесно связаны с древними обрядами и обычаями. Самые древние, скорее всего, бытовали среди охотников и должны были воздействовать на лесных духов – отвлекать внимание, развлекать их. Позже на смену духам пришли образы животных. В волшебных и бытовых сказках передавались элементы обрядов, переосмыслялись или травестировались («прочитывались» по-новому, противоположно первоначальному смыслу). Например, при начале посевов в надежде на богатый урожай в жертву реке, от которой зависело плодородие, приносили девушку. Сказка изменила обычай: герой освобождает девушку, а действия его воспринимаются как смелые и гуманные. Обряд инициации представлял собой символическую смерть: чтобы постичь тайны рода, быть способным вести жизнь зрелого человека, надо было родиться заново.

Сказка в современном понимании – это некий сюжетный жанр, сюжет которого отличается многоэпизодностью, остротой и динамикой развития действия, завершенностью и отчетливостью концовки. Сказка содержит информацию о динамике жизненных процессов, являясь неким символическим «банком жизненных ситуаций» и важнейших ценностей. Кроме того, в сказках богатство значимо только как средство получения чего-либо ценного и важно только тогда, когда важнейшие жизненные ценности уже достигнуты. Труд рассматривается как радость, праздник, а не как бремя. Соборность (т.е. единство дела, мысли, чувства) противостоит эгоизму, жадности, а также всему тому, что делает жизнь прозаичной.

Русские народные сказки, как правило, начинаются с формульного зачина и заканчиваются специальными концовками, состоящими из набора постоянных эпитетов и устойчивых словосочетаний. Они обычно включают краткие формы прилагательных, имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, различные усилительно-выделительные частицы. Всё это позволяет излагать плавно, напевно, эмоционально.

С.И. Селиванова, проанализировав языковые особенности русских народных сказок и опираясь на существующие классификации языковых средств художественной речи, выделила несколько групп языковых клише (охарактеризовав подробно два основных из них – систему номинаций и собственно языковые клише). Учет частоты их использования, с ее точки зрения, может оказаться основой для понимания содержания русских народных сказок и адекватному воссозданию фольклорных образов [6].

С точки зрения С.В. Сидоркова, смысл большинства русских сказок равен или конкретной одной пословице, или сочетанию из нескольких пословичных единиц. Наиболее частотными при этом являются пословицы, выражающие основные человеческие пороки (например, «Чему позавидуешь, тому поработаешь», «Кто чужого желает, скоро свое потеряет» и т.д.), идею воздаяния за содеянное (например, «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется», «По заслугам и честь» и т.д.), идею двойственности чего-то или кого-то (например, «Волк в овечьей шкуре», «Гладка шерстка, да коготок остер» и т.д.) и некоторые другие [7, с. 26–28].

Среди характерных особенностей всех русских сказок можно выделить следующие:

1) ряд испытаний, где последующее более сложное, чем предыдущее;

2) принцип справедливости (обязательно добро вознаграждено, а зло – наказано);

3) отсутствие дидактики (прямое поучение, поучение через показ);

4) всегда дается выбор;

5) опыт поколений;

6) нет четко сформулированного счастливого конца, но заложена справедливость:

– если ты добрый, тебе всё вернется;

– как ты относишься к миру, так и мир относится к тебе.

7) всегда надежда на чудо;

8) мотивация к изменению;

9) поиск смысла происходящего;

10) основная тема – общечеловеческие ценности при вербальной и невербальной коммуникации;

11) перечень человеческих проблем и образные способы их решения;

12) сюжет о жизни и смерти, отношении к потерям и находкам, любви и пути к ней;

13) делятся по древности происхождения:

– сакральные/архетипические/ритуальные;

– антропоморфные (о животных);

– волшебные (с присутствие чудес);

– бытовые (о превратностях семейной жизни, способах их разрешения, формирование позиции здравого смысла и чувства юмора).

14) мотивы поступков скрытые и явные (то есть определяется зачем делает? Что хотел на самом деле? Зачем нужен другому?).

15) способы преодоления трудностей:

– открытое столкновение/поединок с врагом;

– применение хитрости или волшебных предметов;

– коллективное решение проблемы, однако при этом, с одной стороны, подчеркивается, что активность так же важна, как и пассивность; с другой – показывается мера ответственности.

16) сопоставляется отношение к окружающему миру и к самому себе:

– созидатель или разрушитель?

– связь базового с конкретным в жизни;

– результативность.

17) актуализация архетипов через архетипические образы и архетипические ситуации (образы отца, матери, добра молодца, красной девицы и т.д.);

18) возможна импровизация – вариант и вариации, так как текст – это набор конструктивных единиц (тематические мотивы в сочетании со стилистическими общими местами).

Именно такой перечень позволяет применять несколько способов классификаций. В частности, позволяет проводить:

1. Классификацию по тематическому признаку (героические, чудесные, авантюрные).

2. Классификация по сюжету (о борьбе с чудесным противником, о чудесном предмете, умении и т.д.).

3. Классификация по проблеме (приключенческие, анекдоты, перевертыши и т.д.).

Наша цель – рассмотреть архетипы и их трансформации в трех кумулятивных сказках, так как, с нашей точки зрения, кумулятивная сказка уже сама по себе является архетипом.

Результаты исследования и их обсуждение

Кумулятивная (или иначе архетипическая) сказка, с одной стороны, практически не может существовать самостоятельно (известно только три таких сказки), а с другой – она может быть рассмотрена как любой из трех видов сказок:

1) как бытовая сказка, сказка архетипическая будет иметь свою мораль, но Курица Ряба, к примеру, не должна говорить;

2) как волшебная – это, с одной стороны, сказка об обманном чуде, о неизбежной смерти всего сказочного, но тогда это совсем не сказка; с другой – чтобы определить эту самую волшебность, нужно привлечь содержание и смысл множества других волшебных сказок;

3) как сказка о животных – они в той или иной значимой роли присутствуют во всех сказках.

Однако и то и другое оксюморон, а некоторые устойчивые черты сюжета сказки останутся необъясненными.

1. Сказка «Курочка Ряба» – пример нонсенса: золотое яичко, снесенное курочкой, били Дед и Бабка – не разбили, а маленькой мышке это удалось. Дед и Бабка по этому поводу плачут – почему? Ведь они желали разбить яйцо! Курочка их успокаивает: мол, снесет в следующий раз не золотое, а простое яйцо! Но ведь золотое как бы лучше: такова коннотация эпитета «золотой»! Более ранние варианты этой сказки (из сборника А.Н. Афанасьева [1]) представляют не нонсенс, а бестолковость отдельных людей: когда случается много шума из ничего. Дед и Бабка плачут по поводу разбившегося яйца, огонь в печи пылает, внучка с горя удавилась.

Однако данная сказка – это рассмотрение основных архетипических ситуаций с показом их результативности. Сравните, к примеру, только несколько из них:

1. Это сказка о то, что бывает, если не ценить своего шанса и не использовать стереотипные действия в нестандартных обстоятельствах. Дед и Бабка столкнулись с чудом (золотое яйцо), но вместо того, чтобы отнестись к нему бережно (как к чуду, как к драгоценному), колотили его, добиваясь обычного результата. Итог – они ни того, ни другого не получили.

2. Сказка о том, что любое желание человека (несмотря на то, осознанно оно или нет) обязательно будет исполнено. Дед и Бабка желали обычного и разбиваемого яйца, курица обещала нестись только такими яйцами.

3. Сказка о том, что и к чудесному подарку надо быть готовым, т.к. только готовность позволит использовать его по назначению. Дед и Бабка даже не задумались, что данное яйцо может чем-то отличаться от других, снесенных их курицей, а ведь его можно было не разбивать, а выгодно продать.

4. Сказка о том, что дом надо содержать в чистоте, тогда не будет мышей и имущество сохранится.

Сюжет сказки «Курочка Ряба» известен как в восточнославянском фольклоре (у поляков, словаков, сербов и т.д.), так и в восточном. Например, В.Н. Топоров реконструирует его по сказочному типу 301, где говорится о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой [8]. Так как согласно мифам многих народов мира из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля и т.п.), то тогда сказка «Про курочку Рябу» – это один из вариантом данного мифологического представления.

С этой точки зрения можно ответить на целый ряд вопросов:

1. Почему старики не разбили яйцо? – надо было бить три раза.

2. Почему яйцо разбила мышка?

– только третья попытка приносит удачу.

– мышка и волшебный помощник (разбивает яйцо), и персонифицированная случайность (непреднамеренно разбила, бежала мимо, а оно само разбилось), и хтоническое животное-первопредок (связь с землей и чуром, т.к. щур на диалектном – «крыса», «червь»)

3. Почему пытаются разбить? – самое ценной всегда внутри.

4. В космогоническом мифе божественная птица несет Мировое яйцо, а почему в сказке мышь его разбивает? – разбитое яйцо дает намек на повторение мира, но в ином качестве, сравниваются два яйца, где простое – это символ новой жизни, а золотое – символ солнца.

Во множестве мифов есть образ птицы, которая сносит яйцо на воду, хотя функции у каждого яйца свои:

1) в бытовых сказках – как обычное яйцо, как сельскохозяйственный продукт;

2) в волшебных сказках яйца обычно в роли контейнера, как вместилище чего-либо: там может быть смерть Кощея («Царевна-лягушка»), освобождение царевны («Хрустальна гора»), дети («Баба-Яга и Заморыщек»), целое царство («Медное, серебряное и золотое царство»);

3) яйцо встречается в завязках сказок как «тип недостачи, нехватки, потребности»:

– его надо достать как волшебное средство;

– это часть некой диковинки, но без волшебной силы (оно указывает на жар-птицу, утку с золотыми перьями и т.д.);

– специфическая форма – для смерти Кощея.

Яйцо – имеет архетипический смысл мертвого/ живого, где рождение из яйца – это рождение живого из неживого – внешне неизменное, простой и совершенной формы яйцо вдруг без каких либо воздействий разламывается изнутри и появляется нечто живое, изменчивое уже не только во внутренне развивающейся неподвижности, жизни, сокрытой во внешне мертвом предмете (ср.: в русских сказках волшебные предметы и существа либо средство для достижения цели, либо сама цель, но в обоих случаях они увеличивают богатство и престиж их владельца).

Немногословие кумулятивных (по определению Проппа) архаических сказок, основанных на архетипическом, дает простор для интерпретаций. Это могут быть:

1) интерпретации одной детали:

– о малосильных стариках (яйцо не могли разбить);

– о полезности вещи (последняя еда пропала/испорченна);

– пренебрежение к имеющемуся чуду (не заметили, что яйцо уже другое) и т.д.

2) христианская интерпретация:

– по вере воздастся Вам;

– чего жаждете, то и обрящете и т.д.

3) интерпретация от большого ума:

– детородная функция была без причины нарушена, что возмущает стариков, которые пытаются восстановить порядок;

– золотое яйцо – символ смерти, нарушение рода, не приобретение, а потеря счастья и т.д.

Таким образом, очевидность чуда (получили золотое яйцо в подарок/в награду) перепроверяется (не всё-то золото, что блестит) и заменяется на каждодневное полезное.

2. Сказка «Репка» в общеизвестном всем варианте впервые была опубликована в 1863 году в сборнике А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» [1]. Она также вошла в Указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона (под № 2044 в перечне А. Aarne «Verzeichnis der maerchetypen» (Helsinki, 1910) вместе с её литовскими, шведскими, испанскими и русскими вариантами) [9]. Однако потом на сюжет сказки появилось множество пародийных литературных обращений (например, «Репка (перевод с детского)» А.П. Чехова, «Дипломатическое» В.В. Маяковского, «Дедка за репку (балет)» Данила Хармса, «Сказочка про административную репку» В.П. Катаева и т.д.), адаптаций для детей (например, В.И. Даля, К.Д. Ушинского, А.Н. Толстого), музыкальных интерпретаций (например, Б.Д. Гибалина, П.К. Аедоницкого) и т.д.

В сказке «Репка» корень удается вытащить только после того, как семье деда помогает мышка, пристраиваясь в конец очереди. Однако существует и вариант, где после того, как в веренице тянущих репку была кошка, корень не вытянули, а пошли спать. Ночью же прибежала мышка и прогрызла всю репку. Стоит отметить, что в сказке «Репка» есть своя мораль. Идея первого варианта состоит в том, что нужно помогать друг другу, что только на основе сотрудничества и взаимопомощи можно достичь цели. Идея же другого варианта сказки – в том, что нужно доводить дело до конца, а то результатом труда может стать прогрызенная бессовестной мышкой репка.

3. Сказка «Колобок» может быть пересказана еще короче, чем сказка «Курочка Ряба», однако и эта сказка является архетипически насыщенной. Начинается сказка с нарушения гармонии: жена возражает мужу («не из чего печь колобок»), жена не выполняет свои обязанности (муж просит испечь, дает советы, где и как найти продукты), жена нарушает обычай (хлеб поставила не на стол, а на окно; оставила хлеб без присмотра). Итог сказки – это логическое завершение всеобщего нарушения ритуалов, обычаев, традиций. Вместо формулы «я как все и все как я» используется формула «все так, а я иначе». Причем Лиса выполняет свою роль лучше всех: она не стала слушать песенку-за́говор, а съела Колобка. Именно завершенный заговор помогал Колобку избегать опасности, но в тот момент, когда он не смог спеть (то есть не смог «заговорить» зубы), Колобок и попал Лисе «на зубок».

В сказке многократно повторяется «Колобок, колобок я тебя съем» и «Не ешь меня, я тебе песенку спою», а также повторяется песня колобка. Однако главные герои – колобок и лисица.

По своей сути сказка «Колобок» может быть отнесена к сказкам о животных. Медведь, заяц, волк хотели съесть колобка, но медлили, а активно сопротивлявшаяся колобку лиса сделала то, что хотела. Отсюда и мораль сказки: «Говори меньше, думай больше», «Догадка не хуже разума», «С умом задумано, да без ума сделано», «Легко хвалится, легко и свалится».

Вывод о смысле всей сказки также не может быть однозначным:

1) Колобок пострадал из-за хвастовства и самонадеянности (нашелся тот, кто и его перехитрил);

2) цель жизни колобка – утолить голод, то есть кто-нибудь его должен был съесть, а Лисе повезло больше других;

3) у каждого свое предназначение и от этого не убежишь;

4) победа зависит от личных качеств героя при удачном стечении обстоятельств.

Таким образом, каждая строчка сказки может быть развернута в целый текст и прокомментирована. Сравните:

Содержание

Вывод

1. жили-были дед да бабка. Попросил дед испечь колобок. Вроде
бы не из чего, но по амбарам помела, по сусекам поскребла и испекла.

1. делай запасы, чтобы не быть голодным

2. относись внимательно и бережно к каждой мелочи

2. испекла бабка колобок румяный, красивый. Положила его на окошко остывать

1. не торопись, даже если очень хочется чего-то

2. ничего не оставляй без внимания/без присмотра

3. колобок полежал-полежал, стало ему скучно, спрыгнул он с окошка и покатился по лесной тропинке

1. делает, что хочет, так как нет рядом того, кто мог бы предостеречь и направить

2. хочет показать свою самостоятельность

4. встречающиеся заяц, волк и медведь сразу хотят его съесть, а Колобок поет им песенку и катится дальше

1. надо не пугаться сразу

2. главное вовремя убежать

3. можно преодолеть любую трудность

5. не просто песенка, а хвастовство победой

1. за хвастовство будешь наказан

6. Лиса съела Колобка

1. смелому не страшны реальные враги, но лесть скрытого врага может погубить

2. будь всегда начеку, не расслабляйся

Обратите внимание на выводы, данные курсивом, так как именно они и являются носителями сакральной сути данной сказки, они не лежат на поверхности, но архетипически заложены в ней.

Выводы

Сопоставительный анализ сказок «Курочка Ряба», «Репка» и «Колобок» позволяет сделать вывод, что они объединены архетипами единого архетипического комплекса, включающего круг, яйцо, репу, колобок и т.д., связанных единением через общее насыщение, умирание и возрождение, соборность природного, животного и человеческого.

Данные сказки понятны как самым маленьким, так и умудренным опытом, так как через архетипы и архетипическое они передают истинную мудрость, суть, а не предполагаемое. Благодаря этим архетипическим сказкам передаются знания о мире, а именно:

1) его размере (больше – меньше), количестве (от одного до…), полезности (обычное – необычное, съедобное – несъедобное), качестве (лучше – хуже) и т.д.;

2) о ритме (песенки, счет, перечисление) и логике мышления;

3) стилях поведения и действиях (лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волчок-зубами щелк и т.д.);

4) об ошибках, о добре и зле, о справедливости и т.д.

Таким образом, русская сказка – занимательный сюжет и удивительные герои, мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждение доброты и справедливости, приобщение к мудрому народному опыту и к родному языку. Это троичная совокупность: о животных – о волшебном – о бытовом, о родовых связях – о семейных связях – о личностных связях, перенос интереса от природы – к семье – к личности.

Главная цель всех трех сказок – сохранение гармонии своего (личного) и чужого (общественного и природного), поддержка и контроль порядка в социуме и во всем мире. Главная цель каждой сказки – сказать о жизни нечто фундаментальное, что должно отвечать на один из основных, базовых, смысложизненных архетипических вопросов: «Что есть мир?» и «Что я должен делать?». Причем, ценность русской народной сказки (какого бы вида она не была, о ком или о чём бы не рассказывала) в том, что в ней мораль не выводится в конце отдельным утверждением, а «вычитывается» столько раз, столько «читатель» ее «читает». Сказка – это не то, что «я знаю», а то что «я помню». Сказкой не передают знания, а передают суть.


Библиографическая ссылка

Лулудова Е.М. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ И ИХ АРХЕТИПИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4.
– С. 803-807;

URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7245 (дата обращения: 29.12.2021).


banner062021

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего. Лего – это игровой феномен от латинского слова LEGO – собирать, конструировать. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Проект «Легосказка» направлен на создание детьми моделей героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с дальнейшим использованием их в игре. Он помогает детям  освоить основу литературного произведения, являясь прекрасным средством для анализа готовых историй или обсуждения особых и актуальных тем, значительно расширяет возможности визуального представления сказок для детей и открывает им широчайший простор для творчества и фантазии, при этом активно вовлекает детей в развитие языковых навыков!

Изначально – это литературное творчество ребенка (придумывание сказки), а затем лего-конструирование по ее сюжету;

Придумывание лего-сказки по готовому набору героев и постройки для развития сказочного сюжета с дальнейшим дополнением постройки, введением новых героев, развитием новых сюжетных линий.

Благодаря проекту «Легосказка» обучение пересказу  становится увлекательным занятием для детей старшего дошкольного возраста независимо от их способностей или знаний!

Продукт помогает не только закрепить основы пересказа, но и развивает их коммуникационные способности. Благодаря совместной работе в команде, дети учатся взаимодействовать друг с другом и развивают социальные  навыки общения.

Наименование проекта

Легосказка «Палочка –выручалочка»

Разработчики проекта

Сагадеева Юлия Ринатовна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к.в.»

Бестибаева Вера Владимировна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к.в.»

Лукьянова Ольга Георгиевна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к.в.»

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Цель проекта

создание оптимальных условий для активного использования литературного опыта детей посредством Лего-конструирования.

Задачи проекта

развитие связной речи и умения пересказывать сказки;

-развитие образного, технического мышления и умения выразить свой  замысел;

Познакомить детей с творчеством русского писателя Сутеева;

-развитие умения творчески подходить к решению задачи;

-развитие умения конструировать по собственному замыслу, с опорой на технологическую карту, карту-схему модели.

-закреплять умения использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.

Тип проекта

Репродуктивный – использование технологических карт, карт-схем, иллюстраций, литературных произведений и др. наглядного материала для реализации проекта

Продуктивный – выполнение упражнений, творческих заданий, дидактических игр

Творческий – предполагает самостоятельное применение полученных знаний по конструированию, в самостоятельной деятельности, использование в играх с учетом личностных особенностей детей и педагогов

Игровая мотивация проекта

Воспитатель вносит в группу книгу Сутеева «Палочка-выручалочка» и предлагает детям узнать, как помог ежик зайцу, сконструировать при помощи лего — конструктора сюжет сказки и обыграть его.

Итог проекта

Создание игрового макета из Лего по сказке Сутеева «Палочка-выручалочка».

Выставка творческих работ детей по теме «Сказочные герои».

1.Введение

    1. Актуальность

Игры-театрализации с созданными Лего — персонажами очень нравятся детям: они создают условия для развития речи, творчества, благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка. Посредствам героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности. Лего помогает ребёнку видеть мир во всех его красках, что способствует его всестороннему развитию. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками, элементы и тем более сложные соединённые детали могут превращаться во что угодно (дом человека, замок, пещеру, мост) и на глазах у детей превращают детали в сказочные персонажи.

    1. Проблема

Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени почитать книгу ребёнку.

1.3 Перспективы развития.

Создания Программы дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов Lego

Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

    1. Ожидаемые результаты

для детей: Создание игрового макета по сказке, выставки творческих работ, фотоальбом.

для взрослых: конспекты НОД, технологические карты, карты-схемы построек, атрибуты для занятий и игр

1.5 Принципы

  • доступность и наглядность;

  • последовательность и систематичность обучения и воспитания;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце НОД увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

1.6 Методы и приемы

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

2. Планирование работы

План педагогических мероприятий

  • чтение художественной литературы: сказки Сутеева «Палочка-выручалочка», «Кораблик» и др. Чтение русских народных сказок

  • Дидактические игры: «Игра с прищепками»; «Кто, что делает?»; «Сложи ряд»; Дидактическое пособие «Волшебные круги»:

«Найди и опиши»; «Счет»; «Все состоит из частей» «Сколько кирпичиков?»

  • Рабочая тетрадь «Играем в сказку вместе с лего».

  • отгадывание загадок; разучивание стихотворений;разучивание пословиц и поговорок о дружбе и взаимопомощи

  • беседы: «Знаем ли мы сказки Сутеева»; «Кто помогает?»; и др…

  • Просмотр мультфильмов «Сказки Сутеева»

  • Сборка лего построек: «Ежик», «Волк», «Заяц»

Работа с родителями:

Анкетирование родителей на «Любите ли Вы читать?»;

Ознакомление родителей с проектом;

Помощь в оформлении выставки книг в книжном уголке группы;

Помощь в изготовлении макета к сказке, атрибутов;

Подготовка консультаций для родителей: «Книга — наш друг и учитель», «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»; «Развитие ребенка с помощью конструктора лего».

Интеграция образовательных областей

Область применения конструирования и робототехники, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО

Познавательное развитие

обогащение, закрепление знаний об окружающем мире по теме проекта;

совершенствовать и менять предметно-развивающую среду группы. Работа со схемами, моделями, рисунками, образцами. Дидактические игры, упражнения и пособия. Конкурсы. Участие родителей в праздниках.

Речевое развитие.

Проявляет интерес к литературным произведениям: рассказам, стихотворениям, загадкам по данной теме

Художественно-эстетическое развитие

Способен самостоятельно воспроизвести в конструкции увиденное. Совместно со взрослыми создает необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым, дидактическим, творческим играм.

Социально-коммуникативное развитие

Инициирует общение и совместную со сверстниками и взрослыми деятельность и активно участвует в ней.

Самостоятельно организует игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность.

Стремиться стать участником коллективной сюжетно – ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.

В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр – макетов.

Физическое развитие

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

3. Этапы работы над проектом

Материалы и оборудование

Пластик для макета, распечатка на самоклеющейся пленки,

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

Наборыконструкторов: WeDoEducation, LegoCiti

3.1 1 этап — подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

анализ теоретического материала, создание информационной базы;

ввод детей в игровую (проблемную) ситуацию;

формулирование проблемы, цели, задач;

определение продукта проекта;

создание условий для реализации проекта

Беседа с детьми с целью выявления знаний детей о сказке и ее авторе;

Подбор иллюстративного материала и художественной литературы по теме проекта;

Проведение КВН по сказкам Сутеева (приложение№1)

проявление интереса к «Лего» конструированию;

накопление личного опыта;

вхождение в игровую ситуацию;

уточнение задач проекта;

предложение путей решения проблемы

3.2 2 этап — планирование

Деятельность педагога

Деятельность детей

вхождение в игровую ситуацию (проблему);

формулирование проблемы и задач;

предложение путей решения проблемы;

уточнение задач проекта

Предлагает детям рассмотреть схемы, распределить между детьми кто и что делает в каждой группе.

Объединение детей в рабочие группы.

Распределение амплуа.

систематизация знаний о лего конструировании,

выполнение творческих работ; изготовление атрибутов для сказок;

3.3 3 этап — деятельностный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного решения, уточнения информации и пр.)

Осуществляет сбор накопленного материала.

организация детской деятельности, координация и контроль;

помощь детям в процессе реализации проекта;

помощь детям в подготовке к защите проекта

Предлагает детям поделиться на три группы: изготовление «Волка», изготовление «Зайца», изготовление «Ежика».

 Дети делают тематические постройки: изготовление «Волка», «Зайца», «Ежика».

систематизация знаний о лего конструирование,

выполнение творческих работ;

изготовление атрибутов для сказок;

работа в рабочей тетради «Играем в сказку вместе с лего»Рабочая тетрадь сказка.pdf

3.4 4 этап — заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовка к презентации.

Презентация.

конспекты, презентации, технологические карты(Приложение 2) ,

макет для обыгрывания;

организация выставки творческих работ;

создание фотоальбома по итогам проекта

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Непосредственно презентация продукта деятельности

помощь в оформлении выставки творческих работ;

помощь в оформлении фотоальбома по итогам проекта

Реализация проекта способствует:

Реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики страны;

Обеспечению работы в рамках ФГОС;

Формированию имиджа детского образовательного учреждения;

Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;

Повышению профессионального уровня педагогов;

Участию педагогов в конкурсах различных уровней.

Вывод:Проект способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.

Проведение КВН по сказкам В. Сутеева

Гурович Л. М. «Ребенок и книга»: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002г., 64 с.

Журнал «Дошкольное воспитание», №2- 2011г., №4- 2007г.

Журнал «Ребёнок в детском саду»№4- 2007г.

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2012

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества- М., 1976 г.

В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников – иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. Это такие художники как Васнецов, Билибин. Они наиболее известны. И  этой статье речь пойдет о картине “Иван-царевич на Сером Волке”.
Сама картина была написана в далеком 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. При этом важно заметить, что ради написания картины, начиная с 1888 году он оставил работу в соборе для написания именно этой картины. После ее завершения она была представлена на передвижной художественной выставке. До сих пор картина является ярким примером классической иллюстрации к сказке, где Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной спасается от погони на волке.
Теперь же несколько простых сочинений по этой картине для 3-4 класса. Смотрим.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:
«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »
Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.
Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.
Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

Сама картина “Иван-царевич на Сером Волке”
Глядя на картину вы можете сами рассмотреть сюжет и составить свое собственное сочинение на эту тему!
В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников – иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. Это такие художники как Васнецов, Билибин. Они наиболее известны. И  этой статье речь пойдет о картине “Иван-царевич на Сером Волке”.
Сама картина была написана в далеком 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. При этом важно заметить, что ради написания картины, начиная с 1888 году он оставил работу в соборе для написания именно этой картины. После ее завершения она была представлена на передвижной художественной выставке. До сих пор картина является ярким примером классической иллюстрации к сказке, где Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной спасается от погони на волке.
Теперь же несколько простых сочинений по этой картине для 3-4 класса. Смотрим.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:
«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »
Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.
Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.
Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

Сама картина “Иван-царевич на Сером Волке”
Глядя на картину вы можете сами рассмотреть сюжет и составить свое собственное сочинение на эту тему!

1 вариант

1 вариант.
Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч – царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

2 вариант

2 вариант.
Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно. Мне эта картина понравилась.

3 вариант

3 вариант.
Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной. Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым.

Тип урока: Праздник читательских
удовольствий (урок – обобщение).

Тема урока: Виды русских народных
сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о
    русских народных сказках, особенностях их
    построения, языке, героях;
  • Создать эмоциональный настрой на изучение
    произведений устного народного творчества;
  • Продолжать формировать интерес к чтению,
    развивать воображение, наблюдательность, умение
    доказывать свою точку зрения;
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего
    народа, чувство ответственности, умение
    принимать решения.

Оборудование: плакаты с изображением
сказочных домиков, рисунки героев сказок,
различные сказочные предметы, портрет
сказочницы, карточки с признаками сказок
различных типов, карточки с заданиями,
проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы
совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав
загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем
отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по
вашему мнению есть самый важный, нужный человек
на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет: вот эта
волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее,
сможет увидеть самого важного и нужного человека
на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам
решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала
нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда
вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть
герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник
прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго
не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).

Она прислала нам очень важный предмет, без
которого не обходится ни один урок чтения. Это
(…книга, книга сказок). На стенде сборники
русских народных сказок. Именно книга поможет
нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь.
Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.
Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд берут
конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о
какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из
сказки, чтобы дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы:

  • Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
  • Какие герои встретились?

I группа оценивает, кто быстрей и лучше
ответил на вопросы, передаёт клубок другой
группе.

II группа. Задание: прочитать по ролям
отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы:

  • Что за сказка?
  • Кто герои?
  • Какой характер у старухи?
  • Какой характер у солдата?

Музыкальная пауза

(Закройте глаза)

– Послушайте две мелодии и угадайте, какая
мелодия к какой сказке подходит?

  • Величальная.
  • Барыня.

1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

– Как догадались?

1-я – величавая, спокойная, торжественная.
(Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет свой
характер и настроение. С этим заданием вы тоже
справились.

III группа. Инсценировка отрывков из
сказок.

  • “Лиса, заяц и петух”.
  • “Лиса и волк”.

Оценить игру актеров.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Кто герои?
  • Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?

1-я сценка

“Лисица заяц и петух”

П. – Что ты, зайка, плачешь?

З. – Как же мне не плакать? Была у меня
избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка
растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.

П. – Пойдем, я ее выгоню.

З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали –
не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу
на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут
клочки по закоулочкам.

П. – Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

П. – …

Л. – Шубу надеваю.

П. – …

Л. – (выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм, умение
показать характеры героев.

Вопросы к классу:

  • Что за сказка?
  • Какие герои по характеру?

2-я сценка

“Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест рыбу.)

В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да
соль…

Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне рыбки.

Л. – Налови сам, да ешь.

В. – Да я не умею.

Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила.
Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В.(Уходит, садится у проруби, да
приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем
    отличие?

IV группа.

Получила волшебные предметы и отрывки из
сказок, в которых эти предметы встречаются.
Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки
каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня,
гребень, меч, игла, яйцо).

Сказки:

  • “Кулик” (скатерть).
  • “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
  • “Гуси-лебеди” (яблоня).
  • “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).

Оценить.

Испытание “Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные домики.

Терем

Терем

Простая изба

Простая изба

Лесная избушка

Лесная избушка

В каждом из этих домиков особые сказки и особые
герои живут.

Задание: (расселить героев) поселить
увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда
пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”,
“Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это
волшебные сказки.

2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша
из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые
сказки.

3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и
петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о
животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со сказочными
героями.

Задание: Распределить героев из
сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа – определяет свои предметы,
объясняет почему.

Вопрос: Почему так распределили
сказки, героев, предметы?

Дети: Потому что сказки можно
разделить на 3 группы.

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Прикрепляю таблички с названиями видов
сказок)

  • Почему сказки делятся на 3 вида?
  • Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои
    признаки, особенности).

В группах отбирают карточки с особенностями
сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о
животных, 4 гр. – проверяет, находит общие
признаки.

1 группа 2 группа 3 группа
Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Веселое
настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое
назначение, свое настроение и рассказывать их
надо по-особому. На следующий урок вы подготовите
пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс
сказителей.

Испытание IV

(Последнее – резервное Можно использовать в
виде домашнего задания. Задание на листах для
каждого ученика.)

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти? (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои
    полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях сказок:
    – коробок,
    – кепка,
    – трешечка,
    – петушок– золотой пастушок,
    – царевна-индюшка
  • Ошибки в прозвищах героев:
    – Кощей Бесстрашный,
    – Крошечка – Горошечка,
    – Сестрица – Гуленушка,
  • Какие животные – герои сказок спрятались
    внутри слов?
  • – Василиса стрекоза икота баранка.

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть,
кто же был самым важным и нужным на нашем уроке
(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на
дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не
состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и
нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее
наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла
такая яблонька. (Открываю доску).

img10.jpg (23020 bytes)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек.
Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое,
зеленое).

img11.jpg (14434 bytes)

– Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите
красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то
проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть
трудности – зеленое, надо немного созреть.

  • Переспал с собакой рассказ
  • Пересмешник или славенские сказки
  • Пересказ сказки репка для второй младшей группы
  • Пересказ русская народная сказка лисичка со скалочкой
  • Пересказ рассказа носова на горке