Перечислите основные компоненты композиции найдите кульминацию в рассказе толстый тонкий

Введение конспект урока будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы
урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие,
вступление, кроссворд, актуализация опорных знаний, работа по новой теме, слово
учителя, физкультминутка, закрепление, тест, викторина, итог, домашнее  задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: А. П. Чехов

Цель: познакомить учащихся с жизнью и
творчеством Антона Павловича Чехова;

развивать познавательные способности учащихся; воспитать информационную

культуру учащихся.

Задачи:  

– знакомясь с жизнью и творчеством А. Чехова, найти истоки
его своеобразного творчества;

– развивать общекультурную эрудицию;

– продолжить работу по развитию мыслительных операций;

– способствовать формированию читательского вкуса учащихся;

Ход
урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

               
Мы  сегодня  снова  будем  читать,

                Выводы 
делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

Эпиграф: Известный педагог Я.А.
Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не
усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

-Добрый день! Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку. Я думаю,
сегодняшний урок пройдет с пользой для всех вас и каждый усвоит что-то новое
для себя.

Мотивация деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Разгадывание кроссворда. Ученики узнают фамилию изучаемого
писателя по первым буквам слов-отгадок. 1) Вид фольклорного произведения, 4
рифмованные строки на разные темы, исполнялись пением.(частушки)Маня верила
приметам И отстала по предметам Потому, что от примет Никакой- то пользы нет.
2) Фамилия поэта написавшего :Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (Есенин)

3) Как называется учебная книга, в которой помещены тексты
произведений разных авторов (хрестоматия).

4) Как называется второстепенный член предложения, который
подчеркивается волнистой линией и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
(определение). 5) Как называется грамматическая категория глагола, действие
происходило, происходит и будет происходить ? (время)

-Сегодня вы познакомитесь с биографией А.П.Чехова. Запишите с
доски в свои рабочие тетради число и тему нашего урока.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Введение
в тему урока


Посмотрите на доску и определите, из каких произведений иллюстрации? (слайд
1
)


Кто автор этих рассказов?


Какова же тема сегодняшнего урока?

Запишем
тему в тетрадь. (слайд 2)

III.
Работа по новой теме.

Слово об А.П. Чехове

Чехов был удивительным человеком.
Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно
аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно,
скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с
весёлыми светло-карими глазами. (слайд 3)

Он  прожил трудную, но счастливую
жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам.

Антон Павлович  был великий труженик.
слайд 4) Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге
( на слайде вы видите дом ,в котором прошли детские  годы писателя), он
много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после
занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу.

(слайд 5)

А когда отец разорился, и семья переехала
в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на
свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть
заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было
купить обувь.

Закончив  гимназию,  Чехов
перебрался в  Москву к родителям. Он  поступил на медицинский
факультет  Московского университета, и  по-прежнему  продолжает
много работать, чтобы помогать семье.

Чехов осознанно  начал писать в
студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их
псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без
селезёнки», «Антоша Чехонте». (слайд 6)

-Эти  и  другие  псевдонимы
были  в  духе  Чехова,  а соответствовали  ли
 они юмористической направленности его рассказов?

-А что же такое юмор? Юмор  –
 это  изображение героев  в  смешном  виде.

Рассказы были смешные, но жизнь в стране
– далеко не смешной.

1 марта 1881 года революционеры убили
царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись,
поэтому лгали и лицемерили.

Чехов занял достойную позицию: он
открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.

Этой же цели служили его книги. В них он
осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ
«Толстый и тонкий» Размышляя над ним, мы постараемся не только дать оценку
героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем
вдумчиво работать с текстом.

2) Чтение
рассказа

3) Первичное
восприятие


Как вы думаете, что должно отражать заглавие?   (Основную мысль).

По
мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие
должно быть простым, ясным, кратким и скромным.


Какой художественный приём обнаружен в заглавии?  (Антитеза).


Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты
 композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

 —
Найдите завязку в рассказе.  (« На вокзале Николаевской железной дороги
встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)


Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о
месте встречи и главных действующих лицах).


Итак, встретились два школьных товарища.

Какие
чувства испытывают герои при встрече?

Из
каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных,
восклицательных).

О
чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются
жизнью друг друга).

 
  — Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как
называется разговор двух и более лиц? ( Диалог)


Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений
А.П.Чехова.

Антон Павлович Чехов вошёл в литературу совсем молодым. Он
начал писать рассказы, когда учился в Московском университете, готовясь стать
врачом. В эти годы в юмористических журналах появляется множество разнообразных
рассказов, подписанных весёлым именем Антоша Чехонте. Эти рассказы коротки и
очень смешны. Они поражают неистощимой выдумкой, фантазией. Чувствуется, что
творческая энергия автора бьёт через край. Среди этих рассказов, как
драгоценные камни, сверкают настоящие шедевры
1, такие,
например, как «Хирургия», «Канитель», «Налим», «Пересолил». Иван Алексеевич
Бунин утверждал, что если бы Чехов написал только два или три рассказа,
подобные этим, то и тогда было бы ясно, что «сверкнул и исчез замечательный
ум». Свою мысль писатель поясняет так: выдумать и сказать хорошую шутку могут
только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается».

1 Шеде́вр —
исключительное по своим достоинствам произведение искусства.

Музей «Лавка Чеховых» (г. Таганрог)

Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает
шутку. «Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки — пиши
пропало!» — говаривал Антон Павлович. Он сочинял весёлые сценки, придумывал
забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в весёлые забавы. «Так и видишь
его в это время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими
весёлыми глазами, магнетически влекущий всех к себе» — таким вспоминается
современнику молодой Чехов. Между тем жилось Чехову в молодости трудно. В
журналах платили мало, требовали, чтобы писал часто, коротко и смешно. Семья
Чехова была большой: отец, мать, сестра, младшие братья. Всё время преследовало
безденежье. Но жизнелюбие, избыток творческих сил побеждали все невзгоды.

Физминутка

 Потягушки

Мы
на цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И
друг другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!


А теперь все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В
стороны, вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо
сели, вновь за дело.

IV.
Закрепление

1.      
Что такое псевдоним? 2. Антоша Чехонте — один из псевдонимов Чехова. Как
вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать рассказы своим именем? 3.
Вспомните псевдонимы других писателей.

Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил
веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними…

Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был
Чехов.

Этого молодого, бессмертно весёлого хохота Чехову было отпущено
столько, что, чуть только у него среди его тяжёлых трудов выдавался хотя бы час
передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с
ним. То нарядится в бухарский халат, вымажет себе лицо сажей, наденет чалму и
разыгрывает из себя «бедуина», то загримирует себя прокурором, облачится в
шитый золотом великолепный мундир, принадлежащий хозяину дачи, и произносит
обвинительную речь против друга Левитана, речь, которая, по словам его брата,
«всех заставляла умирать от хохота».

Чехов обвинял Левитана и в уклонении от воинской повинности, и в
тайном винокурении, и в содержании тайной кассы ссуд и заранее приглашал на это
шутовское судилище другого своего приятеля, архитектора Шехтеля, в качестве
гражданского истца.

Сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обмотанный
толстой бумагой, и сказать ему с деловито-озабоченным видом: «Бомба!., неси в
участок, да смотри осторожнее», или уверить наивную до святости молодую
писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси
голубя с кошкой, живущей в том же дворе… — к этой проказливости его тянуло
всегда…

И как это часто бывает в счастливых, молодых, сплочённых семьях, в
полковых и школьных коллективах, Чехов, разговаривая с близкими, заменял
обычные их имена фамильярными кличками. Многие из этих причудливых кличек прилипали
к людям на всю жизнь, но он неистощимо придумывал новые, и нередко данное им
прозвище оказывалось гораздо точнее, чем то случайное имя, которое у человека
было в паспорте…

Себя самого Чехов величал в своих письмах то Гудияди Янос, то
Бокль, то граф Черномордик, то Повсекакий, то Аркадий Тарантулов, то Дон
Антонио, то академик Тото, то Шиллер Шекспирович Гёте…

И в тогдашних писаниях Чехова та же вакханалия весёлости…

Всех изумляла тогда именно эта свобода и лёгкость, с которой
бьющая в нём через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное
множество бесконечно разнообразных рассказов…

1. Каким человеком предстаёт перед вами А. П. Чехов по
воспоминаниям К. И. Чуковского?

2. Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным
мастером юмористического рассказа?

Тест

1. Какого псевдонима у Чехова не было?

а) Человек без селезенки

б) Брат моего брата

в) Молодой человек

2.В каком из литературных жанров Чехов не создал ни одного
произведения?

а) Рассказ

б) Пьеса

в) Роман

3. Постановка какой известной пьесы Чехова провалилась после
первого показа?

а) «Вишневый сад»

б) «Чайка»

в) «Дядя Ваня»

4.Что коллекционировал Чехов?

а) Старинные часы

б) Почтовые марки

в) Шляпы

5.Как называлась первая пьеса Чехова?

а) «Сирота»

б) «Студент»

в) «Безотцовщина»

6.У писателя была масса поклонниц. Он придумал для них ласковое
прозвище:

а) Чеховки

б) Антоновки

в) Любимки

7.Как звали двух любимых такс Чехова?

а) Бром Исаевич и Хина Марковна

б) Авдотья и Геннадий

в) Белка и Стрелка

Викторина: «да» или «нет». 

1)В 1860 году родился А.П. Чехов. 

2)Он закончил гимназию и Московский университет.

3)По профессии был учитель . 

4)Чехов болел туберкулезом.

5)Он был поэт.

V.
Подведение итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?


ком мы сегодня с вами говорили?

Продолжите фразу:

  • На
    уроке я узнал….
  • Осталось
    непонятным…
  • Было
    интересно….
  • Хотел
    бы узнать….

Домашнее  задание:

Подготовьте развернутое сообщение об А. П.
Чехове, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета.

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

«Краткость – сестра таланта». Это изречение можно с успехом применить к творчеству его автора, Антона Чехова. Не выходя за пределы небольшого рассказа или новеллы, он мог создать емкие образы, затронуть большое количество различных тем – социальных и вечных. Используя говорящие фамилии, детали, скупо комментируя поступки героев, Чехов преобразовывал повседневные, бытовые ситуации в нечто большее – то, что позволяет судить, насколько человек добр или зол, насколько счастлив и т.д. Все это можно применить к рассказу «Хамелеон». Как писатель относится к Хрюкину и Очумелову? Кто из героев является хамелеоном? Ответу на этот вопрос посвящена данная статья.

История создания и жанровые особенности

«Хамелеон» принадлежит к жанру юмористического рассказа. Как известно, на протяжении раннего периода своего творчества (80-х годов позапрошлогоднего века) Чехов создал десятки, если не сотни, разнообразных рассказов, новелл, «картинок», «мелочишек» и сценок. В них он высмеивал различные человеческие недостатки. И «Хамелеон», будучи написанным в 1884 году и опубликованным в «Осколках» под псевдонимом Антоша Чехонте, не представляет собой исключения. Попробуем выяснить, над каким недостатком смеется Чехов в этот раз, и кто из героев является хамелеоном. Однако для начала разберем содержание.

Посыл автора

По задумке автора даже «говорящая» фамилия героя рассказа может дать ему характеристику и сформировать в подсознании читателя образ. Фамилия Хрюкин показывает свинское поведение и отношение к другим людям. Если в случае с Очумеловым Чехов высмеивает пороки надзирателя, то манеры поведения мастера автор категорически осуждает. Это заметно по эпитетам, которые применяет к ювелиру полицейский, называя его свиньёй и подразумевая, что ему не место в обществе воспитанных и манерных людей.

Подытожить можно тем, что не во всех литературных произведениях присутствуют положительные герои. Некоторые рассказы нацелены на то, чтобы показать пороки людей и сделать соответствующие выводы. Рассказ «Хамелеон» — яркий тому пример.

Сюжет

Отличительная черта прозы Чехова – динамичность. Здесь нет долгих размышлений, отсылок автора к прошлому. Напротив, действие происходит здесь и сейчас, очень стремительно. Рассказ начинается с описания того, как полицейский надзиратель по фамилии Очумелов проходит по базарной площади. Описание деталей внешнего вида главного героя, равно как и окружающего пространства, дается скупо. Однако читателю с хорошим воображением не составит труда представить грузного человека средних лет (ну а каким еще может быть полицейский надзиратель) и шагающего рядом с ним городового, у которого на руках находится непосильная ноша – решето с конфискованным крыжовником. На площади же очень тихо и уныло («нет даже нищих»). Несомненно, изображаемый городок является цитаделью мещанства, к которому Чехов испытывал ужасное отвращение.

Но вернемся к рассказу. Мерное шествие Очумелова и городничего прерывает шум. Еще секунда – и мужчины видят, как из сарая выбегает сначала собака, а затем гонящийся за ней Хрюкин, золотых дел мастер, с окровавленным пальцем. Это собирает толпу. Очумелов слушает историю пострадавшего (которого пес укусил из-за того, что пьяница тыкал ему в морду сигаретой) и делает вывод: собаку истребить. Но тут кто-то замечает, что животное, возможно, принадлежит генералу. Очумелов сразу же становится на сторону собаки, пока городовой не высказывает сомнения по поводу происхождения пса. Так Очумелов меняет несколько раз свое мнение, пока проходящий мимо Прохор, генеральский повар, не свидетельствует: животное принадлежит брату генерала, приехавшему с визитом. Это вызывает у надзирателя умильную улыбку и угрозу в адрес Хрюкина. Конец истории. Одно непонятно: кто является хамелеоном в рассказе Чехова? И как объяснить название произведения? Обычный пересказ сюжета текста не даст ответа на эти вопросы.

Вопросы и задания

Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

Эпизоды:

Грустно становится при созерцании картины, которую рисует Чехов – «открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти». Еще более заунывно понимание того, что здесь не может произойти ничего интересного. Зеваки стягиваются даже на такой непримечательный случай, как решение судьбы бродячей собаки.

Не случайно рассказ назван «Хамелеон». Как и ящерица, способная менять свой окрас, ситуация в начале повествования (жара и пустынная базарная площадь) приобретает совершенно иной характер. Стоило только Хрюкину нарушить тишину, и любопытные зеваки создают вокруг него целую толпу.

Диалоги:

Невольную усмешку также вызывает его обращение к борзой – «Так ты кусаться, окаянная? Нынче не велено кусаться!». Полупьяный герой Чехова оказывается наравне с бедной собакой, ведя с ней этот бессмысленный разговор.

Поступки:

Смешным кажется величественное вознесение Хрюкиным окровавленного пальца вверх, выставление его напоказ.

Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять героев?

Имена, которые Чехов давал своим героям, очень хорошо характеризуют их типаж. В рассказе «Смерть чиновника» имеется герой по фамилии Червяков. Он стал символом раболепства и чинопочитания.

В «Хамелеоне» Очумелов будто находится в трансе, в очумелом состоянии. Его мнение очень изменчиво.

Главный герой рассказа Чехова «Унтер Пришибеев» беспрекословен. Его мнение непоколебимо.

Краткое содержание Хамелеона Чехова, которое будет представлено ниже, позволит узнать его главных героев поближе.

Итак, кто из героев является хамелеоном?

В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда обозначает его отрицательную оценку. Кого только не встретишь в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, имеющего жену-сельдь. А то и вовсе столкнешься с бараном в людском обличии – беда! Очень часто в этом бестиарии можно встретить и хамелеонов, которые обладают умением менять свои мнения применительно к обстановке. Так кто из героев является хамелеоном? Ответ прост: надзиратель Очумелов, изменения в поведении которого вызвали у толпы удивление, а у читателя – ироническую улыбку.

Обыденность образа Хрюкина

Читателю автор рассказа подает Хрюкина в «Хамелеоне» как транжиру и пьяницу. В первом же упоминании он предстает в состоянии алкогольного опьянения и жуткого похмелья. Антон Павлович Чехов пытается подать своих героев как неоднозначных людей, наделенных всеми чертами характера, которые можно встретить в каждом человеке. Поэтому одного из главных персонажей также можно назвать меняющей свой окрас при разных обстоятельствах ящерицей.

Актуальность образа Хрюкина в рассказе «Хамелеон» неподвластна времени. Острая тема всего произведения написана на злобу дня.

Неоднозначна и характеристика главной виновницы того, как в рассказе появляется ювелирных дел мастер. Собака, от укуса которой пострадал злополучный пьяница, предстает перед читателями подлой тварью, а иногда чудной собачонкой и нежным зверем.

Приемы комического

Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным. Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна. Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.

Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие. Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.

Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

Способы юмористического повествования

Вспомните содержание рассказов Чехова, с которым вы познакомились в прошлые годы. Какие чеховские приёмы создавали комический эффект и заставляли вас смеяться?

Смешные диалоги

Смешные диалоги — часто используемый приём создания комического. Особенно смешными они получаются, когда говорящие не понимают друг друга.

Несоответствие

Несоответствие — основной приём создания комического. Несоответствие может наблюдаться между внешними проявлениями и внутренней сущностью. Например, в рассказе «Лошадиная фамилия» приказчик много раз вспоминает фамилию так называемого «доктора», всё более искажая разные варианты. Комично выглядит придумывание вариантов «лошадиной фамилии»: Кобылкин, Лошадкин, Жеребчиков, Конявский, Уздечкин и др. А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной».

Неожиданность

Неожиданность — приём создания комического. Неожиданный поступок или событие часто кажутся нелепыми, бессмысленными и оттого смешными. В рассказе «Толстый и тонкий» неожиданным было само развитие ситуации: искренняя радость при встрече двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам) превращается в пародию, когда тонкий, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

Говорящая фамилия

Говорящая фамилия — приём, при котором фамилия или имя персонажа передаёт важнейшую черту его характера, выражает отношение автора к персонажу. Говорящие или просто смешные фамилии вносят комизм в произведение: Очумелов, Хрюкин, Кобылкин.

Смешные речевые обороты

Речь героев Чехова часто вызывает смех. Смешным кажется, например, такое выражение: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!» Скот бывает домашним, а не бродячим. И уж, конечно, собаки не относятся к домашнему скоту! Заставляет улыбнуться подчёркнуто нелепая фраза «На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы».

Речевые ошибки

Особое значение в создании комического имеют анекдотические слова и речевые ошибки: «зубами и кормится», «ежели которые», «у себя пользует», «выпользовать», «ругатель», «дико улыбнулся», «нынче не велено кусаться», «да разве братец ихний приехали» — речь героев при этом выглядит смешной.

Гипербола

Гипербола — это художественное преувеличение. Авторы часто используют гиперболу, например, у Чехова в «Толстом и тонком»: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Преувеличенно описано подобострастие тонкого и членов его семьи: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

Внимательно прочитайте рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Читая рассказ, обратите внимание на то, какие приёмы создания комического использовал автор.

Обсуждаем прочитанное

Опираясь на текст рассказа, кратко ответьте на вопросы:

  1. С чего начинается рассказ? Кто нарушил тишину на площади?
  2. Какая картина предстала перед Очумеловым?
  3. Кто оказался виновником скандала?
  4. Как ведёт себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

Анализируем

Опираясь на текст, выполните задания.

  1. В начале рассказа Очумелов «идёт», затем «врезывается в толпу». Как вы думаете, почему именно такое выражение подобрал автор?
  2. Найдите в тексте «жалобу» Хрюкина. Объясните, что в ней смешного, как она характеризует Хрюкина.
  3. Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств. Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала».
  4. Перечислите обращения Очумелова к Хрюкину. Объясните, почему полицейский их так часто меняет.

Обратите внимание, в рассказе постоянно повторяется вопрос «Чья собака?». Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя Очумелова. Подобный композиционный приём — повторение — помогает автору достичь комического эффекта.

Проанализируйте композицию рассказа «Хамелеон» и заполните таблицу

Элемент композиции Эпизод
Экспозиция
Завязка действия
Кульминация
Развязка

Выясняем значение слова «хамелеон»

Формулируем проблему рассказа

Благодаря рассказу Чехова в русский язык прочно вошло понятие «хамелеонство», обозначающее особое социальное явление. Объясните, как вы понимаете суть этого явления, кого можно назвать хамелеоном. Проблема рассказа

Подумайте, над чем смеётся Чехов в рассказе «Хамелеон», и попробуйте сформулировать основную проблему рассказа.

Итак, Чехов показал читателям яркий пример такого явления, как хамелеонство. Герой рассказа Очумелов, желая угодить сильным мира сего, постоянно меняет своё поведение. Однако некоторые читатели считают, что в рассказе не один хамелеон. Представьте, что вы участвуете в дискуссии, в ходе которой были выдвинуты три точки зрения:

  1. В рассказе один «хамелеон» — Очумелов.
  2. «Хамелеонами» являются и Очумелов, и Хрюкин.
  3. В рассказе «хамелеонством» страдают все: Очумелов, Хрюкин и толпа обывателей.

Какое мнение вы разделяете? Обоснуйте его.

Анализируем художественное своеобразие рассказа

Чехов — признанный мастер короткого рассказа. В небольшом по объёму произведении писатель стремился сказать многое, причём, сказать так, чтобы читатель посмеялся над отрицательными сторонами жизни. Добиться лаконичности ему помогают художественные детали, мелочи, которые несут огромную смысловую нагрузку.

Проанализируйте рассказ, обращая внимание на детали.

Анализируем детали

«Конфискованный» крыжовник

Чехов мог бы дать подробную характеристику полицейскому надзирателю Очумелову и городовому Елдрину, рассказать о том, как они несут службу. Однако автор лишь вскользь упоминает, что Елдырин несёт решето с «конфискованным» крыжовником.

  • Подумайте, было ли у полицейских право «конфисковать» имущество граждан или они сделали это без суда, т.е. незаконно.
  • Как характеризует эта деталь служителей порядка?

Узелок в руке

Очумелов идёт по базару в служебное время с узелком. Предположите, откуда взялся этот узелок и что в нём?

Шинель

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…

  • На что намекает автор, говоря, что шинель новая? Давно ли Очумелов в должности?
  • Проследите по тексту, сколько раз Очумелов то снимает, то надевает шинель. Опишите эти ситуации. Объясните, почему надзирателя бросает то в жар то в холод.
  • В какие моменты и почему Очумелов называет свою шинель пальто?
  • Может ли Очумелов «конфисковать» что-либо, будучи одетым в обычную одежду?

«Окровавленный палец» Хрюкина

Сначала Хрюкин держит палец как знамение победы. А что «происходит» с пальцем потом?

На какие ещё детали вы обратили внимание?

Роль художественной детали

Какова роль художественной детали в рассказе Чехова?

помогает писателю избежать многословных описаний описывает картины природы раскрывает богатый внутренний мир героев создаёт характер героев раскрывает идею произведения создаёт комическую ситуацию демонстрирует «диалектику души» персонажей выражает доброе отношение автора к герою

Не менее важным средством характеристики персонажей и создания комического эффекта для Чехова является речь героев. Проанализируйте, например, речь Очумелова. Сделайте вывод, как и почему меняется полицейского речь, как это его характеризует, что в его речи смешно, а что страшно.

Запишите выводы

Общение Очумелова снародом

Грубые слова и выражения

«Я вам покажу Кузькину мать», «А ты, болван, отпусти руку», «прочий бродячий скот», «мерзавец», «скот».

Канцелярские обороты речи

«Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».

Частое употребление местоимения «я»

Постоянное упо­треб­ле­ние мес­тои­ме­ния «я» под­чёр­ки­ва­ет ощу­ще­ние соб­ствен­ной влас­ти: «Я этого так не оставлю!», «Я вам покажу, как собак распускать».

Употребление глаголов в форме повелительного наклонения

«Не дыши!», «Не рассуждай!»

Неправильные синтаксические конструкции

«По какому это случаю тут?..», «Почему тут? Это ты зачем палец?..»

Очумелов овласть имущих

Обилие вопросительных, восклицательных, незаконченных предложений

«Ишь ты, господи! А я и не знал!».

Употребление слов с ласкательно–уменьшительными суффиксами

«Братец», «собачка», «цуцик».

Употребление глагола в форме множественного числа вместо единственного числа

Для выражения своего почтения и уважения, Очумелов говорит, например, «братец приехали» вместо «братец приехал».

Речевая характеристика Очумелова

Что можно сказать об Очумелове по его речевой характеристике?

тактичный справедливый принципиальный малокультурный необразованный вежливый

Задание соткрытым ответом Речь Хрюкина

Проследите за тем, как говорит Хрюкин. Как характеризует золотых дел мастера его речь?

Задание соткрытым ответом Говорящие фамилии

Как вы считаете, характеризуют ли героев рассказа их фамилии. О чём же «говорят» фамилии Очумелов, Хрюкин, Жигалов? Попробуйте предложить свои варианты говорящих фамилий для полицейского надзирателя, золотых дел мастера и генерала.ю

Виды комического

Вспомните значение понятий юмор, ирония, сатира, сарказм. Установите соответствие между понятием и его значением.

Термин Значение
Юмор — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Ирония — особый вид комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными; злая насмешка, резкое обличение.
Сатира — особый вид комического, изображение героев в смешном виде; смех весёлый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Сарказм — особый вид комического, осмеяние, насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона.

Юмор илисатира?

Рассказ «Хамелеон» смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Ещё раз сравните понятия «юмор» и «сатира» и подумайте, чего больше в рассказе «Хамелеон» — весёлого, добродушного смеха или злой насмешки, резкого обличения. Обоснуйте свой ответ.

Делаем выводы

Прочитайте вывод, в котором пропущены слова. Вставьте пропущенные слова так, чтобы вывод отражал вашу точку зрения.

Чехов показал нам хамелеонство, социальное явление, суть которого заключается в _______. Читатель видит, что Очумелов с простым народом _______. Его речь звучит, как команда, изобилует _______ словами. Говоря о знатных высокопоставленных людях, Очумелов превращается в _______.

После происшествия вокруг Хрюкина быстро, «словно из–под земли», собралась толпа. Те, кто сначала охотно помогал ловить собаку, потом с неменьшим энтузиазмом _______. В конце толпа _______.

Автор как бы утверждает, что хамелеонство — _______.

Подводим итоги

А. П. Чехов говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Удалось ли писателю сделать нас чуть–чуть лучше? Что же хотел сказать автор рассказом «Хамелеон»? Какова основная идея?

На месте какого героя рассказа вы хотели бы оказаться? А не хотели бы?

Авторский замысел

Итак, вопрос о том, кто из героев является хамелеоном в произведении Чехова, разрешен. Однако значит ли это, что остальные действующие лица проходят мимо авторского всевидящего ока? Конечно же, нет. Выше мы упоминали, что Чехов косвенно высмеивает и Хрюкина, однако не только этими двумя персонажами ограничивается автор. Он подвергает критике весь город, для описания которого Антону Павловичу хватило пары строк.

Рассказ Чехова – очень полезное произведение, которое необходимо изучать в школе. Благодаря ему молодое поколение узнает, кто является хамелеоном (из встретившихся на жизненном пути), а кто, напротив, – добрым и честным человеком.

Главные герои рассказа Чехова «Хамелеон»

Персонажи разноплановые и они даны без подробной характеристики, и это немаловажная деталь при том, что мы внимательно изучаем, кто главные герои рассказа «Хамелеон». Но по поведению главных героев Чехова становится понятно, что это за люди, какой у них характер и внешний вид.

Вспомним, что Очумелов был одет в шинель, а в руке держал узелок. Из его образа понятно, что он властный человек, а мы знаем, что он занимал должность полицейского. Его помощник с решетом и крыжовником. Хрюкин – странный человек с постоянными претензиями. Его фамилия говорит нам о том, что он постоянно недоволен.

Главные герои

Главный герой «Хамелеона» — полицейский надзиратель Очумелов. Его образ стал нарицательным, поскольку персонаж обладает основными качествами представителей правосудия и властей, следящих за правопорядком в городе. Он не имеет собственных принципов, может прогибаться в нужный момент перед власть имущими, угождать высшим чиновникам, приспосабливаться к обстоятельствам.

В рассказе «Хамелеон» почти отсутствуют четкие описания внешности героев и их индивидуальных особенностей. Это имеет некий скрытый намек, что образы персонажей универсальны, такие люди встречаются повсюду, многие из них имеют черты хамелеона. Делая анализ произведения на уроке литературы, стоит указать, кто является главным героем рассказа Чехова «Хамелеон», а также дать четкое описание его образа. После этого несложно будет понять суть рассказа.

Полицейский надзиратель Очумелов

Чехов точно характеризовал своих героев, давая им соответствующие фамилии. Очумелов — яркий тому пример. Фамилия персонажа больше похожа на прозвище и отображает его личностные качества — это человек беспринципный и ловко манипулирующий вопросами правды, справедливости, применения законов. Пользуясь властью, оказывает уважение не закону, а чинам и статусам.

Центральный герой не отличается образованностью или остротой ума. Его речь не имеет логики, порой бессвязна и невыразительна, наполнена просторечными штампами. По ходу выяснения обстоятельств происшествия и пытаясь понять, чья это была собака, Очумелов несколько раз меняет свое мнение:

— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…

Чехов часто в своих произведениях использовал говорящие фамилии. Ни имени, ни отчества героя не встречается в рассказе. Этим автор показывает его важность, ведь к нему не так-то просто обратиться. Фамилия, имеющая непосредственную ассоциацию со словами «чума» и «очуметь», отлично характеризует главного героя, хотя он в рассказе не один такой.

Действие происходит на базарной площади, где Очумелов важно вышагивает вместе с городовым Елдыриным. Их шествие нарушается криком Хрюкина, которого неизвестная собака укусила за палец. Именно это событие становится завязкой действия рассказа. Надзиратель Очумелов, будучи представителем власти, должен провести расследование и решить судьбу собаки.

В этой простой ситуации Чехов показывает читателю Очумелова во всей его красе. Когда из толпы выкрикнули, что собака, выбегающая «из дровяного склада купца Пичугина», генерала Жигалова, Очумелов изменился, а также поменял взгляд на ситуацию и виновницу происходящего.

Толпа и главный персонаж ведут себя одинаково. Очень быстро собравшиеся люди меняют свое мнение под влиянием надзирателя. Делают они это не потому, что так думают, а просто из желания угодить. Это явление становится заразным, люди учатся приспосабливаться, угождать и мастерски использовать свое положение.

Очумелов использовал свое служебное положение при каждом удобном случае. Рассказ начинается с его важного и медленного движения по площади, оглядывания ее хозяйским взглядом. Едва заметив шумящую толпу, он врезается в нее без всяких церемоний и с чувством полной уверенности в себе. Даже оконфузившись в процессе разбирательства, он и дальше продолжает путь с важным видом.

Безграничную власть и безнаказанность полицейского и городового Чехов показывает небольшой деталью — узелком и решетом с крыжовником, которые были конфискованы. Это их добыча.

Особое внимание читателя привлекает описание шинели полицейского надзирателя. Именно эта деталь делает его похожим на другого чеховского персонажа. Очумелов одет в новую шинель, хоть на улице в разгаре лето. Это только подчеркивает его должность и положение. В течение всех разбирательств полицейский несколько раз снимает и надевает шинель, лишний раз обращая внимание на нее.

Полицейский надзиратель Очумелов показывает, насколько порочно устройство страны. Он стал олицетворением преклонения и угодничества перед вышестоящими чинами, поскольку пресмыкается даже перед собакой генерала.

Ювелир Хрюкин

В характеристике Хрюкина нет упоминаний о его работоспособности или каких-то умственных особенностях. Автор показывает, что этот персонаж:

  • скандалист;
  • лицемер;
  • любитель приврать, выпить и получить выгоду за счет других.

Свободное время Хрюкин проводит в пьянках и издевательствах над животными. За укус чужой собаки пытается получить компенсацию в виде денежной выплаты, чем вызывает смех толпы. Люди своими насмешками показывают неуважение к этому персонажу. Даже фамилия героя говорит о его жизненной позиции, отсутствии принципов и какой-либо морали.

Городовой Елдырин

Безликий и глупый городовой выполняет роль прислуги полицейского надзирателя. Он очень странно себя ведет:

  • преклоняется перед надзирателем;
  • надевает его вещи;
  • все наказы Очумелова выполняет беспрекословно.

Чехов показывает, как «тяжела» работа этих представителей власти: они несут через площадь крыжовник, конфискованный у одного из горожан. Образ Елдырина автором показан жалким и смешным.

  • Перечислите как можно больше положительных героев сказки капризка
  • Перечисли героев сказки которых можно назвать нейтральными сказка о царе салтане
  • Перечислите известные вам виды сказок
  • Перечислите жанры народных сказок приведите примеры
  • Перечисли сочинения середины 70 х годов чайковского