Перечислите характерные композиционные элементы народной волшебной сказки

Перспективный план. нод изо. подготовительная группа 3 лучики.месяц, неделялексическая теманодтема занятияцель и задачисентябрь4 неделяосень. осенние месяцы. периоды осени. деревья осенью.рисованиезолотая

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН. НОД ИЗО. Подготовительная группа №3 «ЛУЧИКИ».

Месяц, неделя

Лексическая тема

НОД

Тема занятия

Цель и задачи

Сентябрь

4 неделя

Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью.

Рисование

«Золотая осень»  

Формирование умения детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.                                                                                 — Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов   и приемы работы кистью (всем ворсом и концом).                 — Развивать творческие способности.

— Воспитывать доброжелательность.

Рисование

«Придумай, чем может стать красивый осенний листок»  

Закрепление умения передавать сложную форму листа.                              — Упражнять в аккуратном красивом закрашивании.  

— Развивать ассоциативные связи. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество.                                                                                                           — Воспитывать аккуратность.

Лепка

«Корзинка с грибами»  

Совершенствование  умения лепить корзину.

— Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Уточнить знание формы (диск).

— Развивать моторику, глазомер.

— Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Октябрь

1 неделя

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

Рисование

«Овощи на грядке»

Демонстрация умений передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей.

— Упражнять в умении равномерно располагать овощи по всему листу бумаги, закрашивать овощи по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя;  самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; создавать выразительные образы; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

— Развивать внимание, память, воображение.

— Воспитывать самостоятельность.

Рисование

«Натюрморт овощи»

Формирование представления детей о натюрморте, как жанре живописи.                                                                                                           — Учить воспринимать и оценивать разнообразие и красоту предметной среды, объектов неживой природы. Учить детей передавать форму и характерные особенности овощей.

— Развивать наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций.

— Воспитывать интерес к процессу творчества в рисовании.

Аппликация

«Осенний ковер»

Закрепление навыка вырезывания простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья).

— Совершенствовать умение работать ножницами.

— Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-желтый и др.). Развивать чувство цвета, композиции.

— Воспитывать умение оценивать свою работу и работы других детей.

Октябрь

2 неделя

Фрукты. Труд взрослых в садах.

Рисование

«Фруктовая лавка»

Формирование умения изображать предметы по памяти.

— Учить располагать рисунок на листе бумаги правильно, передавать форму и цвета предметов, умение последовательно выполнять рисунок.

— Корректировать наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память.

— Воспитывать интерес к изобразительному искусству и рисования по представлению.

Рисование

Декоративное рисование на квадрате

Закрепление умения детей оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги.                       — Упражнять в рисовании кистью разными способами (концом, плашмя и т. д.). Учить использовать удачно сочетающиеся цвета, составлять на палитре оттенки цвета.       — Развивать эстетические чувства, воображение.                                               — Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

Лепка

«Фрукты для игры в магазин»

Демонстрация умений детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры.

— Уточнить знание форм (шар, цилиндр). Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке.

— Развивать наглядно образное мышление. Упражнять в умении использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др.

— Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.

Октябрь

3 неделя

Насекомые и пауки.

Рисование

«Насекомые»

Формирование  представление  детей о насекомых.

— Учить создавать образ насекомых, используя нетрадиционную технику рисования (рисование пальчиками).

— Развивать внимание и наблюдательность, память, мелкую и общую моторику, способствовать развитию творческих способностей детей.

— Воспитывать трудолюбие, активность, умение доводить начатое до конца, самостоятельность и аккуратность в работе, воспитывать любовь к природе, вызвать эмоциональный отклик на результаты своего творчества.

Рисование

«Пауки»

Обобщение представления детей о пауке, его паутины.

— Показать детям возможность получения изображения с помощью нити. Формировать художественные навыки, умение отражать свой замысел в изображении, находить средства выразительности для его создания.

— Развивать творческую индивидуальность, мелкую моторику, пространственные представления.

— Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием родной природы, интерес к окружающему миру.

Аппликация

«Паучок на паутинке»

Создание аппликационной композиции.

— Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания.

— Развивать творческие способности детей,  мелкую моторику рук, тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры.

— Воспитывать интерес к художественному творчеству, самостоятельность, художественный вкус. Закреплять навыки коммуникативного поведения.

Октябрь

4 неделя

Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.

Рисование

«Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка „Серая Шейка“»

Формирование  интереса к созданию иллюстраций к литературному произведению.

— Продолжать учить детей выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Учить создавать в рисунке образы сказки.

— Развивать память, воображение,  критическое мышление, навыки групповой самоорганизации.

— Воспитывать у детей интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Рисование

«Перелетные птицы»

Обучение приёмам выполнения набросков при изображении  птиц в движении, передавая основную форму и основные части.

— Упражнять в выполнении набросков одним карандашом или одной краской. Закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных птицах.

— Развивать мировоззрение.

— Воспитывать бережное отношение к птицам.

Лепка

«Лебёдушка»

Совершенствование техники скульптурной лепки.  

— Учить лепить крупных водоплавающих птиц, передавая отличительные особенности.    

— Развивать психические процессы, познавательный интерес.                                                                                                                          — Воспитание интереса к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве.

Ноябрь

1 неделя

Ягоды и грибы. Лес осенью.

Рисование

«Ветка рябины»

Совершенствование навыков  рисования акварелью.

— Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом).

— Развивать общие способности: умственные, память, речь, тонкость и точность ручных движений.

— Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения.

Рисование

«Поздняя осень»

Демонстрация умения  детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе).

— Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени.

— Развивать эстетические чувства.

— Воспитывать сочувствие, отзывчивость, коллективизм.

Аппликация

«Ваза с осенними листьями» (декоративная композиция)

Закрепление умения детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое.

— Учить располагать изображение на листе красиво, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету.

— Развивать зрительный контроль за действиями рук.                                   — Воспитывать художественный вкус.

Ноябрь

2 неделя

Домашние животные.

Рисование

«Кони пасутся»  

Формирование умения создавать  композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе.

— Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения.

— Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура.

— Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, бережное отношение к окружающей природе.

Рисование

«Домашние животные»

Обучение умению передавать в рисунке образы домашних животных выразительно (форму тела, расположение и форму частей тела, их величину, пропорции) с опорой на схему.

— Закреплять технические навыки и умения в рисовании (смешение цветов для получения нужного оттенка).

— Развивать образное восприятие и воображение.

— Воспитывать желание участвовать в совместной  деятельности, самостоятельность.

Лепка

«Ребенок с котенком»

Формирование способности детей изображать в лепке несложную сценку (ребенок играет с животным), передавая движения фигур человека и животного.

— Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки.

— Развивать творческое воображение.

— Воспитывать  доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ноябрь

3 неделя

Дикие животные наших лесов.

Рисование

«Хищные дикие животные наших лесов»

Совершенствование умения  детей изображать диких животных, используя знакомые приёмы рисования.

— Продолжать знакомить детей с дикими животными средней полосы. Закрепить навыки работы кистью.

— Развивать воображение, творчество.

— Воспитывать эмоциональное отношение к живой природе, любовь к животным.

Рисование

«Травоядные дикие животные наших лесов»

Ознакомление с нетрадиционной техникой рисования – «тычком» жесткой кистью.

— Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности животного: форму, окраску, строение тела, соблюдая пропорции тела, и поддерживать интерес к жанрам изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет).

— Развивать творческое воображение, чувство композиции, эстетически – нравственное отношение к животным через изображение их образов.

— Воспитывать любознательность к животному миру, интерес к изобразительной деятельности.

Аппликация

«Белка под елью»

Составление композиции по мотивам сказки.

— Закреплять умение вырезывать разнообразные предметы, используя освоенные ранее приемы.

— Развивать воображение, творчество.

— Воспитывать аккуратность, дисциплинированность.

Ноябрь

4 неделя

Одежда, обувь, головные уборы.

Рисование

«Русская народная одежда»

Обобщение и расширение знаний детей о русской народной культуре.                                                                                            — Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Учить рисовать русскую народную одежду, передавая ее характерные особенности.

— Развивать художественные способности, фантазию.

— Воспитывать любовь к народному творчеству.

Рисование

«Головные уборы».

Систематизация элементарных знаний о головных уборах.  

— Уточнить функции и назначение головных уборов. Конкретизировать знания о том, для чего нужны человеку головные уборы. Закрепить правильное произношение слов «головной убор», «косынка», «берет», «панама».

— Развивать мелкую моторику рук, мышления, внимания; закреплять навыки работы с кисточкой и красками.                                                                                   — Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности, к результатам своего труда.

Лепка

«Тапочки для бабушки»

Уточнение знаний о домашней обуви.

— Учить детей лепить домашнюю обувь – тапочки без задника из двух частей (подошва и верхняя часть),  закреплять умение использовать усвоенные раннее приемы соединения частей, сглаживание места скрепления.

— Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.

— Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Декабрь

1 неделя

«Зима. Зимующие птицы».

Рисование

«Зимний пейзаж»

Закрепление приемов работы красками.

— Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе.

— Развивать воображение, память, внимание.

— Воспитывать положительные качества личности.

Рисование

«Зима»

Формирование умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы.

— Совершенствовать умение удачно располагать части изображения на листе, рисовать красками.

— Развивать воображение, творчество.

— Воспитывать любовь к природе.

Аппликация

«Зимующие птицы»

Закрепление практических навыков.

— Совершенствовать умение детей выполнять предметную аппликацию путем составления целого из фрагментов с применением геометрических фигур.

— Развивать  зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику, творческие способности детей.

— Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Декабрь

2 неделя

«Мебель».

Рисование

«Мебель»

Совершенствование  умения  передавать в рисунке форму, относительную величину.

— Продолжать учить детей выбирать самостоятельно материалы и способ рисования мебели, ориентироваться на листе бумаги.

— Развивать фантазию, творческие способности, изобразительные усилия и навыки, общую и мелкую моторику.

— Воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода.

Рисование

«Узоры для мебели»

Формирование представления детей о мебели, ее разнообразии, ее эстетическом оформлении — дизайне.

— Уточнить и дополнить представления детей о профессиях столяра и дизайнера, вызвать интерес у детей к искусству дизайнера, к рисунку на ткани. Закреплять знания о холодных и теплых оттенков цветов, технические умения при работе с изобразительными материалами.

— Развивать образные представления, воображение, творчество.

— Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, умение восхищаться своим и рисунками других детей.

Лепка

«Мебель для кукольного дома»

Совершенствование навыков лепки из пластилина.

— Продолжать учить детей лепить кукольную мебель, создавать разные по размеру и цвету предметы.

— Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение.

— Воспитывать способность адекватно оценивать свою работу.

Декабрь

3 неделя

«Посуда».

Рисование

«Пир на весь мир» (декоративная посуда)

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

— Расширять представления детей о народном промысле — Гжель. Закреплять умение составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.

— Развивать мышление, пространственное воображение.

— Воспитывать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, желания прийти на помощь.

Рисование

«Посуда»

«Посуда для Федоры. Чайный сервиз».

Обобщение знаний о посуде, рисование посуды.

— Закреплять представления о назначении посуды. Учить рисовать посуду, её части и детали, украшать узором.

— Развивать изобразительные навыки,  умение самостоятельно составлять композицию, технические навыки — умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, держа ее в вертикальном направлении, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях), внимание, мелкую моторику.

— Воспитывать активность, аккуратность.

Аппликация

«Ваза с ветками (декоративная композиция)

Закрепление умения детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое.

— Учить располагать изображение на листе красиво, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету.

— Развивать зрительный контроль  за действиями рук.

— Воспитывать художественный вкус.

Декабрь

4 неделя

«Новогодний праздник».

Рисование

«Новогодний праздник в детском саду»

Совершенствование умения рисовать фигуру человека в движении.

— Продолжать учить располагать изображения на листе удачно. Закреплять умение смешивать краски с белилами для получения оттенков цветов.

— Развивать воображение, способность анализировать рисунки.

— Воспитывать положительные личностные качества.

Рисование

«Снегурочка»

Закрепление умения рисовать простые сюжеты.

— Совершенствовать умение использовать в рисунке все средства выразительности (цвет, форму, линии). Научить придавать выразительный образ снегурочки через подбор красок (холодные цвета).

— Развивать эстетическое чувство формы, цвета, композиции.

— Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

Лепка

 «Дед Мороз»

Формирование умения детей передавать в лепке образ Деда Мороза.

— Закреплять умение лепить полые формы (шуба Деда Мороза), передавать детали, используя различные приемы лепки: прищипывание, оттягивание, сглаживание поверхности.

— Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое и образное мышление.

— Воспитывать любовь к творчеству.

Январь

2 неделя

«Транспорт».

Рисование

«Поезд, в котором мы ездили в другой город»

Научить изображать наземный транспорт дальнего следования.

— Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов.

— Развивать пространственные представления, воображение.

— Воспитывать отзывчивость, самостоятельность.

Рисование

«На чем люди ездят». («На чем бы ты хотел поехать»)

Продолжать учить детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции (отношение частей по величине).

— Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, изображать легко контур простым карандашом и закрашивать цветными.

— Развивать мелкую моторику, внимание, память.

— Воспитывать активность и инициативность.

Аппликация

«Транспорт на нашей улице»

Создание условий для обобщения знаний детей о транспорте.

— Продолжать учить детей работать с ножницами, вырезать круги из квадрата, срезая уголки.

— Развивать творчество, слуховое внимание, логическое мышление, внимание.

— Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Январь

3 неделя

«Профессии».

Рисование

«Кем ты хочешь быть»

Формирование умения передавать в рисунке представления о труде взрослых.

— Учить изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

— Развивать логическое и образное мышление, воображение.

— Воспитывать самокритику, умение оценивать свои рисунки в соответствии с заданием.

Рисование

«Круглый год»  

Закрепить умение отражать в рисунках знания и впечатления о труде людей в каждый месяц года, определяя содержание рисунка по своему желанию.

— Совершенствовать умение строить композицию рисунка.              — Развивать творческие способности, воображение.

— Воспитывать доброту, скромность.

Лепка

«Лыжник»

Научить детей лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, форму частей, пропорции. — Закреплять навыки и приемы лепки.

— Развивать творческие способности, мелкую моторику.

— Воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Январь

4 неделя

«Труд на селе зимой».

Рисование

«Труд на селе зимой»

Формирование знаний детей о работе сельчан, фермеров на селе зимой.

— Упражнять в умении передавать в рисунке фигуру человека в движении.

— Развивать творческое воображение, фантазию, внимание.

— Воспитывать уважение к взрослым людям, ценностное отношение к человеческому труду.

Рисование

«Зимняя деревня»

Показать детям способы рисования ватными палочками.

— Учить детей располагать рисунок по всему листу, совершенствовать чувство композиции.

— Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, любознательность и познавательную активность.

— Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Аппликация

«Наша ферма»

Показать детям возможность создания образов разных животных (баран, собака, кошка, корова, поросёнок, лошадь) на одной основе из овалов разной величины.                             — Закрепить умение вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением уголков. Учить детей передавать пространственные представления (рядом, сбоку, справа, слева, ближе, дальше).

— Развивать самоорганизацию, мировоззрение.

— Воспитывать доброту, искренность, стремление помочь.

Февраль

1 неделя

«Орудия труда. Инструменты».

Рисование

Рисование с натуры «Орудия труда человека»

(карандаш)

Обучить построению предметов цилиндрической формы.

— Обогащать и углублять элементарные знания детей об орудиях труда человека.

— Развивать умения анализировать и сравнивать.

— Воспитывать любви к труду, аккуратность.

Рисование

«Инструменты для строителя»

Систематизация представлений детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий.

— Учить изображать инструменты, правильно передавая их форму и характерные особенности

— Развивать у детей память, логическое мышление, связную речь.

— Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.

Лепка

«В гостях у повара»

Формирование и закрепление представления о различных орудиях труда при определенных профессиях (повар).

— Учить детей создавать поделки отдельных предметов посуды. Продолжать учить детей передавать основные свойства и соотношения размеров предметов.

— Развивать творческие способности и мелкую моторику.

— Воспитывать интерес к процессу лепки, аккуратность в работе, самостоятельность.

Февраль

2 неделя

«Животные жарких стран».

Рисование

«Дикие животные жарких стран»

Расширить кругозор, знания детей об экзотических животных жарких стран.

— Обучить новым техникам рисования «оттиск поролоном» и «оттиск смятой бумагой».

— Развивать самостоятельное детское творчество и фантазию.

— Воспитывать интерес к продуктивной деятельности.

Рисование

«Животные жарких стран».

Совершенствование умения рисовать животное, соблюдать пропорции тела.

— Закреплять технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой последовательности.

— Развивать внимание, творческие способности.

— Воспитывать самооценку; умение давать оценку своей и чужой деятельности; выражать свою точку зрения.

Аппликация

«Слон» (из кругов)

Обучение разметке по шаблону-кругу.

— Учить детей выполнять аппликацию из самостоятельно подготовленных шаблонов.

— Развивать моторику пальцев.

— Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Воспитывать у детей глубокие и устойчивые интересы к художественному труду.

Февраль

3 неделя

«Комнатные растения».

Рисование

«Комнатное растение»

Научить передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка.

— Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш.                                                                                                                                             — Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения), внимание, память.

— Воспитывать умение видеть прекрасное.

Рисование

«Моё любимое комнатное растение дома»

Обогащение представления детей о комнатных растениях.

— Способствовать развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности.

— Развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизации, обобщение, анализ.

— Воспитывать любовь к природе, осознанно – гуманное отношение к ней.

Лепка

«Толстянка»

Закрепление умения лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы.

— Учить передавать характерные особенности строения и окраски цветка. Упражнять использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках.

— Развивать творческие способности.

— Воспитывать усидчивость, аккуратность, привычку доводить начатое до конца.

Февраль

4 неделя

«Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов».

Рисование

«Аквариум с рыбками»

Использование нетрадиционных приемов рисования

— Продолжать знакомить детей с декоративными рыбками

— Развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, образное и логическое мышление, мелкую моторику мышц руки, зрительную координацию глаза, чувство ритма, чувство цвета, интерес к изобразительному искусству.

— Воспитывать  бережное  отношение к живой природе, аккуратность и усидчивость.

Рисование

«Животный мир морей и океанов»

Создание условий для того, что бы дети самостоятельно и творчески могли отражать представление о морских животных с использованием разной нетрадиционной техники: кляксография, рисование ладошкой, пальчиками.

— Закреплять умение закрашивать фон при помощи губки, рисовать кистью разными способами.

— Развивать чувство цвета, композиционные умения, внимание.

— Воспитывать чувство прекрасного.

Аппликация

«Рыбки в аквариуме»

Демонстрация навыка вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов.

— Учить предварительно, заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений. Приучать добиваться отчетливой формы.

— Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать чувство композиции.

— Воспитывать привычку внимательно слушать, не перебивать других.

Март

1 неделя

«Ранняя весна. Мамин праздник. Первые весенние цветы».

Рисование

«Букет цветов»

Научить детей создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме по изделиям народного декоративно-прикладного творчества (павловские шали, жостовские подносы, гжельская посуда и др.).

— Закреплять знание теплых и холодных тонов.

— Развивать композиционные умения (в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям располагать цветы помельче). Закреплять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом. Развивать эстетические чувства.

— Воспитывать терпение, усердие, аккуратность.

Рисование

«Весна»

Научить использовать прием размывки, рисовать по сырой бумаге.

— Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны.

— Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета.

— Воспитывать любовь к окружающему миру.

Лепка

«Подснежник»

Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

— Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание,

— Развивать мелкую моторику рук.

— Воспитывать навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности.

Март

2 неделя

«Наша родина-Россия».

Рисование

«Родная страна»

Формирование умения  рисовать по собственному замыслу.

— Продолжать учить продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами.

— Развивать логичность мышления, доказательность суждений.

— Воспитывать любовь к Родине.

Рисование

«С чего начинается Родина?»

Создание условий для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как своей Родины, — части большой страны — России.

— Учить детей передавать в рисунке картину в соответствии с заданной темой.

— Развивать любознательность, чувство удовлетворенности при успехах и неудовлетворенности при неудачах.

— Воспитывать чувство гордости за малую родину, патриотизм.

Аппликация

«Спасская башня»

Демонстрация умения детей составлять композицию из цветной бумаги.

— Закреплять умения вырезать различными способами из бумаги (по контуру, по диагонали, путем складывания), обрывания кусочками бумаги. Совершенствовать умения работы с ножницами, клеем.

— Развивать внимание и творчество.

— Воспитывать патриотические чувства.

Март

3 неделя

«Москва – столица России.

Мы читаем. Русские народные сказки».

Рисование

«Сказочное царство»

Научить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы.

— Закреплять умение выполнять рисунок в определенной цветовой гамме (в теплой – дворец Солнца, в холодной – дворцы Луны, Снежной королевы).                                                                      — Развивать эстетические чувства, творчество, воображение.

— Воспитывать доброту, искренность.

Рисование

Рисование героев сказки «Царевна-лягушка»

Формирование умения изображать в рисунке сказочных героев в движении.

— Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки. Закреплять навыки работы с карандашом (умение делать эскиз), оформления изображений в цвете красками, способы получения новых цветов и оттенков.

— Развивать творчество, воображение, внимание, зрительную память.

— Воспитывать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, настойчивость, выдержку.

Лепка

«Персонаж любимой сказки»

Демонстрация умений детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок.

— Закреплять умение детей, пользуясь освоенными ранее приемами лепки из целого куска устанавливать фигуры на ногах, передавать то или иное положение, движения рук и ног.

— Развивать внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение

— Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость.

Март

4 неделя

«Санкт-Петербург».

Рисование

«Город вечером»

Научить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни.

— Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе.

 — Развивать эстетические чувства (цвета, композиции), творческие способности.

— Воспитывать чувство гордости, понимание слова «Родина».

Рисование

«Достопримечательности родного города»

Расширение знаний по теме.

— Закреплять знания детей о символах, о родном городе, его достопримечательностях.

— Развивать зрительную память и внимание.

— Воспитывать любовь к своей малой Родине, прививать интерес к истории родного края.

Аппликация

«Флаг города»

Научить рисовать флаг города.

— Расширять представление детей о малой родине на основе знакомств с символикой города, закрепляя основные цвета. — Развивать творческие композиционные способности, воображение.

— Воспитывать любовь, уважительное отношение к родному городу.

Апрель

1 неделя

«Мы читаем.

С.Я. Маршак».

Рисование

«Иллюстрации к книгам С. Я. Маршака»

Научить детей передавать в рисунке образ котенка.

— Продолжать работу по рисованию – «тычком» жесткой полусухой кистью.

— Развивать художественно-эстетическое восприятие ребенка средствами художественной литературы, глазомер, эстетическое восприятие, творческое воображение.

— Воспитывать аккуратность при работе с красками, способность  понимать образный язык сказок.

Рисование

«Дом, который построил Джек»

Освоение детьми приемов изображения сложных форм.

— Формирование умения создания образа строящегося архитектурного сооружения.

— Развитие фантазии, воображения, образного мышления.

— Воспитывать у детей интерес к рисованию.

Лепка

«Сказка о глупом мышонке»

Демонстрация навыков.

— Учить передавать в лепке характерные особенности мышки (тело овальной формы, с заострённой мордочкой и круглыми ушками, длинный тонкий хвост).

— Развивать мелкую моторику рук, любознательность, активность, самостоятельность.

— Вызвать у дошкольников удовлетворение результатом своей работы и работой своих товарищей.

Апрель

2 неделя

«Мы читаем.

К.И. Чуковский».

Рисование

«Мой любимый сказочный герой»

Закрепление умения рисования акварельными красками.

— Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа.

— Развивать образные представления, воображение.

— Воспитывать умение видеть прекрасное.

Рисование

«Обложка для книги сказок»

Формирование умения иллюстрировать книжную обложку.

— Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги.                                                                                             — Развивать воображение, творчество.

— Воспитывать эстетический вкус, инициативность и самостоятельность.

Аппликация

«Герои сказок К.И. Чуковского»

Демонстрация творческих способностей у детей.

— Закреплять умение работать с клеем и бумагой. Продолжить формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

— Развивать  воображение, игровой замысел.

— Воспитывать доброжелательность. Способствовать проявлению сопереживания героям произведения К. И. Чуковского «Краденое солнце».

Апрель

3 неделя

«Мы читаем.

С.В. Михалков».

Рисование

«Три поросёнка»

Формирование умения детей передавать в рисунке образ сказочных героев, добиваться более полного его выражения.

— Закреплять умение работать простым карандашом, а затем кистью плашмя  и  ее кончиком. Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками, передавать оттенки цвета.

— Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь.

— Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других. Учить детей оценивать свои рисунки и рисунки товарищей в соответствии с заданием.

Рисование

«Иллюстрации к стихотворениям»

Формирование  устойчивого  интереса к изобразительной деятельности.

— Продолжать учить детей сюжетному рисованию.

— Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

— Воспитывать самостоятельность, активность.

Лепка

«Хрустальная ваза»

Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.

— Упражнять в использовании знакомых приёмов лепки.

— Развивать тонкую моторику рук.

— Воспитывать стремление выполнить изделие в совершенстве.

Апрель

4 неделя

«Мы читаем.

А. Л. Барто».

Рисование

«Игрушки» по произведениям А. Барто

Демонстрация навыков.

— Совершенствовать умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги.

— Развивать воображение, память, внимание, аккуратность.

— Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Рисование

«Иллюстрации к стихотворениям»

Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

— Продолжать учить детей сюжетному рисованию.

— Развивать глазомер, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка.

— Воспитывать смелость, выдержку.

Аппликация

«Закладка для книги»

Научить детей составлять аппликативное изображение закладки из готовых форм.

— Формировать умение детей раскладывать готовые формы (треугольники, квадраты, круги, прямоугольник) на фоне белого листа. Закреплять знание цветов, умение ориентироваться в пространстве альбомного листа. Продолжать учить детей наклеивать готовые детали, но основу белого листа.

— Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику пальцев рук, умение координировать движение глаз и рук.

— Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Май

2 неделя

«Поздняя весна. Весенние цветы»,

«Перелетные птицы весной», «Насекомые весной».

Рисование

«К нам весна шагает»

Формирование эстетического восприятия окружающего мира.

— Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое, голубое небо; земля освобождается от снега; на деревьях набухают почки; бегут ручейки; прилетают птицы), радостное настроение, связанное с приходом весны. Продолжать учить располагать сюжет на листе бумаги гармонично.

— Развивать у детей наблюдательность, чувство композиции.

— Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Рисование

«Первоцветы»

Формирование представления о первоцветах.

— Совершенствовать навыки рисования концом кисти, навыки смешивания цветов. Закреплять умение держать кисть, рисовать слева направо, правильно подбирать цвета для работы.

— Развивать воображение и фантазию, память и внимание.

— Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к ней.

Лепка

«Насекомые весной»

Обобщение представления детей о жизни насекомых.

— Формировать умение передавать в лепке особенности внешнего вида.

— Развивать творческие способности, связную речь и логическое мышление.

— Воспитывать интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Май

3 неделя

«Мы читаем.

А. С. Пушкин».

Рисование

«Сказка о царе Салтане»

Формирование интереса к творчеству А.С. Пушкина.

— Стимулировать желание нарисовать иллюстрации к сказке. Учить выбирать эпизоды сказки, передавать волшебный колорит.

— Развивать фантазию, воображение.

— Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Рисование

«Кот Учёный»

Демонстрация навыков.

— Закреплять умение детей изображать несложный  эпизод  сказки,  передавая  выразительность  образа  через  цвет,  форму. Формировать  самостоятельность  в  выборе  сюжета  и  техники  исполнения. Отрабатывать  умения  располагать  «сюжет» на  всем  листе  бумаги,  выделять  главное, выбирать  цветовое  решение.

— Развивать  у  детей  фантазию, воображение, творческие способности.

— Воспитывать интерес  и  любовь  к  изобразительной деятельности.

Аппликация

«Золотая рыбка»

Формирование познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания различных образов, используя различные материалы и техники.

— Закреплять у детей навыки работы с бумагой и другими материалами, умения размещать вырезанные элементы, в соответствии с сюжетом.

— Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев, технические умения.

— Воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, доброжелательное отношение и уважение друг к другу и окружающему миру, терпение.

Май

4 неделя

«Школьные принадлежности. Лето».

Рисование

«Лето»

Демонстрация навыков.

— Учить детей отражать свои впечатления о лете (передавать содержание песни) в рисунке, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу (ближе, дальше). Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. Учить рассказывать о том, что нарисовали.

— Развивать психические процессы: внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение.

— Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

Рисование

«Школьные принадлежности»

Формирование «школьной» мотивации.

— Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки.

—  Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Развивать творческие способности детей.

— Воспитывать интерес к школе.

Лепка

«Школьный портфель»

Демонстрация навыков.

— Упражнять в применении знакомых приёмов лепки.

— Развивать мелкую моторику, произвольное внимание.

— Воспитывать способность радоваться достигнутому результату.

Композиция волшебной сказки

Композиция волшебной сказки связана с древними обрядами посвящения и архаическими мифами. Е. М. Мелетинский замечает: «Семейно-социальные мотивы в сказке в целом имеют более древнюю собственно мифологическую основу. Мифологические мотивы часто составляют в классической европейской сказке главную часть сказочной композиции, а семейные (социальные) мотивы выступают в функции сказочного обрамления. Например, исходная конфликтная ситуация «мачеха и падчерица» получает развитие в главной части, где падчерица проходит испытание у лесного демона, а в финале ситуация находит разрешение, вернее, преодолевается за счет счастливого брака, меняющего исходный социальный статус падчерицы» (Мелетинский Е.М. Низкий герой волшебной сказки. – М., 1990. С. 65-73).

Несмотря на огромное сюжетное разнообразие волшебных сказок, их композиция отличается известным единством, так что подавляющее большинство сказок можно представить единой композиционной схемой. Это композиционное единство было открыто В. Я. Проппом. Ученый показал, что различные по своему происхождению мотивы и персонажи оказываются структурно эквивалентными, т. е. выполняют в повествовании одну и ту же функцию. «Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия». Иван-царевич и солдат – это герои; злой царь, змей, мачеха – вредители; покойный отец, звери- помощники, Морозко – даритель. Несмотря на их различное происхождение, все они в сказке выполняют одинаковую функцию, т. е. им отведено строго определенное место в действии. «Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопросы, кто делает и как делает, – это вопросы уже только привходящего изучения» (Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1994. – С. 123-137).

Изучая сказку, исследователь выяснил, что функции, т. е. типовые поступки, соответствующие определенным ролям действующих лиц, расположены в сказке в строгой последовательности.

Итак, вредительство приводит к беде, которую призван избыть герой. Таким образом, завязка сказки сводится к тому, чтобы отправить героя из дома.

Русская сказка строится по древнейшей композиционной схеме пути-дороги. «Дорога в сказке – это место всевозможных полезных и таинственных встреч, неожиданных приключений, счастливых и горестных случайностей». Сама дорога в сказке не описывается (говоря условно: сказка рассказывается, а не пишется) – описывается встреча («Поехал он в чистое поле, ехал он шесть дней и шесть ночей, вдруг встречается ему на дороге старец»). Но встречается герой не со случайным прохожим, а с существом, которое становится его чудесным помощником или дарителем. Ю.М.Лотман справедливо отмечает: «Трудные задачи всегда решаются героем волшебной сказки только после того, как он проделает долгий путь, полный непредвиденных происшествий: например, украдены золотые яблоки из царского сада – герой отправляется на поиски вора и добирается до другого края; слепнет царь – герой отправляется за лекарствами в места, куда не ступала человеческая нога; змеи похищают царских дочерей – герой отправляется на поиски их; кто-то убит – герой отправляется в путь, чтобы добыть «живую» и «мертвую» воду» (Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб., ​1998. – С. 14-288).

Источник

Композиция и художественные особенности волшебных сказок.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи.

Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями.

В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. Им свойственен вымысел, в них действуют сверъестественные силы: то добрые, то злые. Происходят необычные превращения, есть волшебные предметы. В волшебных сказках выражена мечта народа о счастье, когда свершается чудо, несмотря ни на что. (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Характер волшебных действий в сказке совладает с видами и типами народной магии. В науке выделены следующие виды магии: лечебная, вредоносная (Порча), любовная,

Среди второстепенных видов магических обрядов надо обратить особое внимание на магию беременности и рождения. В сказках встречаются все виды этих магических обрядовых действий. Волшебный вымысел вобрал в себя все обрядово-магические пред­ставления и понятия. И в сказках люди искали путей преодоле­ния власти реальных сил природы, которые они по всем правилам мифологического мышления представляли в виде разных фанта­стических существ. В древнейшем волшебном вымысле с неиз­бежностью должны были запечатлеться магические действия людей, но природа этого вымысла иная, чем в магии и мифе. Одно дело — сам магический обряд, а другое — рассказ о нем. Рассказывание ценно не практическими советами, а возбуждением у слушателя активности, желания покорить окружающий мир. воспроизводила этот мир, созданный воображением.

Заданность мысли, воплощенной в волшебной сказке, при­вела к строгой и стройной композиции волшебного повествова­ния. Герою в волшебной сказке его жизненная задача становится ясной с самого начала. Вся динамика развития дальнейшего повествования основана на его стремлении к осуществлению своей цели. Чем ближе конец повествования, тем острее и на­пряженнее становится борьба. Очень часто, подведя героя к ис­полнению желанной цели, сказочник вновь возвращает его к то­му положению, с которого он начал свою борьбу. Начинается новый цикл приключений и поисков. Усложненность сюжета — характерная черта композиции вол­шебной сказки. В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых харак­теров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца по­вествования. Неизменная верность героя своему характеру сочетается с резкой сменой его положения. Несчастная падчерица стано­вится счастливой, но остается такой же доброй; всесильный Ко­щей лишается власти, но не изменяет своему нраву до послед­него издыхания. Резкая смена сюжетных ситуаций наилучшим образом передает остроту жизненного конфликта. Сказочники не идут на компромиссы. Очень просто решается конфликт в сказках. Змей сражен мечом героя, брошены под Калиновый мост все его девять голов. Художественный прием троекратного повторения имеет оп­ределенный смыслов каждом конкретном случае в сказкё о Сивкё-бурке трижды повторяющийся эпизод скакания на коне мимо терема царевны свидетельствует о необыкновенной труд­ности в достижении цели героем. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходят доче­ри мачехи подсматривать за Хаврошечкой и буренкой: два раза их усыпила Хаврошечка, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Возмож­но, этот эпизод передает сохранившуюся древнюю веру людей в число три. В отдельных случаях оно оказывается несчастливым, в других, напротив, счастливым. Сказочники любят традиционные стилевые формулы. «В не­котором царстве, в некотором государстве жил-был. » — таково обычное начало волшебных сказок. Оно сразу как бы настраива­ет на чудесный и невероятный вымысел. Такой же характер носят и типичные концовки: «И я тут был, мед-пиво пил, по устам текло, во рту не было». Свадебный пир, которым обычно кончается повествование, лишь игра во­ображения: мед-пиво сладко, да в рот не попадает. Краткость рассказа о событиях, происходящих в течение длительного времени, создается с помощью устойчивых стили­стических формул: «Долго ли, коротко ли плыл он по морю, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжает в то королевство, явился к тамошнему королю. » Оговорка ска­зочников вызвана их стремлением передать в волшебном повест­вовании те отношения и связи, которые существовали в дейст­вительности. Как бы чудесен ни был вымысел, сказка заботится о правдоподобии.

Источник

Композиция и сюжет волшебной сказки

«Красота человека в его поступках –

вот та мысль, которая проводится в сказках»

Самые любимые, интересные, захватывающие – это волшебные сказки. Здесь волк может говорить человеческим голосом, жар-птицу можно поймать руками, а наградой за бесстрашие и твердость духа станет свадьба с любимой, а часто и царство в придачу…

В отличие от других видов сказок, волшебная имеет в своей основе вполне чёткую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым её легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – «Жили-были», «В некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь» и другие.

Волшебные сказки богаты своими сюжетами, но, не смотря на это, они обладают единством поэтической структуры. Это выражается в строгой соотнесенности мотивов, образующих последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия – к кульминации, ведущей к развязке.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Обобщая исследования различных ученых по этому вопросу, мы выявили следующие элементы композиции волшебной сказки:

— присказка (встречается не во всех сказках);

— конечный присказ (часто соединен с концовкой, встречается не во всех сказках).

Волшебная сказка уводит слушателя в мир чудес, где при помощи чудесных помощников борются чудесные герои. Естественно, такая сказка отличается от сказок о животных и бытовых, она не может рассказываться в том же стиле и тем же языком. И по содержанию и по форме эти сказки необычны и чудесны. Отсюда её своеобразная обрядность и богатая словесная орнаментика.

Начинается волшебная сказка с присказки. Мастера сказочники настраивают слушателей на особый лад, переносят в мир необычного. «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане, стоит древо-золотой маковки, по этому древу ходит кот Баюн, вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказку сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть. Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди». Этой прекрасной присказкой начинал свою сказку о Богатырке Синеглазке белозёрский сказочник Семёнов. Роль присказки в сказке сходна с ролью былинного запева. Она большей частью не связана с фабулой сказки, лишь в редких случаях несет завязку сюжета.

Цель присказки – показать мастерство сказочника, подготовить слушателя к сказке, но присказка не является обязательной в волшебной сказке. Ту же цель как бы вступления и введения слушателя в атмосферу волшебной сказки преследуют и сказочные зачины: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «В некотором царстве, в некотором государстве». Обычно волшебная сказка, рассказанная хорошим сказочником, завершается концовкой, которая как присказка, отграничивает сказку от действительности и постепенно возвращает слушателя в настоящее время.

Чаще всего волшебная сказка кончается описанием пира: «Устроил пир на весь мир, и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». «Свадьбу сыграли, долго пировали. И я там был, мед-пиво пил, по губам текло, а в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто легок на ножку, тот сбегай по ложку». Концовка, как и присказка, может быть совершенно самостоятельной частью повествования, лишь слабо связанной с ним. Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник заключает свое повествование. Та и другая не обязательны: волшебная сказка может начинаться сразу с экспозиции, чаще всего в формулы «Жили-были», и заканчиваться словами «Стали жить-поживать добра наживать».

Действие сказки строится по принципу нарастания: каждый предшествующий мотив поясняет последующий, подготавливая события основного, кульминационного, который передает наиболее драматический момент сюжетного действия: Иван-царевич побеждает Кощея, выполняет трудные поручения морского царя, Ивашка сжигает ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жене, обращенной в рысь, облик красавицы царицы. Кульминационный, или, иначе, центральный мотив специфичен для каждого сюжета. Остальные могут варьироваться, т.е. подменяться сходными по содержанию мотивами в рамках данного сюжета.

Конфликтность, выражающаяся в резком противопоставлении основных действующих лиц, – непременное условие сюжетного действия. В волшебной сказке она всегда мотивирована. Традиционными мотивировками, определяющими поступки героев, являются:

— желание получить чудесные предметы;

— уничтожение противника, наносящего герою какой-то вред, например, уничтожение посева, похищение царевны и т.п.

Одна сказка может содержать две мотивировки (например, Иван-царевич побеждает змея и одновременно находит в подземном царстве себе жену). В зависимости от направленности сюжета, мотивировки могут получать героическую, бытовую или социальную окраску. Композиция волшебной сказки по-своему проста, но эта простота – ясность сложного, результат многовековой шлифовки сказки в процессе её бытования. Падчерица вежливо отвечает Морозке, и он награждает её, дочери мачехи грубят Морозке – и погибают.

Важно отметить, что волшебные сказки представляют наиболее определенную в жанровом отношении группу сюжетов устной народной прозы. Многие из них построены по единой композиционной схеме, имеют ограниченный набор персонажей со строго определенными функциями. Но среди сюжетов волшебных сказок немало и таких, которые не укладываются в заданную схему и даже не имеют традиционного для сказки счастливого конца.

Основная особенность мира волшебных сказок – его членение на «наш» и «не наш» («тридевятое царство» русских сказок). Герой отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет трудные задачи и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределенно-прошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную неопределенность («давным-давно»), с другой же – на вечность этого бесконечно длящегося действия («стали жить-поживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут» в русских сказках). Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов). В экспозиции он может быть представлен как эпический герой чудесного или благородного происхождения, необычной физической силы, или как герой низкий, «дурак». Но желанной цели добиваются равно и царевич и дурак. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

— царевны или её отца;

Е.М. Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного («Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях обращает внимание на повествование о личных судьбах.

Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы – Победы» или по наличию «Трудной задачи – Решение трудной задачи».

В.Я. Пропп очень подробно анализирует и выявляет основные проблемы в обозначении сюжетов волшебной сказки. Он приходит к выводу, что деление волшебных сказок по сюжетам невозможно в принципе: «Наряду с распределением сказок по разрядам, имеется деление по сюжетам. Если неблагополучно обстоит дело с делением на разряды, то с делением на сюжеты начинается уже полный хаос. Мы не будем уже говорить о том, что такое сложное, неопределенное понятие, как сюжет, или вовсе не оговаривается, или оговаривается всяким автором по-своему. Забегая вперед, мы скажем, что деление волшебных сказок по сюжетам по существу вообще невозможно. Оно также должно быть поставлено на новые рельсы, как деление по разрядам (43, с.9-14). Пропп также приходит к выводу, что необходимо качественное изучение структуры всех видов сказки: «В настоящее время необходимость изучения форм сказки не вызывает никаких возражений. Изучение структуры всех видов сказки есть необходимейшее предварительное условие исторического изучения сказки. Изучение формальных закономерностей предопределяет изучение закономерностей исторических. Однако таким условиям может отвечать только такое изучение, которое раскрывает закономерности строения, а не такое, которое представляет собой внешний каталог формальных приемов искусства сказки» (там же, с. 16-17).

По мнению Н.М. Ведерниковой, сюжетную фабулу всех волшебных сказок составляет история женитьбы героя. Женитьба венчает события, женитьба – это награда за долгие и тяжкие испытания, за доброту, мужество и бесстрашие.

В сказке о волшебном кольце кот и собака помогают герою добыть чудесное кольцо, восторжествовать над коварной изменницей-женой, выбраться из тюремного заключения в награду за то, что он в свое время не пожалел отдать последний грош ради спасения их жизни. Сивка-Бурка, серый волк помогают младшему сыну, не забывшему покойного отца, бесхитростному простаку, угнетаемому и презираемому старшими братьями. Елена Прекрасная помогает герою, не побоявшемуся пойти ради неё к Кощею или к Морскому царю. В основе любой из этих сказок лежат твердые, веками выработанные правила морали и представления о том, какой должна быть человеческая личность, в них выражены основы народной этики. Эти единые правила-положения морали легли в основу многочисленных сюжетов, этот единый общечеловеческий идеал воплощается в различные образы.

Ученые признают проблемы классификации жанровых разновидностей русской народной волшебной сказки. Причиной этого является, прежде всего, богатство и разнообразие материала, который необходимо систематизировать. Многоликость и пестрота сказочных образов, вариативность сюжетных ходов и композиционных решений волшебной сказки требует создания сложной, многосоставной типологии.

Наиболее простое и понятное решение проблемы – классификация волшебных сказок по тематическому принципу, в результате которой выделяются сказки героические, чудесные и авантюрные.

Предметом героических сказок является тема защиты богатырем «своего» мира, живущих в нем людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным чудовищем, «змеем» (мотиве змееборства).

Чудесные сказки повествуют о чуде и связанных с ним необычных («чудесных») существах – чудесных женихах и женах, обладающих сверхъестественными способностями и живущих на границе двух миров – человеческого и природного, чудесных детях и разного рода волшебных предметах (диковинках).

Авантюрные сказки лежат на границе между сказками волшебными и социально-бытовыми, сочетая в себе их основные черты: хотя они и не повествуют ни о чуде, ни о диковинках, сюжет их так же занимателен и увлекателен, как сюжет чудесных сказок; хотя их события кажутся невероятными, нереальными, они всегда мотивированы в бытовом и социальном плане, как в сказках социально-бытовых.

Тематическая классификация волшебных сказок, при всей её простоте и прозрачности, не может покрыть всего многообразия систематизируемого материала. Дополнить её может сюжетная классификация волшебных сказок, разрабатываемая фольклористами параллельно с тематической.

Так, В.Я. Пропп выделил сказки шести сюжетных типов:

— сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником);

— сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха;

— сказки о чудесном помощнике;

— сказки о чудесном предмете;

— сказки о чудесной силе или умении;

— прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти групп).

Работа в данном направлении была продолжена Т.В. Зуевой и К.Е. Кореповой, которые приведённую выше классификацию дополнили следующими сюжетно-жанровыми разновидностями (23, с.3-28); (28, с.5-18):

— сказки о чудесной задаче;

— сказки о чудесных женихах и невестах;

— сказки о чудесных детях;

— сказки о брачных испытаниях;

— сказки о детях, ведьмах и людоедах;

— сказки о невинно гонимых;

Тематическая классификация, которая может быть названа также межсюжетной, открывает универсальный путь для наиболее целостного анализа волшебной сказки, учитывающий системно-образные, сюжетно-композиционные и языковые особенности данного жанра.

Источник

Композиция волшебной сказки

Открытые городские Ломоносовские Чтения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 им. М. В. Ломоносова с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара

Секция:«Русская литература и литературоведение»

Реферат

Тема:«Исторические истоки образной системы волшебной сказки»

ученица 6 «И» класса

языка и литературы

Самара

Содержание

Глава 1.Характеристика волшебной сказки как жанра……………………..4

Определения понятия «Волшебная сказка»

Композиция волшебной сказки

Глава 2. Взаимосвязь сказки с обрядом и мифами…………………………….6

Сказка и обряд

Сказка и миф

Глава 3. Анализ сказочных мотивов…………………………………………. 10

Дети в темнице

Беда и противодействие

Волшебные дары

Система образов

Список источников и литературы……………………………………………. 20

Введение

Данная работа посвящена исследованию истоков образной системы волшебной сказки. Подобные исследования уже проводились учёными, и их работы помогли нам в исследовании. Наибольшее влияние на наше исследование оказали труды В. Я. Проппа и Е.М. Мелетинского.

Сказка – один из древнейших видов словесного искусства.Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остаётся спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение.

«Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».[1]

Цель исследования:выявить исторические истоки образной системы волшебной сказки через взаимосвязь с мифом и обрядами.

Задачи исследования:

1) обобщить имеющиеся в научной литературе представления о сказке как жанре;

2) систематизировать материал, связанный с композиционным строением сказки;

3) выявить соотношение понятий Сказка и Миф, Сказка и Обряд;

4) рассмотреть основные сказочные мотивы и образную систему.

Объект исследования – волшебные сказки.

Предмет изучения – образная система волшебных сказок.

Глава 1. Характеристика волшебной сказки как жанра

Определения понятия «Волшебная сказка»

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Различают сказки о животных, волшебные и бытовые. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

Основные значения словосочетания «Волшебная сказка»: а) история о волшебных существах, эльфах или феях; б) небылица, невероятная история; в) ложь.

В Словаре аналитической психологии дано такое определение: «Волшебные Сказки- истории, представляющие коллективное бессознательное, известные с доисторических времен, изображающие «неученое», дописьменное поведение и мудрость человеческого рода. В волшебных сказках обнаруживаются сходные мотивы, прослеживаемые в самых различных эпохах в самых разных частях света. Наряду с религиозными идеями (догмами) и мифами сказки поставляют нам символы, с помощью которых бессознательные содержания можно ввести в сознание, истолковать и объединить в некое целое».[2]

Композиция волшебной сказки

Для себя мы выделяем следующее рабочее определение понятия Композиция:

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

В экспозиции сказки рассказывается обо всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Сказки волшебного типа включают в себя волшебство, приключение, героизм. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможны «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса нереальна, но и сам его характер:«Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». [3]

«Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Источник

  • Перечислите основные сочинения композитора глинка
  • Перечислите кратко какие особенности этой сказки говорят о том что она является народной
  • Перечислите приемы используемые при сказывании сказок
  • Перечислите какие бывают сказки 2 класс литературное чтение
  • Перечислите основные компоненты композиции найдите кульминацию в рассказе толстый тонкий