Перечисли виды народных сказок

Мы часто слышим и употребляем слово культура в повседневной жизни. культурой называют уровень воспитания человека, причм как искренне, так и

Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.

Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.

Что такое культура?

Культура –  это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.

  • В широком смысле под культурой подразумевают совокупность всевозможных форм человеческой деятельности.
  • В более узком смысле это слово часто используют, например, для обозначения активной творческой деятельности, направленной на создание, распределение и потребление духовных ценностей.

В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.

Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.

Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».

Признаки культуры

Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:

  • она может быть выражена через совокупность стереотипов, норм и ценностей;
  • она проявляется во всех сферах жизни общества и во всех продуктах деятельности этого обществах (в искусстве, законах, религии, ценностях, стереотипах, праздниках, традициях и прочем);
  • она всегда имеет определённую историческую обусловленность;
  • она не статична и всё время постепенно меняется;
  • она объединяет людей, принадлежащих к одному этносу, социуму или социальной группе;
  • её можно представить как систему кодов (культурные символы, язык, литература), хранящих память и достижения прошлых поколений;
  • культура свойственна только людям, поскольку наследуется не генетическим путём, а через образование и воспитание;
  • это сложное и многогранное понятие, которое невозможно полностью исследовать и познать в рамках одной науки;
  • культуру невозможно оценить или измерить, поскольку «мерила» и эталоны обычно сами по себе являются частью культуры, а значит такая оценка всегда будет субъективной.

Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.

Виды культуры, примеры

В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.

1. Элитарная культура

Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.

Основные признаки элитарной культуры:

  • она сложна для понимания неподготовленным человеком;
  • её потребителями являются только высокообразованные и эрудированные люди;
  • она направлена на очень малую часть общества (считанные проценты или даже доли процента).

К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).

2. Массовая культура

К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.

Основные признаки массовой культуры:

  • имеет максимально обширную аудиторию;
  • призвана удовлетворять сиюминутные запросы;
  • обладает невысокой художественной ценностью;
  • как правило, носит коммерческий характер;
  • очень быстро теряет актуальность и забывается.

Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).

3. Народная культура

Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».

Основные признаки народной культуры:

  • из неё не пытаются извлечь выгоду;
  • у неё нет конкретных авторов;
  • как и массовая, она понятна большинству населения;
  • она в меньшей степени подвержена устареванию, чем массовая.

Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.

Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.

4. Субкультуры и контркультуры

Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).

Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.

Функции культуры

Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.

В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:

  • Познавательная. Культура общества представляет собой своеобразную «визитную карточку», позволяющую быстро понять, что оно собой представляет. Кроме того, познавательная функция включает систематизацию и передачу накопленных знаний последующим поколениям.
  • Ценностная. Данная функция подразумевает дифференциацию основных ценностей, формирование традиций. Она пытается найти ответ на извечный вопрос Сократа: «Что есть благо?».
  • Гуманистическая. Формирование системы воззрений на человеческую личность, её права и обязанности, а также формирование личности и привитие ей культурных, моральных и нравственных ценностей.
  • Регулятивная. Данная функция называется также нормативной. Она подразумевает, что культура задаёт правила и нормы, которых члены общества должны придерживаться в повседневной жизни.
  • Коммуникативная. Культура определяет основные правила коммуникации между отдельными членами общества.
  • Социализирующая. По мере развития индивид постигает ценности общества, к которому принадлежит. По сути, социализирующая функция состоит в том, чтобы научить человека всем правилам этого общества, максимально приспособить его к жизни (социализировать).

Материальная и духовная культура

В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.

К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».

К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.

Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.

А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.

Заключение

Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Участники: дети, воспитатели, родители.

Актуальность темы

Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер: повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову, вовлекая в активную речевую работу. Сказка является помощником не только в развитии речи у детей раннего возраста, но и в развитии разнообразных сенсорных эталонов.

Также сказка нужна для того, чтобы в иносказательной форме показать процесс становления ребёнка от маленького, бессильного и неумелого до большого, сильного, и умелого. Для этого герой проходит ряд испытаний, из которых каждый раз выходит победителем: то есть растёт, взрослеет, становится умнее.

Цель проекта: расширение представления детей о русских народных сказках (на примере сказки «Колобок») развитие воображения, мышления, звукоподражания; привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с народным творчеством на примере сказки «Колобок»
  • Побуждать детей к звукоподражанию, проговариванию слов
  • Побуждать детей отвечать на вопросы
  • Обогащать сенсорный опыт детей (осязание)
  • Формировать умение узнавать в игрушках, на картинках персонажей сказки и называть их.

Развивающие:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей и мелкую моторику рук;
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей:
    • существительными: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, мордочка;
    • прилагательными: жёлтый, румяный, круглый;
    • глаголами: постудить, покатился.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие: стимулировать любознательность. Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта детей.
  • Речевое развитие: пополнять и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
  • Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности. Приучать детей к слушанию народных сказок, сопровождая их чтение показом различного вида театра.
  • Физическое развитие: сохранять, укреплять здоровье детей; предупреждать утомление.

Предполагаемый результат:

  • Дети проявляют интерес в рассматривании картин и иллюстраций к сказке «Колобок».
  • Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы воспитателя.
  • Обогащается сенсорный опыт детей.
  • Дети следят за развитием действия в драматизации сказки.
  • Родители принимают участие в изготовлении поделок по сказке.

Этапы работы над проектом

I ЭТАП — Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

  • Дидактические игры:
  • «Катится Колобок или нет?» на сравнение куба и шара, что покатится, а что нет?;
  • «Собери героев сказки» (пазлы) на развитие мелкой моторики рук;
  • «Найди такую же картинку» на развитие внимания
  • «Провести колобка по тропинке»: на развитие внимания, мелкой моторики;
  • Наглядно-дидактические пособия:
      Картинки и иллюстрации к сказке

    • Макет по сказке «Колобок»
    • Тактильная книга «Колобок»
    • Подборка различных видов театра: настольный, перчаточный, на фланелеграфе, магнитный
    • Подборка пальчиковой гимнастики

3. Разработка ОД по развитию речи.

II ЭТАП — Основной

Деятельность с детьми:

  • Чтение русской народной сказки «Колобок»;
  • Рассматривание картин, иллюстраций к сказке;
  • Драматизация сказки «Колобок»;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики;
  • Проведение дидактических игр;
  • П/и «Пройти по дорожке колобка»: упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость;
  • П/и «Догони Колобка»: упражнять детей в беге в разных направлениях, не задевая друг друга;
  • Развитие движений «Колобок»: учить детей становиться в круг, расширять и сужать его;
  • Развитие движений: учить детей имитировать движения сказочных героев;
  • Дыхательные упражнения «Чей колобок дальше катиться?» — укреплять круговые мышцы рта, тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;
  • Проведение артикуляционная гимнастики«Варенье»: выработка подъема языка вверх; подвижности кончика языка;
  • Игровая ситуация «Построим дом для колобка»;
  • Проведение НОД «Колобок» по речевому развитию;
  • Оформление выставки детских работ.

Взаимодействие с родителями:

  • Выставка творческих работ «Такой разный Колобок»;
  • Консультации:
      «Прививаем детям любовь к сказкам»;

    • «Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова».

III ЭТАП — Заключительный

Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.

Публикация материала на сайте ДОУ, на образовательном портале «Продлёнка».

Презентация проекта

Результаты проекта:

В ходе реализации проекта дети познакомились с русской народной сказкой «Колобок», рассмотрели иллюстрации и картинки по теме. Был пополнен и активизирован словарный запас, разучены новые дидактические и подвижные игры, пальчиковая гимнастика.

Дети посмотрели драматизацию сказки в различном исполнении. Проведены занятия по различным видам деятельности, а также с использованием нетрадиционной техники — аппликация «рваной бумагой».

Совместно с родителями была создана выставка «Такой разный Колобок», тактильная книга «Колобок» и сделан макет по сказке.

Я считаю, что реализация проекта прошла успешно.

img1

Презентация проекта:

  • Выставка работ по теме «Наш веселый Колобок» (дети);
  • «Такой разный Колобок» (родители).

Приложения:

  1. Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
  2. Конспект НОД «Колобок» по речевому развитию.
  3. Подборка фотографий продуктивной деятельности.

Список литературы

  1. Русская народная сказка «Колобок»;
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336;
  3. Карпухина Н.А.Конспекты занятий в ясельной группе;
  4. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. — М.: Карапуз. — 2010;
  5. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. — М: ООО Издательство «Дом. ХХ век». — 2008. — 249с.;
  6. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. — М.: Сфера, 2017. — 869 c.

Рождество и Новый год по-прежнему любимые праздники! И пусть мы вынуждены сейчас жить в условиях ограничений и обходиться без традиционных мероприятий, если включить фантазию, можно порадовать себя и близких небольшим сказочным путешествием – куда-нибудь, где нет ковида, инфляции и прочих проблем. Туда, где совсем по-другому ощущается волшебная атмосфера приближающихся Рождества и Нового года…

Наш консультант: Арманд Муйжниекс, исполнительный директор Ассоциации замков и поместий Латвии, руководитель проекта «Метрика усадеб Латвии»

– Для рождественского однодневного путешествия отлично подойдет маршрут Рига – Цесис – Вецпиебалга – Рига – очень интересный и довольно познавательный.

Начнем мы его в Цесисе, где уже с 30 ноября в самом центре, на площади Роз (Rožu laukums), стоит городская елка. Красоты этого древнего города всем известны, но сейчас, в праздничном убранстве, Цесис выглядит особенно очаровательно. Ну а в маленьких магазинчиках Старого города вы наверняка найдете и что-то красивое, и что-то вкусное…



Перечисли виды народных сказок

Из Цесиса, следуя указателю, отправляемся в поместье Веселавас. Оно представляет собой усадебный комплекс, построенный в 40-х годах XIX столетия. Комплекс практически полностью сохранился; двухэтажное здание в форме буквы U с прилегающим к нему парком со всех сторон окружено рвом, чем напоминает средневековый замок. Есть здесь и свои легенды – например, о дочери одного из бывших владельцев, которая, подобно Майе – Розе Турайды, ослушалась деспотичного отца-барона и предпочла смерть ради любви.

Если же говорить о реальных людях, с которыми связано это место, то название свое оно получило от фамилии одного из бывших старейшин волости – Петериса Веселавскиса. Также усадьба связана с именами представителей известных российских дворянских фамилий – князем Никитой Трубецким и Анной Нарышкиной; они были друзьями и частыми гостями семьи не менее известного дворянского рода фон Кампенгаузенов, владевшего этой усадьбой на протяжении почти 200 лет.

Дзербене — «Землянички в снегу»



Перечисли виды народных сказок

Наш следующий пункт назначения – Дзербенская усадьба. Она была построена в конце XVIII века в стиле классицизма, а в конце XIX века к ней была пристроена башня в стиле неоготики. И если вы еще не приобрели подарки под елочку, это можно сделать здесь: в бывшем господском доме Дзербенской усадьбы работает мастерская сувениров и подарков «Землянички в снегу». Тут можно приобрести не только сувениры, созданные с большой любовью и фантазией, но и заказать персонализированные подарки, сувениры для мероприятий и другие красивые и оригинальные вещи. Ну а если вы путешествуете с сыновьями, то им могут дать примерить рыцарское доспехи. Правда, о своем посещении следует договориться заранее…

Банужу — место силы

Далее отправляемся в Скуйене. А по дороге очень советую сделать небольшую остановку возле археологического памятника местного значения – городища Банужу. Именно здесь, возле озера Банужу, тысячелетие назад стояло укрепленное деревянное городище, рядом бил священный источник, а неподалеку возвышался холм Яня калнс (Jāņa kalns), на вершине которого рос столетний дуб. Этот дуб тоже считался священным – рядом с ним приносились жертвы языческим богам.

Судя по источникам XIX века, городище Банужу, священный источник и Яня калнс с дубом составляли какой-то единый комплекс древнего места силы. Может быть, оказавшись в этом магическом месте, вы тоже почувствуете нечто такое, что вдохнет в вас мощный заряд силы и энергии?

Скуйене — церковь -«кинозвезда»

Здесь особого внимания заслуживает церковь Апшу. Она была построена в 1780 году буквально по образу и подобию крестьянского дома – с земляным полом, соломенной крышей (которая была заменена на деревянную только в начале XX века, и тогда же к церкви пристроили башенку), даже без сидений, – очень простая и аскетичная. И лишь столетие с лишним спустя, в 1893 году в ней появился орган и был обновлен алтарь.



Перечисли виды народных сказок

Эта церковь, несмотря на то что дерево не слишком долговечный материал, простояла более двух с половиной (!) столетий и стоит по сей день. Хотя, конечно, и для нее бурные события на протяжении этого времени не прошли бесследно; особенно сильно пострадала церковь в 60-е годы прошлого века, когда ее попросту разграбили: пропали уникальные старинные светильники, алтарные кубки и чаши, была осквернена крестильная купель. Тем не менее церковь выжила и сохранилась. И даже обрела популярность, когда в 1987 году ее использовали в качестве одного из объектов съемки создатели фильма «Айя» по мотивам трилогии Яниса Яунсудрабиньша. Это церкви пошло на пользу, поскольку для того, чтобы она смотрелась в кадре более презентабельно, создатели фильма обновили часть крыши церковного здания.

Гора Бреждя — и озера-«драчуны»

По меркам Латвии гора Бреждя, которую мы встретим на пути, – серьезная возвышенность: она поднимается на 255 метров над уровнем моря, а ее относительная высота – 40 метров. На вершине есть специальное место для пикника и отдыха.

В 2017 году на вершине горы Бреждя была открыта смотровая башня высотой 11 метров. Взобравшись на смотровую площадку, можно полюбоваться изумительными видами холмистой Видземе – горами Алауксту, Зоболу, Инеси, Элкас, покрытыми туманной дымкой лугами Вецпиебалги, особенно прекрасными во время восхода солнца или на закате.

Дальнейшая дорога ведет нас между двумя ландшафтными озерами – Алаукста и Инеша. Как следует из древней легенды, в очень-очень давние времена, когда озера еще летали по воздуху в поисках места, где окончательно разместиться, два озера – Инесис и Алаукстс, пролетая над Вецпиебалгой, заприметили одно и то же место, которое обоим очень приглянулось. Спор по поводу того, кто займет своими водами это место, быстро перешел в драку, в ходе которой Инесис отвесил Алауксту одну, но мощную оплеуху, а Алаукст в ответ выдал оппоненту семь затрещин.

Силы обоих озер-«драчунов» быстро иссякли, и они, не удержавшись в воздухе, плюхнулись практически рядом друг с другом. А затрещины, полученные ими в пылу драки, превратились в острова: получившее семь оплеух озеро Инесис обрело семь островов, а у озера Алаукста, пропустившего лишь один удар, появился лишь один остров.

Инеши — царский подарок

Следующий объект на пути – Вецпиебалгское поместье в Инеши. Когда-то оно в буквальном и переносном смысле стало царским подарком: Петр Первый подарил поместье одному из своих верных сподвижников, графу Борису Шереметьеву.



Перечисли виды народных сказок

В конце XVIII века здесь был построен великолепный господский дом, по сути, настоящий дворец. В 1905 году, подобно многим дворянским имениям, поместье серьезно пострадало в ходе народных волнений, однако позже было успешно отреставрировано. Сейчас в здании бывшего графского владения располагается Инешский волостной совет.

Гостям предоставляется возможность увидеть, как создаются изделия из фарфора, осмотреть экспозицию, на которой представлены изумительные фарфоровые произведения искусства, а также приобрести сувениры или сделать индивидуальный заказ.

Кстати, расписывать фарфор очень нравится детям – и такую возможность предоставляет студия по росписи фарфора, которая также находится во дворце Вецпиебалгской усадьбы. Правда, чтобы осмотреть дворец изнутри и поучаствовать в создании фарфорового шедевра в студии, нужно договориться заранее.

Кална Кайбены — «Времена землемеров»

Даже если вы не читали роман «Времена землемеров» («Mērnieku laiki») и не видели одноименный фильм, снятый по роману в 1968 году (в главных ролях: Вия Артмане, Гунар Цилинскис, Эдуард Павулс, Эльза Радзиня), то наверняка что-то слышали.

Теперь на нашем маршруте можно увидеть, где именно создавали свой замечательный роман братья Рейнис и Матисс Каудзите.

Оба брата были просветителями, народными учителями, авторами не только упомянутого романа, но и учебников по всеобщей истории, географии, а также латышской орфографии и грамматике. Матис Каудзите также перевел на латышский язык несколько стихотворений Пушкина и Лермонтова. Ну а Кална Кайбены, где они жили и работали, – это типичное для Видземе сельское подворье. В XIX веке оно служило сельской школой, где и преподавали братья Каудзите.

Эргли — Тизенхаузен, Блауманис, Юрьяны…

С именами людей, оставивших глубокий след в латышской культуре, связан и наш следующий пункт – Эргли. Мы – в долине реки Огре, в красивом парке. На левом берегу Огре – гора Сканстес, а если перейти реку по пешеходному мосту, то мы попадем на Старое, или Блауманское, кладбище; здесь похоронены писатель Рудольф Блауманис, музыканты Юрьянсы и другие выдающиеся люди, жившие и творившие в этих краях.

А в центре Эргли – развалины древнего замка, который впервые упоминается в исторических документах с 1341 года: замок принадлежал известному рыцарскому роду Тизенхаузенов, которые завершили его строительство в 1397 году. Кстати, у замка, от которого сегодня остались одни руины, вы увидите скульптуры двух каменных собак; по местной легенде, эти два четвероногих стража окаменели на боевом посту, охраняя сокровища баронов Тизенхаузенов…

Кейпене — мир кино

Это место не слишком известно широкой публике, но любителям киноискусства стоит здесь остановиться хотя бы ненадолго. Сейчас здесь работает единственная в мире публичная выставка, посвященная великому гению кино, режиссеру Сергею Эйзенштейну. Экспозиция в Кейпене была открыта в рамках международного кинофорума «Арсенал». Президенту «Арсенала» Аугусту Сукутсу еще в 2000 году пришла идея поставить в Кейпене аэронавигационный действующий маяк и установить на нем почтовые ящики с именами великих людей кино. Здесь можно найти имена Андрея Тарковского, Жан-Люка Годара, Эдуарда Тиссе, Александра Довженко, Алексея Германа, Мерилин Монро и других известных людей из мира кино… И каждому из них можно отправить письмо!



Перечисли виды народных сказок



Перечисли виды народных сказок

Малпилс — как Феникс из пепла…

Достойным финалом нашего рождественского путешествия станет Малпилсское поместье. Здесь не просто красиво – здесь замечательно! Зимой здесь есть на что посмотреть, а главное – проникнуться духом веков, в течение которых строился, погибал и снова воскресал этот замок…



Перечисли виды народных сказок

Первые письменные упоминания о Малпилсском замке Ливонского ордена относятся к 1413 году, хотя появился он явно гораздо раньше. Правда, тот, первый замок находился примерно в километре от нынешнего поместья. Во время польско-шведской войны отступающая польская армия взорвала стены замка; в 80-х годах XVII века в ходе редукции поместье Малпилс перешло в собственность государства, а в 1753 году российская императрица Елизавета подарила его супруге полковника Мелгунова и некой г-же Штраус. Тогда же было построено новое здание – Господский дом, где разместились владельцы поместья. Именно там он находится и по сей день.

Кто только не владел впоследствии этим поместьем! Владельцы менялись, как в калейдоскопе: его передавали в наследство, продавали с аукциона, покупали, закладывали…

В 1905 году во время революционных погромов поместье было сожжено, однако уже через два года его владелец, на тот момент Александр фон Гроте, вернулся и начал работы по восстановлению, пригласив для этого выдающегося архитектора Вильгельма Бокслафа. Реконструкция длилась четыре года; в 1920 году в здании разместилась Малпилсская шестилетняя основная школа, а в 1929 году поместье было передано Латвийскому национальному обществу отставных военнослужащих. В 1935 году поместье было снова продано – на этот раз частному лицу, а в 1940 году поместье было национализировано.



Перечисли виды народных сказок

В годы СССР здесь размещались: Гидромелиоративный и строительный техникум (до 1965 года), затем – администрация совхоза, а год спустя – Музей земледелия и мелиорации. В 1992 году Малпилсское поместье было возвращено в рамках денационализации. В 2006 году здесь была начата реставрация, которая завершилась два года спустя. И сегодня Малпилсское поместье, подобно Фениксу, восставшему из пепла, радует местных жителей и гостей своей красотой.

Если у вас осталось еще немного сил, то можно напоследок прогуляться по Природной тропе, которая была недавно открыта в Малпилсе: этот живописный 6,5-километровый маршрут ведет от средневекового замка вдоль левого берега Мергупите до хутора Skulmes. На маршруте в некоторых местах установлены деревянные мостики и специально оборудованы места для пикника. А еще обязательно захватите с собой фонарики и свечки – все-таки Рождество!

Марина БЛУМЕНТАЛЬ.

Фото: А. Муйжниекс, А. Ошиньш, архив редакции.

В сентябре учреждения культуры Пензы и области чествовали 130-летие со дня рождения Александры Петровны Анисимовой, сказочницы и фольклористки. К сожалению, сейчас редкий взрослый, а тем более ребенок сможет назвать хотя бы одну сказку или песню, созданную необыкновенным талантом писательницы.

СКАЗКИ, ПЕНЗА И МАРШАК

Я помню свои впечатления из детства, когда не могла оторваться от Светланы и Смугляны — героинь сказки «Две сестрицы»: поэтичность, близость народному творчеству, естественность переходов от небыли к были. Вместе с мамой мы читали и «Царицу Ледяницу»: «Было в некотором царстве, в очень дальнем государстве, за лесами, за горами, за холодными морями, — там жила-была царица Ледяная Ледяница…» И до сих пор, когда перелистываю страницы, внутри меня происходит какая-то магия — слова хочется медленно пропевать, растягивать как колыбельную, возвращается ощущение детства.

Невероятные узоры из слов составляла сказочница Анисимова. Но многим моим знакомым, прожившим в Пензе всю жизнь, имя писательницы неизвестно. А хочется, чтобы память о ней была увековечена в нашем городе — можно назвать в ее честь улицу, ставить спектакли по ее сказкам, переиздавать книги (в библиотеках можно встретить лишь единичные экземпляры изданий середины прошлого века), чтобы произведения были включены в школьную программу, ведь заслуги Анисимовой перед Пензенской областью были и остаются более чем значительными. Вот пройдет юбилейный год, и в следующий раз только через пять лет вспомнится ее имя в стенах музеев и библиотек…

Пензенская сказочница была хорошо известна самым маститым писателям страны. Илья Григорьевич Эренбург в мемуарах «Люди, годы, жизнь» очень тепло отзывался о знакомстве с писательницей, а в канун 75-летнего юбилея обратился к Александре Петровне: «Разрешите поклониться вам за ваш большой творческий труд, за все, что вы сделали, чтобы сохранить искусство русского народа».

Самуил Яковлевич Маршак ценил выдающийся талант Анисимовой: «Вы рождены сказочницей и останетесь ею до последних дней. У нас не так много людей, которые так глубоко чувствуют сказочный стиль и словарь, как вы».

«КРЕСТНАЯ МАМА»

Будучи одной из первых, кто стоял у истоков областной писательской организации, Александра Петровна проложила дорогу в творчество многим молодым писателям и поэтам. Они благодарили своего доброго наставника, называли «крестной мамой от литературы», «бабушкой пензенских писателей».

Александра Петровна не только писала сказки, стихи, песни, но и серьезно, скрупулезно занималась фольклором, сохранением языковой памяти жителей нашего края.

Особое место в ее творческой деятельности занимают сборники: «Песни и сказки Поимского района» (выпущен в 1948 году), «Песни и сказки Пензенской области» (1953 г.). Кроме этих изданий, Анисимовой принадлежит множество публикаций и статей, посвященных устно-поэтическому творчеству. И можно сказать, что до Александры Петровны так глубоко никто не изучал фольклор Пензенской земли, он нечасто встречался в советских и дореволюционных сборниках.

Широкий интерес к народному творчеству в нашей стране возник в середине 30-х годов.

Тогда изучение фольклора стало одним из важнейших направлений деятельности советской литературы благодаря Максиму Горькому, который буквально «создал» многих авторов. Точнее сказать, молодых, но начинавших «бронзоветь» литераторов из Москвы отправляли бригадами в медвежьи углы Союза вплоть до песков Каракумов и гор Южного Кавказа изучать местные предания.

Примерно с этого же времени Александра Петровна начала записывать услышанные ею загадки, частушки, собирать лучшие образцы фольклора.

СТАРЫЕ НОВЫЕ НАЗВАНИЯ И ЗАГАДКИ

С 1938 года жизнь ее была неразрывно связана с селом Поим, где ею было написано за 15 лет 26 книг.

В 1959 году Александра Петровна выпускает сборник «Народное красное слово», в котором собрала интереснейший материал из загадок, песен, сказок-шуток.

Вошли в сборник и предсказания погоды по народным приметам, народные названия различных тканей и обозначения цветов. И если о холодной погоде по тому, как сворачивается кошка, мы еще знаем, то вряд ли кто сейчас обращает внимание на заходящее солнце — к дождю или ясной погоде положение облаков в этот час. И мало кто вспомнит такие цвета, как тусинный (фиолетовый), кубовый («темно-синий без красноватого оттенка»), жаровый («цвет пылающего огня»), сизый («отливающий то красным, то зеленым, переливчатый»).

Занятно сейчас тоже звучит «муравчатый» узор на ткани (мелкий рисунок в виде листиков), «лапчатый» (рисунок в виде следов лап), хотя и сейчас данный узор популярен, только называется тканью с мелким принтом. Все новое — это хорошо забытое старое (кстати, тоже крылатое выражение с давних времен).

Пословицы и поговорки, которых в сборнике больше сотни, впитали в себя столько народной мудрости, что на любой случай нашлось бы красное словцо: «Ты нам не бай про чужой сарай, разговор-то — про твой забор», «От баловства не далеко и до худого ремесла», «Здоровье не деньги — взаймы не выпросишь», «Красоту сразу видать, а характер не легко узнать», «Скупой глядит, как бы другому не дать, а жадный глядит, как бы и у другого отнять».

Не имеют срока давности и загадки, они всегда интересны детям. В сборник Анисимова включала не только русские загадки, но и фольклор народов, проживающих на территории области: чувашская загадка о месяце на небе («По синему морю золотая уточка плывет»), мордовская загадка о пожаре («Набежал красный старик, все село утащил»), русская загадка о заре («Красная девица в зеркало глядится»).

Много вложила труда Александра Петровна в личное творчество, в собирание фольклора. В своих автобиографических записях Анисимова рассказывала, что ей удалось вспомнить более 2 000 припевок, услышанных когда-то от родственников, соседей, подруг. Изучить, переработать, издать — этот огромный труд оказался под силу маленькой, хрупкой на вид женщине с огромной силой духа внутри.

Екатерина Бурякова

«Наша Пенза», № 45, 10 ноября 2021 г.




В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обогащают свой язык. Одной из задач чтения и рассказывания сказок является обогащение словаря ребенка.



Ключевые слова:



дошкольное образование, сказка, культура речи, чтение.

Дошкольное образование — важное время для формирования речи ребенка. В процессе своего формирования речь ребят тесно объединена с характером их деятельности и общения. Формирование языка идет в разнообразных направлениях: улучшается его утилитарное применение в общении с другими людьми, в то же время язык становится основой перестройки психических процессов, инструментом мышления.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей является одним из насущных вопросов дошкольной педагогики. В наше время наблюдается повышенный интерес к формированию личности ребенка. Он совмещает в себе потенциал обновления и качественного совершенствования своего языкового развития. Языковые показатели и черты личности взаимосвязаны и должны быть в центре внимания взрослых, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

В наши дни тяжело найти наилучший способ воспитания детей, чем приобщать их к устному народному искусству с раннего детства. Сказка дает нравственные уроки сострадания, преданности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образ мышления, выразительность речи, так как она богата лирическими вставками, яркими чертами характера, ритмичным напевом, диалогами. Сказка способствует любви к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, образом русской жизни. Слушая сказки, ребенок узнает звуки родного языка, их мелодику.

Совокупность разнообразных методов и приемов, тематическая среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и интеллектуального развития дошкольников. Необходимо полагаться на сказку, которая исключает мораль и включает в себя игровое общение.

Сказка привносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из наиболее эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит игре.

Необходимо научить детей слушать сказки и следить за развитием сюжета в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается словами и выражениями, которые ему запоминаются.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с дошкольниками, страдающими нарушениями речи. Многочисленные исследования педагогов в области дошкольного и коррекционного создания показали, что проблему общественного недоразвития речи дошкольников можно решить с помощью самоката, поскольку дошкольное образование является стороной периода развития речи и творчества детей.

Необходима систематичная, целеустремленная работа по ознакомлению детей с содержанием сказок, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются вербальные и методические приемы в сочетании с визуальными: беседы после знакомства с произведением помогают определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; чтение фрагментов из произведения; разговоры о книгах, которые раньше любили дети; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о произведении, просмотр книг, иллюстраций к ним; просмотр полос, фильмов, диапозитивов по литературным произведениям; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам дети выражают во время рисования, поэтому рассказы из литературных произведений можно предложить в качестве тем для рисования.

Привлекая сказку для работы над формированием языка, употребляются образы — наглядное представление вещей, их свойств, а также ситуаций, событий, эпизодов. Рассуждая по картинкам, педагогу легче вести с детьми оживленную, непосредственную беседу, активизировать свой словарный запас.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, миром предметов, пытаются понять, что такое мужество и выносливость, добро и зло.

Чтение сказок превращается в увлекательную игру, путешествия вместе с героями сказки и косвенно формируют ребенка, проясняют представления детей об окружающей среде, расширяют кругозор, формируют психические познавательные процессы.

Яркие и интересные прозвища персонажей, поступки и поступки героев открывают детям мир человеческих отношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каждой подходящей фразой дети учатся думать, определять смысл каждого произведения, находить в нем урок, нравственный урок.

Традиционное общение со сказкой — чтение, просмотр иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образными характеристиками. Чтение сказок можно дополнить небольшими фольклорными формами — загадками, детскими стишками.

В работе для ознакомления со сказками можно использовать различные виды игр, например, драматизирующие игры.

За основу драматизации игры можно взять те же русские народные сказки. В сказке образы героев наиболее яркие, они притягивают детей динамикой, четкой мотивацией поступков, действия явно заменяют одно на другое, а дети их воспроизводят. Дети легко драматизируют все сказки «Репка», «Колобок», «Заюшкина изба» и другие.

Знакомство со сказками не может ограничиваться уроками. В процессе работы в детском саду чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей, это связано с играми и прогулками, с будничными занятиями и работой.

В воспитательной работе особую роль играет воспитание родителей. Расскажите родителям о роли сказки в развитии речи и личностном формировании детей. Чтобы объяснить им важность семейного чтения, подчеркните его высокий вклад в формирование у ребенка морально ценных ориентаций на основе морально позитивных эмоций. Эта работа в будущем повлияет на формирование словесного творчества будущих учеников, если они захотят сочинять свои личные сказки. Чтение и обсуждение сказок может стать хорошей семейной традицией, создать в доме теплую, душевную атмосферу.

Проблема включения дошкольников в русскую народную сказку занимает одно из главных мест в нынешней педагогике и психологии. Обучая детей чтению, мы формируем личность каждого ребенка, которая несет в себе черты русского характера, русского менталитета. Недостаток внимания к чтению сказок особенно поражает детей, которые теряют связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой стоит задача пересмотреть ценностные ориентации системы образования, в частности системы воспитания дошкольного детства.

Итак, в заключение можно сказать о том, что русская народная сказка представляет собой разностороннее развитие образовательных и средств, с помощью которых ребенок воспитывается вне непосредственно воспринимаемого, погружается в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и создает в них богатую языковую среду.

Речевая функция — одна из главных функций человека. В процессе формирования речи развиваются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Изучение языков способствует осознанию, планированию и регулированию поведения. Речевое общение основывает необходимые условия для развития разнообразных форм деятельности и участия в общественном труде. Известно, что основными функциями языка являются коммуникативные и обобщающие, и регулирующие. Коммуникативная и обобщающая функции языка развиваются в тесном единстве: с помощью языка человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. В то же время язык является средством регуляции высших психических функций человека. Обычно регуляторная функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Развитие регуляторной функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Сказка — это главный источник развития правильно сформированного языка. Чтение не только обогащает интеллект, словарный запас, оно заставляет думать, понимать, формирует образы, заставляет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны сделать взрослые, родители и педагоги, занимающиеся воспитанием ребенка и прививать ему любовь к чтению сказок.

Литература:

  1. Берлина Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников // Начальная школа + до и после. — 2012.- № 7.- С.67–70.
  2. Обора Н. Ф. Овладение связной речью старшими дошкольниками // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. — С.37–40.
  3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия // Дошкольное воспитание. 2010. — № 4. — С.15–19.
  4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство ACT», 2010. — 464 с.
  5. Филиппов Ю. В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю. В. Филиппов, И. Н. Кольцова // Мир психологии. — 2013. — № 3. — С. 160–173.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, чтение сказок, дошкольное образование, русская народная сказка, время, дошкольный возраст, семейное чтение, формирование языка, функция речи.

  • Перечень сказок братьев гримм
  • Перечень сказок ганса христиана андерсена
  • Перец жгуч как пишется
  • Перехотелось как правильно пишется
  • Перехотела как пишется правильно