Перечень пословиц поговорок загадок и сказок о труде для дошкольников разных возрастных групп

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 3 класс, бойкина, виноградская, страницы 15-31.укм школа россииответы на вопросы раздела устное народное творчество1. что

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

1

Незаменимыми друзьями детей являются книги, с помощью которых маленькие читатели приобщаются к сокровищам словесного творчества. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Чем больше он читает, тем он лучше учится. С момента прихода в школу ребёнок должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга.

Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт. Читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.

Основой чувашских детских книг для чтения явились буквари выдающегося педагога-просветителя Ивана Яковлева. Буквари содержали произведения детской литературы — устно-поэтические народные творения (загадки, пословицы и поговорки, песни, сказки, шуточные миниатюры), перевод, тексты русской классики и короткие прозаические произведения, авторами которых был сам И.Я.Яковлев и его воспитанники.

В формировании детской литературы большая роль принадлежит С.М.Михайлову. В его книге «Чувашские разговоры и сказки» собраны образцы народных сказок, песен, пословиц, загадок, примет, легенд и преданий. История становления детской национальной литературы непосредственно связана и с первой чувашской антологией «Сказки и предания чуваш. Чăваш халапĕсем» — 1908. В данном сборнике маленькие читатели впервые познакомились с поэмой К.В.Иванова «Нарспи», его стихотворными сказками «Икĕ хĕр» (Две дочери), «Тăлăх арăм» (Вдова), «Тимĕр тылă» (Железная мялка), балладой «Арçури» (Леший) М. Федорова.

В начале прошлого века положительную роль в распространении грамотности среди детей сыграли переводы на чувашский язык произведений классиков русской литературы: М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и др. Активно трудился в данной области классик чувашской поэзии К.В.Иванов. К. В. Иванов создавал стихотворные сказки, оформлял и иллюстрировал книги, собирал тексты детского фольклора. Важной вехой в создании литературы для чувашских детей стали сборники фольклорных текстов И.Н.Юркина, изданные в 1907 году. Все вышеперечисленные издания способствовали не только умственному, но и духовно-нравственному развитию чувашских детей, живших в начале прошлого столетия. И спустя многие десятилетия, они несут в себе культурно-исторические, духовные ценности, способствуют формированию личности ребенка.

За годы своей истории национальная детская литература добилась значительных успехов. Ежегодно Чувашское книжное издательство выпускает более 30 названий изданий для детей разного возраста. Значительно улучшилось качество изданий: яркие иллюстрации, хорошая бумага и переплет.

Лучшие из лучших произведений стали достоянием российских и зарубежных читателей. Произведения для детей выполняют познавательную и воспитательную функции, рассказывают об истории и культуре народа, знакомят с миром природы, с особенностями традиций соседних народов, раскрывают богатство и красоту родного языка, учат честности, правдивости, патриотизму, преодолевать трудности.

Современная чувашская детская литература отличается разнообразием жанров и тематики. Детей радуют фантастические, психологические и поучительные повести, яркие и увлекательные рассказы и стихотворения о природе, животных, экологии.

В последние годы стало больше издаваться произведения о любви к чувашскому языку. Переиздаются произведения классиков детской литературы, произведения на чувашском языке издаются с параллельным переводом на русский язык. Радует и то, что в детской газете «Тантăш» и молодежном журнале «Самант» постоянно печатаются художественные произведения для детей. На «Радио Чувашии» выходят передачи на чувашском и русском языках. Цель этих передач — познакомить детей с богатым миром чувашской детской литературы, с жизнью и творчеством писателей, привить любовь и уважение к родному языку, развить такие качества как доброта, справедливость, трудолюбие.

Литература

  1. Вести электронной библиотеки Национальной библиотеки Чувашской Республики/ выпуск 11. — Чебоксары, 2016.
  2. Мефодьев А.И. Детская литература / А.И.Мефодьев // Чувашская энциклопедия. Т. 1. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. — С. 501-502.
  3. Мефодьев А.И. Чувашская детская литература. Часть 1: истоки, возникновение, формирование/ А.И.Мефодьев. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008 — 200 с.
  4. Электронная библиотека «Писатели Чувашии — детям» / Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека.

Автор: Черноскутова Елена Анатольевна

Организация: МКДОУ Рыбниковский детский сад «Золотая рыбка»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Каменск-Уральский

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

Актуальность.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья — это место, где мы чувствуем себя счастливыми.

Семья — это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы растем, усваиваем определенные ценности, здесь происходит формирование нашей личности. Общество и целые страны начинаются именно с семьи. Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

  • – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать

Проблема:

Угасание родительской инициативы в воспитании и развитии ребёнка.

Слабая заинтересованность в совместной творческой деятельности с ребенком. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. И сегодня, когда родители проводят очень много времени на работе, тяжело вкладывать в ребенка ценность семейных отношений.

Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «Мама, папа, я – счастливая семья».

Цель: способствовать улучшению детско-родительских отношений и формированию навыков эффективного взаимодействия в системе «родитель-ребёнок» и «родитель-педагог».

Задачи проекта:

Для детей:

Дать представление о понятие «семья». Учить разбираться в родственных связях.

Формировать убеждение о важности и роли семьи в жизни человека.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека, учить проявлять заботу о родных людях.

Для родителей:

Развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и детского сада.

Расширение возможностей понимания своего ребёнка.

Для педагогов:

Повышение педагогического мастерства и обогащение педагогического опыта в области формирования гендерного воспитания и гражданственной позиции дошкольников.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Срок реализации: 3 месяца.

Тип проекта: коллективный, творческий, семейный.

Ожидаемые результаты:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, гармонизация детско-родительских отношений.

Педагоги: накопление практического материала по нравственному воспитанию детей.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Цель: актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

  • Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста», «Моя семья – моя крепость», «Семья и семейные ценности», «Игры, в кругу семьи», «Роль отца в воспитании ребенка», «Что такое семья», «Мама – терапия».
  • Консультации для воспитателей: «Роль семьи в формировании личности ребенка. Условия правильного воспитания в семье».
  • Подбор стихотворений о семье, о членах семьи, русских народных сказок и рассказов; загадок, пословиц, поговорок.
  • Изготовление альбомов для рассматривания:

«Моя дружная семья»;

«Мой домашний питомец»;

«Как я помогаю маме»;

«Когда мы станем взрослыми».

Основной этап:

Цель: формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

  • Организация игровой деятельности.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Чтение русских народных сказок, рассказов, стихотворений.
  • Беседы:

    • «Мое имя»
    • «Что такое семья?»
    • «Мои братья и сестры»
    • «Бабушка, дедушка – мои лучшие друзья».
    • «Профессии моих родителей» (с использование альбома)
    • «Моя семья. Как мы проводим выходные»
    • «Старших слушай — младшим помогай»
    • «Домашние любимцы»
    • «Как я помогаю дома»
    • «Праздники в семье»
  • Составление творческих рассказов на тему: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
  • Занятия по художественному творчеству:

Аппликация «Цветок для любимой мамочки».

Лепка «Печенье для родных к чаю».

Рисование «Украсим фартук для бабушки».

  • Проведение совместных мероприятий (см. алгоритм реализации Проекта).

Завершающий этап:

Цель: способствовать сохранению исторической преемственности поколений и формированию понимания важных качеств личности.

  • Оформление выставки детских рисунков совместно с родителями: «Моя счастливая семья».
  • Оформление фотовыставки: «Моя дружная семья», «Как я помогаю маме», «Отдыхаем всей семьей», «Бабушка и я, лучшие друзья», «Как мы играем дома».
  • Фотоколлаж «Традиции моей семьи».
  • Детская презентация семейных фотоальбомов. Каждый из ребят представляли свои альбомы: рассказывали о членах своей семьи, о своих семейных увлечениях.
  • Поведение итогов проекта (награждение семей-победителей, самых активных участников проекта с присуждением номинаций).

Алгоритм реализации Проекта.

  1. На подготовительном этапе проводится опрос родителей с целью выявления семей- участников (мама, папа, дети). От каждой группы выбираются желающие семьи (2-3 семьи в зависимости от кол-ва групп в детском саде).
  2. На основном этапе проводятся турниры с участием выбранных семей.

Первый турнир «Мама, папа, я – спортивная семья».

Семья представляет девиз, участников в свободной форме.

Проводятся спортивные состязания.

Награждение участников.

Второй турнир «Творческий турнир».

На данном турнире участники выполняют творческие задания:

«Угадай мелодию»;

«Устами ребенка» (воспитатели заранее записывают выступление детей);

«Танцевальный этюд» (данное задание готовится заранее с помощью воспитателя группы);

«Мы артисты!» (творческое задание с использованием мимики и жестов).

Третий этап «Традиции моей семьи».

На данном турнире семьи представляют в свободной форме (презентация, видеоролик, слайд-шоу) традиции своей семьи, например:

совместные увлечения;

совместный отдых;

совместные прогулки;

семейная кулинария и др.

  1. На заключиельном этапе проводится подведение итогов, награждение семей – победителей, а также награждение всех участников с присуждением номинаций:
  • самая активная семья;
  • самая творческая семья;
  • самая дружная семья;
  • самая спортивная семья;
  • самая креативная семья;
  • самая веселая семья.
  • И другие номинации на усмотрении жюри Проекта.

Содержание образовательной деятельности

Подготовительный этап:

Цель: актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

  • Анкетирование родителей: «Моя семья», «Воспитание детей в семье».
  • Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста», «Моя семья – моя крепость», «Семья и семейные ценности», «Игры, в кругу семьи», «Роль отца в воспитании ребенка», «Что такое семья», «Мама – терапия».
  • Консультации для воспитателей: «Роль семьи в формировании личности ребенка. Условия правильного воспитания в семье».
  • Подбор стихотворений о семье, о членах семьи, русских народных сказок и рассказов; загадок, пословиц, поговорок.
  • Изготовление альбомов для рассматривания:

«Моя дружная семья»

«Мой домашний питомец»

«Как я помогаю маме»

«Когда мы станем взрослыми».

  • Папка-передвижка «Тайна моего имени»
  • Создание картотеки игр:

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «К нам гости пришли», «Автобус», «Профессия моих родителей», «Детский сад», «День рождения», «В гости к бабушке».

Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Дедушка — Рожок», «Дедушка сапожник», «Бабушка Маланья».

Дидактические игры: «Я и мое имя», «Кто кому мама, кто кому папа», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мои хорошие поступки», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?», «Кто, что делает в вашей семье», «Домашний труд», «Моя семья», «Наша дружная семья», «Кто ты?», «Отгадай», Кого как называть».

Коммуникативные игры: «Я расту», «Назови ласково», «Назови, как тебя дома называют ласково?»

Физминутки: «Кто живет у нас в квартире?», «Дом», «Папа», «Устала наша бабушка», «Мама дочь свою качает», «Брату впору башмаки».

Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «За работу», «Наши мамы», «Малыш», «Семья», «Очки».

  • Загадки о семье.

Пословицы и поговорки о семье.

  • Подбор литературы для мини-библиотеки.
  • Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
  • Разработка мастер-класса «Ангел-хранитель семейного очага».
     

Основной этап:

Цель: формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

  • Организация игровой деятельности.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Чтение русских народных сказок, рассказов, стихотворений.
  • Беседы:

«Мое имя»

«Что такое семья?»

«Мои братья и сестры»

«Бабушка, дедушка – мои лучшие друзья».

«Профессии моих родителей» (с использование альбома)

«Моя семья. Как мы проводим выходные»

«Старших слушай — младшим помогай»

«Домашние любимцы»

«Как я помогаю дома»

«Праздники в семье»

  • Составление творческих рассказов на тему: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
  • Занятия по художественному творчеству:

Аппликация » Цветок для любимой мамочки».

Лепка «Печенье для родных к чаю».

Рисование «Украсим фартук для бабушки».

  • Познавательное занятие:

«Я и моя семья».

Заключительный этап:

Цель: способствовать сохранению исторической преемственности поколений и формированию понимания важных качеств личности.

  • Оформление выставки детских рисунков совместно с родителями: «Моя счастливая семья».
  • Оформление фотовыставки: «Моя дружная семья», «Как я помогаю маме», «Отдыхаем всей семьей», «Бабушка и я, лучшие друзья», «Как мы играем дома».
  • Мастер-класс «Ангел хранитель семейного очага».
  • Детская презентация семейных фотоальбомов. Каждый из ребят представляли свои альбомы: рассказывали о членах своей семьи, о своих семейных увлечениях.

Список художественных произведений для совместного чтение, просмотра,

обсуждения по теме «Семья».

1. Сказки: «Снегурочка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».

2. С. Маршак. «Сказка об умном мышонке».

3. В.Осеева. «Почему».

4. Д. Родари. «Чем пахнут ремёсла».

5. Б.Заходер. «Никто».

6. Ю.Яковлев. «Мама».

7. М. Матвеева. «Синяя чашка».

8. В. Катаев. «Цветик-семицветик».

9. Я. Сегель. «Как я был мамой».

10. Л.Воронкова. «Что сказала бы мама».

11. Б.Емельянов. «Рассказы о маме».

Список литературы:

  1. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез, 2008г.
  2. Твоя родословная. Учебное пособие. М.: Школьная пресса, 2000г.
  3. Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. СПб.: «Детство-пресс», 2010г.
  5. Проекты в работе с семьей» методическое пособие. М.: «ТЦ Сфера», 2012г.

Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. М.: ТЦ Сфера» 2012г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 33,4 КБ

Опубликовано: 08.12.2021

Эльвера Батырова

Ранняя профориентация в условиях ДОУ

Мы все знаем, что работа по профориентации
активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее
начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том
, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т. к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Свои первые шаги к будущей профессии
дети делают в самом раннем детстве
. Именно здесь они начинают «примерять»
на себя роль врача, продавца, повара, водителя — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий
, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит»
на себя различных профессий
, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий
, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники
:

Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т. д.)

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда

Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям

Алгоритм ознакомления с профессией
:

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества.

Знакомство с миром профессий будет успешным
, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации
воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно – развивающую среду
:

Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях
, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда
; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр

Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал

Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии
»

Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей
»
,альбомы «О космосе»
, «Профессия пожарный
»
, «Профессия врач
»

Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр
: «Доктор»
, «Медицинская сестра»
, «Продавец»
, «Парикмахер»
, «Полицейский»

Оснащена коробка с предметами – заместителями

Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую)
действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я»
, творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации
воспитанников я часто использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.

В профориентационной
сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда
, модели профессионального
поведения и межличностных профессиональных отношений
. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной
деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять
содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос, побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника)
.

В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся
:

Общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т. д.

Приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями

На уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять
содержание представлений
: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию. Также посетили парикмахерскую,магазин,школу,кинотетр. Во время экскурсии обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии
.

Такое наблюдение за профессиональной
деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)

Полноценная работа по ранней профориентации
невозможна без встреч с людьми разных профессий
. Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии
. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Проводимая работа по ранней профориентации
позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная
деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Библиотека изображений:

Наталья Постникова

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх
: сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Дошкольный
возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий
, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии
, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация
.

detsad 1130247 1491291250

Профессиональная ориентация дошкольников
– это широкое поле деятельности для пе-дагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики
. Дошкольное
учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях
. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий
. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте
, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях
. Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями
не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий
, способствует ранней профессиональной ориентации
.

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии
. Профориентационная
работа в детском саду строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий
, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели читают детям художественную литературу, изучают с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации, например, «Научим мыть чашку»
, «Веселые поворята»
и т. д.

Дошкольный
возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях
накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию об-разов, воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада
: воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом педагоги стараются об-ращать внимание малышей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы детям здесь было тепло, уютно и интересно.

Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно- ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной
деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. В процессе профориентационной
сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда
, модели профессионально-го поведения
, модели межличностных профессиональных отношений
. Профориентационная
сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной
деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

detsad 1130247 1491291771

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентацион
-ной предметно-развивающей среды.

Профориентация
воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада. Наша задача
: в доступной форме дать детям знания о профессиях
. В основу работы положена огранизационно – содержательная модель ранней профориентации дошкольников
.

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными про-фессиями. Нами разработана серия экскурсий на весь учебный год. Маршруты экскурсий разрабатывались совместно с родителями. Систематически педагоги и дети посещают раз-личные предприятия. Такие экскурсии начали организовывать со знакомства с пожарной частью № 64. В этом учебном году уже побывали в аэропорту «Бугульма»
, на железнодорожной станции «Бугульма»
, в библиотеке, краеведческом музее. Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного
, библиотекаря, машиниста.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети
:

понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий
, с помощью ка-ких орудий и машин, и что получается в результате;

были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений «Ранняя осень»

1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: — Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект открытого мероприятия «Ранняя осень»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Ленинского района, города Саратова Конспект.

Занятие в подготовительной к школе группе «Военный. Детям о профессиях» Цель: продолжать знакомить детей с миром профессий. Задачи: 1.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ

Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,.

«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья,
а приготовить к труду в жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку
и любовь к трудуоно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.»

К.Д. Ушинский

Период от рождения до школы, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребёнка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребёнка ЧЕЛОВЕКОМ. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека.

В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. Гармонично развитым человек может считать себя при условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии, пользуется авторитетом в обществе, и его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие. Человек счастлив, если он умеет и любит трудиться. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности к своей будущей профессиональной деятельности. Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в собственном реальном мире.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире.

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Основными формами работы в ДОУ по профориентации дошкольников являются следующие методы:

  • организованная деятельность (беседы, занятия, интегрированные занятия, экскурсии, игры, праздники, развлечения);
  • оборудование развивающей среды;
  • общение с родителями воспитанников;

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок рассказы воспитателей и родителей, непосредственно образовательная деятельность, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая деятельность обогащает представления детей о труде взрослых, а имея эти представления, они осознают, что их родители нужные всем люди, что труд их почётен. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети вместе с воспитателями с увлечением мастерят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В своих творческих работах дети изображают родителей, себя в будущем. Интереснее и осознанней становятся высказывания детей. Они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.

Экскурсии — самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Посетив завод «Прогресс» дошкольники познакомились с историей завода, с профессиями своих родных, работающих на приборостроительном заводе «Прогресс» (монтажница, слесарь-сборщик, балансировщик, фрезеровщик, программист, экономист, контролёр, диспетчер), с трудовыми династиями. В результате у детей возникло понимание значимости труда взрослых, уважение к труду родителей, желание им помочь и желание следовать их примеру в профессиональной деятельности.На экскурсии в ВНИИС и Дом-музей И.В. Мичурина дети познакомились с выдающимся учёным-селекционером, естествоиспытателем, который внёс значительный вклад в совершенствование природы растений, разработку методов селекции, создание новых сортов плодовых культур. Его дело продолжают учёные-садоводы ВНИИС, с чьей работой были познакомлены дети.

Выстраивание рефлексивной деятельности(изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления детей с профессиями в таких видах детской активности, как:

  • сюжетное рисование, после проведённых наблюдений, экскурсий;
  • конструирование, лепка, аппликация;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • составление рассказов из опыта, иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;
  • конкурс рисунков и поделок;
  • викторины, КВН

Работа с родителями —
важное направление в работе нашего учреждения. Работая в этом направлении, мы проводим следующие мероприятия:

  • «Дни открытых дверей»;
  • конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями;
  • оформление папок-передвижек «Великий учёный-садовод И.В, Мичурин», «Мичуринск — наукоград», «Завод «Прогресс»;
  • анкетирование;
  • самоиздание мини-книг « Моя профессия»

Создание полноценной предметно-развивающей среды

  • организация работы мини-музея;
  • создание папок по ознакомлению с историей завода «Прогресс» и ВНИИС, с профессиями;
  • пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике;
  • оформление альбомов « Профессии на заводе и ВНИИС», «Семейные родословные»;
  • собрание видеоматериалов;
  • дидактические и развивающие игры «Угадай, какая это профессия», «Что из чего сделано?», « Кто что выполняет»;
  • оформление и систематическое обновление стенда «Мы и завод «Прогресс», «Мичуринск-наукоград»;
  • презентации

Результативность работы

С целью совершенствования профориентационной работы в учреждении ведётся постоянный мониторинг. По материалам мониторинга наиболее результативными формами профориентации в разделе организационно- методической работы выделены педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары- практикумы, деловые игры, консультации, разработка методических рекомендаций по ранней профориентации, тематические выставки, Дни открытых дверей для родителей, конкурсы, тематический контроль, диагностика, кружковая работа, работа творческой группы, экскурсии, оформление дидактического материала.

Работа с воспитанниками осуществляется успешно благодаря постоянно проводимым экскурсиям на завод «Прогресс» и ВНИИС, просмотрам видеофильмов, циклам познавательных занятий, конкурсам рисунков и поделок, КВН для старших дошкольников, тематическим развлечениям, игровой деятельности, сюжетному рисованию, конструированию, выстраиванию макетов, составлению рассказов, беседам, чтению художественной литературы)

Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии, тематические праздники.
Благодаря целенаправленной работе учреждения по ранней профориентации наших воспитанников мы отслеживаем следующие результаты:

  • появился интерес к истории завода « Прогресс» и ВНИИС;
  • у детей сформировалось целостное представление о профессиональной деятельности родителей на заводе «Прогресс» и ВНИИС, об общественной значимости той или иной профессии родителей;
  • у детей развились познавательные навыки, интерес к профессиям родных, уважение и гордость за них;
  • совместная работа родителей и детей сформировала доверительные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.

В заключение следует заметить, что 20 век — это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих личностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность — иди впереди, нет возможности — иди вместе с веком, но никогда не отставай от него. Воспитатель должен владеть современными знаниями и информационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать информацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профориентационную работу с учётом интересов воспитанников. Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью современной профессией, востребованной обществом и государством.

Список литературы

1 . Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]

3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – [с.13]

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]

5. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)

Доклад на тему:

«Актуальность ранней профориентации детей».

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Э.Ф. Зеер отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.
Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в
профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова
.

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко – в социальное сообщество. Поэтому каждая стадия профессионального становления личности является уникальной и значимой.

Психолог утверждает, что профессионального становления человека происходит в течение всей жизни. Таким образом, профессиональное становление личности начинается со стадии
первичной оптации
(или стадии

допрофессионального развития
), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).

На следующей стадии – вторичной оптации – происходит поиск и выбор учебно-профессионального направления и профессии. Такое развитие профессионального самоопределения происходит в подростковом возрасте (до 15 – 16 лет).

На стадии профессиональной подготовки происходит выбор профессионально-образовательного учреждения и самоопределение в рамках профессионального поля (до 23 лет).

Затем приходит стадия собственно самоопределения в профессии (длится от 24 до 75 лет).

Таким образом, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.

Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это
актуальный процесс в современном мире

, который необходимо строить с учетом требований современного образования.

Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра — отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, — все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.

Получить сертификат публикации

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Фейсбук

Подписаться на facebook.com


Познание

Автор: Низамова Алия Наильевна

  
27.08.2021 12:01

Проект «Детский сад — профессии»Проект «Детский сад — профессии»

Цель проекта: Расширение представлений у детей младшего дошкольного возраста о профессиях сотрудников детского сада

Задачи:

  • Познакомить детей младшего дошкольного возраста с различными профессиями взрослых
  • Формировать у ребят трудовые действия
  • Расширение и закрепление представлений о профессиях людей
  • Ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме

Вид проекта: долгосрочный, познавательно – игровой, творческий; групповой

Время реализации проекта: 01.10. 2020-31. 12. 2020 г.

Скачать конспепкт

Участники проекта: дети младшей группы, работники детского сада, родители, воспитатели.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  • Составление паспорта проекта.
  • Сбо информации о профессияхдетского сада.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Подбор иллюстративного материала по теме
  • Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок, стихов, пословиц по теме, мультфильмов.

2 этап. Основной.

  • Дать детям понятие «Профессии»
  • Проведение с детьми бесед о профессиях: помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, •Проведение подвижных, сюжетно-ролевых игр
  • Чтение художественной литературы детям
  • Рассматривание картин, иллюстраций, мультфильмов.
  • ОД аппликация, конструирование, рисование, лепка.
  • Экскурсия в кабинет медсестры, прачечную, на кухню.

3 этап. Результаты

  • знание детьми информации о профессиях помощник воспитателя, медсестра, повар, дворник, прачки, работника по обслуживанию здания;
  • понимание значения слова «профессия»; прачечная, прачка, стиральная машина, сушилка, постельное белье: простыня, пододеяльник, наволочка
  • умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
  • альбом «Профессии детского сада»
  • Фотовыставка «Наши дети играют в детский сад»
  • Картотека дидактических игр по теме «Профессии»
  • Картотека стихов, загадок, пословиц и поговорок о профессиях
  • Созданы дидактические игры: «Суп и компот», » Профессии».

План реализации проекта

Месяц

Тема

Содержание работы с детьми в разных видах деятельности

Элементы РППС

Взаимодействие с родителями

1.10-16.10

Знакомство с профессией «Повар»

Речевая деятельность:

Беседа «Профессия повар».

Отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах.

Рассматривание картинок «Повар»

Чтение художественной литературы К. Чуковский «Федорино горе».

Продуктивная деятельность:

Аппликация: «Консервирование овощей»;

Лепка: «Булочки»

Игровая деятельность:

Дидактические и настольные игры:

«Суп или компот»,«Профессии», «У кого что»

Игра «Что нужно для приготовления компота и винегрета?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Готовим обед для куклы Кати».

Пальчиковые игры «Компот», «Капуста»

Видеоэкскурсия на кухню детского сада

пополнить уголок «кухня». Внести атрибуты: фартуки, посуду, овощи, фрукты.

Выставка детских работ

Выставка художественной литературы

Атрибуты, маркеры роли, маркеры игрового пространства

Раскраски, трафареты

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры

Сбор материала для мини-музея: «Детский сад-профессии»

Консультация «Роль труда взрослых в воспитании детей»

Оформление игровой зоны

19.10-30.10

Знакомство с прачечной

Речевая деятельность:

Беседа о профессии прачка

Чтение художественной литературы Чтение стихотворения «Портниха».

Продуктивная деятельность:

Изобразительная деятельность: «Украсим полотенце».

Музыка: Музыкальная игра «Мы платочки постираем».

Игровая деятельность:

Дидактические и настольные игры:«Профессии»;

Сюжетно-ролевые игры: «Прачечная».

Экскурсия в прачечную

внести атрибуты : платочки, стиральная машинка , гладильная доска ,утюги

Выставка детских работ

Выставка художественной литературы

Атрибуты, маркеры роли, маркеры игрового пространства

Раскраски, трафареты

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры

Провести беседу о привлечении детей дома к выполнению трудовых поручений, оказание помощи в стирке, уборке.

2.11-14.11

знакомство с трудом дворника

Речевая деятельность:

Беседа «Труд дворника».

Рассказ дворника о своей профессии.

Чтение художественной литературы : С.Севрикова «Про дворника», Лика Разумова «Дворник»

Рассматривание иллюстраций «Труд дворника в разное время года»

Наблюдение за работой дворника во время прогулок

Знакомство с дворником. Знакомство с рабочим инвентарем дворника, его назначением.

Продуктивная деятельность:

Аппликация «Лопата и грабли для дворника»

Игровая деятельность:

Дидактические игры : «Рабочие инструменты дворника», «Что за чем»

Игровая ситуация «Осторожно, гололед!»

Предложить детям веники и лопатки для уборки территории участка

Выставка детских работ

Выставка художественной литературы

Атрибуты, маркеры роли, маркеры игрового пространства

Раскраски, трафареты

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры

Рекомендовать родителям во время возвращения домой побеседовать с детьми о труде дворника, обращая внимание на его результаты.

Участие в уборке территории участка в осенний период, сбор листьев, окапывание деревьев и кустарников.

Участие в строительстве построек из снега в зимний период; горка, пещера, вал, расчистка от снега участка в свободное время.

16.11-30.11

Знакомство с трудом   работника по обслуживанию здания

Речевая деятельность

Беседа о профессии строителя

Продуктивная деятельность:

Изо: «Домики с окошками».

Конструирование «Построим дом кукле»

Игровая деятельность:

Подвижная игра «Башенки»

Пальчиковая гимнастика «Мы ребята-мастера»

Выставка детских работ

Выставка художественной литературы

Атрибуты, маркеры роли, маркеры игрового пространства

Раскраски, трафареты

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры

Участие в конкурсе «Кормушки для птиц».

1.12-15.12

Знакомство с профессией медсестры

Речевая деятельность:

Рассматривание иллюстраций «Профессии»;

— Беседы: «О профессии врача, медсестры», «Кто лечит больных»;

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит»;

А. Кардашов «Наш доктор», В. Берестов «Больная кукла».

Просмотр мультфильмов «Как бегемот боялся прививки», «Смешарики. Ёжик и здоровье».

Продуктивная деятельность:

Лепка: «Витаминки»

Аппликация «Скорая помощь»

Игровая деятельность:

Дидактическая игра: «Что в мешочке лежит?»

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Пациенты», «Лисичка заболела»; «Лечим кукле Даше горло»

Экскурсия в кабинет медсестры

Создание условий для отражения труда мед.сестры   в самостоятельных играх ( внести халаты, чепчики)

Выставка детских работ

Выставка художественной литературы

Атрибуты, маркеры роли, маркеры игрового пространства

Раскраски, трафареты

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры

Пригласить маму работающую медсестрой для проведения беседы о профессии медсестры.

16.12-30.12

Ознакомление с работой младшего воспитателя

Речевая деятельность:

Беседа «Чем занимается младший воспитатель?».

-Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

-Рассказ младшего воспитателя о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду.

Рассматривание иллюстраций о труде младшего воспитателя.

Продуктивная деятельность:

аппликация «Красивый фартук для няни»                                                                  

Труд: сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная уборка.

Игровая деятельность:

Дидактические игры:« Что нужно для работы младшего воспитателя?», -«Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку».

Предложить детям тряпочки для оказания помощи помощнику воспитателя в уборке помещения (протереть пыль, вытереть со столов)

Выставка детских работ

Выставка художественной литературы

Атрибуты, маркеры роли, маркеры игрового пространства

Раскраски, трафареты

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры

Предложить родителям провести беседу с детьми дома о своих профессиях

(кем работают, что им необходимо для выполнения)

< Предыдущая   Следующая >

0+

  • Переспал с сестрой жены рассказ
  • Пересказ рассказа косточка в подготовительной группе
  • Передомной как пишется википедия
  • Переодически или периодически как правильно пишется
  • Перекрестки судьбы рассказы яндекс дзен