Пенящееся море как пишется

Разбор частей речидалее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. согласно лингвистике русского языка, выделяют

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

ОРИГИНАЛ ШПАРГАЛКАҒА ЗАКАЗ БЕРУ ҮШІН: 87476969810 (АЗАМАТ)

ОРЫС ТІЛІ


Тыңдалым

Нұсқау: «Мәтінді мұқият тыңдап, мәтінге берілген тапсырмаларды орындаңыз».


  1. В карету тыкву превратил(-а)


    1. сестра героини

    2. добрая волшебница

    3. придворная дама

    4. мышиный король

    5. злая мачеха

  1. Для поимки обезьян индийцы в большую тыкву насыпают немного


    1. перца

    2. кукурузы

    3. земли

    4. риса

    5. фиников

  1. С ботанической точки зрения тыква


    1. кустарник

    2. фрукт

    3. растение

    4. ягода

    5. овощ

  1. Талисман, сделанный из тыквы и подаренный молодожёнам, символизирует


    1. крепость семьи

    2. любовь и уважение в семье

    3. защиту семьи от злых духов

    4. благосостояние семьи

    5. плодородность семьи

  1. Тыкву впервые выращивали


    1. викинги

    2. китайцы

    3. римляне

    4. индейцы

    5. греки

Нұсқау: «Мәтінді мұқият тыңдап, мәтінге берілген тапсырмаларды орындаңыз».


  1. Пословица, характеризующая основную мысль текста


    1. Глаза боятся, а руки делают.

    2. Стращай того, кто не смыслит ничего.

    3. Не так страшен черт, как его малюют.

    4. Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.

    5. Где страх, там и стыд.

  1. Итог поединка между человеком и волком


    1. разошлись в разные стороны

    2. волк скрылся в кустах

    3. волк загрыз человека

    4. человек выстрелил в волка

    5. человек побежал к кустам

  1. Зверь был похож на


    1. собаку

    2. кошку

    3. медведя

    4. кабана

    5. рысь

  1. Волк испугался


    1. взгляда

    2. темноты

    3. ружья

    4. крика

    5. шума

  1. Волк стоял на расстоянии


    1. десяти шагов

    2. пятидесяти шагов

    3. сорока шагов

    4. тридцати шагов

    5. ста шагов

Лексико-грамматикалық бөлім

Нұсқау: «Сізге берілген бес жауап нұсқасындағы бір дұрыс жауапты таңдауға арналған тапсырмалар беріледі».


  1. Согласный звук


    1. [а]

    2. [э]

    3. [л]

    4. [у]

    5. [ы]

  1. Слова, употребляющиеся в речи музыкантов


    1. циркуль, маркер, учебник

    2. нота, адажио, дирижёр

    3. скальпель, фонендоскоп, шприц

    4. акварель, мольберт, гуашь

    5. камбуз, рея, кубрик

  1. Форма слова лето


    1. летний

    2. вылететь

    3. к лету

    4. полет

    5. лететь

  1. Предлоги


    1. или, зато

    2. не только, но и

    3. у, без

    4. ни, же

    5. даже, ведь

  1. Деепричастия наряду с признаками глагола имеют признаки


    1. существительного

    2. местоимения

    3. причастия

    4. прилагательного

    5. наречия

  1. Мягкий знак пишется на конце числительного


    1. восемьдесят…

    2. шестьдесят…

    3. восемнадцат…

    4. пятьдесят…

    5. семьдесят…

  1. Количество деепричастий в ряду: играясь, плача, петь, пить, смотришь, любящий


    1. 4

    2. 3

    3. 1

    4. 2

    5. 5

  1. Бытовая лексика, диалог, неполные предложения характерны для стиля


    1. художественного

    2. разговорного

    3. публицистического

    4. научного

    5. официально-делового

  1. Определение понятия «междометие»


    1. особая форма глагола

    2. второстепенный член предложения

    3. служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других

    4. самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет

    5. особая часть речи, которая выражает чувства, побуждения

  1. Количество пропущенных запятых в предложении: Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.


    1. 5

    2. 2

    3. 4

    4. 1

    5. 3

  1. Твердый знак пишется после приставок на согласную перед буквами


    1. ю, о, а, у

    2. а, ы, ю, я

    3. е, а, о, ю

    4. е, ё, ю, я

    5. а, о, е, ю

  1. Значение фразеологизма стреляный воробей


    1. добрый

    2. опытный

    3. безобразный

    4. глупый

    5. пугливый

  1. Основа слова переправщик


    1. правщик-

    2. переправщик-

    3. переправа-

    4. переправ-

    5. прав-

  1. Предложение с причастным оборотом


    1. Книга, прочитанная в библиотеке, оказалась интересной.

    2. Звонко журча, сбегали ручейки по склонам гор.

    3. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну.

    4. В небе, на востоке, краснеет одинокая луна.

    5. Иней посыпался с потревоженных ветвей.

  1. Наречие пишется через дефис


    1. (по)своему выбору

    2. (по)весеннему небу

    3. (по)зимнему полю

    4. (по)прежнему пути

    5. (по)новому жить

  1. Картину внесли в комнату, и можно было ее рассмотреть.

Вопрос обстоятельства в предложении


    1. когда?

    2. куда?

    3. кто?

    4. как?

    5. во что?

  1. Предложение с уточняющими членами


    1. Плотники чинили проломленный в нескольких местах борт.

    2. Потом пришла весна, яркая, солнечная.

    3. Сквозь стёкла окон в комнату пробивались лунные лучи.

    4. Жаворонки, трепеща, подымались ввысь.

    5. Сегодня отец встал очень рано, до восхода солнца.

  1. В слове все согласные звонкие


    1. запах

    2. гроза

    3. булка

    4. мешок

    5. конец

  1. Ряд существительных 3 склонения


    1. шалаш…, еж…, туш…

    2. нож…, экипаж…, лихач…

    3. матч…, тягач…, луч…

    4. ноч…, мыш…, рож…

    5. мякиш…, ткач…, усач…

  1. Предложение с придаточным определительным


    1. Дети чувствуют, кто их любит.

    2. В центре управления полётом хорошо знают, где приземлится экипаж.

    3. Я решил разузнать у мальчишек, что это за странный человек.

    4. Все почувствовали, что в воздухе пахнет молодой листвой тополя.

    5. Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится родным.

Оқылым

Нұсқау: «Мәтінді мұқият оқып, мәтінге берілген тапсырмаларды орындаңыз».

Десять лет жизни



Когда началась война с Турцией, русское командование закупило несколько тысяч верблюдов. У Даля был свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд с горбами, с тяжелыми мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами.

Далев верблюд был дороже золотого. Таскал он по военным дорогам не пустую поклажу, а десять лет жизни Даля. Верблюд был нагружен словами.

Тетрадок и записных книжек во время кампании прибавилось столько, что тесен стал заслуженный чемодан. Даль паковал слова в тюки, навьючивал на верблюда. Товарищи шутили: «Ну, Владимир Иванович, теперь пиши, не стесняйся. Эта скотинка, говорят, и двадцать пудов выдержит».

Верблюд пропал во время короткой стычки, за два дня перехода до Адрианополя.

Даль перевязывал раненых и возвратился в обоз, где все смешалось в минуты внезапного боя. Он не нашел ни Алексея, ни верблюда, ни пса.

Даль признавался потом, что осиротел с утратой своих записок.

«Осиротел» — тяжелое слово. Так говорят, когда теряют близких.

Может, и хорошо, что пропали тогда Далевы записки. Утрата подсказала Далю, что не увлечением они были, а призванием. Понял, что без них ему в жизни не обойтись.

Еще лучше, что через неделю казаки привели в Адрианополь отбитого у врага верблюда.

Туркам не понадобились десять лет жизни Даля. Упакованные в тюки, они мирно покоились возле мохнатых горбов. А Даль вдруг изнемог: обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой его шерсти, да так и стоял, ослабев.

Говорят: мал сокол, да на руке носить – велик верблюд, да воду возить. Любимей золотого царского сокола был этот дикий двугорбый водовоз для Даля.

Даль глаз не спускал с верблюда. Цену узнаешь, как потеряешь.


  1. Верблюд пропал, когда Даль


    1. обедал

    2. перевязывал раненых

    3. отправлял раненых в госпиталь

    4. ушел в санчасть

    5. отдыхал

  1. «Военными» трофеями Даля были


    1. слова

    2. антиквариат

    3. предметы дорогой утвари

    4. старинное оружие

    5. драгоценности

  1. Идея текста сформулирована в предложении


    1. Даль глаз не спускал с верблюда.

    2. Любимей золотого сокола был этот двугорбый водовоз для Даля.

    3. Собирание слов не увлечение, а призвание.

    4. Верблюд был нагружен словами.

    5. Туркам не понадобились десять лет жизни Даля.

  1. У верблюда Даля глаза были грустные, морда теплая, а губы


    1. комично толстые

    2. угрожающе выпяченные

    3. презрительно поджатые

    4. смешно поджатые

    5. потрескавшиеся

  1. Далев верблюд был дороже золота, потому что таскал тюки с


    1. оружием

    2. тетрадями

    3. водой

    4. провизией

    5. вещами

Нұсқау: «Мәтінді мұқият оқып, мәтінге берілген тапсырмаларды орындаңыз».

Серфинг



«…Эти волны, длиною в целую милю, эти зубастые чудовища весят добрую тысячу тонн и мчатся к берегу быстрее, чем может бежать человек. …И вдруг там, на вздымающемся гребне, где туман прибоя вечно поднимается к небесам, из водоворота пены, взбитой как сливки, показывается морской бог. Сначала появляется его голова. Потом черные плечи, грудь, колени, ноги – все выступает на белом фоне, как яркое видение».

Не правда ли, впечатляющая картина? Так описал свои впечатления от забавы полинезийских туземцев Джек Лондон. Писатель сам овладел

«спортом богов и героев», посвятил ему целую главу своего «Путешествия на «Снарке» и дал европейцам, вероятно, первые рекомендации по серфингу

– так называется теперь это увлекательное занятие.

Человек плавает верхом на доске, похожей на большую водную лыжу, смотрит в море и ждет «свою», большую волну. Когда она приходит, он делает несколько резких гребков и вскакивает на доску. Волна подхватывает серфера и с большой скоростью несет к берегу. Спортсмен делает на волне замысловатые повороты, как бы скатывается вниз по склону, но никогда не достигает его конца. Волна разбивается, превращаясь в пенящийся вал, и серфер в пене вылетает на песок, чтобы подобрать доску и снова начать свой полет по волнам…

Все началось с Полинезии. Европейские путешественники и миссионеры, приезжавшие на острова, удивлялись смелости и ловкости, с которыми смуглые островитяне носились по волнам. Доски в то время были большими и неуклюжими, 3-4 метра длиной, весом под сто килограммов. Стараниями миссионеров, которые считали забавы такого рода аморальными, серфинг на некоторое время пришёл в упадок и возродился только в начале нынешнего века.


  1. Свое отношение к полинезийцу-серферу Лондон выразил, назвав его


    1. отчаянным хулиганом

    2. храбрецом

    3. героем

    4. морским богом

    5. безумцем

  1. Основная мысль отрывка из произведения Д. Лондона


    1. доказать, что в противостоянии стихии человек обречен на поражение

    2. предупредить о возможных последствиях такой игры

    3. запретить опасный вид спорта

    4. выразить свое возмущение увиденным

    5. показать мощь и силу человека, бросившего вызов стихии, выразить свой восторг от красоты зрелища, гордость за человека

  1. Выделенный отрывок из произведения Д. Лондона – образец


    1. рассуждение с элементами описания

    2. рассуждения

    3. повествования

    4. описания с элементами рассуждения

    5. описания с элементами повествования

  1. Серфинг был запрещен миссионерами, так как был признан забавой


    1. вредной

    2. опасной

    3. аморальной

    4. бесполезной

    5. безумной

  1. Ловкости тогдашних серферов можно позавидовать, потому что они катались на досках


    1. весом сто килограммов и длиной 3-4 метра

    2. с фибергласовым покрытием

    3. из полиуретанового пенопласта

    4. с лаковым покрытием, из секвойи

    5. легких и плавучих, из бальсы


Достарыңызбен бөлісу:
Слайд 1

Викторина Автор: Еремеева Катя, 6-б классГОУ «Красночикойская СОШ №2»Русский язык – друг мой!

Текст слайда:

Викторина

Автор:
Еремеева Катя, 6-б класс
ГОУ «Красночикойская СОШ №2»

Русский язык – друг мой!


Слайд 2

Выбери ячейку с номером и щёлкни по ней мышкой2. Прочитай вопрос3. Выбери ответ, щелкни по правильному ответу

Текст слайда:

Выбери ячейку с номером
и щёлкни по ней мышкой
2. Прочитай вопрос
3. Выбери ответ, щелкни по правильному ответу (БУКВЕ), набери баллы
4. Чтобы продолжить игру, щёлкни мышкой по кнопке
5. Чтобы проверить ответ, нажми кнопку

ответ

Правила игры

Желаем удачи!


Слайд 3

71415924222168231613412111925181012352017Выход

Текст слайда:

7

14

15

9

24

22

21

6

8

2

3

16

13

4

12

11

19

25

18

10

1

23

5

20

17

Выход


Слайд 4

Образуйте от глаголов причастияЧитать, гореть, бегать, зеленеть, петь, расти. ответ 3 балла

Текст слайда:

Образуйте от глаголов причастия
Читать, гореть, бегать, зеленеть, петь, расти.

ответ

3 балла


Слайд 5

Выполним тест 1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?а) признаки существительного; б) признаки прилагательного; в)

Текст слайда:

Выполним тест
1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
а) признаки существительного;
б) признаки прилагательного;
в) признаки глагола;
г) признаки наречия.
2. Что обозначает причастие как особая форма глагола?
а) признак предмета;
б) признак действия;
в) признак признака;
г) признак предмета по действию.
3. Какое утверждение является правильным?
а) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых;
б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.

ответ

3 балла

1 б, в; 2 г; 3 а


Слайд 6

Вопросы: В каком случае НЕ с причастиями пишется слитно?Когда НЕ с причастиями пишется отдельно?Правило написания НН в

Текст слайда:

Вопросы:
В каком случае НЕ с причастиями пишется слитно?
Когда НЕ с причастиями пишется отдельно?
Правило написания НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных?
Когда пишутся Н, НН в кратких страдательных причастиях и в кратких отглагольных прилагательных?
Условия написания букв а – я перед Н – НН?
Когда пишется буква е перед Н – НН?
В каком случае пишутся буквы ё, е после шипящих в суффиксах страдательных причастий?

ответ

1 балл

(за каждый вопрос)


Слайд 8

Выполните синтаксический разбор предложения с причастным оборотомМаленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.

Текст слайда:

Выполните синтаксический разбор предложения с причастным оборотом
Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт.

3 балла

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом.

ответ


Слайд 9

Найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий.1. Мы тронулись. Как тихо!

Текст слайда:

Найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий.
1. Мы тронулись. Как тихо! И плывёт
Луна в мерцающей лазури.
( «Буря» М.Джалиль)

2.Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмёт в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов.
(«О героизме» перевод А. Шпирта )

3 балла

ответ

мерцающей- ж.р., ед.ч., П.п., наст. вр., несов.в.
поражающих- мн.ч., наст. вр., несов. в.


Слайд 10

Прочитайте, распространяя выделенные подлежащие причастными оборотами. Для образования причастного оборота используйте слова из предложений, данных в скобках.

Текст слайда:

Прочитайте, распространяя выделенные подлежащие причастными оборотами. Для образования причастного оборота используйте слова из предложений, данных в скобках.
Образец: Рабочие увидели медведя. (Они рубят лес) – Рабочие, рубящие лес, увидели медведя.
Рабочие увидели медведицу. (Они строят дорогу).
Вскоре появился и медвежонок. (Он беззаботно переваливается с боку на бок).
Медведица скрылась. (Она была испугана криками).
Медвежонок вскарабкался на дерево.
(Он почувствовал опасность).

3 балла

ответ


Слайд 12

Вставьте пропущенные гласные в суффиксы страдательных причастий настоящего времени -ем- (-ом-), -им; выделите суффиксы и проставьте ударения.

Текст слайда:

Вставьте пропущенные гласные в суффиксы страдательных причастий настоящего времени -ем- (-ом-), -им; выделите суффиксы и проставьте ударения.
Волну…мый, контролиру…мый, поддержива…мый, забыва…мый, реша…мый, изменя…мый, оценива…мый, прослушива…мый, вед…мый, нес…мый.
Цен…мый, хран…мый, сравн…мый, замен…мый, слыш…мый, вид…мый, завис…мый, движ…мый.

3 балла

ответ

е

е

е

е

е

е

е

е

о

о

и

и

и

и

и

и

и

и


Слайд 13

Распределить предложения по столбикам: I столбик- предложения с причастиями; II столбик- предложения с прилагательными, определить род, число,

Текст слайда:

Распределить предложения по столбикам: I столбик- предложения с причастиями; II столбик- предложения с прилагательными, определить род, число, падеж.
Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
Скачущий на лошади всадник приближался к станции.
Колба быстро наполнилась летучим газом.
Летящая стая птиц повернула к лесу.
Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
От горящего полена шло тепло.
Поляна была покрыта листьями берёз.
Над водой поднялась пара встревоженных уток.
Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.
У этой птицы оригинальный по окраске воротник.

3 балла

ответ


Слайд 14

Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.Играл

Текст слайда:

Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.
Играл – игравший; писать, выполнять, работать, показать, показаться, остаться.
Бросил – бросивший; написать, выполнить, ответить, трудиться, добиться, занять, явиться, скрыться.
Зарос – заросший; промокнуть, замерзнуть, погибнуть, спасти, нести, спастись, нестись.
Идти – шедший; прийти, подойти, пройти, уйти, войти, выйти, найти.

4 балла


Слайд 16

Вот отрывок из сочинения Вовочки:Кондуктор ходивший по автобусу взад-назад, приговаривал: «Граждане, оплачивайте за проезд!» Папа сказал:

Текст слайда:

Вот отрывок из сочинения Вовочки:
Кондуктор ходивший по автобусу взад-назад, приговаривал: «Граждане, оплачивайте за проезд!» Папа сказал: «Что касается до нас, то всё уплочено».
Сколько ошибок в этом отрывке?
(А) 0;
(Б) 1;
(В) 2;
(Г) 3;
(Д) 4.

Кондуктор ходил по автобусу взад — вперёд, приговаривая: «Граждане, оплачивайте [за] проезд!»
Папа сказал: «Что касается [до] нас, то всё уплачено».

ответ

4 балла


Слайд 17

Сколько среди слов горячий, обожжённый, яркий, красный, сгоревший таких, которые сочетаются со словом огонь?(А) 1; (Б) 2;

Текст слайда:

Сколько среди слов горячий, обожжённый, яркий, красный, сгоревший таких, которые сочетаются со словом огонь?
(А) 1;
(Б) 2;
(В) 3;
(Г) 4;
(Д) 5.

горячий

яркий

красный

4 балла

ответ


Слайд 18

Впишите в клетки причастия, образованные от глаголов 1. Закопать (прош. вр.) 2. Засорить (прош. вр.) 3. Хранить

Текст слайда:

Впишите в клетки причастия, образованные от глаголов
1. Закопать (прош. вр.)
2. Засорить (прош. вр.)
3. Хранить (страд., наст. вр.)
4. Скакать (наст. вр.)
5. Сделать (прош. вр.)
6. Срастись (прош. вр.)
7. Спрятать (прош.вр.)
8. Нестись (прош.вр.)
9. Делать (страд., наст. вр.)

4 балла

з

з

а

к

о

п

а

в

ш

и

й

с

а

о

и

р

и

в

ш

й

а

щ

ч

р

х

и

а

н

ы

м

с

й

к

у

й

и

с

д

е

л

в

а

и

ш

с

й

а

р

е

щ

н

н

й

ы

п

с

р

я

т

а

в

ш

и

е

н

ш

с

й

е

д

а

л

е

й

ы

й

и

м

я

с


Слайд 19

Игра “Третий лишний”:а) борющийся, пенящийся, озаряемый;б) строивший, засеявший, тающий;в) невидимый, ограждаемый, оттаявший;г) дышащий, колышущийся, заснеженное. ответ 4

Текст слайда:

Игра “Третий лишний”:
а) борющийся, пенящийся, озаряемый;
б) строивший, засеявший, тающий;
в) невидимый, ограждаемый, оттаявший;
г) дышащий, колышущийся, заснеженное.

ответ

4 балла

тающий, озаряемый, оттаявший, заснеженное


Слайд 20

Внимательно прочитайте стихотворение, найдите причастия.Много видевший, много знавший, Знавший ненависть и любовь, Всё имевший, всё потерявший И

Текст слайда:

Внимательно прочитайте стихотворение, найдите причастия.
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.

2 балла

ответ


Слайд 21

Это было не трудно! Видевший, знавший, имевший, потерявший, нашедший , узнавший обладающий , боящийся.

Текст слайда:

Это было не трудно!

Видевший, знавший,
имевший, потерявший,
нашедший , узнавший
обладающий ,
боящийся.


Слайд 22

Найти словосочетание “прич. + сущ.”:надоевшие за ночь;покрасневшее яблоко;смеющийся мальчик;замерзшее стекло;надоевшие комары;раскрытая дверь;собирающий грибы;жующая траву;бегущая девочка. 2 баллаответ

Текст слайда:

Найти словосочетание “прич. + сущ.”:
надоевшие за ночь;
покрасневшее яблоко;
смеющийся мальчик;
замерзшее стекло;
надоевшие комары;
раскрытая дверь;
собирающий грибы;
жующая траву;
бегущая девочка.

2 балла

ответ


Слайд 23

Составить предложение, взяв:а) подлежащее и употребив его в вин. падеже с предлогом -на- (Тропинки в саду размыло

Текст слайда:

Составить предложение, взяв:
а) подлежащее и употребив его в вин. падеже с предлогом -на- (Тропинки в саду размыло дождем);
б) взять сказуемое (На снег легли тени);
в) подлежащее (Бесшумно падают листья);
г) причастный оборот (Шуршат листья, опавшие с деревьев)

2 балла

ответ

На тропинки легли листья, опавшие с деревьев.


Слайд 24

...Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание,

Текст слайда:

…Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн?
(А) Хасана и Абдуррахмана;
(Б) Али;
(В) Рашида;
(Г) Рашида и Али;
(Д) Хасана, Абдуррахмана и Рашида.

5 баллов


Слайд 25

Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание: «Измени окончание слова стол так, чтобы это слово

Текст слайда:

Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание:
«Измени окончание слова стол так, чтобы это слово можно было перенести двумя способами». Коля написал столовая, Аня –– столов, Миша — столики. Кто из них справился с заданием?
(А) только Коля;
(Б) только Аня;
(В) только Миша;
(Г) Коля и Миша;
(Д) никто.

5 баллов


Слайд 26

В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в остальных?(А) морской конёк; (Б)

Текст слайда:

В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в остальных?
(А) морской конёк;
(Б) морская игла;
(В) морской котик;
(Г) морская звезда;
(Д) морская свинка.

5 баллов

ответ


Слайд 27

Как по-русски называют вещий, сбывшийся сон?(А) сон под голову; (Б) сон наяву; (В) сон в руку; (Г)

Текст слайда:

Как по-русски называют вещий, сбывшийся сон?
(А) сон под голову;
(Б) сон наяву;
(В) сон в руку;
(Г) сон за ногу;
(Д) сон в уши.

5 баллов


Слайд 28

Мария машет, Прасковья пашет, Елена ленится, Евгений женится. А Павел?(А) машет; (Б) пашет; (В) ленится;

Текст слайда:

Мария машет, Прасковья пашет, Елена ленится, Евгений женится. А Павел?
(А) машет;
(Б) пашет;
(В) ленится;
(Г) женится;
(Д) борется.

5 баллов


Слайд 29

Фольклор неразрывно связал некоторые имена и понятия: скажешь Трифон – и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот

Текст слайда:

Фольклор неразрывно связал некоторые имена и понятия: скажешь Трифон – и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Сидор, Макар, Демьян. Какое из пяти перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?
(А) мать;
(Б) сын;
(В) коза;
(Г) телята;
(Д) ухá.

5 баллов


Слайд 30

У вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях. Дополните фразу: Они друг с другом

Текст слайда:

У вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях. Дополните фразу: Они друг с другом …
(А) на равной ноге;
(Б) на короткой ноге;
(В) на близкой ноге;
(Г) на одной ноге;
(Д) на двух ногах.

5 баллов


Слайд 31

Приз! Ваши очки удваиваются! Приз! Приз! 111111111

Текст слайда:

Приз!

Ваши очки удваиваются!

Приз!

Приз!

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Слайд 34

Поздравляем победителей!

Текст слайда:

Поздравляем победителей!


  • Пентоксифиллин по латыни как пишется
  • Пение птиц в лесу рассказ
  • Пение птиц на рассвете лучший будильник как пишется
  • Пенсионер на английском языке как пишется
  • Пенсионер по английскому как пишется