Пекут печи из какой сказки

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. в каждой стране есть свои сюжеты для

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. В каждой стране есть свои сюжеты для них, свои добрые и злые персонажи. Для нас одной из любимых героинь является Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка». Для многих поколений детей она стала символом доброты и ума, заботливости и скромности. Описание Василисы Премудрой сопровождается множеством ярких эпитетов и представляет собой воспевание красоты и величия исконно русского женского характера.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» и ее главная героиня

Сюжет сказки «Царевна-лягушка» известен всем с малых лет. Василиса Премудрая – это волшебница, заколдованная своим отцом, Кощеем Бессмертным, за то, что превзошла его в искусстве колдовства. В сказке она становится невестой, а потом женой Ивана-царевича. По мере развития сюжета девушка проявляет свое мастерство, выполняя приказы царя: выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер (или в других вариантах – рубашку). Впечатляет и описание Василисы Премудрой на пиру, где она превращается в сказочную красавицу и изумляет гостей своим волшебным искусством.


Иван, желая, чтобы его жена всегда оставалась в облике царевны, сжигает лягушачью кожу. После этого Василиса исчезает. Чтобы вновь обрести свою любовь, царевичу приходится пройти через множество опасностей и, главное, сразиться с отцом своей жены, Кощеем Бессмертным. Конец у сказки счастливый – Иван и Василиса преодолевают все трудности и оказываются вместе навсегда.

Чем же привлекательна Василиса Премудрая? Русская народная сказка – это не только плод фантазии, но и отражение реальной жизни людей. Помня об этом, можно проследить в образе Василисы наиболее ценные женские качества для русского народа.

Decadence

Царевна-лягушка (русская народная сказка) представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи.

  1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)?

Сказка очень красивая. Она относится к жанру волшебных. Это можно понять по превращениям лягушки в Василису премудрую, по фантастическому миру, в котором есть Баба Яга и Кощей Бессмертный. Главными героями в сказке выступают Иван-царевич и Василиса премудрая, поэтому она не о животных.

Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

В русской народной сказке «Царевна лягушка» есть все особенности русских народных сказок, кроме присказки.

  • Начинается волшебная история с зачина
    – «В некотором царстве, в некотором государстве… Младшего звали Иван-царевич»
  • Концовка
    – «И стали они жить дружно, в любви и согласии»
  • Повторы
    – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, коротко ли, близко ли, далеко ли, шел-шел, избушка-избушка.
  • Постоянные эпитеты
    – утро вечера мудренее, обернулась «красной девицей», ткать да вышивать, добрый молодец, путь держишь, буйну голову.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) читается и рассказывается очень легко, на одном дыхании.

  1. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Главные герои сказки – Иван-царевич, Царевна-лягушка.

Сказка называется Царевна-лягушка, потому что Иван на протяжении половины сказки боролся за нее. Сначала Царевна-лягушка выручала Ивана-царевича, а потом он спасал ее от отца – Кощея.

Еще сказка так называется, потому что отлично передает смысл – жена царевича оборачивалась лягушкой. Если бы она называлась – Иван-царевич, смысл был бы не ясен.

  1. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу?

Жены других сыновей царя и Василиса Премудрая выполняют такие задания:

  • сначала пекут каравай;
  • затем ткут ковер;
  • напоследок танцуют.

Царь оценивает все результаты стараний жены старшего брата довольно скверно – каравай отдает псам, говорит что ее ковром только коней покрывать.

О каравае жены среднего сына он отзывается тоже не очень лестно – говорит, что такой хлеб едят только во время голодовки. Ковер ее отправляет постелить около ворот.

Про деяния же Василисы Премудрой царь отзывается очень хорошо – говорит, что ее каравай нужно подавать в честь большого праздника, а ковер стелить в царских покоях.

Когда танцует Василиса премудрая, все удивляются ее красоте и волшебству – она создает озеро и лебедей. Другие жены царевичей только смешат публику, потому что бездумно повторяют за Василисой.

Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Эпизод:

«Услышали гости, как гром гремит и замок царский трясется. Перепугались все, не поймут, что происходит. Говорит им Иван-царевич: не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.

Встали гости из-за столов и смотрят в окно. А там подъезжает карета, расписанная золотом, и из нее выходит девица невиданной красы. А сама светится, как солнце. Все не могут слова проронить, дивятся красоте ее.

Василиса берет Ивана-царевича под руки и идет с ним на пир».

Пир был веселым, громким. Жены царевичей повторяли все действия за Василисой Премудрой, поэтому потом и опозорились.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) учит думать своей головой.

  1. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок.
    Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт третий — птицы летят…

Пример особого склада сказки

:

«Ах, Иван Царевич, да что же ты наделал? Зачем спалил мою лягушечью кожу?… Теперь ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь, только тогда отыщешь меня».

Этот отрывок показывает, что царевичу придется столкнуться с большими трудностями. Много времени пройдет, прежде чем он встретится вновь со своей женой.

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Существует еще вариант Аникина

.

В нем Василиса премудрая оборачивается не лебедем, а кукушкой. Изменен и порядок заданий от царя. Сначала он приказывает женам своих сыновей сшить рубашку, а затем только испечь каравай. Отличается в этом варианте зачин и концовка.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет множество вариантов, но суть ее неизменна

  1. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»?

Необыкновенные события в сказке связаны с новыми знакомыми Ивана-царевича. Сначала он встречает говорящую лягушку, затем мудрого старика, бабу ягу, разумных лесных и морских существ.

Основное приключение выпадает на долю Ивана-царевича. Он ищет свою жену в тридевятом царстве в тысячах верст от своего дома. Много времени проходит, прежде чем он находит способ ее освободить. Ему приходится убить Кощея бессмертного.

Кто помогал Ивану-царевичу? Почему?

Ивану помогал старик, потому что он был добрым и мудрым.

Баба Яга могла помогать царевичу по разным причинам – от скуки (от лежания на печи у нее нос в потолок врос), по доброте, потому что сама боялась Кощея Бессмертного.

Медведь, заяц, селезень и щука помогали царевичу, потому что он их пощадил – не стал убивать, чтобы поесть.

За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Кощей разгневался на свою дочь, потому что она выросла хитрей-мудрей него.

  1. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор?

Путь был долгим, потому что Ивану пришлось идти в тридесятое царство, за тридевять земель. Еще он не знал точно, где находит Василиса Премудрая. Автор хотел показать этим, что своего счастья нужно добиваться долго и упорно. Как гласит русская пословица – под лежачий камень вода не течет.

Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.

Ивану царевичу помогали:

  • Старик – он дал царевичу клубок, который его вел в лес Кощея Бессмертного.
  • Баба яга – у нее Иван поел и в бане помылся, а еще узнал, как убить Кощея Бессмертного.
  • Животные – они ловили других животных, которых нужно было поймать, чтобы убить Кощея.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет глубокий смысл и интересный сюжет.

Источник: Вопросы по сказке Царевна-лягушка

Внешность главной героини Василисы Премудрой

Интересно, что о внешности главной героини в сказке практически ничего не говорится. Описание Василисы Премудрой дается читателю с помощью характеристики ее действий и слов. Лишь на царском балу героиня изображается писаной красавицей. Но и это описание является вполне типичным для большинства волшебных сказок.

Это лишний раз подтверждает, что образ Василисы Премудрой является собирательным, обобщающим. Более того, для сказки гораздо более важным оказывается изображение не внешних, а внутренних достоинств героини.

Краткая история персонажа

Характеристику Царевны-лягушки стоит начать с истории героини. Впервые читатель знакомится с ней, когда стрела Ивана-царевича попадает в болото. Конечно, царевич расстроен тем, что его невестой должна стать лягушка. Ведь он тогда не знал, что она заколдованная царевна. Но лягушка уговорила взять ее с собой. Царь решил проверить своих невесток на то, какие они рукодельницы. Иван был расстроен, потому что думал, что его лягушка не справится с заданиями. Но пока он спал, она при помощи колдовства выполнила все, что требовал царь.

Однажды всем царевичам нужно было идти на пир со своими невестами. И тут царевна-лягушка сбросила свою кожу и превратилась в Василису Премудрую. Все были поражены ее красотой. Иван сжег лягушачью кожу, из-за чего девушка была вынуждена его оставить. Тогда Иван-царевич отправляется искать Кощея Бессмертного и освобождает свою невесту. Так царевна-лягушка стала Василисой Премудрой.

Черты характера Василисы Премудрой

Не из-за красоты, но из-за характера любима Василиса Премудрая. Сказка подчеркивает, что не яркая внешность (казалось бы, что может быть безобразнее лягушки) и не богатство («конкурентками» девушки во дворце были боярская и купеческая дочери) приводит героев к счастью. А понимание и желание быть вместе.

Характеристика Василисы Премудрой из сказки дается через ее поступки. То, как она утешает Ивана-царевича, с каким мастерством выполняет задания царя, как ведет себя во время пира, говорит о ней лучше любых описаний. В ее характере сочетаются одновременно глубокий ум и величественная простота русской души, гордость за себя и скромность.

Многие спрашивают, почему Василису называют Премудрой? На самом деле, этот эпитет подходит ей как нельзя лучше. Дело в том, что она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна. Характерно и то, что в сказке ее называют так в те минуты, когда она трудится, проявляет свое мастерство рукодельницы, хозяйки или волшебницы. К тому же героиня обладает способностью даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.

Внутренний мир

Василиса Премудрая по своей натуре очень проста, но и величественна. Она гордится собой, но не выставляет этого напоказ. Ее сердце наполнено до краев любовью и заботой, иногда возникает ощущение, что оно у нее бездонное. Она готова жертвовать собой ради блага других людей, а это очень важное качество, свойственное малому количеству представителей нашего мира.

Как же в полной мере дать характеристику героине из сказки «Царевна Лягушка»? Очень яркая и разносторонняя натура — вот что на самом деле кроется под лягушачьей шкурой.

Почему Василиса превращена именно в лягушку?

Часто возникает вопрос о том, почему именно в лягушку была превращена Кощеем Бессмертным Василиса Премудрая. Сказка не дает прямого ответа на него. Однако разные исследователи предлагают свои варианты.

К примеру, можно вспомнить, что одним из ведущих художественных приемов в сказке является антитеза, противопоставление (к примеру, добро и зло, день и ночь, живая и мертвая вода, красота и безобразие). Уже имя героини – Василиса – говорит само за себя. С греческого языка его можно перевести как царственная, возвышенная. А с другой стороны, что может быть более непривлекательным и приземленным, чем лягушка, живущая на болоте.

Несколько интересных сочинений

  • Критика о поэме Мертвые души Гоголя (отзывы критиков, цензоров и других современников)
    Когда в нашем мире появляются великие произведения, которые не на шутку затрагивают душу народа, они не могут избежать критики людей. Поэтому даже произведение Гоголя «Мертвые души» не смогло обойти противоречивые мысли.
  • Астафьев В.П.
  • Анализ повести Паустовского Мещерская сторона
    Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»
  • Сочинение по картине Мешкова Золотая осень в Карелии (описание)
    В осеннее время пейзажи природы так прекрасны и наполненными многими оттенками, что поэты посвятили осени свои стихи, художники отражают ее внешний облик в красках своих полотен
  • Жизнь и творчество Байрона
    Джордж Гордон Байрон (1788-1824 гг.) относится к одним из знаменитых английских поэтов направления романтизма. Байрон является уроженцем Лондона и появляется на свет в семействе лорда

Сказка — ложь, да в ней намек

Максим Горький называл Василису одним из самых совершенных женских образов, сотворенных фантазией русского народа. Сколько прекрасных качеств она в себе сочетает, воспитывая и напутствуя все новые подрастающие поколения. Но вспомним, что изначально сказки писались вовсе не для детей, а для взрослых. Не исключение и те, в которых есть Василиса Премудрая. Русская народная сказка с присущей ей мудростью и поэтичностью напоминает нам о том, какова истинная роль женщины в семье – быть помощницей и поддержкой своему мужу.


Также мы узнаем, какие качества издавна ценились на Руси. Ум и скромность, заботливость и доброта, мастерство рукодельницы и хранительницы домашнего очага, объединяясь, порождают истинную мудрость и красоту. И образ Василисы Премудрой в полной мере сочетает все эти прекрасные качества.

Когда вы читали с ребёнком первые сказки, наверняка он спрашивал: а как же готовится колобок? И что за молочная река такая? Как объяснить и как приготовить, знает фуд-блогер Татьяна Алексеева: публикуем отрывок из её книги «Едим как в сказке. Рецепты на каждый день из любимых детских книг» («Альпина. Дети»)

Пекут печи из какой сказки

Колобок

Колобок — один из самых загадочных литературных персонажей. Само блюдо не дошло до наших дней, достоверной информации о нем мало. В такой ситуации сказочный текст становится особенно важным источником. Сегодня «Колобка» часто издают в упрощенном варианте, но мы обратимся к классическому тексту, где немало любопытных деталей.

Колобок — это хлеб, но необычный. Его готовят, когда в доме заканчивается мука. Из самых последних остатков. По размеру колобок не очень большой. Сказочной бабке удается наскрести всего две горсти муки — это около 70 г. Из такого количества получается колобок размером чуть больше кулака, весом около 140 г.

Другая важная особенность — способ приготовления. Колобка не пекут в печи, а жарят в большом количестве масла: он поет о себе, что «в масле пряжён». Пряжение — старинная технология, во многом схожая с современной жаркой во фритюре. Помимо прочего, эта технология обеспечивает Колобку его характерную форму, близкую к шарообразной.

Приготовление

Ингредиенты: 300 г пшеничной муки (545мл=2 ½ стакана), 6 г сухих дрожжей (1,5 ч.л.), 6 г соли (1 ч.л. без горки), 150 г сметаны (150 мл), 100 г горячей воды, растительное масло для жарки (без запаха).

  1. В миску просейте муку, добавьте дрожжи и соль. Отдельно смешайте сметану с горячей водой — должна получиться чуть теплая жидкость. Влейте ее в муку и замесите тесто.
  2. Когда тесто станет однородным, тщательно вымесите его. Оно должно стать послушным и эластичным. Если работаете руками, на это уйдет 5−10 минут энергичных движений.
  3. Сформируйте из теста шар, положите в миску, накройте и оставьте в теплом место примерно на час или пока тесто не увеличится в объеме почти вдвое.
  4. Выложите тесто на стол и разделите на четыре равные части. Одну из них можно поделить на кусочки поменьше, чтобы проверять на них температуру масла: скатайте из теста колбаску и разрежьте на шесть-семь частей. Такие мини-колобки готовятся быстрее и проще, так что вполне могут стать вашими фаворитами.
  5. Из всех кусков теста, больших и маленьких, сформируйте шарики, накройте полотенцем и оставьте на 15 мину.
  6. Налейте масло в небольшой сотейник или кастрюльку с толстым дном. Слой масла должен быть не меньше 2−3 см. Поставьте на огонь и нагрейте до 170 °C, затем немного уменьшите огонь, чтобы масло не перегрелось.
  7. Опустите большой колобок в масло и оставьте на 10−15 минут, периодически проверяя температуру. Затем переверните и готовьте еще 10−15 минут. Не сокращайте время приготовления, пусть даже цвет готового колобка получится темноват — это не так страшно, как если он не пропечется внутри.
  8. Готовый колобок выложите на бумажное полотенце, чтобы впитались излишки масла, и дайте ему остыть. Тем временем аналогичным образом приготовьте остальные колобки.

Молочная река, кисельные берега

из сказки «Гуси-лебеди»

Пекут печи из какой сказки

Молочные реки с кисельными берегами — красноречивый символ изобилия. Насколько он понятен читателям? Пожалуй, сегодня уже не так, как ещё двести лет назад. Кисель в значении «фруктовый напиток на крахмале» появился в русской кулинарной культуре относительно недавно. Исторически киселем называли плотный студень из муки и воды, чаще всего с добавлением хлебной закваски, то есть кислый — отсюда и слово «кисель». Принцип приготовления тот же, что и у крахмального напитка: вода с мукой нагреваются до загущения. Но консистенция отличается кардинально: старорусский кисель такой плотный, что можно резать ножом, — самый подходящий материал для берегов волшебной реки.

Кисель по-старорусски можно приготовить практически из любой муки, обладающей собственным вкусом. Самый популярный вариант — овсяный. Можно обойтись без дрожжевой составляющей — это проще и быстрее, хотя и не так исторично.

Приготовление

Ингредиенты: 110 г овсяной муки (1 стакан), 400 мл воды (2 стакана), 50 г сахара (2 ст. л. с горкой).

  1. Налейте воду в широкую кастрюлю. Порциями просейте в нее муку, тщательно размешивая венчиком, чтобы избежать образования комочков. Добавьте сахар, размешайте.
  2. Кастрюлю поставьте на средний огонь и нагревайте, непрерывно помешивая венчиком. Готовьте, пока смесь не станет очень густой (почти до кипения).
  3. Смажьте форму растительным маслом. Переложите в нее кисельную массу и разровняйте.
  4. Накройте пищевой пленкой в контакт к поверхности киселя. Уберите в холодильник до полного охлаждения и застывания (лучше на ночь).
  5. С охлажденного киселя снимите пленку и переверните его на сервировочное блюдо. Подавайте с молоком, наливая его прямо в порционные тарелки с кусками киселя. Хорошим дополнением станут варенье и ягоды.

Интересно прочитать. Татьяна Алексеева «Едим как в сказке: Рецепты на каждый день из любимых книг»

Пекут печи из какой сказки

Помните пудинг, с которым знакомилась Алиса? Вы теперь тоже сможете познакомиться с точно таким же! В этой удивительной книжке собраны самые вкусные рецепты из детских книг. Любимые тефтельки Карлсона, ржаные пирожки из чудо-печки, апельсиновый мармелад медведя Паддингтона, пряничный домик из истории про Гензеля и Гретель, та самая волшебная каша из горшочка и ещё много чего вкусного!

Знакомство старших дошкольников с укладом
русской деревни, приобщение к русской духовной
культуре и культуре славянских народов является
важной образовательной задачей, стоящей перед
педагогами дошкольных учреждений на современном
этапе.

Такая работа будет являться основой
складывающейся картины мира у детей
дошкольников, ляжет в основу будущих ценностных
ориентиров личности: отношение к окружающему
миру, к людям, к своей стране, к обычаям и
традициям своего народа.

Четвертый год в нашем дошкольном учреждении
проводятся интегрированные образовательные
проекты на базе музыкальных занятий.

В процессе подготовки к ним педагоги расширили
представления детей о русской печи, укладе
деревенской жизни, дети познакомились с русскими
народными потешками, пословицами, поговорками,
песнями славянских народов. А результатом
работы стал яркий, красочный и веселый праздник
“Образ русской печи в русских народных
сказках”!

Действующие лица:

  • Воспитатель

Дети:

  • Хозяйка
  • Хозяин
  • Машенька
  • Ванюшка
  • Печка
  • Девочка-рассказчица
  • Гуси-лебеди
  • Колобок
  • Емеля
  • Царевна-несмеяна
  • Коза
  • Козленок
  • Дети старшей группы

Дети входят в зал под музыку Г.Заволокина “От
печки”. Одновременно на интерактивном экране
демонстируется показ слайдов о русской печке.

I картина “В русской избе”

В русской избе встречают хозяйка с хозяином
гостей, держа в руках каравай с солью.

Хозяин: Здравствуйте,гости дорогие! Добро
пожаловать к нам в дом.

Дети (хором): Здравствуйте!

Хозяйка: Отведайте-ка нашего каравая
(предлагает каравай).

Дети (хором): Спасибо.

Девочка: Какой вкусный, пышный, душистый у вас
хлеб.

Хозяин: Да, а всё благодаря нашей печке
(показывает на печь).

Хозяйка: А вы знаете, что без печи невозможно
было бы испечь хлеб, пироги, калачи; сварить щи да
кашу?Да и согревает нас печь в холода и лечит.

Девочка: Да, мы знаем. И хотим вам рассказать
стихи.

Дети расказывают стихи о русской печке.

Исполняют чешскую народную песню “Печь
упала”. Потом садятся на стульчики.

Хозяин: А я хочу рассказать вам, как устроена
наша печь.

(Рассказывает, называя части печи).

Хозяйка: Я покажу вам кухонную утварь: это
чугунок, это ухват, это прихватки, это глиняный
горшок. Без этих вещей не обойтись в избе, готовя
еду.

Девочка: А среди нас есть герои русских
народных сказок. И мы покажем вам, как печь не
только служит людям для приготовления пищи, но и
спасает от верной погибели.

Звучит любая русская народная мелодия.

II картина. Сказка “Гуси-лебеди”

Выходят герои сказки “Гуси-лебеди” Машенька и
Ванюшка.

Девочка-рассказчица: Жили-были муж да жена.
Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.
Собрались раз отец с матерью в город и говорят
Маше: “- Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи,
береги братца. А мы вам с базара гостинцев
привезём”. А Машенька посадила братца на травку
и убежала на улицу к подружкам.

(Маша сажает братца и убегает).

Дети исполняют танец под фонограмму “В небе
светит солнышко”,чешская народная мелодия . По
окончании садятся на стульчики.

Гуси-лебеди прилетают и уносят с собой Ванюшку.

(Музыкальное сопровождение — тема
гусей-лебедей).

(Прибегает Машенька).

Машенька: Ванюшка, ты где? Где мой братец
родненький? (Стала Маша плакать и говорит). Сама
виновата, сама братца и найду. (Убегает).

Девочка-рассказчица: Выбежала Маша в чистое
поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись
вдалеке гуси -лебеди и пропали за темным лесом.
Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли её
братца и бросились их догонять. Бежала, бежала,
видит — стоит в поле печка. Миша к ней.

Машенька: Печка, печка, скажи, куда
гуси-лебеди полетели?

Печка: Подбрось в меня дрова, тогда скажу!
(Маша бросает дрова в печь)

Печка: Вот в эту сторону …. (Маша убегает).

Девочка-рассказчица: Дальше Маше и яблоня
помогла, и речка, и ёжик указали дорогу, а
Машенька тоже в долгу не осталась.У яблони —
яблочки стрясла, у речки- камни отвалила. Так и
добралась до своего братца, которого Баба-Яга
съесть хотела. Схватила братца и убежала с ним, а
Баба-Яга в погоню гусей-лебедей отправила. И
спрятали их и речка, и яблонька. И вот подбегают
они к печке. (Маша выбегает с Ваней).

Маша: Печка, печка, спрячь меня!

Печка: Да, уж полезай ко мне (и закрывает их
заслонкой).

Гуси-лебеди кружатся вокруг печи и улетают.

Девочка-рассказчица: Улетели ни с чем
гуси-лебеди, а Маша с братцем вылезла из печи и
пустилась домой во весь дух. (Маша и братец
убегают ) .

Девочка-рассказчица: Так печка спасла детей
от верной погибели.

Дети исполняют белорусскую хороводную песню:
“В гости я тебя зову”. По окончании садятся на
стульчики.

III картина. Сказка “Колобок”

Девочка: В русской печи пекут вкусные пироги,
калачи, караваи, а также румяных колобков. Так
сказка и называется “Колобок”.

Выбегает в зал Колобок под музыку

Колобок: Я колобок — печеный бок. По амбару
метён, по сусекам скребён, на сметане мешён, на
окошке стужён. Я от всех убежал и к вам прибежал.
Не ешьте меня, ребята, а лучше потанцуйте-ка со
мной.

Дети исполняют хороводную пляску “Колобок”. После
сполнения садятся на стульчики.

IV картина. Сказка “По щучьему велению”

Девочка-рассказчица: А я расскажу вам ещё
одну сказку про печь. Эта сказка называется “По
щучьему велению”

Выходит Емеля с ведром и удочкой и ловит рыбу.

Девочка-рассказчица: Поймал Емеля в реке
щуку, и заговорила она человечьим голосом:
“Отпусти меня, Емелюшка, и проси чего хочешь”.

Емеля: Ишь , ты, щука разговаривает. Ну, хорошо,
плыви к своим деткам, а я домой пойду.

Девочка-рассказчица: Пошёл Емеля домой, сел
на печку, да и говорит.

Емеля:

По щучьему велению,
По моему прошению,
Ступай, печка, во дворец.

Девочка-рассказчица: А в это время царь издал
приказ: “Кто царевну-несмеяну рассмешит, тот ей и
мужем будет”

(Сидит царевна-несмеяна и плачет)

Мальчики испоняют “Танец с ложками”.

Девочка-рассказчица: Въехала печь в царские
хоромы, а Емеля говорит:

Емеля: По щучьему велению, по моему прошению
смейся, царевна!

Девочка-рассказчица: Засмеялась она и пошла
плясать.

Дети исполняют танец “Байновская кадриль” После
исполнения садятся на стульчики.

Девочка-рассказчица: И поехали они на свадьбу
плясать. Вот и сказочке конец, а кто слушал-
молодец. И мы на той свадьбе поплясали.

Под музыку Мендельсона Емеля и
Царевна-несмеяна уходят.

V картина. Сказка “Волк и козлята”

Девочка-рассказчица: Печка — не только
кормилица, заступница, помощница, она и
спасительница. В сказке “Волк и козлята” маленький
козлёночек спрятался в печке и помог маме Козе
спасти своих братьев и сестер. Вот и сами
посмотрите.

(Стук в дверь)

Коза (поёт): Козлятушки, ребятушки,
отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла молочка
принесла.

Козлёнок: Мама, мамочка — волк приходил.
Тоненьким голоском запел, мы ему дверь открыли,
он всех съел (плачет), а я в печи спрятался.

Коза: Ой, горе-то какое! Пойду скорей волка
рогами забодаю.

Девочка-рассказчица: Пошла Коза к волку и
освободила своих детей. Детки вернулись с мамой
Козой домой

Дети исполняют песню “МАМА” из детского
фильма-мюзикла “Мама”, музыка Ж.Буржоа, слова
Ю.Энтина.на металлофонах. По окончании все
садятся на свои места.

VI картина. “Заключительная”

Девочка: А когда наступала ночь, то в русских
избах дети укладывались спать на тёплую печь и
мамы пели им колыбельные песни.

Дети исполняют танец c игрушкой “Колыбельная”.
По окончании садятся на стульчики.

Мальчик: Спасибо, вам, хозяева, за хлеб да
соль, за чудесный рассказ о русской печке, а мы
пойдём в группу кушать душистый каравай.

Воспитатель: Сегодня ребята мы вместе с
вами окунулись в родной и уютный мир сказки, в
котором русская печь оживает и помогает героям
сказки, не оставляет их в беде. Не забывайте своих
любимых сказок, читайте их вместе с родителями.

Дети встают полукругом и смотрят на
интерактивный экран, на котором под музыку
Г.Заволокина “От печки”, демонстрируются образы
русской деревни, природы, памятников русского
деревянного зодчества. В конце машут рукой и
уходят.

Для того, чтобы уметь интерпретировать символы русских сказок, необходимо понимать значение  предметного мира древних славян, обрядов и традиций.

Так, познавая символику народного костюма, его космологический характер, его обереги-заповеди, становится понятным, какую рубаху сшила царевна-лягушка царю. Применяя знания о трехчленном делении избы, где крыша — небо и голова человека, сруб — четыре стороны света и тело человека, подпол — мир загробный и ноги человека, можно прийти к выводу, что Емеля возлегает и путешествует на печи – сердце дома. Отсюда и качества Емели — щедрость, любовь, доброта, бескорыстие, забота о других, а вовсе не лень, как принято сейчас интерпретировать. Архетип людей, живущих в России — это не Емеля-лентяй, а человек любящий, заботливый, умеющий мечтать, стремящийся к развитию — путь Емели от темной избы до дворца и управления своим новым миром вместе с царевной — в конце сказки. Кем бы мы ни были, если мы родились и живем в России, нужно любить эту культуру и самих себя. Я часто встречаюсь с нелюбовью российского современного человека к самому себе. Каждый народ гордится своим прошлым, своей историей, традициями, мудростью и уважает себя. Обращаясь к русским сказкам, можно почерпнуть и любовь к себе и самоуважение.

Пекут печи из какой сказкиОпираясь на символику прялки, становится понятным значение волшебного клубочка и пряжи, серебряного донца и золотого веретенца. Почему клубочек — волшебный и приводит героя к источнику зла — смерти Кощея?  Прялка отражала космогонические представления древних славян, где солнце,Пекут печи из какой сказки рождаясь из наднебесного высшего мира, согревает мир земной и совершает путешествие в мир загробный, замыкая круг. Кудель привязывали к вершине прялки, т.е. к миру небесному и спускали оттуда нить, свивая ее символически из света, из небесной влаги.Пекут печи из какой сказки

(Фото «Подоить тучку» из книги «Символизм сказок и мифов народов мира».)

Таким образом клубочек — это нить мудрости, спущенная с неба, ведущая к познанию самих себя.  

                                       Пекут печи из какой сказки

Как писал Сергей Есенин, исследуя символику орнамента, русский человек, встав рано утром и умывшись водой, прикладывал к лицу полотенце с вышитым на нем древом жизни, напоминая себе, что в конце этого дня он, подобно этому мировому древу, должен принести плоды своих рук и шишки своих думПекут печи из какой сказки

Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия в нем.

В славянской культуре символ имеет понятие оберега. Символами украшали все, чем пользовались и где жили. Это «изба-храм», как называл ее Сергей Есенин, а ее обереги – «избяными заповедями». Конь на крыше, петухи и розетки на ставнях и фронтоне избы – символы солнца и его лучей. Матица – символ млечного пути, волнистые линии – воды и дождя, ромбы с точками – символы засеянного поля. Крыша является символом неба, сруб – мира земного с четырьмя сторонами света, подвал – мир подземный. Так изба отражала представления о мире, была целым необъятным космосом. Изба – человек. Крыша избы – голова, сруб – тело, печь – сердце, подпол – ноги. Еще один персонаж, связанный с печкой — баба Яга. 

 Почему она стремится поместить героев в печь? Печь в русской традиции это и сердце и лоно матери. В старину, если младенец рождался недоношенным, больным, его обмазывали тестом -символом солнечных лучей, и помещали на лопате для выпечки хлеба в теплую печь, а когда вынимали — считалось, что он переродился здоровым, допекся. Яга стремится перепечь, переродить героев, усадив на лопату и поместив в печь. 

Однажды на семинаре, посвященном символизму сказок и мифов, я рассказала про обряд перепекания младенцев в русской традиции. И одна женщина поделилась своей историей: 

 — Мой дедушка родился болезненным, с врожденным пороком сердца. Врач сказала, что младенец не выживет. Но мама дедушки несколько раз повторяла с ним обряд перепекания — обмазывала тестом и помещала в теплую печь, а потом вынимала. И он не только выжил — всю Великую Отечественную войну прошел  и прожил 85 лет.

Почему череп с тына бабы Яги помогает  Василисе? Пекут печи из какой сказкиОбнаженный череп – символ смерти. А так как при жизни в его лоне живет мозг, то это символ смерти разума. Череп со светящимися глазницами — это символ смерти обыденного мирского разума. Свет же во многих культурах символизирует знание, дух, свет истины. Недаром говорит пословица: «Знание – свет, неведение – тьма». Происходит замена смертного ограниченного сознания сознанием  неограниченным. Василиса возвращается от Яги с обновленным сознанием, способным трансформировать свой мир. Поэтому негативные начала — мачеха и сестры, носители зависти, лени, злости, мести — исчезают.

Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.

«Как же мне, старцу

Старому не плакать.

Как же мне, старому, не рыдать:

Потерял я книгу золотую

Во темном бору,

Уронил я ключ от церкви

В сине море».

Отвечает старцу господь бог:

«Ты не плачь, старец, не вздыхай,

Книгу новую я вытку звездами,

Золотой ключ волной выплесну».

 Приводит народные слова Сергей Есенин в своем произведении «Ключи Марии» — исследовании корней русской культуры, сетуя на то, что утерян символический язык «избяных заповедей», космогоническое, сакральное значение орнамента, одежды и утвари – всего созданного руками человека предметного мира, несущего сказания о вселенной и смысле бытия. 

В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в себе смысл, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого в этой безграничной вселенной. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные горшки или деревянные изделия отражали космос – солнце и круговращательное движение, стороны света, смену времен года, мифологическое отделение света от тьмы и т.д.  Пекут печи из какой сказкиПредметный мир, миф и сказка были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка костюма, занавесок, полотенец, резьба покрывающая утварь и стены дома, архитектурные элементы избы, устное творчество – фольклор, сказка, миф – все это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной жизни.

Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д. – все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, отраженные в символах  воды, и в конце каждого дня приносить прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию.Пекут печи из какой сказки

Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего мира  можно назвать молитвой и мудростью, запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное  назначение.

Если перевести язык древних на наш современный, то на каждой вещи окружающего нас мира – на мебели, посуде, одежде, на полу, оконных рамах, на домах, дорогах, машинах, витринах, — везде мы бы видели надписи: «помни о вечном», «стремись к мудрости», «будь справедливым», «люби  и дари любовь», «будь плодотворен», «стремись к чистоте души»…

«Вся наша жизнь есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками». ( Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Гл. Быт и искусство. М., 1991).

Это стремление к гармоничному бытию  в окружающем мире отражено не только символами предметного мира, но и заповедями мифа и волшебной сказки, выкристаллизовавшими в течение тысячелетий мудрые наставления-законы. Знание символики оберегов предметного мира и сказки раньше не были разделены, как это мы видим сейчас по вполне понятным причинам — предметный мир ушел в прошлое и изучают его только специалисты. А сказки остались с нами. 

Читая мифы и сказки, мы отождествляем себя с главными героями, особенно к этому склонны  дети. Сказки дают молодому сознанию веру в безграничные возможности, способность побеждать чудовищ — преодолевать чудовищные трудности, дают напутствия к праведной жизни, непрерывное стремление к новым подвигам и открытиям, сказки открывают перспективу развития и путь счастья. Вспоминая народную поговорку: «Без царя в голове», становится понятно как это важно жить с царем в голове, значит быть хозяином своих проявлений и своей жизни. А если «без царя в голове», то в народе добавляли еще поговорку «крыша поехала», происходящую из тождественности дома и человека.Пекут печи из какой сказки

  После прочтения сказки или мифа, задайте детям вопросы о том, где живет добро, а где зло, кто такой главный герой, прекрасная царевна и дракон – и вы увидите, как многолико выскальзывают из подсознания, разбуженные этими вопросами древние архетипы, извечные символы, присущие каждому человеку.

Сказки говорят о нас самих и о нашей жизни. Но  символы сказочно-мифологических миров в них зашифрованы – «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…» 

 Это леший наших заблуждений на неизведанных дорожках поиска смысла в лесу познания, это русалка наших чувств, манящая погрузиться на дно души-психеи за жемчугами любви и перламутром одежд радости и боли, это избушка нашего сознания, мечтающего взлететь над обыденным…

В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где высшее начало – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа… 

– А не испечь ли мне блинов? – то ли сказала, то ли спросила Бабушка, придя на кухню.
– Испечь, – донеслось со всех сторон, – конечно испечь! И вмиг около неё уже стояли любимые внуки во главе с Солнечным Зайчиком. Котёнок и Щенок уже давно были на кухне. Им ли не знать о чём думает Бабушка.
– Испечь. Печь. – тихо наговаривала Бабушка. – Печь. Испечь.
– Ба, – дотронулся до неё Мальчик, – ты это о чём?
Она повернулась и посмотрела на внуков, озабоченных её состоянием. И только Солнечный Зайчик сиял, как медный чайник.
– Душа моя, просиял он, – неужто ты хочешь рассказать нам что-то, и даже догадываюсь о чём!
– О чём?! – хором выпалили внуки.
– О Печке. О Её Величестве Печке! – торжественно ответила Бабушка. – О Матушке Печке!
– Так мы же про неё уже много знаем! – удивился Мальчик и начал перечислять. – У Емели она ездила, как машина. Илья Муромец на ней сидел 33 года, пока его старцы не вылечили.
– Алёнушка с братцем в ней прятались от гусей, – подхватила Девочка, – да ещё в ней Колобка испекли!
– И Баба Яга мыла, да парила в ней незваных гостей, – добавила Бабушка, и посмотрела в сторону солнечного друга, улыбнувшись своей неповторимой улыбкой предвещающей что-то очень интересное.
– Ба, – удивился Мальчик, – неужели есть о ней Сказка?
– Есть, конечно есть, дорогие мои, и я её вам сейчас поведаю.
– А почему печь Матушкой назвали? – не удержался Мальчик.
– Ты что, не догадываешься? – хмыкнула Девочка. – Она же женщина!
– И к тому же, живая! – сверкнул Солнечный Зайчик.
– Это как так? – удивились дети. Бабушка обняла внуков.
– А вот вы послушайте, и всё узнаете!

Матушка Печь, так ласково называли её наши предки. Так оно и было. Без неё ни приготовить, ни согреться, ни помыться. Да-да, в ней мылись! Сначала старики, потом детки, ну а потом и все остальные. Топили печь почти круглый год. И летом тоже, не так часто, как зимой, но использовали.
«Теплота костей не ломит», как говорили старики, и лезли на её верхние полати. К ним присоединялась и малышня. Всем там места хватало.
 Огонь пылает в печке, отдавая своё тепло людям и дому, где он живёт. Он всесилен и может быть тебе другом, самым добрым и тёплым, который и обогреет, и приласкает, и накормит, и к жизни вернёт, если ты относишься к нему с почтением. Но если его обидеть, то он может и наказать. А если в дом, где он живёт, придут со злым умыслом, огонь становится страшен и беспощаден к тем, кто не добр к нему и к его дому.
Всегда около печки находились только женщины. Это было их место, скрытое от мужских глаз. Печь — это место, где женщины, под покровительством предков, готовят пищу. Никто и никогда не подходил к печи с плохими мыслями и плохим настроением. Всегда от неё ждали помощи, тепла и добра.
Но не сразу нашим предкам открылась мудрость Печки — её величие.

А случилось всё, в один из повседневных дней, но после этого и появились сказания о Печке.
В давние времена печь была обычным небольшим очагом. Хватало только истопить, да приготовить немного еды, когда мужчины приносили добычу. Летом готовили на улице, в отведённом месте, недалеко от избы. Но это совсем не огорчало людей. «Когда густо, а когда пусто», говорили они если было нечего приготовить на огне. Всегда находилось, что поесть. Земля Матушка не оставляла своих детушек без еды.
Так вот, послушайте, что я вам сейчас поведаю.
На крыльце, прижав младенца к груди, сидела молодая женщина. Из её глаз на ребёнка падали одна за другой слёзы. Её никто не трогал. Да и какими словами можно утешить горем убитую мать, чей ребёнок умирал.
К ней подошла старушка с клюкой и присела рядом.
– Милая, – обратилась она к ней, – будь добра, напои и накорми меня. Я уже долго иду и притомилась, а мне ещё дальше идти надо, а сил нет.
В старину было принято кормить и поить странников. Превозмогая свою душевную боль, женщина поднялась с крыльца и помогла старому человеку подняться и войти в избу. Положив дитя в люльку, что была подвешена к потолку, она пошла накрывать на стол. Ей пришли на помощь другие женщины: а это мать её мужа, сёстры и бабушка. Мужчины же, поздоровавшись с гостьей, продолжили прерванную работу.
Чтобы в избе стало теплее, молодая женщина подкинула в очаг немного тонких веточек. Старушка подошла к очагу и протянула к нему руки. К всеобщему удивлению, огонь потянул свои язычки пламени к ней навстречу и обнял её руки.
Пока гостья вкушала трапезу, все за ней тихонько внимательно наблюдали. Что-то в ней было необычное. Но что? Старушка, как старушка, но всё же.
– Милая, – тихо молвила она, когда поела, – благодарствую за тёплый приём. Спасибо за вкусную еду. И поклонилась до земли.
– А что это у тебя младенец всё молчит и молчит?
Молодая мама в ответ только тихо заплакала, а родные вздыхали и смахивали навернувшиеся на глаза слёзы.
– Разреши мне на него взглянуть?
Старушка бережно достала дитя из люльки и пошла к очагу, где уже утих огонь и только тлели угольки, подмигивая друг другу.
То, что произошло дальше — это просто чудо, как говорили впоследствии очевидцы. Увидев, что старушка стала делать, мать ринулась к ней, но была остановлена, как и все остальные, её взглядом. Они стояли, как вкопанные и не могли пошевелиться.
Старушка же, положив младенца на деревянную лопату, что стояла у очага, отправила его вглубь очага, прикрыв заслонкой. Очаг загудел. Старушка прильнула к нему щекой, положив руки, и что-то тихо стала говорить. Очаг ещё сильнее загудел и вдруг стал увеличивать в размере. Расти, в самом прямом виде у всех на глазах! И вот он уже занял всё пространство в углу, прихватив ещё и часть избы. Стал большой светлой частью  в избе.
Сколько времени прошло, никто и не понял. Может секунда, а может быть и несколько часов. Только когда очаг перестал гудеть, старушка открыла заслонку и вынула из него лопату, на которой лежал в пелёнке младенец. Откуда не возьмись, в её руке появился прутик, которым она очень осторожно стала постукивать со всех сторон дитя в пелёнке. Развернув пелёнку, все увидели розовощёкого младенца, который улыбался во весь рот. Он потянул к ней ручки и старушка, подняв с лопаты поднесла его к мамочке, рыдающей от счастья.
Старушка погладила голову младенца и поцеловала его в лоб. Повернулась и поклонившись очагу в пояс, проговорила:
– Благодарю тебя Божья Ладонь — Матушка Печь. Да будь всегда рядом с людьми, во их благо!
– Берегите и уважайте свою Печь Матушку, – сказала старушка, кланяясь домочадцам до земли, – она вас накормит, обогреет и исцелит. Радости и добра вашему дому. И тихо вышла из избы. Опомнившись, все бросились на улицу, чтобы поблагодарить добрую старушку за её чудо. Но никого там не было. Лишь ветерок, нежно коснулся каждого. А в избе тихо загудела Печка.
Наши предки, если младенец рождался болезненным, его «допекали» в Печи. А роженицу клали на верхние полати Печи, чтобы она отдохнула и набралась сил после родов. Деревянную лопату же нарекли «садник», а заслонка стала называться «вьюшка» или «хлебная лопата».
Вот так и появилась из простого очага Её Величество Печь, которая в избе занимает, вместе с иконостасом, почётное место.
Многое ещё чего поведала Печь людям. И как по дыму, по пище в горшке и по поведению кошки погоду определять.
Если дым из печной трубы выгибается коромыслом и стелится по земле, то это верное подтверждение грядущего ненастья. Ну, а если дрова в печи хорошо разгораются и горят весело с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх, то назавтра непременно будет тихий и солнечный день. А если дым стоит столбом, то будет очень морозный день, о котором есть поговорка: «Дым столбом — к морозу, дым волоком — к ненастью», «Дым из трубы стелется по земле в безветрие — к снегу».
Как только была растоплена печь и дрова начинали жарко гореть, вокруг огня размещали горшки и чугунки. Наблюдая за ними, внимательные хозяйки приметили: «Горшки легко перекипают через край — к ненастью, вьюге или метели». Даже каша, приготовленная в печи, давала возможность судить о предстоящей погоде. На русском Севере из уст в уста передавалась старинная примета: «Каша в печи румянится летом к дождю, а зимой — к снегу».
Всем известно, что все кошки любят понежиться у теплой печки. Но бывают моменты, когда они проявляют к ней особый интерес, даже забывая выходить на охоту. Если кошка свернулась калачиком и лежит большую часть дня у печки или на лежанке, а, то даже залезает в печурку или на шесток, то в скором времени следует ожидать крепких морозов. В народе так и говорили: «Кошка в печурку — стужа во двор».
Полежать на печи всем было по нраву, но по праву место на печи принадлежало старикам и детям. Молодым давали наставления: «Корми деда на печи – сам там будешь». Детки забирались под бочок бабушке или дедушке, слушали сказки, впитывали знания, развивали воображение и поэтическое восприятие мира. Женщины занимались домашними делами, рукоделием, мужчины что-то мастерили или чинили.
Печь у наших предков олицетворялась с женщиной, дарующей жизнь.
Важную роль печь играла в народных верованиях, представлениях о времени. Будучи вместилищем огня, домашним очагом, печь обладала целительной и объединяющей энергией, могла превратить «чужих» людей в «своих», так как входя в дом и прикладывая руки к печи, люди проникались домашним теплом и добротой.
Вот такая наша Русская Печь — Печь Матушка, Её Величество Печь!!!
Ну что, печём блины?

Как здорово и замечательно дома, когда можно и блины испечь и Сказку послушать — как всегда интересную и мудрую.


Вот и сказке Матушка печка конец, читай снова наш Ларец Пекут печи из какой сказки.

Оценка:

1
1

  • Пелагея или пелагия как правильно пишется имя
  • Пекин на китайском языке как пишется
  • Пелагея по английски как пишется
  • Пейте на здоровье как пишется
  • Пейнтбол лесная сказка нижний новгород