ITj Краткие выводы по изученной теме

1. В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением… Общий колорит поэзии Пушкина… — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является веду­щим. 2. Илософская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830) трагическая тональность первой части

(«Мой путь уныл,/ Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море…») сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

3. Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с кото­рой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»).

4. Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («Признание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний о любимой женщине («На холмах Грузии…»). Тема любви отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило…» (1820), «Я пережил свои желанья…» (1821), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829)и др.

Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным. Ли­рического героя стихов о любви отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чувства, он прекрасен во всем — ибо честен и требователен к себе.

5. Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Вос­поминания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более ши­рокий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз едино­мышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» — это та сила, ко­торая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глу­бине сибирских руд…»).

6. Вольнолюбивая лирика. «Деревня» — протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источ­ник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадае­ву» гражданский пафос — призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приоб­ретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольно­сти святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья».

7. Тема творчества занимает важнейшее место и в лирике Пушкина. Поэзия — трудное и ответственное дело, считает Пушкин. Поэт, в отличие от простых смертных, наделен спо­собностью видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкно­венный человек. Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая ответст­венность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к общественной несправед­ливости, быть строгим и взыскательным судьей по отношению к себе.

О высоком предназначении поэзии, ее особой роли Пушкин говорит в стихотворениях: «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

8. Особенность жанрово-родовой принадлежности «Евгения Онегина» заключается в том, что это «не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Это свидетельствует о преобладании лирического начала в романном повествовании, главенствующей роли автора в романе, его роли как лирического центра повествования.

Своеобразие «свободного романа» определило наличие и обилие в нем лирических от­ступлений. Эти отступления не только обогащают содержание романа, раскрывают строй дум лирического героя, но и соединяют фрагменты текста, сближая мир чувствований цен­тральных лиц произведения и его автора.

9. Автор предстает и как персонаж романа, и как лирический герой. В функции персо­нажа Автор предстает как приятель Онегина и как родственник соседа Лариных («мой брат двоюродный Буянов»). Начиная с VI главы, роль автора-персонажа становится минималь­ной. Отныне Автор выступает в функции лирического героя, которому принадлежат почти все оценки происходящего и лирические отступления в романе.

10. Основные темы лирических отступлений в романе:

V пейзажные фрагменты повествования — объективная «прозаичность» и субъективная «поэтичность» картин русской природы;

V лирические отступления на «литературные» темы — проблемы современной Пушкину литературы (вопросы жанровых предпочтений, иноязычных заимствований, взаимодей­ствия европейской и русской литературы и т. д.) на страницах романа, романтизм и романтики в ироническом свете авторского повествования;

V литературная биография «Евгения Онегина» — воссоздание истории создания романа на страницах романа; Автор как читатель собственного романа («пересмотрел все это строго…», «пора мне… пятую тетрадь / От отступлений очищать»); возможные, но не­реализованные пути развития романного действия;

V обращения к читателю в лирических отступлениях; образ читателя на страницах романа.

11. Пушкин создал в романе новый тип героя — «героя времени». Автор подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» — своеобразный протест против социальных и духовных норм, подавляющих в человеке личность.

12. Ленский, красивый и богатый 18-летний юноша, как и Онегин, изображен чужаком среди окрестных помещиков — крепостников и невежд. При всей взаимной противополож­ности — хандра одного и романтическая мечтательность другого («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») — они становятся друзьями.

13. Татьяна — «милый идеал» Пушкина. Поэт не идеализирует ее жизнь: ее воспита­ние, круг интересов типичны для «барышни уездной». Но Татьяна, по словам Белинского, «глубокая, страстная натура», она «осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая действительность». Не случайно «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Главное в Татьяне — она «тип русской женщины» (В. Г. Белинский). На нее неизгладимый отпечаток наложили «преданья просто­народной старины», рассказы няни, красота русской природы; ее представления о любви и долге, весь ее духовный мир неотделимы от этических идеалов народа.

Белинский: «В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слож­ные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок».

14. В поэме «Медный всадник» раскрыта тема взаимоотношений простого человека и власти. Используется прием символического противопоставления Петра I (великого преобра­зователя России, основателя Петербурга) и Медного всадника — памятника Петру I (олице­творения самодержавия, бессмысленной и жестокой силы). Тем самым поэт подчеркивает
мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека не может быть спра­ведливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестоки­ми по отношению к народу, к отдельной личности. Пушкин, признавая величие Петра, от­стаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» — бедного чиновника Евгения — с неограниченной властью государства заканчивается пораже­нием Евгения. Автор сочувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против «мощного властелина судьбы» безумен и безнадежен.

15. «Капитанская дочка» — это и исторический роман (о крестьянском бунте под пред­водительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»). Гринев — свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности.

16. Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Бело­горской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фак­тически между жизнью и смертью. Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.

17. Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева («Моя искренность поразила Пугачева»). В исторических испы­таниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.

image023 0Выполняем задания для обобщения изученного

Продумайте тезисный план сочинения: «Чувства добрые» в лирике Пушкина.

2. Заполните схему системы образов в романе Пушкина «Евгений Онегин». Единственная ли система может получиться? Обоснуйте свою точку зрения.

image024 0

3. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…». Охарактеризуйте причину «недуга»

Онегина.

Согласны ли вы с оценкой образа Ленского? Аргументируйте свой ответ.

«Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукою Онеги­на». (А. И. Герцен)

5. Определите по тексту романа:

В каком году родился Онегин? ________________________________________________________

В каком году родился Ленский? _______________________________________________________

В каком году родилась Татьяна? _______________________________________________________

В каком году произошла дуэль с Ленским?

В каком году Татьяна вышла замуж? ___________________________________________________

В каком году произошло последнее свидание Онегина с Татьяной?

6. Заполните таблицу.

Гринев

Швабрин

Возраст

Социальное положение

Жизненный опыт

Внешний облик

Нравственные принципы

Отношение к Маше

Отношение к Пугачеву

Авторское отношение к герою

Роль героя в романе

7. Выразите свое аргументированное согласие или несогласие с позицией критика. «Капитан­ская дочка», изобильная прекрасными частностями, не составляет определенного и сильно организованного целого. В рассказе нельзя не заметить той же самой сухости, которою страдают все прозаические опыты Пушкина». (М. Н. Катков)

8. Бунт Евгения в «Медном всаднике» произошел в 1825 году. Место его встречи с «кумиром на бронзовом коне» — Сенатская площадь. О чем могут говорить эти совпадения?

9. Перечислите признаки исторического произведения в поэме «Медный всадник».

Выполняем задания формата ЕГЭ

L К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

(АС. Пушкин)

1. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, лю­бовного томления, воплощенные в данном стихотворении?

2. Для создания поэтических образов Пушкин использует определения: «святая вольность», «прекрасные порывы», «пленительное счастье» и др. Как в литературоведении называются подобные определения?

3. Какой художественный прием используется Пушкиным для изображения силы страсти, с которой лирический герой ожидает «вольности святой»?

4. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

5. В начале и в конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна («Как сон, как утренний туман» — «Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой компози­ционный прием?

6. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?

7. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

9. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?

10. Откуда герой прибыл в деревню?

11. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин: «…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух да­вил…»?

12. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?

13. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух Пылкий и Довольно Странный, Всегда Восторженную Речь И кудри черные до плеч.

14. Онегин «скучал», «зевал» — у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь». Как называется этот изобразительный и композиционный прием?

15. Каково авторское отношение к поместному дворянству в приведенном фрагменте?

16≡ Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких еще произведениях Пушкина герой — молодой дворянин?

17. В чем смысл «открытого финала» романа «Евгений Онегин»?

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…

«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бе­жавшего нам навстречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. — «Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен…» — А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану».

Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозва­нец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через ми­нуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.

Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал се­бе минуту нашего соединения… Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною свя­зан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызы­вался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Ми­ронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом… Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом…

Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:

«О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»

— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»

Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смот­рели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно те­бя пытать и повесить; но я не согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты ви- — дишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».

Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не от­вечал ни слова…

— А ты полагаешь идти на Москву?

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

— Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

— То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговре­менно, да прибегнуть к милосердию государыни?

Пугачев горько усмехнулся.

— Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

— А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спра­шивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы пи­таться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, по­грузись каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути…

А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»

18. Куда отправились герои фрагмента?

19. От чьего лица ведется повествование в романе?

20. Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участ­ником и очевидцем которых он был?

21. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.

22. Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод про­бегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?

23. Как в литературоведении называется прием иносказательного изображения отвлеченной идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пу­гачев?

24. Укажите название изобразительного средства: «унылая песня», «по гладкому зимнему пу­ти» и др.

25. Как понимают смысл калмыцкой сказки Гринев и Пугачев?

26. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и

Какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

27. Какую роль играют случайности в судьбе Гринева и как они связаны с идейным содержа­

Нием произведения?

image029 0Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце пособия есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы

Ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

∣^^->∣∣Остановимся на самом сложном

Формулируя развернутый ответ на вопрос (ограниченного объема или сочинение), обязательно опирайтесь на текст произведения. Проверяющий должен увидеть, что вы хорошо знаете произведение и свободно используете текст для доказательства своих мыс­лей. Главный критерий использования текста — уместность. Доказывая какое-либо положе­ние, продумайте форму работы с текстом. Это может быть выборочный пересказ, цитирова­ние, указание на фрагменты или эпизоды, включение отдельных значимых слов или деталей текста. Главное, чтобы избранная вами форма включения текста действительно помогла до­казать вашу мысль. Помните, даже если вы воспроизведете дословно большой фрагмент про­изведения, но эта цитата не будет являться доказательством ваших суждений, т. е. будет не­уместна, проверяющий не оценит вашу память.