Пейзажная лирика лермонтова сочинение 10 класс

Основные мотивы лирики ф. и. тютчева 2 вариантвеликий русский поэт федор иванович тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. он жил

Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева 2 вариант

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

В лирике Тютчева можно выделить философски, гражданский, пейзажный и любовный мотивы. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике можно отнести стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм». Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней:

«Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

  • Автор: Ф. И. Тютчев
  • Произведение: Стихотворения Тютчева
  • Это сочинение списано 142 818 раз

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Посмотрите эти сочинения

  • Тема любви в лирике Тютчева (сочинение) Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. […]
  • Тема родины в поэзии Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе. Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного […]
  • Философская лирика Тютчева Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820–1830‑х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», […]
  • Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания. Несмотря на то что уже сто лет назад Афанасий Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: «Вот эта книжка […]
  • Два лика России в лирике Тютчева Главные особенности лирики поэта — тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека — один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием — олицетворение («тени смесились», «звук уснул»). Л.Я. Гинзбург писала: «Детали рисуемой поэтом картины природы […]
  • Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение […]
  • Сочинение по лирике Тютчева и Фета Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам. Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной […]
  • Любовная лирика Тютчева В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих […]
  • Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям Лермонтова «Осень» и Тютчева «Осенний вечер») Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
  • О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин — человек широких, либеральных, «подцензурных» взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от «мегаполиса» 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя «потомок арапов» гораздо свободнее и «в своей тарелке». Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные «народу» дышат уважением и […]
  • Помещики в поэме «Мертвые души» Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность «казалось чересчур было передано сахару». Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
  • Характеристика помещиков в «Мертвых душах» (таблица) Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: «Черт знает, что такое!» Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги — […]
  • Художественные особенности лирики Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о […]
  • Сочинение про Байкал (на русском языке) Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Моя Россия» Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
  • Сравнительная характеристика «Лужин и Свидригайлов» (таблица) Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
  • Прогулка по средневековому городу (сочинение) Наверное, каждый человек хочет прогуляться по средневековому городу. Жалко, что сейчас строят только современные дома, поэтому в средневековый город или замок можно попасть только на экскурсию. Из них сделали музеи, в которых уже не почувствуешь настоящей атмосферы того времени. А как бы хотелось пройти среди узких улочек, закупиться продуктами у бойких торговок на базаре, а вечером пойти на бал! А ещё лучше — проехаться в карете, как Золушка! Только совсем не хочется, чтобы роскошный наряд после полуночи […]
  • Поэзия и судьба Фета Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встре­чены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непо­средственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в «Современни­ке». Его стихи высоко ценил редактор журнала Не­красов. Он писал о Фете: «Что-то сильное и свежее,чисто […]
  • Основные темы и мотивы лирики Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это […]
  • Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые, ясные слова (сочинение) Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

В истории отечественной литературы творчество Михаила Юрьевича Лермонтова — ученика и продолжателя дела Александра Сергеевича Пушкина — занимает особое место. Описание природы и пейзажей красной нитью проходит через все его творчество. Пейзажная лирика Лермонтова удивительна. О том, что же в ней отражается, вы узнаете в нашей статье.

пейзажная лирика лермонтова

Общее представление

Природа является душой в лермонтовской поэзии. Именно в ней молодой поэт находит высшие ценности: совершенство и свободу. Поэтические размышления, а также живопись, полны именно природой. Поэма «Измаил-бей» начинается в первой части со строк: «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

Автор пишет о том, что лирический герой Кавказу не чужой человек, что горы его с младенчества носили, и к этим небесам он приучен с ранних лет. Он замечает красоту и суровость гор, сравнивает с привидениями облака и тени. Молодому дарованию, как поэту, помогает его талант художника.

Пейзажная лирика Лермонтова олицетворяет собой покой, любимые картины родины, а также вечно холодные облака. Кроме того, природа у поэта отражает внутреннее настроение лирического героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье школьники смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова».

сочинение пейзажная лирика лермонтова

1837 год, февраль

Нелегкое время для Михаила Юрьевича. Накануне погиб Пушкин. Молодой поэт под впечатлением трагической гибели таланта России и просто друга пишет стихотворение «Смерть поэта». За свое творение он арестован. В полном одиночестве среди голых стен поэт мысленно вновь обращается к природе. Он пишет о желтеющей ниве, живом ветерке, зелёном лесе, саде, сливах, холодном ключе и так далее.

Пейзаж в лирике Лермонтова М.Ю. отражает поиски покоя и гармонии, однако это всего лишь мгновения. В действительности поэт находится в тревоге и печали, потому что его окружают пошлость и лживость, глупая суета светского общества. Всё это приводит к тому, что он пишет громкое стихотворение, облитое горечью, болью и злобой, адресованное палачам свободы.

В природе Лермонтов спасается от жестокости и бесчувственности людского мира, в ней он находит утешение, потому что она полна движения, света и свободы. Разных переживаний и эмоций полна пейзажная лирика Лермонтова. Стихи поэта — тому подтверждение.

пейзажная лирика лермонтова стихи

Любимый и нелюбимый край

Тарханы – это то место, где рос маленький Миша. Он называл свой край милым сердцу уголком, который отражал образ деревенской и крестьянской России. Пейзажная лирика Лермонтова нашла свое отражение и в описании малой Родины, где есть простор полей, щемящая грусть затерянных деревень.

Поэт не любил официального и парадного Петербурга. Николаевская Россия и голубые мундиры всё время его преследовали. В мае 1840 года Лермонтов вновь отбывает в ссылку. Проводы состоялись в доме Карамзиных, а на улице уже ждал экипаж. Участник тех событий в своих мемуарах писал, что Лермонтов стоял у окна и с грустью смотрел в небо, по которому проплывали облака.

Так Михаил Юрьевич написал стихотворение «Тучи». В этом произведении автор сначала свою личность сравнивает с небесными тучками. Себя и их он называет изгнанниками с милого севера. Затем он спрашивает, кто же их гонит? Может, судьба, злоба или зависть врагов? Какое они совершили преступление? Или это предательство друзей? Но позже он приходит к выводу, что им надоели бесплодные поля, страсти и страдания. Они свободны. Ведь у них нет родины, а значит, им нет изгнания. Природа – не идеал, а человек, измученный страстями, выше нее. Удивительна пейзажная лирика. Лермонтов М.Ю. никогда не променял бы свои страдания и любовь на свободу холодных туч.

пейзажная лирика лермонтов м ю

О Кавказе

Лермонтова называют певцом Кавказа. Романтических героев поэта привлекают жажда бури, темные скалы и величественные горы. Всё это родственно их мятежной душе. А это значит, что именно в таком мире могут жить свободные люди.

Пейзаж в поэме «Мцыри»

Монастырский послушник Мцыри стремится прочь из душных и тесных келий в чудный мир тревог, сражений и переживаний. В тот мир, где скалы прячутся в тучах, где человек свободен подобно орлу. Мцыри замечает вокруг пышные зеленые поля, туман и снега, в которых, как алмаз, сияет седовласый Кавказ.

пейзаж в лирике лермонтова м ю

Именно в этих местах лирический герой чувствует, что его сердцу легко. Гордый дух Мцыри – истина романтического героя, он созвучен природе. Это прослеживается в строках, где Мцыри говорит о том, что он, как брат стихи, готов обняться с бурей. Он следит за происходящим глазами тучи, а своими руками он может ловить молнии.
Когда Мцыри побежден, у него нет возможности вернуться на Родину. В это время природа ему становится чужой и враждебной.

О природе в «Герое нашего времени»

Северный Кавказ запомнил Лермонтова не только как романтика, но и как писателя-реалиста. В романе «Герой нашего времени» пейзаж конкретный и точный. Читатель ясно видит место действия. Описание природы в романе не просто фон, оно созвучно и переживаниям героев. Здесь рождаются мысли о прекрасном, высоком предназначении человека. Общение с природой открывает лучшие стороны души Печорина. Он замечает, как чист и свеж воздух Кавказа, сравнивает его с невинным детским поцелуем ребенка. Герой рассуждает о том, что на такой земле весело жить. Но от света и покоя природы Печорин все равно тянется к людским страстям.

Последние месяцы своей жизни Лермонтов провел в Пятигорске. При нём был альбом, подаренный когда-то поэтом Одоевским. Стихи, которые легли на страницы этой тетради, принадлежат вершинам литературы и поэзии. В них горечь и одиночество, а также предчувствие близкой гибели. В этих строках можно увидеть метания души поэта, где он ищет покоя и свободы в гармонии Вселенной.

Подведем итоги. Пейзажная лирика Лермонтова разнообразна. Описание природы в его произведениях выполняет разные функции, создает романтические или реалистические картины, а также раскрывает пребывание героя между явью и сном. Через пейзаж поэт обращается к родине, к различным философским проблематикам, а также создает образ России, который является очень значимым для поэта.

Если ученику в школе задали сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова», то не стоит отчаиваться, наша статья — вам в помощь. Удачи!

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова — одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять «образы бездушные людей», принадлежащих к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению «естественного добра», противостоящего «испорченному свету». В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…», построенном на контрасте — «приличьем стянутые маски» и «родные

места» поэта, — природа названа «царством дивным»:
Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луг, и желтые листы
Шумят под робкими шагами. Эти картины оживляют душу поэта: «…я плачу и люблю…»
Казалось бы, вот она — гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония — в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния

с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с ней. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась «тучка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта.
Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова — природа в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа», когда «волнуется желтеющая нива», кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, «свежий лес шумит при звуке ветерка». Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край.
Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии — цветущий ландыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?
По своему настроению стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» перекликается с описанием «природы голосов» в поэме «Мцыри»:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Природа в поэме Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни.
«Волшебные, странные» голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли», все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человеку:
…не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Сознавая трагизм своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли «в сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов и ответов:
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть… —
придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования («Что же мне так больно и так трудно»), при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой.
Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении «Три пальмы», где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении «Три пальмы» человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдание и гибель:
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
А завершается стихотворение и вовсе апокалипсической картиной:
И ныне все дико и пусто кругом…
Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждая его:
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
(«Валерик» )
Так многообразно раскрывается в лирике Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы. Готовых ответов нет, но задуматься поэт заставляет.

«Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе тридцатых годов». Обращаясь вновь и вновь к его творчеству, мы сможем понять, каким он был в действительности, заглянуть в его душу, уяснить гражданскую позицию. Лермонтов, как и любой настоящий художник слова, исповедовался в своих стихах.

Лирика Лермонтова отражает и передает нам нюансы и перипетии внутреннего мира поэта, моменты его душевного состояния. По своей тематике она разная: пейзажная, патриотическая, философская, психологическая, любовная, в ней доминируют мотивы свободы и одиночества, темы поэта и Кавказа.

Лирика Лермонтова – это новый, послепушкинский этап в русской поэзии. В ней, как в зеркале, отображающем эпоху, можно увидеть многое, а, главное, констатировать существенный сдвиг в сознании лучшей части дворянской интеллигенции, которая не успокоилась и не смирилась с отсутствием свобод, но после подавления восстания декабристов, не имела возможность открыто вести борьбу.

Что характерно для лирики Лермонтова? Утверждение прав личности,  и вместе с этим неверие в возможность вести активную деятельность в связи с особенностями исторического периода, предначертали протестующий и трагический характер лирики знаменитого автора.

Тема Родины занимает главенствующее место в творчестве поэта. Литературные критики делают акцент на том, что отношение мастера к родной стране было неоднозначным и противоречивым. На протяжении всей своей творческой карьеры Лермонтов обращает взор к Родине. В работе «1830 год. Июля 15-го» — это радость «семьи родной», дома, счастья, детства, «где все грело солнце», «все было мне наставник и друг».

Но есть и другая Россия, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка», 1829 год).

Чувство гнева переполняет поэта, когда становится понятным, что для человека, думающего об Отчизне, невозможно воплотить в жизнь идеалы свободы и справедливости. И он с негодованием восклицает:

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ».

Но Родину, ее, как мать, не выбирают, а посему не любить ее невозможно. Лермонтов не может уточнить, за что он любит Родину, эта любовь бескорыстна, потому что Отчизну нельзя любить за что-то.

«Люблю отчизну я, но странную любовью!
Не победит ее рассудок мой.
………………………………
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
………………………………
Люблю дымок спаленной жнивы;
В степи ночующий обоз…»

Вечные томления, разногласия, тоска и печаль по ограниченному счастью («Земля и небо»),  разочарования в непрозрачной морали «света», стремлении обрести равновесие с миром и осознание утопичности своей мечты – все это так характерно для лирики поэта.

В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтов испытывает сложные чувства, находясь в трагическом разладе со светским обществом («мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски»), имеет «в душе старинную мечту» — вновь очутиться в местах, где он был счастлив в детские годы, увидеть картины родной природы: «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, а за прудом село дымится…».

Что касается любовной лирики Лермонтова, то в ней наряду с личным, нередко примешивается и философское. В стихотворении «К***» (обращенное к Н.Ф.Ивановой), относящимся к периоду 1828-1836 гг., есть такие строки:

«Мы снова встретились с тобой…
Но как мы оба изменились!..
…………………………………
Ищу в глазах твоих огня,
Ищу в душе своей волненья.
Ах! Как тебя, так и меня
Убило жизни тяготенье!..
»

Личные мотивы неразделимы с чувствами горечи, безысходности.

Лирика Лермонтова пейзажного направления проникновенна и безгранично узнаваема. Природа, чистая и беспристрастная, помогает лучше воспринять внутреннее «я» лирического героя, стать подлинным участником повествования. Это можно почувствовать, обратившись к стихотворению «Выхожу я один на дорогу» (1840). В этом произведении органично соединены несколько тем: тема природы, тема одиночества, философские раздумья.

Грусть одинокого странника, изгнанника можно почувствовать в зарисовках о природе: «Тучки небесные, вечные странники…», «На Севере диком…», «Дубовый листок».

И радужные настроения, мирное существование связано с природой. Поэт обретает связь с Богом, миром, космосом.

«Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
………………………………………
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…»

В лирике Лермонтова, которую литераторы именуют «зрелой», герой все так же чужд обществу, «гонимый миром странник». Он не обрел покой, бросает вызов миру и небесам, и пренебрегает спокойными пристанями любви. Герой чужд обществу, но есть что-то, к чему тяготеет его душа: природа («Ветка Палестины»), женская краса («М.А.Щербатовой»), дружба («Из альбома С.И.Карамзиной»).

В шестнадцать лет Михаил Юрьевич писал произведения, которые вплотную приблизили его к вершине русской поэзии, в а двадцать восемь лет его уже не стало. В своём творчестве поэт, не желающий мириться с действительностью, постоянно стремится соотнести свои идеалы с реальностью. И все чаще признает власть реального мира.

Лирика Лермонтова, многообразная по своей тематике, искренняя и обличающая, тоскующая и ликующая – настоящая, она тревожит душу, потому что за ней стоит могучая личность, великий поэт.

$ Тема любви в лирике Лермонтова

И ненавидим мы,

И любим мы случайно.

$ М.Ю. Лермонтов

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы — это год$ы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото?

Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, кот$орое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует «жизнь иная», что человек создан для любви, для счастья.

Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: «По тому, как может любить человек, мы можем судить о его вну$тренней зрелости». Лермонтов как личность сформ$ировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то». Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а «полного блаженства», изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жи$зни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:

$ Душа моя должна прожить в земной неволе

Не долго. Может быть, я не увижу боле

Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом.»

$ В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют «обычные», скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовъю прежних дней.

$ Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении «Я не унижусь пред т$обою» он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье$ нет.» Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви». В стихотворении «Сонет» поэт пишет: «Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между бродящими блистает облаками.» Поэт пытается противопоставить унылой дей$ствительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина.

У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующег$о, возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Валерик» любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувс$тво утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…», — пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна». Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его во$сприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ище$т гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира к отдельной человеческой личности. Страдания человека — в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел. А что любил?

  • Пейзажи для сочинения описания
  • Пейзажная лирика тютчева сочинение
  • Пейзаж рассказа бедная лиза
  • Пейзажная лирика бунина сочинение
  • Пейзажные зарисовки в рассказе бежин луг