Пейзажная лирика бунина сочинение

Оказавшись вдали от родных пенатов, со временем мы испытываем трепетное ностальгическое чувство по милому дому, земле, окрестным, пейзажам. возникают различные

Оказавшись вдали от родных пенатов, со временем мы испытываем трепетное ностальгическое чувство по милому дому, земле, окрестным, пейзажам. Возникают различные воспоминания, порой противоречивые: болезненные, грустные, терзающие душу изнутри, или светлые теплые, радостные, вызывающие улыбку. Все зависит от того, счастлив ли был там человек или нет, видел ли он красоту окружающего мира, душевную чистоту и совершенство людей малой родины, а также от чувств и эмоций, переполняющих человека.

Поэзия – это чистое искусство, в котором автор обращается к читателю напрямую без посредников и выражает свое настроение посредством поэтической речи. Поэтому при прочтении стихотворений нужно уметь видеть между строк. Стихотворение Сергея Есенина «Черемуха» проникнуто светлым, радостным настроем, восторгом от красоты цветущей пышной черемухи, от дивных ароматов весны. На сайте Литера Гуру представлен анализ этого прекрасного произведения.

История написания

Стих «Черемуха» Есенин написал в 1915 году, он принадлежит к начальному периоду творчества автора. Он не зря выбрал тематику вешнего цветения. Она перекликалась с настроением Есенина в то время. Поэт тогда переехал в столицу, был окрылен надеждой и полон творческих сил, испытывал эмоциональный подъем. Но все же поэт помнил о своем родном селе Константиново и чувствовал ностальгию по нему. Он часто писал о нем свои творения. Небольшой стих «Черемуха» выражает все чувства и ощущения автора, его радостное и счастливое состояние души. В марте 1915 года стих был опубликован в журнале «Мирок».

Сельские пасторали и яркие луга, похожие на ковры, сотканные из цветов, понравились москвичам, и Есенин быстро стал известным и успешным в литературных кругах. Происхождение поэта тоже вызывало интерес у читателей, так же, как и его сочинения, проникнутые искренностью, самобытностью, романтичностью. Деревенский поэт, выходец из крестьянского рода, был новым явлением на поэтическом поприще, и многие издательства отметили в Есенине крепкую хватку, свойственную крестьянину, при помощи которой людям низов под силу свернуть горы и забраться на самую вершину.

Жанр, направление

Стих сочинен в жанре пейзажной лирики. Этот вид поэзии является основным в начальном периоде литературной деятельности Есенина, она присутствует почти во всех его произведениях, написанных в этот период. Пейзажная лирика Есенина глубоко раскрывает нежные, трепетные и искренние чувства автора к своему родному краю.

Направление произведения – новокрестьянская лирика. Поэт был выходцем из крестьянской семьи и поэтому принадлежал плеяде русских поэтов серебряного века, имеющих крестьянские корни. Есенин в своих ранних произведениях старался показать уникальный, чудесный мир отечественных пейзажей, первозданность и нетронутость русской природы.

Стих «Черемуха» имеет размер – двустопный ямб и перекрестную рифму – АВАВ.

Образы и символы

Основным образом в стихотворении является дерево – весенняя цветущая черемуха. Нужно отметить, что в стихах Есенина встречается огромное количество растительных образов: деревьев, кустарников, трав. Поэт так ярко и детально рисует их лирические образы, зачастую олицетворяя и сравнивая их с людьми. И образ черемухи не исключение. В стихе она изображена не только деревом, цветущим и пышным, а предстает перед читателями в облике юной красивой девушки, которая, как и черемуха, с наступлением весны преображается – завивает кудри,

Нежной красотой черемухи любуется, струящийся между корней «серебряный ручей». Он течет по траве, поет деревцу звонкие, незатейливые песни. Вкрадчивость говорливого ручейка схожа с нежными любовными признаниями. Образ хрупкого хрустального ручейка схож с обликом юного пылкого влюбленного.

Так в стихотворении перед читателями возникают облики влюбленных – парня и девушки, которые оживляют природные образы и создают волшебную картину любовных отношений. Эта пара становится символом любви и счастья. Ведь не зря весну называют порой любви.

Произведение наполнено яркими весенними красками, многочисленными звуками, дивными ароматами.
В стихотворном тексте отсутствует лирический герой, но чувствуется присутствие наблюдателя или созерцателя всей этой чудесной красоты весенней поры. Есенин дает возможность множеству читателей увидеть фантастическую картину лично.

Темы, настроение

Основная тема стихотворения – красота русской природы. Поэт очарован вешней красой родных краев, он рисует не только черемуху и ручей, но и трогательную историю человеческих отношений.

Нужно отметить, что сюжеты произведения словно наложены друг на друга. Первый и сразу привлекающий внимание читателя – это изображение цветущей весенней природы. А второй сюжет – это трепетная и трогательная история человеческих отношений, история любви.

Автором перед читателем красиво раскрывается тема любви, которая отражается в теме весны. Черемуха и ручей – это пара влюбленных, на фоне весеннего пейзажа возникают их трепетные, взаимные чувства. В стихотворении автор раскрывает еще одну тему – любовь к Родине, патриотизм. Любые детали и многочисленные образы родной природы волнуют душу русского человека, вызывают в ней трепет.

Также в стихе «Черемуха» возникает еще одна сквозная тема творчества Есенина – тема деревни. Автор с легкой грустью и ностальгическими нотками показывает расцвет своего родного края, его удивительную красоту и первозданность.

Основная идея

Поэт учит читателей быть внимательными, наблюдательными, уметь любоваться природной красотой, ценить и беречь ее. Он изобразил черемуху, цветущую, теплой вешней порой, затем описал «серебряный ручей», неторопливо струящийся внизу, в траве. Потом автор снова любуется деревом.

Смысл стиха «Черемуха» заключен в природной и человеческой гармонии, в незаметном, но ритмичном биении сердец всех представителей живой природы, в их взаимоотношениях. Есенин хочет, чтобы люди не скрывали эмоциональные состояния своей души: волнения, настроения, переживания, радость, счастье, а были открытыми, и не боялись бы показать чувства.

Центральная мысль стихотворения «Черемуха» — обратить внимание людей на вешнее преображение природы и пробуждение человеческих чувств. Эти два начала наполняют жизнь счастьем и смыслом и радуют.

Художественные средства

В стихотворении автор употребил следующие эпитеты – «черемуха душистая», «ветки золотистые», «серебряный лучей», «роса медвяная», «зелень золотистая». Также в стихе имеются несколько олицетворений. Именно на них выстроена композиция произведения. «Черемуха завила ветки», «ручей бежит» и «ручей поет песенки». Есть в нем и сравнение: «что кудри завила». В произведении автором употреблено несколько метафор: «зелень горит на солнышке», «зелень сияет в серебре».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Полевые цветы

В блеске огней, за зеркальными стеклами,Пышно цветут дорогие цветы,Нежны и сладки их тонкие запахи,Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,Их привезли из-за синих морей;Их не пугают метели холодные,Бурные грозы и свежесть ночей…

Есть на полях моей родины скромныеСестры и братья заморских цветов:Их возрастила весна благовоннаяВ зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,А небосклона простор голубой,Видят они не огни, а таинственныйВечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,Сердцу и взору родные ониИ говорят про давно позабытыеСветлые дни.

Анализ стихотворения Полевые цветы 2 вариант

Творчество и поэзия великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в литературной среде.

В произведении «Полевые цветы» главный лирический герой, несмотря на всю роскошь и шикарный внешний вид самых дорогих цветов, произрастающих в его теплицах, очень нежно и трепетно относится к полевым цветам. Он считает их уникальными, ведь они выращены самой природой, поливаются теплыми летними дождями, и живут своей жизнью.

Нужно отметить, что данное произведение очень нежное, красивое и милое. Иван Алексеевич удивляется красоте природы и её цветам. Чтобы передать все свои чувства он в данном произведении использует и метафоры, и эпитеты, и красочные прилагательные. Все это делает его очень мелодичным и запоминающимся.

Главной темой данного произведения является тема природы, тема цветов, а именно их описание.

Более того, поэту удалось поднять очень острую проблему, которая зачастую находится на поверхности. Это проблема противопоставления родного и чужого.

Если говорить о жанре, то данное стихотворение написано в неком философском стиле с использованием пейзажной лирики.

По своему строению оно состоит из пяти строф, каждая из которых содержит четыре строчки.

Для того, чтобы связать каждую строчку между собой воедино автор использует перекрестную рифму. И нужно отметить, что именно она здесь как нельзя лучше помогает раскрыть главный смысл данного произведения.

Анализ 2

За все время Бунин написал огромное количество разных стихотворений и во многих из них идет описание природы. Стихотворение под названием «Полевые цветы» было написано в 1887 году. После его прочтения можно понять, что главной мыслью здесь является не только любовь к природе, но и их истинная красота. Не смотря на то, что в мире существует огромное количество разных цветов, но все равно автору больше всего по душе обычные и скромные цветы. За ними никто не ухаживал, и росли они под яркими лучами солнца, под проливными дождями и сильным ветром.

Автор старается описать данное стихотворение при помощи метафор и эпитетов и благодаря этому оно превращается в красивое и нежное стихотворение, которое легко и просто запомнить.

Вначале стихотворения рассказывается о дорогих цветах, и они представляются в хорошем виде. Они выращиваются в теплицах. Они никогда не видели и не знают ни ветра, ни дождя, их практически всегда мало касались лучи солнца. Если бы им пришлось жить в других условиях, то прожить они бы там не смогли. Все потому что они являются капризными и хрупкими. Каждый день в магазины, где продаются цветы приходят люди просто для того чтобы полюбоваться красотой этих цветов. И тут же Бунин сравнивает их с людьми. А немного позже автор рассказывает уже о тех цветах, которые выращены в обычных условиях. Он восхищается этими цветами, он их любит и очень рад, что они растут именно на его родине.

Именно поэтому и пахнет от них свежестью и красотой. На них всегда приятно любоваться и радоваться жизни, они заставляют задумываться о смысле жизни.

В этом стихотворении автор затрагивает проблему чужого и родного.

Жанр у этого произведения больше всего относится к философии и еще немного здесь присутствует пейзажная лирика.

Стихотворение состоит из пяти строф и в каждой из них имеется по четыре строчки.

Прочитав данное произведение, становится понятно, какие ценности имеются у автора и о чем он переживает и чего больше всего боится.

Анализ стихотворения Полевые цветы по плану

Анализ стихотворения Полевые цветы

В стихотворении Полевые цветы лирический герой, несмотря на роскошь и ухоженность дорогих цветов, взлелеянных в теплицах, привезенных из-за синих морей, отдает предпочтение скромным полевым цветам, которых взрастили дожди, солнце, естественная среда, закалила непогода:

  1. Главная тема стихотворения: описание цветов.
  2. Лирический сюжет: лирический герой видит в витрине экзотические дорогие цветы и сравнивает их с полевыми цветами своей родины.
  3. Проблема стихотворения: противопоставление родного и чуждого.
  4. Композиция стихотворения: Стихотворение построено на противопоставлении. Первые две строфы описание заморских цветов, остальные полевых.
  5. Преобладающее настроение, его изменение. При описании тепличных цветов торжественное, но особых эмоций они у героя не вызывают. От описания полевых цветов веет теплотой. В конце настроение грустное.
  6. Жанр: лирика пейзажная+философская
  7. Строфа: 5 строф. Четверостишия
  8. Основные образы. Дорогие тепличные цветы очень красивы, но они не могут выжить в условиях живой природы родного края лирического героя. Они слишком хрупки и капризны для этого. Полевые цветы автор сравнивает с людьми. Их вырастила сама природа. Они свободны, их не окружают стены теплиц, они любуются небом.
  9. Лексика стихотворения: Устаревшее и просторечное возрастили. Книжное поэтическое небосклон.
  10. Поэтический синтаксис: сложные предложение. Использование многоточия.

Изобразительные средства иносказания:

  1. Эпитеты: тонкие запахи. бурные грозы. благовонная весна
  2. Метафоры: небосклона простор голубой. вечных созвездий узор золотой
  3. Звукопись: Стихотворение звучит напевное, как баллада.
  4. Размер: Четырехстопный дактиль. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге

Ритм и рифма. Способы рифмовки:

  1. 1-я 3-я строфы, 5-я строфа перекрестная
  2. 4-я строфа ABBB (зеркальные голубой таинственный золотой)

(629 слов) Сергей Есенин — знаменитый русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии. Раннее творчество Есенина было выдержано в традициях литературного направления «имажинизм», но свои самые знаковые произведения автор написал в индивидуальном стиле. Его более поздняя лирика была настолько самобытной, что ее нельзя причислить к какому-либо течению. Творчество Сергея Есенина, безусловно, занимает почётное место на корабле современности.

Поэзия Сергея Есенина характеризуется несколькими особенностями.  Подобно произведениям народной поэзии, пейзажная лирика Есенина не только о пейзаже. У него нет стихотворений, посвященных лишь природе. Однако в его творчестве нельзя найти и таких произведений, в которых бы не чувствовались бы связь и гармония с природой. Есенин часто использует картины природы, когда рассказывает о своей жизни, о своём прошлом, настоящем и будущем, о своём месте в жизни, смысле жизни и предназначении. В поэзии Сергея Есенина можно проследить, как природа сливается с человеком, отражая его эмоции и переживания. Человек в данном случае становится неотъемлемой частью естественного мира. Природа в лирике Есенина представляет собой не простую иллюстрацию чувств, которые им владеют. Природа для поэта — незаменимый друг, настроение которого совпадает с чувствами поэта. 

«Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…»

Благодаря картинам природы, изображаемым Есениным в своих произведениях, читатель может ощутить всю глубину человеческих чувств.

В своих произведениях Сергей Есенин использовал многие краски, которые поэт позаимствовал у русской природы. Трудно найти хотя бы ещё одного поэта, у которого цвет играл бы такую важную роль, как в творчестве Есенина. Так, голубой и синий — любимые цвета Сергея Есенина. Ведь этот цвет присутствует в природе всегда, независимо от погоды и времени года. В нем могут поменяться только оттенки. «Теплая синяя высь», «синеющий залив», «синие чащи», «синие рощи», «равнинная синь», «деревенская синь», «синеют кругом небеса», — такие тона можно часто увидеть в стихотворениях Есенина. Однако,  как только светлое настроение у писателя сменяется мрачным, он использует в своём творчестве чёрный цвет. «Вечер чёрные брови насопил», — именно с таких слов начинается одно из самых трагических произведений Сергея Есенина. Здесь поэт пребывает в состоянии глубокого душевного кризиса. Одно из самых мрачных своих стихотворений Есенин назвал просто: «Чёрный человек». Таким образом, с помощью цветовой гаммы Есенин выражал тончайшие оттенки чувств. Это отличает Есенина не только от других отечественных поэтов, но и от многих мировых мастеров слова.

Следует отметить, что творчество Сергея Есенина проникнуто мотивами любви к Родине, природе, деревне, женщине. Все эти мотивы сливаются в один образ — Россию-возлюбленную, женское начало которой есть в каждой музе Есенина. В своих стихотворениях поэт создал особую образность и лиричность, используя огромное количество изобразительно-выразительных средств. Конечно же, любимый прием Есенина — олицетворение природы. Так, например, знакомясь со стихотворением «Зелёная причёска», читатель понимает, что природа в данном произведении олицетворяет простую молодую девушку. Нередко Есенин сам сравнивал себя с картинами природы. В стихотворении «Заметался пожар голубой» автор утверждает, что он подобен запущенному саду. Уникальное восприятие мира сквозь картины природы демонстрирует высокое мастерство поэта.

Еще одной важной особенностью творчества Есенина является невероятно острое восприятие любви. Есенин отдавался этому светлому чувству полностью. Любовь в изображении поэта всегда представляет собой страстное и пылкое влечение: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет». Женщина нередко у автора ассоциируется с природой: «На закат ты розовый похожа». Ради своей избранницы он «стихи бы писать забросил», то есть пожертвовал бы самым дорогим, что у него есть.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что Сергей Есенин является поистине народным поэтом. Трудно найти человека, который бы не знал таких песен, написанных на стихи великого поэта, как «Клён ты мой опавший», «Белая берёза», «Гой ты, Русь, моя родная», «Гори, звезда моя», «Жизнь — обман» и так далее. «Есенин — это сама Россия, воплощённая в его художественном слове…», — очень точно сказал о поэте известный литературовед, писатель Юрий Львович Прокушев. Действительно, благодаря творчеству Сергея Есенина современники могут увидеть нашу великую Россию во всем ее многообразии. И это будет передаваться из поколения в поколение. Творчество Сергея Есенина будет вечно жить в памяти граждан своей страны.

Автор: Виктория Комарова

Цикл программ «Сергей Рахманинов — навстречу юбилею».

Калужская областная филармония продолжает цикл программ «Сергей Рахманинов — навстречу юбилею» 2021 – 2023.

5 октября 2021 года мы приглашаем калужан и гостей города в концертный зал Калужской областной филармонии на программу Симфонического оркестра им. С. Рихтера и солистов Калужской областной филармонии. Художественный руководитель оркестра — Василий Валитов. Дирижёр — Константин Савинов. 

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова многогранно. В преддверии юбилея великого композитора музыканты всего мира дарят зрителям возможность познакомиться с самыми разнообразными жанрами наследия Рахманинова.

Романсы Рахманинова относятся к самым замечательным страницам не только творчества этого композитора, но и всей русской музыки конца XIX-начала XX века. В то время романс был едва ли не самой распространённой и любимой формой музыкально-поэтического общения для выражения ряда образов. Сокровенные переживания и упоение радостью бытия, светлая пейзажная лирика и философская созерцательность, любовь и драма — вот только несколько тем романсов Рахманинова. В программу концерта включены яркие образцы вокального творчества композитора в исполнении солистов Калужской областной филармонии.

Романсам Рахманинова равны по популярности его фортепианные произведения. Один из самых виртуозных и ярких жанров — этюд-картина. Это определение дал композитор пьесам своих циклов опусов 33 и 39, многие из которых представляют собой развёрнутую программную фортепианную поэму, сочетающую виртуозность и стремление к красочному живописанию в звуках.

В 1930 году итальянский композитор Отторино Респиги по заказу С. А. Кусевицкого инструментовал для симфонического оркестра пять этюдов-картин Рахманинова.  Партитура была издана в Берлине в 1931 году, и все пьесы Респиги снабдил программными заголовками. «Пояснения, касающиеся тайн авторского замысла», дал в письме сам Сергей Васильевич, убеждённый, что они помогут найти нужные оркестровые краски.

Впоследствии сам Рахманинов эту оркестровку одобрил и написал Респиги: «Позвольте мне, дорогой Мэтр, выразить Вам моё восхищение чудесными результатами Вашей блестящей оркестровки. Особенно благодарю Вас за точное соответствие Вашей оркестровки моему оригиналу».

В концерте прозвучат Этюды-картины С. В. Рахманинова «Море и чайки» (оп. 39 №2) и «Ярмарка» (оп. 33 №7) в оркестровке Отторино Респиги.

В середине сентября 1893 года на музыкальном вечере у Сергея Ивановича Танеева, где Чайковский показывал только что законченную Шестую симфонию, молодой Сергей Рахманинов, всего год назад окончивший Московскую консерваторию, представил на суд маститых коллег своё первое оркестровое сочинение. На партитуре композитор оставил строки: «Фантазия эта написана под впечатлением стихотворения Лермонтова «Утёс». Автор избрал эпиграфом к своему сочинению начальные слова стихотворения:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана…

Есть указание и на другой литературный источник рахманиновской поэмы, исходящее от самого композитора. На экземпляре партитуры, подаренном им А. П. Чехову в 1898 году, имеется надпись: «…автору рассказа «На пути», содержание которого, с тем же эпиграфом, служило программой этому музыкальному сочинению».

Содержанием рахманиновской симфонической фантазии является не конкретное раскрытие довольно сложного психологически образа и тем более не воспроизведение внешней обстановки, на фоне которой показана у Чехова случайная встреча главного героя с проезжающей молодой женщиной. Рахманинов стремился передать в своем сочинении то состояние глубокой тоски и неудовлетворённости, соединённой со жгучей жаждой радости и счастья, которое испытывает чеховский герой. Образы стихотворения Лермонтова служат ему поэтической метафорой, оттеняющей этот психологический мотив.

Лирическая взволнованность и напряжённость экспрессии соединяются в музыке симфонической поэмы «Утёс» с богатством и яркостью оркестровых красок, обилием звукописных элементов. Произведение построено на трёх темах, различных по своему образному значению.

Отталкиваясь от литературных впечатлений, Рахманинов создаёт в «Утёсе» самостоятельную музыкальную композицию, в которой основные образные элементы, подсказанные поэтическим источником, получают свободное, в значительной мере независимое от него развитие.

Пейзажная лирика бунина сочинениеПейзажная лирика бунина сочинение

В концерте принимает участие:

  • Симфонический оркестр имени С. Т. Рихтера Калужской областной филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр — Василий Валитов);
  • Мария Селявинская;
  • Татьяна Мосина;
  • Ольга Невская;
  • Андрей Бреус;
  • Фёдор Тарасов.

Продолжительность мероприятия: 1 час 30 минут (без антракта).
Возрастное ограничение: 12+
Организатор: ГАУК КО «Калужская областная филармония».

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа России»

4 класс

Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь».

Задачи:

  • вспомнить изученные литературные произведения и их авторов (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»; А.Н. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»; И.А. Бунин «Листопад»);

  • вспомнить значение слов «строфа», «рифма», уметь находить их в тексте;

  • понимать значение понятий «пейзаж», «лирика», «пейзажная лирика»;

  • развивать читательские и речевые умения учащихся;

  • знать определение и видеть в тексте средство художественной выразительности (олицетворение);

  • развивать и обогащать устную речь учащихся;

  • формировать умение работать в группах;

  • развивать память, мышление, творческие способности учащихся.

Тип урока:

  • урок-обобщение.

Оборудование:

  • учебник;

  • компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и постановка цели.

— Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

(поэтическая тетрадь).

— С творчеством каких писателей мы познакомились?

— Какие произведения прочитали?

(Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»;

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»;

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»;

Алексей Николаевич. Плещеев «Дети и птичка»;

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»;

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»;

И.А. Бунин «Листопад»).

— Вы догадываетесь, что объединяет стихи этих поэтов?

— О чем все эти стихотворения? (о природе)

— Давайте подумаем, только ли о природе говорят эти стихи?

— Что даёт нам понять поэт через описание пейзажа? (передает настроение, чувства, мысли человека).

— Что такое пейзаж? (слайд 1)

Пейзаж  — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная (не тронутая рукой человека) человеком природа.

— Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Через описание природы поэты показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

— Вы знаете, как называется жанр, показывающий отношение автора к природе?

Пейзажная лирика — это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

— Что такое лирика?

Лирика — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

— Сегодня мы вспомним и обобщим ваши знания по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь» и попробуем увидеть и почувствовать природу глазами поэтов. Для этого выполним задания.

ΙΙΙ.  Работа по разделу.

  1. Кто автор этих строчек?

— На слайде будет появляться отрывок из стихотворения, вы должны сказать из какого это произведения и кто автор этих строк. (слайд 2)

— Ну, пошёл же ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

(Н.А. Некрасов «Школьник»).

— Объясните выражение, «невеселая дорога»? (Невеселая дорога — значит, на пути много трудностей. Оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту).

(слайд 3)

— Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(«Весна» Е.А. Баратынский)

(слайд 4)

— Что значит лазурию слепит? (Лазурит – это минерал, блеск и мерцание на свету всех небесных оттенков).

(слайд 5)

— Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым мгновеньем –

Лишь два крыла.

(«Бабочка» А.А. Фет)

(слайд 6)

— Что такое бархат? (Бархат – это шелковая ткань с коротким мягким ворсом на одной из сторон).

(слайд 7)

— В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями

Чуть заметен над лесом туман

Тёплый вечер прозрачно румян…

( И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»).

  1. Литературные исследователи.

Класс делится на три команды.  Один человек из каждой команды вытягивает карточку с заданием, заранее подготовленным учителем. Даётся время на подготовку. Затем каждая команда, по очереди, отвечает на свои вопросы.

Карточка 1.

Что такое олицетворение?

Прочитайте стихотворения И. А. Бунина «Листопад», И. С. Никитина «В синем небе…».

Выпишите из этих стихотворений олицетворение.

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.(слайд 8)

  • Лес стоит над светлою поляной.

Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

  • В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Вопросы всему классу:

— Зачем поэты используют олицетворение в стихотворениях?

— Что нам помогает почувствовать и понять, олицетворение?

— Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей.

 Олицетворение помогает нам понять, что самые разные явления имеют отношение к нам, людям, что все, нас окружающее, живет своей особой жизнью. Благодаря олицетворению мы не только видим живую картину, но и испытываем вместе с писателем радостное чувство родства и единения со всем миром.

Карточка 2.

Прочитайте стихотворения  

Н. А. Некрасова “В зимние сумерки…”, А. А. Фета “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчева “Как неожиданно и ярко…. .

Приведите примеры рифм.

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.(слайд 9)

Карточка 3.

Что такое строфы?

Найдите и выпишите примеры таких стихотворений.

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в

каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.(слайд 10)

Примеры таких стихотворений. (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки…” (стр. 148), А. А. Фет “Весенний дождь” (стр. 141), Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко…” (стр. 139).

Вопросы всему классу:

— Как вы думаете, для чего поэт делит стихотворения на строфы? (Каждая строфа имеет свой смысл, придает отрезку завершенность).

  1. Игра «Акростих».

Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово.(слайд 11)

— Представим себя поэтами. Группы остаются те же.

На слайде по вертикали написано слово (природа). Каждая группа пишет свой акростих. Даётся время на подготовку. Затем каждая группа зачитывает свое стихотворение.

— Мы изучили стихотворения поэтов 19 века. Это была любимая игра в России в XIX в.

  1. Нарисовать картину. (слайд 12)

— Представим себя художниками. На слайде будут появляться строки, знакомого вам стихотворения Ивана Саввича Никитина «В синем небе плывут над полями…», а вы, по очереди, выходите к доске и рисуете по одному предмету. В результате у нас получится картина, которой мы закончим изучение раздела «Поэтическая тетрадь».

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

ΙV.  Итог урока.

  • Пейзажные зарисовки в рассказе бежин луг
  • Пейзаж в рассказе человек в футляре
  • Пейзаж в романе дубровский 6 класс сочинение
  • Пейзаж в повести пушкина дубровский сочинение
  • Пейзаж в рассказе гранатовый браслет