Пейзаж в рассказе старуха изергиль цитаты

План-конспект урока литературы в 7 классе с использованием технологии продуктивного чтения: м. горький старуха изергиль. легенда о данко. цели урока:

План-конспект урока литературы в 7 классе
с использованием технологии продуктивного чтения:

М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о
Данко.

Цели урока:

Развитие навыков аналитической работы с
текстом (умение анализировать, сопоставлять, сравнивать), образного видения,
творческих способностей учащихся; обучение приемам переработки информации:
поиск необходимых цитат, словарная работа (объяснение и уточнение значений
слов, подбор синонимов); формирование понимания эстетической функции русского
слова, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений. 

Формируемые УУД

Регулятивные УУД:

1) Умение самостоятельно определять цели
обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2) Умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

3) Владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

1) Умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

2) Умение создавать, применять и
преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

1) Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2) Умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.

Оборудование:
компьютер, проектор (презентация к уроку), раздаточный материал, учебник.

Ход урока

1.      
Организационный этап.

Здравствуйте, ребята, проверьте,
пожалуйста, всё ли вы приготовили к уроку.

2.      
Работа с текстом.

Антиципация.
Работа с текстом до чтения. Мотивация.

1)
Слово учителя.


«…Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они
сделали для Вас…», — так говорил человек, который сам был постоянно завален
работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет
которого вы видите на доске, — Максим Горький.

-Давайте
вспомним настоящее имя писателя (Алексей Максимович Пешков), Максим Горький –
псевдоним писателя, а что такое «псевдоним»? (Ответы).

-Горький
всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и
разочарования, и негодования.

-За
несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” (в 1894 году) Горький
писал: “Мечтать — не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова,
которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали
вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда
будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства
писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть
человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

-Давайте
подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях
писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и
показать им, что жизнь можно изменить к лучшему).

2)
Проверка домашнего задания


Итак, В 1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе,
окутанном романтизмом.


Объясните, что такое «романтизм», пользуясь домашними записями в тетради с
прошлого урока.


Что является его основными чертами? (Ответы детей)

3)
Целеполагание


Ребята, скажите, а ранее вы уже знакомились с какими-нибудь романтическими
произведениями в 5, 6, 7 классах? Встречали в них исключительных героев в
исключительных ситуациях? (Да, баллады «Светлана», «Перчатка», В.
А. Жуковского, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова)


Как вы думаете, что на уроке мы должны сделать? Что должны увидеть в этой
легенде? Каким должен быть характер героя? (познакомиться с легендой, найти
черты романтизма в герое, должны увидеть исключительного героя в исключительных
ситуациях).


Давайте обратимся к эпиграфу урока:

В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГАМ


Ребята, что означает слово «подвиг»? (Ответы: героизм, мужество, доблесть,
храбрость).

Как
вы считаете, в наше время есть место подвигам? (ответы детей)

-Прежде
чем мы обратимся к легенде о Данко, я хочу, показать вам романтического героя в
искл. обст. Посмотрите и ответьте на вопрос: «Чем он отличается от других
героев мультфильма?» (смотрим мультфильм).

4)
Просмотр мультфильма А. Альбиони

Физкультминутка:
Встаньте, ребята. Послушайте, как стучит ваше сердце. Как вы считаете, у
человека, который совершает подвиг, который жертвует собой ради других, сильно
бьется сердце? Улыбнитесь друг другу. Подарите свое сердце окружающим. Садитесь

2 этап. Работа с текстом во время чтения (поиск необходимых
цитат, выявление первичного восприятия текста, анализ).

5)
Первичное чтение текста. Беседа.


теперь, ребята, давайте прочитаем легенду о Данко. Я буду читать, а вы во время
чтения работаете. Ваша задача: посмотреть, какую роль играет пейзаж, это тоже
особенность романтического произведения) (чтение легенды).

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые
леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были
это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились
откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

— Какими вы
видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы
чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

(Мнения
учащихся:

— Люди были
сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не
бояться.

— Люди струсили
и не стали сопротивляться, их, я думаю, ждет смерть.

— Люди привыкли
к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не
смогли бороться с чужими племенами.

— Если это
сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой
поры” и даже не стали сопротивляться?)

________________________________________________________

Там были болота и тьма, потому что лес был
старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба,
и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но
когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли
один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы
задумались и впали в тоску.

— Как вы
думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

(- Люди ушли в
глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но
ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.

— Вместо того
чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в
тоску.

— Нужно было
что-то делать, а не просто тосковать.)

_________________________________________________

Нужно было уйти из этого леса, и для
того были две дороги: одна – назад, — там были сильные и злые враги, другая –
вперед, — там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими
ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные
деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались
вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью,
вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а
они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по
вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню
тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть
с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у
них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И
потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом
смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной
пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и
болота… Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не
изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от
дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины
плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и
трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче
и громче …

Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю
свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни…

— Что помешало
людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

(- Горький
описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг
людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к
свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.

— Люди, хотя и
оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но
боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.

— Но если люди
останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы
будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на
спасение… Все равно нужно было что-то делать…

— Я думаю, что
надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не
переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно
выход бы они нашли.)

— Какие краски
являются главными в описании природы, окружающей людей? 
(Краски тьмы:
“там были болота и тьма… так густо переплелись ветви, что сквозь них не
видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь
густую тьму”.)

____________________________________________________

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко —
один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит
им, своим товарищам:

— Не своротить камня с пути думою. Кто
ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да
тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец —
все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он
лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

— Веди ты нас! — сказали они.

Тогда он повел…»

— Как
восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

(- Люди
обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.

— Человек
всегда рад тому, кто решит за него, что делать.

— В такой
ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.

— Люди увидели,
что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.

— “Красивые —
всегда смелы”, — так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в
его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и
пошли за ним.)

_____________________________________

«Повел их Данко. Дружно все пошли
за ним — верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу
болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали
дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись
всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они…
Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко,
говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел
впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом,
зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем
собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился.
Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и,
качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над
вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же
быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний,
казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые,
длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы
ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный
путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в
бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел
впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!

Остановились они и под торжествующий шум
леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

— Ты, — сказали они, — ничтожный и
вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

— Вы сказали: «Веди!» — и я
повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество
вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только
шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как
стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

— Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они. А
лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко
смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много
людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было
ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от
жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него
они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на
легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они,
увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и
они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали
плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже
понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила
в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел,
и лил дождь…


Проанализируем описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и
происходящее между ними?

(- Гроза –
страшное явление: грозно зашептали деревья, грозно шумят молнии.

— Употребляются
активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они
передают динамику действия.

— Контраст:
сгущающаяся тьма и холодный огонь молний, “молнии разрывали тьму в клочья”.

— Из тьмы
выступало “что-то страшное, темное и холодное”. Автор даже не называет, что
это. Неопределенное местоимение усиливает впечатление таинственности,
загадочности, а значит, возрастает и страх.

— Разъяренные
люди видятся Данко в зверином облике.

— Снова
возникает образ кольца как угрозы, когда люди, как волки, стали плотнее
окружать Данко, чтобы легче было схватить его и убить.)

— Как вы
считаете, что может дальше произойти с Данко? Можем ли мы осуждать людей за
трусость?

(- Людей много,
это толпа, а толпа может растерзать.

— Данко может
дальше убеждать людей и, возможно, убедит.

— Данко может
бросить людей и спасти самого себя.

— Думаю, что
Данко решился искать выход именно из-за того, чтобы спасти племя, поэтому он
будет с ними до конца.

— Утомленные,
люди пали духом и не могли идти дальше. Они устали, испугались трудностей, не
знали, что ждет их впереди.)

_________________________________________________

— Что сделаю я для людей?! — сильнее
грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое
сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче
солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а
тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой
зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

— Идем! — крикнул Данко и бросился
вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда
лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом
бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего
сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и
сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним,
расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу
окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дожде . Гроза
была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела
трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей
заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из
разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи
гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся
гордо. А потом упал и — умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не
заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое
сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил
на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

— Вот откуда они, голубые искры степи, что
являются перед грозой!

— Какой момент
следует считать кульминационным?

(- Когда Данко
вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)

Какими
средствами художественной выразительности изображается сердце героя?

(- Градация:
“Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

— Повторы:
пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

— Перифраз:
сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

— Предполагали
ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

(- Да,
предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

— Думал, что
герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой…

— Наверное,
нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

— Данко погиб.
Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас
люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них
сделал Данко.)

3
этап. Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту,
составление кластера, синквейна. Подведение учащихся к коллективному решению,
соотносящемуся с авторской позицией. 

6.
Концептуальная беседа


Понравилась легенда? (Ответы детей)

-Как
описан пейзаж? (страшно, мир убивает людей, лес смыкает руки как живое
существо).

-Символом
чего является лес? (Страх)

Смотрите,
как красиво сказано: красивые всегда смелые. О какой красоте идет речь (внутренней,
душевной).

-Посмотрим
на главного героя Данко. Исключительный герой. Проведите грамматический анализ
имени Данко (дать, дань, данный). Еще другой смысл – Даниил.

На
какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький? (Глаза пылают, сердце
пылает через глаза).

Какая
есть замечательная пословица, отражающая это? (Глаза — зеркало души)

-Почему
люди готовы идти за ним? (поверили, хотят обрести свет).

-Почему
Данко их ведет? («сказали — веди, и я повел», он понимает, что он
исключительный герой, не такой, как все).

-Кто
он? (настоящий герой, в жизни всегда есть место подвигам).

В
чем красота подвига Данко? (Отдать жизнь за людей — вот величайшее счастье,
доступное всем. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их
из тьмы и гибели к счастливой жизни)

-Как
описаны люди? (звери, волки, думают, что Данко опустится до их уровня).

-Зачем
наступил человек на еще пылающее сердце Данко?

-Как
вы считаете, стоило ли Данко жертвовать собой ради таких людей?

-Докажите,
что легенда о Данко  – это романтическое произведение. (Он не такой, как все,
мужественный, сильный, искл. обстоятельства. Т.о, Данко — это исключительный
герой в исключительных обстоятельствах).

7.
Прием «Кластер».

Так
каков же он, Данко? Опираясь на знания, полученные сегодня на уроке, давайте
составим кластер (Ответы детей, совместное составление кластера)

жалеетimage013

8.
Прием «Синквейн».


Итак, ребята, предлагаю вам в своих тетрадях составить синквейн по теме урока:
1 строка — ключевое слово (Данко), 2 строка — два прилагательных,
характеризующих это понятие; 3 — три глагола, обозначающих действие в рамках
заданной темы; 4 — короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к
ней; 5 — синоним ключевого слова (существительное). (дети зачитывают свои
варианты синквейнов).

8.
Рефлексия.

-Итак,
ребята, мы познакомились с легендой о Данко из рассказа «Старуха Изергиль».
Скажите, цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты? Что нового на
уроке вы сегодня узнали? О чем мы поговорили?

Действительно,
Данко — романтический герой, а его подвиг — великий поступок, он останется
примером и ориентиром для нас всех. И пусть его сердце не затухнет никогда!
Помните: в жизни всегда есть место подвигам!

9.
Домашнее задание.

-Напишите
сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”,
“Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко
“гордым смельчаком”?”

Список использованной литературы:

1.
Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.

2.
Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного
литературного образования в ОС “Школа 2100” : [Монография] / О.В. Чиндилова. –
М.: Баласс, 2010. – 208 с.

3.
http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4428

4.
http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/reading.php

5.
https://urok.1sept.ru/articles/417987

На чтение 14 мин. Просмотров 41 Опубликовано

В легендах, которые рассказывает автору старуха Изергиль в одноимённом произведении М.Горького, два центральных образа – Данко и Ларра. Сопоставление этих образов даёт понимание разнообразия человеческих натур, ценностей и взглядов, которые движут людьми. В статье представлена сравнительная характеристика Данко и Ларры.

Два противоположных взгляда на жизнь

Данко смел и красив, как и Ларра, но его душа полна любви, сочувствия, желания служить людям. Данко не ищет любви, он является её источником, стремиться принести людям радость, пользу. Герой видит смысл своей жизни в том, чтобы спасти свой народ, дать ему шанс на жизнь. Его смелость, отвага, вера в себя – ключ к успеху. Данко деятелен, “бодр и ясен”, он идёт к цели без колебаний, потому что видит в ней своё предназначение.

Другой персонаж не ищет смысла в жизни. Ларра, прозванный людьми отверженным, не хочет платить собой, своими чувствами и силами ни за что в жизни. Его цель – “сохранить себя целым”, жить без обязательств, для себя. Ларра не боится одиночества, его натура горда до предела, он не в силах совладать с собственной природой. Холодное высокомерие и безграничная гордость – главные черты героя.

Таблица “Сравнение Ларры и Данко”

Данко Ларра
внешность героя Красив, взгляд “полон живого огня”. Красив, имеет “ледяной взгляд”.
отношение к людям всепоглощающая любовь к людям, желание помочь им, стремление презирает людей, считает себя выше всех, не нуждается в обществе
что символизирует образ Гуманизм, самопожертвование, страстное желание помочь людям, смелость. одиночество, высокомерие, нежелание считаться с окружающими, жить в согласии с ближними.
поступки персонажа Данко выводит людей из непроглядного дремучего леса ценой своей жизни. Разрывает грудь, достаёт сердце и освещает им путь своему народу. Ларра убивает девушку, дочь старейшины, которая оттолкнула его. Он не понимает ценности человеческой жизни. Не желает жить по законам общества. Обрекает себя на вечное презрение и одиночество.
смысл жизни помогать людям, вести их за собой. получать от жизни удовольствия, брать то, чего хочется, не “тратя себя”.
судьба героя погиб, отдав жизнь за будущее своего народа, пожертвовал собой сознательно. за убийство девушки был приговорён к вечному одиночеству людьми и высшими силами. Обречён на вечное одиночество и страдания. Невозможность умереть – его наказание.

Образы Данко и Ларры абсолютно противоположны, их сравнительная характеристика будет подспорьем при подготовке к написанию сочинения по аналогичной теме.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

  • Автор: М. Горький
  • Произведение: Старуха Изергиль
  • Это сочинение списано 400 122 раз
Ларра Данко
Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный.
Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив.
Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем.
Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени
Жизненная позиция Не хочет делиться с остальными. Хочет брать самое лучшее. Считает, что раз он непохож на остальных может делать всё что захочет. Мечтал стать свободным Жертвует собой ради того, чтобы спасти соплеменники. Мечтал подарить им свободу. Любил людей, желал всем помочь.
Отношение соплеменников к герою Ненавидели его за большую гордыню, хотя они понимали, что он ничем не хуже их. Считали его лучше всех, уважали его сильный дух веру и мужество. Даже когда они отвернулись от него – пожертвовал собой чтобы спасти их.
Смысл образа уверенное осуждение эгоистичности и уверенности в своей чрезмерной важности. Дань, дать, дающий. Что я дам людям? Что сделаю ради людей?
Причины «наказания» Презирает всех людей. Считает их рабами. Слишком гордое сердце.
Совершенный поступки Совершил преступление – убил девушку. Злые поступки. Совершил подвиг – осветил путь людям своим сердцем. Добрые поступки.
Истинное счастье Смерть Жить для других.
В итоге Одиночество
Герой с толпой Конфликт
Общее Внешне красивы, смелы и сильны духом.
Легенда современными словами Превращается в тень (тьма, холод) Голубые искры (свет, тепло)
Ключевая мысль Гордость — прекрасная часть характера. Она делает человека личностью и пренебрегает общепринятым. Самопожертвование.
Вывод Антиидеал, выражающий презрение к людям. Идеал, выражающий высшую степень любви к людям.
Цитаты
  • «он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»
  • «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь»
  • «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула».
  • «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»
  • «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце»
  • «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».

Содержание:

Сравнительная характеристика

Общая черта персонажей — гордость. Каждый хочет быть лидером, из-за чего они прибегают к противопоставлению себя обществу и толпе. Внешность Ларры:

  1. Красивый юноша.
  2. Сильный.
  3. Ледяной и немного пугающий взгляд.

Данко в этом плане отличается. Он тоже красив, но его взгляд «полон живого огня».

Разница жизненных позиций героев заключается в том, что Ларра высокомерен и эгоистичен. У него потребительское отношение к окружающим. Парень уверен, что ему каждый должен угождать и выполнять прихоти.

Ларра жестоко убивает девушку, которая ему не покорилась. После этого самый мудрый человек выносит персонажу приговор: парень останется свободен, но будет всегда одинок.

Ларра многие годы был один. Отвергнутый, он понял всю бессмысленность своей жизни, поэтому отправился к людям выпрашивать смерти. Но парню отказали и в этом из-за его жестокого поступка. В качестве наказания за свою гордость Ларра превратился в тень.

При сопоставлении образов видно, что Данко является его противоположностью. Он храбрый, мужественный и решительный. Всю свою жизнь посвящает служению народу.

Данко стал проводником людей к свету, всегда поддерживал их и ободрял во время тяжёлого пути. Но в итоге они пришли в тупик, после чего эти люди обвинили юношу во всех своих неприятностях и захотели растерзать его.

Данко было их жалко, так как он любил людей всем своим сердцем. Поэтому он решился на отчаянный поступок: герой сам себе разорвал грудь и достал горящее как солнце сердце. Оно озарило своим светом мрачный лес. После этого Данко снова позвал людей за собой, подняв сердце над головой.

В итоге всё плохое и мрачное они оставили позади. В будущем людей был только свет. Данко умер лишь тогда, когда увидел свободную землю. Он самоотверженно собой пожертвовал ради будущего людей.

Гордость Ларры привела парня только к бесконечному одиночеству. Даже после смерти ему пришлось существовать в тяжких муках в виде тени.

Анализ поступков

Поступки Ларры можно объяснить его желанием даже наиболее жестокими способами добиться собственных целей. Он убил девушку лишь из-за того, что она отказалась ему принадлежать. В поступках Данко видно только искреннее желание оказать помощь людям, даже если ему пришлось пожертвовать собой. Юноша не боится отдать за свои убеждения жизнь, чтобы племя было в безопасности и тишине.

О том, что эти образы абсолютно противоположны, можно увидеть и по их наружности. Орлиный взгляд был горд и очень холоден, а Данко был воплощением «живого огня». Это является прямым противопоставлением.

Характеристика образов, таблица

Образ Данко Ларра
Что символизирует Желание помогать, самопожертвование, гуманизм, смелость, жизнь в согласии с ближними Высокомерие, нежелание обращать внимание на окружающих, одиночество
Отношение к людям Безграничная любовь, стремление помогать Презрение
Поступки героя Вывел своё племя из дремучих зарослей и темноты. Пожертвовал собой ради блага других Убил дочь старейшины за то, что та его отвергла. Ларра не думает о том, что человеческая жизнь ценна. Не считается с мнением других. Обрёк себя на бесконечное одиночество и презрение
Смысл жизни Помочь людям, чтобы вывести из мрака Брать всё, что пожелает, получать удовольствие от жизни
Судьба героя Умер ради благополучного будущего своего народа За свой поступок его приговорили к вечным мукам в одиночестве. Самое главное наказание — невозможность умереть

Противоположность образов прослеживается в этой таблице. Её можно использовать во время написания сочинения по похожей теме.

Обоих персонажей не поняли окружающие. Но Ларра совершал безнравственные поступки. Племя ополчилось на Данко из-за того, что тот не мог признать своё бессилие. Из-за этого возник конфликт с толпой. Его жизнь закончилась трагически. Данко и Ларра были символами противоположных качеств человека.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

А.М. Горький

1. Ранние романтические произведения

2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»

3. Пьеса «На дне»

1. Ранние романтические произведения

Почему Горький выбирает романтический тип героя?
• Время начала творчества А. М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем.
• Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового.
• Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях.
• Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает необходимость найти «нравственный идеал».
• Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях.

Характерные признаки романтического произведения:

герой противопоставляется «толпе»;

герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;

необычный пейзаж (морской, степной), обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.

2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»

• Рассказ-размышление о смысле жизни

• Главный герой — исключительная личность

  Особенности композиции:
1 состоит из трех самостоятельных частей
2 сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования
3 первая и третья часть — легенды — противоположны по содержанию
4 центральная часть — рассказ о старухе Изергиль

Сравнение двух главных героев:

Параметры для сравнения

Ларра

Данко

Внешность

«красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»

красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»

Жизненная позиция

? он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать, что хо­чешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;

? «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, — люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племе­ни — «наказание ему в нем самом»

? «лучший из всех», «он любил лю­дей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»;

? «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугав­шимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Сопле­менники «наказывают» Данко за гор­дость

Итог жизни

одиночество

Послесловие

от Ларры осталась только тень, бродящая по степи

от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой

Вывод

крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям

альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

антиидеал

романтический идеал

Старуха Изергиль
• Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко).
• Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.

Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:

1

Ларра и Данко

Старуха Изергиль

Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.

2

Данко

Старуха Изергиль

Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.

3

Ларра

Старуха Изергиль

Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно», беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры), она платила за это, «тратила» себя, не жалея.

4

Ларра и Данко

Старуха Изергиль

Итог жизни — одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.

5

Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожерт­вовать собой.

3. Пьеса «На дне»Смысл названия

• В пьесе М. Горького отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году). Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе, показывает напряженность и направление поиска: «Без солнца» -> «Ночлежка» -> «В ночлежном доме» -> «На дне».
• Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.
• Размышление о правде и спор о предназначении человека.

Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки — в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности:

Клещ

«Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Изды­хать надо…вот она, правда!»

Анна

«Не помню — когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь моя дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»

Актер (стихи Пье­ра Беранже)

Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет Мир дорогу найти не умеет, — Человечеству сон золотой…

Лука

Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение, или даже обман — «золотой сон» (подлинная правда жизни, ибо она слишком су­рова, «обух для людей»), человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тя­жело, что нужно нести ему сострадание.

Сатин

Призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению героя, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрываю­щейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда, «Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» «Ложь — религия рабоа и хозяев… Правда — бог свободного человека!»

Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Теги: Горький | Распечатать 06.29.2012 / 12:13 — Произведения литературы в таблицах

Ларра Данко
Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный.
Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив.
Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем.
Родственные связи Сын орла и женщины
Жизненная позиция Не хочет делиться с остальными. Хочет брать самое лучшее. Считает, что раз он непохож на остальных может делать все что захочет. Мечтал стать свободным Жертвует собой ради того, чтобы спасти соплеменники. Мечтал подарить им свободу. Любил людей, желал всем помочь.
Отношение соплеменников к герою Ненавидели его за большую гордыню, хотя они понимали, что он ничем не хуже их. Считали его лучше всех, уважали его сильный дух веру и мужество. Даже когда они отвернулись от него – пожертвовал собой чтобы спасти их.
Смысл образа Дань, дать, дающий. Что я дам людям? Что сделаю ради людей?
Причины “наказания” Презирает всех людей. Считает их рабами. Слишком гордое сердце.
Совершенный поступки Совершил преступление – убил девушку. Злые поступки. Совершил подвиг – осветил путь людям своим сердцем. Добрые поступки.
Истинное счастье Смерть Жить для других.
В итоге Одиночество
Герой с толпой Конфликт
Общее Внешне красивы, смелы и сильны духом.
Легенда современными словами Превращается в тень (тьма, холод) Голубые искры (свет, тепло)
Ключевая мысль Гордость – прекрасная часть характера. Она делает человека личностью и пренебрегает общепринятым. Самопожертвование.
Вывод Антиидеал, выражающий презрение к людям. Идеал, выражающий высшую степень любви к людям.
Цитаты

Сравнительная характеристика “Ларра и Данко” (таблица)« Тип “делового” человека ” произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. ГоголяСтранная ли любовь Лермонтова к своей родине? (Лермонтов М. Ю.) »Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/sravnitelnaya-harakteristika-larry-i-danko.html
  • https://resoch.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-larra-i-danko-tablica/
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-danko-i-larry.html
  • http://5litra.ru/table_lit/713-proizvedenie-am-gorkogo-v-tablicah.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-larra-i-danko-tablica/

  • Педиатора или педиатра как пишется правильно
  • Педагогика избранные сочинения в 2 т том 1 2 е изд станислав теофилович шацкий книга
  • Пахуч как пишется правильно и почему
  • Пгу мос ру итоговое сочинение
  • Пахнущей лилии как пишется