Пейзаж в рассказе бежин луг 6 класс

Иван сергеевич тургенев страница 129-130 проверьте себя 1. что нового вы узнали об и. с. тургеневе из статьи, подготовленной по

Иван Сергеевич Тургенев

Страница 129-130

Проверьте себя

1. Что нового вы узнали об И. С. Тургеневе из статьи, подготовленной по материалам книги Н. В. Богословского «Тургенев»?

Из статьи о Тургеневе по материалам книги Богословского мы узнали очень много интересных фактов. Меня например заинтересовало то, как детские годы писателя повлияли на все его дальнейшее творчество.

Оказывается, мать Тургенева, Варвара Петровна, была очень властной женщиной, которая единолично управляла всем имением и все в имении подчинялось ее прихотям. Маленький Тургенев отлично это понимал и это омрачило его счастливое детство. Критики справедливо считают, что образ Варвары Петровны писатель использовал в своих произведениях, например в рассказе «Муму».

Писатель вырос в деревне и поэтому с детских лет полюбил русскую природу. поэтому в его творчестве так много рассказов именно о красотах природы.

2. Используя биографические словари «Русские писатели» и ресурсы Интернета подготовьте устное сообщение о жизненном пути писателя.

Родился Тургенев в дворянской семье. Получил хорошее образование. Учился у частных учителей, затем в пансионе и Московском университете. Затем продолжил обучение в Германии. После возвращения на родину стал посещать литературные кружки, где познакомился с Гоголем, Герценым, Аксаковым.

Сотрудничал с журналом «Современник».

До 1856 г. Тургенев жил в России, написал много произведений, в том числе «Охотничьи рассказы». Конец жизни он провел во Франции, где и умер.

Бежин луг

Страница 154-155

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали ещё одно произведение И. С Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Как вы думаете, почему писатель включил этот рассказ в книгу «Записки охотника»?

Рассказ начинается с описания июльского дня. Перед нами предстает картина удивительной природы. Не зря же автор назвал рассказ «по-природному» — «Бежин луг».

Но для молодого читателя интереснее, скорее всего, читать истории деревенских мальчишек, которые собрались возле костра в ночное. Эти мистические рассказы составляют значительную часть произведения.

Автор примыкает к ребятам и словно проживает вместе с ними их истории. Каждый мальчик — отдельный герой. Больше всего мне, как и автору, симпатизирует Павлуша. Им можно восхищаться, он умный, храбрый мальчик. Мне понравилась сцена, где Павел, не боясь пугающей темноты, скачет на лошади за собаками. Затем, когда он пошел за водой и услышал голос утопленника, он не струсил, но набрал все-таки воды.

2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

Сам автор называет их «поверья». Можно согласиться с автором, слово очень красивое. Это не предания, а эдакие былички, в которые верят те, кто живет в этих местах. Еще можно назвать байками, легендами.

3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

Нет, я совершенно не согласна с этим рецензентом. Если, к примеру, взять произведение «Бежин луг», то я считаю, что он построен очень гармонично и правильно. В начале и конце рассказа автор описывает природу и, действительно, он делает акцент на мелких, но на довольно ярких и значимых деталях. Благодаря этому мы еще более углубляемся в сюжет, нам становится более ясно и понятно, что происходило с героем в тот момент, что он переживал в душе, что его тревожило, а что радовало, и это, я считаю, очень важные моменты в рассказе.

Творческое задание

Французская писательница Жорж Санд отмечала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Можно было узнать, как живут одинокие и небогатые люди в нашей стране, показать то, как люди, обделённые счастьем, живут в уединении с природой. Можно увидеть разницу между барином и простым лесничим. Жизни людей из разных слоёв разные. Ну и конечно красота нашей Родины, все её прелести и могущество можно увидеть.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?

Я отношусь к иллюстрации этих художников с уважением, потому что они старались подобрать нужный пейзаж по описанию рассказа.

Совершенствуем свою речь

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.

Мой самый любимый рассказ из «Записок охотника» И. С. Тургенева – «Бежин луг» .

В этом произведении автор часто использует метафоры, сравнения, эпитеты.

Например, описывая природу, автор говорит о «раннем ясном небе», «утренней заре, не пылающей пожаром», а «разлившейся кротким румянцем», об «узкой и длинной тучке» и «лиловом тумане».

Мы видим «облачка, сверкающие змейками» блеск которых подобен «блеску кованого серебра», бесконечно разлившуюся реку с «разбросанные островами» и рукава у которой «ровной синевы».

Это и «вихри-круговороты, гуляющие высокими белыми столбами по дорогам».

Заплутавший вечером охотник наконец-то попадает в знакомое место. Он узнает Бежин луг.

При описании луга автор говорит о «едва прозрачном сумраке ночи», о увиденной «огромной равнине» Широкая река, огибающая равнину, «уходила полукругом» и имела « стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая». Это и холм, который «спускался вдруг почти отвесным обрывом», и у которого «громадные

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

В этом произведении рассказчик потерял дорогу домой после долгой охоты. Уже стало темно, появились звёзды на небе, никого и ничего рядом не было слышно, он был один в каком-то неизвестном поле, шел по узкой тропинке, и слышны были только его шаги. Ему становилось жутковато. Он нашел мальчишек у костра и прилёг рядом с ними, слушая их истории. Их истории были мрачными и страшными, они как-будто бы специально ждали ночи, чтобы рассказывать друг другу страшные истории. Здесь ночь символизирует страх, тревогу, то, что связано с нечистью. Началось утро, все стало вокруг светло, и на душе рассказчика стало спокойно и радостно. Он встал и отправился домой. Утро здесь символизирует счастье, душевное спокойствие, умиротворённость.

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

Характеры героев рассказа Тургенева «Бежин луг» легко понять, если прислушаться к их рассказам.

Федя, например ничего не рассказывает, но слушает. Он умный мальчик и ему хочется верить в то, чего как его учат не существует.

Павлуша скептик, он сопит и часто отделывается, одним словом. Костя и Ильюша верят во все сказки и с удовольствие их рассказывают, пугаясь при этом больше всех.

Ваня еще малыш и он просто спит.

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

1) Илюша, неприметный мальчишка двенадцати лет, хорошо знает поверья русских народов. Рассказывал больше всего историй, например, историю про домового.

2) Федя — красивый мальчишка из крестьянской богатой семьи. Ему нравиться сторожить табун, и его сильно тянет к природе. Не рассказывал истории.

3) Костя — грустный мальчик лет десяти, труслив. Рассказывал грустную историю про русалку.

4) Павел — большой, крепкий мальчишка двенадцати лет, самый смелый и серьезный среди всех мальчиков. Имеет завышенную самооценку, рассказывал историю про небесное предвиденье.

5) Ваня — самый маленьких из мальчиков, ему всего 7 лет. Мечтатель, ничего не боится.

Мальчики рассказывали истории, которые наиболее приближены к их характеру. 

Фонохрестоматия

1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?

Конечно отличается! Ночной пейзаж, он более романтичный и спокойнее, а вот утренний, он немного шебутной, так как все куда — то спешат. Кто-то в детский садик, кто — то в школу, университет, кто — то на работу, а кто то вообще по своим делам!

2.  Попробуйте сами прочитать эти два описания так, чтобы передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света».

3.  Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра. Подготовьте выразительное чтение отрывка по ролям, сохраняя характерную для каждого из мальчиков манеру речи

Костю я представила трусливым, Ильюшу слабым, несколько трусливым, но заинтересованным. Павлушу я представила решительным, бесстрашным. Ваня был маленьким, тихим и почти не вступал в разговор, Федя был надменным.

Презентация по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» ученицы 6 «Б» класса ГБОУ школы № 1324 (797) Курановой Марии

«Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. Кругом не слышалось почти никакого шума. Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг них… Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.»

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. (…) Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка.»

1. — Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя. (Имеет право первого голоса как старший, его уважают ребята, слушают). 2. — Эка! — проговорил Федя после недолгого молчанья, — да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить… (верующий). 3. — А что, Ваня, — ласково заговорил Федя, — что, твоя сестра Анютка здорова? …что она к нам…не ходит?..Ты ей скажи, чтобы она ходила. (…) я ей гостинца дам. — А мне дашь? — И тебе дам. (добрый, заботливый) Характеристика Феди

«…торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…»

Мое отношение к герою и к рассказу Из пяти представленных мальчиков в рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенева мне больше всех понравился Федя. Он самый старший, самый умный, имеет опрятный вид. Немногословный, умеет слушать. Федя добрый, к ребятам обращается ласково — Павлуша, Илюшка. Заботливый – спрашивает маленького Ваню о здоровье его сестры Анютки, гостинец двоим обещает. В беседе вставляет свои реплики и комментарии по делу. Ночное для него не труд, а забава, повод пообщаться с крестьянскими ребятишками, которых он не гнушается и не презирает. В нем нет спеси. Образные описания жизни прошлой России в рассказе перерастают в размышления о загадке русской души. Природа оказывается необходимым фоном рассказа. Фольклор и литературная проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах. Рассказ интересный и какой — то родной. Я тоже со своим дедушкой в темноте на природе часто говорю о домовых и других поверьях.

И. З. Суриков «В ночном» Летний вечер. За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Топот В поле раздается: То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля!.. «Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — Ф. И. Тютчев о «Записках охотника»

Подробное решение Страница 49-79стр. по литературе для учащихся 6 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014

1.Что вам показалось интересным и близким в этом рассказе?

2.Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?

Впечатлили эпизоды, где дети рассказывают про необычные случаи из жизни деревни, особенно про русалку, истории утопленников, про солнечное затмение, история мальчика Васи и его мамы. Все истории по-своему интересны.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Какой из рассказов мальчиков кажется вам самым интересным? Чем? Какой вам хотелось бы перечитать еще раз?

Понравился рассказ Павлуши про конец света, а так же рассказ Ильюши про псаря Ермила и «бяшу». Павлушин рассказ был интересно рассказан, вызвал смех, так же насмешил рассказ Ильюши про «бяшу». Эти два рассказа перечитывали несколько раз.

2.Вы, наверное, заметили, что рассказчиков трое. Это Ильюша, Костя и Павлуша. Выберете из текста все истории, рассказанные каждым из них. Чей рассказ больше напугал мальчиков, чей развеселил? Как вы думаете, чей рассказ больше нравится автору?

Из всех рассказов развеселил рассказ Павлуши. Напугал рассказ Ильюши про псаря Ермила, потому что в самый интересный момент резко залаяли собаки. Думаем, автору понравилась история Павлуши, так как он рассказывал его лучше и интереснее всех.

3.То, что рассказывает человек, всегда его каким-то образом характеризует. Как вам кажется, чем отличаются друг от друга три мальчика-рассказчика по своему отношению к окружающему (то есть какие стороны жизни и поведения людей наиболее интересны для каждого из них)? Сравните манеру высказывания. Чем она отличается у Кости? У Павлуши? У рассказчика? Как вы думаете, кому подражают ребята в манере повествования?

Мальчики-рассказчики очень отличаются друг от друга. Ильюша от всех своих друзей¬ этот мальчик отличался большим мастерством в рассказывании¬ страшных историй. Эти рассказы у него получались очень интересными и увлекательными. Он мог без перерыва поведать своим друзьям большое их количество: и об оборотнях, и о домовом, и о водяном, и о покойниках, и о гадании, которое происходит по родительским субботам, о мужике с лешим. Он способен завладеть вниманием всей мальчишеской компании, сидящей вместе с ним у ночного костра. Он фантазёр и выдумщик.

Павлуша — слушает истории с интересом, но к жизни относится реально, он не трус, храбрый, спокойный, в чем-то мудрый. Он любит окружающую природу и в отличии от всех других замечает красоту окружающего их мира.

Костя — впечатлительный, немного трусоватый, но добрый, жалостливый, переживательный.

Все мальчишек в какой-то мере подражают в своей манере рассказа взрослым. Кто отцу, кто соседу или человеку, от которого услышал рассказ. Их речь богата различными словечками, характерными для той местности, где они жили.

4.Сравние портреты мальчиков. Какая художественная деталь в них подчеркивается? Попробуйте сопоставить портрет и рассказ каждого из ребят. Какие отличия становятся заметны в их характерах, интересах, поведении? Кто из них более деятельный и смелый? Кто мечтатель и фантазёр? У кого заметен дар поэтического воображения? Кто из мальчиков лучше знает жизнь природы?

Илюша — двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим «какую-то тупую, болезненную заботливость». Автор подчеркивает, насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик: «На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку». А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками.

Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об антихристе Тришке, о мужике и лешем, и о водяном.

Внешность Павлуши была неказистой: огромная голова, непричесанные волосы, бледное лицо, неуклюжее тело. Но Иван Петрович восхищается его «смелой удалью и твердой решимостью», когда он, безоружный, ночью поскакал один на волка и нисколько этим не хвастался. Уделил внимание и его одаренности: глядел Павлуша очень умно и прямо, «да и в голосе у него звучала сила». На одежду автор обратил внимание в самую последнюю очередь. Состояла она из простой рубахи и портов. Павел ведет себя спокойнее и храбрее всех: после страшной истории, рассказанной Костей, он не побоялся, а успокоил мальчиков и перевел разговор на другую тему. Сам Павел, смышленый, умный мальчик, только слушает истории о «нечисти», рассказывает о реальных событиях, происходивших в его деревне во время солнечного затмения. Он интересуется окружающей природой, все замечает, много знает о животных и птицах.

Десятилетний Костя привлек внимание охотника задумчивым и печальным взглядом его черных блестевших глаз. Лицо Кости маленькое, худое, сам он низкий. Мальчик очень суеверный, верит в водяных и русалок, о которых рассказал остальным ребятам. Он подражает взрослым, в своей речи часто говорит «братцы мои». Автор назвал Костю трусишкой за страх перед волками, сопоставляя его с Павлом. Но Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Одет он так же бедно, как Павел.

5.Какие поступки Павлуши вызвали восхищения автора? Какие черты характера видны в этих поступках? Почему рассказ закончен сообщением о смерти Павлуши?

Павлуша — один из пяти мальчиков, с которыми познакомился рассказчик у костра, который жгли ребята. Весь облик мальчика говорит о бедственном положении его семьи: вся его одежда «состояла из простой запашной рубахи да из заплатанных портов». Внешне нескладный: «волосы…всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее», Павлуша привлекает своим умным и прямым взглядом, а также силой, звучавшей в голосе. Именно Павлуше доверено наблюдать за варившимся на костре котелком. Значит, это дело привычно для мальчика. Со знанием говорит герой и о рыбе, блеснувшей на реке, и о покатившейся звезде: «…Вишь плеснула, — прибавил он, повернув лицо в направлении реки, — должно быть, щука… А вон звёздочка покатилась». Павел ведет себя по сравнению с другими ребятами наиболее смело. Когда после рассказа Илюши о лесной нечисти все вздрогнули, услышав чей-то шипящий свист, Павел крикнул: «Эх вы, вороны!., чего всполохнулись?» — и перевел сразу разговор на бытовую тему, сказав о том, что картошка сварилась. Хорошо разбирается герой в повадках лесных зверей и птиц: то он слышит крик цапли, то объясняет, что белый голубок отбился от дома и теперь ищет места для ночлега. Вернувшись с реки, Павел говорит о том, что ему показалось, будто его звал водяной. Всего боявшийся Илюша отмечает, что это плохая примета. Но Павел не боится примет, так как верит в судьбу и считает, что «своей судьбы не минуешь». В финале рассказа читатель узнает о трагической гибели мальчика, но не в воде: «он убился, упав с лошади». Именно Павлуша вызывает наибольшие симпатии рассказчика, так как, не испугавшись, «с криком бросился вслед за собаками». В этот момент он был особенно хорош: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка…»

6.Как вы думаете, есть ли связь между рассказами мальчиков и тем, что автор-повествователь заблудился, чуть не упал с обрыва? Если есть, то какая?

7.Перечитаете тургеневские пейзажи еще раз. Их в рассказе несколько. Изображен июльский день от раннего утра до позднего вечера, ночь и утро следующего дня. На какие детали этих описаний вы могли бы указать как на результат тонкой наблюдательности писателя, его обостренного внимания к тому, что происходит в природе? Найдите в описаниях природы сравнения, метафоры, олицетворения. Какова их роль? Как вам кажется, автор просто наблюдает и регистрирует и то, что заметил, или он восхищается, волнуется, радуется, удивляется? Как вы думаете, присутствует ли в этих описаниях лирическое начало?

И.С.Тургенев более сдержан эмоционально, он скорее зритель, чем участник процесса течения времени. Его восхищение красотами природы созерцательно, а личное присутствие — статично. Писатель видится мне в роли художника реалиста, подробно и скрупулезно передающего зрителю пейзаж во всех тонкостях и деталях.

Внимание И.С.Тургенева сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков (как у древнерусских писателей), земная же растительность прописана куда менее подробно.

Текст изобилует множеством определений, передающих цветовую гамму: «тускло-багровое», «светлое и приветно лучезарное», «блеск кованого серебра», «бледно-лилиовый», «золотисто-серый», «голубоватый», «алый» и т.д..

Множество сравнений дают читателю возможность абсолютно точно представить себе описываемый пейзаж: «блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра», «облака — подобны островам», «небо — бесконечно разлившаяся река», «вечерняя звезда — бережно несомая свечка»,ё «приближающаяся ночь — грозовая туча», «облака…,как дым…».

Текст оживает благодаря изобилию олицетворений («солнце …- мирно всплывает», «вихри- круговороты -…гуляют по дорогам…», «уныло висело… небо», «звездочки… зашевелились» и т.д.); метафор («утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце…. мирно всплывает», «трава на дне долины…белела ровной скатертью», и т.д.); эпитетов («солнце…светлое и приветно лучезарное…мирно всплывает», «край… облачка засверкает змейками», «надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак», «ночная птица… пугливо нырнула в сторону», «неприятная, неподвижная сырость», «страшная бездна», и т.д.).

Писателю удивительно точно удается передать атмосферу погожего летнего дня: тепло и тишину, благостность и неподвижность. В разогретом воздухе едва различимы легкие ароматы полевых растений, но всеобъемлющи лишь тепло и красоты неба. Авторский текст подобен немому кино, где внимание зрителя приковано лишь к изображению, звуковой ряд практически полностью отсутствует.

Описание природы в исполнении И.С.Тургенева дает четкое представление о личности автора: это человек высокообразованный, тонкий, умный, влюбленный в родную русскую природу, но весьма сдержанный в проявлении своих эмоций.

8.Какой пейзаж вам понравился, вызвал отклик в душе? Может быть вы сами когда-нибудь наблюдали восход солнца, рождение утра или какие-нибудь другие перемены в природе?

Понравилось описание утра в самом конце произведения. Автор настолько явственно передал наступление нового дня, что вся картина предстала перед глазами. Нам очень нравится восход солнца — это очень красиво, особенно, когда утро не пасмурное. Еще нам нравится наступление грозы и радуга, возникающая на небе.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ.

1.Каково отношение автора к природе, крестьянским детям, их рассказам? Что главное увидел и понял писатель в ребятах? Как вам кажется, есть ли связь между одухотворенными образами мальчиков и общей антикрепостнической направленностью «Записок охотника»?

Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, о даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.

Думаем, что связь между образами мальчишек и антикрепостнической направленностью «Записок охотника» есть. Она заключается в том, что автор показывает крестьянских детей, которые живут с воем мире, у них есть радости, горести, беды, трагедии, многие из них умирают, они не учаться, их взгляды на жизнь иногда базируются на мифологических представлениях о жизни.

2. Каким образом такие разнородные элементы, как развернутые пейзажи портреты ребят, их рассказы, соединены в одном произведении? Что скрепляет, придает повествованию единство, цельность? Попробуйте объяснить композиционную целесообразность любого из названных элементов рассказа.

Эти разнородные элементы соединены общей композицией произведения, которая создает единство повествования. Так, например, описание природы дает нам возможность понять психологическое состояние героев, а описание портретов, составить образ мальчиков-рассказчиков. А их истории добавляют в их портреты свои оттенки и детали.

3.Из чего складывается образ повествователя-рассказчика в сознании читателя? В каком месте рассказа автор прямо выражает своё отношение к героям и ситуации? Каким тоном он ведет повествование? Каким общим настроением проникнуто произведение Тургенева?

Рассказчик всю ночь проводит у костра вместе с мальчиками, слушает истории, рассказанные детьми. Каждая история — это одновременно полет фантазии и наивная вера простых людей, что буквально рядом, живут домовые, русалки, водяные, что можно повстречать выходца с того света и даже о чем-то поговорить с ним. Тургенев с мельчайшими подробностями передает манеру разговора крестьянских детей, характерные обороты их речи. Автор прямо выражает свое отношение к Павлуше: «Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился… »

Тон повествования ровный, спокойный, автор будто любуется происходящим, ему интересно, он сопереживает в какой-то момент ребятам. Общее настроение произведения — восхищение и любование природой, любовь к крестьянским детям, его внимание к ним и их проблемам. Здесь присутствует и доля фантастичности, юмора и трагедии.

Самым старшим из всех пятерых мальчиков, которых встретил автор на большой равнине Бежин луг, Федя — самый старший, ему уже четырнадцать лет. Этот деревенский мальчик вырос в довольно богатой семье. Если­ поход в «ночное» чтобы сторожить лошадей для остальных мальчиков — это своеобразный заработок, то для него — просто забава. И одет он по-другому: на нем ситцевая рубаха с каёмкой, совсем новый армячок, свои собственные сапоги и даже имелся при нём гребешок для расчесывания волос, который был совершенно редким атрибутом у крестьянских детей. Федя внешне был очень стройным, у него красивые тонкие черты лица, белокурые кудрявые волосы и удивительная, постоянная то ли полурассеянная, то ли полувеселая улыбка. Он всем мальчикам постоянно показывает свое превосходство.

Во время разговоров, он ведет себя довольно деловито, задавая разные вопросы, слегка важничает, он, словно дает разрешение мальчикам делиться со всеми своими удивительными и интересными рассказами. Сам внимательно их слушает, но делает вид или демонстрирует, что не очень им верит. Скорее всего, он получил неплохое образование в домашних условиях, поэтому присущая остальным ребятам, сидящим рядом с ним у костра наивность, ему совсем не присуща.

В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» мы встречаемся с охотником, заблудившимся в лесу, от лица которого и ведется повествование. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы.

Наблюдая за ними и слушая их беседу, охотник дает каждому из ребят детальную характеристику, отмечая их природную даровитость. И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Что за славный мальчик!» — так оценил его охотник. Только вот врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью.

Что хотел передать образами мальчиков у костра И.С.Тургенев?

Жаль, славный был парень!» — с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Илюша — двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим «какую-то тупую, болезненную заботливость».

Как удается автору показать различное отно­шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от­ношение.

Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика свои особенности и замечает их даровитось. Самый старший из них — Федя. Он из богатой семьи, а в ночное он выехал ради забавы.

slide 10

Также у него был гребешок — редкий предмет у крестьянских детей. Мальчик стройный, нетрудящийся, с красивыми и мелкими чертами лица, с белокурыми волосами, «белоручка». Уделил внимание и его одаренности: глядел Павлуша очень умно и прямо, «да и в голосе у него звучала сила». На одежду автор обратил внимание в самую последнюю очередь.

slide 4

Мальчик очень суеверный, верит в водяных и русалок, о которых рассказал остальным ребятам. Он подражает взрослым, в своей речи часто говорит «братцы мои». Автор назвал Костю трусишкой за страх перед волками, сопоставляя его с Павлом.

image111

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» — это вовсе не забава.

makovsky2

Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны и любознательны.

slide 6

В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой. На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенным кострам и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков.

Описание Илюши из рассказа «Бежин луг»

Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В рассказе «Бежин луг» главный герой заблудился после охоты, сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал «крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун».

В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

Заблудившийся охотник

Поняв, что он потерял верный путь, наш герой проблуждал до ночи, которая спустилась на землю душистая, теплая и темная. Вдруг вдалеке он заметил два маленьких огонька, и поспешил на их свет, к людям.

Это оказались крестьянские мальчики, которых отпустили пасти ночью лошадей. Они — главные герои рассказа «Бежин луг».

У костерка

Вокруг стоял угрюмый мрак. Охотник тихонько лег под куст. Ребятишки, а их было пятеро, решили, что он задремал, и стали вести прерванный разговор. Тем временем наш герой присмотрелся к каждому. Федя, лет 14, Павлуша и Илюша лет 12, Костя примерно 10 лет, и самый младший, которому на вид было лет семь, Ванюша, — главные герои. Бежин луг, на котором они пасли лошадей, находился вблизи реки и очень далеко от дома охотника.

Федя и Павлуша

Федя — самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

1408625

Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

Илюша, Костя и Ваня

Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов. Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша. Главные герои («Бежин луг») Тургенева — дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

Главные герои («Бежин луг»), их характеристика

Федя — положение обязывает его вести себя немногословно и важно, чтобы не уронить свое достоинство. Он старается держать покровительственный вид по отношению ко всем мальчикам.

Павлуша — самый яркий из всех ребят, несмотря на его некрасивость. Страшные рассказы, от которых у всех захватывает дух, так и льются из него. Павлуша может рассказывать бесконечно несчетное количество страшных историй. Он единственный, который слышал, как ходит домовой по ночам, переставляет предметы ночью на старой бумажной фабрике. Многозначительно он объясняет присутствующим, что домового увидеть нельзя.

1408628

Темной ночью его байки становятся совершенно правдоподобными. Павлуша сам ничего не пугается. Когда ему показалось, что на табун напали волки, он взметнулся на коня, за ним полетели собаки, и только его и видели. Когда он вернулся, сказав, что волков, к счастью, не было, все были поражены его смелостью и решительностью. Не менее храбро он отправился на реку за водой. Все испугались, что его может утащить водяной. Но Павлуша вернулся, как ни в чем не бывало, принеся воду. Все его поведение показывает читателю умного мальчика с сильным характером. В конце автор рассказывает, что Павлуша погиб в том же году. Он упал с лошади и разбился насмерть.

Характеристика Илюши

Илюша — ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом. Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

1408632

Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они — главные герои («Бежин луг») Тургенева.

Костя и Ваня

Костя — слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

1408643

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Самый младший и незаметный — кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

1408651

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

Природа и её роль в рассказе Тургенева «Бежин луг»

Цель: 

показать мастерство Тургенева в создании портретной характеристике.

образовательная – продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения; установить взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа в рассказе;

развивающая – развивать воображение;

воспитательная – воспитывать трепетное отношение к природе.

УУД:

предметные

расширить представление учащихся о творчестве  И.С.Тургенева;

познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в

описании природы;                                                       

повторить понятия «метафора», «эпитет»,  «олицетворение», «сравнение»;

метапредметные

развивать навыки связной устной речи;

определять последовательность промежуточных целей с учетом

конечного результата;                                  

личностные

развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Вступительная часть

Свой урок начнем со слов автора Ивана Сергеевича Тургенева

«Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит»
И. С. Тургенев

Известный российский писатель Иван Сергеевич Тургенев, прославился как мастер пейзажа. В его творчестве описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор открывает внутреннюю суть своего героя. Так в романе «Отцы и дети», Тургенев, используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя Аркадия, автор очень точно передает его внутренний мир. Природа в описании Тургенева очень красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает. Слова, которые писатель подбирает, очень точно передают представленный пейзаж: «золотисто зеленело, … лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка».

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа «Бежин луг»?  Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. ( Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, — описанием «прекрасного июльского дня»).

— Дайте название этому пейзажу. ( «Прекрасный июльский день»)

— Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

— Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

— Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж намечает тему рассказа «Бежин луг » – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

3. Развитие пейзажа.

— В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

( Чтение учащимися отрывка).

      —  Итак, на смену дня приходит ночь. Как меняются краски рассказа, его интонация?

      ( Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

      — Какие звуки мы слышим?

      — Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

      — Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

      ( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» — недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

— Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и…?

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

— Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.

4. Проблемный вопрос.

— Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная  сырость, точно я вошёл в погреб»

А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

5. Рефлексия.        

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

  1. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой необыкновенной ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное

  2. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы,  полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.

  3. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

  4. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

  5. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

  6. Итоги. Домашнее задание     

Природа глазами заблудившегося охотника

Уже в самом начале произведения природа описана с особой любовью. Читатель наслаждается описанием природы в рассказе «Бежин луг», как-будто видит эту природу вокруг себя. Заблудившийся охотник видит природу своими глазами. Он может ощутить ее разницу. Как только рассказчик понимает, что он потерялся, сразу прекрасное ощущение сменяется на сырость. Попав на Бежин луг, рассказчик точно описывает природу. То, как делает это Тургенев, уже вводит читателя в состояние таинственности. Автор рисует красивую картину прекрасной природы, но можно почувствовать разницу описания в самом начале и в момент, когда рассказчик заблудился.

Поговорим об описании

Природа в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева тесно связана с самими героями. Если перечитать, к примеру, роман «Отцы и дети», то это видно невооруженным глазом. Меняется природа, меняется характер главного героя. Причем писатель передает это настолько мощно и четко, что дух захватывает.

А если мы рассмотрим рассказ «Бежин луг»? Насколько ярко и красочно описал Иван Сергеевич летний пейзаж: «Цвет небосклона легкий, бледно — лиловый». И представляется деревенское утро с его светлым небом. В воздухе носятся запахи гречихи, горькой полыни и ржи. А по ночам все замирает, только мерцает вода в реке. Бесспорно, описание природы Тургеневым заслуживает высших похвал. Сравнить писателя можно лишь с художником. Только второй пишет свои картины красками, а первый — словами.

Кто читал рассказ «Бирюк»? Помните, как описывается там дождь? Начинаешь читать и кажется, что слышишь, как сердито завывает ветер за окном. Поднимаешь взгляд к небу, оно черное и тяжелое. Неожиданно прорезает его золотая молния, раскалываясь надвое. Громыхнул вдалеке гром, заставляя невольно отпрянуть от окна. А вот и первые капли дождя. Крупные и тяжелые, они шлепают по зеленым листьям и бьют по крыше. Перечитайте рассказ — сами поймете, как красиво описывает природу Тургенев.

По теме: Филофобия — боязнь влюбляться: причины, симптомы и методы лечения

Природа как действующее лицо

При разговоре мальчиков природа тоже играет не последнюю роль. Сама атмосфера вечера у костра располагает к подобным разговорам на таинственные темы. Но природа не просто сопровождает весь рассказ атмосферой, она как-будто становится участником этого разговора. Периодически она вставляет свое «слово». Это выражается то в протяжном крике какого-то животного, то в голубке, который взлетает в небо. Природа как будто направляет разговор в нужное русло, меняет его направление или даже соглашается или не соглашается с мальчиками. Например, взлетающего голубя мальчишки приняла за праведную душу, покидающую землю.

Какую роль играет в рассказе пейзаж?

Пейзаж часто передаёт душевное состояние, настроение героя.

Сравните описание природы вначале и в конце?

В начале рассказа и в конце.

Тусклое солнце яркое солнце

Мгла, туман, дождь, серое небо короткое бабье лето

мокрый снег хлопьями погода прекрасная

Бледные болотные ягоды Живая природа

«ни деревьев, ни кустов, ни травы»

Серая (мёртвая) природа

-В начале рассказа преобладают серые, мрачные тона. Это усиливает безысходность, одиночество героя. Природа как бы перекликается с человеком. Состояние человека и окружающей природы одинаковое. В конце рассказа сама природа помогает человеку — наступает бабье лето, светит яркое солнце, прекратились дожди и снега.

6.Когда герой понял, что жизнь дороже золота? Как он распорядился своим золотом?

-Как раз в тот момент, когда установилась хорошая погода, в нём укрепилась вера в жизнь, появилась возможность спастись, герой понял, что человеческая жизнь дороже золота. Он свое золото выбросил и золота Билла не взял.

Эту порядочность по- своему оценила природа. Она уберегла его от гибели. Природа будто проверила его на человечность

Чтобы полнее прочувствовать, что вынес Герой, точнее понять его желания, я просила некоторых ребят составить, написать монолог- воспоминание Героя, составленный от 1-го лица

Когда и почему герой почувствовал себя одиноким?

Почему герой надеялся, что Билл ещё ждёт его?

О чём размышлял герой, стоя над костями Билла?

Почему герой не стал грызть кости Билла и не взял его золота?

7.Вопросы

1).Что заставило героя идти вперёд?

2).Что помогло ему победить волка и выжить?

3) Почему он запасался сухарями на борту корабля?

А последние слова: «Это было мучительно, но усилием воли я заставил себя терпеть, так как я люблю жизнь: я человек и должен выжить…», объясняют смысл названия.

Хороший рассказ, серьёзный и поучительный.

-Могли бы вы поступить так же, как Билл?

-Чьё поле вам ближе и почему?

-Какой жизненный урок для себя вы вынесли из этой истории?

(Учиться преодолевать любые трудности, быть верным другом, не терять веру в жизнь, не терять надежду, не отчаиваться ни при каких обстоятельствах и оставаться человеком)

Вывод:

Джек Лондон был очевидцем яростной борьбы с северной стихией, очевидцем его побед и поражений. Он встретил немало настоящих людей, и вместе с ненавистью к жестокой действительности в нём укрепилась вера в могущество человека, товарищество и дружбу. Он понял, что это и есть подлинные ценности человеческой души, что главное – не терять веру в себя, веру в друзей, в жизнь.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы стр.298 (1,2,3,4, 9 – письменно в тетради)

Роль природы в рассказе

«Бежин луг» – рассказ, в котором природа, люди и животные как будто противопоставляются потустороннему миру. Природа является между ними определенным проводником. Она то на стороне людей, то на стороне потусторонних сил. Она задает атмосферу всему произведению. Читатель с первых же строк представляет прекрасный летний день, а затем теплую ночь. Он как-будто ощущает теплую ночь с костром, как будто слышит журчание воды. Но иногда природа остается на стороне сил потусторонних, пугая мальчиков различными звуками и явлениями. Поэтому роль картины природы в произведении Тургенева «Бежин луг» сложно переоценить.

Данная статья поможет написать сочинение «Тема природы («Бежин луг»), описать ее значение и роль в рассказе.

Природа в произведениях Тургенева

Категория: Литература.

Природа в произведениях Тургенева

Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

«Непримиримый враг цепей и верный друг народа», – так называл Тургенева Некрасов.

Наиболее полно и ярко взгляды Тургенева отражены в одной из самых удивительных книг в русской литературе – «Записки охотника». Они состоят из 25 произведений, которые разнообразны по содержанию и по художественным особенностям, но в них ярко проявляются и общие черты, что позволяет говорить о «Записках охотника» как о чем-то внутренне едином и художественно законченном.

Известно о большом влиянии «Записок охотника» на общественное сознание и на литературу России и Западной Европы середины и второй половины Х I Х в . К открытиям Тургенева в области народной тематики и в теме природы прибавился необыкновенный психологизм созданных им портретов-характеров . И все эти качества продолжали и впоследствии воздействовать на читателей и волновать исследователей . Критический реализм как основное направление русской литературы XIX в . многим обязан именно этим тургеневским открытиям .

Т ем не менее время идёт и, как выразился старинный поэт (Вл. Бенедиктов), «хоть пред нами та же книга, но в ней читаем мы не то » – открываются новые стороны литературного наследия Тургенева, которые раньше не привлекали внимания. Мы знаем теперь, что это – писатель с глубоким философским подтекстом, охватывающим человека, природу, религиозные проблемы Бытия . Так что наше традиционное представление о том, что именно вкладывал Тургенев в понятие правды жизни стало значительно богаче. «Записки охотника» оказались не только «записками» зоркого наблюдателя российской жизни определённой эпохи, их содержание напоминает скорее родник, вода в котором не убывает, сколько ни черпай.

Мысль о связи человека с «природой-космосом» – тургеневская мысль, и выразить её помогает весь ход повествования (дополнительная деталь – рассказ Павлуши о солнечном затмении). Но, как представляется, также и само место действия способствовало этому взгляду «вверх». Тому, кто побывал на реальном Бежином лугу, становится понятнее смысл фразы, находящейся в начале главного эпизода рассказа: «Этот луг славится в наших околотках » Тургенев не пишет об этом прямо, но мы видим это и сейчас: в ландшафте Бежина луга есть нечто нездешнее, как уже говорилось, и даже космическое. Словно великан (ледник ?) пропахал огромную рытвину, показав человеку, как Бог – Иову, что на самом деле не он, человек, здесь хозяин, хо т я и мнит себя таковым. Так, от геологического феномена Бежина луга протягивается прочная нить к поэтике и мировоззрению Тургенева.

Тургенев заставляет нас почувствовать и запахи. Помните, в «Бежином луге»: «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой».

Писатель тонко передает осязательные ощущения и чувства человека: «Свежая струя пробежала по моему лицу. . . Тело мое ответило легкой, веселой дрожью.

1а Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И. С. Тургенев использует эпитеты: «заря разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце мирно всплывает», «облака почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают как дым», «как бережно несомая свечка вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.

Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.

Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И. С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состояние героев.

И. С. Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы . Он был убеждён, что человек только и силён ,когда «опирается» на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все -одинаково равны, его ужасал «закон»,по которому , рождаясь , человек был уже приговорён к смерти

Для Тургенева природа была важной и безусловной жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев. Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка этого персонажа и его характера.

2. . . . . . . . . . . . . . . . .

3 Тургенев в основном приходит к печальному выводу о несовместимости природы с «современным» человеком. Однако эта общая формула, как часто бывает у больших художников, не покрывает всех взаимоотношений тургеневского героя с природой, которые мы находим на страницах рассказов, повестей и романов писателя.

И «Записки охотника», крестьянские герои которых показаны как раз в духовном единении с природой, не исключение. Подобное же сопряжение с природной жизнью, обогащающее обе стороны, переживают в определенные моменты и тургеневские персонажи из «культурного слоя» России. Вот о таком моменте вспоминает, обращаясь к Марье Александровне, Алексей Петрович («Переписка»): «Помните ли вы наши безмолвные вечерние прогулки вчетвером вдоль ограды вашего сада, после какого-нибудь долгого, теплого, живого разговора? Помните ли вы те благодатные мгновения? Природа ласково и величаво принимала нас в свое лоно. Мы входили, замирая, в какие-то блаженные волны. Кругом вечерняя заря разгоралась внезапным и нежным багрянцем; от заалевшегося неба, от просветленной земли, отовсюду, казалось, веяло огнистым и свежим дыханием молодости, радостным торжеством какого-то бессмертного счастья; заря пылала; подобно ей, тихо и страстно пылали восторженные наши сердца, и мелкие листья молодых деревьев чутко и смутно дрожали над нами, как будто отвечая внутреннему трепету неясных чувств и ожиданий в нас».

А вот схожий фрагмент в «Дневнике лишнего человека»: «Мы с Лизой первые вышли на край рощи. . . Мы вышли, остановились, и оба невольно прищурили глаза: прямо против нас, среди раскаленного тумана, садилось багровое, огромное солнце. Полнеба разгоралось и рдело; красные лучи били вскользь по лугам, бросая алый отблеск даже на тенистую сторону оврагов, ложились огнистым свинцом по речке. . . Мы стояли, облитые горячим сиянием.

Я вскрикнул от восторга и тотчас обратился к Лизе. Она глядела прямо на солнце. Помнится, пожар зари отражался маленькими огненными пятнышками в ее глазах. Она была поражена, глубоко тронута». Аналогичный момент есть и в повести «Вешние воды» (1872), где внезапно налетевший вихорь ветра бросил друг к другу Джемму и Санина, как бы соединив их в первом поцелуе. Во всех этих фрагментах тургеневских текстов природа одухотворяется, а человек обретает естественную полноту своего существа. Но не только. Свободная причастность жизни природы с ее бесконечностью и универсальностью позволяет героям Тургенева в такие мгновения вполне преодолеть и «свое одиночество, свою слабость, свою случайность».

Намного богаче своей общей идеи, как она сформулирована рассказчиком, тайна природы и в повести «Поездка в Полесье». В ней явственны два разнородных начала, представленные двумя в свою очередь несхожими жителями села Святое, крестьянами-охотниками Ефремом и Егором. Первое развивает зачин произведения. По мере погружения в недра Полесья сердце его героя все больше сжималось от впечатления «чего-то мертвенного, хотя и величавого», а оставленный своими спутниками, он впрямь «почуял веяние смерти»: «я ощутил, я почти осязал ее непрестанную близость. Хоть бы один звук задрожал, хотя бы мгновенный шорох поднялся в неподвижном зеве обступившего меня бора! Я снова, почти со страхом, опустил голову; точно я заглянул куда-то, куда не следует заглядывать человеку. . . «.

Окруженный чуждой ему стихией, рассказчик не находит душевной опоры и в воспоминаниях о своей прошедшей жизни, кажущейся бессмысленной: «О, жизнь, жизнь, куда, как ушла ты так бесследно? Как выскользнула ты из крепко стиснутых рук? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?». Но появляется Егор, человек с «важностью статного оленя», стоящий «лицом к лицу с печальной и строгой природой этого нелюдимого края», и вместе с тем убежденный христианин («. . . он ничего без креста не начинал»). Он принес герою воды из «колодезя», т. е. воды живой (» – Вот вам вода, – раздался за мной звучный голос Егора, – пейте с богом»), которой в русских сказках вслед за мертвой кропят погибшего человека, чтобы он ожил. Так случилось и с культурным героем «Поездки. . . «. «Я, – говорит он, – невольно вздрогнул: живая эта речь поразила меня, радостно потрясла все мое существование». Он с увлечением идет с Егором в лес, и они бродят там «долго, до вечера», ибо оба чувствуют уже не враждебность его, а некую духовную родственность себе.

В лесу проводит целые дни и ночи, однако, и Ефрем (от др. -евр. «плодовитый»), не христианин, а язычник, аморалист. («Да он никого не боится. Да вы посмотрите на него: по физианомии бестиян, с носу виден», – говорит о нем его односельчанин Кондрат, и на самом деле «нос имел он длинный и острый, крупные губы и жидкую бородку. Его голубые глаза так и бегали, как живчики»),»вор и плут», взявший верх даже над местным дьячком и одурачивший самого станового пристава. Это в прямом смысле слова леший, злой «дух» полесской природы, с которым «целой вотчине» не справиться . Это и другая грань Полесья, враждебная человеческой духовности в той же мере, что и смерть.

В скрытом противостоянии Егора и Ефрема как олицетворений разных начал природы – человека и подавляющего его – преимущество в тургеневской повести остается все-таки за первым хотя бы потому, что изображением «спокойного и важного, как всегда» Егора, который, «казалось, задумался и глядел куда-то вдаль. . . «, повесть и заканчивается. Правда, вне сомнения доброе отношение природы к Егору автобиографический герой-рассказчик «Поездки в Полесье» все-таки счел необходимым мотивировать тем, что этот крестьянин-христианин «умеет не жаловаться. То есть свои глубокие переживания не обнажает.

Удручающему безразличию природы к человеку разительно противостоит ее воистину жизнетворная сила, воспетая Тургеневым в другом прозаическим стихотворении – «Дрозд » (1877). Здесь «маленькая птица» звуками своего переливчатого предрассветного пения сняла давящую безнадежность с души своего благодарного слушателя: «Они дышали вечностью, эти звуки – всей свежестью, всем равнодушием, всею силою вечности. Голос самой природы слышался мне в них, тот красивый, бессознательный голос, который никогда не начинался и не кончится никогда».

4 В описании природы Тургенев стремится передать тончайшие оттенки. Недаром в Тургеневских пейзажах Проспер Мериме находил «Ювелирное искусство описаний». И достигалось оно главным образом, с помощью сложных определений: «бледно – ясная лазурь», «бледно – золотые пятна света», «бледно – изумрудное небо», «шумливо сухая трава». Вслушайтесь в эти строки! Автор передавал природу простыми и точными мазками, но как ярки , сочны были эти краски. Следуя традициям устного поэтического творчества народа, писатель брал большинство метафор и сравнений из природы: «дворовые мальчишки бегали , как собачонки», «люди, что деревья в лесу», «сын – отрезанный ломоть», «гордость поднялась на дыбы».

Он писал: «В самой природе нет ничего ухищренного , мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает;? В своих прихотях она добродушна». Природа средней полосы России в произведениях Тургенева пленит нас своей красотой. Читатель не только видит бескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, но словно слышит шелест березовых листьев, звонкое многоголосья пернатых обитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов . Писатель философски размышляет то о гармонии в природе, то о равнодушии по отношению к человеку. А его герои очень тонко чувствуют природу, умеют понимать ее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их переживаний.

вывод. В целом природа в творчестве Тургенева – стихия настолько же жизнеутверждающая и с жизнью примиряющая, как и прекрасная, вопреки ее кратковременности у тургеневских героев, высокая любовь, обаяние одухотворенной женщины и гармония искусства, сила «могучего, правдивого и свободного» русского языка и очарование Родины. Подобно всем опорным бытийным ценностям автора и центральных персонажей «Аси», «Дворянского гнезда», «Накануне», «Отцов и детей», «Песни торжествующей любви», она в своем отношении к тургеневскому «современному человеку» отнюдь не однозначна, но, как и они, позволяет и помогает ему ощутить себя Личностью.

Творческий опыт Тургенева, его художественные открытия содействовали обогащению русской и мировой литератур. В крестьянской массе он первый увидел сложные, тонкие и неповторимые личности, красота и гармония которых соответствовали величественной и прекрасной природе.

Природа питала творчество Тургенева, шла рядом бок о бок с ним всю его жизнь, влекла к себе в беззаботную пору детства и в пору жизненного осмысления, тянула в леса и поля побродить с ружьишком, раскрывая свои тайны, ложилась сюжетами на листы бумаги, задавая живой тон Тургеневскому слову.

Природа созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова. И сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.

Т. Ю. Стёпина, МКОУ «Чернская СОШ №1»,п. Чернь, Тульская область

Метки: Литература

  • Назад
  • Вперед

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бежин луг»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Бежин луг»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бежин луг»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Бежин луг»
  • для самых любопытных — Анализ «Бежин луг» Тургенев
  • для самых крутых — Читать «Бежин луг» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12
Слайд 1

Урок в 6 классе Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»Учитель русского языка и литературыИсаева Наталья

Текст слайда:

Урок в 6 классе

Пейзаж в рассказе
И.С. Тургенева «Бежин луг»

Учитель русского языка и литературы
Исаева Наталья Александровна
МОУ Кайлинская сош
Яйского района
Кемеровской области


Слайд 2

Цель урока:показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;определить роль пейзажа в рассказе;развивать умения, находить тропы и определять

Текст слайда:

Цель урока:

показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
определить роль пейзажа в рассказе;
развивать умения, находить тропы и определять их роль в тексте;
воспитывать умение видеть красоту русской природы, понимать тесную связь человека и природы.


Слайд 3

Иван Сергеевич Тургенев(1818 - 1883)

Текст слайда:

Иван Сергеевич
Тургенев
(1818 — 1883)


Слайд 4

Вся моя биография в моих  сочинениях…                                                         И. С. Тургенев 

Текст слайда:

Вся моя биография в моих  сочинениях…
                                                         И. С. Тургенев 


Слайд 5

усадьба Cпасское Мценского уезда Орловской губернии.Родина писателя

Текст слайда:

усадьба Cпасское
Мценского уезда Орловской губернии.

Родина писателя


Слайд 6

Сборник, состоящий из 25 рассказов

Текст слайда:

Сборник, состоящий из 25 рассказов


Слайд 7

Различные издательства «Записок охотника» И.С. Тургенева

Текст слайда:

Различные издательства «Записок охотника»
И.С. Тургенева


Слайд 10

Был прекрасный июльский день… Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

Текст слайда:

Был прекрасный июльский день…

Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…


Слайд 11

Сумерки«Облака ложатся розовыми клубами…»

Текст слайда:

Сумерки

«Облака ложатся розовыми клубами…»


Слайд 14

Примеры названий пейзажей:«прекрасный июльский день»;«ночь приближалась и росла»;у костра: «запах русской летней ночи»;«торжественно и царственно стояла ночь»;«недолги

Текст слайда:

Примеры названий пейзажей:

«прекрасный июльский день»;
«ночь приближалась и росла»;
у костра: «запах русской летней ночи»;
«торжественно и царственно стояла ночь»;
«недолги летние ночи!»;
«утро зачиналось».


Слайд 15

Какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? ЭпитетСравнениеМетафораОлицетворение

Текст слайда:

Какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы?

Эпитет
Сравнение
Метафора
Олицетворение


Слайд 16

Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее

Текст слайда:

Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворение: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Тропы:


Слайд 17

Сравним!Утро и день«Небо ясно», «кроткий румянец», солнце «светлое и приветно-лучезарное», облака «золотисто-серые, с нежными белыми краями», «ровная

Текст слайда:

Сравним!

Утро и день
«Небо ясно», «кроткий румянец»,
солнце «светлое и приветно-лучезарное»,
облака «золотисто-серые, с нежными белыми краями», «ровная синева»,
к небосклону облака «все насквозь проникнуты светом и теплотой». «Цвет небосклона легкий, бледно-лиловый»,
«краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости».

Сумерки
«холодные тени», «неприятная неподвижная сырость», высокая трава… ходить по ней было как-то жутко»
«Летучие мыши»
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»
«с вышины лилась темнота»
«громадными клубами вздымался угрюмый мрак»
«На дне ее (долины) торчало стоймя несколько больших белых камней, – казалось, они сползлись туда для тайного совещания…
… Какой-то зверек, слабо и жалобно пискнул между камней».


Слайд 18

УтроНочьСумеркиДень

Текст слайда:

Утро

Ночь

Сумерки

День


Слайд 19

Проблемные вопросы Как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или

Текст слайда:

Проблемные вопросы

Как человек связан с природой в рассказе Тургенева?

Кто или что выше – природа или человек?


Слайд 20

Кто это?Рассказчик Каково его восприятие природы?«Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же

Текст слайда:

Кто это?

Рассказчик

Каково его восприятие природы?

«Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы? То и другое немыслимо!..»
И.С. Тургенев


Слайд 21

Критика о рассказе «Бежин луг» «В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства

Текст слайда:

Критика о рассказе «Бежин луг»

«В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосредственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тургеневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского собственно тургеневского восприятия природы.»
С.Е. Шатилов


Слайд 22

Каков он, Бежин луг?

Текст слайда:

Каков он, Бежин луг?


Слайд 23

Итоговые вопросыТак ли вы себе представляли эти места в произведении И.С. Тургенева, какими они изображены на иллюстрациях?Как

Текст слайда:

Итоговые вопросы

Так ли вы себе представляли эти места в произведении И.С. Тургенева, какими они изображены на иллюстрациях?
Как вы думаете что символизируют сумерки, ночь, рассвет и утро?
Какую роль в рассказе играют описание природы, смены дня и ночи?


Слайд 24

Итоги урокаПонравился ли вам  рассказ Тургенева?  Что нового вы узнали на уроке?

Текст слайда:

Итоги урока

Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 
Что нового вы узнали на уроке?


Слайд 25

Домашнее задание: подумайте, какое из описаний природы ближе по краскам и настроению? Письменно передайте свои ощущения, выскажите

Текст слайда:

Домашнее задание:

подумайте, какое из описаний природы ближе по краскам и настроению? Письменно передайте свои ощущения, выскажите мнение о мастерстве Тургенева — художника;
сопоставьте образы героев произведения и составьте характеристику одного из них.


Слайд 26

Кто  же эти дети, которых встретил охотник? Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун

Текст слайда:

Кто  же эти дети, которых встретил охотник?

Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун


  • Пейзаж в рассказе бежин луг является
  • Пейзаж в рассказе крыжовник
  • Пейзаж в романе пушкина дубровский сочинение
  • Пежо по французски как пишется
  • Пежон или пижон как пишется