Пейзаж рассказа бедная лиза

Портрет главного персонажав своем творчестве карамзин одним из первых взглянул внутрь человека, осветил его тонкий внутренний мир. идея повести была

Портрет главного персонажа

В своем творчестве Карамзин одним из первых взглянул внутрь человека, осветил его тонкий внутренний мир. Идея повести была прогрессивной для своего времени. В новелле затронута довольно глубокая и до сих пор актуальная тема — любовь и достоинство, низшие качества души и высшие устремления. Эта история полна психологизма. В ней идет речь о трагедии молодости и красоты.

Эраст — персонаж неоднозначный. Он ветреный, интересный, своенравный. Он не циник, не лицедей. Его дурной нрав — это влияние окружения, в котором он вырос. Главная проблема персонажа — его круг. Портрет главного героя описан Карамзиным так:

  • приятный молодой человек;
  • хорошо одетый;
  • улыбчивый и с добрыми глазами.

В плане душевных качеств Эраст неоднозначен и сложен. Он ведом своими чувствами, желанием получить больше удовольствий и развлечений. Его порывистый и неоднозначный нрав в конце концов приводит к трагедии. Его избранница — богатая светская вдова, а та, кого он действительно любил, страдает и погибает.

Однако автор не относится отрицательно к своему герою. Писатель просто находится в стороне от всего происходящего, ведь история произошла много лет назад – ее поведал постаревший главный персонаж новеллы. Автор говорит с легким оттенком печали и грусти, вспоминая о судьбе этих людей.

Молодой дворянин, выходец из высшего света, привык получать все, что хочет, без труда. Однако то, что легко добыто, теряет для него свою прелесть, волшебную привлекательность. То же происходит и в любви.

Описание Эраста из повести «Бедная Лиза»:

  • Герой не имеет четких целей. Его ведут по жизни чувства. От скуки он бросает свет и назначает тайные свидания крестьянке. От ответственности за судьбу соблазненной девушки бежит на войну, а от тягот суровой походной жизни с головой уходит в карточные игры.
  • С уверенностью можно сказать об Эрасте, что он малодушен и капризен.
  • В нем нет настоящих мужских качеств. Он хорошо выглядит, хорошо одевается и говорит. Но за слова свои и поступки отвечать не привык.
  • Эраст наверняка сам не понимает, что с ним происходит. Читает идиллическую прозу, ищет что-то настоящее, непреходящее. Хотя он разумен и прекрасно осознает ничтожность своих повседневных дел.
  • Его положительные качества — доброта и щедрость. Внешность и слова — все выражает в нем дворянина, то есть человека высшей культуры и хорошего ума.

Скорее всего, юноша осознает, что в окружающем его светском мире нет искренности, настоящих добродетелей и чистых отношений. И это его тяготит, поэтому его манит Лиза — девушка совершенно наивная, необразованная, но добрая и стыдливая.

Главные герои

Лиза

Центральная героиня повести Лиза — воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, — от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом — это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.

Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет — он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни — ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки — такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве — он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств. Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.

Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» — слабых и неспособных на ключевые решения.

Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка — хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.

Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный». Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.

Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю…», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.

Сравнительная характеристика героев

В своем произведении Николай Карамзин дает краткие, но исчерпывающее описания характеров Эраста и Лизы. Проанализировать психологические характеристики главных героев лучше всего через сравнение.

Оба влюбленных добры, молоды, любят жизнь, чистую природу. Но выросли они в разной среде, отсюда разница в отношении к браку, причинах поступков и стремлениях. Им не суждено быть вместе, несмотря на искренние чувства, и в глубине души оба это понимают. Но их все равно влечет друг к другу.

Таблица 1. Сравнение характеров.

Эраст Лиза
Общественное положение Дворянин. Обедневшая крестьянка.
Образование Образованный. Читает идиллические романы. Умеет только ткать и заниматься домашними делами.
Характер Слабый, безвольный, мечтающий. Берет на себя заботу о стареющей матери и все домашние хлопоты. Волевая девушка, но в любви безрассудна.
Развитие душевных качеств Поверхностность чувств, ветренность. Способность сильно любить, преданность.
Отношение к деньгам Готов дать за ландыши больше, чем они стоят. Он не считает денег. Тратит, проигрывает. Девушка бережет деньги. Работает с утра до ночи, чтобы получить копейки за свой труд.

Какие качества характера Эраста привлекли Лизу? При первой встрече он был добр с ней, предложил заплатить больше, чтобы вознаградить девушку за труд. Он никогда не говорил с ней свысока, как барин, не унижал за ее безграмотность.

Хорошо относилась к богатому дворянину и мать Лизы. Бедная женщина с нетерпением ждала свадьбы дочери. И познакомившись с Эрастом, заметила, насколько добры его глаза и душа. Она желала своей дочери такого же доброго и прилежного мужа. Однако у судьбы были иные планы.

Сочинение на тему характеристика лизы и эраста

Как и в прежние годы, с маленькой котомкой за плечами Карамзин на целые дни уходил бродить без цели и плана по милым подмосковным лесам и полям, подступившим вплотную к заставам белокаменной. Особенно привлекли его окрестности старого монастыря, который возвышался над Москвой-рекой. Сюда Карамзин приходил читать любимые книги. Здесь у него возникла мысль написать «Бедную Лизу» — повесть о печальной участи крестьянской девушки, полюбившей дворянина и брошенной им. Повесть «Бедная Лиза» взволновала русских читателей. Со страниц повести перед ними вставал образ, хорошо знакомый каждому москвичу. Они узнавали Симонов монастырь с его мрачными башнями, березовую рощу, где стояла хижина, и окруженный старыми ивами монастырский пруд — место гибели бедной Лизы … Точные описания придавали какую-то особую достоверность всей истории. Окрестности Симонова монастыря сделались любимым местом прогулок меланхолически настроенных читателей и читательниц. За прудом укрепилось название «Лизин пруд». «Бедная Лиза» принесла Карамзину, которому было тогда 25 лет, настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью. Во времена Карамзина было много помещиков-крепостников, которые не считали крестьян людьми; для них крепостные были рабочим скотом, неспособным на чувства и переживания. А Карамзин громко, на всю Россию, сказал свою знаменитую фразу: «И крестьянки любить умеют!» Реакционеры обвиняли Карамзина в подрыве власти помещиков, зато молодое поколение, которого коснулись демократические и гуманистические веяния века, встретило повесть с восторгом. Гуманизм «Бедной Лизы» и ее высокие художественные достоинства создали повести успех у современников и поставили ее на почетное место в истории русской литературы. Лиза и ее мать имеют мало общего с настоящими крестьянами: выдуманы и приукрашены их быт, занятия, интересы. Карамзин ищет причину трагической развязки повести в личных свойствах характеров Лизы и Эраста. Между тем причину нужно искать в существовавшем тогда в России социальном неравенстве, в том, что Эраст был дворянин, а Лиза — крестьянка. Карамзин правдиво и жизненно описал развитие любви героев повести, точно и выразительно созданы им пейзажи, открывающие читателю красоту Подмосковья, покоряет читателя в «Бедной Лизе» и щедрый разлив чувств и переживаний — Карамзин словно возвратил русскому читателю отнятое литературой классицизма право чувствовать. В произведении классицизма персонажи резко делились на положительных героев, обладающих одними только добродетелями, и на отрицательных, наделенных всеми возможными пороками. А у сентименталиста Карамзина Эраст — живой человек, наделенный и положительными чертами и отрицательными, как это и бывает в жизни. Карамзин стремился писать и добился в этом больших успехов. Язык его повести — простой и ясный литературный язык. Современники Карамзина, читая «Бедную Лизу», написанную в духе нового для русских читателей литературного направления — сентиментализма, проливали над ее страницами потоки слез. Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н.Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым барином и покончившей с собой, — банальный сюжет, банальная развязка. Особенно на фоне современных событий: разгула криминала, политического беспредела, террора… Да и книги нынче иные в чести — приключенческие, фантастические, остросюжетные, с большим количеством действия. И все же! Читаешь, вчитываешься, и постепенно странное обаяние захватывает куда больше, чем надуманные истории женщин-следователей или суперменов, спасающих планету. Пре дельно точные фразы, будто дурманное кружево, затягивают нас в мир другого измерения, в мир искренних чувств и жестокого предательства, в мир простой и одновременно сложный, как проста и сложна реальная жизнь. Сентиментальный роман. Это лишь кажется, что он изжил себя вместе с кринолинами и каретами. Он реален и жесток, он дотошно воссоздан писательским гением и потому вечен. В повести есть и образ самого писателя, переданный через описание Москвы, столь предметной, будто рассматриваешь выцветшую фотографию, и разноликая природа, и раздумья автора. “…Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалинах гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет”. А как прекрасна героиня, “Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве”, — от которой веет свежестью самой природы, недоступной нынешним пустоголовым красоткам. Завязка сюжета описана одним предложением, мастерство которого поражает: “Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы — и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» — спросил он с улыбкою. «Продаю», — отвечала она. «А что тебе надобно?» — «Пять копеек…» — «Это слишком дешево. Вот тебе рубль». Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, еще более заскраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмет рубля. «Для чего же?» — «Мне не надобно лишнего»”. Столь же лаконична и точна характеристика молодого барина, который “…вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце”. Столь же лапидарно комментирует писатель Лизину смерть. Но скупость словесного выражения не уменьшает силу воздействия на наши чувства: “Таким образом кончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза! Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья”. Вряд ли есть смысл напоминать биографию литератора, историка, и государственного деятеля Н.М.Карамзина. Сказать, что из его/Бедной Лизы” вышли многие писательские шедевры, что повесть послужила стартовой для многих писателей, впоследствии прославивших себя, — почти ничего не сказать. Важно другое. Прекрасный стилист и большой ученый не только познакомил Россию с сентиментальной литературой. Он показал, как нужно писать. Жаль, что нынешние беллетристы больше учатся на других, не столь достойных примерах.

Роль Эраста в сюжетной линии

Некоторые черты характера героя уже предполагают развитие сюжета в определенном направлении. Например, молодой человек не думает о последствиях, не переживает о своем будущем.

Основные черты характера молодого влюбленного, влияющие на развитие сюжетной линии:

  • Безрассудность. Эраст не мог жениться на крестьянке. Круг отвергнул бы такую супругу.
  • Персонаж откровенно эгоистичен. Его не волнуют Лизины тревоги. Он говорит ей не выходить замуж за другого, но и сам замуж не берет.
  • Автор утверждает — герой слаб душой, то есть безволен. И поступки его отражают наблюдения писателя. Разрыв неизбежен. Оба героя понимают итог еще в начале отношений. Если для 17-летней еще глупой девочки такая неосмотрительность простительна, то он, как мужчина, должен был понимать последствия такого союза, ведь в те времена судьба незамужних девушек была незавидна.

Когда у Эраста заканчиваются средства к существованию и наследственное имение проиграно, герой сокрушен. Он должен найти выход. Тогда после похода он женится на богатой вдове. А чистая и совсем еще наивная девушка погибает от неверности главного героя. И к такому финалу приводят именно поступки Эраста. Это основной сюжет сочинения Карамзина

Его образ и значение имени

Характеристика Эраста из «Бедной Лизы» заключена уже в самом имени героя. Это не антигерой, не злодей, он не плетет интриги, не злорадствует. Он просто так воспитан — в богатстве и праздности, ни за что не нес ответственности. В целом, это даже положительный герой, и об этом автор упоминает в тексте. Он видит дворянина порядочным и добрым в глубине души. Есть цитата, где Карамзин прямо описывает его, как человека «…добрым сердцем, добрым от природы…»

Встречаясь с крестьянской девушкой, молодой человек не обманывал ее. Но его имя означает «влюбчивость», «легкость натуры». В герое нет глубины и силы чувств. Таким образом, значение имени Эраст в «Бедной Лизе» просто понять — это человек, влекомый чувственными мотивами, выгодой. Герой просто избрал легкий путь в жизни, на котором нет множества проблем.

Не считаясь с чувствами девушки, он выставил бедную крестьянку с порога своего дома, приказав не возвращаться. Возможно, Эраст и не предполагал, что ее чувства настолько глубоки, но она отказывается жить без него и бросается в воду.

Лиза – цельная и самодостаточная натура. Но, полюбив, становится зависимой от барина. Она потеряла себя в любви, что это говорит о ее возвышенности, но жизнь она не ценит.

Эраст, напротив, не настолько целостен душой. Он может говорить одно, но поступать совсем иначе – в соответствии с сиюминутной выгодой. Он эгоистичен. И предательство его непреднамеренное — решение бросить девушку исходит от малодушия. Его душа пыталась потянуться за чистотой и преданностью девушки, но он слаб, и порыв его быстро угас.

Когда девушка находит Эраста в городе после пропажи, он предлагает ей деньги. Он знает, что это низко, но все же не может предложить ей ничего другого для смягчения удара. И хотя его душа страдает, поступить иначе барин не решается. В нем нет той силы характера, твердости духа и смелости, чтобы избрать правильный путь.

Предав Лизу, юноша остается в своем привычном скучном мире. Но, оставшись в высших кругах общества, теряет навеки душевный покой. И хоть он в порыве любви говорил, что сможет жить с любимой даже в лесу, в действительности это оказалось ложью.

Образ и характеристика Эраста в повести

В повести «Бедная Лиза» значение имени Эраст влияет на поведение и поступки главного героя. Поскольку Эраст является одним из основных персонажей сентиментальной повести Николая Михайловича, написанной в конце XVIII века, когда модным было исключительно все французское (происходило засилье галлицизма в русском языке), вполне понятен выбор конкретно этого имени для молодого дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь.

В центре повествования произведения — молодой барин, который, устав от светской жизни, пытается сменить обстановку, увлекшись простой девушкой по имени Лиза. При их первом знакомстве юная особа влюбляется в барина и с нетерпением и трепетом, а также застенчивостью, присущей молодым девушкам её возраста, ожидает следующей встречи со своим возлюбленным.

Эраст, в свою очередь, в начале повести влюблён в юную девушку «любовью брата», однако спустя небольшой промежуток времени его чувства перерастают в безудержную страсть, которая, увы, очень быстро отступает. Главный герой произведения отправляется на войну, отчасти для того, чтобы избавится от девушки. Но, прибывая на службе, молодой барин, в мгновение ока проигрывает все своё состояние, и по приезду домой у него не остаётся другого выбора, как взять в жены пожилую, но состоятельную вдову. А его возлюбленная Лиза, случайно узнавшая о таком низком поступке молодого дворянина, решает, что ей незачем жить на белом свете, и заканчивает жизнь самоубийством, пребывая в столь юном возрасте.

Изменения в душе героя

Вспомним, к какому сословию принадлежит Эраст — из высшего света. В таком обществе деньги и социальный статус играют более важную роль, чем искренняя любовь. Последняя воспринимается скорее как развлечение, идиллическая сказка, но жертв, которых требует настоящая любовь, эгоистическое сознание не может принять.

В таком обществе, таком средоточии нравов и привычек и вырос герой, такие моральные категории он и усвоил с детства. Поэтому автор и не обвиняет Эраста, а сочувствует ему.

Юношеская душа не научилась преодолевать препятствия ради любви. И при первых вызовах судьбы герой сдался. Эраст женился на богатой вдове не с тем, чтобы сделать девушке больно — его вынудили финансовые обстоятельства.

После трагического самоубийства Лизы Эраст получает глубокую душевную рану. Это говорит о том, что его душа умеет действительно любить, но она неразвита. Раскаяние и чувство вины сопровождают героя до последних дней жизни.

Сюжет повести

Сюжет повести — любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются — Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза — впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.

Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини — так, как, скорее всего, было бы и в реальности.

Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян — Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести — «и крестьянки любить умеют».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Роль пейзажа в Бедной Лизе

Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.

Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.

Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.

Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.

2 вариант

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» повествует нам о трагичной любви юной девушки Лизы и молодого дворянина по имени Эраст. Поскольку повесть написана в жанре сентиментализма, Карамзин уделяет огромное внимание чувствам и переживаниям героев, однако для этого он прибегает не только к описанию их мыслей, эмоций и реакций на происходящее, но и использует для этого иные средства, среди которых – описание пейзажа, окружающей природы и соответствующей ей погоды.

В частности, на протяжении всего произведения, окружающий героев пейзаж как бы вторит им и их чувствам, особенно это заметно на примере главной героини, Лизы. Когда отношения между героями были исключительно чисты и непорочны, когда Лиза и Эраст по-настоящему наслаждались компанией друг друга, само окружение было чисто и непорочно. Пруд был чист, солнце светло, а утро прекрасно.

Но стоило отношениям между героями измениться, как меняется и окружающий пейзаж. Столетний дуб перестал быть мудрым и спокойным гигантом, он стал мрачным и жутким деревом. Восход солнца перестал быть прекрасным, а лишь стал окрашивать небо в кровавые тона. После момента же, за которым и испортились и опорочились отношения между героями, Лиза и вовсе видит гром и молнию, как предвестников скорой трагедии. Даже некогда чистый и спокойный пруд, возле которого Эраст и Лиза часто проводили время, изменился, став последним пристанищем опечаленной девушки, которая не смогла пережить измену некогда любимого ей человека.

Так же стоит рассмотреть и иную роль пейзажа – первоначальная характеристика Лизы возникает перед читателем под существенным влиянием сельского пейзажа, который рисует перед нами Карамзин. С самого начала повести видно противостояние между шумным и быстрым городом и спокойным, умиротворенным селом, где сама романтичная и тихая обстановка сформировала не только характер Лизы, но и впечатление читателя о ней. Молодая девушка находится в полной гармонии с окружающим её миром. Она миролюбива, добросердечна, тиха и скромна. Сам писатель говорит нам о том, что в такой обстановке просто не может быть воспитана жестокая, хитрая и злая личность. А описывая лесной рассвет, Карамзин и вовсе сравнивает молодую Лизу со свежим и чистым цветком, который раскрывает свои лепестки навстречу теплу утреннего солнца.

Исходя из всего этого, мы можем сделать вывод о том, что пейзаж играет существенную роль в повести «Бедная Лиза», помогая читателю сначала понять, о судьбе какой героини пойдет дальнейшая речь, не обращаясь к долгому и банальному перечислению качеств девушки, а затем раскрывая мир чувств и переживаний Лизы, её трагедии, того, как она переживает события сюжета.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль пейзажа в Бедной Лизе

Роль пейзажа в Бедной Лизе

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Гуманность

    Что такое гуманность? В своем прямом значении это слово означает терпимость. Терпимость во всех ее проявлениях. Это может быть терпимость к чужому мнению, привычкам, культуре и т.д.

  • Сочинение Кормилица в произведении Ромео и Джульетта Шекспира

    Кормилица находится в списке главных ролей в трагедии Ромео и Джульетта, автор которой У. Шекспир. Она уже женщина в возрасте, служит нянькой в доме семьи Капулетти. Когда родилась Джульетта

  • Анализ повести Олеся Куприна

    Повесть «Олеся» одно из самых первых и самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. Идея создания «Олеси» возникла у Куприна не случайно. Однажды, писатель был в гостях у одного помещика

  • Сочинение по картине Русская Зима Крылова 3 класс

    На картине известного знаменитого живописца изображена окраина села в зимний период.

  • План рассказа Мишкина каша Носова 2 класс

    Мальчик Коля с мамой были на даче. Однажды к ним приехал в гости друг Коли — Мишка. Коля был рад, потому что давно не видел Мишку и успел соскучиться по нему.

В конце 18 века большой интерес в русской литературе вызвали произведения Н. М. Карамзина. Его герои впервые заговорили на простом языке, а на первом плане оказались их мысли и чувства. Новым стало то, что автор открыто выражал свое отношение к происходящему и давал ему оценку. Особой была и роль пейзажа. В повести «Бедная Лиза» он помогает передать ощущения героев, понять мотивы их поступков.

характеристика повести бедная лиза

Начало произведения

Окрестности «алчной» Москвы и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бесконечными полями и несколькими небольшими деревеньками – такие контрастные картины предстают в экспозиции повести. Они абсолютно реальны, знакомы каждому жителю столицы, что изначально придает повести достоверность.

Панораму дополняют сияющие на солнце башни и купола Симонова и Данилова монастырей, символизирующих связь истории с простым народом, свято хранящим ее. А еще с Симонова монастыря начинается знакомство с главной героиней.

Такая пейзажная зарисовка культивирует идиллию деревенской жизни и задает тон всему повествованию. Судьба бедной крестьянки Лизы сложится трагически: воспитанная рядом с природой простая крестьянская девушка станет жертвой все пожирающего города. А роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» по мере развития действия лишь увеличится, так как изменения в природе окажутся в полной гармонии с тем, что будет происходить с героями.

Особенности сентиментализма

Такой подход к написанию произведений не являлся чем-то уникальным: это отличительная особенность сентиментализма. Историко-культурное направление с таким названием в 18 веке получило распространение сначала в Западной Европе, а затем и в русской литературе. Его основные черты:

  • преобладание культа чувства, что не допускалось в классицизме;
  • гармония внутреннего мира героя с внешней средой – живописным деревенским пейзажем (это место, где он родился и живет);
  • вместо возвышенного и торжественного — трогательное и чувственное, связанное с переживаниями персонажей;
  • главный герой наделяется богатыми душевными качествами.

Карамзин стал тем писателем в русской литературе, который довел идеи сентиментализма до совершенства и в полной мере реализовал все его принципы. Это подтверждает характеристика повести «Бедная Лиза», занимавшей особое место среди его произведений.

Образ главной героини

Сюжет на первый взгляд кажется довольно простым. В центре повествования оказывается трагическая любовь бедной крестьянки (то, чего не было раньше!) к молодому дворянину.

роль пейзажа в повести бедная лиза

Их случайная встреча быстро переросла в любовь. Чистая, добрая, воспитанная вдалеке от городской жизни, полной притворства и обмана, Лиза искренне верит, что ее чувство взаимно. В своем стремлении быть счастливой она перешагивает через нравственные нормы, по которым всегда жила, что дается ей совсем нелегко. Однако повесть Карамзина «Бедная Лиза» показывает, насколько несостоятельна подобная любовь: очень скоро окажется, что возлюбленный ее обманул. Все действие разворачивается на фоне природы, ставшей невольной свидетельницей сначала безграничного счастья, а затем непоправимого горя героини.

Начало отношений

Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их свидания проходят то на берегу реки, то в березовой роще, но чаще у трех дубов, растущих около пруда. Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в ее душе. В долгие минуты ожидания она погружается в раздумья и не замечает того, что всегда было частью ее жизни: месяц на небе, пение соловья, легкий ветерок. Но как только появляется возлюбленный, все вокруг преображается и становится для Лизы удивительно красивым и неповторимым. Ей кажется, что никогда прежде для нее жаворонки не пели так хорошо, солнце не сияло так ярко, а цветы не пахли так приятно. Поглощенная своими чувствами, ни о чем другом не могла думать бедная Лиза. Карамзин подхватывает настроение своей героини, и их восприятие природы в счастливые минуты жизни героини очень близко: это ощущение восторга, умиротворения и покоя.

бедная лиза карамзин

Падение Лизы

Но наступает момент, когда на смену чистым, непорочным отношениям приходит физическая близость. Как страшный грех воспринимает все произошедшее воспитанная на христианских заповедях бедная Лиза. Карамзин вновь подчеркивает ее смятение и страх изменениями, происходящими в природе. После произошедшего над головами героев разверзлось небо, и началась гроза. Черные облака закрыли небо, из них полился дождь, словно сама природа оплакивала «преступление» девушки.

бедная лиза герои

Ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, появившаяся на небе в момент прощания героев. Она напоминает о сцене первого признания в любви, когда все казалось ярким, сияющим, полным жизни. Контрастные пейзажные зарисовки на разных этапах жизни героини помогают понять трансформацию ее внутреннего состояния во время обретения и потери самого дорогого сердцу человека. Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в художественном произведении. Из незначительной до той поры детали, играющей роль украшения, пейзаж превратился в способ передачи внутреннего мира героев.

Финальные сцены повести

Любовь Лизы и Эраста продлилась недолго. Разорившийся и остро нуждавшийся в деньгах дворянин вскоре женился на богатой вдове, что стало для девушки самым страшным ударом. Она не смогла пережить измену и покончила с собой. Героиня обрела покой на том самом месте, где проходили самые страстные свидания – под дубом у пруда. И рядом с Симоновым монастырем, появляющимся в начале повествования. Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» в данном случае сводится к приданию произведению композиционной и логической завершенности.

Заканчивается повесть рассказом о судьбе Эраста, так и не ставшего счастливым и часто навещавшего могилу бывшей возлюбленной.

повесть карамзина бедная лиза

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»: итоги

При анализе произведения сентиментализма нельзя не упомянуть о том, как автору удается передать чувства героев. Главный прием – это создание идиллии, основанной на полном единении сельской природы с ее яркими красками и чистого душой, искреннего человека, какой была бедная Лиза. Герои, подобные ей, не могут лгать, притворяться, поэтому их судьба часто складывается трагически.

Еще одна функция пейзажа – помочь автору донести до читателя идейный замысел произведения.

I вариант.

1. В каком году было написано произведение “Бедная Лиза”:
а) 1793
б) 1792 +
в) 1786

2. К какому литературному направлению относится это произведение:
а) Сентиментализм +
б) Классицизм
в) Романтизм

3. Какие признаки сентиментализма присущи произведению “Бедная Лиза”:
а) противопоставление героя и общества, поиск идеалов
б) однозначность образов, единство времени, действия и места
в) неоднозначность образов, чувство как высшая ценность +

4. Кто из героев произведения любил “те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби”:
а) рассказчик +
б) Эраст
в) Лиза

5. Кем был отец Лизы:
а) учителем при местной семинарии
б) сельским врачом
в) зажиточным крестьянином +

6. Какие цветы продавала Лиза в день знакомства с Эрастом:
а) подснежники
б) ландыши +
в) ромашки

7. О ком из героев эти слова: “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным”:
а) о Лизе
б) об отце Лизы
в) об Эрасте +

8. Как Эраст называл Лизу:
а) “Пастушка” +
б) “Нимфа”
в) “Рукодельница”

9. Почему Эрасту пришлось покинуть Лизу:
а) Эраст переехал с родителями в Петербург
б) мать Лизы запретила им видеться
в) Эраст ушел на войну +

10. Что решил сделать Эраст, чтобы поправить материальное положение после того как проиграл в карты свое состояние:
а) попросить нужную сумму у друзей
б) жениться на богатой вдове +
в) уехать воевать в Европу

11. Что сделала Лиза, узнав об измене Эраста:
а) покончила жизнь самоубийством +
б) ушла в монастырь
в) вышла замуж за нелюбимого

12. К какому сословию принадлежит Эраст:
а) крестьяне
б) дворяне +
в) мещане

13. Сколько лет Лизе, когда она встречает Эраста:
а) 17 +
б) 16
в) 18

14. В каком городе Лиза встречает Эраста:
а) Петербург
б) Киев
в) Москва +

15. Какого цвет глаза у Лизы:
а) голубые +
б) карие
в) зелёные

16. Какие книги читает Эраст:
а) медицинский словарь
б) романы +
в) книги по истории

17. Где живет Лиза:
а) в подвале
б) в каменном доме
в) в хижине +

18. С кем живет Лиза:
а) с отцом и матерью
б) с матерью +
в) с отцом

19. Какие изделия умеет вязать Лиза:
а) сумки
б) ковры
в) чулки +

20. Что происходит с Эрастом на войне? Он:
а) пьянствует
б) играет в карты +
в) служит в штабе

II вариант.

1. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит в:
а) изображении внутреннего мира и чувств человека +
б) воспитании внешней красоты человека
в) изучении личностных качеств человека

2. Жанр “Бедной Лизы”:
а) рассказ
б) повесть +
в) очерк

3. “До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…” – пишет Карамзин о Лизе:
а) как о легкомысленной девушке
б) с иронией
в) как о человеке чистом душой +

4. Эраст был:
а) умный
б) ветреный и слабый +
в) добрый от природы

5. Эраста привлекла в Лизе:
а) бедность
б) чистота и аккуратность
в) естественная красота +

6. Что сделал Эраст:
а) ничего не говорил о будущем
б) сказал, что по смерти матери возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах +
в) сразу предложил Лизе выйти за него замуж

7. Слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:
а) гром небесный +
б) шелест листьев
в) восхитительная музыка

8. “Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза” — это слова:
а) слова Эраста
б) матери
в) повествователя +

9. Картины природы в этом произведении:
а) являются фоном повествования
б) передают настроение Лизы +
в) показывают смену времен года

10. Фраза из произведения, которая стала крылатой:
а) “И крестьянки любить умеют” +
б) “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”
в) “Смерть за отечество не страшна…”

11.Автор начинает произведение «Бедная Лиза»:
а) С упоминания о бедной девушке и ее матери
б) С рассказа о полевых цветах
в) С описания вида Москвы+

12. Цветы, которые продавала Лиза, когда увидела Эраста?
а) Тюльпаны
б) Ромашки
в) Ландыши+

13. Какие слова произнес молодой человек, покупая цветы у Лизы?
а) «Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля.»+
б) «Я думаю, что прекрасней? Девушка или цветы, которые она продает.»
в) «Я думаю, что и рубля мало за цветы из рук такой прекрасной девушки.»

14. Куда, как думала Лиза, уехал Эраст?
а) В другую страну
б) В армию+
в) На курорт

15. В конце повести Лиза:
а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
в) кончает жизнь самоубийством+
г) умирает от болезни

16. Выберите, какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора
б) эпитет
в) олицетворение
г) сравнение+

17. Причина, по которой Лиза не могла выйти замуж за этого молодого человека?
а) Он уезжал в другую страну
б) Он не хотел проводить свадьбу
в) Они были из разных сословий+

18. Определите отношение Н.М. Карамзина к Эрасту?
а) презирает его
б) осуждает предательство по отношению к Лизе
в) понимает его, сочувствует ему+
г) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении

19. История любви Лизы и Эраста заканчивается так:
а) Герои поженились.
б) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
в) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
г) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством.+

20. Какова роль природы в произведении:
а) природа является фоном повествования
б) по картинам природы можно судить о времени года
в) природа передаёт настроение Лизы+
г) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства.

Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествователя оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заглавии данной повести сочетается имя собственное с определенным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не событие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет носит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помощи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с молодым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка – гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разрешить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обращение к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тонкий и ранимый внутренний мир представительницы низшего сословия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы – сострадание к простым людям, сочувствие их радостям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Таким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

Описание окрестностей Москвы. Жизнь Лизы. Знакомство с Эрастом. Признание в любви. Случайная встреча с Эрастом в Москве. Гибель Лизы. Дальнейшая судьба Эраста.

  1. Какая фраза, по-вашему, определяет идею повести “Бедная Лиза”? Ответ обоснуйте. Фраза -“и крестьянки любить умеют”. Сентименталисты, в отличие от классицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед…
  2. В основе рассказа “Бедная Лиза” Карамзина – история несчастной любви крестьянки к дворянину. Произведение, написанное и изданное в 1792 году, повлияло на дальнейшее развитие русской…
  3. Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой…
  4. Николай Михайлович Карамзин – представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма. Чувствительность – так на…
  5. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год…
  6. Принято скрывать свои сентиментальные настроения, относиться к проявлениям сентиментальности с иронией. Есть выражение: смотрит, как бедная Лиза – значит жалобно, униженно смотрит. Между тем, бедная…
  7. Карамзин имел огромное влияние на русскую литературу, он преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной,…
  8. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев,…
  9. Н. М. Карамзин в повести “Бедная Лиза” рассказывает историю, сюжет которой во все времена давал пищу для фантазий писателей, – историю любви бесхитростной девушки из…
  10. Введение Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не…
  11. Н. М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма – течения, возникшего в европейской культуре во второй половине XVIII века. К тому времени стало понятно, что невозможно…
  12. Повесть “Бедная Лиза” является лучшим произведением Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания….
  13. Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина…
  14. Незатейливый сюжет “Бедной Лизы”, ее простодушные герои, а главное – ее сверх меры “чувствительный” стиль кажутся сегодня слишком архаичными, чтобы вызывать интерес у широкой публики….
  15. В окрестностях Москвы, недалеко от Симонова монастыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизиного отца, довольно зажиточного поселянина, жена и…

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про-изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран-ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг-рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество-ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова-теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг-лавии данной повести сочетается имя собственное с определен-ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы-тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но-сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо-щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с моло-дым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка — гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре-шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще-ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился. Материал с сайта

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон-кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со-словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы — сострадание к простым людям, сочувствие их ра-достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та-ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

  1. Описание окрестностей Москвы.
  2. Жизнь Лизы.
  3. Знакомство с Эрастом.
  4. Признание в любви.
  5. Случайная встреча с Эрастом в Москве.
  6. Гибель Лизы.
  7. Дальнейшая судьба Эраста.

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча

Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка – гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы – сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

1. Описание окрестностей Москвы.

2. Жизнь Лизы.

3. Знакомство с Эрастом.

4. Признание в любви.

5. Случайная встреча с Эрастом в Москве.

6. Гибель Лизы.

7. Дальнейшая судьба Эраста.

Глоссарий:

  • план бедная лиза
  • бедная лиза план
  • бедная лиза анализ произведения
  • план Бедной Лизы
  • план произведения бедная лиза

Другие работы по этой теме:

  1. В повести Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею…
  2. Чему учит повесть Каждое столетие оставляет свой след в формировании литературы. Не является исключением и восемнадцатый век. Читая такие произведения, как “Бедная Лиза” Н. М….
  3. Был ли у Лизы другой выход Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” до глубины затрагивает души читателей. Этот русский писатель-сентименталист в своих произведениях умел ясно…
  4. Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” всегда вызывала интерес у читателей. Почему? Это трагическая история любви романтичной юной крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Сюжет этой…

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка — гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы — сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

1. Описание окрестностей Москвы.

2. Жизнь Лизы.

3. Знакомство с Эрастом.

4. Признание в любви.

5. Случайная встреча с Эрастом в Москве.

6. Гибель Лизы.

7. Дальнейшая судьба Эраста.

На этой странице искали:

  • бедная лиза план
  • план бедная лиза
  • бедная лиза анализ произведения
  • план Бедной Лизы
  • план произведения бедная лиза

«Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина).

II. Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.


Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе
(СЛАЙД 3).


(СЛАЙД 4)
Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина — “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки — натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

Слайд 4.
Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии — созданию 12-томной «Истории Государства Российского».

Слайд 5.
Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

Слайд 6.
Белинский
,
выдающийся литературный критик говорит, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей — а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца… как она существовала для людей того времени». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», — писал А.С. Пушкин.

Слайд 7.
Произведения Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей, но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят его!…»

Слайд 8.
Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

*Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

Слайд 9.
Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу.
Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5).

Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма:

Классицизм

Критерий сравнения

Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Гражданская, общественная

Основная тематика

Любовная

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Герои и характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Вспомогательная, условная

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные литературные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

От какого лица ведётся повествование?

Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?

Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Слайд 10
.- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

Слайд 11,12.
Запись определения сентиментализма.

Слайд 13.
В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова. »).

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

III. Анализ повести «Бедная Лиза»

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст!
На листочках – СР на знание текста

  1. Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)
  2. Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)
  3. Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)
  4. Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)
  5. О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)
  6. Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)
  7. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)
  8. Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)
  9. Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)
  10. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)
  11. Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)
  12. Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

УРОК 2. Анализ повести

1)
Пейзаж. А
теперь
совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты.

Слайд 18
. Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты,» — утверждает автор в начале повести.

Слайд 19.
Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».

Слайд 20.
Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Слайд 21
. Данилов монастырь. «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…

Слайд 22.
Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Слайд 23
. Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Эту экскурсию мы завершим высказыванием автора: «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. <...> Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях».

*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

*Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? (Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.)

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.

*Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)

*Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко (слайд 24
): указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора.)

*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.(Слайд 25
)

2)Сопоставление героев
(Слайд 26
)

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

3)Образ Лизы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам: «Мне не надобно лишнего».

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».

Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

Что можете сказать о матери Лизы?

Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.

4) Образ Эраста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?
На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.

Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. … натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

5) Взаимоотношения героев.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

IV.
Подведение итогов.

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

Слайд 27
— Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).

Слайд 28.
— Дайте характеристику образу рассказчика? (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, — это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).

Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)

Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? (Так как в нем прослеживаются все
особенности сентиментализма
:
основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

В повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини — на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней — культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах
,
стремлениях).

Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? (По мнению В. Н. Топорова, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно.

Сравните образ героини в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и в его же стихотворении «Выбор жениха».
V. Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание: Письмо герою (Лизе или Эрасту)

  • Пейзажная лирика бунина сочинение
  • Пейзажные зарисовки в рассказе бежин луг
  • Пейзаж в рассказе человек в футляре
  • Пейзаж в романе дубровский 6 класс сочинение
  • Пейзаж в повести пушкина дубровский сочинение