Педагогические идеи руссо в сказках екатерины ii

ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали, само сластолюбие сей хитрой женщины утверждало ее владычество.а.с. пушкин класс: 11 класс. название

«Ее великолепие ослепляло, приветливость
привлекала, щедроты привязывали,
само сластолюбие сей хитрой женщины
утверждало ее владычество».
А.С. Пушкин

Класс: 11 класс.

Название раздела: «Россия в конце ХVII-ХVIII в.: от царства к империи».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Россия в конце ХVII-ХVIII в.: от царства к империи» изучается в курсе «История России» 11 класс – учебник Кириллов В.В., Бравина М.А. «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В.В.Кириллов, М.А.Бравина; под ред. Ю.А.Петрова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020».

Цели и задачи урока:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей Родины.
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о Российской империи при Екатерине II.
  • Развивать навыки самостоятельной работы учащихся с источниками исторической информации, оценки исторических явлений и событий.
  • Способствовать развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные результаты:
  • умение соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей, проводить поиск исторической информации в источниках разного типа при характеристике личности Екатерины II;
  • умение критически анализировать источник исторической информации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственными и временными рамками изучаемых исторических процессов и явлений;
  • умение вести диалог и обосновывать свою точку зрения.

2. Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

3. Личностные УУД:

  • понимание роли личности в истории;
  • восприятие истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • выработка собственного мнения о деятельности и оценке внутренней и внешней политики Екатерины II, о качествах личности, необходимых правителю государства;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Эпоха славы и могущества России»;
  • выставка книг «Екатерина II: время и окружение»;
  • портреты Екатерины II и ее сподвижников;
  • репродукция картины Левицкого Д.Г. «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия» (1783);
  • интерактивная карта «Россия в ХVIII в.»;
  • фрагмент художественного фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством») реж. А.Роу;
  • фрагмент телеспектакля «Капитанская дочка» реж. П. Резников;
  • фрагмент видеоролика И.Е.Хандошкин «Канцона из Концерта для альта с оркестром» (исп. Г.Безруков) (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=kDnXxpUGimI (дата обращения 11.01.2021)).
  • фрагмент видеоролика «Гром победы, раздавайся!» сл. Г.Державин, комп. О.Козловский. (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=StgM2I6BtJk (дата обращения 11.01.2021)).
  • фрагмент видеоролика «Век Екатерины. Портреты и судьбы» (серия «Эрмитаж Online») (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tTeRjWeoZGU (дата обращения 11.01.2021));
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Длительность изучения темы: 2 урока.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самоконтроль.

Основные понятия и термины: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, реформы, Жалованные грамоты дворянству и городам, ассигнации, казачество, «прелестные письма», протекторат, вооруженный нейтралитет.

Форма проведения урока: дидактическая интеллектуальная игра.

Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Опережающее домашнее задание:

  1. §31 «Российская империя при Екатерине II», §32 «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева», §33 «Россия в мировой и европейской политике во второй половине ХVIII в.» – учебник «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В.В.Кириллов, М.А.Бравина; под ред. Ю.А.Петрова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово- учебник, 2020».
  2. Видеоурок «Российская империя при Екатерине II. Итоги «золотого века» (Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2540/main/ (дата обращения 11.01.2021));
  3. Видеоурок «Повторительно-обобщающий урок. Российская империя при Екатерине II и Павле I» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=pB-_s1UwVho (дата обращения 11.01.2021));
  4. Составьте интеллект-карту на тему: «Российская империя при Екатерине II», используя онлайн-инструмент для майндмэппинга «MindMeister» (Режим доступа: https://www.mindmeister.com/ru (дата обращения 11.01.2021)). При составлении интеллект-карты используйте цифровые образовательные ресурсы:
    А). Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
    Б). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
    В). Медиатека образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://store.temocenter.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
    Г). Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).

В игре принимают участие учащиеся 11 класса, которые разделены на 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи».

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

В ходе подготовки к уроку вы познакомились с жизнью и деятельностью Екатерины II и составили интеллект-карту «Российская империя при Екатерине II». На уроке, с помощью ваших интеллект-карт, вы будете выполнять различные задания на своих планшетах и многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Вам предстоит отвечать на вопросы и высказывать свое мнение, анализировать исторические документы и делать выводы, работать с понятиями, используя цифровые образовательные ресурсы и онлайн-сервисы.

Этапы дидактической игры:

  1. Конкурс «Представление команд».
  2. Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
  3. Конкурс «Орлы Екатерины II».
  4. Конкурс «Найди слово!».
  5. Конкурс капитанов «Виват, История!».
  6. Конкурс «Русское военное искусство при Екатерине II».
  7. Конкурс «Наследники Петра I».

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Звучит фрагмент аудиозаписи И.Е.Хандошкин (1747-1804) «Канцона из Концерта для альта с оркестром» (исп. Г.Безруков) (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=kDnXxpUGimI (дата обращения 11.01.2021)).

Вступительное слово учителя: Екатерина II – наследница Петра Великого. Территория России при Екатерине II существенно расширилась, а население страны выросло вдвое по сравнению с петровским временем, достигнув, по официальным данным, 37,4 млн. человек. Россия стала самой населенной европейской страной. В 1768 году Екатерине II удалось осуществить мечту Петра I – одержать победу над турками, вывести Россию к Черному морю, завладеть Очаковым и Крымом. Часть территории Польши также отошла к Российской империи. Привлекая множество иностранцев в Санкт-Петербург, императрица приобщала подданных к европейской науке и культуре. Екатерина провела педагогическую реформу, внедрила в жизнь систему женского образования. В её царствование борьба с эпидемиями приобрела характер государственных мероприятий. Она снискала уважение самых широких масс и, вслед за Петром, получила титул «Великой».

Этапы дидактической игры

II. Актуализация знаний

1. Конкурс «Представление команд»

За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org – «Доска объявлений» (текст, рисунки, аудио, видео).

2. Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)»

Задание для команд А и Б: Соберите из рассыпавшихся слов высказывания Екатерины II. Прочитайте и объясните их смысл.
(При подготовке этого конкурса используется модуль «Простой порядок» LearningApps.org.).

1

Д.Левицкий. Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия. (1783)

Ответ:

А. «Первое наше желание – видеть наш народ счастливым…». Екатерина II.

Б. «Одно потомство в праве судить меня. Только перед ним я смело могу сказать ему, что я нашла и что после себя оставила». Екатерина II.

III. Обобщение и систематизация знаний и умений

3. Конкурс «Орлы Екатерины II»

Задание для команд А и Б: В Санкт-Петербурге, на Невском, перед дивным зданием Александринского театра зодчего Росси, стоит памятник Екатерине II. Его создатели – замечательные скульпторы М.О.Микешин и А.М.Опекушин. Памятник окружают бронзовые фигуры. Кого поместили скульпторы вблизи императрицы?

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Сортировка картинок» LearningApps.org.).

2

Ответ: Это те, кто был и остается гордостью России, ее славой: великий полководец Суворов и великий поэт Державин, первый президент Российской Академии наук Воронцова-Дашкова и основатель Академии художеств Бецкой, славные военачальники Румянцев-Задунайский и Орлов-Чесменский, государственный деятель и наместник на юге России Потемкин-Таврический, князь Безбородко, полярный исследователь и флотоводец Чичагов.

4. Конкурс «Найди слово!»

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Кроссворд» LearningApps.org. Фон для кроссворда – картина В.Илюхина «Встреча А.В.Суворова с Ф.Ф.Ушаковым в Севастополе»).

Задание для команд А и Б: Найди слово, означающее выпущенные в России в 1769 году бумажные деньги (Ассигнации) (по вертикали).

По горизонтали:

  1. Знаменитый флотоводец, прославившийся в сражениях при Калиаркии и штурме острова Корфу (Ушаков).
  2. Город, основанный в 1778 году на Черном море, центр военного кораблестроения. Строитель крепости Н.И.Корсаков (Херсон).
  3. Русский полководец ХVIII века, который не проиграл ни одного сражения, автор книги «Наука побеждать» (Суворов).
  4. Административный центр, после присоединения Крыма к России стал город Ак-Мечеть. Как он называется сейчас? (Симферополь).
  5. Вождь крестьянской войны (1773-1775 гг.) (Пугачев).
  6. Государственный деятель ХVIII века, о котором А.С.Пушкин писал: «Ему мы обязаны Черным морем». (Потемкин).
  7. Автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (Радищев).
  8. Союз (Коалиция).
  9. Крепость на берегах Дуная, которую Суворов штурмом взял в 1791 году (Измаил).
  10. Издатель журнала «Всякая всячина» (Екатерина).

Физкультминутка

5. Конкурс капитанов «Виват, История!»

5.1. Конкурс «Побежденная зараза»

На многофункциональной интерактивной панели представлены две картины. Расскажите, как эти картины связаны с эпохой правления Екатерины II?

Задание для капитана команды А: Картина Луи-Леопольда Буальи «Инокуляция (Вакцинатор делает прививку ребенку от его матери в присутствии других членов семьи)», 1807 год.

3

Ответ: Императрица Екатерина II решилась на смелый и отчаянный поступок – сделать инокуляцию оспы себе и сыну Павлу, показав тем самым пример своим подданным. В письме прусскому королю Фридриху II Екатерина писала: « Мне советовали привить оспу сыну. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя. И как ввести оспопрививание, не подавши примера?». В октябре 1768 года свершилось историческое событие – инокуляция императрице оспы, взятой с ручки шестилетнего крестьянского мальчика Александра Маркова. Операцию провел приглашенный из Лондона известный врач Томас Димсдаль. Екатерина перенесла оспопрививание довольно легко. Прививку также сделали ее 14-летнему сыну – будущему императору Павлу I. Крестьянскому мальчику А. Маркову, ставшему «донором» оспы, государыня пожаловала дворянский титул и новую фамилию – Оспенный. К 1780 году в России было привито методом вариоляции более 20 тысяч человек.

Задание для капитана команды Б: Акварель Эрнеста Лисснера «Чумной бунт», 1930-е годы.

4

Ответ: В начале сентября 1771 года в Москве вспыхнула эпидемия чумы. Смертность в Москве достигала тысячи человек в сутки. Дворяне покинули город. 15 сентября 1771 года в Москве начался бунт, получивший название «чумного». Из-за эпидемии были закрыты все мануфактуры и фабрики, и рабочим перестали платить деньги. Отсутствие денег и съестного повело за собой голод. Бунт начался после того, как архиепископ Московский Амвросий, очень грамотный иерей, писатель и переводчик, префект Александро-Невской семинарии, запретил крестные ходы, массовые моления и лобызания икон. Когда же Амвросий обратился к военным властям, не допускать москвичей к чудотворной иконе Божьей Матери в Китай-городе, у Варварских ворот, горожане ударили в набат и ворвались в Кремль. Они зверски убили Амвросия. 26 сентября 1771 года в Москву прибыл Г.Г.Орлов. Он был облечен званием московского генерал-губернатора. Орлов приводил город в спокойствие не репрессиями, а умиротворением. Орлов увеличил число больниц, а работавшим там крепостным крестьянам обещал вольную. По воспоминаниям современников. Г.Г. Орлов лично обходил больницы, сопровождая врачей, и проверял качество содержания больных. Выздоровевших при выходе из больницы снабжали бесплатным питанием и одеждой. На Таганке открыли сиротский приют для детей, оставшихся без родителей. Было сожжено более трех тысяч ветхих домов, где прежде жили больные, а шесть тысяч домов подвергли дезинфекции. Осенью эпидемия чумы пошла на убыль.

5.2. Конкурс «Образ Екатерины II в русской литературе»

На многофункциональной интерактивной панели демонстрируются: фрагмент худ. фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством») реж. А.Роу и фрагмент телеспектакля «Капитанская дочка» реж. П.Резников.

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Аудио/видео контент» LearningApps.org.).

Задание для капитанов команд А и Б: Посмотрите фрагмент худ. фильма и назовите автора, название произведения и имена главных героев. Почему эти литературные произведения связаны с Екатериной II?

Ответ капитана команды А: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Маша Миронова, Петр Гринёв и Емельян Пугачёв).

Ответ капитана команды Б:Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» (Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки») (Кузнец Вакула, Оксана и Екатерина II).

6. Конкурс «Русское военное искусство при Екатерине II»

Все войны времен Екатерины II были увенчаны успехам благодаря дарованиям генерала А.В.Суворова и адмирала Ф.Ф.Ушакова.

Эпоха императрицы Екатерины II немыслима без великого Суворова и победителя всех неприятелей России на морях Федора Ушакова. Многое роднит Ушакова с Суворовым. Оба они – герои русско-турецких войн и первой войны России и Франции; оба – создатели школы полководческого искусства, из которой вышли фельдмаршал Кутузов и адмирал Сенявин; оба – непобедимы.

Задание для команды А: Расскажите о военном искусстве Ф.Ф.Ушакова.

Подсказкой Вам послужит картина «Сражение у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года», художник И.Н.Деменьтев, (2011).

5

Задание для команды Б: Расскажите о военном искусстве А.В.Суворова.

Подсказкой Вам послужит картина «Штурм Крепости Измаил» Е.Данилевский, В.Сибирский, (1973).

6

7. Конкурс «Наследники Петра I»

На многофункциональной интерактивной панели демонстрируются два памятника Петру I.

В Санкт-Петербурге установлены два знаменитых, но очень разных памятника Петру I.

Первый монумент работы Этьенна Мориса Фальконе, второй Бартоломео Карло Растрелли.

Задание для команд А и Б: Кто из потомков Петра I установил эти памятники? Какие надписи на них красуются? Какой из этих памятников является символом Санкт-Петербурга?

7

Ответ: Императрица Екатерина II. «Петру I – Екатерина II». Символом Санкт-Петербурга стал «Медный всадник» Фальконе.

8

Ответ: Император Павел I. «Прадеду – правнук».

IV. Итоги урока. Рефлексия

Заключительное слово учителя: Императрица Екатерина II, женщина разносторонних интересов, стремилась оказывать личное влияние на все стороны жизни российского общества. Ее царствование, составившее целую эпоху в отечественной истории, и поныне остается в центре внимания любителей прошлого. Как писал Н.М.Карамзин: «…История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество»!

Звучит гимн «Гром победы, раздавайся!» сл. Г.Державин, комп. О.Козловский. (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=StgM2I6BtJk (дата обращения 11.01.2021)).

Учащиеся совместно с учителем подводят итоги урока.

  • Что нового Вы узнали по теме «Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи»?
  • Что Вам особенно запомнилось?
  • Что вызвало затруднение?

Пройдите экспресс-опрос участников урока «Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи».

(Для проведения рефлексии используется инструмент «Голосование» LearningApps.org).

Ответьте на вопрос: ваше отношение к уроку «Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи»?

  • Ответ 1: Урок понравился.
  • Ответ 2: Не могу определиться.
  • Ответ 3: Урок не понравился.

Результаты голосования выводятся на многофункциональную интерактивную панель.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Дополните интеллект-карту «Российская империя при Екатерине II», составленную перед уроком, новыми данными, которые Вы узнали на уроке. (Используйте онлайн-инструмент для майндмэппинга «MindMeister» и цифровые образовательные ресурсы).

Жюри подводит итоги дидактической игры.

Команда-победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.

Библиографический список

  1. Гурьянова С.Ю. Высшее образование ХХI века: актуальные тренды // Научный журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». Номер 2 (80), февраль, 2014. – с. 75-88.
  2. Гурьянова С.Ю. Российская «Национальная платформа открытого образования» – шаг в будущее высшей школы. // Ежемесячный научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование» Номер 2 (129), февраль 2016. – с. 3-9.
  3. Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмот из России. – 2-е изд. / Под общ. ред. С.С.Дмитриева. – М.: Сов. Россия, 1991. – 592 с.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. – М.: Проспект, 2019. – 592 с.
  5. Роткевич Е. Побежденная зараза // Исторический журнал для всех «Дилетант» Номер 054, июнь 2020. с. 32-37
  6. Сочинения Екатерины II / Сост., вступ. ст. О.Н.Михайлова. – М.: Сов. Россия, 1990. – 384 с.
  7. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – 704 с.
  8. Хрестоматия. 6-10 классы: электронная форма. В 2-х ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2015. – 701 с.
  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
  10. Медиатека образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://store.temocenter.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
  11. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
  12. Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
  13. LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 11.01.2021).
  14. Mindmeister.com: [сайт]. URL: https://www.mindmeister.com/ru (дата обращения 11.01.2021).

26 Июль 2021 admin Главная страница » Педагогика » Опыт великих


11 июля 1762 гoдa на одной из парижских площадей был приведен в исполнение очередной приговор городского парламента (суда). Палач торжественно бросил в огонь преступное сочинение под названием «Эмиль». Сожжение книги никого удивить не могло. Такое случалось нередко. Удивительным могло показаться лишь то, что на этот раз на костер был отправлен не злободневный памфлет, а роман о воспитании. Поговаривали, что хорошо было бы заодно сжечь и самого автора, но он, увы, был далеко. Тайком перебираясь из одной швейцарской деревни в другую, ежеминутно опасаясь нападения возбужденной церковниками черни, он имел причины поразмыслить о превратности судьбы, в недолгий срок превратившей его, известнейшего писателя и друга высоких особ, в повсеместного изгнанника.

Так начались новые (какие по счету?) скитания Жан-Жака Руссо, одного из самых замечательных и странных людей не бедного человеческой оригинальностью XVIII века.

Биография Жана Жака Руссо

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Первые детские годы мальчика были на редкость безоблачными и счастливыми. Сначала в отчем доме, а потом в семье дяди Жан-Жак проводит дни в беззаботных играх и простительных шалостях, жадно слушает рассказы и чтение взрослых, а вскоре (он очень рано научился грамоте) и сам зачитывается Плутархом и Тацитом. Все переменилось в один день — тот самый, когда Жан-Жака впервые несправедливо наказали за проступок, которого он не совершал.

Тем, кто хотел бы знать, надолго ли памятно детское горе, надо перечесть рассказывающие об этом дне страницы «Исповеди». На склоне лет, отделенный громадами пережитого, Руссо пишет об этом так, словно все было только вчера, словно боль не отошла, не утихла. Какой же она была в первую минуту, если целая жизнь не стерла, не сгладила ее…

Вскоре мальчика отдают в ученье к граверу. Но дело не пошло — Жан-Жак хоть и интересуется ремеслом, но гораздо больше времени отдает добываемым тайком книгам да шалостям — уже далеко не безобидным. В конце концов, когда однажды перед припозднившейся компанией подростков заперли городские ворота, Жан-Жак решает и вовсе не возвращаться в Женеву. Начинаются скитания. Он перебирается во Францию, потом в Италию, потом снова во Францию, служит где придется и кем придется — лакеем, домашним секретарем, учителем, переписчиком нот.

В 1741 году Руссо попадает в Париж, ему удается познакомиться с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. Он становится своим в литературных и светских салонах — но так, на вторых ролях — то ли гость, то ли бедняк, ищущий покровительства. Годы идут, ему уже 37…

Как всегда в его жизни, перемена наступает неожиданно. Отправившись на свидание с Дидро, который за очередное свое сочинение отбывал положенное в Венсенском замке, Руссо случайно замечает в захваченной на дорогу газете объявление о конкурсе Дижонской Академии. Тема конкурсного сочинения «Способствовали ли науки и искусства очищению нравов?».

…Несколько месяцев — и вот уже «вся Франция» только и говорит: «Этот Руссо…» Не зря: трактат содержал вывод, который и нас сегодня может поразить,—«нет, не способствовали».

Уже в этом, первом сочинении отразилась самая суть его личности. Застенчивый, непостоянный, робкий в обыденной жизни, он был на редкость неустрашим и последователен в сфере мысли.. Уверенный в правоте исходной посылки, он неизменно шел в своих суждениях до конца, даже если конечные выводы, казалось бы, противоречили общепринятому здравому смыслу. Так и в «Рассуждении о науках и искусствах» исходной для Руссо была мысль о противоестественности человеческого неравенства; он находил основание утверждать, что науки и искусства не ведут к его уменьшению. И следовательно… Но на посылку не все обратили внимание; вывод же был замечен — в ту эпоху любили парадоксы.

На несколько лет для Руссо наступает пора безоблачной славы. Однако многое смущает поклонников, да и друзей: его странная привязанность к Терезе Левассер, простой служанке, его внешний облик (в светских салонах он появляется одетым, как мелкий ремесленник), его упорный отказ от денежной помощи высочайших особ (он по-прежнему предпочитает зарабатывать на жизнь перепиской нот). И когда начинается преследование «Эмиля», он с горьким изумлением обнаруживает, что единомышленников у него немного, а друзей и вовсе нет.

Однако пора сказать о том, какова была эта книга, в гневе на которую объединились католики и протестанты, которую после пугачевского восстания сочла необходимым запретить «просвещеннейшая» Екатерина II.

Жан-Жак Руссо — Эмиль, или о воспитании

1 …

Жан-Жак Руссо

ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ

КНИГА ПЕРВАЯ

Все хорошо, выходя из рук Творца мира; все вырождается в руках человека. Он заставляет почву питать несвойственные ей произведения, дерево – приносить несвойственные ему плоды. Он идет наперекор климатам, стихиям, временам года. Он уродует свою собаку, лошадь, своего раба. Он все ставит вверх дном, все искажает. Он любит безобразие, уродов, отворачивается от всего естественного, и даже самого человека надо выдрессировать для него, как манежную лошадь, не коверкать на его лад, подобно садовому дереву.

Иначе все пошло бы еще хуже. При настоящем порядке вещей, человек, с самого рождения предоставленный самому себе, был бы самым уродливым существом среди других людей. Предрассудки, авторитет, нужда, пример, все общественные учреждения, охватившие нас, заглушат в нем природу, и ничего не дадут взамен ее. С природой его было бы тоже, что бывает с деревцом, которое случайно вырастает среди дороги и которое прохожие скоро губят, задевая за него и заставляя гнуться на все стороны.

К тебе обращаюсь я, нежная и заботливая мать, сумевшая уклониться от большой дороги, и защитить молодое деревцо от столкновений с людскими мнениями. Лелей и поливай молодое растение, пока оно не завяло; плоды его будут современен твоею отрадою.

Первоначальное воспитание важнее других, и неоспоримо лежит на женщинах: если бы Творец вселенной желал предоставить его мужчинам, он наделил бы их молоком, для кормления детей. Поэтому в трактатах о воспитании надо обращаться преимущественно к женщинам: кроме того, что им сподручнее наблюдать за воспитанием, чем мужчинам, и что они всегда более влияют на него, но и успех дела им гораздо дороже, так как большинство вдов остаются в зависимости от своих детей, и тогда живо чувствуют хорошие и дурные последствия методы воспитания. Законы, которые всегда так много пекутся об имуществе и так мало о людях, потому что имеют целью спокойствие, а не добродетель, не дают достаточно власти матерям. Между тем, на них можно больше положиться, чем на отцов; обязанности их тяжелее; заботы необходимее для семьи. Впрочем, нужно объяснить, какой смысл я придаю слову мать, что и делается ниже.

Мы родимся слабыми, нам нужны силы; мы родимся лишенными всего, нам нужна помощь; мы родимся бессмысленными, нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и в чем нуждаемся впоследствии, дается нам воспитанием.

Это воспитание дается нам или природою, или людьми, или внешними явлениями. Внутреннее развитие наших способностей и органов составляет воспитание природою; уменье пользоваться этим развитием воспитывают в нас люди; а приобретение собственного опыта на основании воспринимаемых впечатлений составляет воспитание внешними явлениями. Следовательно, каждый из нас воспитывается троякого рода учителями. Ученик, в котором различные уроки эти ведут вражду, воспитан дурно и никогда не будет в ладу с самим собою. Тот только, в ком они сходятся и идут к одним общим целям, воспитан хорошо и будет жить последовательно.

Между тем, из этих трех различных воспитаний, воспитание природою вовсе от нас не зависит; а воспитание внешними явлениями зависит только в известной мере. Воспитание людьми – единственное, которое действительно находится в нашей власти; да и тут власть наша сомнительна: кто может надеяться вполне управлять речами и поступками всех людей, окружающих ребенка?

Поэтому, как только воспитание делается искусством, удача его почти невозможна, ибо содействие, необходимое для успеха, не зависит в этом случае от людей. При больших усилиях можно более или менее приблизиться к цели; но для полного достижения ее нужно счастье.

Цель тут природа. Так как содействие трех воспитаний необходимо для совершенства целого, то очевидно, что согласно тому, на которое мы не имеем влияния, надо направлять оба другие. Но, может быть, слово природа имеет слишком неопределенный смысл; нужно попробовать определить его здесь.

Природа, говорят нам, есть не что иное, как привычка. Что это значит? Разве нет привычек, которые приобретаются только благодаря принуждению, и никогда не заглушают природы? Такова, например, привычка растений, которым препятствуют расти прямо. Растение, предоставленное самому себе, сохраняет положение, которое его принудили принять; но растительный сок не переменяет от того своего первоначального направления, и, если растение не перестает жить, продолжение его делается снова вертикальным. То же самое бывает и с людскими наклонностями. Пока мы остаемся в одном положении, мы можем сохранять наклонности, явившиеся вследствие привычки и вовсе несвойственные нам; но как скоро положение изменяется, привычка исчезает и природа берет верх. Воспитание, разумеется, есть не что иное, как привычка. Между тем, разве нет людей, у которых изглаживается и утрачивается воспитание, тогда как у других оно сохраняется? Откуда такое различие? Если название природы нужно ограничить привычками, согласующимися с природою, то не стоило и говорить подобной галиматьи.

Мы родимся чувствительными, и с самого рождения окружающие предметы производят на нас различные впечатления. Как скоро мы начинаем, так сказать, сознавать наши ощущения, является расположение искать или избегать предметов, которые их производят.[1] Эта склонность развивается и укрепляется, по мере того, как мы становимся чувствительнее и просвещеннее; но, стесняемая нашими привычками, она более или менее изменяется, в зависимости от наших мнений. До такого изменения, склонности эти составляют то, что я называю в нас природой.[2]

Следовательно, нужно было бы все сводить к этим первоначальным склонностям, что было бы возможно, если б три рода воспитания нашего были только различны: но что делать, когда они противоположны; когда вместо того, чтобы воспитывать человека для него самого, его хотят воспитывать для других? Тут согласие невозможно. Необходимость бороться или с природою, или с общественными учреждениями, заставляет сделать или человека, или гражданина, – так как того и другого вместе сделать нельзя.

Естественный человек, человек природы, весь заключается в самом себе; он есть численная единица, абсолютное целое, имеющее отношение только к самому себе, или к себе подобному. Гражданский же человек есть только дробная единица, зависящая от знаменателя, и значение которой заключается в ее отношении к целому, т. е. общественному организму. Хорошие общественные учреждения всего лучше изменяют человека, уничтожают в нем абсолютное существование, заменяют его относительным и переносят его Я на общую единицу; так что каждый частный человек не считает себя единицей, а только частью единицы, и чувствителен только в целом. Гражданин Рима не был ни Каем, ни Люцием: он был римлянином. Регул считал себя кареагенянином, и в качестве иностранца отказывался заседать в римском сенате: нужно было для этого приказание кареагенянина. Он негодовал на желание спасти его жизнь. Он победил, и, торжествующий, вернулся умирать в мучениях. Мне кажется, что все это мало похоже на людей, которых мы знаем.

Педеарет является в совет трехсот. Его не выбирают, и он уходит вполне счастливый, что в Спарте нашлось триста человек более достойных, нежели он.

Спартанка, мать пяти сыновей, ждет вестей с поля битвы. Является илот. Трепещущая, она обращается к нему за вестью: ваши пять сыновей убиты. Презренный раб, разве я тебя об этом спрашиваю? Мы выиграли сражение! Мать бежит в храм и приносит благодарение богам.

Это граждане!

Тот, кто при гражданском строе хочет дать первое место природным чувствам, сам не знает, чего хочет. В вечном противоречии с самим собою, в вечном колебании между своими наклонностями и обязанностями, он не будет ни человеком, ни гражданином, он будет негодным и для себя, и для других. Это будет один из людей нашего времени, француз, англичанин, буржуа, – т. е. ничего не будет.

Из этих двух необходимо противоположных целей проистекают два противоположных образа воспитания: один общественный и общий, другой частный и семейный.

Если хотите получить понятие об общественном воспитании, прочитайте «Республику» Платона. Это вовсе не политическое сочинение, как думают люди, судящие о книгах по заглавиям. Это прекраснейший из всех трактатов о воспитании.

Общественное воспитание не существует более, и не может существовать, потому что там, где нет больше отечества, не может быть и граждан. Эти два слова отечество и гражданин должны быть вычеркнуты из новейших языков.

Я не считаю воспитательными заведениями смешные учреждения, называемые colleges. Я не говорю также о светском воспитании, способном производить только людей двуличных, которые, по-видимому, все думают о других, а на деле думают только о себе.

Остается семейное или естественное воспитание; но чем будет для других человек, воспитанный единственно для самого себя? Если б можно было соединить в одно двойную цель, которой мы задаемся, то, уничтожив в человеке противоречия, мы уничтожили бы серьёзное препятствие к его счастью. Для суждения об этом, нужно было бы видеть его вполне развитым; надо было бы проследить его склонности, его успехи, его развитие; словом, нужно было бы ознакомиться с естественным человеком. Я надеюсь, что чтение этой книги несколько облегчит такое исследование.

1 …

Конец ознакомительного отрывка ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Кратко о книге «Эмиль» Ж. Ж. Руссо

«Эмиль» — и роман, и педагогический трактат. Рассказывая историю жизни идеального воспитанника, Руссо одновременно дает программу идеальному воспитателю. Но прежде всего — спор. Церковь утверждала — человек от рождения испорчен, на нем — проклятие первородного греха; Руссо заявляет—человек от природы добр и совершенен. Воспитание должно сообразовываться с тем, к какому сословию принадлежит ребенок? Нет, требует Руссо, всегда и прежде всего воспитывайте человека. Труд — удел низших сословий? Нет, доказывает Руссо, это долг каждого и необходимейшее условие воспитания. Так, камень за камнем разрушает Руссо основы традиционного воспитания и воздвигает на обломках здание новой педагогики. Уже современники замечали, что здание это смахивает на хрустальный замок из сказки; упреки в утопизме и нежизненности с тех пор не смолкают уже два столетия.

Что же, бесспорно — нельзя всерьез видеть в «Эмиле» практическую программу воспитания; в таком естестве она нереальна для любой эпохи. Книгу эту надо рассматривать скорее, говоря по-современному, как «модель», как «идеальную схему» воспитания, неустрашимо логично выведенную из немногих главных оснований. И хотя попытки горячих поклонников Руссо применить его систему на практике неизменно кончались конфузом, сами эти основания (во всяком случае, многие из них) стали краеугольными камнями, на которых основывалась последующая педагогика. Не будем говорить о ближайших (по времени) его последователях, о Базедове, или Песталоцци, или даже о Толстом. Обратимся к эпохе гораздо более близкой.

Меньше всего хотелось, чтобы читатели увидели в книге «Эмиль, или О воспитании» лишь ряд практических советов. За два столетия наши знания о ребенке выросли неизмеримо, и многое в суждениях Руссо и неискушенному читателю покажется наивным. Но дух, пронизывающий эту книгу, которую можно назвать «декларацией прав ребенка», не должен быть нам безразличен.

Метки: биография Жака Руссо, книга «Эмиль» Руссо.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Популярные сегодня пересказы

  • Улитка на склоне — краткое содержание романа Стругацких
    Произведение представляет собой во многом изображение Стругацкими актуальной для них действительности, то есть советской эпохи. Поэтому некоторые отсылки и сравнения могут быть не понятными современному читателю.
  • Деньги — краткое содержание романа Золя
    Весь роман зациклен на жизни двух людей, которые преследуют одинаковые цели. Но такие разные по смыслу самого существования каждого из них.
  • Базаров — краткое содержание статьи Писарева
    В своей статье Писарев высоко оценивает роман Тургенева «Отцы и дети». Он говорит о том, что роман правдоподобный. Каждый молодой человек в нём может найти себя.
  • Житие протопопа Аввакума, им самим написанное — краткое содержание
    Житие протопопа Аввакума – памятник русской литературы 17 века. Сам Аввакум, приступая к повествованию, признается, что «виршами философскими не обык речи красить» и пишет по благословению духовного отца

Библиография [ править ]

  • Блох, Жан. Руссоизм и образование во Франции восемнадцатого века
    . Оксфорд: Фонд Вольтера, 1995.
  • Бойд, Уильям. Образовательная теория Жан-Жака Руссо
    . Нью-Йорк: Рассел и Рассел, 1963.
  • Джимак, Питер. Руссо: Эмиль
    . Лондон: Грант и Катлер, Лтд., 1983.
  • Риз, Уильям Дж. (Весна 2001 г.). «Истоки прогрессивного образования». История образования Ежеквартально
    .
    41
    (1): 1–24. DOI : 10.1111 / j.1748-5959.2001.tb00072.x . ISSN 0018-2680 . JSTOR 369477 .
  • Руссо, Жан-Жак Руссо . Эмиль, или Об образовании
    . Пер. Аллан Блум. Нью-Йорк: Основные книги, 1979.
  • Руссо, Жан-Жак Руссо. Эмилий и София; или Одиночки
    . Лондон: Напечатано Х. Болдуином, 1783 г.
  • Труиль, Мэри Зайдман. Сексуальная политика в эпоху Просвещения: писательницы читают Руссо
    . Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка, 1997.

  • Педсовет как пишется правильно
  • Паустовский старый повар читать полностью рассказ
  • Паханное плугом поле как пишется
  • Патриотизм знак вопроса сочинение
  • Паустовский рассказ кот ворюга слушать