(637 слов) Одним из самых знаменитых произведений Михаила Юрьевича Лермонтова является роман «Герой нашего времени». История создания книги до сих пор окутана тайной. Выяснить, что именно натолкнуло выдающегося писателя на ее создание, пока не удалось. Известно, что у некоторых персонажей и ситуаций в романе были свои реальные прототипы. Так, например, писатель сам вынужден был пережить то, что выпало на долю главного персонажа в главе «Тамань». У Грушницкого было много общего с Мартыновым — офицером, который имел давний конфликт с Лермонтовым и стал его убийцей. Возможно, поэтому читателя так привлекает сравнение Печорина и Грушницкого. Рассмотрим сравнительную характеристику данных персонажей.
В образах Печорина и Грушницкого автор воплотил молодых и красивых людей. У Грушницкого смуглая кожа и чёрные волосы. Он отличается привлекательным телосложением. Печорин также очень хорош собой. Печорину на момент повествования около двадцати пяти лет. А Грушницкий выглядел старше своих лет. Герою всего двадцать один год, а выглядел он на все двадцать пять. Однако выражения лиц уже вносят первое различие в нашу копилку. Физиономия выдавала Грушницкого с головой: у него «на лице все написано». А мимика Григория Печорина не выражала ничего, кроме эмоции, которую он придавал ему намеренно. Даже когда у персонажа была лихорадка, никто не мог бы это заподозрить. Грушницкий был открыт, а Печорин — замкнут и скрытен.
И Печорин, и Грушницкий являются дворянами. Однако Печорин – богатый человек. Недаром героя называют петербургским победителем. Грушницкий не является таким состоятельным, он родом из провинции. Поэтому у юнкера много комплексов, которые он выплескивает в демонстративном поведении: он надевает солдатскую шинель, обвешивается оружием, корчит гримасы, когда опирается на раненую ногу, которая давно не болит, много говорит. Так он привлекает к себе внимание в обществе и старается заместить чем-то недостаток богатства и знатности. А вот Григорий в себе уверен: его примут в доме любого уровня, на него обратят внимание в любом обществе, поэтому ему совсем не обязательно прибегать к лишним ухищрениям.
Читатель замечает, что Григорий наделён не только состоянием, но и незаурядным умом. А вот Грушницкого умным назвать нельзя. Печорин умеет сдерживать свои эмоции и чувства, что не характерно для Грушницкого. Кроме того, Григорий Печорин отличается храбростью, он не побоялся даже схватки с сумасшедшим казаком, который зарубил Вулича. Грушницкий в произведении показывает себя трусливым человеком: он даже в бой идет с закрытыми глазами.
Печорин не отличается особой болтливостью, герой предпочитает больше молчать в разговоре. Он опасается о чем-то проболтаться, а Печорин не любит раскрывать секреты. Молчание для главного персонажа также представляет прекрасную возможность узнать чужую тайну. Грушницкий, наоборот, очень любит говорить. Герой предпочитает говорить долго, он заранее готовит длинные фразы для разговора. Грушницкий не боится делиться своими тайнами со всеми. В споре он не слушает собеседника, а отвечает только себе.
Печорин является довольно наглым человеком, с людьми герой разговаривает дерзко. Он легко идет на любую авантюру и в стрессовой ситуации готов проявить решительность. Грушницкий, напротив, отличается скромной натурой. Герой нехорошо себя чувствует, если приходиться напрашиваться. Он не уверен в себе и своих решениях, легко поддается влиянию со стороны, ведь даже о своих отношениях с женщинами он готов советоваться с Григорием. Печорин является очень проницательным человеком, персонаж хорошо разбирается в людях. А Грушницкий, наоборот, не способен находить подход к людям, потому что он слишком зациклен на себе.
Между героями есть и некоторые сходства. Персонажи получили достойное образование и воспитание. Оба героя являются военными людьми, которые служат на Кавказе. Также у персонажей есть схожие черты характера. Оба мстительные и самолюбивые, аморальные и лживые. Ради своих целей они идут на всем. И Грушницкий, и Печорин врут Мери, оба хотят использовать ее, и никто из них ее не любит. Складывается ощущение, что они могут любить только себя.
Можно утверждать, что в образе Грушницкого отразились и были преувеличены некоторые отрицательные черты Григория Печорина. Они являются литературными двойниками. Только юнкер стал отражением главного героя в кривом зеркале. Он подражал образу, который считал более модным и интересным, чем он сам. А первоисточник — Григорий, который не казался, а был таким — героем своего поколения.
Критерий оценки | Печорин | Грушницкий |
Отношение к себе | «…по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя…» | «…он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою…» |
Оценка ума со стороны людей | «…У вас большой дар соображения…» (Вернер о Печорине) | «…«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами…» |
Отношение к женщинам | «…влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…» | «…даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал…» «ты лучше меня знаешь женщин» |
Отношение к обществу | «…мне и не здешнее [общество] ужасно надоело…» | |
Причина приезда на войну | Скука | «Романтический фанатизм» |
Цель жизни | Нет цели: «Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты…» (Печорин о жизни) | «Его цель – сделаться героем романа». Грушницкий тщеславен и хочет признания общества. |
Поведение в разговоре с людьми | «…Утомленный долгой речью, я закрыл глаза и зевнул…» | «Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает» |
Выбор между разумом и чувствами | «…Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия…» | «…под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное…» |
Источники наслаждения | «…первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает…» | «…он из тех людей <…> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия…» |
Автор: Виктория Комарова
(922 слова) М. Ю. Лермонтов, создавая роман «Герой нашего времени», ставил перед собой цель описать психологический портрет поколения, отразить чувства и эмоции мыслящих людей начала XIX века. Он пишет не только о Григории Печорине, лишнем человеке, но и о себе, своих знакомых и многих других, кто не знал, куда приложить свой внутренний потенциал.
О прошлом Печорина известно немного, в романе «Герой нашего времени» оно практически не освещается. Однако Григорий появляется в другом произведении М. Ю. Лермонтова – «Княгиня Лиговская». Там рассказывается о ранней молодости героя: с юных лет Печорин искал свое предназначение и не мог найти – обучение в университете ему надоело, служба в гвардии — тоже, даже военные действия на Кавказе ему наскучили. Не мог найти герой счастья и в любви. Именно в повести «Княгиня Лиговская» впервые появляется Вера, которая была юношеской любовью Печорина, а потом вышла замуж за другого.
Роман «Герой нашего времени» рассказывает об отдельных эпизодах в жизни Григория. Композиция здесь не хроникальная, она направлена на постепенное раскрытие героя. В главах «Бэла» и «Максим Максимыч» персонаж раскрывается со стороны – сначала о нем говорит бывший сослуживец Максим Максимыч, потом рассказчик. В последующих главах («Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист») повествование идет от лица самого Печорина, это страницы его дневника, «журнала».
В главе «Бэла» Григорий Печорин предстает как холодный и расчетливый человек. В уме ему не отказать, но ему не хватает порядочности. Герой украл кавказскую девушку, влюбил в себя, а потом она ему попросту надоела, девушка трагически погибла, в чем была косвенная вина Печорина. Герой здесь предстает самовлюбленным человеком, который заботится лишь о себе, достижении своих целей, но не задумывается о чувствах других.
Какой Печорин в главе «Максим Максимыч»? Негативное впечатление о нем еще усиливается, когда Печорин холодно встречается со своим бывшим сослуживцам. Добрый и простой Максим Максимыч чуть ли не бросается на шею Григорию, а тот встречает его отповедью Вероятно, Печорину неприятно вспоминать о былом (хотя виноват в произошедшем не Максим Максимыч).
Какой Печорин в «Тамани»? В главе «Тамань» читатель узнает о том, как Печорин разрушил стабильность жизни «честных контрабандистов». В одной из командировок он остановился у старухи в Тамани. Ночью он увидел, что слепой мальчик и незнакомая девушка передавали груз мужчине в лодке, все эти люди явно были контрабандистами. Наутро Григорий вновь встретил привлекательную девушку, «ундину», спросил ее об увиденном и пригрозил рассказать властям. На самом деле, таких намерений у героя не было, но неосторожные слова чуть не стоили ему жизни: «ундина» позвала Печорина на свидание и чуть не утопила в реке, боясь разоблачения. В итоге девушка и мужчина уплыли в неизвестном направлении, бросив слепого мальчика. Скучающий герой полностью переворачивает жизнь людей, чуть сам не лишается жизни в погоне за чем-то, что подарит ему хоть какие-то эмоции.
Каким представлен Печорин в главе «Княжна Мэри»? Эта глава — самая длинная, в ней больше всего героев, ситуаций, которые раскрывают личность Григория. Отношения Печорина и Вернера показывают, каков герой в дружбе. Оба мужчины самодостаточные и несколько циничные, имеют на все свое мнение, хотя Вернер более добр и сердечен (хоть этого и не демонстрирует). Отношения Печорина и Грушницкого показывают, что главный герой – враг крайне опасный. Грушницкий – самовлюбленный и высокомерный, за что Григорий захотел ему отомстить, из-за чего увел у соперника княжну Мэри и потом убил и его самого на дуэли. Нельзя сказать, что Печорин жесток, изначально он не хотел смертельного исхода, однако ему удалось раскрыть заговор против себя, героя хотели подло его убить. За это Грушницкий поплатился, Печорин не стал делать никаких скидок и уступок. Какой Печорин на дуэли? Бескомпромиссный, опасный и смелый соперник, готовый и к прощению, и к наказанию. Единственная мера этих состояний — способность других героев играть по ЕГО правилам.
Отношения Печорина и княжны Мэри показывают противоречивость его натуры: сначала он выступает как опытный соблазнитель, который искушает наивную девушку, а потом и сам увлекается княжной, но понимает, что это ненадолго. В итоге Григорий делает Мэри несчастной, разбивает ее сердце. Отношения Печорина и Веры глубже, трагичнее. Они случайно встречаются на курорте после долгой разлуки (Вера именно та женщина из прошлого, которая была юношеской любовью героя). Вера, в отличие от Мэри, все прекрасно знала о Григории – она знала, что он разрушает все вокруг себя, подчас случайно. Понимала она, что он видит только себя и свои интересы во всем. Это, а также замужество Веры, привело к тому, что женщина ничего от него не ждала, по этой причине Печорин лишь ее одну ценил из всех окружающих. Когда Вера уехала, Печорин поскакал за ней и загнал коня, но догнать не смог. Потеря любимой навсегда опустошила его. Именно после этой любовной истории он сделал последнюю попытку обрести счастье с Бэлой, которая не была связана светскими условностями, замужеством, ожиданиями. Однако и этого не вышло.
Каким представлен Печорин в главе «Фаталист»? Это самая философская глава в романе, она характеризует Печорина как человека, много пережившего и уже уставшего от жизни. Его самого не радует то, что он разрушает все вокруг. И герой решает вступить в состязание со смертью. Причина та же – скука. Он проверяет теорию о том, что раньше времени человек умереть не может. Причем в этот раз под удар Печорин ставит самого себя. Все же Григорий остался жив, умер он позже, в Персии, там его душа успокоилась навсегда.
Григорий Печорин – противоречивая натура. С одной стороны, это умный, наблюдательный человек, который мог бы принести много пользы, если бы душой отдался какому-нибудь делу. С другой, из-за отсутствия этого самого дела ему невыносимо скучно, а для развлечения он играет жизнями других людей, самоутверждается за их счет. Он замечает противоречия в общественных отношениях, в службе, нравах и воззрениях дворян, и это ему претит, хотя и он сам является результатом этого мироустройства. Сам Печорин сравнивает себя с «топором судьбы». Он сам тяготится этим положением, но не может и не хочет его изменить.
Автор: Мария Копусова
Тип «лишнего человека» — наиболее распространённый образ в литературе, излюбленный самыми известными писателями 19 столетия. Для того чтобы понять характер и сущность типа «лишнего человека», достаточно провести сравнение двух персонажей ‐ Онегина и Печорина. Они являются главными экспонатами в галерее непонятых и недооцененных персонажей, покоривших публику.
Сходства
У этих персонажей есть немало схожих качеств. Онегин и Печорин имеют одинаковое происхождение. Оба героя росли и воспитывались в Петербурге, оба одного возраста (Евгению 26 лет, а Григорию 25). Они ни в чем себе не отказывают. Материальные возможности позволяют Онегину и Печорину не работать и жить в свое удовольствие, однако им эта золотая праздность надоедает. Герои отличаются от остальных дворян именно тем, что они ощущают скуку даже в роскошных гостиных и чувствуют усталость от светского общества. В юности оба персонажа увлекались досугом в высшем свете, но вскоре разочаровались не только в нем, но и в людях, которые были однотипны, мелочны и банальны. В поисках приключений герои проходят через муки выбора, а также становятся виновниками гибели тех, кто был им небезразличен. Они очень дорожат свободой, но и она для них «постыла». Также схожесть данных персонажей заключается в том, что они оба обладали способностью обольщать женщин. Однако, подобно светскому обществу, и красавицы героям быстро наскучили, несмотря на то, что они уделяли им много времени и придавали большое значение. Для Печорина и Онегина важнее всего оказалась свобода, поэтому они больше не хотели связывать свою жизнь с женским полом.
Некоторые поступки героев также подчёркивают схожесть их характера. Сцена объяснения Евгения Онегина с Татьяной Лариной похожа на сцену разговора Печорина с Княжной Мэри. Григорий, как и Евгений, хотел показать приятелю свое превосходство, флиртуя с избранницей «соперника». Оба эпизода привели к дуэли. А сцена встречи Печорина с Бэлой на Кавказе напоминает эпизод встречи Евгения с Татьяной в Петербурге.
Онегин и Печорин не могли ценить других людей, поэтому и остались без друзей. Конечно, Евгений Онегин имел друга Владимира Ленского, но он убил его на дуэли. С Грушницким Печорин общался, можно сказать, как с другом. Однако он невзлюбил его с начала их знакомства. Также можно заметить, как Печорин равнодушно отнёсся к встрече с Максомом Максимычем. А ведь он был старым другом Печорина. Доктор Вернер был ближе всех них к Печорину, но и он не выдержал долгого общения с ним. Хладнокровное убийство Грушницкого поразило его.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Печорин и Онегин действительно очень похожи по своему нраву и характеру. Не зря В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».
Различия
Несмотря на то, что между этими двумя персонажами, как выяснилось, существует немало схожих черт, между ними есть и существенные различия. Главное из них — отношение героев к своей жизни. Безусловно, оба персонажа являются типичными эгоистами, но у каждого данная черта проявляется по-своему.
Евгений Онегин — эгоист, но он в этом не виноват, как утверждает автор. Отец практически не занимался своим сыном Евгением и не обращал на него внимания. Он отдал Онегина на воспитание гувернеру, который только и делал, что хвалил молодого человека. К тому же Онегин никогда не служил и был наследником всех своих родных. Праздность развратила его. Он рос и воспитывался в той среде, в который каждый думает и заботится лишь о собственном благополучии. Однако герой все же пытается измениться: бежит в деревню, заводит друга, искренне жалеет Татьяну и бережет ее чувства. Ведь он мог бы воспользоваться ее наивным даром, мог бы принять ее самопожертвование, но он отказывает ей, потому что понимает, что не сделает девушку счастливой. Евгению не хватает внутренней силы, чтобы извиниться перед Владимиром, но он очень жалеет его. В финале он попирает свою гордость и сам идет к Татьяне с признанием. Все это говорит в его пользу.
Совсем другим предстает образ Печорина. Он представляет собой страдающего эгоиста. Герой причисляет себя к никчёмным и жалким потомкам, которые бродят по земле без каких-либо принципов, нравственных и моральных ценностей. Печорин не понимает, для чего родился и какова его цель в жизни, но поиск предназначения у него выражается в манипуляции другими людьми. В отличие от Онегина, Печорин не только умен и сообразителен, но еще он предстаёт перед читателем в роли философа. Однако мысли его направлены не на саморазвитие. Напротив, он поощряет свои прихоти и хладнокровно подмечает результаты своей разрушительной деятельности. Григорий не жалеет княжну Мери и играет ее чувствами ради своих капризов. Он не прощает Грушницкого и целенаправленно убивает его. Он похищает Бэлу и не спешит жениться на ней. Все его поступки порочны, он знает это, но ничего не хочет с этим поделать.
Вывод
Можно сделать вывод, что Онегин — это первая стадия паралича души, который делает человека лишним в обществе. Он не безнадежен, и открытый финал романа — тому подтверждение. Евгений стремится стать лучше и, возможно, преуспеет. А Печорин не раз заявляет, что он — эгоистичная натура, живущая лишь для собственного удовольствия. Он не жалеет о содеянном, он лишен гуманизма. В финале он погиб, а значит, он никогда не исправится. Автор не верит в его нравственное преображение.
Таблица
Различия:
Онегин | Печорин |
Живет в 20 годы 19 века, когда общество еще верит в перемены и ждет их. | Живет в эпоху после разгрома декабристов в 1825 году, когда общество уже ни на что не надеется. |
«Труд упорный ему был тошен». | Служит в армии. |
Путешествия по России заставили Евгения о многом задуматься и перемениться. | Путешествия по России не меняют взглядов Григория: везде он манипулирует людьми по одной лишь прихоти. |
Евгений интересуется политикой, экономикой и даже проводит реформы в имении дяди, заменив барщину оброком «легким». | Не интересуется всем этим и не заботится о своих крепостных. Он просто тратит деньги, нажитые их трудом. |
Жалеет своих невольных жертв. | Не сожалеет о своих поступках (кроме ситуации с Верой). |
Евгений убил Ленского, но после этого больше ничего плохого не делал. Эта смерть его мучает. | Григорий совершает плохие поступки подряд, и гибель Грушницкого его не тронула. |
Сходства:
Отношение к женщинам | Волочатся за дамами от скуки, в любовь не верят. |
Отношение к свободе | Ценят ее больше всего на свете. |
Отношение к друзьям | Свои прихоти и свое «Я» ценят гораздо выше дружбы, легко расстаются с приятелями. |
Отношение к себе | Модно одеваются, следят за внешностью, ценят роскошь и окружают себя комфортом. |
Отношение к светскому обществу | Холодное презрение. |
Автор: Виктория Комарова
В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа для того, чтобы более четко выделить характеры. Этим приемом пользуется и
в романе «Герой нашего времени».
Одним из главных персонажей, призванных помочь раскрытию образа Печорина, является Грушницкий, который появляется на страницах центральной главы романа «Княжна Мери». Именно в этой повести наиболее полно и глубоко раскрывается внутренний мир героя.
Встречаются молодые люди как старые приятели. В душе они не питают особенно теплых чувств друг к другу. Слишком много у каждого из них тех черт характера, которые неприемлемы для другого.
Молодой юнкер — романтик, он хочет, чтобы жизнь была наполнена красивыми встречами и печальными расставаниями, любовными победами и смелыми подвигами, поэтому он «драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий приписывает другим те чувства, которые они никогда не испытывали, и преувеличивает свою симпатию к молодой девушке. Он считает, что «готовые пышные фразы», модная одежда и хорошие духи могут заменить красоту души и остроту ума. Грушницкий восторжен и многословен, больше говорит, чем делает. Он стремится играть роль разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания.
Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни и в людях. Он пресытился любовными победами и смелыми подвигами. При этом герой видит Грушницкого насквозь и посмеивается над ним. Григория Александровича раздражают его манеры, его цели «сделаться героем романа» и непременно произвести впечатление, его внутренняя пустота. Печорин не выносит фальши, неискренности, свойственных Грушницкому. Григорий Александрович уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, язвителен. Тем не менее непохожесть и неприятие друг друга не мешают двум молодым людям общаться и проводить много времени вместе.
Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. Грушницкий не на шутку увлекается ею.
Григорий Александрович, прекрасно знающий, чем кончаются подобные увлечения, нашёл очередной способ развеять скуку. Оба героя начинают добиваться расположения и любви молодой княжны. Грушницкий ищет романтического приключения, а Печорину доставляют удовольствие наблюдения за страданиями обоих молодых людей, он сам признаётся себе, что иногда «понимает Вампира». К тому же он хочет убедиться в своих догадках по поводу настоящей сущности своего соперника, а заодно заполучить очередную покорную игрушку и развлечься. «Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»
Главному герою не составляет большого труда отбить внимание и расположение княжны у менее удачливого поклонника. Григорий Александрович загадочен и умён, его шутки наполнены «искренней злостью». Грушницкий скучен, его эпиграммы «часто забавны, никогда не бывают метки и злы», он слишком много говорит, но его слова пусты, а пышные фразы часто повторяются, в нём не хватает напористости, остроумия и самоиронии, поэтому он скоро надоедает Мери.
Главный герой добился своей цели: княжна влюбилась в него, а по самолюбию соперника нанесён сокрушительный удар. Негодующий, проигравший «сражение» Грушницкий оказывается бесчестным, трусливым, подлым, коварным, злопамятным человеком, готовым выстрелить в безоружного! Юнкер настолько вжился в роль влюблённого в княжну, что не простил Григорию Александровичу победы и решил отомстить. Но Печорина это не испугало, наоборот он был рад этому новому способу развеять скуку: «быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры…» Грушницкий же, напротив, очень нервничает. Несмотря на обиду, Григорий Александрович даёт противнику последнюю возможность раскаяться: «…откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё». Но юнкер не использовал свой шанс: «Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла». Печорин вынужден убить Грушницкого, но главный герой не злорадствует, ему жаль, что всё вышло так, а не иначе, на сердце у него «камень».
После дуэли Григорий Александрович разрывает свои отношения с княжной, ведь у него изначально не было ни серьёзных намерений, ни симпатии к ней. Мери стала жертвой игры Печорина, её чувства безжалостно растоптаны. Герой знает о любви девушки, но это не мешает ему признаться, что он использовал её.
В повести «Княжна Мери», сюжет которой построен на любовном треугольнике, наиболее полно и глубоко раскрывается внутренний мир Григория Александровича. Образы Грушницкого и Мери очень важны в романе, они выявляют важные черты характера главного героя.
(726 слов) М.Ю. Лермонтов написал роман в 1838 г., когда в его памяти были свежи кавказские впечатления. «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840г. и сразу стал событием в русской литературе. Роман обличал свою эпоху, показывал её пустоту и никчёмность. Если такие люди, как Печорин ─ с огромной силой воли, умные, с большими амбициями, проживают жизнь бессмысленно, то что говорить о самом времени? Автор устами своего героя осуждает окружающую среду, которая сформировала Печорина как личность. На страницах романа мы видим целую систему образов, центром которой является Печорин. Его личность наиболее ярко проявляется в отношениях с остальными героями.
Юнкер Грушницкий ─ прямая противоположность Печорина. Своего рода карикатура, пародия на главного героя. Фигура Грушницкого выделяется среди высшего общества Пятигорска. Грушницкий изображает апатию, но им руководит мелочный эгоизм. Он относится к тем, кто любит привлекать к себе внимание, позировать, не понимая и не чувствуя настоящей жизни. На дуэль с Печориным он также соглашается для того, чтобы покрасоваться перед своими друзьями, которые решили разыграть Печорина, не зарядив его пистолет. И жертвой дуэли Грушницкий также становится из-за трусости и малодушия.
Грушницкого не уважают богатые дворяне и дворянки, которые приехали на Кавказ устраивать выгодные браки для своих дочерей, ведь он небогат. А он, опять же, из тщеславия и скуки, пытается заинтересовать собой московскою княжну Мери, прибегая к обману. Её мать ─ княгиня Лиговская ─ гордится тем, что Мери умна и образованна, читает в подлиннике Байрона и знает алгебру. Лиговская довольна, что её дочь кротка и невинна, но ничем не может её помочь, когда она попадает в трудную ситуацию из-за отношений с Печориным. Он же заводит с ней роман в том числе и для того, чтобы «утереть нос» Грушницкому и другим офицерам, а Мери он хочет показать, что она не лучше других пятигорских дам, которых также легко совратить с пути — увлечь одними лишь красивыми словами и дерзкими поступками.
Этому лицемерному окружению противостоит образ Бэлы. Она страстно любит Печорина, но это не мешает её сохранить свою честь и чувство собственного достоинства.
«Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? ─ А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его ─ я княжеская дочь!» ─ смело заявляет она Максиму Максимычу.
Страстность, отвага и гордость соединяются в её характере с добротой, нежностью и сентиментальностью.
Единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему и страстно, была Вера. Она тоже составляет исключение из окружения Печорина. Но и ей он причинил только горе, как, впрочем, и всем, кто встретился на жизненном пути. В своём прощальном письме к Печорину, где очень тонко и ярко выражает свои мысли и чувства, Вера упрекает его в том, что он любил её как собственность, как источник радости и печали, без которых жить скучно и однообразно. Собственно, такими же средствами для развлечения были для главного героя и Бэла, и княжна Мери, которых он, вероятнее всего, не любил вовсе.
Из всех близких к Печорину людей лучше всех понимает его доктор Вернер ─ умный и проницательный человек, чья беседа всегда интересна и занимательна. Такой же циник, как сам Печорин, Вернер не воспринимает всерьёз богатых и знатных людей, отдыхающих на водах. И он же, по словам Печорина, не сдерживал слёз при виде умирающего солдата. Но даже с доктором Печорин не может и не хочет дружить в полном смысле этого слова, так-как считает, что «из двух друзей один ─ всегда раб другого».
С большой любовью автор создаёт образ простого офицера, штабс-капитана Максима Максимыча. Честный и добрый человек, Максим Максимыч прослужил много лет на Кавказе, на передовой войны с горцами, где не единожды рисковал жизнью. Но это не сделало его сердце жестоким и чёрствым. С большой грустью вспоминает Максим Максимыч о Бэле, которую полюбил, как родную дочь. Сильно огорчается, когда Печорин сухо и холодно обходится с ним при встрече, перед тем, как они расстанутся навсегда. Здесь в очередной раз проявляются эгоизм, неблагодарность и неискренность Печорина.
Герои романа делают богатым и полифоническим язык, которым он написан. Мы встречаемся с тремя рассказчиками: путешествующим офицером, Максимом Максимычем и Печориным. У каждого из них своя манера разговора, свои особенности речи. Языковую палитру дополняют голоса Бэлы, Казбича, Азамата, Грушницкого, княжны Мери, Вернера и других персонажей.
В «Герое нашего времени» Лермонтов показывает, как яркие и сильные натуры, подобные Печорину, проводят жизнь в бессмысленной суете, борьбе с обществом и друг другом, всегда пытаясь что-то кому-то доказать, не брезгуя при этом никакими средствами. Но настоящей цели в жизни, ценностных ориентиров у них нет. Автор считал, что это трагедия целого поколения и в своём творчестве всегда боролся против неправды, лицемерия и подлости.
Автор: Артем Аввакумов