(637 слов) Одним из самых знаменитых произведений Михаила Юрьевича Лермонтова является роман «Герой нашего времени». История создания книги до сих пор окутана тайной. Выяснить, что именно натолкнуло выдающегося писателя на ее создание, пока не удалось. Известно, что у некоторых персонажей и ситуаций в романе были свои реальные прототипы. Так, например, писатель сам вынужден был пережить то, что выпало на долю главного персонажа в главе «Тамань». У Грушницкого было много общего с Мартыновым — офицером, который имел давний конфликт с Лермонтовым и стал его убийцей. Возможно, поэтому читателя так привлекает сравнение Печорина и Грушницкого. Рассмотрим сравнительную характеристику данных персонажей.
В образах Печорина и Грушницкого автор воплотил молодых и красивых людей. У Грушницкого смуглая кожа и чёрные волосы. Он отличается привлекательным телосложением. Печорин также очень хорош собой. Печорину на момент повествования около двадцати пяти лет. А Грушницкий выглядел старше своих лет. Герою всего двадцать один год, а выглядел он на все двадцать пять. Однако выражения лиц уже вносят первое различие в нашу копилку. Физиономия выдавала Грушницкого с головой: у него «на лице все написано». А мимика Григория Печорина не выражала ничего, кроме эмоции, которую он придавал ему намеренно. Даже когда у персонажа была лихорадка, никто не мог бы это заподозрить. Грушницкий был открыт, а Печорин — замкнут и скрытен.
И Печорин, и Грушницкий являются дворянами. Однако Печорин – богатый человек. Недаром героя называют петербургским победителем. Грушницкий не является таким состоятельным, он родом из провинции. Поэтому у юнкера много комплексов, которые он выплескивает в демонстративном поведении: он надевает солдатскую шинель, обвешивается оружием, корчит гримасы, когда опирается на раненую ногу, которая давно не болит, много говорит. Так он привлекает к себе внимание в обществе и старается заместить чем-то недостаток богатства и знатности. А вот Григорий в себе уверен: его примут в доме любого уровня, на него обратят внимание в любом обществе, поэтому ему совсем не обязательно прибегать к лишним ухищрениям.
Читатель замечает, что Григорий наделён не только состоянием, но и незаурядным умом. А вот Грушницкого умным назвать нельзя. Печорин умеет сдерживать свои эмоции и чувства, что не характерно для Грушницкого. Кроме того, Григорий Печорин отличается храбростью, он не побоялся даже схватки с сумасшедшим казаком, который зарубил Вулича. Грушницкий в произведении показывает себя трусливым человеком: он даже в бой идет с закрытыми глазами.
Печорин не отличается особой болтливостью, герой предпочитает больше молчать в разговоре. Он опасается о чем-то проболтаться, а Печорин не любит раскрывать секреты. Молчание для главного персонажа также представляет прекрасную возможность узнать чужую тайну. Грушницкий, наоборот, очень любит говорить. Герой предпочитает говорить долго, он заранее готовит длинные фразы для разговора. Грушницкий не боится делиться своими тайнами со всеми. В споре он не слушает собеседника, а отвечает только себе.
Печорин является довольно наглым человеком, с людьми герой разговаривает дерзко. Он легко идет на любую авантюру и в стрессовой ситуации готов проявить решительность. Грушницкий, напротив, отличается скромной натурой. Герой нехорошо себя чувствует, если приходиться напрашиваться. Он не уверен в себе и своих решениях, легко поддается влиянию со стороны, ведь даже о своих отношениях с женщинами он готов советоваться с Григорием. Печорин является очень проницательным человеком, персонаж хорошо разбирается в людях. А Грушницкий, наоборот, не способен находить подход к людям, потому что он слишком зациклен на себе.
Между героями есть и некоторые сходства. Персонажи получили достойное образование и воспитание. Оба героя являются военными людьми, которые служат на Кавказе. Также у персонажей есть схожие черты характера. Оба мстительные и самолюбивые, аморальные и лживые. Ради своих целей они идут на всем. И Грушницкий, и Печорин врут Мери, оба хотят использовать ее, и никто из них ее не любит. Складывается ощущение, что они могут любить только себя.
Можно утверждать, что в образе Грушницкого отразились и были преувеличены некоторые отрицательные черты Григория Печорина. Они являются литературными двойниками. Только юнкер стал отражением главного героя в кривом зеркале. Он подражал образу, который считал более модным и интересным, чем он сам. А первоисточник — Григорий, который не казался, а был таким — героем своего поколения.
Критерий оценки | Печорин | Грушницкий |
Отношение к себе | «…по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя…» | «…он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою…» |
Оценка ума со стороны людей | «…У вас большой дар соображения…» (Вернер о Печорине) | «…«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами…» |
Отношение к женщинам | «…влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…» | «…даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал…» «ты лучше меня знаешь женщин» |
Отношение к обществу | «…мне и не здешнее [общество] ужасно надоело…» | |
Причина приезда на войну | Скука | «Романтический фанатизм» |
Цель жизни | Нет цели: «Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты…» (Печорин о жизни) | «Его цель – сделаться героем романа». Грушницкий тщеславен и хочет признания общества. |
Поведение в разговоре с людьми | «…Утомленный долгой речью, я закрыл глаза и зевнул…» | «Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает» |
Выбор между разумом и чувствами | «…Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия…» | «…под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное…» |
Источники наслаждения | «…первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает…» | «…он из тех людей <…> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия…» |
Автор: Виктория Комарова
(922 слова) М. Ю. Лермонтов, создавая роман «Герой нашего времени», ставил перед собой цель описать психологический портрет поколения, отразить чувства и эмоции мыслящих людей начала XIX века. Он пишет не только о Григории Печорине, лишнем человеке, но и о себе, своих знакомых и многих других, кто не знал, куда приложить свой внутренний потенциал.
О прошлом Печорина известно немного, в романе «Герой нашего времени» оно практически не освещается. Однако Григорий появляется в другом произведении М. Ю. Лермонтова – «Княгиня Лиговская». Там рассказывается о ранней молодости героя: с юных лет Печорин искал свое предназначение и не мог найти – обучение в университете ему надоело, служба в гвардии — тоже, даже военные действия на Кавказе ему наскучили. Не мог найти герой счастья и в любви. Именно в повести «Княгиня Лиговская» впервые появляется Вера, которая была юношеской любовью Печорина, а потом вышла замуж за другого.
Роман «Герой нашего времени» рассказывает об отдельных эпизодах в жизни Григория. Композиция здесь не хроникальная, она направлена на постепенное раскрытие героя. В главах «Бэла» и «Максим Максимыч» персонаж раскрывается со стороны – сначала о нем говорит бывший сослуживец Максим Максимыч, потом рассказчик. В последующих главах («Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист») повествование идет от лица самого Печорина, это страницы его дневника, «журнала».
В главе «Бэла» Григорий Печорин предстает как холодный и расчетливый человек. В уме ему не отказать, но ему не хватает порядочности. Герой украл кавказскую девушку, влюбил в себя, а потом она ему попросту надоела, девушка трагически погибла, в чем была косвенная вина Печорина. Герой здесь предстает самовлюбленным человеком, который заботится лишь о себе, достижении своих целей, но не задумывается о чувствах других.
Какой Печорин в главе «Максим Максимыч»? Негативное впечатление о нем еще усиливается, когда Печорин холодно встречается со своим бывшим сослуживцам. Добрый и простой Максим Максимыч чуть ли не бросается на шею Григорию, а тот встречает его отповедью Вероятно, Печорину неприятно вспоминать о былом (хотя виноват в произошедшем не Максим Максимыч).
Какой Печорин в «Тамани»? В главе «Тамань» читатель узнает о том, как Печорин разрушил стабильность жизни «честных контрабандистов». В одной из командировок он остановился у старухи в Тамани. Ночью он увидел, что слепой мальчик и незнакомая девушка передавали груз мужчине в лодке, все эти люди явно были контрабандистами. Наутро Григорий вновь встретил привлекательную девушку, «ундину», спросил ее об увиденном и пригрозил рассказать властям. На самом деле, таких намерений у героя не было, но неосторожные слова чуть не стоили ему жизни: «ундина» позвала Печорина на свидание и чуть не утопила в реке, боясь разоблачения. В итоге девушка и мужчина уплыли в неизвестном направлении, бросив слепого мальчика. Скучающий герой полностью переворачивает жизнь людей, чуть сам не лишается жизни в погоне за чем-то, что подарит ему хоть какие-то эмоции.
Каким представлен Печорин в главе «Княжна Мэри»? Эта глава — самая длинная, в ней больше всего героев, ситуаций, которые раскрывают личность Григория. Отношения Печорина и Вернера показывают, каков герой в дружбе. Оба мужчины самодостаточные и несколько циничные, имеют на все свое мнение, хотя Вернер более добр и сердечен (хоть этого и не демонстрирует). Отношения Печорина и Грушницкого показывают, что главный герой – враг крайне опасный. Грушницкий – самовлюбленный и высокомерный, за что Григорий захотел ему отомстить, из-за чего увел у соперника княжну Мэри и потом убил и его самого на дуэли. Нельзя сказать, что Печорин жесток, изначально он не хотел смертельного исхода, однако ему удалось раскрыть заговор против себя, героя хотели подло его убить. За это Грушницкий поплатился, Печорин не стал делать никаких скидок и уступок. Какой Печорин на дуэли? Бескомпромиссный, опасный и смелый соперник, готовый и к прощению, и к наказанию. Единственная мера этих состояний — способность других героев играть по ЕГО правилам.
Отношения Печорина и княжны Мэри показывают противоречивость его натуры: сначала он выступает как опытный соблазнитель, который искушает наивную девушку, а потом и сам увлекается княжной, но понимает, что это ненадолго. В итоге Григорий делает Мэри несчастной, разбивает ее сердце. Отношения Печорина и Веры глубже, трагичнее. Они случайно встречаются на курорте после долгой разлуки (Вера именно та женщина из прошлого, которая была юношеской любовью героя). Вера, в отличие от Мэри, все прекрасно знала о Григории – она знала, что он разрушает все вокруг себя, подчас случайно. Понимала она, что он видит только себя и свои интересы во всем. Это, а также замужество Веры, привело к тому, что женщина ничего от него не ждала, по этой причине Печорин лишь ее одну ценил из всех окружающих. Когда Вера уехала, Печорин поскакал за ней и загнал коня, но догнать не смог. Потеря любимой навсегда опустошила его. Именно после этой любовной истории он сделал последнюю попытку обрести счастье с Бэлой, которая не была связана светскими условностями, замужеством, ожиданиями. Однако и этого не вышло.
Каким представлен Печорин в главе «Фаталист»? Это самая философская глава в романе, она характеризует Печорина как человека, много пережившего и уже уставшего от жизни. Его самого не радует то, что он разрушает все вокруг. И герой решает вступить в состязание со смертью. Причина та же – скука. Он проверяет теорию о том, что раньше времени человек умереть не может. Причем в этот раз под удар Печорин ставит самого себя. Все же Григорий остался жив, умер он позже, в Персии, там его душа успокоилась навсегда.
Григорий Печорин – противоречивая натура. С одной стороны, это умный, наблюдательный человек, который мог бы принести много пользы, если бы душой отдался какому-нибудь делу. С другой, из-за отсутствия этого самого дела ему невыносимо скучно, а для развлечения он играет жизнями других людей, самоутверждается за их счет. Он замечает противоречия в общественных отношениях, в службе, нравах и воззрениях дворян, и это ему претит, хотя и он сам является результатом этого мироустройства. Сам Печорин сравнивает себя с «топором судьбы». Он сам тяготится этим положением, но не может и не хочет его изменить.
Автор: Мария Копусова
Тип «лишнего человека» — наиболее распространённый образ в литературе, излюбленный самыми известными писателями 19 столетия. Для того чтобы понять характер и сущность типа «лишнего человека», достаточно провести сравнение двух персонажей ‐ Онегина и Печорина. Они являются главными экспонатами в галерее непонятых и недооцененных персонажей, покоривших публику.
Сходства
У этих персонажей есть немало схожих качеств. Онегин и Печорин имеют одинаковое происхождение. Оба героя росли и воспитывались в Петербурге, оба одного возраста (Евгению 26 лет, а Григорию 25). Они ни в чем себе не отказывают. Материальные возможности позволяют Онегину и Печорину не работать и жить в свое удовольствие, однако им эта золотая праздность надоедает. Герои отличаются от остальных дворян именно тем, что они ощущают скуку даже в роскошных гостиных и чувствуют усталость от светского общества. В юности оба персонажа увлекались досугом в высшем свете, но вскоре разочаровались не только в нем, но и в людях, которые были однотипны, мелочны и банальны. В поисках приключений герои проходят через муки выбора, а также становятся виновниками гибели тех, кто был им небезразличен. Они очень дорожат свободой, но и она для них «постыла». Также схожесть данных персонажей заключается в том, что они оба обладали способностью обольщать женщин. Однако, подобно светскому обществу, и красавицы героям быстро наскучили, несмотря на то, что они уделяли им много времени и придавали большое значение. Для Печорина и Онегина важнее всего оказалась свобода, поэтому они больше не хотели связывать свою жизнь с женским полом.
Некоторые поступки героев также подчёркивают схожесть их характера. Сцена объяснения Евгения Онегина с Татьяной Лариной похожа на сцену разговора Печорина с Княжной Мэри. Григорий, как и Евгений, хотел показать приятелю свое превосходство, флиртуя с избранницей «соперника». Оба эпизода привели к дуэли. А сцена встречи Печорина с Бэлой на Кавказе напоминает эпизод встречи Евгения с Татьяной в Петербурге.
Онегин и Печорин не могли ценить других людей, поэтому и остались без друзей. Конечно, Евгений Онегин имел друга Владимира Ленского, но он убил его на дуэли. С Грушницким Печорин общался, можно сказать, как с другом. Однако он невзлюбил его с начала их знакомства. Также можно заметить, как Печорин равнодушно отнёсся к встрече с Максомом Максимычем. А ведь он был старым другом Печорина. Доктор Вернер был ближе всех них к Печорину, но и он не выдержал долгого общения с ним. Хладнокровное убийство Грушницкого поразило его.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Печорин и Онегин действительно очень похожи по своему нраву и характеру. Не зря В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».
Различия
Несмотря на то, что между этими двумя персонажами, как выяснилось, существует немало схожих черт, между ними есть и существенные различия. Главное из них — отношение героев к своей жизни. Безусловно, оба персонажа являются типичными эгоистами, но у каждого данная черта проявляется по-своему.
Евгений Онегин — эгоист, но он в этом не виноват, как утверждает автор. Отец практически не занимался своим сыном Евгением и не обращал на него внимания. Он отдал Онегина на воспитание гувернеру, который только и делал, что хвалил молодого человека. К тому же Онегин никогда не служил и был наследником всех своих родных. Праздность развратила его. Он рос и воспитывался в той среде, в который каждый думает и заботится лишь о собственном благополучии. Однако герой все же пытается измениться: бежит в деревню, заводит друга, искренне жалеет Татьяну и бережет ее чувства. Ведь он мог бы воспользоваться ее наивным даром, мог бы принять ее самопожертвование, но он отказывает ей, потому что понимает, что не сделает девушку счастливой. Евгению не хватает внутренней силы, чтобы извиниться перед Владимиром, но он очень жалеет его. В финале он попирает свою гордость и сам идет к Татьяне с признанием. Все это говорит в его пользу.
Совсем другим предстает образ Печорина. Он представляет собой страдающего эгоиста. Герой причисляет себя к никчёмным и жалким потомкам, которые бродят по земле без каких-либо принципов, нравственных и моральных ценностей. Печорин не понимает, для чего родился и какова его цель в жизни, но поиск предназначения у него выражается в манипуляции другими людьми. В отличие от Онегина, Печорин не только умен и сообразителен, но еще он предстаёт перед читателем в роли философа. Однако мысли его направлены не на саморазвитие. Напротив, он поощряет свои прихоти и хладнокровно подмечает результаты своей разрушительной деятельности. Григорий не жалеет княжну Мери и играет ее чувствами ради своих капризов. Он не прощает Грушницкого и целенаправленно убивает его. Он похищает Бэлу и не спешит жениться на ней. Все его поступки порочны, он знает это, но ничего не хочет с этим поделать.
Вывод
Можно сделать вывод, что Онегин — это первая стадия паралича души, который делает человека лишним в обществе. Он не безнадежен, и открытый финал романа — тому подтверждение. Евгений стремится стать лучше и, возможно, преуспеет. А Печорин не раз заявляет, что он — эгоистичная натура, живущая лишь для собственного удовольствия. Он не жалеет о содеянном, он лишен гуманизма. В финале он погиб, а значит, он никогда не исправится. Автор не верит в его нравственное преображение.
Таблица
Различия:
Онегин | Печорин |
Живет в 20 годы 19 века, когда общество еще верит в перемены и ждет их. | Живет в эпоху после разгрома декабристов в 1825 году, когда общество уже ни на что не надеется. |
«Труд упорный ему был тошен». | Служит в армии. |
Путешествия по России заставили Евгения о многом задуматься и перемениться. | Путешествия по России не меняют взглядов Григория: везде он манипулирует людьми по одной лишь прихоти. |
Евгений интересуется политикой, экономикой и даже проводит реформы в имении дяди, заменив барщину оброком «легким». | Не интересуется всем этим и не заботится о своих крепостных. Он просто тратит деньги, нажитые их трудом. |
Жалеет своих невольных жертв. | Не сожалеет о своих поступках (кроме ситуации с Верой). |
Евгений убил Ленского, но после этого больше ничего плохого не делал. Эта смерть его мучает. | Григорий совершает плохие поступки подряд, и гибель Грушницкого его не тронула. |
Сходства:
Отношение к женщинам | Волочатся за дамами от скуки, в любовь не верят. |
Отношение к свободе | Ценят ее больше всего на свете. |
Отношение к друзьям | Свои прихоти и свое «Я» ценят гораздо выше дружбы, легко расстаются с приятелями. |
Отношение к себе | Модно одеваются, следят за внешностью, ценят роскошь и окружают себя комфортом. |
Отношение к светскому обществу | Холодное презрение. |
Автор: Виктория Комарова
В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа для того, чтобы более четко выделить характеры. Этим приемом пользуется и
в романе «Герой нашего времени».
Одним из главных персонажей, призванных помочь раскрытию образа Печорина, является Грушницкий, который появляется на страницах центральной главы романа «Княжна Мери». Именно в этой повести наиболее полно и глубоко раскрывается внутренний мир героя.
Встречаются молодые люди как старые приятели. В душе они не питают особенно теплых чувств друг к другу. Слишком много у каждого из них тех черт характера, которые неприемлемы для другого.
Молодой юнкер — романтик, он хочет, чтобы жизнь была наполнена красивыми встречами и печальными расставаниями, любовными победами и смелыми подвигами, поэтому он «драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий приписывает другим те чувства, которые они никогда не испытывали, и преувеличивает свою симпатию к молодой девушке. Он считает, что «готовые пышные фразы», модная одежда и хорошие духи могут заменить красоту души и остроту ума. Грушницкий восторжен и многословен, больше говорит, чем делает. Он стремится играть роль разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания.
Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни и в людях. Он пресытился любовными победами и смелыми подвигами. При этом герой видит Грушницкого насквозь и посмеивается над ним. Григория Александровича раздражают его манеры, его цели «сделаться героем романа» и непременно произвести впечатление, его внутренняя пустота. Печорин не выносит фальши, неискренности, свойственных Грушницкому. Григорий Александрович уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, язвителен. Тем не менее непохожесть и неприятие друг друга не мешают двум молодым людям общаться и проводить много времени вместе.
Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. Грушницкий не на шутку увлекается ею.
Григорий Александрович, прекрасно знающий, чем кончаются подобные увлечения, нашёл очередной способ развеять скуку. Оба героя начинают добиваться расположения и любви молодой княжны. Грушницкий ищет романтического приключения, а Печорину доставляют удовольствие наблюдения за страданиями обоих молодых людей, он сам признаётся себе, что иногда «понимает Вампира». К тому же он хочет убедиться в своих догадках по поводу настоящей сущности своего соперника, а заодно заполучить очередную покорную игрушку и развлечься. «Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»
Главному герою не составляет большого труда отбить внимание и расположение княжны у менее удачливого поклонника. Григорий Александрович загадочен и умён, его шутки наполнены «искренней злостью». Грушницкий скучен, его эпиграммы «часто забавны, никогда не бывают метки и злы», он слишком много говорит, но его слова пусты, а пышные фразы часто повторяются, в нём не хватает напористости, остроумия и самоиронии, поэтому он скоро надоедает Мери.
Главный герой добился своей цели: княжна влюбилась в него, а по самолюбию соперника нанесён сокрушительный удар. Негодующий, проигравший «сражение» Грушницкий оказывается бесчестным, трусливым, подлым, коварным, злопамятным человеком, готовым выстрелить в безоружного! Юнкер настолько вжился в роль влюблённого в княжну, что не простил Григорию Александровичу победы и решил отомстить. Но Печорина это не испугало, наоборот он был рад этому новому способу развеять скуку: «быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры…» Грушницкий же, напротив, очень нервничает. Несмотря на обиду, Григорий Александрович даёт противнику последнюю возможность раскаяться: «…откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё». Но юнкер не использовал свой шанс: «Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла». Печорин вынужден убить Грушницкого, но главный герой не злорадствует, ему жаль, что всё вышло так, а не иначе, на сердце у него «камень».
После дуэли Григорий Александрович разрывает свои отношения с княжной, ведь у него изначально не было ни серьёзных намерений, ни симпатии к ней. Мери стала жертвой игры Печорина, её чувства безжалостно растоптаны. Герой знает о любви девушки, но это не мешает ему признаться, что он использовал её.
В повести «Княжна Мери», сюжет которой построен на любовном треугольнике, наиболее полно и глубоко раскрывается внутренний мир Григория Александровича. Образы Грушницкого и Мери очень важны в романе, они выявляют важные черты характера главного героя.
(726 слов) М.Ю. Лермонтов написал роман в 1838 г., когда в его памяти были свежи кавказские впечатления. «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840г. и сразу стал событием в русской литературе. Роман обличал свою эпоху, показывал её пустоту и никчёмность. Если такие люди, как Печорин ─ с огромной силой воли, умные, с большими амбициями, проживают жизнь бессмысленно, то что говорить о самом времени? Автор устами своего героя осуждает окружающую среду, которая сформировала Печорина как личность. На страницах романа мы видим целую систему образов, центром которой является Печорин. Его личность наиболее ярко проявляется в отношениях с остальными героями.
Юнкер Грушницкий ─ прямая противоположность Печорина. Своего рода карикатура, пародия на главного героя. Фигура Грушницкого выделяется среди высшего общества Пятигорска. Грушницкий изображает апатию, но им руководит мелочный эгоизм. Он относится к тем, кто любит привлекать к себе внимание, позировать, не понимая и не чувствуя настоящей жизни. На дуэль с Печориным он также соглашается для того, чтобы покрасоваться перед своими друзьями, которые решили разыграть Печорина, не зарядив его пистолет. И жертвой дуэли Грушницкий также становится из-за трусости и малодушия.
Грушницкого не уважают богатые дворяне и дворянки, которые приехали на Кавказ устраивать выгодные браки для своих дочерей, ведь он небогат. А он, опять же, из тщеславия и скуки, пытается заинтересовать собой московскою княжну Мери, прибегая к обману. Её мать ─ княгиня Лиговская ─ гордится тем, что Мери умна и образованна, читает в подлиннике Байрона и знает алгебру. Лиговская довольна, что её дочь кротка и невинна, но ничем не может её помочь, когда она попадает в трудную ситуацию из-за отношений с Печориным. Он же заводит с ней роман в том числе и для того, чтобы «утереть нос» Грушницкому и другим офицерам, а Мери он хочет показать, что она не лучше других пятигорских дам, которых также легко совратить с пути — увлечь одними лишь красивыми словами и дерзкими поступками.
Этому лицемерному окружению противостоит образ Бэлы. Она страстно любит Печорина, но это не мешает её сохранить свою честь и чувство собственного достоинства.
«Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? ─ А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его ─ я княжеская дочь!» ─ смело заявляет она Максиму Максимычу.
Страстность, отвага и гордость соединяются в её характере с добротой, нежностью и сентиментальностью.
Единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему и страстно, была Вера. Она тоже составляет исключение из окружения Печорина. Но и ей он причинил только горе, как, впрочем, и всем, кто встретился на жизненном пути. В своём прощальном письме к Печорину, где очень тонко и ярко выражает свои мысли и чувства, Вера упрекает его в том, что он любил её как собственность, как источник радости и печали, без которых жить скучно и однообразно. Собственно, такими же средствами для развлечения были для главного героя и Бэла, и княжна Мери, которых он, вероятнее всего, не любил вовсе.
Из всех близких к Печорину людей лучше всех понимает его доктор Вернер ─ умный и проницательный человек, чья беседа всегда интересна и занимательна. Такой же циник, как сам Печорин, Вернер не воспринимает всерьёз богатых и знатных людей, отдыхающих на водах. И он же, по словам Печорина, не сдерживал слёз при виде умирающего солдата. Но даже с доктором Печорин не может и не хочет дружить в полном смысле этого слова, так-как считает, что «из двух друзей один ─ всегда раб другого».
С большой любовью автор создаёт образ простого офицера, штабс-капитана Максима Максимыча. Честный и добрый человек, Максим Максимыч прослужил много лет на Кавказе, на передовой войны с горцами, где не единожды рисковал жизнью. Но это не сделало его сердце жестоким и чёрствым. С большой грустью вспоминает Максим Максимыч о Бэле, которую полюбил, как родную дочь. Сильно огорчается, когда Печорин сухо и холодно обходится с ним при встрече, перед тем, как они расстанутся навсегда. Здесь в очередной раз проявляются эгоизм, неблагодарность и неискренность Печорина.
Герои романа делают богатым и полифоническим язык, которым он написан. Мы встречаемся с тремя рассказчиками: путешествующим офицером, Максимом Максимычем и Печориным. У каждого из них своя манера разговора, свои особенности речи. Языковую палитру дополняют голоса Бэлы, Казбича, Азамата, Грушницкого, княжны Мери, Вернера и других персонажей.
В «Герое нашего времени» Лермонтов показывает, как яркие и сильные натуры, подобные Печорину, проводят жизнь в бессмысленной суете, борьбе с обществом и друг другом, всегда пытаясь что-то кому-то доказать, не брезгуя при этом никакими средствами. Но настоящей цели в жизни, ценностных ориентиров у них нет. Автор считал, что это трагедия целого поколения и в своём творчестве всегда боролся против неправды, лицемерия и подлости.
Автор: Артем Аввакумов
11 вариантов
Итак, Пушкин – благородный человек из довольно знатного рода, который ведет светское существование. Лермонтов в свою очередь офицер, который хотя и собирался завершить военную карьеру и полностью заняться творчеством, до завершения своего земного пути оставался на службе. Подобным образом и Онегин больше человек, которому скучно, он многое делает от скуки и цинизма, Печорин тоже человек, которому скучно, но он более ищет сознательно каких-то испытаний и приключений, в общем, более резок как подобает военному офицеру.
Во многом они похожи, так как оба обладают довольно приятными условиями существования. Могут, так сказать, не заботиться о хлебе насущном и более склонны к мыслительной деятельности. Они оба немного разочаровались в этом мире и ищут возможности как-то развлечь себя.
Тем не менее, Ни Онегин, ни Печорин не являются людьми избалованными или подлыми. Например, когда Печорин встречается с княжной Мери чтобы позлить Грушницкого, он понимает суть собственного поступка и не строит иллюзий для себя, просто он действует как своеобразный естествоиспытатель, который занимается изучением человеческой психологии. Наверное, глубокий психологизм и искренность с самими собой отличает этих героев, они чувствуют дух своего времени и принимают таким какой он есть.
3 вариант
Перед нами представлены два романа, Лермонтова и Пушкина. В произведении Лермонтова “Герой нашего времени” главным героем является Печорин, а в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” главный персонаж Онегин. Два совершенно разных произведения, два совершенно разных времени, но сколько сходств героев. Есть и различия ведь время оставило отпечаток на поведении и характере каждого человека. Авторы передали через этих двух персонажей Всю мощь тех поколений.
Печорин-дворянин. Его социальный статус позволяет ему отказаться от трудовых усилий и жить в свое удовольствие. Но несмотря на это он служит на Кавказе. печорин имеет в себе много положительных качеств. Он умен, имеет необыкновенную силу воли. Онегин-аристократ. Это позволяет ему жить в свое удовольствие, как и Печорину, и ни о чем не задумываться. Оба персонажа были начитанны и образованны, что в свою очередь тоже ставило их выше остальных людей. Но к сожалению с таким списком достоинств ни один из героев не сумел реализовать себя в жизни.
Юность двух персонажей протекала примерно одинаково, оба вели разгульный образ жизни и отдыхали, не зная никаких забот. Печорин, рассказывая про себя, говорит, что мог при первой встрече с девушкой сказать будет она его любить или нет. Но, к сожалению, женщинам он приносил только несчастье. Онегин в этой сфере не сильно отличается от Печорина и не показывает пример джентльмена. В свое время Онегин отвергает Татьяну и разбивает ей сердце, Татьяна страдает он неразделенной любви, но со временем находит в себе силы перебороть это чувство.
И Евгений Онегин и Григорий Печорин не очень дружелюбны, это явно просматривается в произведениях. Евгений говорит, что дружит с Ленским только от скуки и просто так, а Печорин демонстрирует равнодушное отношение к своему товарищу Максиму Максимычу.
Все же между ними есть различия. Онегин-эгоист. Это можно объяснить, вспомнив детство Евгения. С ним не занимался отец, всегда в окружении Онегина были гувернеры, которые только и хвалили его. От этого и сложился эгоистический взгляд. В отличии от Печорина, Евгений никогда не служил, эта черта отличает его от современников.
Печорин страдающий эгоист. Он осознает, что теряю поколение, оно ничтожно. Он относит себя к жалким потомкам, у которых отсутствуют гордость и убеждения. Он не верит в любовь, в подвиги и в дружбу. Это лишает его всей прелести жизни. В отличии от Онегина Печорин не просто умен, он мыслитель и философ.
Оба героя отправляются на дуэль, но с разными целями. Онегин под влиянием общественного мнения, а Печорин что бы отомстить обществу.
Печорин идет на встречу жизни и принимает все ее испытания, Онегин же просто плывет по течению. После сравнения можно убедится, что это две очень разных личности похожих друг на друга.
“Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин – это Онегин нашего времени”.
В. Г. Белинский.
Онегин и Печорин — представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них — герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия.
Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров – всё это общее для наших героев.
Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин – столичный аристократ с богатым наследством. Это человек с очень сложным и противоречивым характером. Он талантлив, умён и образован. Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека.
Печорин – представитель дворянской молодёжи, сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Обладая значительными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни.
В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в “науке страсти нежной”, в знании “русских барышень”. Печорин говорит, что, знакомясь с женщиной, он всегда безошибочно отгадывал, будет ли она его любить. Женщинам он приносит только несчастье. И Онегин оставил не слишком хороший след в жизни Татьяны, не разделив сразу её чувства.
Оба героя проходят через несчастья, оба становятся виновниками гибели людей. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Характерное обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским, потому что делать нечего. А Печорин говорит, что к дружбе не способен, и демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу.
Становится понятно, что есть и различия между героями романов Пушкина и Лермонтова.Онегин- эгоист, что в принципе и не его вина. Отец почти не обращал на него внимания, отдавая сына гувернёрам, которые лишь хвалили парня. Вот он и вырос в человека, который заботился лишь о себе, о своих желаниях, не обращая внимание на чувства и страдания других людей. Онегина не удовлетворяет карьера чиновника и помещика. Он вообще никогда не служил, что выделяет его из современников. Онегин ведёт жизнь свободную от служебных обязанностей.
Печорин же страдающий эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любви и дружбы лишают его жизнь ценностей. Он не знает, зачем родился и зачем живёт. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, силой воли, но и степенью своего отношения к миру. В отличие от Онегина он не просто умён, он философ и мыслитель.
И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, идут на дуэль. Однако у каждого своя причина. Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.
Судьба посылает лермонтовскому герою испытание за испытанием, он сам ищет приключений, что важно. Это привлекает его, он просто живёт приключениями. Онегин же принимает жизнь такой, как она есть, плывёт по течению. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное. Непослушание Печорина – его гибель. И Онегин, и Печорин – эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Так как, причиняя боль другим людям, они страдают не меньше.
Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин – это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой.
Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.
Добавил: Selina29
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М.Ю.Лермонтов
В романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины XIX века. Главные герои этих произведений, Евгений Онегин и Григорий Печорин, относятся к типу «лишних людей» России, которые, не находя применения своим способностям, разочаровались в жизни и в окружающем их обществе. Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет всего десять лет, но они принадлежат к разным эпохам в истории России. Между ними стоит знаменитая дата — четырнадцатое декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года, восстание декабристов.
Онегин живет в двадцатые годы XIX века, в период расцвета общественного движения и свободолюбивых идей. Печорин же — человек другой эпохи. Действие романа «Герой нашего времени» разворачивается в тридцатые годы XIX века. Этот период отмечен жестокой политической реакцией, наступившей после выступления декабристов на Сенатской площади. Онегин еще мог бы уйти к декабристам, таким образом обретя цель в жизни и придав смысл своему существованию. Печорин же уже лишен такой возможности. Его положение гораздо трагичнее, чем положение пушкинского героя.
В чем же сходство между Онегиным и Печориным?
Оба они представители столичной аристократии, получили хорошее воспитание и образование, их интеллектуальный уровень выше среднего уровня окружающего их общества.
Оба героя критически относятся к жизни и к людям. Они недовольны собой, понимают, что их жизнь однообразна и пуста, что в свете царят клевета, зависть, злоба. Поэтому Онегин и Печорин начинают страдать от скуки и меланхолии.
Чтобы удовлетворить свои духовные запросы, развеять скуку, Онегин пытается писать, но «труд упорный ему был тошен», чтение книг также недолго занимает его.
И Печорина быстро утомляет любое начатое им дело, оно становится скучным для него. Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он привыкает очень быстро. Любовные приключения также наскучили лермонтовскому герою. Это проявилось в его отношении к Бэле и Мери. Добившись их любви, он теряет интерес к ним.
Характерной чертой Онегина и Печорина является их эгоизм. Герои не считаются с мнением и чувствами других людей.
Онегин отвергает любовь Татьяны, не захотев терять свою свободу. Мелочное желание досадить Ленскому приводит к убийству друга.
Печорин же приносит несчастье почти всем, с кем он встречается: убивает Грушницкого, разрушает жизнь Бэлы, Мери, Веры, до глубины души огорчает Максима Максимыча. Он добивается любви женщин исключительно из желания развлечь себя, развеять скуку, а затем охладевает к ним. Печорин жесток даже к тяжело больной Мери, говоря, что никогда не любил ее, а лишь смеялся над бедной девушкой.
И Онегин, и Печорин самокритично относятся к себе. Онегин, терзаемый угрызениями совести, не может оставаться там, где совершено преступление. Он вынужден оставить спокойную деревенскую жизнь и скитаться по свету. Печорин признается, что за свою жизнь причинил людям немало горя, что он играет «роль топора в руках судьбы». При этом Печорин не собирается менять своего поведения. Его самокритичность не приносит облегчения ни ему, ни кому-либо другому. Такое поведение делает Печорина, как он сам себя охарактеризовал, «нравственным калекой».
Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях. Они тонкие психологи. Онегин при первой же встрече выделил Татьяну среди других женщин, а из всего поместного дворянства сошелся только с Владимиром Ленским. Печорин также верно судит о людях, встречающихся на его пути. Характеристики, даваемые им, точны и метки. Он прекрасно знает психологию женщин, легко может предсказать их поступки и пользуется этим, чтобы завоевать их любовь.
Но оба героя способны на глубокие чувства. Онегин, осознав, что влюблен в Татьяну, готов на все, чтобы хотя бы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, незамедлительно бросается вслед за ней, но, не догнав, падает посреди дороги и плачет, как ребенок.
Светское общество отрицательно относится к героям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Их поведение непонятно окружающим, их точка зрения на жизнь не совпадает с общепринятой, они одиноки в окружающем их обществе, которое чувствует превосходство этих «лишних людей».
При всем сходстве характеров и положения в обществе у героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова много различий.
Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью. Печорин же предстает перед нами человеком безнравственным, для которого люди являются лишь игрушками. Прекрасно осознавая последствия своих поступков, Печорин даже не пытается изменить свое поведение, жестоко разрушая судьбы других людей.
По-разному относятся герои и к дуэли.
Накануне Онегин крепко спит, не воспринимая предстоящую дуэль серьезно. А после убийства Ленского его охватывает ужас, начинают терзать угрызения совести.
Печорин же подходит к вопросу дуэли серьезно, тщательно выбирая место поединка. Перед дуэлью герой Лермонтова не спит и размышляет о вопросах, над которыми рано или поздно задумывается любой человек: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Совсем скоро Печорин хладнокровно убьет Грушницкого и, вежливо раскланявшись, уйдет с дуэльной площадки.
Онегин и Печорин глубоко разочарованы в жизни, устали от пустоты светского общества, отвергают его идеалы и ценности. При этом Онегин, страдая от своей ненужности, не способен сопротивляться тому обществу, которое он осуждает. Печорин же, в отличие от него, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, свое призвание и предназначение. Он задумывается о цели в жизни, чувствуя в душе своей «силы необъятные». К сожалению, вся его энергия приносит лишь несчастье людям, с которыми он сталкивается. В этом заключается трагедия жизни Печорина.
Изображая судьбы своих героев, типичные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют против общества, которое лишает людей цели в жизни, вынуждает их даром растрачивать свои силы, не позволяет найти применение их уму и способностям. Это общество порождает «лишних людей», не способных обрести ни любви, ни дружбы, ни счастья. В разоблачении этого общества заключается историческое значение романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».
Два самых загадочных героя отечественной литературы, созданные с разницей в десять лет («Евгений Онегин» в 1831 году, «Герой нашего времени» в 1841) всегда были интересны всем поколениям читателей на протяжении почти двух веков. Это молодые люди словно из числа современных мажоров. Всё-то у них есть, всё-то они знают, всё могут. Только нашим современникам так далеко до их внутренней душевной борьбы… Попробуем сравнить этих героев.
На первый взгляд кажется, что в этих героях гораздо больше общих черт, чем различий. С Онегиным мы знакомимся, когда ему исполнилось 23 года, когда он – «молодой повеса» – едет в пыли на почтовых ухаживать за умирающим дядюшкой, единственным наследником которого он является. Расстаёмся в финале с человеком, который «…Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…», находится в состоянии отверженного всеми, одинокого, наказанного за всё своё высокомерие, поверхностное отношение к окружающим изгоя. Печорин, по словам Максима Максимыча, был лет двадцати пяти. По прошествии пары лет, после встречи с штабс-капитаном Печорин погибает где-то за границей при неясных обстоятельствах, будучи ещё очень молодым и полным сил. Оба героя пресытились светом, оба выросли в роскоши: Онегин «… Забав и роскоши дитя…» «… Среди вседневных наслаждений…»; Печорин «…я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги…». Оба наделены прекрасной внешностью, оба умеют обольщать женщин Онегин: «…Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…»; Печорин: «…ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами…». Оба устали от красавиц «…Красавицы не долго были предмет его привычных дум…»; «…влюблялся в светских красавиц и был любим – но сердце осталось пусто…». Оба героя наделены недюжинным умом, способностью критически относится к происходящему. Оба панически боятся жениться.
На этом, пожалуй, вся их похожесть и закончилась. А вот различия намного значительнее, чем общие черты. Печорин служит на Кавказе после дуэли (намёк на это можно услышать из его разговора с Верой), подвергая свою жизнь опасности, но уже этот факт свидетельствует о небесполезности его существования. Онегин после дуэли бежит от самого себя и своего преступления, не находя места нигде. Бесполезно проходит его жизнь, никому не приносит он ни счастья, ни любви, ни радости. В отношении к окружающим Евгений Онегин буквально источает презрение: его бегство от незваных гостей, его карикатуры на именинах у Татьяны – всё свидетельствует о том, что он ставит себя выше окружающих. Печорин выделяет несколько людей из круга «черни», но даже остальные удостаиваются его внимания, если это ему необходимо. Например, он может привлечь на свою сторону поклонников Мэри, Максим Максимыч вспоминает, что его рассказы подчас вызывали смех у всех слушателей, что он знал бездну весёлых историй. Но самое парадоксальное различие в отношении к природе! Онегину наскучил деревенский пейзаж на третий день пребывания в деревне. Печорин умеет восторгаться пейзажем, где бы он ни находился: в Тамани, в Пятигорске или в крепости (даже покривившаяся от времени мазанка выписана как на полотне импрессиониста). Причём, его восторг вызывает восхищение читателя, он так наивен и чист, когда говорит о природе. И корень противопоставления этих замечательных героев – их деятельность. Правильнее сказать – бездеятельность, ленивое время препровождение одного и активное отношение к жизни другого. Печорин словно рвётся в бой: он всё время в поиске, его жажда подвига, романтических приключений, его вечный вызов судьбе, опасности, конечно, делает его более интересным и уважаемым героем. Онегин же сибарит, лентяй, его занятие – скука, он, слава богу, читает книжки, но в этих книгах, пишет автор, отразился век с его безнравственной душой, а вот Печорин читает Вальтера Скотта и даже увлекается чтением перед дуэлью с Грушницким. А ещё, кажется, способность читать в сердцах людей лучше развита у Печорина. И он использует несколько попыток обрести счастье…. Другое дело, ни тому, ни другому это не удаётся.
Время не властно над этими героями, и каждое прочтение даёт нам возможность снова и снова открывать особенности их характеров, судеб. Не стоит их осуждать, ведь они всё-таки герои своего времени….
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М.Ю.Лермонтов
В романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины XIX века. Главные герои этих произведений, Евгений Онегин и Григорий Печорин, относятся к типу «лишних людей» России, которые, не находя применения своим способностям, разочаровались в жизни и в окружающем их обществе. Героев А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова разделяет всего десять лет, но они принадлежат к разным эпохам в истории России. Между ними стоит знаменитая дата – четырнадцатое декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года, восстание декабристов.
Онегин живет в двадцатые годы XIX века, в период расцвета общественного движения и свободолюбивых идей. Печорин же – человек другой эпохи. Действие романа «Герой нашего времени» разворачивается в тридцатые годы XIX века. Этот период отмечен жестокой политической реакцией, наступившей после выступления декабристов на Сенатской площади. Онегин еще мог бы уйти к декабристам, таким образом обретя цель в жизни и придав смысл своему существованию. Печорин же уже лишен такой возможности. Его положение гораздо трагичнее, чем положение пушкинского героя.
В чем же сходство между Онегиным и Печориным?
Оба они представители столичной аристократии, получили хорошее воспитание и образование, их интеллектуальный уровень выше среднего уровня окружающего их общества.
Оба героя критически относятся к жизни и к людям. Они недовольны собой, понимают, что их жизнь однообразна и пуста, что в свете царят клевета, зависть, злоба. Поэтому Онегин и Печорин начинают страдать от скуки и меланхолии.
Чтобы удовлетворить свои духовные запросы, развеять скуку, Онегин пытается писать, но «труд упорный ему был тошен», чтение книг также недолго занимает его.
И Печорина быстро утомляет любое начатое им дело, оно становится скучным для него. Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он привыкает очень быстро. Любовные приключения также наскучили лермонтовскому герою. Это проявилось в его отношении к Бэле и Мери. Добившись их любви, он теряет интерес к ним.
Характерной чертой Онегина и Печорина является их эгоизм. Герои не считаются с мнением и чувствами других людей.
Онегин отвергает любовь Татьяны, не захотев терять свою свободу. Мелочное желание досадить Ленскому приводит к убийству друга.
Печорин же приносит несчастье почти всем, с кем он встречается: убивает Грушницкого, разрушает жизнь Бэлы, Мери, Веры, до глубины души огорчает Максима Максимыча. Он добивается любви женщин исключительно из желания развлечь себя, развеять скуку, а затем охладевает к ним. Печорин жесток даже к тяжело больной Мери, говоря, что никогда не любил ее, а лишь смеялся над бедной девушкой.
И Онегин, и Печорин самокритично относятся к себе. Онегин, терзаемый угрызениями совести, не может оставаться там, где совершено преступление. Он вынужден оставить спокойную деревенскую жизнь и скитаться по свету. Печорин признается, что за свою жизнь причинил людям немало горя, что он играет «роль топора в руках судьбы». При этом Печорин не собирается менять своего поведения. Его самокритичность не приносит облегчения ни ему, ни кому-либо другому. Такое поведение делает Печорина, как он сам себя охарактеризовал, «нравственным калекой».
Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях. Они тонкие психологи. Онегин при первой же встрече выделил Татьяну среди других женщин, а из всего поместного дворянства сошелся только с Владимиром Ленским. Печорин также верно судит о людях, встречающихся на его пути. Характеристики, даваемые им, точны и метки. Он прекрасно знает психологию женщин, легко может предсказать их поступки и пользуется этим, чтобы завоевать их любовь.
Но оба героя способны на глубокие чувства. Онегин, осознав, что влюблен в Татьяну, готов на все, чтобы хотя бы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, незамедлительно бросается вслед за ней, но, не догнав, падает посреди дороги и плачет, как ребенок.
Светское общество отрицательно относится к героям А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Их поведение непонятно окружающим, их точка зрения на жизнь не совпадает с общепринятой, они одиноки в окружающем их обществе, которое чувствует превосходство этих «лишних людей».
При всем сходстве характеров и положения в обществе у героев А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова много различий.
Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью. Печорин же предстает перед нами человеком безнравственным, для которого люди являются лишь игрушками. Прекрасно осознавая последствия своих поступков, Печорин даже не пытается изменить свое поведение, жестоко разрушая судьбы других людей.
По-разному относятся герои и к дуэли.
Накануне Онегин крепко спит, не воспринимая предстоящую дуэль серьезно. А после убийства Ленского его охватывает ужас, начинают терзать угрызения совести.
Печорин же подходит к вопросу дуэли серьезно, тщательно выбирая место поединка. Перед дуэлью герой Лермонтова не спит и размышляет о вопросах, над которыми рано или поздно задумывается любой человек: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Совсем скоро Печорин хладнокровно убьет Грушницкого и, вежливо раскланявшись, уйдет с дуэльной площадки.
Онегин и Печорин глубоко разочарованы в жизни, устали от пустоты светского общества, отвергают его идеалы и ценности. При этом Онегин, страдая от своей ненужности, не способен сопротивляться тому обществу, которое он осуждает. Печорин же, в отличие от него, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, свое призвание и предназначение. Он задумывается о цели в жизни, чувствуя в душе своей «силы необъятные». К сожалению, вся его энергия приносит лишь несчастье людям, с которыми он сталкивается. В этом заключается трагедия жизни Печорина.
Изображая судьбы своих героев, типичные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют против общества, которое лишает людей цели в жизни, вынуждает их даром растрачивать свои силы, не позволяет найти применение их уму и способностям. Это общество порождает «лишних людей», не способных обрести ни любви, ни дружбы, ни счастья. В разоблачении этого общества заключается историческое значение романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени».
Многие называют Печорина братом пушкинского Онегина. И в какой-то степени они правы. Несомненно, между этими сильными литературными персонажами, созданными двумя гениальнейшими писателями девятнадцатого века, существует много общего. Но и различия, конечно же, есть. Ка же без них.
И Онегин, и Печорин происходят из дворянских семей. Так же образование, формирование характеров – всё это общее для наших героев. В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в “науке страсти нежной”, в знании “русских барышень”. Но в результате ни первый, не второй не смогли дать своим возлюбленным ни ласки, ни тепла, ни любви.
Ещё одной общей чертой Евгения и Григория является разочарованность в мире, в котором они живут. Оба не могут найти своё место, своего дела, которое было бы мило сердцу. Этот общий факт и служит поводом объединить их в один тип литературных персонажей, познавших всю горесть невостребованности и потерянности в мире. И Онегин, и Печорин “лишние люди” в своих историях.
Но между тем и существуют различия между ними. Если Онегин перестал искать смысл своей жизни, то Печорин не сдаётся, а упорно идёт к своей недосягаемой цели, причиняя боль окружающим его людям.
Евгений – скептик, Печорин же энтузиаст и романтик.
Пушкин и Лермонов приводят своих таких похожих и в тоже время разных персонажей к совершенно неодинаковым концам. Александр Сергеевич оставляет финал своего романа открытым, давая читателю пищу для размышлений над вопросами “Что же случилось с Онегиным? Каков конец его жизни?”. А Михаил Юрьевич напротив чуть ли не в самом начала своего произведения ставит своего читателя перед неизменным и беспощадным фактом – Печорин умрёт в отчаянии.
Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин – это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой. Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.
И Онегин, и Печорин являются выходцами из дворянских семей и представляют так называемую «золотую молодежь». Ни один из них никогда в жизни не работал для того, чтобы прокормиться, а молодость обоих прошла в разгулах, кутежах и радостях светской жизни. Также оба героя имели успех в свете, особенно среди женщин.
Однако, как Евгению, так и Григорию суета, шум и мишура такой жизни довольно быстро надоели. Они пресытились подобными радостями и захотели чего-то иного. Во многом это обусловлено их интеллектуальностью. Эти молодые люди обладали неплохим умом, умением мыслить и склонностью к анализу окружающей действительности и самих себя. Отсюда и тяга к уединению и путешествиям.
Оба героя старались отстраниться от своего привычного окружения, уехать подальше, разобраться в себе. Ни у того, ни у другого это так и не получилось. Их странствия и скитания не принесли никаких существенных плодов. Стоит отметить также общую черту их характеров – эгоизм, из-за которого терпели немало горя те, кто пытался с ними сблизиться. Вообще, ни Евгений, ни Григорий не смогли сделать счастливым никого, даже себя.
Этих героев можно охарактеризовать как «лишних людей». Они не сумели вписаться в тогдашнее российское общество и, имея неплохие задатки, остались не востребованы им. У них, конечно, есть и определенные различия. Печорин, например, любил подчинять окружающих своей воле, Онегин же не стремился к самоутверждению, особенно за счет других. Григорий был значительно тщеславнее, а также склонен к активным действиям, в отличие от Евгения, который, в основном, плыл по течению.
Эти герои являются собирательными образами аристократической молодежи 20х годов 19 века. Они демонстрируют пороки и достоинства многих молодых людей того времени. Несомненно, оба героя очень интересны и по праву занимают свое место в русской классической литературе.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА
(Передовые люди XIX века)
Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
Для чего я не ведаю цели труда?
Почему я влеченьям своим не хозяин?
Пессо
Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье “Евгений Онегин” это произведение “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа — Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.
Без Онегина был бы невозможен “Герой нашего времени” Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века.
Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: “Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена”. Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, “легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно”. Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за “внешней мишурой” не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры “необходимых глупцов”, душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего ‘содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин “хотел писать, но труд упорный ему был тошен…”, в книгах он тоже не нашел .ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян (“…ярем он барщины старинной оброком легким заменил…”), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным “вольнодумцем”. Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание “Героя нашего времени”, то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что “Княжна Мери” – одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин – жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; “Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, – другой мыслит и судит его”. В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. “Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья”, – говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эгоизм – результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, – это зарисовка образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общество 30-х годов.
Белинский писал, что “Печорин – Онегин нашего времени”. Роман “Герой нашего времени” – это горькое раздумье над “историей души человеческой”, души, погубленной “блеском обманчивой столицы”, ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин – страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: “Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца”. То же самое можно сказать и о Печорине. Сравнивая двух героев, он писал: “…В дорогах разница, а результат один”. При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее “лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять “назначение великое” составляет основной смысл романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: “Зачем я жил?” На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова “Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то – бессмертье он…” В лирике Лермонтова и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди – это тощие плоды, до времени созревшие. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовские слова, “но судьбу я и мир презираю”, поэтому в “Герое нашего времени” мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени. Изображал судьбы своих героев, типичные для их поколения? Пушкин и Лермонтов протестуют против действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.