Печорин герой или злодей сочинение

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

Урок 51. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа

Урок 52. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина

Урок 53. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

Урок 54. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение новеллы

Урок 55. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина

Урок 56. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина

Урок 57. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков

Урок 58. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос. Урок развития речи 6

УРОК 57
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»:
ОЦЕНКИ КРИТИКОВ

Основное содержание урока
Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке критики.

Основные виды деятельности.

Характеристика художественного мира романа и соотнесение его содержания с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики романа.

I. Споры о романтизме и реализме романа

Вступительная беседа:

— Каковы основные принципы романтического и реалистического изображения действительности в литературе?

— Могут ли в одном произведении прослеживаться признаки как романтизма, так и реализма? Аргументируйте свою позицию.

— В. Г. Белинский в статье «„Герой нашего времени“. Сочинение М. Лермонтова» пишет: «В этом романе есть что-то неразгаданное».

К какому направлению — романтизму или реализму — больше подходит эта оценка романа? Обоснуйте своё мнение.

— Черты какого художественного метода — романтизма (1) или реализма (2) — присущи роману «Герой нашего времени»? Аргументируйте свой ответ.

II. Игра «Аукцион аргументов»

Класс разбивается на сторонников или первой (романтизма), или второй (реализма) точки зрения, и девятиклассники высказываются
в защиту своей позиции. Учитель фиксирует в два столбика основные аргументы, нумерует их по степени важности, чтобы составить обобщающую таблицу.

III. Практическая работа.
Составление таблицы «Черты романтизма и реализма в романе „Герой нашего времени“»
.

ТАБЛИЦА
«Черты романтизма и реализма в романе „Герой нашего времени“»

Черты романтизма

Черты реализма

1. Сходство с романтической поэмой и романтической повестью. Главный герой
романа статичен, его характер от начала до конца романа не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит Печорин Максиму Максимычу в сцене прощания)

1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека
индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Его сильные и слабые стороны неотделимы. Поэтому даже автор не знает, «герой» Печорин или «злодей»

2. Отсутствие в романе последовательного повествования о происхождении
и жизни героя от рождения до старости. Даны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов

2. Снятие напряжения с внешнего повествования, происшествий, происходящих
с героем. Внимание к его внутренней жизни, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу чувств, мотивов поведения, что характерно для
психологического романа

3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в круг,
из которого невозможно вырваться, что подчёркивает безысходность его судьбы и бесполезность его исканий

3. Абсолютная объективность повествования достигается путём сообщения героем
истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнений других лиц о нём

4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, заражённая
индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина

4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении
повествования претерпевает эволюцию, меняется

— Перечитайте статью учебника «Через романтизм к реализму» и дополните таблицу другими чертами романтизма и реализма в романе
(см. текст статьи ниже)

— Роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения. Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

IV. Роман в оценке критики

Мини-конференция с включением кратких сообщений учащихся


о прочитанных фрагментах из монографий и статей (по выбору учителя):

1. В. Г. Белинский. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова.

2. В. С. Соловьёв. Лермонтов.

3. Ю. И. Айхенвальд. Силуэты русских писателей.

4. Н. Г. Долинина. Печорин и наше время.

5. Э. Г. Герштейн. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

6. В. И. Коровин. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.

План выступления учащихся:

1. Краткие сведения об авторе работы.

2. Время написания статьи (монографии).

3. Позиция критика в оценке образа Печорина (с цитатными примерами).

4. Мнение учёного о романе, способах раскрытия образа главного героя.

5. Оценка изученных материалов, выводы и обобщения.

V. Консультирование при подготовке к сочинению в формате письменного ответа на проблемный вопрос (см. вопросы в следующем уроке).

Обобщающая беседа:

В чём своеобразие жанра и композиции романа «Герой нашего времени»?

В чём сходство романа с романтическими произведениями?

Как раскрываются в романе аналитический ум и душа Печорина?

Категоричны ли авторские оценки Печорина?

Как автор создаёт иллюзию объективного изображения героя?

Итоговый вопрос:

Чья критическая оценка романа представляется вам наиболее убедительной и почему?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Подготовить устное высказывание на тему «Критика о романе „Герой нашего времени“»

или выполнить задание 3 из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору учащихся).

Изучить критические оценки романа с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Подготовиться к контрольной работе по роману М. Ю. Лермонтова, используя вопросы и задания учебника, завершающие главу о писателе (5, 6, 8—10, 14—15).

Индивидуальные задания.

Выполнить одно из заданий раздела учебника «Размышляем о прочитанном»: 7, 11—13 (для электронного сборника ученических работ).

Ответить на вопросы викторины № 7 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Написать отзыв (рецензию) на театральные или кинематографические версии романа.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Иллюстрированный электронный сборник ученических исследовательских работ по роману «Герой нашего времени».


УРОК 58
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА: ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6

Основное содержание урока
Контрольная работа: письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования). Создание письменного
высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых
вариантов собственных письменных работ.

I. Контрольная работа

Создание письменного высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта:

1. В чём противоречивость характера Печорина?

2. Как система мужских образов романа помогает понять характер Печорина?

3. В чём заключаются нравственные победы женщин над Печориным?

4. Каковы способы изображения внутреннего мира человека в романе «Герой нашего времени»?

5. Как развивается в романе «Герой нашего времени» тема смысла жизни?

II. Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Полный развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов.

III. Редактирование и переписывание черновых вариантов собственных письменных работ.

Домашнее задание

Прочитать фрагменты «Божественной комедии» Данте (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета о биографии и творчестве Данте, его любви к Беатриче, памятниках поэту
и местах, связанных с его именем (см. http://www.bibliotekar.ru/ zhzl/2.htm и материалы следующего урока).

Подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Какие исторические события во Флоренции конца XIII — начала XIV века отразились в „Божественной комедии“ Данте?».

Следующий урок: Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

ЧЕРЕЗ РОМАНТИЗМ
К РЕАЛИЗМУ
в романе «Герой нашего времени»

В соответствии с таким наполнением сюжета и изображением действующих лиц Лермонтов в романе, выросшем из романтизма, открывает путь к реализму. Автор
учитывал социально-историческую обусловленность героя. Романтизм отвлекался от исторической и социальной мотивировок. Личность не зависела от среды и
от века. В романе Лермонтова Печорин — человек индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Оба обстоятельства сформировали его личность.
Центр тяжести перемещен Лермонтовым на результат воздействия времени и окружения, на внутренний мир Печорина, мотивы и стимулы его поведения. Можно
сделать вывод не только о реалистических началах лермонтовского романа, но и о психологизме «Героя нашего времени».

Лермонтов написал новый русский психологический роман, предугадан дальнейшее развитие русской прозы в этом направлении. Отныне русский роман в его лучших,
классических образцах станет романом психологическим. Он всегда будет сосредоточен на внутреннем мире героев и будет уклоняться от прямых и контрастных оценок.

Эти выводы существенны для понимания путей развития русской литературы, в которой впервые герой погружен в самоанализ, с его помощью Печорин старается понять
самого себя. Добившись интереса к себе со стороны княжны Мери, Печорин записывает свое рассуждение: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь
любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь;
если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлекся трудностью предприятия…»

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)

Печорин – неоднозначная личность
Качества Печорина
Знание людей
Умение анализировать
Независимость от мнения окружающих
Храбрость
Самолюбие
Эгоизм
Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата.
Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.
Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».
Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».
Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».
Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.
В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонттова – описание для сочинения по теме | источник

Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Один из самых известных персонажей русской классики, чье имя стало нарицательным. В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Внешность Печорина

Молодой человек лет двадцати пяти. Яркая особенность — никогда не смеющиеся глаза.

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском. То был блеск стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Вообще он был очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.

Социальный статус

Офицер, сосланный на Кавказ за какую-то нехорошую историю, возможно дуэль.

Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер

Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности

Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру

я сказал ваше имя… Оно было ей известно. Кажется, ваша история там наделала много шума…

При этом Печорин обеспеченный аристократ из Петербурга.

крепкое сложение … не побежденное ни развратом столичной жизни

да притом у меня есть лакеи и деньги!

они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение

Я ей заметил, что, верно, она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете…

пустая дорожная коляска; ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток.

Личность Печорина

Сказать, что Печорин — необычный человек — это ничего не сказать. В нем переплетаются ум, знание людей, предельная честность к себе и неумение найти цель в жизни и низкая нравственность. Из-за этих качеств он постоянно попадает в трагичные ситуации. Его дневник поражает искренностью оценки своих поступков и желаний.

Печорин о себе

Сам Печорин отзывается о себе как о несчастном человеке, который не может уйти от скуки.

у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог».

О своем воспитании

Печорин винит своем поведении неправильное воспитание в детстве, непризнание его истинных добродетельных начал.

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

О страсти и удовольствии

Печорин часто философствует, в частности, о мотивах поступков, страстях и истинных ценностях.

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, – лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие.

О роковом предназначении

Печорин знает, что приносит людям несчастья. Даже считает себя палачом:

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние!

Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

О женщинах

Не обходит нелестной стороной Печорин и женщин, их логику и чувства. Становится ясно, что женщин с сильным характером он сторонится в угоду своим слабостям, ведь такие не способны простить ему равнодушие и душевную скупость, понять и полюбить его.

Как быть? у меня есть предчувствие… Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет….

Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предупреждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело!.. Правда, теперь вспомнил: один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами, — и то, может быть, если б я ее встретил пятью годами позже, мы расстались бы иначе…

О страхе жениться

При этом Печорин честно признается себе, что боится жениться. Даже находит причину этого — в детстве гадалка предсказала ему смерть от злой жены

Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие… Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей… Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она мне предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе… Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.

О врагах

Врагов Печорин не боится и даже радуется, когда они есть.

Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, – вот что я называю жизнью.

о дружбе

По признанию самого Печорина, дружить он не может:

я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

О неполноценных людях

Плохо Печорин отзывается об инвалидах, видя в них неполноценность души.

Но что делать? я часто склонен к предубеждениям… Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

О фатализме

Сложно точно сказать, верит ли Печорин в судьбу. Скорее всего не верит и даже спорил об этом с Вуличем. Однако, в тот же вечер решил сам испытать судьбу и чуть не погиб. Печорин азартен и готов проститься с жизнью, он проверяет себя на прочность. Его решимость и непоколебимость даже перед лицом смертельной опасности поражают.

Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!

После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..

В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.

Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет

О смерти

Печорин не боится смерти. По словам героя, все возможное в этой жизни он уже видел и испытывал в мечтах и грезах, а теперь скитается бесцельно, потратив на фантазии самые лучшие качества своей души.

Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!..

И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

У Печорина страсть к быстрой езде

Несмотря на все внутренние противоречия и странности характера, Печорин способен по-настоящему наслаждаться природой и силой стихии, он, как и М.Ю. Лермонтов влюблен в горные пейзажи и ищет в них спасения от своего беспокойного ума

Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.

Тематическое направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

13.09.2021 11:41:51

Автор: Мария Соловьева


Кого можно назвать близким по духу? Думаю, каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Попытаюсь дать свое определение этому понятию. Родственная душа – это тот, кто притягивает нас своей энергетикой. Безусловно, таких людей может быть множество, да и не только людей. У каждого в голове заложено с определённого возраста восприятие мира, а также человечества в целом. Именно на этом пороге мы выбираем к кому как относиться, всю свою жизнь сравниваем себя с кем-либо, находя подходящего человека. Так почему же мы сопоставляем себя с теми или иными людьми? Мне кажется, потому что никто не давал никому инструкцию к жизни, и поэтому каждый из нас ищет смысл даже в различных личностях.
По моему мнению, прекрасным подтверждением сказанному является роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Один из главных героев – Андрей Болконский – является моей родственной душой. Персонаж находится в вечном поиске себя, не может принять пустое существование без цели и усилий над постижением этого мира. Князя Андрея ломали многие трудности: скука в светском обществе, жена с пустой душой, которая впоследствии умерла в процессе родов, чем также нанесла глубокую рану Болконскому, измена Наташи, разочарование в своих идеалах. Но самое главное – он выстоял это. Мне импонируют сила воли и нескончаемое желание понять все тайны и смысл мироздания этого персонажа. Все действия Андрея Болконского во время чтения я проносила через призму своей души и получала отклик сердца. В последние минуты жизни Андрей постигает истину христианской любви и понимает, что прожил жизнь не зря. Я очень уважаю то, что он смог найти смысл своего существования, а также то, что герой все-таки узнал истину предназначения всего человеческого.
Однако это не единственный персонаж, образ которого настолько близок мне. Вторым героем является Григорий Печорин из социально-психологического романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В свое время он поразил меня до глубины души. Все мои любимые персонажи связаны тонкой нитью от сердца к сердцу.  В них есть много схожего, например, поиск себя в этом мире. Будучи еще ребенком, Григорий Печорин разочаровался в жизни, он научился ненавидеть. Про него я могу сказать так: кто не был любим, так и не будет играючи; на мой взгляд, эти слова четко и ясно характеризуют этого персонажа. Он был готов открыться миру, но его не поняли, Печорин был сломлен. Герой стал пустым, и в пустоте этой он очарователен. Безумно сильное впечатление произвел эпизод, в котором этот, хладнокровный, скучающий и не видящий ничего стоящего вокруг, персонаж, рыдая, понимает, что любовь все-таки была в его сердце.
Родственная душа – это то, что важно и нужно каждому. Не имеет значения, где найдется этот лучик света, главное, что он поможет двигаться по жизни увереннее и счастливее. Надеюсь, что всем в этом мире удастся достичь успеха и отыскать именно того, кто поймет и станет вам путеводной звездой.


Здравствуйте, Мария!

В сочинении Вы сделали попытку порассуждать над предложенным вопросом. Работа самостоятельная, личностная- это её сильная сторона.  Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые моменты.
Вы очень категоричны в своих суждениях. Кто эти «мы» и «каждый из нас», которые настолько несамостоятельны и не ориентруются в жизни, потому им «инструкцию не выдали»?
Уходите от обобщений «все» и «каждый»: люди разные. Откуда Вы можете знать, как поступают люди «всю свою жизнь»: «сравнивают себя с кем-либо»или нет?

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом:

К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Мария, были колебания в том, ставить ли балл по этому критерию.
Непонятно самое главное: чем близки Вам Андрей Болконский и Григорий Александрович Печорин (обратите внимание, что автор называет его так, а не по имени)?
«Герой времени»  «очарователен пустотой»? Вы хотите этим быть похожим на Печорина?
Болконский прожил не зря-верно. А чем это родственно Вам, человеку молодому, которому истина пока не открылась?

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Прекрасно, что Вы берёте два произведения: так доказательство имеет шанс быть более убедительным.

Чувствуется, что представления о героях Вы имеете, пытаетесь анализировать поступки персонажей, но делаете это сумбурно.  Две больших проблемы работы- отсутствие логики и неумение грамотно выразить мысли, которые, безусловно, у Вас есть.

Будучи еще ребенком, Григорий Печорин разочаровался в жизни

Ф — докажите текстом, что это было в детстве.

К3 (логика и композиция) -0 баллов
Когда сочинение написано- прибегните к сжатому пересказу написанного.
Так Вы увидите, существует логика в работе или есть логические «провалы».  

Приведу примеры ошибок.

Родственная душа – это тот, кто притягивает нас своей энергетикой. Безусловно, таких людей может быть множество, да и не только людей. У каждого в голове заложено с определённого возраста восприятие мира, а также человечества в целом. Именно на этом пороге мы выбираем к кому как относиться, всю свою жизнь сравниваем себя с кем-либо, находя подходящего человека. Так почему же мы сопоставляем себя с теми или иными людьми? Мне кажется, потому что никто не давал никому инструкцию к жизни, и поэтому каждый из нас ищет смысл даже в различных личностях.

Это тезис, который Вы доказываете?
Предложения не связаны между собой.
Попробуйте пересказать сжато то, что написано. У Вас получится развитие мысли?
Попробую тоже это сделать.
Родственная душа притягивает к себе.
У каждого человека есть своё восприятие мира.
Люди сравнивают себя с другими и ищут в них смысл (смысл чего?)
Это всё — разные тезисы.
Что именно дальше Вы доказываете?
И всё-таки что Вы хотели сказать в этом абзаце?

1.В свое время он поразил меня до глубины души. 2.Все мои любимые персонажи связаны тонкой нитью от сердца к сердцу.  3.В них есть много схожего, например, поиск себя в этом мире.

Предложения логически не связаны друг с другом.
3 нужно поставить в начало: так Вы сделаете переход от одного аргумента к другому.
Смысл второго не понятен: что означает эта фраза и зачем она в этом  месте?

Герой стал пустым, и в пустоте этой он очарователен

Пустота очаровательна? Пустота= 0

Герой стал пустым, и в пустоте этой он очарователен.НЕТ СВЯЗИ  Безумно сильное впечатление произвел эпизод, в котором этот, хладнокровный, скучающий и не видящий ничего стоящего вокруг, персонаж, рыдая, понимает, что любовь все-таки была в его сердце. НЕТ ПЕРЕХОДА
Родственная душа – это то, что важно и нужно каждому.

Не имеет значения, где найдется этот лучик света, главное, что он поможет двигаться по жизни увереннее и счастливее. Надеюсь, что всем в этом мире удастся достичь успеха и отыскать именно того, кто поймет и станет вам путеводной звездой.

«Лучик света»- смерть (пример с Болконским) и пустота (Печорин)? И от этого может быть успех?
Вывод не связан с работой.

К 4 (речь)+ 0 баллов

Ошибки

Думаю, каждый человек ответит на этот вопрос по-своему.

Речевой штамп, неудачное предложение- постарайтесь не использовать его. А как ещё можно ответить на вопрос о близком по духу человеке? Родственная душа= близкая душа.

Думаю, каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Попытаюсь дать свое определение этому понятию. Родственная душа – это тот, кто притягивает нас своей энергетикой

повторы
НАС- кого Вы имеете в виду?

Безусловно, таких людей может быть множество, да и не только людей.

повтор
Не людей, а кого тогда?..
Мария, в Вашей работе большое количество речевых  ошибок- покажу их по абзацам.

У каждого в голове заложено с определённого возраста восприятие мира (лексическая несочетаемость), а также человечества в целом (лишние слова). Именно на этом (каком?На что указывает местоимение?) пороге (неудачно выбранное слово. Что Вы имеете в виду? Порог- это какой ОПРЕДЕЛЁННЫЙ возраст?) мы (кто именно? Вы и эксперт?) выбираем к кому как относиться, всю свою жизнь сравниваем себя с кем-либо, находя подходящего человека. Так почему же мы (кто эти МЫ, которые так себя ведут? Лишнее слово) сопоставляем себя с теми или иными людьми? Мне кажется, потому что никто не давал никому инструкцию к жизни (стилистически неуместная фраза ), и поэтому каждый из нас ищет смысл даже (лишнее слово) в различных личностях (лексическая несочетаемость).

Персонаж находится в вечном поиске себя, не может принять пустое существование без цели  (избыток смысла: пустое= бесцельное) и усилий над постижением этого мира. Князя Андрея ломали многие трудности (Ст, разг.): скука в светском обществе, жена с пустой (повтор) душой, которая (душа? жена?) впоследствии умерла в процессе родов (Ст) , чем также нанесла глубокую рану Болконскому, измена Наташи, разочарование в своих идеалах . Но самое главное – он выстоял это (что именно? «выстоять это» нельзя: лексическая несочетаемость). Мне импонируют сила воли и нескончаемое желание понять все тайны и смысл мироздания этого персонажа. Все действия Андрея Болконского во время чтения я проносила через призму своей души (это как? А где у души призма? Скажите проще!) и получала отклик сердца. В последние минуты жизни Андрей постигает истину христианской любви и понимает, что прожил жизнь не зря. Я очень уважаю то, что он смог найти смысл своего существования, а также то, что герой все-таки узнал истину предназначения (избыток смысла) всего человеческого.

образ которого настолько близок мне

«Образ —  конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»
Близок не образ, а герой.

Про него я могу сказать так: кто не был любим, так и не будет играючи; на мой взгляд, эти слова четко и ясно характеризуют этого персонажа.

Что значит эта фраза? Может быть, для Вас она «чёткая и ясная», но для эксперта, думаю, не будет такой.
Задавайте себе вопрос: «ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ?»

Герой стал пустым, и в пустоте этой он очарователен

Тавтология

К5 (грамотность) + 1 балл

Ошибки

Орфография-0

Пунктуация-2

Именно на этом пороге мы выбираемЗПТ к кому как относиться

Запятая перед придаточной частью в СПП

Но самое главное – он выстоял это

САМОЕ ГЛАВНОЕ- вводная конструкция, нужно обособить запятыми, тире лишнее.

Грамматика-5

…не может принять пустое существование без цели и усилий над постижением этого мира

не может принять усилий?
Нарушение построения предложения с однородными членами

Мне импонируют сила воли и нескончаемое желание понять все тайны и смысл мироздания этого персонажа.

Нарушение порядка слов в предложении

скука в светском обществе

скука (чего?) общества

уважаю КОГО-ТО за ЧТО-то

кто поймет и станет вам путеводной звездой.

поймёт КОГО?

Общий вывод по работе

Итак, Мария, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой и речью. Обратите внимание на сочетаемость слов.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 0; К5: 1;

Итоговый балл — 3 Зачёт

  • Печорин в системе женских образов сочинение
  • Печка топится как пишется
  • Печки из сказок рисунок
  • Печка с пирожками из сказки
  • Печка буржуйка как пишется