Печорин герой или антигерой сочинение

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин — герой или антигерой?

    Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Онегин — отражение эпохи 20-х годов XIX века, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия этого “жестокого века”. Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживления, и мог стать декабристом. У Печорина этой возможности не было, поэтому Белинский говорит: “Онегин скучает, а Печорин страдает”.

    Печорин по происхождению аристократ, он получил светское воспитание.

    Выйдя из-под опеки родных, Печорин “пустился в большой свет” и “стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями”. Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, ему наскучило и чтение книг. После “нашумевшей истории в Петербурге” Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: “бледный, благородный лоб”, “маленькая аристократическая рука”, “ослепительно-чистое белье”. Печорин физически сильный и выносливый человек: “Широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни… не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными”.

    В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, “несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные” “глаза его не смеялись, когда он смеялся”?

    Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников он самокритичен: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мери), не удовлетворяется сонной жизнью “водяного общества” и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, названия произведений, имена писателей и литературных героев.

    Печорин безумно смел, он как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается только для того, чтобы “изведать предел подлости моего противника”. Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.

    “Рожденный для высокой цели”, он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.

    Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.

    Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери, Веры, Максима Максимыча.

    Однако, наряду с богатством душевных сил и одаренностью своего героя, Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста.

    Но самое тяжелое обвинение Печорину — отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в “журнале”: “А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”.

    Нашел ли Печорин свое “высшее назначение”? С пользой ли растратил свои “необъятные силы”? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов позапрошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой “Думе”?

    …Над миром мы пройдем без шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

     Ни гением начатого труда.

    Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин — “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”. Печоринство было типичной болезнью времени.

26937 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин — герой или антигерой?

Смотрите также по
произведению «Герой нашего времени»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Чтобы понять характер типа «лишнего человека» в полной мере, необходима сравнительная характеристика Онегина и Печорина. Данные герои имеют общие черты, принадлежавшие представителям «лишних людей», однако есть и различия в этих образах.

Сходства

Герой пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» и герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» при сравнении имеют множество схожих черт характера и образа жизни.

Оба персонажа примерно одного возраста, оба родились в Петербурге и воспитывались в роскоши. Онегин и Печорин владеют деньгами, которые позволяют им получать удовольствия. Однако они быстро надоедают им. Пушкинский и лермонтовский герои ощущают скуку в обществе, чем и отличаются от других дворян.

Схожесть Печорина и Онегина также заключается в том, что оба они могли обольщать женщин. Но и женщины героям быстро прискучили, хотя оба уделяли им большое внимание. Для Григория и Евгения была важна свобода, поэтому они не хотели связывать свою жизнь с женщинами. Характер Печорина и Онегина проявил схожесть даже в некоторых поступках: сцена отказа Печориным в чувствах княжны Мери напоминает объяснение Онегина с Татьяной Лариной. А встреча Печорина с Верой на Кавказе, которая возродила чувства героя, похожа на встречу Онегина с Татьяной в Петербурге.

Ни Печорин, ни Онегин не имели настоящих друзей, потому что они не умели ценить других людей. Евгений Онегин имеет друга Владимира Ленского, которого убивает на дуэли. Печорин убивает Грушницкого, которого не любил с самого начала, но с которым общался как с другом. Печорин равнодушно отнесся к встрече со своим старым другом Максимом Максимычем.

По природе своей персонажи романов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова были эгоистами, что приводит их к несчастной жизни. Они не могут найти себя в жизни. Печорин и Онегин не поняты своей средой, они являются людьми «лишними».

Эти два персонажа были одиноки в толпе.

Печорин и Онегин действительно похожи друг на друга, именно поэтому В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».

Различия

Несмотря на то, что между Печориным и Онегиным много сходств, они имеют главное отличие: отношение к собственной жизни. Евгений Онегин скучает, но не ищет себя в жизни, он не видит истинных причин своего поведения. Григорий Печорин же постоянно подчеркивает то, что он является эгоистичной натурой, которая живет лишь для себя. Он понимает, почему он не может найти счастья с женщинами, почему не может найти свое место в жизни. Однако он, в отличие от Евгения Онегина, пытается найти новые увлечения, которые смогли бы простое существование превратить в настоящую жизнь.

М. Ю. Лермонтов использует прием психологизма в своем романе «Герой нашего времени», читатель видит мысли и переживания главного героя. Основой излияний Печорина является его дневник. В «Евгении Онегине» отсутствуют дневниковые записи, но есть книги с замечаниями Онегина, которые находит Татьяна, однако читатель не может увидеть истинные мысли героя из этих карандашных набросков.

Таблица

Чтобы наиболее ярко показать общие и различные черты Печорина и Онегина, приведем таблицу.

Сходства

Печорин

Онегин

Возраст

Дворяне

Богатые

Представители светского общества

Наскучило общество

Наскучили женщины

Неприятие брака

Любовь к свободе

Схожесть поступков

Отсутствие настоящих друзей

Одиночество в толпе

«Лишние люди»

Отличия

Понимает собственное «я»

Не задумывается о собственной жизни

Ищет от жизни новых эмоций

Скучает

Пытается найти себя в жизни

Не старается найти свое место в жизни

Психологизм

Отсутствие психологизма

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина», рассмотрит основные сходства и различия героев романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и сформулирует вывод в виде сопоставительной таблицы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Амина Муталиева

    16/16

  • Lilia Han

    15/16

  • Полина Беликова

    16/16

  • Вероника Романова

    11/16

  • Всеволод Шаманаев

    14/16

  • Ренат Таиров

    16/16

  • Любовь Пятигорская

    11/16

  • Хава Хашиева

    16/16

  • Дарья Михайлова

    16/16

  • Ольга Титова

    13/16

Главные герои романов А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» относятся к социальному типу, которому В. Г. Белинский дал название «лишний человек». Несмотря на то, что у этих героев сходный тип личности, они имеют существенные различия.

Сходство

Фамилии Онегина и Печорина близки семантически, так как происходят от названий рек. Оба главных героя этих романов по происхождению дворяне, оба молоды, умны. В юности они были увлечены светской жизнью, но затем разочаровались в свете, увидев его косность, бездеятельность, пошлость. Онегин и Печорин — «лишние люди», потому что они пытались найти применение своим силам, но не смогли понять своего истинного предназначения и разочаровались не только в людях, но и в самой жизни. Герои схожи тем, что стали скучать, так как светские удовольствия им надоели, а цели в жизни они не нашли. Семейная жизнь их тоже не привлекала, так как обоим героям присущ индивидуализм, кроме того, они не хотели потерять свою свободу.

В. Г. Белинский назвал Печорина «Онегиным нашего времени». Он утверждал, что «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». А. И. Герцен писал, что Печорин — «младший брат Онегина».

Различия

Несмотря на то, что оба героя имеют сходный тип личности, у них есть существенные различия, которые связаны:

  • со временем, которое каждый из этих героев отражает;
  • с авторской трактовкой и отношением авторов к своим героям.

Герои принадлежат к разным поколениям, между которыми было восстание декабристов:

  • Онегин принадлежит к поколению, которое выйдет на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года;
  • Печорин — к тому, о котором М. Ю. Лермонтов сказал в стихотворении «Дума»: «В бездействии состарится оно».

Известно, что Лермонтов решил создать образ своего современника в противовес характеру главного героя романа «Евгений Онегин». Белинский писал, что «как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».

Несмотря на то, что обоих героев одолевает скука, авторы показали, что они ведут себя по-разному. Онегин всецело покорился своей «тоскующей лени»:

  • «…он равно зевал //Средь модных и старинных зал»;
  • скучно ему было и в деревне.

Печорин отличается от Онегина тем, что у него нет такого равнодушия и апатии, он мечется в поисках смысла жизни, но не находит его. Это сделало его скептиком, холодно относившимся к людям. Он склонен к рефлексии, анализирует свои чувства и поступки.

Белинский писал о Печорине: «…бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду». Герой Лермонтова осознаёт свои силы, но не знает, где их применять. Он стремится к деятельности, но, чтобы развеять скуку, занят какими-то мелочными, бесполезными делами.

У героев Пушкина и Лермонтова различны не только черты характера, но и отношение к людям. Онегин не ищет намеренных столкновений с окружающими, так как он уважает чувства других людей, старается не вмешиваться в их жизнь, в «его сердце была и гордость и прямая честь». Печорин играет чувствами окружающих, любит манипулировать людьми, что часто ведёт к их страданиям, разочарованиям и даже гибели.

Для Печорина в большей мере, чем для Онегина, характерны следующие черты характера:

  • индивидуализм;
  • эгоцентризм;
  • скептическое отношение к морали;
  • беспощадная самооценка.

Этот герой разделил пороки своего времени. Неся страдания другим людям, Печорин при этом тоже несчастлив.

В отношениях с женщинами Печорин проявляет эгоизм, ему нужны их чувства и волнения для того, чтобы ему не было скучно. Он специально влюбляет в себя молоденькую княжну Мери, играет на её чувствах. Когда она стала считать, что он хочет жениться на ней, Печорин холодно сообщил ей, что не любит её. Онегину же любовь Татьяны была неожиданна. Он не воспользовался неопытностью этой молодой девушки, а честно сказал, что не создан для семейной жизни, и деликатно предупредил, чтобы, когда она полюбит кого-нибудь другого, не признавалась первой в любви, так как это может привести к беде.

Различия героев проявились и в том, что, когда им «наскучил света шум», Онегин уехал, надеясь развеять скуку, в деревню, а Печорин — на Кавказ в действующую армию искать острых ощущений и подвергать свою жизнь опасности.

Отношение к природе у них тоже различно:

  • Онегин на природе в деревне скучает. Когда он сменил петербургскую жизнь на деревенскую, «Два дня ему казались новы //Уединённые поля, //Прохлада сумрачной дубровы, //Журчанье тихого ручья». На третий день красота природы его уже не занимала и даже стала наводить сон и скуку.
  • Печорина картины природы трогали за душу, помогали рассеять горести, беспокойство, отвлекали от проблем. В своём журнале он написал: «Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озарённых южным солнцем».

Характеры героев различны: у Онегина он более ровный, спокойный, у Печорина противоречивый, демонический (на демоничность натуры Печорина указывал Белинский).

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (таблица)

Евгений Онегин Григорий Печорин
По происхождению оба героя дворяне. Они скучают, так как разочарованы в светских людях и удовольствиях, не нашли цели в жизни. Онегин и Печорин ценят свою свободу, считают, что не созданы для семейной жизни.
Представитель людей, живших во время ожидания перемен в обществе (в 20-е годы 19 века). Живёт в другую эпоху — после разгрома восстания декабристов в 1825 году.
Нигде не служит, бездеятелен. Служит офицером в действующей армии на Кавказе.
Онегин — «пасмурный чудак»: «… угрюмый, томный //В гостиных появлялся он…» Бывает весел. Максим Максимыч говорит о нём: «…иногда начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха…». Для своих целей может «увеселять публику», шутить.
Убив на дуэли Ленского, сожалеет об этом, считает его «несчастной жертвой». Не смог оставаться там, «Где окровавленная тень //Ему являлась каждый день». Поэтому он уехал странствовать и больше не приносил никому вреда и страданий. Разрушает судьбу других людей для того, чтобы избавиться от скуки. Об убитом Грушницком не сожалеет.
Старается не вмешиваться в жизнь других людей, уважает их чувства. Манипулирует окружающими, многих людей презирает.
В юности был увлечён светскими красавицами, умел добиваться их расположения, но юной Татьяне сочувствует и не хочет пользоваться её неопытностью и молодостью. Украл Бэлу, этим погубив её. Играет чувствами молоденькой княжны Мери. Веру, любящую его всей душою, не очень ценит.
На природе в деревне скучает. На природе отвлекается от беспокойных мыслей, проблем. Тонко чувствует красоту природы.

Заключение

Сравнительная характеристика Печорина и Онегина показывает типичность образов этих героев конкретно для того времени, в котором жил каждый из них. Те времена способствовали появлению социального типа «лишнего человека», не нашедшего цель жизни.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина показывает основное различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

489. Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина сочинение Русский язык

Сочинение — Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина. Русский язык

Главными героями начала 19 века являются Онегин и Печорин. Они — творения великих писателей своего времени и в чем-то даже отражают судьбу своих создателей. Весьма драматичной судьбой обладают Лермонтов с Пушкиным и Онегин с Печориным.

Писатели стремились захватить в своих героях облик времени и во многом авторам удалась такая задача. Фактически и Онегин и Печорин эмблематичны для своего времени, но при этом каждый из этих героев пребывают вне времени, так как озвучивают проблематику, которая является характерной для всех эпох.

Если говорить кратко, то перед нами образы двух образованных людей, во многом лучших представителей своего времени. Каждый получил великолепное образование, обладает острым умом, который позволяет разбираться в людях и в себе. Помимо этого они являются искренними искателями истины и хотят понять смысл не только собственной эпохи, но и своего личного существования.

Учитывая существенное сходство, нужно указать и на различия, которые определяют суть этих героев. Начнем с Онегина.

Пушкинский герой обладает циничным взглядом на мир, он избалован и относится к людям с определенной долей надменности. При этом Онегин не обладает склонностью к идеализированию действительности, по большей части он прагматик. Даже на дуэль Онегин отправляется во многом не по собственной воле, но по причине общественной молвы, он не хочет выглядеть нелепо и поэтому соглашается на поединок.

На самом деле такая деталь является определяющей, так как причина для дуэли Печорина совершенно иная, он отправляется стреляться, так как ищет высшую истину и следует своим идеалам, он хочет поквитаться с миром и для этого использует Грушницкого. Конечно, Печорин тоже глубоко эгоистичен, но его эгоизм (впрочем, как и у Онегина тоже) является положением человека на вершине. Да, Печорин смотрит на всех с высока, но он не может смотреть по другому, так как действительно достиг определенных высот духа и пребывает на той высоте, которая многим попросту недоступна.

Онегин (продолжая тему эгоизма) тоже надменно относится к другим, но этот герой по большей части воспитан в обществе, где его хвалили и всячески ублажали. Поэтому такой «золотой мальчик» оказывается совершенно одиноким во взрослом мире. По большей части определяющим для этого героя является скука, которая может быть свойственная только подобным московским аристократам, не испытывающим нужды.

Другим существенным отличием между двумя героями является поведение в мире. Онегин по большей части соглашается с миром и просто позволяет событиям случаться подобно тому как позволяет Лариной любить себя и с запозданием отвечает на чувство взаимностью.

Печорин в свою очередь — более деятельный персонаж. Он не принимает мир, но полностью создает его, ищет приключений также как пытается отыскать истину. Отличительной особенностью Печорина является согласованность его философии с жизненными взглядами и поведением.

Сочинение Онегин и Печорин

Пожалуй в каждую эпоху существуют определенные идеалы в массовой культуре, на которых остальные равняются. Если говорить про первую половину 19 века, то такими идеалами, безусловно, были Печорин и Онегин.

Эти герои подобны современным знаменитостям, на которых равняются, которыми в какой-то степени хотят быть. Более того, они во многом отражают биографию своих создателей. В этом совсем нетрудно убедиться.

Например, Пушкин в своем романе вводит фигуру автора, который в свою очередь частично напоминает самого Пушкина (хотя таковым не является) а этот автор — приятель Онегина и во многом подобен ему. Таким же образом Печорин — молодой офицер, мыслитель. Некоторые детали из Героя нашего времени (к примеру, эпизоды дуэлей) вообще практически полностью повторяют эпизоды из биографии Лермонтова.

Таким образом, эти люди (Пушкин и Лермонтов) писали то о чем знали, как бы следуя максиме Хэмингуэя «писать нужно правдиво» и то о чем знаешь, они действительно описывают практически собственные биографии и мировоззрение. Поэтому, сравнивая Онегина и Печорина, мы в какой-то степени можем сравнивать Пушкина и Лермонтова.

Итак, Пушкин — благородный человек из довольно знатного рода, который ведет светское существование. Лермонтов в свою очередь офицер, который хотя и собирался завершить военную карьеру и полностью заняться творчеством, до завершения своего земного пути оставался на службе. Подобным образом и Онегин больше человек, которому скучно, он многое делает от скуки и цинизма, Печорин тоже человек, которому скучно, но он более ищет сознательно каких-то испытаний и приключений, в общем, более резок как подобает военному офицеру.

Во многом они похожи, так как оба обладают довольно приятными условиями существования. Могут, так сказать, не заботиться о хлебе насущном и более склонны к мыслительной деятельности. Они оба немного разочаровались в этом мире и ищут возможности как-то развлечь себя.

Тем не менее, Ни Онегин, ни Печорин не являются людьми избалованными или подлыми. Например, когда Печорин встречается с княжной Мери чтобы позлить Грушницкого, он понимает суть собственного поступка и не строит иллюзий для себя, просто он действует как своеобразный естествоиспытатель, который занимается изучением человеческой психологии. Наверное, глубокий психологизм и искренность с самими собой отличает этих героев, они чувствуют дух своего времени и принимают таким какой он есть.

3 вариант

Перед нами представлены два романа, Лермонтова и Пушкина. В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» главным героем является Печорин, а в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» главный персонаж Онегин. Два совершенно разных произведения, два совершенно разных времени, но сколько сходств героев. Есть и различия ведь время оставило отпечаток на поведении и характере каждого человека. Авторы передали через этих двух персонажей Всю мощь тех поколений.

Печорин-дворянин. Его социальный статус позволяет ему отказаться от трудовых усилий и жить в свое удовольствие. Но несмотря на это он служит на Кавказе. печорин имеет в себе много положительных качеств. Он умен, имеет необыкновенную силу воли. Онегин-аристократ. Это позволяет ему жить в свое удовольствие, как и Печорину, и ни о чем не задумываться. Оба персонажа были начитанны и образованны, что в свою очередь тоже ставило их выше остальных людей. Но к сожалению с таким списком достоинств ни один из героев не сумел реализовать себя в жизни.

Юность двух персонажей протекала примерно одинаково, оба вели разгульный образ жизни и отдыхали, не зная никаких забот. Печорин, рассказывая про себя, говорит, что мог при первой встрече с девушкой сказать будет она его любить или нет. Но, к сожалению, женщинам он приносил только несчастье. Онегин в этой сфере не сильно отличается от Печорина и не показывает пример джентльмена. В свое время Онегин отвергает Татьяну и разбивает ей сердце, Татьяна страдает он неразделенной любви, но со временем находит в себе силы перебороть это чувство.

И Евгений Онегин и Григорий Печорин не очень дружелюбны, это явно просматривается в произведениях. Евгений говорит, что дружит с Ленским только от скуки и просто так, а Печорин демонстрирует равнодушное отношение к своему товарищу Максиму Максимычу.

Все же между ними есть различия. Онегин-эгоист. Это можно объяснить, вспомнив детство Евгения. С ним не занимался отец, всегда в окружении Онегина были гувернеры, которые только и хвалили его. От этого и сложился эгоистический взгляд. В отличии от Печорина, Евгений никогда не служил, эта черта отличает его от современников.

Печорин страдающий эгоист. Он осознает, что теряю поколение, оно ничтожно. Он относит себя к жалким потомкам, у которых отсутствуют гордость и убеждения. Он не верит в любовь, в подвиги и в дружбу. Это лишает его всей прелести жизни. В отличии от Онегина Печорин не просто умен, он мыслитель и философ.

Оба героя отправляются на дуэль, но с разными целями. Онегин под влиянием общественного мнения, а Печорин что бы отомстить обществу.

Печорин идет на встречу жизни и принимает все ее испытания, Онегин же просто плывет по течению. После сравнения можно убедится, что это две очень разных личности похожих друг на друга.

Онегин старше Печорина на год. Оба отлично выглядят, следят за модой, особенно Онегин. Когда же он вращается в свет, надо создавать впечатление модника. Интересная особенность — у обоих холодные, как мёртвые, ничего не выражающие глаза. А ведь именно по ним по можно судить о душевном состоянии человека.

И Онегин, и Печорин родились в Петербурге, дворяне. Выросли в роскоши, не знали нужды. Но это быстро им наскучило. Бросается в глаза их странное поведение. Но, не смотря на это, общество считает их милыми, обаятельными молодыми людьми.

Оба обладают трезвым расчётливым умом. Печорин даже несколько циничен. Но при этом ветреные повесы. Задумываться о хлебе насущном не надо. Зарабатывать на жизнь тоже не надо. Чем им ещё заниматься, как не обольщать женщин? Онегин — лицемерная личность, который мог заставить даму поверить в то, что надо ему. Одним словом, оба хорошие манипуляторы.

Но женщины быстро надоели обоим. Они не собирались обзаводиться жёнами, детьми. Они ещё не нагулялись. Онегин считает супружество мукой. Он открыто признаётся, что когда пройдёт страсть и любовь, он разлюбит женщину. Он не скрывает этого. Надо просто его внимательно слушать.

Печорину претит сама мысль о женитьбе. Как только женщина намекает на узы брака, его любовь тут же испаряется. Короче говоря, они в свои годы чувствуют себя стариками, которые устали и от женщин, и от светского общества. И науки их не интересуют, им скучно, они постоянно, демонстративно зевают.

Они потеряли интерес к жизни, разочаровались в дружбе. И Онегин, и Ленский законченные эгоисты. И что такого в них находят женщины, что сами вешаются на шею? Печорин и Онегин похожи в своих поступках. Печорин так же отказывает княжне Мэри, как и Онегин Татьяне.

Встреча Печорина с Верой на Кавказе по смыслу похожа на вторую встречу Онегина и Татьяны. Только Татьяна оказалась умнее Веры. Она не поддалась на чары и сладкие соловьиные трели Онегина.

В отличие от Печорина, Онегин не ходит на службу. Печорин служит на Кавказе. Онегин томный и угрюмый. А Печорин веселит всех. Онегин не любит природу, в деревне он откровенно скучает. А виды милых деревенских пейзажей усыпляют его. Печорин созерцает красоты Кавказа, это отвлекает его от проблем.

Чтобы развеять скуку Онегин может целый день играть в бильярд. А Печорин идёт на охоту на кабана один. Может ходить целый день и не устаёт. И дождь ему не помеха. Онегин пытается читать книга Адама Смита по экономике. А Печорин романы Вальтера Скотта.

Но и тот, и другой так и не нашли себе места в жизни. Они «лишние» люди. Они одиноки среди других людей.

Все сочинения

Сочинение: Печорин и контрабандисты (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Возьмите повесть Лермонтова «Тамань», — пишет в сво­их воспоминаниях Д.В. Григорович, — в ней не найдешь сло­ва, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано! Но загля­ните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах».

Выраженный в первой главе взгляд на Печорина глазами Максима Максимыча позволяет нам нравственно осудить Пе­чорина, но не помогает понять его. С миром простых людей сталкивается Печорин и в «Тамани».

В главе «Тамань» обратим внимание на острое чувство природы, живущее в душе Печорина, на его интерес к лю­дям, повышенную наблюдательность (он великолепный «физиогномист»), на его стремление к опасностям. С невольным биением сердца он глядит на утлую лодку, борющуюся с бур­ными волнами, а в загадочных жителях Тамани готов уви­деть сильных, необыкновенных людей. Но очарование про­ходит: эти люди оказываются далеко не романтичными, а жестокими и своекорыстными. Это «мирный круг честных контрабандистов», как именует Печорин людей, с которыми столкнула его судьба.

Однако Янко, девушка, старуха и слепой, в мир которых Печорин попал, «как камень, брошен­ный в гладкий источник», не только люди из народа. Ведь мир контрабандистов, морских разбойников, пиратов, воль­ных бродяг неоднократно становился предметом романтиче­ского изображения — от «Корсара» Байрона и «Братьев-раз­бойников» Пушкина до повестей молодого Горького. Романтик-джентльмен, ссыльный гвардеец из Петербурга сталкивается не с литературными, а живыми контрабанди­стами. Столкновение это не только показывает, как в жизни совершается то, что столь романтически описывали поэты. Действительно, событие имеет совершенно прозаический ха­рактер: девушка-контрабандистка обокрала Печорина, а до чувств и мыслей петербургского офицера контрабандистам просто нет дела. Он им чужд и мешает, как камень на дороге.
[sms]

Контраст между характерами Печорина и контрабанди­стов раскрывает новые стороны образа главного героя. В столкновении с контрабандистами Печорин показывает себя человеком действия. Это не комнатный романтик-меч­татель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями и рефлексией. Он решителен и смел, но активность его оказы­вается беспредметной. Он не погружен в жизнь, как Максим Максимыч, Казбич, контрабандисты или даже Бэла, а нахо­дится где-то рядом с жизнью, и жизнь выбрасывает его из себя. В чем же причина этого?

Печорин дает такое объяснение: «Идеи — создания орга­нические, сказал кто-то: их рождение уже имеет форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикован­ный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоп­лексического удара».

Деятельность необходима Печорину, но, в отличие от ок­ружающих его людей, у него нет цели для деятельности. Их простые и примитивные стремления его не удовлетворяют, а возможности предаться деятельности крупной, совершать
поступки, о которых бы вспоминал будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы, у него нет. «Често­любие у меня подавлено обстоятельствами», — говорит он о себе. Поэтому Печорин растрачивает себя, ввязываясь в чу­жие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.

В «Тамани» две морали. Для общества контрабандисты безнравственны и преступны, но у них есть своя мораль, ка­кой-то внутренний кодекс. Здесь изображается жестокость Янко по отношению к «хозяину», на которого он работал («кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не по­кинул»), и к старухе («скажи, что, дескать, пора умирать, за­жилась, надо знать и честь»), а главное — к слепому маль­чику, своему верному слуге.

Этот мотив поруганной души в «маленьких» людях по­вторяет владикавказскую развязку отношений Печорина и Максима Максимыча. Но главные герои воровской шайки — Янко и Ундина — два товарища, не оставляющие друг друга в беде. Зыбкая мораль Печорина проигрывает рядом с этой крепкой нравственной связью двух контрабандистов. Донеся на них коменданту, он бы исполнил свой гражданский и во­инский долг, но стал бы предателем. Он отказывается от это­го и остается неприкаянным «странствующим офицером с подорожной по казенной надобности».

Заслуживает ли Печорин такой участи? В романе обрисо­вывается незаурядный человек, с сильной душой, но без воз­можности применить свои способности в атмосфере тогдаш­него режима. Жизнь была мелка, ничтожна, а сил в душе много, смысл их неясен, так как некуда их приложить, отсю­да беспомощное существование богатыря, которого озлобля­ет самый избыток сил. Печорин — тот же Демон, которому связали крылья и облачили затем в армейский мундир. Если в настроениях Демона выразились главные черты души Лер­монтова — его внутренний мир, то в образе Печорина он изо­бразил героя в сфере той пошлой действительности, которая свинцом пригнетала его к земле, к людям. Недаром Лермон- това-Печорина в «Тамани» так тянет к звездам, не раз он вос­торгается ночным небом, недаром только свободная природа ему дорога здесь, на земле…

Столкновения в «Тамани» невозможно было избежать. «Я люблю врагов, — говорит Печорин, — хотя не по-христи­ански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться об­манутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов — вот, что я называю жизнью!»

Смертельная схватка в «Тамани» описана со скрупулезной точностью. Когда контрабандистка «сверхъестественным усилием» повалила Печорина на борт, «минута была реши­тельная». «Я, — пишет Печорин, — уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпус­тила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны». Как мы видим, Печорин вовсе не был в беспамятстве от волнения пе­ред опасностью. Напротив, «бешенство придавало ему силы». Воля и рассудок были собраны, и они спасли Печорина. Ка­кое значение придавал этому Лермонтов, видно из рукописи «Тамани». Вначале было написано просто: «схватил ее за косу», а потом каждое движение было им детализировано, и картина победы Печорина в единоборстве стала ясна.

Горько-равнодушными словами заканчивается запись в дневнике: «Что сталось со старухой и бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человече­ских, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» Да, с точки зрения установленно­го порядка офицеру надлежало проявлять активность в опре­деленных, предусмотренных начальством обстоятельствах…

История с Бэлой могла создать впечатление, что Печорин особенно активен тогда, когда возбуждена страсть, затрону­ты его сугубо личные чувства. Приключение в Тамани рас­сеивает это подозрение. Печорин очертя голову бросается в рискованное предприятие не более как из любопытства и же­лания испытать сильные ощущения. [/sms]

  • Печной наездник из сказки 5 букв
  • Печорин герой своего времени сочинение с цитатами
  • Печорин и бэла сочинение
  • Печорин герой или злодей сочинение
  • Печорин герой нашего времени сочинение рассуждение кратко