Биография Василия Шукшина
Василий Макарович Шукшин – выдающийся деятель советского кинематографа и прозы, которого считают уникальным явлением не только в отечественной, но и в мировой культуре. В своих произведениях он с тонкой иронией, понятно и искренне рассказывал о жизни простых людей, писал о настоящем русском селе без прикрас, заслужив всенародную любовь и сумев глубоко проникнуть в эту загадочную русскую душу.
На фото: Василий Шукшин
Лучшими в его актерской карьере считаются роли в кинопроектах Сергея Бондарчука «Они сражались за родину», Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», Сергея Герасимова «У озера», а также в картинах собственного авторства «Калина красная» и «Печки-лавочки».
В творческой копилке гениального кинематографиста – два романа, три повести и три пьесы, больше ста двадцати рассказов, пять кинофильмов и двадцать семь ролей в кино. За самобытный и яркий талант кинорежиссера, актера и литератора он был удостоен целого ряда наград, включая Госпремию СССР и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Детство и семья
Будущий светоч народного искусства был рожден 25 июля 1929 года на Алтае, в селе Сростки. Его родители, 17-летний Макар Шукшин и 20-летняя Мария (в девичестве Попова), были крестьянами. Спустя два года у них появилась также дочь, которую назвали Натальей.
Родители Василия Шукшина
Молодые люди вошли в колхоз, но жили очень бедно, туго, недоедали даже дети. В печально известном 1933, в период массовых репрессий, главу семьи арестовали, этапировали в Барнаул и вскоре расстреляли. Ему был 21 год.
После случившегося мать растила детей одна, затем снова вышла замуж и начал жить с Павлом Николаевичем Куксиным. Отчима Василий очень уважал, в воспоминаниях он называл его «человеком редкого сердца». В 1939 году мужчина перевез семью в Бийск.
Василий Шукшин в детстве
В школе, куда Василий пошел в 1936 году, еще в Сростках, он не отличался прилежанием, но много читал и с удовольствием участвовал в художественной самодеятельности – декламировал стихи, играл в спектаклях. «Васю трясло мелкой дрожью, он ничего не видел кругом, кроме происходящего на сцене», – вспоминал его школьный друг Александр Куксин.
Юность
Когда началась война, Шукшины вернулись в Сростки, а отчим ушел на фронт и через год погиб. Так в 14 лет Василий остался единственным мужчиной и кормильцем в семье. Он был отправлен к дяде-бухгалтеру из Онгудая перенимать опыт, но счетное искусство ему не давалось. В итоге он окончил семилетку и два года учился в Бийском автомобильном техникуме (ныне Бийский государственный колледж), но окончить его не сумел – надо было помогать выжить матери и сестре.
Василий Шукшин в юности
После окончания техникума Шукшин был принят в колхоз села Сростки, трудился с рассвета дотемна, а в 1946 году покинул родное село.
Было грустно и немного страшно. Мать проводила меня за село, села на землю и заплакала. Я понимал: ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел.
Он перепробовал много рабочих специальностей, объездил множество городов, жил трудно, голодал. Был рабочим на строительстве турбинного завода, трудился на тракторном заводе, в разное время был также слесарем, такелажником. Василий не боялся труда – с раннего детства он помогал матери в хозяйстве.
Наталья, сестра Василия Шукшина
В 1949 году, работая на стройке в районе поселка Бутово Московской области, был призван в армию. После «учебки» Василий служил радистом в одной из частей Черноморского флота в Севастополе, где свет увидели его первые литературные работы. В январе 1953 года у него открылась язва желудка, и из армии его комиссовали.
С школьным другом Александром Куксиным (1965)
Вернувшись домой, Шукшин сел за учебники и сдал школьные экзамены. По русскому языку он получил якобы «тройку», но, несмотря на это обстоятельство и на отсутствие профильного образования, уже через несколько месяцев его пригласили преподавать родной язык и литературу в местную вечернюю школу трудовой молодежи.
Василий Шукшин служил на флоте
Вскоре его назначили исполнять и обязанности директора. Молодому руководителю приходилось самому решать массу организационных и хозяйственных вопросов: он искал учителей, доставал керосин, дрова, сам их колол, выступал с лекциями, убеждая колхозников получать среднее образование. Шукшина звали секретарем в райком, сулили обучение в партийной школе и ежегодный отпуск, но он не пошел – его манило совсем другое.
Студенческие годы
В стремлении к достижению успеха на литературном поприще 25-летний сибиряк отправился в Москву. Он собирался стать студентом Литинститута, но оказалось, что одним из условий поступления являлось наличие у абитуриентов опубликованных работ. У Шукшина публикаций не было. Тогда он решил пойти в вуз историко-архивный. Однако, по легенде, после случайного знакомства с земляком, легендарным кинорежиссером и педагогом Иваном Пырьевым, по его совету Шукшин подал документы во ВГИК на режиссерское отделение.
Подготовка Шукшина была слабой, но за сочинение под названием «Что делается во ВГИКе в эти дни» он сумел заслужить оценку «отлично». На устных же экзаменах вступительную комиссию возмутило его признание в том, что он не читал «Войну и мир» (по другой версии – «Анну Каренину»).
Василий Шукшин в студенчестве (первый курс ВГИКа)
Но бойкий паренек из глубинки объяснил, что ему было недосуг читать такие толстые книжки: надо было колоть и складировать дрова, топить печь, чтобы детишки не замерзли в школе. Благодаря искренности и простоте его якобы тут же приняли в престижнейшее учебное заведение (где конкурс был больше ста человек на место). Как бы там ни было, он стал студентом мастерской Михаила Ромма, настоявшего на приеме молодого таланта.
Примечательно, что мэтр взял к себе тогда и другого знакового режиссера тех лет – Андрея Тарковского. По слухам, первоначально их обоих не хотели брать в институт: нелепого алтайского самородка – за то, что был «больно уж дремуч», а Тарковского – за то, что «слишком много знал». Эти две неординарные противоположности якобы впоследствии конкурировали. В итоге Василий стал поистине народным творцом, а Андрей – иконой мирового артхауса.
На втором году обучения Шукшин дебютировал как актер в центральной роли Оле Андресона в учебной киноленте Андрея Тарковского «Убийцы», поставленной по одноименному произведению Хемингуэя. Кроме этого, он сыграл небольшую, эпизодическую роль матроса в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон».
Кадр из фильма «Убийцы»
В тот же период Шукшин стал членом КПСС, скрыв сведения об аресте и расстреле отца. В анкетах на вопросы о родственниках он всегда указывал только мать, ее второго мужа и сестру. Но в 1956 Шукшина-старшего реабилитировали посмертно, и Василий очень переживал из-за того, что всегда стыдился, как выяснилось, ни в чем не повинного отца.
В 1957 Марлен Хуциев (якобы по совету того же Тарковского) пригласил Шукшина поработать над картиной «Два Федора», где повествовалось о вернувшемся с войны солдате и его тезке мальчишке-беспризорнике. Вначале сибиряк был ассистентом режиссера, но в итоге оказался утвержденным и на ключевую роль.
Премьеру ленты Шукшин чуть не пропустил, будучи задержанным милицией (он часто хулиганил и ввязывался в драки, так что его нередко забирали в участок). Спас ситуацию режиссер, уговоривший представителей закона отпустить талантливого дебошира.
Василий Шукшин в молодости
После премьеры критики отмечали «предельную натуральность», душевность и жизненную убедительность игры начинающего актера. Шукшина стали активно приглашать сниматься в кино. В 1959 он появился в главной роли рабочего Андрея Низовцева в киноповести «Золотой эшелон», спустя год – в картине «Простая история», где сыграл молодого мужика Ивана Лыкова, затем предстал в образе председателя колхоза в драматичной ленте «Когда деревья были большими», участвовавшей в кинофестивале в Каннах.
Василий Шукшин в фильме «Когда деревья были большими»
В 1959 Шукшин сдал выпускные экзамены, но диплом не получил, так как из-за постоянной занятости на съемках не закончил итоговую работу. Но в 1960 его дипломная короткометражка о работе алтайского райкома партии в жаркий период летней страды «Из Лебяжьего сообщают» была готова. Он выступил в ней не только в качестве режиссера, но и автора сценария и исполнителя одной из ключевых ролей, заслужив оценку «отлично».
Шукшин-режиссер и актер
В 1963 молодой дипломированный специалист приступил к созданию своей первой киноповести «Живет такой парень». В основу ее сюжета он взял свои же рассказы. Для съемок писатель и режиссер пригласил состоявшихся и будущих отечественных звезд – Родиона Нахапетова, Нину Сазонову, Леонида Куравлева, сыгравшего центральную роль шофера Колокольникова. Лента получила восторженные отклики публики и критиков, а также главный приз на Венецианском кинофестивале в конкурсе детских и юношеских фильмов.
На съемках фильма «Живет такой парень»
В 1965 вышел второй фильм Шукшина «Ваш сын и брат», сценарий для которого он вновь скомпилировал на основе своих рассказов («Змеиный яд», «Степка», «Игнаха приехал»). Лента, где он отобразил «мир интеллигенции» в представлении сельского жителя, вышла в прокат рекордным тиражом в 1164 копии, но вызвала противоречивые отзывы. По мнению одних, она была слишком поверхностной, по мнению других – ознаменовала рождение в отечественной культуре нового направления: «деревенского» кинематографа, подобного «деревенской прозе» в литературе.
Кадр из фильма «Ваш сын и брат»
После этого Василий Макарович приступил к написанию сценария кинопроекта о Стеньке Разине «Я пришел дать вам волю», признанного кинодраматургами смелым, глубоким и самым значительным сценарием 1967 года. Однако разрешения на производство фильма с глубочайшим историческим контекстом он не получил.
Следующая киноработа режиссера «Странные люди», созданная им по собственным рассказам «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы», была подготовлена к прокату в 1969, но премьера состоялась только год спустя – из-за затянувшейся корректировки содержания фильма цензурой. В прокате лента провалилась, автор считал ее своей неудачей, хотя ряд критиков уже тогда назвал фильм «недооцененным».
Документальный фильм Первого канала о Василии Шукшине
Шукшин оставался востребованным и как актер, получал множество предложений о съемках. В 1970 он перевоплотился в маршала Конева в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение», затем сыграл ключевого персонажа – руководителя целлюлозно-бумажного комбината – в мелодраме «У озера» Сергея Герасимова. За эту киноработу, признанную наилучшим фильмом года читателями «Советского экрана», Шукшин и его коллеги (Олег Жаков и Наталья Белохвостикова), а также режиссер получили Госпремии СССР.
Кадр из фильма «У озера»
Спустя два года была выпущена в прокат четвертая лента выдающегося кинематографиста – комедия «Печки-лавочки», рассказавшая о поездке на курорт супружеской пары из глухой деревни. Сценарий он вновь создал сам, а также перевоплотился в главного героя – Ивана Расторгуева. Вначале режиссер хотел пригласить на эту роль Леонида Куравлева, но тот отказался, посоветовав ему самому ее сыграть. Василий так и сделал.
На съемках фильма «Печки-лавочки»
Его экранную супругу Нюру играла реальная – Лидия Федосеева-Шукшина. В актерский ансамбль картины, которую Шукшин на тот момент считал лучшей своей работой, также входили Георгий Бурков, Всеволод Санаев, Зиновий Гердт. Кинокритики практически единодушно высоко оценили сценарий, режиссуру и актерское мастерство автора.
Следующая, вышедшая на экраны в 1974 году работа – «Калина красная» – оказалась поистине триумфом Шукшина. Она была удостоена главного приза на Всесоюзном фестивале кино в городе Баку и на Берлинском кинофестивале, в Польше стала победителем конкурса «Варшавская сирена», в Югославии завоевала приз Fest-1975.
«Калина Красная» – режиссерский триумф Василия Шукшина
Читателями журнала «Советский экран» картина была признана самым значимым фильмом года. По версии того же издания Шукшин за исполнение ключевой роли бывшего заключенного Прокудина, решившегося покончить с воровским ремеслом, стал лучшим актером года. Эмоциональную, полную реализма драму, где душевно и сильно сыграли также Лев Дуров, Георгий Бурков и жена режиссера Федосеева, посмотрели более 60 млн. жителей СССР.
Тогда же, несмотря на неважное самочувствие, актер принял предложение Сергея Бондарчука сняться в его исторической драме «Они сражались за родину», созданной по известному произведению Михаила Шолохова и удостоенной впоследствии Госпремии. Он сыграл центральную роль солдата-весельчака Петра Лопахина, на деле оказавшегося искренним патриотом, глубоко переживавшим за свою страну.
Василий Шукшин в фильме «Они сражались за родину»
Литературная судьба
В бытность студентом актер заявил о себе и как о писателе – по совету наставника Михаила Ромма он предлагал свои литературные труды редакциям различных периодических изданий. В 1958 в популярном литературно-художественном журнале «Смена» впервые появилась его работа – это был рассказ «Двое на телеге».
Рабочее место Василия Шукшина
Через четыре года увидела свет и первая книга будущего большого писателя «Сельские жители». Затем художественная проза Шукшина заинтересовала альманах «Новый мир», на страницах которого были опубликованы произведения «Гринька Малюгин» и «Классный водитель». А в 1965 в литературном журнале «Сибирские огни» вышел первый роман Шукшина «Любавины», рассказавший о событиях, которые происходили в глухой сибирской деревне в годы Гражданской войны и коллективизации.
Интервью Василия Шукшина. Фрагменты (1972)
Работы писателя вошли в авторские сборники «Там, вдали», вышедший в издательстве «Советский писатель» в 1968, и «Земляки», опубликованный в 1970. Спустя год издание «Сибирские огни» напечатало его роман «Я пришел дать вам волю», созданный параллельно со сценарием картины, снять которую ему, увы, не удалось.
Роман «Я пришел дать вам волю» я журнале «Сибирские огни»
В 1973 вышла подборка рассказов «Характеры», в 1974 – «Точка зрения», «До третьих петухов», где Василий Шукшин продолжил тонкое исследование народных характеров.
Лучшими рассказами Шукшина называют среди прочих «Крепкий мужик» (про тракториста, снесшего деревенскую церковь), «Мой зять украл машину дров» (в ктором приоткрыт секрет русского самосознания), «Охота жить» (о прощении всего живого таежным охотником). В своем творчестве Шукшин подарил русской литературе много колоритных персонажей.
У Шукшина были друзья среди известных литераторов – Некрасов, Ахмадулина, Белов, убеждавший его: «Бросай киношку, ты же писатель».
Личная жизнь Василия Шукшина
Первой избранницей легендарного режиссера была красавица Мария Шумская. Они познакомились, когда ей было 14 лет, а ему 15, после его отъезда Москву они переписывались, а в 1955 стали мужем и женой. Он приехал домой на каникулы, окончив первый курс ВГИКа, а она работала в местной школе учительницей, и былые чувства напомнили о себе.
Первая жена Василия Шукшина – Мария Шумская
Брак не сложился – жена не захотела ехать с ним в столицу. А Василий встретил в Москве новую любовь и в 1957 решил подать на развод. Однако Мария была против. Тогда он нашел выход – «потерял» паспорт со штампом о регистрации их брака.
В 1960 на съемках картины «Простая история» недавний студент не смог устоять перед обаянием своей партнерши Нонны Мордюковой. У них начался роман. Несмотря на искренние чувства, актриса не стала уходить от своего мужа Вячеслава Тихонова. Позже она признавалась, что именно «Васенька» был главной любовью ее жизни.
Василий Шукшин и Нонна Мордюкова в фильме «Простая история»
В 1963 году актер женился на журналистке Виктории Софроновой, дочери писателя и главного редактора журнала «Огонек» Анатолия Софронова. Спустя год он навестил мать с ней, уже ждавшей ребенка, вновь просил Шумскую о расторжении брака, но снова безрезультатно. В 1965 родилась первая дочь писателя – Екатерина, ставшая впоследствии переводчиком.
Виктория Софронова и Екатерина Шукшина
В период с 1964 по 1967 гг. Шукшин жил с артисткой Лидией Александровой (Чащиной), игравшей Настю в проекте «Живет такой парень». По словам девушки, у нее остались крайне негативные воспоминания о великом режиссере – из-за лжи, что он холост, пьянства и постоянных измен.
На фото: Лидия Чащина
В частности, у него была связь с Беллой Ахмадулиной, также снимавшейся в его первом фильме, и романтические отношения с будущей женой Лидией Федосеевой во время совместной работы над картиной «Какое оно, море?».
Василий Шукшин, Лидия Федосеева и их дети
В 1967 у них с Лидией появилась общая дочь Мария, через год – Ольга. Семейный союз актеров со временем стал и творческим – они вместе играли в его лучших проектах «Печки-лавочки» и «Калина красная». Обе дочери продолжили дело родителей и стали актрисами.
Смерть
Выдающийся деятель киноискусства ушел из жизни в расцвете творческих сил, на пике славы – ему было всего 45 лет. Шукшин не щадил здоровье, всегда целиком отдавал себя съемочному процессу, хотя его постоянно мучили приступы язвенной болезни.
В 1974, во время работы над ролью бойца Лопахина в ленте «Они сражались за родину», он, как и другие актеры, жил на теплоходе «Дунай». В октябре съемки завершились, осталось доснять только несколько эпизодов. Утром второго числа его ожидали на последнюю досъемку. Когда Шукшин не вышел из каюты, к нему зашел Георгий Бурков и обнаружил на кровати тело без признаков жизни.
Смерть Василия Шукшина породила массу домыслов
По заключению врачей причиной трагедии стала сердечная недостаточность. Однако вдова актера утверждала, что ее муж никогда не жаловался на сердце. Кроме того, накануне съемок он лежал в Кремлевской больнице по поводу язвы и прошел полное обследование, не выявившее никаких серьезных патологий.
Похороны Шукшина
Это обстоятельство и другие позже озвученные странности (беспорядок в каюте, где как будто что-то искали, до блеска вымытые сапоги, хотя съемки предстояли в грязи, и пр.) породили версию о насильственной гибели Шукшина: его якобы убили «инфарктным» газом, так как он собирался снять опасную для властей киноленту о бунтаре Разине.
Могила Василия Шукшина
Прощание с несравненным алтайским самородком, громадный талант которого восхищал миллионы почитателей, состоялось в Доме кино, а похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Память
В память о народном любимце, оставившем богатое кинематографическое и литературное наследство, его именем названы площади, улицы городов. На малой родине проходят Шукшинские дни, создан музей-заповедник, открыт памятник.
Памятник Василию Шукшину в Сростках
В 2007 стела памяти известному земляку появилась в Новосибирске, где он часто подолгу бывал и где издавались его произведения в издании «Сибирские огни».
Лучшие фильмы
Проблема социальной неустроенности и неудовлетворенности героя рассказа В. М. Шукшина «Срезал».
Эпиграф к уроку:
Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная работа
словарная работа
составление сопоставительной характеристики героев
.Цели урока:
Создать условия для:
формирования личностной, коммуникативной компетенции учащихся;
приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;
знакомства учащихся с рассказами «Волки», «Срезал»;
совершенствования речевой, литературной культуры школьников.
Развивать:
навыки анализа художественного текста;
умения выделять главное, строить аналогии, обобщать, доказывать.
Воспитывать:
интерес к творчеству писателя
нравственность учащихся (совестливость, любовь к ближнему, чувства ответственности);
Задачи урока:
создать естественные условия для проявления коммуникативных возможностей;
помочь учащимся организовать планомерную работу с текстом;
развивать такие качества речи, как уместность, логичность, правильность, последовательность, точность.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация о Шукшине, газета, посвященная жизни и творчеству писателя.
Этапы урока:
- Мотивация.
- Целеполагание.
- Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина. Рассказ об Алтае, о родине В.М.Шукшина . Сростки, чтение стихов о селе Сростки
- Словарная работа.
- Беседа по рассказу «СРЕЗАЛ».
- Сопоставление поведения героев, их чувств, состояний
- Беседа с учащимися по рассказу «Волки»
- Заключительное слово учителя.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
- Выставление оценок.
Подготовка к уроку учащихся: учащиеся должны прочитать рассказы В.М.Шукшина « Срезал» «Волки»,
.
Подготовка учителя к уроку:
дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку (выразительное чтение стихотворений учащимися);
подготовить к уроку презентацию и выставку книг Шукшина и о Шукшине.
ХОД УРОКА
1. Мотивация. Слово учителя
– Ребята, знаете ли вы что-нибудь о жизни и творчестве В.М.Шукшине?
– Смотрели фильмы ,снятые по его произведениям, или фильмы с участием его самого?
–
2. Целеполагание (портрет Шукшина, тема урока, эпиграф к уроку)
– Эпиграфом к уроку я взяла слова Б.Паскаля: «Человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Эти слова можно без колебаний отнести к Шукшину. Он умел замечать добро даже в самом заблудшем человеке. Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорил: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел». О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей… Это была необычная песня, с внутренне нараставшим драматизмом.
3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина
– Алтай – это широкие степи, могучие горы, голубые озера и реки. На этой благодатной земле не могут не рождаться композиторы, художники, писатели, поэты. Природа нашего края способствует рождению прекрасных произведений искусства. Мы с вами живем там, где жил Василий Макарович Шукшин, именно Алтай он считал своей Родиной.
«Алтай – это моя родина, где я родился и вырос. Люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина… Будь счастлива»)
Памяти Шукшина
Сростки. Предгорье. Июльский простор…
С Пикета Россия видна.
Стекается люд необъятной страны
Коснуться земли Шукшина.
Земли, по которой тоскою томим,
Шёл по жизни, не пряча глаза,
Великий писатель, актёр, гражданин,
Словом метким творя чудеса.
По взглядам читаю: «Помним и чтим».
Здесь воздух врачует сердца.
От доброго слова теплом навсегда
Наполнится наша душа.
Тоскуют берёзки на склонах холма,
И бьются сердца всё сильней!
Понятно, что не было у Шукшина,
Места в России милей!
Он жил, воспевая своих земляков,
Ценя жизни каждый глоток.
Сражался за Родину и до сих пор
Вернуться из боя не смог.
Звёздочкой малой ночной небосклон
Подмигнёт в прохладной тиши…
Сиротливо качнутся кусты за окном
И калина у быстрой реки…
Сростки. Предгорье. Июльский простор.
В памяти вечно храним,
С вершины поклонной горы, сквозь года,
Бронзовый смотрит Шукшин!
Василий Макарович родился 25июля 1929 года в семье крестьянина на берегу Катуни в большом сибирском селе Сростки, что в 35 километрах от города Бийска. Здесь прошло его детство.
Стихотворение о Сростках читает ученик.
Сростки
Здесь край равнины с небом синим
Грядою горною срослись,
Цепь островов, река, долина,
Лаская взор, переплелись.
Катунью быстрой, Чуйским трактом
Известны здешние места.
Горой Пикетом, сельским тактом,
Людской души в нем нагота.
Здесь, на природном перекрестке.
На стыке судеб и дорог
Стоит село с названьем Сростки,
Алтая горного порог…
Учился в школе, хулиганил, любил с горы Пикет (вы, наверное, слышали про эту гору) любоваться красотой Катуни с видом на Поповский сад. (Рассказ В.М.Шукшина о себе)
Ученик читает стихотворение.
Гора Пикет
Гора Пикет – поклонная гора.
По воле сердца и по зову слова
Сюда народ идет без останову,
Хоть и стоит июльская жара.
Россия чтит заветные места.
И сыновей своих не проглядела, –
Пока еще душа не оскудела
И не засохла песня на устах.
И боль жива!.. О том и разговор:
Еще дружнее надо нам держаться,
Ведь он ушел за родину сражаться
И не вернулся в Сростки до сих пор…
Его слова – завет на каждый день.
Его шаги доносятся до слуха…
Гора Пикет – еще одна ступень
К вершине человеческого духа.
Слово ученика о жизни В. М. Шукшина (Презентация)
В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. (8 слайд. Шукшин – моряк). После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором.
Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (института культуры).
Шукшин – это писатель, актер, режиссер. (9 слайд. Семья Шукшина).Первую роль он сыграл в фильме «Два Федора». Первое его произведение – сборник рассказов «Сельские жители». По собственному сценарию Василием Макаровичем поставлены фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень».
Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится, словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма «Они сражались за Родину».
Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог.
Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина.
Слово учителя.
Главные герои большинства рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Шукшин почти не дает их портретов, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной.
Проблемный вопрос: «Кто прав, кто виноват в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»?».
.
4. Словарная работа
кандидат –учёная степень
филология- наука, изучающая язык и литературу народа
философия – наука,изучающая
отношения человека и мира
натурфилософия- философия
природы, истолкование природы
диалектика –(греч.)- искусство
спорить
шаманизм –форма религии,
общение с духами
траектория- непрерывная линия
движения
демагогия-набор слов, вводящих в
заблуждение
кляузник-сплетник, клеветник
6 Срезал…Запишите ассоциативный ряд к этому слову (уличил, переспорил, «поставил в тупик», обыграл, победил, подставил, разоблачил, обезоружил, убил и т.д.). При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.
Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.
— Что говорят нам словари? (ученики ищут значение слова «Срезал»)
СРЕЗАЛ Значение слова срезывать: или срезать, срезать что, отрезать сверху или снаружи. Верхушку дерев срезывают, чтоб ком густел. Срежь мне горбушку хлеба. Срезать кого с бирки, рассчитаться, или простить долг; срежу тебя! угроза неплательщику: пристыжу. С ног срезать кого, нечаянностью сильно смутить, огорчить, озадачить, огорошить, поразить. Срезать словом, резко ответить, огорошить. Срезаться на чем, попасть впросак, дать промаха, потерпеть сильную неудачу, позор. Хотел похвастать, да срезался. (словарь В. Даля)
Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным? В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.
Запись на доске и в тетради:
Проблема социальной неустроенности и неудовлетворенности героя рассказа В. М. Шукшина «Срезал».
7.Слово учителя.
Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится В. М. Шукшин – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.
8. Вызов.
На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.
На доске записано предложение: «В какой ситуации (когда) меня удалось «срезать»?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей».
Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске:
на уроке, когда не выполнил домашнее задание и получил двойку;
на контрольной работе или экзамене;
проспорил спор с другом;
Меня спросили про то, что я не знаю.
Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «срезать» — быть поставленным в трудное положение, быть в замешательстве.
8. Осмысление — чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
— Посмотрим, как раскрывается понимание этого слова в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»
(Рассказ заранее не читается).
СРЕЗАЛ
К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и
дочерью. Попроведовать, отдохнуть…………
Все матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались. И вот теперь приехал кандидат Журавлев……..
Первая остановка
Возможные вопросы:
— О каком главном событии повествует автор? Как он это делает? (В. М. Шукшин без всякого вступления, очень просто, динамично начинает повествование с главного события: “К старухе Агафье Куравлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать и отдохнуть”)
— Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина? (Даётся оценочный портрет главного героя — “мужик… начитанный и ехидный” — и говорится о его страсти срезать, ставить в тупик приезжих знаменитостей. Можно привести пример: случай с полковником. Описание внешности ограничивается двумя штрихами: “толстогубый, белобрысый мужик лет сорока”. Ничего необыкновенного.)
Слово учителя: Шукшин редко даёт развёрнутые портретные характеристики героев. Ведь речь персонажей настолько выразительна, что человек виден весь. Сам писатель пояснял это так: “Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? как думает? что хочет? В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке — послушав его. Тут он не соврёт — не сумеет, даже если захочет».
— Зачем мужики собрались на крыльце у Глеба Капустина? Ваш прогноз.
Читаем 2 часть.
Глеб пришел с работы (он работал на пилораме), умылся, переоделся… Ужинать не стал…….
— На такси приехал…
— Ну, марку-то надо поддержать!.. — посмеялся Глеб……….
Вторая остановка
Возможные вопросы:
— Как автор передает настрой Глеба Капустина, собирающегося в гости к бабке Агафье Журавлевой? (боевой настрой героя: «Получалось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь», циничность, издевка: «Кандидатов сейчас как нерезаных собак»).
Читаем 3 часть.
Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал насчет стола…….
Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он всегда один уходил от знатных людей…….
Третья остановка
Возможные вопросы:
— Как вы оценивайте эрудицию Глеба Капустина? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания? (Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик. Наивны, смешны наскоки деревенского “полуучёного”, но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату).
— Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”? (Большую часть рассказа «Срезал» занимает словесный поединок. О том, что он неизбежен, мы уже знаем. Автор не случайно использует глаголы и такое стилистическое средство, как градация, когда говорит о Глебе Капустине: “сел”, “пока помалкивал”, “подбирался к прыжку”, “улыбался”, “поддакнул”, “взглядывал на кандидата”, “примеривался”, “попёр на кандидата”. Начало есть. “В какой области выявляете себя?” — спрашивает он. Ему важно, чтобы непременно была философия. Видимо, в этой области Глеб разбирался лучше всего, чувствовал себя как рыба в воде. Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика. То он говорит о первичности духа и материи, то вдруг перескакивает на проблему шаманизма, то касается предложения, выдвинутого учёными, что Луна лежит на искусственной орбите. Очень трудно уследить за ходом его мыслей, тем более что Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе…” На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением, то с усмешкой, то с ехидцей, то с откровенным издевательством. В конце концов Глеб в словесном поединке всё-таки достигает кульминационного момента — “взмывает ввысь”. Как он это любит делать! Ведь дальше всё случается само собой — и он становится победителем).
— Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина? (Глеб Капустин — агрессивный спорщик, резкий, беспощадный обвинитель. Особенно заметно это в конце словесного поединка, когда он произносит обвинительную речь в адрес кандидата. Здесь уже нет ошибок, а от комической окраски не остаётся и следа. Словно подражая газетным образцам, Глеб перестаёт слышать кандидата, закрепляя свою победу утверждением, что оппонент не знает народ, и призывает его быть скромнее: «Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться…»)
Читаем 4 часть
Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидатов, говорили…….
— Ничего, — великодушно заметит Глеб. — Это полезно. Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя…….
Четвертая остановка.
Возможные вопросы:
— Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он “срезает”? (Мужики мало разбираются в тех вопросах, которые затрагивает Глеб. Неслучайно он говорит кандидату: “Вы извините, мы тут… далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем”. Своих, деревенских, он ни во что не ставит. “Откуда что берётся?” — удивляются они, говоря о Глебе и не понимая того, что для кандидатов наук совершенно нет темы для разговора. “Давайте установим, о чём мы говорим”, — просит Константин Иванович. Но так до конца спора Глеб будет путать его, сбивать с толку; и мужики ни на минуту не засомневаются в том, что Глеб “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича, а “Валя-то даже рта не открыла”. В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было).
— В начале и в конце рассказа дана авторская оценка поведения и характеристика Глеба Капустина (ученики находят по тексту). Почему же так подробно воспроизведён словесный поединок? В чём суть авторского “исследования”, трагикомизм рассказа? (По словам автора, Глеб — “начитанный и ехидный” человек, любви к нему никто не испытывает. “Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё”. Шукшину важно раскрыть через подробный словесный поединок не только характер героя, но и показать страшноватую природу смеха, переодевания Глеба в спорщика, “полуучёного”: с одной стороны, он высмеивает затасканные формулы, весь поток информации из Москвы, а с другой — как бы предупреждает, что и провинция себе на уме, что она не только объект манипуляций, “объегоривания”).
Выводы:
— Вот и закончился этот рассказ Шукшина. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?
— Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?
— Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» — и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?
— Какие чувства вызвал у вас рассказ?
9. Поведение итогов.
В.М.Шукшин
Как больно сознавать, что человека нет,
Он не увидит больше белый свет.
И остается только вспоминать,
Как хорошо Шукшин мог роль сыграть.
Представил сцену Разина Степана,
В которую он вжился очень рано.
Он так реально мог её сыграть,
Что это фильм уж можно не понять.
Любил Шукшин подняться на Пикет,
Нарвать цветов большой, большой букет
Чтоб подарить их матери своей
Обнять её с любовью у дверей.
Ведь был Василий с чистою душой,
Он рвался, как и все к себе домой.
Шукшин ведь знал, что в Сростках его ждут
И праздник по приезду заведут.
И вот уже теперь который год,
К Пикету весь честной народ идёт.
И знает лишь теперь его душа,
Проходят чтенья Васи Шукшина.
Написание эссе на тему «О чём заставило вас задуматься произведение В.М. Шукшина?»
Цель эссе — размышления в письменной форме, отражающего мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом — рефлексивная оценка изученного
Итог Песня «В память о Шукшине»
Когда я планировала путешествие по Алтаю, в обязательном порядке хотела посетить родину Василия Шукшина. Поездка в поселок Сростки должна была состояться при любых обстоятельствах.
Петрозаводская путешественница продолжает рассказ о своих поездках по Сибири.
Происхождение названия села Сростки многие местные жители связывали с тем, что это село слилось (срослось) из нескольких малых заимок в одно большое селение. Сейчас здесь проживает 3300 жителей.
Дом, в котором провел детские годы Василий Макарович Шукшин. Бревенчатый дом построен в 1908 году. После ареста в 1933 году и расстрела органами НКВД хозяина дома, он был разделен на две половины между его сыновьями.
В 1940 году половину дома приобрел отчим Василия, погибший на фронте в 1942 году. Здесь Мария Сергеевна Куксина, мать Василия Макаровича, прожила с детьми до 1957 года. С этим домом связаны не только детские, но и юношеские годы Шукшина.
Главное здание музея-заповедника — это школа, где учился Шукшин. На воротах одна из его цитат. Посмотрела в интернете, какие еще яркие цитаты выдавало перо писателя. Понравилась эта: «Грамматические ошибки при красивом почерке — как вши в нейлоновой рубашке».
Школа, где Шукшин окончил 7 классов, но получил аттестат уже после армии, сдав экзамены экстерном. После этого его взяли учителем русского языка и литературы в эту же школу. Вел занятия на вечернем отделении с исполнением обязанностей директора школы. То есть буквально за пару месяцев он из недоучки превратился в директора.
Это холл, где ученики могли побегать во время перемены, а то и водочки выпить. Из воспоминаний взрослых учеников вечерней школы известно, что молодой учитель Шукшин мог со своими учениками затеять выпивку. Будучи более состоятельным, чем односельчане, он давал деньги на спиртное. Василий Макарыч всегда был прост в общении.
Парта, за которой сидел Василий, будучи учеником. Я помню еще такие парты, сама сидела за такой в младших классах.
Из музейных экспонатов можно узнать о жизни прославленного алтайца Шукшина. Его родители были крестьянами, но даже вступление в колхоз во время коллективизации не спасло семью от репрессий. Отца арестовали и расстреляли, а мать осталась с двумя детьми на руках — старшим Василием, которому было четыре года, и младшей Натальей.
Фото отца Шукшина взято из групповой фотографии. Макар был из самарских переселенцев, женились с Марией будучи очень молодыми, ему было всего 16 лет.
В 1933 году Макара забрали на допрос, обвинив во вредительстве. Дескать, молотилка, машинистом которой он был, часто ломается. А через месяц уже и расстреляли. Макару был тогда всего 21 год. По делу «сростинских вредителей» было арестовано более 2 тысяч человек…..
Жена Макара Леонтьевича переписала себя и детей на свою девичью фамилию Попова. Возможно, это помогло им избежать высылки и дальнейших репрессий.
В 1956 году отец Василия Шукшина был полностью реабилитирован, дело против него было прекращено за отсутствием состава преступления.
Здесь Василию 16 лет. В этом возрасте он поступил в автомобильный техникум в Бийске. Но завалил учебу, бросил техникум, стал искать себя. Говорят, уйдя во взрослую жизнь, юный Вася Шукшин исчез на полгода. Попал в банду, с которой промышлял грабежами, хулиганил. До сих пор никто не знает, чем он занимался в тот период своей биографии.
Но, отслужив во флоте, Василий вернулся здравым человеком. Более того, на службе начал писать рассказы. А после того, как побывал директором школы, поехал в Москву поступать на режиссерский факультет. И его взяли, несмотря на то что на экзамене он поругался с Михаилом Роммом, своим будущим преподавателем.
Выглядел Василий колоритно: тельняшка, бушлат, кирзовые сапоги и большая потрепанная амбарная тетрадь с рассказами.
Каждый фильм Василия Шукшина — новый этап его жизни. Первый фильм «Живет такой парень» снимался полностью в Алтайском крае и в горном Алтае. Леонид Куравлев сыграл главную роль водителя, который попадает в разные передряги. Собственно, этой ролью он и прославился.
Сам же автор невзлюбил свою дебютную картину, говорил, что фильм вышел «больно благополучный…». Хотя картина получила приз «Лев святого Марка» Венецианского кинофестиваля 1964 года за лучший фильм для детей.
А вот второй фильм «Печки-лавочки» Шукшину нравился. Снимал он опять в Алтайском крае, в соседней со Сростками деревне. Не захотел в своем родном селе снимать. Говорил, что не хочет мозолить глаза землячкам: пересуды, корысть людская.
Фильм стал самым трудным для Шукшина, так как худсовет хотел вырезать чуть ли не половину отснятого материала. А самому автору, наоборот, фильм нравился — некоторые сцены он считал своим режиссёрским достижением. В фильме снялась вся семья Шукшиных: жена, дети, племянники. Даже фото матери мелькнуло в титрах.
«Калина красная» стала лидером проката 1974 года — на сеансы было продано 62,5 млн. билетов, кинокритики назвали её шедевром. Спустя много лет после премьеры «Калиной красной» стал называться вокальный конкурс среди осужденных. В 2009 году в Алтайском крае запустили одноименный скорый поезд. Снимали фильм в Вологодской области.
Последняя работа мастера, на сей раз в роли актера в картине Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Василий Шукшин в этой картине сниматься не хотел, собирался запускать свой фильм о Степане Разине, но в Госкино актёру пообещали дать разрешение на съёмки только после главной роли в фильме Бондарчука…. Актёр умер на съёмочной площадке. Работу прервали раньше срока, а неснятые сцены с участием Шукшина потом доснимали в павильонах с дублёром. Было тогда Василию Макарычу всего 45 лет.
В последнем кадре фильма «Печки-лавочки» герой Шукшина Иван Расторгуев сидит на возвышенности и говорит: «Ну вот и все».
На окраине села возвышается гора Пикет, где в такой же позе сидит Василий Макарыч и смотрит на свою любимую малую родину.
Вид на Сростки с горы Пикет. Или, как ее называли ранее, Бекет. На горизонте немного видна голубизна Катуни. Эта река здесь тоже протекает со множеством проток и островов. В июле каждого года проходят Шукшинские чтения — для этого сооружена сцена и амфитеатр.
Гора Пикет была очень любима как Шукшиным, так и издавна обитателями края. Здесь найдены поселения эпохи палеолита.
Место атмосферное, я с удовольствием полежала в траве, вдыхая полынно-чабрецовый запах.
Фото Лидии Винокуровой
Продолжение следует
Автор памятника жертвам репрессий в селе Сростки, на родине Шукшина, Николай Фаддеенков рассказывает о старых партийных активистах, желающих ему расстрела, скотном дворе на месте кладбища и живой – вопреки всему – памяти
29.10.2021
Памятник жертвам политических репрессий. Фото: gulagmuseum.org
– Отец Шукшина, русский крестьянин из села Сростки, был арестован по 58-й статье и расстрелян в 1933 году; семью будущего писателя чуть не выселили из дома. Это известные факты шукшинской биографии, но только Вам пришло в голову поставить памятник «сростенским мужикам». Что к этому привело? – В 1995 году, когда тема о репрессиях была наконец-то поставлена перед народом, меня пригласили на собрание родственников репрессированных. Я пришёл. В основном сидели старые люди, пожилые… Обсуждали, потом вдруг обратились ко мне: «Возглавьте строительство памятника». Я немножко растерялся, а потом посмотрел внимательно и понял, что если я не возьмусь, то его вообще не будет здесь никогда. Потому что у меня были некоторые ресурсы: я преподавал сопромат в Бийском политехе и выглядел как человек с возможностями, знакомствами… Ну, помните, как это в советское время было (в хорошем смысле)? Короче говоря, я согласился. А потом на работе у себя, в Политехе, я, конечно, потрепался на эту тему. И Юрий Георгиевич Некрасов, мой коллега, мне сказал: «Николай Николаевич, ты рискуешь. Если победят коммунисты, то у нас в Бийске составят чёрные списки, и тебе не поздоровится». Ну, я плюнул, конечно. Тем более что работа уже началась. И мы начали трудиться. Первым делом я пошёл на свою прекрасную Катунь, нашёл два камня: один торчал из воды (ровная такая плита, как стела), а другой – валун из земли. Договорился с председателем сельсовета Владимиром Фомичем Ядрышниковым. Он трактор дал. Зацепили сначала эту стелу из воды – трос порвался, ничего не получилось. А потом – валун из земли. И вдруг он весь вылез – пятитонный прекрасный камень. Мы его на землю вытащили, ну а потом эпопея была с доставкой – метров 300–400 нужно было до места дотащить. Место это около дома, где была милиция в 30-х годах. И там этих несчастных сростинских мужиков… Кстати, большинству из них 20–30 лет было. И всё их преступление состояло в том, что они много работали – земли было вволю, это были зажиточные люди. Они попали в кулаки, их раскулачили, потом кто-то по поводу советской власти чего-то сказал – и их арестовали: большинство расстреляли или в лагерях они сгинули. – Но в итоге памятник оказался чуть поодаль? – Да, мы начали говорить с людьми, которые там живут, чтобы на площадку поставить этот памятник, а они против категорически. Ну, в общем, подумали-подумали и нашли место 2 × 4 метра над обрывчиком. Начальство, видимо, решило, что обрывчик смоет, камень упадёт, и всё будет нормально. А у меня хорошие друзья были: Саша Фокин на грузовике… Мы из Бикета набрали глины, отсыпали прекрасный холм. Он на грузовике заехал, потоптался и говорит: «Теперь никуда не уйдет!». Ну вот на этом холме мы и начали делать. Это была целая эпопея: два года жизни всадил в это дело. Потому что, сами понимаете, денег нам… родственники репрессированных, да и то не все…