Печь существительное как пишется

Повторяем орфографический анализ.по материалам открытого банка фипи.40 заданий с ответами: orfo-a-r.docx orfo-a-r.pdf1 укажите варианты ответов, в которых дано верное

Повторяем орфографический анализ.

По материалам открытого банка ФИПИ.

40 заданий с ответами: orfo-a-r.docx | orfo-a-r.pdf

1) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.
2) НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.
3) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
4) ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.
5) СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

2) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ПРОГЛОТИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
2) НЕ РАЗРАБОТАН (вопрос) – краткое страдательное причастие прошедшего времени с частицей НЕ пишется с раздельно.
3) РАСТАЯВШИЙ (лёд) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
4) ВСКРИКНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) КАМЕННЫЙ – в прилагательном, образованном с помощью суффикса
-ЕНН-, пишется НН.

3) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ПЕСЧАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
2) СТЕРПЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) ЛОГОТИП – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
4) НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) – частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.
5) ОТТАЯВШИЙ – перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.

4) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) КРЕПКО-НАКРЕПКО (усвоить) – наречие, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем.
2) ВСПОМИНАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) ПУТАНЫЙ (ответ) – в суффиксе прилагательного, образованного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
4) МЕДЛЕННО (произнести) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.
5) МОЛОДЦЕВАТЫЙ (вид) – в суффиксе прилагательного после мягкого согласного пишется буква Е.

5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) СЛЫШАЩИЙ – написание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко
II спряжению глагола, от основы которого образовано это причастие.
2) НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) – частица НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно.
3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.
4) БРОШЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
5) КАРАВАЙ – правописание безударных гласных в корне слова проверяется подбором однокоренных слов, в которых гласный звук находится под ударением.

6) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
2) СКОВАНА (льдом) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
3) ПЕЧЬ (пирог) – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
4) СФОТОГРАФИРОВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) СЖИГАТЬ – безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.

7) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ПРЕРВАТЬ – правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.
2) ОПЕКАЕМЫЙ (мамой) – правописание гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола.
3) СТИХНЕТ (ветер) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
4) НЕНАСТНЫЙ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо.
5) (ни на кого) НЕ ПОХОЖ – НЕ с глаголом пишется раздельно.

8) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) БРАКОВАННЫЙ (товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
2) ПРИБЕЖАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение.
3) ПРЕДЛАГАЮТ – безударная гласная в корне слова непроверяемая.
4) ДОЧЬ – буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.
5) НА ЦЫПОЧКАХ – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

9) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) СТАРИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н, пишется -НН-.
2) НЕИЗЪЯСНИМЫЙ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.
3) ОБВИНИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
4) ВЕРТИТ – в окончании глагола II спряжения в форме 3-го лица единственного числа пишется окончание -ИТ.
5) ОТРЕЧЬСЯ (от власти) – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

10) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) ВЫНЕСИТЕ (немедленно) – в форме будущего времени 2-го лица единственного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.
3) НЕ ЗАВЕРШЕНА (встреча) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
4) СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
5) ПТИЦЕЙ – в суффиксе имени существительного после Ц без ударения пишется буква Е.

Ответы

1 145
2 24
3 145
4 14
5 123
6 12
7 24
8 125
9 124
10 14

Автор: Цыбикова Соелма Цыденовна.

Библиографическое описание:


Агафонова, Т. А. Использовании алгоритмов в коррекции дизорфографии у школьников с учётом зоны ближайшего развития / Т. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 501-503. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86570/ (дата обращения: 29.12.2021).



Проблема, когда учащиеся знают теоретические правила русского языка, но испытывают трудности в их практическом применении, называется дизорфографией. Это нарушение ранее рассматривалось учёными в рамках дисграфии и сравнительно недавно было выделено в самостоятельное. Помощь в коррекции такого нарушения должна быть комплексной: эффективно сочетание логопедических методик по развитию языкового анализа и синтеза с нейрокоррекцией, развитием внимания и памяти.

Абстрактный характер теоретического материала, трудности в определении опознавательных признаков орфограммы, наличие исключений затрудняет работу с грамматическим правилом. Необходимо, чтобы ребёнок не просто заучил правило, а осмыслил его, сделав частью своего знания. Один из способов достижения такого результата — продуктивная деятельность по составлению алгоритма. Алгоритм — инструкция, которая позволяет преобразовать длинное правило в ряд коротких последовательных шагов, позволяя ученику осмыслить теоретический материал, усвоить его и автоматизировать навык применения. Алгоритм как эффективный метод обучения давно присутствует в арсенале педагогов точных наук, но оценили его по достоинству и преподаватели гуманитарных дисциплин. Используется алгоритм как на уроках открытия новых знаний с целью преобразования сложного правила, так и на этапах закрепления и повторения материала.

Однако предлагать ребёнку готовые к использованию грамматические алгоритмы — значит пренебрегать развитием ребёнка. Согласно положению Л. С. Выготского «Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития [2]. По мысли Л. С. Выготского нужно обучать не «специализированным, техническим умениям», которым является механическое использование готового алгоритма, а являться «источником развития». Алгоритмизация — метапредметное умение, усвоение которого приводит к решению целого ряда развивающих задач: развитию логического мышления, формированию регуляторных навыков, позволяя обучающемуся осуществлять самоконтроль и самооценку.

Для того чтобы реализовать эти задачи, необходимо научить ребёнка самому выстраивать последовательность шагов в алгоритме. Работу необходимо проводить в несколько этапов: на первом этапе целесообразно показать, как пользоваться алгоритмом для решения грамматической задачи, на втором этапе — предложить ребёнку самому определить следствие того или иного выбора, на третьем — сформировать логические связи. Пропущенные звенья будут определять зону ближайшего развития ребёнка.

Рассмотрим методику работы на конкретных примерах.

Знакомство с понятием алгоритм лучше всего на примере внеязыковых ситуаций. Это может быть построение схемы какого-либо бытового навыка. Для наглядности следует выбрать алгоритм, представляющий собой схему, где на один шаг-вопрос возможно два варианта ответа. Например, можно предложить построить алгоритм выбора одежды в зависимости от погодных условий, приготовление пищи, подготовка к путешествию. Главное, чтобы ученик усвоил, что алгоритм — удобный инструмент решения какой-либо задачи.

Одеваемся на прогулку.

1. Сегодня солнечно?

Нет Да

Надень головной убор

2. Идёт дождь?

Нет Да

Возьми зонт

Второй этап заключается в применении данного алгоритма на какое-либо орфографическое правило. Начинать лучше с простых, известных учащемуся орфограмм с небольшим количеством шагов.

Правописание –ца, тся и ться

Правило:

В глаголах неопределённой формы пишется –ТЬСЯ, в глаголах 3 лица — ТСЯ.

Алгоритм

1. Определи часть речи.

Глагол Существительное

2. Задай вопрос Пиши -ЦА

Что делает? Пиши -ТСЯ

Что делать? Пиши -ТЬСЯ

Затем можно переходить к продуктивной деятельности по созданию алгоритма. Для этого необходимо наряду с правилом предъявлять алгоритм с пропусками выборов. При этом последовательность шагов должна быть задана полностью. Опираясь на правило и примеры, ученик заполняет пропуски, проверяет работу алгоритма и оценивает результат.

Правописание суффиксов –ЕК /-ИК

Правило: Если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется Е, если она остаётся — пишется И. (Горошек — горошка, столик — столика)

Алгоритм

1. Поставь слово в __________ падеж.

(

косвенный)

2. Если гласная ___________, пиши ___________.


(выпадает) Е

3. Если гласная ___________, пиши____________.

(

не выпадает) И

Следующий этап — пропуски шагов в последовательности действий. Этот этап показывает уровень развития логического мышления. Особенно трудным для построения, как правило, является выбор первого шага. Важно не препятствовать самостоятельной деятельности ученика. Если ребёнок допускает ошибку, желательно обеспечить его такими примерами, чтобы ребёнок самостоятельно увидел и исправил ошибку.

Правописание безударных окончаний –Е/-И в существительных

Правило: Буква –Е в падежных окончаниях пишется у существительных:

1 склонения Д.п и П.п (кроме сущ. на –ИЯ): страна, стране, о стране. Но: лекция, лекции, о лекции.

2 склонения в П. п (кроме сущ. на –ИЙ, -ИЕ): стол, о столе. Но: планетарий, о планетарии, сомнение, о сомнении.

Буква –И(Ы) пишется у существительных:

1 склонения в Р. п.,1 склонения на –ИЯ, 2 склонения на –ИЕ, -ИЙ, 3 склонения.

Пользуйтесь словами-подсказками, в которых окончание находится под ударением, поэтому их легко можно написать правильно. 1скл. — земля, луна; 2 скл. — конь, окно; 3 скл. — печь, степь.

Алгоритм

1. Поставь слово в начальную форму.

2.____________________________________ Пиши И.


(Если слово заканчивается на –ИЯ,-ИЕ, -ИЙ,-МЯ,-ПУТЬ)

3. Определи склонение существительного.

4. 1 скл, 2 скл. 3 скл. Пиши И

5. ________________________________


(Воспользуйся опорным словом 1 скл. ЗЕМЛЯ, ЛУНА, 2 скл. КОНЬ, ОКНО)

Последним этапом будет самостоятельное выведение алгоритма учеником. Конечно, необходимо исходить из сложности орфограммы и уровня развития когнитивных способностей ученика. В зависимости от готовности ребёнка можно давать небольшие подсказки: количество шагов, примеры.

Алгоритм в решении орфографических задач помогает учащемуся с дизорфографией не механически воспроизводить заученное правило, а осмысленно применять его. Запоминанию способствует и сама продуктивная деятельность по построению алгоритма. Даже если не все учащиеся способны освоить этот вид деятельности, сам процесс освоения способствует интеллектуальному развитию.

Литература:

  1. Власенков И. И. Материалы к исследованию по теме «Использовние алгоритмов в обучении орфографии» / И. И. Власенков. — Москва: Просвещение, 1999. — 23 c. — Текст: непосредственный.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — 5-е изд. — Москва: Лабиринт, 1999. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург: МиМ, 1997. — 286 c. — Текст: непосредственный.
  4. Лалаева Р. И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р. И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. — М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2004. — С. 132 –140.
  5. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе: [Учебник для пед. ин-тов по спец. N 2101 «Рус. яз. и лит».] / А. В. Текучев. — 3-е. — 1993: Просвещение, 1980. — 414 c. — Текст: непосредственный.
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]. — 3-е. — Москва: Просвещение, 2010. — 159 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): алгоритм, логическое мышление, последовательность шагов, правило, продуктивная деятельность, склонение, теоретический материал, уровень развития, этап.

Автор: Гильфиева Алсу Раифовна

Организация: МБОУ Байлянгарская средняя школа

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Байлянгар

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: «Не с именами существительными»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

Задачи урока:

образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу;

развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции(анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение);

воспитательная: содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: ноутбук, мультипроектор, презентация, текст, пословицы, тест, алгоритм написание сказки и синквейна, лото, оценочные листы, орфографический и толковый словарь С.И. Ожегова .

УМК: Учебник русского языка 6 класс. Методические рекомендации к учебнику по русскому языку 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организационный момент

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу.

«Верь в себя, в свои силы, в возможность бесконечного творчества, и тогда всё получится» Аристотель

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Организация рабочего места. Демонстрируют готовность к уроку.

II.

Актуализация знаний и этап мотивации.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.

Задание.

Прочитайте данные предложения, объясните написание выделенных слов. Какая мысль объединяет эти пословицы.

Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не жалей.

(Не)имей сто рублей, а имей сто друзей.

Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь.

Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый – за них его (не)навидит.

Нам сегодня на уроке будет помогать дружба.

Работа с текстом.

(Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко.

Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса!

— Что перед нами?

— Назовите стиль речи.Тип речи

Ребята, внимательно посмотрите на текст. Мы можем сказать, как нужно написать частицу -НЕ?

Правильно. Этому мы должны научиться сегодня. Значит, как будет звучать тема нашего урока?

Работа в парах. Пары обсуждают правописание выделенных слов, отвечают на вопрос, участвуют в определении темы урока.

Не кланяйся, не имей, не разрубишь – пишем раздельно, потому что это глаголы; ненавидит – слитно, так как этот глагол, который без НЕ не употребляется.

Эти пословицы о дружбе.

Работа в парах. Чтение текста.

Текст.

Художественный.

Повествование с элементом описания.

Нет. Мы не знаем, когда частица –НЕ- пишется слитно, а когда – раздельно с существительными.

Не с именами существительными.

Обсуждают, осуществляют контроль и оценку

Извлекают нужную информацию,

выполняют логические операции, делают умозаключение

III. Этап целеполагания и плани-

рования

Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока.

Что необходимо для того, чтобы научиться писать имена существительные с НЕ?

Пары участвуют в постановке цели урока.

Научиться писать НЕ с именами существительными.

Необходимо выяснить, при каких условиях существительные с НЕ будут писаться слитно, а при каких – раздельно.

Умеют слушать.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Высказывают и аргументируют свое мнение по заданию.

IV. Проблемное объяснение нового материала

Цель: Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.

Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».

-Относящийся невнимательно к своей работе ( небрежный).

-Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (невзлюбить) .

-Не очень много, в некоторой степени, слегка(немножко) .

-В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (небылица).

-Неизвестный человек(незнакомец).

-Оставшийся неповреждённым (невредимый) .

-Неаккуратный человек (неряха).

-Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться(неугомонный) .

-Грубый, невоспитанный человек (невежа) .

-Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области(невежда) .

-Растение с мелкими голубыми цветками (незабудка)

-Горе, несчастье (невзгода) .

-Неожиданный, случайный; гость, например(неожиданно-негаданно) .

-Непривлекательный с виду, некрасивый (невзрачный) .

-Находиться в недоумении (недоумевать) .

-Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (недотрога) .

Что объединяет слова в ваших карточках? Как написано Не с этими словами? Найдите все существительные . Подумайте, почему Не с этими существительными написано слитно? Запишите их в тетрадь

Игра «Я работаю волшебником»

К данным существительным запишите новые слова с приставкой НЕ, а к ним подберите синонимы. Если у вас будут трудности, обратитесь к волшебнику.

О б р а з е ц : друг – недруг (враг)

Счастье – несчастье (горе.)

Внимательность – невнимательность (рассеянность).

Воля – неволя (рабство).

Погода – непогода (слякоть).

Противник – неприятель (враг).

Правда – неправда (ложь).

Уверенность – неуверенность (сомнение).

— Сделайте вывод, когда ещё частица НЕ пишется слитно с именами существительными ?

3. Работа в парах Игра «Собери пословицы».

Каждой паре раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать.

(Не) работа сушит, а забота.

(Не) печь кормит, а руки.

Глупость (не) порок, а беда.

Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

(Не) друг поддакивает, а друг спорит.

— Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?

— Когда –НЕ- приставка, часть корня, частица?

Начертите схему правила: правописание не с существительными.

Игра «Лото». По лексическому значению определяют значение слова и закрывают его фишкой, а существительные закрывают с фишкой С.

Знакомятся с результатами работы. Взаимопроверка.

В классе выбирают волшебника. При необходимости он помогает подбирать слова с частицей не- или синонимы.

Потом слова записывают в тетрадях.

Существительное с –НЕ пишется слитно, если к нему можно подобрать синоним или слово, близкое по значению.

Работа в парах. Ребята собирают пословицы.

Если в предложении есть противопоставление с союзом –а, то частица –не пишется раздельно.

-НЕ приставка — к слову можно подобрать синоним; -не часть корня –слово без – НЕ не употребляется; частица пишется раздельно – есть противопоставление с союзом –а.

Рисуют схему. Таким образом, выводят правило правописания НЕ с существительными

Извлекают необходимую информацию из различных источников.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий.

Осуществляют логические действия

V. Первичное закрепление изученного

Цель: закрепление предметных умений, универсальных действий ( решение предметных задач)

Физкультминутка

Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с НЕ слитно, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с НЕ раздельно, вы хлопаете в ладоши над головой.

Игра «Веришь ли ты…»

Веришь ли ты, что НЕ является у существительного приставкой, частью корня или просто частицей?»

Веришь ли ты, что не с именами существительными всегда пишется слитно? Почему?»

Работа по учебнику.

Предлагает выполнить упражнение 285

Игра «Корректор» Что это такое? Лексическое значение слова выясняется по толковому словарю Ожегова.

В каких предложениях неверное написание не с существительными. Исправьте ошибки, как учитель, только карандашом.

1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.

2. Случившееся мне показалось настоящим не счастьем.

3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.

Игра «Аукцион знаний» Кто больше назовёт слов, которые без –НЕ- не употребляются.

Незнайка неверие

Негодник невольник

Недоделка недоросль

Недотёпа неистовство

Неурядица нехватка

Эти слова нужно запомнить!

Работают по толковому словарю Ожегова

Учащиеся работают в парах. Проговаривают правило. Находят ошибки.

Учащиеся называют слова. Оценку «5»получает ученик, который больше всех назовёт слов на данное правило.

При необходимости учащиеся могут пользоваться орфографическими и толковыми словарями.

Учащиеся проговаривают слова в парах.

Формулируют ответы на вопросы. Логически мыслят.

Извлекают нужную информацию

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Предлагает выполнить задание теста (Приложение)

Выполняют тест. Осуществляют самопроверку

Осуществляют контроль и оценку учебных действий

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания на уроке.

1 группа составляет синквейн по теме урока.

2 группа отвечает на вопросы.

– Над какой темой мы работали?

– Каких успехов вы достигли?

– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

— Кого и за что хотели бы вы поблагодарить после уроков?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание:

1. Выполнить упражнение 291;

2. Из произведений художественной

литературы выписать 3 предложения, в которых не с существительными употребляется раздельно;

3. Написание сказки «Не с существительными»

Дерзайте! Творческих вам успехов!

Выполняют предложенное задание.

Формулируют ответы на вопросы.

Учащиеся выбирают из предложенного материала домашнее задание.Записывают задания, задают уточняющие вопросы.

Знакомятся с алгоритмом написания сказки (Приложение)

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Осуществляют поиск способов их решения

Используемая литература

Для учителя

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2016г.

2. Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс к учебнику Т.А.Ладыженской и др.- М.: «Экзамен», 2011.

3. Егорова Н.В. Русский язык: 5 класс. Контрольно – измерительные материалы – М:ВАКО, 2011. –с. 96.

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс.- М.: «Вако», 2015. – 407 с.

4. Ларионова Л.Г. Русский язык. Карточки –задания. 5 класс . – М.: Просвещение, 2011. – 174 с.

Для учащихся

1.Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы.- М: ТЦ Сфера,2012.-208с.

2.Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М: ТЦ Сфера,2010.-96с

Приложение

Раздаточный материал :

1. Игра «Лото»

НЕБРЕЖНЫЙ

НЕВЗЛЮБИТЬ

НЕВЕЖА

НЕМНОЖКО

НЕЖДАННО-

НЕГАДАННО

НЕБЫЛИЦА

НЕУГОМОННЫЙ

НЕЗНАКОМЕЦ

НЕВЕЖДА

НЕВЗРАЧНЫЙ

НЕВЗГОДА

НЕРЯХА

НЕДОТРОГА

НЕЗАБУДКА

НЕДОУМЕВАТЬ

НЕВРЕДИМЫЙ

2. Работа с текстом

(Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко.

Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса!

3. Тест

1. «НЕ» с существительными пишется слитно:

1) если существительное с «НЕ» может быть заменено синонимом без «НЕ»;

2) если в предложении есть противопоставление с союзом «А»;

3) если слово без «НЕ» не употребляется.

2. Слово не употребляется без «НЕ» в предложении:

1) Он всё время рассказывал (не)былицы.

2) девочка в (не)решительности стояла перед дверью.

3) по (не)осторожности мы едва не попали в аварию.

3. Слово с «НЕ» можно заменить синонимом в предложении:

1) В (не)счастье важна поддержка друга.

2)На его лице было написано (не)годование.

3) (Не)вежливость – это нарушение правил поведения.

4. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении:

1) Он никогда (не)видел моря.

2) (Не)приятель был разгромлен.

3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.

5. слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:

1) Дурное слово друга делает его (не)другом.

2) В небесах туча – на земле (не)счастье.

3) (Не)знания ценны, а умения их использовать.

6. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:

1) Не вежливость вызывает возмущение.

2) В сочинении надо было отметить недочёты.

3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.

Ключи:1-1,3; 2- 1; 3- 1,3; 4 – 2,3; 5 – 3; 6 – 1,3.

4. Алгоритм написания сказки:

1.Выберите объект, о котором будете писать.

2.Найдите литературу, желательно выйти за рамки учебника. Порой мимоходом прочитанный отрывок о живом существе или природном объекте наталкивает на тему сказки.

3.В сказке полагается быть зачину, кульминации и развязке. Не забывайте о связи зачина и развязки.

4.Продумайте сказочный сюжет:

4.1.Используйте термины;

4.2.Не забудьте о волшебных предметах и волшебных превращениях ;

4.3. Не забудьте, что в сказке всегда торжествует добро, а зло бывает наказано.

5.Продумайте жанр вашего произведения. Это может быть сценарий, стихотворение, баллада, музыкальное шоу и т.д.

6.Продумайте характеры героев и постарайтесь быть последовательными в их изображении.

Предупреждение об ошибках:

1.Не заменяйте сказку простым пересказом правила или описанием объекта.

2. Не забывайте, что имена героев пишутся с заглавной буквы.

Дерзайте! Творческих вам успехов!

5. Правила написания синквейна

  1. Первая строка — одним словом обозначается тема (НЕ с существительными).
  2. Вторая строка — описание темы двумя словами (имена прилагательные).
  3. Третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
  4. Четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
  5. Пятая строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

6. Схема «Не с существительными»

Печь существительное как пишется

7. Лист самооценки

Задания

Задание выполнено верно(+)

Задание выполнено не точно(?)

1.Задание на листочках (не с глаголами)

2.Игра «Лото»

3.Упражнение 285

4.Игра «Я работаю волшебником»

5. Игра «Собери пословицы»

6. «Веришь ли ты…»

7. «Корректор»

8. Аукцион знаний

9. Тест

8. Синквейн ( возможный вариант)

Не с существительными

Необычная, загадочная

Отделяется, соединяется, запоминается

Не с существительными пишется и слитно, и раздельно.

Чудеса!

Приложения:

  1. file0.docx.. 120,6 КБ

Опубликовано: 05.12.2021

Как правильно пишется слово продашь?

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова продашь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: продать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Благодарим за прочтение стихотворения Рабиндраната Тагора «Индиец, ты гордость свою не продашь…»!

Индиец, ты гордость свою не продашь…. Тагор.

Припрет нужда, продашь его За сущую безделицу, А там — неурожай! Тогда плати втридорога, Скотинку продавай. Молитесь, православные!

Дядя Ваня. Действие третье (Чехов)

Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! — сказал Азамат дрожащим голосом. Мне послышалось, что он заплакал: а надо вам сказать…

продашь

Не обманешь — не продашь — (Безъ божбы) Не обманешь не продашь. Ср. Дѣлать прибыль для кармана Надо совѣстью скользя, Торговать же безъ обмана, Положительно, нельзя. Классикъ. На что рѣшиться? Ср. «Въ день теперя не оплюешься, Какъ еще прощаетъ Богъ: Осквернилъ уста я… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Не покупай лишнего, не продашь нужного — Не покупай лишняго, не продашь нужнаго. Ср. Кто покупаетъ лишнее, скоро будетъ продавать необходимое. Франклинъ. Ср. Qui achète ce qu’il ne peut, vendra après ce qu’il ne veut. Ср. Patremfamilias vendacem non emacem esse oportet. Пер. Хозяину… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

(Без божбы) не обманешь — не продашь — Ср. Делать прибыль для кармана Надо совестью скользя, Торговать же без обмана, Положительно, нельзя. Классик. На что решиться? Ср. В день теперя не оплюешься, Как еще прощает Бог: Осквернил уста я ложию Не обманешь не продашь . И опять на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

не покупай лишнего, не продашь нужного — Ср. Кто покупает лишнее, скоро будет продавать необходимое. Франклин. Ср. Qui achète ce qu il ne peut, vendra après ce qu il ne veut. Ср. Patremfamilias vendacem non emacem esse oportet. Хозяину (отцу семейства) надо быть продавцом (т.е.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Не похваля, не продашь — (не похуля, не купишь). Ср. Jeder Krämer lobt seine Waare. Chacun loue sa marchandise. Ср. Laudat venales, qui vult extrudere, merces. Horat. Epist. 2, 2, 11. См. Не солгать, так не продать … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Купишь лишнее, продашь нужное. — Купишь лишнее, продашь нужное. См. ПРИЧУДА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Не подкрасив, не продашь. — Товар лицом продается. Не подкрасив, не продашь. См. СУЩНОСТЬ НАРУЖНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Купишь лишнее — продашь нужное. — Купишь лишнее продашь нужное. См. ТОРГОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Без божбы не продашь. — Не побожившись, и иглы не продать. Без божбы не продашь. См. ТОРГОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Не подкрасив товару, не продашь. — Не подкрасив (Не подцветив) товару, не продашь. См. ТОРГОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Как пишется слово — «продашь» или «продаш»?

Для того, чтобы определиться в правильном написании данного слова, следует подобрать к нему вопрос.

Что сделаешь? — продашь. Перед нами слово, которое относится к глаголам совершенной формы второго лица в единственном числе будущего времени. Глагол этот имеет окончание -ашь или -аш.

Чтобы убедиться в том, какое именно окончание будет правильным, прибегнем к правилу русского языка о правописании глаголов с такими окончаниями.

Правило гласит, что личные глаголы, имеющие в своём составе такие окончания, как: -ашь, ешь,-ишь, -ёшь, пишутся с мягким знаком после шипящей на конце.

заберёшь, отпустишь, заедешь, прибежишь, уколешь и конечно — ПРОДАШЬ.

Первым делом определимся с частью речи. Перед нами глагол. А писать или не писать на конце глагола мягкий знак, нам подскажет правило. Оно гласит, что после шипящих на конце глаголов, которые стоят в форме 2 л., ед. числа мягкий знак писать следует. Поэтому правильно писать: ПРОДАШЬ.

Примеры других слов на данное правило: поплывёшь, оторвешь, подскажешь, балуешь, укажешь, испечешь.

Чтобы выбрать правильный вариант написания слова, определим, что это за глагол.

Второе лицо, единственное число, изъявительное наклонение. По поводу написания таких глаголов существует правило, гласящее, что в окончаниях -ешь, — ишь, — ашь пишется мягкий знак. Следовательно, пишем «продашЬ».

Вопрос постановки мягкого знака после шипящих согласных ш, ж, щ и ч регулируется правилами, выбор которых зависит от части речи, к которой относится слово.

Что сделаешь? Продашь, это глагол. У глаголов мягкий знак на конце после шипящих пишется в трёх основных случаях.

  1. В инфинитиве ( неопределенной форме глагола: лечь, печь, сечь.
  2. В форме повелительного наклонения ( настойчивой просьбе, приказе ): режь, намажь, поешь.
  3. В форме изъявительного наклонения настоящего времени для глаголов несовершенного вида и будущего времени для глаголов совершенного вида второго лица единственного числа: танцуешь, узнаешь, удивляешься.

Третий случай как раз подходит к глаголу из вопроса. Правильно писать продашЬ с мягким знаком

Продашь — так правильно писать это слово. Это глагол 2 лица будущего времени. Личные глаголы, имеющие окончания -ашь, пишутся с мягким знаком на конце. Например: Сосед, не продашь ли ты мне свой автомобиль?

Слово продашь — это глагол, отвечает на вопрос «что сделаешь?». По правилам русского языка, с мягким знаком пишутся глаголы неопределенной формы, глаголы повелительного наклонения и глаголы изъявительного наклонения во втором лице ед.ч.. В данном случае мы имеет единственное число глагола, второе лицо и изъявительное наклонение. Если говорить проще, то можно задать вопрос к глаголу, как мы и сделали в начале, и если в вопросительном слове есть мягкий знак, то и в самом глаголе он присутствует.

Правильно: продашь.

Пример предложения со словом «продашь»: когда продашь эти алые розы, тогда и поговорим.

Слово «продашь» является глаголом совершенного в форме 2 лица будущего времени. Что сделаешь? Продашь. По правилам русского языка, у личных глаголов в окончаниях -ашь-, ешь-, -ишь- на конце пишется мягкий знак.

Слово «Продашь» пишется с мягким знаком. И все слова с окончаниями на «ашь», «ешь», «ишь» пишется с мягким знаком. Нужно запомнить это правило, т.к. на слух мягкий знак не чувствуется и многие люди делают ошибки в этих словах.

Слово «продашь» является глаголом, поэтому о правописании мягкого знака согласно правилу, что после шипящих на конце глаголов в форме 2 лица, единственного числа мягкий знак следует писать. Значить в нашем случае правильно писать: продашь.

Слово «продашь» является глаголом, поскольку отвечает на вопрос «что сделаешь?

Данный глагол стоит вo втором лице единственного числа будущего времени.

Для такого слова и ему подобных существует правило:если слово является глаголом второго лица,который стоит в единственном числе б.в., то в окончаниях после шипящих ( «Ж»,»Ш»,»Ч»,»Щ») пишется мягкий знак.

Таким образом, слово «продашь» пишется с мягким знаком на конце.

Вишен совсем немного выспело на ветках дерева.

Вишен или «вишень»?

Чтобы выяснить правильное написание слова, поставлю его в начальную форму именительного падежа единственного числа — «вишня».

А теперь посмотрю, что перед конечным -ня находится согласный. В таком случае в форме родительного падежа множественного числа существительных не пишется мягкий знак. Посмотрим, как работает это правило:

башня — стены башен;

пашня — много пашен;

скворечня — несколько скворечен;

ставня — створки ставен;

спальня — двери спален.

Правильно пишется слово «вишен» без мягкого знака.

Несмотря на предшествующий согласный, исключением является несколько слов:

кухня — интерьер кухонь;

деревня — несколько деревень;

барышня — много барышень;

боярышня — наряды боярышень.

Если же перед -ня пишется гласная, то в конце формы родительного падежа обязательно появится мягкий знак:

дыня — килограмм дынь;

святыня — много святынь.

Как правильно?

Верно писать «довести до белого кАления«. Вариант «кОления» совершенно неверен.

Почему?

Дело в том, что смысл предложенного фразеологизма не в том, что кто-то был надколот или расколот. Состояния человека, до которого он был доведён, образно сравнивается с одним из цветов раскалённого металла. При этом имя существительное «каление» является проверяемым, корневую безударную гласную «А» можно легко и свободно проверить родственными словами: «закАлка», «накАл», «закАливать» и многими другими.

«Ох уж и плаксы вы, девочки, хватит меня раскаливать! Неужели вы меня до белого каления своими постоянными капризами хотите довести?».

Рассматриваемое слово является существительным «душа» в творительном падеже единственного числа.

В данном слове ставится под сомнение, какую из букв О или Ё следует писать после буквы Ш.

Чтобы выяснить, к какому правилу русского языка относится данное правописание, надо определиться, к какой морфеме относится сомнительная буква. Поэтому следует разобрать его по составу: ДУШ — корень, ОЙ — окончание.

Следовательно, сомнительная буква подпадает под правило русского языка, которое гласит: В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется буква О: душой. По аналогии: межой, вожжой, плечом, калачом.

l4TAMcSUM5VmGWmRCi5SkfIAXzE66lXt

Правильное написание » артобстрел», так как это сложносокращённое слово.

Горнолыжный кмплекс в Раубичах, что под Минском, зимой всегда полон лыжников и любителей покататься на сноубордах.

Горнолыжный или горно-лыжный? О раздельном написании этого сложного прилагательного даже нечего говорить.

Чтобы выбрать слитное или дефисное написание сложного прилагательного, нужно определить, из каких слов изначально оно складывается: из самостоятельных или одно слово подчинено другому?

Если в составе слова собрались самостоятельные слова, то применяю такой способ проверки: можно ли воспользоваться союзом «и», который докажет их самостоятельность, и тогда слово пишется с дефисом согласно правилу русской орфографии, например:

бобово-зерновые культуры — бобовые и зерновые культуры;

шахматно-шашечный турнир — шахматный и шашечный турнир.

В рассматриваемом прилагательном невозможно вставить союз «и». Оно трансформируется в словосочетание «горные лыжи», в котором существительное является главным словом (лыжи бывают беговые, детские, пластиковые и пр.), а прилагательное «горный» зависимое.

Исходя из этого, выберу слитное написание сложного прилагательного «горнолыжный», как и вот таких слов:

Морфологический разбор слова «-продашь»

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;

    2. Служебные части речи:

    • предлоги;
    • союзы;
    • частицы;

    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
    • собственное или нарицательное;
    • одушевленное или неодушевленное;
    • род (м,ж, ср.);
    • число (ед., мн.);
    • склонение;
    • падеж;
    • синтаксическая роль в предложении.

    План морфологического разбора существительного

    «Малыш пьет молоко.»

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

    • начальная форма – малыш;
    • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

    Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

    • начальная форма – молоко;
    • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    • в предложении прямое дополнение.

    Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    «Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

    Дамы (кто?) — имя существительное;

    • начальная форма — дама;
    • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
    • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
    • синтаксическая роль: часть подлежащего.

    Лужину (кому?) — имя существительное;

    • начальная форма — Лужин;
    • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
    • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    Ладонью (чем?) — имя существительное;

    • начальная форма — ладонь;
    • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
    • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
    • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

    Пыль (что?) — имя существительное;

    • начальная форма — пыль;
    • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    (с) Пальто (С чего?) — существительное;

    • начальная форма — пальто;
    • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
    • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
    • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

    Морфологический разбор прилагательного

    Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

    • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
    • постоянные морфологические признаки прилагательных:
      • разряд, согласно значению:
        • — качественное (теплый, молчаливый);
        • — относительное (вчерашний, читальный);
        • — притяжательное (заячий, мамин);
        • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
        • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
        • признак рода (только в единственном числе);
        • число (согласуется с существительным);
        • падеж (согласуется с существительным);

        План морфологического разбора прилагательного

        Полная луна взошла над городом.

        Полная (какая?) – имя прилагательное;

        • начальная форма – полный;
        • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
        • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
        • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

        Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

        Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

        Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
        • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
        • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Стройная (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — стройный;
        • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
        • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

        Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — тоненький;
        • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Голубые (какие?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — голубой;
        • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
        • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: определение.

        Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — изумительный;
        • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
        • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
        • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

        Морфологические признаки глагола

        Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

        Морфологические формы глаголов:

        • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
        • спрягаемые (личные и безличные) формы;
        • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

        Морфологический разбор глагола

        • начальная форма — инфинитив;
        • постоянные морфологические признаки глагола:
          • переходность:
            • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
            • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
            • возвратные (есть -ся, -сь);
            • невозвратные (нет -ся, -сь);
            • несовершенный (что делать?);
            • совершенный (что сделать?);
            • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
            • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
            • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
            • наклонение:
              • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
              • условное: что делал бы? что сделал бы?;
              • повелительное: делай!;
              • сказуемым: Быть сегодня празднику;
              • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
              • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
              • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
              • обстоятельством: Я вышел пройтись.

              Морфологический разбор глагола пример

              Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

              Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

              Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

              • начальная форма — послать;
              • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
              • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

              Какая тишина, прислушайтесь.

              Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

              • начальная форма — прислушаться;
              • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
              • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Населенный пункт: Иркутская область, с. Покосное

ОО (регион, город, поселок и др.): Иркутская область, с. Покосное

Наименование ОО МКОУ «Покоснинская СОШ»

Ф.И.О. директора ОО: Хрипач Юрий Николаевич

Ф.И.О. педагога: Россало Елена Николаевна

Электронный адрес педагога: [email protected]

Предмет: русский язык

Тип урока* ОНЗ

Класс/курс: 3 класс

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных».

Основные цели:

1) познакомить учащихся с орфограммой о правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих

2) формирования умения писать слова с новой орфограммой.

Дидактические материалы:

Раздаточный материал:

  1. Р-1. Карточка с заданием для работы в группах
    камыш, ночь, мяч, вещь, плащ, печь, меч, дочь
  2. Р-2. Алгоритм написания имен существительных с шипящей на конце
    Определить часть речи.
    Определить род.
    Если существительное женского рода — мягкий знак пишется.
    Если существительное мужского рода — мягкий знак не пишется.
  3. Р-3. Карточка для выполнения самостоятельной работы
    Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луч…, дич…, лож…, глуш…, уж…, мяч.., помощ…
  4. Таблица для этапа рефлексии
    Печь существительное как пишется
  5. Презентация

Оборудование: компьютер, проектор

Краткая аннотация к работе: данный урок проводится по учебнику «Русский язык.» 3кл. нач. шк., в 2 ч. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина («Перспектива»)

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

2) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

3) установить тематические рамки урока: имя существительное.

Организация учебного процесса на этапе 1:

-Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы Слайд1

Прочитайте её :«Шаг вперед — шаг к победе»

— Как вы понимаете данную пословицу?

-Замечательная пословица, которая говорит о том, что к любой цели необходимо стремиться, работать над собой. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем не только радость общения, но и прибавит каждому частичку мудрости и уверенности в себе.

– Чему вы учитесь на любом уроке? (Мы учимся учиться.)

– Напомните, что это значит? (Учиться – это понять, чего я не знаю, и самому найти выход из затруднения.)

— Ребята, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).

— Сегодня мы продолжим изучать нашу тему и узнаем что-то новое.

Желаем успехов и начинаем работать.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель:

1) актуализировать знания о шипящих звуках, о роли мягкого знака в словах, когда пишется разделительный мягкий знак и мягкий знак обозначающий мягкость согласных, о определении рода имен существительных.

2) организовать фиксацию затруднения в написании слов с шипящей на конце у существительных женского и мужского рода.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Минутка чистописания Слайд 2
жж шш чч щщ ьь
-Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

-Какие согласные называются шипящими? (При их произношении воздух выходит с шипением.)

— Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

— Запишите эти буквы в тетрадь чередуя.( Учитель показывает правильное написание букв, ученики пишут в тетради)

2) — Прочитайте пословицы. Слайд 3

Без терпен…я нет умен…я.

Бол…ше думай, мен…ше говори.

Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?

— Запишите пословицы. Слова, в которых мягкий знак – показатель мягкости согласных подчеркните одной чертой.

Слова, где разделительный мягкий знак – подчеркните двумя чертами.

Давайте проверим. Слайд 4

1.терпенье, уменье (разделяет согласный и гласный);

2. меньше. больше (обозначает мягкость согласных);

Что помогло доказать, что в этих словах надо писать ь?( Нам помогло правило) Слайд 5

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

— указывать на мягкость предыдущего согласного;

— разделять согласный от гласного.

3) – Посмотрите на картинку ( Слайд 6) и назовите имена существительные женского рода и мужского рода.

– Итак, что вы повторили? (Имена существительные женского рода и мужского рода, знания о шипящих звуках, о мягком знаке в словах, когда пишется разделительный мягкий знак и мягкий знак обозначающий мягкость согласных.)

– Что будет дальше? (Вы дадите задание, в котором будет что-то новое.)

Записать слова под диктовку на планшетках: деньки, стулья, морковь, ульи, речь, луч.

Выбрать две работы, где последние два слова написаны по- разному.

— Ребята, почему у нас разное написание слов?( Мы не знаем как писать существительные с шипящей на конце.)

-Что будем дальше делать?( Будем разбираться, в чем причина затруднения.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– И что же делать? (Надо остановиться и подумать.)

– Какое задание мы выполняли? (Записывали имена существительные)

— Чем 2 последних существительных отличаются от других слов? ( Эти существительные заканчиваются на шипящий звук.)

— Почему эти два слова написали по-разному?( Не знаем как писать существительные с шипящей на конце.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) сформулировать цель учебной деятельности и согласовать тему урока;

2) выбрать способ и средства для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Какова же цель урока? (Научиться писать имена существительные с шипящей на конце.)

– Тема: правописание имен существительных с шипящей на конце. Слайд 7

Чтобы выйти из затруднения предлагаю выполнить следующее задание в группах.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний о правописании ь;

2) организовать условия для выявления роли ь на конце существительных после шипящих;

3) применить новое знание и способ действий для выполнения задания, вызвавшего затруднение;

4) зафиксировать в речи и знаково новое знание и способ действий;

5) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Даны слова: камыш, ночь, мяч, вещь, плащ, печь, меч, дочь.Р-1

— Какой частью речи выражены эти слова?

— На какие две группы можно разделить эти существительные? ( По родам)

— Запишите слова в два столбика. В первый выпишите имена существительные мужского рода, во второй- имена существительные женского рода. Проверим по слайду. Слайд 8

-Какой вывод можно сделать? (У существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода — не пишется). Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

— Откройте учебники на стр. 13. Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

— Какую работу еще выполняет мягкий знак?

— Указывает на женский род имен существительных. Слайд 9

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма. Вернемся к нашему пробному действию, значит как запишем данные слова? ( Речь пишется с ь, потому что это имя существительное женского рода, луч- без мягкого знака, т.к. это существительное мужского рода.)

-Давайте составим алгоритм написания имен существительных с шипящей на конце. Вам предстоит шаги алгоритма расставить в правильной последовательности. Р-2

Составить и наклейте правильно шаги алгоритма

Проверим правильность составления. Слайд 10

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода — мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода — мягкий знак не пишется.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование нового знания и на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Что предлагаете делать дальше? (Потренироваться в написании мягкого знака у существительных на конце после шипящих.)

  1. -Выполним упр.19 . Записать имена существительные с шипящими на конце.

Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные выполняют задание в тетради. Вариант комментирования:

Товарищ пишу без ь, потому что это существительное мужского рода, вещь- с ь , сущ.,ж.р. Следующие комментируются аналогично.

  1. Работа в парах.

— Из упр.18 записать первые 8 слов.

Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Слайд 11

  • Кто ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте свою ошибку.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать выполнение учащимися типовых заданий на написание мягкого знака у существительных на конце после шипящих.)

2) организовать самопроверку умения распознавать существительные мужского и женского рода

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Отлично! Я думаю, что вам не составит труда самостоятельно выполнить задание.

— Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно в тетрадях. Проверка организуется по образцу Слайд 12

    • Кто из вас ошибся?
    • В чем ошибка? (…)
    • Исправьте ошибку.
    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
    • Кто не ошибся?
    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение писать имена существительные с шипящими на конце.

— Выполним упр. 21. Прочитаем пословицы, объясним их смысл. Списать ,вставляя мягкий знак, где это необходимо.Определить род имен существительных. Комментирование цепочкой.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности на уроке;

2) зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности;

3) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: когда пишется мягкий знак у имен существительных после шипящих

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Научиться писать имена существительные с шипящей на конце)

– Достигли ли вы цели? (Да.)

— Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

– С какими затруднениями вы столкнулись?

– Удалось ли их преодолеть? Как?

– Над чем еще надо поработать?

— Итак, сегодня вы сделали еще один шаг вперед, шаг к победе. Давайте поработаем с таблицей и каждый оценить себя на данном уроке. Учащиеся анализируют свою работу и высказываются. Слайд 13

Далее учитель комментирует домашнее задание:

С. 16 упр.24 выполнить по заданию.

Творческое задание по желанию на формате А4 оформить изученное правило.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) данный урок проводится по учебнику «Русский язык.» 3кл. нач. шк., в 2 ч. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина («Перспектива») и может быть использован учителями, работающими по другим УМК.

  • Печь торты как пишется
  • Печь как пишется с мягким знаком или без
  • Печь из сказки по щучьему велению картинки
  • Печорин положительный или отрицательный герой сочинение
  • Печорин и женщины сочинение